Народные игрушки такие разные

Обновлено: 15.05.2024

Все чаще в наше время вызывают интерес традиционные детские народные игрушки. И это вполне объяснимо! Глаз устает от множества однообразных магазинных кукол, роботов и прочих персонажей. А народная игрушка - самобытна, интересна своей уникальностью, теплотой, сделана с любовью.

  • Все
  • · Мастерская Сереброва
  • · RN-Toys
  • · Вальда
  • · Буратино
  • · ЛЭМ
  • · ПКП "Нота"
  • · Русские народные игрушки
  • · Flight
  • · SmileDECOR
  • · Биланик
  • · Леснушки
  • · Оксва
  • · Пелси (Теремок)
  • · РосКреатив
  • · Русский Стиль
  • · Серафим и София
  • · Сказки дерева
  • · Царицынская игрушка
  • без сортировки
  • · по названию
  • · по цене
  • · по возрасту
  • · по производителю
  • · по популярности
  • · по новизне

Матрешка Руденко. Логическая игра для детей и взрослых

Матрешка Руденко. Логическая игра для детей и взрослых

Пизанские башенки. Деревянная игрушка для детей

Пизанские башенки. Деревянная игрушка для детей

Расписная деревянная ложка. Шумовой музыкальный инструмент

Расписная деревянная ложка. Шумовой музыкальный инструмент

Ложка деревянная неокрашенная

Ложка деревянная неокрашенная

Свистулька расписная (в ассортименте)

Свистулька расписная (в ассортименте)

Колокольчики на палочке. Музыкальная игрушка со свистком

Колокольчики на палочке. Музыкальная игрушка со свистком

Румба. Шумовой музыкальный инструмент. 6 пар тарелочек

Румба. Шумовой музыкальный инструмент. 6 пар тарелочек

Игрушка-забава для детей "Поймай мяч". 3 отверстия

Игрушка-забава для детей

Барабанчик. Музыкальная игрушка для детей

Барабанчик. Музыкальная игрушка для детей

Неокрашенный фигурный волчок. Деревянная игрушка для детей

Неокрашенный фигурный волчок. Деревянная игрушка для детей

Деревянный волчок "Спиралька". Диаметр 3 см

Деревянный волчок

Неокрашенный деревянный волчок 5х3,5 см

Неокрашенный деревянный волчок 5х3,5 см

Деревянная качалка "Лошадка". Фигурка украшена изображением яблок

Деревянная качалка

Деревянная хлопушка. Музыкальный шумовой русский народный инструмент

Деревянная хлопушка. Музыкальный шумовой русский народный инструмент

Расписная хлопушка. Русский народный музыкальный инструмент

Расписная хлопушка. Русский народный музыкальный инструмент

Глиняная фигурная свистулька. Музыкальный инструмент

Глиняная фигурная свистулька. Музыкальный инструмент

Деревянная погремушка. Музыкальная забава для маленьких музыкантов

Деревянная погремушка. Музыкальная забава для маленьких музыкантов

Погремушка. Музыкальный инструмент. Неокрашенная

Погремушка. Музыкальный инструмент. Неокрашенная

Длинная расписная ложка. Оригинальный шумовой инструмент

Длинная расписная ложка. Оригинальный шумовой инструмент

Длинная ложка с бубенцами. Русский народный музыкальный инструмент

Длинная ложка с бубенцами. Русский народный музыкальный инструмент

Пастуший барабан. Музыкальный инструмент из дерева с росписью. Мастерская Сереброва

Пастуший барабан. Музыкальный инструмент из дерева с росписью. Мастерская Сереброва

Деревянная погремушка. Шумовой музыкальный инструмент

Деревянная погремушка. Шумовой музыкальный инструмент

Неокрашенный круглый рубель с бубенцами. Музыкальный шумовой инструмент

Неокрашенный круглый рубель с бубенцами. Музыкальный шумовой инструмент

Круглый рубель с бубенцами. Шумовой музыкальный инструмент. Мастерская Сереброва

Круглый рубель с бубенцами. Шумовой музыкальный инструмент. Мастерская Сереброва

Расписные веерные ложки. Шумовой русский народный инструмент

Расписные веерные ложки. Шумовой русский народный инструмент

Круговая расписная трещотка. Шумовой народный инструмент

Круговая расписная трещотка. Шумовой народный инструмент

Расписная ложка с бубенцом. Шумовой русский народный инструмент

Расписная ложка с бубенцом. Шумовой русский народный инструмент

Ложки в станке с бубенцами. Расписной русский народный инструмент. Мастерская Сереброва

Ложки в станке с бубенцами. Расписной русский народный инструмент. Мастерская Сереброва

Расписная комбинированная погремушка 5 в 1. Музыкальный инструмент мастерской Сереброва

Расписная комбинированная погремушка 5 в 1. Музыкальный инструмент мастерской Сереброва

Ребристая погремушка (неокрашенная). Шумовой русский народный инструмент 3 в 1

Ребристая погремушка (неокрашенная). Шумовой русский народный инструмент 3 в 1

Богородская игрушка

Народные игрушки изготавливаются из натуральных, экологически чистых материалов: дерева, глины, ткани, расписываются вручную. Именно русские народные игрушки формируют у малыша вкус, наиболее полезны для формирования детской психики, несут положительную информацию об окружающем мире.

Часто родители (а подчас бабушки и дедушки) с удивлением и радостью узнают в этой рубрике игрушки своего детства и с удовольствием покупают их своим детям и внукам.

В разделе представлено много различных народных игрушек. Это русские игрушки-забавы: курочки, клюющие зернышки, веселые куклы-петрушки, кувыркающие акробаты, потрясающие самоходные игрушки (такие как Бычок, Белочка), движущиеся богородские игрушки, свистульки. Эти забавные игрушки поднимут настроение и станут прекрасным подарком и ребенку, и взрослому.

Для малышей - звенящие деревянные шары, погремушки с горохом и можжевеловыми шариками, матрешки, волчки и другие забавные игрушки. Девочкам придутся по душе народные куклы в традиционной одежде. Матрешка станет прекрасным подарком малышу, игры с этой народной игрушкой прекрасно развивают логическое мышление ребенка и мелкую моторику пальчиков.

Для детишек постарше - трещетки, колотушки, свистульки, деревянные игрушки под роспись, различные аксессуары для подвижных и настольных русских народных игр и забав (Бирюльки, Блошки, Чудесный мешочек, пасхальные игры).

Эти игрушки для детей прекрасно подойдут для подвижных игр на свежем воздухе: попробуйте пробежать с подставкой, на которой лежит выточенное яичко или ловко надеть кольцо на деревянный кольцеброс! Эти игры широко были известны на Руси, в них с удовольствием играли и дети, и взрослые.

В старину считалось, что подаренная игрушка принесет ребенку здоровье и благополучие, если она выбрана с любовью. Нам кажется, что любая игрушка этого раздела станет отличным подарком ребенку!

Стишок в тему:
Купите для ребенка
Народную игрушку
Матрешку, ваньку-встаньку,
Свистульку и петрушку!

русская народная игрушка

Русская народная игрушка отличается образностью, красочностью и оригинальностью. Благодаря своему лаконичному содержанию, они характеризуются доступностью для детского восприятия. Выполненные из натуральных материалов (глина, дерево, керамика, солома) они представляют собой различные сказочные персонажи, фигурки и изображения людей и животных.

Каждая народность, живущая в определенном регионе нашей страны, на протяжении многих веков создавала и передавала из поколения в поколение уникальные традиции создания народной игрушки, отличающейся своеобразностью, оригинальностью и сочетающей в себе национальные особенности каждого отдельно взятого региона России. Именно по игрушке можно определить, в какой именно местности она сделана. Там, где были богатые залежи глины, создавались удивительные глиняные фигурки животных и людей, в регионах богатых древесиной мастера-умельцы делали игрушки из дерева.

Основные игрушки русского народного промысла:

Абашевская глиняная игрушка

Абашевская игрушка

Игрушка, сделанная из глины, названа в честь своей исторической Родины — села Абашева Пензенской губернии, которое славилось своим гончарным промыслом и наравне с глиняной посудой торговало игрушками из глины, пользовавшиеся большим спросом. Большая часть населения была старообрядцами, поэтому их верования нашли свое отражение в игрушках-свистульках, визитная карточка абашевской игрушки — фигурка оленя с огромными как будто упирающимися в небо рогами, который считался символом изобилия и достатка. Большая часть игрушек были фигурками животных, являвшихся у древних славян символами различных аспектов человеческой жизни: птицы символизировали счастье и удачу, кони — солнце, медведи — силу, могущество и власть, бараны и коровы — плодородие. Отличительная особенность этой игрушки — удлиненная форма тела, короткие, широко расставленные ноги, очень длинные, толстые шеи и маленькая голова, четко проработанные черты лица и прически людей.

Дымковская глиняная игрушка

Дымковская игрушка

Игрушка носит название одноименной слободы Дымково, которая располагается вблизи города Кирова. Всем хорошо известны красочные, пышно оформленные и расписные фигурки кукол-барышень, козликов, петушков с яркими, пышными хвостами, коней, поросяток, мишек и уточек-свистулек. В селе Дымково существовали целые семьи мастеров, которые копали глину, мешали её с песком, тщательно вымешивали, лепили фигурки, обжигали их в русских печах, а затем расписывали вручную яркими цветами, причем в процессе изготовления принимали участие и женщины, и дети. Дымковская игрушка отличается своей особенной специфичностью, она статична, имеет пышные формы и яркую окраску, обладает особой жизнерадостной энергией и тонким юмором, привлекающим внимание детей, которые очень любят их рассматривать и слушать занимательные истории об их создании.

Богородская деревянная игрушка

Богородская игрушка

Игрушка создавалась талантливыми руками мастеров села Богородского Московской области, это шутливые, затейливые и подвижные искусно вырезанные из дерева фигурки курочек, которые увлеченно клюют зернышки, медведей, бьющих по наковальне, различные сюжетные и жанровые композиции.

Главный материал для игрушек - тщательно высушенная липа и её отходы в виде щепок, чаще всего изделия из неё не окрашивались. Выразительная фактура дерева позволяла мастерам сочетать в игрушках, как гладкую поверхность, так и небольшие выемки и вырезки, передающие некоторые тонкости и нюансы различных деталей. Детям нравится не только их рассматривать, а еще и приводить в движение механические пружины, спрятанные внутри них, заставляющие бравых солдат маршировать, а добродушного мишку заниматься тяжелым физическим трудом.

Филимоновская глиняная игрушка

Филимоновская игрушка

В Тульской области в деревне Филимоново изготовляли удивительные глиняные игрушки, получившие одноименное название филимоновских. Здесь находились залежи пластичной и качественной белой глины, из которой по легенде местный старожила дед Филимон лепил свои смешные, причудливые и не похожие на другие фигурки-свистульки животных и людей. Игрушки отличаются особой формой: короткие ножки, вытянутые тела и длинные шеи с маленькой головой, сюжеты традиционны — барыни и солдаты, различные композиции (чаепития, заигрывания, тройка), баранчики и петушки, коровы и лошадки, а и даже порой абсолютно фантастические создания, которые трудно отнести к какому-либо существующему виду. Расписаны эти игрушки яркими, сочными цветами, среди которых преобладает малиновый, ярко-желтый, зеленый, оранжевый, синий и белый, часто они наносились полосками в самых различных сочетаниях, причем лицо было всегда чисто белым с едва очерченными контурами глаз и губ.

Каргопольская игрушка

Каргопольская игрушка

Маленький городок под Архангельском под названием Каргаполь, дал имя знаменитым каргапольским игрушкам, которые делали здесь талантливые мастера гончарного искусства из обожженной глины, изображавшие различные фигурки животных и людей. Отличаются они некоторой суровостью образов, вследствие применения исключительно натуральных красителей (сажа, мел, известь, разновидности цветной глины, различные минералы) темными, насыщенными цветами: коричневым, бежевым, темно-зеленым и даже черным. Представляли собой эти игрушки фигурки сказочных героев, птиц, собак, медведей, приземистых мужичков с бородой-лопатой или крупных женщиных с новорожденными на руках.

Плешковская игрушка-свистулька

Плешковская игрушка

Еще одним знаменитым русским промыслом, зародившимся в селе Плешково Орловской губернии, являются плешковские игрушки. Это разнообразные глиняные свистульки, сделанные из местных залежей глины, приобретавшей во время обжига интересный розоватый оттенок. Отличались игрушки простотой и лаконичностью, окрашивались в синие, красные и зеленые цвета натурального происхождения (сок бузины и лопуха, битый кирпич), которые наносились на поверхность в виде произвольно разбросанных пятен. Это были фигурки разных животных (коней, баранов, коров, оленей, петухов, уточек) людей (солдат, барыней), и фантастических существ (русалки, птицы-сирин). Типичный образ плешковской игрушки — фигурка женщины, держащей левой рукой младенца.

Нажмите, чтобы узнать подробности

Личностный: Проявляют познавательный интерес к занятиям изобразительного искусства, аккуратность в работе.

Метапредметный: Проявляют умения контроля и коррекции собственных действий, выделяют познавательную цель занятия, умеют осуществлять учебные действия в соответствии с поставленной задачей, находят варианты решения различных художественно-творческих задач.

Предметный: знают об истории, появлении народных игрушек и промыслах их изготовления, определяют особенности глиняной игрушки по месту изготовления, сравнивают образы, формы и декор дымковской, каргопольской и филимоновской игрушек.

Цель: дать представления об изображении глиняных игрушек промысловых центров: Дымково, Филимонова, Каргополе.

Воспитательная: Воспитывать интерес к творческой деятельности, аккуратность в процессе работы, сформировать интерес к народному прикладному искусству: дымковская игрушка, филимоновская игрушка и каргопольская игрушка.

Развивающая: Развивать умения контроля и коррекции собственных действий, учить выделять познавательную цель занятия, осуществлять учебные действия в соответствии с поставленной задачей.

Образовательная: Расширить знания обучающихся об истории, появлении народных игрушек и промыслах их изготовления, определить особенности глиняной игрушки по месту изготовления, подвести к сравнению образов, форм и декора дымковской, каргопольской и филимоновской игрушек.

Методы обучения и воспитания:

1.Метод организации учебно-познавательной деятельности (Метод получения новых знаний: словесные (объяснение, беседа), наглядные (демонстрации); Метод выработки учебных умений и накопления опыта: практические

2. Метод стимулирования учебно-познавательной деятельности

3. Методы развития психических функций, творческих способностей, личностных качеств обучающихся (Постановка проблемной ситуации, творческое задание).

4.От искусства: единство восприятия и созидания - по восприятию; метод привлечения на беседах личного эмоционального, визуального и бытового опыта детей; метод свободы в системе ограничений - работа по алгоритму;

1.Методы формирования социального опыта детей (ситуация свободного выбора, пример).

2.Метод осмысления детьми своего социального опыта, мотивации деятельности и поведения (беседа, рассказ).

3.Методы стимулирования и коррекции действий и отношений детей в воспитательном процессе (создание ситуации успеха).

Формы организации деятельности обучающихся: фронтальная, индивидуальная

Оборудование:

Индивидуальное: карточка с названием игрушки, чистый лист бумаги

Демонстрационное: наглядный материал (3 барышни, т.к. 3 виды росписи), слайд- презентация, видеофрагмент

Источники информации:

ФГОС НОО: текст с изм. И доп. На 2011 год/ Министерство и науки Рос. Федерации. – М.: Просвещение,2015.

Концепция духовно-нравственного развития и воспитания личности гражданина России в сфере общего образования: проект / А.Я.Данилюк, А.М. Кондаков, В.А. Тишков. Рос.акад.образования. – М.: Просвещение, 2009. – 00 с. – (Стандарты второго поколения)

Мотивация к учебной деятельности.

Актуализация опорных знаний и способов действий. Выявление проблемы.

Основной этап. Усвоение новых знаний и способов действий по изученному материалу.

Проверка, коррекция и оценка знаний и способов деятельности.

Рефлексия учебной деятельности.

Этапы урока, задачи

Методы и приемы обучения и воспитания

Деятельность учителя, обучающихся

Планируемый результат

1. Мотивация к учебной деятельности.

Задача: Мотивировать обучающихся на предстоящую деятельность

-Здравствуйте, ребята. Сегодня мы с вами будем работать вот так (сидим в кругу) форма занятия называется круглый стол. Давайте улыбнемся друг другу и настроимся.

На данном этапе урока происходит вовлечение учащихся в деятельность.

Проявляют регулятивные УУД (волевая саморегуляция), коммуникативные УУД (умение слушать)

2. Актуализация опорных знаний и способов действий. Выявление проблемы.

Задача: Совместно с детьми сформулировать тему и цели занятия, через проблемную ситуацию.

Беседа, демонстрация, постановка проблемной ситуации

Ребята, посмотрите, что у нас стоит в центре стола? (игрушки), ребята, а вы знаете как называются эти игрушки? У вас у каждого есть карточка с названием игрушки, попробуйте определить, где какая игрушка.

(дымковская игрушка, филимоновская игрушка и каргопольская игрушка), ребята, а знакомы ли вам эти игрушки?

-Из чего сделаны игрушки? Из глины, правильно.

Глиняная игрушка- особый вид народного творчества.

Она не всегда предназначалась для игры, а чаще всего была предметом украшения народного быта –

малая бытовая скульптура.

Игрушку делали почти везде, где были залежи глины и занимались гончарством.

-Постепенно глиняная игрушка стала самостоятельным промыслом и все больше предназначалась не для забавы, а становилась искусством, творчеством народных мастеров.

-Ребята, вы знаете основные ремесленные центры,

где лепили глиняные игрушки? (нет)

- Не знаете. Ребята, я вам расскажу, и вы узнаете и научитесь разбираться в особенностях глиняной игрушки ремесленных центров их 3: Дымково, Филимоново, Каргополь. СЛАЙД

-Кто может сформулировать тему нашего занятия? Кто еще как-думает?

-Хорошие варианты, вы близки к истине, но, если быть точнее тема нашего занятия: Такие разные народные игрушки. Давайте сформулируем цель занятия: узнать о глиняных игрушках как особом виде народного творчества.

Проявляют регулятивные УУД (контроль, волевая саморегуляция), коммуникативные УУД (умение строить речевое высказывание)

3.Основной этап. Усвоение новых знаний и способов действий по изученному материалу

Задача : дать представления об изображении глиняных игрушек промысловых центров : Дымково, Филимонова, Каргополе через сравнение по форме, по цвету, по символике и по образу

Задача : снять напряжение, настроиться на предстоящую деятельность

Беседа, Объяснение, пример, демонстрация

-И первый ремесленный центр у нас Дымково.

Заранее подготовленный обучающийся читает:

Ласково и нежно называют в народе эту игрушку – дымка. Откуда же такое удивительное название? Оказывается, глиняные игрушки делали зимой и ранней весной, когда шла длительная подготовка к весенней ярмарке ''Свистунья''. Чтобы обжечь игрушки, печи топили до поздней ночи, и вся деревня была в дыму, в дымке. От этого и возникло название Дымково, а игрушки стали называть дымковскими.

- Ребята, обратите внимание на слайд. Перед вами элементы дымковской росписи.

-Для росписи этих игрушек мастера всегда использовали строгий геометрический орнамент. Дымковская роспись представляет собой сочетание кругов, зигзагов, строгих прямых или волнистых линий. Непременно используются круглые пятна, клетки и просто точки. Элементы дымковской росписи также включают в себя ромбики, выполненные из сусального золота, которые наклеиваются поверх уже нанесенного узора. Посмотрите на индюка. У него на хвосте и наклеены ромбики.

-Ребята, кто знает, что такое сусальное золота?

Сусальное золото - это тонкие листы золота, которые обычно используют в декорации чего- нибудь. Вы можете вспомнить купала церквей, как раз они и покрыты сусальным золотом.

-Каждый мастер наносит элементы орнамента на фигурку в соответствии с личными пожеланиями, в разном порядке и различных комбинациях. При этом изделие может быть практически полностью покрыто рисунком, а иногда прослеживается авторская лаконичность. Именно поэтому среди всего многообразия дымковских игрушек просто невозможно найти две одинаковые фигурки.

– Например, рассмотрим дымковскую барыню. Она очень нарядная. На голове непременно – кудри, шляпки/ кокошники. На плечах пышные рукава. По низу юбки или передника – оборки. В руках может быть сумочка, зонтик, собачка и многое другое.

А теперь всмотритесь в лица барышень. Бровки дугой, глаза – точки, румянец на щеках, рот – кружок, бантик или сердечко. Причем цвет ротика и щечек совпадает.
В них столько доброты и веселья. Глядишь на них и улыбаться хочется.

- Взгляните на индюка. Все расписаны бока, крылья важно распущены, пышный хвост, высокий гребешок, как корона у царя. напыщен, горделив. Очень красивая птица.

-У него обширная грива и хвост.

- Смотрите, у коня может быть всадник, а может и не быть.

- На слайде у нас кто? Да, олень и барашек.

-Чем они различаются? Что вам сразу бросилось в глаза?

-Да, у олененка рога мощные, направлены вверх, а у барашка рога загнуты вниз.

- Уточка. Обратите внимание, вот на уточке, которая одна. На грудке можно увидеть отверстие, то есть это не просто дымковская игрушка или скульптура, которая стоит на полке, а это свистулька. В нее достаточно удобно свистеть и свист получается громкий. Конечно, это зависит и от того, сколько воздуха возьмешь в легкие и с какой силой выпустишь его.

- Ребята, кто- нибудь из вас, когда- нибудь свистел из глиняной свистульки?

-Расскажи нам пожалуйста, опиши звук, который у тебя получился.

-Итак, ребята. Мы рассмотрели с вами дымковскую игрушку, ее историю, элементы росписи, то есть чем она отличается от других игрушек. И подошли ко второму ремесленному центру, который называется Филимоново.

-Зародилась эта игрушка в Одоевском районе Тульской области. А свое название получила от деревни Филимоново.

Кто и когда сделал здесь первые игрушки неизвестно, известно только, что делают их испокон веку. Одна из легенд рассказывает, что пришел в эти места гончар Филимон, обнаружил залежи отличной глины и начал лепить из нее горшки да игрушки. Место, где он поселился, так и прозвали Филимоново. Есть даже сказка про деда Филимона: шёл дед по дороге. С горы на гору поднимался, с холма на холм. Шёл, он шёл дремучими лесами, солнышко ярко светило. Жарко стало, а тут и ручек. Присел он на камушек, а тут и глина. Повертел он её - в руках - получилась птичка, проткнул дырочки - запела птичка. Так с тех пор и повелось «глиняное дело».

- В деревне Филимоново изготовлением игрушек занимались в основном женщины.

-Внучек, занимающихся лепкой игрушек, здесь называли свистульками. Готовые игрушки возили продавать на ярмарки, а вырученные от продажи деньги откладывались для приданого. Так что "свистульки" были богатыми невестами.

- Внимательно рассмотрите элементы росписи.

-Бывают простые и более сложные узоры, особенно на юбках барынь : ветвистая «елочка», яркая «ягодка», лучистая «звездочка», или «солнышко», сверкают, сплетаются в радостные узорные соцветия. Круг обозначает в росписи солнце, треугольник — землю, елочки и ростки — символ растительности и жизни. Все эти узоры напоминают о связях человека и природы. Несмотря на то, что орнамент и колорит росписи очень просты, игрушки после росписи выглядят очень яркими и праздничными, выразительными и добродушными. Рассмотрим несколько игрушек.

- Одна из них – барыня. Обратите внимание, лица всегда остаются белыми, и лишь небольшими штрихами и точками намечаются глаза, рот, нос. Очень яркий наряд.

-У всех игрушек упругие тела, длинные или короткие ноги, вытянутые шеи с маленькими головками. Некоторые игрушки удивляют своей фантазией.

-В орнаменте нет строгой геометрии как в дымковской игрушке. Различные штрихи, звездочки, пятна, листики, розетки в веселом беспорядке разбросаны по фону.

- А вы знали, что раньше родители вешали свистульки на шею ребенка. Это был своеобразный музыкальный оберег и одновременно – игрушка. Наши предки любили посвистеть дома, чтобы отогнать злых духов. Кстати, выражение «не свисти, а то денег не будет» возникло во времена борьбы с язычеством, чтобы отучить народ от языческих привычек.

- Итак, ребята мы рассмотрели второй ремесленный центр Филимонова и переходим к последнему центру. У нас осталось Каргопольская роспись.

Слайд 21, 22

- Она зародилась в г. Каргополь Архангельской области. Первоначально к этому ремеслу никто не относился серьезно. Для раскрашивания изделия использовали подручные материалы. В основном эта была печная сажа и известь.

- Для большинства игрушек характерны такие элементы росписи, как кресты, красные большие круги, кольца. Все это старинные солнечные символы. Также использовали мотивы лепестков растений, колосьев хлеба и зернышек. Авторство В большинстве случаев имена изготовителей подобных вещиц никому не известны. Но существуют некоторые знаменитые мастера каргопольской игрушки, благодаря творчеству которых сбереглось ремесло и в него были привнесены характерные элементы.

- Несмотря на такое широкое разнообразие форм, старинная каргопольская глиняная игрушка не обладала яркой расцветкой, ведь в качестве красок использовали мел, сажу и цветную глину.

- Современная вещица уже отличается более яркими оттенками, однако профессионалы стараются не делать свои творения очень пестрыми. Красный, синий, зеленый, белый, черный цвета и охра являются самыми популярными оттенками для разрисовывания изделий.

-В современном Каргополе в Доме-музее династии Шевелевых. Это родовое гнездо династии знаменитых мастеров каргопольской игрушки. Возможно, тот, кто впервые увидит глиняное изделие, скажет: «Такое я и сам сделаю». Но нет, здесь необходимо особое умение, талант, дар. Чтобы создать каргопольскую игрушку, нужно проникнуться крестьянским духом и пропитаться любовью к древнему искусству и своей Родине.

- Ребята, мы изучили с вами 3 основных промысловных центра и теперь можем сравнить глиняные по критериям:

Вот уже более ста лет внимание ученых привлекает народная игрушка. Историки, археологи, этнографы, педагоги, художники исследуют её традиции, изучают творчество мастеров-игрушечников. И этот научный интерес обоснован. Создатели традиционных игрушек, как сказители и песенники – тоже носители прошлого, носители национальной духовной культуры. Передавая из поколения в поколение игрушечное мастерство, они смогли донести до наших дней драгоценные крупицы многовековой народной мудрости и красоты. Их игрушки обладают огромным запасом исторической народной памяти, к которому сегодня вновь и вновь обращаются благодарные потомки. В нашем крае, и в Назаровском районе в частности, проживают люди самых разных национальностей: русские, украинцы, белорусы, чуваши, немцы, хакасы, тувинцы, армяне и многие другие. Но эти народы объединяет, кроме всего прочего, народная игрушка, традиции изготовления которой в последнее время вызывают неподдельный интерес. Но не каждый знает, что у народов существуют еще и так называемые «малые игрушки». Это такие игрушки, которые одновременно выполняют функции не только игрушки для ребенка, но и сувенира, оберега. Их, как правило, хранят в доме на одном из самых заветных мест: чтобы не разбились или не потерялись.

Цель нашей работы: изучить традиционные «малые игрушки» национальностей, проживающих на территории Сахаптинского сельского совета. Для достижения указанной цели мы поставили следующие задачи :

  • изучить литературу по теме исследования, отобрать необходимые источники;
  • проанализировать, какие «малые игрушки» наиболее характерны для того или иного народа;
  • выявить способы изготовления малых национальных игрушек своими руками.
  • организовать и провести в школе акцию «Национальная игрушка – своими руками»

У каждого народа есть свои национальные игрушки, которые традиционно используются с древних времен. Как правило, это куклы. Но мало кто знает, что у каждого народа есть еще так называемые «малые» игрушки, которые одновременно служат и игрушкой, и сувениром. Такие игрушки имеют символическое значение, их хранят на самом почетном месте в доме, потому что они являются еще и оберегами. Мы решили провести небольшое исследование и выяснить, какие малые национальные игрушки есть у представителей народов, проживающих на территории Сахаптинского сельсовета: немцев, украинцев, белорусов, чувашей, армян, хакасов и, конечно же, русских.

Мы обратились к одной из старейших жительниц нашего села – Дедюхиной Александре Корнеевне, с просьбой рассказать о «малой игрушке» русского народа. Александра Корнеевна рассказала нам о том, какими игрушками ей пришлось играть в детстве. «Фабричных игрушек у нас не было. Но вот самодельными мы играли постоянно. Матери шили одежду, оставались лоскутки, из них и делали тряпичных кукол. Я и своей дочери делала таких кукол. Была ли в нашем доме игрушка-сувенир? Была. Это матрешка. Мой муж купил её в Красноярске еще перед войной. Я её долго хранила, а потом внуки «заиграли».

Матрешка и сегодня является одним из самых известных и любимых русских сувениров. Сегодня многие, приезжающие в Россию, увозят с собой в качестве традиционного подарка именно матрешку. Матрешка – небольшая, выполненная из дерева куколка, искусно расписанная в традиционной манере мастеров, уже больше века представляет нашу страну в качества одного из самых известных сувениров – матрешки ручной работы. Это маленькой по размеру, но необъятное по символическому и историческому наполнению, произведение искусства, и по сей день привлекает не только иностранцев, но и русских людей, которые бережно заботятся о своих традициях и мироощущении. Рассказывают, что в конце XIX века в семью Мамонтовых - известных русских промышленников и меценатов - то ли из Парижа, то ли с острова Хонсю кто-то привез японскую точеную фигурку буддистского святого Фукуруджи (Фукурума), которая оказалась с “сюрпризом” - она разбиралась на две части. Внутри нее спрятана другая, поменьше, которая так же состояла из двух половинок… Всего таких куколок насчитывалось семь. Предполагалось, что именно эта фигурка и натолкнула русских на создание своего варианта разъемной игрушки, воплощенного в образе крестьянской девочки, вскоре окрещенной в народе распространенным именем Матрешка (Матрена) [1] .

Еще об одной малой народной игрушке нам рассказала учитель русского языка и литературы Людмила Владимировна Сафонова. Эта игрушка называется «Курочки клюющие». С этими забавными игрушками ребенок знакомится, еще не умея ходить. Стоит слегка качнуть рукой, и веселые деревянные курочки начинают дружно клевать зёрнышки, рассыпанные на расписной лужайке. Но научиться "кормить" курочек по очереди, одну за другой – не так-то просто. И маленькому ребенку для этого требуется максимум сосредоточенности, внимания, координации. Мы узнали, что родина этих курочек - село Богородское. С давних времен повелась здесь резьба игрушки. В умелых руках резчиков осиновые, липовые или березовые чурки превращаются в чудесные фигурки. Старинное село Богородское расположено в 25 км от Сергиева Посада (ранее Загорск), близ Москвы. Именно эту деревеньку считают центром деревянной кустарной игрушки, хотя деревянные игрушки известны издавна и повсеместно на Руси ввиду обилия лесов. Сюжеты богородской деревянной игрушки – это чуть смешные гусары и дамы, всадники и плясуны, дровосеки и музыканты, медведи и курочки. Отсюда – из Богородского – игрушки разошлись по всей России, а затем пришли и к нам в Сибирь [2] .

О малой национальной игрушке немцев мы узнали от Марии Александровны Соседовой (Гафнер). Малая национальная игрушка немцев - пасхальный заяц. В Германии он особенно любим. Первое упоминание об этом персонаже относится к 1682 г. О зайце написал Георг Франк фон Франкенау в своем трактате «О пасхальных яйцах» Исследователь, правда, отметил, что на тот момент он был популярен лишь в Эльзасе, но к XXв. обрел славу во всем мире. Почему же именно заяц? Одно из объяснений связывают с этимологией слова. Некоторые ученые производят английское название Пасхи, Easter, и немецкое, Ostern, от имени богини весны Eostre, чьими символами издревле считаются яйцо и заяц. Причины появления зайца в пасхальной символике называют самые разные. Вспоминают даже то, что заяц – лунное животное, а праздник как раз приходится на первое воскресенье после полнолуния, следующего за днем весеннего равноденствия. Помимо всего прочего заяц повсеместно является символом плодовитости и плодородия. Это объясняет, почему на Пасху неожиданно появляется так много яиц [3] .

У белорусов также есть своя национальная игрушка – свистулька. Свистулька — народный музыкальный инструмент. Может изготовляться из глины, дерева, пластмассы. Сначала свистульки использовали как магические инструменты для вызывания в летнюю жару дождя и ветра и отпугивания нечистой силы. Впоследствии свистульки утратили свое обрядовое значение, превратившись в детскую забаву в виде игрушек. Из глины лепят свистульки в виде оленей, птиц, коней, собачек, всадников и фантастических животных, как правило оригинальной для каждой местности. Готовые свистульки сушат, обжигают, а затем раскрашивают. Деревянные свистульки режутся вручную, как правило, из липы. В некоторые виды свистулек можно налить вовнутрь немного воды и вместо свиста получить многотональные трели. В ряде свистулек по ходу воздушного канала просверливают дырочки, превращая их в некое подобие дудочки. Свистульки представляют собой в наше время прекрасную детскую игрушку и хороший памятный сувенир народного творчества [4] .

Традиция украшать дом оберегами - разукрашенными венками, гирляндами, ложками и т. д. восходит к древним славянским народам. Люди верили, что в каждом доме живет домовой, которого нужно задабривать, иначе он начнет сердиться и вредить обитателям дома. Чтобы умилостивить своего домового, люди вешали в доме "украинские обереги" - подарок домовому, чтобы он всегда был доволен и помогал семье в хозяйстве. Такими оберегами у украинцев были «ляльки» - куклы. Куклы выполнены из дерева. Костюмы украшены удивительными орнаментами Украины. Такие куклы не только украсят любое место, но также и напомнят про завидную красоту украинских девушек и парней [5] .

Малой национальной игрушкой чувашей является пукане. В 17-томном словаре чувашского языка Николая Ивановича Ашмарина пукане – кукла. Кукла, используемая в магических обрядах, была мужского и женского рода. Мужское изображение – кукла из тряпочек с длинными седыми волосами на голове и подбородке. Изображение ребенка в виде тряпочки, свернутый в трубку и перевязанный – в одном случае синей ниткой, в другом – ниткой и тесьмой. Женское изображение – кукла, сделанная из тряпок, с красной головой, в чувашском костюме. Фигурки, изображающие женщин, выполненные из белого тонкого холста или цветных лоскутков, наряжены в праздничные одеяния. На головах у них – сурпан, сурпан тутри, масмак, часто хушпу из соломенных колечек или кусочков светлой жести. Иногда хушпу имитировали пришитые на макушке монета, бисеринка, кусочек олова. Многие фигурки завернуты в белые лоскуты и напоминают невест под покрывалом [6] .

  1. Оригинальные идеи изготовления малой национальной игрушки.

Матрешка своими руками. Для того, чтобы сделать эту игрушку, понадобится несколько стаканчиков от йогурта и крышек (например, от клея-карандаша) разных размеров, но чтобы они легко помещались друг в друга. Также потребуется распечатать на цветном принтере картинку с матрешками. Главное, чтобы размеры картинок совпадали с высотой стаканчиков и крышек. Получится вот такая матрешка [7] .

Игрушка-забава ''Клюющие курочки'' своими руками. Потребуется:

- плотный картон или фанера (ДВП) толщиной 2 мм; - бархатная бумага;

копировальная бумага; две деревянные реечки длиной 30 см шириной 1 см;

4 шурупа-самореза №10 (или деревянные зубочистки); а также инструменты: ножницы или лобзик; дрель; крестовая отвёртка. Можно изготовить игрушку из фанеры, выпилив фигурки по контуру лобзиком.

Из бархатной бумаги вырезать отделочные элементы и приклеить их согласно рисунку. Положить реечки на плоскую поверхность и сдвинуть их друг относительно друга на 1 см. Отметить на каждой рейке центр. Отложить вправо и влево от центра по 6 см. Наложить на рейки в метке А деталь петушка и шилом проткнуть ее в местах, отмеченных на рисунке крестиками, одновременно намечая места расположения отверстий на рейках.

Дрелью просверлить в рейках небольшие отверстия. Приложить петушка к рейкам и, совместив отверстия, прикрутить с лицевой стороны шурупами. Наклонить петушка к центру реек. Наложить на рейки в метке Б деталь курочки и прикрепить ее таким же образом. Вместо шурупов можно воспользоваться зубочистками – плотно вставить их в отверстия. Обломать концы зубочисток до 0,5-1 см с каждой стороны. Зафиксировать концы зубочисток подходящими бусинами или отрезками пластиковых трубочек (необходимо, чтобы они плотно насаживались на зубочистку). Курочки начнут клевать, если двигать реечки влево-вправо друг относительно друга [8] .

Игрушка «Пасхальный заяц»

Для его изготовления понадобится несколько шаблонов из картона, чтобы выкроить лапы, уши, и тельце ушастого. Для каждой части тела из основной ткани нужно выкроить передние и задние детали. Перед тем, как сшивать тело ушастого, нужно вышить зайцу мордочку. Можно также нарисовать ее, или использовать кусочки ткани и клей, чтобы сделать глаза и нос в виде аппликации. Набить сшитые части тела синтепоном или ватой и сшить их между собой вручную. Осталось только приодеть зайца. Прямоугольник для сарафана прошить по боковому шву и собрать верхнюю часть в сборку. Сарафан держится на зайце при помощи двух ленточек [9] .

Русские мастера творили из глины и дерева наряду с посудой и другими бытовыми предметами ещё и диковинные игрушки, отражавшие детали обихода того времени, национальные узоры и орнаменты и даже тайные смыслы, понятные жителю той эпохи. По словам А.К. Чекалова, исследовавшего промыслы русского Севера: «Народное творчество – это сама природа, сказочный Феникс, возрождающийся, чтобы умереть. Это не примитивный реликт, а зеркальное отражение реальной жизни». Попробуем и мы погрузиться в тайны, которые скрывают старинные игрушки наших предков.

Глиняные свистульки и игрушки

Полые игрушки из глины, способные издавать свист, пришли в обиход от древних ритуалов. Шаманы, волхвы и колдуны, общающиеся с невидимыми высшими или низшими силами, использовали инструменты, издающие самые необычные звуки. Какими-то приманивали неведомых помощников. Другие, напротив, отпугивали, прогоняли злых духов прочь. Считалось, что определённые звуки могут призвать ветер, чтобы закрутить крылья мельниц, или пролить дождь на высохшие поля. Игрушки на Руси – это не только предмет для развлечений. Детям вручали глиняные свистульки в качестве оберега.

Самой знаменитой глиняной российской поделкой называют дымковскую игрушку, которой славилась заречная слобода Дымково близ Вятки, ныне вошедшая в территорию города Киров. Появление свистулечного промысла в тех местах неслучайно. Историки говорят о двух основных причинах популярности свистулек в том регионе. Первая связана с печальным Хлыновским побоищем. Когда Хлынов-град (прежнее название Вятки) осадили новгородцы, жители позвали на помощь дружину Великого Устюга. Но союзное войско, прибывшее ночью, было приняло за неприятеля и перебито. Поминки погибших союзников провели под пересвисты, что положило начало празднику свистопляски или свистуньи. По другой версии Свистунья – весёлый праздник на четвёртую субботу после Пасхи, когда народ радовался окончательному приходу тепла и приближению лета. Ожившую весной природу символизировали глиняные фигурки домашних и диких животных, раскрашенные яркими красками.

Искусствоведы делят старорусские игрушки в виде глиняных свистулек на три категории. Первые имеют внутреннюю полость, причём, чем значительнее её объём, тем ниже звук, издаваемый свистулькой. Звуки, издаваемые второй категорией, целиком зависят от конструкции свистка, который мастерят обособленно, а потом прилепляют к основной фигурке. Единым целым их делает общая окраска. Третья категория может быть обычной внутренне-полостной свистулькой, однако если в неё набрать немного воды, то свист становится переливчатым. За издаваемые трели такие водяные свистульки получили прозвище «соловей».

До появления устойчивого спроса выделка глиняных игрушек сопутствовала гончарному промыслу. Сам мастер часто занимался только изготовлением свистка, а лепить сопутствующую фигуру поручал жене или детям. На раннем этапе обычные глиняные фигурки раскупались на ярмарках не столь активно, как свистульки. Дети, получив игрушку, начинали искать отверстия для свиста и очень огорчались, если не могли их обнаружить. Уяснив запрос, мастера начали приспосабливать свистульки, встраивая их порой в самые неожиданные места. Яркие глиняные игрушки притягивали взор и помогали продавать обычные горшки, миски или корчаги.

Большую популярность также снискала жбанниковская глиняная игрушка (Нижегородские земли). Хотя она названа по имени деревни Жбанниково, лепила подобные свистульки вся округа. Для жбанниковской свистульки характерна треугольная форма и три точки опоры. Собственно, оформлением различалась лишь верхняя часть свистульки, показывая чудо-птицу или конного воина. «Игрушка не копирует свой зоологический прототип, а дает сказочно-фантастическое решение образа, в котором точность отдельных деталей не вызывает ощущения обыденного, а сказочность не уводит совсем из реальности, как в сказке о выдуманном и в то же время таком реальном коньке-горбунке», - писал о жбанниковской свистульке её исследователь Геннадий Блинов. Мастера стремились удивить свистульками, экспериментируя со звуком, и порой встраивали в одну свистульку целый оркестр. Отверстия для свиста можно было найти не только в хвостовой части, но и рогах. Жбанниковская глиняная игрушка обладает характерной окраской, включающую нанесение на однотонный фон россыпи цветных точек или узоров. Применяют для её оформления и узоры, которыми славится Хохлома, Семёнов и Полховский Майдан. Зачастую в росписи можно узнать городецкие мотивы. Такие жбанниковские свистульки иногда относят к городецкой игрушке, хотя они сделаны из глины, а не из дерева.

Разглядывая дымковскую или жбанниковскую игрушку, порой подумаешь, что это исконно русское творчество. Но теми же глиняными свистульками с самобытной росписью могут похвастаться гуцульские мастера, а выше показана глиняная фигурка всадника на лошади, сделанная в высокогорном дагестанском ауле Балхар. За этого всадника на аукционе, состоявшемся в январе 2021 года, заплатили 80 000 рублей. Интересно, что большинство балхарских игрушек сделаны женщинами. Когда-то производство представляло настоящий ритуал: глину месили ногами, исполняя народные песни. После лепки фигурки тщательно сушили и украшали узорчатой росписью с национальными мотивами.

Тряпичные и соломенные куклы

Древние куклы, которыми игрались деревенские малыши много веков назад, совершенно непохожи на их пластиковых сестричек, которых предпочитают дети нашего времени. Популярность их на протяжении долгого периода обеспечивалась простотой изготовления. Для создания куклы требовались обрывки ткани и наполнитель, которым часто выступала обычная зола. Если же за выделку бралась мастерица, то её куклу можно было подарить, настолько красиво смотрелась на ней одёжка и украшение.

Почему же древние куклы гладколицые? Что мешало нарисовать глаза, нос, рот? Оказывается, это связано с бытующими поверьями, что куклы только кажутся неживыми. Будь у куклы глаза, она бы высматривала всё, что творится в семействе. Окажись она в посторонних руках, нарисованный рот выболтал бы знающему человеку сокровенные тайны чужого рода. Для своих детей родители делали куклы из лоскутков ношеной одежды: считалось, что так передавалась детям семейная сила (традиционно в ношеную одежду заворачивали и новорожденных). Если же куклу готовили в подарок или на продажу, то на выделку шла покупная ткань. Мистическую силу передавали кукле, если её изначально мастерили в виде оберега от всяческих хворей, недугов и болезней (куклы, которые имеют прозвище «лихоманки» или «лихорадки»).

Искусствоведы выделяют в русской тряпичной кукле несколько видов, обусловленных местными традициями той или иной территории:

  • столбушка или палочковая кукла (столбец, полено, чурка, щепка, лучина);
  • крестушка (крестообразное основание, обмотанное тряпками);
  • узелковая кукла, созданная из тряпок, завязанных узлами;
  • набивная кукла (фигурный мешочек с наполнителем).

На северных землях преобладали палочковые куклы, в южных областях – набивные с большой головой, в центральных районах – набивные куклы, чьи части сшивались. Варианты набивки тоже имели смысловое наполнение. Кукольную голову заполняли счёсом женских волос, шерстью или обрезками меха домашних животных. Иногда в голове древней куклы прячется клубок. Он не только придавал голове нужную шарообразную форму, но как бы подталкивал играющую с куклой девочку к будущему рукоделию. Тело чаще всего заполняли тряпками или золой. Исследователи связывают последнюю с силами огня и духами идолов – каменных баб. Тот же кубок символически – это магический атрибут, с помощью которого богиня Мокошь, прядёт человеческую судьбу. Его же связывают со святой Параскевой Пятницей, которая покровительствует ткачеству и прядению.

Подготовка основы набивной куклы много времени не занимало. В лоскут ткани засыпалась зола. «Голова» получалась перевязкой, затем её смачивали водой. Когда «голова» подсыхала, её обтягивали белой тканью. Туловище-мешочек получали выворотным способом, а после туго набивали золой, подворачивали нижний конец и завязывали по талии ниткой. Если сомневались в прочности ткани, то задействовали второй слой, чтобы зола не высыпалась. А вот многослойное обряжение куклы – это уже кропотливый труд. Но в результате ребёнок получал нарядную белолицую красавицу.

Безликими оставались куклы из кудели и соломы. Соломенные куколки мастерили повсеместно, потому что материал был всегда под рукой и не требовал хитростей в обработке. Достаточно было перегнуть пучки соломы в нужных местах и перевязать нитками. На одёжку соломенной девице шли всё те же лоскутки. Часто в гардеробе соломенных кукол преобладает красный цвет или есть яркая деталь с оттенками красного. Ведь «красное» не только синонимично «красивому», но также несёт защитное (обережное) свойство.

Народные куклы обретают черты лица лишь ближе к концу 19-го столетия, когда окончательное превращается в игрушку – предмет развлечения. Кукле становятся необходимы яркие черты и нарочитая привлекательность. В одежде или лице таких куколок легко угадать их сословие или происхождение: платье и головной убор показывали гордую барыню, зажиточную горожанку или крестьянскую девушку, принарядившуюся для деревенского праздника. Первоначально лицо обрисовывали углём, но потом стали применять стойкие краски, вышивку или те же лоскутки. В зависимости от места производства черты лица могут принимать характерные отличия. Но некоторые мастера даже сейчас оставляют тряпичные или соломенные куклы безликими.

Деревянные игрушки

Резные игрушки проделали вместе с человечеством длинный многовековой путь. На момент создания статьи древнейшей игрушкой считается фигурка, вырезанная из кости мамонта. Её обнаружили на раскопках близ столицы Моравии (часть современной Чехии). Учёные оценили её возраст в 30 000 или даже 35 000 лет. Но это не означает, что игрушки не делали раньше. Просто эти находки у археологов пока впереди. Считают, что игрушки Древней Руси для детей (а не для совершения обрядов) начали делать из дерева в IX веке. Как и глиняные игрушки, часть деревянных поделок была тесно связана со звуками, отгоняющими злых духов: трещотки и те же свистульки. Однако вырезали и фигурки без полостей. Первые письменные упоминания об игрушечных промыслах датируются началом 15-го столетия.

Из числа народных промыслов, относящихся к игрушкам из дерева, наиболее известна Сергиево-Посадская (Загорская) игрушка. Именно в Сергиевом Посаде, начиная с XV века, зародилось мастерство резных игрушек, которые после раскраски привозили на Сергиево-Посадское торжище. Казалось бы, игрушки – дело, сугубо мирское, но даже в Троице-Сергиевой лавре занимались её выделкой из дерева и раскраской, достигая больших высот. Заезжие купцы потом продавали эти деревянные детские игрушки по всей округе, а близость к Первопрестольной тоже сыграла важную роль в распространении промысла. Уже на Московском торгу поделки перекупали богатые жители столицы, представители боярских родов, придворные. Зафиксировано документами, что именно здесь посадские игрушки, где среди прочих были фигурки животных и наборы солдатиков с миниатюрными копиями домов, приобрели для детей Петра Великого. Покупали расписные диковинки и заезжие иностранцы, увозя их потом в Европу.

Мастера старались предложить игрушки на любой кошелёк. Например, у дешёвых кукол одежду рисовали или приклеивали. Куклы подороже одевали в дорогие и прочные костюмы. Вершиной же были нарядные красавицы, чьи платья шили из шёлка, атласа и батиста, отделывая вычурными кружевами. Появилась даже специальность – одевальщица кукол. К началу ХХ века здесь производили около полутора сотен различных кукол в национальных одеждах. Однако фабричное производство, с которым объёмами кустари конкурировать не могли, сильно подкосило промысел, который захирел к началу Первой мировой войны. После революции новая власть не только решила восстановить производство, но и превратило Серигиев Посад (в те годы – Загорск) в своеобразную «игрушечную столицу» России. Здесь размещались Всесоюзный научно-исследовательский институт игрушки, художественно-промышленный техникум игрушки, Музей игрушки и несколько фабрик, которые работали как над возрождением народных промыслов, так и над выпуском современных игрушек.

С посадскими промыслами долгое время конкурировала Богородская игрушка, происходящая из располагавшегося неподалёку селе Богородское. Её зарождение относят к XVII веку. Самобытность её заключается в том, что работу местных мастеров выделяет не окраска (чем славится загорская игрушка), а оригинальный узор дерева и элементы, созданные искусной резьбой. Большую популярность имели подвижные игрушки, из которых самая известная – это «богородские кузнецы», где мужик и медведь поочерёдно бьют молотами по наковальне. Расцвет местного промысла пришёлся на конец XVIII – начало XIX веков.

Не менее знаменита, чем подмосковные промыслы, городецкая игрушка (г. Городец, Нижегородская область). Основой ранних игрушек служила балбешка (часть полена, чурбашек, чурка, болвашек). Обрубок цилиндрической формы раскалывали пополам, получая плоскость спереди и полукруг сзади. На плоскости резьбой создавали контур фигуры и раскрашивали. Сзади балбешку обстругивали, но без шлифовки или окраски. Получались как человеческие фигуры (барыни, няньки, кормилицы), так и подобия животных (коты, петухи и пр.). Наиболее выделялись поделки села Курцево, но не отставали мастера и близлежащих сёл Новинки, Леденцово или Телячье, где собирали знаменитые «колески»-каталки. Тамошним мастерам из поколения в поколение передавали секреты, как без клея и гвоздей соорудить каталку, чтобы её колёсики свободно крутились, но не слетали. Городецкие мастера использовали контурную плоско-выемчатую резьбу геометрического узора, чтобы создать иллюзию объёма. Раскраска применялась лишь для выделения некоторых углублений. Название «Городецкая игрушка» эти поделки получили, когда город Городец стал административным центром округи. В самом Городце знаменитых коней на колёсиках стали вырезать гораздо позднее.

Как всеобщие сказочные сюжеты, послужившие основой для национальных эпосов, переплетаются и мотивы народных промыслов различных территорий России. Например, среди федосеевской игрушки (Нижегородская область) можно отыскать тех же «богородских кузнецов» или фигурки с типично посадской раскраской. А колёсики здесь, возможно, заимствовали от городецких мастеров. Федосеевская топорно-щепная игрушка имеет нарочито грубые очертания, очарование которым придаёт незатейливый растительный орнамент. Эти игрушки получили ласковое прозвище «балясинка» от слова «баляса», обозначающего забаву или шутку.

Говоря о народной деревянной игрушке, невозможно не вспомнить о матрёшке. Кажется, что семейство расписных кукол, находящихся внутри друг дружки, изобретено давно. Но это не так. Хотя выделка разборных игрушек (например, расписных пасхальных яиц с сюрпризом внутри), действительно, уходит вглубь веков, возраст матрёшки не так уж и велик. Её распространению поспособствовали токарные станки, позволяющие точно подгонять очередную куклу к внутреннему пространству предыдущей. Поэтому начало массового производства матрёшки датируют 1890-ми годами. Почему кукла получила именно такое имя? Скорее всего, из-за широких округлых боков. Полных и дородных женщин часто называли «Матрёна» или ласково «Матрёша». Это прозвище перешло и на куклу. Родоначальниками промысла считают мастерскую «Детское воспитание» (г. Москва) и московский Музей кустарных изделий, тоже имевший свои мастерские. Саму деревянную основу выточил токарь Василий Петрович Звёздочкин. Набор состоял из восьми единиц, вложенных друг в друга. Самой большой была девочка с чёрным петухом, в которой прятались ещё пять расписанных под девочку кукол и один мальчик. А неразборной восьмой куклой был спелёнатый младенец. Несмотря на то, что матрёшка получила в 1900 году приз на международной выставке кустарных ремесел в Париже, производство из-за финансовых неурядиц переехало из Москвы в Сергиев Посад. Но переезд как раз и спас матрёшку. Ведь именно в Загорске при СССР промысел расцвёл.

Разборные деревянные куклы из трёх и более элементов стали такой же привычной деталью квартирной обстановки как знаменитые семь слонов. Матрёшки вместе с деревянными грибами и ёлками входили в состав детских наборов счётного материала (кроме того, разборка и сборка деревянных куколок способствует развитию мелкой моторики рук). Семёновская матрёшка известна не менее Сергиево-Посадской. Её раскраска, как считают искусствоведы, ближе по духу к древнерусской росписи. Семёновскую матрёшку отличают и глубокие задумчивые глаза. А вот черты лица за время производства претерпели эволюцию: раньше она была сердитой, но постепенно научилась и улыбаться. Матрёшки выпускали различные советские предприятия (например, Туринская фабрика детской игрушки). Национальные мотивы в росписи заметны на матрёшках Уфы и Сыктывкара. А в Бресте сопрягли свойства двух игрушек, освоив выпуск матрёшек-неваляшек.

Удивительно, что матрёшке немногим больше века, но она успела превратиться в один из самых узнаваемых символов России. Зарубежные туристы стараются прихватить с собой яркую куклу в качестве сувенира. Матрёшечные мастера XXI века удивляют не только росписью, но и вместимостью. В главной матрёшке можно отыскать до 35 её меньших сестёр. Самой вместительной матрёшкой долгое время считалась показанная на выставке «EXPO-70» (г. Осака, Япония), внутри которой находилось более семи десятка фигур (всего 72 позиции). Однако сейчас можно найти сведения, что в фондах Исторического музея хранится стоместная матрёшка. Самый вместительный набор для продажи, куда вошла 51 позиция, изготовили в 2003 году. А самой большой матрёшкой в мире называют тридцатиметровую гигантшу Музея русского творчества в центре китайского города Маньчжурия. Однако она к разборным не относится, а представляет собой корпус здания. Трёхстороння роспись показывает символизированные женские образы русской, монгольской и китайской души.

Читайте также: