Народная мягкая русская игрушка

Обновлено: 24.04.2024

Все чаще в наше время вызывают интерес традиционные детские народные игрушки. И это вполне объяснимо! Глаз устает от множества однообразных магазинных кукол, роботов и прочих персонажей. А народная игрушка - самобытна, интересна своей уникальностью, теплотой, сделана с любовью.

  • Все
  • · Мастерская Сереброва
  • · RN-Toys
  • · Вальда
  • · Буратино
  • · ЛЭМ
  • · ПКП "Нота"
  • · Русские народные игрушки
  • · Flight
  • · SmileDECOR
  • · Биланик
  • · Леснушки
  • · Оксва
  • · Пелси (Теремок)
  • · РосКреатив
  • · Русский Стиль
  • · Серафим и София
  • · Сказки дерева
  • · Царицынская игрушка
  • без сортировки
  • · по названию
  • · по цене
  • · по возрасту
  • · по производителю
  • · по популярности
  • · по новизне

Матрешка Руденко. Логическая игра для детей и взрослых

Матрешка Руденко. Логическая игра для детей и взрослых

Пизанские башенки. Деревянная игрушка для детей

Пизанские башенки. Деревянная игрушка для детей

Расписная деревянная ложка. Шумовой музыкальный инструмент

Расписная деревянная ложка. Шумовой музыкальный инструмент

Ложка деревянная неокрашенная

Ложка деревянная неокрашенная

Свистулька расписная (в ассортименте)

Свистулька расписная (в ассортименте)

Колокольчики на палочке. Музыкальная игрушка со свистком

Колокольчики на палочке. Музыкальная игрушка со свистком

Румба. Шумовой музыкальный инструмент. 6 пар тарелочек

Румба. Шумовой музыкальный инструмент. 6 пар тарелочек

Игрушка-забава для детей "Поймай мяч". 3 отверстия

Игрушка-забава для детей

Барабанчик. Музыкальная игрушка для детей

Барабанчик. Музыкальная игрушка для детей

Неокрашенный фигурный волчок. Деревянная игрушка для детей

Неокрашенный фигурный волчок. Деревянная игрушка для детей

Деревянный волчок "Спиралька". Диаметр 3 см

Деревянный волчок

Неокрашенный деревянный волчок 5х3,5 см

Неокрашенный деревянный волчок 5х3,5 см

Деревянная качалка "Лошадка". Фигурка украшена изображением яблок

Деревянная качалка

Деревянная хлопушка. Музыкальный шумовой русский народный инструмент

Деревянная хлопушка. Музыкальный шумовой русский народный инструмент

Расписная хлопушка. Русский народный музыкальный инструмент

Расписная хлопушка. Русский народный музыкальный инструмент

Глиняная фигурная свистулька. Музыкальный инструмент

Глиняная фигурная свистулька. Музыкальный инструмент

Деревянная погремушка. Музыкальная забава для маленьких музыкантов

Деревянная погремушка. Музыкальная забава для маленьких музыкантов

Погремушка. Музыкальный инструмент. Неокрашенная

Погремушка. Музыкальный инструмент. Неокрашенная

Длинная расписная ложка. Оригинальный шумовой инструмент

Длинная расписная ложка. Оригинальный шумовой инструмент

Длинная ложка с бубенцами. Русский народный музыкальный инструмент

Длинная ложка с бубенцами. Русский народный музыкальный инструмент

Пастуший барабан. Музыкальный инструмент из дерева с росписью. Мастерская Сереброва

Пастуший барабан. Музыкальный инструмент из дерева с росписью. Мастерская Сереброва

Деревянная погремушка. Шумовой музыкальный инструмент

Деревянная погремушка. Шумовой музыкальный инструмент

Неокрашенный круглый рубель с бубенцами. Музыкальный шумовой инструмент

Неокрашенный круглый рубель с бубенцами. Музыкальный шумовой инструмент

Круглый рубель с бубенцами. Шумовой музыкальный инструмент. Мастерская Сереброва

Круглый рубель с бубенцами. Шумовой музыкальный инструмент. Мастерская Сереброва

Расписные веерные ложки. Шумовой русский народный инструмент

Расписные веерные ложки. Шумовой русский народный инструмент

Круговая расписная трещотка. Шумовой народный инструмент

Круговая расписная трещотка. Шумовой народный инструмент

Расписная ложка с бубенцом. Шумовой русский народный инструмент

Расписная ложка с бубенцом. Шумовой русский народный инструмент

Ложки в станке с бубенцами. Расписной русский народный инструмент. Мастерская Сереброва

Ложки в станке с бубенцами. Расписной русский народный инструмент. Мастерская Сереброва

Расписная комбинированная погремушка 5 в 1. Музыкальный инструмент мастерской Сереброва

Расписная комбинированная погремушка 5 в 1. Музыкальный инструмент мастерской Сереброва

Ребристая погремушка (неокрашенная). Шумовой русский народный инструмент 3 в 1

Ребристая погремушка (неокрашенная). Шумовой русский народный инструмент 3 в 1

Богородская игрушка

Народные игрушки изготавливаются из натуральных, экологически чистых материалов: дерева, глины, ткани, расписываются вручную. Именно русские народные игрушки формируют у малыша вкус, наиболее полезны для формирования детской психики, несут положительную информацию об окружающем мире.

Часто родители (а подчас бабушки и дедушки) с удивлением и радостью узнают в этой рубрике игрушки своего детства и с удовольствием покупают их своим детям и внукам.

В разделе представлено много различных народных игрушек. Это русские игрушки-забавы: курочки, клюющие зернышки, веселые куклы-петрушки, кувыркающие акробаты, потрясающие самоходные игрушки (такие как Бычок, Белочка), движущиеся богородские игрушки, свистульки. Эти забавные игрушки поднимут настроение и станут прекрасным подарком и ребенку, и взрослому.

Для малышей - звенящие деревянные шары, погремушки с горохом и можжевеловыми шариками, матрешки, волчки и другие забавные игрушки. Девочкам придутся по душе народные куклы в традиционной одежде. Матрешка станет прекрасным подарком малышу, игры с этой народной игрушкой прекрасно развивают логическое мышление ребенка и мелкую моторику пальчиков.

Для детишек постарше - трещетки, колотушки, свистульки, деревянные игрушки под роспись, различные аксессуары для подвижных и настольных русских народных игр и забав (Бирюльки, Блошки, Чудесный мешочек, пасхальные игры).

Эти игрушки для детей прекрасно подойдут для подвижных игр на свежем воздухе: попробуйте пробежать с подставкой, на которой лежит выточенное яичко или ловко надеть кольцо на деревянный кольцеброс! Эти игры широко были известны на Руси, в них с удовольствием играли и дети, и взрослые.

В старину считалось, что подаренная игрушка принесет ребенку здоровье и благополучие, если она выбрана с любовью. Нам кажется, что любая игрушка этого раздела станет отличным подарком ребенку!

Стишок в тему:
Купите для ребенка
Народную игрушку
Матрешку, ваньку-встаньку,
Свистульку и петрушку!

DSC_6221.jpg

Особое место в русском народном искусстве всегда отводилось изделиям для детей – игрушкам. Красочная, образная, выразительная русская народная игрушка - настоящий кладезь знаний, маленькая «энциклопедия», помогавшая старину детям познавать мир, развивать фантазию и мышление, изучать окружающий мир и учиться общаться. Детские игрушки, создаваемые народными умельцами, сильно отличались друг от друга внешне. Все зависело от происхождения игрушки.

Каждая имела особенный характер, во многом формировавшийся под действием традиций и обычаев края, в котором процветал промысел. В разных уголках России в разное время создавались совершенно непохожие, уникальные игрушки, каждая из которых отражала колорит и особенности своей "родины" - региона России.

За несколько веков развития народных промыслов в России сформировалось множество направлений народного искусства, каждое из которых подарило нам свою игрушку – уникальный, неповторимый, самобытный памятник народного творчества. Чего только стоят традиционная матрешка – любимый аксессуар иностранных туристов и «Птица счастья» - символ надежды и мира. Ниже мы привели основные дошедшие до наших дней, активно развивающиеся и процветающие виды народного творчества и их традиционные детские игрушки.

Итак, номер 1. Игрушка Филимоновская. Она знакома многим. Каждый хоть раз в жизни сталкивался с филимоновской игрушкой – глиняными, расписанными в ярких (чаще всего в малиново-зеленых) тонах, куколками животных и людей. Родина Филимоновской игрушки – Тульская область. Появилась она в 16 век е, поэтому сегодня относится к одной из самых старых традиционных игрушек.

DSC_0355.jpg

Номер 2. Каргопольская игрушка. Появлению этой игрушки, покорившей впоследствии не одну тысячу детей и взрослых, предшествовал гончарный промысел, угаснувший в 20 веке. Игрушка родилась на Севере России - в городе Каргополь (отсюда и название) Архангельской области. Традиционная каргопольская игрушка – это занимательные глиняные фигурки животных и людей, расписанные в выразительной манере яркими цветными красками. Один из самых известных персонажей каргопольской игрушки – Полкан – полуконь-получеловек. В старину, когда роспись только появилась, глиняные фигурки расписывались сажей и известью. Современные мастера, работающие в технике каргопольской игрушки, используют краски.

Номер 3. Городецкая игрушка. Знаменитые лошадки, выточенные из дерева. Их уж точно помнят все! У каждого в детстве была подобная игрушка – нарядные лошадки с санями и без, но обязательно на колесиках, а еще – лошадки-качалки. Городецкая игрушка – ярчайший народный промысел Новгородской земли. Зародилось искусство в городе Городец – отсюда и название игрушки. Традиционно городецкая игрушка расписывалась в броском, выразительном стиле с использованием алой, черной, желтой, золотой и белой красок. Излюбленный сюжет мастеров – цветочные узоры.

Номер 4. Дымковская игрушка. У этой игрушки нет аналогов ни в России, ни в мире. Дымковская игрушка – нарядный, самобытный сувенир – не просто занимательная вещица, но, прежде всего, своеобразный символ Кировской области. Ведь именно здесь, на Вятской земле появилась традиционная дымковская игрушка. Искусство создания дымковской игрушки насчитывает более 400 лет – это один из старейших русских народных промыслов.

Многие исследователи сходятся во мнении, что традиционная дымковская игрушка появилась благодаря старинному празднику Свистунья (народный вятский праздник). К нему готовились мастера со всей округи - создавали глиняные свистки в виде маленьких фигурок животных и людей. От свистков перешли к игрушкам – полноценным расписным куколкам: : курочки, индюшки, барыни в пышных платьях, водоносы…В 30-е годы 20 века промысел обрел новую жизнь благодаря группе потомственных мастеров, создавших артель «Вятская игрушка».

DSC_6454.jpg

Под номером «5» у нас – Богородская игрушка. Название игрушки произошло от села Богородское Московской области – именно здесь в 17 веке стали изготавливать затейливые игрушки. Фигурки зверей и людей вытачивались из мягких пород дерева (ольха, липа, а также осина). Мощный толчок в развитии Богородская игрушка получила в 19 веке. В этом время стали появляться игрушки принципиально нового типа, ставшие впоследствии своеобразной богородской классикой – знаменитые ныне медведи с молоточками, которые колотят по наковальне при движении пластины, на которую установлены фигурки, львы, крестьянин с курочкой, кавалер и дама и многое другое.

Несмотря на то, что большинство известных истории народных промыслов, подаривших миру традиционные игрушки, зародились в стародавние времена, многие разновидности народного искусства живы и по сей день. Как и несколько веков назад талантливые мастера в разных уголках России создают сегодня дивной красоты игрушки в различных художественных техниках, каждая из которых хранит в себе самобытность, богатство искусства, пронизанного многовековой историей.

Какие игрушки были у детей во времена Древней Руси.


Игрушки были у детей с незапамятных времён. Правда, игрушки эти очень отличались от тех, в которые играют современные малыши. Впрочем, не исключено, что и избалованные гаджетами современные дети с превеликим удовольствием взяли бы в руки шаркунки или тряпичницу.

Археологи датируют самые ранние обнаруженные на территории современной России игрушки II веком до н.э. Это были погремушки, фигурки людей, топорики из глины. Деревянные игрушки – потешки - на Руси появились в IX веке В древние времена игрушки изготавливали для детей сами родители из подручных материалов. Поэтому для древних игрушек характерны лаконизм приёмов и простота изготовления.

Художник Карл Лемох. «Варька». (1893).

Экологически чистые игрушки для младенцев

По мнению педиатров, новорождённым обязательно нужны игрушки, поскольку они помогают развивать сенсомоторную координацию. Сейчас можно купить любые варианты, начиная от обычных погремушек и заканчивая сложными подвесными конструкциями. Наши предки не отставали в этом, и изготавливали для новорождённых игрушки собственными руками. С первых дней малыш получал потешки - так в древние времена назывались игрушки.

Шаркунки из бересты./Фото: cdn.imgbb.ru

Для совсем маленьких делали шаркунки, то есть погремушки. Их мастерили из сушеных маковых коробочек с семенами, из лоскутков ткани с пришитыми колокольчиками. Существовали также погремушки из бересты, которые были наполнены семенами или мелкими камушками, потому имели приятное слуху малыша звучание.

Дети постарше играли в погремушки, сделанные из мочевых пузырей коров, овец и других домашних животных. Для этого пузырь тщательно промывался, очищался от жира при помощи золы, затем в него клали немного сушеного гороха и надували через обыкновенную соломинку.

Все детские потешки делались из натуральных материалов - это были еловые шишки, дерево, солома, глина. Для обвешивания колыбели на Руси использовали бубенчики, трещотки, различные погремушки, яркие тряпочки. Всё это называлось побрякушками. Кстати, родители делали это не только для того, чтобы научить малыша концентрировать взгляд или перебирать пальчиками: они верили в то, что побрякушки буду защищать ребеночка от порчи и злого духа.

Игрушки для развития способностей ребенка

Малыш подрастал, ему требовались игрушки, которые могли бы формировать его моторику, мышление. Сегодня существует масса изделий самых разных материалов, раскрашенных в яркие привлекательные цвета. В древности же эти предметы делались из дерева, но смысл был точно такой же, как и сегодня. Пирамидку нужно было собрать, кубики составить определенным образом, колечки накинуть на палочку.

Во времена СССР очень популярной была игрушка «Наковальня» - медведь и кузнец сидели на концах бревна и при перемещении основы были молотом. Эта забавная потеха пришла также из Древней Руси.

Игрушка «Наковальня»./Фото: zabavushka.net

Были дергунчики, то есть куколки с частями тела, соединенными нитками. Они забавно двигались и были прекрасным примером динамической игрушки.

Самым популярным предметом активных детских игр был мяч. Упоминание о нём историки находили в старинных летописях 10 века. Делали мячики из тряпок: тканевый каркас набивали лоскутами. Иногда для изготовления использовали березовое лыко, также это могла быть липа или ива. Эти мячи были потяжелее, поскольку их внутренности щедро набивались мелким песком. Существовали мячики, которые валялись из остатков овечьей шерсти. И мальчики девочки с удовольствием стреляли из лука, который делался из упругой ветки дерева и обычной верёвки или бычьей жилы.

Игрушки для приучения к труду

Крестьянские дети в старину очень рано начинали трудиться наравне со взрослыми. Это отразилось и на игрушках: для мальчиков делали из бересты тележки и кузова, кнуты, упряжь для лошадок и даже игрушечный столярный инструмент. Что касается девочек, то им дарили игрушечную деревянную посуду, мебель, прялки и веретена. В отличие от потешек для совсем маленьких такие «трудовые» игрушки были весьма простыми, не нарядными. Видимо, для того, чтобы ребёнок мог почувствовать, что жизнь – это труд.

Крупенички./Фото: tuapse24.tv

Конечно, не только из игрушечных предметов труда состояла детское богатство. Были и другие потехи, например, куклы. Их часто называли «болванчиками», эти деревянные простые куколки для своих малышей изготавливал отец или дедушка. Простота болванчика открывала простор для фантазии ребенка, позволяла наделять его разными чертами, использовать для импровизации.

Куклы: игрушки и обереги одновременно

Многие куклы предназначались не только для игры – это были символы, обереги. Например, крупенички, то есть простые куклы из тряпичного мешочка с насыпанным в него зерном. Такие игрушки красиво украшались и считались очень важными. Их хранили, выставляли на видное место в доме, а дети играли с ними осторожно. Наполнялись крупенички отборным зерном (гречиха, овес). Такая кукла была символом достатка, богатства, благополучия и сытости. Сегодня их относит к разряду сувенирных и дарят на свадьбу или семейное торжество.

Стригушки, танцующие куклы./Фото: web-kapiche.ru

Чрезвычайно популярны были мотанки, куколки из ниток. Делали их и взрослые и дети, использовались они для того, чтобы успокоить, повеселить или убаюкать малыша. Их также считали оберегами, защищающими от болезни, сглаза и порчи. Славяне считали, что в каждой кукле-мотанке есть дух предка. Часто ее передавали из поколения в поколение, чтобы нити, связующие род, не обрывались.

Ещё одна кукла, стригушка, делалась из сухой соломы, лыка, прутиков. Представители этих кукол есть даже в Русском музее в Санкт-Петербурге. Иногда в них вплетали целебные и душистые травы, это была своеобразная ароматерапия. Одевалась куколка в красивый сарафанчик, платочек, кофточку. Низ не заплетался, а распускался, представляя собой своеобразную юбку. Если стригушку поставить на ровную поверхность и стукнуть рядом с ней кулаком, то она запляшет - будет крутиться и вертеться, потому их часто называют танцующими куклами.

Тряпичница – кукла с женскими формами

Одной из самых распространенных кукол было тряпичница. Лица у нее не было, зато женская грудь подчеркивалась, что олицетворяло культ плодородия. Для красоты тряпичницу одевали в одежду, которую носили в том регионе, где ее сделали. Платье для куклы шили один раз, и она носила его, не снимая, всю свою кукольную жизнь. Девочки украшали одежду при помощи бисера, тесьмы, вышивки, тем самым оттачивая свое мастерство.

Тряпичные куклы./Фото: mtdata.ru

Эти игрушки были настолько распространены, что даже у бедняков в избе можно было увидеть десяток смешных тряпичниц. Позднее, когда кукол стали делать на фабриках, а для голов использовать дорогой фарфор, тряпичницы постепенно стали отходить на второй план. Но даже в тех семьях, где могли себе позволить купить дорогущую кукольную барышню, использовались традиционные народные куклы, а более дорогие игрушки выдавались детям в праздничные дни.

Русские мастера творили из глины и дерева наряду с посудой и другими бытовыми предметами ещё и диковинные игрушки, отражавшие детали обихода того времени, национальные узоры и орнаменты и даже тайные смыслы, понятные жителю той эпохи. По словам А.К. Чекалова, исследовавшего промыслы русского Севера: «Народное творчество – это сама природа, сказочный Феникс, возрождающийся, чтобы умереть. Это не примитивный реликт, а зеркальное отражение реальной жизни». Попробуем и мы погрузиться в тайны, которые скрывают старинные игрушки наших предков.

Глиняные свистульки и игрушки

Полые игрушки из глины, способные издавать свист, пришли в обиход от древних ритуалов. Шаманы, волхвы и колдуны, общающиеся с невидимыми высшими или низшими силами, использовали инструменты, издающие самые необычные звуки. Какими-то приманивали неведомых помощников. Другие, напротив, отпугивали, прогоняли злых духов прочь. Считалось, что определённые звуки могут призвать ветер, чтобы закрутить крылья мельниц, или пролить дождь на высохшие поля. Игрушки на Руси – это не только предмет для развлечений. Детям вручали глиняные свистульки в качестве оберега.

Самой знаменитой глиняной российской поделкой называют дымковскую игрушку, которой славилась заречная слобода Дымково близ Вятки, ныне вошедшая в территорию города Киров. Появление свистулечного промысла в тех местах неслучайно. Историки говорят о двух основных причинах популярности свистулек в том регионе. Первая связана с печальным Хлыновским побоищем. Когда Хлынов-град (прежнее название Вятки) осадили новгородцы, жители позвали на помощь дружину Великого Устюга. Но союзное войско, прибывшее ночью, было приняло за неприятеля и перебито. Поминки погибших союзников провели под пересвисты, что положило начало празднику свистопляски или свистуньи. По другой версии Свистунья – весёлый праздник на четвёртую субботу после Пасхи, когда народ радовался окончательному приходу тепла и приближению лета. Ожившую весной природу символизировали глиняные фигурки домашних и диких животных, раскрашенные яркими красками.

Искусствоведы делят старорусские игрушки в виде глиняных свистулек на три категории. Первые имеют внутреннюю полость, причём, чем значительнее её объём, тем ниже звук, издаваемый свистулькой. Звуки, издаваемые второй категорией, целиком зависят от конструкции свистка, который мастерят обособленно, а потом прилепляют к основной фигурке. Единым целым их делает общая окраска. Третья категория может быть обычной внутренне-полостной свистулькой, однако если в неё набрать немного воды, то свист становится переливчатым. За издаваемые трели такие водяные свистульки получили прозвище «соловей».

До появления устойчивого спроса выделка глиняных игрушек сопутствовала гончарному промыслу. Сам мастер часто занимался только изготовлением свистка, а лепить сопутствующую фигуру поручал жене или детям. На раннем этапе обычные глиняные фигурки раскупались на ярмарках не столь активно, как свистульки. Дети, получив игрушку, начинали искать отверстия для свиста и очень огорчались, если не могли их обнаружить. Уяснив запрос, мастера начали приспосабливать свистульки, встраивая их порой в самые неожиданные места. Яркие глиняные игрушки притягивали взор и помогали продавать обычные горшки, миски или корчаги.

Большую популярность также снискала жбанниковская глиняная игрушка (Нижегородские земли). Хотя она названа по имени деревни Жбанниково, лепила подобные свистульки вся округа. Для жбанниковской свистульки характерна треугольная форма и три точки опоры. Собственно, оформлением различалась лишь верхняя часть свистульки, показывая чудо-птицу или конного воина. «Игрушка не копирует свой зоологический прототип, а дает сказочно-фантастическое решение образа, в котором точность отдельных деталей не вызывает ощущения обыденного, а сказочность не уводит совсем из реальности, как в сказке о выдуманном и в то же время таком реальном коньке-горбунке», - писал о жбанниковской свистульке её исследователь Геннадий Блинов. Мастера стремились удивить свистульками, экспериментируя со звуком, и порой встраивали в одну свистульку целый оркестр. Отверстия для свиста можно было найти не только в хвостовой части, но и рогах. Жбанниковская глиняная игрушка обладает характерной окраской, включающую нанесение на однотонный фон россыпи цветных точек или узоров. Применяют для её оформления и узоры, которыми славится Хохлома, Семёнов и Полховский Майдан. Зачастую в росписи можно узнать городецкие мотивы. Такие жбанниковские свистульки иногда относят к городецкой игрушке, хотя они сделаны из глины, а не из дерева.

Разглядывая дымковскую или жбанниковскую игрушку, порой подумаешь, что это исконно русское творчество. Но теми же глиняными свистульками с самобытной росписью могут похвастаться гуцульские мастера, а выше показана глиняная фигурка всадника на лошади, сделанная в высокогорном дагестанском ауле Балхар. За этого всадника на аукционе, состоявшемся в январе 2021 года, заплатили 80 000 рублей. Интересно, что большинство балхарских игрушек сделаны женщинами. Когда-то производство представляло настоящий ритуал: глину месили ногами, исполняя народные песни. После лепки фигурки тщательно сушили и украшали узорчатой росписью с национальными мотивами.

Тряпичные и соломенные куклы

Древние куклы, которыми игрались деревенские малыши много веков назад, совершенно непохожи на их пластиковых сестричек, которых предпочитают дети нашего времени. Популярность их на протяжении долгого периода обеспечивалась простотой изготовления. Для создания куклы требовались обрывки ткани и наполнитель, которым часто выступала обычная зола. Если же за выделку бралась мастерица, то её куклу можно было подарить, настолько красиво смотрелась на ней одёжка и украшение.

Почему же древние куклы гладколицые? Что мешало нарисовать глаза, нос, рот? Оказывается, это связано с бытующими поверьями, что куклы только кажутся неживыми. Будь у куклы глаза, она бы высматривала всё, что творится в семействе. Окажись она в посторонних руках, нарисованный рот выболтал бы знающему человеку сокровенные тайны чужого рода. Для своих детей родители делали куклы из лоскутков ношеной одежды: считалось, что так передавалась детям семейная сила (традиционно в ношеную одежду заворачивали и новорожденных). Если же куклу готовили в подарок или на продажу, то на выделку шла покупная ткань. Мистическую силу передавали кукле, если её изначально мастерили в виде оберега от всяческих хворей, недугов и болезней (куклы, которые имеют прозвище «лихоманки» или «лихорадки»).

Искусствоведы выделяют в русской тряпичной кукле несколько видов, обусловленных местными традициями той или иной территории:

  • столбушка или палочковая кукла (столбец, полено, чурка, щепка, лучина);
  • крестушка (крестообразное основание, обмотанное тряпками);
  • узелковая кукла, созданная из тряпок, завязанных узлами;
  • набивная кукла (фигурный мешочек с наполнителем).

На северных землях преобладали палочковые куклы, в южных областях – набивные с большой головой, в центральных районах – набивные куклы, чьи части сшивались. Варианты набивки тоже имели смысловое наполнение. Кукольную голову заполняли счёсом женских волос, шерстью или обрезками меха домашних животных. Иногда в голове древней куклы прячется клубок. Он не только придавал голове нужную шарообразную форму, но как бы подталкивал играющую с куклой девочку к будущему рукоделию. Тело чаще всего заполняли тряпками или золой. Исследователи связывают последнюю с силами огня и духами идолов – каменных баб. Тот же кубок символически – это магический атрибут, с помощью которого богиня Мокошь, прядёт человеческую судьбу. Его же связывают со святой Параскевой Пятницей, которая покровительствует ткачеству и прядению.

Подготовка основы набивной куклы много времени не занимало. В лоскут ткани засыпалась зола. «Голова» получалась перевязкой, затем её смачивали водой. Когда «голова» подсыхала, её обтягивали белой тканью. Туловище-мешочек получали выворотным способом, а после туго набивали золой, подворачивали нижний конец и завязывали по талии ниткой. Если сомневались в прочности ткани, то задействовали второй слой, чтобы зола не высыпалась. А вот многослойное обряжение куклы – это уже кропотливый труд. Но в результате ребёнок получал нарядную белолицую красавицу.

Безликими оставались куклы из кудели и соломы. Соломенные куколки мастерили повсеместно, потому что материал был всегда под рукой и не требовал хитростей в обработке. Достаточно было перегнуть пучки соломы в нужных местах и перевязать нитками. На одёжку соломенной девице шли всё те же лоскутки. Часто в гардеробе соломенных кукол преобладает красный цвет или есть яркая деталь с оттенками красного. Ведь «красное» не только синонимично «красивому», но также несёт защитное (обережное) свойство.

Народные куклы обретают черты лица лишь ближе к концу 19-го столетия, когда окончательное превращается в игрушку – предмет развлечения. Кукле становятся необходимы яркие черты и нарочитая привлекательность. В одежде или лице таких куколок легко угадать их сословие или происхождение: платье и головной убор показывали гордую барыню, зажиточную горожанку или крестьянскую девушку, принарядившуюся для деревенского праздника. Первоначально лицо обрисовывали углём, но потом стали применять стойкие краски, вышивку или те же лоскутки. В зависимости от места производства черты лица могут принимать характерные отличия. Но некоторые мастера даже сейчас оставляют тряпичные или соломенные куклы безликими.

Деревянные игрушки

Резные игрушки проделали вместе с человечеством длинный многовековой путь. На момент создания статьи древнейшей игрушкой считается фигурка, вырезанная из кости мамонта. Её обнаружили на раскопках близ столицы Моравии (часть современной Чехии). Учёные оценили её возраст в 30 000 или даже 35 000 лет. Но это не означает, что игрушки не делали раньше. Просто эти находки у археологов пока впереди. Считают, что игрушки Древней Руси для детей (а не для совершения обрядов) начали делать из дерева в IX веке. Как и глиняные игрушки, часть деревянных поделок была тесно связана со звуками, отгоняющими злых духов: трещотки и те же свистульки. Однако вырезали и фигурки без полостей. Первые письменные упоминания об игрушечных промыслах датируются началом 15-го столетия.

Из числа народных промыслов, относящихся к игрушкам из дерева, наиболее известна Сергиево-Посадская (Загорская) игрушка. Именно в Сергиевом Посаде, начиная с XV века, зародилось мастерство резных игрушек, которые после раскраски привозили на Сергиево-Посадское торжище. Казалось бы, игрушки – дело, сугубо мирское, но даже в Троице-Сергиевой лавре занимались её выделкой из дерева и раскраской, достигая больших высот. Заезжие купцы потом продавали эти деревянные детские игрушки по всей округе, а близость к Первопрестольной тоже сыграла важную роль в распространении промысла. Уже на Московском торгу поделки перекупали богатые жители столицы, представители боярских родов, придворные. Зафиксировано документами, что именно здесь посадские игрушки, где среди прочих были фигурки животных и наборы солдатиков с миниатюрными копиями домов, приобрели для детей Петра Великого. Покупали расписные диковинки и заезжие иностранцы, увозя их потом в Европу.

Мастера старались предложить игрушки на любой кошелёк. Например, у дешёвых кукол одежду рисовали или приклеивали. Куклы подороже одевали в дорогие и прочные костюмы. Вершиной же были нарядные красавицы, чьи платья шили из шёлка, атласа и батиста, отделывая вычурными кружевами. Появилась даже специальность – одевальщица кукол. К началу ХХ века здесь производили около полутора сотен различных кукол в национальных одеждах. Однако фабричное производство, с которым объёмами кустари конкурировать не могли, сильно подкосило промысел, который захирел к началу Первой мировой войны. После революции новая власть не только решила восстановить производство, но и превратило Серигиев Посад (в те годы – Загорск) в своеобразную «игрушечную столицу» России. Здесь размещались Всесоюзный научно-исследовательский институт игрушки, художественно-промышленный техникум игрушки, Музей игрушки и несколько фабрик, которые работали как над возрождением народных промыслов, так и над выпуском современных игрушек.

С посадскими промыслами долгое время конкурировала Богородская игрушка, происходящая из располагавшегося неподалёку селе Богородское. Её зарождение относят к XVII веку. Самобытность её заключается в том, что работу местных мастеров выделяет не окраска (чем славится загорская игрушка), а оригинальный узор дерева и элементы, созданные искусной резьбой. Большую популярность имели подвижные игрушки, из которых самая известная – это «богородские кузнецы», где мужик и медведь поочерёдно бьют молотами по наковальне. Расцвет местного промысла пришёлся на конец XVIII – начало XIX веков.

Не менее знаменита, чем подмосковные промыслы, городецкая игрушка (г. Городец, Нижегородская область). Основой ранних игрушек служила балбешка (часть полена, чурбашек, чурка, болвашек). Обрубок цилиндрической формы раскалывали пополам, получая плоскость спереди и полукруг сзади. На плоскости резьбой создавали контур фигуры и раскрашивали. Сзади балбешку обстругивали, но без шлифовки или окраски. Получались как человеческие фигуры (барыни, няньки, кормилицы), так и подобия животных (коты, петухи и пр.). Наиболее выделялись поделки села Курцево, но не отставали мастера и близлежащих сёл Новинки, Леденцово или Телячье, где собирали знаменитые «колески»-каталки. Тамошним мастерам из поколения в поколение передавали секреты, как без клея и гвоздей соорудить каталку, чтобы её колёсики свободно крутились, но не слетали. Городецкие мастера использовали контурную плоско-выемчатую резьбу геометрического узора, чтобы создать иллюзию объёма. Раскраска применялась лишь для выделения некоторых углублений. Название «Городецкая игрушка» эти поделки получили, когда город Городец стал административным центром округи. В самом Городце знаменитых коней на колёсиках стали вырезать гораздо позднее.

Как всеобщие сказочные сюжеты, послужившие основой для национальных эпосов, переплетаются и мотивы народных промыслов различных территорий России. Например, среди федосеевской игрушки (Нижегородская область) можно отыскать тех же «богородских кузнецов» или фигурки с типично посадской раскраской. А колёсики здесь, возможно, заимствовали от городецких мастеров. Федосеевская топорно-щепная игрушка имеет нарочито грубые очертания, очарование которым придаёт незатейливый растительный орнамент. Эти игрушки получили ласковое прозвище «балясинка» от слова «баляса», обозначающего забаву или шутку.

Говоря о народной деревянной игрушке, невозможно не вспомнить о матрёшке. Кажется, что семейство расписных кукол, находящихся внутри друг дружки, изобретено давно. Но это не так. Хотя выделка разборных игрушек (например, расписных пасхальных яиц с сюрпризом внутри), действительно, уходит вглубь веков, возраст матрёшки не так уж и велик. Её распространению поспособствовали токарные станки, позволяющие точно подгонять очередную куклу к внутреннему пространству предыдущей. Поэтому начало массового производства матрёшки датируют 1890-ми годами. Почему кукла получила именно такое имя? Скорее всего, из-за широких округлых боков. Полных и дородных женщин часто называли «Матрёна» или ласково «Матрёша». Это прозвище перешло и на куклу. Родоначальниками промысла считают мастерскую «Детское воспитание» (г. Москва) и московский Музей кустарных изделий, тоже имевший свои мастерские. Саму деревянную основу выточил токарь Василий Петрович Звёздочкин. Набор состоял из восьми единиц, вложенных друг в друга. Самой большой была девочка с чёрным петухом, в которой прятались ещё пять расписанных под девочку кукол и один мальчик. А неразборной восьмой куклой был спелёнатый младенец. Несмотря на то, что матрёшка получила в 1900 году приз на международной выставке кустарных ремесел в Париже, производство из-за финансовых неурядиц переехало из Москвы в Сергиев Посад. Но переезд как раз и спас матрёшку. Ведь именно в Загорске при СССР промысел расцвёл.

Разборные деревянные куклы из трёх и более элементов стали такой же привычной деталью квартирной обстановки как знаменитые семь слонов. Матрёшки вместе с деревянными грибами и ёлками входили в состав детских наборов счётного материала (кроме того, разборка и сборка деревянных куколок способствует развитию мелкой моторики рук). Семёновская матрёшка известна не менее Сергиево-Посадской. Её раскраска, как считают искусствоведы, ближе по духу к древнерусской росписи. Семёновскую матрёшку отличают и глубокие задумчивые глаза. А вот черты лица за время производства претерпели эволюцию: раньше она была сердитой, но постепенно научилась и улыбаться. Матрёшки выпускали различные советские предприятия (например, Туринская фабрика детской игрушки). Национальные мотивы в росписи заметны на матрёшках Уфы и Сыктывкара. А в Бресте сопрягли свойства двух игрушек, освоив выпуск матрёшек-неваляшек.

Удивительно, что матрёшке немногим больше века, но она успела превратиться в один из самых узнаваемых символов России. Зарубежные туристы стараются прихватить с собой яркую куклу в качестве сувенира. Матрёшечные мастера XXI века удивляют не только росписью, но и вместимостью. В главной матрёшке можно отыскать до 35 её меньших сестёр. Самой вместительной матрёшкой долгое время считалась показанная на выставке «EXPO-70» (г. Осака, Япония), внутри которой находилось более семи десятка фигур (всего 72 позиции). Однако сейчас можно найти сведения, что в фондах Исторического музея хранится стоместная матрёшка. Самый вместительный набор для продажи, куда вошла 51 позиция, изготовили в 2003 году. А самой большой матрёшкой в мире называют тридцатиметровую гигантшу Музея русского творчества в центре китайского города Маньчжурия. Однако она к разборным не относится, а представляет собой корпус здания. Трёхстороння роспись показывает символизированные женские образы русской, монгольской и китайской души.

Кукла Баба Яга Чаровница 31 см/ Смеётся/ Шкатулка
Кукла Баба Яга Чаровница 31 см - портрет
Кукла Баба Яга Чаровница 31 см с метлой
Кукла Баба Яга Чаровница 31 см - вид со спины
Кукла Баба Яга Чаровница в вязанных валенках

Русские куклы красавицы также изготавливаются из дерева, керамики, фарфора или текстиля представлены в нашем магазине как искусные авторские работы. За основу берутся старинные антикварные модели кукол, сделанные в разных областях России и переделываются из современных материалов.

В нашем интернет-каталоге представлены виды кукол:

  • сказочные персонажи и фольклорные герои
  • красавицы и молодые люди в национальных костюмах
  • для домашнего кукольного театра
  • редкие авторские работы

Основные производители таких кукол — фабрики и мастерские расположенные в старинных промысловых центрах — Сергиев Посад, Переславль-Залесский, Владимир, Ростов.

Основные материалы — натуральный хлопок, лен, ситец. Из ткани шьются платья стилизованные под крестьянскую одежду — красочные сарафаны, кокошники. Наряды дополняются цветастыми шалями, платками, яркими бусинами, вышивкой, расшиваются золотой тесьмой и кружевами.

Лица расписываются контрастными красками. Настоящая русская красавица кукла с румяными щеками, доброй улыбкой, большими глазами.

Русскую куклу можно подарить в качестве необычного сувенира из России, как игрушку для ребенка, недорогой приятный подарок.

Каждая из кукол в русском стиле рассказывает об обычаях, традициях, народной культуре. Игрушка будет хорошо смотреться в окружении изделий народных промыслов, аксессуаров с популярными узорами хохломским, гжельским, жостовскими розами.

Для оптовых покупателей - скидки! Доставим заказ в любой город России. Для оформления заказа вы можете использовать укороченную форму.

Читайте также: