Народная игрушка как средство всестороннего развития детей раннего возраста

Обновлено: 18.05.2024

Актуальность данной темы заключается в решении задач патриотического воспитания в соответствии с образовательной программой детского сада.

С раннего возраста дети активно познают мир, исследуя всё происходящее вокруг. Основным видом деятельности детей является игра. Игра имеет важное значение для ребенка. Бесспорно, игра обучает и воспитывает детей. Она является жизненной потребностью его и средством всестороннего развития.

Игрушка является не отъемленной частью игры. Значение игрушки в нравственном воспитании детей велико. Игрушка - непременный спутник детства и важнейший инструмент игры. Игрушек в современном мире много, огромные магазины предлагают большой выбор на любой вкус.

Мы педагоги обратили внимание, что родители покупают игрушки зарубежного производства, данные игрушек, развивают в ребёнке не всегда добрые и радостные чувства, а иногда и агрессию, а народные игрушки, такие как свистульки, всевозможные пирамидки , неваляшки и т.д. не покупают своим детям. Хотя изначально игрушка предназначена именно для этого - для радости и гармоничного развития ребёнка.

Последнее время большое внимание в детском саду уделяется вопросам нравственно-патриотического воспитания. Именно в младшем возрасте происходит восприятие себя в социуме и в окружающей действительности. Этот возраст является наиболее подходящим для формирования нравственно-патриотических чувств.

Реализовать подобные задачи возможно разнообразными путями, один из них - приобщение ребёнка к культуре своего народа.

Таким образом, проблема использования народной игрушки как средства патриотического воспитания детей младшего дошкольного возраста значима и актуальна в наше время.

Народная игрушка близка и понятна каждому ребенку, она вобрала в себя опыт многих поколений. Игрушки учат, развивают, воспитывают. Несмотря на внешнюю простоту и незатейливость, народные игрушки пробуждают в маленьком ребёнке творческую фантазию, помогают детям знакомиться с окружающим миром.

Самая доступная и понятная для детей народная игрушка – это матрешка. С ней можно знакомить детей с самого раннего возраста. Матрешка – очень проста, но актуальна для развития ребенка младшего возраста. Она способна дать очень много для моторики, связной речи, внимания, развивает воображение у детей, способствует активизации их творческих способностей, даёт ребёнку возможность экспериментировать, синтезировать полученные знания, развивать коммуникативные навыки.

В соответствии с актуальностью решения вопросов нравственно-патриотического воспитания и основываясь на задачи в реализуемой программе, педагогами была поставлена цель – создание оптимальных условий для развития нравственно – патриотических чувств у дошкольников младшего возраста .

Патриотическое воспитание мы осуществляем в непосредственно-образовательной деятельности, в совместной и в самостоятельной деятельностях, для которых создаю развивающую предметно-пространственную среду.

Включения народной игрушки в образовательный процесс детей младшего возраста мы формируем первые математические навыки, понятия «меньше» и «больше». Случайное обнаружение в полости игрушки двух, восьми, двенадцати и более фигурок–вкладышей вызывают у детей восторг. У детей формируется умение различать предметы по форме и величине, называть их. Матрешка вызывает необычайный эмоциональный отклик у детей, они оживленно рассказывают какого цвета на ней наряд, платок, слушают и запоминают стихи о ней. В совместной деятельности со взрослым дети сами выбирают цвет наряда для силуэта матрешки и раскрашивают их, закрепляя название цвета.

Привлекая малышей к индивидуальной и совместной деятельности, мы создаём игровые проблемные ситуации, которые формируют у детей добрые, гуманные чувства, считаться с интересами и желаниями других детей, выражения внимания – благодарить, прощаться, здороваться, жалеть, например:

  • «Как помочь кукле Маше познакомиться с Матрешкой»,
  • «Домик для Матрёшки»
  • «Помоги подружкам помериться
  • «Напомним Матрёшкам, как надо прощаться»,

Данные игры вызывают у детей яркие, радостные эмоции, восхищение, активные движения. В игровой форме обогащается сенсорный опыт воспитанников, совершенствуются зрительные, слуховые и тактильные ощущения.

В работе с детьми младшего дошкольного возраста по нравственно - патриотическому воспитанию детей нам помогает устное народное творчество

  • загадки,
  • «Матрёшкины потешки»,
  • песенки,
  • стихи.
  • Слушанье музыкальных произведений из «Детского альбома»

П. Чайковского, « Ой, да мы матрёшки»

Знакомство с народной игрушкой осуществляется через ОД, как говорилось выше в данных мероприятиях с детьми идёт закрепление формы, цвета, размера и развитие мелкой моторики.

  • Аппликации: «Весёлая Матрёшка»;
  • «Нарядное платье для Матрёшки»;
  • Раскрашивание раскрасок: «Подружки — матрёшки»,
  • Лепка: «Угощение для матрешки»;
  • Конструирование: «Домик для матрёшки».

В своей работе мы используем дидактические и настольные игры:

  • «Собери матрешку»,
  • «Какой Матрёшки не стало»,
  • «Чудесный мешочек»,
  • «Домик для матрешки», разрезанные картинки
  • «Русские узоры»;

Нравственно-патриотическое воспитание личности ребёнка должно происходить в непосредственном контакте с родителями. Мероприятия, в которых принимают участие родители, служат хорошим примером взаимодействия двух самых важных факторов в жизни ребёнка, детского сада и семьи, объединяющих свои усилия в образовательном процессе, направленном на воспитание достойного гражданина своей страны. Поэтому очень важно заинтересовать и убедить родителей в значимости воспитания ценностных личностных ориентиров у детей, заручиться их поддержкой и помощью.

Для просвещения родителей в группах представлена полезная информация по темам:

  • «Рецепты воспитания нравственности дошкольника»,
  • «Добрые слова или обучаем ребенка вежливости»,
  • «Духовно нравственное воспитание в детском саду и дома» .
  • «Роль народных игр и игрушек в воспитание дошкольника».
  • «Старинные игрушки наших предков»,
  • «История народной игрушки»;

Родителям было предложено изготовление поделок к выставке «Народная игрушка- Матрёшка». Где родители сделали дидактический материал для развития мелкой моторики, так же закрепления цвета, фигуры и размера шаблоном стала матрёшка.

Патриотическое воспитание детей является одной из основных задач дошкольного образовательного учреждения, начинается с того, что видит перед собой малыш, чему он изумляется и что вызывает отклик в его душе. И хотя многие впечатления ещё не осознаны им глубоко, но, пропущенные через детское восприятие, они играют огромную роль в становлении личности патриота. Мы продолжаем воспитывать у детей через разные виды деятельности любовь к родному дому, семье, детскому саду. Побуждаем детей к выполнению общественно значимых заданий, к добрым делам для семьи, родного дома, детского сада.

Обращаем Ваше внимание, что в соответствии с Федеральным законом N 273-ФЗ «Об образовании в Российской Федерации» в организациях, осуществляющих образовательную деятельность, организовывается обучение и воспитание обучающихся с ОВЗ как совместно с другими обучающимися, так и в отдельных классах или группах.

Технологии использования народной игрушки в развитии дошкольников

Ядром отечественных, в том числе народных педагогических традиций, являются игры и игрушки, корнями которых выступает древнеязыческая религия предков русского народа.

Игрушки «рождались» в труде, народные мастера учились у одного учителя  природы, поскольку работали с естественными материалами (глина, дерево, лоза, солома, ткань, береста, кости и рога), передавая через них свой взгляд на мир, свое мироощущение. Игрушки народов разных стран и континентов различны и своеобразны, но есть в них и общие черты. У многих народов встречаются однотипные игрушки, с поразительным сходством конструкций, форм и декора. Это сходство объясняется универсальной общностью народных культурных традиций, единой природой эстетического чувства.

Что же такое игрушка? Есть много определений, одно из которых дано в словаре Ожегова: «Игрушка-это вещь, служащая для игры»[5, с. 147]. На страницах толкового словаря живого великорусского языка Даля находим определение уже более интересное и более верное: «вещица, сделанная для забавы, для игры или потехи, особенно детям» [3, с. 68]. Ключевым в этом определении является слово «особенно». Потому что игрушки и, даже сейчас, одинаково принадлежат и миру детей, и миру взрослых.

Известно, что самые древние игрушки относятся ко второму тысячелетию до нашей эры, в том числе и самые первые игрушки детства-погремушки. Но с полной уверенностью их нельзя назвать только игрушками. Они могли быть и культовыми предметами, которые были призваны оберегать не только детей, но и взрослых от природной стихии и таинственных злых сил.

Так, например, известно, что женская фигурка олицетворяла извечную силу и могучее плодородие Земли, конь считался верным слугой Солнца и приносил людям благополучие, различные птицы символизировали весну и служили вестниками весны для матери-земли.

«Все эти древние образы раскрывают понимание народом жизни и мира, специфику восприятия основных природных стихий  земли, солнца, воды и неба. В этом союзе человека с природой и коренилась культурная традиция, сохраняющая в неприкосновенности свой художественный язык» (Б.А.Рыбаков) [6, с. 62].

Проходило время, изменялся уклад жизни, менялся и мир игрушек, многое стиралось в памяти народа, но ничего не могло исчезнуть бесследно в культуре, сильной своими традициями. Постепенно игрушки потеряли прежнее магическое значение, забылся их символический смысл, но не утратилось то, что составляет духовную ценность народной игрушки  гармоничное ощущение радости труда и красоты. Поэтому, как и прежде, народные мастера делают игрушки серьезно и с «душой», заботясь о будущем поколении. По утверждению А.Бенуа, «Именно для культуры ребенка (а, следовательно, для всей культуры общества, ибо от культуры детского возраста зависит все дальнейшее) важно, чтобы его окружал своеобразный мир-игрушечное царство» [23, с. 95].

К художественно-педагогическому потенциалу народной игрушки во все времена обращались ученые, педагоги, психологи, искусствоведы, историки, этнографы, художники. По словам Бенуа: «Русская народная игрушка-это такая прелесть, такое глубокое понимание красоты и такая забавная изобретательность, что лучше не найти нигде» [18, с. 76].

Педагоги Е.А. Аркин, Н.Д. Бартрам, А.С. Макаренко, С.И. Сорокина, Е.Л. Флерина занимались проблемами значения народной игрушки, особенностями использования в воспитательно-образовательном процессе дошкольного учреждения, ее психолого-педагогических возможностей воздействия на ребенка [7].

Крупская Н.К. писала о возможности народной игрушки для ознакомления детей с окружающей действительностью, для их сенсорного развития.

Значение игрушки для всестороннего развития детей исследовали психологи А.В. Запорожец, Д.Б. Эльконин и педагоги Н.М. Аксарина, Л.С. Славина, А.П. Усова. Подходя к народной игрушке с педагогической точки зрения, отмечали, что она основана на тонком знании психологии ребенка и разносторонне воздействует на развитие его чувств, ума и характера [9].

Таким образом, можно сделать вывод о том, что народная игрушка является неизменным спутником ребенка с первых дней его жизни, выступает средством общего психического развития личности.

Знакомство младших дошкольников с народной игрушкой осуществляется путем показа репродукций крестьянского искусства, посещения мини музеев, изготовление кукол-куваток, разучивание подвижных и дидактических игр, а так же путем анализа традиционных народных промыслов.

Проводя работу по ознакомлению младших дошкольников с народной игрушкой, решается целый комплекс задач:

 познакомить детей с русскими народными игрушками;

 прививать любовь и бережное отношение к народным игрушкам;

 расширять сенсорный и культурный опыт детей в процессе приобщения к духовным ценностям народного искусства;

 учить приемам игры с народными игрушками (матрешки, волчки, бирюльки), правильно их называть, определять из чего они сделаны;

 стремиться к налаживанию позитивных взаимоотношений с другими детьми;

 воспитывать патриотические чувства через ознакомление детей с народным творчеством.

Организованная систематическая работа с детьми по ознакомлению с народной игрушкой, влияющая на умственное, нравственное, эстетическое, трудовое воспитание, невозможна без развивающей среды, способствующей развитию игровой деятельности. К.Д. Ушинский подчеркивал особое значение среды, «пропитанной народными традициями и народной культурой» [10].

С этой целью в группе создают патриотический уголок, сенсорный и изоцентры, где присутствуют экспонаты декоративно-прикладного искусства.

Здесь ведется работа по формированию у дошкольников эстетического отношения к своему окружению, подготовка к эмоциональному восприятию произведений искусства. Именно здесь дошкольники получают первые сведения о различных явлениях жизни, впитывают уважение к людям труда, к своему городу, к Родине, узнают много нового и интересного о прошлом и настоящем, знакомятся с художниками и мастерами, создающими красоту. Они учатся не только видеть красоту, но и понимать ее ценность. Народная игрушка присутствует как «гостья» в играх, в организованно-образовательной и музыкально-театральной деятельности.

Приобщение младших дошкольников к декоративно-прикладному искусству осуществляется с учетом их психофизических особенностей. Организованная образовательная деятельность проводится, опираясь на эмоционально-чувственную основу восприятия материала: обязательно присутствует сюрпризность, художественное слово, музыкальные образы.

Знакомство детей с произведениями народного творчества способствует художественному развитию младших дошкольников, они становятся соучастниками народных творцов, изучают средства выразительности цветовых и пластических решений. Проведение организованной образовательной деятельности по декоративному рисованию на примере народной игрушки способствует развитию умения декоративно работать с цветом, так как выразительность художественного образа достигается в большинстве своем обобщением деталей, цветовых пятен.

Младшие дошкольники в организованной образовательной деятельности выполняют задание по пластилинографии на основе знакомства с народным узором, расписывают дымковскую барышню, коня, усваивают навыки росписи матрешки, тем самым воспитывается чувство красоты, любознательность, это помогает понять с самого раннего возраста, что они  часть великого русского народа.

Изучение народной игрушки способствует решению задач сенсорного воспитания. Отточенность форм, особая обработка поверхности способствует формированию представлений о сенсорных эталонах. Обследование дошкольниками народных игрушек осуществляется разными способами: зрительно, прослушивая, ощупыванием и вычленением общих форм, воздействуя на все уровни ощущений  тактильный, визуальный, звуковой. Особое внимание обращается на материал, из которого изготовлены народные игрушки. Выполненные из натуральных материалов, они с первых дней жизни знакомят дошкольников с природой и воспитывают творческое отношение к миру.

Большое место в приобщении дошкольников к народной культуре занимают в нашем детском саду народные праздники и традиции, где широко используются все виды фольклора (сказки, песенки, пословицы, поговорки, хороводы, заклички). В русском фольклоре каким-то особым образом сочетаются слово, музыкальный ритм, напевность; сохраняются особенные черты русского характера, присущие ему нравственные ценности, представления о добре, красоте, правде, храбрости, трудолюбии, верности. Особое внимание уделяется произведениям устного народного творчества, где воспевается уважительное отношение к труду, восхищение мастерством человеческих рук.

Знакомство с народной игрушкой, разнообразие художественного материала, интегрирование его в различных видах доступной детям художественно-творческой деятельности позволило с успехом решить задачи художественной культуры детей младшего дошкольного возраста.

Эстетичность оформления, художественная выразительность, оптимальное сочетание формы, цвета и величины, динамичность ряда игрушек развивают художественный вкус, творческие способности, побуждают к действиям в игре. Народная игрушка полностью соответствует педагогическим требованиям и служит средством гармоничного развития дошкольников.

Виноградова, Н.А. Дошкольная педагогика. Обзорные лекции по подготовке студентов к итоговому междисциплинарному экзамену / Н.А. Виноградова.  М.: Форум, 2012.  256 c.

Выготский, Л.С. Мышление и речь / Л.С. Выготский.  М.: Лабиринт, 2008.  352 с.

Галигузова, Л.Н. Дошкольная педагогика: учебник и практикум для академического бакалавриата / Л.Н. Галигузова, С.Ю. Мещерякова-Замогильная.  Люберцы: Юрайт, 2016.  284 c.

Гербова, В.В. Занятия по развитию речи в младшей группе детского сада / В.В. Гербова.  М.: Синтез, 2007. – 264 с.

Головчиц, Л.А. Дошкольная педагогика: учебное пособие / Л.А. Головчиц.  М.: Владос-Пр., 2013.  320 c.

Громова, О.Е. Норма и задержка речевого развития у детей / О.Е. Громова // Дефектология.  2009.  №2.  С. 66-69.

Козлова, С.А. Дошкольная педагогика: учебник для студентов учреждений среднего профессионального образования / С.А. Козлова, Т.А. Куликова.  М.: Академия, 2012.  416 c.

Микляева, Н.В. Дошкольная педагогика: учебник для академического бакалавриата / Н.В. Микляева, Ю.В. Микляева, Н.А. Виноградова.  Люберцы: Юрайт, 2016.  411 c.

Новиковская, О.А. Речевая гимнастика. Игры и задания для развития речи у дошкольников / О.А. Новиковская.  М.: АСТ, 2011.  878 c.

Аннотация: в статье рассматриваются вопросы развития и воспитания детей раннего возраста посредством народной игрушки. Раскрывается значимость народной игрушки и необходимость использования ее в образовательной работе с детьми. Описывается исследование, которое проводилось с целью выявления способов влияния народной игрушки на всестороннее развитие детей раннего возраста. На основе анализа делается вывод о получении положительных результатов, что говорит об эффективности работы педагогов в данном направлении.

Ключевые слова: ранний возраст, всестороннее развитие ребенка, народная игрушка, матрешка, методы работы с игрушкой, приемы работы с игрушкой.

В раннем детстве развитие идет максимально быстрыми темпами, как ни в каком другом возрасте. Основными достижениями раннего возраста, влияющими на психическое развитие ребенка, являются: овладение активной речью, появление познавательного интереса, развитие предметной деятельности. В овладении предметными действиями, несомненно, большую роль играют игрушки. Одной из наиболее доступных восприятию ребенка раннего возраста игрушек, является народная игрушка. Подобно родной речи, сказке, песне, народная игрушка является замечательным культурным наследием. В процессе восприятия народной игрушки происходит формирование его умственных, физических и нравственных качеств [2].

Игры с народной игрушкой – матрешкой, вызывают большой интерес у маленьких детей, они подолгу сидят, рассматривают, вертят, разбирая и собирая, полюбившуюся им куколку. Детей привлекают красочность этих игрушек, забавность действий с ними. Учитывая интерес детей к игрушке и то, что традиционная деревянная кукла несет в себе богатые педагогические возможности для развития ребенка, педагогам необходимо вести работу по ознакомлению детей раннего возраста с народной игрушкой.

С целью выявления способов влияния народной игрушки на всестороннее развитие детей раннего возраста было проведено исследование на базе детского сада №7 «Чебурашка в группе раннего возраста «Гномики».

В качестве гипотезы предположили, что народная игрушка будет иметь влияние на развитие ребенка раннего возраста при соблюдении следующих условий:

  1. Педагоги понимают значение народной игрушки.
  2. Педагоги применяют в своей практике методы и приемы работы с народной игрушкой.

Для проверки первого условия был проведен анализ планирования тематической недели «Народная игрушка-матрешка» по образовательным областям, которое представлено в таблице №1.

Детская деятельность планируется по основным образовательным областям (речевое развитие, познавательное развитие, художественно-эстетическое развитие, социально-коммуникативное, физическое развитие). Педагогами поставлены обучающие, развивающие и воспитательные задачи. Виды и тематика игр соответствует возрасту детей. Народная игрушка используется в разных видах игр (подвижные, дидактические, простые сюжетные, игры-подражания, игры-экспериментирования и др.). Согласно тематическому планированию, в группе организована соответствующая предметно-развивающая среда. Педагогами и родителями был создан мини-музей матрёшек, пополнен уголок ряженья, изготов лен лэпбук по теме.

По теме: методические разработки, презентации и конспекты


Консультация для педагогов (групповая) на тему: « Подвижные игры как средство всестороннего развития детей раннего возраста»

Подвижные игры являются эффективным средством в решении одной из важнейших задач физического воспитания детей -развитие основных движений.

Консультация для воспитателей "Русские народные игры как средство всестороннего развития детей дошкольного возраста"

Всем известно, что мир детства неразрывно связан с игрой. Игра – основной вид деятельности ребенка дошкольного возраста, она точно соответствует его возрасту и интересам и включает в себя такие элемен.


«Конструирование как средство всестороннего развития детей раннего возраста в соответствии с ФГОС»
«Подвижные игры как средство всестороннего развития детей раннего возраста»

Консультация для родителей.


Кинетический песок – как эффективное средство всестороннего развития детей раннего возраста

ldquo;В природе нет ничего бесполезного” – писал философ Мишель Монтень. Примечательно, что практически все выдающиеся философы и педагоги прошлого придавали большое значение именно приро.


Театрализованная деятельность как средство всестороннего развития детей раннего возраста

Театрализованная деятельность как средство всестороннего развития детей раннего возраста.


Театрализованная деятельность как средство всестороннего развития детей раннего возраста

Театрализованная деятельность как средство всестороннего развития детей раннего возраста.

Красота родного края, открывающая благодаря сказке, фантазии, творчеству, - это источник любви к Родине. Пусть ребёнок чувствует красоту и восторгается ею, пусть в его сердце и в памяти навсегда сохранятся образы, в которых воплощается Родина.

Основная цель: формирование и развитие личности

ребёнка через русскую народную игрушку.

Познакомить детей с произведениями народного декоративно-прикладного искусства.

Формировать эстетическое отношение к предметам искусства; учить видеть красоту, самобытность.

Вызывать желание создавать красивое своими руками.

Прививать уважение к культуре своего народа.

Развивать у детей коммуникативные навыки.

Обогащать словарный запас детей, знакомить с новыми словами и их значениями.

Воспитывать ценностное отношение к семейным традициям и совместному труду взрослых и детей.

По теме «Знакомство детей с устным народным творчеством, как средством формирования нравственно- патриотических чувств» я работаю седьмой год.

Современный рынок изобилует бесчисленным количеством ярких, необычных, но порой бесполезных, а иногда и вредных, сточки зрения воспитания и развития детей, игрушек. Как разрешить противоречия, которые сложились между теоретиками и практиками рынка игрушек? Конечно, в полной мере избежать конфликта интересов невозможно, особенно в условиях рынка, но работать над этой проблемой необходимо. И одной из возможных путей её решения является изучение опыта игровой деятельности детей в народной педагогике.

Знакомство с народными игрушками не только доступно детям,

Но и вызывает у них живой положительный отклик. Дети искренне радуются, видя яркую, красочную дымковскую игрушку, их веселят народные свистульки. Но этими изделиями они не только любуются. Вместе с детьми мы воспроизводили их: лепили эти игрушки из пластилина, из солёного теста, затем расписывали их как дымковские мастера. Расписывали силуэты игрушек, вырезанные из бумаги, собирали матрёшек из множества деталей,

сделанных из картона, при этом знакомились с видами росписи.

Важным педагогическим инструментом народной педагогики была рукотворная кукла. Её изготавливали в единственном экземпляре и, что самое главное, её делали родители или родные ребёнка, учитывая его возрастные потребности, Куклы были самого разного размера, возраста и характера, что собственно и определяло суть игры, её приёмы и роль самой куклы в игре.

Кукла вообще занимает особое место в воспитании ребёнка. Эта та игрушка, которое больше всего отвечает потребностям его познавательной деятельности. Являясь образом человека, она позволяет играющему с ней ребёнку подражать миру взрослых отношений. Она вбирает в себя представления ребёнка об окружающей действительности. В игре с ней он закрепляет свои представления и расширяет их. Познаёт окружающий мир, учится выражать свои чувства, у него появляются навыки общения. Благодаря кукле ребёнок проходит школу первичной социализации.

Куклы изготавливались из тряпок, дерева, соломы, глины, из растительных материалов - плодов растений, лепестков цветов и листочков. В общем, из всего того, что было под рукой. Это способствовало развитию фантазии ребёнка, умению чувствовать материал и использовать его.

Вместе с родителями мы провели занятие «Мастерская по изготовлению народной куклы». На занятие пришли дети с мамами и старшими сёстрами. В «мастерской» мы изготовляли тряпичных кукол. Кукол делали взрослые вместе с детьми. Сначала я рассказала об истории русской народной куклы, потом этапы её изготовления и началась работа. Все работали очень увлечённо, проявили фантазию при украшении кукол. Были сделаны куклы: «Кувадка», «Невеста», «Нянюшка», «Пеленашка», «Купавка», «Жених и невеста», «Барышня», «Птица Радость». Закончилось занятие чаепитием. Все решили, что совместные занятия нужно продолжать.

Народная кукла ушла из нашей жизни, но, безусловно, современный ребёнок должен знать и иметь народную куклу, и у педагогов и воспитателей есть замечательная возможность помочь ему в этом.

«Мое родное село Беляевка». Из опыта работы по краеведению

«Мое родное село Беляевка». Из опыта работы по краеведению «Красота родного края, открывающаяся благодаря сказке, фантазии, творчеству, - это источник любви к Родине. Пусть ребенок чувствует красоту.

Мини-музей «Оригами» как средство художественно-эстетического развития детей дошкольного возраста Позвольте представить Вашему вниманию, презентацию на тему «МИНИ-МУЗЕЙ «ОРИГАМИ» КАК СРЕДСТВО ХУДОЖЕСТВЕННО-ЭСТЕТИЧЕСКОГО РАЗВИТИЯ ДЕТЕЙ.

Презентация составлена с целью раскрытия особого значения народной игрушки для всестороннего развития детей дошкольного возраста. Информация оформлена на 15 слайдах, иллюстрируется фотографиями предметов народных промыслов России, которые используются педагогами в образовательном процессе. Краткие пояснения подчёркивают, как с помощью народных игрушек можно разнообразить формы педагогического общения с детьми и повлиять на развитие всех сторон личности.

ВложениеРазмер
prezentaciya_dlya_roditeley.ppt 2.5 МБ

Предварительный просмотр:

Подписи к слайдам:

НАРОДНЫЕ ИГРУШКИ КАК СРЕДСТСО ВСЕСТОРОННЕГО РАЗВИТИЯ ДОШКОЛЬНИКОВ Старший воспитатель ГБДОУ детский сад №54 комбинированного вида Приморского района Санкт-Петербурга

Для развития различных психических функций ребёнка существуют оптимальные, то есть самые благоприятные сроки. Вы мечтаете, чтобы Ваш малыш лучше всех воспринимал, а затем и понимал окружающий мир?! Тогда вам необходимо знать, что с первых месяцев жизни ребёнок проживает период чувственного познания окружающего. В раннем возрасте происходит становление всех видов восприятия – зрительного, слухового тактильно-двигательного. Позже на безе сформированного восприятия происходит развитие первых этапов мышления – наглядно – действенного и наглядно – образного. Именно наглядно – действенное и наглядно – образное мышление являются важнейшими достижениями ребёнка от рождения и до 3 лет. В дальнейшей жизни они не исчезают, но дополняются более поздними этапами развития мышления и выполняют свою роль в течение всей жизни. Поэтому несформированность процессов мышления может оказаться невосполнимой в более позднем возрасте.

Вся познавательная деятельность ребёнка с первых месяцев жизни связана с его практической деятельностью. Чтобы воспринимать окружающий мир (видеть и понимать свойства предметов и явлений), ребёнок должен его видеть, слышать, ощущать и действовать с ним. Издавна любящие и заботливые родители создавали такие условия для детей, мастерили для них игрушки. Века проверили и подтвердили воспитательные функции народных игрушек. Наше время также доказывает особую значимость и незаменимость игрушек, сделанных народными умельцами. Компьютерные и другие современные игрушки не могут заменить мудрую, добрую, близкую и понятную ребёнку игрушку из Каргополя, Дымково, Мезени, Филимоново, Гжели и других российских промыслов, способную не только развивать интеллект, но и формировать нравственность человека.

Когда ребёнок чувствует, что его понимают, он развивается значительно лучше! Народные игрушки * способствуют развитию сотрудничества ребёнка и взрослого *формируют потребность ребёнка в общении *развивают способность понимать взрослого *упражняют малыша в подражании взрослому *развивают умение действовать по образцу взрослого, что важно на первых этапах развития.

Развитие мелкой моторики тесно связано с развитием мышления. Развитие мелкой моторики – это *совершенствование хватательных движений *развитие разнообразных движений руки *развитие отдельных движений кисти руки *развитие движений пальцев руки. Особым достижением раннего возраста является развитие зрительно-двигательной координации (соотносящие движения руки и глаза).

Развитие процессов восприятия и представлений о предметах и явлениях – сенсорное развитие *Формирование представлений о форме *формирование представлений о цвете *формирование представлений о размере, величине *формирование представлений о фактуре, тепловых характеристиках *формирование представлений о вкусовых качествах *формирование представлений о звуковых характеристиках…

Развитие речи *умение выделять речь взрослого из потока окружающих звуков *умение понимать речь *умение слышать интонации речи *умение подражать правильной, выразительной речи взрослого *упражнение в точном произношении звуков речи *условия для речевого творчества

Эмоциональное развитие *Эмоции и чувства развиваются параллельно с другими сторонами личности. Однако, если не уделять внимание их развитию в раннем возрасте, эмоциональная сфера может остаться неразвитой. *Трудно приходится взрослому человеку, который не научился в детстве радоваться и грустить, сочувствовать и наслаждаться красотой окружающего мира.

Нравственное и гражданское воспитание В народном искусстве обобщены эстетические идеалы и мудрость народа, которые передаются из поколения в поколение. Такого уникального множества видов народного искусства, каким располагает Россия, нет ни в одной стране мира. Дошкольники с интересом воспринимают и понимают произведения народных мастеров, являющиеся памятниками русской национальной культуры и истории.

По теме: методические разработки, презентации и конспекты


Физкультурное и спортивно-игровое оборудование как средство всестороннего развития дошкольника (для младшей группы).

Значение физкультурно-игрового оборудования.

Консультация для воспитателей "Русские народные игры как средство всестороннего развития детей дошкольного возраста"

Всем известно, что мир детства неразрывно связан с игрой. Игра – основной вид деятельности ребенка дошкольного возраста, она точно соответствует его возрасту и интересам и включает в себя такие элемен.


Консультация «Практическая значимость игрушки как средство всестороннего воспитания дошкольников»

Консультация для воспитателей о значимости игрушки.

Многофункциональная игрушка, как средство всестороннего развития ребенка

Игрушка - это предмет, специально предназначенный для игр, обеспеченияигровой деятельности детей и взрослых.Будучи обязательным спутником детства, предметом развлечений,переживаний, забав, игрушка име.

СТАТЬЯ. РУССКИЕ НАРОДНЫЕ ХОРОВОДНЫЕ ИГРЫ КАК СРЕДСТВО ВСЕСТОРОННЕГО РАЗВИТИЯ ДОШКОЛЬНИКОВ.


НАРОДНАЯ ИГРУШКА КАК СРЕДСТВО ВСЕСТОРОННЕГО РАЗВИТИЯ ДЕТЕЙ РАННЕГО ВОЗРАСТА

Аннотация: в статье рассматриваются вопросы развития и воспитания детей раннего возраста посредством народной игрушки. Раскрывается значимость народной игрушки и необходимость использования ее в образ.

Проект «Народная игрушка как средство приобщения старших дошкольников к русской народной культуре» (для детей подготовительной к школе группы 6-7 лет)

Проект позволит ребёнку познакомиться с декоративно-прикладным искусством, народной игрушкой, окажет позитивное влияние на развитие умственного, нравственного и эстетического воспитания детей, н.

Читайте также: