Народная игрушка для детей средней группы

Обновлено: 18.05.2024

Обращаем Ваше внимание, что в соответствии с Федеральным законом N 273-ФЗ «Об образовании в Российской Федерации» в организациях, осуществляющих образовательную деятельность, организовывается обучение и воспитание обучающихся с ОВЗ как совместно с другими обучающимися, так и в отдельных классах или группах.

Конспект НОД по ФЦКМ « Народная игрушка»

Цель: формировать представление о народных игрушках, приобщать к традициям русского народа, развивать внимание, речь, расширять словарный запас, продолжать знакомить с устным народным творчеством.
Задачи :
Воспитательные:
• Формировать представление о народных игрушках. Приобщать детей к традициям русского народа; продолжать знакомить с устным народным творчеством;
Обучающие:
• Познакомить детей с русскими народными игрушками; учить различать их по форме, цвету, узору.

Развивающие:
• Развивать творческое восприятие, воображение, память, речь, внимание, наблюдательность, целостное зрительное восприятие окружающего мира.
Интеграция образовательных областей : « Познавательное развитие » , «Речевое развитие » , «Социально-коммуникативное развитие » , «Художественно- эстетическое развитие», «Физическое развитие».

Материалы и оборудование : матрешка, тряпичные куклы, дымковская барышня, деревянные ложки, свистульки, иллюстрации с изображением дымковских, филимоновских, городецких игрушек, предметные картинки «Народные промыслы», презентация «Народная игрушка».

Предварительная работа : чтение русских народных сказок, потешек, закличек, проведение подвижных игр в народном стиле, рассматривание иллюстраций «Народные промыслы».

Технологии : здоровьесберегающие, информационно-коммуникационные, игровые.

Словарная работа: мастера-умельцы, ярмарка, изделия, свистульки , «безликие куклы», подручный материал, древние обряды, гончар.

Ход НОД :

- Ребята, вы любите игрушки?

-А что вы с ними делаете?

- А где ваши родители берут игрушки?

-Покупают в магазине.

-А раньше игрушки для своих детей родители делали сами из подручных материалов или покупали на ярмарке. Сегодня я хочу познакомить вас с очень интересными игрушками, а какими, вы узнаете, разгадав мои загадки:

Друг другу улыбаются,
Одна в другую ставятся,
Деревянные, как ложки!
Знаешь, кто это? (Матрешки)

Воспитатель: Верно! Это матрешки! (Показ матрешки, показ слайда 1).

-Из чего сделана матрешка? (из дерева)
Воспитатель: Ребята, а вы знаете, что для изготовления матрешек мастера используют липу, березу, лиственницу. Для работы мастера берут самую качественную древесину, без сучков и трещин. А сейчас, давайте рассмотрим матрешек.
Матрешка- старинная традиционная народная игрушка. Её не случайно называют народной, почему?(ответы детей)

-Правильно, потому, что она сделана добрыми руками русских людей.
-Ребята, посмотрите, сколько здесь матрёшек?(много)
-Какая она? (нарядная, расписная, красивая)
-Почему она расписная? (потому что ее расписывают, раскрашивают, сарафан украшен цветами). Послушайте стихотворение об этой игрушке:

Я с таинственной игрушкой
Заигралась допоздна,
Разбираю, собираю,
То их восемь, то одна.
Ростом разные подружки,
Но похожи друг на дружку.
Все они сидят друг в дружке,
А всего одна игрушка.

Воспитатель: Давайте посмотрим, что еще продавали на ярмарке.
Посмотрите, какие игрушки! (Показ слайдов дымковских игрушек 3-7).
Весёлая белая глина,

Кружочки, полоски на ней,

Козлы и барашки смешные,

Табун разноцветных коней.

Кормилицы и водоноски,

И всадники, и ребятня,

Собаки, гусары и рыбки,

А ну, отгадайте, кто я?

Игрушки не простые,
А волшебно расписные.
Белоснежны, как березки,
Простой, казалось бы узор,
Но отвести не в силах взор.
Это, ребята, дымковские игрушки.

Воспитатель: На низком берегу реки Вятки расположилась старинная слобода под названием Дымково. (Показ слайда 8). Здесь русские мастерицы длинными зимними вечерами лепили разнообразные игрушки: коней, оленей, птиц, индюков, барышень. Посмотрите, над каждой избой поднимается голубой дымок над трубой. Оттого, наверное, и назвали деревню Дымково, а игрушки – дымковскими. Обратите внимание - лепили их из глины, сюжеты для игрушек брали на улице. -А для чего лепили!? -Ч тобы украсить свой дом, порадовать друзей, детей).
- Глину привозили весной и хранили ее до осени. Затем ее замачивали, лепили игрушки , обжигали в печи и опускали в ведро с разведенным на молоке мелом. Расписывали. Краски брали самые яркие. -Какие!? -Красные, желтые, синие, зеленые .
- Назовите элементы узора (круг, точки, кольца, полоски, волнистая линия)
Сверху покрывали белком яйца. Ни одна поделка не повторялась.

Хлопают в ладошки

Дружные матрешки. (Хлопают в ладоши)

На ногах сапожки, (Руки на пояс, поочередно выставляют ногу на пятку вперед)

Топают матрешки. (Топают ногами)

Влево, вправо наклонись, (Наклоны телом влево – вправо)

Всем знакомым поклонись. (Наклоны головой влево-вправо)

Еще на ярмарке продавали филимоновские игрушки. Зародилась эта игрушка в Тульской области. А свое название получила от деревни Филимоново. (Показ слайдов 9-12).

Кто и когда сделал здесь первые игрушки неизвестно, известно только, что делают их испокон веку. Одна из легенд рассказывает, что пришел в эти места гончар Филимон, обнаружил залежи отличной глины и начал лепить из нее горшки да игрушки. Место, где он поселился, так и прозвали Филимоново.

Есть даже сказка «Про деда Филимона»: шёл дед по дороге. С горы на гору поднимался, с холма на холм. Шёл, он шёл дремучими лесами, солнышко ярко светило. Жарко стало, а тут и ручеёк. Присел он на камушек, а тут и глина. Повертел он её - в руках - получилась птичка, проткнул дырочки - запела птичка. Так с тех пор и повелось «глиняное дело».

-Известный народный промысел – Городецкая игрушка . (Показ слайдов 13- 16).

Эту удивительную деревянную игрушку делают в Горьковской области, городе Городце , отсюда и пошло название игрушки «Городецкая» . Материалом для изделий служит древесина лиственных и хвойных пород.

Игрушки изготавливают на токарных станках, а также с помощью ножей.

Роспись выполняется масляными красками и нитрокрасками. При окончательной отделке изделие покрывают плотной и прочной пленкой лака. Обратите внимание, углы у игрушек заостренные . -Какие основные цвета преобладают в изделиях? (Ответы детей).

- Характерная особенность Городецкого промысла – исполнение рисунка на цветных фонах: желтом, зеленом, голубом.

Воспитатель: Вот какие разные игрушки бывают. Взрослые издавна делали для детей различные игрушки – забавы. Для этого подходил любой материал - из кусочка глины получалась свистулька, из деревяшки – занятные медвежата, курочки, стукалочки. А из остатков ткани рождались чудесные тряпичные куклы. Это не просто детская игрушка, это неотъемлемый атрибут древних обрядов. Считалось, что куклы, сделанные своими руками из подручных материалов, обладают магическими свойствами. Наши предки верили, что куклы способны отгонять злых духов и приносить счастье в дом.
(Показ слайда 17-19). Воспитатель: Тряпичная кукла была самой распространенной игрушкой. Кукол берегли: вырастает девчонка, становится мамой и передает свою куклу дочке. Тряпичная кукла жила в каждой семье. Дети делали их сами, они начинали «вертеть», т.е. делать куклу лет с пяти. Играя в куклы, девочки учились шить, вышивать, прясть.
Всех кукол наряжали в красивые платья, которые делались с особым смыслом – каждый наряд означал что-то своё. Но в любом наряде должен был присутствовать красный цвет. Красный цвет – цвет солнца, здоровья, радости, тепла, так же считали, что красный цвет оберегает от сглаза и бед.
(Показ слайдов 7- ). -Посмотрите внимательно на этих кукол, при их рассмотрении, кто-нибудь заметил одну особенность этих кукол? Чем они похожи? Что их объединяет?
-У кукол нет лица.
Все куклы делались безликими, т.е. не имели лица, считалось, что если у куклы нет лица, то никто не может навредить владельцу.
Вот какие интересные куклы из тряпочек. -Ребята, кукла из тряпочек значит она какая? -Тряпичная.
Воспитатель: Вот с какими интересными игрушками мы с вами познакомились, узнали из чего они сделаны.
Давайте вспомним с какими именно. -Матрешкой, дымковской, филимоновской, городецкой, тряпичной. -Из чего сделаны эти игрушки? - Из глины, дерева, ткани. -Что используют мастера- умельцы, чтобы игрушки стали красивые? - Раскрашивают их красками.
-А как нужно относиться к игрушкам и труду народных мастеров?
-Бережно, аккуратно.
Воспитатель: Молодцы, будем играть с игрушками бережно и аккуратно .

В настоящее время у детей слабо развит познавательный интерес к народной игрушке, к её истории, т. к. прилавки магазинов переполнены разнообразием игрушек иностранного производства, а информационные системы активно их рекламируют. Родители практически не покупают современным детям народные игрушки. Многовековой опыт человечества показал важность приобщения детей к культуре своего народа, поскольку обращение к отеческому наследию воспитывает уважение, гордость за землю, на которой живешь. Поэтому детям необходимо знать и изучать культуру и традиции своих предков. Если не знакомить ребенка в дошкольном детстве с народно-прикладным искусством, то не будет достигнуто полное ознакомление с историей, культурой своего народа, что в дальнейшем приведет к обеднению его нравственно-патриотических чувств. Следует отметить роль народной игрушки в процессе обучения дошкольников практически всем видам детской деятельности.

Цель проекта : Приобщение детей к народной культуре, через ознакомление с народной игрушкой.

Задачи проекта :

1. Вызвать желание у детей познакомиться с разнообразием народной игрушки (глиняная, деревянная, тряпичная, соломенная, берестяная и др.)

2. Обеспечить запоминание игр с народными игрушками, возможностью использования их в разных видах детской деятельности (подвижные, сюжетные, режиссерские игры, театрализованная деятельность, изобразительное творчество по мотивам народной игрушки)

3. Способствовать развитию познавательных интересов, эстетического восприятия, логического мышления, внимания, воображения, сенсомоторные навыки, ловкость, смекалку.

4. Формировать и развивать коммуникативные навыки, желание использовать народные игрушки в совместной и самостоятельной деятельности.

Вид проекта :

По характеру предметной области: Социализация

По составу – групповой

По продолжительности средней продолжительности (20.03.17-31.03.17)

Участники проекта – воспитанники среднего дошкольного возраста, педагоги учреждения, родители.

Предполагаемые итоги реализации проекта :

1. Знание разнообразных видов народных игрушек, содержания игр с ними

2. Умение организовывать совместную и самостоятельную игровую деятельность с народной игрушкой

3. Устойчивое желание играть с народной игрушкой

Форма итогового мероприятия: Вечер развлечения «В гостях у бабушки - Забавушки»

Предполагаемый продукт проекта : Выставка творческих работ детей.

Схема осуществления проекта

ЭТАП Интеграция образовательных областей Совместная деятельность взрослого и детей с учётом образовательных областей Развивающая среда Работа с родителями

Коммуникация Опрос детей (Приложение) Беседа о жизни детей в прошлом, о их занятиях, играх, игрушках. Беседа о труде взрослых, создающих предметы декоративно-прикладного искусства Рассматривание иллюстраций о жизни детей в прошлом Подбор русских народных сказок Подбор дидактических игр Альбомы «Народная игрушка», иллюстрации о декоративно-прикладном искусстве. Статьи на тему «Где появились первые игрушки на Руси», «Все о народной игрушке», Совместные праздники «Праздники народного календаря» (масленица) Наглядная агитация, папки-передвижки.

Чтение худ. Литературы Коммуникация

Физическая культура Здоровье

Социализация Труд Безопасность

Музыка Беседы «Зачем игрушки нам нужны?» «Кто их делает?» «Как надо обращаться с игрушками?» Опыты-сравнения деревянных, глиняных и волосяных игрушек (Тяжёлая -лёгкая, холодная -тёплая) НОД «В гости к сороке» Театрализованная игра «Репка из матрёшки» Загадки о народных промыслах Заучивание считалок, стихотворений, пословиц, небылиц, Д. игра «Домик для матрешки» (соотнесение по величине; с элементами конструирования) «Которая по счету матрешка спряталась?» «Опиши игрушку» «Разложи матрёшек по величине»

Пальчиковые игры «Матрёшки», «Дымковские барышни» Физкультминутки Дыхательная гимнастика «Любуемся игрушками, Уточка, Дуем, задуваем» Русские народные подвижные игры «Растеряхи», «Жаворонок», «Дударь», «Гуси –гуси», «Золотые ворота».

Сюжетно –ролевая игра «Магазин игрушек» Формировать навыки безопасного обращения с ножницами. Воспитывать бережное отношение к вещам. Расширять представления о способах безопасного обращения с глиняной и фарфоровой игрушкой. Наведём порядок на полках. Воспитание положительного отношения к труду.

Рисование НОД «Дымковский конёк» Аппликация «Украсим матрёшек» Конструирование «Магазин игрушек»

Разучивание частушек Хороводная игра «В небе жаворонок пел» Пляска «Мы матрёшки» Оркестр народных игрушек» Рассматривание Иллюстрации разновидности народной игрушки Иллюстрации в книгах Выставка народных игрушек Консультация для родителей «Роль народных игр и игрушек в воспитании дошкольников» Информационно – стендовые материалы «Как лепить свистульку» «Как сделать куклу»

итоговый Познание Социализация Здоровье Коммуникация Вечер развлечения «В гостях у бабушки – Забавушки» Цель: Приобщение детей к истокам русской народной культуры. Выставка творческих работ детей. Родители участвуют в подготовке проведения развлечения.

Вывод: Проект реализовал поставленные цель и задачи. Много теплых слов о проекте было сказано родителями. Они отметили, что дети много узнали интересного о народных промыслах, накопили опыт игр с народными игрушками, использование их в самостоятельной деятельности, стали делиться своими впечатлениями с родными и друзьями. У них появилось стремление к самостоятельному получению знаний, дети активно вступают в общение и умеют отстаивать свою точку зрения.

Опрос детей 15.03.17 Принимало участие 18 детей.

1. Знаешь ли ты, с какими игрушками играли раньше? Какие народные игрушки ты знаешь?

2. Выбери среди игрушек, стоящих на столе, ту, которая тебе нравится больше всего. (матрешка, флюгер-вертушка, игрушка-забава, свистулька, дымковская игрушка)

Ты знаешь как с ней можно играть?

3. У тебя дома есть народные игрушки?

Вывод: Анализируя полученные результаты, можно сделать выводы, что большинство детей не имеют представления о том, какими игрушками играли раньше. А 28% детей не имеют представления как и во что можно играть с народной игрушкой.

Опрос детей 01.04.17 Принимало участие 10 детей

Вывод: В начале исследования выявлено отсутствие знаний у детей по истории народной игрушке, кроме того, многие из детей не имели представления как и во что можно поиграть с народной игрушкой. Однако после небольшого рассказа о игрушках которыми играли в старину, проведенных игровых мероприятий дошкольники все - таки заинтересовались этим вопросом, узнали много нового для себя, помогали готовить игровой материал, и передавали информацию окружающим.

Конспект интегрированного занятия по развитию речи в средней группе «Русская народная сказка «Колобок» Программное содержание: - вызвать интерес к сказке «Колобок»; - учить играть роль персонажа сказки с помощью взрослого; - развивать внимание,.

Конспект интегрированного занятия по развитию речи в средней группе «Русская народная сказка «Репка» Конспект интегрированного занятия по развитию речи в средней группе «Русская народная сказка «Репка» Программное содержание: - вызвать.

Занятие по приобщению детей старшего дошкольного возраста к русской народной культуре «Русская народная игрушка. Кукла» Конспект занятия творческой мастерской по приобщению детей старшего дошкольного возраста к истокам русской народной культуры. Тема: «Русская.

Мини-музей «Русская народная игрушка-Свистулька»

Мини-музей «Русская народная игрушка-Свистулька» Мини-музей "Русская народная игрушка- Свистулька" Воспитанник нашей группы принес игрушку-свистульку, соловей. Всех заинтересовала эта маленькая.

Конспект ОД в средней группе «Здравствуй народная игрушка-Матрешка» Цель занятия: Знакомство детей с русской народной игрушкой – матрёшкой. Формировать эмоциональную отзывчивость на восприятие деревянной.

Планирование в средней группе «Народная игрушка, народные промыслы» Дата 13.03.2017 г. – понедельник Тема дня: Знакомство с народной культурой и традициями Народная игрушка, народные промыслы Совместная деятельность.

Проект «Матрешка — русская народная игрушка» Проект «Матрешка-русская народная игрушка» Вид проекта: краткосрочный, творческий, познавательный. Участники проекта: Дети, воспитатели,.

Проект «Русская народная игрушка» в средней группе

Проект «Русская народная игрушка» в средней группе Муниципальное бюджетное дошкольное образовательное учреждение Центр развития ребенка- детский сад № 4 «Колосок» муниципального района Давлекановский.

Тематическое планирование в средней группе «Русская народная культура и традиции» Аннотация. В работе приведено описание тематического планирования одного дня в детском саду. Ключевые слова: матрёшка, патриотизм, шутки-прибаутки,.

формировать представление о народных игрушках, приобщать к традициям русского народа, развивать внимание, речь, расширять словарный запас, продолжать знакомить с устным народным творчеством.

Задачи:

Воспитательные:

Формировать представление о народных игрушках. Приобщать детей к традициям русского народа; продолжать знакомить с устным народным творчеством;

Познакомить детей с русскими народными игрушками; учить различать их по форме, цвету, узору.

Развивающие:

Развивать творческое восприятие, воображение, память, речь, внимание, наблюдательность, целостное зрительное восприятие окружающего мира.

Материалы и оборудование:

матрешка, тряпичные куклы, дымковская барышня, деревянные ложки, свистульки, иллюстрации с изображением дымковских, филимоновских, городецких игрушек, предметные картинки «Народные промыслы».

чтение русских народных сказок, потешек, закличек, проведение подвижных игр в народном стиле, рассматривание иллюстраций «Народные промыслы».

Ход занятия:

-Ребята, вы любите игрушки?

-А что вы с ними делаете?

- А где ваши родители берут игрушки?

-Покупают в магазине.

-А раньше игрушки для своих детей родители делали сами из подручных материалов или покупали на ярмарке. Сегодня я хочу познакомить вас с очень интересными игрушками, а какими, вы узнаете, разгадав мои загадки:

Друг другу улыбаются,

Одна в другую ставятся,

Деревянные, как ложки!

Знаешь, кто это(Матрешка)

Воспитатель: Верно! Это матрешки! (Показ матрешка)

- Из чего сделана матрешка? (из дерева)

Воспитатель: Ребята, а вы знаете, что для изготовления матрешек мастера используют липу, березу, лиственницу. Для работы мастера берут самую качественную древесину, без сучков и трещин. А сейчас, давайте рассмотрим матрешек.

Матрешка- старинная традиционная народная игрушка. Её не случайно называют народной, почему (ответы детей)

-Правильно, потому, что она сделана добрыми руками русских людей.

-Ребята, посмотрите, сколько здесь матрёшек (много)

-Какая она? (нарядная, расписная, красивая)

-Почему она расписная? (потому что ее расписывают, раскрашивают, сарафан украшен цветами). Послушайте стихотворение об этой игрушке:

Я с таинственной игрушкой

То их восемь, то одна.

Ростом разные подружки,

Но похожи друг на дружку.

Все они сидят друг в дружке,

А всего одна игрушка.

Воспитатель: На низком берегу реки Вятки расположилась старинная слобода под названием Дымково. Здесь русские мастерицы длинными зимними вечерами лепили разнообразные игрушки: коней, оленей, птиц, индюков, барышень. Посмотрите, над каждой избой поднимается голубой дымок над трубой. Оттого, наверное, и назвали деревню Дымково, а игрушки – дымковскими. Обратите внимание - лепили их из глины, сюжеты для игрушек брали на улице.

-А для чего лепили? (Чтобы украсить свой дом, порадовать друзей, детей).

-Глину привозили весной и хранили ее до осени. Затем ее замачивали, лепили игрушки, обжигали в печи и опускали в ведро с разведенным на молоке мелом. Расписывали. Краски брали самые яркие.

-Какие? (Красные, желтые, синие, зеленые).

-Назовите элементы узора (круг, точки, кольца, полоски, волнистая линия)

Сверху покрывали белком яйца. Ни одна поделка не повторялась.

Физминутка:

Хлопают в ладошки

Дружные матрешки. (Хлопают в ладоши)

На ногах сапожки, (Руки на пояс, поочередно выставляют ногу на пятку вперед)

Топают матрешки. (Топают ногами)

Влево, вправо наклонись, (Наклоны телом влево – вправо)

Всем знакомым поклонись. (Наклоны головой влево-вправо)

Еще на ярмарке продавали филимоновские игрушки. Зародилась эта игрушка в Тульской области. А свое название получила от деревни Филимоново.

Кто и когда сделал здесь первые игрушки неизвестно, известно только, что делают их испокон веку. Одна из легенд рассказывает, что пришел в эти места гончар Филимон, обнаружил залежи отличной глины и начал лепить из нее горшки да игрушки. Место, где он поселился, так и прозвали Филимоново.

Есть даже сказка «Про деда Филимона»: шёл дед по дороге. С горы на гору поднимался, с холма на холм. Шёл, он шёл дремучими лесами, солнышко ярко светило. Жарко стало, а тут и ручеёк. Присел он на камушек, а тут и глина. Повертел он её - в руках - получилась птичка, проткнул дырочки - запела птичка. Так с тех пор и повелось «глиняное дело».

- Известный народный промысел – Городецкая игрушка.

Эту удивительную деревянную игрушку делают в Горьковской области, городе Городце, отсюда и пошло название игрушки «Городецкая». Материалом для изделий служит древесина лиственных и хвойных пород.

Игрушки изготавливают на токарных станках, а также с помощью ножей.

Роспись выполняется масляными красками и нитрокрасками. При окончательной отделке изделие покрывают плотной и прочной пленкой лака. Обратите внимание, углы у игрушек заостренные. -Какие основные цвета преобладают в изделиях? (Ответы детей).

- Характерная особенность Городецкого промысла – исполнение рисунка на цветных фонах: желтом, зеленом, голубом.

Воспитатель: Вот какие разные игрушки бывают. Взрослые издавна делали для детей различные игрушки – забавы. Для этого подходил любой материал - из кусочка глины получалась свистулька, из деревяшки – занятные медвежата, курочки, стукалочки. А из остатков ткани рождались чудесные тряпичные куклы. Это не просто детская игрушка, это неотъемлемый атрибут древних обрядов. Считалось, что куклы, сделанные своими руками из подручных материалов, обладают магическими свойствами. Наши предки верили, что куклы способны отгонять злых духов и приносить счастье в дом.

Воспитатель: Тряпичная кукла была самой распространенной игрушкой. Кукол берегли: вырастает девчонка, становится мамой и передает свою куклу дочке. Тряпичная кукла жила в каждой семье. Дети делали их сами, они начинали «вертеть», т. е. делать куклу лет с пяти. Играя в куклы, девочки учились шить, вышивать, прясть.

Всех кукол наряжали в красивые платья, которые делались с особым смыслом, каждый наряд означал что-то своё. Но в любом наряде должен был присутствовать красный цвет. Красный цвет – цвет солнца, здоровья, радости, тепла, так же считали, что красный цвет оберегает от сглаза и бед.

-Посмотрите внимательно на этих кукол, при их рассмотрении, кто-нибудь заметил одну особенность этих кукол?

Что их объединяет?

(У кукол нет лица).

Все куклы делались безликими, т. е. не имели лица, считалось, что если у куклы нет лица, то никто не может навредить владельцу.

Вот какие интересные куклы из тряпочек.

-Ребята, кукла из тряпочек значит она какая? (Тряпичная).

Воспитатель: Вот с какими интересными игрушками мы с вами познакомились, узнали из чего они сделаны.

Давайте вспомним с какими именно.

-Матрешкой, дымковской, филимоновской, городецкой, тряпичной

- из чего сделаны эти игрушки?

- из глины, дерева, ткани.

-Что используют мастера- умельцы, чтобы игрушки стали красивые?

-Раскрашивают их красками.

-А как нужно относиться к игрушкам и труду народных мастеров?

Воспитатель: Молодцы, будем играть с игрушками бережно и аккуратно.

Конспект занятия по окружающему миру в средней групе «Покормите птиц зимой!»

Конспект занятия по окружающему миру в средней групе «Покормите птиц зимой!» Цель: сформировать у детей представление о зимующих птицах; вызвать интерес к образу жизни зимующих птиц; прививать бережное отношение.

Конспект НОД по окружающему миру «Весна красна пришла» в старшей группе Тема: «Весна красна пришла». Цель:уточнить и систематизировать знания детей о характерных признаках весны. Задачи: образовательные: • закрепить.

Конспект НОД по окружающему миру «Мебель» в старшей группе Конспект занятия по окружающему миру в старшей группе по теме «Мебель» Цель: уточнить и расширить словарь по теме «мебель» Задачи: -уточнить.

Конспект НОД по окружающему миру в старшей группе «Пожарная техника» Интеграция образовательных областей: познавательное, речевое, социально-коммуникативное. Цель: - Ознакомление детей с пожарной техникой.

Конспект НОД по окружающему миру в старшей группе «Змеи» Интеграция образовательных областей: познавательное, речевое, социально-коммуникативное. Цель: - Ознакомление детей с такими животными,.

Конспект НОД по окружающему миру «Ознакомление с воздухом» в старшей группе Цель: ознакомление с воздухом. Задачи: Образовательные: - познакомить детей со способами обнаружения воздуха, и его свойствами; - показать,.

Конспект НОД по познавательному развитию «Народная игрушка — матрёшка» в средней группе

Конспект НОД по познавательному развитию «Народная игрушка — матрёшка» в средней группе Цель: познакомить детей с русской народной игрушкой - матрёшкой, как с символом народного искусства. Задачи: 1. Расширить представление.

Конспект занятия в средней группе «Народная игрушка-матрёшка» «Народная игрушка- матрёшка». Цель: Знакомство детей с народной игрушкой – матрёшкой. Задачи: 1. Познакомить детей с историей матрёшки.

Конспект занятия в средней группе по окружающему миру «Вулканы»

Конспект занятия в средней группе по окружающему миру «Вулканы» Занятие для детей 4-5 лет на тему:"Вулканы" «Сегодня человечество вошло в эпоху глобальных климатических перемен и проблему изменения климата.

НОД по окружающему миру «Наш любимый детский сад» в средней группе Цель: Обобщение знаний детей о детском саде и профессиях взрослых, которые в нём работают. Задачи: • формировать представления о том, что.

Цель: формировать представление о народных игрушках, приобщать к традициям русского народа, развивать внимание, речь, расширять словарный запас, продолжать знакомить с устным народным творчеством.
Задачи :
Воспитательные:
• Формировать представление о народных игрушках. Приобщать детей к традициям русского народа; продолжать знакомить с устным народным творчеством;
Обучающие:
• Познакомить детей с русскими народными игрушками; учить различать их по форме, цвету, узору.

Развивающие:
• Развивать творческое восприятие, воображение, память, речь, внимание, наблюдательность, целостное зрительное восприятие окружающего мира.
Интеграция образовательных областей : «Познавательное развитие», «Речевое развитие», «Социально-коммуникативное развитие», «Художественно- эстетическое развитие», «Физическое развитие».

Материалы и оборудование : матрешка, тряпичные куклы, дымковская барышня, деревянные ложки, свистульки, иллюстрации с изображением дымковских, филимоновских, городецких игрушек, предметные картинки «Народные промыслы», презентация «Народная игрушка».

Предварительная работа : чтение русских народных сказок, потешек, закличек, проведение подвижных игр в народном стиле, рассматривание иллюстраций «Народные промыслы».

Технологии : здоровьесберегающие, информационно-коммуникационные, игровые.

Словарная работа: мастера-умельцы, ярмарка, изделия, свистульки , «безликие куклы», подручный материал, древние обряды, гончар.

- Ребята, вы любите игрушки?

-А что вы с ними делаете?

- А где ваши родители берут игрушки?

-Покупают в магазине.

-А раньше игрушки для своих детей родители делали сами из подручных материалов или покупали на ярмарке. Сегодня я хочу познакомить вас с очень интересными игрушками, а какими, вы узнаете, разгадав мои загадки:

Друг другу улыбаются,
Одна в другую ставятся,
Деревянные, как ложки!
Знаешь, кто это? (Матрешки)

Воспитатель: Верно! Это матрешки! (Показ матрешки, показ слайда 1).

-Из чего сделана матрешка? (из дерева)
Воспитатель: Ребята, а вы знаете, что для изготовления матрешек мастера используют липу, березу, лиственницу. Для работы мастера берут самую качественную древесину, без сучков и трещин. А сейчас, давайте рассмотрим матрешек.
Матрешка- старинная традиционная народная игрушка. Её не случайно называют народной, почему?(ответы детей)

-Правильно, потому, что она сделана добрыми руками русских людей.
-Ребята, посмотрите, сколько здесь матрёшек?(много)
-Какая она? (нарядная, расписная, красивая)
-Почему она расписная? (потому что ее расписывают, раскрашивают, сарафан украшен цветами). Послушайте стихотворение об этой игрушке:

Я с таинственной игрушкой
Заигралась допоздна,
Разбираю, собираю,
То их восемь, то одна.
Ростом разные подружки,
Но похожи друг на дружку.
Все они сидят друг в дружке,
А всего одна игрушка.

Воспитатель: Давайте посмотрим, что еще продавали на ярмарке.
Посмотрите, какие игрушки! (Показ слайдов дымковских игрушек 3-7).
Весёлая белая глина,

Кружочки, полоски на ней,

Козлы и барашки смешные,

Табун разноцветных коней.

Кормилицы и водоноски,

И всадники, и ребятня,

Собаки, гусары и рыбки,

А ну, отгадайте, кто я?

Игрушки не простые,
А волшебно расписные.
Белоснежны, как березки,
Простой, казалось бы узор,
Но отвести не в силах взор.
Это, ребята, дымковские игрушки.

Воспитатель: На низком берегу реки Вятки расположилась старинная слобода под названием Дымково. (Показ слайда 8). Здесь русские мастерицы длинными зимними вечерами лепили разнообразные игрушки: коней, оленей, птиц, индюков, барышень. Посмотрите, над каждой избой поднимается голубой дымок над трубой. Оттого, наверное, и назвали деревню Дымково, а игрушки – дымковскими. Обратите внимание - лепили их из глины, сюжеты для игрушек брали на улице. -А для чего лепили!? -Чтобы украсить свой дом, порадовать друзей, детей).
-Глину привозили весной и хранили ее до осени. Затем ее замачивали, лепили игрушки, обжигали в печи и опускали в ведро с разведенным на молоке мелом. Расписывали. Краски брали самые яркие. -Какие!? -Красные, желтые, синие, зеленые.
-Назовите элементы узора (круг, точки, кольца, полоски, волнистая линия)
Сверху покрывали белком яйца. Ни одна поделка не повторялась.

Хлопают в ладошки

Дружные матрешки. (Хлопают в ладоши)

На ногах сапожки, (Руки на пояс, поочередно выставляют ногу на пятку вперед)

Топают матрешки. (Топают ногами)

Влево, вправо наклонись, (Наклоны телом влево – вправо)

Всем знакомым поклонись. (Наклоны головой влево-вправо)

Еще на ярмарке продавали филимоновские игрушки. Зародилась эта игрушка в Тульской области. А свое название получила от деревни Филимоново. (Показ слайдов 9-12).

Кто и когда сделал здесь первые игрушки неизвестно, известно только, что делают их испокон веку. Одна из легенд рассказывает, что пришел в эти места гончар Филимон, обнаружил залежи отличной глины и начал лепить из нее горшки да игрушки. Место, где он поселился, так и прозвали Филимоново.

Есть даже сказка «Про деда Филимона»: шёл дед по дороге. С горы на гору поднимался, с холма на холм. Шёл, он шёл дремучими лесами, солнышко ярко светило. Жарко стало, а тут и ручеёк. Присел он на камушек, а тут и глина. Повертел он её - в руках - получилась птичка, проткнул дырочки - запела птичка. Так с тех пор и повелось «глиняное дело».

-Известный народный промысел – Городецкая игрушка. (Показ слайдов 13- 16).

Эту удивительную деревянную игрушку делают в Горьковской области, городе Городце, отсюда и пошло название игрушки «Городецкая». Материалом для изделий служит древесина лиственных и хвойных пород.

Игрушки изготавливают на токарных станках, а также с помощью ножей.

Роспись выполняется масляными красками и нитрокрасками. При окончательной отделке изделие покрывают плотной и прочной пленкой лака. Обратите внимание, углы у игрушек заостренные. -Какие основные цвета преобладают в изделиях? (Ответы детей).

- Характерная особенность Городецкого промысла – исполнение рисунка на цветных фонах: желтом, зеленом, голубом.

Воспитатель: Вот какие разные игрушки бывают. Взрослые издавна делали для детей различные игрушки – забавы. Для этого подходил любой материал - из кусочка глины получалась свистулька, из деревяшки – занятные медвежата, курочки, стукалочки. А из остатков ткани рождались чудесные тряпичные куклы. Это не просто детская игрушка, это неотъемлемый атрибут древних обрядов. Считалось, что куклы, сделанные своими руками из подручных материалов, обладают магическими свойствами. Наши предки верили, что куклы способны отгонять злых духов и приносить счастье в дом.
(Показ слайда 17-19). Воспитатель: Тряпичная кукла была самой распространенной игрушкой. Кукол берегли: вырастает девчонка, становится мамой и передает свою куклу дочке. Тряпичная кукла жила в каждой семье. Дети делали их сами, они начинали «вертеть», т.е. делать куклу лет с пяти. Играя в куклы, девочки учились шить, вышивать, прясть.
Всех кукол наряжали в красивые платья, которые делались с особым смыслом – каждый наряд означал что-то своё. Но в любом наряде должен был присутствовать красный цвет. Красный цвет – цвет солнца, здоровья, радости, тепла, так же считали, что красный цвет оберегает от сглаза и бед.
(Показ слайдов 7- ). -Посмотрите внимательно на этих кукол, при их рассмотрении, кто-нибудь заметил одну особенность этих кукол? Чем они похожи? Что их объединяет?
-У кукол нет лица.
Все куклы делались безликими, т.е. не имели лица, считалось, что если у куклы нет лица, то никто не может навредить владельцу.
Вот какие интересные куклы из тряпочек. -Ребята, кукла из тряпочек значит она какая? -Тряпичная.
Воспитатель: Вот с какими интересными игрушками мы с вами познакомились, узнали из чего они сделаны.
Давайте вспомним с какими именно. -Матрешкой, дымковской, филимоновской, городецкой, тряпичной. -Из чего сделаны эти игрушки? - Из глины, дерева, ткани. -Что используют мастера- умельцы, чтобы игрушки стали красивые? - Раскрашивают их красками.
-А как нужно относиться к игрушкам и труду народных мастеров?
-Бережно, аккуратно.
Воспитатель: Молодцы, будем играть с игрушками бережно и аккуратно .

Цель: формировать представление о народных игрушках, приобщать к традициям русского народа, развивать внимание, речь, расширять словарный запас, продолжать знакомить с устным народным творчеством.

ВложениеРазмер
konspekt_nod_po_ftskm_narodnaya_igrushka.docx 307.8 КБ

Предварительный просмотр:

Государственное бюджетное дошкольное образовательное учреждение детский сад № 5 комбинированного вида Красносельского района Санкт-Петербурга

Конспект НОД по ФЦКМ

https://www.i-igrushki.ru/upload/iblock/d9b/d9bfbfa1f3043a213a2f1d888aefd399.jpg

Дюбенко Анастасия Валерьевна

Цель: формировать представление о народных игрушках, приобщать к традициям русского народа, развивать внимание, речь, расширять словарный запас, продолжать знакомить с устным народным творчеством.
Задачи :
Воспитательные:
• Формировать представление о народных игрушках. Приобщать детей к традициям русского народа; продолжать знакомить с устным народным творчеством;
Обучающие:
• Познакомить детей с русскими народными игрушками; учить различать их по форме, цвету, узору.

Развивающие:
• Развивать творческое восприятие, воображение, память, речь, внимание, наблюдательность, целостное зрительное восприятие окружающего мира.
Интеграция образовательных областей : «Познавательное развитие», «Речевое развитие», «Социально-коммуникативное развитие», «Художественно- эстетическое развитие», «Физическое развитие».

Материалы и оборудование : матрешка, тряпичные куклы, дымковская барышня, деревянные ложки, свистульки, иллюстрации с изображением дымковских, филимоновских, городецких игрушек, предметные картинки «Народные промыслы», презентация «Народная игрушка».

Предварительная работа : чтение русских народных сказок, потешек, закличек, проведение подвижных игр в народном стиле, рассматривание иллюстраций «Народные промыслы».

Технологии : здоровьесберегающие, информационно-коммуникационные, игровые.

Словарная работа: мастера-умельцы, ярмарка, изделия, свистульки, «безликие куклы», подручный материал, древние обряды, гончар.

- Ребята, вы любите игрушки?

-А что вы с ними делаете?

- А где ваши родители берут игрушки?

-Покупают в магазине.

-А раньше игрушки для своих детей родители делали сами из подручных материалов или покупали на ярмарке. Сегодня я хочу познакомить вас с очень интересными игрушками, а какими, вы узнаете, разгадав мои загадки:

Друг другу улыбаются,
Одна в другую ставятся,
Деревянные, как ложки!
Знаешь, кто это? (Матрешки)

Воспитатель: Верно! Это матрешки! (Показ матрешки, показ слайда 1).

-Из чего сделана матрешка? (из дерева)
Воспитатель: Ребята, а вы знаете, что для изготовления матрешек мастера используют липу, березу, лиственницу. Для работы мастера берут самую качественную древесину, без сучков и трещин. А сейчас, давайте рассмотрим матрешек.
Матрешка- старинная традиционная народная игрушка. Её не случайно называют народной, почему?(ответы детей)

-Правильно, потому, что она сделана добрыми руками русских людей.
-Ребята, посмотрите, сколько здесь матрёшек?(много)
-Какая она? (нарядная, расписная, красивая)
-Почему она расписная? (потому что ее расписывают, раскрашивают, сарафан украшен цветами). Послушайте стихотворение об этой игрушке:

Я с таинственной игрушкой
Заигралась допоздна,
Разбираю, собираю,
То их восемь, то одна.
Ростом разные подружки,
Но похожи друг на дружку.
Все они сидят друг в дружке,
А всего одна игрушка.

Воспитатель: Давайте посмотрим, что еще продавали на ярмарке.
Посмотрите, какие игрушки! (Показ слайдов дымковских игрушек 3-7).
Весёлая белая глина,

Кружочки, полоски на ней,

Козлы и барашки смешные,

Табун разноцветных коней.

Кормилицы и водоноски,

И всадники, и ребятня,

Собаки, гусары и рыбки,

А ну, отгадайте, кто я?

Игрушки не простые,
А волшебно расписные.
Белоснежны, как березки,
Простой, казалось бы узор,
Но отвести не в силах взор.
Это, ребята, дымковские игрушки.

Воспитатель: На низком берегу реки Вятки расположилась старинная слобода под названием Дымково. (Показ слайда 8). Здесь русские мастерицы длинными зимними вечерами лепили разнообразные игрушки: коней, оленей, птиц, индюков, барышень. Посмотрите, над каждой избой поднимается голубой дымок над трубой. Оттого, наверное, и назвали деревню Дымково, а игрушки – дымковскими. Обратите внимание - лепили их из глины, сюжеты для игрушек брали на улице. -А для чего лепили!?

-Чтобы украсить свой дом, порадовать друзей, детей).
-Глину привозили весной и хранили ее до осени. Затем ее замачивали, лепили игрушки, обжигали в печи и опускали в ведро с разведенным на молоке мелом. Расписывали.

Краски брали самые яркие.

Красные, желтые, синие, зеленые.
-Назовите элементы узора (круг, точки, кольца, полоски, волнистая линия)
Сверху покрывали белком яйца. Ни одна поделка не повторялась.

Хлопают в ладошки

Дружные матрешки. (Хлопают в ладоши)

На ногах сапожки, (Руки на пояс, поочередно выставляют ногу на пятку вперед)

Топают матрешки. (Топают ногами)

Влево, вправо наклонись, (Наклоны телом влево – вправо)

Всем знакомым поклонись. (Наклоны головой влево - вправо)

Еще на ярмарке продавали филимоновские игрушки. Зародилась эта игрушка в Тульской области. А свое название получила от деревни Филимоново. (Показ слайдов 9-12).

Кто и когда сделал здесь первые игрушки неизвестно, известно только, что делают их испокон веку. Одна из легенд рассказывает, что пришел в эти места гончар Филимон, обнаружил залежи отличной глины и начал лепить из нее горшки да игрушки. Место, где он поселился, так и прозвали Филимоново.

Есть даже сказка «Про деда Филимона»: шёл дед по дороге. С горы на гору поднимался, с холма на холм. Шёл, он шёл дремучими лесами, солнышко ярко светило. Жарко стало, а тут и ручеёк. Присел он на камушек, а тут и глина. Повертел он её - в руках - получилась птичка, проткнул дырочки - запела птичка. Так с тех пор и повелось «глиняное дело».

-Известный народный промысел – Городецкая игрушка. (Показ слайдов 13- 16).

Эту удивительную деревянную игрушку делают в Горьковской области, городе Городце, отсюда и пошло название игрушки «Городецкая». Материалом для изделий служит древесина лиственных и хвойных пород.

Игрушки изготавливают на токарных станках, а также с помощью ножей.

Роспись выполняется масляными красками и нитрокрасками. При окончательной отделке изделие покрывают плотной и прочной пленкой лака. Обратите внимание, углы у игрушек заостренные. -Какие основные цвета преобладают в изделиях? (Ответы детей).

- Характерная особенность Городецкого промысла – исполнение рисунка на цветных фонах: желтом, зеленом, голубом.

Воспитатель: Вот какие разные игрушки бывают. Взрослые издавна делали для детей различные игрушки – забавы. Для этого подходил любой материал - из кусочка глины получалась свистулька, из деревяшки – занятные медвежата, курочки, стукалочки. А из остатков ткани рождались чудесные тряпичные куклы. Это не просто детская игрушка, это неотъемлемый атрибут древних обрядов. Считалось, что куклы, сделанные своими руками из подручных материалов, обладают магическими свойствами. Наши предки верили, что куклы способны отгонять злых духов и приносить счастье в дом.
(Показ слайда 17-19). Воспитатель: Тряпичная кукла была самой распространенной игрушкой. Кукол берегли: вырастает девчонка, становится мамой и передает свою куклу дочке. Тряпичная кукла жила в каждой семье. Дети делали их сами, они начинали «вертеть», т.е. делать куклу лет с пяти. Играя в куклы, девочки учились шить, вышивать, прясть.
Всех кукол наряжали в красивые платья, которые делались с особым смыслом – каждый наряд означал что-то своё. Но в любом наряде должен был присутствовать красный цвет. Красный цвет – цвет солнца, здоровья, радости, тепла, так же считали, что красный цвет оберегает от сглаза и бед.
(Показ слайдов 7- ). -Посмотрите внимательно на этих кукол, при их рассмотрении, кто-нибудь заметил одну особенность этих кукол? Чем они похожи? Что их объединяет?
-У кукол нет лица.
Все куклы делались безликими, т.е. не имели лица, считалось, что если у куклы нет лица, то никто не может навредить владельцу.
Вот какие интересные куклы из тряпочек. -Ребята, кукла из тряпочек значит она какая? -Тряпичная.
Воспитатель: Вот с какими интересными игрушками мы с вами познакомились, узнали из чего они сделаны.
Давайте вспомним с какими именно. -Матрешкой, дымковской, филимоновской, городецкой, тряпичной. -Из чего сделаны эти игрушки? - Из глины, дерева, ткани. -Что используют мастера- умельцы, чтобы игрушки стали красивые? - Раскрашивают их красками.
-А как нужно относиться к игрушкам и труду народных мастеров?
-Бережно, аккуратно.
Воспитатель: Молодцы, будем играть с игрушками бережно и аккуратно.

Читайте также: