Народные художественные промыслы игрушка дымковская филимоновская

Обновлено: 15.05.2024

Обращаем Ваше внимание, что в соответствии с Федеральным законом N 273-ФЗ «Об образовании в Российской Федерации» в организациях, осуществляющих образовательную деятельность, организовывается обучение и воспитание обучающихся с ОВЗ как совместно с другими обучающимися, так и в отдельных классах или группах.

ОБПОУ “Курский колледж культуры”

“ Дымковская, филимоновская и кожлянская игрушка”

“ Библиотечная реклама и дизайн”

Выполнил студент 3 курса

Дымковская игрушка – это уникальные глиняные игрушки разных форм, раскрашенные яркими красками и не имеющие аналогов в мире. Этот русский народный промысел возник в XV-XVI веках в слободе Дымково близ города Вятка (сейчас это город Киров). Отсюда и название – "дымковская" или "кировская" игрушка. В процессе приготовления игрушки были задействованы целые семьи – все вместе месили глину, лепили, сушили и обжигали получившиеся фигурки. Поначалу игрушки продавали на ярмарке во время праздника "Свистуньи", который устраивался через месяц после Пасхи в честь поминовения погибших во время битвы 1418 года, известной как Хлыновское побоище. По традиции в эти дни проводились массовые гуляния, когда вятские жители пели, плясали и свистели в глиняные расписные свистульки. Яркие статуэтки так понравились детям и взрослым, что их стали изготавливать круглогодично. В XIX веке производство игрушки в Вятской губернии стало массовым. Тогда их стали вывозить на продажу в Оренбургскую область, Москву и прочие крупные города. В Советском Союзе всячески поддерживали промысел дымковской игрушки с целью передачи знаний и опыта следующим поколениям. Все фигурки изготавливаются только вручную, затем раскрашиваются и покрываются яичными белками для яркости. Хотя технический прогресс внес свои коррективы в само производство: теперь мастерицы сами не копают глину и не месят ее. Все расходные материалы поступают уже упакованными и готовыми к работе. Тематика современной дымковской игрушки разнообразна: это могут быть фигурки животных, любимые сказочные герои, исторические сюжеты, фигурки детей и их семей, различных профессий и предметов старины. Сейчас дымковская игрушка – это визитная карточка всей Кировской области. В 2011 году в городе Кирове был открыт музей "Дымковская игрушка: история и современность", фонд которого насчитывает более 700 уникальных экспонатов, большая часть из которых представлена в экспозиции.

Филимоновская игрушка - самодельная игрушка на Древней Руси, которая имеет корни в деревне Филимоново. Эксперты не могут сказать точное время возникновения такого вида промысла, но ориентируются на 1000-1300 годы. Изготавливались они из особой глины, которая находилась недалеко от деревни. Из этой глины лепили, в основном, лишь посуду, для продажи на базарах. Сами же игрушки изготавливали маленькие девочки с бабушками, в качестве приданого.

Разновидностей филимоновских игрушек достаточно много: от фигурок животных до изображений человека. Изображения людей довольно простые, без особых деталей, близки к старинным фигуркам. Зачастую мастерицы делали игрушки-свистульки, чтобы развлечь детвору. Так же эти произведения были достаточно популярны на различных ярмарках. Что приносило немало славы о Тульской области.

Изготавливались игрушки в несколько этапов: формовка, обжиг и раскраска. В формировке гилине придавали желаемый вид. Обжигали поделки в печи при температуре 700-1000 градусов, после чего серый цвет глины полностью исчезал и становился белым. При росписи игрушки использовались 3 основных цвета: красный, желтый и зеленый. Несмотря на это, игрушки получались достаточно красочными.

К сожалению, примерно в 1960 годах мастера Филимоновских игрушей исчезли. И только в 2009 в Тульской области открывается первый музей Филимоновских фигурок. Это говорит о том, что даже в наши дни данные произведения интересуют жителей нашей страны и не только. Иногда даже проходят фестивали данных игрушек, которые приковывают к себе большое внимание со стороны туристов.

hello_html_m42449d14.jpg

Кожлянская игрушка с конца XIX века в деревне Кожле устраивались ярмарки, к которым варили конфеты, пекли печенье и лепили игрушку. Для лепки игрушки мастерицы смешивают два сорта глины, про которые говорят: «одна белая как снег, а другая желтая как иволга». Современная кожлянская игрушка по характеру лепки и яркости росписи мало чем отличается от свистулек XIX века. Приглядимся к одному из уникальных гончарных промыслов Курского края — Кожлянской игрушке. Она особенная — яркая и голосистая, хотя менее известная среди знаменитых своих собратьев — дымковской и филимоновской. Сегодня Кожлянскую игрушку можно увидеть в музее декоративно-прикладного искусства Москвы, в Русском музее Петербурга, на областных и международных выставках. Забавные фигурки всегда привлекают внимание характерной фантазийной тематикой. Здесь гуси-лебеди и задиры-петушки, добряки-мишки и другие мифологические персонажи для взрослых и детей. А в некоторых образах оживает житейская ирония: хороша барыня верхом на баране. Не забыты и девичьи мечты. Вот крупная мордашка Лягушки-царевны с широкой улыбкой, откуда проглядывает девичье личико, выразительно напоминая: «Не пропусти, парень, своё счастье!» Рядом с авторскими работами красуются традиционные образы — например, конь о трёх головах. Так народная фантазия преобразила и показала образ солнца. Тут же — осанистые всадники, ласковые котики и прочие зверушки, и каждый из них является настоящим музыкальным инструментом — звонкой свистулькой!

Учебно-методический материал для формирования интереса у детей к предметам народного декоративно-прикладного искусства.

ВложениеРазмер
dymkovskaya_i_filimonovskaya_igrushka.docx 17.36 КБ

Предварительный просмотр:

Муниципальное бюджетное дошкольное образовательное учреждение комбинированного вида «Детский сад №17 «Лесная сказка»

Конспект на тему:

« Дымковская и филимоновская игрушка »

Цель: формирование у детей интереса к предметам народного декоративно-прикладного искусства путем ознакомления с филимоновской и дымковской игрушкой.

  • закрепить знания о народных промыслах;
  • познакомить с филимоновской игрушкой, как видом народного декоративно-прикладного искусства;
  • формировать представления о ремесле игрушечных дел мастеров (филимоновская, дымковская игрушка);
  • развивать творческие способности и эстетический вкус;
  • воспитывать уважение и интерес к народным промыслам.
  • «Познание»;
  • «Коммуникация»;
  • «Художественное творчество»;
  • «Музыка».

Виды детской деятельности:

  • игровая;
  • коммуникативная;
  • продуктивная.
  • рассматривание иллюстраций и предметов декоративно-прикладного искусства;
  • беседа о народных промыслов;
  • заучивание стихов;
  • д/и «Составь узор»;
  • д/и «Город мастеров».

Оборудование: дымковский, филимоновские игрушки, образцы элементов дымковской и филимоновской росписи, предметы с городецкой, хохломской, гжельской росписью, гуашь, кисти, подставки, салфетки, баночки с водой, палитра.

Воспитатель: В нашей группе сегодня работает мини-музей и я вас приглашаю его посетить.

Дети рассматривают предметы народно-прикладного искусства, называют их.

Ребенок: Вечера зимою длинные,

Лепит мастер здесь из глины,

Все игрушки непростые,

Кружочки, клеточки, полоски

Простой, казалось бы, узор,

А отвести не в силах взор.

Воспитатель: О каких игрушках говорится в этом стихотворении?

Дети рассматривают дымковские игрушки.

Воспитатель: Чем отличается дымковская игрушка от других игрушек? Ответы детей. Прежде всего, снежной белизной фона, по которому написан геометрический узор: кружки, точки, полоски.

Краски каких цветов используют мастера для росписи игрушек? (яркие, праздничные, малиновые, красные, синие, желтые, зеленые)

Ребенок: Филимоновская деревушка, синий лес, холмы, косогор,

Лепят там из глины игрушку и расписывают до сих пор.

Да, из самой обычной глины появляются вдруг на свет

Зайцы, коники, павлины и солдатиков войска цвет.

Воспитатель: С давних времен известна деревня Филимоново. Все знают филимоновские игрушки-свистульки, делают их из глины, а глину добывают в оврагах. Игрушки эти забавные, высокие, веселые и такие вытянутые, будто всегда чему-то удивляются. Украшают их цветными полосками, пятнышками, простыми ягодками и цветами, похожими на солнце. И краски берут яркие, летние, солнечные – желтые, красные, малиновые, зеленые.

Дети рассматривают и сравнивают дымковские и филимоновские игрушки.

Воспитатель предлагает оживить игрушки, повторяя на силуэтах знакомые узоры.

Физминутка: Раз, два, раз, два,

Стали дети мастера,

Сели, встали, сели, встали,

Мы работать не устали.

Раз, два, раз, два,

Наши дети – мастера.

В конце занятия воспитатель задает вопросы:

  1. Какая игрушка тебе понравилась, почему?
  2. Что особенного в этой работе?
  3. Чем отличаются друг от друга дымковская и филимоновская игрушки?

Воспитатель подводит итог занятия.

По теме: методические разработки, презентации и конспекты


«Дымковская игрушка. Сравнение с филимоновской игрушкой» Интегрированная совместная деятельность с детьми подготовительной к школе группы компенсирующей направленности

Цель:Развивать творческие способности детей на основе ознакомления с русскими народными игрушками. Интеграция образовательных областей:Речевое развитие. Познавательное развитие. Художественно-эст.

Дидактические игры по ознакомлению с дымковской и филимоновской народной игрушкой.

Авторские дидактические игры по ознакомлению с народными промыслами. разработаны в рамках проекта "Страна народных мастеров".


Народные промыслы России. Характеристика Филимоновской, Дымковской и Каргопольской игрушки.

Русский художественный промысел, история возникновения промысла, секреты и особенности производства - вызывают особый интерес и желания, что - нибудь смастерить подобное. Очень занятное времяпров.


Методическое пособие:"Дымковская,Филимоновская игрушка"

Методическое пособие: "Дымковская, Филимоновская игрушка".


«Дымковская игрушка. Сравнение с филимоновской игрушкой» Интегрированная непрерывная образовательная деятельность с детьми подготовительной к школе группы с использованием ИКТ и игровых технологий

Цель:Развивать творческие способности детей на основе ознакомления с русскими народными игрушками. Интеграция образовательных областей:Речевое развитие. Познавательное развитие. Художественно-эст.

Обращаем Ваше внимание, что в соответствии с Федеральным законом N 273-ФЗ «Об образовании в Российской Федерации» в организациях, осуществляющих образовательную деятельность, организовывается обучение и воспитание обучающихся с ОВЗ как совместно с другими обучающимися, так и в отдельных классах или группах.



Курс повышения квалификации

Педагогические основы деятельности учителя общеобразовательного учреждения в условиях ФГОС


Курс повышения квалификации

Педагогическая поддержка ребенка в образовательной среде


Курс повышения квалификации

Мифы народов мира в культуре XX-XXI вв. (предметная область «Искусство/МХК»)


«Искусство детям - увлекательно и просто: Древний Китай»

Рабочие листы и материалы для учителей и воспитателей

Более 2 500 дидактических материалов для школьного и домашнего обучения

Описание презентации по отдельным слайдам:



игрушки

Дымковская, Каргопольская, Филимоновская игрушки.5 класс

Дымковская, Каргопольская,
Филимоновская игрушки.
5 класс

Дымковские игрушкиВ большом селе Дымково, что недалеко от Вятки, родилась дым.

Дымковские игрушки
В большом селе Дымково, что недалеко от Вятки, родилась дымковская игрушка. Весёлый игрушечный народец отличается яркими красками. Изделия дымковских мастеров украшены красными, жёлтыми, синими, зелёными кругами, точками, полосками и волнистыми линиями. Это – дымковский орнамент, или узор.

Дымковские игрушки

Дымковские узоры

Каргопольские игрушкиИгрушку из Каргополя можно узнать сразу. Она из края до.

Каргопольские игрушки
Игрушку из Каргополя можно узнать сразу. Она из края долгих зим и короткого лета, поэтому цвета её не очень яркие, как и природа Севера.
Тематика разнообразна: барыни, охотники, бородатый гармонист, танцующая пара, волк и многое другое.

Каргопольские игрушкиВесёлый Полкан-богатырь со знаками солнца на груди – си.

Каргопольские игрушки
Весёлый Полкан-богатырь со знаками солнца на груди – символ каргопольской игрушки.
Полкан – это полуконь-получеловек, поэтому он наделён большой силой.

Каргопольские игрушки

Каргопольские узоры

Филимоновские игрушкиЭти яркие игрушки родились в деревне Филимоново Тульско.

Филимоновские игрушки
Эти яркие игрушки родились в деревне Филимоново Тульской области. Местная глина очень пластична, фигурки из неё лепят, вытягивая форму.
Узоры филимоновской игрушки радуют звонкой пестротой ярких красок.

Филимоновские игрушкиСреди персонажей больше домашних животных: коней, собак.

Филимоновские игрушки
Среди персонажей больше домашних животных: коней, собак, баранов, кур и петухов.

Филимоновские игрушки

Филимоновские узоры


  • подготовка к ЕГЭ/ОГЭ и ВПР
  • по всем предметам 1-11 классов

Рабочие листы и материалы для учителей и воспитателей

Более 2 500 дидактических материалов для школьного и домашнего обучения

«Такие разные дети: преимущества тьюторской позиции учителя»

Свидетельство и скидка на обучение каждому участнику

Дистанционные курсы для педагогов

Видеолекции для
профессионалов

  • Свидетельства для портфолио
  • Вечный доступ за 120 рублей
  • 311 видеолекции для каждого

Найдите материал к любому уроку, указав свой предмет (категорию), класс, учебник и тему:

5 918 399 материалов в базе

Материал подходит для УМК

«Искусство. Изобразительное искусство (в 2-х частях) », Ломов С.П., Игнатьев С.Е., Кармазина М.В.

«Интеграция современного искусства в детское творчество»

Свидетельство и скидка на обучение
каждому участнику

Ищем педагогов в команду «Инфоурок»

  • ЗП до 91 000 руб.
  • Гибкий график
  • Удаленная работа

Другие материалы

  • Учебник: «Искусство. Изобразительное искусство (в 2-х частях) », Ломов С.П., Игнатьев С.Е., Кармазина М.В.
  • Тема: Рисование по памяти и по представлению
  • Учебник: «Искусство. Изобразительное искусство (в 2-х частях) », Ломов С.П., Игнатьев С.Е., Кармазина М.В.
  • Тема: Особенности акварельной живописи
  • Учебник: «Искусство. Изобразительное искусство (в 2-х частях) », Ломов С.П., Игнатьев С.Е., Кармазина М.В.
  • Тема: Особенности акварельной живописи
  • Учебник: «Искусство. Изобразительное искусство (в 2-х частях) », Ломов С.П., Игнатьев С.Е., Кармазина М.В.
  • Тема: Народные художественные промыслы
  • Учебник: «Искусство. Изобразительное искусство (в 2-х частях) », Ломов С.П., Игнатьев С.Е., Кармазина М.В.
  • Тема: Натюрморт
  • Учебник: «Искусство. Изобразительное искусство (в 2-х частях) », Ломов С.П., Игнатьев С.Е., Кармазина М.В.
  • Учебник: «Искусство. Изобразительное искусство (в 2-х частях) », Ломов С.П., Игнатьев С.Е., Кармазина М.В.
  • Тема: Рисование по памяти и по представлению
  • Учебник: «Искусство. Изобразительное искусство (в 2-х частях) », Ломов С.П., Игнатьев С.Е., Кармазина М.В.
  • Тема: Цвет предмета

«Практический подход в работе с утратой смысла жизни: логотерапия»

Свидетельство и скидка на обучение каждому участнику

Вам будут интересны эти курсы:

  • Курс профессиональной переподготовки «Мировая художественная культура: теория и методика преподавания в образовательной организации»
  • Курс профессиональной переподготовки «Изобразительное искусство: теория и методика преподавания в образовательной организации»
  • Курс повышения квалификации «Изобразительное искусство как творческая составляющая развития обучающихся в системе образования в условиях реализации ФГОС»
  • Курс профессиональной переподготовки «Организация деятельности по подбору и оценке персонала (рекрутинг)»
  • Курс повышения квалификации «Изучение русской живописи второй половины XIX века на уроках МХК в свете ФГОС ООО»
  • Курс повышения квалификации «Основы духовно-нравственной культуры: история и теория зарубежной культуры»
  • Курс повышения квалификации «Формирование метапредметных компетенций учащихся на уроках ИЗО и искусства»
  • Курсы повышения квалификации «Организация проектно-исследовательской деятельности в ходе изучения курсов мировой художественной культуры в условиях реализации ФГОС»
  • Курс повышения квалификации «Художественно-эстетическое развитие детей дошкольного возраста в условиях реализации ФГОС ДО»
  • Курс повышения квалификации «Психодинамический подход в консультировании»
  • Курс профессиональной переподготовки «Организация технической поддержки клиентов при установке и эксплуатации информационно-коммуникационных систем»
  • Курс профессиональной переподготовки «Уголовно-правовые дисциплины: теория и методика преподавания в образовательной организации»
  • Курс профессиональной переподготовки «Эксплуатация и обслуживание общего имущества многоквартирного дома»
  • Курс профессиональной переподготовки «Техническая диагностика и контроль технического состояния автотранспортных средств»

Оставьте свой комментарий

  • 28.05.2018 4584
  • PPTX 3.4 мбайт
  • 182 скачивания
  • Рейтинг: 3 из 5
  • Оцените материал:

Настоящий материал опубликован пользователем Шарипова Зульфия Рафисовна. Инфоурок является информационным посредником и предоставляет пользователям возможность размещать на сайте методические материалы. Всю ответственность за опубликованные материалы, содержащиеся в них сведения, а также за соблюдение авторских прав несут пользователи, загрузившие материал на сайт

Если Вы считаете, что материал нарушает авторские права либо по каким-то другим причинам должен быть удален с сайта, Вы можете оставить жалобу на материал.

Автор материала

40%

Московский институт профессиональной
переподготовки и повышения
квалификации педагогов

Дистанционные курсы
для педагогов

663 курса от 690 рублей

Выбрать курс со скидкой

Выдаём документы
установленного образца!

86 минут

«Развитие креативности у детей и подростков»

28 минут

85 минут

«Патриотическое воспитание – основа формирования личности гражданина и патриота»

Подарочные сертификаты

Ответственность за разрешение любых спорных моментов, касающихся самих материалов и их содержания, берут на себя пользователи, разместившие материал на сайте. Однако администрация сайта готова оказать всяческую поддержку в решении любых вопросов, связанных с работой и содержанием сайта. Если Вы заметили, что на данном сайте незаконно используются материалы, сообщите об этом администрации сайта через форму обратной связи.

Все материалы, размещенные на сайте, созданы авторами сайта либо размещены пользователями сайта и представлены на сайте исключительно для ознакомления. Авторские права на материалы принадлежат их законным авторам. Частичное или полное копирование материалов сайта без письменного разрешения администрации сайта запрещено! Мнение администрации может не совпадать с точкой зрения авторов.

Дымковская и Филимоновская игрушки руками ребят разновозрастных групп

Дымковская и Филимоновская игрушки – часть российского творчества росписи глины в числе народных промыслов занимает огромное место. Игрушки яркие, привлекают внимание и поднимают настроение всем: от мала до велика.

В селе Дымково, пригороде Вятки (г. Киров) издавна занимались лепкой и росписью глиняных игрушек. Из глины дымковские мастера лепили : коней, оленей, уточек – свистулек, важных барышень, наездников. Затем игрушки обжигаются в жарком огне русской печи (после нескольких дней просушки на подоконниках).


После обжига игрушки становятся прочными и легкими. Как только игрушки высохнут и остынут, мастерицы покрывают их ровным слоем разведенного в молоке мела и ставят сушиться на сквознячок. Затем игрушки раскрашивают темперными красками. Чтобы укрепить красочный слой и сделать его не марким, игрушки после росписи покрывают тонким слоем яичного желтка.

Как в скульптурной форме, так и в росписи дымковские мастерицы никогда не стремятся к натуралистичности изображения. Золоченые рога оленей, синие, оранжевые, черные полосы и волнистые линии в росписи птиц и животных, Зелёные и лиловые круги в раскраске коней делают их нарядными и декоративными. Белый фон активно участвует в росписи, заставляя особенно ярко звучать цвету красок.

В деревне Филимоново (Тульская область) так же издавна занимаются изготовлением из глины разнообразных игрушек. Игрушки, так же как и дымковские обжигают в печи, но не забеливают, а расписывают сразу, нанося роспись на естественный цвет глины. Орнамент и колорит росписи предельно просты. Поперечные и долевые полоски малинового и зелёного цветов в сочетании с целиком закрашенными плоскостями (малиновый кафтан, зеленая кофточка). Графика цветных полос очень выразительна и декоративна.


В детском саду, начиная с младшего возраста, ребята знакомятся с Дымковской и Филимоновскими игрушками. Так, ребята младшей группы украшали «платочки» элементами дымковской росписи. Дети средней группы №5 расписывали Дымковских барышень на силуэтах из бумаги.


Группа № 3 в рамках лексической темы недели: «Домашние птицы» лепили петушков, птичек. Старшие ребята лепили Петушков, расписывали их элементами филимоновской росписи, младшие – расписывали птичек дымковской росписью.


Ребята получили возможность сравнить эти два вида народных игрушек. Всё познаётся в сравнении.


Дополнительно из глины ребята слепили и украсили дымковскую и филимоновскую барынь, дымковскую и филимоновскую свистульки – козлика.


Этим занимались дети, посещающие кружок «Разноцветные ладошки», так как эта сложная работа требует больше времени и большей подготовки и мастерства в изобразительном искусстве.


Теперь эти работы украшают коллекцию игрушек народных промыслов России в нашем детском саду. Они долго будут служить наглядным пособием для младших ребят. А мы будем вспоминать наших мастеров после выпуска их в школу.

«Широкая масленица». Развлечение для дошкольников разновозрастных групп в ДОУ. Фотоотчёт

«Широкая масленица». Развлечение для дошкольников разновозрастных групп в ДОУ. Фотоотчёт "-Собирайся народ! В гости Масленица ждёт, Мы зовём к себе тех, Кто любит веселье и смех! Ждут вас игры,забавы и шутки, Скучать не.

Дидактическая игра по народным росписям (дымковская. Филимоновская) «Собери картинку» (пазлы) для детей 5–7 лет

Дидактическая игра по народным росписям (дымковская. Филимоновская) «Собери картинку» (пазлы) для детей 5–7 лет Дидактическая игра по народным росписям (Дымковская. Филимоновская) «Собери картинку» (пазлы) Цель: Продолжать знакомить детей с изделиями.

Фотоотчёт о летнем развлечении для разновозрастных групп «День Нептуна»

Фотоотчёт о летнем развлечении для разновозрастных групп «День Нептуна» Лето в самом разгаре и праздники для детей на свежем воздухе продолжаются. Очередным стало развлечение для всех возрастных групп "День Нептуна".Нептун.

Фотоотчёт летнего развлечения для разновозрастных групп «Праздник ярких красок»

Фотоотчёт летнего развлечения для разновозрастных групп «Праздник ярких красок» Цель:Развивать творческие способности детей посредством игровой и изобразительной деятельности. Ведущий поприветствовал всех собравшихся.

Фотоотчёт о летнем развлечения для разновозрастных групп «Шляпки разные бывают»

Фотоотчёт о летнем развлечения для разновозрастных групп «Шляпки разные бывают» Цель: Развивать представление об истории разнообразных головных уборов,об их назначении. Задачи: - познакомить детей с разнообразием головных.

Фотоотчёт о музыкальном развлечении для разновозрастных групп «Наша Родина — Россия», посвящённом Дню России

Фотоотчёт о музыкальном развлечении для разновозрастных групп «Наша Родина — Россия», посвящённом Дню России Цель:Воспитывать любовь,гордость и уважение к своей стране. Задачи: Развивать у детей чувство патриотизма и любви к своей Родине;продолжать.

Фотоотчёт о развлечении для разновозрастных групп, посвященном Дню защиты детей

Фотоотчёт о развлечении для разновозрастных групп, посвященном Дню защиты детей Первый день лета выдался пасмурным,моросил мелкий дождичек и дул прохладный ветерок. Вместо сарафанчиков и футболок ребятам пришлось одеть.

Мастер-класс по конструктивно — модельной деятельности «Филимоновская лошадка» ко Дню Филимоновской игрушки на МAAM

Мастер-класс по конструктивно — модельной деятельности «Филимоновская лошадка» ко Дню Филимоновской игрушки на МAAM Мастер – класс по модельному конструированию выполнен с использованием нетрадиционных материалов – нитей пряжи для вязания. Материал.

Фотоотчёт о развлечении для разновозрастных групп «Здравствуй, лето!»

Фотоотчёт о развлечении для разновозрастных групп «Здравствуй, лето!» Цель:Создать праздничную,доброжелательную, радостную атмосферу на празднике. Вызвать желание у детей принимать активное участие в празднике.

Стенгазеты. Совместная работа с родителями и детьми разновозрастных групп

Стенгазеты. Совместная работа с родителями и детьми разновозрастных групп Стенгазеты. Совместная работа с родителями и детьми разновозрастных групп. Воспитатель Арутюнян Л. А. Для современного общества качественная.

Обращаем Ваше внимание, что в соответствии с Федеральным законом N 273-ФЗ «Об образовании в Российской Федерации» в организациях, осуществляющих образовательную деятельность, организовывается обучение и воспитание обучающихся с ОВЗ как совместно с другими обучающимися, так и в отдельных классах или группах.

ДЕКОРАТИВНО-ПРИКЛАДНОЕ ИСКУССТВО СОВЕТСКОГО ПЕРИОДА Дымковская игрушка Филимо.


Курс повышения квалификации

Педагогические основы деятельности учителя общеобразовательного учреждения в условиях ФГОС


Курс повышения квалификации

Педагогическая поддержка ребенка в образовательной среде


Курс повышения квалификации

Мифы народов мира в культуре XX-XXI вв. (предметная область «Искусство/МХК»)


«Искусство детям - увлекательно и просто: Древний Китай»

Рабочие листы и материалы для учителей и воспитателей

Более 2 500 дидактических материалов для школьного и домашнего обучения

Описание презентации по отдельным слайдам:

ДЕКОРАТИВНО-ПРИКЛАДНОЕ ИСКУССТВО СОВЕТСКОГО ПЕРИОДА Дымковская игрушка Филимо.

ДЕКОРАТИВНО-ПРИКЛАДНОЕ ИСКУССТВО СОВЕТСКОГО ПЕРИОДА Дымковская игрушка Филимоновские глиняные свистульки Богородская деревянная игрушка 3 часть Презентацию подготовила Джасте Саида Юрьевна Преподаватель ИЗО МБУ ДО ДШИ а. Тахтамукай

Дымковская игрушка История дымковской игрушки насчитывает около 400 лет. Перв.

Дымковская игрушка История дымковской игрушки насчитывает около 400 лет. Первыми дымковскими игрушками были свистульки в виде коней, баранов, козлов и уточек, изготавливаемые к ежегодному празднику «Свистуньи», или «Свистопляски» — проводимому в честь погибших в битве 1418 года между вятчанами и устюжанами у стен Хлыновского кремля (Хлынов — старое название Кирова). Среди промыслов изготовления глиняной игрушки, активно развивающихся и сегодня, одно из видных мест занимает дымковский. Его название связано с селом Дымково, что находится близ г. Кирова (бывшая Вятка). Дымковская игрушка – это различные барыни, всадники, петухи, козлики украшенные красными, синими, желтыми, зелеными кругами, точками, полосками, волнистыми линиями по белому фону. Все это придает изделиям выразительность и неповторимость. Многие игрушки делают как свистульки.

Игрушка лепится из местной красной глины по частям (в отличие от других игруш.

Игрушка лепится из местной красной глины по частям (в отличие от других игрушек, которые лепятся из единого куска глины). Перед обжигом игрушки высушивают и только потом обжигают. Раньше игрушки обжигали в настоящей русской печи, теперь обжигаются в муфельных печах. Обожженная дымковская игрушка имеет красно-коричневый, обыкновенный для глины цвет. Для побелки используется смесь мела и молока, в которую окунают дымковскую игрушку. При этом поверхность покрывается плотным белым слоем. Для раскрашивания использовали сухие краски, растертые на яйце. Сейчас используется гуашь, разведенная на яйце. Дымковская игрушка

Дымковская игрушка

Филимоновские глиняные свистульки Среди изделий народных промыслов Тульской о.

Филимоновские глиняные свистульки Среди изделий народных промыслов Тульской области выделяется своей оригинальностью глиняная игрушка деревни Филимоново. Ее художественные отличия проявляются как в форме, так и в росписи. Особенность местной глины заставляет мастериц при лепке несколько вытягивать в высоту любую фигуру. Особенно это заметно в лепке коней, коров, у которых получаются очень длинные шеи. Зато фигуры людей выходят стройные и довольно изящные, несмотря на общую утяжеленность керамической лепки. Учитывая эти особенности мастерицы, расписывают фигуры преимущественно горизонтальными полосками. Филимоновские глиняные свистульки – это ярко-красные, зеленые полоски, кружочки, волнообразные линии, елочные ветки на белом или желтом фоне, которые украшают фигурки барынь, баранчиков, петухов, коров, делая их привлекательными.

Возраст филимоновского чуда достаточно условный. Специалисты утверждают, что.

Возраст филимоновского чуда достаточно условный. Специалисты утверждают, что искусство лепки и росписи глиняной потешки пришло в одоевские края Тулы из далекого верхнего палеолита. А при раскопках Жемчужниковского и Снедковского курганов, городищ в Одоеве обнаружены черепки гончарных изделий, относящиеся к IX–XI векам. С рисунками и знаками, которыми расписывают сегодня филимоновскую игрушку. По словам народного мастера России Елены Орловой: «Уникален этот промысел тем, что он никогда не прерывался. Он передается из поколения в поколение». Филимоновские глиняные свистульки

ЧТО ГЛАВНОЕ В ИГРУШКЕ Красота и сила филимоновской игрушки - в языческой древ.

ЧТО ГЛАВНОЕ В ИГРУШКЕ Красота и сила филимоновской игрушки - в языческой древности. За века она не утратила ни одного из своих элементов, которые характеризуют жизнь древних славян. В незатейливых узорах выражается древняя символика крестьянской религии. Круг - солнце, треугольник - земля, елочки - символ растительности и плодородия. Все узоры напоминают о связях человека и природы. По старинному поверью, символы в узорах несли духовную силу, способную защитить от зла и несправедливости. Главное в игрушке – свисток. В хвосте зверей и птиц. У барышень свистульки спрятаны в кувшины, у солдат в гусей. С его помощью предки-язычники отпугивали дьявола, нечистую силу. В него свистели на похоронах, его закапывали в могилу вместе с покойником. Полна языческих символов и красочная роспись игрушки.

Значение филимоновских фигурок Женская фигурка олицетворяет великую богиню «П.

Значение филимоновских фигурок Женская фигурка олицетворяет великую богиню «Природу». Женское начало несло знак добрых сил: Мать – кормилица, Весна, Купава, Берегиня, Лада и т.д. Доможириха – вот перечень имен и смыслов, которыми народ наделил глиняную женскую фигуру. Этот образ – продолжение рода всего живого. Свистулька «Барыня с коромыслом» Ёлочки на юбке являются символом растительности и плодородия солнца.

Медведь – один из ведущих персонажей народных сказок – предвещал пробуждение.

Медведь – один из ведущих персонажей народных сказок – предвещал пробуждение природы, был символом могущества. Свистулька «Медведица с зеркалом» Медведь по поверьям символизировал силу, мудрость, доброту, покровительство слабым Значение филимоновских фигурок

Олень – изображал удачный брак, тепло и плодородие. Значение филимоновских фи.

Олень – изображал удачный брак, тепло и плодородие. Значение филимоновских фигурок Свистулька «Олень» Вытянутые линии, длинное туловище и коротенькие ножки – все это отличительные черты данного вида промысла.

Конь – считался слугой Солнца. Впряженный, он возил по небосводу бога-солнца.

Конь – считался слугой Солнца. Впряженный, он возил по небосводу бога-солнца и приносил людям его благодать. Конь в искусстве языческой Руси имел охранительный смысл и занимал важное место в магии плодородия. Он символизировал как культ солнца, так и воды. В народном искусстве конь – это время, свет, богатырская сила. Значение филимоновских фигурок Свистулька «Конь» Слуга Солнца. Впряженный, возил по небосводу бога-солнца и приносил людям его благодать. В народном искусстве конь – это время, свет, богатырская сила

Птицы – знак воскресения природы, пробуждение земли, рассвета, хорошего урожа.

Птицы – знак воскресения природы, пробуждение земли, рассвета, хорошего урожая, счастливой семьи. Они вестники богини Матери – земли и обязательные спутники женских изображений. Корова символизировала бодрую силу, плодородие и могущество. Значение филимоновских фигурок Свистулька «Петушок» Для древних славян образ птицы всегда символизировал весну

На внешнем облике игрушки отразились природные свойства местной глины — «синь.

На внешнем облике игрушки отразились природные свойства местной глины — «синьки». При просушке пластичная, чрезмерно жирная глина быстро деформируется, покрывается мелкими трещинами, которые приходится заглаживать влажной рукой. Благодаря этому фигурка утончается и вытягивается, приобретая непропорциональную, но удивительно изящную форму. После обжига изделия из такой глины приобретают ровный белый цвет, не требующий последующей грунтовки. Почему такая форма у филимоновских фигурок

Богородская деревянная игрушка Один из наиболее старых по времени возникновен.

Богородская деревянная игрушка Один из наиболее старых по времени возникновения подмосковный промысел резьбы по дереву находится в селе Богородском. Богородская деревянная игрушка – вырезанные резчиками медведи, играющие на гармошке, куры клюющие зерно, различные сценки из деревенской жизни. Незамысловатые конструкции с балансом, подвижными планками или скрытой пружинкой обеспечивают игрушке эффект движения, часто утрированного, но точно раскрывающего содержание сюжета или позволяющего менять место фигур в пространстве (так называемые разводы). Богородский промысел имеет активную тенденцию к развитию своего искусства. Кадры мастеров готовят в местной профтехшколе и в художественном училище, расположенном в Загорском районе.

История промысла В середине XV века село Богородское принадлежало московскому.

История промысла В середине XV века село Богородское принадлежало московскому боярину М.Б. Плещееву (первое упоминание о Богородском относится к августу 1491 года в духовной грамоте (завещании) его сына Андрея), в 1595 году оно стало собственностью Троице-Сергиева монастыря, а крестьяне – монастырскими крепостными. Именно они заложили основы резьбы по дереву, прославившей нынешнюю «столицу игрушечного царства» на весь мир. Село Богородское стало одним из центров народного творчества и русского прикладного искусства. Богородская деревянная игрушка

Кто сделал первую деревянную игрушку, положившую начало народному художествен.

Кто сделал первую деревянную игрушку, положившую начало народному художественному промыслу, неизвестно, но более 300 лет из уст в уста рассказывают легенду о Сергии Радонежском, который вырезал из дерева куклы и дарил детям. Есть и другие предания. По одному из них житель Сергиева Посада продал куклу из липового чурака в 9 вершков (40 см) купцу, торговавшему у Лавры. Тот поставил ее как украшение в лавке. Игрушка тут же была куплена. По другому, в селе Богородском мать, чтобы позабавить детей, делала им игрушки. Куклы из ткани рвались, из соломы рассыпались. Тогда женщина вырезала игрушку из дерева. Дети прозвали ее Аука, а когда она надоела, отец отвез ее на ярмарку. Третье предание повествует о глухонемом мещанине Татыге, который вырезал из липового дерева большую куклу и продал ее торговцу. Все истории схожи в том, что кукла из липы была продана купцу, он сделал большой заказ на игрушки, не справляясь с которым мастер набрал учеников из посадских детей. Богородская деревянная игрушка

Традиционная богородская игрушка – это неокрашенные фигурки людей, животных и.

Традиционная богородская игрушка – это неокрашенные фигурки людей, животных и птиц из липы, и целые композиции из жизни русского крестьянина. Символом промысла до сих пор считаются «мужик и медведь», а главное отличие богородских игрушек от всех прочих – подвижные детали, приводимые в действие легким движением пружины. Богородская деревянная игрушка

Промысел, сложившийся к концу XVIII века, изначально представлял собой типичн.

Промысел, сложившийся к концу XVIII века, изначально представлял собой типичное крестьянское производство. Первые фигурки людей, животных и птиц были одинарными, неокрашенными, а красоту наводили узорной резьбой. Богородская деревянная игрушка

Со второй половины XIX века резчики начали делать скульптурные группы из неск.

Со второй половины XIX века резчики начали делать скульптурные группы из нескольких фигур на общем основании в различных сюжетных постановках. Мастера, работая примитивным инструментом, умели создавать из дерева правдивые, реалистические образы окружающей действительности, животных и людей, персонажей из народной жизни, басен и сказок. Богородская деревянная игрушка

С середины XIX века промысел полностью переместился из Сергиева Посада в Бого.

С середины XIX века промысел полностью переместился из Сергиева Посада в Богородское, в тот же период наступил расцвет богородского резного кустарного производства. Резьбой в деревне занимались в основном мужики, так как кроме мастерства необходимы физическая сила и свободное время, ведь работали по 14—16 часов в сутки (сейчас большинство резчиков – женщины). Но часто вся семья участвовала в работе: старшие сыновья готовили материал, вырубали топориком основную форму без предварительных эскизов. Младшие дети ошкуривали готовые фигурки, выполняли другие простые операции. Работали сидя, держа заготовку на коленях (ногу плотно обматывали тряпкой для предохранения от порезов). Каждая семья специализировалась лишь на одном-двух видах игрушки. Мастера делились на «фигуристов» (резавших человечков), «зверистов» и «птичников». Богородская деревянная игрушка

Первая мировая война (1914-1918) и последовавший за ней экономический кризис.

Первая мировая война (1914-1918) и последовавший за ней экономический кризис привели к упадку промысла. Хотя в первое десятилетие после Октябрьской революции в Богородском сохранялись старые земские образцы, продаваемые на экспорт, с приходом большевиков богородский промысел начал служить делу мировой революции – мастера вырезали тачанки, чекистов, революционеров, героев борьбы за господство мирового пролетариата. Богородская деревянная игрушка

С конца 1950-х требовалось отражать освоение космоса, новое строительство, сп.

С конца 1950-х требовалось отражать освоение космоса, новое строительство, спорт. Богородская деревянная игрушка

Сюжеты современной богородской деревянной игрушки – смешные гусары и дамы, вс.

Сюжеты современной богородской деревянной игрушки – смешные гусары и дамы, всадники и плясуны, барыни и няньки, кормилицы с детьми, солдаты и пастушки, мужики и рыбаки, дровосеки и музыканты, крестьяне и баре, монахи и монахини, кони и упряжки, медведи и курочки, зайцы и лисички. Все персонажи отличаются сочетанием реализма и юмора, характерной передачей поз и жестов, многофигурные скульптурные композиции рассказывают о трудовых крестьянских буднях, праздниках, гуляниях, чаепитиях, а животные выглядят очеловеченными. Богородская деревянная игрушка

Особенно интересны игрушки с движением (дергачи): с разводом (фигурки прикреп.

Особенно интересны игрушки с движением (дергачи): с разводом (фигурки прикрепляют к раздвигающимся планкам), с кнопкой, с пружиной, с балансом (детали крепятся на ниточке к шару). Стоит нажать кнопку, потянуть планку, качнуть шар – фигурка оживает. Богородская деревянная игрушка

Источники: Уткин П.И., Королева Н.С. Народные художественные промыслы: Учеб.

  • подготовка к ЕГЭ/ОГЭ и ВПР
  • по всем предметам 1-11 классов

Рабочие листы и материалы для учителей и воспитателей

Более 2 500 дидактических материалов для школьного и домашнего обучения

Читайте также: