Народная игрушка рисунок для 3 класса

Обновлено: 01.05.2024

Обращаем Ваше внимание, что в соответствии с Федеральным законом N 273-ФЗ «Об образовании в Российской Федерации» в организациях, осуществляющих образовательную деятельность, организовывается обучение и воспитание обучающихся с ОВЗ как совместно с другими обучающимися, так и в отдельных классах или группах.

КОНСПЕКТ УРОКА

Предмет: изобразительное искусство

Продолжительность: 45 минут

Тема: « Красота и мудрость народной игрушки. Русская деревянная игрушка: развитие традиции мастерства»

углубить и систематизировать представления учащихся о народной деревянной игрушке, способствовать эмоционально-ценностному восприятию ими образа игрушки как «зеркала жизни».

1. С пособствовать расширению знаний о художественных народных промыслах

(д. Богородское, с.Федосеево, Сергиев Посад, Полховский Майдан, Семёнов)

2. Обратить внимание детей на разные выразительные стороны игрушки, связанные с техническими приёмами изготовления: резная игрушка, точёная, топорно-щепная.
3. Развивать навыки третьеклассников в изображении пропорций, цвета, образа игрушки.

Создать условия для личностного развития ученика; активизации

самостоятельной деятельности; развития способности к наблюдательности,

умению сравнивать и делать выводы.

2. Содействовать развитию кругозора, творческого воображения; воспитанию художественного вкуса, усидчивости, терпения, аккуратности.

Создать условия для воспитания коммуникативной культуры, формирования

чувства гордости за свою Родину.

Планируемые результаты:

предметные: учащиеся осваивают основы изобразительной грамоты, проявляют

художественный вкус и способность к эстетической оценке произведений ;

приобретают практические навыки и умения в изобразительной деятельности.

Личностные: видят и понимают проявления художественной культуры вокруг; овладевают навыками самостоятельной работы в процессе выполнения художественно-творческих заданий.

Метапредметные:

имеют мотивацию, организовывают самостоятельную художественно-творческую деятельность, выбирают средства для реализации художественного замысла; овладевают способностями оценивать результаты художественно-творческой деятельности собственной и одноклассников; овладевают художественно-образным воображением и мышлением, художественной интуицией и памятью.

Оборудование: у учащихся: альбомный лист, материалы по выбору- живописные

У учителя: презентация, проектор, образцы игрушек и рисунков.

І. Организационный момент (1 мин)

Проверка посадки и готовности к уроку

II. Постановка учебной задачи.

- Рассмотрите то, что находится у меня на столе и рисунки на слайде . Что изображено? Назовите одним словом. (Игрушки.)

- А какие именно это игрушки? ( Народные игрушки )

- К акая тема нашего урока?

(ТЕМА:КРАСОТА И МУДРОСТЬ НАРОДНОЙ ИГРУШКИ) слайд

- Ребята, как вы думаете, какую цель на уроке мы сегодня поставим?

(ЦЕЛЬ: - познакомиться с характерными особенностями формы и росписи русской деревянной игрушки на примере точёной матрешки, резной богородской и топорно-щепной федосеевской игрушек.)

– Что вам известно об истории народной игрушки? (Высказывания детей; при необходимости учитель дополняет).

- История народной игрушки начинается в глубокой древности. Центр русской деревянной игрушки находится в Сергиеве Посаде. Расцвет искусства народной игрушки связан с Троице- Сергиевым монастырём, который более 600 лет назад считался крупным центром художественных ремёсел Московской Руси. В настоящее время в Сергиевом Посаде находится Музей игрушки. Игрушка – одна из самых древнейших форм творчества, на протяжении веков она изменялась вместе со всей народной культурой, впитывая в себя ее национальные особенности и своеобразие. Основным материалом для изготовления игрушек были глина и дерево, а начиная с первой половины XIX века – папье-маше. Мастерили также игрушки из соломы, мха, еловых шишек, льна. Как глиняные, так и деревянные игрушки изготавливались во многих местах России.

– Из какого материала выполнены наши игрушки? (Из дерева.) слайд

– Верно. Все игрушки деревянные. Как вы думаете, почему? (Высказывания детей) -- Это не случайно. Издавна славится Россия своими лесными богатствами. Дерево с древнейших времён было материалом для постройки жилища и создания необходимых и красивых предметов быта. А резьба по дереву была широко распространена в нашей стране как очень популярное народное декоративное искусство.

– Все ли игрушки одинаковые? (Есть точё ные, резные, а есть собранные из отдельных дощечек).

- Послушайте рассказы об этих игрушках (Выступление заранее подготовленных учащихся с показом презентации).

Богородская игрушка слайд

Мужичок и серый медведь.

Вот придумали мудрецы!

Не устанешь на них глядеть!

- Богородская русская традиционная игрушка происходит из деревни Богородское Московской губернии. Игрушка выполняется из дерева, слайд

в основном из липы. Перед изготовлением игрушки липа должна сохнуть два года. Богородские игрушки редко разукрашивают или расписывают. слайд Поверхность готовых фигурок на Руси зачищали наждачной бумагой. Далее игрушки отделываются резьбой, которая ритмично ложится на поверхность и украшает изделие. слайд

– Народные мастера, работая примитивным инструментом, сумели создать из дерева правдивые, реалистические образы окружающей действительности. Они резали из липы фигурки животных и людей из народной жизни, басен и сказок. слайд Особенно интересны игрушки с движением: на планках, с балансом, с кнопкой. Эти незамысловатые, но всегда остроумные по конструкции приспособления делают игрушку живой, выразительной и особо привлекательной.

Чаще всего встречались богородские игрушки, которые не были окрашены вовсе. Они позволяли детям развивать фантазию. Если же игрушки расписывались, краски мастерами брались яркие, насыщенные и очень сочные. слайд

2) Топорно-щепная федосеевская игрушка слайд

- Чем эта игрушка отличается от предыдущих?

– Обратите внимание на игрушки, которые собраны из отдельных дощечек. Родились они в селе Федосееве Нижегородской области. Эти изделия называются «топорно-щепная игрушка».

– Федосеевская деревянная игрушка получила название «щепьё» (изделия из щепы – тоненьких дощечек) и отличалась удивительным разнообразием. Из тёсанных дощечек разной конфигурации и лучинок-столбиков топором и ножом изготовляли мастера эти чудесные поделки: мебель для кукол, слайд лошадок с возками и без них, всадников и возничих, мельницы и карусели слайд, разнообразные каталки.

Узор на изделиях состоял из розовых и красных, с зелеными листиками цветов, черных или фиолетово-синих усиков и завитков. Трудно найти аналоги росписи федосеевской игрушки.

Самыми распространенными изделиями у федосеевских мастеров были кони-колёски, слайд состоящие из одной фигурки или упряжки по 2–3 коня, с возком или без него. Упрощенные и обобщенные формы и незатейливые растительные узоры, часто дополненные изображениями диковинных зверей, птиц, забавных человечков, придают федосеевским изделиям какой-то сказочный колорит и делают их яркими образцами народного искусства, сродни фольклору.

– Назовите точёные игрушки. (Матрешки)

– Точёная матрешка . слайд

– Первую матрешку сделали в Сергиевом Посаде более ста лет назад. Эскиз матрешки нарисовал художник Сергей Васильевич Малютин. А дело было так.

В художественную мастерскую под Москвой привезли из Японии фигурку игрушечного лысого старичка – Фукуруму с необычайно вытянутой от раздумий головой. Слайд Кукла раскрывалась, в ней находились еще несколько фигурок, вложенных одна в другую. Игрушка всем понравилась, и наши мастера решили сделать свою деревянную куклу. Первая матрешка состояла из восьми фигурок. Изображала она девочку в платке и сарафане, с черным петухом в руках. слайд

Кукла получилась на удивление русской, так и хотелось назвать ее русским именем – Дуняша, Маняша, Матрена, Матреша. Так и стали новые игрушки матрешками.

Формочки для матрешек вытачивались на токарном станке слайд из березовых и липовых чурок. Токарь должен быть искусным, ведь есть матрешки, состоящие из пятидесяти и даже из шестидесяти кукол. Самая крупная матрешка – ростом с первоклассницу; самая маленькая – не больше семечка подсолнуха.

Матрешка из Сергиева Посада(Загорская) слайд - настоящая русская красавица, на ней простой русский наряд: сарафан, кофта, передник, платок. Единственное украшение – это нитка красивых бус.

Матрешка из Семёнова слайд родилась в городе Семенове Нижегородской области. У неё очень выразительные глаза, губы, нос, брови, румяные щеки. А еще она очень любит ярко-красные цветы (розы, маки, васильки), между которыми вьются ветки с бутонами. Их можно увидеть на платке, юбке и фартуке.

Матрешка из Полховского Майдана слайд - голова у неё чуть приплюснута, у плеч крутой изгиб. Краски она любит яркие, анилиновые: синие, алые, зеленые. На фартуке расцвел чудо букет, на зеленой ветке цветы шиповника, бутоны, ягоды, фрукты. Голова покрыта платком. У более старых матрешек рук не видно, платок не завязан, а спускается по обе стороны как покрывало. На макушке обязательно крупный цветок из трёх лепестков. В наше время волосы могут быть любого реального цвета, а прежде была традиция рисовать чёрные кудряшки из-под платка .

– Почему русская матрёшка так дорога нам и гостям из разных стран мира? (Традиционная русская игрушка- символ женщины- матери)

- Образ России, нашей Родины, невозможно представить без образа матрёшки.

Физкультминутка

Педагогический показ, рассказ

- Сегодня мы с вами изобразим матрешку .

Учитель демонстрирует выполнение изображения

Для начала нужно расположить лист бумаги вертикально, по центру прорисован силуэт матрёшки .

- Начинаем писать платочек и сарафан нашей матрёшки, после чего рисуем лицо игрушки. Рисуем волосы, предаём лицу выразительность, рисуя глаза, брови и губы нашей матрёшке.

Затем приступаем к изображению цветов на фартучке матрёшки.

Заканчиваем работу над игрушкой, обработкой контуров силуэта матрёшки и декоративных элементов (фломастером, жёстким карандашом).

- А сейчас вы сами будете выступать в роли великих, искусных русских мастеров. Ваша задача нарисовать красивые игрушки.

Физкультминутка

ІІІ. Работа по теме урока

Самостоятельная работа детей. Помощь учителя.

ІV. Выставка работ, оценивание.

V. Рефлексия .

- Чем знаменита деревня Богородское? (Точёными игрушками.)

- Как называется игрушка, которая стала символом богородского промысла? («Кузнецы»)

- Какова особенность федосеевской игрушки? (Она изготавливалась из щепок и лучинок)

- Почему в России очень любят матрёшку? (Это символ нашей Родины, образ женщины- матери- хранительницы домашнего очага и уюта)


Из мягких пород дерева, таких как липа или осина, с помощью специальных инструментов, можно создать классные вещи. Этим занимаются люди с древних времён. Богородская резьба – это как пример русского народного промысла по изготовлению игрушек. Богородские деревянные игрушки хороши даже в нарисованном виде. Предлагаем вместе насладиться их красотой.


Картинка с надписью.


Черно-белая иллюстрация.


Пример Богородской игрушки.


Картинка для срисовки.


Картинка для детей.


Игрушка из дерева.


Картинка для школьников.


Иллюстрация с описанием.


Богородская игрушка во всей красе.


Игрушка со зверьками.


Богородская резная игрушка.


Рисунок для дошкольников в детском саду.


Картинка на урок в 3 класс.

Здесь мы подробно с картинками разберем, как нарисовать дымковскую игрушку. Интересная лошадка с забавным узором – хороший объект для рисования с ребенком, не слишком сложно, при этом результат получится очень ярким и приятным. Также вы можете посмотреть, как нарисовать коня и лошадь.


Начинаем рисовать дымковскую игрушку с вот такой плавной закругленной линии. Эта линия обозначит размер игрушки, длину ее головы и спинки.


Теперь похожей линией рисуем переднюю часть.


Плавными линиями нарисуем контур передних лапок игрушки.


Обозначим положение задней ноги игрушки.


Нарисуем плавную, закругленную ногу на заднем плане, она частично прикрыта туловищем игрушки.


По верхнему контуру нам нужно нарисовать челку лошадки, гриву и хвостик. Можно нарисовать только контур или сразу же раскрасить всю поверхность черным цветом, разницы нет.


Снова черным цветом закрашиваем копытца дымковской игрушки. Толстыми, плавными линиями рисуем сбрую.


Берем зеленый карандаш или фломастер. Рисуем ушки дымковской игрушки. По поверхности лошадки в хаотичном порядке нужно нарисовать круги зеленым цветом.

Продолжаем рисовать характерный для этого стиля узор. Здесь нам понадобится красный и черный цвет, рисуем круги с темным центром.


Нарисуем глаз дымковской лошадки, добавим черных капелек на тело.


Осталось добавить желтые круги с черными полосками в свободные места.


Вот так легко и просто у нас получилось нарисовать дымковскую игрушку для детей. Красивым рисунком можно украсить альбом или стену в комнате.

Развитием мелкой моторики, логики, внимательности и усидчивости у ребенка необходимо заниматься с раннего возраста. Среди проверенных методов обучения – рисование или раскрашивание очертаний фигур. Родители, с целью увлечь своего малыша, используют различные шаблоны для рисования.

Наиболее подходящими для такой цели станут дымковские игрушки. Несмотря на их видимую простоту, они имеют мелкие детали, для росписи которых ребенку нужно будет приложить немало усилий.

Из чего делают игрушку и как раскрашивают

Дымковские игрушки создаются в несколько этапов. Без специальных навыков их не сделать, поэтому процесс изготовления таких поделок детьми обычно контролируется профессиональными мастерами.

Дымковские игрушки. Шаблоны для рисования в детском саду, 3-5 класс, раскраски

Дымковские игрушки. Шаблоны для рисования в детском саду, 3-5 класс, раскраски

На пути к получению качественного результата, игрушку нужно сначала слепить, затем тщательно высушить, обжечь, побелить и красиво расписать. Пропуск одного из перечисленных шагов может привести к тому, что фигурка получится излишне хрупкой или не получится вообще.

Дымковские игрушки лепятся вручную. Несмотря на наличие единых шаблонов для рисования, в действительности ни одна поделка не похожа на свои аналоги, именно по причине индивидуального подхода к их созданию.

Последовательность создания игрушки:

Дымковские игрушки. Шаблоны для рисования в детском саду, 3-5 класс, раскраски

  1. Лепка. Для получения целостной фигурки необходимо слепить по отдельности мелкие детали. На завершающем этапе части общей композиции крепятся на основной корпус игрушки и, при необходимости, корректируются по своей форме или размеру. Такие поделки обычно делаются из смеси, в состав которой входит глина (чаще всего ярко-красная) и мелкий речной песок.
  2. Сушка. После создания глиняной фигурки ее необходимо тщательно просушить. В зависимости от ее размера, этот процесс может занять от 3-5 дней до месяца. Сушка дымковской игрушки требует соблюдения ряда требований, касающихся температуры и влажности воздуха в помещении, где она будет находиться.
  3. Обжиг. Современные мастерские имеют специализированные печи, позволяющие мастерам преодолевать этот этап быстро и максимально безопасно. В результате обжига глиняная поделка обычно меняет свой цвет и становится светло- или красно — коричневой.
  4. Отбеливание. Для того, чтобы при окрашивании игрушки не происходило смешение цветов, ее необходимо выбелить. Для придания поделке равномерного молочного окраса, используют специальное вещество, в состав которого входит мел и молоко. В результате химических процессов, происходящих по мере скисания молочного раствора, поверхность фигурки становится ровной, твердой и имеет ровный тон.
  5. Роспись. Расписывают дымковские игрушки акриловыми красками или раствором, предназначенным для росписи керамики. Их цветовая гамма максимально яркая и включает все необходимые оттенки. По правилам, роспись таких поделок начинается с глаз, бровей и волос. Только после придания фигурке «человеческого вида» следует приступать к раскрашиванию остальных деталей. Традиционно при росписи таких игрушек мастера используют геометрические фигуры.

Простые раскраски дымковских узоров для маленьких детей

Дымковские игрушки (шаблоны для рисования, в частности) следует выбирать, опираясь на возраст ребенка, который будет с ними работать.

На развитие детей благотворно повлияет роспись крупных составных частей рисунка, используя при этом самые насыщенные цвета.

Среди наиболее популярных вариантов таких картинок:

Сложные раскраски с большим количеством мелких элементов

Дымковские игрушки. Шаблоны для рисования в детском саду, 3-5 класс, раскраски

Дымковские игрушки (шаблоны для рисования также, как и рисунки для раскрашивания, находятся в свободном доступе в Сети), ввиду многообразия своих вариантов, можно использовать в работе и с более старшими детьми.

Для школьников, посещающих 3 – 5 класс, интересным будет раскрашивать более сложные узоры с большим количеством мелких деталей.

Педагоги рекомендуют обратить внимание родителей на следующие картинки:

Дымковская игрушка Барыня

Дымковские игрушки (шаблоны для рисования помогут детям овладеть художественными навыками) у взрослых людей ассоциируются с фигуркой барыни. Шаблон для рисования с изображением женщины в красивом наряде научит ребенка вырисовывать детали, создающие реалистичное лицо человека, и детали его одежды.

Барыня может выглядеть по-разному:

  • с младенцем в руках;
  • с коромыслом;
  • с самоваром;
  • на коне.

Выбирать наиболее подходящий вариант стоит, опираясь на опытность и возраст детей, которые будут работать с шаблоном. На первоначальном этапе оптимально дать ребенку дорисовать простейшее изображение женщины без лишних деталей.

Например:

Дымковские игрушки

Петухи

Петухи, нарисованные в стиле дымковской игрушки, также могут выглядеть по-разному. На некоторых шаблонах они изображаются во весь рост, на некоторых – только верхняя часть туловища.

Традиционный вариант выглядит так:

Уточка

Дымковские игрушки. Шаблоны для рисования в детском саду, 3-5 класс, раскраски

Лошадь

Козел

Дымковские игрушки. Шаблоны для рисования в детском саду, 3-5 класс, раскраски

Олень

Индюк

Дымковские игрушки. Шаблоны для рисования в детском саду, 3-5 класс, раскраски

Занятия с использованием шаблонов для рисования, в частности дымковских игрушек, не просто развивают в ребенке творческие (художественные) навыки, но и стимулируют его внимательность к деталям и кропотливость в выполнении поставленных задач.

Зная, какие заготовки использовать, а также, как именно с ними работать, правильно организовать занятие с ребенком будет под силу даже родителю в домашних условиях.

Оформление статьи: Светлана Овсяникова

Видео на тему: дымковские игрушки

Дымковская игрушка из глины «Птица»:


Русские народные игрушки, как правило, изготавливаются либо из дерева, либо из глины. Впрочем, к ним же можно отнести и тряпочные куклы, которые используются для театральных представлений. Но игрушка это не всегда предмет для игр, она может быть и декоративным предметом и даже мишенью для рисования. Именно для изобразительного творчества и подходят картинки из этой статьи.


Изображение без фона.


Картинка с народной игрушкой.


Лёгкая срисовка для детей.


Срисовка для кисточки и акварели.


Можно нарисовать фломастерами или карандашами.


Картинка для детей.


Для рисования красками.


Рисуем русские народные игрушки.


Картинка с дымковской игрушкой.


Разнообразие русских игрушек.


Народная игрушка.


Рисунок на листе бумаги.


Игрушки народных промыслов.

Читайте также: