Наталья тыркова художник игрушки

Обновлено: 04.05.2024

100-ЛЕТИЮ РОССИЙСКОЙ ИГРУШКИ ПОСВЯЩАЕТСЯ! ИЗВЕСТНАЯ ПЕТЕРБУРЖСКАЯ ХУДОЖНИЦА-АНИМАЛИСТ ТЫРКОВА НАТАЛЬЯ ДМИТРИЕВНА (22.10.1928 - 27.11. 2015г ). Старейший петербургский художник-график Наталья Тыркова была изгнана из студии Академии художеств (где занималась с третьего класса) за то, что рисовала только… зверей. Впоследствии Наталья Дмитриевна закончила Художественно-промышленную академию имени барона Штиглица (в то время – училище имени Веры Мухиной), работала художником-модельером фабрик «Красной треугольник» и «Пластполимер». Сегодня ее резиновые питомцы (игрушки) хранятся в Петербургском музее игрушки, изумительные акварели – в Музее кошки города Всеволожска, а несколько витрин с работами, представленными в рамках «ZооКультУры», пользуются повышенным вниманием посетителей выставки. Объединение «Красный треугольник» выпустило целую серию очаровательных зверушек по моделям Н. Тырковой. В 1960-е гг. особенно актуальной стала космическая техника, всегда носившая в советской игрушке мирный характер. Все началось с того, что бабушка заметила - ее внучка Наташа замечательно рисует. И отнесла ее работы в художественную школу при Академии художеств, куда девочку тут же приняли. Во время учебы Наташа особенно проявляла интерес к изображению животных. А потом началась война и семье будущей художницы пришлось прочувствовать на себе все ее тяготы и лишения. Всю блокаду Наталья Дмитриевна провела в осажденном Ленинграде, посещала ремесленное училище и тут же применяла свои знания на практике: как и многие ее сверстники, она вытачивала на токарном станке детали для «Катюш». После войны девочка получила медаль «За оборону Ленинграда». В 1945 году Наталья Дмитриевна поступила в ЛВХПУ им. Мухиной на факультет художественной обработки металла. В учебе помогли и навыки, полученные во время работы за токарным станком. В то время вся страна испытывала невероятный послевоенный подъем. Нужно было отстраивать разрушенные города, переводить на мирные рельсы работу различных предприятий, мобилизованных для обеспечения нужд оборонной промышленности. Вспомнили и об игрушке. В 1946 году в Загорске был создан НИИ игрушки, чуть позднее, в 1949 году, при Министерстве просвещения СССР организовали художественно-технический совет по игрушке. Эти меры были направлены на то, чтобы восстановить и улучшить работу игрушечной отрасли которая, к тому же, испытывала острую нехватку квалифицированных кадров. Так, Наталья Дмитриевна в 1953 году была распределена в загорский институт. Проработала она там всего год, но за это время смогла познакомиться с различными технологическими приемами и использованием в игрушке различных материалов. Несколько лет потребовалось художнице, чтобы обрести свой собственный стиль и прийти к пониманию того, как должны выглядеть игрушечные звери, чтобы они были понятны и любимы детьми всех возрастов. Более того, они привлекательны своим сходством с реальными представителями фауны. Ведь, по мнению художницы, игрушка может быть и стилизована, и близка к натуре, но она обязательно должны быть узнаваема. Не один день провела Наталья Дмитриевна в Ленинградском зоопарке, работая на натуре, наблюдая за жизнью звериных семейств. По воспоминаниям художницы, самое интересное время в зоопарке было весной, когда появлялись детеныши. Однажды ей даже посчастливилось подержать на руках черного детеныша леопарда, от которого отказалась мать. Конечно, деятельность Натальи Дмитриевны Тырковой не ограничивалась только созданием игрушек. Она занималась созданием садово-парковой скульптурой, много работала акварелью, писала зверей, занималась резьбой по металлу и художественной обработкой камня. И несмотря на свой преклонный возраст, художница активно участвовала на выставках в Санкт-Петербургском Музее Игрушки.

Facebook Если у вас не работает этот способ авторизации, сконвертируйте свой аккаунт по ссылке ВКонтакте Google RAMBLER&Co ID

Авторизуясь в LiveJournal с помощью стороннего сервиса вы принимаете условия Пользовательского соглашения LiveJournal


Веселый зоопарк

Не одно поколение советских детей выросло на творениях ленинградского скульптора Натальи Дмитриевны Тырковой (1928).
Мы побеседовали с ней и решили поделиться впечатлениями oб удивительной доброй волшебнице.
Более тридцати лет она занималась созданием анималистической игрушки.
По ее моделям игрушки выпускались на различных предприятиях страны, но все же, основная ее деятельность была связана с двумя крупными производствами Ленинграда: Охтинским химическим комбинатом (позднее переименованным в НПО «Пластполимер») и заводом «Красный треугольник».
Именно здесь появлялись и расходились по всей стране удивительные резиновые и полиэтиленовые звери, ставшие неотъемлемой частью детства советских ребят.

Все началось с того, что бабушка заметила - ее внучка Наташа замечательно рисует.
И отнесла ее работы в художественную школу при Академии художеств, куда девочку тут же приняли.
Во время учебы Наташа особенно проявляла интерес к изображению животных.












А потом началась война и семье будущей художницы пришлось прочувствовать на себе все ее тяготы и лишения.
Всю блокаду Наталья Дмитриевна провела в осажденном Ленинграде, посещала ремесленное училище и тут же применяла свои знания на практике: как и многие ее сверсники, она вытачивала на токарном станке детали для «Катюш».
После войны девочка получила медаль «За оборону Ленинграда».



В 1945 году Наталья Дмитриевна поступила в ЛВХПУ им. Мухиной на факультет художественной обработки металла.
В учебе помогли и навыки, полученные во время работы за токарным станком.

В то время вся страна испытывала невероятный послевоенный подъем.
Нужно было отсраивать разрушенные города, переводить на мирные рельсы работу различных предприятий, мобилизованных для обеспечения нужд оборонной промышленности.
Вспомнили и об игрушке.

В 1946 году в Загорске был основан Всесоюзный НИИ игрушки (р в результате реорганизации НИИ '32 года создания), чуть позднее, в 1949 году, при Министерстве просвещения СССР организовали художественно-технический совет по игрушке.
Эти меры были направлены на то, чтобы восстановить и улучшить работу игрушечной отрасли которая, к тому же, испытывала острую нехватку квалифицированных кадров.

Так, Наталья Дмитриевна в 1953 году была распределена в загорский институт.

Проработала она там всего год, но за это время смогла познакомиться с различными технологическими приемами и использованием в игрушке различных материалов.
Несколько лет потребовалось художнице, чтобы обрести свой собственный стиль и прийти к пониманию того, как должы выглядеть игрушечные звери, чтобы они были понятны и любимы детьми всех возрастов.



По мнению мастера, основная задача анималистической игрушки - «воспитание доброты ко всему живому в маленьком человеке».
И, действительно, ее резиновые зверята, разработанные для завода «Красный треугольник», вызывают искреннюю симпатию и у малышей, и у взрослых.

Зайчик Натальи Тырковой "на приеме" у Доктора Айболита Льва Разумовского.



Более того, они привлекательны своим сходством с реальными представителями фауны.
Ведь, по мению художницы, игрушка может быть и стилизована, и близка к натуре, но она обязательно должны быть узнаваема.



Не один день провела Наталья Дмитриевна в Ленинградском зоопарке, работая на натуре, наблюдая за жизнью звериных семейств. По воспоминаниям художницы, самое интересное время в зоопарке было весной, когда появлялись детеныши. Однажды ей даже постастливилось подержать на руках черного детеныша леопарда, от которого отказалась мать.



По моделям Натальи Дмитриевны, созданным для Охтинского химического комбината, выпущены, пожалуй, одни из самых лучших советских игрушек. Многие из них сегодня являются настоящей коллекционной редкостью. Подобные образцы сегодня не встретить в современных детских магазинах.
Яркий страус ростом почти с годовалого малыша, очаровательный белый мишка, как будто из мультфильма про Умку, неуклюжий гусенок и другие творения Тырковой осуществили мечту нескольких поколений советских малышей поселить у себя дома настоящий зоопарк.







А сегодня они позволяют их взрослым обладателям вернуться в свое счастливое детство. Коллекционеры разных стран стремятся приобрести игрушки для своих собраний.



Конечно, деятельность Натальи Дмитриевны Тырковой не ограничивалась только созданием игрушек.

Она занималась созданием садово-парковой скульптурой, много работала акварелью, писала зверей, занималась резобой по металу и художественной обработкой камня. И сегодня, несмотря на свой преклонный возраст, художница активно участвует в выставках.

В Санкт-Петербургском Музее Ирушки



В мастерской художницы





















Многие ее работы входят в коллекцию Музея кошки во Всеволожске.







Но сейчас мы не будем предвосхищать события: наиболее полное собрание игрушек Натальи Дмитриевны, а также уникальные материалы из ее архива можно будет увидеть в Токсовском музее игрушки, на открытие которого мы вас обязательно пригласим.

Тыркова Н.Д. Член Санкт-Петербургского отделения Союза художников России, секция декоративно-прикладного искусства.

Игрушка с пищалкой Снегирь. высота 7,5 см, автор Наталья Дмитриевна Тыркова. СССР, "Красный Треугольник"1970-е гг.

Игрушка с пищалкой Снегирь. высота 7,5 см, автор Наталья Дмитриевна Тыркова. СССР, "Красный Треугольник"1970-е гг.

Пока еще снег остается, поснимала резиновые игрушки своей коллекции. Их у меня немного больше, в этом фотосете приняли участие "зимние" персонажи - снегирь, барашки, эскимоски, белочка в зимней шубке.

Бельчонок. Без пищалки. высота 67 мм. Выпускался так же летней рыжей шубке. Автор - Наталья Дмитриевна Тыркова

Бельчонок. Без пищалки. высота 67 мм. Выпускался так же летней рыжей шубке. Автор - Наталья Дмитриевна Тыркова

Все эти игрушки сделаны на фабрике "Красный треугольник". Это предприятие с огромной историей, первая в России резиновая фабрика. И если бы она продолжала существовать, в следующем году отметила бы 160-летний юбилей. Но, основанный еще в дореволюционной России, питерский завод не пережил 90-х. Располагался он в доме № 138 на набережной Обводного канала.

В советские времена здесь производили массу резиновых изделий, например, противогазы и калоши. И, конечно же, игрушки - над ними трудились настоящие мастера.

Вот, к примеру, эскимоска, маленькая резиновая игрушка авторства Галины Модестовны Соколовой. Немного о замечательной художнице:

Галина Соколова более 30 лет работала штатным художником на заводе "Красный треугольник". Пришла на завод в 1954 году и создавала образы игрушек знакомых не одному поколению советских детей. Ежегодно ее работы выставлялись на ВДНХ. За достижения в труде в 1968 году Галина Модестовна удостоена серебряной медали ВДНХ, а в 1985 году звания Ветеран труда.

В 2018 году Галине Модестовне исполнилось 90 лет! Фото из группы ВК "Выставка «Красочный мир «Красного треугольника»"

В 2018 году Галине Модестовне исполнилось 90 лет! Фото из группы ВК "Выставка «Красочный мир «Красного треугольника»"

Советские игрушки - Любимые целыми поколениями! запись закреплена

Художники, создавшие образы советских кукол

Тыркова Наталья Дмитриевна.(22.10.1928 - 27.11. 2015г )

Старейший петербургский художник-график Наталья Тыркова была изгнана из студии Академии художеств (где занималась с третьего класса) за то, что рисовала только… зверей. Впоследствии Наталья Дмитриевна закончила Художественно-промышленную академию имени барона Штиглица (в то время – училище имени Веры Мухиной), работала художником-модельером фабрик «Красной треугольник» и «Пластполимер».

Сегодня ее резиновые питомцы (игрушки) хранятся в Петербургском музее игрушки, изумительные акварели – в Музее кошки города Всеволожска, а несколько витрин с работами, представленными в рамках «ZооКультУры», пользуются повышенным вниманием посетителей выставки.

Объединение «Красный треугольник» выпустило целую серию очаровательных зверушек по моделям Н. Тырковой. В 1960-е гг. особенно актуальной стала космическая техника, всегда носившая в советской игрушке мирный характер.

Все началось с того, что бабушка заметила - ее внучка Наташа замечательно рисует.
И отнесла ее работы в художественную школу при Академии художеств, куда девочку тут же приняли.
Во время учебы Наташа особенно проявляла интерес к изображению животных.
А потом началась война и семье будущей художницы пришлось прочувствовать на себе все ее тяготы и лишения.
Всю блокаду Наталья Дмитриевна провела в осажденном Ленинграде, посещала ремесленное училище и тут же применяла свои знания на практике: как и многие ее сверстники, она вытачивала на токарном станке детали для «Катюш».
После войны девочка получила медаль «За оборону Ленинграда».

В 1945 году Наталья Дмитриевна поступила в ЛВХПУ им. Мухиной на факультет художественной обработки металла.
В учебе помогли и навыки, полученные во время работы за токарным станком.

В то время вся страна испытывала невероятный послевоенный подъем.
Нужно было отстраивать разрушенные города, переводить на мирные рельсы работу различных предприятий, мобилизованных для обеспечения нужд оборонной промышленности.
Вспомнили и об игрушке.

В 1946 году в Загорске был создан НИИ игрушки, чуть позднее, в 1949 году, при Министерстве просвещения СССР организовали художественно-технический совет по игрушке.
Эти меры были направлены на то, чтобы восстановить и улучшить работу игрушечной отрасли которая, к тому же, испытывала острую нехватку квалифицированных кадров.

Так, Наталья Дмитриевна в 1953 году была распределена в загорский институт.
Проработала она там всего год, но за это время смогла познакомиться с различными технологическими приемами и использованием в игрушке различных материалов.

Несколько лет потребовалось художнице, чтобы обрести свой собственный стиль и прийти к пониманию того, как должы выглядеть игрушечные звери, чтобы они были понятны и любимы детьми всех возрастов.
Более того, они привлекательны своим сходством с реальными представителями фауны.
Ведь, по мению художницы, игрушка может быть и стилизована, и близка к натуре, но она обязательно должны быть узнаваема.

Не один день провела Наталья Дмитриевна в Ленинградском зоопарке, работая на натуре, наблюдая за жизнью звериных семейств. По воспоминаниям художницы, самое интересное время в зоопарке было весной, когда появлялись детеныши. Однажды ей даже посчастливилось подержать на руках черного детеныша леопарда, от которого отказалась мать.

Конечно, деятельность Натальи Дмитриевны Тырковой не ограничивалась только созданием игрушек.
Она занималась созданием садово-парковой скульптурой, много работала акварелью, писала зверей, занималась резьбой по металлу и художественной обработкой камня. И несмотря на свой преклонный возраст, художница активно участвувала на выставках в Санкт-Петербургском Музее Ирушки.

Большой Кот в сапогах. А. Изергина, С. Россинская. Москва, артель "Мосгалантерея". 1950-е гг. Плюш. Кошка с желтым бантом. Москва, артель "Мосгалантерея". Начало 1950-1960-е гг. Плюш, полистирол, опилочная масса. Кот в сапогах (вверху справа). А. Изергина, С. Россинская. Москва, артель "Мосгалантерея". 1950-е гг. Плюш. Кот в сапогах (внизу справа). Москва, артель "Мосгалантерея". Начало 1950-1960-е гг. Плюш, опилочная масса. ФОТО ИЗ ОТКРЫТЫХ ИСТОЧНИКОВ.

Большой Кот в сапогах. А. Изергина, С. Россинская. Москва, артель "Мосгалантерея". 1950-е гг. Плюш. Кошка с желтым бантом. Москва, артель "Мосгалантерея". Начало 1950-1960-е гг. Плюш, полистирол, опилочная масса. Кот в сапогах (вверху справа). А. Изергина, С. Россинская. Москва, артель "Мосгалантерея". 1950-е гг. Плюш. Кот в сапогах (внизу справа). Москва, артель "Мосгалантерея". Начало 1950-1960-е гг. Плюш, опилочная масса. ФОТО ИЗ ОТКРЫТЫХ ИСТОЧНИКОВ.

Мягкие игрушки из нашего детства. Наверное, у каждого взрослого в детстве была любимая мягкая игрушка - мишка, зайчик, слон. Мягкие игрушки обладают особенной притягательностью. И сегодня эти игрушки из нашего советского прошлого радуют взрослых коллекционеров и не только их.

Артельное производство Мосгалантереи послевоенного СССР 1950 -х годов. Эти игрушки - настоящие шедевры; они неповторимые, добрые, душевные и почти живые.

Заяц с красным бантом. Н. Соловьева. Москва, артель "Мосгалантерея". 1950- начало 1960-х гг. Плюш, опилки. Рыжая кошка. М. Павлюченко. Москва, артель "Мосгалантерея". 1950- начало 1960-х гг. Плюш, древесно-опилочная масса. Обезъяна. С. Россинская. Москва, артель "Мосгалантерея". 1950- начало 1960-х гг. Плюш, древесно-опилочная масса. Слоны в красном и зеленом комбинезонах. С. Россинская. Москва, артель "Мосгалантерея". 1950-е гг. Плюш, древесно-опилочная масса. Лисенок. Р. Горяинова. Москва, артель "Мосгалантерея". 1950- начало 1960-х гг. Плюш, древесно-опилочная масса. Белка с желтым бантом. С. Россинская. Москва, артель "Мосгалантерея". 1950-е гг. Плюш. Лиса в сарафане. А. Изергина, С. Россинская. Москва, артель "Мосгалантерея". 1950-е гг. Плюш. Собака в одежде. И. Шеборшина. Москва, артель "Мосгалантерея". 1950- начало 1960-х гг. Плюш, древесно-опилочная масса. Заяц с клетчатым бантом. Н. Соловьева. Москва, артель "Мосгалантерея". 1950-е гг. Плюш. Крокодил. С. Россинская. Москва, артель "Мосгалантерея". 1950-е гг. Плюш. ФОТО ИЗ ОТКРЫТЫХ ИСТОЧНИКОВ.

Заяц с красным бантом. Н. Соловьева. Москва, артель "Мосгалантерея". 1950- начало 1960-х гг. Плюш, опилки. Рыжая кошка. М. Павлюченко. Москва, артель "Мосгалантерея". 1950- начало 1960-х гг. Плюш, древесно-опилочная масса. Обезъяна. С. Россинская. Москва, артель "Мосгалантерея". 1950- начало 1960-х гг. Плюш, древесно-опилочная масса. Слоны в красном и зеленом комбинезонах. С. Россинская. Москва, артель "Мосгалантерея". 1950-е гг. Плюш, древесно-опилочная масса. Лисенок. Р. Горяинова. Москва, артель "Мосгалантерея". 1950- начало 1960-х гг. Плюш, древесно-опилочная масса. Белка с желтым бантом. С. Россинская. Москва, артель "Мосгалантерея". 1950-е гг. Плюш. Лиса в сарафане. А. Изергина, С. Россинская. Москва, артель "Мосгалантерея". 1950-е гг. Плюш. Собака в одежде. И. Шеборшина. Москва, артель "Мосгалантерея". 1950- начало 1960-х гг. Плюш, древесно-опилочная масса. Заяц с клетчатым бантом. Н. Соловьева. Москва, артель "Мосгалантерея". 1950-е гг. Плюш. Крокодил. С. Россинская. Москва, артель "Мосгалантерея". 1950-е гг. Плюш. ФОТО ИЗ ОТКРЫТЫХ ИСТОЧНИКОВ.

В период революции и гражданской войны игрушечное производство в России сохранилось. На базе разоренного Хотьковского монастыря была создана артель, которая выпускала мягких игрушек и простеньких, и посложнее. Мишки, зайчики, белочки, набитые опилками, шились в Хотьково. Монахини местного Покровского девичьего монастыря продавали их сами по окрестным деревням и на ярмарке в Сергиевом Посаде.

В дореволюционной России игрушек с подвижными лапками не выпускали. Производство мягкой игрушки после революции было в руках кустарей – надомников и в мелких артелях. Все игрушки шили из отходов с тканевых фабрик. Детали делали вручную. Среди закупок часто встречался брак, что сказывалось на качестве самой игрушки. Кроме плохой ткани было и плохое сырьё, которое дополняли гнилыми нитками и сырыми опилками. Поэтому такая игрушка долго не могла храниться.

Вариативность самих игрушек была не большой. Цветовая гамма зависела не от модели, а от наличия ткани. Плохое качество сырья, ткани и сложность работы с такими материалами делали готовую продукцию часто не узнаваемой для автора - художника. Ситуация изменилась к 1930 году, качество стали контролировать не только с технической, но и с эстетической стороны.

В 1930 - е годы артель «Кооперигрушка» во главе с художником Анастасией Николаевной Изергиной, которая требовала высокого качество исполнения, подняла игрушку на новый уровень качества.

Зайчиха. Мягкая игрушка И. Шеборшиной. Высота 33см. Артельное производство Мосгалантереи. 1950-х. Материал плюш, набита опилками. ФОТО ИЗ ОТКРЫТЫХ ИСТОЧНИКОВ.

Зайчиха. Мягкая игрушка И. Шеборшиной. Высота 33см. Артельное производство Мосгалантереи. 1950-х. Материал плюш, набита опилками. ФОТО ИЗ ОТКРЫТЫХ ИСТОЧНИКОВ.

Читайте также: