Народные игрушки русского народа

Обновлено: 03.05.2024

Народная игрушка является важным этническим элементом и памятником традиционной культуры русского народа. Она представляет собой синтетический вид народного творчества, в котором соединяются средства декоративно-прикладного и изобразительного искусства, музыкальные элементы. Игрушка — это также традиционный элемент воспитания детей. Дети познают мир и социализируются в обществе через игру. Традиционные народные игрушки различаются по типу, материалу и способу изготовления. Кроме того, существует взаимосвязь народной игрушки с разными видами хозяйственной деятельности людей, орудиями труда и религиозными верованиями. Народная игрушка являлась важным элементом социализации и воспитания детей.

Русская народная игрушка привлекательна своей многозначностью, глубиной, символичностью изображения, декоративностью, лаконичностью, чувством материала и его природных свойств, традиционностью технологических приемов, условностью образов и многим другим. Народные игрушки изображают людей, объекты фауны: птиц, оленей и лосей, медведей, коней, козлов и других животных. Русские традиционные игрушки выполняются в основном из глины, дерева, соломы, бересты.

Русская народная игрушка имеет различную символику. Например, игрушка в форме солнца, коня-качалки, качелей является символом благополучия. Игрушка в форме яйца, петуха — символом Неба. Олень символизирует солнечный свет, мир на земле и счастливый брак. Медведь является символом силы и богатства.

Русская народная игрушка из глины

Жители определенного региона на протяжении столетий создавали и передавали из поколения в поколение самобытные традиции изготовления народной игрушки, которая являлась своеобразной, оригинальной и сочетала в себе национальные особенности определенного региона России. По внешним особенностям русской народной игрушки можно было понять, в какой именно местности ее смастерили. Как уже выше говорилось, игрушки в основном изготавливались из двух материалов: глины (Абашевская, Дымковская, Каргопольская, Плешковская и Филимоновская игрушка) и дерева (Богородская Мазыкская игрушка, матрешка, птица счастья).

Абашевская русская народная игрушка

Абашевская русская народная игрушка выполняется из глины. Ее название происходит от села Абашево Пензенской губернии. В XIX–XX вв. в селе Абашево проживали лучшие мастера гончарного дела, работы которых ценились по всей России. В Пензенской губернии в селе Абашево были богатые месторождения глины, которую изначально использовали для изготовления красивой посуды. Впервые абашевские игрушки начали делать в середине XIX века для детских игр. Но спустя время игрушкам стали придавать сатирический характер, с целью высмеивания лжецов и тех, кто наживается на ближних.

Пик развития абашевской игрушки пришелся на XX век, когда многие умельцы по изготовлению посуды из глины уже не могли соперничать с фабриками и заводами. Как раз в этот период большинство мастеров занялось изготовлением свистулек, которые вызывали неподдельный интерес и даже восторг у детей. Одним из знаменитых мастеров того периода являлся Тимофей Зоткин . Его работы оказали немалое влияние на последующие поколения.

Сюжеты абашевской игрушки разнообразны, среди основных — животные и птицы, главная особенность которых — чересчур длинное туловище с шеей и короткие лапы. У животных часто изображали пышные кудри и бороды. В основном лепили баранов, оленей, коз. По виду они напоминают фантастических кентавров, которым присуща некоторая сатиричность.

Абашевская игрушка призвана высмеивать человеческие пороки, в особенности сребролюбие и обман. Именно поэтому вместе с необычными фигурками животных можно увидеть нарядную барышню, лихого всадника и князя в образе барана с человеческим лицом.

При изготовлении игрушки мастер применяет глину и несколько стеков, с помощью которых формирует фигурку, проделывает отверстия и узоры. После изделие обжигают и расписывают. Для росписи абашевской игрушки мастера использовали масляные и эмалевые краски, которые обеспечивали долговечность и насыщенность рисунков. Тематика росписи — это прежде всего природа и окружающий мир, не лишенные символизма. В абашевской игрушке преобладают красный, зеленый и синий цвета.

Дымковская русская народная игрушка

Широко известна и по сей день дымковская русская народная игрушка, которая также делается из глины. Дымковскую игрушку мастерят уже не одно столетие. Изготовляли такую игрушку в слободе Дымково, расположенной неподалеку от города Кирова. Умельцы трудились в слободе Дымково в одиночку и семьями. К началу XIX века игрушки из Дымкова распространились по всей России.

В те времена в год изготовлялось более 100 тысяч игрушек, которые поступали на продажу, в том числе и в столицу и в Оренбургскую губернию. Над их созданием работали 59 семей из Дымково. Самыми известными мастерами были Кошкины и Никулины . В начале XX века дымковские игрушки потеряли былую популярность, хотя уже в 1930-е годы в Кирове начал возрождаться дымковский промысел.

Дымковская игрушка традиционно выполняется в форме барыни, всадников, гусаров, фантастических птиц и животных, а также существуют многофигурные сюжетные композиции. Процесс изготовления дымковской игрушки состоит из двух этапов: лепки изделия и росписи его. В создании формы игрушки и в оформлении существуют свои традиции, выражающиеся прежде всего в статичности, пышности форм и яркости росписи. Например, в композиции «Мать с детьми» фигура женщины смотрит прямо перед собой, она как бы замерла в этом положении. Эта же статичность присутствует в игрушках, изображающих птиц и животных.

Особенно популярны следующие образы дымковской игрушки :

  • Индюк — красочный, словно павлин.
  • Барыня — это и изящная городская особа, и традиционная крестьянская женщина в кокошнике. Рядом с ней могут изображаться ребятишки.
  • Барашек — фигурки этого животного могут быть с разным размером рогов. Отметим, что они всегда позолоченные. Барашков изображают обычными или в нарядной одежде.
  • Лошадь — традиционно в ярко-голубых тонах.
  • Мужчины в дымковской игрушке изображаются чаще всего в виде всадника на коне, гуляющего городского или деревенского кавалера.
  • Свинки, птицы, колокольчики. Изображаются в разных вариациях и тонах.

Для изготовления дымковской игрушки используется вятская красная глина и речной песок. Каждая деталь игрушки создается отдельно: из круглого куска глины лепится тело, на которое прикрепляются остальные части игрушки. Далее изделие несколько суток сушится на открытом воздухе. Затем обжигается на огне. На Руси для этого использовали печь. Сегодня это муфельная печь, где температура достигает 1000 °С. Когда фигурка остывает, ее подвергают отбеливанию. На Руси для этого использовали в том числе и молоко. Следующий этап — раскрашивание. В давние года для этого использовали натуральные красители на основе яиц, молока, сажи, уксуса, темперы. В наши дни чаще всего применяют акриловые краски. Хвосты птиц, рога животных, одежда людей покрываются медной поталью (тонкой фольгой). Для дымковской игрушки характерно использование красного, синего, желтого, изумрудного, голубого, зеленого и оранжевого цветов. Белая и черная краска применяется в небольшом количестве. Каждый цвет, которым окрашена игрушка, имеет свое значение: белый — символ чистоты; черный — лжи; зеленый — природа; красный — силы, здоровья; синий — неба.

Узоры, используемые при росписи дымковской игрушки, тесно связаны с народными верованиями, символами природы. Например, солнце и луна — символ зарождения жизни; ромбы — знак плодородия; волны — знак неба и влаги. Заключительным моментом росписи является нанесение сусального золота. В настоящее время дымковская игрушка развивается, возникают новые технологии, появляются свежие идеи, но традиции изготовления остаются неизменными.

Каргопольская русская народная игрушка

По всей России и в зарубежье известна глиняная Каргопольская игрушка. Название изделия происходит от древнего города Каргополь Архангельской губернии, являвшимся в старину одним из центров старообрядчества. Известно, что жители этого города и его окрестностей издавна занимались гончарным делом, делали традиционную игрушку.

По сравнению с яркими по цвету дымковскими и филимоновскими игрушками, каргопольская игрушка на вид сурова. Для нее характерна многофигурность композиции (веселые тройки с седоками в санях, танцующие фигуры, катания на лодке, сказочные сюжеты и другое). Все фигурки немного приземистые, с короткими руками и ногами, туловище у них удлиненное, толстая и короткая шея и сравнительно большая голова. Интересно, что животные изображаются с толстыми лапами.

Каргопольской игрушке свойственна тема деревни. Герои местных мастеров — простые русские люди, работающие в поле, пахари и сеятели, которые отдыхают в период обеда, женщины, которые стирают белью и нянчат детишек. Часто мастера создавали не только существующих, но и вымышленных зверей. Например, полуконя-получеловека, которого изображают в военной форме с орденами; двухголового коня или птицу Сирин.

Настоящих животных каргопольские умельцы очеловечивали, то есть рисовали им одежду, бытовые предметы, музыкальные инструменты. Изображали медведей, лосей, баранов, лошадей, кошек, собак, птиц.

Женщин изображали в длинных сарафанах, волосы заплетали в косу, на шее рисовали бусы, а в руки помещали сверток с младенцем или блюдо с пищей. Мужчина изображался обязательно с густой бородой, в расписной рубахе, свободных шароварах и высоких сапогах на небольшом каблуке. На голове шапка или шляпа для защиты от солнца. Каждая игрушка имеет свою символику, скрытый смысл. Женщина является символом Земли, плодородия, кормилицы. Медведь — символом хозяина леса, олень или баран — символом неба и солнца.

Каргопольскую игрушку делали из цельного куска глины, иногда добавляли дополнительные элементы. После обжига фигурку помещали в густой раствор из муки. Благодаря пригоревшей муке на поверхности возникали причудливые темные узоры, которые в дальнейшем покрывали красками. Подобная технология придавала фигурке рельефность и объем. При росписи наибольшей популярностью пользовались следующие цвета: красный, зеленый, желтый и синий.

Игрушку всегда украшали узором: на изображениях людей это был орнамент на одежде, а животным украшали рога или конечности. Узор был простым и незамысловатым: волнистые линии, геометрические фигуры и цветы. Кроме того, в качестве узора служили изображения на игрушке солнца, неба, луны, огня, земли и воды.

Плешковская русская народная игрушка

Игрушки из Плешково лепятся из смеси глины со слюдой. После обжига игрушки слюдовые вкрапления придают изделию дополнительный серебристый блеск и искорки по всей поверхности. У обожженных свистулек пористая структура и розовый оттенок. Мастера окрашивают глину в свободной манере и распределяют натуральную краску пятнами. Изначально при изготовлении плешковских игрушек краска не применялась вообще, но более современные мастера растирают для полноценного покрытия свистульки кирпич и смешивают его с выжимкой из лопуха или конопли. Ранее было достаточно найти необходимое количество местной золотистой глины и провести 2-3 полоски вдоль фигурки.

Название игрушки происходит от села Плешково Орловской губернии. Игрушки отличаются простотой и лаконичностью. Основные цвета плешковской игрушки: синий, красный, зеленый. При окрашивании изделия использовали натуральные красители — сок бузины и лопуха, которые наносили на поверхность фигурки в форме пятнышек. Сюжеты плешковской игрушки различны: звери (кони, бараны, коровы, олени, петухи), птицы (утки), люди (солдаты, барыни), фантастические существа (русалки, птицы — сирин).

русская народная игрушка

Русская народная игрушка отличается образностью, красочностью и оригинальностью. Благодаря своему лаконичному содержанию, они характеризуются доступностью для детского восприятия. Выполненные из натуральных материалов (глина, дерево, керамика, солома) они представляют собой различные сказочные персонажи, фигурки и изображения людей и животных.

Каждая народность, живущая в определенном регионе нашей страны, на протяжении многих веков создавала и передавала из поколения в поколение уникальные традиции создания народной игрушки, отличающейся своеобразностью, оригинальностью и сочетающей в себе национальные особенности каждого отдельно взятого региона России. Именно по игрушке можно определить, в какой именно местности она сделана. Там, где были богатые залежи глины, создавались удивительные глиняные фигурки животных и людей, в регионах богатых древесиной мастера-умельцы делали игрушки из дерева.

Основные игрушки русского народного промысла:

Абашевская глиняная игрушка

Абашевская игрушка

Игрушка, сделанная из глины, названа в честь своей исторической Родины — села Абашева Пензенской губернии, которое славилось своим гончарным промыслом и наравне с глиняной посудой торговало игрушками из глины, пользовавшиеся большим спросом. Большая часть населения была старообрядцами, поэтому их верования нашли свое отражение в игрушках-свистульках, визитная карточка абашевской игрушки — фигурка оленя с огромными как будто упирающимися в небо рогами, который считался символом изобилия и достатка. Большая часть игрушек были фигурками животных, являвшихся у древних славян символами различных аспектов человеческой жизни: птицы символизировали счастье и удачу, кони — солнце, медведи — силу, могущество и власть, бараны и коровы — плодородие. Отличительная особенность этой игрушки — удлиненная форма тела, короткие, широко расставленные ноги, очень длинные, толстые шеи и маленькая голова, четко проработанные черты лица и прически людей.

Дымковская глиняная игрушка

Дымковская игрушка

Игрушка носит название одноименной слободы Дымково, которая располагается вблизи города Кирова. Всем хорошо известны красочные, пышно оформленные и расписные фигурки кукол-барышень, козликов, петушков с яркими, пышными хвостами, коней, поросяток, мишек и уточек-свистулек. В селе Дымково существовали целые семьи мастеров, которые копали глину, мешали её с песком, тщательно вымешивали, лепили фигурки, обжигали их в русских печах, а затем расписывали вручную яркими цветами, причем в процессе изготовления принимали участие и женщины, и дети. Дымковская игрушка отличается своей особенной специфичностью, она статична, имеет пышные формы и яркую окраску, обладает особой жизнерадостной энергией и тонким юмором, привлекающим внимание детей, которые очень любят их рассматривать и слушать занимательные истории об их создании.

Богородская деревянная игрушка

Богородская игрушка

Игрушка создавалась талантливыми руками мастеров села Богородского Московской области, это шутливые, затейливые и подвижные искусно вырезанные из дерева фигурки курочек, которые увлеченно клюют зернышки, медведей, бьющих по наковальне, различные сюжетные и жанровые композиции.

Главный материал для игрушек - тщательно высушенная липа и её отходы в виде щепок, чаще всего изделия из неё не окрашивались. Выразительная фактура дерева позволяла мастерам сочетать в игрушках, как гладкую поверхность, так и небольшие выемки и вырезки, передающие некоторые тонкости и нюансы различных деталей. Детям нравится не только их рассматривать, а еще и приводить в движение механические пружины, спрятанные внутри них, заставляющие бравых солдат маршировать, а добродушного мишку заниматься тяжелым физическим трудом.

Филимоновская глиняная игрушка

Филимоновская игрушка

В Тульской области в деревне Филимоново изготовляли удивительные глиняные игрушки, получившие одноименное название филимоновских. Здесь находились залежи пластичной и качественной белой глины, из которой по легенде местный старожила дед Филимон лепил свои смешные, причудливые и не похожие на другие фигурки-свистульки животных и людей. Игрушки отличаются особой формой: короткие ножки, вытянутые тела и длинные шеи с маленькой головой, сюжеты традиционны — барыни и солдаты, различные композиции (чаепития, заигрывания, тройка), баранчики и петушки, коровы и лошадки, а и даже порой абсолютно фантастические создания, которые трудно отнести к какому-либо существующему виду. Расписаны эти игрушки яркими, сочными цветами, среди которых преобладает малиновый, ярко-желтый, зеленый, оранжевый, синий и белый, часто они наносились полосками в самых различных сочетаниях, причем лицо было всегда чисто белым с едва очерченными контурами глаз и губ.

Каргопольская игрушка

Каргопольская игрушка

Маленький городок под Архангельском под названием Каргаполь, дал имя знаменитым каргапольским игрушкам, которые делали здесь талантливые мастера гончарного искусства из обожженной глины, изображавшие различные фигурки животных и людей. Отличаются они некоторой суровостью образов, вследствие применения исключительно натуральных красителей (сажа, мел, известь, разновидности цветной глины, различные минералы) темными, насыщенными цветами: коричневым, бежевым, темно-зеленым и даже черным. Представляли собой эти игрушки фигурки сказочных героев, птиц, собак, медведей, приземистых мужичков с бородой-лопатой или крупных женщиных с новорожденными на руках.

Плешковская игрушка-свистулька

Плешковская игрушка

Еще одним знаменитым русским промыслом, зародившимся в селе Плешково Орловской губернии, являются плешковские игрушки. Это разнообразные глиняные свистульки, сделанные из местных залежей глины, приобретавшей во время обжига интересный розоватый оттенок. Отличались игрушки простотой и лаконичностью, окрашивались в синие, красные и зеленые цвета натурального происхождения (сок бузины и лопуха, битый кирпич), которые наносились на поверхность в виде произвольно разбросанных пятен. Это были фигурки разных животных (коней, баранов, коров, оленей, петухов, уточек) людей (солдат, барыней), и фантастических существ (русалки, птицы-сирин). Типичный образ плешковской игрушки — фигурка женщины, держащей левой рукой младенца.

русские народные промыслы

Русские народные промыслы - особое творчество, сложившееся городах и сёлах России, чаще всего представленное фигурками или росписями на тему народного быта или фольклорных сюжетов. Это национальное достояние русского народа.

Русская народная игрушка

русская народная игрушка

Русские игрушки в виде людей, животных или сказочных сцен раньше изготавливались в магических и обрядовых целях, особенно на Севере и в Центре России. Некоторые промыслы существуют уже 700 лет, например филимоновские игрушки-свистульки, которые изготавливаются из глины с последующими росписями. Также с XV-XVI веков берет начало знаменитая глиняная дымковская игрушка, а в XVII веке с селе Богородское Сергиево-Посада появились деревянные, известные как богородские игрушки.

Основные игрушки русского народного промысла:

Русские народные росписи

русские народные росписи

Домашнюю утварь традиционно можно было расписывать, так у обычных хозяйских предметов появился узнаваемый национальный рисунок - роспись. Из известных способов росписи Палехская, их мотивы различны – от библейских сюжетов и ликов святых до картин из реальной жизни или сказок.

Стиль сложился в XVIII веке. Особенно хорошо смотрится на шкатулках. Жостовская роспись берёт начало в деревне Жостово. Существует с 1825 года. Основной узор – цветы. Подходит для росписи посуды и деревянных ложек. И уникальная бело-голубая гжельская роспись керамики и фарфора, в основном посуды и фигурок.

Основные росписи русского народного промысла:

Русские ремёсла

русские ремесла

Народные мотивы в промыслах – не только традиция, но и украшение повседневного быта. Некоторые русские ремёсла знают все, матрёшки - деревянные куклы специфической формы разных размеров, но есть и другие: шерстяные платки (Оренбург славится ими с XVIII века), тульские пряники (они покрыты глазурью и начинены повидлом или сгущёнкой) и самовары фабрики П. Н. Фомина, известной с 1870 года (каждый слышал пословицу о поездке «в Тулу со своим самоваром», каслинское литьё – специфические чугунные статуэтки (делаются в г. Касли Челябинской области).

Основные ремесла русского народного промысла:

Русская культура богата не только поэтами, писателями и композиторами, но и особыми народными промыслами, известными и в России, и за её пределами. Очень важно, что все они не только существуют, но и остаются популярными в наши дни.

«Катиться кубарем» – знакомое выражение, но что такое кубарь? А ведь эту игрушку русские дети обожали в течение многих столетий. Были и другие, о которых тоже стоит вспомнить.

Главное, что объединяет все русские народные детские игрушки, – простота и дешевизна изготовления. Эти игрушки делались из подручных материалов и в свободное от тяжелой работы время. А техники изготовления передавались от родителей к детям и были отточены веками. Практически любой отец мог вырезать из дерева сыну – лошадку, а дочери – куклу, которую она потом наряжала в лоскутки материи.

Игрушек в крестьянской избе было немного, так что их берегли. Да и время для игр у крестьянских детей было более ценным – ведь уже с 5-6 лет их начинали привлекать для помощи по дому, прежде всего, для присмотра за маленькими братьями и сестрами. Как раз примерно в пять лет дети уже сами учились делать простейшие игрушки для младших.

Куклы: закрутки, стригушки, няжашки

Русским куклам никогда не рисовали лица и глаза. Как пишет исследователь вопроса Галина Дайн, «безликость народной тряпичной куклы – это явный след анимистических воззрений славян. Кукла без лица считалась предметом неодушевленным, недоступным для вселения в нее злых сил». Лица у кукол появились только к концу XIX века, под влиянием западной городской игрушки. Зато изобретательности в создании разных видов кукол русским было не занимать.

Согласно древним обычаям, как только женщина понимала, что у нее будет ребенок, она начинала мастерить тряпичную куклу-закрутку. Это делалось без иголки, только руками, так как металл считался «опасным» элементом. Она могла быть чисто тряпичной, или наполняться крупой, сеном или шерстью. Еще до родов закрутка укладывалась в подготовленную люльку, а когда младенец рождался, становилась его первой игрушкой-оберегом.

Такую куклу можно было пеленать, наряжать, баюкать. Конечно, со временем кукла обтрепывалась и пачкалась – несложно было ее развязать, постирать и собрать обратно, чему дети постепенно учились сами. Разновидность куклы-закрутки – кукла-няжашка (от слова нежить), собранная из чистых тряпиц, чтобы ребенок мог ее поцеловать без вреда для здоровья.

Куклы-стригушки делались из соломы, часто буквально в поле, чтобы успокоить и развлечь малыша. Ведь маленьких детей, за которыми было некому присмотреть, пока вся семья в поле, приходилось таскать с собой. Дома с ней можно было играть веселее – обряженный в тряпичное платье и обрезанный снизу, этот пучок соломы мог стоять на столе или на полу, а от вибрации – топота или стука – стригушка «танцевала».

Правильно сделанный обрез соломы снизу – полукруглой формы – позволял кукле, не падая, мелкими «шагами» перемещаться по столу, причем танец никогда не повторялся! А собрав вместе нескольких стригушек, можно было устроить целый русский танец.

Стригушек покрупнее ставили между оконными рамами на зиму – солома хорошо впитывала влагу, и рамы не разбухали в оттепель, когда оттаивал иней со стекол. Такие большие стригушки доставались детям только после сезона «службы» между рамами.

Кубарь

Тот самый кубарь – по сути, простой волчок, но к нему в русской традиции прилагался кожаный кнутик, который делал игру с кубарем гораздо увлекательнее. Кубарь вытесывался из цилиндра диаметром от 4 до 8 сантиметров и высотой от 5 до 11 сантиметров. Игрушка была настолько популярна на Руси, что ее находят в самых разных археологических слоях, начиная с X века. В кубарь играли и Вещий Олег, и князь Игорь, и Владимир Красно Солнышко. Можно уверенно говорить о том, что игры с кубарем у древних русичей были одними из самых распространенных.

Кубарь раскручивается руками, а затем подгоняется хлесткими ударами кнутика – от них кубарь подпрыгивает и раскручивается сильнее. Игр с кубарем множество. Веселее всего играть зимой – на льду реки обозначается игровое поле, и два игрока, поочередно хлестая кубарь, пытаются согнать его с поля на сторону соперника. Мастера игры в кубарь могли провести его по «маршруту» с препятствиями или заставить делать сальто в воздухе. Да и выражение «катиться кубарем», конечно, происходит от названия этой игрушки.

Кубарь – это, по сути, русская разновидность бильбоке – развивающей игрушки, тоже состоящей из палки, веревки и шара. Как и кендама (японское бильбоке, игрушка, которую дарили маленьким японцам из знатных семей, будущим воинам), кубарь развивал в русских детях ловкость, подвижность, дух борьбы и состязательности в групповых играх.

Игрушки «с движением»

Русские кинетические игрушки, или игрушки «с движением», как говорили в старину, требовали уже специальных навыков резьбы по дереву и применения пропорций, и делали их артели мастеров-игрушечников. Таких артелей было много, каждая со своим стилем и традициями, но бесспорно самым известным местом, где профессионально делали деревянные игрушки, в том числе кинетические, стали окрестности Сергиева Посада. Промысел стал широко развиваться здесь с начала XIX века, но существовал с незапамятных времен. По преданию, сам святой Сергий Радонежский любил мастерить деревянные игрушки и одаривать ими детишек.

Богородские резчики были столь искусны, что могли сымитировать в дереве фарфоровую статуэтку. Резались игрушки из мягких пород дерева – липы и осины, тех же, из которых делали церковную деревянную мебель, иконостасы и декор. А в этом у местных мастеров был многовековой опыт.

Центром производства игрушек «с движением» было село Богородское, в 30 километрах от Сергиева Посада, где игрушку резали буквально в каждом доме. В отличие от игрушек большинства других артелей, богородские игрушки оставались некрашеными – их смысл был в движении. Посмотрим на самые известные «модели». Прежде всего это «Мужик и медведь», по очереди ударяющие по наковальне, если двигать прямоугольную подставку.

А еще было множество игрушек с подвешенной на нитке деревянной гирькой, вращая которую, можно было заставить стоящих в кругу птиц клевать зерно, косцов – косить траву, и так далее. А самая простая игрушка с такой гирькой – заяц (или солдат) с барабаном.

Игрушки со звуком

Самая известная звуковая игрушка – глиняный соловей, внутрь которого наливали воду. Птичка устроена так, что, подув ей в хвост, можно услышать «соловьиные» трели. Искусствовед Елена Ковычева пишет: «Свист на все лады, напоминавший пение птиц, отпугивал, по мнению наших предков, злые силы». В Вятской губернии даже был весенний праздник – Свистунья, или Свистопляска, в ходе которого дети дудели в глиняных соловьев несколько дней кряду – призывая весну и прогоняя бесов. Эту же функцию исполняли множество разновидностей трещоток, шумелок, фырчалок и погремушек.

Абашевские глиняные игрушки. Пензенские художественно-производственные мастерские. Владимир Федоренко/Sputnik

Абашевские глиняные игрушки. Пензенские художественно-производственные мастерские. Владимир Федоренко/Sputnik

Были, конечно, и разнообразные глиняные свистульки в виде зверей и людей, устроенные по принципу окарины. Существуют и до сих пор дымковская (Вятская губерния), хлудневская (Калужская губерния), абашевская (Пензенская губерния) традиции глиняных игрушек, причем, к примеру, абашевская игрушка явно пронесла через века древние образы сказочных зверей, напоминающие первобытное искусство.


История русской тряпичной куклы уходит корнями в глубокую древность. Эта игрушка сопровождала человека с первых дней его появления на свет. Для создания изделия славяне брали любые подручные средства. Из соломы, дерева, ткани и глины они создавали настоящие шедевры, которые пользуются популярностью спустя много веков.

История происхождения


С давних времен и по наши дни куколка исполняла роль оберега, игрушки для ребенка и оригинального декора для интерьера. Невозможно назвать точную дату, когда изделие впервые появилось в России. Существует бесчисленное количество легенд относительно происхождения куклы.

Тряпичные фигурки встречались еще у славян Древней Руси, причем они участвовали во многих обрядах и ритуалах. Без куклы не проводили свадебные и похоронные церемонии. Вместе с ним начинали посевные работы, игрушки брали на рыбалку или охоту.

Куколку, наполненную гречихой, использовали как подушку для новорожденного младенца. Ведь не секрет, что эта крупа обладает успокаивающими свойствами. Каждая игрушка имела большое количество нарядов, их меняли в зависимости от праздника. Этот ритуал символизировал достаток семьи.

В зимний период тряпичная кукла наряжалась в одеяния светлых оттенков с меховой оторочкой. На Масленицу их облачали в яркую одежду, подбирали приготовленные с лета головные уборы. Фигурка считалась неприкасаемым оберегом. С ней часто играли детишки, наполняя теплотой, здоровьем и энергией.

Если кукла повреждалась, ее внутренности собирали и хранили до наступления теплоты. Как только весеннее солнышко радовало землю, «прах» игрушки высевали в почву, где пасли скот. Если верить легендам, животные после этого лучше доились, а молоко приобретало целебные свойства. Поврежденную куколку заполняли новыми семенами.

Когда маленькая девочка начинала потихоньку учиться топать, ей сразу дарили «подружку». С каждым важным событием, происходящим в жизни барышни, коллекция куколок увеличивалась. Ведь девушки постоянно шили новые игрушки, вплоть до замужества.

Когда приезжаю сваты родители невесты выставляли все рукодельные работы дочери, символизирующие ее мастерство и аккуратность. Если смотрины проходили успешно, то спустя неделю после брачной ночи, молодая жена раздаривала игрушки подружкам.

Девушки, связанные узами брака, делали куколок в качестве оберега для дома и для супругов, уходящих на войну. Если парень погибал, то игрушку наполняли соломой, одевали в белоснежные наряды и спускали по реке. Человек, случайно наткнувшийся на вещь, должен был поместить ее в гнездо птицы или нору животного.

Особенности русской тряпичной куклы


Традиционное изделие славян имело несколько отличительных характеристик:

  • Отсутствие черт лица.
  • Для изготовления игрушки не использовали режущие и колющие предметы.
  • Кукла чаще всего воплощала женский образ.
  • У изделия не было имени, только название.

Чтобы создать куколку использовали кусок материи, оторванный от одежды или тканевого рулона.

Ножницы для этой цели не использовали, поскольку острое лезвие могло лишить изделие целостности. По той же причине отказывались от иголок. Все детали привязывали нитками или закрепляли узелками.

Казалось бы, такая ненадежная конструкция распадется после первой игры. Но куклы существовали на протяжении десятков лет. Многие семьи имели родовые фигурки, которые передавали от старшего поколения младшему.

На лице куколок не изображали глаза, губы, нос. Делали это по двум причинам. Во-первых, в доме не нужны были лишние свидетели семейных ссор и тайных бесед. Ведь через очи или уста в игрушки могли проникнуть злые духи и принести в избу несчастья.

Во-вторых, неудачное нарисованное лицо, способно испортить характер куклы. Гримасы люди придумывали самостоятельно, в зависимости от ситуации. Конечно, в наши дни это кажется немного странным, но попробуйте побеседовать с безликой «барышней», и все поймете.

Куклам не давали имен, считая, что подобным образом можно навлечь невзгоды на человека – тёзку. Этим обстоятельством часто пользовались злые ведьмы. Они нарекали игрушку именем врага и проводили над ней разные ритуалы.

Почему среди тряпичных кукол так мало мужчин? Это вовсе не означает пренебрежительное отношение к представителям сильной половины человечества. Если забраться в самые дебри истории, то можно понять, что пышность и мягкость куколки крепится на жесткой основе из палочек. Иными словами, в каждой игрушке имелась мужская суть, скрытая глубоко внутри.
Вернуться к оглавлению

Материалы для изготовления


Тряпичная народная кукла создавалась из подручного сырья. Чаще всего мастерицы выбирали:

  • Для обрядовых игрушек брали обрывки старых вещей или ткани.
  • Для декоративных фигурок предпочитали использовать новую материю.
  • Соломенные или травяные пучки.
  • Палочки из дерева, поленца.
  • Для наполнителя брали ветошь или золу.

Наибольшим спросом пользовались игрушки, которые своим внешним видом отражали культурные ценности той или местности.

Значение русской тряпичной куклы

Все изделия можно условно классифицировать на три подгруппы:

  • Игровая фигурка. Отличалась небольшими размерами, собирали из подручных материалов.
  • Оберег. При их создании не использовали инструменты.
  • Для обряда. Готовили для участия в разнообразных ритуалах.

Например, обрядовыми фигурками нельзя играть, так же, как игровые изделия не участвовали в ритуалах. А вот оберег иногда давали в руки детворе. Чаще всего это были куколки-лекари, наполненные высушенными целебными травами.

Разновидности кукол

На Руси выделяли несколько типов фигурок, в зависимости от предназначения и заложенного в них смысла.

Игровые детские куклы

Собирали для малышей, которые любили проводить время с забавными игрушками. Для их создания использовали натуральное сырье, безвредное для детского организма: трава, мох, древесный уголь и т.д. Одновременно вещь выполняла функцию оберега, защищая дитя от злых духов.


Традиционные куколки, предназначенные для малышей, имели разные названия:

  • Зольная. Для изготовления брали золу из домашнего очага, её соединяли с водой и скатывали шарик небольшого размера для головы. Подобное изделие считалось сильнейшим оберегом.
  • Дружок. Создавали куколку для того, чтобы ребенок не боялся оставаться один в избе. Изготовлением игрушки малыши занимались вместе с бабушкой или мамой.
  • Птичка. Делали из куска яркой материи в форме квадрата. С помощью нитей ткани создавали нужную фигуру. Птички отличались небольшим размером, их вешали над колыбелькой младенца или в углах дома.
  • Пеленашка. Куклу, завернутую в материю, клали в кроватку к ребенку, чтобы они принимала на себя нападки злых духов
  • Сеня-Малина. Фигурка отличалась ярко-рыжими волосами, передавала образ славянского мужичка, облаченного в красивую сорочку.

Обрядовые куклы


При их изготовлении мастерицы придерживались определенных правил. Они предназначались для проведения ритуалов, иногда фигурками играли детишки.

  • Кострома. Делали на Масленицу, хранили в течение всей праздничной недели, а после сжигали на костре.
  • Пасхальная куколка (для головы брали яичко) и голубка (ярко-красной расцветки). Использовали в качестве декоративных элементов интерьера.
  • Купавка. Собирали игрушку к седьмому июля. На Иван Купала изделие сплавляли по речке. В зависимости от того, как кукла себя поведет (вернется к берегу, попадет в водоворот), предсказывали, каким будет остаток года.
  • Плодородие. Изображала многодетную мамочку, помогала привлечь достаток в семью.
  • Лихоманки. Игрушку изготавливали в количестве тринадцати штук, чтобы защитить малыша от недугов. Куколок выставляли в ряд на печи.
  • Кормилица. Фигурка имела внушительный бюст.
  • Кубышка-травница. Игрушку наполняли лечебными растениям, использовали для очищения воздуха в избе, вешали над колыбелькой.
  • Кувадки. Предназначались для парней. Во время родов муж защищал супругу от нечистой силы, изготавливая подобные куколки. После появления на свет малыша, их сжигали.

Обережные куклы

Игрушка была участником всех важных событий, протекающих в жизни семейства: свадьба, рождение ребёнка, похороны и т.д. Их было огромное количество:

  • Колокольчик. Родина фигурки Валдай. Считалось, что она приносит благие вести. Отличительные черты изделия – три юбочки по числу видов счастья (медь, золото и серебро). Исполняет роль оберега и создает в доме позитивную атмосферу.
  • Девка-баба (Вертуха). Кукла имеет две головы, четыре руки и пару юбок. Секрет фигурки заключается в том, что одна девка спрятана под подолом бабы. Если ее перевернуть, то молодуха появится на свет. Считается отражение женской сущности: девчата веселы, красивы. После замужества они становятся заботливыми хозяйками, хранительницами очага (бабами).
  • Берегиня. Вешали над входной дверью, чтобы защитить жильё нечисти и злых духов.
  • Зернушка. Состояла из мешочка, наполненного крупой. Символизировала достаток и благополучие.
  • Подорожница. Куколка небольшого размера, держащая в руках котомку, наполненную землей или золой. Считалась оберегом путников.
  • Очистительная фигурка. Выводит из избы отрицательную энергетику.
  • Десятиручка. Помогает женщинам справляться с домашними хлопотами.

Куклы-мотанки

Истоки игрушки в трипольской культуре. В основе изделия скрученная сварга, символизирующая движение. Получается в результате скручивания и свивания глины. Вместо лица фигурка носит изображение распятия, что свидетельствует о ее пребывании за пределами времени.

Для изготовления мотанки не используют острые предметы, материалы берут натурального происхождения. При создании куклы запрещено завязывать узелки. Единственное исключение делается для небольшого узла в конце, который символизирует пуповину. В процессе завязывания мастерица загадывала желание.


В некоторых случаях отдельно делали руки и крепили их к телу. Одеяние и головной имели определенное значение:

  • Юбка – символ земли, волны на ней указывают на связь с водой.
  • Сорочка. Триединство Вселенной.
  • Украшение на волосах – связь с небом.

Все детали и аксессуары делали отдельно, а затем приматывали к телу. Наши предки верили, что если человек взялся за изготовление игрушки, то должен довести дело до конца. В противном случае на его голову обрушатся несчастья.
Вернуться к оглавлению

Куклы в русских народных костюмах

Одеяние жителей Руси имело характерные особенности, по которым можно было определить возраст человека и принадлежность к губернии. Каждая область имела собственный стиль и цветовую гамму.

Отличительная черта русского костюма – прямой силуэт, не акцентирующий внимание на контуры фигуры. Простой фасон компенсировали богатой вышивкой, яркой отделкой и аппликациями. Национальные наряды не сковывали движения, были просторными и удобными.

Основные элементы одежды славян: рубаха (отличалась по длине у мужчин и женщин), сарафан и юбка. Все вещи девушки декорировали орнаментом. На голову надевали кокошник или платок.

Таким своеобразным обликом отличались и куклы в национальных нарядах. Тряпичные игрушки чаще всего презентовали родственникам для скрепления кровных уз. Важная деталь русских кукол – наряд с них нельзя снять. Одежда и фигурка были единым целым.

Заключение

Русская народная кукла – это представление наших предков об устройстве мира, выраженное через рукоделие. Конечно, сейчас на рынке продается масса игрушек, но традиционная фигурка должна быть в каждой семье. Куколка, созданная своими руками, не только доставит массу положительных эмоций, но и защитит ваш дом от напастей.

Читайте также: