Народная игрушка как средство формирования эмоциональной сферы у детей раннего возраста диплом

Обновлено: 15.05.2024

Игрушка – неизменный спутник ребенка с первых дней рождения. Ее специально создает взрослый в воспитательных целях, чтобы подготовить малыша к вхождению в общественные отношения. Игрушка выступает для ребенка как предмет забавы, развлечения, радости, и в то же время она – важнейшее средство эмоционального развития дошкольника.

Значение народной игрушки

На Руси игрушки имели серьезное значение; с игрушками передавалось по наследству мастерство, они готовили детей к жизни, развивали физически и духовно.

Смысл народной игрушки - развивать, занять, повеселить, порадовать ребенка. Издавна любящие и заботливые родители мастерили для детей игрушки. Века проверили и подтвердили воспитательные функции народных игрушек.

Наше время также доказывает особую значимость и незаменимость игрушек, сделанных народными умельцами. Компьютерные и другие современные игрушки не могут заменить мудрую, добрую, близкую и понятную ребёнку игрушку из Каргополя, Дымково, Мезени, Филимоново, Гжели и других российских промыслов, способную не только развивать интеллект, но и формировать нравственность человека.

Когда ребёнок чувствует, что его понимают, он развивается значительно лучше!

Народные игрушки

способствуют развитию сотрудничества ребёнка и взрослого

формируют потребность ребёнка в общении

развивают способность понимать взрослого

упражняют малыша в подражании взрослому

развивают умение действовать по образцу взрослого, что важно на первых этапах развития.

Народные игрушки вызывают у детей

положительные эмоции.

они поддерживают бодрое настроение, развивают чувство юмора и любознательность.

они побуждают детей к изучению их устройства, принципа действия, а также создают зону совместных со взрослым переживаний.

Народня игрушка помогает

Формирование представлений о форме

формирование представлений о цвете

формирование представлений о размере, величине

формирование представлений о фактуре, тепловых характеристиках

формирование представлений о звуковых характеристиках…

Народная игрушка развивает

сделанные своими руками игрушки, гораздо интереснее покупных. Во-первых, они развивают фантазию малыша и обладают большой энергией, ведь в игрушки, сделанные вместе с родителями или самостоятельно, вкладывается вся любовь. При изготовлении кукол, нужно отдать должное развитию мелкой моторики. И даже самые застенчивые дети хотят взять в руки такую куклу, обыграть её. А это очень важно для развития общения детей.

Эмоциональное развитие

игрушка забавляет и радует ребенка, вызывает положительное отношение к окружающему. Симпатия и привязанность к игрушке переносится и на предметы, людей, изображенных в игрушке. Игры с куклой пробуждают у детей заботливое, бережное отношение, внимательность и нежность, помогают накопить опыт положительных нравственных переживаний, игрушка является средством общения и психического развития детей дошкольного возраста.

Нравственное и гражданское воспитание

Русская народная игрушка считается одним из эффективных средств патриотического воспитания детей дошкольного возраста. Она дает ребенку возможность экспериментировать, синтезировать полученные знания, развивать творческие способности и коммуникативные навыки. Основываясь на личностно-ориентированном подходе к обучению и воспитанию, она способствует патриотическому воспитанию детей дошкольного возраста.

Прикреплённые файлы:

Конспект занятия для детей старшего дошкольного возраста на развитие эмоциональной сферы «Страх» Цели: расширять представления детей об эмоции «страх»; учить понимать свои чувства и чувства других; продолжить учить передавать эмоциональное.

Консультация «Развитие эмоциональной сферы дошкольников» Консультация. Тема: «Развитие эмоциональной сферы дошкольников». Цель: - Познакомить педагогов и родителей с основными задачами эмоциональной.

«Познай себя». Игры по развитию эмоциональной сферы ребенка дошкольного возраста Выполнила воспитатель Аксакова Тамара Анатольевна Дошкольное детство - короткий отрезок жизни человека. Малыш научается управлять своим.

Приобщение детей младшего дошкольного возраста к истокам русской народной культуры средствами устного народного творчества

Приобщение детей младшего дошкольного возраста к истокам русской народной культуры средствами устного народного творчества Проблема приобщения детей к культурно-историческому наследию русского народа становится с каждым годом все острее. Одной из самых важных.

Развитие эмоциональной и познавательной сферы у детей младшего дошкольного возраста Занятие «Веселое путешествие» Цель: совершенствовать умение различать предметы по цвету; развивать память, мышление, восприятие цвета; развивать.

Развитие эмоциональной отзывчивости у детей старшего дошкольного возраста средствами художественной литературы Детская книга при всей ее внешней простоватости – вещь исключительно тонкая и не поверхностная. Лишь гениальному взгляду ребенка, лишь.

Развитие эмоциональной сферы дошкольников Стельмах Людмила Николаевна педагог-психолог Королевство эмоций Развитие эмоционально- волевой сферы дошкольников МБДОУ «Детский сад №56.

Развитие эмоциональной сферы соматически ослабленных детей Все чаще в наши дни встречаются соматически ослабленные дети. У таких детей могут развиваться различные психологические проблемы, «комплексы»,.

Развитие эмоциональной сферы детей старшего дошкольного возраста 5–6 лет посредством художественной литературы Аннотация к компьютерной презентации практических достижений профессиональной деятельности воспитателя Елецких М. В. СЛАЙД 1 Вашему вниманию.

Автор: Ивыгина Ольга Анатольевна

Организация: ЕИ КФУ

Населенный пункт: Республика Татарстан, г. Елабуга

Э моции являются неотъемлемой часть жизни человека, от которых зависит степень функционирования человека в обществе. От эмоций зависит проявление поведения: адекватное, либо неадекватное. Каждый человек по-разному реагирует на воздействие отрицательных эмоций, кто-то может подавить их, кто-то поддается им. Отрицательные эмоции чаще всего становятся причиной возникновения различных психо-соматических заболеваний. Поэтому, в своевременных условиях необходимо учить людей способам борьбы с отрицательными эмоциями и переводить их в положительные эмоции. На основе чего возникает необходимость формирования эмоциональной сферы у детей, начиная с самого раннего возраста.

Эмоции можно определить, как субъективное переживание, касающееся ситуаций и событий, важных для человека. Эмоциональная сфера человека является неотъемлемой частью его жизни. Благодаря эмоциям люди лучше понимают друг друга, практически без слов, эмоциями можно передать свое психическое состояние, переживания. Эмоции возникают в тех случая, когда человек сталкивается с чем-то значимым для него. В группу эмоций входят чувства и страсти, настроение, аффекты и стрессы [3, с.57].

Эмоциональная сфера человека оказывает влияние на все стороны психической жизни человека: на познавательные процессы, на мотивационно-волевую сферу, на поведение и т.д.

Эмоции человека позволяют полноценно и эффективно приобщать к окружающим условиям, человек может быстро среагировать на внешние раздражители. Положительные эмоции создает благоприятный настрой, что способствует развитию волевой сферы. Отрицательные эмоции могут подавить человека, его волю и развить негативное поведение.

Условием для возникновения эмоций является ситуации, которые имеют значение для человека, затрагивают его интересы. Развитие эмоций осуществляется путем выражения их во внешней форме и перехода к внутренним психическим процессам [2].

Ранний возраст характеризуется интенсивным развитием всех психических процессов и личностных особенностей детей. Ранний возраст охватывает возрастной диапазон от 1 до 3 лет. Эмоции у детей начинают возникать с самого рождения. В этом возрасте эмоции связаны с отрицательными состояниями. Условием для формирования положительных эмоций у детей является общение со взрослыми. В раннем возрасте эмоции детей неустойчивы и кратковременны. Развитие эмоциональной сферы в раннем возрасте способствует психическому развитию детей.

Впервые ребенок начинает испытывать эмоции сразу после рождения. Основой для возникновения положительных эмоций являются взаимодействие детей со взрослыми. В раннем возрасте, у детей эмоции кратковременны, неустойчивы, и отличаются буйностью в выражении. Эмоциональная сфера детей начинается полноценно развиваться на основе расширения круга общения, расширением видов деятельности [1,с.142].

Народные игрушки в современной системе образования особенно значимы. Народные игрушки обладают той ценность, которой лишены современные игрушки. Народные игрушки отражают духовный мир человечества, красоту природу и ценность человеческой жизни. Данные игрушки способствует психическому развитию детей, гармоничному личностному развитию. С помощью народных игрушек создаются условия для познания детьми окружающей действительности, формирования бережного отношения к природе и окружающим людям.

Основой в обучении и воспитании детей раннего возраста является гармоничное взаимодействие взрослого и ребенка. Формирование эмоциональной сферы детей в большей степени зависит от включенности в данный процесс взрослого. В рамках дошкольного учреждения используются разнообразные средства и методы формирования эмоциональной сфер. Одной из забытых, при этом самым эффективным, является народная игрушка. Народная игрушка создает условия для реализации детьми своих чувств, переживаний. Дети с помощью народной игрушки знакомятся с многообразием цветов и оттенков, что в свою очередь, насыщается эмоциональную сферу детей.

Автор: Воробьева Елена Владимировна

Организация: ГБОУ Школа №1353

Населенный пункт: г. Москва

Современные дети знают гораздо больше, чем их сверстники 10-15 лет назад, они быстрее решают логические задачи, но они значительно реже восхищаются и удивляются, возмущаются и сопереживают, все чаще они проявляют равнодушие и черствость, их интересы ограниченны, а игры однообразны. Отмечая недостаток наблюдательности, творческой выдумки у некоторых первоклассников, психологи часто ставят диагноз: «не доиграл», т.е. не натренировал свою фантазию и воображение в непредсказуемом и радостном процессе «сотворения игры». Как правило, такие дети не умеют занять себя в свободное время. Самый короткий путь эмоционального раскрепощения ребенка, снятия зажатости, обучения чувствованию и художественному воображению - это путь через игру, фантазирование, сочинительство. Все это может дать игра с хорошими игрушками. Именно поэтому я обратилась к традициям русского народа. Наши предки в течении многих поколений очень внимательно относились к игровому набору детей. Не только подбирали, но и изготавливали их в соответствии с русскими народными традициями.

Народная игрушка не только предназначалась для игры, она еще несла в себе и развивающую функцию. Матрешки, русские народные куклы, свистульки, глиняные игрушки, деревянные, из соломы и других материалов, сделанные руками русских мастеров, несли в себе позитивный образ мира. Игрушки были забавой, они могли научить ребенка полезному. Игрушки развивали у детей воображение, фантазию, творческое мышление. Например, у кукол не прорисовывали лицо. Ребенок сам наделял свою куклу тем эмоциональным состоянием, которое подходило по сюжету игры. В народной игрушке отражен разнообразный круг детских интересов: от знакомства с бытовыми предметами она ведет ребенка в мир животных, людей, в мир сказок и сказочных образов, пробуждая его фантазию. Эти игрушки основаны на тонком знании психологии ребенка, разносторонне воздействуют на развитие его чувств, ума и характера, способствуют гармоничному разностороннему развитию ребенка и отвечают требованиям ФГОС ДО.

Основной целью моей работы является: развитие творческих способностей посредством использования народной игрушки.

Для достижения поставленной цели, необходимо выполнить следующие задачи:

Образовательные: обогащать и расширять представления детей о народной игрушке, учить различать особенности разных видов народной игрушки, совершенствовать технические навыки при работе с бумагой, красками, пластическими материалами и соответствующими инструментами

Развивающие: развитие творческих способностей у детей (воображения, творческого мышления, фантазии) через знакомство, изготовление и украшение Народной игрушки, развитие мелкой моторики эстетического восприятия, чувства прекрасного

Воспитательные: воспитывать любовь к народному творчеству, Народной игрушке, к истории и традициям России.

Задачи решаются в совместной деятельности взрослого и детей, самостоятельной деятельности в рамках непосредственной образовательной деятельности и при проведении режимных моментов.

Для успешного решения поставленных задач, мною были определены направления работы:

  1. Создание условий для развития творческих способностей (воображения, творческого мышления, фантазии).
  2. Работа с детьми.
  3. Работа с педагогами.
  4. Работа с родителями.

Для успешной организации развития творческих способностей детей в группе организована предметно- развивающая среда, создан центр художественно – творческого развития. Здесь ребята работают с различными изобразительными средствами. Они не только учатся рисовать, лепить и выполнять аппликацию, у них воспитывается сенсорная культура, активизируется словарь, развиваются творческие способности.

С раннего возраста малыши знакомятся с народными игрушками (пирамидками, матрешками, вкладышами, каталками, качалками, игрушкой-забавой). В дошкольном возрасте начинается знакомство детей с дымковской игрушкой, русской матрешкой, филимоновской, каргопольской игрушкой. Для более глубокого знакомства с Народной игрушкой в группе была создана коллекция игрушек, был подобран практический материал, разработаны дидактические игры «Узнай игрушку», «Отгадай Кто это?», «Сложи картинку», «Составь узор по образцу», «Найди пару», «Дорисуй игрушку», «Придумай узор», «Собери картинку из частей», «Найди домик для игрушки». Были созданы условия для самостоятельной деятельности детей (доступные материалы для творчества, наличие его разных видов, иллюстрации, художественная литература).

Формы работы с детьми: рассматривание подлинных Народных игрушек, иллюстраций, альбомов, беседы о народных игрушках, о традициях России, организация выставок, дидактические игры, развлечения, народные праздники, разучивание стихов, закличек, прибауток, сочинение сказок, историй о своих работах

Формы работы с педагогами: проведение семинара-практикума, где педагоги познакомились с историей развития народной игрушки, консультации «Место народного искусства в педагогическом процессе и его воспитательное значение», мастер-класса по изготовлению Дымковской игрушки, Русской матрешки.

Формы работы с родителями: индивидуальные беседы и консультации, родительские собрания, мастер – классы по изготовлению Народных игрушек, совместный выпуск праздничных газет, коллективные игры, фотовыставки, выставки совместных творческих работ.

Вывод

Народная игрушка является действенным средством в развитии творческих способностей дошкольников, что подтверждают данные мониторинга, который показал, что у детей повысился уровень владения техникой рисования и лепки, они приобрели опыт творческого воплощения замыслов, ушли от стереотипных образов, их работы стали ярче, разнообразнее, оригинальнее и интереснее.

Таким образом, в результате проделанной работы я пришла к заключению, что целенаправленная, систематическая и планомерная работа по ознакомлению детей дошкольного возраста с Народной игрушкой, ее изготовлению и украшению при взаимодействии с родителями способствует развитию творческих способностей у детей, а самое главное – способствует гармоничному разностороннему развитию ребенка в условиях жизни в современном обществе.

Умение заинтересовать детей, зажечь из сердца, развивать в них творческую активность, не навязывая собственных мнений и вкусов, умение пробудить в ребенке веру в его творческие способности, индивидуальность, неповторимость, веру в то, что творить добро и красоту это значит - приносить людям радость-главная задача современного воспитателя.

Введение ………………………………………………………………………….3
Глава 1. Теоретический анализ проблемы ознакомления детей раннего возраста с народной игрушкой………………………………………………. 7
1.1 Психическое развитие детей раннего возраста …………………………. 7
1.2 Современные исследования проблемы влияния народной игрушки на развитие детей ……………………………………………………………….…13
1.3 Разновидности народной игрушки …………………………………………17
1.4 Народная игрушка как средство развития детей раннего возраста……20
Выводы по главе 1 ……………………………………………………………….28
Глава 2. Практический опыт ознакомления детей раннего возраста с народной игрушкой …………………………………………………………. 30
2.1. Технологии знакомства детей раннего возраста с народной игрушкой..30
2.2. Организация предметно-развивающей среды в дошкольном учреждении при ознакомлении детей с народнойигрушкой ……………………………….42
Выводы по главе 2 ……………………………………………………………….48
Заключение ……………………………………………………………..………50
Библиография ………………………………………………………………….54
Приложения……………………………………………………………………..6

Введение

В образовании, на сегодняшний день возникла большая потребность в качественном новом обращении к исследованию народных традиций и народного искусства. Человечество всегда прислушивалось к опыту прошлых поколений в своем историческом и культурном развитии. В нашем современном мире, к недостатку духовности и чувства национального самосознания, привела утрата веры в идеалы. Педагоги, и психологи сталкиваются во мнении о том, что приобщать подрастающее поколение необходимо уже с раннего возраста, ведь первые годы жизни ребенка самый важный этап воспитания. Как раз в этот период начинают развиваться те чувства, черты характера, которые в дальнейшем связывают ребенка с окружающими. Поэтому воспитание в этом возрасте и заключается в подготовке развития личности, формировании ребенка в атмосфере , насыщенной живыми образами, яркими красками.
Народному творчеству уделяется все больше внимания, в процессе воспитания подрастающего поколения изделиям, а именно традиционным народным промыслам, декоративно-прикладному искусству, к которым относится и народная игрушка - одна из ранних форм художественного творчества народа, которая на протяжении многих веков видоизменялась, сочетая в себе колорит и многогранность культуры народа.
Игрушка связана с ребенком, в процессе восприятия народной игрушки происходит формирование его умственных, физических и нравственных качеств, так как все образы народной игрушки решены творчески, так утверждали в своих исследованиях А.М. Берко, Л.А. Боровцова, И.В. Гилева, Т.А. Макарова, и др. Н.И. Кузан говорит о том, что творчество как фантазия, остроумие, смелость, изобретательность проявляется в области народной культуры с особенной полнотой и многосторонностью. Поэтому игрушка становится великим средством, с помощью которого ребенок эмоционально осмысливает окружающий мир, развивает свои способности, формирует свое мышление.
В настоящее время, исследователями, большое внимание уделяется вопросам роли народной игрушки в процессе воспитания ребенка. Большое количество публикаций на данную тему встречается в таких журналах как «Дошкольное воспитание», «Искусство», «Вопросы педагогики», «Начальная школа», «Детский сад: теория и практика», и др.
Особо значимыми для исследования являются труды по общей педагогике С.П. Баранова, Л.Р. Болотиной, Б.Т. Лихачева, которые позволили обогатить понимание сущности и закономерностей процесса обучения детей в раннем возрасте. В своих трудах авторы рассматривают декоративно-прикладное искусство и народную игрушку, как его часть, как необходимое условие для продуктивного развития творческой активности ребенка раннего возраста.
Вклад в развитие общей системы образовательно-воспитательного процесса детей дошкольников составляют исследования ученых-педагогов: А.Г. Ахтян, А.М. Берко, Л.А. Венгер, Н. Захарюта, М.В. Межиевой, Т.В. Нутженко, и др. В них раскрываются общетеоретические подходы к пониманию сущности художественного творчества, эстетического воспитания, а также проблемы, связанные с поисками совершенствования средств и методов развития процесса ознакомления детей дошкольного возраста с народной культурой и народной игрушкой.
В области психологии проблемой развития и воспитания детей раннего возраста занимались исследователи, педагоги-психологи Е. Медкова, М.В. Межиева, Т.В. Нудженко, Т.С. Панина, М.В. Попова, Т.С. Комарова, В.Г. Рысько, и др. В своих работах они раскрывают проблемы развития детского творчества, психологические особенности детей раннего возраста.
Значительный вклад в разработку теории и методики преподавания декоративно-прикладного искусства внесли работы Л.А. Боровцовой, Л.Ю. Демочко, Р.Г. Казаковой, О.В. Парфеновой, Е.А. Стребелевой, А.П. Усовой, и др. В своих работах авторы раскрывают общие, традиционные методы и приемы по ознакомлению детей дошкольников с народной культурой, изделиями декоративно-прикладного искусства.
Анализ литературы по данной теме позволяет говорить о том, что включение в современную систему обучения и воспитания детей раннего возраста элементов декоративно-прикладного искусства, в частности изучения народной игрушки, необходимо. Но при этом приходится констатировать, что сегодня существует небольшое количество работ, затрагивающих вопросы практической деятельности педагога по ознакомлению детей раннего возраста с народной игрушкой, разработанной в соответствии с требованиями современной системы образования.
Таким образом, возникает противоречие между практической значимостью внедрения методики ознакомления детей раннего возраста с народной игрушкой, и недостаточной разработкой методических материалов по данной проблеме.
Отсюда, проблема исследования: какова методика ознакомления детей раннего возраста с народной игрушкой.
Тема исследования: ознакомление детей раннего возраста с народной игрушкой.
Цель исследования: выявить влияние народной игрушки на развитие детей раннего возраста и описать технологии знакомства детей с народной игрушкой в образовательном процессе ДОУ.
Объект исследования: образовательный процесс ДОУ.
Субъект исследования: технологии знакомства детей раннего возраста с народной игрушкой.
Гипотеза: приобщение детей раннего возраста к народной культуре возможно при условии:
- учета особенностей восприятия детьми народной игрушки;
- разработки системы знакомства с народной игрушкой через использование различных методов и приемов;
- создания развивающей предметно-пространственной среды для знакомства детей с народной игрушкой.
Задачи исследования:
1. Исследовать психическое развитие детей раннего возраста;
2. Изучить современные исследования проблемы влияния народной игрушки на развитие детей;
3. Исследовать разновидности народной игрушки;
4. Исследовать народную игрушку как средство развития детей раннего возраста;
5. Описать технологии знакомства детей раннего возраста с народной игрушкой в условиях ДОУ
6. Описать модель развивающей предметно-пространственной среды для ознакомления детей с народной игрушкой

Список литературы

1. Алексахин, Н. Ознакомление с культурой цвета на занятиях по изобразительному искусству через ознакомление с народной игрушкой [Текст] //Дошкольное воспитание. - 2012. - № 3. - С.23 - 27.
2. Алексо, В.А. Роль народной игрушки в сенсорном воспитании детей раннего возраста [Текст] //European Social Science Journal. - 2012. - № 7. - С.43 - 47.
3. Анисимова, Н.Н. Приобщение детей раннего возраста к народной культуре [Текст] //Детский сад: теория и практика. - 2013. - № 9. - С.89 - 92.
4. Ахтян, А.Г. Особенности воспитательно-образовательной деятельности по социально-личностному развитию детей раннего возраста на основе ознакомления с народной культурой [Текст] //Вестник Вятского государственного гуманитарного университета. - 2012. - № 2. - С.88 - 91.
5. Баран, Н.Ю. Формированиецелостного эстетического представления об окружающем мире [Текст] //Начальная школа. - 2014. - № 7. - С.57 - 61.
6. Баранов, С.П. Педагогика [Текст]: учебное пособие для пед. колледжей - 2-е изд. - М.: Просвещение, 2012. - 368 с.
7. Берко, А.М., Космина, О.Н. Роль народной игрушки в процессе воспитания и обучения детей младшего дошкольного возраста [Текст] //Сборник конференций НИЦ Социосфера. - 2013. - № 19. - С.145 - 146.
8. Блинова, Г.М. Чудо-кони, чудо-птицы: рассказы о народной игрушке [Текст]. - М.: Детская литература, 2012. - 189 с.
9. Богатырев, П.Г. Вопросы теории народного искусства [Текст]. - М.: Искусство, 2012. - 168 с.
10. Богоявленская, Д.Б. О предмете и методе исследования художественно-эстетического восприятия детей раннего возраста [Текст] //Психологический журнал. - 2012. - № 5. - С.49 - 58.
11. Боровцова, Л.А. Устное народное творчество как средство развития артикуляционной моторики у детей раннего возраста с задержкой речевого развития [Текст] //Сборник конференций НИЦ Социосфера. - 2014. - № 40. - С.149 - 154.
12. Венгер, Л.А. Дидактические игры и упражнения по сенсорному воспитанию детей раннего возраста [Текст]. - М.: Владос, 2012. - 164 с.
13. Виноградов, Г.С. Страна детей: избранные труды по этнографии детства [Текст]. - СПб. Питер, 2012. - 214 с.
14. Гилева, И.В. Народная игрушка как средство разностороннего развития детей дошкольного возраста [Текст] //Дошкольное образование - развивающее и развивающееся. - 2014. - №3. - С.6 - 8.
15. Гончаров, М. Матрешка в жизни ребенка [Текст] //Дошкольное воспитание. - 2013. - № 6. - С.23 - 26.
16. Горская, К. Веселая горница [Текст] //Дошкольное воспитание. - 2014. - № 9. - С.9 - 12.
17. Грибовская, А.А. Детям о народном искусстве [Текст]: учеб. пособие для студ. вузов. - М.: Академия, 2012. - 344 с.
18. Дайн, Г.Л. Русская народная игрушка [Текст] //Дошкольное воспитание. - 2012. - № 2. - С.57 - 59.
19. Демочко, Л.Ю. Использование нетрадиционной техники декупажа в художественной деятельности детей при ознакомлении с народной игрушкой [Текст] //Дошкольная педагогика. - 2014. - № 5. - С.41 - 43.
20. Деньшин, А.И. Русская народная игрушка [Текст]. - М.: Просвещение, 2012 - 109 с.
21. Детство: примерная общеобразовательная программа [Текст] \под ред. Т.И. Бабаевой, А.Г. Гогоберидзе, М.В. Крулихт, Н.А. Ноткиной в соответствии с ФГОС. - СПб.: Детство-Пресс, 2014. - 207 с.
22. Жданова, Н.С. Многофункциональность игрушки - как фактор активного использования ее в процессе обучения и развития [Текст] //Дошкольное воспитание. - 2012. - № 4. - С.5 - 8.
23. Захарюта, Н. Развиваем творческие способности детей раннего возраста [Текст] //Начальная школа. - 2013. - № 6. - С.8 - 13.
24. Казакова, Р.Г. Рисование с детьми раннего возраста [Текст]: методические рекомендации. - М.: Мозаика-Синтез, 2012. - 137 с.
25. Каравашкина, М.Е. Народная игрушка как копилка народной памяти [Текст] //Приволжский научный журнал. - 2013. - №2. - С.268 - 271.
26. Каракотова, С.А., Лайпанова, И.Б. Проблема приобщения детей раннего возраста к народной культуре в учебно-образовательном процессе [Текст] //Фундаментальные исследования. - 2014. - №7. - С.157 - 159.
27. Князева, О.Л. Приобщение детей раннего возраста к истокам русской народной культуры [Текст]: учеб.- метод. пособие. - СПб.: Детство-Пресс, 2012. - 176 с.
28. Колякина, В.И. Игрушка как памятник духовно-материальной культуры народа [Текст] //Дошкольное воспитание. - 2014. - №7. - С.8 - 11.
29. Красношлык, З.П. Народные традиции как средство нравственного воспитания детей дошкольного возраста [Текст] //Обучение и воспитание: методика и практика. - 2014. - №5. - С.111 - 115.
30. Кузан, Н.И. Народная игрушка как средство воспитания у детей позитивного отношения к трудовым традициям [Текст] //Личность, семья и общество: вопросы педагогики и психологии. - 2015. - №1. - С.87 - 91.
31. Лихачев, Б.Т. Педагогика [Текст]: курс лекций - 4-е изд. - М.: Юрайт-Издат, 2012. - 607 с.
32. Лыкова, И.А. Цветные ладошки: программа художественного воспитания, обучения и развития детей от 2 - 7 лет [Текст]. - М.: Карапуз-Дидактика, 2012. - 196 с.
33. Макарова, Т.А. Роль народных игр и игрушек в нравственно-духовном воспитании детей раннего возраста народа САХА [Текст] //Сборник конференций НИЦ Социосфера. - 2012. - №14. - С.88 - 96.
34. Медкова, Е. Как разбудить в ребенке художника [Текст] //Искусство. - 2012. - № 18. - С.5 - 7.
35. Межиева, М.В. Развитие творческих способностей у детей 2-3 лет [Текст]. - Ярославль: Академия развития, 2012. - 128 с.
36. Народное искусство в воспитании детей [Текст] \под ред. Т.С. Комаровой. - М.: Педагогическое общество России, 2012. - 256 с.
37. Нетрадиционные техники изодеятельности, помощь учителю: курс лекций, конспекты занятий [Текст] /под ред. В.Л Стрелкиной. - М.: ТЦ Сфера, 2012. - 89 с.
38. Нудженко, Т.В. Возможности народной игрушки в развитии ребенка раннего возраста [Текст] //Народное творчество. - 2013. - №8. - С.25 - 31.
39. Нысвятыпаско, А.С. Значимость народной игрушки в развитии и образовании детей [Текст] //Сборник конференций НИЦ Социосфера. - 2014. - №21. - С.78 - 81.
40. Олесина, Е. Народное творчество в нашей жизни [Текст] //Искусство. - 2012. - № 13. - С.5 - 6.
41. Орлова, О.В. Роспись пальцем [Текст] //Начальная школа. - 2012. - № 4. - С.47 - 49.
42. От рождения до школы: примерная общеобразовательная программа дошкольного образования [Текст] /под ред. Н.Е. Вераксы, Т.С. Комаровой, М.А. Васильевой в соответствии с ФГОС. - М.: Мозаика-Синтез, 2014. - 236 с.
43. Панина, Т.С. Современные способы активизации обучения [Текст]: учебн. пособие для студ. пед. вузов. - М.: Академия, 2009. -176 с.
44. Парфенова, О.В. Использование двухцветного фланелографа при обучении детей композиции [Текст] //Начальная школа. - 2012. - № 4. - С.93 - 96.
45. Педагогика [Текст]: учебн. пособие для студ. ВУЗов /под ред. Л.Р. Болотиной. - М.: Академия, 2012. - 288 с.
46. Писарева, А.Е., Уткина, В.В. Живем в Ладу: патриотическое воспитание в ДОУ [Текст]: метод. пособие. - М.: ТЦ Сфера, 2012. - 128 с.
47. Погодина, С. Роль изобразительного творчества в становлении ребенка как личности [Текст] //Дошкольное воспитание. - 2012. - № 9. - С.74 - 80.
48. Попова, М.В. Психология растущего человека [Текст]: краткий курс возрастной психологии. - М.: ТЦ Сфера, 2012. - 128 с.
49. Программа воспитания и обучения в детском саду [Текст] /под ред. М.А. Васильевой, В.В. Гербовой, Т.С. Комаровой. - 3-е изд., испр. и доп. - М.: Мозаика-Синтез, 2012. - 208 с.
50. Психолого-педагогические аспекты нравственного воспитания детей раннего возраста [Текст]: сборник научных трудов /под ред. Т.С. Комарова. - М.: Дашков и К., 2012. - 156 с.
51. Русакова, Т.В. Сказка-игра на уроке ИЗО [Текст] //Начальная школа. - 2014. - № 5. - С.59 - 64.
52. Рысько, В.Г. Психология и педагогика [Текст]: курс лекций. - М.: Омега-Л, 2012. - 336 с.
53. Сидорчук, Т.А. Я познаю мир: методический комплекс для работы с дошкольниками [Текст]. - Ульяновск, Вектор-С, 2014. - 97 с.
54. Соломенникова, О.А. О парциальных программах по художественно-эстетическому развитию дошкольников [Текст] //Дошкольное воспитание. - №2. - 2014. - С.9 - 13.
55. Степаненко, Г.В. Принципы организации художественно-творческой деятельности детей раннего возраста [Текст] //Начальная школа. - 2013. - № 3. - С.9 - 12.
56. Стребелева, Е.А. Методические рекомендации к психолого-педагогическому изучению детей 2-3 лет: Ранняя диагностика умственного развития [Текст]. - М.: Компания Петит, 2012. - 187 с.
57. Усова, А.П. Устное народное творчество в детском саду [Текст]: книга для воспитателя детского сада. - М.: Просвещение, 2012. - 117 с.
58. Ушакова, Н.В. Влияние народной игрушки на уверенность в себе ребенка раннего возраста в период адаптации к дошкольному учреждению [Текст] //Сборник конференций НИЦ. Социосфера. - 2013. - № 9. - С.46 - 50.
59. Широкова, Е.И. История игрушки (историко-педагогический анализ) [Текст]. - СПб.: Речь, 2012. - 167 с.
60. Шулика, М.В. Значение народной игрушки в жизни детей младшего дошкольного возраста [Текст] //Вестник томского государственного университета. - 2013. - №6. - С.82 - 85.
61. Щербакова, А.А., Барышева, Т.А. Игровые технологии в эстетическом воспитании детей раннего возраста [Текст]. - Ростов н/Д.: Феникс, 2012. - 263 с

Пожалуйста, внимательно изучайте содержание и фрагменты работы. Деньги за приобретённые готовые работы по причине несоответствия данной работы вашим требованиям или её уникальности не возвращаются.

* Категория работы носит оценочный характер в соответствии с качественными и количественными параметрами предоставляемого материала. Данный материал ни целиком, ни любая из его частей не является готовым научным трудом, выпускной квалификационной работой, научным докладом или иной работой, предусмотренной государственной системой научной аттестации или необходимой для прохождения промежуточной или итоговой аттестации. Данный материал представляет собой субъективный результат обработки, структурирования и форматирования собранной его автором информации и предназначен, прежде всего, для использования в качестве источника для самостоятельной подготовки работы указанной тематики.

Автор: Белян Лариса Петровна

Организация: МБДОУ «ДСОВ №47»

Населенный пункт: Иркутская область, г. Братск

В современном мире ребенок живет и развивается в большом потоке информации, которая оказывает негативное воздействие на сознание ребенка, разлагая систему традиционных ценностей, отрицательно влияет на его духовную культуру. Лучший друг для ребенка – телевизор или компьютер, а любимое занятие - просмотр мультиков, порой искажающих действительность, а между тем, ребенок познаёт мир во всем его многообразии. И все, что окружает ребенка, откладывает отпечаток на его личностном развитии.

Очень важно с ранних лет формировать в душе ребёнка любовь к близким, бережное отношение к окружающему миру, учить восхищаться красотой предметов искусства, формировать интерес к красоте поэтического слова. Познание детьми народной культуры, русского народного творчества, народного фольклора, находит отклик в детских сердцах, положительно влияет на эстетическое развитие детей, раскрывает творческие способности каждого ребёнка, формирует общую духовную культуру.

Детский фольклор дает возможность уже на ранних этапах жизни ребенка приобщать его к народной поэзии. Песенки, потешки, прибаутки – маленькие шедевры народного творчества, накопленные веками, передают лиризм и юмор, а народная дидактическая игрушка, в которой отражена народная мудрость, не только радует и забавляет, но и вместе с этим учит чему – то.

Процесс познания и усвоения народного искусства должен начинаться как можно раньше, как образно говорит наш народ: «С молоком матери» ребёнок должен впитывать культуру своего народа через колыбельные песни, пестушки, потешки, игры – забавы, загадки, пословицы, поговорки, сказки, художественное творчество, произведения декоративно – прикладного искусства. Только в этом случае в душе ребёнка останется глубокий эмоциональный след, вызванный эстетическими переживаниями и интересом к народной культуре.

К счастью, детство – это время, когда возможно подлинное искреннее погружение в истоки народной культуры через знакомство с народной поэзией, сказками, народными играми и игрушками.

Приобщение детей раннего возраста к истокам народной культуры через использование устного и прикладного народного творчества стало целью моей работы.

Реализации данной цели способствуют задачи:

Вводить в мир художественного слова через знакомство с устным народным творчеством: сказки, потешки, песенки, заклички.

Воспитывать интерес к народной игрушке, к народным играм.

Побуждать эмоциональную отзывчивость к красоте окружающего мира: природе, предметов декоративно – прикладного искусства, музыку.

Определяя задачи, считаю важным, что какими бы высокими художественными особенностями ни обладали образцы народного искусства, их воздействие на детей во многом будет зависеть от моего умения пробудить эмоциональную отзывчивость и интерес.

Наблюдения из практики показывают, что в процессе непосредственного восприятия предметов народно – прикладного искусства, прослушивания произведений малых фольклорных жанров, у детей развивается эмоциональная сфера, любознательность, накапливаются эстетические впечатления, развиваются творческие способности.

Все эти особенности определяют специфику организации работы по приобщению дошкольников к истокам народной культуры средствами фольклора и предметов народно – прикладного искусства, в основе которых, положена, в первую очередь, организация предметно – пространственной развивающей среды, включающая предметы народного быта, народные игрушки, произведения малых фольклорных жанров, театры.

Учитывая это, считаю, что детей необходимо вводить в самобытный мир путем действенного познания. Поэтому, помимо современных игрушек, включаю в предметно развивающую среду предметы, преднамеренно стилизованные под реальные: макет «Мой дворик», народные игрушки – забавы (богородские, каргопольские), предметы русского быта: деревянная и глиняная посуда, расшитые полотенца, элементы народного костюма. Такие предметы не только украшают быт, но и идейно – эмоционально организуют его: учат любить и ценить красоту искусства своего народа и готовят к встрече с другими видами декоративно – прикладного и изобразительного искусства. Большим спросом у детей пользуются климовские игрушки: посуда, различные пирамидки, деревянные яйца, кегли, свистульки, каталки. Педагогическая ценность этих игрушек том, что они вносят много радости в жизнь детей раннего возраста. Игрушки привлекают своей непосредственностью, праздничностью, буйной красочностью, радостным восприятием мира. Особенно радуют маленького ребенка игрушки своим основным секретом – неожиданным движением. Так, например, взял малыш в руки яркого, красивого петушка – и залюбовался им. Играл, играл – и только потом заметил маленький деревянный шарик. Не удержался от соблазна – и потянул за него… Тут и произошло чудо: петушок ожил, крылышками захлопал, и так весело от этого стало!

Дети с удовольствием рассматривают и манипулируют с народными игрушками и предметами быта, примеряют сарафаны, кокошники, покачивают в зыбке куклу, сами толкут в ступе зерно, наливают чай из самовара, моют руки в умывальнике.

Деревянные народные игрушки, игрушки – персонажи по произведениям сказок или потешек способствуют проявлению познавательной и речевой инициативы.

Разнообразные театры: пальчиковые, перчаточные, Би – ба – бо, настольный и др., тематика которых, представлена произведениями устного народного творчества удовлетворяет любые интересы и желания ребенка и широко сочетается с другими видами деятельности – пением, движением под музыку, слушанием.

Произведения устного народного творчества: сказки, песенки, потешки, пестушки способствуют целостному восприятию окружающего мира и эмоциональной отзывчивости. Упомянутые в потешках образы животных, которые занимаются «человеческим делами», оказывают большое влияние не только на познавательное развитие в ознакомлении с окружающим, но и развивают фантазию и умение действовать в воображаемом плане.

Яркие матрешки, деревянные свистульки, коргопольские глиняные игрушки, вызывают у малышей особый интерес и чувство радости от того, что они необычные, привлекательные, приятные на ощупь и несут в себе смысловое значение. А такие игрушки, как климовские и богородские («Мышка и кошка», «Кузнец и медведь») сделанные из дерева, приятные на ощупь, вызывают у детей радость от того, что простой механизм приводит их в движение. Такие игрушки расширяют возможность использования их в педагогическом процессе.

Использование малых фольклорных форм и народных игрушек не требует выделения отдельного времени и поиска особых форм работы, а органично сочетаются с основной образовательной программой. Отбор фольклорного материала осуществляется с учетом активного и действенного познания детьми окружающего мира, уровня их речевого развития.

Произведения устного народного творчества и народные игрушки используются не только в играх – занятиях («Пришел медведь к броду», театр игрушек по песенке «Жили у бабуси два веселых гуся», «Заинька - трусишка по полю бежал» и др.) по развитию речи и ознакомлению с окружающим («Зайчишка – трусишка», «Сидит белка на тележке»), но и в других видах деятельности, например, в художественной «Большие ноги шли по дороге», «Солнышко – колоколнышко» и др. Такие игры - занятия способствуют яркому эмоциональному общению с малышами. Ведь на глазах у детей разыгрывается красочное действие: звери разговаривают человеческими голосами, поют, пляшут, играют и т. д.

При помощи богородской игрушки можно показать театрализованное представление: «курочки собрались в кружок и клюют зернышки», «медвежонок сел на качели и раскачивается» и т.п. Действия деревянных фигурок вызывают смех, побуждают к звукопроизношению: тук-тук, кач – кач и т.п. Когда ребенок начинает терять интерес к восприятию игрушки, он начинает сам поэкспериментировать с ней.

Игрушки приводятся в движение так просто, что малыш очень скоро сам овладевает действиями с ними и будет кормить курочек, качать медвежонка и т.п. Простые и однообразные движения игрушек завораживают, успокаивают, доставляют удовольствие. Возможность экспериментировать с игрушкой и при этом добиваться результата имеет очень большое значение для развития личности маленького ребенка. В процессе действий с игрушкой у него естественно проявляются любознательность, познавательная активность, инициативность, а полученный результат способствует формированию уверенности в себе и своих возможностях.

Особый интерес для детей представляют игрушки – дергунчики: Буратино, клоун, зайчик, петушок и др. Дети любят их; кроме того, они играют определенную роль не только в художественном, но и в эмоциональном развитии.

Произведения устного народного творчества и народные игрушки очень широко используются в режимных моментах в течение всего дня. Под потешки дети играют, участвуют в режимных моментах, засыпают. Повторяя вместе со взрослым поговорки, потешки, подпевая песенки, у детей развивается воображение, обогащаются речь и эмоции, развивается мелкая моторика. В режимных моментах широко используются фольклорные подвижные игры: «У медведя во бору», «Солнышко и дождик», «По ровненькой дорожке» и т.д. Например, во время умывания, проговаривая потешку «Чистая водичка, моет Егору личико», у ребенка не только возникает интерес к художественному слову, но и усиливается мотивация к самостоятельному усвоению навыка умывания. Ритмичные слова вызывают у ребят радость, они с удовольствием подставляют руки под струю воды, а некоторые дети самостоятельно пытаются подтянуть рукавчики.

Фольклор и народные игрушки окрашивают речь педагога, делая ее красочной, оживляют деятельность дошкольника. Дети с интересом, восхищением пытаются подражать взрослому, повторить его действия. Не все дети охотно ложатся в постель, некоторые испытывают чувство тревоги, тоски по дому, по маме. Таким детям ласково пою песенку «Баю, баюшки, баю».

Особое место в развитии малышей занимает народная игра с использованием малых фольклорных жанров. В произведениях устного народного творчества заложен тонкий педагогический смысл. Характерной особенностью народных игр является обучающее содержание, которое подаётся в игровой форме. Использование народныx игр, песенок, потешек, приговоров в совместной деятельности с малышами доставляет им огромную радость. Сопровождение действий ребёнка словами способствует непроизвольному обучению его умению вслушиваться в звуки речи, улавливать её ритм, отдельные звукосочетания и постепенно проникать в их смысл. Произведения устного народного творчества способствует двигательной активности малыша, которая теснейшим образом связана с формированием речевой активности.

Воспитательное значение на развитие эмоциональной сферы и развитие интереса к народной культуре оказывают фольклорные праздники, в процессе которых особое внимание уделяется подбору словесно – музыкальных, игровых и хореографических произведений обрядово – календарного фольклора. Главным показателем успешности праздника является эмоциональная окрашенность атмосферы. Эту атмосферу определяет естественность поведения детей, заинтересованность, радостные эмоции, рождаемые действиями персонажа. Чем больше на празднике сюрпризов, тем больше праздник соответствует главному назначению – радовать детей. Насыщенность народного праздника творческими импровизациями, сюрпризными моментами стимулируют интерес детей, усиливает их впечатление и переживание, обогащает художественное и эстетическое восприятие. А главное, обеспечивает естественное приобщение детей к национальным традициям, утверждает в их сознании фундаментальные духовные и эстетические ценности.

Детские впечатления неизгладимы. Предметы народно – прикладного искусства, народные игрушки, произведения устного народного творчества влияют не только на духовную сферу ребенка, но и наполняет жизнь яркими впечатлениями.

Литература:

М.Ф. Литвинова. Русские народные подвижные игры для детей дошкольного и младшего школьного возраста: Практическое пособие. – М.: Айрис-пресс, 2010.

Роль малых фольклорных форм в жизни детей раннего возраста. Кравченко И.В., 2011.

О.Л.Князева, М.Д.Маханева. Приобщение детей к истокам русской народной культуры: Программа. Учебно-методическое пособие. – СПБ.: Детство-Пресс,2004.

М.Ф. Литвинова. Русские народные подвижные игры для детей дошкольного и младшего школьного возраста: Практическое пособие. – М.: Айрис - пресс, 2003.

Читайте также: