Народная игрушка как средство патриотического воспитания дошкольников

Обновлено: 14.05.2024

«Русский народ не должен терять своего нравственного авторитета среди других народов - авторитета, достойно завоеванного русским искусством, литературой. Мы не должны забывать о своем культурном прошлом, о наших памятниках, языке, живописи»
Д. С. Лихачев

Воспитание патриотических чувств у детей дошкольного возраста - одна из задач нравственного воспитания, включающая в себя воспитание любви к близким людям, детскому саду, к родному городу и родной стране. Для этого детям необходимо знать уклад жизни, быт, обряды, верования, историю своих предков, их культуру.

Патриотическое воспитание является одной из основных задач дошкольного образования. Огромное значение для воспитания у детей интереса и любви к родному краю имеет все его ближайшее окружение. Поэтому очень важно для патриотического развития детей создание в детском саду и семье условий, обеспечивающих разностороннюю детскую деятельность, в процессе которой дети под руководством взрослого могут свободно, непринужденно общаться, реализовывать свои замыслы в совместном труде, в играх. Нужно постепенно знакомить детей с детским садом, родной улицей, городом, а затем уже со своей республикой, её столицей, символами. Патриотическое воспитание включает в себя целый комплекс задач:

* Воспитание у ребенка любви и привязанности к семье, родному дому, детскому саду,
улице, городу;

*Формирование бережного отношения к родной природе, всему живому;

* Воспитание и уважение к труду людей;

* Развитие интереса к русским, хакасским традициям и промыслам;

* Расши рение представлений о Хакасии, её столице;

*Знакомство детей с символами республики (гербом, флагом, гимном);

* Развитие чувства и гордости за достижения малой Родины;

* Формирование чувства уважения и симпатии к другим людям, народам, их традициям.

Эти задачи мы решаем во всех видах деятельности: в образовательной деятельности, в играх, в труде, в быту. Эмоционально воспринимать окружающее помогает художественное слово, музыка, изобразительное искусство, народные игры и народные игрушки. Играя, ребенок переживает большую радость, а в условиях радости развитие идет более интенсивно. Народная игра тесно связана с детским бытом, с игрой - главным проявлением духовной жизни ребенка. Только в действии, в игре развивается полностью художественный образ и игрушки, ее нравственная ценность. Яркие, оригинальные народные игрушки, особенно куклы, вызывают желание играть, общаться с ними не только у детей, но и у взрослых. При слове кукла в нашем сознании возникает некий образ, связанный с миром детства. Кукла известна с глубокой древности, на неё не влияет время. Оставаясь вечно юной, она по - прежнему находит свой путь к сердцам детей и взрослых.

Кукла символизирует члена семья, спутник детства, особенно у девочек. Её выбирают объектом выражения своей заботы, нежности, любви. Для современного ребенка кукла – прежде всего милая игрушка, которую можно превратить в символического партнера для игры. Ребенок переживает с ней события собственной и чужой жизни в эмоциональных и нравственных проявлениях доступных его пониманию. Кукла – заменитель реального друга, который все понимает и не помнит зла. В результате чего потребность в такой игрушке возникает у большинства детей. Кукла не рождается сама, её создает человек. Мастер, создавая куклу, передает своему творению часть души. Она сохраняет в своем образе самобытность и характерные черты, создающего её народа. Кукла – это часть народной культуры.

Народные игрушки помогают расширить кругозор ребенка, знакомя его с предметами быта, природой, культурой, искусством и народным художественным творчеством. Вызывают добрые чувства по отношению к семье, людям, животным, способствуют накоплению положительного нравственного опыта. Таким образом, игрушки являются теми предметами и образами, которые не только вызывают у ребенка разнообразные чувства, но и придают этим чувствам смысл, становятся непременными спутниками детей.

. В процессе сюжетно-ролевых игр, дидактических игр с использованием игрушек, потешек, прибауток, дети младшего дошкольного возраста учатся общаться, приобретают навыки самообслуживания. Дети старшего дошкольного возраста получают знания о родном городе, республике, стране. В образовательной деятельности по ИЗО дети знакомятся с декоративно-прикладным искусством народов нашей страны, с орнаментами хакасского народа. На музыкальных занятиях - с народным фольклором, с инструментами. В образовательной деятельности используем не только художественную литературу, иллюстрации, шутки, загадки, но и наглядные предметы, материалы (старинную мебель, посуду, орудия труда, национальные костюмы).

Патриотическое воспитание создает предпосылки для успешного развития таких черт, как самостоятельность, дружеское отношение к сверстникам, любви к близким людям, к родному городу, родному краю, стране. Результатом работы по патриотическому воспитанию будет стремление детей сделать окружающий мир красивее и добрее.

По теме: методические разработки, презентации и конспекты


Консультация для воспитателей "Ознакомление с родным городом как средство патриотического воспитания"

Базовым этапом формирования у детей старшего дошкольного возраста любви к Родине по праву считается накопление детьми опыта социальной жизни в родном городе, усвоение принятых в городе норм поведения.


Консультация для воспитателей "Мини-музеи в ДОУ как средство патриотического воспитания"

В консультации даны рекомендации для создания мини-музеев в ДОУ.


Консультация для родителей «Ознакомление с родным поселком как средство патриотического воспитания »

Консультация для родителей «Ознакомление с родным поселком как средство патриотического воспитания » Поселок станция ТарасихаЦеленаправленное ознакомление ребенка с родным поселком нужно рас.


консультация для педагогов «Мини-музей «Русская изба»-как средство патриотического воспитания дошкольников»

консультация для педагогов о пользе Мини-музея Русская изба и о испотзовании его в НОД.

Консультация для родителей. Тема: "Народно-декоративно-прикладное искусство, как одно из средств художественного воспитания дошкольников"

Декоративно- прикладное творчество - одно из направлений народной культуры,изучение которой обогащает, доставляет радость общения с народным творчеством.С народно декоративно- прикладным творчеством п.

Рабочая программа «Народная педагогика как одно из средств патриотического воспитания дошкольников»

Для детей младшего, среднего, старшего дошкольного возраста.

Консультация для воспитателей «Мини-музеи в ДОУ как средство патриотического воспитания дошкольников»

Мини – музей одна из инновационных форм работы по нравственно – патриотическому воспитанию детей в ДОУ.

Народные игрушки имели важное значение в жизни наших далёких предков. Сначала они были объектом древних ритуалов, затем их предназначением явилась подготовка ребёнка к будущей жизни. В современном детском саду приобщение детей к народным игрушкам проходит путём показа образцов народных промыслов, рассматривание тематических альбомов, слайдов. Рассматривая их, дети смогут ощутить мастерство и вкус людей, их изготовивших.

Последнее время большое внимание в детском саду уделяется вопросам нравственно-патриотического воспитания. Реализовать подобные задачи возможно разнообразными путями, один из них - приобщение ребёнка к культуре своего народа. А как известно самый действенный способ - это игра.

Основной атрибут игровой деятельности - это игрушка. Игрушек в современном мире много. Огромные магазины игрушек предлагают большой выбор на любой вкус. Большинство современных игрушек развивают в ребёнке не всегда доброе и радостное. Хотя изначально игрушка предназначена именно для этого - для радости и гармоничного развития ребёнка. Одним из возможных путей разрешения противоречия, которое сложилось между теоретиками и практиками рынка игрушек, является изучение опыта игровой деятельности детей в народной педагогике. Необходимо восстановить связь времён, вернуть утраченные ценности. Чтобы донести до сознания дошкольников, что они являются носителями русской народной культуры, воспитать ребят в национальных традициях, необходимо обратиться к истокам русской народной культуры и, в первую очередь, к народной игрушке, в том числе и рукотворной кукле. [4]

В педагогической литературе неоднократно поднимался вопрос о том, что в детском саду игра постепенно уходит из жизни детей. Кукла перестаёт быть источником социального и нравственного опыта. Кукла имеет особое значение для эмоционального и нравственного воспитания. Благодаря воле и воображению ребёнка она ведёт себя так, как это нужно в данный момент её хозяину. Ребёнок проживает со своей куклой все события собственной и чужой жизни во всех социальных и нравственных проявлениях, доступных его пониманию. Кукла - заместитель идеального друга. Кукла для ребёнка - объект общения во всех его проявлениях и партнёр в игре. В игре с куклами постоянно моделируются и укрепляются социальные формы поведения.

Дошкольное детство - время игры. И будет целесообразным использовать игровую деятельность для ознакомления с историей и культурой русского народа. Народные игрушки - бесценное сокровище. Это истоки детства и культуры. Игрушка даёт ребёнку первые жизненные и культурные ориентиры. Каталки, свистульки, мячи, куклы - в каждой игрушке ощутима живая участливость взрослых: то родительская отцовская опека и ласковая материнская забота, то умелая рука и высокий вкус настоящего мастера игрушечника, а то и старание самих детей.

Таким образом, проблема использования народной игрушки как средства патриотического воспитания детей дошкольного возраста значима и актуальна в наше время.

Народная игрушка считается одним из эффективных средств патриотического воспитания детей дошкольного возраста. Она даёт ребёнку возможность экспериментировать, синтезировать полученные знания, развивать творческие способности и коммуникативные навыки. Основываясь на личностно-ориентированном подходе к обучению и воспитанию, она способствует патриотическому воспитанию детей дошкольного возраста.

Исследованием возможностей русской народной игрушки как эффективного средства патриотического воспитания детей дошкольного возраста занимались : Л. А. Абрамян, Н. Вершинина, Г. Л. Дайн, Е. А. Коссаковская, Н. Мироседина, Н. Мухотина, Л. Пантелеева, Е. О. Смирнова, Е. А. Флерина, В. Б. Шапкина, Т. Шершнева и др. Авторы отмечают, что русская народная игрушка создает прекрасные условия для патриотического воспитания детей дошкольного возраста.

А. П. Усова в своей работе «Русское народное творчество в детском саду» (1950) подчёркивала, что народная игрушка основана на тонком знании психологии ребёнка и

разносторонне воздействует на развитие его чувств, ума и характера. Исследовательница называла народную игрушку «живой», поскольку она представляет народное искусство в жизни детей и будет, по её мнению, жить вместе с сегодняшними игрушками.

Современные учёные рассматривают народную игрушку как средство приобщения детей к национальной культуре, формирования нравственных качеств, коммуникативных умений и навыков, духовного возрождения, эстетического и трудового воспитания (А. В. Алексеенко, Н. А. Гусакова, Т. С. Комарова, Л. А. Кузнецова, А. Ю. Лозко, В. С. Мухина, А. С. Найден, С. Н. Новикова, Н. П. Сакулина, Н. Бы. Халезава, Т. Я. Шпикалава и др.).

Исследователи замечают, что обучение детей с самого начала должна строиться на родной почве, чтобы они были тесно связаны с теми впечатлениями, что закладываются в них души родной семьёй. Имеют значение и игрушки, которые будут в руках детей, ведь именно они расширяют их первые представления, развивают память и внешние чувства.

Крупный украинский исследователь народной игрушки А. С. Найдён утверждает, что именно традиционная народная игрушка сохраняет в себе пластическую и образную память про те далёкие времена, когда человек впервые начал использовать природные материалы для создания вещей, которые не только в чем-то помогали, что-то обозначали, но и что-то символизировали. Именно традиционная народная игрушка в своих определённых функциях, формах, пластике, образных основах несёт информацию о начальные причины человеческого предметно-духовной среды. В этом смысле традиционная народная игрушка в наше время выступав как информативна и эстетически совершенная вещь. Исследователь уверен, что игрушка содержит больше информации, чем любая компьютерная игра или память компьютера.

А. С. Найдён подчёркивает, что ребёнок сегодня должна воспринимать народную игрушку не как предмет быта, объект игры (хотя и такое восприятие не вредное, а как произведение искусства, который требует изучения, определённого анализа творческого наследия, повторения. Такое отношение к народной игрушки способствует её сохранению и духовному обогащению ребёнка. Важным мнением исследователя представляется то, что народная игрушка в семье, детском саду, различных кружках должна не вытеснять современную игрушку, не заменять её, а существовать рядом с ней, дополнять её, давать ребёнку то, что не способна дать современная игрушка.

Путём воссоздания реальных и воображаемых вещей и образов игрушка помогает ребёнку познавать, исследовать окружающий мир, формировать и реализовывать творческие способности, выражать свои чувства, учит общаться и познавать себя. Это значит, что игрушка, как часть детской игровой реальности, выступает незаменимым средством инкультурации - вхождения в мир родной культуры.

Сказанное в полной мере касается и народной игрушки. По всеобщему признанию, народная игрушка является одним из важнейших видов единой живой системы народного творчества, значимым средством связи поколений, через неё передаётся социально-культурный опыт, воспитываются моральные представления, культура человеческого поведения, формируются патриотические чувства.

Уже упоминалось, что народная игрушка, как и все традиционное народное искусство, лишено элементов внешнего этнографизма. Настоящая народная игрушка, как правило, содержит минимум внешних атрибутов и этнической принадлежности. Именно в этом заключается её образная и содержательная сущность. Поэтому традиционная народная игрушка отличается простотой формы, лишено ярких цветов, сложной орнаментации. В ней, отмечают исследователи, целый мир образов, она содержит нюансы психментального характера этноса. Указанные особенности народной игрушки в совокупности дают возможность осуществить основные эстетические и педагогические функции культуры.

1. Алексахин Н. Н. Матрешка. - М. : Издательство Народное образование, 1998. – 75 с.

2. Афанасьев А. Н. Поэтические воззрения славян на природу. В трех томах. Том 2. – М. : Издательство Современный писатель, 1995. – С. 304-306.

3. Карнаухова И. В. Сказки и предания Северного края. – СПб. : Тропа Троянова, 2006. – (Полное собрание русских сказок. Довоенные собрания. – Т. 12). – С. 123-125,528.

4. Козлова Е. Матрешке – 100!//Ваш досуг. – 2000. - № 46. – С. 16-19.

5. Коняев Н. Игрушки русских императоров. – Москва. : Издательство Подъем, 1994. - № 4.

Игрушка как средство воспитания чувств у детей дошкольного возраста Так как в детском возрасте ведущей деятельностью является игровая, поэтому и все развитие детей также проходит через игру, через действия.

Консультация «Народная сказка как средство воспитания нравственных качеств у детей младшего дошкольного возраста» Консультация для родителей «Народная сказка как средство воспитания нравственных качеств у детей младшего дошкольного возраста» В наше.

Музейная педагогика, как средство патриотического воспитания детей дошкольного возраста

Музейная педагогика, как средство патриотического воспитания детей дошкольного возраста Мини – музей хлеба «От зёрнышка к хлебушку» Актуальность: Мини- музеи в детском саду актуальны и эффективны. Они дают ребёнку возможность.

Народная культура как источник духовно-нравственного воспитания детей дошкольного возраста

Народная культура как источник духовно-нравственного воспитания детей дошкольного возраста Будущее нашей страны зависит от духовно-нравственного потенциала подрастающего поколения. В настоящее время материальные ценности доминируют.

Народная сказка как средство воспитания эстетических чувств у детей старшего дошкольного возраста Современная концепция дошкольного воспитания основана на понимании важности и необходимости работы по воспитанию эстетических чувств дошкольников.

Продуктивная деятельность как средство патриотического воспитания детей (Слайд №1). Воспитывать маленького патриота необходимо начинать с самого близкого для него: родного дома, улицы, где он живёт, детского.

Проект «Создание мини-музея «Народная игрушка» для детей среднего дошкольного возраста Выполнил: Данич Ирина Дмитриевна воспитатель МАДОУ «Буратино» Проект «Создание мини- музея «Народная игрушка» (для детей среднего дошкольного.

Русская народная культура как средство патриотического воспитания детей дошкольного возраста Русская народная культура, как средство патриотического воспитания детей дошкольного возраста Жедунова Елена Александровна, воспитатель,.

Саморазвитие «Мини-музей как средство патриотического воспитания детей дошкольного возраста» ПРОГРАММА ПО САМООБРАЗОВАНИЮ ТЕМА: «Мини музей как средство патриотического воспитания детей дошкольного возраста» Пояснительная записка.

Обращаем Ваше внимание, что в соответствии с Федеральным законом N 273-ФЗ «Об образовании в Российской Федерации» в организациях, осуществляющих образовательную деятельность, организовывается обучение и воспитание обучающихся с ОВЗ как совместно с другими обучающимися, так и в отдельных классах или группах.

Муниципальное бюджетное дошкольное образовательное учреждение «Богатищевский детский сад»

«Народная игрушка, как средство патриотического воспитания детей дошкольного возраста»

Подготовила: Федорова Ю.А.

Последнее время большое внимание в детском саду уделяется вопросам нравственно-патриотического воспитания. Реализовать подобные задачи возможно разнообразными путями, один из них - приобщение ребёнка к культуре своего народа. А как известно самый действенный способ - это игра.

Основной атрибут игровой деятельности - это игрушка. Игрушек в современном мире много. Огромные магазины игрушек предлагают большой выбор на любой вкус. Большинство современных игрушек развивают в ребёнке не всегда доброе и радостное. Хотя изначально игрушка предназначена именно для этого - для радости и гармоничного развития ребёнка. Одним из возможных путей разрешения противоречия, которое сложилось между теоретиками и практиками рынка игрушек, является изучение опыта игровой деятельности детей в народной педагогике. Необходимо восстановить связь времён, вернуть утраченные ценности. Чтобы донести до сознания дошкольников, что они являются носителями русской народной культуры, воспитать ребят в национальных традициях, необходимо обратиться к истокам русской народной культуры и, в первую очередь, к народной игрушке, в том числе и рукотворной кукле.[4]

В педагогической литературе неоднократно поднимался вопрос о том, что в детском саду игра постепенно уходит из жизни детей. Кукла перестаёт быть источником социального и нравственного опыта. Кукла имеет особое значение для эмоционального и нравственного воспитания. Благодаря воле и воображению ребёнка она ведёт себя так, как это нужно в данный момент её хозяину. Ребёнок проживает со своей куклой все события собственной и чужой жизни во всех социальных и нравственных проявлениях, доступных его пониманию. Кукла - заместитель идеального друга. Кукла для ребёнка - объект общения во всех его проявлениях и партнёр в игре. В игре с куклами постоянно моделируются и укрепляются социальные формы поведения.

Дошкольное детство - время игры. И будет целесообразным использовать игровую деятельность для ознакомления с историей и культурой русского народа. Народные игрушки - бесценное сокровище. Это истоки детства и культуры. Игрушка даёт ребёнку первые жизненные и культурные ориентиры. Каталки, свистульки, мячи, куклы - в каждой игрушке ощутима живая участливость взрослых: то родительская отцовская опека и ласковая материнская забота, то умелая рука и высокий вкус настоящего мастера игрушечника, а то и старание самих детей.

Таким образом, проблема использования народной игрушки как средства патриотического воспитания детей дошкольного возраста значима и актуальна в наше время.

Народная игрушка считается одним из эффективных средств патриотического воспитания детей дошкольного возраста. Она даёт ребёнку возможность экспериментировать, синтезировать полученные знания, развивать творческие способности и коммуникативные навыки. Основываясь на личностно-ориентированном подходе к обучению и воспитанию, она способствует патриотическому воспитанию детей дошкольного возраста.

Исследованием возможностей русской народной игрушки как эффективного средства патриотического воспитания детей дошкольного возраста занимались: Л. А. Абрамян, Н. Вершинина, Г. Л. Дайн, Е. А. Коссаковская, Н. Мироседина, Н. Мухотина, Л. Пантелеева, Е. О. Смирнова, Е. А. Флерина, В. Б. Шапкина, Т. Шершнева и др. Авторы отмечают, что русская народная игрушка создает прекрасные условия для патриотического воспитания детей дошкольного возраста.

А.П. Усова в своей работе «Русское народное творчество в детском саду» (1950) подчёркивала, что народная игрушка основана на тонком знании психологии ребёнка и разносторонне воздействует на развитие его чувств, ума и характера. Исследовательница называла народную игрушку «живой», поскольку она представляет народное искусство в жизни детей и будет, по её мнению, жить вместе с сегодняшними игрушками.

Современные учёные рассматривают народную игрушку как средство приобщения детей к национальной культуре, формирования нравственных качеств, коммуникативных умений и навыков, духовного возрождения, эстетического и трудового воспитания (А.В. Алексеенко, Н.А. Гусакова, Т. С. Комарова, Л. А. Кузнецова, А.Ю. Лозко, В. С. Мухина, А.С. Найден, С. Н. Новикова, Н.П. Сакулина, Н.Бы. Халезава, Т. Я. Шпикалава и др.).

Исследователи замечают, что обучение детей с самого начала должна строиться на родной почве, чтобы они были тесно связаны с теми впечатлениями, что закладываются в них души родной семьёй. Имеют значение и игрушки, которые будут в руках детей, ведь именно они расширяют их первые представления, развивают память и внешние чувства.

Крупный украинский исследователь народной игрушки А.С. Найдён утверждает, что именно традиционная народная игрушка сохраняет в себе пластическую и образную память про те далёкие времена, когда человек впервые начал использовать природные материалы для создания вещей, которые не только в чем-то помогали, что-то обозначали, но и что-то символизировали. Именно традиционная народная игрушка в своих определённых функциях, формах, пластике, образных основах несёт информацию о начальные причины человеческого предметно-духовной среды. В этом смысле традиционная народная игрушка в наше время выступав как информативна и эстетически совершенная вещь. Исследователь уверен, что игрушка содержит больше информации, чем любая компьютерная игра или память компьютера.

А.С. Найдён подчёркивает, что ребёнок сегодня должна воспринимать народную игрушку не как предмет быта, объект игры (хотя и такое восприятие не вредное), а как произведение искусства, который требует изучения, определённого анализа творческого наследия, повторения. Такое отношение к народной игрушки способствует её сохранению и духовному обогащению ребёнка. Важным мнением исследователя представляется то, что народная игрушка в семье, детском саду, различных кружках должна не вытеснять современную игрушку, не заменять её, а существовать рядом с ней, дополнять её, давать ребёнку то, что не способна дать современная игрушка.

Путём воссоздания реальных и воображаемых вещей и образов игрушка помогает ребёнку познавать, исследовать окружающий мир, формировать и реализовывать творческие способности, выражать свои чувства, учит общаться и познавать себя. Это значит, что игрушка, как часть детской игровой реальности, выступает незаменимым средством инкультурации - вхождения в мир родной культуры.

Сказанное в полной мере касается и народной игрушки. По всеобщему признанию, народная игрушка является одним из важнейших видов единой живой системы народного творчества, значимым средством связи поколений, через неё передаётся социально-культурный опыт, воспитываются моральные представления, культура человеческого поведения, формируются патриотические чувства.

Уже упоминалось, что народная игрушка, как и все традиционное народное искусство, лишено элементов внешнего этнографизма. Настоящая народная игрушка, как правило, содержит минимум внешних атрибутов и этнической принадлежности. Именно в этом заключается её образная и содержательная сущность. Поэтому традиционная народная игрушка отличается простотой формы, лишено ярких цветов, сложной орнаментации. В ней, отмечают исследователи, целый мир образов, она содержит нюансы психментального характера этноса. Указанные особенности народной игрушки в совокупности дают возможность осуществить основные эстетические и педагогические функции культуры.

Обращаем Ваше внимание, что в соответствии с Федеральным законом N 273-ФЗ «Об образовании в Российской Федерации» в организациях, осуществляющих образовательную деятельность, организовывается обучение и воспитание обучающихся с ОВЗ как совместно с другими обучающимися, так и в отдельных классах или группах.

Муниципальное бюджетное дошкольное образовательное учреждение «Богатищевский детский сад»

«Народная игрушка, как средство патриотического воспитания детей дошкольного возраста»

Подготовила: Федорова Ю.А.

Последнее время большое внимание в детском саду уделяется вопросам нравственно-патриотического воспитания. Реализовать подобные задачи возможно разнообразными путями, один из них - приобщение ребёнка к культуре своего народа. А как известно самый действенный способ - это игра.

Основной атрибут игровой деятельности - это игрушка. Игрушек в современном мире много. Огромные магазины игрушек предлагают большой выбор на любой вкус. Большинство современных игрушек развивают в ребёнке не всегда доброе и радостное. Хотя изначально игрушка предназначена именно для этого - для радости и гармоничного развития ребёнка. Одним из возможных путей разрешения противоречия, которое сложилось между теоретиками и практиками рынка игрушек, является изучение опыта игровой деятельности детей в народной педагогике. Необходимо восстановить связь времён, вернуть утраченные ценности. Чтобы донести до сознания дошкольников, что они являются носителями русской народной культуры, воспитать ребят в национальных традициях, необходимо обратиться к истокам русской народной культуры и, в первую очередь, к народной игрушке, в том числе и рукотворной кукле.[4]

В педагогической литературе неоднократно поднимался вопрос о том, что в детском саду игра постепенно уходит из жизни детей. Кукла перестаёт быть источником социального и нравственного опыта. Кукла имеет особое значение для эмоционального и нравственного воспитания. Благодаря воле и воображению ребёнка она ведёт себя так, как это нужно в данный момент её хозяину. Ребёнок проживает со своей куклой все события собственной и чужой жизни во всех социальных и нравственных проявлениях, доступных его пониманию. Кукла - заместитель идеального друга. Кукла для ребёнка - объект общения во всех его проявлениях и партнёр в игре. В игре с куклами постоянно моделируются и укрепляются социальные формы поведения.

Дошкольное детство - время игры. И будет целесообразным использовать игровую деятельность для ознакомления с историей и культурой русского народа. Народные игрушки - бесценное сокровище. Это истоки детства и культуры. Игрушка даёт ребёнку первые жизненные и культурные ориентиры. Каталки, свистульки, мячи, куклы - в каждой игрушке ощутима живая участливость взрослых: то родительская отцовская опека и ласковая материнская забота, то умелая рука и высокий вкус настоящего мастера игрушечника, а то и старание самих детей.

Таким образом, проблема использования народной игрушки как средства патриотического воспитания детей дошкольного возраста значима и актуальна в наше время.

Народная игрушка считается одним из эффективных средств патриотического воспитания детей дошкольного возраста. Она даёт ребёнку возможность экспериментировать, синтезировать полученные знания, развивать творческие способности и коммуникативные навыки. Основываясь на личностно-ориентированном подходе к обучению и воспитанию, она способствует патриотическому воспитанию детей дошкольного возраста.

Исследованием возможностей русской народной игрушки как эффективного средства патриотического воспитания детей дошкольного возраста занимались: Л. А. Абрамян, Н. Вершинина, Г. Л. Дайн, Е. А. Коссаковская, Н. Мироседина, Н. Мухотина, Л. Пантелеева, Е. О. Смирнова, Е. А. Флерина, В. Б. Шапкина, Т. Шершнева и др. Авторы отмечают, что русская народная игрушка создает прекрасные условия для патриотического воспитания детей дошкольного возраста.

А.П. Усова в своей работе «Русское народное творчество в детском саду» (1950) подчёркивала, что народная игрушка основана на тонком знании психологии ребёнка и разносторонне воздействует на развитие его чувств, ума и характера. Исследовательница называла народную игрушку «живой», поскольку она представляет народное искусство в жизни детей и будет, по её мнению, жить вместе с сегодняшними игрушками.

Современные учёные рассматривают народную игрушку как средство приобщения детей к национальной культуре, формирования нравственных качеств, коммуникативных умений и навыков, духовного возрождения, эстетического и трудового воспитания (А.В. Алексеенко, Н.А. Гусакова, Т. С. Комарова, Л. А. Кузнецова, А.Ю. Лозко, В. С. Мухина, А.С. Найден, С. Н. Новикова, Н.П. Сакулина, Н.Бы. Халезава, Т. Я. Шпикалава и др.).

Исследователи замечают, что обучение детей с самого начала должна строиться на родной почве, чтобы они были тесно связаны с теми впечатлениями, что закладываются в них души родной семьёй. Имеют значение и игрушки, которые будут в руках детей, ведь именно они расширяют их первые представления, развивают память и внешние чувства.

Крупный украинский исследователь народной игрушки А.С. Найдён утверждает, что именно традиционная народная игрушка сохраняет в себе пластическую и образную память про те далёкие времена, когда человек впервые начал использовать природные материалы для создания вещей, которые не только в чем-то помогали, что-то обозначали, но и что-то символизировали. Именно традиционная народная игрушка в своих определённых функциях, формах, пластике, образных основах несёт информацию о начальные причины человеческого предметно-духовной среды. В этом смысле традиционная народная игрушка в наше время выступав как информативна и эстетически совершенная вещь. Исследователь уверен, что игрушка содержит больше информации, чем любая компьютерная игра или память компьютера.

А.С. Найдён подчёркивает, что ребёнок сегодня должна воспринимать народную игрушку не как предмет быта, объект игры (хотя и такое восприятие не вредное), а как произведение искусства, который требует изучения, определённого анализа творческого наследия, повторения. Такое отношение к народной игрушки способствует её сохранению и духовному обогащению ребёнка. Важным мнением исследователя представляется то, что народная игрушка в семье, детском саду, различных кружках должна не вытеснять современную игрушку, не заменять её, а существовать рядом с ней, дополнять её, давать ребёнку то, что не способна дать современная игрушка.

Путём воссоздания реальных и воображаемых вещей и образов игрушка помогает ребёнку познавать, исследовать окружающий мир, формировать и реализовывать творческие способности, выражать свои чувства, учит общаться и познавать себя. Это значит, что игрушка, как часть детской игровой реальности, выступает незаменимым средством инкультурации - вхождения в мир родной культуры.

Сказанное в полной мере касается и народной игрушки. По всеобщему признанию, народная игрушка является одним из важнейших видов единой живой системы народного творчества, значимым средством связи поколений, через неё передаётся социально-культурный опыт, воспитываются моральные представления, культура человеческого поведения, формируются патриотические чувства.

Уже упоминалось, что народная игрушка, как и все традиционное народное искусство, лишено элементов внешнего этнографизма. Настоящая народная игрушка, как правило, содержит минимум внешних атрибутов и этнической принадлежности. Именно в этом заключается её образная и содержательная сущность. Поэтому традиционная народная игрушка отличается простотой формы, лишено ярких цветов, сложной орнаментации. В ней, отмечают исследователи, целый мир образов, она содержит нюансы психментального характера этноса. Указанные особенности народной игрушки в совокупности дают возможность осуществить основные эстетические и педагогические функции культуры.

Обращаем Ваше внимание, что в соответствии с Федеральным законом N 273-ФЗ «Об образовании в Российской Федерации» в организациях, осуществляющих образовательную деятельность, организовывается обучение и воспитание обучающихся с ОВЗ как совместно с другими обучающимися, так и в отдельных классах или группах.

Консультация для педагогов на тему: «Русская народная игрушка как средство патриотического воспитания детей

среднего дошкольного возраста». Воспитатель: Гринь Александра Егоровна.

hello_html_7c3f7f61.jpg

Как у маленького деревца, еле поднявшегося над землёй, заботливый садовник укрепляет корень, от мощности которого зависит жизнь растения на протяжении нескольких десятилетий, так учитель должен заботиться о воспитании у своих детейчувства безграничной любви к Родине.

В. А. Сухомлинский

Эти слова В. А. Сухомлинского как нельзя точно отражают работу в дошкольных учреждениях по патриотическому воспитанию. Как бы не менялось общество, воспитание у подрастающего поколения любви к своей стране, гордость за нее необходимо всегда.

Патриотическое воспитание детей дошкольного возраста – это целенаправленный процесс педагогического воздействия на личность ребенка с целью обогащения его знаний о Родине, воспитания патриотических чувств, формирования умений и навыков нравственного поведения, развитие потребности в деятельности на общую пользу.

В соответствии с новым Федеральным государственным образовательным стандартом к Основной общеобразовательной программе дошкольного образования, ведущее место в жизни ребенка в дошкольном учреждении должна занимать самостоятельная игровая деятельность, в том числе на основе принципов народной педагогики. Народные подвижные игры и народные игрушки являются традиционным средством педагогики. Испокон веков в них ярко отражались не только образы людей, их быт, труд, национальные устои, но и представления о чести, смелости, мужестве, желание обладать силой, ловкостью и красотой движений, проявлять смекалку, выдержку, творческую выдумку, находчивость, волю и стремление к победе.

hello_html_m15d8cac2.jpg

Развитие самостоятельных игр зависит от создания соответствующей предметно-игровой среды, обогащения детей опытом игровой деятельности, привития игровой народной культуры. Традиции использования народных игрушек, кукол, особенно в сюжетно-ролевых играх, помогут сохранить ценности человеческих отношений и этнокультуры в семье, обществе и передать молодому поколению социальный опыт народа. Грустно осознавать то, что мы, к сожалению, так мало знаем о культурном наследии наших предков, в том числе и о народной игрушке - особом виде русского народного творчества. Проблема приобщения детей к миру взрослых является актуальной с тех пор, когда была осознана необходимость передачи опыта последующим поколениям. Известно, что во все времена родители учили своих детей всему тому, что умели сами, что могло бы пригодиться детям в жизни. В игре отношения детей между собой являются практикой их первых коллективных взаимодействий. А средствами для социализации детей могут быть и предметы рукотворного мира, среди которых – русская народная игрушка. В словаре Даля понятие "игрушка" толкуется как "вещь, сделанная для забавы, для игры или потехи, особенно детям". Настоящая народная игрушка - это не только предмет детской забавы, но и подлинное, своеобразное искусство, обладающее своей спецификой. История народной игрушки уходит корнями в глубокую древность. Это самая ранняя форма художественного творчества народа, населявшего Россию, которая на протяжении многих веков видоизменялась, сочетая в себе колорит и многогранность культуры нашего народа. Нет ни одного народа, в культуре которого игрушка не занимала бы своего заметного места. На территории расселения восточных славян археологами обнаружены деревянные лодочки, волчки, птички, погремушки, дудочки, фигурки людей, свистульки, изображения животных и т. д. Согласно легенде, сам Сергей Радонежский - наиболее чтимый русский святой - не только благословил игрушку как разумную детскую забаву, но и собственноручно делал деревянные игрушки. Игрушки всегда сопровождали детство, но в прежние времена они выполняли гораздо более значимые функции и использовались в культуре гораздо разнообразнее.

hello_html_m7245ee75.jpg

Материалы для изготовления игрушки были разнообразными. Мастерили из всего, что давала человеку природа: глина, солома, еловые шишки и дерево. Как было малышу не любить такую детскую игрушку ? Ведь все, из чего она была изготовлена, было таким знакомым и привычным. Как будто сама природа давала человеку от щедрот своих, чтобы побудить к творчеству и дать жизнь новому творению.

Самое интересное, что в игрушках нашего народа не встретишь изображения злого или страшного персонажа, ведь в старину считалось, что такая игрушка может принести зло малышу. Наши предки были прозорливы и умны. Тонко чувствуя природу ребенка, они давали ему ту детскую игрушку, которая не только развлекала, но и обучала малыша, подготавливая его к дальнейшей жизни. Игрушек было немного, но каждая из них несла свою функцию. Встречались детские игрушки, характерные для какой-то определенной местности. Такие игрушки сохранились в нашей культуре и по сей день.

Дымковские игрушки - название игрушек пошло от названия села Дымково, в котором с давних времен делали русские народные игрушки. Раньше эти игрушки делали семьями, дети и женщины также принимали участие в изготовлении дымковских игрушек. Местные жители копали глину, месили ее с песком ногами и руками, обжигали в печи и затем разрисовывали. В настоящее время мастера изготовляют эти игрушки в мастерских. Дымковские игрушки представляют собой большое разнообразие, такие как расписные козлы, поросята, уточки-свистульки, медведи, барыни-франтихи. Дети очень любят дымковские игрушки за их жизнерадостный, юмористический вид и интересную историю происхождения.

Филимоновские игрушки - эти игрушки обладают особой выразительностью, на вид очень причудливы и просты. Существует легенда о том, что жил дед Филимон в деревне Филимоново в Тульской области и делал он эти игрушки. В виде крестьянок, барынь, солдат, таинственных существ, наездников на лошадях изготавливают филимоновские игрушки с давних времен. Желтые, оранжевые, красные, белые, синие цвета больше всего преобладают в окраске игрушек. Игрушки в виде людей раскрашивают самыми разными цветами, но лица всегда остаются белого цвета, рот, нос и глаза наносятся легкими штрихами. Все эти фигурки обладают короткими или длинными ногами, маленькими головами и вытянутыми шеями, тело у игрушек всегда упругое. Филимоновские игрушки переливаются разными цветами и дарят радость каждому.

Каргопольские игрушки - игрушки назвали в честь древнего русского города Каргополь. В этом городе с давних времен среди жителей популярно гончарное дело, изготовление игрушек из глины. Темные цвета окрасок игрушек могут создать суровое впечатление о них, но на самом деле это не так. С юмором и большой теплотой выполнены игрушки различных сюжетов. Мастерами изготавливаются множество подмеченных сцен мастерами, такие как катание на лодке, танцующие пары, тройки с седоками в санях и многое другое. Тело для игрушек изготавливается не целиком, а частями. Темперными красками разукрашивают каргопольские игрушки.

Богородские игрушки - еще один вид русских народных игрушек. В отличие от других русских народных игрушек, эти изготавливаются из резного дерева. Богородские игрушки изготавливаются более 300 лет. Их редко раскрашивают и расписывают. Два года должна сохнуть липа, прежде чем из нее изготовят игрушки. Для мелких игрушек и подставок под них используют отходы от липы и мелкие щепки. Такие игрушки очень нравятся детям.

Изразцы - также относятся к декоративным русским народным игрушкам. На них изображались предания, легенды, окружающая природа. Создавали изразцы талантливые художники. Они считались предметом прикладного искусства, ими украшали храмы. А в домах богачей изразцами украшали печи.

Особый интерес вызывают яркие матрешки.

Чудесные народные игрушки относятся не к сфере профессионального, а к особой сфере - сфере народного искусства. Из этого следует, что такая игрушка носит характер коллективного творчества, в котором традиция становится непременным условием его существования. Основные приёмы обработки материала, устоявшийся круг образов, представление о прекрасном в окружающем мире отбираются и сохраняются веками, усилиями многих безымянных мастеров-игрушечников. Навыки и секреты художественного ремесла у мастеров народной игрушки передаются из поколения в поколение. Народная игрушка привлекает внимание своей простотой, но вместе с тем своим изяществом. В ней нет ничего лишнего. Игрушки были крайне просты, а порою и невыразительны. Большинство из них были самодельные. Ребёнок сам силой своего воображения и фантазии наполнял игрушку тем или иным духовным содержанием. Немного цветная условная роспись, подчёркнутость фактуры и цвета дерева, упрощённо-лаконичная пластика, и - удивительно! - рождается очень выразительный художественный образ. Не зря в народе говорили: " Не то дорого, что красно золото, а то, что доброго мастерства".

Народная игрушка неподвластна моде. Как любое произведение искусства, она часть культуры народа, носитель сакральных ценностей, родовой информации. Она служила своеобразным эталоном, отражая формировавшиеся веками представления о красоте и эстетическом совершенстве. Люди всегда заботились о красоте и занимательности игрушки. Поэтому мастера-игрушечники вкладывали в образ игрушки всю свою фантазию, выдумку и изобретательность. Вносили своим искусством в повседневную жизнь поэтичность и красоту. Игрушка - одна из древнейших форм творчества, на протяжении веков она изменялась вместе со всей народной культурой, впитывая в себя её национальные особенности и своеобразие. Поэтому народная игрушка - всегда рассказ об истории народа, о его ценностях и идеалах.

Настоящая народная игрушка всегда добрая, красивая, приносящая радость, веселье, счастье. Именно поэтому, когда в наших руках оказывается народная игрушка, возникает особое, непередаваемое ощущение реальности присутствия в мире светлого, солнечного начала, высшей красоты и гармонии.

Большинство современных игрушек развивают в ребенке не всегда доброе и радостное. Хотя изначально игрушка предназначена именно для этого – для радости и гармоничного развития ребенка. Одним из возможных путей разрешения противоречия, которое сложилось между теоретиками и практиками рынка игрушек, является изучение опыта игровой деятельности детей в народной педагогике. Необходимо восстановить связь времен, вернуть утраченные ценности. Чтобы донести до сознания дошкольников, что они являются носителями русской народной культуры, воспитать ребят в национальных традициях, необходимо обратиться к истокам русской народной культуры и, в первую очередь, к народной игрушке. Ребенок проживает со своей куклой все события собственной и чужой жизни во всех социальных и нравственных проявлениях, доступных его пониманию.

Народные игрушки – бесценное сокровище. Это истоки детства и культуры. Игрушка дает ребенку первые жизненные и культурные ориентиры. Каталки, свистульки, мячи, куклы – в каждой игрушке ощутима живая участливость взрослых: то родительская отцовская опека и ласковая материнская забота, то умелая рука и высокий вкус настоящего мастера игрушечника, а то и старание самих детей.

Народная игрушка, в наши дни стремительно превращается в сувенирную продукцию, не предназначенную для ребенка и не требующую педагогического сопровождения. Но именно народная игрушка всегда несла в себе огромный потенциал социального наследия. К сожалению, современные родители недооценивают развивающую роль народной игрушки.

Проблема использования русской народной игрушки как средства патриотического воспитания детей дошкольного возраста значима и актуальна в наше время. Игрушка для того и пришла к нам из старины, чтобы развлечь и увлечь ребенка. Задача перед игрушкой и тогда, и сейчас стоит одинаковая - она служит ребенку другом и учителем, обогащает его мир волшебной энергетикой и вовлекает малыша в увлекательный мир фантазий. Она дает ребенку возможность экспериментировать, синтезировать полученные знания, развивать творческие способности и коммуникативные навыки. У них формируется устойчивое, заинтересованное, уважительное отношение к культуре родной страны, создается эмоциональная положительная основа для развития патриотических чувств: любви и преданности к своей Родине.

Читайте также: