Народная игрушка на кубани

Обновлено: 08.05.2024

Дошкольный возраст - благоприятный период для приобщения детей к истокам народной культуры, способной возродить преемственность поколений, передать нравственные устои, духовные и художественные ценности. Возвращение к корням народа, изучение его культуры и быта способствуют сохранению кубанских традиций и обычаев.

Патриотические отношения формируются от близкого (семья, детский сад) к далекому (поселок, город, край, Россия). Воспитание гражданина и патриота, знающего и любящего свою Родину, - задача особенно актуальная сегодня. Она не может быть успешно решена без глубокого познания духовного богатства своего народа, освоения культуры малой Родины, в нашем случае – Кубани.

Основная цель нашей работы состоит в приобщении детей к культурным и духовным традициям Кубани, воспитании любви и привязанности к малой Родине, повышении роли семьи в возрождении семейных кубанских обычаев и традиций.

Кукла, как нельзя лучше, отображает этнографические особенности конкретного народа, соединяя воедино элементы материальной и духовной культуры определённой эпохи.

Куклы обычно делались из кусочков старой, ношеной одежды, впитавшей в себя энергетику хозяина, вызывающей положительные эмоции и воспоминания. Особенно это важно при изготовлении оберегов для детей (Кувадки, Пеленашки). Для их изготовления не использовались острые предметы: ножницы (ткань разрывали руками) и иголки, также никогда не обрабатывали и не подшивали края ткани.

Обрядовые же куклы делались из нового, нарядного полотна. Все детали кукол и их одежды закреплялись нитками, преимущественно красного (обережного) цвета.

Изготовление кукол приурочивается не только к бытовым событиям, обрядам, но тесно связывается со временами года, календарным праздникам.

Каждой кукле – свой срок.

Март — Традиционная кукла Веснянка — оберег молодости и красоты. Образ Веснянки задорный, яркий, жизнерадостный. Особенность этой куклы — волосы необычных ярких радужных цветов. Девушки делали таких кукол на приход весны и дарили с пожеланиями здоровья, красоты, радости.

Апрель — Вербница. Вербная кукла символизирует пробуждение природы весной: женщину, которая идет в церковь в день Вербного воскресенья освящать вербочку. Делалась эта кукла перед Вербным Воскресеньем. Ее цвета должны быть приближены к цветам вербы, первой весенней зелени. В ручках кукла держит три веточки вербы. На личике можно выплести тоненький крестик. Пасхальная кукла. К паре Вербнице делалась Пасхальная кукла. Она символизирует женщину, которая идет на Пасху в Церковь освящать кулич, яйца, паску. Выполняется кукла в красных цветах. Лицо такой куколки обязательно должно быть красное. На лице также можно выплести тоненький желтый или золотистый крестик. В ручках куколка держит то, что она несет на освящение в Храм.

Делали куклу Кукушечку на день Николы Вешнего 22 (по старому - 9) мая из молодой травы. Кукла «Кукушка» считалась лекарством от тоски и одиночества. На нее "наговаривали" свои проблемы, а потом сжигали.

Июнь — Кубышка - Травница.

Эта кукла наполнена душистой лекарственной травой. Куколку необходимо помять в руках, пошевелить, и по комнате разнесется травяной дух, который отгонит духов болезни. Через год траву в куколке необходимо поменять. Кубышка - Травница следит за тем, чтобы болезнь не проникла в дом. От нее исходит теплота, как от заботливой хозяйки. Она и защитница от злых духов болезни, и добрая утешница. Ее подвешивали в доме над колыбелью ребенка. Куклу давали играть детям. Еще её ставили около кровати больному.

Июль — Покосница. Когда летом все женщины отправлялись на сенокос, они брали с собой и детей. И чтобы малышам было чем заняться, для них делали простых куколок — Покосниц. У куколок были яркие наряды, в честь первого покоса в году, и тщательно обмотанные крестовинами ручки, чтобы кукла помогла уберечь руки косарей от порезов.

Август — Крупеничка (Зерновушка). В конце лета, когда на полях собирали урожай, лучшую, отборную часть гречихи (а впоследствии и другой крупы) прятали в специальный мешочек, наряжали его куколкой и бережно хранили до посева следующего года. Сейчас куклу Крупеничку дарят с пожеланиями добра, богатства, достатка в доме.

Сентябрь — Роща. В Семенов день 14 сентября на Руси начиналась пора свадеб, и длилась она до 28 ноября. Самое время делать свадебную куклу Роща, еще называют Мировое дерево. В старину эту куклу, сделанную из рогатины березы и двух фигур, мужской и женской, втыкали в свадебный каравай. Изготавливались куклы без иголок, как и многие обереги (“чтобы счастье не зашить”, и куклы обязательно должны быть закреплены на ветках обращенными лицом друг к другу (так, чтобы не смогли отвернуться ненароком). И молодые должны помнить, что разломив эту рогатину, назад уже не склеить, поэтому надо беречь свое семейное единство.

Птица Таусень из соломы – 21 сентября, праздновали Осенины - день осеннего равноденствия и праздник урожая. Богата, сытна осень. Созревают плоды, подрастают птенцы и народившиеся весной и летом лесные и полевые зверушки. Осенью и у воробья пир. На осенины готовят обереги - во избежание призора и болезней жгут старые вещи и изношеную обувь, а детей обливают на пороге водой.

Октябрь — кукла Десятиручка.

Ее делали из лыка или соломы 14 октября на Покров, когда садились за рукоделие. В изготовлении используются нитки красного цвета, который является обережным. На низ сарафана вкруговую привязывается обязательно 9 красных ниточек-бантов. Куколка предназначалась для помощи в разных делах, таких как ткачество, шитье, вышивка, вязание и т. д. Традиционно после изготовления она почти сразу же сжигалась.

На Филиппов день 27 ноября, после окончания осенних полевых работ и перед началом зимних рукоделий, мастерицы делали себе куколок-помощниц.

У Филипповки шесть рук, чтобы все успевать, а на поясе - узелок с монеткой и зернышком для достатка. Делают Филипповки из ткани, соломы, льна.

Декабрь — самое время изготовить куклу День и Ночь, ее можно делать в день зимнего солнцестояния и дарить на Новый год, ведь она символизирует смену дня и ночи. Днем ее поворачивают светлой стороной,

ночью — темной. Традиционно День делается из светлой ткани, Ночь — из тёмной.

Кукла Крестец — очень символичная и простая в изготовлении.

Маленькую куколку девочки могли использовать для игр в качестве куклы-мужчины. Но важнее были куклы в человеческий рост, которых делали на Крещенье. На святочной неделе во время гуляний парни наряжались, надевали маски. Считалось, что в таких ряженых могут заселиться злые духи, поэтому обязательным был обряд омовения в проруби на Крещение. Такой Крестец ставили в сугроб возле проруби, чтобы нечисть, которую выгнали святой водой, не вселилась в кого-нибудь другого. Для привлечения внимания злых духов Крестец украшали полосками ярких цветных тканей.

В конце зимы организм ослаблен и особенно подвержен болезням, поэтому самое время делать обережных кукол Лихоманок. По преданиям, Лихоманки (Лихорадки, Трясовицы) — это злые демоны недугов в образе двенадцати безобразных женщин, залетающие в дом через печную трубу и вселяющиеся в людей, чтобы принести им болезни. И имена у них такие, что в дрожь бросает (Невея, Ледея (Знобуха, Огнея, Гнетея, Грудница, Глухея, Ломея-костоломка, Тайная, Пухнея, Желтея, Корчея, Гладея). Чтобы отвлечь демонов, делали одноименных куколок понаряднее и вешали связку у печки. Лихоманки могли принять куколок за людей и вселиться в них. С приходом весны и тепла куколок сжигали.

Ну и как же благодатная, щедрая, гостеприимная Кубань без

Куклы-Казачки, с пожеланиями добра, благополучия, достатка.

Изготавливая кукол по народным старинным принципам, но внеся кубанский колорит, подобрав характерную цветовую гамму, узоры, элементы национального костюма, у нас получилась очаровательная кукла «Кубанская казачка». Время изготовления такой куклы будет актуально в течение всего года.

Кукла не рождается сама : ее создает человек. Она обретает жизнь при помощи воображения и воли своего создателя. Являясь частью культуры, кукла сохраняет в своем образе самобытность и характерные черты создающего ее народа. В этом главная ценность традиционной народной куклы.

Куклы не только игрушки, но и близкие друзья. В играх с куклами дети учатся общаться, фантазировать, творить, проявлять милосердие, тренируют память. Но главное в этих играх – эмоциональный контакт с куклой. Дети не просто привыкают к куклам – они привязываются к ним, как к живым существам и болезненно расстаются с ними.

Кукла - знак человека, его игровой образ-символ. В этой роли она фокусирует время, историю культуры, историю страны и народа, отражая их движение и развитие. К этому благодатному источнику духовности и обращаемся мы, изучая народную культуру, стремясь донести до сознания дошкольников драгоценные ее крупицы.

Традиционная тряпичная кукла на Кубани переживает подлинное возрождение. Рукотворная лоскутная фигурка выполняет теперь новую коммуникативную функцию. Она стала живым средством общения и приобщения к народному культурному опыту.

Описание опыта «Формирование патриотических чувств у детей дошкольного возраста через приобщение к истории родного края» Актуальность темы Двадцать первый век… как быстро летит время. На многие вещи мы начинаем смотреть по-другому, что-то открываем новое,.

Опыт работы по теме: «Приобщение детей дошкольного возраста к истокам, традициям малой Родины» Пояснительная записка Краткое описание опыта (система работы отдельных приемов или методов). Основное противоречие, решаемое в этом опыте,.

Среди бессмертных творений, созданных человечеством на протяжении всей истории его развития и представляющих национальную гордость, одно из первых мест принадлежит народной игрушке.

Исследования по истории народной игрушки Кубани встречают больше трудностей, чем исследования какого-либо другого вида декоративно-прикладного искусства региона. Это объясняется не только тем, что игрушка Кубани, как и в других местах, являлась, прежде всего, средством развлечения и увеселения детей, не представляла материальной ценности в крестьянской среде.

Жизнь игрушки кратковременна, поэтому и обнаружить её старинные оригинальные образцы весьма затруднительно. Если ранее и случалось, что хроникеры и мемуаристы замечали игрушку, то обыкновенно описывали как курьез [1]. В такой ситуации не стоял вопрос ни о сборе более полной информации, ни о стремлении изучить её.

Между тем история народной игрушки на Кубани – отражение процессов развития, связанных с условиями жизни мастеров и социально-экономическими изменениями в жизни общества. Народная культура Кубани стала формироваться на основе синтеза восточноукраинских и южнорусских этнических традиций лишь с конца XVIII в. (в связи с зарождением Кубанского казачества). Формирование и взаимодействие русской и украинской этнографической групп – при активном участии народов северокавказского региона – привело к возникновению новой региональной этнокультуры Кубанского казачества, имеющей свои особенности, отличные от метропольных [2].

Развитие производства игрушки в разных местах Кубанской области (например, станицах Полтавской, Холмской, Старощербиновской, Баталпашинской) было связано в первую очередь с наличием легкодоступной сырьевой базы – хорошей красной глины (реже серой, синей, белой, желтой) и песка. Как и во многих других районах России, изготовление глиняной игрушки на Кубани было подсобным к посудному гончарству. "Простые незатейливые игрушки для детей" лепили, чтобы заполнить место в горне между большими сосудами – макитрами, глечиками, мисками, горшками.

Чтобы за короткий срок изготовить максимальное количество игрушек на продажу, выработались особые способы несложной быстрой лепки. Народные мастера стремились вылепить фигурку из одного куска. Такой простейший прием формовки и несложный лепной орнамент (защипы и ямочки) никак не отражались на качестве маленькой вещи. Наоборот, в её исполнении чувствовалось знание природных качеств материала, бережное к нему отношение, верное ощущение пластики и вкуса мастера. Создавая свои образы, игрушечники подмечали и обобщали типичные черты своих персонажей, и таких простейших приемов было достаточно для создания выразительной, несколько юмористичной характеристики птицы или зверя. Пусть на чей-то взгляд такие глиняные игрушки были "примитивными", ничем не украшенными, но они были прочны, забавны и недороги.

Наиболее распространенными и близкими кубанским мастерам были образы птиц, уточек, "петушков и барашков", "коников" (см. рис. 1, 2).

image001.jpg


Рис. 1. "Коник" из экспозиции музея истории ст. Полтавской
Красноармейского р-на Краснодарского края (фото автора).

В древности культовое и игровое значение таких фигурок тесно переплетались между собой. В них отражались народные представления о взаимосвязи космических, божественных и природных сил. Долгое время люди верили в способность издаваемых игрушкой свиста и шума отгонять злые силы.

Еще Л. А. Динцес, изучая древние начала русской глиняной игрушки, одним из первых подчеркнул важную особенность зооморфных глиняных фигурок – все они обязательно являются свистульками [4]. Музыкальные функции игрушки наряду с древнейшей семантикой их орнамента составляют наиболее архаичный пласт их облика и содержания. С годами религиозное значение было забыто, возвеличенные когда-то до символов неба, солнца животные и птицы постепенно утратили свой магический, божественный смысл и, перейдя в детские руки, стали забавной игрушкой, вовсе не вызывая у детей того почтения, страха, надежды, которые испытывали далекие предки.

Но и в таком виде глиняная фигурка, как и любая игрушка, не оставалась чисто созерцательной. Свисток служил импульсом к действию ребенка и требовал от него живого участия. Глиняная игрушка, как предмет развлечения, кроме того, знакомила детей с народной музыкой, побуждала импровизировать или подражать взрослым. Иными словами, игра ребенка с такой звуковой игрушкой всегда содержала частицу его труда и творчества.

В основе своей свисток имеет одинаковое устройство для всех центров народной игрушки России. Он состоит из воздушной камеры, канала воздушного потока и иногда клина, который располагается по центральной оси канала. Несмотря на одинаковый механизм, свистки в разных центрах и даже у разных мастеров отличаются друг от друга. Свист может быть разным, в зависимости от свойств местной глины, качества обжига, индивидуальной манеры изготовителя, объема воздушной камеры и местоположения ее в игрушке.

В свистульках кубанских мастеров воздушная камера входила в основную форму игрушки, находясь в самом туловище того или иного персонажа (см. рис. 2). Отверстие, в которое подавался воздух для получения свиста, располагалось на конце свистульки – в "хвосте" игрушечного животного. Его могли делать сразу или прочищать позже, когда глина подсыхала и стенки становились крепкими, чтобы не деформироваться под резцом. Тогда же прорезались и другие необходимые для извлечения звука отверстия (два круглых боковых в боках птицы, коня, барана или прямоугольное отверстие внизу свистульки). Перед обжигом игрушку хорошо высушивали.

В конце XIX – начале ХХ вв. изделия кубанских гончаров оказались не в состоянии конкурировать с фабричными фаянсовыми, металлическими и стеклянными изделиями. Развитие капиталистических отношений в Кубанском регионе, переход от натурального хозяйства к фабричному и крупнопромышленному производству не позволили развиться таким очагам в крупные народные промыслы, превратиться в специализированную ветвь. С постепенным сокращением производства гончарной посуды исчезла и глиняная игрушка.

Рис. 2. Материалы личных полевых исследований автора.

Позднее формирование славянского населения на Кубани, существование развитой метропольной традиции детской игрушки еще до заселения этих земель, а также малая изученность данной проблемы затрудняют выделение отдельных характерных особенностей местной глиняной игрушки. Переселенцы из различных регионов принесли с собой традиционные профессиональные навыки и художественные приемы, однако широкое распространение фабричных изделий не позволило проявиться самобытному характеру кубанской глиняной игрушки.

Тем не менее, наивная художественная первозданность и даже архаическая простота немногих сохранившихся образцов глиняной игрушки кубанских мастеров притягивает внимание ценителей и исследователей. "Петушки и барашки", эти хрупкие свидетели ушедшего народного быта, будучи сохраненными и возрожденными усилиями благородных потомков, как нам кажется, способны противостоять безнациональной игрушечной индустрии XXI века и укрепить национальное своеобразие культуры нового века.

1. Измайлов А. Баталпашинск // Сборник материалов для описания местностей и племен Кавказа. – Тифлис, 1889. – Вып. 8. – С. 187; Старощербиновская станица // Там же. – С. 177; Апостолов Л. Я. Географический очерк Кубанской области. – Тифлис, 1897. – С. 278.
2. Бондарь Н. И. Традиционная культура Кубанского казачества: Изб. работы. – Краснодар, 1999.
3. Чмырева И. Ю. Тряпичные куклы Кубани // Народное творчество. – 1996. – № 1. – С. 14–15; Капышкина С. Ю. Аутентичные виды декоративно-прикладного искусства восточнославянского населения Кубани: состояние и перспективы // Проблемы и пути развития народного художественного творчества: Тезисы докладов научно-практической конференции. – Краснодар, 1998. – С. 66–69; Гангур Н. А. Гончарное производство в Кубанской области: историческое развитие и типология керамических форм // Голос минувшего: Кубанский исторический журнал. – 2003. – № 1–2. – С. 35–43.
4. Динцес Л. А. Русская глиняная игрушка. Происхождение, путь исторического развития. – М.–Л., 1936.


Конференция «Научно-творческое наследие Ф.А.Щербины и современность», 2005 г., Краснодар

Обращаем Ваше внимание, что в соответствии с Федеральным законом N 273-ФЗ «Об образовании в Российской Федерации» в организациях, осуществляющих образовательную деятельность, организовывается обучение и воспитание обучающихся с ОВЗ как совместно с другими обучающимися, так и в отдельных классах или группах.


Курс повышения квалификации

Методика преподавания предметной области "Основы духовно-нравственной культуры народов России" с учётом реализации ФГОС ООО


Курс повышения квалификации

Электронные образовательные ресурсы в работе учителя истории в контексте реализации ФГОС


Курс профессиональной переподготовки

Основы духовно-нравственной культуры народов России: теория и методика преподавания в образовательной организации


«Домашнее обучение. Лайфхаки для родителей»

Краткое описание документа:

Среди бессмертных творений, созданных человечеством на протяжении всей истории его развития и представляющих национальную гордость, одно из первых мест принадлежит народной игрушке. Исследования по истории народной игрушки Кубани встречают больше трудностей, чем исследования какого-либо другого вида декоративно-прикладного искусства региона. Это объясняется не только тем, что игрушка Кубани, как и в других местах, являлась, прежде всего, средством развлечения и увеселения детей, не представляла материальной ценности в крестьянской среде.

  • подготовка к ЕГЭ/ОГЭ и ВПР
  • по всем предметам 1-11 классов

«Такие разные дети: преимущества тьюторской позиции учителя»

Свидетельство и скидка на обучение каждому участнику

Дистанционные курсы для педагогов

Видеолекции для
профессионалов

  • Свидетельства для портфолио
  • Вечный доступ за 120 рублей
  • 311 видеолекции для каждого

Найдите материал к любому уроку, указав свой предмет (категорию), класс, учебник и тему:

5 918 399 материалов в базе

«Интеграция современного искусства в детское творчество»

Свидетельство и скидка на обучение
каждому участнику

Ищем педагогов в команду «Инфоурок»

  • ЗП до 91 000 руб.
  • Гибкий график
  • Удаленная работа

Другие материалы

«Практический подход в работе с утратой смысла жизни: логотерапия»

Свидетельство и скидка на обучение каждому участнику

Оставьте свой комментарий

  • 20.11.2014 659
  • PDF 0 байт
  • Оцените материал:

Настоящий материал опубликован пользователем Черепова Марина Валентиновна. Инфоурок является информационным посредником и предоставляет пользователям возможность размещать на сайте методические материалы. Всю ответственность за опубликованные материалы, содержащиеся в них сведения, а также за соблюдение авторских прав несут пользователи, загрузившие материал на сайт

Если Вы считаете, что материал нарушает авторские права либо по каким-то другим причинам должен быть удален с сайта, Вы можете оставить жалобу на материал.

Автор материала

40%

Московский институт профессиональной
переподготовки и повышения
квалификации педагогов

Дистанционные курсы
для педагогов

663 курса от 690 рублей

Выбрать курс со скидкой

Выдаём документы
установленного образца!

60 минут

«Был бы ум, будет и рубль; не будет ума, не будет и рубля. Финансовая грамотность дошкольников вчера, сегодня, завтра»

89 минут

«Воспитание и социализация обучающихся в условиях реализации ФГОС»

48 минут

«Буллинг: вызовы и решения в воспитании и образовании детей»

Подарочные сертификаты

Ответственность за разрешение любых спорных моментов, касающихся самих материалов и их содержания, берут на себя пользователи, разместившие материал на сайте. Однако администрация сайта готова оказать всяческую поддержку в решении любых вопросов, связанных с работой и содержанием сайта. Если Вы заметили, что на данном сайте незаконно используются материалы, сообщите об этом администрации сайта через форму обратной связи.

Все материалы, размещенные на сайте, созданы авторами сайта либо размещены пользователями сайта и представлены на сайте исключительно для ознакомления. Авторские права на материалы принадлежат их законным авторам. Частичное или полное копирование материалов сайта без письменного разрешения администрации сайта запрещено! Мнение администрации может не совпадать с точкой зрения авторов.

Исследование истории народной игрушки Кубани встречает много трудностей. Это объясняется тем, что она являлась прежде всего средством развлечения детей и не представляла собой материальной ценности. В связи с этим ее жизнь была кратковременной, и обнаружить старинные оригинальные образцы глиняной игрушки

Похожие темы научных работ по искусствоведению , автор научной работы — Щербина Ю. Г.

Случайная находка из С. Мазунино: к вопросу о своеобразии традиционной русской глиняной игрушки Среднего Прикамья

Текст научной работы на тему «Народная глиняная игрушка Кубани»

Ю.Г. Щербина НАРОДНАЯ ГЛИНЯНАЯ ИГРУШКА КУБАНИ Исследование истории народной игрушки Кубани встречает много трудностей. Это объясняется тем, что она являлась прежде всего средством развлечения детей и не представляла собой материальной ценности. В связи с этим ее жизнь была кратковременной, и обнаружить старинные оригинальные образцы глиняной игрушки

В прошлом мемуаристы, как правило, описывали игрушку как курьез. В такой ситуации не ставился вопрос о ее дальнейшем изучении. Между тем история народной глиняной игрушки, вне всякого сомнения, отражает социально-экономическое развитие страны и, в частности, изменение условий труда мастеров.

Наиболее распространенными и близкими кубанским гончарам были образы птиц, уточек, петушков, барашков, коников. В Российском этнографическом музее (г. Санкт-Петербург) есть небольшая коллекция глиняных ирушек из станиц Крымской, Варениковской и Полтавской Тем-рюкского отдела Кубанской области (1). Каждая из трех групп отлична своим техническим и художественным уровнем, пластической трактовкой и декоративными свойствами. К сожалению, созданные почти в то же время, когда они попали в руки собирателя, игрушки дают случайное, отрывочное представление о местных производствах и их художественном своеобразии.

Свистульки из ст-цы Крымской наиболее простые и даже несколько грубые по форме и манере исполнения. Две из них, описанные как качки, имеют массивное, тяжеловесное тулово и непропорционально маленькие головки с короткими сплющенными клювами. Обе фигурки кажутся оттиснутыми в крепко сжатой ладони мастера. Другая свистулька (птицевидной формы с укрупненным клювом и гребешком) является обобщенной и примитивной по исполнению. Две фигурки из этой же группы имеют едва намеченные и почти не расчлененные части в едином, грубовато вылепленном объеме - голову, четыре цилиндрические ножки и тулово.

Лишь только записи в инвентарной книге — бараны — подсказывают замысел автора. Очевидна торопливость работы крымского мастера: пара движений рук превратила комочки глины в игрушки, сохранив на поверхности следы пальцев. По мнению И. Я. Богуславской, подобные фигурки принадлежат к числу игрушек-примитивов, не в отрицательном смысле неумения и беспомощности, а в плане художественного примитива как особого способа образного воплощения окружающего мира, основанного на его наивном, непосредственном восприятии. При этом в предметах или явлениях отмечаются лишь самые общие, главные и характерные черты, без которых невозможно отличить одно от другого (2).

С большей тщательностью исполнены игрушки другой группы, явно принадлежащие рукам одного мастера. В коллекционной описи они не имеют четкой паспортизации и обозначены предельно обобщенно: «Кубанская область». Все три фигурки вылеплены из красной глины и покрыты темно-зеленой глазурью. Блестящая стекловидная масса подчеркивает мягкие линии силуэтов, а лапки и хвост-свисток сохраняют натуральный матовый цвет глины - иначе при обжиге могли закупориться помещенные здесь отверстия для свиста. Свистулька пивенъ (петушок) наделена характерными деталями, без которых немыслимо понимание изображаемого существа: слегка вскинутая голова, высокий гребень, красивая бородка, подчеркнутая могучая грудь. Они придают изображению комичный образ гордеца. Фигурка курица имеет плавные линии силуэта, изящный клювик и невысокий курчавый хохолок, что придает ей черты веселой занимательности. Фрагмент третьей свистульки (ее нижняя часть) позволяет угадать в ней также птицевидную форму. В свистульках этой группы уже в полной мере проявляется едва ли не основная особенность народной глиняной игрушки — обобщенный и выразительный образ-тип, созданный простейшими приемами лепки основных частей фигуры с двумя-тремя характерными деталями.

Четыре игрушки из ст-цы Полтавской - всадники на конях - вылеплены из серой глины и также наполовину покрыты желтой, зеленой и темно-

зеленой поливой. На первый взгляд, кубанские кони и всадники близки скопинским (Рязанская губ.) и полтавским (Полтавская губ.), но своеобразные характеры этих игрушек и особенности их пластики придают им оригинальность и непохожесть (3). При относительной сложности сюжета игрушки лаконичны и просты по исполнению. Всадники без ног, их тела слиты с конем в одну фигуру, и изогнутые руки так же плавно соединены с туловом коня. Такая условность не бросается в глаза, а кажется естественной. Мастер остроумно сохранил в одном произведении обычную традицию народного искусства изображать людей в фас, а зверей в профиль: конь красив по силуэту, а всадник явно рассчитан на фронтальную точку зрения. Маленькие, вытянутые головы коней на длинных шеях, с условно высокой гривой, торчащими ушами и выпуклыми круглыми глазами, придают их облику наивность, а с помощью вдавленных дырочек, косых насечек и простых защипов переданы необходимые детали лиц (глаза, нос и рот) и головные уборы седоков. И у коня и у всадников одинаковые «кукольные» выражения, словно напоминающие, что это игрушечная, а не настоящая жизнь и герои ее, при всем сходстве с живыми прототипами, все же куклы.

Как и в других регионах России, на Кубани такие глиняные свыстуны мог делать кто-нибудь из старших членов семьи, но чаще всего их покупали или выменивали на тряпье на базарах и ярмарках у профессиональных мастеров. «По станице специально ездила "гарба", за которой бежали дети, чтобы за выпрошенные для этого у родителей копейки купить себе свистульку. "Гарба проедет — вся улыця свыстыть"» (4).

Изготовление игрушки всегда оставалось подсобным производству посуды. Простые «незатейливые игрушки для детей» (5) лепили, чтобы заполнить место в горне между большими сосудами. Для того чтобы за короткий срок изготовить максимальное количество игрушек на продажу, выработались особые способы несложной быстрой лепки. Народные мастера стремились вылепить фигурку из одного куска (так называемые сплошные).

Такой простейший прием формовки и несложный лепной орнамент (защипы и

ямочки) никак не отражались на качестве маленькой вещи. Они были прочны, забавны и недороги. Перед обжигом игрушку хорошо высушивали, отдельные участки поверхности покрывались поливой и украшались росписью. Так, по воспоминаниям старожилов ст-цы Холмской (Абинский район), для росписи игрушек они специально «в рички шукалы <. >красни камушкы. Розтыралы йих в пыль, тай мазалы питушкам грибишкы, бо-родкы. » (6).

В конце XIX - начале XX века изделия кубанских гончаров оказались не в состоянии конкурировать с фабричными фаянсовыми, металлическими и стеклянными изделиями. Развитие капиталистических отношений в кубанском регионе, переход от натурального хозяйства к фабричному и крупнопромышленному производству не позволили развиться таким очагам в крупные народные промыслы, превратиться в специализированную ветвь. С постепенным сокращением производства гончарной посуды исчезла и глиняная игрушка.

Литература и источники

1. Российский этнографический музей. Кол. 1529. № 1-10. Кубанская обл., Темркжский отд., ст-цы Полтавская, Крымская, Варениковская, 1909 г. В музейной документации нам не удалось обнаружить точных сведений о лицах, занимавшихся сбором материалов, и мастерах-изготовителях глиняных игрушек. В инвентарной книге имеется лишь запись о том, что коллекция была приобретена от некоего г-на Городецкого на средства Этнографического отдела Русского музея в 1909 году. Можно высказать предложение о том, что это был Борис Митрофанович Городецкий (18741941), известный библиограф, краевед, общественный деятель, председатель Общества любителей изучения Кубанской области (ОЛИКО).

2. Богуславская И. Я. Русская глиняная игрушка. Л., 1975. С. 9.

3. Там же. Ил. 29; Украинское народное творчество. Сер. 1. Вып. 1. Гончарные изделия (главнейшие формы). Типы украинской гончарной посуды. М., 1913. С. 13 (рис.

4. Хачатрян С. Ю. Детские игрушки в традиционной культуре кубанского казачества // Итоги фольклорно-этнографических исследований этнических культур Северного Кавказа за 2003 г. Дикаревские чтения (10). Краснодар, 2004. С. 225-236.

5. Измайлов А. Баталпашинск // Сб. материалов для описания местностей и племен Кавказа. Вып. 8. Тифлис, 1889. С. 187; Максимова Ю. Г. Глиняная игрушка Кубани // Народное творчество. 2006. № 1. С. 24-25.

6. Информатор Е. X. Мирошникова, 1913 г. р. Полевые материалы Максименко А. М., Краснодарский кр., Абинский р-н, ст-ца Холмская, 19802000-е гг

На Кубани испокон веков процветали ремесла. Одно из самых популярных по сей день – искусство художественной обработки дерева. Ресурсы лесов края сделали дерево доступным и самым популярным материалом в тележном, колесном, обозном, корытном, клепочном и других народных промыслах ещё в прошлом. Казаки любили изготавливать из дерева мебель, расписные сундуки, наличники окон, резные зеркала и надкрылечные зонты. По-особенному на Кубани относились к деревянной посуде. Ею занимались во многих горных и предгорных станицах. Следующее в списке традиционных ремесел – гончарное. Самые древние сосуды, найденные при раскопках, относятся к эпохе энеолита (медно-каменного века). Это простые горшки, либо с округлым, либо с заостренным дном, которые лепились вручную, а затем обжигались в костре. Форма дна неслучайна. В древности не было ровных столов, а изделия нестандартного решения было удобнее ставить на землю или в угли костра. Расцвет этого ремесла начался в эпоху античности, с появлением на берегу Черного моря греческих поселений с гончарными мастерскими, где изготовленную посуду покрывали цветным лаком. Во времена средневековья и в более поздние века гончарное дело замедлило темпы развития. Связано это, в первую очередь, с войнами и переселениями народов. Вообще по словам краеведов, всего можно выделить четыре главных района, где гончарное дело развивалось масштабнее прочих: станица Пашковская, Старощербиновская, Рождественская и Баталпашинская. Лучшие залежи гончарной глины на Кубани в станице Пашковской и Елизаветинской. Упор мастера делали на посуду и игрушки для детей. Соединяли гончарное производство с выделкой кирпича. Сами формы кубанской керамики всегда были просты, орнамент яркий, чаще растительный. Используемые в быту кувшины, так называемые «глэчики», «макитры», миски, ситечки, кружки, корчаги для теста и рукомойники обрабатывали темно-зеленой и коричневой глазурью – «поливой». А вот выделить какие-либо особенности, характерные только керамике края достаточно сложно. Связано это с тем, что ремеслом занимались, в основном иногородние и переселенцы. Получалась, своего рода, солянка из опыта и традиций разных районов. Увидеть можно было мотивы не только русской, но и украинской и кавказской керамик. Кубанских гончаров всегда очень уважали. О них можно найти много текстов в фольклоре. В 20-м веке глиняную посуду заменила стеклянная и железная. О пластике, наверное, и упоминать не стоит. Однако, истинные ценители прекрасно понимают пользу посуды из натуральной глины для здоровья и все её эстетические качества. Сейчас традицию гончарного ремесла продолжают керамические мастерские в самом Краснодаре, в станице Холмской Абинского района, в Лабинском районе, Славянске-на-Кубани и посёлке Мезмай Апшеронского района. Ещё одно из древнейших народных промыслов восточных славян – лозоплетение. Привезли его на Кубань из Украины черноморские казаки в конце XVIII века. Из лозы делали невероятное количество предметов – от элементарных корзин для покупок и хранения продуктов, до плетней и хозяйственных построек. Из гибкой, золотистой ивовой лозы плели овчарни. Традиции кубанского лозоплетения продолжают и современные умельцы. В станице Пашковской, например, живёт потомственная мастерица из казачьей семьи Валентина Трофимовна Жук. Её изделия, среди которых даже перстни из ивовой лозы, обычно забирают за границу туристы. Еще у многих Кубань ассоциируется с ковкой. В каждой кубанской станице с конца XIX века работали до пяти кузниц. Ковали все, что нужно для быта – дымники для труб, подковы, замки, ухваты и само собой предметы интерьера. Кузнецы краснодарского края славятся особым умением оживлять металл. Кубанскую ковань, которой могут похвастать архитектурные памятники Краснодара, например, многие так и называют: «наглядный памятник народного декоративно-прикладного искусства».В начале ХХ века в Екатеринодаре проживало около 500 мастеров. В 1905 году существовало общество кубанских кузнецов, которое занималось специальными каталогами художественной ковки. По типам орнамент кубанской ковани можно разделить на растительный (листья, гроздья, стебли, злаки, цветы, геометрический, зооморфные изображения (птицы, драконы, морские коньки) и меандровый. «Наши дни знают имена» таких кузнецов и дизайнеров по металлу, как Михаил Скворцов из посёлка Мезмай Апшеронского района. Дело предков продолжают краснодарцы Михаил Смаглюк, Сергей Зубарев, Григорий Амиян и Анатолий Турукин из станицы Новотитаровской Динского района. В Центральном округе Краснодара даже существуют всем известные Кузнечная и Новокузнечная улицы. Ещё одно направление, которому всегда уделяли внимание на Кубани – это праздничный женский костюм и мужская одежда. Форменный костюм для казаков был един и состоял из черкески, бешмета или чекменя, брюк, сапог, в зимнее время из бурки и башлыка. Женский казачий костюм сформировался ко второй половине XIX века. Пошит был по традициям украинской народной одежды. В основе – рубаха, которая шилась из домотканого льняного, конопляного холста или белой хлопчатобумажной ткани фабричного производства. Рукава, ворот, манжеты и нижняя часть подола обычно орнаментировали вышивкой. Выбирали цветочный, растительный и геометрический орнаменты. Покрой – прямой свободный. Низ подола украшался мережкой, прошвой, техника вышивки – крест. Шапки-папахи из овчины были головными уборами казаков. В XIX веке их можно было увидеть высокими с суконным красным верхом и кантом. В начале XX века пошли низкие папахи-кубанки. В летнее время разрешено было носить соломенную шляпу в форме котелка – так называемую «брыль» .В линейных кубанских станицах в женской народной одежде был популярен сарафан и головные уборы – кокошники. Одним из распространенных видов ремесел была обработка кожи, изготовление поясов, обуви и сёдел. Одежду кубанцев всегда украшала вышивка. Не смотря на социальный статус и положение ткачеством и вышивкой должна была владеть каждая женщина. В домах более состоятельных персон Кубани обязательно имелись вышивальные и ткацкие мастерские, в которых женщины находились в своё свободное время. Всем процессом, традиционно руководила хозяйка дома. Сейчас народным вышиванием продолжают заниматься во многих уголках края. Особенно популярными костюмы становятся у молодежи. Орнамент стилизуют дизайнеры и используют его в одежде и аксессуарах. Пожалуй, если очень коротко, то примерно так выглядят ремесла Кубани. На самом деле, их, конечно, намного больше и у каждого есть свои традиции, о которых можно писать столетиями. Несомненно, радует то, что сейчас им в крае уделяют все больше внимания, а это значит, что следующим поколениям будет что изучать, продолжать и чем гордиться.

Кубанские народные костюмы

Кубанские народные костюмы Являюсь патриотом своей страны России,своей малой Родины Кубани. С детства слушала народные кубанские песни в исполнении своей родни,подпевала.

Выставка «Народные промыслы» в мини-музее в рамках проекта «Знакомство детей с декоративно-прикладным искусством»

Выставка «Народные промыслы» в мини-музее в рамках проекта «Знакомство детей с декоративно-прикладным искусством» Ежегодно 18 мая Международный День Музеев стал отмечаться более чем в 150 странах. Музей - это способ сохранения культурных ценностей, передачи.

Лото «Народные промыслы»

Лото «Народные промыслы» Одна из самых популярных и всем знакомая игра лото. Отличная классическая игра, в которую могут играть и взрослые и дети. Лото очень нравится.

Лэпбук «Белорусские народные ремесла»

Лэпбук «Белорусские народные ремесла» Республика Беларусь славится своими ремеслами: гончарство, кузнечное дело, лозоплетение, соломоплетение, вышивка,ткачество, резьба по.

Лэпбук «Народные промыслы Осетии»

Лэпбук «Народные промыслы Осетии» Данное пособие соответствует ФГОС, так как включает в себя интеграцию четырех образовательных областей: познавательное, речевое, художественно.

Мини-музей «Народные промыслы»

Мини-музей «Народные промыслы» Народное декоративно - прикладное искусство сегодня осознаётся современным обществом как самобытный фактор духовности и преемственности.

Фотоотчет «Народные промыслы. Дымка»

Фотоотчет «Народные промыслы. Дымка» Дымковская игрушка является одним из старейших русских народных глиняных промыслов. Он впервые возник 400 лет назад и до сих пор не потерял.

Проект старшей группы «Народные промыслы»

Проект старшей группы «Народные промыслы» Цель: Вызвать интерес к разным видам народного декоративно- прикладного искусства. Учить замечать художественные элементы, определяющую.

Читайте также: