Народный музыкальный инструмент игрушечный свисток часто в виде лошадки птицы и др

Обновлено: 18.05.2024

История возникновения свистулек, их разнообразие, каковы возможности свистульки для развития малыша, как изготовить свистульки собственными руками.

ВложениеРазмер
v_rodit._ugolok_svistulka_2014.doc 409.5 КБ

Предварительный просмотр:

Свистулька — народный музыкальный инструмент.

Могут изготовляться из глины, дерева, пластмассы. Из глины лепят свистульки в виде оленей, птиц, коней, собачек, всадников и фантастических животных, как правило, оригинальных для каждой местности. Готовые игрушки сушат, обжигают, а затем раскрашивают.

Деревянные свистульки режутся вручную, как правило, из липы. При машинном изготовлении деревянные игрушки-свистульки могут изготовляться в некрашеном виде для самостоятельной росписи.

В некоторые виды свистулек можно налить вовнутрь немного воды и вместо свиста получить многотональные трели. В ряде свистулек по ходу воздушного канала просверливают дырочки, превращая их в некое подобие дудочки-жилейки.

Выполненные с фантазией и ярко окрашенные свистульки представляют собой в наше время прекрасную детскую игрушку и хороший памятный сувенир народного творчества.

История игрушек-свистулек насчитывает тысячелетия. В глубокой древности звучащие изделия служили средством для общения людей и являлись предметами культов, участвуя в религиозных ритуалах. Позже свистульки утеряли религиозный смысл и превратились в детскую игрушку, музыкальный инструмент. Благодаря различному акустическому строению, существует три основных группы свистулек:

сосудообразные (распространены на всех континентах), фигуры со свистком, который находится не в самом сосуде, а в его подставке

водяные свистульки - «соловьи», конструкция которых остается неизменной при всем разнообразии форм по всему миру

и глиняный музыкальный инструмент - окарина.

Игрушки и помощники в религиозных обрядах, они появились больше пяти тысяч лет назад в разных уголках земли. Какой народ придумал свистульки первым, до сих пор не известно. Хорошая идея приходит сразу в несколько голов. Только в ХIХ веке свистулька стала другом ребенка, игрушкой. А до этого свистящие фигурки использовали в обрядах. Китайские свистульки помогали забеременеть. А африканский подросток превращался в мужчину, лишь только когда ему вручали заветную обрядовую фигурку.

Обычный свисток — самый древний и распространенный вид свистульки. От размера резервуара зависит свист. Чем меньше тулово, тем нота выше. Тулово больше — звук низкий. Есть свистульки-соловьи или кукушки, у них свисток по-другому расположен.

Все началось с XIX века. В России к этому времени были широко распространены дымковская, романовская, филимоновская, кожлянская, каргопольская и другие направления игрушек-свистулек. Они были созданы для исполнения ритуальных обрядов, но со временем стали простыми игрушками. Каждая отличалась неповторимым узором, стилем изготовления и другими особенностями. Мастера вырезали и деревянные свистульки. Такая игрушка состоит из двух частей: непосредственно фигурка и свисток. Свистульки – более народные игрушки, фольклорные. Поэтому в играх современных детей, как правило, свистулек почти нет.

Их заменили американские «Язычки», дудочки и прочие игрушки, носящие более развлекательный характер. Но если у малыша есть матрешки, вальдорфские куклы, то свистулька займет достойное место в детских играх.

Каковы возможности свистульки для развития малыша?

Во-первых, обращение к истокам. Сказки, фольклорные напевы, игрушки – все это часть немного забытой культуры малыша, истории его страны. Поэтому для родителей, желающих познакомить чудо с культурой прошлой эпохи. Будет полезно воспользоваться этими игрушками. Во-вторых, развитие цветовосприятия. Например, романовские свистульки изготавливали из 4 цветов: красный, желтый, зеленый и черный. В-третьих, развитие музыкального восприятия, тренировка дыхания. На самом деле с помощью обычной свистульки можно сыграть целую мелодию, по красоте порой не уступающую другим инструментам. И этому нужно учиться. Где-то задержать дыхание, на каком-то моменте исполнения резко набрать воздуха.

Каждая свистулька – это индивидуальное образное решение дизайнера, у нее свой характер и свое звучание. И сейчас она продолжает оставаться для ребенка не только развлечением, но и по традиции оберегом.

Как изготовить свистульки своими руками

Широко распространены игрушки из глины. Способов изготовления несколько.

1 способ. Из целого куска. Этот способ применим для лепки животных. Возьмите кусок глины (1/3 ладони) и скатайте шар в форме куриного яйца. В своем воображении разделите шар на 3 части.

Верхнюю часть яйца захватите двумя пальцами и вытяните (это голова). Затем сформируйте голову. Нижняя часть яйца выполняется аналогично. Наметьте на туловище разделительную линию посередине и сделайте разведение лапок.

Используя прием оттягивания и прищипывания, продолжайте лепить голову, лапы. Примерно таким же способом изготавливаются и другие животные, например, баран. В этом случае нужно верхнюю часть сделать побольше.

2 способ. Скульптурный. Из яйца формируется туловище, голова. Остальные мелкие части изготавливаются из другого куска глины и прилепляются. Места соединения маскируются при помощи стекла.

Как изготовить свисток?

Для этого понадобятся 2 палочки одинакового диаметра ( зубочистки или шампуры). Одна круглая, вторая – заточена с не резким переходом до точки соединения в центре.

Теперь нам необходимо создать из глины кубик и приблизительно полсантиметра глины снять при помощи остренькой зубочистки или иного материала. Далее вставляем в центр среза нашу круглую кисточку и проталкиваем до центра. Увеличиваем диаметр внутренней части, пока не образуется полость. Следующий прокол этой кисточкой нужно сделать в центре той стороны кубика, которая смотрит на вас, но это не должна быть противоположная сторона. Рекомендованный угол прокола — сорок пять градусов. Практически с ювелирной точностью посередине мы ее выводим к верхней стенке прокола, сделанного первым до соприкосновения с отверстием. Все отверстия нужно тщательно очистить от остатков глины.

Это важно знать!


Использование подобных игрушек должно контролироваться родителями и педагогами, которые, как правило, не подозревают о воздействии свистулек на психику ребенка. Следует обращать внимание на уровень и вибрационные характеристики звука различных свистулек, который подбирался не случайно. Воздействие звука традиционной свистульки на психику носит скорее терапевтический характер, чем развлекательный. Неумеренное использование ребенком данной музыкальной игрушки может негативно отразиться на психическом здоровье ребенка.


Бытуя с древнейших времен, игрушка занимала большое место в жизни любого общества. Ведь именно с игрушки начинается познание мира человеком.

Свистулька – одна из очень старых, повсеместно и широко распространенных игрушек, превращающихся в умелых руках в музыкальный народный инструмент. Форма свистулек разнообразна: птицы, лошади, собаки, кошки и другие животные.

На Руси свистульки появились не позднее X века. Они представляют сбой сочетание про­стейшего музыкального инструмента (свистка-гудушника, свистка-сопелки) и скульптурного изоб­ражения какого-либо зооморфного, а возможно, и мифологического персонажа. Ле­пилась такая игрушка на пальцах из одного куска глины. Основное искусство мастера заключалось в создании ее полой звуковой части – свистка. Сек­рет чистого и насыщенного звука зависел от ряда причин и, прежде всего, от правильного располо­жения воздуходувного канала в мундштуке и на­ходившегося под ним отверстия для выхода час­ти воздуха.

Удивительное дело, но, пролежав сотни лет в земле, эти игрушки и сегодня поражают звонким и объемным звучанием, значи­тельно отличаясь от своих современных аналогов. Причем в зависимости от размера полой части иг­рушки звук мог быть высоким пронзительным или более низким басовитым.

Наши игрушки – свистульки представлены в форме птичек, отличающиеся большим музыкальным достоинством. Датируются XV - XVI веком создания. Найдены они были в деревнях Хотебцово и Захряпино на размыве Рузского водохранилища. Сзади, обычно в хвосте, находится пригубник со щелевидным отверстием для дутья. Рядом с ним, внизу (под хвостом) или вверху (на спине фигурки), находится пищик. Без него свистулька нема, она свистеть не будет. А по бокам – два игровых отверстия лада, ими можно варьировать звук, получая незамысловатую мелодию.

В древности звучащие глиняные изделия служили средством общения с духами и являлись предметами культов, участвуя в религиозных ритуалах. В языческие времена глиняная игрушка была магическим инструментом, способным вызвать ветер и вместе с ним дождь, отпугнуть нечистую силу. Однако этому нет прямых доказательств.

Археологические находки, включая самые ранние обнаруженные русские свистульки, являлись детской забавой. Они имели грубое оформление мундштука, плавающую интонацию и маленький диапазон, поэтому не могли быть инструментами для полноценного музицирования. Тем не менее, они участвовали в некоторых ритуалах, но именно в качестве игрушки, а не звучащего инструмента. Например, на вологодских свадьбах использовали игрушечных коней, зайцев и птиц из глины: их ставили на свадебный стол на подносе для сбора денег у гостей.

Есть версия, что игрушка переманивает на себя хворь. Возможно, свистульки выполняли обережную функцию – своим шумом и свистом они отгоняли от ребенка злых духов. Однако, на наш взгляд, основная функция детской свистульки – тренировка легких и артикуляционного аппарата ребенка. На это значение указывает их повсеместная распространенность и устойчивое бытование.

На Руси свистулька почти всегда сопровождала гончарный промысел. Любой горшечник мог сделать глиняный свисток, даже если производство глиняной игрушки не было обыкновением в данной местности. Веселый, звонкий свист и музыкальные трели глиняных соловьев всегда раздавались на всех ярмарках – сразу было понятно, куда идти за новой крынкой или макитрой. Свистулька привлекала к гончару покупателей.

Постепенно изготовление глиняной игрушки развивалось, к нему привлекались жены и дети мастеров. В некоторых промыслах производство игрушки обособляется от гончарного, обретает самостоятельность. И сегодня игрушка продолжает существовать даже там, где потребность в глиняной посуде исчезла вместе с умением обращаться с гончарным кругом.


Полюбить Россию можно лишь тогда, когда увидишь всю прелесть русской природы, сквозь душу пропустишь трагическую и героическую историю русского народа, удивишься красоте архитектурных ансамблей, послушаешь прекрасную музыку, прикоснешься к истинным творениям русского народа.

Земля наша русская испокон веков славилась своими добрыми мастерами, людьми которые создавали и создают своими руками сказочную красоту. Для того чтобы любить, необходимо все это видеть и знать.

Остановите сейчас любого молодого человека [1] и попросите назвать хоть несколько известных ему народных инструментов, список этот будет очень мал, не говоря уже об игре на них. А ведь это огромный пласт русской культуры, которая почти забыта.

У детей в ладошах птички,

С виду птички — невелички,

Только птички не порхают.

В небеса не улетают.

Дети бережно их носят,

Дети их ко рту подносят,

Дуют в птичек — те свистят,

Всех в округе веселят.

Милые свистульки это,

Выкрашены ярким цветом,

Деревянные, из глины,

Звук у них певучий, длинный.

Он похож на птичью трель,

На весеннюю капель,

На звенящий ручеек

И на солнечный денек. [2]

Увидев однажды такую птичку, мне стало интересно, как же она появилась? Что необходимо, чтобы эта птичка запела? Могу ли я сама сделать такую чудо-птичку?

Перед началом работы, мы поставили цель: познакомиться с народным инструментом – свистулька, выяснить, почему она поет.

1. познакомиться с происхождением свистульки;

2. Узнать о значении свистульки в жизни русского народа

3. Выяснить какие свистульки изготавливают в России

4. Узнать, почему поет свистулька

5. Рассмотреть варианты создания свистульки из подручных средств

6. создать свистульку из глины;

Мы предполагаем, что выяснив причину извлечения звука в свистульке, мы можем создать свой неповторимый музыкальный инструмент.

Объект исследования : культура русского народа.

Предмет исследования: свистулька

Для того чтобы проверить эти предположения, использовались метод изучения литературы, опрос и эксперимент.

Глава 1. Свистулька - народный музыкальный инструмент

В толковом словаре Д.Н Ушакова [3] дается такое толкование слова «свистулька». Свистулька - это игрушка в виде лошадки, птицы из глины с отверстиями для свиста.

В толковом словаре русского языка Т.Ф. Ефремовой [4] свистулька трактуется как небольшой свисток или детский свисток.

В толковом словаре русского языка С.И. Ожегова [5] слово «свистулька» объясняется так: свистулька – это приспособление, при помощи которого производят свист.

Для изготовления свистулек используют глину [6] . Глина — мелкозернистая осадочная горная порода. В состав глины входят различные минералы:

а) глинозем, т. е. оксид алюминия Al2O3 , он придает белый цвет после обжига;

б) кремнезем, т.е. оксид кремния SiO2 , глина после обжига приобретает бурый цвет;

В давние-давние времена, когда человек еще не умел делать музыкальные инструменты, ему все-таки хотелось слышать музыку. Вот и приходилось древнему человеку извлекать звуки, дуя в морскую раковину, в камышовый стебель, в рога животных. Шло время, человек становился все более мудрым и умелым. Он научился делать духовые музыкальные инструменты из дерева и глины.

Итак, можно сделать вывод, что свистулька – фигурное (обычно в виде птицы) обрядовое звуковое приспособление из обожжённой глины.

Глиняная свистулька появилась в глубокой древности. Сначала их трудно было распознать – сохранились только комочки глины. Но исследователи полагают, что первые в мире свистульки имели форму птички. С языческих времен их использовали для вызывания в летнюю жару ветра и дождя . Изготовляли их, чтобы задобрить духов-хранителей человека, спасти и приумножить его жилища, скот и посевы. Свистулька переманивала на себя хворь, а в обычное время разнообразные свистульки стояли напротив окна, "не пропуская" болезнь и зло к ребенку. Свистулькой изгоняли злые силы и призывали добрые, и было это не так давно.

На русской земле свистульки повелись с незапамятных языческих времен, существовали они у нас повсюду, а сохранились больше всего на Севере, потому что жизнь здесь текла спокойнее и исконные устои разрушались медленнее. Сюда не доходили чужестранцы, местные жители мало подвергались вражеским нашествиям, а нравы, поверья, обычаи передавались из рода в род . В давние времена свистульки использовали как игрушки, в том числе для помощи лечебным заговорам, для изгнания нечисти, вызова определенной погоды и прочих подобных обрядов. Обрядовая свистулька делалась в форме птицы, имеющей сакральное значение для многих народов и по сей день: «птица счастья», «синяя птица», голубь из Библии и т.д. В такой форме свистулек в неприкосновенности сохранились отголоски древних языческих верований . Древнейшие глиняные игрушки, найденные археологами на территории нашей страны, относятся к эпохе бронзы, ко II тысячелетию до Рождества Христова.

Древний обряд, связанный с игрушечной свистулькой и посвященный изгнанию злых сил и привлечению добрых, зафиксирован в начале XIX века в Вятке. Назывался этот праздник "Свистунья" или "Свистопляска". Ранней весной дети и взрослые в течение нескольких дней свистели в глиняные свистульки, плясали и веселились.

У каждой свистульки свой звук. На Руси знали эту хитрость. Молодежь использовала свистульки для знакомств на расстоянии. как мобильные телефоны. Незамужние девушки и молодые люди выходили на берег озера и насвистывали мелодию, то есть приглашали на свидание.

Наши предки хорошо знали целебные свойства глины. Глина содержит все необходимые организму микро- и макроэлементы и минеральные соли. Лечебные свойства глины, в первую очередь, основываются на ее абсорбирующих способностях: она притягивает к себе токсины, шлаки, тяжелые металлы и выводит их из организма, тем самым очищая его, убивает бактерии, поглощает запахи и газы. Мастера глиняной игрушки считают свою продукцию лучшим средством от депрессии. Посвистишь - поднимается настроение и для здоровья полезно. Взрослым свистулька поможет поставить голос, а детей вылечит от бронхита.

Возникнув столетия назад, свистульки пережили ряд трансформаций: из обрядового предмета в детскую игрушку, а в настоящее время – в сувенир и объект коллекционирования. В последнее время они стали широко использоваться в народных ансамблях как своеобразные музыкальные инструменты.

Свистулька развивалась как духовой музыкальный инструмент (окарина) и как народная игрушка.

Окарина [7] — древний духовой музыкальный инструмент, глиняная свистковая флейта. Представляет собой небольшую камеру в форме яйца с отверстиями для пальцев в количестве от четырёх до тринадцати. Выполняется в керамике, но иногда изготовляется также из пластика, древесины, стекла или металла. По некоторым оценкам, инструменты, подобные окарине, появились примерно 12000 лет назад. В европейскую культуру окарина вошла в XIX веке, когда итальянец Джузеппе Донати изобрёл современную форму этого инструмента. Название взято из итальянского языка, что означает гусёнок.

Народная игрушка - свистулька является самостоятельным образом в виде птицы или какого-нибудь зверька и частью образа .

Каждая область или промысел имели свои отличительные черты, настолько индивидуальные, что место производства можно было определить с первого взгляда. Во многих городах России существует своя, традиционная глиняная свистулька.

Филимоновская игрушка [8] представляет собой «барыньку» Родина промысла - деревня Филимоново Тульской области. На протяжении многих лет мужчины в деревне Филимоново изготовляли на гончарных кругах посуду, печные трубы, различную домашнюю утварь. Это было серьезное мужское дело, использовалась для этой цели местная глина, дающая после обжига светло терракотовый цвет. Лепить игрушки считалось делом легким, занимались им женщины, а обучать начинали девочек уже с семи лет. Для игрушки использовали нежирную, но пластичную глину «синику», которая после обжига приобретала белый цвет.

Дымковская игрушка - свистулька [9] имела формы различных животных: медведь, козёл, баран, олень.Основная функция была магическая, а не декоративная. Глиняные фигурки-свистульки лепили женщины и девочки задолго до праздника. Эта работа считалась исключительно женской. В XIX веке праздник превратился в оживлённую ярмарку «свистунью», с непременным свистом.

Абашевская игрушка [10] родом из приволжских селений (село Абашево Беднодемьяновского района Пензенской области). В Абашево игрушечным промыслом занимались мужчины. Отличительной особенностью абашевской игрушки является роспись. Основа изделия покрывается яркими масляными красками ( красный, синий, голубой,зеленый и черный), затем добавляется серебряная или золотая "оживка", которая придает игрушкам эффектный, индивидуальный характер.

Игрушкииз Тверской области [11] , а точнее из г. Торжка узнаешь сразу: птички, петушки, жар – птицы, царь - рыбы, медведи и другие игрушки - свистульки покрыты чешуйками, которые затем ярко расписываются и очень нарядно смотрятся на красно – коричневом фоне обожженной глины. Отличительной чертой тверской игрушки является их рельефное украшение в виде маленьких чешуек и оборок.

Свистульки изготавливаются не только из глины, но и из дерева. [12] Деревянные свистульки режутся вручную, как правило, из липы. При машинном изготовлении деревянные игрушки-свистульки могут изготовляться в некрашеном виде для самостоятельной росписи.

Свистульки встречаются в самых разных концах земли. В каждом регионе они имеют свои особенности, однако некоторые повторяющиеся мотивы и, конечно же, любовь к свисту являются свидетельством некоего отдаленного родства всех народов. Неудивительно поэтому, что многие люди нашли свое призвание в коллекционировании свистулек, а в итальянском городе Чезена, в здании бывшей школы находится Музей свистульки [13] . Директор музея вот уже 40 лет собирает свою коллекцию. В экспозиции представлены традиционные и авторские глиняные свистульки со всего мира. Музей проводит международный фестиваль-конкурс свистулек из глины, постоянными участниками и, часто, победителями были многие любители свистулек из России.

Игрушка-свистулька

Отношение к свистульке как к детской забаве возникло сравнительно недавно. В древние, языческие времена глиняная игрушка была магическим инструментом, способным вызвать ветер и вместе с ним дождь, отпугнуть нечистую силу. В чем же заключается магическая сила свистульки? Игрушка-свистулька – это музыкальный инструмент, распространенный по всему миру и выполненный из различных материалов (дерева, глины, пластмассы, фарфора и прочих). Первые глиняные свистульки появились в VIII веке до нашей эры. В древности такие глиняные изделия использовались в религиозных культах для отпугивания нечистой силы. А с развитием культуры и утратой своего обрядового смысла, свистульки стали использоваться в качестве музыкального инструмента, а также в качестве народной игрушки.

Описание игрушки

Традиционно для изготовления свистульки использовали ту же глину, что и для гончарной посуды, тщательно выбирая все посторонние вкрапления: камешки, корешки и т.п. Из хорошо промятой глины игрушки лепили, как правило, в дни обжига, когда у гончара появлялось свободное время. Чем-либо иным, более трудоемким, ему было трудно заняться, так как горн или печь требовали постоянного внимания. Глиняные игрушки-свистульки, как правило, лепили в виде зверей, характерных для той или иной местности. Это могли быть птицы, дикие и домашние животные, а также герои народных сказок и былин. Известно три вида игрушек-свистулек:

• Сосудообразные, со свистком в подставке – самые распространенные свистульки на всех континентах.
• Водяные «свистульки-соловьи» – отличаются от других тем, что внутрь игрушки необходимо залить немного воды, и тогда издается особый свист, похожий на соловьиный.
• Глиняные свистульки, самые распространенные и характерные для всех стран постсоветского пространства, среди которых самые распространенные – это филимоновские и дымковские игрушки. Филимоновские игрушки-свистульки отличаются от дымковских более простыми орнаментами, в то время как дымковские игрушки имеют более сложные узоры, но, в то же время, кажутся более сдержанными.

Глиняные свистульки-подвесы в виде разных животных — кота, собаки, лошадки, барашка, бычка, развлекут ребенка веселым свистом и порадуют своим очаровательным видом. Для удобства игры свистульки имеют веревочки, поэтому с ними можно бегать и не бояться, что глиняная свистулька упадет и разобьется.

Как играть?

Глиняные игрушки, изображающие животных, таких как лошадки, свистульки-столбики, рогатые животные могут стать персонажами сказки или истории, которую дети изобразят прямо на столе или на полу и разыграют с ними маленький спектакль. В такие игры могут играть дети с 4-5 лет. Пусть ребенок попробует подуть в свистульку, зажмет одно отверстие, сразу два. Вскоре малыш поймет, что звуки при зажатии одного или нескольких отверстий различаются, и он сможет импровизировать и сочинять разные мелодии.

Плюсы и минусы

Игрушки-свистульки помогают детям избавиться от психической напряженности, развивают слух, чувство ритма, легкие и даже мелкую моторику рук. Однако выбирать свистульку для своего ребенка нужно очень внимательно. Потому как слишком громкий звук, наряду с некоторыми его тональностями или вибрациями могут негативно сказаться на слабой психике ребенка. Сегодня свистульки в качестве детской игрушки не очень популярны. Такие игрушки обычно привозят в качестве памятных сувениров и хранятся они преимущественно дома в шкафах или на сувенирных полках, а не среди детских игрушек. Однако по всей России проводятся выставки, посвященные глиняным свистулькам, в их числе Международная выставка глиняной свистульки «Свистульки мира», выставка «Почему свистит свистулька?» и выставка «Глиняные свистульки мира».

Новый век

Свистульки становятся предметом для коллекционирования, так в частных коллекциях можно обнаружить как самые древние экземпляры таких игрушек, так и свистульки современного производства. Главное для коллекционеров: оригинальность, уникальность и, конечно, качество изделия. Сегодня производят свистульки в самых разных местах.

Производство

На заводах дымковской и филимоновской игрушки можно найти красиво расписанные экземпляры свистулек, выполненные мастерами вручную. Есть компании, которые производят свистульки для детей, среди таких производителей Taowa, «Мастерская Сереброва» и Djeco.

Народные музыкальные инструменты

Шуметь, стучать, бренчать — одна из любимых детских забав. Производителям игрушек это известно, поэтому поток погремушек, колотушек и свистулек не иссякнет никогда. Знатоки предлагают шуметь не только громче, но и гармоничнее


Сама жизнь

Когда-то человек захотел воспроизвести звуки природы. И для этого стал использовать то, что было под рукой. Ложка о ложку стучала в ритме задорной плясовой, трещотки веселили детвору, бубенцы с конной упряжи звенели в такт хлопушкам — деревянным пластинам, быстро смыкающимся между собой и издающим хлопающий звук.

В средние века на Руси музыкальные инструменты оказались в опале — их сжигали, считая бесовским наваждением. Жившие в подполье дудки и гусли, жалейки и рубели, свирели и колотушки выдержали испытание временем и теперь занимают достойное место ветеранов русского фольклора. Они интересны людям разных поколений. Причиной тому — подлинность народного искусства, а подлинное близко и ребёнку, и взрослому. У этого искусства и русской души одни истоки. К тому же, это искусство связано с природной средой, оно выросло из корней берёзы, клёна, бука, чёрного и красного дерева. Дети играют на самых разных деревянных инструментах, все они сделаны в нашей мастерской.

_MG_0866.jpg

В ложки бей

Как обычная деревянная ложка превратилась в музыкальный инструмент? Сначала ложкой просто стучали по столу в ожидании обеда, потом кто-то услышал в этом новый музыкальный звук, другой его подхватил и пошло-поехало. Ложкари стали центром внимания во время народных гуляний.

Ложка липовая или кленовая, простая или расписная, оказалась источником истинно народного звука, зачинателем этой культуры.

Не каждая ложка, что к обеду, имеет музыкальные способности. Для шумового оркестра, к примеру, подготовительной детсадовской группы, подходят прочные, утолщённые, с большей звучностью. Украсить цокающий перестук может звон бубенчиков, которые навешивают внутри черпака. Различаются инструменты только породой древесины и росписью — дети лучше воспринимают простой, понятный рисунок, скажем, из Городецкой или Хохломской росписи.

_MG_0757.jpg

Русские народные деревянные музыкальные инструменты придумала сама жизнь. Трещали и стучали сначала по домам, потом в гостях, позже — в самодеятельных ансамблях и профессиональных оркестрах.

В «шумовом» семействе, кроме ложек, живут трещотки, колотушки, хлопушки и, конечно, погремушки. А вот деревянная расписная коробочка, изготовленная из кленового бруска. Ударяя по ней барабанными и деревянными палочками, можно услышать стук копыт скачущих лошадей или пони.

Про бубенчики и колокольчики отдельная история, потому что звук они издают волшебный, а какая детская история без сказки? Вот едет Дед Мороз в своей ледяной повозке, а бубенцы под дугой встряхиваются и звенят, издавая гамму серебристых звуков. «Однозвучно звенит колокольчик…» — не совсем справедливые слова, потому что колокольчики и бубенцы, при всей их простоте, могут звенеть по-разному: чисто, ярко, звонко, тускло, в зависимости от расположения духа исполнителя.

Деревянный ксилофон из древесины ели — классика детского музыкального творчества. Благодаря пятнадцати пластинам в диапазоне от «ля» второй октавы до «ля» четвёртой, можно услышать летний дождик, весеннюю капель, перестук дятла, порхание бабочки…

_MG_0756.jpg

Пусть меня научат

Вот, скажем, ложки. Простые, да не совсем, потому что освоение игры на них требует труда и терпения. Для начала придётся освоить хватку: обычно две ложки закладываются между пальцами левой руки, третья берётся в правую. Первые две служат двойной «наковальней», по которой бьют третьей ложкой. Причём бьют скользящим ударом с одной чашечки на другую, тут же ещё раз прихлопывая ими при помощи пальцев левой руки. В начале ритмический рисунок разучивают медленно, затем темп убыстряется и получается большое звонкое многозвучие. Мастера-виртуозы ловко и разнообразно чередуют удары правой руки о левую, левой о колено или плечо в сочетании с ударами по ложкам. Дети тоже способны демонстрировать залихватское исполнение, важно заинтересовать их и научить.

Чаще всего у ребёнка срабатывает так называемая историческая память — подержит малыш в руке погремушку с бубенцами или расписную трещотку и уже сам воспроизводит народный наигрыш. Дети чувствуют настоящее, подсознательно ищут встречи с истинным искусством.

Польза народной музыкальной игрушки как развивающего элемента для маленького человека очевидна: игра на ложках, ксилофонах и прочих инструментах, развивает мелкую моторику, слух, ритм, обогащает культурно. И не столько важна техника, сколько воздействие на духовный мир ребёнка русской народной музыки в исполнении самобытных деревянных инструментов.

Александр Серебров,
мастер по изготовлению шумовых и духовых
русских народных музыкальных инструментов,
г. Нижний Новгород

Читайте также: