Настольный театр игрушек это

Обновлено: 28.04.2024

В кукольном театре для ребенка все притягательно: куклы-игрушки, сказочный и знакомый сюжет, возможность самому принимать участие в действии, переиначивать его, играть и фантазировать, а, значит, творить. Не менее важна атмосфера праздника, неминуемо возникающего на каждом представлении. Ну и, конечно, участие мамы или папы предпочтительно для любого ребенка.

Первое, о чем нужно сказать: кукольный театр на столе является самой настоящей развивающей игрушкой. Развивающая игрушка – это та, которая растет вместе с ребенком. Т.е., купив один раз игру, вы сможете пользоваться ею в течение нескольких лет роста и развития ребенка, играть с героями сказок можно бесконечно долго и разнообразно, даже имея под рукой одних и тех же персонажей.

Что развивает домашний кукольный театр?

Множество необходимых качеств! Прежде всего, так называемый, эмоциональный интеллект. Сегодня уже всем известно, что успешность человека зависит не от набора его знаний, умений и навыков, а именно от уровня развития эмоционального интеллекта. Эмоциональный интеллект – это способность человека распознавать эмоции, понимать намерения, мотивацию и желания свои собственные и других людей. Многие родители совершенно напрасно полагают, что развивать необходимо память, внимание, восприятие и т.д. Гораздо важнее для ребенка, особенно для дошкольника – эмоция. Маленький ребенок обучается не по команде «учись», его внимание (без которого невозможно восприятие) управляется интересом, удивлением, любопытством. А эмоция за собой «тащит» много нужной информации, которую ребенок усваивает без специальных объяснений или правил. Ничто так естественно и легко не развивает память и образное мышление, как игра в театр. Для ребенка все происходит ненавязчиво, его никто не обязывает специально выучивать роль или запоминать сюжет. В процессе игры процесс запоминания, проистекает сам собой. Причем, малыш учится не только запоминать, но и выстраивать строгую логическую последовательность по определенному сюжету, а позже и видеть картинку в целом.

Почему именно театр на столе, а не, например, пальчиковый или перчаточный?

Театр на столе – это самый первый кукольный театр ребенка. С какого возраста? Это зависит от самого малыша, все детки разные и развиваются каждый в своем темпе. Некоторые дети уже, как только начали сидеть, способны внимательно слушать маму и следить за куклами. Ребенок видит объемное изображение персонажа, видит, что он не статичен, а движется – это привлекает, вызывает интерес. Сначала малыш будет только наблюдать, затем, когда ему исполнится год-полтора, он сам сможет принять участие в спектакле – озвучивать небольшие роли (договаривать отдельные слова, подражать голосам животных). Художественный текст завораживает ребенка, затрагивает его эмоции, завладевает вниманием. Текст не просто запоминается, усваивается еще и то, как он организован. Отсюда скрупулезное внимание ребенка к деталям. Он не допускает пропусков, искажений: «Ты не так читаешь! Читай правильно!» А желание ребенка слушать бесконечно одну и ту же сказку работает на развитие игровых способностей (способностей сочинять). Из художественного текста ребенок усваивает способ действий автора: способы «плетения» сюжета, способы «построения» персонажей, способы их придумывания. Художественный текст учит, показывает, как создавать символическое игровое пространство. Именно поэтому, ребенку полезно слушать народные сказки: в них легко нащупывается структура, из них легко усвоить «грамматику» символического пространства – в силу того, что она с небольшими изменениями воспроизводится от сказки к сказке. А для ребенка крайне важно иметь устойчивые образцы для подражания. Это только нам, взрослым кажется нелогичной, например, «Курочка Ряба», а для малыша важно совсем другое: в сказке присутствуют опознаваемые, знакомые действия «бил-бил – не разбил» и что такое плачет очень-очень понятно. И если вы позволите себе немного артистизма, если вы изобразите, как именно плачет дед («У-у-у») и как плачет баба («И-и-и»), ребенок придет в восторг.

Настольный театр - такая замечательная форма, родственная режиссерской игре (актеры – маленькие игрушки) и связанная с книжным текстом. К примеру, текст какой-нибудь маленькой сказки в настольном театре может воспроизводиться почти дословно. Но в отличие от книги персонажи на настольной сцене обретают объем и некоторую «свободу» движений; фигурки передвигаются туда-сюда, «говорят». Показывая ребенку такой спектаклик, мы изображаем, как персонажи фыркают, нюхают, попискивают, дрожат, падают и т.п. – т.е. «достраиваем» текст за счет дополнительных движений и звуков, наделяем его теми мимическими, невербальными качествами, которые характерны для живого общения, но отсутствуют в книге. У театрального действия больше возможностей «забирать», удерживать внимание, чем у книжки. Эта форма работает и в тех случаях, когда малышам по разным причинам трудно высидеть на одном месте, слушая книжку. Эта форма облегчает восприятие и запоминание текста. А еще с ее помощью мы обучаем ребенка режиссерской игре, демонстрируем ее модель. Предполагается, что ребенок будет не только смотреть спектакль (поначалу пусть смотрит ‒ это тоже полезный навык), но и с какого-то момента сам будет принимать в нем участие. Тут возможны разные ходы: приблизить происходящее к игре в театр, усадить перед сценой зрителей (кукол и плюшевых зверей). А можно, просто «показывать» спектакль друг другу. Можно сразу поручить ребенку водить «говорящего» персонажа, можно предоставить ему куколку, которая ничего особенного не говорит, а только постукивает, попискивает, падает, подпрыгивает. Все зависит от желания и возможностей ребенка. Действия персонажа (даже довольно сложный набор) могут имитировать практически все дети: постукивать и попискивать – одно удовольствие.

Настольный спектакль всегда имеет дополнительные, «сверхпрограммные» возможности – то, что не предусмотрено авторским текстом: к примеру, поклон. Или вдруг окажется, что персонаж (пусть это будет лягушка) произносит неожиданную реплику: «Ой, устала! Где бы прилечь? Из чего бы кроватку сделать? Тук-тук-тук. Вот где лягу поспать. Мышка, мышка, ты устала? Хочешь поспать?» Не ответить – даже односложно – трудно. А «отвлекся» взрослый – глядишь, и ребеночек уже за двух персонажей говорит. Какая-то новая жизнь на сцене завязалась.

Эта форма театрализации близка к детской игре. В душе каждого ребёнка таится желание свободной театрализованной игры, в которой он воспроизводит знакомые литературные сюжеты. Именно это активизирует его мышление, тренирует память и образное восприятие, развивает воображение и фантазию, совершенствует речь.

Главное дело ребенка – играть. К сожалению, этот тезис родители воспринимают с трудом – особенно, если малышу уже больше трех лет. Им кажется, что игра отнимает у ребенка время от подготовки к школе и, следовательно, отдаляет его от светлого будущего. Но вообще-то игра, как бы странно это ни звучало, подготавливает ребенка к тому, чтобы он научился писать сочинения. Вот сидит малыш на полу, что-то построил, двигает туда-сюда фигурки, машинки, шевелит губами или вслух что-то бормочет… Это действо психологи называют «режиссерской игрой».

В режиссерской игре «артистами» являются игрушки или их заместители, а ребенок, организуя деятельность как «сценарист и режиссер», управляет «артистами». «Озвучивая» героев и комментируя сюжет, он использует разные средства вербальной выразительности. Игра с маленькими игрушками и вправду похожа на постановку спектакля: куколки, солдатики, зверюшки, машинки – это персонажи. Что-то с ними по воле ребенка происходит: они существуют в сюжетном поле, которое ребенок придумывает «здесь и сейчас». Если вы ненавязчиво понаблюдаете за игрой ребенка и обнаружите, что внутри его игры происходит нечто сложное, «закрученное», что игрушки вступают между собой в разные отношения, разговаривают, – значит, прочитанные вами с ребенком книжки «работают», понимание развивается.

Механизмы, порождающие режиссерскую игру, очень напоминают механизмы сочинительства. И то и другое – из области творчества. Конечно, ребенок играет «для себя», без учета зрителей. Поэтому мы и называем эту деятельность игрой: в ней процесс важнее результата. Точнее, процесс здесь и есть результат. Но по тому, как возникает сюжет, как он развивается, как включаются в него игрушки и предметы, получая имена и роли, наделяясь определенными качествами, режиссерскую игру вполне можно считать прообразом художественного текста. Это таинство сродни сочинению сказки или рассказа. Иногда случаются даже целые «повести».

Режиссерская игра становится полноценной после трех лет, когда дети уже не просто подражают увиденным действиям других, а начинают сочинять – придумывать сюжеты, трансформировать в соответствии с этими сюжетами персонажей. В такой игре непременно есть события и конфликты. Причем события должны развиваться, а конфликты решаться.

Игровой сюжет – это не заимствованная, а именно придуманная, самостоятельно созданная конструкция. На самом деле, «позаимствовать» сюжетную конструкцию из реальной жизни крайне сложно. В реальной жизни мы лишены возможности увидеть ее «сюжет» целиком, и даже вообще воспринять его как сюжет. Мы находимся внутри ситуации и похожи на актеров во время киносъемок: в одном эпизоде снялись, в другом, но общий замысел нам не понятен. Мы не знаем, что получится в результате. Чтобы целое нам открылось, жизненный спектакль должен «закончиться».

Художественная литература для этого и существует. Благодаря чтению мы получаем возможность отстраниться от самих себя, раздвоиться: я отождествляюсь с книжным героем, и в то же время слежу за этим героем как зритель, получая возможность пережить его (свой возможный) трагический конец или счастливую развязку событий.

Для настольного театра нужны куколки, которые потом переселятся в режиссерские игры ребенка. Вообще ребенку нужны «литературные» игрушки. Они помогают ребенку «отыгрывать» переживания и в то же время создавать собственные сюжеты. Если такая кукла включается в игру, она «перетаскивает» туда что-то из своих книжных историй и в то же время, оказавшись среди других игрушек, способствует развитию «новых» отношений (иногда – выяснению отношений, но это тоже сюжет).

Среди игрушек, предлагаемых в детских магазинах мало персонажей из любимых книг. И они часто не соразмерны пространству режиссерской игры. Для нее нужны мелкие игрушки, легко умещающиеся в детскую ручку.

Этимология словосочетания «настольный театр» легко угадывается и исходит от места действия – место театрального действия в отличие, на-пример, от стенда в театре на фланелеграфе, театре теней, театре «Живые картинки».

История развития настольного театра не менее богатая, чем любого другого театра, но в специальной литературе о театрах мы вряд ли сможем с ней познакомиться, как, например, с историей театра теней, марионеток, Петрушек. Не узнаем мы и о точном времени возникновения настольного театра, но не ошибемся, если скажем, что он очень древний и возник даже раньше, чем появился сам стол в современном его виде. Возник он и жил в каждой семье, у каждого народа, во всех странах.

И каждый ребенок, взяв в руки игрушку и имея рядом опору – будь то лавка, пенек пли что угодно другое, захочет «оживить» куклу, начав ее передвигать по опоре, комментировать ее действия. А это значит, что ребенок уже сделал первые шаги на пути к игре, в том числе и к театру — театру на столе, к настольному театру.

Настольный театр и его куклы в числе еще нескольких театров (театр картинок на фланелеграфе, театр «Живые картинки») получил свою постоянную прописку в детских дошкольных учреждениях в отличие от театров, которые существуют еще и в профессиональном искусстве и которыми занимаются отдельно, не смешивая с другими видами деятельности (театр теней, марионеток и др.).

Возникновение и существование настольного театра, а также его широкое применение в работе с детьми дошкольного возраста очень естественное, так как исходит из основной деятельности детей – игровой, а все театральное действие построено по тому же принципу, что и любая детская игра: кукол двигают и говорят за них люди, создавая при этом впечатление, что это делают сами куклы. Поэтому, хотя театр и называется настольным, понятно, что главное в нем все-таки не стол, ведь вместо него может быть использована любая другая опора (перевернутая коробка, скамейка и т. д., главное в этом театре – куклы : куклы-игрушки и куклы-картинки. Куклы эти имеют простое устройство, а иногда не имеют никакого специального устройства – это могут быть обычные игрушки, с которыми ребенок играет и данный момент.

Чаще всего используют фабричные игрушки, но в настольном театре очень хорошо использовать игрушки, сделанные своими руками. Изготавливая игрушки, дети сами определяют их образы, создают героев к определенным сказкам, другим произведениям.

При изготовлении, как и при подборе готовых игрушек, соблюдаем принцип соразмерности. Для настольного театра необходимы игрушки не очень большого размера, около 30 см высотой пли ниже, учитывая соотно-шение игрушек по размеру по отношению друг к другу, а также по отношению к игровому пространству. Игрушки для одного спектакля чаще всего подбираются так, чтобы они были изготовлены из материала одной фактуры (ткань, поролон, картон, природный материал).

Для театрализованной игры с довольно объемным пространством действия, каковым является стол, а не стенд, например, не представляет проблем использование театральных кукол самого разного объема. Если исходить из общепринятой характеристики, то в настольном театре представлены куклы всех объемов.

1. Плоские – их основой служат картон, фанера, пластмасса, которые окрашиваются, тонируются, оклеиваются.

2. Полуобъемные – состоят из плоской основы, па которую приклеивается мягкая прокладка, а сверху бумага, ткань, готовая картинка и т. д.

3. Объемные – обычные игрушки (деревянные, пластмассовые, тканевые — особенно мягкие и др., игрушки из природного материала; объемные поделки из бумаги, поролона и др.

Фигурки всех объемов могут быть целостными, а также состоять из основной и дополнительных частей: плоскостная фигурка с движущимися конечностями, мягкая игрушка, сшитая из отдельных частей, -туловище, голова, руки, ноги (у животных – лапы).

Передвигаются по-разному: с помощью только рук кукловода, с помо-щью проволочки, магнита. Кукла изначально может иметь устойчивую опору пли в качестве опоры может служить подставка. В некоторых случаях можно обойтись без подставки, согнув лист картона с изоб-ражением фигурки пополам под углом примерно в 60°. Если изображение на фигурке-картинке с одной стороны, то такие односторонние плоские фигурки передвигаются без поворота в одном направлении. Более совершенные двухсторонние, а также объемные фигурки передвигаются в любом направлении, поворачиваются обеими сторонами.

Управление куклами в настольном театре имеет свои особенности, и о них мы поговорим отдельно, а здесь скажем о том, что куклы в настольном театре чаще всего являются открыто управляемыми, т. е. кукловод и его руки не спрятаны от зрителя, при этом кукловод oрганизует свое управление куклами так, что основное внимание зрителя концентрируется на главном – на куклах. Управление куклами может стать менее заметным (пли почти незаметным, если спектакль настольного театра будет оформлен с применением невысокого барьера (для театра картинок на высоких подставках, сценического ящика (для фигурок, управляемых с помощью проволочки, прикрепленной к фигурке сверху или сзади).

Использование настольного театра в дошкольных учреждениях, а также в семье универсально – от мини-театрализованной игры одного ребенка до специального подготовленного спектакля с участием артистов и зрителей.

Настольный кукольный театр может быть использован в творческих играх детей и в обучающих играх на занятиях

Средствами настольного кукольного театра легко исполнить инсценировки потешек, стихов, песенок, что поможет детям понять их содержание, сделает его образным. Дети могут быть вовлечены в игру, сопровождая действия хоровым или индивидуальным декламированием, пением под аккомпанемент или без него. Возможно и обратное — взрослый читает, а дети изображают с помощью кукол. Наряду с произнесением слов героев может идти комментарий их действий, внешнего вида, что также усилит впечатление, облегчит восприятие.

При подготовке спектаклей для детей следует отбирать произведения с простым, ясным и забавным сюжетом, знакомыми персонажами, благополучным концом. Лучшие спектакли для детей дошкольного возраста, и особенно младшего, где этот театр наиболее используемый, — по мотивам народных сказок «Репка», «Теремок», «Заяц, Лиса и Петух» и др.

При создании спектакля следует избегать использования произведений с большими текстами, много слов не всегда оправданный способ инсценировки произведения. Следует помнить, что малышей боль-ше увлекает действие. Длинные фразы могут быть заменены словосочетаниями, отдельными звуками. Больший акцент на действия, их совершенство, разнообразие!

Настольный театр чаще всего используем при пересказе сказок, небольших рассказов. Здесь дети водят игрушки на столе. Особое внимание уделяется четкой дикции, выразительности речи, интонации, тембра голоса, мимике. У меня настольный театр представлен в виде театра игрушек, театра картинок («Заюшкина избушка», «Теремок», «Колобок» и др.)

Настольный театр в детском саду





Сказка "Три медведя"

Такой театр – интересный, понятный и доступный для детей вид деятельности. Поэтому даже самые робкие, неуверенные в себе дети стали принимать в них участие. Анализируя свою работу, могу сказать, что театрально-игровая деятельность обогатила детей новыми впечатлениями, знаниями, развила интерес к литературе, а также активизировала словарь, совершенствовалась связная речь, звуковая сторона речи и ее выразительность. А самое главное, благодаря именно театрализованным играм, дети стали более раскрепощенными.

Представляю Вашему вниманию свою последнюю работу. Это сказка «Три поросенка». Персонажи изготовлены из СD –дисков. Ребятам очень понравились такие сказочные герои и они с большим удовольствием с ними занимаются.





В своей педагогической деятельности я стремлюсь к тому, чтобы дети комфортно чувствовали себя в любой обстановке, в любой речевой ситуации. Чтобы они могли легко вступать в диалог, могли с достоинством и уважением к другому, аргументировать свою точку зрения, были внимательными слушателями и доброжелательными собеседниками. Благодарю за внимание!

Настольный театр на стаканчиках «Курочка Ряба»

Настольный театр на стаканчиках «Курочка Ряба» Задачи: 1. Побуждать детей самостоятельно обследовать персонажей настольного театра; высказываться по собственному желанию. 2. Эмоционально.

Настольный театр на дисках «Кот и лиса»

Настольный театр на дисках «Кот и лиса» Театрализованная деятельность детей способствует развитию речи, коммуникативных навыков и творческих способностей детей. Детям очень нравится.

Настольный театр по сказке «Репка»

Настольный театр по сказке «Репка» Цель: -развивать у детей связную речь через театрализованную деятельность. Задачи: -учить детей рассказывать сказку,сопровождая текст показом.

Пальчиковый театр в детском саду

Пальчиковый театр в детском саду ПАЛЬЧИКОВЫЕ ИГРЫ Суть занятия состоит в том, чтобы научить ребенка с помощью пальцев изображать какие-то предметы или живых существ. При.

Пальчиковый театр в детском саду

Пальчиковый театр в детском саду Пальчиковый театр – это прекрасный материал для развития у детей воображения, мышления и речи. Способствует развитию мелкой моторики, с.

Пальчиковый театр «Колобок». Настольный театр своими руками

Пальчиковый театр «Колобок». Настольный театр своими руками КОЛОБОК «Я Колобок, Колобок.» Знакомая песенка в «Сказкином доме» звучит! Это тот самый Колобок, который от дедушки и от бабушки ушел,.

Настольный кукольный театр Этимология словосочетания «настольный театр» легко угадывается и исходит от места действия – место театрального действия в отличие, на-пример,.

Театр своими руками в детском саду

Театр своими руками в детском саду Игра – наиболее доступный для детей вид деятельности, способ переработки впечатлений, знаний. Универсальность театрализованной игры позволяет.

Театр в детском саду

Театр в детском саду Значение театра в жизни детей дошкольного возраста переоценить невозможно. Театр ребёнок воспринимает и как актёр, и как зритель. Обе роли.

Теневой театр в детском саду

Теневой театр в детском саду «Волшебный край!» - так когда-то назвал театр великий русский поэт А. С. Пушкин. Чувства великого поэта разделяют и взрослые, и дети, соприкоснувшиеся.

Обращаем Ваше внимание, что в соответствии с Федеральным законом N 273-ФЗ «Об образовании в Российской Федерации» в организациях, осуществляющих образовательную деятельность, организовывается обучение и воспитание обучающихся с ОВЗ как совместно с другими обучающимися, так и в отдельных классах или группах.

Настольный кукольный театр- форма искусства и средство воспитания детей.«Теат.


Курс профессиональной переподготовки

Современные педтехнологии в дошкольном образовании


Курс повышения квалификации

Организация деятельности педагога-воспитателя группы продленного дня


Курс повышения квалификации

Школьные проблемы и способы их преодоления на разных возрастных этапах


«Развитие управляющих функций мозга ребенка: полезные советы и упражнения для педагогов»

  • Поможем развить концентрацию и внимание с раннего возраста
  • Повысим гибкость и раскованность в общении

Рабочие листы и материалы для учителей и воспитателей

Более 2 500 дидактических материалов для школьного и домашнего обучения

Описание презентации по отдельным слайдам:

Настольный кукольный театр- форма искусства и средство воспитания детей.«Теат.

Настольный кукольный театр- форма искусства и средство воспитания детей.
«Театр – это волшебный мир. Он даёт уроки красоты, морали и нравственности. А чем они богаче, тем успешнее идёт развитие духовного мира детей» (Б.М.Теплов)

Настольный театрПомогает учить детей координировать движения рук и глаз; Сопр.

Настольный театр
Помогает учить детей координировать движения рук и глаз;
Сопровождать движения пальцев рук речью;
Побуждает выражать свои эмоции посредством мимики и речи.

Цели настольного кукольного театраВоспитание творчески активной личности. Раз.

Цели настольного кукольного театра
Воспитание творчески активной личности.
Развитие умений и навыков, творческих способностей, раскрытие новых талантов детей средствами театрального искусства.
Организация досуга путём вовлечения в продуктивную творческую и театрализованную деятельность.
Овладение практическими умениями и навыками в области театрального искусства.
Развитие речевой культуры и овладение приёмами выразительности речи.
Создание творческой атмосферы в детском коллективе,
Взаимопонимание, доверие, дружеского отношения друг к другу.

Задачи:Развивать устойчивый интерес к театральной игровой деятельности. Обога.

Задачи:
Развивать устойчивый интерес к театральной игровой деятельности.
Обогащать и активизировать словарный запас детей.
Побуждать детей к импровизации с использованием доступных каждому ребёнку средств выразительности.
Способствовать проявлению самостоятельности, активности в игре с персонажами и игрушками.

Роль кукольного театра в воспитании и всестороннем развитии детей огромна. В.

Роль кукольного театра в воспитании и всестороннем развитии детей огромна. В сказочной игровой форме дети усваивают достойные подражания модели поведения положительных героев, учатся сопереживать им, различать добро и зло.

Настольный театр – это еще и поле для совместной продуктивной деятельности пе.

Настольный театр – это еще и поле для совместной продуктивной деятельности педагогов, родителей и детей. (Продуктивной деятельностью в психологии называют создание какого-то продукта «ручной выделки». Это и лепка, и рисование, и конструирование и т.п.) Такая деятельность, казалось бы, не имеет прямого отношения к развитию речи . Но слова ребенка, по большей части, рождаются из его переживаний. Процесс создания собственного рукотворного «произведения» невероятно волнующий.

Создавая настольный театр, мы позволяем ребенку пережить появление на свет кукольных персонажей и полюбить их новой любовью. Наш рукотворный театр заново укрепляет связи ребёнка с книжным сюжетом. Тем самым мы прививаем не только любовь к творчеству, но и любовь к литературе.

В настольном театре используются самые разнообразные игрушки: как фабричные так и игрушки-самоделки из самого разнообразного материала. Здесь фантазия не ограничивается, главное, чтобы игрушки устойчиво стояли на столе и не создавали помех при передвижении.

Игра для детей – это форма развития и познания окружающего мира. Благодаря те.

Игра для детей – это форма развития и познания окружающего мира. Благодаря театрализованной деятельности развивается связная речь ребенка, он пополняет свой словарный запас, учится эмоциональной отзывчивости, становится более раскованным, может передать свои личные переживания через героя.

Игра для детей – это форма развития и познания окружающего мира. Благодаря.

Игра для детей – это форма развития и познания окружающего мира. Благодаря театрализованной деятельности развивается связная речь ребенка, он пополняет свой словарный запас, учится эмоциональной отзывчивости, становится более раскованным, может передать свои личные переживания через героя.

Когда мне предложили создать свой театрализованный уголок, мне хотелось сдела.

Когда мне предложили создать свой театрализованный уголок, мне хотелось сделать его более индивидуальным и уютным. Всё это ещё на стадии доработки, но кое-чем уже могу поделиться.
Я хочу рассказать о настольном (или плоскостном) театре, которым мы будем пользоваться с детьми на занятиях и в свободное время.
Для работы нам понадобятся: ножницы, клей, готовые картинки, плотный картон и другие подручные материалы.
Из интернета выбираем картинки нужных сказочных персонажей и распечатываем их на цветном принтере. Вырезаем и приклеиваем на плотный картон ( каматекс или другой плотный материал). Приклеили картинку на плотную основу, ещё раз вырезаем. И уже готовую фигурку вставляем на подставку. Подставку можно сделать из использованных втулок, стаканчиков из под йогурта, контейнер от киндер-сюрприза и т.д. Вот и готов сказочный персонаж, и так все остальные фигуры.

Для устойчивости дополнительные декорации укреплены на специальных подставк.

Для устойчивости дополнительные декорации укреплены на специальных подставках. Их можно сделать из втулок от рулонов, из стаканчиков из под йогурта, контейнеров от киндер-сюрприза.

Для инсценировки сказок можно использовать дополнительные декорации: домики.

Для инсценировки сказок можно использовать дополнительные декорации: домики, деревья и т.д.
Эти декорации можно так же изготовить из любого подручного и даже бросового материала. Всё зависит от ваших возможностей и фантазии.

В отличие от книги персонажи на настольной сцене обретают объем и некоторую «.

В отличие от книги персонажи на настольной сцене обретают объем и некоторую «свободу» движений; фигурки передвигаются туда-сюда, «говорят».
Показывая ребенку такой спектаклик, мы изображаем, как персонажи фыркают, нюхают, попискивают, дрожат, падают и т.п. – т.е. «достраиваем» текст за счет дополнительных движений и звуков, наделяем его теми мимическими, невербальными качествами, которые характерны для живого общения, но отсутствуют в книге.

Очень нравятся детям фигурки так называемые «топотушки». В фигурках проде.

Очень нравятся детям фигурки так называемые «топотушки». В фигурках проделаны отверстия для пальчиков. С их помощью дети двигают фигурки имитируя движение ног при ходьбе. Это позволяет развивать не только театральные навыки , но и прежде всего мелкую моторику пальцев рук, что имеет огромное значение для развития мыслительных процессов и речи детей.

Детям очень интересно самим мастерить фигурки для настольного театра. Они.

Детям очень интересно самим мастерить фигурки для настольного театра. Они с большим интересом рисуют, вырезают, и конечно играют. Это для них как новые игрушки, только дороги они тем, что сделаны своими руками.

Вот такие весёлые куколки-топотушки получились у наших девочек.

Вот такие весёлые куколки-топотушки получились у наших девочек.

Театр на ложках. За основу берём обыкновенные пластиковые ложки и наклеиваем.

Театр на ложках.
За основу берём обыкновенные пластиковые ложки и наклеиваем мордочку персонажа. Театр на ложках можно использовать и при выполнении различных ритмических заданий: от отстукивания такта мелодии до деления слов на слоги.


Театр- это волшебный край, в котором ребёнок радуется - играя, а в ИГРЕ он.

Театр- это волшебный край, в котором ребёнок радуется - играя, а в ИГРЕ он познаёт МИР!

Приятного Вам творчества!

Спасибо за внимание! Назарларыңызға рахмет! Thank you for your attantion!

Спасибо за внимание!

Thank you for your attantion!

  • Поможем развить концентрацию и внимание с раннего возраста
  • Повысим гибкость и раскованность в общении
  • подготовка к ЕГЭ/ОГЭ и ВПР
  • по всем предметам 1-11 классов

Рабочие листы и материалы для учителей и воспитателей

Более 2 500 дидактических материалов для школьного и домашнего обучения


На нашем сайте, в разделе «Практика», существует рубрика «Театр книги», посвященная настольному театру. Рубрика эта оказалась не слишком востребованной и воспринимается скорее как нечто избыточное. Между тем маленькие спектакли настольного театра связаны с обучением чтению. Прежде всего потому, что через такие спектакли мы обучаем малышей режиссерской игре – когда ребенок играет с маленькими игрушками, придумывая сюжеты. Что такое режиссерская игра, я рассказала в статье «Игра и чтение: что общего?». И здесь повторюсь: режиссерская игра ‒ важнейший показатель развивающейся способности ребенка к пониманию текстов. А настольный театр – способ развивать детскую режиссерскую игру.

Вся детская жизнь – это «сообщающиеся сосуды». Если ребенок много рисует, используя разные материалы, ему легче впоследствии воспринимать работы больших художников. И наоборот: насмотренность (термин, который когда-то ввел в педагогическую художественную практику художник и педагог Б.П. Неменский) отражается на рисунках детей. С музыкой то же самое: раньше и внимательнее других обучаются слышать музыку те дети, которых приобщают к игре на музыкальных инструментах.

Современные российские психологи, изучающие детскую игру советуют родителям учить детей играть. Главный аргумент: в прошлом веке дети получали уроки игры из общения в разновозрастных коллективах. И в семьях было много детей. Теперь «естественно образующиеся» разновозрастные сообщества (например, дворовые) ушли из нашей жизни. В редких семьях растут больше чем двое детей. Поэтому груз обучения игре ложится на родителей. В книгах психолога Елены Смирновой можно найти советы, как стимулировать игру малышей, как помогать им выстраивать простенькие сюжеты. У известного специалиста по детской игре Елены Кравцовой есть книжка «Разбудить в ребенке волшебника»: в ней родителям рассказывают о всяких «хитростях», стимулирующих развитие и усложнение игрового сюжета.

К примеру, можно спрашивать, что происходит в игре в данный момент и ненавязчиво подсказывать новые сюжетные ходы: «Не хочет ли шофер отвезти этот груз в дальние страны – туда, где очень нужно что-нибудь. », «Не пойти ли твоей дочке на день рождения в соседнее королевство? Что она для этого должна сделать?» и т.п.

В каких-то случаях это работает. Но вмешиваться в детскую игру не всегда получается. Тут, по крайней мере, необходимы два обстоятельства: родитель должен проявить интерес к игре, а ребенок должен почувствовать его интерес (а не стремление к дидактической проверке) и желание допустить постороннего (пусть и близкого) в свою игру.

Если родитель, с согласия ребенка, включится в игру, если ему самому интересно играть и при этом он не подавляет детскую инициативу, – отлично.

Но вообще-то вмешиваться в игру трудно – поскольку это творческий и потому интимный процесс. А если приходится вмешиваться, если четырехлетнему (и тем более - пятилетнему) ребенку нужно подсказывать сюжетные ходы, если он без вмешательства взрослого не может выстроить игровое пространство, значит, ребенок по каким-то причинам не научился играть. Не умеющий играть ребенок – отдельная проблема и отдельный разговор. (Можно сразу предположить, что и с обучением чтению у него возникнут проблемы. И почти наверняка – с самостоятельным чтением книг.) Хочется думать, что это исключительные ситуации.

Однако нужно иметь «запасное» средство, позволяющее влиять на ситуацию. Оно хорошо в любом случае – и при чудесном развитии, и при некоторых проблемах.

Настольный театр детского сада № 17 города Глазова

***
Это средство ‒ настольный театр. Не пальчиковый, не кукольный, не «игры-драматизации», а именно театр на столе. Такая замечательная форма, родственная режиссерской игре (актеры – маленькие игрушки) и связанная с книжным текстом.

К примеру, текст какой-нибудь маленькой сказки в настольном театре может воспроизводиться почти дословно. Но в отличие от книги персонажи на настольной сцене обретают объем и некоторую «свободу» движений; фигурки передвигаются туда-сюда, «говорят».

Показывая ребенку такой спектаклик, мы изображаем, как персонажи фыркают, нюхают, попискивают, дрожат, падают и т.п. – т.е. «достраиваем» текст за счет дополнительных движений и звуков, наделяем его теми мимическими, невербальными качествами, которые характерны для живого общения, но отсутствуют в книге.

У театрального действия больше возможностей «забирать», удерживать внимание, чем у книжки. Эта форма работает и в тех случаях, когда малышам по разным причинам трудно высидеть на одном месте, слушая книжку. Эта форма облегчает восприятие и запоминание текста.

А еще с ее помощью мы обучаем ребенка режиссерской игре, демонстрируем ее модель. Предполагается, что ребенок будет не только смотреть спектакль (поначалу пусть смотрит ‒ это тоже полезный навык), но и с какого-то момента сам будет принимать в нем участие. Тут возможны разные ходы: приблизить происходящее к игре в театр, усадить перед сценой зрителей (кукол и плюшевых зверей). А можно просто «показывать» спектакль друг другу.

Можно сразу поручить ребенку водить «говорящего» персонажа, можно предоставить ему куколку, которая ничего особенного не говорит, а только постукивает, попискивает, падает, подпрыгивает. Все зависит от желания и возможностей ребенка.

Действия персонажа (даже довольно сложный набор) могут имитировать практически все дети: постукивать и попискивать – одно удовольствие.

Настольный спектакль всегда имеет дополнительные, «сверхпрограммные» возможности – то, что не предусмотрено авторским текстом: к примеру, поклон. Или вдруг окажется, что персонаж (пусть это будет лягушка) произносит неожиданную реплику: «Ой, устала! Где бы прилечь? Из чего бы кроватку сделать? Тук-тук-тук. Вот где лягу поспать. Мышка, мышка, ты устала? Хочешь поспать?»

Не ответить – даже односложно – трудно.

А «отвлекся» взрослый – глядишь, и ребеночек уже за двух персонажей говорит. Какая-то новая жизнь на сцене завязалась.

***
Для настольного театра нужны куколки, которые потом переселятся в режиссерские игры ребенка.

Вообще ребенку нужны «литературные» игрушки.

Они помогают ребенку «отыгрывать» переживания и в то же время создавать собственные сюжеты. Если такая кукла включается в игру, она «перетаскивает» туда что-то из своих книжных историй и в то же время, оказавшись среди других игрушек, способствует развитию «новых» отношений (иногда – выяснению отношений, но это тоже сюжет).

Правда, среди покупных игрушек мало персонажей из любимых книг. И они часто не соразмерны пространству режиссерской игры. Для нее нужны мелкие игрушки.

Я в какой-то момент оказалась в музее игрушки в бывшем Дворце пионеров на Воробьевых горах. И с удивлением выяснила, что в шестидесятые годы советская промышленность пыталась эту задачу решать: производились целые наборы литературных персонажей. Например, почти полный состав героев сказки «Чиполлино». Это были точные копии образов, нарисованных в книжке. (Другое дело, что счастливчики, обладавшие в детстве этим набором, мне не известны. Только тот коллекционер, который по одной собирал этих кукол по всей России. И издан был «Чиполлино» в единственном виде. Рисунки первого издания задали канонические образы.)

Фигурки героев сказки «Чиполлино» из коллекции Сергея Романова

Позже, в 80-е, появились наборы маленьких фигурок по русским народным сказкам – «Волк и семеро козлят», «Маша и медведь». Они и сейчас есть – в разных видах.

Но этого явно недостаточно.

Ну, и ладно. Недостаток игрушек в некоторых случаях может обернуться педагогической находкой. Ведь настольный театр – это еще и поле для совместной продуктивной деятельности родителей и детей. (Продуктивной деятельностью в психологии называют создание какого-то продукта «ручной выделки». Это и лепка, и рисование, и конструирование и т.п.)

Такая деятельность, казалось бы, не имеет прямого отношения к развитию речи и приобщению к книге. Но слова ребенка, по большей части, рождаются из его переживаний. Процесс создания собственного рукотворного «произведения» невероятно волнующий. Мне всегда казалось, что очерки Елены Макаровой, посвященные ее занятиям с детьми (лепка, рисование) – на самом деле, захватывающие рассказы о рождении содержательной речи. Как интересно и неожиданно высказывались дети на ее занятиях!

Что это, как не «умение выражать свое отношение к происходящему», которое считается важнейшим критерием развитой читательской способности?
Создавая настольный театр, мы организуем жизнь вокруг книги. Мы создаем тело для книжных образов, строим декорации для книжных сюжетов. Мы позволяем ребенку пережить появление на свет кукольных персонажей и полюбить их новой любовью. Наш рукотворный театр заново укрепляет связи малыша с книжным сюжетом, с книгой. Ведь книга – родина героя.

Читайте также: