Народная игрушка курсовая работа

Обновлено: 17.05.2024

В настоящее время в нашей стране происходят коренные изменения в обществе – у людей повышается интерес к национальным особенностям своей страны, народа , нации, народности , к корням культуры , древних преданий, поверий. Задача современного человека сохранить и использовать тот опыт, который был накоплен предыдущими поколениями. Для того чтобы воспитать культурное отношение у подрастающего поколения к прошлому, нужно стремиться к примирению настоящего с прошлым и возрождать то, что будет способствовать духовной полноте жизни, нравственному совершенству человека.

Доказано, что психика человека, лишенного в детстве возможности играть, развивается неполноценно. Игра – основной вид деятельности ребенка, ей принадлежит ведущая роль в его развитии. Она развивает и радует ребенка, делает его счастливым. В игре развивается фантазия, воображение, создается почва для формирования инициативной и любознательной личности. Для хорошей, веселой игры ребенку нужна хорошая игрушка .

Игрушка — обязательный спутник детских игр с первых дней рождения. Она отвечает потребности ребенка в активной деятельности, в разнообразных движениях, помогает осуществить свой замысел, войти в роль, делает его действия реальными. Но сущность игрушки раскрывается полностью лишь в контакте с ребёнком – в игре. В игре ребёнок удовлетворяет своё стремление к общению, наследуя живой опыт, с помощью игрушки формируется в игре модель социального поведения. Нередко игрушка подсказывает идею игры, напоминает об увиденном или прочитанном, влияет на воображение и чувства ребенка. Игрушку специально создает взрослый в воспитательных целях , чтобы подготовить малыша к вхождению в общественные отношения.

«Наши дети почти не играют с игрушками отечественного производства. Психологи хором твердят, что растет поколение, воспитанное на игрушках , которые не имеют ничего общего с российской действительностью. Игрушки иностранных производителей занимают лучшие полки в магазинах. Они вводят ребенка в культуру другого народа , «перепрограммируют» русскую душу на свой лад».

Дети порой не видят ничего, что раскрывает красоту родной земли, учит чтить добрых героев русских сказок. Занимаясь с игрушками иностранного происхождения, малыш как бы получает первый опыт культурной колонизации , встав перед необходимостью отвержения, отчуждения своего и подчинения чужеземному игрушечному пантеону . Так в жизни ребенка, по мнению ученых, происходит первая социокультурная травма , из-за которой потом формируется комплекс культурной , национальной неполноценности. Иностранные игрушки могут способствовать разрушению связи между поколениями, еще в младенчестве проектируя линию разлома между «отцами» и «детьми» .

Современные игрушки , изготовленные по западным образцам, не оставляют места для «домысливания сюжета» . Ребенок, окруженный пластмассовыми Барби, киборгами, трансформерами, представляет собой человека, заряженного энергиями западного общества. Бэтман, черепашки Ниндзя, роботы-трансформеры, Человек-паук – эти игрушки способствуют накоплению агрессивных фантазий ребенка, часто реализуемых в жизни по отношению к более слабым – животным или маленьким детям. Такие игрушки дети нещадно разбирают на части и разрушают. Но можно дать им прикоснуться с благоговением к истокам, к истинно природному материалу, дать возможность не разрушать и разорять, а создавать своими руками красоту и подарить ее с любовью близкому человеку. Вот такую игрушку ребенок вряд ли разрушит сознательно.

Познание детьми народной культуры , русского народного творчества , народного фольклора находит отклик в детских сердцах, положительно влияет на эстетическое развитие детей . Раскрывает творческие способности каждого ребенка, формирует общую нравственную культуру .

Одним из наиболее доступных для освоения дошкольниками видов народной культуры является декоративно-прикладное искусство и в первую очередь – народная игрушка . Произведения народного искусства вносят в жизнь гармоничные формы, яркие краски, бодрые ритмы, позитивные идеи. Они в материализованной художественной форме воплощают духовные ценности – коллективизм, правдолюбие, бескорыстие, доброту, открытость и душевность, что способствует воспитанию людей оптимистически воспринимающих жизнь , наделенных чувством гражданской ответственности и свободы. В свою очередь народные игрушки воплощают образы , близкие жизненному опыту детей , благодаря простоте и выразительности формы, лаконичной яркости.

Народное искусство – это живой, чистый родник, который несет в себе особое историческое, национально-психологическое и нравственное содержание. Оно необходимо детям на этапе становления их личности. Поэтому очень важно, чтобы игрушки , которые являются для маленьких детей первыми жизненными и культурными ориентирами , отражали национальные и культурные традиции своего народа .

«Оказывается, до того, как возникла письменность, народ писал свои книги , пользуясь знаками орнамента, формами- образами : птиц, животных, людей, растений и т. д. В этих книгах он рассказывал о своей жизни, о своей вере, обычаях, о своих сезонных представлениях, связывая их с народными и религиозными праздниками, о своем представлении о мире – словом обо всем, что окружало человека, и что он нес в себе, и что называют Национальным Космосом.

Вот, например, такая тематика, как сезонное представление детей о природе . Можно миллион раз твердить : весна, весна, весна, а ребенок будет смотреть на вас непонимающе или умно сделает вид, что все понял, лишь бы вы не были назойливы. И другое дело : внести в группу глиняную куклу, по колориту и гамме красок близко соответствующую сезону, дать ее рассмотреть, потрогать, даже понюхать глину, а затем обыграть с нею какое-то действо. И дети сами запомнят – вот какая она весна : вся цветущая, яркая, с птицами на плечах, да еще и угощает испеченными «жаворонками» ».

Знакомя детей с имеющимися куклами-барышнями по мотивам промыслов русской народной игрушки , обнаруживается закономерность чередования : красок, форм, деталей, соответственно сезонным изменениям в природе. Например, колориту осени больше всего соответствует каргопольская игрушка ; к зиме близки – гжель, абашевская, тульская игрушки ; весна сияет красками и многочисленными налепами филимоновской, хлудневской игрушек ; ну, а лето веселит «дымка» . Эти особенности используются в работе по закреплению сезонных представлений у детей . А чтобы запоминание было ещё ярче и эффективнее – добавляется поэтическое слово о сезонных образах : Лета, Осени, Зимы, Весны. Результат не заставляет себя долго ждать – в сознании детей происходит цветовое закрепление в соответствии с окружающим миром (зимой краски белые да голубые, что дети и видят ежедневно, образное очеловеченное закрепление сезонов (Зимушка - Красавушка, Сударушка, Государыня; Весна - Красна, Голубушка, Весняночка; Лето - Летушко, Красное; Осень – Золотая, Щедрая). К образному восприятию легче подобрать поэтическое слово, которое не всегда удачно получается приподнести детям.

Вот филимоновский петушок нарядный.

Весь такой он ладный,

У большого петуха все расписаны бока.

Посмотрите – пышный хвост

У него совсем непрост,

Точно солнечный цветок,

А высокий гребешок,

Красной краскою горя –

Как корона у царя.

Посмотри, как хороша эта девица- душа :

Щечки алые горят, удивительный наряд,

Сидит кокошник горделиво.

Барышня так красива!

Как лебедушка плывет,

Песню тихую поет.

Народные игрушки помогают воспитывать у детей внимательное и бережное отношение к окружающей среде , так как декоративно-прикладное искусство по своим мотивам близко к природе. Художники веками наблюдали мир животных, красоту птиц, разнообразие растений, видели и чувствовали гармонию природы. Затем ее красота, соразмерность, разумность нашли отражение в узорах декоративных росписей. В них – изображения человека, птиц и животных, растительные узоры, орнаменты. Изделия народных промыслов помогают понять и почувствовать, что человек это часть природы, и именно это является основой гармоничного развития ребенка.

Несомненно, важное достоинство игрушки – ее связь с культурными традициями своего народа . Каждый народ создает своеобразный стиль изготовления и использования игрушек для своих детей . Особенно богата в этом отношении отечественная традиция – гжельская, дымковская, сергиев-посадская деревянная игрушка . Российская культура накопила огромные богатства, связанные с изобретением и изготовлением игрушек , которые сегодня во многом утрачены. Этот дар народа своим детям необходимо восстанавливать, сохранять и передавать его по прямому назначению, т. е. его маленьким потребителям. Он имеет не только этнографическое или историко- культурное значение – это незаменимое средство воспитания и развития . Даже красивые сувенирные игрушки (матрешки, лошадки, деревянные медведи и пр., остаются прежде всего, предметами детской игры. Они отражают упрощенный, юмористически или патетически преломленный стилизованный образ своего народа . Это их главная функция и прямое назначение.

Русская народная игрушка является очень важной частью традиционной народной культуры . А сама по себе традиционная культура – это единый живой организм, внутри которого все взаимосвязи исторически обоснованны, отточены временем и множеством сменяющих друг друга поколений людей. Воспитание детей , подрастающего поколения, продолжателей рода – самая важная задача любого народа . Это задача заложена генетически в его традиционную культуру , все средства которой и направлены на решение этой задачи.

Список используемой литературы

2. Грибовская А. А. Народное искусство и детское творчество : метод. пособие для воспитателей . -2-е изд. – М.: Просвещение, 2006. – 160 с.

3. Козлова С. А., Куликова Т. А. Дошкольная педагогика : учеб. пособие для студ. сред . пед. учеб. заведений. – М.: Академия,1998. – 432 с.

4. Михалёва С. В. Лепка глиняных игрушек : планирование, материалы для занятий с детьми 4-7 лет. – Волгоград : Учитель, 2012. – 135 с.

5. Скоролупова О. А. Знакомство детей старшего дошкольного возраста с русским народным декоративно-прикладным искусством. Цикл занятий для детей старшего дошкольного возраста. – М.: Скрипторий 2003, 2009. – 128 с.

МАДОУ «Центр развития ребенка – Детский сад №2»

Семинар – практикум №1

Мастер – класс

«Народная игрушка, как средство приобщения детей дошкольного возраста к истокам национальной культуры»

Этнокультурное воспитание детей. Народная игрушка и традиции национального русского искусства. Приспособление к игре как главному проявлению духовной жизни ребенка. Методические основы использования народной игрушки в воспитании дошкольников на занятиях.

Рубрика Педагогика
Вид курсовая работа
Язык русский
Дата добавления 04.03.2015
Размер файла 1,4 M

Подобные документы

Изучение историко-региональных особенностей украинских народных игрушек. Оценка роли украинской народной игрушки в воспитании детей дошкольного возраста. Разработка методики ознакомления детей с народной игрушкой в дошкольном образовательном учреждении.

реферат [1,2 M], добавлен 16.12.2014

Значение игрушки в жизни детей, краткая история ее возникновения. Взгляды педагогов на игру и игрушку как спутника жизни ребенка. Взаимосвязь игрушки и игровой деятельности дошкольников. Методическое влияние игрушки на развитие ребенка, требования к ней.

курсовая работа [53,3 K], добавлен 09.11.2010

История игрушки и ее предназначение в жизни детей. Игрушки в разные периоды жизни ребенка, выбор игрушки и критерии отбора. Мягкая игрушка, мяч, динамические игрушки и вкладыши. Педагогическое и психологическое значение игрушки во время игры ребенка.

курсовая работа [80,8 K], добавлен 25.07.2010

Педагогические условия развития художественного творчества старших дошкольников посредством ознакомления с народной игрушкой. Особенности проявления художественного творчества у детей. Составление методики развития художественного творчества дошкольников.

презентация [4,1 M], добавлен 23.03.2010

Характеристика развития народной игры в России, ее особенностей и видов. Культурно-педагогические процессы в России, способствующие возникновению интереса к народной игре. Использованию народной игры в нравственном воспитании детей дошкольного возраста.

дипломная работа [93,8 K], добавлен 24.12.2017

Детская игрушка как важный элемент воспитательного процесса, её влияние на социализацию ребёнка. История развития народной игрушки, виды и символика. Современная игрушка как продукт серийного производства, возникновение кризиса игровой культуры.

курсовая работа [54,8 K], добавлен 14.11.2012

Содержание и методика использования игрушки для развития словаря детей раннего возраста. Психолого-лингвистические основы проблемы. Психолого-педагогические основы формирования словаря при использовании игрушки. Анализ особенностей словаря детей.

Этнокультурное воспитание детей. Народная игрушка и традиции национального русского искусства. Приспособление к игре как главному проявлению духовной жизни ребенка. Методические основы использования народной игрушки в воспитании дошкольников на занятиях.

Подобные документы

Характеристика народной игрушки как социокультурного феномена. Раскрытие воспитательного потенциала русской народной игрушки. Оценка психолого-педагогической ценности игр и игрушек. Определение роли игрушки в современном учебно-воспитательном процессе.

дипломная работа, добавлен 29.11.2013

Психическое развитие детей раннего возраста. Значение народной игрушки в жизни детей младшего возраста. Разновидности русских народных игрушек. Влияние игрушки на развитие ребенка. Выполнение подбора и методики ознакомления детей с новой игрушкой.

курсовая работа, добавлен 16.02.2019

Воспитание эстетического чувства у малыша с помощью игрушек. Игрушка для ребенка как определенный идеал, образ, который закладывается в подсознание. Игрушка как средство трудового и нравственного воспитания, мощное средство творческого воображения.

статья, добавлен 24.02.2019

Исследование зависимости психической деятельности ребенка от современных игрушек. Роль игрушки в воспитании ребенка. Специфические формы игры, необходимые для развития способностей у ребенка. Участие в праздниках как форма приобщения к общественной жизни.

практическая работа, добавлен 30.10.2017

Теоретическое обоснование значения и взаимосвязи игры и игрушки. Взгляды педагогов на игру и игрушки как спутника жизни ребенка. Методическое влияние игрушки на развитие ребенка. Подбор игрушек для разных возрастных групп. Размещение и хранение игрушек.

курсовая работа, добавлен 27.06.2012

Классификация мягких игрушек и требования безопасности к ним. Необходимость получения сертификата соответствия по системе ГОСТ на игрушки. Игрушка как регулятор психического и физиологического развития ребенка. Особенности ухода за мягкими игрушками.

реферат, добавлен 17.10.2016

Анализ особенностей и средств развития творческих способностей в дошкольном возрасте. Разработка методики по развитию художественного творчества детей старшего дошкольного возраста. Анализ влияния народной игрушки в развитии художественного творчества.

курсовая работа, добавлен 12.03.2017

Роль игры и игрушки в воспитании детей дошкольного возраста. Назначение моторных и дидактических игрушек. Уровни познавательной активности. Особенность здоровой психики ребенка. Активность, как качество деятельности личности. Психическое развитие.

реферат, добавлен 27.12.2010

История возникновения и развития видов игрушки как культурного феномена и предмета народного искусства. Оценка значения игрушки как предмета обучения в развитии ребенка. Раскрытие творческого и личностного потенциала ребенка при использовании игрушек.

контрольная работа, добавлен 26.06.2013

Наблюдение за организацией и руководством творческими играми дошкольников на примере старшей группы ДОУ № 270 г. Волгограда. Особенности взаимоотношений детей в игре и вне ее. Игрушка как условие развития игровой деятельности детей дошкольного возраста.

Обращаем Ваше внимание, что в соответствии с Федеральным законом N 273-ФЗ «Об образовании в Российской Федерации» в организациях, осуществляющих образовательную деятельность, организовывается обучение и воспитание обучающихся с ОВЗ как совместно с другими обучающимися, так и в отдельных классах или группах.

Научно-исследовательская работа

МБОУ Троицкая средняя общеобразовательная школа,

с. Троицк, Иркутской области

Народная игрушка -

проводник к русской народной культуре.

Автор: Кулакова Ольга

МБОУ Троицкая СОШ.

Руководитель: Рудая Тамара Александровна,

учитель технологии.

Троицк - 2014

Народная игрушка - проводник к русской народной культуре.

Россия, Иркутская область, с .Троицк, МБОУ Троицкая СОШ,4 класс

Цель исследования:

Пробудить интерес детей к русской народной культуре.

Задачи исследования:

· Познакомиться с историей возникновения народной куклы.

· Изучить виды кукол.

· Сравнить традиционную народную куклу с игрушками массового

· Изготовить обереговые и игровые куклы.

Гипотеза : если на народную игрушку не влияет время, то она по-прежнему находит свой путь к сердцам детей и взрослых.

Предмет исследования: традиционные народные куклы.

Актуальность исследования: Интерес к народным ремёслам в современном мире всё возрастает. А происходит это потому, что когда-то здесь образовалась брешь, пустота. И теперь возникла большая необходимость её заполнить. Наше сегодняшнее желание знать, какой же была народная игрушка, как ею играли и что, она значила, в этом кроется не только познавательный интерес, но еще и естественное стремление знать и помнить прошлое своего народа.

Результатом исследования - стали куклы – обереги и игровые куклы, сделанные своими руками.

Методика: анализ литературы, информационных ресурсов.

Наглядное представление данных : мультимедийное приложение, выставка кукол

Народная игрушка - проводник к русской народной культуры..

Россия, Иркутская область, с. Троицк, МБОУ Троицкая СОШ, 4 класс

Научная статья.

Из словаря С. И. Ожегова и Н. Ю. Шведовой «Толковый словарь русского языка» я узнала, что: кукла — предмет в виде человека или животного, сделанный из фарфора, пластика, бумаги, дерева и других материалов. В наше время на прилавках магазинов много игрушек, они сделаны на фабрике, но эти игрушки не несут тепла души их создателей. Все, что происходило вокруг первобытного человека, было непонятным и очень часто жестоким и пугающим. С неба лилась вода, падал стрелами огонь (дождь, молния). Молнии поджигали дома, убивали людей и скот. Ветер вырывал с корнями деревья, разрушал жилища. И человек задавался вопросом: кто все это делает? Это были, какие-то высшие и могущественные существа-боги. Люди создали скульптуры богов, дали им имена. Чаще всего богов делали в виде человеческих фигур. Это и были самые первые куклы. Люди, сотворившие богов, верили им, поклонялись и надеялись на их защиту. Было время, когда куклы спасали людям жизнь, заменив человека в обрядах жертвоприношения. У наших предков был ужасный обычай: чтобы умилостивить богов, приносили в жертву им людей. Но однажды кому-то пришло в голову предложить богам вместо живого человека куклу. Взяли обыкновенное полено, обрядили его в платок и сарафан и принесли в жертву богам. Боги жертву приняли. Так кукла – полено спасла человека. Обряды жертвоприношения с тех пор превратились в настоящие праздники: наряженных кукол с песнями носили на руках, водили хороводы, затевали игры, « отдавали» богам – топили в реках, сжигали на кострах, разбрасывали по полям. Взамен просили счастливой любви, хороших урожаев, здоровья.

На территории России древнейшие куклы найдены из раскопок в Радонеже, Коломне, Москве. Русская народная кукла имеет свою славную историю и богатые традиции. Тряпичные куклы, выполненные в традициях, сложившихся в народе, это куклы, которые делали с использованием старинных техник и технологий.

Традиционной игрушкой в быту русской деревни даже в самых бедных крестьянских семьях с давних времен была тряпичная кукла. Вначале кукла защищала от болезней, несчастий и всяких злых духов. Она как бы заменяла собой человека, отвлекала на себя злые силы и тем самым берегла своего хозяина. Так ее и звали - оберег или берегиня. Если человек желал избавиться от какой-либо напасти, он брал куколку-берегиню, трижды поворачивал против часовой стрелки и приговаривал: "Отвернись злом, повернись добром". Куклы были самые разные, но одно у них было общее: у славянских кукол не было лица!

Типы и назначение куклы.

По своему назначению куклы делятся на три большие группы: куклы – обереги, игровые и обрядовые.

Куклы – обереги . Интересно, что у тряпичных кукол лицо не изображалось. Это связано с древними представлениями, с ролью игрушки в прошлом, как магического предмета. Такая “безликая кукла” служила “оберегом”. Отсутствие лица было знаком того, что кукла – вещь неодушевленная, а значит не доступная для вселения в неё злых сил. Оберег – амулет или волшебное заклинание, спасающее человека от различных опасностей, а также предмет, на который заклинание наговорено и который носят на теле в качестве талисмана.

Известно, что шили кукольные платья не просто так, а со смыслом. Во-первых, в наряде всегда должен был присутствовать красный цвет – цвет солнца, тепла, здоровья, радости. И еще считали, что он обладает охранительным действием: оберегает от сглаза и травм. Вышитый узор, которым когда-то украшали наряд куклы, тоже не был случайным. Каждый его элемент хранил магическое значение, и узор должен был в лице куклы, оберегать ребенка. Слово «узор» обозначало «призор», т.е. «присмотр». Поэтому на кукольном платье, как и на костюме взрослого человека, вышивали: круги, кресты, розетки – знаки солнца; женские фигурки и оленей- символы плодородия; волнообразные линии – знаки воды; горизонтальные линии – знаки земли, ромбики с точками внутри - символ

засеянного поля; вертикальные линии - знаки дерева, вечно живой природы.

Как правило, эти игрушки были небольшого размера и все разных цветов, это развивало зрение младенца. Берегиню сна вешали над изголовьем кровати. Верили, что она своими большими крыльями отгоняет дурные сны. В подарок на именины делали куклу “Ангелочка”.

Это незамысловатая, но очень симпатичная кукла – оберег, бытовавшая во многих губерниях России.

Её изготавливали, используя старинную традиционную технологию, имея под рукой всего лишь лоскутки светлой ткани, ножницы и нитки. Эта кукла делается из четырёх квадратов ткани.

Самый большой квадрат используется для изготовления головы и туловища, два одинаковых поменьше – для крыльев и совсем маленький – для нимба.

Пеленашка — древнейшая кукла-оберег. Пеленашка находилась в люльке до крещения ребёнка (При крещении младенец приобретал статус человека). Кукла была легка в изготовлении, для неё использовались куски ношеной, чаще домотканой одежды. Спеленатая кукла могла быть использована детьми в играх. Эту куклу хранили в семье вместе с крестильной рубашкой.

Берестушка . Кукла была изготовлена из бересты, свёрнутой в трубочку. Внутрь вкладывалась молитва (или заговор). Это был сильный оберег. Как правило, эту куклу делала для ребёнка и дарила ему родная бабушка (поэтому её иногда называли бабушкина кукла).

Не только детские куколки были оберегами. Жили в домах куклы-домовые. Кстати сказать, и, теперь сельские жители стараются приобрести или сами сделать куклу-домового или куклу – Берегиню домашнего очага. И делают эту куклу не без смысла.

Игровые куклы , предназначались для забавы детям. Они делились сшивные и свернутые. Свёрнутые куклы делались без иголки и нитки. На деревянную палочку наматывали толстый слой ткани, а затем перевязывали верёвкой. Потом к этой палочке привязывали голову с ручками и одевали в нарядную одежду. К игровым свёрнутым куклам относят куклы – закрутки, которые изготавливались очень просто. Туловище – кусок ткани, закрученный вокруг своей оси и скреплённый ниткой. Таким же способом изготовлены руки и, наконец, небольшой шарик – голова с помощью нитки прикреплённый к туловищу.

Наиболее ранняя среди традиционных игровых свёрнутых кукол России была кукла “полено’’. Представляла собой деревянное поленце, наряженное в стилизованную женскую одежду. Позднее пришла более сложная кукла. Она представляла собой простейшее изображение женской фигуры. Туловище – кусок ткани, свёрнутый в “скалку”, тщательно обтянутое льняной тряпицей лицо. Кудельная, либо волосяная коса. Грудь из набитых ватой шариков. Костюм, как правило, с куклы не снимали.

Была распространена игровая тряпичная кукла “Малышок – голышек”. Отличительной особенностью техники её изготовления было то, что ткань внизу не оставляли единым “подолом”, а разделяли на две части и формировали ножки, обматывая их нитками. Куклу обязательно подпоясывали. “Малышок”, как уже ясно из названия, был голенький, без одежды, но пояс являлся не только обязательным атрибутом русского традиционного костюма, но и очень сильным оберегом. Голову обвязывали нитками. Надо отметить, что “Малышок - голышек”, изображающий

мальчика, достаточно редкое явление среди традиционных кукол.

На Руси в крестьянских семьях, когда ребеночек подрастал, мама делала ему маленькую куколку – Зайчика. Надевала на пальчик, чтобы в ладошку спрятался. И с этих пор у ребенка появлялся настоящий дружок, с которым можно поиграть и доверить ему самое сокровенное. Он всегда будет рядом, с ним можно поделиться своими горестями и радостями.

Обрядовые куклы . Богата земля русская обрядами. И не только русская. На всех континентах, все народы совершают своеобразные обряды, участниками которых бывают куклы. Обрядовых кукол почитали и ставили в избе, в красный угол.

Обрядовая кукла “Покосница” изображала женщину во время сенокоса. “Покосница” – одна из самых простых по технике изготовления кукол. Она делается без надрезов и без единого шва, из цельного куска ткани. В центре прямоугольного лоскута светлых тонов помещают набивку для головы куклы – ватин или ветошь. Затем формируется голова и перевязывается нитками. Из излишков ткани по бокам формируются и перевязываются нитками руки. На куклу надевают юбку, передник (но должна быть видна “рубаха”- светлая основа куклы), повязывают платок. Общие тона используемой ткани – разные, светлые, ведь первый покос издавна считался в деревнях праздником.

Кукла “Купавка”- это обрядовая кукла одного дня. “Купавка” олицетворяла собой начало купаний. Её сплавляли по воде, и тесёмки, привязанные к её рукам, забирали с собой людские болезни и невзгоды – такое значение придавалось очистительной силе воды. Эта кукла праздников Аграфены Купальницы и Ивана Купала. Порядок изготовления “Купавки” очень прост. Две палочки разной длины связывают крест – накрест. На верхней части креста укрепляют голову из светлой ткани, набитой ветошью, этой же тканью обтягивают руки куклы. Фиксируют ткань на шее, руках и поясе куклы. Привязывают лямки сарафана из яркой ткани. Надевают на куклу юбку, платок, повязывают пояс, а на руки привязывают тесёмки из ткани. Так как эта кукла летняя, её принято украшать травой, живыми цветами, зелёными веточками.

Обрядовую куклу “Масленица” делали из соломы или лыка, но обязательно использовали дерево – тонкий ствол берёзы.

Солома, как и дерево, олицетворяла буйную силу растительности. Одежда на кукле должна быть с растительным рисунком. Её закрепляли на крестовине из дерева. Куклу украшали лентами, искусственными цветами. На руки её ставили посуду, использовавшуюся при приготовлении блинов, вешали тесёмки, завязывая которые, люди загадывали желания. Эти тесёмки, чтобы желания сбылись, должны были сгореть вместе с куклой.

Надо сказать, что в народе всегда придавали значение здоровью детей и семьи. Так некоторые обрядовые куклы были лечебные. Это “Козьма и Демьян”. Изготавливали их из лечебных трав: тысячелистник, ромашка и других трав. Есть такое предание. Жили на Руси два брата – погодки. Эти братья лечили людей и не брали денег и еды за лечение.

Поэтому раньше делали в их честь кукол и сажали в красный угол, чтобы они приносили, благо и здоровье в дом.

Обрядовая многорукая кукла «Десятиручка». Ее делали из лыка или соломы 14 октября на Покров, когда садились за рукоделие. В изготовлении используются нитки красного цвета, который является обережным. На низ сарафана вкруговую привязывается обязательно 9 красных ниточек-бантов. Куколка предназначалась для помощи девушкам, готовящим свое приданое, и женщинам в разных делах, таких как ткачество, шитье, вышивка, вязание.

Традиционно после изготовления она почти сразу же сжигалась. Имея множество рук, она помогает женщине справляться со всей ее работой и сегодня. Предлагаем повесить куколку на видное место в комнате, где женщина проводит время в работе.

Современная кукла.

Современная классическая кукла имеет детские пропорции. Она хлопает огромными глазами и цветёт румянцем. Её одевают как в детские, так и во взрослые одежды. С появлением “Барби” в кукольном мире произошёл переворот. Она стала мечтой и идеалом каждой девочки. “Барби” завораживает и очаровывает. Продажи куклы Барби считаются самыми высокими в сравнении с реализацией других игрушек.

Руд Хендлер, одна из совладельцев компании “Маттел”, увидела, как её дочь Барбара играла с картонными фигурами – трафаретами. Девочка надевала на них наряды, которые соответствовали тем или иным ролевым ситуациям. Так у Хендлер родилась идея выпустить куклу не в старом образе младенца, а придать ей облик взрослого человека. У такой куклы может быть своя профессия, свой уклад жизни. Стало быть, новой кукле потребуются праздничные наряды, повседневная одежда, бытовые предметы и т. д. Но для начала кукле нужно было найти образ. Компания “Маттел” купила у танцовщицы Лили право копирования фигуры. Затем было изготовлено изображение куклы. Хендлер назвала её в честь дочери – Барби. Но вскоре дизайнеры поменяли облик куклы, они пришли к заключению, что кукла должна отражать модные тенденции, копируя пропорции известных всей стране топ – моделей. Барби появилась в 1958 году, и специалисты кукольных дел видят в ней отражение бытовавшего в ту пору стереотипа женского типа.

Девочки с восторгом приняли новую игрушку, потому что её внешние данные отвечали их представлению об изящном и прекрасном.

Но Барби существует только в окружении собственных вещей. Для неё надо приобретать мебель, дом, потом бассейн, автомобиль, друга и так до бесконечности. Барби – продукт общества потребления. Она очень красива, но бездушна и инфантильна. Для американцев не имеет значение, что у неё нет души. Ведь многие из них уверены, что за доллары они могут купить и дружбу, и любовь.

Взрослые создают для детей всё новых кукол. Сейчас компания “Менли Той Квест” разрабатывает куклу нового поколения – Синди Смарт, это усовершенствованная Барби. Кукла способна видеть с помощью встроенной камеры и распознавать предметы. Кроме того, Синди Смарт оснастят микрофоном и системой распознавания речи: она сможет разговаривать на 5-ти языках. В её память заложат большое количество программ.

Такие длинноногие красотки и дальше будут очаровывать детей. Так через вроде бы безобидную куклу нам навязывается идеология общества потребления и американский образ жизни. Играя с такой куклой, ребёнок сам превращается в бездушную куклу, играющую на сцене жизни по законам общества потребления.

Сравнение традиционной народной игрушки

с игрушкой массового производства.

Как у традиционной русской народной куклы, так и у современной куклы массового производства есть свои преимущества и свои недостатки.

Традиционная тряпичная русская кукла была “безликой”, что позволяло детям мечтать и фантазировать. Дети могли выдумывать настроение куклы и её характер. Преимуществом такой куклы было её быстрое изготовление, она была индивидуальна в своём роде и больше не повторялась. Такая добротно и ладно сшитая кукла считалась хорошим подарком и рассматривалась как эталон рукоделия. По ней судили о вкусе и мастерстве хозяйки.

Недостатком тряпичной куклы было то, что её нельзя было помыть, причесать и сшить новую одежду, потому что костюм, как правило, с куклы никогда не снимали. Многие тряпичные куклы были однодневками.

Преимущество современной куклы в том, что она долговечна. Её можно мыть, расчёсывать, переодевать в разную одежду. По видам одежды кукла может менять профессию, побывав и врачом, и космонавтом и т.д. Она сопровождается соответствующими аксессуарами. У современной куклы двигаются голова, руки, ноги и талия.

Недостатком современных кукол является то, что они не индивидуальны, а внедрены в массовое производство. Они притупляют вкус к разнообразию и фантазии, и не приучают детей к труду и рукоделию.

Моё исследование.

Мы посмотрели стандартный ассортимент игрушек в магазинах города и выяснили следующее:

  • прилавки наших магазинов изобилуют игрушками из Китая. Они пользуются большим спросом. Покупателей привлекает яркое оформление и небольшая цена.
  • есть в продаже куклы российского и белорусского производителей.
  • Некоторые покупатели отдают предпочтение куклам из России, так как они изготовлены из безопасных материалов. Куклы выполнены из резины и пластмассы, фарфора, синтетических тканей и волокон.

В магазинах идеальных кукол не продают. Детская игрушка, должна быть из натуральных материалов: из шерсти, хлопчатобумажных тканей, из дерева. Натуральные материалы безопасны для здоровья. Польза от игры с пластмассовыми игрушками, равна нулю.

Нажмите, чтобы узнать подробности

В настоящее время в нашей стране происходят коренные изменения в обществе – у людей повышается интерес к национальным особенностям своей страны, народа, нации, народности, к корням культуры, древних преданий, поверий. Задача современного человека сохранить и использовать тот опыт, который был накоплен предыдущими поколениями. Для того чтобы воспитать культурное отношение у подрастающего поколения к прошлому, нужно стремиться к примирению настоящего с прошлым и возрождать то, что будет способствовать духовной полноте жизни, нравственному совершенству человека.

Доказано, что психика человека, лишенного в детстве возможности играть, развивается неполноценно. Игра – основной вид деятельности ребенка, ей принадлежит ведущая роль в его развитии. Она развивает и радует ребенка, делает его счастливым. В игре развивается фантазия, воображение, создается почва для формирования инициативной и любознательной личности. Для хорошей, веселой игры ребенку нужна хорошая игрушка.

Игрушка — обязательный спутник детских игр с первых дней рождения. Она отвечает потребности ребенка в активной деятельности, в разнообразных движениях, помогает осуществить свой замысел, войти в роль, делает его действия реальными. Но сущность игрушки раскрывается полностью лишь в контакте с ребёнком – в игре. В игре ребёнок удовлетворяет своё стремление к общению, наследуя живой опыт, с помощью игрушки формируется в игре модель социального поведения. Нередко игрушка подсказывает идею игры, напоминает об увиденном или прочитанном, влияет на воображение и чувства ребенка. Игрушку специально создает взрослый в воспитательных целях, чтобы подготовить малыша к вхождению в общественные отношения.

«Наши дети почти не играют с игрушками отечественного производства. Психологи хором твердят, что растет поколение, воспитанное на игрушках, которые не имеют ничего общего с российской действительностью. Игрушки иностранных производителей занимают лучшие полки в магазинах. Они вводят ребенка в культуру другого народа, «перепрограммируют» русскую душу на свой лад».

Дети порой не видят ничего, что раскрывает красоту родной земли, учит чтить добрых героев русских сказок. Занимаясь с игрушками иностранного происхождения, малыш как бы получает первый опыт культурной колонизации, встав перед необходимостью отвержения, отчуждения своего и подчинения чужеземному игрушечному пантеону. Так в жизни ребенка, по мнению ученых, происходит первая социокультурная травма, из-за которой потом формируется комплекс культурной, национальной неполноценности. Иностранные игрушки могут способствовать разрушению связи между поколениями, еще в младенчестве проектируя линию разлома между «отцами» и «детьми».

Современные игрушки, изготовленные по западным образцам, не оставляют места для «домысливания сюжета». Ребенок, окруженный пластмассовыми Барби, трансформерами, представляет собой человека, заряженного энергиями западного общества. Бэтман, черепашки Ниндзя, роботы-трансформеры, Человек-паук – эти игрушки способствуют накоплению агрессивных фантазий ребенка, часто реализуемых в жизни по отношению к более слабым – животным или маленьким детям. Такие игрушки дети нещадно разбирают на части и разрушают. Но можно дать им прикоснуться с благоговением к истокам, к истинно природному материалу, дать возможность не разрушать и разорять, а создавать своими руками красоту и подарить ее с любовью близкому человеку. Вот такую игрушку ребенок вряд ли разрушит сознательно.

Познание детьми народной культуры, русского народного творчества, народного фольклора находит отклик в детских сердцах, положительно влияет на эстетическое развитие детей. Раскрывает творческие способности каждого ребенка, формирует общую нравственную культуру.

Одним из наиболее доступных для освоения дошкольниками видов народной культуры является декоративно-прикладное искусство и в первую очередь – народная игрушка. Произведения народного искусства вносят в жизнь гармоничные формы, яркие краски, бодрые ритмы, позитивные идеи. Они в материализованной художественной форме воплощают духовные ценности – коллективизм, правдолюбие, бескорыстие, доброту, открытость и душевность, что способствует воспитанию людей оптимистически воспринимающих жизнь, наделенных чувством гражданской ответственности и свободы. В свою очередь народные игрушки воплощают образы, близкие жизненному опыту детей, благодаря простоте и выразительности формы, лаконичной яркости.

Народное искусство – это живой, чистый родник, который несет в себе особое историческое, национально-психологическое и нравственное содержание. Оно необходимо детям на этапе становления их личности. Поэтому очень важно, чтобы игрушки, которые являются для маленьких детей первыми жизненными и культурными ориентирами, отражали национальные и культурные традиции своего народа.

«Оказывается, до того, как возникла письменность, народ писал свои книги, пользуясь знаками орнамента, формами-образами: птиц, животных, людей, растений и т. д. В этих книгах он рассказывал о своей жизни, о своей вере, обычаях, о своих сезонных представлениях, связывая их с народными и религиозными праздниками, о своем представлении о мире – словом обо всем, что окружало человека, и что он нес в себе, и что называют Национальным Космосом.

Вот, например, такая тематика, как сезонное представление детей о природе. Можно миллион раз твердить: весна, весна, весна, а ребенок будет смотреть на вас непонимающе или умно сделает вид, что все понял, лишь бы вы не были назойливы. И другое дело: внести в группу глиняную куклу, по колориту и гамме красок близко соответствующую сезону, дать ее рассмотреть, потрогать, даже понюхать глину, а затем обыграть с нею какое-то действо. И дети сами запомнят – вот какая она весна: вся

цветущая, яркая, с птицами на плечах, да еще и угощает испеченными «жаворонками».

Народные игрушки помогают воспитывать у детей внимательное и бережное отношение к окружающей среде, так как декоративно-прикладное искусство по своим мотивам близко к природе. Художники веками наблюдали мир животных, красоту птиц, разнообразие растений, видели и чувствовали гармонию природы. Затем ее красота, соразмерность, разумность нашли отражение в узорах декоративных росписей. В них – изображения человека, птиц и животных, растительные узоры, орнаменты. Изделия народных промыслов помогают понять и почувствовать, что человек это часть природы, и именно это является основой гармоничного развития ребенка.

Несомненно, важное достоинство игрушки – ее связь с культурными традициями своего народа. Каждый народ создает своеобразный стиль изготовления и использования игрушек для своих детей. Особенно богата в этом отношении отечественная традиция – гжельская, дымковская, сергиев-посадская деревянная игрушка. Российская культура накопила огромные богатства, связанные с изобретением и изготовлением игрушек, которые сегодня во многом утрачены. Этот дар народа своим детям необходимо восстанавливать, сохранять и передавать его по прямому назначению, т. е. его маленьким потребителям. Он имеет не только этнографическое или историко-культурное значение – это незаменимое средство воспитания и развития. Даже красивые сувенирные игрушки (матрешки, лошадки, деревянные медведи и пр., остаются прежде всего, предметами детской игры. Они отражают упрощенный, юмористически или патетически преломленный стилизованный образ своего народа. Это их главная функция и прямое назначение.

Русская народная игрушка является очень важной частью традиционной народной культуры. А сама по себе традиционная культура – это единый живой организм, внутри которого все взаимосвязи исторически обоснованны, отточены временем и множеством сменяющих друг друга поколений людей. Воспитание детей, подрастающего поколения, продолжателей рода – самая важная задача любого народа. Это задача заложена генетически в его традиционную культуру, все средствакоторой и направлены на решение этой задачи.

2. Грибовская А. А. Народное искусство и детское творчество: метод. пособие для воспитателей. -2-е изд. – М.: Просвещение, 2006. – 160 с.

3. Козлова С. А., Куликова Т. А. Дошкольная педагогика: учеб. пособие для студ. сред. пед. учеб. заведений. – М.: Академия,1998. – 432 с.

4. Михалёва С. В. Лепка глиняных игрушек: планирование, материалы для занятий с детьми 4-7 лет. – Волгоград: Учитель, 2012. – 135 с.

Читайте также: