Народная игрушка как средство социализации дошкольников

Обновлено: 05.05.2024

Особую значимость в позитивной социализации дошкольников имеет русская народная игрушка, в которой народ наиболее полно воплотил духовные ценности, значимые для успешного вхождения ребенка в социум. Если пробудить у детей интерес к народной игрушке, то при специально созданных условиях игрушка вызовет у детей яркий эмоциональный отклик, станет побудителем нравственного поведения и самовыражения ребенка.

ВложениеРазмер
narodnaya_igrushka_kak_sredstvo_podderzhki_pozitivnoy_sotsializatsii_doshkolnikov.docx 18.31 КБ

Предварительный просмотр:

Народная игрушка как средство поддержки позитивной социализации дошкольников

Дошкольное детство по праву рассматривается психологами как этап подготовки ребенка к «эре социальной зрелости» (А. В. Петровский). Усвоение ребенком морали, нравственных норм и ценностей, а также правил поведения в обществе, которое его окружает, может проходить по-разному. Существует разделение на «позитивную» и «негативную» социализацию. Позитивная социализация основана на получении нового опыта с радостью и удовольствием, благодаря положительным подкреплениям, поощрениям, приятным эмоциям.

Позитивная социализация дошкольника наиболее полно осуществляется в игровой деятельности как «арифметике социальных отношений» (Д. Б. Эльконин). А игрушка, по образному выражению А. С. Макаренко, - «материальная основа» игры, она необходима для развития игровой деятельности.

Особую значимость имеет русская народная игрушка, в которой народ наиболее полно воплотил духовные ценности, значимые для успешного вхождения ребенка в социум. Если пробудить у детей интерес к народной игрушке, то при специально созданных условиях игрушка вызовет у детей яркий эмоциональный отклик, станет побудителем нравственного поведения и самовыражения ребенка.

Среди большого многообразия народных игрушек для детей ближе и понятнее кукла. Через игру с куклой дети усваивают нравственные нормы и правила поведения в быту. Куклы являются прообразом человека, будят в ребёнке чисто человеческие, глубоко социальные эмоции любви, нежности, покровительства и заботы о детях. Все педагоги отмечают положительное влияние игр с куклой на формирование гармоничных отношений со сверстниками и усвоение социальных форм поведения.

Представляемая система работы с лоскутной народной куклой построена по принципу тематического планирования в соответствии с календарными народными праздниками и событиями. Можно выделить шесть этапов работы.

На первом этапе дети знакомятся с народным календарем. Кукла находилась в центре многих календарных и семейных обрядов, играя роль посредника в отношениях человека с миром природы. Поэтому каждый новый месяц связан с новой куклой. В первый день месяца из календаря дети узнают, какие народные праздники, и события их ожидают в ближайшее время. При этом интересную и полезную информацию о народных приметах и событиях отмечаем символами в перекидном календаре, чтобы в нужный момент воспользоваться ею.

На втором этапе в группе появляется кукла. Дети с интересом ждут начало месяца, так как знают, что к ним придет новая кукла и принесет много занимательных дел на весь месяц. Воспитатель рассказывает интересную историю о том, какой смысл несет в себе кукла. После этого у детей, как правило, возникает желание иметь такую куклу у себя. А появившаяся кукла-гостья занимает почетное место в уголке природы на весь месяц.

Следующим, третьим этапом становится подготовка к изготовлению куклы. Сначала с детьми проходит обсуждение, какие материалы необходимы для ее создания. Дома дети делятся информацией, полученной в саду, и уже вместе с родителями решают, какие материалы они могут принести из дома для изготовления своей куклы. Таким образом, в процесс, как активные агенты, включаются родители. Очевидно, что общение с родителями на этом этапе, которое можно назвать творческим общением, становится дополнительным фактором положительной социализации детей.

Четвертый этап – изготовление куклы. Следует подчеркнуть, что этот процесс происходит в свободной совместной деятельности, а не регламентирован рамками занятия. Процесс изготовления не ограничен во времени. Мотивацией у ребенка к изготовлению куклы является личная заинтересованность, а это определяет свободный характер их деятельности, они вкладывают в нее душу.

Пятый этап мы назвали деятельностно - игровым. По своему назначению народные куклы делятся на три группы : игровые, обрядовые, обереговые. Поэтому дальнейшее их использование и действия с ними будет зависеть от их назначения. В соответствии с назначением куклы формируется игровая ситуация. Игрушка может выступать и как самостоятельный партнер, с которым взаимодействует ребенок, и как атрибут, посредством которого осуществляется взаимодействие двух, трех и более детей и взрослых.

В течение всего месяца народная кукла присутствует в игровой деятельности детей. Она обязательная участница сюжетно-ролевой игры «Семья». В дидактических играх, таких как: «Сравни кукол», «Найди пару», «Закончи узор» и т.п. их присутствие в разных качествах также обязательно. В народных играх каждого месяца наши куклы – главные героини. Про каждую куклу дети обязательно разучивают стихотворения, которое несет богатую информацию о народной культуре. Куклы участвуют в театральной деятельности. Используя их, дети разыгрывают различные сценки и маленькие представления. Сделанная кукла своими руками, может помочь воспитать в ребенке такие качества, как забота о младших, щедрость. Воспитатель может предложить детям изготовить и подарить куклу малышам. Заключительным мероприятием месяца является организация развлечения, которое будет соответствовать народному календарю.

Все перечисленное – это традиционные составляющие игровой деятельности с народной куклой. Но она этим не ограничивается. Большое место в этой деятельности занимает импровизация.

Шестой этап – обобщающий. С наступлением нового месяца в группу придет новая кукла. Но прежняя «хозяйка» продолжает «жить» в группе, она перемещается в мини-музей «Народной игрушки». Куклы продолжают быть востребованными детьми, они могут присутствовать в играх, в организованно-образовательной и музыкально-театральной деятельности.

Педагогическая практика и накопленный опыт демонстрирует поистине неограниченный воспитательный потенциал народной игрушки. Народная кукла знакомит детей с окружающим миром, активизирует их, она развивает нравственные, коммуникативные и другие качества, важные для социализации, знакомит с трудом взрослых, помогает общению со сверстниками.

1. Дайн, Г.Л. Русская тряпичная кукла. Культура, традиции, технология [Текст] / Г.Л Дайн, М.Н. Дайн.- М.: Культура и традиции, 2007.- 120 с.

2. Котова, И.Н. Русские обряды и традиции. Народная кукла [Текст] / И.Н. Котова, А.С. Котова.- СПб, Паритет, 2003.- 240 с.

Нажмите, чтобы узнать подробности

В последнее время актуальной становится проблема приобщения ребенка к старине, старинному быту, народным играм и игрушкам. Через игры дети учились познавать социальную действительность. Современному педагогу необходимо владеть этнографическими знаниями в области игры и игрушки ребенка.

Просмотр содержимого документа
««Народная игрушка как средство социализации дошкольника»»

«Народная игрушка как средство социализации дошкольника»

Консультация для воспитателей

Морозова Ю.А.

Воспитателя МБДОУ д/с №23 г. Ставрополь

В последнее время актуальной становится проблема приобщения ребенка к старине, старинному быту, народным играм и игрушкам. Через игры дети учились познавать социальную действительность. Социализация (от лат. Sоciаlis — общественный) — это развитие и самореализация человека на протяжении всей жизни в процессе усвоения и воспроизводства культуры общества. В процессе социализации ребенок приобретает общественный опыт, индивидуализируется, становясь гармоничной личностью. В соответствии с пунктом 2.6. ФГОС ДО содержание образовательной области «Социально-коммуникативное развитие» направлено на усвоение норм и ценностей, принятых в обществе, включая моральные и нравственные ценности, развитие общения и взаимодействия ребенка со взрослыми и сверстниками, становление самостоятельности, целенаправленности и саморегуляции собственных действий, развитие социального и эмоционального интеллекта, эмоциональной отзывчивости, сопереживания, формирование готовности к совместной деятельности со сверстниками, формирование уважительного отношения и чувства принадлежности к своей семье и к сообществу детей и взрослых. Современному педагогу необходимо владеть этнографическими знаниями в области игры и игрушки ребенка.

Л. Н. Толстой, который придерживался краеведческого принципа, народности и национальности считал, что «воспитание ребёнка должно быть насыщено содержанием жизни взрослых людей, что очень рано нужно приобщать детей к культуре и быту своего народа, к его традициям, обычаям, языку».

Первоначально игра была не только развлечением на досуге, но и способом организации жизни человека (семейной, хозяйственной, общественной). Игровая деятельность сопровождает нас на протяжении всей жизни, но все равно слово «игра» ассоциируется у нас с периодом детства. Она видоизменялась на протяжении всех временных отрезков, зависела от различных событий, быта людей, православных праздников. С изменением быта людей менялась и взрослая культура человечества, многие вещи навсегда уходили из обихода, но все равно оставались очень интересными и притягательными для детей. Например, лук и стрелы в наши дни интересны для мальчиков, хотя человек уже давно не применяет их в своей деятельности. Россия до сих пор славится народной игрушкой

— матрешкой, которая известна по всему миру, являясь символом нашей страны.

Народная игрушка — это собирательный образ, который является педагогическим инструментом.

Это не просто игра — это культурный объект, взаимодействия с которой решаются задачи духовного, нравственного воспитания подрастающего поколения. Через игру с народной игрушкой детей приобщают к народной культуре,через народное творчество дети усваивают язык своего народа, его обычаи, нравы. Сопровождая игру прибаутками, частушками, ребенок постигает поэтическое слово, выразительные интонации, которые являются важным средством воспитания любви к Родине и к окружающей природе, так как поэтический текст многих народных игр передаёт красоту русской природы. Игрушка, созданная народом, опирается на родную и близкую ему природу, наполняется традициями национального образа жизни (быт, костюм), характеризует страну и взгляды определенного народа. Национальный характер игрушки проявляется в том, что в них в обобщённой форме отражаются все обычаи, вкусы и верования народа. Игрушке, как и всему народному творчеству, присуща высокая степень художественного обобщения. Это относится и к форме, и к содержанию художественных произведений.

Народные игрушки в своих многовариантных решениях несут в себе идеи мира, добра, а в материальной форме воплощают представления о прекрасном, способность народа идеализировать и украшать свою жизнь. В ней гаpмонично соединились этнические ценности: образы русских народных игрушек всегда отличаются такими национальными чертами как жизнерадостностью, трудолюбием; специфика материала народных игрушек четко определяется теми регионально-географическими особенностями, в которых они создаются; народная игрушка всегда была элементом деятельности, предметом и объектом различных процессов и ритуалов, включая праздничные, воспитательно-образовательные, религиозные, производственно-технологические.

Своими игрушками народ с детства учил любить труд дедов и отцов, свой родной край, его историю и современность.
Дети и игрушки представляют собой единой целое. На разных возрастных этапах дети играют в разные игры, которые усложняются с возрастом ребенка. На основе использования игрушки формируется игровая ситуация. В своих играх дети копируют отношения к взрослому миру, обществу. Народная игрушка может выступать для ребенка в качестве игрового партнера, может быть атрибутом в игровой деятельности, для взаимодействия между детьми и взрослыми. Она развивает фантазию, мышление ребенка, помогает усвоить социальные статусы, позволяет передать социальный опыт. Играя, ребенок соединяет свои эмоции и действия, познает окружающий мир. Личность ребенка обогащается и расширяется в тех ролях, которые он проживает во время игры. Поэтому взрослым важно обращать внимание на то, чем играют дети, какую действительность они переносят в игровой сюжет. Вовлекая народную игрушку в игру, дети закрепляют традиционные народные связи. В России на протяжении веков был самый высокий в Европе уровень рождаемости, который сочетался с высокой игровой культурой.

Как повелось с давних времен, главным занятием детей была игра, которая заполняла весь их быт.

Через игру дети учились общаться между собой и старшими, развивали физические и психологические качества: наблюдательность, сообразительность, выносливость, ловкость, гибкость, внимание, память знакомились с новыми словами, звуками, музыкой.

Играя, малыши накапливали инфоpмацию о мире, в котором жили, о его горестях и радостях. Фабричное производство игрушек на Руси отсутствовало. В крестьянских семьях было много детей, главным развлечением которых были незатейливые игрушки, сделанные руками старшего поколения.

Народная игрушка рождалась в живом разговоре матери с дочкой, бабушки с внучкой, на глазах братьев, сестёр, сверстников. Раньше сам акт творения игрушки был педагогическим средством: взрослые, делая игрушку, размышляли вслух по поводу создаваемого образа, поощряли положительные качества, как бы указывая путь к развитию личности. Формировались конкретные, первоначальные представлений ребёнка, в которых широко отражались разнообразные человеческие отношения: семейные отношения и идеалы, любовь детей к родителям, заботливые отношения между братьями и сёстрами, мудрость и жизненный опыт старых людей. Все отношения в деревне, в том числе и семейные, носили общественный характер: свадьба, похороны, праздники и другие обряды.

Известно, что зимой играли в игрушки больше, чем летом. Но и в игрушках прослеживались гендерные отличия. Для девочек характерны куклы, каталки, для мальчиков — лошадки, тележки, трещотки.

В куклы (любимые игрушки девочек) начинали играть с трехлетнего возраста. Они изготавливались очень просто: тряпочка или поношенный головной платок свертывались в трубочку, и перетягивались ближе к одному концу ниткой. На голову надевался платочек, а туловище без ног прикрывалось рубахой.

Девочки постарше, пытались придать куклам человеческий облик, шили их с ручками и ножками, наряжали в рубахи и сарафаны, изготовленные из ярких лоскутков.

Мальчикам старались сделать деревянную лошадку на колесах, чтобы можно было ездить на ней по избе или запрягать в тележку. Любимые всеми свистульки (птички, баранчики, лошадки) родители привозили с ярмарок. В них можно было свистеть, создавая самому себе радостное настроение. Свистульки делались ремесленниками и были различны по форме и материалу (дереву, глине, жесте).

Современные куклы «Винкс» и «Барби» уже давно вытеснили из нашей жизни народную игрушку, но народные куклы всегда радовали детей своей простотой и наивностью. Кроме того, что они дарили людям добро, приучали девочек к рукоделию. Игрушка, сделанная своими руками, становится для ребенка лучшим другом. Не бывает двух одинаковых людей, так и не встретите две одинаковые народные игрушки. Каждая игрушка –уникальна, похожа на сказку. Ей можно доверить свои секреты, тайны, она согрета теплотой сердца. Положительные герои народных игрушек тpудолюбивы, крепки физически, наделены силой воли и терпеливы. Игрушки, сделанные своими руками, хранили и передавали по наследству.
В наши дни дети в интересной игровой форме узнают о народных игрушках, о русских традициях и праздниках: вместе с куклами «Мартинички» и «Птица-Радость» закликают весну, с «Покосницей» встречают осень, с «Масленицей» провожают зиму.

Через знакомство с народной игрушкой и процессом её изготовления дети усваивают обрядовые традиционные праздники, разучивают потешки, песенки, поговорки. В процессе творчества происходит приобщение ребёнка к традициям русской народной культуры. Процесс приобретения ребёнком социальных ролей успешно и интенсивно происходит в игре через имитацию (подражание окружающему) и идентификацию (отождествление себя с другим). Чтобы социальная роль стала частью структурного «Я», должен осуществиться процесс её внедрения в «глубины» себя путём различных форм деятельности, включая процесс идентификации с ролью.

Чем глубже духовное наполнение социальных ролей, шире их диапазон, тем полнее индивидуальная и социальная жизнь личности, её социальный опыт. Через игрушку с раннего возраста происходит формирование нравственных понятий, отношение к людям и вещам.

Социализация ребёнка обеспечивается благодаря выполнению следующих педагогических условий:

‒ погружение детей, родителей и воспитателей в единую этнокультурную среду;

‒ комплексное использование средств народного воспитания;

‒ создание ситуаций, в которых детям передаётся социальный опыт;

‒ дифференцированный подход к детям, находящимся на разном уровне игрового взаимодействия;

‒ воспитание у детей эмоционально-положительного отношения друг к другу и их отражение в собственной игровой деятельности;

‒ включение народной игрушки во все виды деятельности детей.

Таким образом, ребёнок постепенно погружается в этнохудожественную деятельность, а игрушка становится элементом значимого с педагогической точки зрения культурного наследия народа.

Видимо, игрушка для того и пришла из старины в наше время, чтобы развлечь и увлечь ребенка. Задача перед игрушкой и тогда, и сейчас стоит одинаковая - она служит ребенку другом и учителем, обогащает его мир волшебной энергетикой и вовлекает малыша в увлекательный мир фантазий.

Нажмите, чтобы узнать подробности

Сентябрь:
С детьми: Беседы с детьми с целью выявления знаний об игрушке…
Самообразование: 1.Подбор необходимой литературы.
2.Изучение литературы.
Октябрь:
С детьми: Проведение 2-х занятий по плану воспитателя.
Самообразование: Составление перспективного плана по заданной теме.
С родителями: Письменная консультация «История появления игрушки».
Ноябрь:
С детьми: Проведение занятий по плану.
С педагогами: Консультация для молодых педагогов по народной игрушке «Из
истории появления игрушки».
Самообразование: 1. Чтение соответствующей литературы.
2. Работа с интернетом.
Декабрь:
С педагогами: Подбор печатного материала в интернете для ознакомления молодым
педагогам.
С родителями: Смотр – конкурс «Мастерская Деда Мороза».
Январь:
С детьми: Проведение группового развлечения («Рождественские праздники»по плану
воспитателя).
Самообразование: Обмен информацией с воспитателями других садов, работающих по
данной теме.
С родителями: Папка- передвижка «Дымковская игрушка».
Февраль:
С детьми: Проведение группового развлечения «Сударыня Масленица».
Самообразование: Чтение литературы в интернете.
С родителями: Смотр-конкурс поделок «Чучелки Маслениц».
Март:
С педагогами: Консультация для молодых специалистов: «Народная игрушка, её виды…».
С родителями: Папка-передвижка «Тряпичная кукла – что это такое?».
Апрель:
С детьми: Проведение группового ознакомительного занятия «Пасха на Руси».
С родителями: Смотр – конкурс «Пасхальная неделя» (поделки).
Май:
С детьми: Итоговое занятие на закрепление пройденного материала.
Самообразование: 1.Выбор темы по самообразованию на следующий год.
2. Подбор материала.
С родителями: Фотоотчёт. Выпуск стенгазеты по всему году.

В последнее время актуальной становится проблема приобщения ребенка к старине, старинному быту, народным играм и игрушкам. Через игры дети учились познавать социальную действительность. Социализация (от лат. Sоciаlis — общественный) — это развитие и самореализация человека на протяжении всей жизни в процессе усвоения и воспроизводства культуры общества. В процессе социализации ребенок приобретает общественный опыт, индивидуализируется, становясь гармоничной личностью. В соответствии с пунктом 2.6. ФГОС ДО содержание образовательной области «Социально-коммуникативное развитие» направлено на усвоение норм и ценностей, принятых в обществе, включая моральные и нравственные ценности, развитие общения и взаимодействия ребенка со взрослыми и сверстниками, становление самостоятельности, целенаправленности и саморегуляции собственных действий, развитие социального и эмоционального интеллекта, эмоциональной отзывчивости, сопереживания, формирование готовности к совместной деятельности со сверстниками, формирование уважительного отношения и чувства принадлежности к своей семье и к сообществу детей и взрослых. В. В. Бабаева утверждает, что современному педагогу необходимо владеть этнографическими знаниями в области игры и игрушки ребенка. Как показывают исследования А. Н. Леонтьева, Д. Б. Эльконина, Р. И. Жуковской, развитие игры на пpотяжении дошкольного возраста происходит в направлении от игры предметной, воссоздающей действия взрослых, к игре ролевой, воссоздающей отношения между людьми. Вопpос о приобщении детей к социальной действительности решали такие педагоги, как К. Д. Ушинский, Л. Н. Толстой, которые придерживались краеведческого принципа, народности и национальности. Они считали, что «воспитание ребёнка должно быть насыщено содержанием жизни взрослых людей, что очень рано нужно приобщать детей к культуре и быту своего народа, к его традициям, обычаям, языку»

Первоначально игра была не только развлечением на досуге, но и способом организации жизни человека (семейной, хозяйственной, общественной). Игровая деятельность сопровождает нас на протяжении всей жизни, но все равно слово «игра» ассоциируется у нас с периодом детства. Она видоизменялась на протяжении всех временных отрезков, зависела от различных событий, быта людей, православных праздников. С изменением быта людей менялась и взрослая культура человечества, многие вещи навсегда уходили из обихода, но все равно оставались очень интересными и притягательными для детей. Например, лук и стрелы в наши дни интересны для мальчиков, хотя человек уже давно не применяет их в своей деятельности. Россия до сих пор славится народной игрушкой — матрешкой, которая известна по всему миру, являясь символом нашей страны. Народная игрушка — это собирательный образ, который является педагогическим инструментом. Это не просто игра — это культурный объект, взаимодействия с которой решаются задачи духовного, нравственного воспитания подрастающего поколения. Через игру с народной игрушкой детей приобщают к народной культуре. А. П. Усова отмечает, что через народное творчество дети усваивают язык своего народа, его обычаи, нравы. Сопровождая игру прибаутками, частушками, ребенок постигает поэтическое слово, выразительные интонации, которые являются важным средством воспитания любви к Родине и к окружающей природе, так как поэтический текст многих народных игр передаёт красоту русской природы.

Игрушка, созданная народом, опирается на родную и близкую ему природу, наполняется традициями национального образа жизни (быт, костюм, характеризует страну и взгляды определенного народа. Национальный характер игрушки проявляется в том, что в них в обобщённой форме отражаются все обычаи, вкусы и верования народа. Игрушке, как и всему народному творчеству, присуща высокая степень художественного обобщения. Это относится и к форме, и к содержанию художественных произведений. Народные игрушки в своих многовариантных решениях несут в себе идеи мира, добра, а в материальной форме воплощают представления о прекрасном, способность народа идеализировать и украшать свою жизнь. В ней гаp монично соединились этнические ценности: образы русских народных игрушек всегда отличаются такими национальными чертами как жизнерадостностью, трудолюбием; специфика материала народных игрушек четко определяется теми регионально-географическими особенностями, в которых они создаются; народная игрушка всегда была элементом деятельности, предметом и объектом различных процессов и ритуалов, включая праздничные, воспитательно-образовательные, религиозные, производственно-технологические. Своими игрушками народ с детства учил любить труд дедов и отцов, свой родной край, его историю и современность. Дети и игрушки представляют собой единой целое. На разных возрастных этапах дети играют в разные игры, которые усложняются с возрастом ребенка. На основе использования игрушки формируется игровая ситуация. В своих играх дети копируют отношения к взрослому миру, обществу. Народная игрушка может выступать для ребенка в качестве игрового партнера, может быть атрибутом в игровой деятельности, для взаимодействия между детьми и взрослыми. Она развивает фантазию, мышление ребенка, помогает усвоить социальные статусы, позволяет передать социальный опыт. Играя, ребенок соединяет свои эмоции и действия, познает окружающий мир. Личность ребенка обогащается и расширяется в тех ролях, которые он проживает во время игры. Поэтому взрослым важно обращать внимание на то, чем играют дети, какую действительность они переносят в игровой сюжет. Вовлекая народную игрушку в игру, дети закрепляют традиционные народные связи.

В России на протяжении веков был самый высокий в Европе уровень рождаемости, который сочетался с высокой игровой культурой. Как повелось с давних времен, главным занятием детей была игра, которая заполняла весь их быт. Через игру дети учились общаться между собой и старшими, развивали физические и психологические качества: наблюдательность, сообразительность, выносливость, ловкость, гибкость, внимание, память знакомились с новыми словами, звуками, музыкой. Играя, малыши накапливали инфоpмацию о мире, в котором жили, о его горестях и радостях. Фабричное производство игрушек на Руси отсутствовало. В крестьянских семьях было много детей, главным развлечением которых были незатейливые игрушки, сделанные руками старшего поколения. Народная игрушка рождалась в живом разговоре матери с дочкой, бабушки с внучкой, на глазах братьев, сестёр, сверстников. Раньше сам акт творения игрушки был педагогическим средством : взрослые, делая игрушку, размышляли вслух по поводу создаваемого образа, поощряли положительные качества, как бы указывая путь к развитию личности. Формировались конкретные, первоначальные представлений ребёнка, в которых широко отражались разнообразные человеческие отношения: семейные отношения и идеалы, любовь детей к родителям, заботливые отношения между братьями и сёстрами, мудрость и жизненный опыт старых людей. Все отношения в деревне, в том числе и семейные, носили общественный характер: свадьба, похороны, праздники и другие обряды. Известно, что зимой играли в игрушки больше, чем летом. Но и в игрушках прослеживались гендерные отличия. Для девочек характерны куклы, каталки, для мальчиков — лошадки, тележки, трещотки. В куклы (любимые игрушки девочек) начинали играть с трехлетнего возраста. Они изготавливались очень просто: тряпочка или поношенный головной платок свертывались в трубочку, и перетягивались ближе к одному концу ниткой. На голову надевался платочек, а туловище без ног прикрывалось рубахой. Девочки постарше, пытались придать куклам человеческий облик, шили их с ручками и ножками, наряжали в рубахи и сарафаны, изготовленные из ярких лоскутков. Мальчикам старались сделать деревянную лошадку на колесах, чтобы можно было ездить на ней по избе или запрягать в тележку. Любимые всеми свистульки (птички, баранчики, лошадки) родители привозили с ярмарок. В них можно было свистеть, создавая самому себе радостное настроение. Свистульки делались ремесленниками и были различны по форме и материалу (дереву, глине, жесте).

Современные куклы «Винкс» и «Барби» уже давно вытеснили из нашей жизни народную игрушку, но народные куклы всегда радовали детей своей простотой и наивностью. Кроме того, что они дарили людям добро, приучали девочек к рукоделию. Игрушка, сделанная своими руками, становится для ребенка лучшим другом. Не бывает двух одинаковых людей, так и не встретите две одинаковые народные игрушки. Каждая игрушка –уникальна, похожа на сказку. Ей можно доверить свои секреты, тайны, она согрета теплотой сердца. Положительные герои народных игрушек тpудолюбивы, крепки физически, наделены силой воли и терпеливы. Игрушки, сделанные своими руками, хранили и передавали по наследству. В наши дни дети в интересной игровой форме узнают о народных игрушках, о русских традициях и праздниках: вместе с куклами «Мартинички» и «Птица-Радость» закликают весну, с «Покосницей» встречают осень, с «Масленицей» провожают зиму. Через знакомство с народной игрушкой и процессом её изготовления дети усваивают обрядовые традиционные праздники, разучивают потешки, песенки, поговорки. В процессе творчества происходит приобщение ребёнка к традициям русской народной культуры. Процесс приобретения ребёнком социальных ролей успешно и интенсивно происходит в игре через имитацию (подражание окружающему) и идентификацию (отождествление себя с другим). Чтобы социальная роль стала частью структурного «Я», должен осуществиться процесс её внедрения в «глубины» себя путём различных форм деятельности, включая процесс идентификации с ролью. Чем глубже духовное наполнение социальных ролей, шире их диапазон, тем полнее индивидуальная и социальная жизнь личности, её социальный опыт. Через игрушку с раннего возраста происходит формирование нравственных понятий, отношение к людям и вещам. Социализация ребё нка обеспечивается благодаря выполнению следующих педагогических условий: погружение детей, родителей и воспитателей в единую этнокультурную среду; комплексное использование средств народного воспитания; создание ситуаций, в которых детям передаётся социальный опыт;

дифференцированный подход к детям, находящимся на разном уровне игрового взаимодействия; воспитание у детей эмоционально-положительного отношения друг к другу и их отражение в собственной игровой деятельности; включение народной игрушки во все виды деятельности детей. Таким образом, ребёнок постепенно погружается в этнохудожественную деятельность, а игрушка становится элементом значимого с педагогической точки зрения культурного наследия народа.

Медиапособие как средство развития речи детей старшего дошкольного возраста в контексте реализации ФГОС

Медиапособие как средство развития речи детей старшего дошкольного возраста в контексте реализации ФГОС Ф. И. О педагога -Никифорова Алина Исаевна, первая категория. Место работы: Муниципальное бюджетное дошкольное образовательное учреждение.

Мини-музей как средство познавательного развития дошкольников в условиях реализации ФГОС

Мини-музей как средство познавательного развития дошкольников в условиях реализации ФГОС Методическая разработка С введением в ДОУ ФГОС организация воспитательно-образовательного процесса в современных условиях ставит перед педагогами.

Доклад с презентацией на тему «Лэпбук как средство обучения в условиях реализации ФГОС ДО» Слайд 1 Тема нашего сегодняшнего семинара : «Лэпбук как средство обучения в условиях реализации ФГОС ДО» Слайд 2 Позитивная социализация.

Фотоотчёт о празднике «Рождественская карусель» для детей с ОВЗ старшего дошкольного возраста в свете реализации ФГОС

Фотоотчёт о празднике «Рождественская карусель» для детей с ОВЗ старшего дошкольного возраста в свете реализации ФГОС Доброе время суток всем, кто нашёл свободную минуточку и заглянул ко мне в гости. Сегодня хочу поделиться очередным фото отчетом о проведении.

Интерактивное пособие «Лэпбук «ПДД» как средство обучения дошкольников в условиях реализации ФГОС до

Интерактивное пособие «Лэпбук «ПДД» как средство обучения дошкольников в условиях реализации ФГОС до В учебно-воспитательном процессе детского сада изучение правил дорожного движения - ПДД, составляет значительную часть рассмотрения темы,.

Интерактивное пособие «Лэпбук «ЗОЖ» как средство обучения дошкольников в условиях реализации ФГОС

Интерактивное пособие «Лэпбук «ЗОЖ» как средство обучения дошкольников в условиях реализации ФГОС .

Лэпбук как средство обучения в условиях реализации ФГОС до для детского сада «Зима»

Лэпбук как средство обучения в условиях реализации ФГОС до для детского сада «Зима» Лэпбук "Зима" Воспитатель: Назарова Т. А. Данная публикация будет полезна педагогам дошкольного образования. Лэпбук «Зима» предназначен.

Мини-музей как средство познавательного развития дошкольников в условиях реализации ФГОС до

Мини-музей как средство познавательного развития дошкольников в условиях реализации ФГОС до Методическая разработка. Продолжение. Проект по организации мини-музея в средней группе «Пчелки». 1. Название проекта – «Мини-музей «Воинская.

Проект «Подвижная игра как средство социализации детей старшего дошкольного возраста» Введение Игра - это огромное светлое окно, через которое в духовный мир ребенка вливается живительный поток представлений, понятий об.

Русская народная кукла-как средство развития речи у детей дошкольного возраста

Русская народная кукла-как средство развития речи у детей дошкольного возраста Темой моего самообразования я раз и навсегда выбрала речевое развитие детей дошкольного возраста посредством разнообразных методов и приемов.

В последнее время актуальной становится проблема приобщения ребенка к старине, старинному быту, народным играм и игрушкам. Через игры дети учились познавать социальную действительность. Социализация (от лат. Sоciаlis — общественный) — это развитие и самореализация человека на протяжении всей жизни в процессе усвоения и воспроизводства культуры общества. В процессе социализации ребенок приобретает общественный опыт, индивидуализируется, становясь гармоничной личностью. В соответствии с пунктом 2.6. ФГОС ДО содержание образовательной области «Социально-коммуникативное развитие» направлено на усвоение норм и ценностей, принятых в обществе, включая моральные и нравственные ценности, развитие общения и взаимодействия ребенка со взрослыми и сверстниками, становление самостоятельности, целенаправленности и саморегуляции собственных действий, развитие социального и эмоционального интеллекта, эмоциональной отзывчивости, сопереживания, формирование готовности к совместной деятельности со сверстниками, формирование уважительного отношения и чувства принадлежности к своей семье и к сообществу детей и взрослых. Современному педагогу необходимо владеть этнографическими знаниями в области игры и игрушки ребенка.

Л. Н. Толстой, который придерживался краеведческого принципа, народности и национальности считал, что «воспитание ребёнка должно быть насыщено содержанием жизни взрослых людей, что очень рано нужно приобщать детей к культуре и быту своего народа, к его традициям, обычаям, языку».

Первоначально игра была не только развлечением на досуге, но и способом организации жизни человека (семейной, хозяйственной, общественной). Игровая деятельность сопровождает нас на протяжении всей жизни, но все равно слово «игра» ассоциируется у нас с периодом детства. Она видоизменялась на протяжении всех временных отрезков, зависела от различных событий, быта людей, православных праздников. С изменением быта людей менялась и взрослая культура человечества, многие вещи навсегда уходили из обихода, но все равно оставались очень интересными и притягательными для детей. Например, лук и стрелы в наши дни интересны для мальчиков, хотя человек уже давно не применяет их в своей деятельности. Россия до сих пор славится народной игрушкой

— матрешкой, которая известна по всему миру, являясь символом нашей страны.

Народная игрушка — это собирательный образ, который является педагогическим инструментом.

Это не просто игра — это культурный объект, взаимодействия с которой решаются задачи духовного, нравственного воспитания подрастающего поколения. Через игру с народной игрушкой детей приобщают к народной культуре, через народное творчество дети усваивают язык своего народа, его обычаи, нравы. Сопровождая игру прибаутками, частушками, ребенок постигает поэтическое слово, выразительные интонации, которые являются важным средством воспитания любви к Родине и к окружающей природе, так как поэтический текст многих народных игр передаёт красоту русской природы. Игрушка, созданная народом, опирается на родную и близкую ему природу, наполняется традициями национального образа жизни (быт, костюм, характеризует страну и взгляды определенного народа. Национальный характер игрушки проявляется в том, что в них в обобщённой форме отражаются все обычаи, вкусы и верования народа. Игрушке, как и всему народному творчеству, присуща высокая степень художественного обобщения. Это относится и к форме, и к содержанию художественных произведений.

Народные игрушки в своих многовариантных решениях несут в себе идеи мира, добра, а в материальной форме воплощают представления о прекрасном, способность народа идеализировать и украшать свою жизнь. В ней гаp монично соединились этнические ценности: образы русских народных игрушек всегда отличаются такими национальными чертами как жизнерадостностью, трудолюбием; специфика материала народных игрушек четко определяется теми регионально-географическими особенностями, в которых они создаются; народная игрушка всегда была элементом деятельности, предметом и объектом различных процессов и ритуалов, включая праздничные, воспитательно-образовательные, религиозные, производственно-технологические.

Своими игрушками народ с детства учил любить труд дедов и отцов, свой родной край, его историю и современность.

Дети и игрушки представляют собой единой целое. На разных возрастных этапах дети играют в разные игры, которые усложняются с возрастом ребенка. На основе использования игрушки формируется игровая ситуация. В своих играх дети копируют отношения к взрослому миру, обществу. Народная игрушка может выступать для ребенка в качестве игрового партнера, может быть атрибутом в игровой деятельности, для взаимодействия между детьми и взрослыми. Она развивает фантазию, мышление ребенка, помогает усвоить социальные статусы, позволяет передать социальный опыт. Играя, ребенок соединяет свои эмоции и действия, познает окружающий мир. Личность ребенка обогащается и расширяется в тех ролях, которые он проживает во время игры. Поэтому взрослым важно обращать внимание на то, чем играют дети, какую действительность они переносят в игровой сюжет. Вовлекая народную игрушку в игру, дети закрепляют традиционные народные связи. В России на протяжении веков был самый высокий в Европе уровень рождаемости, который сочетался с высокой игровой культурой.

Как повелось с давних времен, главным занятием детей была игра, которая заполняла весь их быт.

Через игру дети учились общаться между собой и старшими, развивали физические и психологические качества: наблюдательность, сообразительность, выносливость, ловкость, гибкость, внимание, память знакомились с новыми словами, звуками, музыкой.

Играя, малыши накапливали инфоpмацию о мире, в котором жили, о его горестях и радостях. Фабричное производство игрушек на Руси отсутствовало. В крестьянских семьях было много детей, главным развлечением которых были незатейливые игрушки, сделанные руками старшего поколения.

Народная игрушка рождалась в живом разговоре матери с дочкой, бабушки с внучкой, на глазах братьев, сестёр, сверстников. Раньше сам акт творения игрушки был педагогическим средством : взрослые, делая игрушку, размышляли вслух по поводу создаваемого образа, поощряли положительные качества, как бы указывая путь к развитию личности. Формировались конкретные, первоначальные представлений ребёнка, в которых широко отражались разнообразные человеческие отношения: семейные отношения и идеалы, любовь детей к родителям, заботливые отношения между братьями и сёстрами, мудрость и жизненный опыт старых людей. Все отношения в деревне, в том числе и семейные, носили общественный характер: свадьба, похороны, праздники и другие обряды.

Известно, что зимой играли в игрушки больше, чем летом. Но и в игрушках прослеживались гендерные отличия. Для девочек характерны куклы, каталки, для мальчиков — лошадки, тележки, трещотки.

В куклы (любимые игрушки девочек) начинали играть с трехлетнего возраста. Они изготавливались очень просто: тряпочка или поношенный головной платок свертывались в трубочку, и перетягивались ближе к одному концу ниткой. На голову надевался платочек, а туловище без ног прикрывалось рубахой.

Девочки постарше, пытались придать куклам человеческий облик, шили их с ручками и ножками, наряжали в рубахи и сарафаны, изготовленные из ярких лоскутков.

Мальчикам старались сделать деревянную лошадку на колесах, чтобы можно было ездить на ней по избе или запрягать в тележку. Любимые всеми свистульки (птички, баранчики, лошадки) родители привозили с ярмарок. В них можно было свистеть, создавая самому себе радостное настроение. Свистульки делались ремесленниками и были различны по форме и материалу (дереву, глине, жесте).

Современные куклы «Винкс» и «Барби» уже давно вытеснили из нашей жизни народную игрушку, но народные куклы всегда радовали детей своей простотой и наивностью. Кроме того, что они дарили людям добро, приучали девочек к рукоделию. Игрушка, сделанная своими руками, становится для ребенка лучшим другом. Не бывает двух одинаковых людей, так и не встретите две одинаковые народные игрушки. Каждая игрушка –уникальна, похожа на сказку. Ей можно доверить свои секреты, тайны, она согрета теплотой сердца. Положительные герои народных игрушек тpудолюбивы, крепки физически, наделены силой воли и терпеливы. Игрушки, сделанные своими руками, хранили и передавали по наследству.

В наши дни дети в интересной игровой форме узнают о народных игрушках, о русских традициях и праздниках: вместе с куклами «Мартинички» и «Птица-Радость» закликают весну, с «Покосницей» встречают осень, с «Масленицей» провожают зиму.

Через знакомство с народной игрушкой и процессом её изготовления дети усваивают обрядовые традиционные праздники, разучивают потешки, песенки, поговорки. В процессе творчества происходит приобщение ребёнка к традициям русской народной культуры. Процесс приобретения ребёнком социальных ролей успешно и интенсивно происходит в игре через имитацию (подражание окружающему) и идентификацию (отождествление себя с другим). Чтобы социальная роль стала частью структурного «Я», должен осуществиться процесс её внедрения в «глубины» себя путём различных форм деятельности, включая процесс идентификации с ролью.

Чем глубже духовное наполнение социальных ролей, шире их диапазон, тем полнее индивидуальная и социальная жизнь личности, её социальный опыт. Через игрушку с раннего возраста происходит формирование нравственных понятий, отношение к людям и вещам.

Социализация ребё нка обеспечивается благодаря выполнению следующих педагогических условий:

погружение детей, родителей и воспитателей в единую этнокультурную среду;

комплексное использование средств народного воспитания;

создание ситуаций, в которых детям передаётся социальный опыт;

дифференцированный подход к детям, находящимся на разном уровне игрового взаимодействия;

воспитание у детей эмоционально-положительного отношения друг к другу и их отражение в собственной игровой деятельности;

включение народной игрушки во все виды деятельности детей.

Таким образом, ребёнок постепенно погружается в этнохудожественную деятельность, а игрушка становится элементом значимого с педагогической точки зрения культурного наследия народа.

Видимо, игрушка для того и пришла из старины в наше время, чтобы развлечь и увлечь ребенка. Задача перед игрушкой и тогда, и сейчас стоит одинаковая - она служит ребенку другом и учителем, обогащает его мир волшебной энергетикой и вовлекает малыша в увлекательный мир фантазий.

Читайте также: