Народная игрушка как средство народного воспитания

Обновлено: 02.05.2024

Ещё с самых древних времён каждого ребёнка сопровождали игрушки, занимая заметное место в их детской жизни. Археологические раскопки на территории проживания восточных славян позволили обнаружить множество доказательств развитой культуры производства и использования игрушек. На местах раскопок обнаружены деревянные лодочки, погремушки, коньки, волчки, птички, мечи, детские музыкальные инструменты — дудочки, трещётки, жужжалки.

Современная классификация игрушек выделяет образные игрушки, воспроизводящие вещный мир взрослых, особенности их быта, труда, материальной культуры; дидактические игрушки, не имеющие прямых аналогов из окружающей реальности (погремушки, головоломки, жужжалки); игрушки одинарные или в наборе; объёмные и плоские, символические и натуралистические, готовые и те, которые нужно смастерить собственными руками; моторные игрушки — скакалки, мячи, палочки, волчки и т.д.

Народная игрушка издревле использовалась как средство с большим потенциалом применения в разных сферах. Она была средством развлечения, физического и интеллектуального развития, исполняла роль важного культурного объекта. Игрушка позволяла решать задачи духовного и нравственного воспитания, приобщала к культурным традициям и обычаям, вводила в культуры общества с принятыми в нем ценностями, устоями, системой взглядов и мировоззренческих установок на мир, отношения, труд, мораль, нравственность, красоту.

Через игру, использование игрушек дети социально адаптировались к реальной жизни, учились жить в среде сверстников, выстраивать взаимоотношения со взрослыми. Игрушки помогали воспроизводить все жизненные ситуации, проживая их в игровой форме с раннего детства — свадьба, рождение младенца, ухаживание за ним, приём гостей, ведение быта, воспроизведение обрядов и т.д., обыгрывалось детьми, позволяло глубоко знакомиться с обрядовой культурой, приобщала к устоявшимся народным традициям, определённому устою.

Например, как много, оказывается, может нести для ребёнка обыкновенная тряпичная кукла. До нашего времени сохранились самобытные конструкции кукол, изготавливаемые без использования иглы с помощью скрученной ткани, щепок, брусков, веток с сучками. Более поздние по времени куклы, в изготовлении которых использовались иглы, набивались материалами, символизирующими природные силы — льноволокно, зерно, опил, шишки, древесную золу.

С помощью тряпичной куклы дети узнавали о значении и роли матери в семье. Куклы раскрывали перед детьми такие функции как рождение, выкармливание, воспитание потомства, передача традиций растущему поколению.

В тряпичных куклах через типизацию образов, представление ярких национальных характеров получали отражение национальные идеалы и ценности, национальные особенности, особая славянская ментальность.

Народная игрушка — это не только игра, забава, детское увлечение, но и средство педагогического воздействия, средство воспитания и обучения, развития творческих и креативных возможностей ребёнка, неиссякаемый источник его культурного развития, с помощью которого детям передаётся ценный опыт жизни предков, самобытность их характера, культуры, обычаев, видение мира и отношений, символических образов, особенностей художественно-прикладного творчества. Приобщение детей к изготовлению народных игрушек, активные игры с ними — важный этап воспитательного воздействия на ребёнка, получения им истинных знаний о мире, природе, людях, формирования устойчивых нравственно-духовных ценностей русского народа. Народная игрушка должна стать тем важнейшим объектом, на который ребёнок проецирует весь мир, связующим звеном между внешним и внутренним миром растущей личности.

В общих положениях ФГОС отмечено: одним из основных принципов ДО является приобщение детей к социокультурным нормам, традициям семьи, общества и государства.

Из числа многих обозначенных задач Стандарт направлен на решение следующей задачи:

объединение обучения и воспитания в целостный образовательный процесс на основе духовнонравственных и социокультурных ценностей и принятых в обществе правил и норм поведения в интересах человека, семьи, общества.

Задачи социально – коммуникативного развития дошкольников по ФГОС ДО:

усвоение норм и ценностей, принятых в обществе, включая моральные и нравственные ценности;

развитие общения и взаимодействия ребёнка с взрослыми и сверстниками;

становление самостоятельности, целенаправленности и саморегуляции собственных действий;

развитие социального и эмоционального интеллекта, эмоциональной отзывчивости, сопереживания, формирование готовности к совместной деятельности со сверстниками;

формирование уважительного отношения и чувства принадлежности к своей семье и к сообществу детей и взрослых в Организации;

формирование позитивных установок к различным видам труда и творчества;

формирование основ безопасного поведения в быту, социуме, природе.

Что такое нравственность?

Для каждого человека это система правил поведения, отвечающая на вопрос:

«Что такое хорошо, а что такое плохо, что считается добром, а что злом».

Каждый человек сам выбирает ценности, которые считает важными и необходимыми.

В зависимости от того какие ценности выбирает человек и на сколько придерживается их в поведении, определяется какими будут его поступки - нравственными или безнравственными.

2. «Русская народная игрушка как средство нравственно-патриотического воспитания детей дошкольного возраста»

Последнее время большое внимание в детском саду уделяется вопросам нравственно-патриотического воспитания детей. Реализовать подобные задачи возможно разнообразными способами, один из них – приобщение ребенка к культуре своего народа. Но самый действенный способ – это игра.

Основной атрибут игровой деятельности – это игрушка. Игрушек в современном мире много. Большинство игрушек развивают в ребенке не всегда доброе и радостное. Хотя изначально игрушка предназначена именно для этого – для радости и гармоничного развития ребенка. Одним из возможных путей разрешения противоречия, которое сложилось между теоретиками и практиками рынка игрушек, является изучение опыта игровой деятельности детей в народной педагогике. Необходимо восстановить связь времен, вернуть утраченные ценности. Чтобы донести до сознания дошкольников, что они являются носителями русской народной культуры, воспитать ребят в национальных традициях, необходимо обратиться к истокам русской народной культуры и, в первую очередь, к народной игрушке.

Игрушка, по мнению Г. Л. Дайн, О. А. Квасовой, В. С. Мухиной, Т. М. Разиной и других, всегда была предметом и объектом различных процессов и ритуалов, включая праздничные и воспитательно-образовательные. Народная игрушка моделировалась на основе специфики этнического сознания усилиями многих поколений.

Л. Г. Оршанский, изучавший народные игрушки, отмечал, что они являются «прямым зеркалом жизни взрослых, их верований, страстей, радостей, без всякого педагогического умствования, без вечного превосходства взрослых над детьми». Г. Н. Волков включил понятие «игрушка» в определение народной педагогики.

Игрушка имеет особое значение для эмоционального и нравственного воспитания. Благодаря воле и воображению ребенка она ведет себя так, как это нужно в данный момент ее хозяину. Ребенок проживает со своей игрушкой все события собственной и чужой жизни во всех социальных и нравственных проявлениях, доступных его пониманию. Игрушка – заместитель идеального друга. Она для ребенка – объект общения во всех его проявлениях и партнер в игре. В ней постоянно моделируются и укрепляются социальные формы поведения.

Дошкольное детство – время игры. И будет целесообразным использовать игровую деятельность для ознакомления с историей и культурой русского народа. Народные игрушки – бесценное сокровище. Это истоки детства и культуры. Игрушка дает ребенку первые жизненные и культурные ориентиры. Каталки, свистульки, мячи, куклы – в каждой игрушке ощутима живая участливость взрослых: то родительская отцовская опека и ласковая материнская забота, то умелая рука и высокий вкус настоящего мастера игрушечника, а то и старание самих детей.

В культуре каждого народа есть игрушки, которые сопровождают малыша на протяжении всего детства - это народные игрушки. Каждая народная игрушка уникальна, она несет в себе элемент культуры, который формирует у ребенка национальный характер. Именно в дошкольном детстве народная игрушка - «Матрешка» позволяет развивать и воспитывать нравственно-патриотические чувства у малышей, учит усваивать образцы поведения присущие своему народу.

Таким образом, проблема использования русской народной игрушки как средства нравственного воспитания детей дошкольного возраста значима и актуальна в наше время.

3. Практическая часть

«Мы уверены в том, что народная игрушка является, при тщательном её изучении, неисчерпаемым источником мудрой и творческой педагогики»

Задача воспитания настоящего патриота и гражданина, который любит свою Родину, не может быть успешно решена без изучения народной культуры и глубокого познания духовного богатства своего народа. Это особенно важно и актуально сегодня.

В нашем современном мире, во время развития высочайших информационных технологий люди все реже вспоминают культуру наших предков. Дети практически не посещают музеи, предметы старины сохранились в единичных экземплярах, люди не проявляют интерес к истории своей деревни, не могут различать народные промыслы. Поэтому-то я и решила изучить данную проблему и разработать пути достижения наилучшего эффекта в приобщении детей к народной игрушке «Русская матрешка».

Для решения данной проблемы было проведен опрос среди родителей по теме : «Русская матрешка». Выяснилось, что родители имеют не очень глубокие знания о культурном наследии своих предков, но практически все родители стремятся к тому, чтобы вместе с детьми узнавать об истории своего родного края, о народных промыслах и т. д.

После этого перед собой я поставила несколько задач:

- провести анализ имеющейся литературы по данной проблеме;

- как появилась первая матрешка;

- почему ее так назвали;

- основные промышленные центры по изготовлению матрешек;

- какие бывают матрешки.

В ноябре совместно с родителями был проведен мастер-класс на тему: «Народная игрушка». Задачи, которые были поставлены на мастер-классе:

1. расширять знания родителей о русском народном творчестве;

2. знакомить родителей с народными промыслами, привлечь к росписи матрешки;

3. повышать компетентность родителей в области истории и культуры русского народа.

Предварительная работа :

4. Консультация для родителей «Приобщение детей к народным традициям».

5. Выставка иллюстраций: "Семеновская матрешка", «Хохломские узоры», «Дымковские игрушки», "Городецкая роспись".

6. Мастер-класс «Роспись матрешки».

Родители с большим интересом приняли участие в этой работе.

Для начала всем родителям я раздала листочки, на которых они изображали эскиз будущей матрешки. После изготовления эскиза брали готовые болванки и покрывали их клеем ПВА, затем наносили графитным карандашом рисунок, и только потом приступали к росписи матрешек. У каждого получилась своя неповторимая авторская росписая матрешка. Родители наслаждались проделанной работой и были очень довольны своим результатом.

Работая по данной теме, мною был разработан перспективный план работы с детьми по знакомству детей с матрешками, учитывая их возрастные особенности.

В первой младшей группе была поставлена задача познакомить детей с матрешкой, как с народной игрушкой. Матрешка была нам доброй подружкой, она приходила к нам в гости, участвовала в режимных моментах. Дети радовались ее приходу, замечали ее красоту, играли с ней в сюжетные игры: «Угостим матрешку чаем», «Накроем стол к обеду», «Матрешка заболела» и др. Разучивали потешки, стихи, слушали веселые частушки. Во второй младшей группе также с детьми будем продолжать знакомство с матрешкой.

В будущем я планирую продолжить изучение народной игрушки и в средней группе, где для себя поставила задачу – познакомить детей с матрешкой, как с предметом народного творчества. Показать детям самую первую матрешку – Загорскую. Возраст ее более ста лет. Она изображала девочку в сарафане с черным петухом, состояла из 8 кукол. Загорская матрешка добротная, крутобокая, устойчивая по форме кукла-труженница. Существует много версий происхождения названия «матрешка». Но для детского понимания ближе и понятней что она получила свое название от старинного русского имени Матрена, Матренушка.

В старшей группе детей можно познакомить с семёновской матрешкой. Семёновская матрешка более стройная, вытянутая, относительно тонкий верх резко переходит в утолщенный низ. Она появилась позже, в 20-х годах 20-го столетия и отличается от Загорской более яркими красками. Мастера села Семенова украшают ее фартук ярким букетом малиновых или красных цветов. В росписи отражено влияние близкой Хохломы – травка, цветы, листья.

В подготовительной группе я планирую познакомить детей с Полхов-Майданской и Вятской матрешкой.

В 30-х годах 20-го столетия появился еще один знаменитый Полхов-Майданский промысел. Мастера Полхов-Майдана придумали свою матрешку, она отличается вытянутыми пропорциями, похожими на кеглю, голова небольшая. У нее нет таких конкретных деталей как руки, сарафан, фартук. Овал, заменяющий передник, заполнен цветочной росписью, в основном цветами шиповника.

Четвертый вид традиционного народного промысла Вятская (Кировская) матрешка. Помимо традиционной росписи в ее оформлении используется оригинальный технологический прием – инкрустация соломкой. Соломка используется только ржаная, которая выращивается на специальных участках и срезается серпом вручную.

Загорск, Семенов, Полхов-Майдан и Вятка являются основными традиционными центрами по изготовлению матрешек. Остальные матрешки – авторские. Они не имеют определенного стиля росписи и выполнены профессиональным художником или любителем по собственному замыслу. В росписи используются мотивы сказок, пейзажи, портреты знаменитых людей, животных и т. д.

Подводя итог, я могу сказать, что русская матрешка – это символ России. В ее содержании, форме, декоре отразилось представление о мире, добре и красоте.

Русская матрешка – настоящее чудо света, русский сувенир. Она была и остается творением человеческих рук. Это символ России. Она перемещается по всему миру, не признавая никаких расстояний и границ.

Музыкальная народная культура — источник нравственного воспитания подрастающего поколения

Музыкальная народная культура — источник нравственного воспитания подрастающего поколения В настоящее время, в условиях современной социально-экономической и культурной жизни России одним из приоритетных направлений совершенствования.

Фотоотчёт экскурсии вмини-музей «Русская народная игрушка»

Фотоотчёт экскурсии вмини-музей «Русская народная игрушка» Цель: Формирование представлений о культуре и быте русского народа через историю народной куклы, знакомство с русской народной игрушкой.

Музейная педагогика, как средство воспитания, развития и обучения дошкольников (из опыта работы) Музейная педагогика, как средство воспитания, развития и обучения дошкольников (организация мини - музеев в ДОУ) (из опыта работы) Музей.

Народная игра, как средство духовного совершенствования личности детей старшего дошкольного возраста. (из опыта работы) В культуру каждого народа входят созданные им игры. На протяжении веков эти игры сопутствуют повседневной жизни детей и взрослых, вырабатывают.

НОД во второй младшей группе «Русская народная игрушка — матрешка» с применением ИКТ Направления развития и образования (образовательные области): социально-коммуникативное, познавательное, художественно-эстетическое развитие.

Проект для детей старшего дошкольного возраста «Русская народная игрушка» Проект разработала: воспитатель I кв. категории Стрыгина О. И. Проект «Русская народная игрушка» Краткая аннотация проекта: Данный проект.

Проект «Русская народная игрушка «Матрешка» для детей 2–3 лет. Фотоотчет.

Проект «Русская народная игрушка «Матрешка» для детей 2–3 лет. Фотоотчет. Игрушка “Матрёшка“ открывает широкий потенциал для раннего развития ребёнка, формирует творчески развитую личность, способствует повышению.

Результат работы «Народная сказка как средство нравственного воспитания дошкольного возраста» В настоящее время сказка, как и многие другие ценности традиционной культуры, заметно утратила свое предназначение. Детские психологи считают,.

Результат работы по теме: «Народная сказка как средство нравственного воспитания дошкольного возраста».

Результат работы по теме: «Народная сказка как средство нравственного воспитания дошкольного возраста». В настоящее время сказка, как и многие другие ценности традиционной культуры, заметно утратила свое предназначение. Детские психологи считают,.

«Воспитание существует в русском народе столько же веков, сколько существует сам народ», — писал Константин Дмитриевич Ушинский. Великий педагог ввел само понятие «народная педагогика» и показал значение ее для дальнейшего развития образования в России.

Народная педагогика наибольшее свое воплощение получила в устном народном творчестве (сказках, пословицах и поговорках, загадках, потешках, обычаях и обрядах, сопровождавших человека на протяжении всей его жизни (рождение и крестины, свадьба, новоселье, календарные праздники). Некоторые ее черты мы находим в предметах быта, связанных с воспитанием ребенка.

Как бы не менялось общество, воспитание у подрастающего поколения любви к своей стране, гордость за нее необходимо всегда. «Красота родного края, открывается благодаря сказке, фантазии, творчеству – это источник любви к Родине. Понимание и чувствование величия, могущества Родины приходит к человеку постепенно и имеет своими истоками красоту». Эти слова В. А. Сухомлинского как нельзя точно отражают работу в дошкольных учреждениях по патриотическому воспитанию.

Патриотическое воспитание детей дошкольного возраста – это целенаправленный процесс педагогического воздействия на личность ребенка с целью обогащения его знаний о Родине, воспитания патриотических чувств, формирования умений и навыков нравственного поведения, развитие потребности в деятельности на общую пользу. Исходя из механизмов формирования качеств патриотического воспитания дошкольника, можно рассматривать взаимодействие воспитателей и воспитанников, направленное на развитие патриотических чувств, формирование патриотических убеждений и устойчивых норм патриотического поведения.

В соответствии с новым Федеральным государственным образовательным стандартом к Основной общеобразовательной программе дошкольного образования ведущее место в жизни ребенка в дошкольном учреждении должна занимать самостоятельная игровая деятельность, в том числе на основе принципов народной педагогики. Развитие самостоятельных игр зависит от создания соответствующей предметно-игровой среды, обогащения детей опытом игровой деятельности, привития игровой культуры. Традиции использования народных игрушек, кукол, особенно в сюжетно-ролевых играх, помогут сохранить ценности человеческих отношений и этнокультуры в семье, обществе и передать молодому поколению социальный опт народа. Для этого необходимо разрабатывать современные модели работы с народными игрушками.

Проблема приобщения детей к миру взрослых является актуальной с тех пор, когда была осознана необходимость передачи опыта последующим поколениям. Известно, что во все времена родители учили своих детей всему тому, что умели сами, что могло бы пригодиться детям в жизни. В игре отношения детей между собой являются практикой их первых коллективных взаимодействий. А средствами для социализации детей могут быть и предметы рукотворного мира, среди которых – игрушка.

В словаре Даля понятие "игрушка" толкуется как "вещь, сделанная для забавы, для игры или потехи, особенно детям". Настоящая народная игрушка - это не только предмет детской забавы, но и подлинное, своеобразное искусство, обладающее своей спецификой. Постичь её во всей полноте и глубине можно только при многократном соприкосновении с творениями народных мастеров. Это объясняется тем, что народная игрушка обладает качествами не изобразительного, а декоративно-прикладного искусства - искусства в большой степени условного, не копирующего действительность, а отражающего образы окружающего мира обобщённо, символично, аллегорично, с невероятно смелой фантазией.

Игрушки известны с самой глубокой древности. Нет ни одного народа, в культуре которого игрушка не занимала бы своего заметного места.

На территории расселения восточных славян археологами обнаружены деревянные лодочки, волчки, птички, погремушки, дудочки, фигурки людей, свистульки, изображения животных и т. д. Согласно легенде, сам Сергей Радонежский - наиболее чтимый русский святой - не только благословил игрушку как разумную детскую забаву, но и собственноручно делал деревянные игрушки. Игрушки всегда сопровождали детство, но несомненно то, что в прежние времена они выполняли гораздо более значимые функции и использовались в культуре гораздо разнообразнее.

Народная игрушка привлекает внимание своей простотой, но вместе с тем своим изяществом. В ней нет ничего лишнего. Характерно, что у крестьянских детей никогда не было много игрушек. Игрушки были крайне просты, а порою и невыразительны. Большинство из них были самодельные. Ребёнок сам силой своего воображения и фантазии наполнял игрушку тем или иным духовным содержанием. Немного цветная условная роспись, подчёркнутость фактуры и цвета дерева, упрощённо-лаконичная пластика, и - удивительно! - рождается очень выразительный художественный образ. Не зря в народе говорили : "Не то дорого, что красно золото, а то, что доброго мастерства".

Народная игрушка неподвластна моде. Как любое произведение искусства, она часть культуры народа, носитель сакральных ценностей, родовой информации. Она служила своеобразным эталоном, отражая формировавшиеся веками представления о красоте и эстетическом совершенстве. Люди всегда заботились о красоте и занимательности игрушки. Поэтому мастера-игрушечники вкладывали в образ игрушки всю свою фантазию, выдумку и изобретательность. Вносили своим искусством в повседневную жизнь поэтичность и красоту. Игрушка - одна из древнейших форм творчества, на протяжении веков она изменялась вместе со всей народной культурой, впитывая в себя её национальные особенности и своеобразие. Поэтому народная игрушка - всегда рассказ об истории народа, о его ценностях и идеалах.

Настоящая народная игрушка всегда добрая, красивая, приносящая радость, веселье, счастье. Именно поэтому, когда в наших руках оказывается народная игрушка, возникает особое, непередаваемое ощущение реальности присутствия в мире светлого, солнечного начала, высшей красоты и гармонии.

Дошкольное детство – время игры. И будет целесообразным использовать игровую деятельность для ознакомления с историей и культурой русского народа. Народные игрушки – бесценное сокровище. Это истоки детства и культуры. Игрушка дает ребенку первые жизненные и культурные ориентиры. Каталки, свистульки, мячи, куклы – в каждой игрушке ощутима живая участливость взрослых: то родительская отцовская опека и ласковая материнская забота, то умелая рука и высокий вкус настоящего мастера игрушечника, а то и старание самих детей.

Народная игрушка, в наши дни стремительно превращается в сувенирную продукцию, не предназначенную для ребенка и не требующую педагогического сопровождения. Но именно народная игрушка всегда несла в себе огромный потенциал социального наследия. К сожалению, современные родители недооценивают развивающую роль народной игрушки.

Как уже отмечалось, основным атрибутом игровой деятельности детей является это игрушка. Игрушек в современном мире много. Огромные магазины игрушек предлагают большой выбор на любой вкус. Большинство современных игрушек развивают в ребёнке не всегда доброе и радостное. Хотя изначально игрушка предназначена именно для этого - для радости и гармоничного развития ребёнка.

Психологи в России бьют тревогу. По их мнению, современные игрушки могут вызывать у детей расстройства психики и делать их злыми, агрессивными. На рынке появилось много страшных игрушек, которые способны негативно повлиять на характер и психику ребенка. Страшные игрушки, заполонившие современные рынки, могут повлиять на формирование характера ребенка. Агрессивные изображения провоцируют проявление агрессии. Чем больше страшных игрушек он видит, тем более агрессивным становится.

Одной из любимых игрушек для девочек уже на протяжении многих лет была и остается Кукла Барби. Этой игрушке много лет.

Кукла, как правило, нужна девочке для того чтобы она могла отыграть все моменты ухаживания за ребёнком : кормление, пеленание, купание. Девочка куклу, баюкает, расчёсывает, лечит, учит ходить, «как мама» катает в колясочке. Кукла - это образ малыша грудного возраста. С ним ребёнок учится, под присмотром родных, которые могут подсказать как правильно, самому важному — заботиться о потомстве!

А что же по мнению специалистов развивает в девочках кукла Барби?

• культ материальных ценностей и красоты;

• лишает возможности проживать родительскую роль;

• управляет игрой вместо ребенка.

Но ведь это далеко не единственная вредная игрушка!

Вы замечали, что дети больше не играют с бесполыми пупсами, плюшевыми зайцами? Игрушкам нашего детства они предпочитают большеголовых размалеванных кукол от Братс и Мокси, уродливых зверят-головастиков и монстроподобных анимашек. То ли реклама виновата, то ли дети стали другими… Многие девочки всерьез фанатеют от девиц с раскосыми глазами и перекачанными губами. Их мамы тратит всю зарплату на стильную одежду, лимузины, наборы для серфинга и запасные ноги для пластикового уродца.

Одним из возможных путей разрешения противоречия, которое сложилось между теоретиками и практиками рынка игрушек, является изучение опыта игровой деятельности детей в народной педагогике. Необходимо восстановить связь времён, вернуть утраченные ценности. Чтобы донести до сознания дошкольников, что они являются носителями русской народной культуры, воспитать ребят в национальных традициях, необходимо обратиться к истокам русской народной культуры и, в первую очередь, к народной игрушке, в том числе и рукотворной кукле.

Таким образом, проблема использования русской народной игрушки как средства патриотического воспитания детей дошкольного возраста значима и актуальна в наше время.

Опираясь на свой педагогический опыт, я считаю, что русская народная игрушка считается одним из эффективных средств патриотического воспитания детей дошкольного возраста. Она дает ребенку возможность экспериментировать, синтезировать полученные знания, развивать творческие способности и коммуникативные навыки. Основываясь на личностно-ориентированном подходе к обучению и воспитанию, она способствует патриотическому воспитанию детей дошкольного возраста.

Красота родного края, открывающая благодаря сказке, фантазии, творчеству, - это источник любви к Родине. Пусть ребёнок чувствует красоту и восторгается ею, пусть в его сердце и в памяти навсегда сохранятся образы, в которых воплощается Родина. В. Сухомлинский.

Культуру России невозможно представить себе без народного искусства, которое раскрывает истоки духовной жизни русского народа, наглядно демонстрирует эстетические ценности, художественный вкус и является частью его истории. Устное народное творчество, музыкальный фольклор, декоративно-прикладное искусство должны найти большое отражение в новом содержании образования и воспитания младших школьников, так как сейчас образцы массовой культуры других стран активно внедряются в жизнь, быт, мировоззрение детей. Мир народной культуры открывает детям нравственные ценности народов России : трудолюбие, милосердие, любовь к природе, к родной земле. Народное искусство обладает большими воспитательными возможностями. Оно несет в себе огромный духовный заряд, эстетический и нравственный идеал, веру в торжество прекрасного, победу добра и справедливости. Народное искусство позволяет приобщать детей к духовной культуре своего народа, частью которого оно является. Подчеркивая значение искусства для разностороннего развития человека (а народное искусство является его неотъемлемой частью, известный психолог Б. М. Теплов писал: «Искусство очень широко и глубоко захватывает различные стороны психики человека, не только воображение и чувство, что представляется само собой разумеющимся, но мысли, и волю. Отсюда его огромное значение в развитии сознания и самосознания, в воспитании нравственного чувства и формировании мировоззрения. Поэтому-то художественное воспитание и является одним из могучих средств, содействующих всестороннему и гармоническому развитию личности». Современный рынок изобилует бесчисленным количеством ярких, необычных, но порой бесполезных, а иногда и вредных, сточки зрения воспитания и развития детей, игрушек. Народные же традиции играют важнейшую роль в воспитательном процессе ребенка. Ведь именно в них накапливаются духовные устои и принятые в обществе нормы. Важное место в комплексе нравственного воспитания и художественно-творческого развития отведено народной игрушке, которая несет особую функцию в воспитании ребенка. Помимо познавательной, развлекательной и эстетической функции народная игрушка это средство социализации ребенка, его связь со взрослыми, с миром. Народные игрушки очень просты для понимания, это дает возможность освоить их в том объеме, который допустим для ребенка. Игрушки были всегда, и даже тысячу лет назад они играли ведущую роль в воспитании, целью которого было уважение и сохранение традиций предков. Используя в игре такие игрушки, ребенок как бы впитывает подсознательно эти традиции, знакомится с видами искусства, обучается ремеслу, входит в социум. Ведь в игрушках заложена хозяйственная, культурная жизнь, искусство и трудовая деятельность людей, в целом их отношение к окружающему миру, коллективный опыт предыдущих поколений. Народные игрушки делаются взрослыми для малышей из простых, доступных материалов: веток и коры, древесины и глины, соломы и ткани, сухих плодов и ягод, которые превращаются в уникальный объект, а порой и в произведение искусства, который становится средством общечеловеческого воспитания. Персонажи и сюжеты для игрушек, как правило, берутся из жизни, они просты, лаконичны и доступны. Это звери и птицы, музыкальные инструменты, и человечки за работой, или же орудия труда в миниатюре. В них отсутствуют зачастую детали, нет ничего второстепенного, а обобщенность доведена порой до предела, что является ярким педагогическим приемом, с помощью которого усиливается влияние образа народной игрушки на формирование мировоззрения маленького человека. Именно благодаря примитивности возникает стимул к творческому инстинкту малыша. Более того, она настолько проста, что ребенок может сам сделать что-то похожее. Феномен же народной игрушки в том, что кроме внешнего облика, она имеет внутреннее содержание. Немаловажная роль в детских играх отводится кукле, которая может включаться в сюжетные игры, ей могут присваиваться разные роли, в том числе и социальные, - именно это и делает игрушку предметом социализации ребенка, развивает личностные качества, учит быту и общению. Народные игрушки влияют не только на нравственные и эстетические качества ребенка, но и формирует умственное и физическое развитие. Развивают воображение, учат анализировать ситуацию, сравнивать и выбирать, формируют первые моральные принципы. Знакомство с народными игрушками не только доступно детям, но и вызывает у них живой положительный отклик. Дети искренне радуются, видя яркую, красочную дымковскую игрушку, их веселят народные свистульки. Но этими изделиями они не только любуются. Вместе с детьми мы воспроизводили их : лепили эти игрушки из пластилина, из солёного теста, затем расписывали их как дымковские мастера. Расписывали силуэты игрушек, вырезанные из бумаги, собирали матрёшек из множества деталей, сделанных из картона, при этом знакомились с видами росписи. Важным педагогическим инструментом народной педагогики была рукотворная кукла. Её изготавливали в единственном экземпляре и, что самое главное, её делали родители или родные ребёнка, учитывая его возрастные потребности. Куклы были самого разного размера, возраста и характера, что собственно и определяло суть игры, её приёмы и роль самой куклы в игре. Кукла вообще занимает особое место в воспитании ребёнка. Эта та игрушка, которое больше всего отвечает потребностям его познавательной деятельности. Являясь образом человека, она позволяет играющему с ней ребёнку подражать миру взрослых отношений. Она вбирает в себя представления ребёнка об окружающей действительности. В игре с ней он закрепляет свои представления и расширяет их. Познаёт окружающий мир, учится выражать свои чувства, у него появляются навыки общения. Благодаря кукле ребёнок проходит школу первичной социализации. Куклы изготавливались из тряпок, дерева, соломы, глины, из растительных материалов - плодов растений, лепестков цветов и листочков. В общем, из всего того, что было под рукой. Это способствовало развитию фантазии ребёнка, умению чувствовать материал и использовать его. Народная кукла ушла из нашей жизни, но, безусловно, современный ребёнок должен знать и иметь народную куклу, и у педагогов и воспитателей есть замечательная возможность помочь ему в этом. Русская народная игрушка является особым видом народного творчества. Игрушки из глины и дерева, из соломы и бересты, из теста или бисера; игрушки-обереги и игрушки-потешки, стригушки и козули, бирюльки и свистульки; дымковские и каргопольские, архангельские и филимоновские.

Всё это - русские народные игрушки, согретые теплом человеческих рук, красочно расписанные мастерами и умельцами, издавна дарящие людям любовь и доброту. И, к сожалению, совсем забытые нашими детьми.

Фотоотчет «Активные формы взаимодействия между воскресной школой и ДОУ для развития духовно-нравственного воспитания детей»

Фотоотчет «Активные формы взаимодействия между воскресной школой и ДОУ для развития духовно-нравственного воспитания детей» Рождество Христово – великий праздник, замыкающий церковный год, но в то же время – новый год открывающий. Наряду с Новым годом, Рождество.

Опыт работы «Народные традиции как средство духовно-нравственного воспитания дошкольников»

Опыт работы «Народные традиции как средство духовно-нравственного воспитания дошкольников» Народные традиции как средство духовно-нравственного воспитания дошкольников Наша группа называется «Колосок», в беседе с детьми что означает.

Консультация для родителей на тему «Классическая музыка как средство нравственного воспитания ребенка дошкольного возраста» Консультация для родителей на тему: "Классическая музыка как средство нравственного воспитания ребенка дошкольного возраста" Человек стал.

Обращаем Ваше внимание, что в соответствии с Федеральным законом N 273-ФЗ «Об образовании в Российской Федерации» в организациях, осуществляющих образовательную деятельность, организовывается обучение и воспитание обучающихся с ОВЗ как совместно с другими обучающимися, так и в отдельных классах или группах.

Роль народной игрушки

в воспитании дошкольника.


Игрушка для ребенка - не просто забава, а культурное орудие, с помощью которого он осваивает огромный и сложный мир, постигает законы человеческих взаимоотношений и вечные истины. Игра, в которую дошкольник включает манипуляцию теми или иными игрушками, это лучшая школа морали в действии (А.Н.Леонтьев). Можно сколько угодно объяснять ребенку "что такое хорошо и что такое плохо", но лишь игра способна через эмоциональное сопереживание, через постановку себя на место другого научить его действовать в соответствии с нравственными требованиями.

Народная игрушка издревле использовалась как средство с большим потенциалом применения в разных сферах. Она была средством развлечения, физического и интеллектуального развития, исполняла роль важного культурного объекта. Игрушка позволяла решать задачи духовного и нравственного воспитания, приобщала к культурным традициям и обычаям, вводила в культуры общества с принятыми в нем ценностями, устоями, системой взглядов и мировоззренческих установок на мир, отношения, труд, мораль, нравственность, красоту.

По содержанию игрушки можно подразделить на:

1. В сюжетной игрушке отображен мир сказок и сказочных образов, а также тот круг жизненных явлений, с которым сталкивается ребенок в повседневной жизни. К таким игрушкам относятся фигуры женщины, коня, медведя, петуха и т.д.

Образная, сюжетная игрушка представляет одну из наиболее сильных и оригинальных ветвей народного творчества . Самая основная, сильная сторона сюжетной народной игрушки , которой она обращена к ребёнку, состоит в условности её изображения. Условность изображения опирается на предельную отработанность тех средств и способов, которыми создаётся игрушка . Будет ли это изображение коня, птицы, человека – всё решается традиционно выработанным средством. В результате в игрушке остро выступает задуманное. Подробности дополняются воображением. Эта игрушка рождает детскую фантазию, а вместе с нею и детскую игру .

2. Народная дидактическая игрушка – это игрушка , в которой отражена народная мудрость , весёлая выдумка, желание порадовать, позабавить детей и вместе с тем поучить чему-то. Народная дидактическая игрушка , как и всё народное творчество , отличается яркостью, красочностью, гармоническим сочетанием цвета и формы. Эти весёлые радостные игрушки составляют национальное достояние народа – дар народа малым детям . Своеобразие народных дидактических игрушек заключается в их простате, доступности детям. Каждая из них имеет предметное содержание, близкое, знакомое, маленькому ребё нку : шары, бочонки, кольца и др.

В народной дидактической игрушке поставлена цель : дать ребёнку представление о цвете, размере и других качествах. Но эти качества не изолированы, они даны в конкретной форме, тогда как в ряде дидактических пособий такого содержания нет, и они рассматриваются лишь как стимулы, вызывающие ощущения. Игрушки динамичны , они подсказывают те игровые действия, которые можно с ними производить – катать, разбирать, собирать, перекладывать и т. д. Они обладают ценными дидактическими свойствами. Играя такой игрушкой , ребёнок учится различать цвета и их оттенки. Знакомится с величиной, формой, количеством. Эти же игрушки служат хорошим средством развитию речи, если с ребёнком займутся взрослые. Благодаря чистым, сочным, ярким окраскам, тщательной отделке поверхности, выдержанности форм эти игрушки воспитывают вкус , развивают зрение, осязание. Построены эти игрушки на принципе самоконтроля, что позволяет ребёнку не только играть, но и заниматься ими без помощи педагога : поправки вносит сама игрушка .


3. Игрушки-самоделки – это игрушка, которая делается самими детьми или взрослыми. Мастерство такой игрушки связано с определёнными местными традициями в выборе материала, приёмами её изготовления. В одной местности наибольшей популярностью пользуются тряпичные куклы, в другой – куклы из соломы, змеи летающие, бабки, городки, катающиеся колёса, каталки на колёсах, лодки из коры деревьев и т. д.

Народная игрушка полностью соответствует педагогическим требованиям и может служить средством гармоничного развития дошкольника. Эстетичность оформления, художественная выразительность, оптимальное сочетание формы, цвета и величины, динамичность ряда игрушек развивают художественный вкус, творческие способности, побуждают к действиям в игре. Игрушка может использоваться как на занятиях, так и в самостоятельной деятельности дошкольника.

Как влияет народная игрушка на развитие и воспитание дошкольников:

· способствует развитию у детей эстетического восприятия.

· может быть использована в процессе трудового воспитания дошкольников - последовательно и настойчиво подводить детей к пониманию того, что творчество – это увлекательный и вместе с тем кропотливый и настойчивый труд.

· способствует умственному развитию дошкольников.

· способствует решению задач сенсорного воспитания. Обследование игрушки осуществляется разными способами: зрительное обследование, ощупывание, движение руки по предмету и вычленение общих форм.

· народная игрушка содержит богатый материал для формирования умения создавать собственные связные высказывания, служит средством для развития коммуникативно-речевых навыков и умений. С детьми можно создавать описательные рассказы по дымковской, филимоновской игрушке, матрешке, развивать навыки творческого рассказывания, развивать умение придерживаться выбранной сюжетной линии в творческом рассказывании

· Развитие речи тесно связано с формированием у дошкольников представлений об окружающем мире. А ведь игрушка дает для этого богатейший материал. Современные дети оторваны от земли, им не знаком крестьянский быт, игрушки же содействуют развитию познавательной сферы ребенка. Повседневная жизнь русских крестьян отражена, в частности и в федосеевской игрушке (лихие тройки, упряжки, мельницы ит. д.). В народной игрушке очень часто отражена красота народных орнаментов, художественно отображена жизнь животных и птиц (фигурки из кости и рога).

Игрушки не подменяют реальные предметы, но они отражают их свойства и являются средством усиления впечатления, привлечения внимания к тому, с чем встречается ребёнок повседневно, но не знает, не замечает его качеств.


Ценность народной игрушки заключается не только в том, что воспитатель знакомит ребёнка с цветом и формой, но и в том, что с помощью игрушки он учит детей мыслить , воспитывает привычку к умственному труду, культивирует познавательные способности – ценное качество, отличающее человека от всех других живых существ. Подходя к народной игрушке с педагогической точки зрения, мы видим, что она основана на тонком знании психологии ребёнка и разностороннем воздействии на развитие его чувств, ума и характера. Народная игрушка будит мысль и фантазию ребёнка.

Простота народной игрушки , её выразительность и целесообразность играют особую роль в умственном и нравственном развитии ребёнка.

Читайте также: