Народные игрушки для детей подготовительной группы

Обновлено: 25.04.2024

Обращаем Ваше внимание, что в соответствии с Федеральным законом N 273-ФЗ «Об образовании в Российской Федерации» в организациях, осуществляющих образовательную деятельность, организовывается обучение и воспитание обучающихся с ОВЗ как совместно с другими обучающимися, так и в отдельных классах или группах.

Конспект НОД «Народные игрушки» по художественно-эстетическому развитию для детей подготовительной группы

Составила и провела : воспитатель ГБ ДОУ№88 Пасечник Ю.М.

Тема «Народные игрушки»

Возрастная группа: подготовительная группа

Форма НОД: чтение, обсуждение художественной литературы, мастерская по изготовлению продуктов детского творчества.

Форма организации: групповая, подгрупповая, индивидуальная.

Цель: Обобщить знания детей о русских народных игрушках: глиняных, деревянных, куклах из ткани, местах. Где живут и трудятся мастера народной игрушки.

· Учить создавать образ, используя полученные навыки и приемы.

· Закреплять навыки рисования элементов филимоновской и гжельской росписи кистью (игрушки и посуда из соленого теста)

· Закреплять представления о процессе создания игрушек из ткани.

· Пополнить, уточнить и активизировать словарь детей по теме «Народные игрушки»

· Развивать образное мышление, зрительное внимание, память, воображение, творческие способности;

· Воспитывать у детей бережное отношение к традициям своего народа, интерес к народным игрушкам, чувство патриотизма, любви к своей Родине.

Техническое обеспечение: музыкальный центр, интерактивная доска.

Музыкальный ряд: русская народная мелодия, мелодия «В гостях у сказки», колыбельная.

Зрительный ряд: изделия народных мастеров, русские народные игрушки.

Литературный ряд: художественное слово об игрушках, сказка.

Материал к занятию: народные игрушки, заготовки из соленого теста, образцы кукол-самокруток, краски, салфетки, ткань, ленточки, ножницы, глобус.

Предварительная работа: знакомство с творчеством народных мастеров, беседы о народных изделиях, рассматривание альбомов «Гжель», «Филимоновская роспись», «Народные игрушки», лепка на занятии, рисование элементов народной росписи, изготовление заготовок игрушек и посуды из соленого теста.

Здравствуйте, ребята! Посмотрите какая красивая, яркая и необычная у меня шаль. А нарядилась я так сегодня не с проста. Я хранительница сказок.

-Кто такая хранительница? (ответы детей)

-Я приглашаю вас сегодня на посиделки.

Дети проходят в спальню, оформленную под русскую избу и садятся на лавочки. Хранительница сказок садится возле «печки».

- В старину, когда все работы в поле были закончены жители деревни устраивали посиделки.

-Что такое посиделки? (ответы детей)

-Что делали дети на посиделках? (ответы детей)

Вы любите читать сказки? (ответы детей)

-У меня в руках волшебный сундучок. В нем хранятся сказки.

-Хотите узнать какие сказки в сундучке?

Дети по очереди подходят, достают из шкатулки игрушки (черепашку, мышонка, лягушку, кота и отвечают на вопрос с какой сказки эти игрушки.

Черепашка – «Золотой ключик», лягушка – «Царевна Лягушка»,

кот – «Кот в сапогах».

Самую последнюю игрушку – матрешку вынимает из сундука сам воспитатель.

-Из какой сказки матрешка? (дети затрудняются ответить).

Хранительница сказок предлагает детям послушать сказку, в которой одной из героинь является матрешка.

Эта история произошла в городе, где поселилась Фея Игрушек.

Все игрушки Фея делает сама, а еще она может их оживлять с помощью волшебной палочки. Но не все игрушки оживают, а только те, в которые попала капелька тепла из детского сердца.

История девочки и матрешки.

В одном городе открылся магазин игрушек. Все дети заходили в магазин и любовались игрушками. Каких игрушек здесь только не было: из глины, из бумаги, из дерева, из меха и ткани. Стояло ребенку поиграть игрушкой и подружиться с ней, как игрушка могла оживать с помощью волшебной палочки Феи.

Одна маленькая девочка очень худая и бледная, тоже изредка заходила в магазин. Она любила играть с глиняным петушком, колокольчиком и матрешкой. Приходя в магазин, она брала матрешку с полки и садилась отдыхать. Крепко прижимая к себе выбранную игрушку.

Однажды девочки не было целую неделю. Фея знала, что девочка не забыла о своих игрушках. Когда дети забывали о своих игрушках, те не могли больше оживать. А игрушки оживали каждую ночь, рассказывали разные истории и говорили о том, как они скучают по девочке.

Прошла еще неделя, а девочка не появлялась в магазине. Тогда Фея решила

сама навестить девочку. Она взяла матрешку и полетела к девочке.

Фея заглянула в окно комнаты, где жила девочка. Девочка лежала в постели. Она была больна.

- Как вы думаете Фея игрушек поможет девочке?

- Сейчас мы с вами об этом узнаем.

В спальню (избу) входит второй воспитатель в костюме Феи.

-Я Фея игрушек. Я обязательно помогу девочке стать здоровой, веселой и радостной, но мне нужна будет ваша помощь. Поможете мне?

- Приглашаю вас совершить путешествие по городам России. С каждого города вы привезете девочке сувенир – игрушку, сделанную своими руками.

Дети выходят в группу под музыку и садятся на ковер.

-Совершить путешествие нам поможет волшебный глобус. Закрыли глаза.

Фея вращает глобус. Дети открывают глаза. Фея показывает точку желтого цвета на глобусе.

Мы попали в город Филимоново. На экране появляется фотография города.

-Чем знаменит этот город?

На экране кадр с изображением игрушек.

-Как называется роспись, на этих игрушках?

В мастерской этого города дети будут расписывать игрушки, из соленого теста элементами филимоновской росписи.

Следующий город – Сергиев Посад. (на глобусе отмечен красной точкой)

Дети рассматривают изображение города на экране.

-Чем знаменит этот город?

Посмотрите какие красивые и разные матрешки. Все их сделали и расписали мастера. Которые живут в городе. Они приглашают вас к себе в мастерскую. Здесь вы сможете расписать матрешку.

Следующее место, отмеченное на глобусе синей точкой – это село Гжель.

Гжель старинное русское село на берегу реки Гжелки. В этом селе великие русские мастера делают посуду и расписывают ее.

-Как называется эта роспись?

Вашим заданием в мастерской села Гжель будет роспись игрушечной посуды для кукол гжельской росписью.

Следующий город, куда попали дети и Фея — это город Лангепас. (зеленая точка на глобусе)

- В нашем городе тоже есть мастерская, где мастера делают куклы, сувениры.

Как вы думаете, где находится эта мастерская?

(В городском музее, куда детей приглашают на мастер-классы по изготовлению поделок).

-Сегодня в мастерской вы сможете сделать куклу-самокрутку.

Сейчас вы займете места в мастерских по выбору, который сам сделаете.

Я могу дать право выбора мальчику в голубой рубашке, девочке с красной лентой, и девочке в желтом платье. Займите свои места первые. Где бы вы хотели работать. Дети занимают места в мастерских города Филимоново, села Гжель, Сергиев Посада, Лангепас.

Хранительница сказок: Ребята, когда вы будете выполнять свои работы, не забудьте, что по одной игрушке вы можете передать больной девочке. Когда вы будете делать игрушки вложите в них свою любовь, тепло своих сердец, тогда девочка обязательно поправится.

Дети садятся за столы в четыре центра- мастерские. Каждая мастерская оформлена, в ней находятся образцы изделий, заготовки для работы.

В Мастерской города Филимоново дети расписывают элементами филимоновской росписи игрушки.

В мастерской села Гжель расписывают элементами гжельской росписи детскую посуду из соленого теста.

В мастерской города Сергиев Посад дети раскрашивают заготовки матрешек красками.

В мастерской родного города Лангепас дети делают куклы-самокрутки.

Воспитатели помогают детям в каждой мастерской.

Мастерская города, где мы с вами живем - Лангепас.

Как вы думаете, почему куклу назвали самокруткой?

Делали такую куклу без ножниц и иголки из любого кусочка ткани с большим старанием. По такой кукле судили о мастерстве и вкусе ее хозяйки.

Такие куклы считались оберегом. Их дарили сыновьям и дочкам. Когда они уезжали из дома, для того, чтобы куклы оберегали их в пути. Куклы дарили на свадьбы, мамы делали кукол детям и надеялись, что куклы оберегут их от бед.

Сначала берем кусочек ткани, на его середину кладем комок ваты, затем соединяем одну сторону с другой, получается треугольник. На линии шеи слегка закрутим и перевяжем нашу заготовку нитками.

Теперь мы увидели, где находится голова с туловищем.

Что надо еще нашей кукле?

С одной стороны, подогнем срез и заберем лишнюю ткань внутрь рукава, а кисти рук перетянем нитью.

Завяжем платок. Вот кукла-самокрутка готова.

Почему куклам не делали лицо?

Лицо оставалось белым, считалось, что в куклу без лица не могут вселиться недобрые силы, и кукла оберегает того, у кого находится.

По окончанию работы воспитатель предлагает детям дать имя кукле, спеть ей тихо колыбельную песенку.

Выставка работ. Дети размещают свои работы на выставке (в магазине игрушек).

Посмотрите вам нравится выставка? (дети рассматривают игрушки)

Какая игрушка вам нравится больше всего?

Красивые все игрушки и куклы и матрешки, и посуда.

Вы все старались, поделки все разные, каждая интересная, необычная, красивая по-своему.

Какие игрушки вы сделали для девочки?

Я передам ваши игрушки девочке.

А какие пожелания девочке в хотите передать? (ответы детей)

Девочка обязательно поправится ведь вы так старались. Вместе с игрушками вы передаете девочке свою доброту, тепло своих сердец и волшебные пожелания.

1. Воспитывать уважительное отношение к труду русских народных мастеров.

2. Воспитывать национальную гордость за мастерство русского народа.

1. Продолжать знакомить детей с народной игрушкой как одной из форм декоративно-прикладного искусства.

2. Расширять представления о разнообразии народной игрушки.

3. Показывать взаимосвязь декоративно-прикладного искусства и природы.

1. Формировать эстетическое восприятие народной игрушки.

2. Развивать логическое мышление, речь.

Глиняные игрушки (филимоновские, дымковские, каргопольские, богородские игрушки, матрешки 3 видов (загорские, семеновские, полхов-майданские, современные детские игрушки.

МЕТОДЫ И ПРИЁМЫ.

Наглядные: рассматривание игрушек

Словесные: беседа, пояснения, вопросы репродуктивного и поискового характера, поощрение

1. Посещение музея – выставки народных промыслов

2. Знакомство с народной игрушкой

Ход ЗАНЯТИЯ

В-ль: Ребята, сегодня у нас необычное занятие – на него можно взять свою любимую игрушку. Что у вас за игрушки, ребята? (ответы 3-4 детей)

Да, сейчас появилось очень много игрушек; и металлические автомобили, и пластмассовые куклы, и резиновые мячи производят на фабриках и заводах. Многие игрушки очень похожи друг на друга, их можно купить в разных магазинах и городах. Ребята, а раньше, давным-давно, не было фабрик по изготовлению игрушек, их делали вручную из разных материалов. Посмотрите, сегодня к нам на занятие пришли некоторые из них (в-ль выставляет на стол народные игрушки : дымковскую, каргопольскую, филимоновскую). Как думаешь,, из чего они сделаны? (Из глины)

Ребята, а вы знаете, каждую игрушку от начала до конца делает один мастер или члены его семьи.

Глиняные игрушки чем-то похожи, но все они разные, т. к. изготовлены в разных концах нашей земли: одни в Каргополе, другие в Дымкове, третьи в селе Филимоново.

(В-ль ставит 3 подноса)

Ребята, попробуйте собрать на подносы отдельно каргопольские, дымковские, филимоновские игрушки.

Молодцы, ребята, справились с работой. А сейчас задание будет сложнее: отберите мне барышень у каждого вида глиняных игрушек и скажите, в чем их отличие. (В форме, росписи)

Молодцы, а сейчас мы немножко отдохнем, хотите? (Да).

Я слепил из глины ком Имитация круговых движений ладонями

Хвостик сделал я потом Показывают хвостик

Шею вытянул большую Руки вверх

И загнул в дугу крутую Ладони рук поворачивают вперед

И как раз вместо глаз Сложить большой и указательный пальцы

Дырки вышли у нас вместе, поднести к глазам.

Петя вышел, как живой Развести руки

Он с хвостом и головой Левая рука – хвост, правая – голова

Ты его не тронь,

Ведь из глины он. Пригрозить пальчиком.

В-ль: Ростом разные подружки,

Но похожи друг на дружку

Все они сидят друг в дружке,

А всего одна игрушка.

, о какой игрушке эта загадка? (О матрешке)

(Из-за ширмы выставляются 3 вида матрешек)

, из какого материала изготовлены матрешки? (Из дерева)

, а как ты думаешь, матрешки были изготовлены в одной местности или в разных? (В разных) А как ты догадался? (Загорские матрешки одеты в сарафан, кофту и платок со скромным узором., семеновские украшены ярким букетом красных или малиновых цветов с зелеными листьями, у полхов-майдановских матрешек в окраске больше всего малиновых и фиолетовых цветов, каждый цвет обведен черным контуром) Молодец, правильно.

Ребята, а еще в Московской области есть село Богородское, где тоже создаются народные игрушки. (Воспитатель выставляет 2-3 богородские игрушки, скажи, из чего сделаны эти игрушки? (Из дерева)

Да, правильно, это деревянные игрушки и режутся они из липы, у которой мягкая древесина. Чаще всего богородские мастера изображают медведей, но все они разные: одни играют на гармошке, другие стоят под душем и т. д. А еще богородские игрушки отличает то, что они могут двигаться вот так, посмотрите. (Воспитатель демонстрирует движения игрушек)

Ребята, как вы думаете, почему в одних местах изготавливаются игрушки из глины, в других местах из дерева? (Все зависит от окружающей природы)

Ну вот, ребята, и все. Мы с вами сегодня выяснили, что в России много мест, где изготавливаются игрушки и всюду на творчество мастеров влияет окружающая природа, какой материал для изготовления имеется поблизости. И каждый мастер хочет того, чтобы его игрушки радовали тех, кому они попадают в руки.

Физкультурное развлечение для детей 2 младшей группы с элементами здоровьесберегающих технологий. Тема: «Народные игрушки». Цель: расширение представлений детей о народной игрушке. Задачии: [/b] -учить бегать в разных направлениях, не сталкиваясь друг с другом;.

Конспект комплексного занятия по ознакомлению с окружающим миром в подготовительной группе Тема: «Волшебное электричество» Программное содержание: Образовательные задачи: - обобщать знания детей об электричестве, - расширять представления о том, где «живет».

Конспект занятия по ознакомлению детей с декоративно-прикладным искусством в подготовительной группе Цель: познакомить детей с декоративно - прикладным искусством. Задачи: - Образовательная: расширять и закреплять представления детей об.

Конспект занятия по ознакомлению детей с народным искусством (рисование) в старшей группе «Городецкая роспись».

Конспект занятия по ознакомлению детей с народным искусством (рисование) в старшей группе «Городецкая роспись». Цель: продолжать знакомить детей с городецкой росписью, учить детей раскрашивать узор по мотивам городецкой росписи, закрепить умение рисовать.

Конспект занятия по ознакомлению детей с народным искусством (рисование) в старшей группе «Скачут кони на просторе»

Конспект занятия по ознакомлению детей с народным искусством (рисование) в старшей группе «Скачут кони на просторе» Цель: расширять представления об искусстве городецких мастеров; закреплять умение рисовать узор по городецким мотивам, состоящих из цветов,.

Конспект занятия по ознакомлению с искусством в подготовительной группе «Скульптура малых форм»

Конспект занятия по ознакомлению с искусством в подготовительной группе «Скульптура малых форм» Вид: Ознакомительное Цель: Дать понятие о скульптуре малых форм. Задачи: Учить детей видеть и определять содержание скульптуры, пластичность.

Конспект занятия в подготовительной группе по ознакомлению с окружающим. Тема. Удивительные превращения внутри нас. Задачи: познакомить детей с пищеварительным трактом, его основными отделами, показать важность выполняемой каждым отделом работы, учить.

Конспект НОД «Русские народные деревянные игрушки» НОД в областях «Социализация», «Коммуникация». Открытый просмотр «Совместная деятельность педагога и детей по реализации представлений о.

Семинар для воспитателей. Тема «Система работы с детьми по ознакомлению с декоративно-прикладным искусством» «Хохлома» Цель: Обобщить знания воспитателей по теме «Система работы с детьми по ознакомлению с декоративно-прикладным искусством», «Хохлома».

Конспект занятия «Краса ненаглядная» (русские народные игрушки) Программное содержание: Познакомить детей с русскими народными игрушками. Учить сравнивать игрушки разных мастеров. Воспитывать эстетическое.

Продолжать знакомить детей с народной игрушкой.

Подвести к мысли о неоднозначности куклы в народной традиции (кукла-игрушка, кукла-оберег, кукла обрядовая).

Через игрушку познакомить с историей и традициями на Руси.

Познакомить детей с изготовлением традиционной куклы. Познакомить с работой мастера.

Познакомить с новыми словами и их значением: «тулово», «кукла-оберег», «кукла-обрядовая», «безликая».

Воспитывать любовь к народному творчеству, уважение к труду народных мастеров. Воспитывать желание самим сделать тряпичную куклу. :

Предварительная работа:чтение Русской народной сказки «Василиса Прекрасная», заучивание колыбельных песен и потешек.

Материалы и оборудование: сундук; куклы тряпичные («Зайчик на пальчик», «День и ночь», «Пеленашка», «Нянюшка») ; соломенные, деревянные и глиняные игрушки; современные куклы; фото - презентация русских народных кукол «Пеленашка», «Неразлучники», «Зайчик на пальчик», «Нянюшка», «День и Ночь», «Ангел», «Масленица», «Купавка».

Ход НОД

Организационный момент. (Утреннее приветствие)

Встанем рядышком, по кругу,

Скажем "Здравствуйте!" друг другу.

Нам здороваться ни лень:

Всем "Привет!" и "Добрый день!";

Если каждый улыбнётся –

Утро доброе начнётся.

А теперь давайте мы с вами присядем на поляну знаний.

Уши слушают – и все слышат

Глаза смотрят – и все видят.

Ноги не мешают, руки помогают.

А голова – хорошо думает.

Посмотрите, что это такое? (воспитатель обращает внимание детей на сундук)

Это сундук, он не простой, а волшебный. Чтобы узнать, что в нем лежит, мы с вами попробуем отгадать загадку:

Глазки голубые, кудри золотые.

Губки розовые, что все это значит?

Дочка, а не плачет, спать уложишь –

Будет спать день, и два, и даже пять. (Кукла)

Молодцы, правильно, это кукла. (воспитатель из сундука достает красивую современную куклу)

- Скажите, а такие куклы у вас есть (Ответы детей)

Посмотрите, внимательно, что есть у этих кукол? (глаза, волосы, руки, ноги, платье)

-А из какого материала они сделаны? (Ответы детей)

Сундук у нас волшебный, в нем есть еще куклы. ( воспитатель достает куклы: тряпичные и соломенные)

- Посмотрите, на этих кукол, скажите, они отличаются от современных кукол? Чем? А чем они похожи? Что у них общего (Ответы детей)

- Правильно, эти куклы отличаются друг от друга. У современных кукол есть лицо, а тряпичных и соломенных кукол лица нет. Также они отличаются материалом, из которого изготовлены. Современные куклы изготовлены из пластмасса, эти куклы из соломы (показ соломенных кукол, эти куклы из тряпок (показ тряпичных кукол). Но у них есть и общее, все эти куклы создавались для игры, чтобы ими играли.

Сегодня я расскажу вам и покажу, как создавалась первая игрушка-кукла. Посмотрите, перед вами игрушки – самоделки. Как вы думаете, почему они так называются?

- Это значит, что их не покупали, а родители сами мастерили такие игрушки для своих детей. Изготавливали игрушки из подручного материала: соломы, бересты, тряпки, мочалки и даже из ложки.

- Как вы думает, что значит подручный материал (Ответы детей)

- Подручный, это значит материал, который всегда под рукой.

Куклы в основном делались из мягких материалов – шерстяных, льняных тканей, ниток, хлопка, мочала. Давным–давно были вот именно такие куклы.

- Куклы делились на 3 группы : куклы – обереги, обрядовые, игровые.

Как вы думаете для чего нужны куклы – обереги (Кукла-оберег, это, кукла, которая оберегала человека от несчастья.)

- Куклы обереги делались по разным поводам, для разных случаев.

Самые первые куклы назывались ласково «Пеленашка» и «Нянюшка», их делали при рождении ребенка. (Воспитатель демонстрирует куклы-обереги)

«Пеленашку» укладывали в люльку (колыбельку, чтобы та согрела ее для новорожденного. Кукла- оберег «Нянюшка» делалась не для младенца, а малыша постарше, самостоятельно выходящего из дому. Это было лет с двух. Куколка тоже небольшая, в ладошке помещается. И вяжется одной нитью. Она вешалась ребёнку на шею, и без оберега он никуда не выходил.

- Вот кукла «День и Ночь». Они оберегают дом – жилище. Изготавливается две одинаковых куклы из темного и светлого материала, и соединяются вместе поясом или тесемкой. Когда наступает рассвет, ночную куклу отправляют отдыхать, а ее дневную сестру ставят на видное место. Ночью, тот, кто ложится спать последним, меняет кукол местами, позволяя ночной труженице заступить на вахту. В таком порядке оберег надежно защищает свой дом.

- В подарок на именины делали куклу - оберег «Ангелочек».(презентация)

-Куклу-оберег наряжали, но никогда ей ни рисовали лицо. По народным поверьям кукла с лицом как бы приобретала душу и могла навредить.

- Как вы думаете, называлась такая кукла без лица (Ответы детей)

- Таких кукол называли «безликая». Обратите внимание куклы все «безликие».

- Еще куклы были игровые. Как вы думаете игровые, для чего они?

Конечно, для того, чтобы использовать их для игры. Воспитатель демонстрирует игровые куклы : «Зайчик на пальчик», «Кукла из деревянной ложки, обмотаная лоскутками ткани», деревянные и глиняные игрушки. (Воспитатель с детьми рассматривают игрушки)

На Руси любили играть в подвижные игры.

Предлагаю Вам поиграть в русскую народную игру «Домовой».

Русская народная игра «Домовой»

Дети встают в круг и, взявшись за руки, двигаются по кругу под песню. Водящий в кругу.

Мы хотим играть с тобой.

Ты на месте повернись,

Вправо, влево наклонись,

Приседай и вставай,

Да и нам задание дай.

Ты на печке не лежи,

Что нам делать покажи.

Домовой в центре круга выполняет разные движения. Дети повторяют движения, которые им показал Домовой.

После окончания игры дети садятся на поляну знаний.

- Ребята, вспомните, когда у нас с вами бывает Масленичная неделя, какую куклу мы с вами делаем (Ответы детей) Правильно, чучело Масленицы, наряженное в женские одежды.

- На каждый праздник изготавливалась своя кукла. Называли ее обрядовая.

-На праздник Ивана Купала делали куклу «Купавка». Ее опускали в воду, и тесемки, привязанные к ее рукам, по людским поверьям забирали с собой людские болезни и невзгоды. (презентация)

- Давайте вспомним, какие куклы бывают (Игровые,куклы-оберег и обрядовые куклы.

- Напомните мне, какая русская народная сказка поведала нам про куклу-оберег? (Сказка «Василиса Прекрасная».)

- Что дала матушка Василисе?

- Зачем она дала куклу?

- Что она при этом сказала Василисе? (чтобы никому не показывала, прежде чем попросить помощи, покормить ее)

- Получив от матушки по наследству куклу, Василиса приобрела помощницу, которая ее всегда выручала из беды.

Мы с вами сегодня узнали много нового о народных куклах. Наша Родина богата талантами, наверняка и из вас вырастут хорошие мастера. И не важно, где вы будете трудится, когда станете мастерами своего дела, главное, чтобы вы вкладывали в свой труд, всю душу, старания и умения.

Хотите сами попробовать сделать тряпичную куклу? Предлагаю вечером отрыть мастерскую по изготовлению тряпичных кукол.

«Зайчик на пальчик»

Конспект НОД в подготовительной к школе группе «Традиционная русская народная игрушка»

Конспект занятия по ознакомлению с окружающим в средней группе «Русская народная игрушка — матрешка» Конспект занятия по ознакомлению с окружающим в средней группе «Русская народная игрушка - матрешка» (с применением ИКТ) Образовательные.

Конспект занятия-экскурсии «Русская народная игрушка» Конспект совместной образовательной деятельности в разновозрастной группе компенсирующей направленности. Экскурсия-занятие в мини-музее.

Консультация «Традиционная русская народная культура как средство современного духовно-нравственного воспитания» КОНСУЛЬТАЦИЯ ДЛЯ ПЕДАГОГОВ Традиционная русская народная культура как средство современного духовно-нравственного воспитания детей «Тот,.

Консультация «Русская народная игрушка и её дидактическое значение» Получить в детстве начало эстетического воспитания – значит на всю жизнь приобрести чувство прекрасного, умение понимать и ценить произведения.

Конспект занятия в детском саду на тему «Русская народная игрушка кукла-хороводница» для старших детей Конспект занятия в детском саду на тему «Русская народная игрушка» для старших детей (4-5 лет) Воспитатель: Э. В. Бапанина.

Мини-музей «Русская народная игрушка-Свистулька»

Мини-музей «Русская народная игрушка-Свистулька» Мини-музей "Русская народная игрушка- Свистулька" Воспитанник нашей группы принес игрушку-свистульку, соловей. Всех заинтересовала эта маленькая.

Проект «Матрешка — русская народная игрушка» Проект «Матрешка-русская народная игрушка» Вид проекта: краткосрочный, творческий, познавательный. Участники проекта: Дети, воспитатели,.

Проект «Русская народная игрушка» в средней группе Проект «РУССКАЯ НАРОДНАЯ ИГРУШКА» Средняя группа Автор – составитель Герлиц Н. И. Март 2017 «Как нет человека без самолюбия, так нет человека.

Презентация взросло-детского проекта «Традиционная русская игрушка своими руками» "Игрушки своими руками" Подобно тому, как птицы из всяких вещей сооружают гнездо, так дети из всего, что попадает им в руки, делают игрушку.».

Форма НОД: чтение, обсуждение художественной литературы, мастерская по изготовлению продуктов детского творчества.

Форма организации: групповая, подгрупповая, индивидуальная.

Цель: Обобщить знания детей о русских народных игрушках : глиняных, деревянных, куклах из ткани, местах. Где живут и трудятся мастера народной игрушки.

• Сформировать у детей умение создавать образ, используя полученные навыки и приемы.

• Закреплять навыки рисования элементов филимоновской и гжельской росписи кистью (игрушки и посуда из соленого теста)

• Закреплять представления о процессе создания игрушек из ткани.

• Пополнить, уточнить и активизировать словарь детей по теме «Народные игрушки».

• Развивать образное мышление, зрительное внимание, память, воображение, творческие способности;

• Воспитывать у детей бережное отношение к традициям своего народа, интерес к народным игрушкам, чувство патриотизма, любви к своей Родине.

Техническое обеспечение: музыкальный центр, интерактивная доска.

Музыкальный ряд: русская народная мелодия, мелодия «В гостях у сказки», колыбельная.

Зрительный ряд: изделия народных мастеров, русские народные игрушки.

Литературный ряд: художественное слово об игрушках, сказка.

Материал к занятию: народные игрушки, заготовки из соленого теста, образцы кукол-самокруток, краски, салфетки, ткань, ленточки, ножницы, глобус.

Предварительная работа: знакомство с творчеством народных мастеров, беседы о народных изделиях, рассматривание альбомов «Гжель», «Филимоновская роспись», «Народные игрушки», лепка на занятии, рисование элементов народной росписи, изготовление заготовок игрушек и посуды из соленого теста.

Ход занятия.

Здравствуйте, ребята! Посмотрите какая красивая, яркая и необычная у меня шаль. А нарядилась я так сегодня не с проста. Я хранительница сказок.

-Кто такая хранительница? (ответы детей)

-Я приглашаю вас сегодня на посиделки.

Дети проходят в спальню, оформленную под русскую избу и садятся на лавочки. Хранительница сказок садится возле «печки».

- В старину, когда все работы в поле были закончены жители деревни устраивали посиделки.

-Что такое посиделки? (ответы детей)

-Что делали дети на посиделках? (ответы детей)

Вы любите читать сказки? (ответы детей)

-У меня в руках волшебный сундучок. В нем хранятся сказки.

-Хотите узнать какие сказки в сундучке?

Дети по очереди подходят, достают из шкатулки игрушки (черепашку, мышонка, лягушку, кота и отвечают на вопрос с какой сказки эти игрушки.

Черепашка – «Золотой ключик», лягушка – «Царевна Лягушка», кот – «Кот в сапогах».

Самую последнюю игрушку – матрешку вынимает из сундука сам воспитатель.

-Из какой сказки матрешка? (дети затрудняются ответить).

Хранительница сказок предлагает детям послушать сказку, в которой одной из героинь является матрешка.

Эта история произошла в городе, где поселилась Фея Игрушек.

Все игрушки Фея делает сама, а еще она может их оживлять с помощью волшебной палочки. Но не все игрушки оживают, а только те, в которые попала капелька тепла из детского сердца.

История девочки и матрешки.

В одном городе открылся магазин игрушек. Все дети заходили в магазин и любовались игрушками. Каких игрушек здесь только не было: из глины, из бумаги, из дерева, из меха и ткани. Стояло ребенку поиграть игрушкой и подружиться с ней, как игрушка могла оживать с помощью волшебной палочки Феи.

Одна маленькая девочка очень худая и бледная, тоже изредка заходила в магазин. Она любила играть с глиняным петушком, колокольчиком и матрешкой. Приходя в магазин, она брала матрешку с полки и садилась отдыхать. Крепко прижимая к себе выбранную игрушку.

Однажды девочки не было целую неделю. Фея знала, что девочка не забыла о своих игрушках. Когда дети забывали о своих игрушках, те не могли больше оживать. А игрушки оживали каждую ночь, рассказывали разные истории и говорили о том, как они скучают по девочке.

Прошла еще неделя, а девочка не появлялась в магазине. Тогда Фея решила

сама навестить девочку. Она взяла матрешку и полетела к девочке.

Фея заглянула в окно комнаты, где жила девочка. Девочка лежала в постели. Она была больна.

- Как вы думаете Фея игрушек поможет девочке?

(рассуждения детей).

- Сейчас мы с вами об этом узнаем.

В спальню (избу) входит второй воспитатель в костюме Феи.

-Я Фея игрушек. Я обязательно помогу девочке стать здоровой, веселой и радостной, но мне нужна будет ваша помощь. Поможете мне?

(ответы детей)

- Приглашаю вас совершить путешествие по городам России. С каждого города вы привезете девочке сувенир – игрушку, сделанную своими руками.

Дети выходят в группу под музыку и садятся на ковер.

-Совершить путешествие нам поможет волшебный глобус. Закрыли глаза.

Фея вращает глобус. Дети открывают глаза. Фея показывает точку желтого цвета на глобусе.

Мы попали в город Филимоново. На экране появляется фотография города.

-Чем знаменит этот город?

(ответы детей)

На экране кадр с изображением игрушек.

-Как называется роспись, на этих игрушках?

(филимоновская роспись)

В мастерской этого города дети будут расписывать игрушки, из соленого теста элементами филимоновской росписи.

Следующий город – Сергиев Посад. (на глобусе отмечен красной точкой)

Дети рассматривают изображение города на экране.

-Чем знаменит этот город?

(ответы детей)

Посмотрите какие красивые и разные матрешки. Все их сделали и расписали мастера. Которые живут в городе. Они приглашают вас к себе в мастерскую. Здесь вы сможете расписать матрешку.

Следующее место, отмеченное на глобусе синей точкой – это село Гжель.

Гжель старинное русское село на берегу реки Гжелки. В этом селе великие русские мастера делают посуду и расписывают ее.

-Как называется эта роспись?

(ответы детей)

Вашим заданием в мастерской села Гжель будет роспись игрушечной посуды для кукол гжельской росписью.

Следующий город, куда попали дети и Фея — это город Саратов. (зеленая точка на глобусе)

- В нашем городе тоже есть мастерская, где мастера делают куклы, сувениры.

Как вы думаете, где находится эта мастерская?

(В городском музее, куда детей приглашают на мастер-классы по изготовлению поделок).

-Сегодня в мастерской вы сможете сделать куклу-самокрутку.

Сейчас вы займете места в мастерских по выбору, который сам сделаете.

Я могу дать право выбора мальчику в голубой рубашке, девочке с красной лентой, и девочке в желтом платье. Займите свои места первые. Где бы вы хотели работать. Дети занимают места в мастерских города Филимоново, села Гжель, Сергиев Посада, Лангепас.

Хранительница сказок: Ребята, когда вы будете выполнять свои работы, не забудьте, что по одной игрушке вы можете передать больной девочке. Когда вы будете делать игрушки вложите в них свою любовь, тепло своих сердец, тогда девочка обязательно поправится.

Дети садятся за столы в четыре центра- мастерские. Каждая мастерская оформлена, в ней находятся образцы изделий, заготовки для работы.

В Мастерской города Филимоново дети расписывают элементами филимоновской росписи игрушки.

В мастерской села Гжель расписывают элементами гжельской росписи детскую посуду из соленого теста.

В мастерской города Сергиев Посад дети раскрашивают заготовки матрешек красками.

В мастерской родного города Лангепас дети делают куклы-самокрутки.

Воспитатели помогают детям в каждой мастерской.

Мастерская города, где мы с вами живем - Саратов.

Как вы думаете, почему куклу назвали самокруткой?

Делали такую куклу без ножниц и иголки из любого кусочка ткани с большим старанием. По такой кукле судили о мастерстве и вкусе ее хозяйки.

Такие куклы считались оберегом. Их дарили сыновьям и дочкам. Когда они уезжали из дома, для того, чтобы куклы оберегали их в пути. Куклы дарили на свадьбы, мамы делали кукол детям и надеялись, что куклы оберегут их от бед.

Сначала берем кусочек ткани, на его середину кладем комок ваты, затем соединяем одну сторону с другой, получается треугольник. На линии шеи слегка закрутим и перевяжем нашу заготовку нитками.

Теперь мы увидели, где находится голова с туловищем.

Что надо еще нашей кукле?

С одной стороны, подогнем срез и заберем лишнюю ткань внутрь рукава, а кисти рук перетянем нитью.

Завяжем платок. Вот кукла-самокрутка готова.

Почему куклам не делали лицо?

(ответы детей)

Лицо оставалось белым, считалось, что в куклу без лица не могут вселиться недобрые силы, и кукла оберегает того, у кого находится.

По окончанию работы воспитатель предлагает детям дать имя кукле, спеть ей тихо колыбельную песенку.

Выставка работ. Дети размещают свои работы на выставке (в магазине игрушек).

Посмотрите вам нравится выставка? (дети рассматривают игрушки)

Какая игрушка вам нравится больше всего?

Красивые все игрушки и куклы и матрешки, и посуда.

Вы все старались, поделки все разные, каждая интересная, необычная, красивая по-своему.

Какие игрушки вы сделали для девочки?

Фея Игрушек :

Я передам ваши игрушки девочке.

А какие пожелания девочке в хотите передать? (ответы детей)

Девочка обязательно поправится ведь вы так старались. Вместе с игрушками вы передаете девочке свою доброту, тепло своих сердец и волшебные пожелания.

Конспект НОД конструирования из бумаги «Игрушки для малышей» в подготовительной группе

Конспект НОД конструирования из бумаги «Игрушки для малышей» в подготовительной группе Конспект НОД конструирования из бумаги «Игрушки для малышей» в подготовительной группе Цель: Создать условие для создания объемных предметов.

Конспект НОД по рисованию «Любимые игрушки» в подготовительной группе

Конспект НОД по рисованию «Любимые игрушки» в подготовительной группе Программные задачи: - Учить детей создавать образ любимой игрушки: передавать форму частей игрушки; характерные особенности. - Закреплять.

Современный ребенок ориентирован на игрушки западных стран, и не владеет достаточной информацией о традиционной народной игрушке. Поэтому, учитывая значимость игрушки, в жизни ребенка, необходимо знакомить детей с народной игрушкой, что поможет приобщить их в дальнейшем к национальной культуре России. Актуальность проекта заключается в возвращении молодого поколения к русским национальным традициям, к изучению исторических корней культуры. Наш проект позволит: зародить интерес к народной игрушке, народно-прикладному искусству, промыслам, освоить искусство изготовления игрушки своими руками, элементы росписи

Вид проекта: творческо-познавательный

Состав участников : дети, воспитатели, родители

Продолжительность проекта : краткосрочный (20.11.2017-24.11.2017)

1) Приобщение детей к народной культуре через ознакомление с народной игрушкой.

2) Повышение педагогической компетентности родителей в вопросе развития у детей знаний о русской народной культуре.

1) Развивать интерес у детей и их родителей к истории возникновения народной игрушки.

2) Расширять знания о разнообразии и назначении традиционной народной игрушки.

3) Формировать желание и умение детей и их родителей изготавливать игрушки своими руками.

4) Расширять интерес к народной культуре и бережное отношение к культуре своего народа.

5) Заинтересовать родителей необходимостью получения и расширения знания о народной игрушке.

6) Дать представление родителям о важности совместной деятельности с детьми.

7) Развивать воображение и творчество детей.

8) Развитие чувства патриотизма

Этапы реализации проекта:

1) Сбор информации воспитателем для проведения бесед с детьми на тему: “Виды народных игрушек”.

2) Изучение литературы о русской народной игрушке.

3) Подбор иллюстраций, фотографий, раскрасок и трафаретов народных игрушек.

4) Подбор видеофильмов, музыкальных произведений, народных песен о народных игрушках.

5) Разучивание с детьми: Стихов, потешек, пословиц и поговорок, историй о русской народной игрушке.

Читайте также: