Народные музыкальные игрушки и инструменты

Обновлено: 17.05.2024

Полноценное психическое здоровье каждого ребенка невозможно представить себе без игрушек и разнообразных развлечений. Но на самом деле – игра, это не просто веселое времяпрепровождение малышей, а основное средство для познания мира и развития ребенка. Именно игровой процесс формирует и развивает творческие способности детей, учит его выражать свои чувства, познавать самого себя и т. д. В этом смысле очень полезны детские игрушки музыкальной направленности.

Музыка нужна малышам не только для формирования его эмоционального воспитания, но и для развития слухового аппарата и творческого мышления.

Музыка, и в частности музыкальные игрушки, позволяют детям учиться чувствовать разницу между тембром, высотой звука, его тональностью и т. д. Родители могут вместе со своим чадом слушать классические музыкальные произведения, танцевать зажигательные танцы или даже устроить настоящий концерт с помощью детских инструментов.

Музыкальные инструменты для детей с самого юного возраста позволяют формировать их слуховой аппарат, тренировать двигательные навыки и даже развивать образное мышление. Действительно, как это ни странно, но развитие мозга ребенка нераздельно связано с музыкой и ее восприятием, ведь именно чувство ритма и формируют музыкальные инструменты.

У маленьких детей, как правило, внимание неустойчивое, поэтому он любит заниматься только тем, что ему особенно интересно. Поэтому на занятиях музыке многие преподаватели совмещают разные принципы обучения, добавляя в учебный процесс музыкальные игры, танцы под зажигательные композиции и т. д. Кроме того, постоянное привлечение музыкального игрового материала позволяет делать занятия более эффективными, ведь дети намного лучше учатся играя, да и информация так запоминается гораздо быстрее.

Музыкальные инструменты для детей – всегда чудесные, необыкновенно притягательные предметы, дети очень хотят и любят играть на них, так как с помощью музыкальных инструментов они осуществляют свою вдохновенную деятельность.

Аристотель писал: «Музыка – необходимый душевный атрибут человеческого существования».

Любой народный музыкальный инструмент – это часть истории этноса. Они способны раскрыть специфику нравов и обычаев, поведать многое о культуре своего народа. Например, русские народные инструменты обнаруживают богатство русской души, ее яркий творческий нрав. Подтверждение тому – мелодичный характер русской музыки, ее многоголосие.

Русские народные музыкальные инструменты подразделяются на 3 группы: струнные (те, у которых есть струны, духовые (инструменты, звук на которых извлекался при помощи выдувания) и ударные (на них звук извлекался при помощи удара).

К струнным инструментам относятся балалайка, гусли и домбра.

Часто использовали древние люди и духовые инструменты. К ним относили рожок, жалейку, свирель, кувиклы.

Самыми популярными на Руси были ударные инструменты. Наибольшей популярностью среди них пользовались ложки, трещотки, бубен, бубенцы.

Консультация для родителей «Русские народные музыкальные инструменты»

На фото – народные инструменты славян

В настоящее время в моде другие, более современные музыкальные инструменты, с электронной начинкой и множеством функций. Но хочется верить, что интерес к народным инструментам не угаснет со временем. Ведь их звучание самобытно и неповторимо.

Музыкально – дидактические игры

Речевое упражнение «Оркестр»

Главное в этом задании – стимулировать словотворчество детей, их желание экспериментировать со словами, развивать языковое чутье.

Как называется музыкант, который играет на данном инструменте.

Задания для игры:

• На гитаре играет гитарист, а на домре играет кто… (домрист,

• а на баяне —? (баянист).

• А на гармони играет кто… (Гармонист).

• А на ложках играет кто? … (Ложкарь).

• На флейте —? … (флейтист)

• А как называют музыканта, который играет на гуслях? (гусляр)

• А кто играет на балалайке? (балалаечник)

• На барабане играет…? (барабанщик,

• А на жалейке… (жалейщик).

• А на свирели —? (свирельщик)

«Определи инструмент» Для развития тембрового слуха

Игровой материал: 2 трещотки, 4 ложки, 2 колокольчика, 2 бубна.

Ход игры: Двое детей сидят спиной друг к другу, перед ними лежат одинаковые инструменты. Один исполняет на любом инструменте ритмический рисунок, другой повторяет его на таком же.

«Музыкальные загадки».

Игровой материал: металлофон, бубенчики, треугольник, бубен, трещотки, ложки.

Ход игры: дети сидят перед ширмой, за которой находятся музыкальные инструменты и ведущий. Ведущий проигрывает мелодию. Дети отгадывают, что за инструмент звучит. За правильный ответ ребёнок получает фишку. Выигрывает тот, у кого больше фишек.

«Беги к инструменту русского народного оркестра».

В разных местах зала лежат музыкальные инструменты. Под музыку дети гуляют по залу. Когда петрушка говорит: «Раз, два, три, девочки, к трещотке бегите!» - девочки бегут к названному инструменту, а мальчики остаются на местах.

Задания можно усложнить, например, к скрипке беги! (Бежать нельзя, т. к. скрипка не является инструментом русского оркестра).

«Музыканты»

По кругу на полу лежат музыкальные инструменты, но их на один меньше, чем играющих. Под музыку дети бегут по кругу. Музыка внезапно обрывается, дети должны взять любой инструмент. Игра продолжается, пока не останется один победитель. Петрушка играет с детьми.

«Загадки»

Угадать, о каком инструменте идет речь.

Колокольчики на нем,

По нему мы громко бьем,

С ним играть сейчас мы будем,

Дайте в руки звонкий…. (бубен)

Очень весело и четко

Затрещит сейчас…. (трещотка)

Если скучно нам немножко.

То возьмем мы в руки…. (ложки)

Звон летит во все концы.

То играют…. (бубенцы)

Очень весело и поет,

Если дунете в нее,

Не палочка, не трубочка.

А что же это?. (дудочка)

В озорные три струны

Все в России влюблены…. (балалайка)

А звучат, как будто ложки,

Ну-ка, дайте мне ответы,

Что же это…. (кастаньеты)

Сам Садко на них играл,

И душевно напевал,

Перебрал он много струн,

Вышел из моря Нептун! …. (гусли)

Фотоотчёт «Музыкальные инструменты своими руками и руками родителей»

Фотоотчёт «Музыкальные инструменты своими руками и руками родителей» МУЗЫКАЛЬНЫЕ ИНСТРУМЕНТЫ СВОИМИ РУКАМИ И РУКАМИ РОДИТЕЛЕЙ Родители принимают активное участие в жизни нашего детского сада. Во время.

Консультация для родителей «Малыши и музыкальные инструменты»

Консультация для родителей «Малыши и музыкальные инструменты» Для детей раннего возраста очень важно. какие предметы, направленные на музыкальное развитие находятся рядом. Все они должны быть наполнены.

«Музыкальные инструменты своими руками». Консультация для родителей

«Музыкальные инструменты своими руками». Консультация для родителей Расширению представлений ребёнка об окружающем, развитию фантазии, наблюдательности способствует совместное творчество с использованием.

Консультация для родителей «Русские народные подвижные игры» Народные подвижные игры являются традиционным средством педагогики. Испокон веков в них ярко отражался образ жизни людей, их быт, труд,.

Консультация для родителей «Самодельные инструменты — это интересно. Как изготовить дома самодельные шумовые инструменты»

Консультация для родителей «Самодельные инструменты — это интересно. Как изготовить дома самодельные шумовые инструменты» Музыкальное воспитание детей нужно начинать с познания элементарной музыкальной импровизации, доступной каждому человеку. Чтобы импровизировать.

Консультация для воспитателей «Русские народные праздники. Новый год. Рождество» Русский народ не должен забывать свою историю, культурное прошлое, традиции, праздники. Поэтому родная культура должна стать частью души.

Лэпбук «Музыкальные инструменты»

Лэпбук «Музыкальные инструменты» Наверное, все педагоги уже знают, что такое Лэпбук (Lapbook - наколенная книга) и успешно используют его в своей работе. Ведь это пособие.

Лэпбук «Музыкальные инструменты»

Лэпбук «Музыкальные инструменты» Музыкальные инструменты для детей - всегда чудесные, необыкновенно притягательные предметы, дети очень хотят на них играть. Музыкальный.

Лэпбук «Русские народные инструменты»

Лэпбук «Русские народные инструменты» Хочу предложить вашему вниманию лэпбук "Русские народные инструменты" Цель моей работы: Закрепить знания детей по теме "Русские народные.

Мини-музей «Русские народные музыкальные инструменты»

Мини-музей «Русские народные музыкальные инструменты» Мини - музей "Русские народные музыкальные инструменты" (проектная деятельность, как основной метод развития музейной педагогики в ДОУ).

Народные музыкальные инструменты

Шуметь, стучать, бренчать — одна из любимых детских забав. Производителям игрушек это известно, поэтому поток погремушек, колотушек и свистулек не иссякнет никогда. Знатоки предлагают шуметь не только громче, но и гармоничнее


Сама жизнь

Когда-то человек захотел воспроизвести звуки природы. И для этого стал использовать то, что было под рукой. Ложка о ложку стучала в ритме задорной плясовой, трещотки веселили детвору, бубенцы с конной упряжи звенели в такт хлопушкам — деревянным пластинам, быстро смыкающимся между собой и издающим хлопающий звук.

В средние века на Руси музыкальные инструменты оказались в опале — их сжигали, считая бесовским наваждением. Жившие в подполье дудки и гусли, жалейки и рубели, свирели и колотушки выдержали испытание временем и теперь занимают достойное место ветеранов русского фольклора. Они интересны людям разных поколений. Причиной тому — подлинность народного искусства, а подлинное близко и ребёнку, и взрослому. У этого искусства и русской души одни истоки. К тому же, это искусство связано с природной средой, оно выросло из корней берёзы, клёна, бука, чёрного и красного дерева. Дети играют на самых разных деревянных инструментах, все они сделаны в нашей мастерской.

_MG_0866.jpg

В ложки бей

Как обычная деревянная ложка превратилась в музыкальный инструмент? Сначала ложкой просто стучали по столу в ожидании обеда, потом кто-то услышал в этом новый музыкальный звук, другой его подхватил и пошло-поехало. Ложкари стали центром внимания во время народных гуляний.

Ложка липовая или кленовая, простая или расписная, оказалась источником истинно народного звука, зачинателем этой культуры.

Не каждая ложка, что к обеду, имеет музыкальные способности. Для шумового оркестра, к примеру, подготовительной детсадовской группы, подходят прочные, утолщённые, с большей звучностью. Украсить цокающий перестук может звон бубенчиков, которые навешивают внутри черпака. Различаются инструменты только породой древесины и росписью — дети лучше воспринимают простой, понятный рисунок, скажем, из Городецкой или Хохломской росписи.

_MG_0757.jpg

Русские народные деревянные музыкальные инструменты придумала сама жизнь. Трещали и стучали сначала по домам, потом в гостях, позже — в самодеятельных ансамблях и профессиональных оркестрах.

В «шумовом» семействе, кроме ложек, живут трещотки, колотушки, хлопушки и, конечно, погремушки. А вот деревянная расписная коробочка, изготовленная из кленового бруска. Ударяя по ней барабанными и деревянными палочками, можно услышать стук копыт скачущих лошадей или пони.

Про бубенчики и колокольчики отдельная история, потому что звук они издают волшебный, а какая детская история без сказки? Вот едет Дед Мороз в своей ледяной повозке, а бубенцы под дугой встряхиваются и звенят, издавая гамму серебристых звуков. «Однозвучно звенит колокольчик…» — не совсем справедливые слова, потому что колокольчики и бубенцы, при всей их простоте, могут звенеть по-разному: чисто, ярко, звонко, тускло, в зависимости от расположения духа исполнителя.

Деревянный ксилофон из древесины ели — классика детского музыкального творчества. Благодаря пятнадцати пластинам в диапазоне от «ля» второй октавы до «ля» четвёртой, можно услышать летний дождик, весеннюю капель, перестук дятла, порхание бабочки…

_MG_0756.jpg

Пусть меня научат

Вот, скажем, ложки. Простые, да не совсем, потому что освоение игры на них требует труда и терпения. Для начала придётся освоить хватку: обычно две ложки закладываются между пальцами левой руки, третья берётся в правую. Первые две служат двойной «наковальней», по которой бьют третьей ложкой. Причём бьют скользящим ударом с одной чашечки на другую, тут же ещё раз прихлопывая ими при помощи пальцев левой руки. В начале ритмический рисунок разучивают медленно, затем темп убыстряется и получается большое звонкое многозвучие. Мастера-виртуозы ловко и разнообразно чередуют удары правой руки о левую, левой о колено или плечо в сочетании с ударами по ложкам. Дети тоже способны демонстрировать залихватское исполнение, важно заинтересовать их и научить.

Чаще всего у ребёнка срабатывает так называемая историческая память — подержит малыш в руке погремушку с бубенцами или расписную трещотку и уже сам воспроизводит народный наигрыш. Дети чувствуют настоящее, подсознательно ищут встречи с истинным искусством.

Польза народной музыкальной игрушки как развивающего элемента для маленького человека очевидна: игра на ложках, ксилофонах и прочих инструментах, развивает мелкую моторику, слух, ритм, обогащает культурно. И не столько важна техника, сколько воздействие на духовный мир ребёнка русской народной музыки в исполнении самобытных деревянных инструментов.

Александр Серебров,
мастер по изготовлению шумовых и духовых
русских народных музыкальных инструментов,
г. Нижний Новгород

Если вы думаете,что народные инструменты давно покрылись пылью, что на них играют лишь студенты музыкальных училищ да пожилые музыканты, то вы глубоко заблуждаетесь!Народные инструменты – это не дремучее прошлое, они популярны по сей день. Их активно используют не только народные коллективы, но и исполнители музыки различных стилей и жанров. От классики до рока и джаза все чаще можно услышать звучание гармони, балалайки, домры.

tp1-280x280-280x280

Любой народный музыкальный инструмент – это часть истории этноса. Они способны раскрыть специфику нравов и обычаев, поведать многое о культуре своего народа. Например, русские народные инструменты обнаруживают богатство русской души, ее яркий творческий нрав. Подтверждение тому – мелодичный характер русской музыки, ее многоголосие.

В общую музыкальную культуру славянских народов вошли такие инструменты как: древнерусские гусли, продольные флейты, свирели, бубны, трещотки, деревянные коробочки, рубели, колотушки, ложки, сопель, дудки, глиняные свистульки, жалейки, волынки, пищалки, погремушки, жужжалки, фурчалки, ревуны, балалайки, домбры.

история

На фото – народные инструменты славян

Не будем заглядывать так далеко в прошлое. Еще наш

и дедушки играли на таких народных и всеми любимыми музыкальных инструментах, как гармонь и балалайка. Некоторые инструменты (гусли и другие) после усовершенствования легли в основу современных оркестров народных инструментов.

Многие профессиональные музыкальные инструменты истоками уходят в так называемые «народные прототипы». Так, например, скрипка в далеком прошлом была народным музыкальным инструментом. От простейшей народной флейты произошла современная флейта, а отшалмея, хорошо известного специалистам по истории славянской культуры, – гобой.

В современной музыке народные инструменты чаще всего используют фолк-исполнители. Например,фолк-рокгруппа Мельница (кельтская арфа, мандолина, перкуссия) или русско-американская рок-группа RedElvises, работающая в стилях серф, фанк, рокабилли фолк-music (бас-балалайка). Легендарная рок-группа Калинов мост использует в своем творчестве баян, советская и российская рок-группа Ноль – баян, балалайку. Список исполнителей и инструментов можно продолжать. Давайте рассмотрим наиболее популярные музыкальные инструменты, используемые в современном творчестве.

Мельница

Популярные народные музыкальные инструменты

Балалайка – это музыкальный символ русского народа. Это русский народный струнный щипковый музыкальный инструмент с треугольным, слегка изогнутым деревянным корпусом. Длина инструмента варьируется от 600–700 мм (балалайка прима) до 1,7 метров (балалайка субконтрабас).Корпус склеен из отдельных сегментов (6–7), головка длинного грифа слегка отогнута назад. У инструмента три струны, а на грифе современной балалайки расположены 16–31 металлических ладов.

balalayka_hora_m1083_kontrabas_396529_1

Звук балалайки звонкий, но мягкий. Балалайка дол

жна иметь три струны и так называемый «балалаечный» строй. Никакие другие строи балалайки: гитарный, минорный и другие – для игры по нотам не используются.

Как выбрать «правильную» балалайку?

Учиться играть нужно на хорошем инструменте. Только он может дать сильный, красивый, певучий звук, а от качества звука и от умения им пользоваться зависит художественная выразительность исполнения.

Хороший инструмент легко определить по его внешнему виду: он должен быть красивым по форме, собран из качественных материалов, хорошо отполирован.

Идеальная балалайка должна отвечать следующим требованиям:

  • Гриф балалайки должен быть совершенно прямым, без искривлений и трещин. Не очень толст и удобен для обхвата, но и не слишком тонок, так как в этом случае под влиянием внешних причин (от натяжения струн, сырости, изменений температуры) он может со временем покоробиться. Лучший материал для грифа –это черное дерево.
  • Лады должны быть хорошо отшлифованы как сверху, так и по краям грифа и не мешать движениям пальцев левой руки.
  • Все лады должны быть одной высоты или лежать в одной плоскости, то есть так, чтобы положенная на них ребром линейка касалась их всех без исключения. Лучший материал для ладов – белый металл и никелин.

888880020820-291

  • Колки для струн должны быть механические. Они хорошо держат строй и допускают очень легкую и точную настройку инструмента.
  • Дека, построенная из хорошей резонансной ели с правильными, параллельными мелкими слоями, должна быть плоской, а не вогнутой внутрь.
  • При наличии навесного панциря следует обратить внимание на то, чтобы он был действительно навесным и не касался деки. Панцирь необходим фанерованный, из твердого дерева (чтобы не покоробился). Он предохраняет нежную деку от ударов и разрушения.
  • Верхний и нижний порожки должны быть сделаны из твердой породы дерева или из кости.

888880020820-242

  • Подставка для струн в правильном инструменте выполнена из клена и всей своей нижней плоскостью плотно соприкасается с декой, без просветов.
  • Кнопки для струн (около нижнего порожка) выполнены из очень твердой породы дерева или кости и прочно сидят в своих гнездах.
  • От подбора струн зависит чистота строя и тембра инструмента. Слишком тонкие струны дают слабый, дребезжащий звук; слишком толстые затрудняют игру и лишают инструмент певучести или рвутся.

Безымянный1

Балалайка не так популярна среди исполнителей, но есть виртуоз и очень популярный исполнитель - Алексей Архиповский


Сегодня балалайку можно услышать не только в составе профессиональных оркестров. Пусть инструмент не так популярен, но среди исполнителей встречаются настоящие виртуозы. Один из них – Алексей Архиповский. Выдающийся музыкант исполнял композиции на открытии Олимпийских игр в Русском доме в Ванкувере, конкурса Евровидение и Первого Кинофестиваля имени Андрея Тарковского. Балалаечник широко известен и в интернет-пространстве. Билеты на концерты распродаются в считанные дни, что делает его одним из самых знаменитых исполнителей народной музыки на сегодняшний день.

Гусли – древнейший струнный щипковый музыкальный инструмент. В России с ним путают несколько разновидностей лежачих арф. Сегодня каждый оркестр народных инструментов имеет в своем составе гусли щипковые–столовидные и гусли клавишные. Звучание этих инструментов придает оркестру неповторимый колорит древних гусельных звонов.

47911110651-muzykalnye-instrumenty-shlemovidnye-gusli-n4246

В настоящее время интерес к гуслям заметно вырос. Появились современные гусляры-сказители, задавшиеся целью воссоздания древней традиции игры на гуслях и пения под их аккомпанемент. Наряду с щипковыми гуслями, основной прием игры на которых – щипок и бряцание, появились и гусли клавишные. Механика, установленная на них, при нажатии на клавиши открывает струны, и дает возможность выбрать нужный аккорд. Это заметно упрощает игру на гуслях

1078f64cc7bf987fb7b74303711780be

Домра – старинный русский струнный щипковый музыкальный инструмент с тремя, а иногда и четырьмя струнами.Играют на ней, как правило, с помощью медиатора. Домра является прообразом русской балалайки и до сих пор существует у калмыков, татар и киргизов.

Домра состоит из грифа с колками в верхней части и из деревянного корпуса со щитом в нижней. Также внизу крепятся струны и протягиваются до колков.

e845067578655685386574c8625f

Виды домр: пикколо, малая, меццо-сопрановая, альтовая, теноровая, басовая и контрабасовая. В оркестре русских народных инструментов получили распространение пикколо, малые, альтовые и басовые домры.

Историческая судьба домры почти трагична. Этот инструмент был забыт и воссоздан в наше время. Сегодня домра – это молодой перспективный инструмент с огромным, прежде всего, музыкально-выразительным потенциалом, имеющий истинно русские корни, поднявшийся до высот академического жанра.

888880020816-547
888880020816-334

К ак выбрать «правильную» домру

Выбирая для себя домру, следует обратить внимание на следующее:

  • звук инструмента, а именно нравится вам звучание или нет;
  • тембр звучания по всему грифу должен быть ровным, без посторонних звуков, чтобы ничего не подтрескивало, не подзванивало, проверить нужно на каждом ладу;
  • смотрим, не повело ли гриф в сторону не повело ли гриф в сторону;
  • нужно слушать долготу звука, если есть выбор, то по долготе можно определить лучший инструмент;
  • важен фактор «полётности» звука (желательно проверить в большом помещении), сила звучания, звонкость, от него зависит, будет ли слышен инструмент в зале, так как в маленьком помещении ощущения могут быть другими;
  • инструмент должен быть удобным для рук, нужно обязательно поиграть, чем больше, тем лучше.

Tsygankov

Банджо – струнный щипковый музыкальный инструмент с корпусом в виде бубна и длинной деревянной шейкой с грифом, на котором натянуто от четырех до девяти жильных струн. Род гитары с резонатором (расширенная часть инструмента покрыта кожей, как барабан). В современной Америке словом «банджо» обозначается либо его теноровая разновидность с настроенными по квинтам четырьмя струнами, нижняя из которых – до малой октавы, либо пятиструнный инструмент с иной настройкой. Игра на банджо осуществляется с помощью плектра.

888880013133-515

Банджо –родственник общеизвестной европейской мандолины, похож на неё формой. Нобанджо имеет звук более звенящий и резкий. В некоторых странах Африки банджо считается священным инструментом, прикасаться к которому могут только высшие жрецы или правители.

Современное банджо бывает разных видов, включая пяти- и шестиструнные. Шестиструнный вариант, настраиваемый как гитара, тоже стал весьма популярным. Почти на всех видах банджо играют характерным тремоло или арпеджируют правой рукой, хотя существуют различные стили игры.

Bandzho---rodstvennik-obshheizvestnoy-evropeyskoy-mandoliny

Сегодня банджо обычно ассоциируется с музыкой в стилях кантри и блюграсс. В последнее время банджо стали использовать в самых разных музыкальных жанрах, включая поп-музыку и кельтский панк. Ещё более недавно интерес к банджо стали проявлять музыканты, играющие хардкор.

Укулеле – это миниатюрная четырёхструнная гавайская гитара. В переводе с гавайского «укулеле» – прыгающая блоха. Укулеле распространено на различных тихоокеанских островах, но ассоциируется прежде всего с гавайской музыкой.

_1

143

Если вы только начинаете осваивать этот инструмент, то лучше начинать с сопрано или с концертной. Если у вас большая рука, то вам подойдет концертная укулеле. Она чуть больше сопрано, с большим количеством ладов. На ней удобнее брать аккорды.

35

Как выбрать укулеле

При выборе инструмента в музыкальном магазине обратите внимание на следующие моменты:

Инструмент вам должен просто понравиться.

Посмотрите внимательно, нет ли на нем трещин.

Попросите продавца настроить инструмент. Если инструмент настраивается впервые, то вам придется повторять процесс настройки несколько раз, так как струны еще не растянуты и несколько дней они будут выходить из строя. Следует слегка потянуть за струну перед ее настройкой. Настраивать струну нужно от низкого тона к высокому.

Следует проверить все лады на всех струнах, чтобы они строили и не «звенели».

Струны должны легко нажиматься (особенно на первом и втором ладах). Расстояние между струнами и грифом не должно быть большим.

Внутри ничего не должно дребезжать, когда вы играете. Все струны должны быть одинаковыми по громкости и ясности.

Проверьте, ровный ли гриф.

Если инструмент идет со встроенным звукоснимателем («pickup»), попросите подключиться к гитарному усилителю и проверьте, что все работает. Убедитесь, что батарейка в звукоснимателе новая.

Обязательно рассмотрите несколько инструментов, прежде чем сделать выбор. Иногда дешевый инструмент какой-нибудь неизвестной фирмы вас сможет удивить.

Народные инструменты сегодня

В настоящее время в моде другие, более современные музыкальные инструменты, с электронной начинкой и множеством функций. Но хочется верить, что интерес к народным инструментам не угаснет со временем. Ведь их звучание самобытно и неповторимо.

В магазинах POP-MUSICпредставлены различные народные инструменты: балалайки, банджо, домры, мандолины, укулеле и другие. Опытные консультанты помогут вам сориентироваться и предоставят возможность реализовывать идеи.

русская народная музыка

Обилие духовых, струнных и ударных инструментов говорит о культурном богатстве древних русских. Впитывая звуки природы, народ создавал из подручных материалов нехитрые трещотки и свистульки. Каждый ребенок на Руси обладал навыками изготовления и игры на простых музыкальных инструментах. Это было неотъемлемой частью народной культуры и быта со времён Древней Руси. Многие из них используются по сей день в неизменном виде – иные были усовершенствованы и легли в основу народных оркестров.

Русская народная музыка (инструменты):

Балалайка

балалайка

Балалайка стала символом русской культуры. Это трёхструнный щипковый инструмент с треугольной декой. Первые упоминания инструмента датируются XVII в. но массовое распространение инструмент получил только спустя сотню лет. Классическая балалайка произошла от восточнославянской домры с полусферическим корпусом и тремя струнами в русской версии.

Статус народного инструмента был присвоен ей неспроста. Корень слова балалайка такой же, как в словах балакать или балаболить, которые означают бессодержательный, ненавязчивый разговор. Так и инструмент чаще всего выступал аккомпанементов для досуга русских крестьян.

Гусли

гусли

Ещё один струнный народный щипковый инструмент, но гораздо старше балалайки. Первые исторические свидетельства использования гуслей относятся к V веку. Предок инструмента точно не установлен, но, согласно наиболее распространённой гипотезе они произошли от древнегреческой кифары. Существовало несколько типов гуслей с резонатором различной формы и количеством струн от 5 до 30.

Гусли всех типов (крыловидные, шлемовидные, лироообразные) использовались для аккомпанемента голосу солиста, а музыканты назывались гуслярами.

Рожок

рожок

Небольшой мундштуковый духовой инструмент со раструбом на конце ствола и шестью игровыми отверстиями (одновременно название группы духовых инструментов). Традиционный рожок вырезался из можжевельника, берёзы или клёна. Ансамблевая и танцевальная разновидность инструмента произошли от сигнальных рожков пастухов и воинов, которые аккомпанировали и досугу, и работе.

Первые сведения о рожках, зафиксированные на бумаге, датируются XVII веком, но фактически их начали использовать гораздо раньше. С XVIII века появляются упоминания о рожковых ансамблях.

Домра

домра

Традиционный славянский щипковый струнный инструмент – прародитель балалайки. Принципиальные отличия от первой от последней заключаются в конфигурации деки (овальной и треугольной соответственно). Широкое распространение получила в XVI веке, предположительно эволюционировав из монгольских двухструнных щипковых инструментов.

В России это трёхструнная домра с квартовым строем - в России, в Беларуси и Украине - четырёхструнная домра с квинтовым строем . Домра считалась инструментом путешествующих скоморохов (игрок на домре - домрачей).

баян

Баян – русский народный музыкальный инструмент с баварскими корнями. Конструктивной основой для него послужила гармоника. Первый инструмент был создан мастером Мирвальдом в 1891 году, а уже в следующем баяны появились и в России. Однако название инструмента впервые упоминается в 1903-м году (до этого он назывался хроматической гармонью).

Это сольный концертный или ансамблевый инструмент. Однако нередко он аккомпанирует и народному досуга на общественных гуляниях или семейных праздниках.

Русская гармонь

гармонь

Ручная гармонь пришла в русскую музыкальную культуру вместе с нашествием монголо-татар. Её прародителем стал китайский инструмент шен. Китайский прародитель прошел долгий путь из Азии в Россию и Европу, но массовую народную любовь гармоника получила после 1830-х годов, после открытия первого производства. Но даже при наличии поставленного производства большую часть инструментов изготавливали народные мастера, что способствовало широкому конструктивному разнообразию.

Бубен

бубен

Установить время и место появления бубна как музыкального инструмента практически невозможно – он использовался в различных обрядах многих народов. Обрядовые бубны чаще всего представляют собой кожаную мембрану на круглом деревянном каркасе – обечайке. На обечайку русских музыкальных бубнов часто подвешивались бубенцы или круглые металлические пластины.

На Руси бубном назывался любой ударный музыкальный инструмент. Четко выделяется ратный и обрядовый бубен. Именно они послужили основой для бубнов музыкальных, используемых во время выступлений скоморохов и других увеселительных мероприятий.

Дрова

дрова

Ударный инструмент с говорящим названием дрова «вырос» из обычной вязанки дров. По принципу действия он схож с ксилофоном. Звук извлекается специальной колотушкой из деревянных пластин. В нижней части каждой пластины выбирается углубление, от глубины которого зависит высота звука. После настройки пластины лакируются и собираются в связку. Для изготовления дров используется высушенная берёза, ель и клён. Кленовые дрова считаются самыми благозвучными.

Свистулька

свистулька

Небольшой керамический духовой инструмент – свистулька – часто снабжался декоративными элементами. Особо популярны были свистульки в виде птиц с декоративной росписью. Предпочитаемые существа и орнаменты часто указывают на регион изготовления инструмента.

Свистульки издают высокие трели. В некоторые виды свистулек заливается вода и тогда трели получаются с переливами. Создавались свистульки как детские игрушки.

Трещотка

трещотка

Ряд деревянных пластинок, скрепленных шнурком, это и есть славянская трещотка. Встряхивание такой связкой создаёт резкие хлопающие звуки. Трещотки изготавливаются из прочных пород древесины – дуба, к примеру. Для увеличения громкости между пластинами вставляются прокладки порядка пяти миллиметров толщиной. Использовался инструмент на ярмарках и народных гуляниях для привлечения внимания к тому или иному выступлению.

Деревянные ложки

деревянные ложки

Ещё один символ русской культуры – деревянные ложки. Это единственный ударный инструмент, которым можно есть. Древние русские использовали ложки для извлечения ритмических звуков не меньше, чем для еды. Ложки из разных пород древесины с характерной росписью используется в комплектах от двух до пяти. Наиболее распространён вариант с тремя – две зажаты в левой руке ложкаря, а третьей он ударяет по нижним сторонам черпаков.

Занятия музыкой могут оказаться весёлыми даже для самых непоседливых детей, если найти правильный подход к процессу. Один из самых необычных способов — сделать музыкальный инструмент самим, вместе с ребёнком. Тем более что самостоятельно можно смастерить целый оркестр. Про 15 самых простых в изготовлении инструментов рассказала автор раздела «Простые поделки для детей» на Red Ted Art.

Мэгги, автор раздела «Простые поделки для детей» на Red Ted Art:

«Музыка — это то, чем я вдохновляюсь и чем стараюсь делиться со своими детьми. Недавно я взялась снова играть на пианино, просто чтобы подать детям пример. Но одного музыкального инструмента мне показалось мало, и я подумала, почему бы не сделать ещё несколько инструментов вместе с детьми. Пока у нас получилось 15, но, думаю, это только начало».

Колокольчики на картонной трубе


Колокольчики на картонной трубе — прекрасное изобретение с сайта Mini Eco. Это один из самых любимых инструментов у детей. Все мы любим колокольчики, а эти выглядят просто великолепно.

Колокольчики на ножках


Если вы любите колокольчики так же, как их любим мы, можете изготовить симпатичные колокольчики для ног, которые отлично подходят ещё и для танцев под музыку.

Простые барабаны


Вот такие простые барабаны из жестяных банок мы делали несколько месяцев назад на Red Ted Art. Добавьте немного клейкой ленты, и дети сами смогут нарисовать на барабане геометрические узоры или то, что им вздумается.

Больше барабанов


Ещё одна простая и замечательная идея, как сделать барабаны из жестяной банки и воздушного шарика. Делается это очень быстро и может использоваться как барабан или шейкер. Можно оставить банку нераскрашенной, а можно пофантазировать — как вам больше нравится.

Барабан-океан


Мне нравится идея этого барабана. Это самодельный инструмент, который может издавать два вида звуков — звук барабана и звук, похожий на шум моря или океана. Невероятная идея Kinder Art.

Водный ксилофон


Классическая забава для детей, идеальная для развлечения в дождливый день, — водный ксилофон от Little Page Terners. Естественно, необязательно, чтобы он был всех цветов радуги, подойдёт и обычная вода.

Кастаньеты


Другой музыкальный инструмент, который можно сделать своими руками — эти очаровательные маленькие и простые кастаньеты от Suite 101. Идеально подойдут для того, чтобы попрактиковаться с ритмом.

Кастаньеты-крокодильчики


Я уже давно полюбила этих очаровательных крокодильчиков. И они как нельзя лучше подходят для этого списка. Эти крокодилы, которые могут издавать щёлкающие звуки, можно использовать в качестве кастаньет.

Палочки для ритма


Эти очаровательные палочки я нашла на сайте Skip to My Lou. Думаю, этот музыкальный инструмент можно сделать даже с малышом: он может раскрасить его как душе угодно.

Тамбурин


Как насчёт самодельного тамбурина от Family Fun? Думаю, это гениально! Для изготовления лучше использовать пяльцы для вышивания и металлические крышки от бутылок.

Бубен на палочке


Этот прекрасный бубен на раздвоенной палочке от Family Fun я люблю даже больше, потому что это ещё и отличный способ вторичного использования вещей.

Целая группа


Delightful Learning сделали целый набор музыкальный инструментов. И я не знаю, какой из них мне нравится больше! Ксилофон из карандашей — это гениально, а банджо — просто уморительно. Тамтамы сделаны очень изобретательно, а ещё я люблю рожок. Замечательный ресурс, на котором собрано много инструментов.

Свирель из соломенных трубочек


Какие же чудесные звуки издаёт эта простая свирель от Deceptively Educational. Мы попробуем сделать её ещё раз, потому что это безумно просто и у нас много соломенных трубочек.

Губная гармошка


Я только начала задаваться вопросом, как сделать губную гармошку для детей, как тут же наткнулась на этот пост на сайте Mom 2 Two Posh Lil Diva’s. Блестяще!

Рог-шофар


Ещё одна неожиданная и вдохновляющая идея музыкального инструмента, о которой можно узнать здесь.


9 YouTube-каналов для изучения иностранных языков. Английский, испанский и французский со Свинкой Пеппой и динозавром-полиглотом


Как педагоги прошлого стали героями комиксов. Портреты Макаренко, Корчака и других учителей украсили московские стены


11 музыкальных клипов, от которых не оторвать детей. Арт-директор «Симпсонов» собрал лучшие анимационные видео специально для «Мела»

Читайте также: