Народная игрушка своими руками для детского сада старшая группа

Обновлено: 16.05.2024

1.Познакомить детей с историей народной игрушки, с народными промыслами, раскрыть детям суть народной игрушки, закрепить в их сознании связь между игрушкой и бытом своего народа.

2.Активизировать речь, обогащать словарь и коммуникативные навыки.

3.Развивать декоративное-прикладное творчество детей, чувство прекрасного, побуждать желание создавать красоту своими руками.

4.Воспитывать интерес к народному творчеству, уважение к труду народных мастеров, патриотические чувства.

5.Способствовать созданию активной позиции родителей в совместной творческой деятельности с детьми.

Актуальность

Славилась Россия чудо-мастерами,

Дерево и глину в сказку превращали.

Красками и кистью красоту творили;

Своему искусству молодых учили.

В наше неспокойное время, полное противоречий и тревог, на первый план выдвигаются проблемы нравственного воспитания детей. К сожалению, не знание наших детей своей истории и традиций, жизни наших предков, не позволяет в полной мере учить детей доброте, терпению, умению сопереживать, помогать другим людям.

Основной атрибут игровой деятельности – это игрушка. Игрушка предназначена для радости и гармоничного развития ребенка. Чтобы донести до сознания дошкольников, что они являются носителями русской народной культуры, педагог обязан воспитывать детей в национальных традициях, обратиться к истокам русской народной культуры и, в первую очередь, к народной игрушке. Игрушка для ребенка – объект общения во всех его проявлениях и партнер в игре. В ней постоянно моделируются и укрепляются социальные формы поведения.

Как здорово, что наши предки предлагали своим детям игрушки, с помощью которых они готовились к взрослой жизни. Мальчики скакали на игрушечных лошадках и представляли себя взрослыми мужчинами, мужественными и ответственными. Девочки с юных лет примеряли на себя роль матери – куклу можно было покачать, спеть ей колыбельную песню, покормить, а можно и рассказать сказку. А обереговые куклы, которые передавались от матери к дочери! Этому нужно учиться и нам, перенимая опыт у наших предков, - готовить детей к будущей взрослой жизни через приобщение к народной игрушке.

Ожидаемые результаты:

- приобретение и обогащение знаний о русском народном прикладном творчестве и о народной игрушке;

- повышение интереса детей и родителей к русскому народному творчеству; создание творческого продукта (народной игрушки);

- пополнение и обновление предметно-развивающей среды по духовно-нравственному воспитанию;

- повышение компетентности педагогов по духовно-нравственному воспитанию;

- родители активно вовлечены в совместную с детьми деятельность.

Мероприятия по реализации проекта

Этапы реализации проекта

Обдумывание идеи проекта, сбор информации, материала для реализации идеи.

Педагоги, родители воспитанников

1.Составление плана проекта, определение сроков реализации и ответственных за отдельные этапы проекта.

2.Беседы о народных игрушках, истории возникновения.

3. Помощь детям в поиске информации.

4. Организация предметно-развивающей среды (уголок «Народного творчества», полочка любования, коллекции, подбор детской художественной литературы и др.).

Педагоги, родители, воспитанники

1. Утренние беседы, «Что ты знаешь о русских народных игрушках»

2. НОД «Русская народная игрушка». Знакомство с народными промыслами - дымковским, филимоновским, гжелевским.

3. Рассматривание альбомов и наглядно-демонстрационного материала.

4. Мастер-класс Святослава Шитова по росписи деревянной игрушки «Солнечный конёк»

5. Чтение и пересказ русской народной сказки «Сивка-бурка». Разучивание русских потешек, которыми можно озвучить дымковские игрушки.

6. НОД «Составление дымковских узоров». ИЗО «Дымковские игрушки» (роспись фигурок из гипса)

7. Беседа «Сине-голубая гжель» (об истории промысла). Чтение и пересказ русской народной сказки «Снегурочка», разучивание стихов о Гжели.

8. НОД «Рисование элементов гжельских узоров». Оригами «Уточка», роспись гжелью.

9. НОД «Золотая Хохлома». ИЗО «Роспись миски хохломским узором»

10. НОД «Русская матрёшка». ИЗО «Роспись матрёшек». Аппликация «Матрёшки в хороводе»

11. Ручной труд «Кукла-хороводница» (тряпичная кукла)

12. Экскурсия в Музей предметов русской старины

Педагоги, родители, воспитанники

Совместная работа детей, родителей и педагогов по созданию и оформлению выставки совместных работ, фото выставки и фотоколлажей по теме проекта.

Проведение итогового мероприятия – оформление прогулочного участка группы по теме проекта, постройка снежных фигур.

Анализ результатов проектной деятельности. Обобщение опыта.

Педагоги, родители, воспитанники

Результативность проекта

По результатам проекта у детей расширились представления о русских народных промыслах: Хохломе, Дымково, Гжели, народной игрушке, научились различать особенности, характерные для каждого вида росписи, для игрушек различных промыслов.

Пополнилась и обновилась предметно-развивающая среда игрушками, созданными на основе народных промыслов, созданы коллекции: «Тряпичные народные куклы», «Сине-голубая гжель», «Русские матрёшки», «Дымковские игрушки».

Повысилась компетентность педагогов: расширились знания в краеведческом направлении, созданы дидактические пособия, картотеки игр по духовно-нравственному воспитанию.

Родители активно вовлечены в совместную с детьми деятельность, были оформлены выставки совместных работ, фотоколлажи по теме проекта; прогулочный участок оформлен в стиле народных промыслов. Силами родителей пополнен экспонатами Музей предметов русской старины детского сада.

Совместная детско-взрослая деятельность










Детские работы




Видеозапись фрагмента образовательной деятельности

Победителей, занявших I, II и III места определило жюри по итогам экспертизы. Все присланные работы получили оценку жюри, результаты оформлены протоколом от 20.02.2019г.

Подведение итогов и награждение победителей состоится на традиционной мартовской конференции в Департаменте образования и науки Тюменской области в режиме видеоконференцсвязи (ВКС).

Оставляйте только корректные, содержательные комментарии. Количество комментариев НЕ подсчитывается!

Сейчас много говорят о том, какими должны быть игрушки наших детей. Но споры эти появились не сегодня. Ведь игрушки для детей – это особый мир, по сути, мир взрослых в миниатюре, где ребенку лишь остается роль владельца и пользователя, но не творца; он ничего не изобретает, а только применяет. Особое значение для общего развития ребенка имеют народные игрушки. Они создавались народом для детей, были направлены на так называемую «социализацию» малыша: вхождение в мир человеческой культуры, взаимоотношений людей и природы. Такие игрушки «с внутренним смыслом» родители делали для своих детей. Это искусство передавалось по наследству. Позднее это привело к созданию целых игрушечных промыслов.

Исходя из идеи развития у ребенка творческих способностей посредством народной культуры, с детьми старшей группы был разработан проект «Народная игрушка».

Этот проект способствует приобщению детей к истокам русской народной культуры, помогает напитать восприимчивую душу ребенка возвышенными человеческими ценностями, зародить интерес и уважение к истории России.

Народная игрушка в наши дни стремительно превращается в сувенирную продукцию, не предназначенную для ребенка и не требующую педагогического сопровождения. Но именно народная игрушка всегда несла в себе огромный потенциал социального наследия. К сожалению, современные родители недооценивают развивающую роль народной игрушки.

Цель проекта : Приобщение детей к народной культуре, через ознакомление с народной игрушкой.

•Вызвать желание у детей познакомиться с разнообразием народной игрушки (глиняная, деревянная, тряпичная, соломенная, берестяная и др.)

•Обеспечить запоминание игр с народными игрушками, возможностью использования их в разных видах детской деятельности (подвижные, сюжетные, режиссерские игры, театрализованная деятельность, изобразительное творчество по мотивам народной игрушки).

•Способствовать развитию познавательных интересов, эстетического восприятия, логического мышления, внимания, воображения, сенсомоторные навыки, ловкость, смекалку.

•Формировать и развивать коммуникативные навыки, желание использовать народные игрушки в совместной и самостоятельной деятельности.

Тип проекта : информационно – творческий.

Вид проекта : групповой

Участники: педагоги, дети и родители старшей группы

Этапы проекта

1 этап - подготовительный

-Определение педагогом темы, целей и задач, содержание проекта, прогнозирование результата.

-Создание необходимых условий для реализации проекта

2 этап - основной (практический)

-Внедрение в воспитательно – образовательный процесс приемов и методов на расширение знаний детей о народной игрушке

3 этап – заключительный

-Выставка совместных творческих работ детей и родителей «Тряпичная игрушка».

-Презентация проекта «Народная игрушка».

Предполагаемые итоги реализации проекта :

-Знание разнообразных видов народных игрушек, содержания игр с ними

-Умение организовывать совместную и самостоятельную игровую деятельность с народной игрушкой

-Устойчивое желание играть с народной игрушкой

Реализация проекта

Познавательное развитие (ФЦКМ) :

«Русская народная игрушка». Загадывание загадок по теме проекта.

Считалки, потешки, заклички, скоговорки, частушки.

Д/ игра: «Узнай игрушку по описанию»

Д/ игра: «Составь узор» «Сосчитай матрешек» (ФЭМП)

Художественно – эстетическое развитие:

Лепка дымковской игрушки - «Козлик».

Роспись силуэтов дымковских игрушек, рисование матрешек

Чтение художественной литературы:

Стихи: И. Кадухина, Т. Маврина, В. Фофанов, Л. Дьякова.

Г. Л. Дайн. «Игрушечных дел мастер»

Н. Коноплева «Вторая жизнь вещей».

М. Ю. Юрьева «Не от скуки на все руки».

Ю. Анохин «В музее игрушек»

Социализация: Сюжетно-ролевая игра: «Ярмарка игрушек», «Путешествие в страну «Народных игрушек», Пальчиковый театр «Веселые матрешки»

Художественно – эстетическое развитие. Музыка:

Игра хоровод с матрешкой, Песня «Русский сувенир» Слова и музыка Э. Чуриловой» .Магнитофонная запись «Калинка – малинка».

Физическое развитие. Здоровье:

Русская народная игра : «Сиди, сиди, Яша», «Бабки», Подвижная игра: «Лошадки», «Ручеек».

Физкультминутки, Дыхательная гимнастика: «Подуй на платочек», Пальчиковая гимнастика: «У матрешкиной сестрицы»

Коммуникация, беседы с детьми на тему:

«Народная игрушка» (филимоновская, каргопольская, дымковская, русская матрешка).

Составление описательного рассказа о народной игрушке.

Сочиняем сказку «В гостях у Матрены».

Беседа: «Как играть с игрушкой» -соблюдение правил безопасности.

Познавательно – исследовательская деятельность, ручной труд:

«В гости к русским мастерам»

Работа с родителями:

-Консультация «Игрушки для современных детей»

-Анкетирование на тему: «Народная игрушка»

-Консультация «Русская матрешка. Кто она?»

Результаты реализации проекта :

Проект реализовал поставленные цель и задачи. Много теплых слов о проекте было сказано родителями. Они отметили, что дети много узнали интересного о народных промыслах, накопили опыт игр с народными игрушками, использование их в самостоятельной деятельности, стали делиться своими впечатлениями с родными и друзьями.

Познавательно-творческий проект с детьми средней группы «Русская народная игрушка»

Познавательно-творческий проект с детьми средней группы «Русская народная игрушка» Ход презентации В группу приглашаются дети средней группы, педагоги, родители под музыкальное сопровождение (звучит русская народная музыка).

Краткосрочный проект «Народная игрушка матрешка»

Краткосрочный проект «Народная игрушка матрешка» В нашей группе воспитатели, дети и родители совместно осуществили проект, посвященный неофициальному символу России - матрешке..

НОД во второй младшей группе «Русская народная игрушка — матрешка»

НОД во второй младшей группе «Русская народная игрушка — матрешка» Задачи: Воспитательные: Приобщить детей к национально-культурным традициям, познакомить с русской народной игрушкой (матрёшкой) как символом.

НОД во второй младшей группе «Русская народная игрушка матрешка» Цель: Ознакомление детей с русской народной игрушкой – Матрешка. Образовательные области: Коммуникативное, познавательное, художественно-эстетическое.

Обогащение развивающей среды в младшей группе по теме «Народная игрушка»

Обогащение развивающей среды в младшей группе по теме «Народная игрушка» Дорогие коллеги! Все мы планируем образовательную деятельность на основе комплексно-тематического подхода. Темы недели сменяют друг друга,.

Педагогический проект «Народная игрушка» Тема проекта «Народная игрушка» Участники проекта: дети с 2 – 3 лет, воспитатели, музыкальный руководитель, конструктор по физической культуре,.

Познавательно-творческий проект «Народная игрушка — матрёшка»

Познавательно-творческий проект «Народная игрушка — матрёшка» Познавательно-творческий проект «Народная игрушка - матрёшка» (для детей второй младшей группы) Тип проекта: познавательно- творческий.

Познавательное развитие во второй младшей группе «Матрёшка — русская народная игрушка» Тема: «Матрёшка — русская народная игрушка» Цель: Познакомить детей с русской народной игрушкой Задачи: Познакомить детей с матрёшкой, как.

Проект «Народная игрушка» (вторая младшая группа) Проект «Народная игрушка» вторая младшая группа Выполнили: Лавришина И. Г. Брянск 2015 Проект «Народная игрушка». "Мы уверены.

Проект «Народная игрушка «Матрёшка»» в первой младшей группе

Проект «Народная игрушка «Матрёшка»» в первой младшей группе Предмет проекта: Матрешка. Вид проекта: творческий, групповой. Участники: дети первой младшей группы, возраст 2-3 года. Продукт детской.

«Детство – это незабываемое время в жизни каждого человека…».

В дошкольном возрасте усвоение новых знаний происходит в игре. Всем известно, что игра является основным видом деятельности детей дошкольного возраста. Ребенок, увлеченный игрой, не замечает того, что он не только играет, но может ориентироваться в окружающем мире, знакомится с чем-то новым и ранее неизвестным. Если на занятии ребенок выполняет задание взрослого, то в игре происходит решение собственных задач.

Вот поэтому игрушка в игре имеет большое значение для обучения и развития ребенка.

Прежде чем отобрать игрушки для игры, очень важно для нас, родителей и педагогов, знать какую положительную или отрицательную ценность несет в себе та или иная игрушка. В настоящее время изобретено большое разнообразие игрушек, способных не только развивать наших детей, но и нарушать ход нормального психического развития ребенка, и мы, педагоги, часто задумываемся над этим, нам очень важно знать, какие игрушки находятся рядом с нашими детьми.

Чем старше становятся дети, тем чаще слышишь от них о компьютерных играх, современных электронных игрушках. Но, несмотря на значительное место, занимаемое игрушкой заводского изготовления, произведения народных мастеров-игрушечников России, выполняемые из традиционных материалов – дерева, ткани и глины – вызывают большой интерес у современных детей, особенно старшего дошкольного возраста. Сегодня возрождается интерес к русскому народному творчеству. Взрослые все активнее приобщают детей к национальной культуре. Приобщение к ней детей является средством формирования у них патриотических чувств.

Большую радость приносят детям всех возрастов русские народные игрушки и игры с ними. Начиная с младших групп детского сада, мы знакомим детей с этим видом народного промысла. Дети осваивают отдельные элементы, а далее технику росписи и начальные этапы лепки народной игрушки, с удовольствием разрисовывают также и заготовки – силуэты, лепят и расписывают готовые фигурки, регулярно выставляются детские работы на выставки. Постепенно подводим детей к осмыслению понятия «народная игрушка», знакомим с историей возникновения и мастерами, создававших ее, с техникой выполнения.

Сегодня мы на многое начинаем смотреть по-иному, многое для себя заново открываем и переоцениваем.

Приобщение детей к народной культуре, воспитание гордости и преданности родному краю возможно через ознакомление с промыслами своих предков, с народной игрушкой. Расписанная декоративными узорами, сочетающими в себе определенный ритм, счетность, симметрию. Сделанная полностью из природных материалов, она являет собой неразрывную связь человека и природы. Ничто не может сравниться с самобытной народной игрушкой. Для промыслов народных умельцев характерен ряд черт, который позволяет делать народные матрешки, дергунчики, каталки легко узнаваемыми, тряпичные игрушки и из талаша.

Городецкая деревянная игрушка богата сюжетами, персонажами. Живые краски, простой, сродни детскому орнамент, выразительность формы, придают игрушке неповторимость.

Народная игрушка в детском саду



Дымковская глиняная игрушка — это соединение четких форм, простоты сюжета и живой росписи.


Матрешка актуальна во все времена. Она привлекает не только яркой росписью и неповторимостью лиц, но и игровым элементом. Матрешки семеновские, загорские и полхов-майданские одеты по крестьянской моде: платок, расписной сарафан, полушалок, передник.

Гжельские изделия сделаны из белой глины и расписаны широкими голубовато-синими мазками.

Хохлома вобрала в себя всю красоту и богатство нашей природы.




В русских крестьянских семьях игру в куклы не считали пустой забавой. Кукол дарили друг другу даже в знак любви и дружбы. К началу 19 века русская кукла окончательно стала игрушкой для ребенка. Когда дети узнали об истории создания народной куклы, в группе начался процесс изготовления кукол своими руками. Здесь были и куклы-пеленашки, и куклы-кувадки, куклы-пасхальницы и пасхальные зайцы, игрушки из талаша.





Детям так понравилось узнавать все новое, что они с большим удовольствием продолжали знакомиться с другими видами народных игрушек.

Перед взрослыми стоит задача развивать у детей устойчивый интерес к произведениям искусства, к традициям, обычаям, быту; знакомить с различными игрушками, начиная от старинного оберега и заканчивая современной игрушкой, а также с их историей и с процессом изготовления игрушек собственными руками; прививать детям любовь, эстетический вкус и бережное отношение к игрушке. Ведь не зря говорят: «Пока живы народные традиции и обычаи народа, жив народ». Совместная работа педагогов, детей и родителей поможет выполнить поставленную задачу и еще больше сплотить коллектив группы.

Проект «Русская народная деревянная игрушка матрешка» "Мы уверены в том, что народная игрушка является, при тщательном ее изучении, неисчерпаемым источником мудрой и творческой педагогики".

Методическая разработка «Русская народная песня в детском саду» Что означает современный подход к вокальному развитию ребёнка? На мой взгляд, это понимание и приятие его индивидуальных особенностей в.

Интегрированное занятие в 1 младшей группе Матрёшка-народная игрушка. Программное содержание: знакомить детей с народными промыслами России, материалом игрушки. Развивать тактильные ощущения, умение рисовать.

Конспект занятия «Народная игрушка» Конспект- занятия на тему : «Народная игрушка» Технологии: 1 Развивающие 2 Здоровьесберегающие 3 Информационные 4 Коммуникативные 5 Игровые.

Краткосрочный проект «Народная игрушка»

Краткосрочный проект «Народная игрушка» Выполнила: воспитатель Романенко Е. А. Паспорт проекта Тип проекта – познавательно-творческий По предметно-содержательной области –,художественно.

Краткосрочный проект «Народная игрушка»

Краткосрочный проект «Народная игрушка» Краткосрочный проект в аллергической группе на тему: «Народная игрушка». Актуальность. Знакомить детей с народной игрушкой, развивать.

Народная кукла — традиционная русская игрушка (фотоотчет)

Народная кукла — традиционная русская игрушка (фотоотчет) Участвуя в конкурсе традиционной русской народной игрушки "Забытая старина" мы более тесно прикоснулись к русской истории, к народным традициям,.

Проект «Русская народная игрушка — матрешка» проект «Русская народная игрушка — матрешка» Первая младшая группа. Воспитатель: Дмитриева Н. В..

Русская народная игрушка

Русская народная игрушка "Есть у нас одна игрушка, Не лошадка, не Петрушка. Алый шёлковый платочек, Яркий сарафан в цветочек, Упирается рука в деревянные бока. А.

Конспект занятия «Народная игрушка Дона» Тема: «Народная игрушка Дона». Цель: Формирование познавательного интереса к истории и традициям народной игрушки. Задачи: 1. Содействовать.

Народных кукол делали из разных материалов: из травы, соломы, лыка, веточек, палочек, и, конечно же, из лоскутков старой ношеной одежды.

В русской деревне наиболее известна и любима была тряпичная кукла. Она была в каждом крестьянском доме, а в некоторых семьях их насчитывалось очень много.

Крутить своих кукол дети начинали с четырёх-пяти лет. Сначала делали самых простых, из двух-трёх лоскутков, не используя ни ножниц, ни иголки. Первых кукол делали с мамой или старшими сёстрами, потом самостоятельно.

Создание ткани было очень трудоёмким, поэтому дети донашивали одежду взрослых, и на куклы оставалась изношенная ткань. Она легко рвалась руками, что важно в обережных куклах, так как считали, что при их изготовлении нельзя применять железные, колющие и режущие предметы. Считалось, что сама по себе ношеная одежда уже является обережной, так как хранит тепло души человека, который её носил.

Куклу наряжали, но лицо не рисовали. По народным поверьям кукла без лица считалась неодушевлённой, недоступной для вселения в неё злых духов, недобрых сил. Поэтому безликая кукла была и игрушкой, и оберегом.

Сегодня мы сделаем Калужскую куклу Утешницу.

Почему у куклы такое имя — утешница? С ребёнком во время игр могли произойти всякие неприятности. Мама, бабушка или няня успокаивали малыша, а потом доставали из кармана такую куколку, её юбочкой утирали последние детские слезки и предлагали с куколкой поиграть.

Есть и другое предположение относительно утешницы. Бытовали так называемые куколки для подружки. Девочка делала такую куколку либо для подружки, либо для того, чтобы познакомиться и подружиться с незнакомой девочкой.

Эту игровую куколку размером примерно с ладонь сделать нетрудно.

Нам понадобится ткань ситец белый и цветной, крепдешин с рисунком; вата; цветные шерстяные нитки, ножницы.

Разрываем ткань на ласкуты размером 20*20 см.

Отрываем кусок ваты, распушившем её пальцами, придаем форму шарика.

Кладём вату на средину ласкута, отрезаем кусок нити.

Оборачиваем вату ласкутом, придаем форму головы, перевязываем ниткой.

Обматываем куклу юбкой (цветная ткань размером 10*20 см., ниже уровня головы, и завязываем ниткой.

Повязываем кукле на голову платок (ласкут 10*10 см. сложенный по диагонали). Сверху платка, на уровне шеи завязываем цветную нитку.

Наша кукла готова!

НОД в подготовительной группе «Куклы на Руси. Изготовление народной куклы»

НОД в подготовительной группе «Куклы на Руси. Изготовление народной куклы» Конспект занятия НОД по теме: «Куклы на Руси. Изготовление народной куклы» Участники: дети старшего дошкольного возраста. Количество детей:.

Итоги работы над проектом «Музей тряпичной народной куклы в детском саду»

Итоги работы над проектом «Музей тряпичной народной куклы в детском саду» Любимые игрушки? У моих воспитанников это те, которые они сделали своими руками. В результате работы над проектом «Музей тряпичной народной.

Изготовление тряпичной куклы Веснянка

Изготовление тряпичной куклы Веснянка Тряпичная кукла была в древней России почитаема. С ней играли дети всех сословий. В наше время эта традиция почти утеряна, поэтому мне захотелось.

Конспект занятия по изготовлению народной тряпичной куклы «Пеленашка»

Конспект занятия по изготовлению народной тряпичной куклы «Пеленашка» Конспект проведения непосредственной образовательной деятельности с детьми 3- 4 лет. Тема: «Изготовление народной тряпичной куклы «Пеленашка».

Мастер-класс по изготовлению русской традиционной тряпичной куклы «Колокольчик»

Мастер-класс по изготовлению русской традиционной тряпичной куклы «Колокольчик» Мастер-класс (описание) изготовления русской традиционной тряпичной куклы Кукла Колокольчик Педагог: Волкова Л. А. МКДОУ детский.

Мастер-класс по изготовлению оберега народной куклы-куватки

Мастер-класс по изготовлению оберега народной куклы-куватки Воякина Н. Д. Цели: 1. Расширять знания педагогов о русских народных куклах, способы изготовления куклы куватки. 2. Познакомить педагогов.

«Путешествие в прошлое народной тряпичной куклы». Занятие в подготовительной группе Цель: Знакомство с историей народной куклы, развитие интереса к культурным ценностям и традициям своего народа. Задачи: 1. Формировать.

Обращаем Ваше внимание, что в соответствии с Федеральным законом N 273-ФЗ «Об образовании в Российской Федерации» в организациях, осуществляющих образовательную деятельность, организовывается обучение и воспитание обучающихся с ОВЗ как совместно с другими обучающимися, так и в отдельных классах или группах.

Мастер класс для детей старших и подготовительных к школе групп «Русская народная игрушка»

Цель: сформировать знания о старинном способе изготовления игрушек , прививать интерес и любовь к русской тряпичной кукле как виду народного художественного творчества.

Задачи: научить мастерить тряпичную куклу кувадку. Совершенствовать трудовые навыки : сворачивание, скручивание, завязывание. Развивать тактильное восприятие, ловкость, аккуратность. Через игрушку познакомить с историей и традициями на Руси. Воспитывать эмоциональную отзывчивость и положительный настрой на данный вид деятельности.

Словарная работа: оберег, кувадка.

Воспитатель:

Здравствуйте, мои милые!

Здравствуйте, мои хорошие!

Здравствуйте, мои пригожие!

А мальчики у нас как ясные соколы!

А девочки как аленькие цветочки!

Расселись удобно? Вот и хорошо.

А вот для чего я вас сегодня пригласила к себе в горницу, вы узнаете, отгадав загадку.

Я хорошая игрушка –

Каждой девушке подружка.

Я могу сидеть в коляске,

Закрывать умею глазки.

- Совершенно верно, это кукла. Ребята, скажите, а из чего делаю кукол? (ответы детей). Какие вы все молодцы.

- Но я вам расскажу о первой славянской кукле, с которой встречался человек в нашем мире, была обереговая кукла Кувадка (показ куклы). Скажите, а кто знает, что такое оберег? (ответы детей). Правильно, оберег оберегал людей от не счастья.

А эту куклу делали для оберега младенца. Когда еще ребенок не появился на свет отец семейства «играл» с Кувадками и отвлекал нечисть. Злые силы вселялись в тряпичные куклы и оставались там навсегда. Затем этих кукол сжигали в печи. А после рождения ребёнка, вновь делали кукол Куваток, но уже для того что бы оберегать ребенка.

-ну. Что ребята, устали слушать мои рассказы? Давайте маленько отдохнем, а после я вас научу делать куклу Куватку, что бы он вас оберегала.

Физминутка "Кукла"

Я хожу, хожу, хожу,

(ходьба с высоким подниманием колен)

Вдруг я куклу разбужу!

(полуприседание, удержание позы)

Кукле надо отдыхать, куле хочется поспать.

(потягивание на носочках)

Я на цыпочках хожу, куклу я не разбужу.

И ни разу, и ни разу я словечка не скажу.

(руки на поясе, ходьба на носочках, проговаривание шепотом).

Для работы нам понадобятся лоскутки ткани разных цветов. И резиночки, которые мы будем использовать в место ниток. В изготовлении кукол ножницы не использовали, поэтому они нам не пригодятся.

Для работы нам нужны два кусочка ткани. Я вам уже подготовила кусочки ткани нужного размера. Один прямоугольник размером с ладонь, а другой квадрат.

Начнём с изготовления рук. Для этого возьмём квадратную заготовку, загнём противоположные стороны и свернём в трубочку так, чтобы края были спрятаны внутрь. Затем определим положение ладошек и перевяжем резиночкой. При этом наши предки считали число 3 магическим, поэтому при изготовлении кукол обматывали три витка, и делали три узелка.

Приступаем к изготовлению туловища. Возьмите второй кусок ткани и сверните его внутрь по длинным сторонам. Сложите эту заготовку пополам. Отступив небольшое расстояние, сформируйте голову. Перевязав это место резинкой. Под это место подложите уже готовые руки, и с помощью резинки определите место пояса, обмотав куклу. Можно привязать к голове нить для того чтобы можно было подвесить куклу.

- Самую первую обереговую куклу, сделанную своими руками, дарить или отдавать не принято – плохая примета. Поэтому первую куклу сохраните у себя. Ребята, скажите, вам понравилось у меня в гостях? Что вы узнали нового? И что больше вам понравилось (ответы детей)

Читайте также: