Народная игрушка птичка из ткани

Обновлено: 01.05.2024

Автор мастер-класса: Полякова Инна Анатольевна, воспитатель, ГБООУ «Санаторная школа-интернат №90», г. Набережные Челны, Республика Татарстан.

Целевая аудитория: учителя и воспитатели школ, педагоги дополнительного образования, родители. Для широкого круга читателей, интересующихся славянской культурой.

Назначение: игрушка, сделанная своими руками, оберег для дома, подарок.

Мастер – класс: Обрядовая кукла «Птица Радость» своими руками (из цикла мастер-классов по теме «Народная кукла» при реализации программы «Радуга творчества»)

Цель: Передача личного профессионального опыта в сфере творческой и педагогической деятельности. Повышение профессионального мастерства педагогов в процессе освоения опыта изготовления обрядовой куклы «Птица Радость».

Задачи:

· формирование представления об изготовлении народной куклы, как атрибута духовной культуры русского народа.

· привитие интереса к изготовлению обереговых, обрядовых и игровых кукол;

· создание игровой куклы по традиционной технологии.

· в детских мастер-классах развитие мелкой моторики и первичных навыков рукоделия.

· развитие индивидуальных задатков и творческих способностей.

Мир народных кукол очень разнообразен. Они сопровождают человека всю жизнь. С ними мы учимся шить, вязать, готовить. учимся настоящей жизни. Они ведут в жизнь - Ведучка - образ матери, ведущей малыша в жизнь, оздоравливают - куколка Травница, утешают - Утешница, исполняют желания - Желанница, хранят в дороге - Подорожница.

Кукла «Птица Радость» - кукла весеннего обряда, связанного с приходом весны. Считалось, что весну на своих крыльях приносят птицы. В первые весенние дни замужние женщины - они были главными участникам обряда, но могли участвовать и девушки, выходили за околицу и кликали Весну. Женщины одевались в яркие, нарядные одежды.

Особенно нарядными были головные уборы – сороки - разного вида, украшенные перьями , отороченные мехом, похожие на птиц. Женщины сами принимали образы птиц. Существовало поверье, что если женщине птица села на голову, на плечо или на руку, весь год у нее будет счастливым и удачным. Считалось, что птицы несут с собой ключи от счастья, тепло и свет.

Птица-радость помогает женщине понять ее предназначение и почувствовать свою привлекательность: важно отделять понятие "красивости" от умения привлекать - особым образом заряжать собой и своим состоянием окружающее пространство, в которое притягиваются люди - мужчины, женщины, детские души. Это особое умение женщины - дать мужчине то, что дарит ему уверенность, покой, ощущение собственной важности, значимости, главенствования, и попросить от него взамен защиты, любви, нежности, щедрости. А еще эта кукла поворачивает время на весну, а жизнь - на радость.

Как проводит время современный дошкольник? Ходит в детский сад, помогает родителям, гуляет, смотрит телевизор… А ещё ребёнок играет. Во что? В компьютерные игры, конструкторы, трансформеры и, конечно, в куклы. Куклы появились рядом с человеком много веков назад, в древности они служили обрядовым символом. Куклам приписывались различные волшебные свойства: они могли защитить человека от злых сил, принять на себя болезни и несчастья, помочь хорошему урожаю.

Из чего только ни делали кукол! Глиняные, деревянные, куклы из гипса, воска, металла, соломы и, конечно же, из лоскутков ткани. Ткань – пластичный материал, в то же время хорошо держит форму. Различная фактура и расцветка ткани помогают создавать различные образы и характеры кукол.

На Руси было великое разнообразие тряпичных кукол, их делали и для игры, и для совершения разных обрядов, и как обереги. Причём, обрядовыми куклами можно было играть детям, а игровые куклы ни в коем случае нельзя было использовать при обряде. Даже в самых бедных крестьянских семьях с давних времен была тряпичная кукла. В некоторых домах их накапливалось до ста штук.

Куклы были не только забавой девочек. До 7-8 лет в куклы играли все дети. Пока дети были маленькими, кукол им шили матери, бабушки, старшие сестры. С пяти лет такую потешку уже могла делать любая девочка. Постепенно обереговая функция лоскутной куклы забывалась, но ещё в середине ХХ века почти в каждой семье в деревне и в малых провинциальных городах дети играли тряпичными куклами. Когда промышленность начала миллионами выпускать игрушки из резины и пластмассы, традиции изготовления домашней куклы начали угасать.

В настоящее время традиционная тряпичная кукла переживает подлинное возрождение. Растет интерес, как к самой кукле, так и способам её изготовления.

Одной из таких кукол является лоскутная кукла «Птичка». Такие птички украшали куклу «Птица Радость». Данная традиция зародилась еще в древние времена, когда весну на Руси встречали славянским обрядом «закликания весны». Женщины с девочками выходили в поле, кликали Весну. Если в это время птица садилась на женщину, то считали, что в этот год она будет счастливой.

Сделать таких лоскутных кукол можно и для игры детям, и для украшения помещений. А можно подарить маленьких куколок – обережков друг другу с пожеланием счастья и благополучия. Но главное - изготовление народных кукол является прекрасным средством:

• развития мелкой моторики рук и тактильно-двигательного восприятия объектов окружающего мира;

• приобщения детей к народным традициям;

• формирования позитивных установок к ручному труду и творчеству.

• художественно-эстетического развития воспитанников;

• продуктивного взаимодействия детей и родителей, вовлечения семей воспитанников в образовательную деятельность дошкольного учреждения.

Поэтому в нашем дошкольном учреждении немалое внимание уделяется организации как совместной продуктивной деятельности детей и взрослых, так и самостоятельной детской деятельности. Мероприятия по изготовлению игрушек, кукол могут являться итоговыми при реализации проектов по темам недели («Неделя добра», «Неделя народного искусства»)

Совместная деятельность педагога и детей – одна из перспективных форм развития дошкольника. Совместная деятельность с детьми включает : игровую (проблемную, познавательную или иную) ситуацию, постановку задачи перед детьми и ее решение, обсуждение результатов, игры с поделками, оформление выставок, оформление подарков малышам.

Полученные в процессе совместной деятельности представления о способах изготовления народных игрушек дошкольники могут закрепить в самостоятельной деятельности. Для этого в группе созданы условия - центр творчества «Мастерская народных умельцев», в котором находятся художественные материалы и оборудование: лоскутки ткани, шерстяные и хлопчатобумажные нитки разных цветов, вата, а также – схемы последовательности изготовления народных кукол и фотографии готовых изделий. Идея создания кукол своими руками и сам процесс изготовления интересны для ребят, способствуют становлению самостоятельности, целенаправленности и саморегуляции воспитанников.

Организуя работу с родителями, стараемся привлекать их к участию в совместных проектах, проводим творческие «мастерские».

Детско-родительская встреча состоит из нескольких этапов:

• Приветствие – необходимо для раскрепощения участников, снятия эмоционального напряжения, поднятия командного духа. Оно проводится в виде музыкально – ритмических упражнений, коммуникативных игр или просто релаксирующих игровых фрагментов.

• Совместная творческая деятельность детей и родителей – изготовление игрушек.

• Динамические паузы проводятся между творческими заданиями, с целью удовлетворения потребности детей в двигательной активности. Дети и родители с удовольствием выполняют коррекционные упражнения, артикуляционную и дыхательную гимнастику, логоритмические задания, предложенные учителем-логопедом.

• Объединение совместных творческих работ в коллективную, ставшее традицией каждой встречи, способствует не только развитию способности работать в паре ребенок – родитель, но и формированию позиций командной деятельности.

• Формированию способности анализировать свои поступки, общаться со сверстниками, приобретению способности к саморегуляции, владения собой, посвящен завершающий этап встречи – рефлексия. Обычно на этом этапе проводятся психологические тренинги, выполняются упражнения на сплоченность, релаксационные упражнения.

В конце такой «мастерской» семьи получают буклеты с полезными советами, практическим материалом по изготовлению народных игрушек, рекомендации по организации игр с детьми дома,сувениры, изготовленные детьми и взрослыми.

Образовательные ситуации совместного взаимодействия родителей и детей в «мастерских» в полной мере становятся ситуациями соразвития и сореализации взрослого и ребенка в совместном образовательном пространстве дошкольного учреждения.

Предлагаю изготовить народную лоскутную игрушку «Птичку».

Мастер-класс «Развивающие функции продуктивной деятельности. Изготовление народной лоскутной куклы «Птички»

Для работы понадобится:


- лоскуток ткани (ситец или бязь, 25*25 см);

- нитки любого цвета;

- набивка (вата или синтепух);

Сложить пополам по диагонали тканевый квадрат.


Отвернуть один угол получившегося треугольника к середине, потом второй угол.



Еще раз сложить боковые уголки к середине.



Получившуюся фигуру сложить пополам внутрь сгибами.


Сформировать клюв птицы, перевязав нитью уголок.




Сформировать тело,поместив еще вату (синтепух)и расправив в стороны крылышки, перевязать нитью.



Перевязать спину птицы в виде креста и обмотать каждое крыло.


Птичка готова.


Такую симпатичную птичку можно подарить кому-нибудь в качестве сувенира, либо подвесить на нитке над столом или под люстрой для украшения интерьера.


Прикреплённые файлы:

Мастер-класс «Календарь народной куклы»

Мастер-класс «Календарь народной куклы» В декабре в нашем детском саду прошёл конкурс «Календарь 2016 года». Идея создать кукольный календарь родилась неожиданно, и была воплощена,.

Мастер-класс для детей средней группы «Нам птицы на крыльях весну принесли». Изготовление птички из ниток

Мастер-класс для детей средней группы «Нам птицы на крыльях весну принесли». Изготовление птички из ниток 16 февраля 2016 года мы с коллегой провели мастер класс для детей и родителей нашего дошкольного отделения. Цель: создание фигурки птички.

Мастер-класс по аппликации для педагогов и родителей «Изготовление куклы»

Мастер-класс по аппликации для педагогов и родителей «Изготовление куклы» Задачи: формировать у детей умение последовательно выполнять все элементы работы; - Совершенствовать умение вырезать любые формы из цветной.

«Народная кукла для наших детей». Мастер-класс для родителей по изготовлению народной тряпичной куклы «Колокольчик»

«Народная кукла для наших детей». Мастер-класс для родителей по изготовлению народной тряпичной куклы «Колокольчик» Цель: вовлечение родителей в образовательную деятельность. Задачи: 1. знакомство участников мастер-класса с народной традиционной куклой;.

Мастер-класс «Изготовление куклы-оберега»

Мастер-класс «Изготовление куклы-оберега» Цель: - научить детей делать тряпичную куклу-оберег. Задачи: 1. Познакомить с историей возникновения кукол. Активизировать познавательную.

Мастер-класс «Изготовление платковой куклы»

Мастер-класс «Изготовление платковой куклы» Мастер - класс ‘Изготовление Платковой куклы. ’ Платковая кукла получила свое название благодаря платку, который является основой платковой.

Мастер класс изготовление тряпичной куклы

Мастер класс изготовление тряпичной куклы Предлагаем вашему вниманию изготовление куклы из ткани. Ткани должны быть натуральные, приятные на ощупь, привлекательные глазу. Вся куколка.

Мастер-класс по изготовлению лоскутной куклы Масленицы

Мастер-класс по изготовлению лоскутной куклы Масленицы Русская народная лоскутная кукла - благодатный источник духовности. Рукотворная лоскутная фигурка выполняет коммуникативную функцию,она.

Мастер-класс по приобщению детей к истокам русской народной культуры. Изготовление куклы «Кувадки»

Мастер-класс по приобщению детей к истокам русской народной культуры. Изготовление куклы «Кувадки» Представляю мастер-класс по приобщению детей к истокам русской народной культуры -изготовление куклы” Кувадки” Мастер-класс рассчитан на.

Обращаем Ваше внимание, что в соответствии с Федеральным законом N 273-ФЗ «Об образовании в Российской Федерации» в организациях, осуществляющих образовательную деятельность, организовывается обучение и воспитание обучающихся с ОВЗ как совместно с другими обучающимися, так и в отдельных классах или группах.

Столичный центр образовательных технологий г. Москва

Получите квалификацию учитель математики за 2 месяца

от 3 170 руб. 1900 руб.

Количество часов 300 ч. / 600 ч.

Успеть записаться со скидкой

Форма обучения дистанционная

муниципальное бюджетное образовательное учреждение

дополнительного образования детей

«ЦЕНТР ТВОРЧЕСТВА И РАЗВИТИЯ «ПЛАНЕТА ТАЛАНТОВ»

МАСТЕР-КЛАСС

«Тряпичная обрядовая кукла «Птичка»».

Бянкина Татьяна Леонидовна

педагог дополнительного образования,

первая квалификационная категория

Цель: приобщение учащихся к традициям русского народа через изготовление традиционной обрядовой куклы «Птичка».

· научить детей изготавливать обрядовую куклу «Птичка»;

· развивать у обучающихся мелкую моторику рук, усидчивость, внимание, глазомер и умение работать с лоскутами ткани, фантазию и воображение;

· воспитывать интерес к культуре своего народа и бережное отношение к кукле.

Тип занятия: занятие изучения нового материала и первичного закрепления.

Методы обучения: объяснительно-иллюстративный, наглядный, практический.

Форма занятия: мастер-класс.

Оборудование и материалы: компьютер, проектор, презентация к занятию, лоскуты цветной х/б ткани, цветная нитки, вата, ножницы.

В результате проведения мастер-класса обучающиеся приобщаются к традициям русского народа через изготовление традиционной обрядовой куклы. У детей воспитывается эстетический вкус, интерес к культуре своего народа и бережное отношение к кукле, развивается мелкая моторика рук, усидчивость, внимание, глазомер и умение работать с лоскутами ткани, фантазия и воображение. По окончанию мастер-класса организуется выставка готовых работ воспитанников.

Ход мастер-класса.

2. Постановка темы и цели мастер-класса

Педагог показывает воспитанникам тряпичные обрядовые куклы (домашнюю Масленицу, Кувадку, Купавку).

- Скажите, пожалуйста, узнали ли вы этих кукол? (ответы детей)

- Что их объединяет? (эти куклы все обрядовые)

- А чем отличаются обрядовые куклы от обереговых и игровых? (ответы детей)

-Как вы думаете, какая тема нашего занятия? Что же мы сегодня будем делать? А чему мы должны научиться? ( Сделать, смастерить куклу, аккуратности)

-Сегодня на занятии я предлагаю вам сделать из ткани обрядовую куколку - «Птичку».

Как для весенних народных праздников, так и для игр можно сделать птицу из яркого лоскутка ткани. Традиционно птички делаются небольшого размера, их можно сделать много и развесить в разных уголках дома.

Кукла «Птица» — из ткани выглядит очень красиво, их прикрепляют на костюм куклы «Птица-Радость» (с которой связан весенний обряд, встречи весны, оберег хорошего настроения.) Считалось, что весну на своих крыльях приносят птицы, несут с собой ключи от счастья, тепло и свет. Поэтому этих кукол делали, встречая первых птиц, радуясь наступающему теплу.

Женщины одевались в яркие, нарядные одежды. Особенно нарядными были головные уборы – сороки - разного вида, украшенные перьями. Существовало поверье, что если женщине птица села на голову, на плечо или на руку, весь год у нее будет счастливым и удачным.

Наши предки ставили "Птицу " поближе к окну. Считалось, что встречаясь с солнечными лучами, кукла станет мощной защитой от невзгод и болезней и одарит дом теплом и радостью, а можно просто украсить ими дом и ветви деревьев.

Прежде чем пройти в нашу мастерскую, подумайте, какие материалы и инструменты используются для изготовления куклы «Птица»? (лоскутки ткани и нитки).

Мы с вами при изготовлении куклы воспользуемся ножницами. Прежде чем мы приступим к работе, хочу еще раз обратить ваше внимание на правила работы с ножницами.

Работа с памяткой.

1. Не держи ножницы острыми концами вверх.

2. Не оставляй ножницы в раскрытом виде.

3. Передавай ножницы кольцами вперед.

4. Не маши ножницами.

5. После окончания работы убери ножницы на место.

Педагог: предлагаю вам пройти в нашу мастерскую и из приготовленных материалов попробовать самим смастерить куклу. Занимаем свои рабочие места.

У нас остается немного времени до Пасхи, чтобы успеть поселить у себя дома таких замечательных пухликов-воробышков, а может и близким задарить. А ведь отличные получатся подарочки.

Материалы для птичек: Небольшой кусочек хлопка, нитки Флизелин или дублерин, Синтепон или синтепух китайская палочка (для выворачивания изделий) Черные бусинки 2шт Пуговки 2 шт фетр для клювика(ромбик).

Распечатываем на А4 выкройку, вырезаем детали, желательно все проклеить.

Мастер-класс Текстильная птичка, фото № 1

Сначала сшиваем попарно крылышки и хвостик, крылышки лучше прострочить в круговую.

И потом через проделанное отверстие с одной стороны крыла вывернуть. В первый раз я пробовала иначе, не дострочив, и зашивала потайным швом, очень ювелирная работа, доложу я вам.

Мастер-класс Текстильная птичка, фото № 2

Прострочили, вывернули, прошлись наметочным швом с контрастной ниткой.

Теперь тельце. Схема сшивания деталей:

Мастер-класс Текстильная птичка, фото № 3

Мастер-класс Текстильная птичка, фото № 4

Внимание! Детальки совпадают четко, если где-то край выступает, значит вы взяли не ту деталь или не той стороной.

Мастер-класс Текстильная птичка, фото № 5


Все детали тельца прострачиваем, выворачиваем и набиваем наполнителем.

Мастер-класс Текстильная птичка, фото № 6

В оставшуюся дырочку вставляем хвостик и пришиваем потайным швом.

Мастер-класс Текстильная птичка, фото № 7

Следующим этапом пришиваем крылышки. Размечаем глазки и делаем клювик, из фетра.

Мастер-класс Текстильная птичка, фото № 8

Вот и готова ваша птичка, и у моей парочки продолжение появилось!

Мастер-класс Текстильная птичка, фото № 9

Мастер-класс Текстильная птичка, фото № 10

А клювик открыт — это она кушать просит!

Мастер-класс предназначен для педагогов детских садов, родителей и детей, для творческих людей, которые любят мастерить своими руками. Такие поделки мы выполняем с детьми моей группы (5-7 лет) в свободное время.

Содержимое публикации

Мастер – класс для детей старшего дошкольного возраста «Знакомство с народной куклой – изготовление куклы – оберега«Птичка-веснянка».

Провела:Воспитатель первой квалификационной категории Страхова Екатерина Леонидовна МКДОУ № 50.

Тема:«Русская народная кукла оберег Птичка-веснянка».

Цель:Приобщение детей к истокам русской национальной культуры, традициям русского народа, познакомить с принципом изготовления куклы «Птичка-веснянка».

Задачи: 1. Закрепить умение детей в работе с тканью и бумагой.

2. Развитие мелкой моторики рук, воображения.

3. Воспитывать самостоятельность, умение доводить работу до конца, вызвать желание доставить радость близким людям.

Предварительная работа: НОД «Перелетные птицы», ИЗО деятельность «Грач», загадки о птицах.

Оборудование занятия:

Материал: нитки, синтепон, кусок материала 20Х20.

Наглядность: кукла - птица, птичка - сорока.

1. Организационный момент.

Звучит русская народная музыка. Дети входят в группу.

- О чем поется в песне?

Зовут весну или по другому закликают весну.

2. Основная часть.

Рассказ и показ.

Наши предки видели, что весну на своих крыльях приносят птицы из теплого края– ласточки, жаворонки, кулики, галки. Хозяйки выпекали из теста жаворонков и угощали детей, близких. Люди отпускали птиц на волю, каждый считал своим долгом отпустить на волю хоть одну птицу. Люди покупали на рынке птиц и выпускали их.

Закликали Весну неоднократно. Обычно начинали кликать в первый раз на Масленицу, затем на Обретение - 9 марта. Говаривали так: Птичье потение - гнезду обретение. «На Обретение зимующая птица завивает гнездо, а перелетная летит из теплых мест». А также, Весну закликали на Евдокию-Плющиху (14 марта), на Герасима – Грачевника (17 марта), в Сороки (22 марта). Последнее «закликание» происходило в Благовещенье (7 апреля).

Был обычай кликать Весну, забираясь на высокие деревья, крыши домов, заборы, лестницы, на пригорки - чтобы Весна услышала, как ее зовут. Кликали, как правило, девушки. Ведь Весна – пора невеститься и выбирать себе пару. Они наряжались в праздничные наряды и залезали на самое высокое место во дворе.

Там они пели веснянки и подкидывали в небо «жаворонков» и «куличиков» - из теста вылепленных птиц. «Жаворонков» и «куличиков» развешивали по деревьям и кустам, забрасывали на крыши домов и амбаров, привязывали на шесты и «запускали» в небо, где они, подобно настоящим птицам, «летали», подбрасывали высоко в небо с пожеланием, чтобы Весна поскорее пришла, а также дарили друзьям и родным.

3. Объяснение предстоящей работы:

Сюрпризный момент (из платка появляется птица)

- Ой, ребята, посмотрите, из волшебного платочка получилась птичка. А вы бы хотели сделать такую птичку? (ответы детей)

- В обряде закликания Весны использовались птички, не только выполненные из теста, а еще птички – веснянки, изготовленные из ткани.

- Для кого мы будем делать эту птичку? (ответы детей: для близких, для друзей, чтобы доставить радость родным)

- Давайте сядем и рассмотрим ее.

- Как можно сделать объемную птицу? (ответы детей: можно что – нибудь положить внутрь: бумагу, тряпочку и т. д)

- Мы с вами сегодня научимся делать этих маленьких птичек - веснянок, которых вы сможете развесить на деревьях у нас на площадке или возле дома, закликая Весну, а можно подарить ее друзьям или близким людям. Эту птичку не нужно сшивать, в ней не будет ни одного шва.

Вам понадобиться: кусочек ткани, ветошь и нитки. Посмотрите у всех ли есть все необходимое?

- Какой инструмент вам понадобиться во время работы?

- Расскажите правила работы с ножницами.

-Теперь смотрим на последовательность выполнения работы ориентируясь на техническую карту.

4. Практическая работа детей.

Ребята, проходите, присаживайтесь.

(Дети проходят, садятся за столы, где заранее разложены лоскуты разноцветной ткани.)

Делаем птицу по образцу, сначала показывает педагог, затем выполняют работу дети.

- В середину квадрата (материал) положим комочек (синтепон).

- Стороны квадрата соединим по диагонали.

- Завяжем голову ниткой.

- Линии крыльев перевязать ниткой.

- Нижний угол – хвост.

Физкультминутка.

Кап – кап звенит капель

Приближается апрель (хлопки)

Побежал в саду ручей

Прилетели сто грачей

А сугробы тают, тают. (приседание)

И цветочки расцветают.

5. Итог работы

Дети выставляют своих птичек, к кукле - сорока.

- Кому мы можем подарить своих птичек? (в подарок близким, родным, чтобы порадовать людей)

- Легко или трудно вам было делать птичку, что было труднее? (ответы детей).

Читайте также: