Народные игрушки разных народов мира

Обновлено: 26.04.2024

История народной игрушки начинается в глубокой древности. Она связана с творчеством народа, с народным искусством, с фольклором. На протяжении многих веков игрушка видоизменялась, сочетая в себе колорит и многогранность культуры народа.

Мир игрушек народов разных стран очень многообразен. По сути, люди создают игрушку, выражая в ней свое мироощущение. Изначально они создавались только из природных материалов – дерева, глины, соломы, только в XVIII–XIX вв. их стали выполнять из воска, фарфора, а в XX столетии – из пластика.

Рассмотрим примеры народных игрушек нескольких стран.

Если мы обратимся к традициям Японии, то узнаем, что первой куклой была Кокэси – деревянная игрушка без ног и рук, чем-то напоминающая русскую матрешку. Изготавливали кокэси из вишни, клена, кизила, расписывали вручную растительными и цветочными мотивами. Считается, что сначала куколки использовались шаманами для проведения обрядов, а также в качестве поминальных кукол. Постепенно куклы стали обычными игрушками – их давали детям, чтобы развлечь их, а взрослые начали изготавливать куда более трудоемкие – из дерева, лоскутов, японской бумаги, в XX в. появились большие интерьерные куклы, которые чаще были изображением гейш. Причем, кимоно для таких кукол вышивалось вручную, его украшали драгоценными камнями и золотой нитью, поэтому и стояла такая красота на верхних полках, куда не могли дотянуться дети.

Кукла у эскимосов и ненцев долгое время символизировала связь с потусторонними силами, ей приписывалась своя энергетика. Долгое время народные мастера изготавливали кукол, не прорисовывая нос, глаза, уши, рот. Считалось, что обретая людские черты, кукла может оживать и испугать малыша. Кукол в семьях северных народов было много, т. к. девочки рано выходили замуж, а в их приданое обязательно входили и любимые игрушки. Считалось хорошим знаком, когда невеста приносила в дом мужа много кукол (случалось и до сотни штук) – это значило, что в семье будет много детей. Постепенно куклы приобретали людские черты, их одевали в национальные костюмы, дабы сохранить культуру.

В странах Африки кукол изготавливали вручную и передавали из поколения в поколение. Этнических кукол использовали в религиозных обрядах, одевали в красочные ткани, украшали браслетами, бусами. В изготовлении кукол использовались самые различные материалы – ткани, шерсть, бисер, пальмовые листья, трава, початки кукурузы, глина. Как правило, куклы изображали не детей, а уже взрослых замужних женщин, одетых в традиционные одежды. Некоторые куколки изготавливались шаманами специально для ритуала.

Игрушки Американского материка тоже могут рассказать многое о том, как жили коренные народы. У индейцев такое ремесло было в чести, у каждого племени куклы были особыми, техники и материалы тоже существенно отличались, т. к. жили люди в разной природной среде. Для изготовления кукол использовали волокна болотных растений, мех, кожу, початки кукурузы, перья, дерево, полотно. По кукле можно было определить, каким племенем она изготовлена: к примеру, индейцы навахо считались прекрасными охотниками, поэтому и куклы были украшены кожей и мехом, куклы индейцев холи изготовлены из дерева, иннуитов – из початков кукурузы.

Славяне изготавливали игрушку из подручных материалов – золы, соломы, глины, лоскутов тряпок. Считалось, что игрушка, сделанная изо льна, отводит от малыша все болезни, поэтому они считались еще и оберегами. Изготавливали и так называемых десятиручек – символов благополучия и счастья, крупеничек – символ достатка. Крупеничку наполняли зерном, а потом его первым и сеяли – считалось, что тогда и урожай будет хорошим, и семья будет жить в достатке. У каждой крупы было свое значение: рис считался праздничным зерном, гречиха – символом богатства, перловка – сытости, овес – силы.

Другие распространенные куклы – куклы-стригушки, создавались на скорую руку из пучка стриженой травы, чтобы ребенку не было скучно, когда мама работает в поле. Лоскутные куклы тоже служили для игры, девочки постарше самостоятельно шили для них наряды, раскрашивали, заплетали волосы.

Удивительный и разнообразный мир народной игрушки – это одна из тех нитей, которые с детства связывают человека с наследием мировой культуры. Народная кукла является замечательным средством эстетического воспитания детей. Так пусть живет и радует нас это старинное искусство, согревающее человеческие души.

Конспект беседы «День смеха у нас и у разных народов» (с детьми подготовительной к школе группы)

Конспект беседы «День смеха у нас и у разных народов» (с детьми подготовительной к школе группы) Цель: расширить представления детей о международных праздниках разной направленности. Задачи: - обогащать первоначальные представления.

Консультация для педагогов «Формы, методы и приёмы взаимодействия педагогов с родителями» Консультация для педагогов «Формы, методы и приёмы взаимодействия педагогов с родителями» Содержание работы с родителями состоит в следующем:.

Консультация для педагогов «Танцы народов мира» Танец - это разнообразный и богатейший вид искусства, существующий с незапамятных времен. Его отличительная яркость и эмоциональный посыл.

Консультация для родителей «Как празднуют Новый год в разных странах мира» Новый год в разных странах мира празднуется по-разному - традиции и обычаи в каждом государстве особенные. Самое удивительное, что их придерживаются.

Консультация для родителей «О дружбе народов в ДОУ, о толерантности»

Консультация для родителей «О дружбе народов в ДОУ, о толерантности» Толерантность — это человеческая добродетель: искусство жить в мире разных людей и идей, способность иметь права и свободы, при этом, не.

Консультация для родителей «Традиции празднования Нового года в разных странах».

Консультация для родителей «Традиции празднования Нового года в разных странах». «Традиции празднования Нового года в разных странах». Новый год - волшебный праздник, отмечаемый во всём мире. Все мы знаем и чтим традиции.

Консультация для воспитателей «Особенности организации сюжетно-ролевых игр в разных возрастных группах»

Консультация для воспитателей «Особенности организации сюжетно-ролевых игр в разных возрастных группах» Цель: Систематизировать знания педагогов об особенностях организации сюжетно-ролевых игр в разных возрастных группах. План: Вводное.

Проект «Жилище разных народов»

Проект «Жилище разных народов» Представляю Вашему вниманию долгосрочный проект, реализованный мною и детьми, при активном участии родителей. Заняться этим проектом.

2 слайд: Матрешка – деревянная расписная кукла. Токарь выточил необычную деревянную куклу, известный художник С. В. Малютин посмотрел на это чудо и «нарядил» куклу в русский сарафан с передником и яркий платочек. С тех пор и назвали ее Матреной, Матрешкой. Самое интересное – это ее секрет. Прячутся в матрешке сестрички – мал мала меньше. Думаешь, что держишь в руках одну, а оказывается, что их целых три или пять, а бывает еще семь и двенадцать.

3 слайд: Очень популярны в Норвегии игрушки тролли. Выбирать своего тролля нужно очень внимательно, он должен подать вам знак – подмигнуть.

4 слайд: Слон является символом Индии. Он олицетворяет благоразумие, мудрость и силу. Фигурки слонов, выполненные из различных материалов: из дерева и стекла, из керамики и глины, из пластмассы и даже слоновой кости, есть у каждого ребенка.

5 слайд: И сегодня в любом чешском городе можно увидеть у детей— двух пучеглазых, ушастеньких кукол с подвижными руками и ногами — лысенькую и с рыженьким хохолком.

6 слайд: Щелкунчик — деревянная кукла-карикатура

И в каждой семье есть свой заветный Щелкунчик. Одного из Щелкунчиков увидел замечательный сказочник Амадей Гофман. Фантазия Гофмана создала великолепную сказку, героем которой стал Щелкунчик.

7 слайд: Получается, все мы знаем сказочных персонажей Пиноккио и Буратино. Но мало кто знает, что у Пиноккио есть семейство. Его родовая фамилия — Криппа. Именно так называют в Италии деревянных кукол, сделанных из полена. А делаются они точно так, как описано в книжках про Пиноккио и Буратино. Из дерева вырезается туловище, а к нему приделывают на шарнирах руки и ноги, которые сгибаются во всех суставах. Вот и получаются такие подвижные, ловкие и проворные куклы, как сказочные деревянные человечки.

8 слайд: Петушок из Барселуша стал популярным символом Португалии. Этот мотив очень распространён в местных изделиях народных промыслов.

Один гончар развлечения ради вылепил из глины петуха – в память о том самом, жареном крикуне. Фигурка получилась так себе, но ярко раскрашенный он приобрел некий шарм. Таких же петушков захотели иметь односельчане, затем жители окрестных городов. А кончилось тем, что расписной петух стал символом Португалии.

9 слайд: Teddy-Bear — герой английских сказок и мультфильмов, самая известная игрушка в Англии, хотя родилась она в другой стране. У плюшевого мишки есть даже конкретный день рождения, в Великобритании его отмечают 27 октября.

10 слайд: Куклы изготавливаются из дерева, тканей, бумаги или глины, а раскрашиваются в красочные цвета при помощи ракушек, измельченных в порошок. Японская кукла-девочка из дерева, у которой отсутствуют руки и ноги, называется кокеши. Кокеши обычно имеют корпус цилиндрической формы и круглую голову. Корпус куклы расписан яркими красками и орнаментами из цветов, что символизирует удачу, счастье и любовь. Обязательно должны быть красный, черный, багряный и желтый цвета.

11 СЛАЙД: Далекарлийская лошадка очень любима в стране и является национальным символом Швеции. Традиционный цвет Далекарлийской лошадки яркий оранжево-красный, но они также могут быть натурального древесного цвета, белые, синие или черные.

Дидактическое пособие «Куклы разных рас и народов. По странам и континентам» (предметно-развивающая среда)

Мир кукол многообразен. Существуют куклы авторские, коллекционные, театральные, сувенирные, антикварные, игровые, народные… Но есть нечто общее в восприятии куклы во все времена и у всех народов. Кукла – это всегда знак в культуре (в самом широком смысле, это всегда отражение человека в культуре. Это выражение знаний человека о мире, миропорядке, о месте его в этом мире. В кукле закодирована жизненно важная информация, а ключом к этому «коду» служат общечеловеческие ценности: здоровье, любовь, общение, труд и т. д. Сегодня кукла может быть универсальным «инструментом» познания мира народной культуры, средством приобщения к народным традициям, общечеловеческим ценностям. Востребованность куклы может быть весьма разнообразной :

- психологи разработали целое направление, названное «куклотерапией», в основе которой лежит проективный метод: человек-кукла-человек.

- в медицине стал весьма распространён «энтнотерапия», в которой народная кукла занимает почётное место.

- фольклористы включают знания о кукле в сценарии праздников, развлечений.

- педагоги используют куклу в целях воспитания детей и формирования мировоззрения, ведь через игру с куклой ребёнок учится выражать свои чувства, приобретает опыт общения и разрешения конфликтов.

Наше желание использовать куклу в качестве средства педагогического воздействия является далеко не праздным интересом и вовсе не случайно.

Каждая кукламоей коллекции содержит в себе дидактическую изюминку и при этом удивляет и забавляет детей, открывает новые горизонты познаний и игровых действий. С помощью моего пособия дети познакомились не только с разными рассами и народами, но и увидели природу того или иного континента, познакомились с традиционным национальным костюмом и, узнали, что традиционное жилище разных народов называетя и выглядит совершенно по-разному. Такое необычное пособие стало неисчерпаемым ресурсом для

ознакомления детей старшего дошкольного возраста с культурой народов мира – как часть поликультурного воспитания детей.

Целью создания данной зоны является:

- Создать условия, способствующие воспитанию патриотизма у детей, гордости за свой родной край и любви к Родине;

- Сформировать у детей и родителей основы толерантной культуры и поликультурного воспитания.

.А. Н. Джуринский выделяет педагогические принципы, на которых базируется поликультурное воспитание:

- воспитание человеческого достоинства и высоких нравственных качеств.

- воспитание для сосуществования социальных групп различных рас, религий, этносов.

- воспитание толерантности, готовности к взаимному сотрудничеству.

Задачами моей работы по созданию этой обучающей зоны (методического пособия «По странам и континентам») являются:

-Создать обзор о разных странах мира.

- Получить результаты практической работы по приобщению детей старшего дошкольного возраста к культуре разных народов мира.

- Предоставить методические материалы, сопровождающие ознакомление детей с культурой разных народов.

- Совершенствование учебно-воспитательного процесса по ознакомлению детей с национальными ценностями, как средством формирования нравственных ориентаций в полиэтнической среде на основе разных расс и народов. [Джуринский А. Н. Развитие образования в современном мире: Учеб. пособие для вузов. – М. : Гуманит. изд. центр ВЛАДОС,1999. – 200с. ]

Задачи и условия реализации практической работы

Задачами, обеспечивающими реализацию практической работы, являются:

- прививание интереса к культуре, традициям и обычаям разных народов;

- воспитание у детей толерантного отношения к людям разных национальностей и рас;

- знакомство детей с представителями разных национальностей и рас;

- ознакомление детей с костюмами разных народов через коллекцию кукол, с местом проживания и с видом жилища ;

- обогащение словарного запаса детей.

Итак, в моём уголке «По странам и континентам» находится папка-передвижка, в которой обозначены названия стран и континентов, изображены пейзажи (особенности природы, соответствующие тому или иному географическому расположению определённых стран и представлены виды жилищ (домов) с названием. Так же здесь присутствует краткое описание каждого костюма и характерных особенностей одежды и обуви представленных рас и народов.

Основой для кукол послужил плотный картон (т. е. куклы - плоскостные на подставках, что облегчает способы транспортировки и хранения кукол) Костюмы я шила из разных материалов. Лица подбирала в интернете и распечатывала на принтере.



Начну с русской красавицы…













Каждой кукле я сделала волосы из макраме или пряжи.




В каждом костюме представлена не только одежда, но и обувь и украшения….Каждый костюм расшит в соответствии с характерными особенностями национального костюма.


Вот так замечательно вписался новый уголок «По странам и континентам» в предметно-развивающую среду моей группы.


Развивающая предметно-пространственная среда в ДОУ

Развивающая предметно-пространственная среда в ДОУ В нашей группе создана комфортная предметно-пространственная среда, соответствующая возрастным, гендерным, индивидуальным особенностям детей.

Предметно-развивающая среда

Предметно-развивающая среда Одно из важных условий воспитательно-образовательной работы в дошкольном учреждении – правильная организация предметно-развивающей среды.

Моя предметно-развивающая среда

Моя предметно-развивающая среда Сегодня хочу поделиться с вами с предметно-развивающей средой. Предметно-развивающую среду старались сделать интересным, эстетичным, привлекающим.

Предметно-развивающая среда

Предметно-развивающая среда .

Предметно развивающая среда — фотоэкскурсия

Предметно развивающая среда — фотоэкскурсия Вот и наступила долгожданная весна. Природа просыпается от зимней спячки. Это пробуждение положительно влияет на людей - хочется жить, творить,.

Предметно-развивающая среда в ДОУ

Предметно-развивающая среда в ДОУ Начинается учебный год. Конечно, каждому педагогу хотелось бы видеть свою группу уютной, красивой, грамотно оснащённой. К оформлению групповых.

Развивающая предметно-пространственная среда в ДОО

Развивающая предметно-пространственная среда в ДОО Развивающая предметно-пространственная среда в ДОО. Ожева Н. Н и Прилепко Е. А. Всоответствии с ФГОС ДО программа должна отражаться с учетом.

Обращаем Ваше внимание, что в соответствии с Федеральным законом N 273-ФЗ «Об образовании в Российской Федерации» в организациях, осуществляющих образовательную деятельность, организовывается обучение и воспитание обучающихся с ОВЗ как совместно с другими обучающимися, так и в отдельных классах или группах.


Курс повышения квалификации

Актуальные вопросы трудового законодательства и охраны труда в образовательной организации


Курс повышения квалификации

Обеспечение санитарно-эпидемиологических условий в образовательной организации


Курс профессиональной переподготовки

Библиотечно-библиографические и информационные знания в педагогическом процессе


«Бинарный урок как средство обеспечения преемственности начального и основного общего образования»

Рабочие листы и материалы для учителей и воспитателей

Более 2 500 дидактических материалов для школьного и домашнего обучения

Описание презентации по отдельным слайдам:

«Игрушки народов мира»
Урок МХК в 8 классе

Из истории
Мир игрушки удивительно многообразный. Каждый народ создавал свои игрушки, передавая в них свое мироощущение. Игрушки народов разных стран и континентов различны и своеобразны, но есть в них и общие черты.


Игрушки рождались в труде, и везде народные мастера учились у одного учителя - природы, работали с одинаковыми природными материалами. Родство делает их общепонятными для всех, и это одна из тех нитей, которые с детства связывают человека с наследием мировой культуры.

Кокэси
Кокэси – деревянная кукла без рук и ног. Таких красавиц японцы делают из вишни, кизила, березы или клена и украшают росписью. На токарном станке мастер вытачивает цилиндрическое туловище и голову и соединяет их между собой. Редко, но случается, что такие японские куклы делаются из одного целого куска дерева. Чтобы кукла была красивой, на ней красным, черным, желтым или багряным цветами рисуют традиционные японские цветочные и растительные мотивы.

Родиной первых кукол кокэси считается Тохоку, северо-восточный сельскохозяйственный регион страны. Если заглянуть в прошлое кокэси, то можно найти там несколько версий появления этой игрушки-сувенира.
Первая версия – мистическая. Она гласит, что кокэси произошла от шаманских фигурок для вызывания духов, покровительствующих шелковому ремеслу.

Вторая версия – печальная. Избавляясь от новорожденных детей, которых родители не могли прокормить, в крестьянских домах ставили кокэси в качестве поминальных куколок. Отсюда и получили эти японские куклы такое значение, как «забытое дитя». Обычно убиенными новорожденными становились девочки, которые в бедной крестьянской семье ценилось гораздо меньше, чем мальчики. Вот поэтому-то кокэси всегда изображают девочек.

Третья версия – радостная. Однажды в XVII веке в Тохоку, где много горячих источников, приехала жена сегуна ( военный правитель страны). Она мечтала о ребенке, но никак не могла его зачать. После посещения лечебных вод женщина забеременела и родила чудесную девочку. В дань этому радостному событию тохокские мастера создали куклу, которую позднее стали делать в разных регионах страны.

Ненецкие куклы
Куклам издавна придавалась связь с потусторонними силами, они обладали определенной энергетикой. У ненецких народов не принято рисовать куклам глаза, нос, уши, так как кукла не живая и ей нельзя видеть, иначе она может унести душу ребенка. Считалось, что, обретя людские черты, кукла может ожить и напугать малыша.

У северных народов куклы были в чести, они проявили недюжинное творческое начало при их изготовлении. Ненецких девочек рано выдавали замуж. Считалось хорошим знаком, когда невеста приносила в дом мужа много кукол (случалось и до сотни штук) – это значило, что в семье будет много детей.

Больным детям давали поиграть с куклами из чесаного льна. По поверьям болезнь уходила в лен, после чего куклу необходимо было сжечь.
Любая игрушка, сделанная своими руками, наделяется энергетикой делающего его человека. Любящая мать, делая куклу, вкладывает в нее частичку своей души. Может быть, именно поэтому ненецкие куклы не только считались, но и были на самом деле оберегом для детей.

Нецке – игрушки, амулеты или произведения искусства.
Подлинные японские нецке сделаны из натуральной слоновой кости. Когда и где появились первые нэцкэ – два вопроса, которые на протяжении нескольких десятков лет остаются самыми спорными и обсуждаемыми в среде любителей японского антиквариата. Самая распространенная версия, это что нэцкэ придумали в стране восходящего солнца в шестнадцатом веке.

В народе начинает бытовать поверье, что нецке приносит счастье и навсегда прогоняет из дома неудачу. Нецке начинают использоваться как амулеты.

Куклы на Руси.
На Руси самые первые куклы делались из золы. Из очагов бралась зола, смешивалась с водой. Потом скатывался шарик, и к нему прикреплялась юбка. Такая кукла называлась Баба - женское божество.

Известна еще одна очень древняя кукла. Когда женщина остригала свои волосы, то она их собирала в небольшой мешочек и делала куклу. Считалось, что когда человек заболевал, то его надо было обложить такими куклами и он выздоровеет.

Самая распространенная детская игровая кукла - "стригушка". Делалась она из стриженой травы. Когда женщина уходила в поле, она брала ребенка и, чтобы он мог играть с чем-то, делала ему куклу из травы. Часто такую куклу использовали и в лечебных целях. Когда ребенок болел, то в такую куклу вплетали лечебные травы. А когда ребенок играл с ней, то запах травы оказывал лечебное действие на него.

Богородские игрушки
По одной из легенд первым делать деревянные игрушки стал Сергий Радонежский, чтобы дарить их детям. Так или иначе, но на развитие народного промысла в селе Богородское большое влияние оказал Троице-Сергиев монастырь с развитым резным делом и налаженным сбытом деревянных игрушек.

Филимоновская игрушка
По преданиям деревню назвали по имени горшечника Филимона, который первым обнаружил тут залежи глины высокого сорта. Игрушки изготавливали в основном женщины, а мужчины занимались изготовление посуды. Все приемы искусства лепки и росписи передавались из поколения в поколения – от бабушки к внучке.

Дымковская игрушка
Дымковская игрушка — искусство рукотворное. Каждая — создание одного мастера. От лепки и до росписи процесс творческий, никогда не повторяющийся. Нет и не может быть двух одинаковых изделий. Каждая игрушка уникальна и единственна. Наиболее распространённые сюжеты: няньки с детьми, водоноски, бараны с золотыми рогами, индюшки, петухи, олени и, конечно, молодые люди, скоморохи, барыни.

Задание.
Игрушки народов разных стран и континентов различны и своеобразны, но есть в них и общие черты. Назови их:

  • подготовка к ЕГЭ/ОГЭ и ВПР
  • по всем предметам 1-11 классов

Рабочие листы и материалы для учителей и воспитателей

Более 2 500 дидактических материалов для школьного и домашнего обучения

«Такие разные дети: преимущества тьюторской позиции учителя»

Свидетельство и скидка на обучение каждому участнику

Дистанционные курсы для педагогов

Видеолекции для
профессионалов

  • Свидетельства для портфолио
  • Вечный доступ за 120 рублей
  • 311 видеолекции для каждого

Найдите материал к любому уроку, указав свой предмет (категорию), класс, учебник и тему:

5 918 399 материалов в базе

«Интеграция современного искусства в детское творчество»

Свидетельство и скидка на обучение
каждому участнику

Ищем педагогов в команду «Инфоурок»

  • ЗП до 91 000 руб.
  • Гибкий график
  • Удаленная работа

Другие материалы

«Практический подход в работе с утратой смысла жизни: логотерапия»

Свидетельство и скидка на обучение каждому участнику

Вам будут интересны эти курсы:

  • Курс повышения квалификации «Организация научно-исследовательской работы студентов в соответствии с требованиями ФГОС»
  • Курс профессиональной переподготовки «Экскурсоведение: основы организации экскурсионной деятельности»
  • Курс повышения квалификации «Экономика предприятия: оценка эффективности деятельности»
  • Курс повышения квалификации «Этика делового общения»
  • Курс повышения квалификации «Маркетинг в организации как средство привлечения новых клиентов»
  • Курс повышения квалификации «Правовое регулирование рекламной и PR-деятельности»
  • Курс повышения квалификации «Разработка бизнес-плана и анализ инвестиционных проектов»
  • Курс повышения квалификации «Методы и инструменты современного моделирования»
  • Курс повышения квалификации «Актуальные вопросы банковской деятельности»
  • Курс профессиональной переподготовки «Организация деятельности специалиста оценщика-эксперта по оценке имущества»
  • Курс профессиональной переподготовки «Организация системы менеджмента транспортных услуг в туризме»
  • Курс повышения квалификации «Международные валютно-кредитные отношения»
  • Курс профессиональной переподготовки «Гражданско-правовые дисциплины: Теория и методика преподавания в образовательной организации»

Оставьте свой комментарий

  • 22.09.2020 708
  • PPTX 5.9 мбайт
  • Оцените материал:

Настоящий материал опубликован пользователем Одилова Светлана Николаевна. Инфоурок является информационным посредником и предоставляет пользователям возможность размещать на сайте методические материалы. Всю ответственность за опубликованные материалы, содержащиеся в них сведения, а также за соблюдение авторских прав несут пользователи, загрузившие материал на сайт

Если Вы считаете, что материал нарушает авторские права либо по каким-то другим причинам должен быть удален с сайта, Вы можете оставить жалобу на материал.

Автор материала

40%

Московский институт профессиональной
переподготовки и повышения
квалификации педагогов

Дистанционные курсы
для педагогов

663 курса от 690 рублей

Выбрать курс со скидкой

Выдаём документы
установленного образца!

61 минута

«От теории к практике, от практики к результатам»

67 минут

«Наставничество в образовании как управление траекторией развития обучающихся»

62 минуты

«Психолого-педагогическое сопровождение детей с особыми образовательными потребностями и инвалидностью»

Подарочные сертификаты

Ответственность за разрешение любых спорных моментов, касающихся самих материалов и их содержания, берут на себя пользователи, разместившие материал на сайте. Однако администрация сайта готова оказать всяческую поддержку в решении любых вопросов, связанных с работой и содержанием сайта. Если Вы заметили, что на данном сайте незаконно используются материалы, сообщите об этом администрации сайта через форму обратной связи.

Все материалы, размещенные на сайте, созданы авторами сайта либо размещены пользователями сайта и представлены на сайте исключительно для ознакомления. Авторские права на материалы принадлежат их законным авторам. Частичное или полное копирование материалов сайта без письменного разрешения администрации сайта запрещено! Мнение администрации может не совпадать с точкой зрения авторов.

Обращаем Ваше внимание, что в соответствии с Федеральным законом N 273-ФЗ «Об образовании в Российской Федерации» в организациях, осуществляющих образовательную деятельность, организовывается обучение и воспитание обучающихся с ОВЗ как совместно с другими обучающимися, так и в отдельных классах или группах.

Курс повышения квалификации

Профилактика синдрома «профессионального выгорания» у педагогов


Курс повышения квалификации

Актуальные вопросы художественно-эстетического воспитания детей в деятельности педагога дополнительного образования (декоративно-прикладное и изобразительное искусство)


Курс повышения квалификации

Теория и методика педагогического проектирования

«Искусство детям - увлекательно и просто: Античность»

Рабочие листы и материалы для учителей и воспитателей

Более 2 500 дидактических материалов для школьного и домашнего обучения

Описание презентации по отдельным слайдам:

Игрушки
народов мира.
Мировая художественная культура 8 класс.
Составил: Тураева Светлана Юрьевна, учитель ИЗО, АМУСОШ № 1 им. М. Горького.

Японская традиционная кукла

К куклам в Японии всегда было особое отношение. Не даром Японию частенько называют «страной десяти тысяч кукол». И это не удивительно: ведь с древности, куклы были оберегом и талисманом, который приносил удачу и радость своему владельцу.

Кокэси – японские куклы, которые очень напоминают русскую матрешку. Однако, ничего общего с Россией эта деревянная игрушка не имеет. Есть несколько объяснений от куда возникла эта удивительная фигурка. По одним данным, кокэси являлись прототипом фигурок, которыми шаманы вызывали духов. По другой версии, первую кокэси изготовили мастера в честь рождения дочери известного сегуна. Как бы то ни было, этим знаменитым деревянным игрушкам, состоящим из цилиндрического туловища и отдельно прикрепленной к нему головки, высотой от нескольких сантиметров до метра, более тысячи лет. Этот предмет народного творчества и далекого прошлого создается мастерами своего дела с душой и фантазией. Кокэиси лаконичны, но от того не лишены особого шарма, они бывают разными по форме, пропорциям и росписи. Каждая игрушка – уникальна в своем роде. Особенно популярно изготовление этих кукол в центрах народного творчества Японии – Кагосиме, Киото и Нара.

Хина мацури – праздник девочек
В Японии существуют игрушки, предназначенные не для игры, а для рассматривания. Эти куклы выполняются для различных традиционных японских праздников. Изготавливают их из различных материалов — из дерева, глины, ткани, бумаги, соломы. Традиция изготовления подобных кукол насчитывает уже целое тысячелетие.
Ежегодно 3 марта в Японии проводится праздник девочек. Накануне в домах, где есть дочери, в гостиной устанавливают стенд в виде ступенек, на которых располагают кукол. Куклы эти не простые — они изображают членов императорского двора. У каждой куклы на стенде свое строго определенное место: над всеми возвышаются император и императрица в церемониальных одеждах, на второй ступени — придворные дамы, внизу — два министра, слуги. Ниже — музыканты, дворцовая утварь.

Японские куклы из хризантем

Как к цветам, так и к куклам в Японии отношение особенное. Любование нежной и первозданной красотой природы в этой стране - многовековая традиция и вечная потребность души. А куклы - неотъемлемая часть японской культуры; Японию даже называют "страной десяти тысяч кукол". Это и куклы-обереги, и куклы-талисманы, традиционные куклы, передающиеся по наследству - гармоничные, утонченные, выполненные искусными мастерами.

И в японской культуре есть удивительное искусство, сочетающее в себе мастерство кукольников и утонченную красоту цветов - искусство создания кукол из живых хризантем!

«кокеси» - забытое дитя
Японская кукла "кокэси" - забытое дитя.
Японская кукла "кокэси" - забытое дитя.

Немалый интерес вызывают Каракури-нингё, то есть механические куклы. Ежегодно на острове Хонсю в первую субботу апреля в небольшом городке Инуяма проводится уникальный праздник – фестиваль оживших кукол. Этой традиции уже более трехсот лет. В огромном фургоне 13 механических кукол путешествуют по городу, приводимые в движение пружинами или кукловодами. Праздник сопровождается народными гуляньями и кукольными спектаклями, поставленными по известным сюжетам. Любимым героем японской публики является путешественник Урасина Тара.

Куклы, являясь одним из предметов изобразительного искусства, существовали практически у всех народов мира. В Китае и Японии куклы имеют древнейшую историю, первые находки датированы 3-м тысячелетием до н.э.

Изначально куклы предназначались для совершения магических обрядов, которые существуют и до сих пор во многих странах Африки и Латинской Америки, например магия вуду.

Индейские куклы и куклы-индейцы.

В прошлом веке ни одна ярмарка не обходилась без народной игрушки, без пёстрых глиняных и деревянных баб, медведей, оленей, конников, птиц. Красивые и яркие прямо с лотка они попадали в руки детей, которые сразу же начинали играть, включая новых героев в свой детский сказочный мир. Уже тогда мало кто помнил, что игрушка в своём первородном виде – это культовая и обрядовая скульптура, инструмент магии.
В ней сливались эстетические, культовые и магические начала. Это всегда учитывалось древним народным мастером. Постепенно магическая роль игрушки забывалась, и кукла стала простой детской игрушкой, выполняющей только игровую функцию.
Среди разнообразия народной игрушки выделяется тряпичная кукла. Она связана с почитанием женского божества, культом плодородия, предков, домашнего очага.
Не зря для набивания тряпичной куклы использовали золу, зерно, льняную кудель.
Да и сама Ткань, из которой она изготавливалась, долго служила семье, пропитываясь энергией событий и эмоционального поля членов семьи. В этом плане кукла была полностью безопасна. Как медитативный предмет она придавала уверенность, равновесие, чувство защищенности. Ко всему кукла была предметом привычным, сделанным из своего, самим, правильно и вовремя. Кукла мягко поднимала эмоции своим присутствием.

Куклы были не только девчачьей забавой. Играли до 7-8 лет все дети, пока они ходили в рубахах. Но лишь мальчики начинали носить порты, а девочки юбку, их игровые роли и сами игры строго разделялись. Пока дети были маленькими, кукол им шили матери, бабушки, старшие сестры. С пяти лет простую могла делать любая девочка.
Тряпичная кукла - простейшее изображение женской фигуры. Кусок ткани, свернутый в "скалку", тщательно обтянутое льняной . белой тряпицей лицо, груди из ровных, туго набитых шариков, волосяная коса с вплетенной в нее лентой и наряд из пестрых лоскутов.
Становясь старше, девочки шили кукол более затейливых, а иногда обращались к мастерице, бабе, у которой эти куклы получались больно хороши, и она делала их на заказ.

Оберег – амулет или волшебное заклинание, спасающее человека от различных опасностей, а также предмет, на который заклинание наговорено и который носят на теле в качестве талисмана. Считалось раньше, что если над кроваткой ребёнка висит “Куватка’’, то она отгоняет эту злую силу. За две недели до рождения ребёнка будущая мать помещала такую куклу – оберег в колыбель. Когда родители уходили в поле на работу, и ребёнок оставался в доме один, он смотрел на эти маленькие куколки и спокойно играл.
Известно, что шили кукольные платья не просто так, а со смыслом. В наряде всегда должен был присутствовать красный цвет – цвет солнца, тепла, здоровья, радости.
И еще считали, что он обладает охранительным действием: оберегает от сглаза и травм. Вышитый узор, которым когда-то украшали наряд куклы, тоже не был случайным. Каждый его элемент хранил магическое значение, и узор должен был в лице куклы, оберегать ребенка. Слово «узор» обозначало «призор», т.е. «присмотр». Поэтому на кукольном платье, как и на костюме взрослого человека, вышивали: круги, кресты, розетки – знаки солнца; женские фигурки и оленей- символы плодородия; волнообразные линии – знаки воды; горизонтальные линии – знаки земли, ромбики с точками внутри - символ засеянного поля; вертикальные линии - знаки дерева, вечно живой природы.
Как правило, эти игрушки были небольшого размера и все разных цветов, это развивало зрение младенца.

Игровые куклы
предназначались для забавы детям. Они делились сшивные и свернутые. Свёрнутые куклы делались без иголки и нитки. На деревянную палочку наматывали толстый слой ткани, а затем перевязывали верёвкой. Потом к этой палочке привязывали голову с ручками и одевали в нарядную одежду.
К игровым свёрнутым куклам относят куклы – закрутки, которые изготавливались очень просто. Туловище – кусок ткани, закрученный вокруг своей оси и скреплённый ниткой. Таким же способом изготовлены руки и, наконец, небольшой шарик – голова с помощью нитки прикреплённый к туловищу.

Обрядовая кукла «Масленица»
Обрядовую куклу “Масленица” делали из соломы или лыка, но обязательно использовали дерево – тонкий ствол берёзы. Солома, как и дерево, олицетворяла буйную силу растительности. Одежда на кукле должна быть с растительным рисунком. В Тульской губернии кукла “Масленица’’ была в человеческий рост, из лыка или соломы. Её закрепляли на крестовине из дерева. Куклу украшали лентами, искусственными цветами. На руки её ставили посуду, использовавшуюся при приготовлении блинов, вешали тесёмки, завязывая которые, люди загадывали желания. Эти тесёмки, чтобы желания сбылись, должны были сгореть вместе с куклой.

Кукла - зерновушка
А кукла-зерновушка делалась из мешочка с зерном осеннего сбора.
Ее обшивали, одевали, и всю зиму с ней играли дети. Весной зерно доставали и сеяли. Урожай был отменным. Знатоки говорят, что причина тому – положительная детская энергетика. Была и зольная кукла – мешочек наполняли древесной золой и устанавливали на треногу. Ее одевали бабушкой. Определенным способом скручивали и завязывали платок – получалась кукла. Такими же узлами можно связывать в куклу и кудель.
Все детские куклы являлись одновременно оберегами, которые должны изготовляться без иголок и ниток. Игрушка «шудон» в переводе с удмуртского означает «счастье».
Эта посланница древних времен, эпохи матриархата, готовила девочек к семейной жизни, к материнству. Она играла большую воспитательную роль в крестьянской семье. Родители трудились с утра до вечера и детьми занимались мало.
Вместо себя оставляли «заместителей» в виде игрушек. Их мастерили из подручного материала: из оставшейся соломы, полешек, щепок, обрезков ткани. В крестьянском доме ничего не пропадало и каждый лоскуток шел в дело.

Каргопольская глиняная игрушка
Отражение природных мотивов и образов можно найти в каргопольской глиняной игрушке. В окрестных каргопольских деревнях издревле изготовлялись глиняные игрушки, которые в далеком прошлом имели отношение к первобытным обычаям, связанным с культом плодородия. Современные мастера каргопольской глиняной игрушки черпают свое творческое вдохновение в народном быту, местном изобразительном искусстве, фольклоре, одновременно воспитывая у себя поэтическое видение окружающего мира и природы — органически соотнося его с живой традицией промысла.

Каргополькая игрушка
Родина каргопольской игрушки – русский Север, Архангельская область.
Пропорции этих игрушек приземисты, неуклюжи и тяжеловесны.

Среди изображений на каргопольской глиняной игрушке есть дерево с сидящими на нем птицами-тетерками, точно такое же, как и в местной вышивке, в резьбе и росписи по дереву. Подобное сочетание птиц и дерева (вероятно, березки, которая по народным преданиям была средоточием сил земных) символизировало передачу солнечного тепла засеянным полям и нивам.

Любимым персонажем каргопольской игрушки всегда был был Конь – Полкан или Полихан – чудо с головой человека и телом коня.

Филимоновская игрушка
Филимоновская игрушка - самая древняя в России.
Игрушка родом из старинного села Филимонова Одоевского района Тульской области семьсот лет.
Кто и когда сделал здесь первые игрушки неизвестно, известно только, что делают их испокон веку.
Одна из легенд рассказывает о гонимом властями гончаре Филимоне, пришедшем в эти края во времена Ивана Грозного неизвестно откуда и давшем начало и деревне и промыслу.
Все филимоновские игрушки – свистульки.

Размеры игрушек от 3-5 до 25-30 сантиметров.
Большинство изделий филимоновских мастериц составляют традиционные свистульки: барыни, всадники, коровы, медведи, петухи и т.п.

Дымковская игрушка
ДЫ́МКОВСКАЯ ИГРУ́ШКА, русский художественный промысел.
Название игрушки происходит от слободы Дымково, ныне район города Вятки, где производство игрушек уже в начале 19 в. приобрело самостоятельное значение. Промысел имел семейную организацию — игрушку лепили женщины и девочки, приурочивая ее изготовление к весенней ярмарке.

солнце
- росточки, засеянное поле
вода
семена

Матрёшка
Когда-то, примерно сто лет назад, художник Василий Малютин привез в Москву из Японии фигурку игрушечного лысого старика Дарума, сердитого на вид и с узкими глазами. Кукла раскрывалась, в ней находилось еще несколько фигурок. Малютин переодел куклу в русский костюм и показал народным умельцам – понравится ли? (Кукла выглядела так: яблоками лег на щеки румянец, прикрыл голову алый платочек. Костюм состоял из юбки, кофты, передника и жилетки. В руках она держала булку хлеба). И кукла понравилась.

Загорская матрешка
Эта игрушка и сейчас похожа на первую матрешку с петухом в руках. Загорская матрешка добротна, крутобока, устойчива по форме. Расписывают ее по белому дереву гуашевыми красками, используя чистые цвета. Овал лица и руки закрашивают «телесным» цветом. Две пряди волос прячутся под платок, двумя точками изображают нос, а губы выполняют тремя точками: две вверху, одна внизу и готовы губы бантиком. Платок у загорской матрешки завязан узлом. Далее мастер рисует рукава кофты, сарафан. Платок и передник оформляются простым цветочным узором. Закончив роспись, мастер покрывает матрешку лаком.

Семеновская матрешка
Семеновская игрушка также вытачивается на токарном станке. Для работы используют хорошо просушенную древесину липы, осины, березы.
Выточенное изделие — бельё — по форме похоже на загорскую, но несколько заужено книзу. А вот расписывают ее иначе, и краски берут другие. Сначала белую матрешку грунтуют картофельным клейстером, втирая его в поры дерева. Это нужно для того, что бы краски не растекались по деревянным волокнам ичтобы заблестела матрешка сразу после первого покрытия лаком.
По высохшей загрунтованной поверхности мастерицы делают "наводку" черной тушью: вырисовывают овал лица, глаза, нос, губки, очерчивают платок, завязанный узлом, и отделяют кайму на платке (это важно, ведь кайма с цветочными бутонами является отличительным признаком семеновской матрешки). Затем рисуют овал, в котором изображают руки и цветы: пышные розы, колокольчики, колоски. Итак, наводка готова. Теперь роспись ведется анилиновыми прозрачными красками желтого, красного, малинового, зеленого, фиолетового цветов. И, наконец, матрешку лакируют. И вот перед нами яркая хохломская матрешка.

Полхов – майдановская матрешка
Это соседка семеновской матрешки. А вытачивают ее в селе Полховский Майдан Нижегородской области. Первые два этапа — грунтовка клейстером и наводка — выполняются так же, как и у семеновской, а вот роспись более лаконична: овал лица с кудряшками волос, платок ниспадает с головы, на голове трилистник розана, овал, заменяющий передник, заполнен цветочной росписью. Пышные розы, георгины, колокольчики, цветки шиповника, ягодки украшают эту матрешку. Да и постройнее своих подруг она будет: форма матрешек более вытянутая, голова небольшая, уплощенная
И правда, хотя все они разные, но каждая из них является желанным гостем в каждом доме, ведь во все времена считалось, что: русская матрешка – символ дружбы и любви! Даря ее своим близким, мы желаем им счастья и благополучия. Вот почему, она добрая посланница этих чувств живет в наших квартирах, домах.

Задание:
Провести сравнительный анализ двух разных игрушек – форма, цвет, костюм, орнамент и т. д.
(Филимоновская , дымковская игрушка)
(Каргапольская, филимоновская игрушка)
(загорская, семеновская, похов – майдановская матрешки)

  • подготовка к ЕГЭ/ОГЭ и ВПР
  • по всем предметам 1-11 классов

Рабочие листы и материалы для учителей и воспитателей

Более 2 500 дидактических материалов для школьного и домашнего обучения

Читайте также: