Народные игрушки татарского народа

Обновлено: 03.05.2024

Из истории татарского костюма (Татар киеме тарихыннан). Традиционная одежда татар состоит из следующих основных элементов: нижняя и верхняя одежда, головные уборы, обувь и украшения. Издавно эти элементы выступали согласованно, сочетаясь друг с другом по форме и цвету, образуя единый стиль.

ВложениеРазмер
prkzentatsiya_kukol2.ppt 2.03 МБ

Предварительный просмотр:

Подписи к слайдам:

По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Презентация "Кукла в русском национальном костюме"

Презентация для детей подготовительной группы "Кукла в русском национальном костюме".


Куклы в национальных костюмах (татарские, русские костюмы)

Уникальный сувенир - куклы в татарских и русских национальных костюмах.

Презентация "Татарская национальная одежда"
Презентация "Мастер-класс по изготовлению татарского национального костюма для куклы"

Презентация мастер-класса по изготовлению татарского национального костюма для куклы поэтапно показывает, как самому сшить это изделие. Становится понятно, из каких материалов изготовить костюм, как е.

Конспект занятия "Изготовление конусной куклы в татарском национальном костюме"

КОНСПЕКТ РАЗРАБОТАН ДЛЯ ДОШКОЛЬНИКОВ СТАРШЕГО ВОЗРАСТА.ЦЕЛЬ ЗАНЯТИЯ:ЗАКРЕПИТЬ ЗНАНИЯ ДЕТЕЙ О ТАТАРСКОЙ КУЛЬТУРЕ,ФОРМИРОВАТЬ УМЕНИЕ ИЗГОТАВЛИВАТЬ КОНУСНУЮ КУКЛУ ИЗ БУМАГИ.


Дидактическое пособие по поликультурному воспитанию и обучению языкам "Татарская национальная кукла Айсылу"

Игрушка, и, чаще всего, кукла становится активным участником общения на татарском языке на наших занятиях, в режимных моментах, а воспитатель общается с детьми при помощи куклы (персонажа), которая по.

Традиционные татарские куклы

Все дети играют в куклы и игрушки. В России у одних народов игрушки похожи на русские, а вот у других они совсем уникальные. В этом материале мы поговорим про татарские народные куклы, посмотрим на материалы и традиции их изготовления, а также расскажем, какие поверья с ними связаны. И это очень интересно, поскольку татарские куклы изучаются даже этнографами.

Тщательность в деталях

У татарского народа куклы с давних времён были постоянными предметами для детских игр, а также выполняли роль духов-помощников. Они помогали вести домашнее хозяйство. Изготавливались такие куклы из различных материалов. Это могло быть дерево, глина, солома или кожа, но всё же основным материалом изготовления оставались разнообразные ткани. Лица таким куклам вырисовывали или вырезали на дереве, после чего изделия одевали в специально сшитые для них длинные рубахи.

Наряды для кукол шились с особой тщательностью из пёстрого ситца, яркого кумача или белого холста. При этом кукольные наряды полностью повторяли настоящую одежду в покрое и украшениях. Внимание к деталям было очень тщательным, поэтому их проработка была так важна.

Душа куклы

Следует отметить, что лица были не у всех кукол. В большей степени они оставались безликими. Татары считали, что кукла, имеющая лицо, может обрести душу и даже навредить семье. Поэтому относились к ним не легкомысленно, а с должным почтением. Если кукла представляла собой женскую фигуру, то её дополнительно подвязывали поясами и платочками. Ставили такие куклы на окна в доме сразу по несколько штук, в углу на полках, укладывали в корзины, ящики или специальные небольшие домики в подполе, но чаще всего относили на чердак. За такими куклами у татар было принято ухаживать. Им приносили подарки, кормили их и поили.

При этом куклы никогда не выбрасывались. Считалось, что кукла, сделанная собственноручно, содержит маленькую частичку души своего создателя, поэтому поделке всегда уделялись почёт и уважение. Также татарские куклы не получали имён. А ещё невероятно важным считалось настроение, с которым изготавливали кукол. Делать их следовало только с добрыми намерениями и в полном спокойствии.

Традиционные татарские куклы (курчак) изучались и изучаются этнографами и искусствоведами. Благодаря им мы можем открыть нечто ранее неизвестное о жизни и нарядах наших предков. Посетив Государственный объединённый музей Татарстана, где в наше время хранится пусть и небольшая, но весьма интересная коллекция игрушек, можно наглядно оценить искусство и посмотреть на татарские куклы и другие поделки для детей.

Как и в любом другом промысле, основная ценность народной куклы состоит в том, что она сохраняет в своём образе самобытность и характерные, отличительные черты народа, создающего её. Так что эти поделки являются бесценными носителями опыта и традиций народа, веками жившего рядом с русскими. По каждой детали на традиционной татарской игрушке мы можем изучать народный дух этого этноса.

Проект татарская народная кукла

Составила:
Ильичёва Л. А.
Детский сад № 36.

Проект татарская народная кукла

Проект татарская народная кукла

С давних времен татары и русские жили вместе на одной территории.
Торговали, отмечали праздники,
перенимали опыт друг друга.
Тем самым, обуславливается то, что татарские народные игрушки и русские
народные игрушки – очень похожи.

Проект татарская народная кукла

Проект татарская народная кукла

Традиционная татарская кукла делается из древесной щепы, лоскутов и шерстяных ниток. Голова изготавливается из лоскута с набивкой, приматываемого к щепе нитью. Далее щепу обматывают шерстяными нитками разных цветов. Концы ниток не связываются, а скручиваются. Кукле–женщине делают платье в соответствии с требованиями Шариата, которое, как говорится в Коране, «скрывает все, кроме явного». Имен татары и башкиры куклам не дают. Еще для этих игрушек характерно отсутствие нарисованных черт лица, что связано со старинными народными традициями.

Проект татарская народная кукла

Проект татарская народная кукла

Все народные татаро-башкирские куклы делались так, чтобы ребенок мог задействовать свою фантазию и доделать в своем воображении игрушку сам. В русском селе делались похожие куклы-скрутки, они тоже были без лица.


Так почему же у народной куклы нет лица?

Проект татарская народная кукла

Проект татарская народная кукла


. Традиционная тряпичная кукла безлика. Лицо, как правило, не обозначалось, оставалось белым. Кукла без лица считалась предметом неодушевленным, недоступным для вселения в него злых, недобрых сил, а значит, и безвредным для ребенка. Она должна была принести ему благополучие, здоровье, радость. Это было чудо: из нескольких тряпочек, без рук, без ног, без обозначенного лица передавался характер куклы. Кукла была многолика, она могла смеяться и плакать.

Проект татарская народная кукла

Проект татарская народная кукла

Куклы из чурбачков (щепы).В татарских селениях использовался изготовления кукол — на основе деревянных чурбачков. Как и в случае с куклами-скрутками, изготовление их просто и позволяет создавать как куклы разных размеров, так и разные образы. Попробуем сделать куклу-невесту .Но по такому же принципу можно создать самых разных персонажей — как действующих лиц фольклорной традиции (например, свадебного обряда), так и более современные образы.

Проект татарская народная кукла

Проект татарская народная кукла

Подготовка чурбачка. Чурбачок изготавливается из липы, высушивается, края ровно обрезаются.
Голова для куклы:
- берем чулок или носок,
- чулок набиваем ватой или обрезками ткани,
- натягиваем чулок на чурбачок
- сверху надеваем белый платок,
- завязываем нитками.

3) Изготавливаем руки:
- берем лоскут материи прямоугольной формы,
- сворачиваем в трубочку по длине,
- концы с двух сторон завязываем тесьмой

Проект татарская народная кукла

Проект татарская народная кукла

Проект татарская народная кукла

Проект татарская народная кукла

Проект татарская народная кукла

Проект татарская народная кукла

Проект татарская народная кукла

Проект татарская народная кукла

Проект татарская народная кукла

Проект татарская народная кукла

4) Делаем платье:
- берем лоскут по ширине чурбачка,
- сворачиваем пополам,
- вырезаем отверстия для рук,
- вставляем руки,
- надеваем сверху на чурбачок,
- подвязываем ниткой.

Проект татарская народная кукла

Проект татарская народная кукла

5) Делаем косы:
- волосы изготавливаем из шерстяных ниток или чулков ,
- заплетаем косы,
- привязываем к голове.
6) На голову надеваем платок или калфак.

Проект татарская народная кукла

Проект татарская народная кукла

Проект татарская народная кукла

Проект татарская народная кукла

Проект татарская народная кукла

Проект татарская народная кукла

Проект татарская народная кукла

Проект татарская народная кукла

Проект татарская народная кукла

Проект татарская народная кукла

Проект татарская народная кукла

Проект татарская народная кукла

Кукла-скрутка
Кукла-скрутка – это оберег настолько древний, что сейчас никто не в силах сказать, кто и где впервые скрутил тряпичную куклу. Древние образцы таких кукол найдены в Египте – в захоронениях в современниках пирамид. История же России не представляется без этих маленьких чудесных созданий: в каждой русской семье умели крутить не менее 30 разновидностей кукол, и были они игровыми, обрядовыми, обережными. Самые первые куклы делали из золы. Такая кукла называется «Баба» и была оберегом дома и очага.

Детская игровая кукла называлась «Степенгунока». Делалась она из стриженой травы.
Для изготовления куклы-скрутки нужно иметь лишь несколько лоскутков, кусочки тесьмы и нитки. Для их изготовления

Проект татарская народная кукла

Проект татарская народная кукла

Традиционная татарская кукла переживает подлинное возрождение. Рукотворная лоскутная фигурка выполняет теперь новую коммуникативную функцию. Она стала живым средством общения и приобщения к народному культурному опыту
Кукла – это знак человека, его игровой образ-символ. В этой роли она фокусирует время, историю культуры, историю страны и народа, отражая их движение и развитие. К этому благодатному источнику духовности и обращаются те, кто изучает народную культуру, кто стремится донести до потомков драгоценные ее крупицы.

Проект татарская народная кукла

Проект татарская народная кукла


Куклы не только игрушки, но и близкие друзья. В играх с куклами дети учатся общаться, фантазировать, творить, проявлять милосердие, тренируют память. Но главное в этих играх – эмоциональный контакт с куклой. Дети не просто привыкают к куклам – они привязываются к ним, как к живым существам и болезненно расстаются с ними.
Кукла не рождается сама: ее создает человек. Она обретает жизнь при помощи воображения и воли своего создателя. Являясь частью культуры всего человечества, кукла сохраняет в своем образе самобытность и характерные черты создающего ее народа. В этом главная ценность традиционной татарской народной куклы.


Татарские народные игры

В нашей республике издавна в согласии проживают разные народы. У каждого из них своя история, культура, свои национальные обряды традиции. Многие из обрядов, ранее сопровождавшие важные моменты жизни людей семейные, календарные уже не известны современному поколению, узнающему о них из книг, фильмов, рассказов бабушек. Чтобы все это окончательно не ушло в забвение, мы взрослые должны приобщать детей с малых лет к своим истокам. Исходя из этого был разработан национальный региональный компонент. НРК - составная часть учебных планов и программ, претворяемая в жизнь через формы и методы учебно-воспитательного процесса, основанные на особенностях истории, языка, традиций, обычаев, системы образования и воспитания, быта того или иного народа.

Татарские народные игры «Продаем горшки» ( Чулмэк уены). Играющие разделяются на две группы. Дети­ горшки, встав на колени или усевшись образуют круг. За каждым горшком стоит игрок – хозяин горшка, руки у него за спиной. Водящий стоит за кругом. Водящий подходит к одному из хозяев горшка и начинает разговор: ­Эй, дружок, продай горшки! ­Покупай. ­Сколько дать тебе рублей? ­Три отдай. Водящий три раза (или столько, сколько согласился продать горшок его хозяин, но не более трех рублей) касается рукой хозяина горшка, и они начинают бег по кругу (круг обегают три раза). Кто быстрее добежит до свободного места в кругу, тот занимает это место, а отставший становится водящим. Правила игры: бегать разрешается только по кругу, не пересекая его. Бегущие не имеют права задевать других игроков. «Хлопушки» (Абакле). На противоположных сторонах комнаты отмечаются двумя параллельными линиями два города. Все дети выстраиваются у одного из городов в одну шеренгу: левая рука на поясе, правая рука вытянута вперед ладонью вверх. Выбирается водящий. Он подходит к стоящим у города и произносит слова: Хлоп да хлоп – сигнал такой: Я бегу, а ты за мной! С этими словами водящий хлопает легко кого­нибудь по ладони. Водящий и запятнанный бегут к противоположному городу. Кто быстрее добежит, тот остается в новом городе, а отставший становится водящим. «Займи место» (Буш урын). Одного из участников игры выбирают водящим, а остальные играющие, образуя круг, ходят взявшись за руки. Водящий идет за кругом в противоположную сторону и говорит: Как сороку стрекочу, Никого в дом не пущу. Как гусыня гогочу, Тебя хлопну по плечу­ Беги! Сказав беги, водящий слегка ударяет по спине одного из игроков, круг останавливается, а тот, кого ударили, устремляется со своего место по кругу на встречу водящему. Обежавший круг раньше занимает свободное место, а отставший становится водящим. Дидактические игры: «Выложи узор». Дидактическая задача: закреплять умение различать татарские народные орнаменты. Упражнять в составлении узоров. Активизировать в речи детей названия мотивов орнамента. Игровая задача: украсить предметы быта (полотенце, салфетку, посуду), обувь (сапоги, туфли) и одежду(фартук, платье, сарафан, головной убор). Игровые действия: дети украшают узорами любой предмет. Правила игры: внимательно рассматривать узоры. Игровой материал: плоскостное изображение на картоне различных предметов и узоров народных татарских орнаментов (полотенце, платок, платье, сарафан, сапоги, туфли, салфетка, скатерть и др). «Наряд для богатыря». Правила игры: внимательно всматриваться в предметы татарской народной одежды. Недостающие детали и предметы одежды создавать самостоятельно. Игровая задача: нарядить богатыря. Игровой материал: картонные куклы богатырей, предметы одежды из бумаги. «Наряд для куклы». Дидактическая задача: упражнять детей в определении предметов и частей одежды. Побуждать к творчеству, вызывая желание самостоятельно придумывать костюмы. Воспитывать интерес к народной культуре. Игровая задача: нарядить куклу. Игровые действия: дети наряжают куклу, используя готовые предметы одежды или создавая их самостоятельно. На занятиях татарского языка используются много различных игр. При помощи народных игр мы хотим познакомить детей с культурой, традициями татарского народа. Работая с детьми надо помнить, что впечатления детства глубоки и неизгладимы в памяти человека. Они образуют фундамент для развития его нравственных чувств, сознания и дальнейшего проявления их в общественно­полезной и творческой деятельности. Играйте с детьми в народные игры! В нашей республике издавна в согласии проживают разные народы. У каждого из них своя история, культура, свои национальные обряды традиции. Многие из обрядов, ранее сопровождавшие важные моменты жизни людей семейные, календарные уже не известны современному поколению, узнающему о них из книг, фильмов, рассказов бабушек. Чтобы все это окончательно не ушло в забвение, мы взрослые должны приобщать детей с малых лет к своим истокам. Исходя из этого был разработан национальный региональный компонент. НРК ­ составная часть учебных планов и программ, претворяемая в жизнь через формы и методы учебно­воспитательного процесса, основанные на особенностях истории, языка, традиций, обычаев, системы образования и воспитания, быта того или иного народа. Нельзя учитывать, что внедрение НРК происходят почти везде в условиях двуязычия. И это правильно, потому что дети, которые знают своих предков будут воспитаны всестороннеразвитой личностью, толерантны, знающее и любящее свой родной край, уважающие коренной народ, его культуру и традиции. В системе внедрение НРК дошкольного учреждения прочное место занимают народные праздники, развлечения. Праздничная культура имеет свою специфику, несет в себе колорит народа. Недаром народные праздники называют кладезей национальной культуры. А какой праздник может обходиться без народных игр? Многие народные игры существуют с незапамятных времен и передаются из поколения в поколение. История народных игр органически связана с историей народа, его трудовой деятельностью, бытом, обычаями, традициями. Классификацию всех видов народных игр предлагает И. А. Панкеев автор книги «Русские народные игры». Большинство народные игры требует от детей быстроты, ловкости, сноровки, двигательных умений. Воспитывает в них смелость, коллективизм, честность. Развивает выносливость. Широко использование народных игр: подвижные, хороводные, словесные все это делает праздники эмоционально ярким, запоминающимся событием в жизни ребенка. Активное участие в развлечения обогащает детей новыми впечатлениями, дает возможность приобрести двигательные навыки и умения. Интересное содержание, юмор, музыкальное оформление способствует активизации двигательной деятельности. При организации этих праздников важно учитывать климатические условия, особенности сезона и природные факторы. Положительные результаты могут быть достигнуты при условии тесного сотрудничества коллектива дошкольного учреждения и семьи. О программе проведения предстоящего мероприятия дети и родители извещаются заранее, с тем, чтобы они тоже могли активно включиться в их подготовку. Народные праздники в детском саду являются эффективной формой активного отдыха детей. В течение учебного года в нашем детском саду проводится много праздников. Это национальные праздники: «Сумбелэ», «Науруз», «Масленица», «Карга боткасы», «Сабантуй». Развлечения: «День рождения Г. Тукая», «Зимняя забава», «День Нептуна», «Папа, мама, я ­ спортивная семья». Помимо этого наши воспитатели придумывают новые развлечения. Например: «День шляпы», «День сказок». Те, кто живет в Татарстане, рано узнают о празднике Сабантуй. Веселый праздник оставляет яркие впечатления у детей. В нашем детском саду праздник Сабантуй проходит весело и ярко. На праздник приходят национальные герои Шурале, Батыр, Су анасы (Водяная). Они развлекают наших детей. Кульминационный момент в конце праздника Батыру дарим игрушечного барана. Особое место в этом празднике конечно занимают народные подвижные игры, без них не обходиться даже самый скромный народный праздник. Это народные игры: «Скачки», «Бег в мешках», «Попади в горшок», «Бег с коромыслами», «Бег ложкой с яйцом», «Кураш», «Бой с подушками», «Перетягивание канатом» и. д. И что удивительное игры «Бой с подушками», «Бег в мешках» это не только татарские народные игры, а также являются марийскими народными играми. Очень красочно в детском саду проходит праздник «Масленица» с играмизабавами и обязательно с угощением. В народных играх много юмора, шуток, соревновательного задора; движения точны и образны, часто сопровождаются неожиданными веселыми моментами, заманчивыми и любимыми детьми считалками, жеребьевками, потешками. Они сохраняют свою художественную прелесть, эстетическое значение и составляют ценнейший, неповторимый игровой фольклор. Двигательные упражнения в народных подвижных играх выполняются в необычных условиях и часто включают элемент соревнования (пробежать, держа в руке ложку с положенным в нее яйцо, и нечего не уронить; бежать в мешке; выполнить движения с завязанными глазами; «напоить лошадку» и т. д.) Такие задания выполняют троечетверо ребят, основная масса детей является зрителями. Все эти народные игры распределены по возрастам в программе (региональный компонент), который является приложением к федеральной программе «Воспитание и обучение в детском саду»(под редакцией М. А. Васильевой новое 4­е издание М. :Мозаика­ Синтез, 2006). Это приложение составлена с учетом национальных и региональных особенностей Республики Татарстан (авторы К. В. Закирова, Р. А. Борханова, Г. А. Галиева и т. д ­Казань. Издательство «Магариф». 2009) и рекомендуется Министерством образования и науки РТ для дошкольных образовательных учреждений Республики Татарстан. При любой форме организации праздника для дошкольников необходимо помнить следующие: ­ недопустимо перерастание детского праздника в развлекательное зрелище для взрослых. ­ недопустимо отбор участников детей, если только не противопоказано здоровью ребенка. ­ при подготовке к празднику важно поддерживать живой интерес детей к мероприятию (беседы, подготовка детских костюмов, атрибутов, сувениров) ­ необходимо рационально распределение физической нагрузки в разные виды деятельности (с учетом уровня развития и физической подготовленности) При планировании и подготовке праздника необходимо: ­ обозначить задачи праздника, дату, время, место его поведения. ­ подготовить показательные выступления: стихи, песни, музыкальные хороводные игры. ­ выделить ответственных за подготовку проведения праздника. ­ определить количество участников каждой возрастной группы, а также приглашенных гостей. ­ обозначить порядок проведения соревнований, игр, состязаний. Успешность праздника во многом зависит от того, насколько подробно и четко спланирована его программа. Успехов вам в работе! Литература 1. Бабынина Т. Ф Традиции национальных культур. ­ Казань: РИЦ «Школа», 2003. 2. Богомолова М. И. ,Шарафутдинов З. Т. Дошкольникам о Татарстане сред. воз. ­ Набережные ЧелныАльметьевск, 1993. 3. Тимофеева Е. А. Подвижные игры ­ М. : Просвещение, 1986.

Обращаем Ваше внимание, что в соответствии с Федеральным законом N 273-ФЗ «Об образовании в Российской Федерации» в организациях, осуществляющих образовательную деятельность, организовывается обучение и воспитание обучающихся с ОВЗ как совместно с другими обучающимися, так и в отдельных классах или группах.


Курс повышения квалификации

Педагогические основы деятельности учителя общеобразовательного учреждения в условиях ФГОС


Курс профессиональной переподготовки

Методика организации образовательного процесса в начальном общем образовании

  • Сейчас обучается 2192 человека из 85 регионов


Курс повышения квалификации

Основы общей и педагогической психологии в деятельности педагога образовательного учреждения

«Ребенок с ОВЗ в семье и школе. Как выстроить единую систему поддержки»

Рабочие листы и материалы для учителей и воспитателей

Более 2 500 дидактических материалов для школьного и домашнего обучения

Описание презентации по отдельным слайдам:

Муниципальное бюджетное общеобразовательное учреждение
«Средняя общеобразовательная школа № 9»
г. Нефтеюганск
2017 г.
Тема проектно-исследовательской деятельности:
Татарская национальная кукла

Чем дальше в будущее входим,
Тем больше прошлым дорожим.
И в прошлом красоту находим,
Хоть новому принадлежим.

Национальная одежда - это книга, из которой можно много узнать о традициях и обычаях своего народа. Праздники в жизни татар либо завершали какой-то период, либо предшествовали следующему важному этапу.

Однажды, когда я была в гостях у бабушки (нанейки) в Татарии, мне попалась в руки безликая кукла. Мне бабушка рассказала очень много интересного….Выбранная тема показалась мне интересной потому, что кукла – самая древняя и наиболее популярная игрушка. Она обязательный спутник детских игр и самое доступное детям произведение искусства. В наше время на прилавках магазинов можно увидеть много красивых игрушек. Но они сделаны на фабрике и не несут тепла души их создателей. Поэтому я считаю, что в 21 веке дети вновь должны видеть не только игрушки изготовленные машинами, но и своими руками.
Я решила изучить эту тему, чтобы выяснить, историю национальной куклы.Было также интересно узнать технологию изготовления национальной куклы.
Поэтому предметом моего исследования стали татарские национальные куклы.

Гипотеза
Предположим, что если изучить национальную куклу, то можно узнать о быте, традиции, культуре татарского народа. Не мало семей где чтут и берегут память о прошлом и с поколения в поколение передают свои знания и опыт, традиции и обычаи родного края.
На традиционную народную куклу не влияет время, и она по-прежнему находит свой путь к сердцам детей.

Цель проекта доказать, что через создание игрушки можно узнать о традиции, быте татарского народа.

Задачи проекта
1.Познакомиться с историей возникновения народной куклы.
2.Изучить виды кукол.
3.Изучить технологию изготовления народных кукол.
4.Провести мастер-класс по изготовлению куклы.
5.Приготовить презентацию.

Актуальность проекта
Выбранная тема показалась мне интересной потому, что кукла – самая древняя и наиболее популярная игрушка. Она обязательный спутник детских игр и самое доступное детям произведение искусства. В наше время на прилавках магазинов можно увидеть много красивых игрушек. Но они сделаны на фабрике и не несут тепла души их создателей. Поэтому мы считаем, что в 21 веке дети вновь должны видеть не только игрушки изготовленные машинами, но и своими руками.

Считалось, что куклы, сделанные своими руками из подручных материалов, обладают магическими свойствами. Наши предки верили, что куклы способны отгонять злых духов и приносить счастье в дом. Наверное, поэтому эти куколки, довольно часто носились как талисманы.

Введение
С давних времен татары и русские жили вместе на одной территории. Торговали, отмечали праздники. Поэтому татарские и русские народные игрушки – очень похожи. Кукле–женщине делают платье в соответствии с требованиями Шариата, которое, как говорится в Коране, «скрывает всё, кроме явного». Имен татары куклам не дают. Еще для этих игрушек характерно отсутствие нарисованных черт лица, что связано со старинными народными традициями.

История татарской куклы
Работая над проектом, мы узнали историю возникновения народной игрушки. Искусство это очень древнее. Об этом свидетельствуют образы и технология изготовления тряпичной куклы: кукла не шилась, а сворачивалась из цельного куска материи. Мы узнали, что куклы были обереговые и игровые. С давних времен татары и русские жили вместе на одной территории. Торговали, отмечали праздники, перенимали опыт друг друга. Поэтому татарские народные игрушки похожи на русские.
Татарские женщины создавали кукол для своих детей и передавали их из поколения в поколение.
Во многих семьях татары держали кукол, которые были духами-помощниками, хранителями семейного счастья.

Виды кукол
Куклы-скрутки
Такие куклы делаются легко - путем скручивания и завязывания узелков ткани, при необходимости используются шерстяные нитки.

Куклы из чурбачков (щепы)
В татарских селениях использовался другой способ изготовления кукол — на основе деревянных чурбачков.

Татарские народные костюмы

Результаты социологического опроса среди сверстниц

В результате опроса я поняла, что мои сверстницы в настоящее время не очень любят игрушки сделанные своими руками. Но так же, согласно данных опроса, мне стало понятно, что самодельные игрушки есть у наименьшего количества опрошенных. Наибольшее количество опрошенных любят мягкие игрушки и куклы. Самодельная кукла в своём роде может совместить в себе две эти востребованные категории.
Я думаю, что если бы они сами сделали своими руками куклы, в которые вложили бы свои старания и душу, то они стали бы для них настоящей любимой игрушкой.
Несмотря на то, что по всему миру хорошо налажено промышленное производство игрушек, с каждым днём растёт интерес к куклам ручной работы. Это подтверждает выдвинутую мною гипотезу: на традиционную народную куклу не влияет время, и она по-прежнему находит свой путь к сердцам детей. Куклы из прошлого будут актуальны всегда.
Кукла может рассказать о традициях и культуре нашего народа. Традиционные народные куклы напоминают нам о нашей богатой истории, связывают нас с нашими предками. Недаром говорят: «Только та страна, в которой люди помнят о своём прошлом, достойна будущего».
Результатом моего исследования стали куклы - сделанные своими руками.

Кукла - просто загляденье,
Взрослым всем на удивленье.
Коль хотите научиться
Эту куклу мастерить,
Вам придётся не лениться
И старанье приложить!

Мастер-класс по изготовлению татарской народной безликой куклы из щепы (чурбачка)

1. Подготовка чурбачка
Чурбачок изготавливается из липы,
высушивается, края ровно
обрезаются.

2.Голова для куклы.
берем чулок или носок
чулок набиваем ватой или обрезками ткани
натягиваем чулок на чурбачок
сверху надеваем белый платок
завязываем нитками

3. Изготавливаем руки
- берем лоскут материи прямоугольной формы,
- сворачиваем в трубочку по длине,
- концы с двух сторон завязываем тесьмой.

4. Делаем рубаху
- берем лоскут по ширине
чурбачка,
- сворачиваем пополам,
- вырезаем отверстия для рук,
- вставляем руки,
- надеваем сверху на чурбачок,
- подвязываем ниткой.

5. Делаем юбку
- берем большой лоскут материи трапециевидной формы,
- вставляем резинку,
-надеваем на чурбачок
снизу.

6. Изготавливаем камзол
берем однотонный лоскут материи,
размером меньше размера рубахи,
делаем прорези для рук,
украшаем края
декоративной тесьмой,
надеваем поверх рубахи.

7. Делаем косы
- волосы изготавливаем из
шерстяных ниток,
- привязываем к голове,
- заплетаем косы.

Кукла готова!
На голову надеваем платок или калфак.
Поверх юбки можно надеть фартук.

Традиционная татарская кукла переживает подлинное возрождение. Рукотворная лоскутная фигурка выполняет теперь новую коммуникативную функцию. Она стала живым средством общения и приобщения к народному культурному опыту.
Действительно, изучая историю создания куклы, я много узнала о быте, традиции татарского народа.

Кукла не рождается сама: ее создает человек. Она обретает жизнь при помощи воображения и воли своего создателя. Являясь частью культуры всего человечества, кукла сохраняет в своем образе самобытность и характерные черты создающего ее народа. В этом главная ценность традиционной татарской народной куклы.

Спасибо за внимание!

Краткое описание документа:

Кукла – самая древняя и наиболее популярная игрушка. Она обязательный спутник детских игр и самое доступное детям произведение искусства. В наше время на прилавках магазинов можно увидеть много красивых игрушек. Но они сделаны на фабрике и не несут тепла души их создателей. Поэтому, в 21 веке дети вновь должны видеть не только игрушки изготовленные машинами, но и своими руками.

Если изучить национальную куклу, то можно узнать о быте, традиции, культуре татарского народа. Не мало семей где чтут и берегут память о прошлом и с поколения в поколение передают свои знания и опыт, традиции и обычаи родного края.

На традиционную народную куклу не влияет время, и она по-прежнему находит свой путь к сердцам детей.

  • подготовка к ЕГЭ/ОГЭ и ВПР
  • по всем предметам 1-11 классов

Рабочие листы и материалы для учителей и воспитателей

Более 2 500 дидактических материалов для школьного и домашнего обучения

Читайте также: