Народная игрушка свистулька птичка описание

Обновлено: 14.05.2024

Эти игрушки родом из деревни Петровской, Сусанинского района, Костромской области. На Костромской земле всегда были хорошие глины и успешно развивался гончарный промысел. Гончарное ремесло было распространено повсеместно, а центр был в деревне Петровское. Надо отметить, что игрушки делались из остатков глины после изготовления посуды.

Во второй половине XX века стал пропадать спрос на глиняную посуду, и промысел стал угасать. Мастера перешли только на свистульки да игрушки, но среди молодёжи почти не нашлось продолжателей и этого. Так почти утратилась и известная когда-то Петровская игрушка. В середине XX века в двух когда-то самых промысловых деревнях Сусанинского района оставалось по одному мастеру, продолжающему традиции промысла, — Павел Алексеевич Иванов (1908–1984 г.г.) и Александр Васильевич Зайчиков (1902–1979 г.г. ).

Сегодня их игрушки — музейная редкость и гордость коллекционеров. В наше время Петровская игрушка активно возрождается. Среди мастеров известен Михаил Шмаров, который проводит много мастер-классов, участвует в различных выставках. В деле возрождения Петровской игрушки большая доля принадлежит студии «Весна», которую основала Людмила Николаевна Гладких, ведущий педагог по традиционной глиняной народной игрушке и керамике.

В течение многих столетий модулем при изготовлении глиняной игрушки служила кисть ребенка. Ребенок должен был свободно держать свистульку в руке, поэтому изначально свистульки не превышали по высоте 8—9 сантиметров. Петровскую игрушку можно отнести к разряду музыкальных инструментов, ранее ее использовали еще и как оберег. На свистульках по бокам делают от двух до шести отверстий, по очереди зажимая которые, можно наигрывать музыку.

Мокошь на коне-тянитолкае. Тема выбора пути в простой игрушке: две стороны - Добро и Зло, всаднику выбирать куда поскачет конь .

Мокошь на коне-тянитолкае. Тема выбора пути в простой игрушке: две стороны - Добро и Зло, всаднику выбирать куда поскачет конь .

Игрушки на трех или четырех опорах — две или три ножки и хвостик-свисток. Свистульки - обязательно для всех игрушек. Часто используемые образы: волшебные птицы, кукушка, петухи, гусь, конь и олень, царь, женщина, мужики с гармошками и балалайками. Современные мастера делают и колокольчики, и просто фигурки, но редко. Изображения людей архаичны, среди них стоит отметить изображения бабы с поднятыми к солнцу руками,это Мокошь. Мокошь - языческая богиня, очень древний образ существующий и сегодня.

Орнамент на игрушки наносится палочкой-пиской, ножом или ногтем. Это ёлочки, ромбики, знаки и символы. Вид такой рельефной отделки, выполненный вдавливанием-тиснением археологи называют «ямочным», существует тысячелетия для орнаментирования посуды и вот, в петровской игрушке сохранился до наших дней.

Чаще использовали специальные штампики - писки для нанесения узора. Эти штампы, сделанны из глины или дерева. Их форма разнообразна: встречаются писки овальные, круглые, кольцевидные, спиральные, прямоугольные, звездообразные, крестообразные.

Цвет глины до обжига светлый, коричнево-красноватый, а после обжига - оранжево-серый. Главное отличие глиняной Петровской игрушки от других - это коричнево-зелёный цвет глазури из свинцового сурика.

10. Новоторжская (Тверская) игрушка

Новоторжский промысел находится в г. Торжок Тверской области. Город и его окрестности всегда были богаты своими глинами. У новоторжской игрушки тоже есть свои замечательные эстетические достоинства. И хотя эта игрушка имеет авторские истоки, всё же она основана именно на народных традициях.

Сведений о том, как выглядела древняя тверская глиняная игрушка, мало. Лепили, говорят, гончары своим ребятишкам уточек, барашков, мужика с медведем, ту же свистульку, но заметного следа это занятие не оставило. В целом, это были обобщённые образы, без деталей. Игрушки, в основном это были свистульки, делались из местных красных глин, украшались "чешуйками" - налепами.

Торжокская игрушка возродилась благодаря Галине Алексеевне Климовской. Художник, искусствовед, неутомимый исследователь и краевед, она воссоздала игрушку практически по черепкам. Г. А. Климовская вскоре создала мастерскую, где стала обучать мастериц.

В1975 году в Торжке, в объединении «Народные художественные промыслы» открылся цех по производству глиняных игрушек. Г. А. Климовская назвала их «новоторжские». В цеху работал коллектив авторов-мастеров, которые и создавали эскизы новоторжских игрушек, разрабатывали свой неповторимый стиль: Лилия Михайловна Заварзина, Нина Петровна Стекольникова, Нина Николаевна Никонорова, Татьяна Николаевна Сендеркина и другие. Сейчас дело Галины Климовской продолжают народные умельцы, среди которых профессиональный музыкант, специалист по традиционной народной культуре, профессор, заведующий кафедрой народного художественного творчества Тверского филиала ГАСКа Владимир Иванович Ситников, занимающийся глиняной игрушкой уже лет тридцать.

Родилась не имеющая себе подобных броская, яркая, как канарейка, декоративная свистулька: веселые петухи, фантастические птицы-павы, индюки, уточки, пеночки, зяблики, собачки. Торжокскими игрушечниками разработано более 70 видов изделий.

Их лепят вручную разных видов, обжигают в электромуфельных печах и затем расписывают гуашью, разведенной на специальной эмульсии , которая сохраняет цвет и придает устойчивость краске.

Особенности не в форме игрушке и расцветке: роспись покрывает не всю поверхность изделия, покрывается игрушка характерными "капельками"-налепами.

Краски используются разные. В цеху фабрики расписывают игрушки по эскизам. Авторская игрушка расписана по вкусу мастера. Рыночные отношения заставляют мастеров расписывать игрушку ярко, броско. Заметность залог хороших продаж!

11. Солецкая (Новгородская) игрушка

Эти игрушки делали в городе Сольцы Новгородской области . Небольшой городок Сольцы известен с XIV века . Он расположен близко к Новгороду и всегда был одним из новгородских посадов. Гончарство было развито в Сольцах с момента основания - здесь были месторождения глины. Глиняная игрушка в Сольцах изготовлялась для императора Петра I. Он заказывал фигурки из глины у здешних мастеров для своего окружения.

Для новгородских младенцев мастерили маленькие глиняные писанки (расписные яйца) с шариком внутри. Несколько таких погремушек нашли археологи. Еще одна игрушка - свистульки в виде птичек. Птичек, как и лошадок, покрытых красивой блестящей поливой (краской), можно было купить на торгу, а можно самому слепить из глины и высушить на солнце.

Археология Новгорода открыла миру деревянные и глиняные игрушки древней Руси, ставшие эталонным источником информации по истории русской культуры и искусства Х – ХV вв. В коллекции глиняных фигурок есть изображение кентавра (по старорусски китовраса), лошадок и коников, собачек, медведей и птиц (кур, уток, гусей), покрытых зеленой поливой, Часть из них относится к звучащим игрушкам – это погремушки и свистульки. Подобные формы игрушек встречаются в последующих веках и других территориях соседствующих с Новгородскими землями.

Свистулька "Петух". Местный глиняный петушок, по воспоминаниям старожилов, окрашивался в желтый цвет, а поверх наносились красные, золотистые и синие полоски-перья. Имели пунцовые гребни и грудь колесом, раскрытые или сложенные крылья. Курочки были с более скромным нарядом.

Свистулька "Петух". Местный глиняный петушок, по воспоминаниям старожилов, окрашивался в желтый цвет, а поверх наносились красные, золотистые и синие полоски-перья. Имели пунцовые гребни и грудь колесом, раскрытые или сложенные крылья. Курочки были с более скромным нарядом.

Самыми распространенными фигурками солецкой игрушки были курочки и петушки. У курочек крылышки всегда прижаты. Именно эти игрушки-свистульки курочки и петушки дошли до начала XX в. Ещё один интересный факт: петухами называли не всех глиняных птиц, а лишь птиц «мужского рода», курицы же именовались пету́шками ( ударение на втором слоге).

Один из распространённых образов – свистулька рыба – символ водной стихии Солецкого района: ручьев, рек и озер, затаившихся в глухих лесах, и, конечно же красавицы реки Шелонь, на берегах которой вот уже более шести столетий расположен небольшой, но удивительно красивый городок Сольцы. Рыбы и петушки выполнены в уникальной цветовой гамме – желтый цвет фона, золотистые, красные и синие линии и точки. Эти цвета и линии символизируют силы природы – солнца и воды.

До войны игрушки-свистульки были в каждом доме. После войны они исчезли. А последний известный гончарных дел мастер Иван Артемьевич Андреев в 60-х годах прекратил заниматься этим ремеслом. К наиболее архаичным по форме относятся изделия Матвея Тимофеевича Тимофеева (1891–1967) скульптурная пластика которых восходит к образцам древней Новгородской игрушки XI-XV веков. Это установлено при анализе форм изделий — тулово птичек каплевидной формы, минимум налепов и декора поверхности.

Инициаторами проекта «Солецкая глиняная игрушка», последовательно его осуществлявшие в последние годы, были сотрудники местного краеведческого музея, т.е. специалисты. И это очень важно. Особое место среди них занимает один из авторов этого проекта, художник-керамист С. В. Скирченко, который воплотил старые образы новгородской игрушки и снова вернул их к жизни. В результате бесед со старожилами Сергею удалось выяснить, как выглядела игрушка. Были созданы эскизы, и похожесть образов подтверждалась очевидцами.

Это были петушки, утицы, барашки. Так же были и городские темы — барышни, солдаты, пары. Такую игрушку называют «комодная». Местные старожилы ещё помнили, как выглядела Солецкая глиняная игрушка, выпускавшаяся в 1930-х в цехах разнопромысловой артели инвалидов. Специалисты и искусствоведы сегодня признали Солецкую игрушку Скирченко в качестве восстановленного промысла.

Современная новгородская игрушка продолжает сложившиеся художественные традиции, узнаваема и имеет собственные отличия. Конечно, во многом это игрушка авторская, название дано по имени города. Она создана краеведом как память о традиционной народной игрушке Новгородчины, которая реально существовала в прежние века. Она по-прежнему содержит в себе множество функций: как забава для детей, средство их воспитания, подарок и обрядовый культовый символ. Ее сегодняшнее предназначение заложено потребностями современной моды и нашим бытом. Так можно сказать о большинстве игрушечных промыслов России.

12. Романовская (Липецкая) игрушка

Это традиционный русский народный промысел изготовления глиняных игрушек- свистулек , сформировавшийся близ села Романово на территории Липецкой области России .

В 1614 году близкий родственник царя Михаила Фёдоровича Романова Иван Никитович построил на городище (существует с XVI века) острог, и селение стало называться городом Романов.В XVIII веке город Романов был преобразован в село Романово – ныне Ленино. Древнейшие из найденных образцов игрушки датируются XVII веком .

Обломки игрушек многие жители села находят на своих огородах до сих пор и по этим осколкам восстанавливают игрушки.

Обломки игрушек многие жители села находят на своих огородах до сих пор и по этим осколкам восстанавливают игрушки.

В Романове быстро появились гончары: вокруг было достаточно разнообразной глины, подходящей для изготовления посуды - белой, чёрной, красной и жёлтой.

Мастера начали лепить для души глиняные игрушки со свистками – свистульки. Для них использовали только чёрную глину – наиболее прочную и послушную в руках. Эти игрушки-свистульки стали по местности называться «романовскими».

Игрушки ранние и XIX века отличаются и по форме, и по содержанию. Сюжетно-образную основу для глиняных свистулек к началу XIX века составляли лошадки, коровы, бараны, петухи, олени, солдаты в папахе и барыни в капоре . Игрушки покрывались жёлтой, зелёной, коричневой поливой ( глазурью ) или красились краской.

Изменения происходят в XIX веке, с открытием Липецкого курорта. Публика в городе появляется богатая, разнообразная, нарядно одетая. Сохраняя старые традиции, мастера начинают лепить новые сюжеты: офицеров в парадных мундирах , нарядных дам , богатые выезды в колясках и каретах .

Игрушка-свистулька

Отношение к свистульке как к детской забаве возникло сравнительно недавно. В древние, языческие времена глиняная игрушка была магическим инструментом, способным вызвать ветер и вместе с ним дождь, отпугнуть нечистую силу. В чем же заключается магическая сила свистульки? Игрушка-свистулька – это музыкальный инструмент, распространенный по всему миру и выполненный из различных материалов (дерева, глины, пластмассы, фарфора и прочих). Первые глиняные свистульки появились в VIII веке до нашей эры. В древности такие глиняные изделия использовались в религиозных культах для отпугивания нечистой силы. А с развитием культуры и утратой своего обрядового смысла, свистульки стали использоваться в качестве музыкального инструмента, а также в качестве народной игрушки.

Описание игрушки

Традиционно для изготовления свистульки использовали ту же глину, что и для гончарной посуды, тщательно выбирая все посторонние вкрапления: камешки, корешки и т.п. Из хорошо промятой глины игрушки лепили, как правило, в дни обжига, когда у гончара появлялось свободное время. Чем-либо иным, более трудоемким, ему было трудно заняться, так как горн или печь требовали постоянного внимания. Глиняные игрушки-свистульки, как правило, лепили в виде зверей, характерных для той или иной местности. Это могли быть птицы, дикие и домашние животные, а также герои народных сказок и былин. Известно три вида игрушек-свистулек:

• Сосудообразные, со свистком в подставке – самые распространенные свистульки на всех континентах.
• Водяные «свистульки-соловьи» – отличаются от других тем, что внутрь игрушки необходимо залить немного воды, и тогда издается особый свист, похожий на соловьиный.
• Глиняные свистульки, самые распространенные и характерные для всех стран постсоветского пространства, среди которых самые распространенные – это филимоновские и дымковские игрушки. Филимоновские игрушки-свистульки отличаются от дымковских более простыми орнаментами, в то время как дымковские игрушки имеют более сложные узоры, но, в то же время, кажутся более сдержанными.

Глиняные свистульки-подвесы в виде разных животных — кота, собаки, лошадки, барашка, бычка, развлекут ребенка веселым свистом и порадуют своим очаровательным видом. Для удобства игры свистульки имеют веревочки, поэтому с ними можно бегать и не бояться, что глиняная свистулька упадет и разобьется.

Как играть?

Глиняные игрушки, изображающие животных, таких как лошадки, свистульки-столбики, рогатые животные могут стать персонажами сказки или истории, которую дети изобразят прямо на столе или на полу и разыграют с ними маленький спектакль. В такие игры могут играть дети с 4-5 лет. Пусть ребенок попробует подуть в свистульку, зажмет одно отверстие, сразу два. Вскоре малыш поймет, что звуки при зажатии одного или нескольких отверстий различаются, и он сможет импровизировать и сочинять разные мелодии.

Плюсы и минусы

Игрушки-свистульки помогают детям избавиться от психической напряженности, развивают слух, чувство ритма, легкие и даже мелкую моторику рук. Однако выбирать свистульку для своего ребенка нужно очень внимательно. Потому как слишком громкий звук, наряду с некоторыми его тональностями или вибрациями могут негативно сказаться на слабой психике ребенка. Сегодня свистульки в качестве детской игрушки не очень популярны. Такие игрушки обычно привозят в качестве памятных сувениров и хранятся они преимущественно дома в шкафах или на сувенирных полках, а не среди детских игрушек. Однако по всей России проводятся выставки, посвященные глиняным свистулькам, в их числе Международная выставка глиняной свистульки «Свистульки мира», выставка «Почему свистит свистулька?» и выставка «Глиняные свистульки мира».

Новый век

Свистульки становятся предметом для коллекционирования, так в частных коллекциях можно обнаружить как самые древние экземпляры таких игрушек, так и свистульки современного производства. Главное для коллекционеров: оригинальность, уникальность и, конечно, качество изделия. Сегодня производят свистульки в самых разных местах.

Производство

На заводах дымковской и филимоновской игрушки можно найти красиво расписанные экземпляры свистулек, выполненные мастерами вручную. Есть компании, которые производят свистульки для детей, среди таких производителей Taowa, «Мастерская Сереброва» и Djeco.


Бытуя с древнейших времен, игрушка занимала большое место в жизни любого общества. Ведь именно с игрушки начинается познание мира человеком.

Свистулька – одна из очень старых, повсеместно и широко распространенных игрушек, превращающихся в умелых руках в музыкальный народный инструмент. Форма свистулек разнообразна: птицы, лошади, собаки, кошки и другие животные.

На Руси свистульки появились не позднее X века. Они представляют сбой сочетание про­стейшего музыкального инструмента (свистка-гудушника, свистка-сопелки) и скульптурного изоб­ражения какого-либо зооморфного, а возможно, и мифологического персонажа. Ле­пилась такая игрушка на пальцах из одного куска глины. Основное искусство мастера заключалось в создании ее полой звуковой части – свистка. Сек­рет чистого и насыщенного звука зависел от ряда причин и, прежде всего, от правильного располо­жения воздуходувного канала в мундштуке и на­ходившегося под ним отверстия для выхода час­ти воздуха.

Удивительное дело, но, пролежав сотни лет в земле, эти игрушки и сегодня поражают звонким и объемным звучанием, значи­тельно отличаясь от своих современных аналогов. Причем в зависимости от размера полой части иг­рушки звук мог быть высоким пронзительным или более низким басовитым.

Наши игрушки – свистульки представлены в форме птичек, отличающиеся большим музыкальным достоинством. Датируются XV - XVI веком создания. Найдены они были в деревнях Хотебцово и Захряпино на размыве Рузского водохранилища. Сзади, обычно в хвосте, находится пригубник со щелевидным отверстием для дутья. Рядом с ним, внизу (под хвостом) или вверху (на спине фигурки), находится пищик. Без него свистулька нема, она свистеть не будет. А по бокам – два игровых отверстия лада, ими можно варьировать звук, получая незамысловатую мелодию.

В древности звучащие глиняные изделия служили средством общения с духами и являлись предметами культов, участвуя в религиозных ритуалах. В языческие времена глиняная игрушка была магическим инструментом, способным вызвать ветер и вместе с ним дождь, отпугнуть нечистую силу. Однако этому нет прямых доказательств.

Археологические находки, включая самые ранние обнаруженные русские свистульки, являлись детской забавой. Они имели грубое оформление мундштука, плавающую интонацию и маленький диапазон, поэтому не могли быть инструментами для полноценного музицирования. Тем не менее, они участвовали в некоторых ритуалах, но именно в качестве игрушки, а не звучащего инструмента. Например, на вологодских свадьбах использовали игрушечных коней, зайцев и птиц из глины: их ставили на свадебный стол на подносе для сбора денег у гостей.

Есть версия, что игрушка переманивает на себя хворь. Возможно, свистульки выполняли обережную функцию – своим шумом и свистом они отгоняли от ребенка злых духов. Однако, на наш взгляд, основная функция детской свистульки – тренировка легких и артикуляционного аппарата ребенка. На это значение указывает их повсеместная распространенность и устойчивое бытование.

На Руси свистулька почти всегда сопровождала гончарный промысел. Любой горшечник мог сделать глиняный свисток, даже если производство глиняной игрушки не было обыкновением в данной местности. Веселый, звонкий свист и музыкальные трели глиняных соловьев всегда раздавались на всех ярмарках – сразу было понятно, куда идти за новой крынкой или макитрой. Свистулька привлекала к гончару покупателей.

Постепенно изготовление глиняной игрушки развивалось, к нему привлекались жены и дети мастеров. В некоторых промыслах производство игрушки обособляется от гончарного, обретает самостоятельность. И сегодня игрушка продолжает существовать даже там, где потребность в глиняной посуде исчезла вместе с умением обращаться с гончарным кругом.

Лепим глиняную свистульку «Петушок», фото № 1

Форма петушка интересна тем, что на мастер-классе идет ознакомление с разными техниками работы с глиной: лепка формы, приклеивание деталей, работа с инструментом для декорирования и пробивания отверстий для звука, плюс раскраска изделия, но это уже после сушки-обжига, то есть отдельный мастер-класс.

Что необходимо:

Рабочее место — небольшой столик, на котором можно поставить посудину с водой и 2-3 дощечки для пластилина.

Одежда — любая удобная, по сезону. Лучше, чтобы рукава легко было закачать или подтянуть. С рук глина мигом стирается, а с ткани придется оттирать или отстирывать. Для детей желательно фартук.

Материалы — гончарная глина, техническая вода (водопроводная).

Инструмент — дощечка для работы с пластилином; круглый деревянный профиль 1-2 см в диаметре (вроде ручки от шила); деревянная пичужка (узкая плоская палочка, сужающаяся к концу); зубочистка или палочка небольшого диаметра; корпус или заряд от ручки; узкий шпатель для замеса шликера из глины (можно стоматологический или что-то плоское); целлофановый пакет или крышка от косметических средств (если требуется долго хранить шликер); емкость для воды; кухонная губка; тряпка-полотенце.

Лепим глиняную свистульку «Петушок», фото № 2

Основные этапы:

Вкратце схема изготовления выглядит так: катаем из глины шарик, надеваем его на палочку (грибочек), немного раскатываем корпус (стаканчик) и поднимаем головку птички. Далее снимаем заготовку с палочки, стягиваем открытый край и клеим хохолок. Затем пробиваем отверстия для формирования звука, декорируем и подписываем изделие.

Лепим глиняную свистульку «Петушок», фото № 3

Итак, закатываем рукава и приступаем.

1. Отрезаем небольшой кусочек глины и катаем из него шарик. Небольшие неровности допустимы, но общая форма должна быть круглой.

Лепим глиняную свистульку «Петушок», фото № 4

2. Кладем шарик в ладошку и надавливаем палочкой посередине. Нужно почувствовать через глину, что палочка уже близко, то есть толщина стенки будет до 1 см.

Лепим глиняную свистульку «Петушок», фото № 5

3. Раскатываем край глины вдоль палочки, чтобы сделать из грибочка стаканчик. Важно, чтобы получилась более-менее ровная толщина стенок. Для этого достаточно раскатать совсем немного глины, удлиняя край на 1-2 см.

Лепим глиняную свистульку «Петушок», фото № 6

4. Поглаживаем глину с небольшим нажимом в направлении одной точки. Сначала лучше вести большим пальцем в направлении указательного, зафиксированного вокруг выбранного места. Как только глина поднимается бугорком, можно сдавливать ее аккуратно уже двумя пальцами — большим и указательным. Задача — придать общие очертания шеи-головы.

Лепим глиняную свистульку «Петушок», фото № 7

Нюансы: Рабочий палец увлажняем в мочалку, как только глина перестает гладиться и начинает отламываться или тянуться за пальцем. Если макать в воду, на поверхности будет грязь, а стенка пропитается влагой и ее будет труднее пробивать для свиста. Другая крайность — чересчур сухая глина. Если площадь прилегания руки (ладони) к глине большая, то масса нагревается и быстро отдает влагу. Чтобы избежать этого, лучше касаться поверхности изделия кончиками пальцев, время от времени макая их во влажную губку.

5. Вынимаем палочку. Если она прилипла, нужно охватить одной рукой заготовку, чтобы была максимальная площадь контакта, а другой взять палочку и вращать руки в разных направлениях — так меньше шансов деформировать общую форму.

Лепим глиняную свистульку «Петушок», фото № 8

6. Закрываем камеру и прилаживаем хохолок.

Чтобы закрыть камеру, неподготовленному человеку сначала можно потренировать пальцы. Поставьте одну ладошку на край другой, чтобы пальцы смотрели прямо от вас. Ладони формируют чашечку, в нее можно положить губку и понажимать ее большими пальцами, удерживая их вместе (см. видео в конце, как это сделать).

Лепим глиняную свистульку «Петушок», фото № 9

Точно такими же движениями следует закрыть края стаканчика. Кладем его в ладоши дном к себе, а отверстием от себя. Начинаем понемногу сдавливать стенки от середины стаканчика, плавно его поворачивая. После первого круга пальцы смещаются ближе к дальнему краю и усилие увеличивается. На третьем-четвертом кругу стенки должны сойтись и их нужно плотно прижать и загладить.

Лепим глиняную свистульку «Петушок», фото № 10

Чтобы приклеить хохолок, нужно подготовить шликер. Это специальный клей, сделанный из глины того же сорта с добавлением воды. Сделать его очень просто. Немного глины раскатываем в блин, продавливаем в нем рельеф и выдавливаем несколько капель воды из губки. Берем шпатель и перемешиваем до однородной массы, напоминающей по консистенции густую сметану. При необходимости добавляем воду или немножко глины.

Лепим глиняную свистульку «Петушок», фото № 11

Сделать сам хохолок очень просто. Раскатываем из глины небольшую колбаску и режем ее на три части разного размера. Катаем из каждой шарик, а затем сдавливаем его края, чтобы получилась капелька. Делаем узкую часть немного плоской, чтобы увеличить площадь прилегания к голове петушка — так хохолок лучше приклеится.

Лепим глиняную свистульку «Петушок», фото № 12

На низ подготовленных капелек наносим немного шликера и размазываем его равномерно, как масло по хлебу. Прикладываем их поочередно к поверхности изделия, начиная с самой большой (зеленая на рисунке). Немного прижимаем, чтобы контакт был плотный. Далее заглаживаем края стыков закругленной палочкой или ножиком, в идеале — металлическим шпателем. Такой инструмент обычно используют стоматологи, и его можно найти в аптеках, торгующих медтехникой.

Лепим глиняную свистульку «Петушок», фото № 13

Если вы уверены, что форма не повредится, можно приклеить хохолок уже после того, как будет сделано отверстие для звука.

7-8. Пробиваем рассекатель воздуха. Это узкая кромка, разделяющая поток вдуваемого в камеру воздуха. Чтобы её сделать, используем пичужку — узкую сужающуюся палочку.

Чтобы сделать пичужку, можно приспособить палочки для суши. Длинная палочка неудобна в руке, разрезаем её пополам и состругиваем один край канцелярским ножиком. Выравниваем поверхность наждачкой, сначала более грубой, зернистость 240, затем 500-800. Если палочки для суши были сделаны из бамбука, даже тонкая пичужка будет прочной, хотя и бамбук со временем износится.

Прикладываем пичужку под углом 45 градусов к низу петушка, на линии, где сплошная глиняная масса хвостика переходит в камеру внутренней пустоты. Пробиваем стенку и выравниваем пичужку, чтобы вынуть ее уже под углом 90 градусов. При этом крайне важно сохранить линию рассекания воздуха, поэтому с усилием тянем пичужку от нее к хвостику. Можно тянуть пичужку от себя или к себе — но усилие прикладывать так, чтобы при выравнивании сохранить остроту рассекающего края.

Лепим глиняную свистульку «Петушок», фото № 14

Лепим глиняную свистульку «Петушок», фото № 15

9. Пробиваем той же пичужкой тоннель в направлении линии рассекания воздуха. Прикинув на глаз, где она должна выйти, плавным движением ведем палочку от хвоста к заветной точке. Не нужно качать палочку, если выходит не туда. Так получится широкий тоннель, из которого не пойдет звук.

Лепим глиняную свистульку «Петушок», фото № 16

Лепим глиняную свистульку «Петушок», фото № 17

Если пичужка упирается в глину немного ниже линии рассекания воздуха, продолжаем движение, чтобы срезать излишек. Если вышла выше, можно повернуть весь хвостик, не вынимая пичужки, чтобы она касалась заветной линии. Если палочка вышла в живот, нужно оставить ее в хвостике, придерживая, чтобы не шаталась, и прижать к ней глину сверху под острым углом. То есть так линия рассекания воздуха опускается, чтобы встретиться с потоком воздуха из тоннеля.

Аккуратно и плавно вынимаем пичужку и пробиваем зубочисткой два отверстия по бокам петушка. Закрывая и открывая их, можно играть на глиняной свистульке разные мелодии.

Лепим глиняную свистульку «Петушок», фото № 18

Финальный этап — декорирование петушка. Лучший вариант — рельефное тиснение. Для того, чтобы нарисовать глазки, достаточно легонько вдавить в поверхность заряд или корпус от ручки. Прижимая под разными углами стеки, можно добиться самых причудливых узоров. И тут лучше не сдерживать фантазию строгими предписаниями, ведь на то оно и творчество, чтобы радоваться собственным открытиям.

Лепим глиняную свистульку «Петушок», фото № 19

Далее следует сушка и обжиг. Чтобы изделие высохло, обычно достаточно 2-3 дней при комнатной температуре. Затем отправляем его в гончарную печь, чтобы прожарить на 900-1000С. Если этого не сделать, петушок будет петь и его можно даже разрисовать, но изделие будет более хрупким, чем обожженное, а при попадании в воду размокнет и станет комочком глины.

Потом, после обжига, можно и разрисовать петушка в любые красочные узоры. Для окрашивания нужен акрил по керамике и стеклу. Такие краски иногда требуют нагревания, чтобы красящее вещество и поверхность сплавились, но эта процедура требует нагрева всего в 100-150 градусов и ее можно выполнить и дома. Или используем краски, не требующие спекания.

Лепим глиняную свистульку «Петушок», фото № 20

Лепим глиняную свистульку «Петушок», фото № 21

Обращаем Ваше внимание, что в соответствии с Федеральным законом N 273-ФЗ «Об образовании в Российской Федерации» в организациях, осуществляющих образовательную деятельность, организовывается обучение и воспитание обучающихся с ОВЗ как совместно с другими обучающимися, так и в отдельных классах или группах.

Проектно - исследовательская работа на тему: «И С Т О Р И Я И Г Р У Ш К И.


Курс профессиональной переподготовки

Пожарная безопасность


Курс повышения квалификации

Методика работы с информационными ресурсами глобальных и национальных сетевых поисковых сервисов библиотек и информационно-библиотечных центров в условиях реализации ФГОС


Курс повышения квалификации

Основы издания детских книг в рамках проектной деятельности в школе


«Многозадачность учителя: направления, функции и подходы к реализации»

Рабочие листы и материалы для учителей и воспитателей

Более 2 500 дидактических материалов для школьного и домашнего обучения

Описание презентации по отдельным слайдам:

Проектно - исследовательская работа на тему: «И С Т О Р И Я И Г Р У Ш К И.

Проектно - исследовательская работа
на тему:
«И С Т О Р И Я И Г Р У Ш К И.
Р У С С К И Е Н А Р О Д Н Ы Е С В И С ТУ Л Ь К И ».
Авторы работ: Трушина Мария,
Блинников Артём, Скуратова Вероника.
Ученики 2«Б» класса
Руководитель: Ирова Нелли Алексеевна
ДЕПАРТАМЕНТ ОБРАЗОВАНИЯ ГОРОДА МОСКВЫ
ВОСТОЧНОЕ ОКРУЖНОЕ УПРАВЛЕНИЕ ОБРАЗОВАНИЯ
ГОСУДАРСТВЕННОЕ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЕ УЧРЕЖДЕНИЕ
ШКОЛА № 1022
Москва 2014г.

Авторы проекта:

Свистулька в древние времена. СВИСТУЛЬКА – фигурное (обычно в виде пт.

Свистулька в древние времена.

Использование свистулек. С языческих времен их использовали, как магиче.

С языческих времен их использовали, как магические инструменты для вызывания в летнюю жару ветра и дождя.

Свистулька в современное время.Впоследствии свистульки утратили свое обрядово.

Свистулька в современное время.
Впоследствии свистульки утратили свое обрядовое значение, превратившись в детскую забаву.

Два направления развития свистулек. Развитие свистульки пошло по двум напра.

Два направления развития свистулек.
Развитие свистульки пошло по двум направлениям :
Духовой музыкальный инструмент и народная игрушка.

Духовой музыкальный инструмент. Окарина — древний духовой музыкальный инст.

Духовой музыкальный инструмент.

Окарина — древний духовой музыкальный инструмент, глиняная свистковая флейта, небольшая камера в форме яйца с отверстиями для пальцев. Выполняется в керамике.
7

Народная игрушка. Народная игрушка - свистулька является самостоятельным обра.

Народная игрушка.
Народная игрушка - свистулька является самостоятельным образом в виде птицы или какого-нибудь зверька и частью образа.

Дымковская игрушка - свистулька. (слобода Дымково, сегодня это район города.

Дымковская игрушка - свистулька.
(слобода Дымково, сегодня это район города Кирова).
Дымковская игрушка - один из самых старинных промыслов России. Название игрушки происходит от слободы Дымково.

Дымковская игрушка - свистулька. Имела формы различных животных: медведь.

Дымковская игрушка - свистулька.
Имела формы различных животных: медведь, козёл, баран, олень. Такие глиняные фигурки-свистульки лепили женщины и девочки задолго до праздника.

Суджанские свистульки (Курская обл. г.Суджа). Город Суджа Курской об.

Суджанские свистульки
(Курская обл. г.Суджа).

Город Суджа Курской области на реке Суджа. В основном свистульки: птицы, фигурки людей, фантастические животные.

Абашевская игрушка. (село Абашево Беднодемьяновского района Пензенской област.

Абашевская игрушка.
(село Абашево Беднодемьяновского района Пензенской области).
В Абашево игрушечным промыслом занимались мужчины. Отличительной особенностью абашевской игрушки является роспись.

Романовские свистульки (Липецкая обл.) Имя этим игрушкам дал город Романо.

Романовские свистульки
(Липецкая обл.)
Имя этим игрушкам дал город Романов.
Они не похожи ни на какие другие. Почти все — со свистками. Раскрашены неярко, обычно в четыре цвета — жёлтый, красный, зелёный, чёрный.

Филимоновские свистульки (Тульская обл., Одоевский район, дер.Филимоново).

Филимоновские свистульки
(Тульская обл., Одоевский район, дер.Филимоново).
Характерная особенность – вытянутые пропорции из-за свойств глины и условий обжига, роспись яркими разноцветными полосками.

Филимоновские свистульки.Для игрушки использовали нежирную, но пластичную гли.

Филимоновские свистульки.
Для игрушки использовали нежирную, но пластичную глину «синику», которая после обжига приобретала белый цвет.

Полхов-Майданские свистульки. (Нижегородская обл. Вознесенский район) На.

Полхов-Майданские свистульки.
(Нижегородская обл. Вознесенский район)
На юге области расположено село Полхов-Майдан, один из самых известных центров росписи по дереву.

Полхов-Майданские свистульки. Токарные изделия мастеров этого промысла - м.

Полхов-Майданские свистульки.
Токарные изделия мастеров этого промысла - матрешки, птички - свистульки, пасхальные яйца, грибы, солонки, кубки, подставки - щедро украшены сочной орнаментальной и сюжетной росписью.

Каргопольская свистулька. (Архангельская обл. г. Каргополь) На севере.

Каргопольская свистулька.
(Архангельская обл. г. Каргополь)

На севере, в старинном русском городе находится один из центров производства глиняной игрушки.
Каргополь был широко известный и большой культурный центр Русского Севера.

Каргопольская свистулька. Каждый элемент узора имеет свой смысл, свое знач.

Каргопольская свистулька.
Каждый элемент узора имеет свой смысл, свое значение. Так круги, кольца с крестом внутри – символ Солнца; дуги и скобки – символ Земли, пашни; точки и веточки – символы зерна и ростков.

Из чего делают свистульки. Для изготовления свистулек используют глину.

Из чего делают свистульки.
Для изготовления свистулек используют глину.
Глина — мелкозернистая осадочная горная порода.
Из хорошо промятой глины лепили игрушки.

Как появляется звук в свистульках. Звук издается за счет того, что струя во.

Как появляется звук в свистульках.

Звук издается за счет того, что струя воздуха разбивается об острый край второго отверстия, при этом часть воздуха проникает в камеру, а часть вырывается наружу.

Изготовление свистулек. Берём глиняную заготовку, кисточку и покрываем.

Изготовление свистулек.
Берём глиняную
заготовку, кисточку и
покрываем белой
акриловой краской.


Декорирование свистульки. Подбираем цветовые сочетания для дальнейшего окраши.

Подбираем цветовые сочетания для дальнейшего окрашивания.


Работа молодых мастеров почти готова.

Работа молодых мастеров почти готова.

Традиционные символы.С давних пор были распространены у славян круги с точкам.

Традиционные символы.
С давних пор были распространены у славян круги с точками, известные как земледельческий символ возделанного поля, знак самой земли, приносящей урожай. Волнообразные линии— символы воды, дождя, несущей плодородие, ровные дуги — символы радуг.

Птица-свиристелка, звонкая поделка! Свистят свистульки-утки, Свистит пету.

Птица-свиристелка, звонкая поделка!
Свистят свистульки-утки,
Свистит петух-проказник,
Ой, вы гости дорогие!
У нас игрушки расписные,
Веселы и ярки.
Покупайте их в подарки!
28

Тест.1. Филимоновскую игрушку лепят из глины: А) белой Б) красной В) голубой.

Тест.
1. Филимоновскую игрушку лепят из глины:
А) белой
Б) красной
В) голубой

2. После обжига филимоновская игрушка становится какого цвета:
А) белой
Б) красной
В) голубой

3. Глина – это материал:
А) твердый
Б) пластичный
В) упругий

4. К какому виду искусства относится глиняная игрушка: А) скульптура Б) графи.

4. К какому виду искусства относится глиняная игрушка:
А) скульптура
Б) графика
В) декоративно-прикладное искусство

5. Лепка глиняной игрушки развивает:
А) слух
Б) координацию движений
В) скорость бега

6. Глиняная игрушка – это:
А) архитектурная постройка
Б) живописная работа
В) скульптура в малой пластике

Наша творческая группа.

Наша творческая группа.

  • подготовка к ЕГЭ/ОГЭ и ВПР
  • по всем предметам 1-11 классов

Рабочие листы и материалы для учителей и воспитателей

Более 2 500 дидактических материалов для школьного и домашнего обучения

«Такие разные дети: преимущества тьюторской позиции учителя»

Свидетельство и скидка на обучение каждому участнику

Дистанционные курсы для педагогов

Видеолекции для
профессионалов

  • Свидетельства для портфолио
  • Вечный доступ за 120 рублей
  • 311 видеолекции для каждого

Найдите материал к любому уроку, указав свой предмет (категорию), класс, учебник и тему:

5 918 399 материалов в базе

«Интеграция современного искусства в детское творчество»

Свидетельство и скидка на обучение
каждому участнику

Ищем педагогов в команду «Инфоурок»

  • ЗП до 91 000 руб.
  • Гибкий график
  • Удаленная работа

Другие материалы

«Практический подход в работе с утратой смысла жизни: логотерапия»

Свидетельство и скидка на обучение каждому участнику

Вам будут интересны эти курсы:

  • Курс профессиональной переподготовки «Управление персоналом и оформление трудовых отношений»
  • Курс повышения квалификации «Основы местного самоуправления и муниципальной службы»
  • Курс повышения квалификации «Формирование компетенций межкультурной коммуникации в условиях реализации ФГОС»
  • Курс профессиональной переподготовки «Клиническая психология: организация реабилитационной работы в социальной сфере»
  • Курс профессиональной переподготовки «Клиническая психология: теория и методика преподавания в образовательной организации»
  • Курс профессиональной переподготовки «Логистика: теория и методика преподавания в образовательной организации»
  • Курс повышения квалификации «Организация практики студентов в соответствии с требованиями ФГОС медицинских направлений подготовки»
  • Курс профессиональной переподготовки «Организация маркетинга в туризме»
  • Курс повышения квалификации «Использование активных методов обучения в ВУЗе в условиях реализации ФГОС»
  • Курс повышения квалификации «Методы и инструменты современного моделирования»
  • Курс профессиональной переподготовки «Деятельность по хранению музейных предметов и музейных коллекций в музеях всех видов»
  • Курс профессиональной переподготовки «Осуществление и координация продаж»
  • Курс профессиональной переподготовки «Информационная поддержка бизнес-процессов в организации»
  • Курс профессиональной переподготовки «Стандартизация и метрология»

Оставьте свой комментарий

  • 11.10.2015 2217
  • PPTX 21.3 мбайт
  • Оцените материал:

Настоящий материал опубликован пользователем Ирова Нелля Алексеевна. Инфоурок является информационным посредником и предоставляет пользователям возможность размещать на сайте методические материалы. Всю ответственность за опубликованные материалы, содержащиеся в них сведения, а также за соблюдение авторских прав несут пользователи, загрузившие материал на сайт

Если Вы считаете, что материал нарушает авторские права либо по каким-то другим причинам должен быть удален с сайта, Вы можете оставить жалобу на материал.

Автор материала

40%

Московский институт профессиональной
переподготовки и повышения
квалификации педагогов

Дистанционные курсы
для педагогов

663 курса от 690 рублей

Выбрать курс со скидкой

Выдаём документы
установленного образца!

48 минут

«Организация рабочего времени учителя с учетом требований ФГОС»

19 минут

«Основы финансовой грамотности с детства»

82 минуты

«Технология критического мышления в условиях реализации ФГОС»

Подарочные сертификаты

Ответственность за разрешение любых спорных моментов, касающихся самих материалов и их содержания, берут на себя пользователи, разместившие материал на сайте. Однако администрация сайта готова оказать всяческую поддержку в решении любых вопросов, связанных с работой и содержанием сайта. Если Вы заметили, что на данном сайте незаконно используются материалы, сообщите об этом администрации сайта через форму обратной связи.

Все материалы, размещенные на сайте, созданы авторами сайта либо размещены пользователями сайта и представлены на сайте исключительно для ознакомления. Авторские права на материалы принадлежат их законным авторам. Частичное или полное копирование материалов сайта без письменного разрешения администрации сайта запрещено! Мнение администрации может не совпадать с точкой зрения авторов.

Читайте также: