Николай ударов игрушки дней блокадных

Обновлено: 10.05.2024

Дети – это целый мир: весёлые, озорные, немного застенчивые, они способны найти себе занятие даже тогда, когда приходят суровые испытания.

Блокада Ленинграда — трагическая страница в жизни нашего народа, нашей страны. Это самая продолжительная и страшная осада города за всю историю человечества. Среди жителей Ленинграда, испытавших на себе все тяготы тех горьких и страшных дней, оставались 400 тысяч детей. Трудное, холодное, голодное время, но особенно тяжело пришлось детям. Они лицом к лицу столкнулись с жестокой действительностью войны, с голодом и потерями. Ведь мир детей существует с миром взрослых в одном и том же пространстве. Блокадные дети, рано повзрослевшие, не по-детски серьёзные и мудрые, всё равно оставались детьми. Их помощниками и спутниками были игрушки. Дорогие сердцу медвежата и зайцы, куклы и обезьянки помогали своим маленьким друзьям выжить в годы блокады.

Частью коллекции Петербургского музея кукол являются игрушки, принадлежавшие юным жителям осажденного города. Блокадный фонд музея насчитывает около 300 экземпляров, сохранивших энергетику своих хозяев. Если бы игрушки могли говорить, то рассказали бы не одну историю о стойкости духа и любви к жизни. Вот некоторые трогательные рассказы.


Обезьянка

Катеньке исполнилось 3 года. Их семья была дружной: мама, папа, брат и сестра. Папа Кати был футбольным арбитром. Он ездил по разным городам и судил матчи. Незадолго до начала войны из поездки в Германию папа привёз Кате игрушечную обезьянку. Игрушка из-за границы стала любимицей.

Обезьянкой восторгались все, кто её видел. Подобной игрушки не было ни у кого. Катя с ней не расставалась, обезьянка сидела рядом за столом, они вместе гуляли и ложились спать. Но вот началась блокада. Закончились все съестные запасы, вода, дрова. На родителей глядели голодные дети. Конечно, взрослые отдавали собственные крохи хлеба малышам. Но вот не стало мамы и папы, а вслед за родителями и детей. Когда соседи нашли тело Катеньки, рядом с ней лежала обледеневшая от ленинградских морозов обезьянка. Лапы у обезьянки были обкусаны. Это жутко, но обезьянка поддерживала Катю в последние часы её жизни. Опилки, которыми была набита игрушка, отсырели, и это была та влага, которой питалась малышка.

Обезьянка стала не просто игрушкой, а реликвией. Её передали девочке-соседке, которую, возможно, ожидала та же судьба, что и Катю, если бы не полуторка прадедушки, на которой ребёнка увезли из осаждённого города. И вот девочка в машине, а в руках у неё игрушка – трагическая память о блокаде.


Блокадный Мишка

В одной из семей блокадного Ленинграда захворала девочка. Медикаменты не могли помочь малышке, а родители работали и не имели возможности быть рядом с дочкой. Девочка теряла силы, и казалось, ей уже не преодолеть заболевание. Но мать принесла домой игрушечного мишку и положила возле дочки. Девочка начала разговаривать и играть с ним. С того дня малышка пошла на поправку, а спустя немного времени выздоровела. Вот такое чудо совершил лекарь-медведь.


Снегурочка

В годы блокады Снегурочка стояла в стеклянном серванте в семье Ямпольских: ребятам было жаль играть с этой красавицей, и на неё просто смотрели. В один из дней в дом по соседству попала бомба. Сильнейшая взрывная волна вышибла стекла в окнах дома Ямпольских. Острые осколки полетели в тех, кто находился в комнате, и в малышку, сидевшую в кроватке. Внезапно дверца серванта распахнулась и защитила людей от кусков стекла. Все остались живы и невредимы. С тех времен Снегурочку стали считать талисманом семьи.


Мишка, подаренный дядей

5 марта 1938 года ленинградец Александр Шенец презентовал своей племяннице Саше мишку. Она полюбила игрушку и ни разу с ним не расставалась. Дядя отправился на фронт, а Сашу с семьей эвакуировали из блокадного Ленинграда. Вскоре Александр погиб в бою и всё, что осталось у ребенка от любимого дяди – игрушечный медведь.


Куклы Юра и Ира

Майя Рудницкая встретила блокаду Ленинграда восьмилетним ребенком. Во время обстрелов девчонке не раз доводилось скрываться от фашистских снарядов в бомбоубежище. Туда она брала все самое важное: кукол Иру и Юру, нитки, ножницы и кусочки ткани. В часы, проведенные в укрытии, Майя шила для кукол одежку: платьица, рубахи и комплекты для эвакуации. Малышка даже придумала индивидуальные ранцы для кукол, в них хранились их тапочки и носовые платки. Майя провела за шитьем кукольных одежек много времени и, пережив блокаду, стала дизайнером одежды.


Кукла в мамином плаще

В одной ленинградской семье заболела дочка. Ее положили в госпиталь, но мама не могла быть с ребенком: надо было работать, чтобы не остаться без продовольственных карточек. Она пошла на базар и обменяла свои вещи на куклу без одежки. Мама сшила куколке одежду и плащ из личных вещей, а затем отнесла ее дочке в госпиталь. Девочка была несказанно счастлива, получив её. В скором времени малышка выздоровела.


Перчаточные куклы

Этих кукол сделали ребята блокадного Ленинграда – 10-летние девчонки и мальчишки. Дети распороли собственные игрушки и перешили их в перчаточных кукол. Школьники устраивали представления и веселили детей, которые находились на лечении в госпиталях. Они лежали там в одиночестве и с нетерпением ждали прихода старших приятелей.

Это всего несколько историй игрушек детей блокадного города, сегодня бережно хранимых в фондах музея. Дорогие экземпляры могут поведать немало грустных и бесконечно трогательных историй любви, дружбы, надежды и спасения. Это память для современников и будущих поколений о сложнейших этапах в жизни страны, о событиях, которые не должны быть забыты. И пока память об этих страшных днях живет в сердцах людей, такого не повторится.

Игрушки дней блокадных.
Замираю у этой витрины.
Лед блокадный растаял в ней.
Мы воистину непобедимы.
Вот – игрушки блокадных дней!
Самолетики из картонки
И тряпичный большой медведь.
На фанерке смешной котенок
И рисунок: «ФАШИСТАМ – СМЕРТЬ!»
На рисунках обозначались
Силуэты домов родных,
Где у каждой буржуйки ночами
Бил победы живой родник.
А над городом – бомбовозы,
Но их сверху бьют «ястребки».
Замерзали в блокаду слезы.
Шли морозов на нас полки.
Но почти что в любой квартире
(ну хотя бы в доме любом!)
Кто-то жил просто в детском мире,
Наводя этот мир с трудом.
Кто-то елочные игрушки
Из бумаги творил цветной.
Так, блокады кольцо разрушив,
Шли игрушки в смертельный бой!

Стихотворение Елены Вечтомовой, которая провела в Ленинграде всю блокаду, читает Олеся Гусельникова:

Книги из фонда библиотеки, рассказывающие о жизни детей осаждённого Ленинграда:

Строчка из стихотворения Николая Ударова была выбрана мной в качестве вступления к очередному рассказу не случайно. Сегодня мне хочется уделить особое внимание игрушкам, но не современным, ярким и порой до безобразия реалистичным, от которых в буквальном смысле ломятся прилавки детских магазинов. Наибольший интерес лично для меня представляют куклы, медвежата, машинки и самолетики военных лет, а, точнее, времен блокады Ленинграда, когда дети могли оставаться детьми совсем недолго. И эти краткие, но такие яркие и теплые моменты, они, уже став взрослыми, хранили в своей памяти как самое ценное из сокровищ.

Блокада Ленинграда - один из самых страшных и тяжелейших этапов в жизни русского народа. Осада, длившаяся почти 900 дней, подвергла серьезному испытанию не только физические, но и в большей мере моральные качества людей, не знавших ранее, что такое голод, холод и, конечно же, страх. Люди боролись за свои жизни и жизни своих родных как могли и сколько могли, и во многом именно сильная вера в собственные силы, а также в лучшее, светлое и мирное будущее, толкала ленинградцев продолжать работать, учиться, читать книги и ходить в театры – одним словом, жить.

Особенно тяжко переносили все лишения блокадного времени маленькие ленинградцы, ведь многим из них пришлось повзрослеть намного раньше положенного срока и уже наравне с взрослыми вести борьбу за выживание. Однако, несмотря на это прискорбное обстоятельство, они, хоть и очень глубоко в душе, по-прежнему оставались детьми с типичные для любого ребенка желаниями, увлечениями и, конечно же, игрушками!

Смешные, нелепые, неказистые на вид, но такие любимые и дорогие сердцу игрушки чаще всего мастерили из подручных средств или обменивали на хлеб, бумагу, ткань и нитки. А когда в наличие ничего подобного не было, то в ход шла смекалка. Например, чтобы сделать самую простую куклу для своего ребенка, мамы и бабушки брали небольшое полено, рисовали ему личико и заворачивали в цветные лоскуты.

Кукол мастерили также из соломы, но самой большой радостью считалось получить игрушку, сшитую из холста. Голову такой куклы, как правило, набивали опилками, паклей или ватой, а лицо рисовали химическим карандашом, который нужно было смачивать слюной, чтобы рисунок получился более ярким, или простым углем. Для кукольной шевелюры использовали паклю, а наряжали готовую игрушку в платье из цветных лоскутов.

Не подумайте только, что игрушки, пусть и во время блокады, были исключительно девчачьей забавой. Мальчишки тоже были «в деле», и для игры частенько выпиливали, самостоятельно или с помощью старших, пистолеты и автоматы из досок. Как ни парадоксально, но «игра в войнушку» в период, когда вокруг свистели реальные пули и грохотали взрывы, было самым любимым мальчишеским развлечением. Бегая с игрушечным оружием по двору или комнате, юные ленинградцы представляли себе, как разделываются со злодеями и дарят своему городу долгожданные мир и спокойствие.

Помимо деревянных пистолетов и автоматов, мальчишки блокадного Ленинграда очень любили погонять мяч, который, к слову, для начала нужно было сделать… Мастерили мячи из старых тряпок, скручивая их в тугой комок и перевязывая веревками. Также мячи делали из коровьей шерсти. Сперва эту самую шерсть собирали, для чего гладили корову мокрой рукой, затем добытый ворс, как следует, смачивали в воде и скатывали в упругий комок. Мяч из коровьей шерсти был, кстати, весьма прыгуч, но не долговечен. Из дерева мальчишки делали свистульки, коляски, а из глины лепили различные фигурки, с которыми можно было играть большой компанией.

Однако игрушки являлись для детей блокады нечто гораздо большим, чем средством от скуки: они помогали, поддерживали и оберегали своих владельцев. По крайней мере, в это искреннее верили маленькие мальчики и девочки, которые, прячась от очередной бомбежки, что есть силы прижимали к себе своих плюшевых медведей, кукол и деревянных солдатиков. Вот такую трогательную историю о роли мягкой игрушки в жизни маленькой жительницы блокадного Ленинграда я нашел на одном Интернет-ресурсе. Разместила ее ученица 8 класса Елизавета Дуброва.

«Катеньке было три с половиной года. У неё была весёлая, дружная семья: мама, папа, брат и сестра. Папа Кати был футбольный судья. Он ездил по разным городам и судил матчи. Незадолго перед войной он был в Германии и получил в подарок игрушку - обезьянку, привез её своей маленькой Катюше. Немецкая обезьянка стала любимицей. Ей восхищалась вся коммунальная квартира. Ещё бы! Такой игрушки не было ни у кого. Катя с ней не расставалась, она носила её за лапу, за хвост, за голову, обезьянка всегда была с ней: за столом, на прогулке, в постели. Но вот пришла война. Блокада. Уже закончились все съестные припасы, вода, дрова. На родителей смотрели голодные глаза их детей. И они отдавали свои крохи хлеба детям.

Сначала умерли родители, затем один за другим стали умирать дети. Когда соседи из-под груды тряпья вынули тело Кати, рядом была обледеневшая от постоянной сырости и мороза обезьянка. Лапы у обезьянки были обкусаны. Это страшно, но так обезьянка поддерживала Катю в последние часы её короткой жизни. От постоянных перепадов температуры, большой влажности и холода опилки обезьянки намокли, и это была та влага, которой питалась малышка. Эта обезьянка уже была не просто игрушкой, а реликвией квартиры».

Еще одна замечательная история, в которой фигурирует игрушка времен блокады, тоже связана со спасением жизни, но уже целой семьи! У Лидии Иосифовны Ямпольской была любимая игрушка – кукла Снегурочка, которая до этого принадлежала ее бабушке, а затем перешла к маме. Куколка была очень хрупкой, поэтому, когда Лидия Иосифовны была маленькой, ей категорически запрещалось играть с этой игрушкой. Так и стояла Снегурочка в большом серванте за стеклом и была предметом исключительно визуального восхищения.

Однажды, когда вся семья находилась дома, в соседнее здание попала бомба. Взрывная волна была такой силы, что в комнате выбило окна, и по логике вещей град осколков должен был угодить в кого-то из домочадцев. Однако произошло настоящее чудо: стеклянная дверца серванта неожиданно распахнулась и приняла на себя основной удар. Семья Лидии Иосифовны не пострадала, а Снегурочка с того времени стала считаться настоящим талисманом.

А как вам такой поворот событий?! Маленькая девочка по имени Майя Рудницкая большую часть времени проводила в бомбоубежище – слишком уж частыми и опасными стали бомбежки. При себе у нее всегда был набор обязательных вещей, в число которых входили и две ее любимые игрушки – куклы Ира и Юра. Сидеть в бомбоубежище по несколько часов в день для маленькой девочки было невозможно, и чтобы как-то себя занять, Мая шила наряды для своих кукол.

Черпая вдохновение из взрослой жизни, девочка создала для своих кукольных подружек рюкзачками, в которых хранились носовые платочки, праздничное платье, набор сменного белья, тапочки и… комплекты для эвакуации. Подражая окружающей действительности, Майя понимала, что без соответствующей амуниции в блокаду не выжить. даже куклам. А Майя Рудницкая выжила, и после войны продолжила заниматься любимым делом – она стала модельером.

Несмотря на то, что поводов для веселья в блокадном Ленинграде было совсем немного, жители города умели по-настоящему, абсолютно искренне и с открытым сердцем радоваться даже незначительным мелочам. Так, например, на каждый Новый год ленинградцы наряжали елку. Причем, совершенно неважно, была ли дома еда или теплая одежда – ощущение праздника и ожидание чего-то волшебного и, конечно же, положительного, было в тот момент важнее. Люди надеялись и верили в чудо, которое, к слову, произошло 27 января 1944 года…

Конечно же, о настоящих елочных игрушках в то время приходилось только мечтать, поэтому украшали новогодние елки подручными средствами и самодельными бумажными фигурками, украшенными ватой или фантиками от конфет, если такие, конечно же, были. В качестве елочных шаров использовали лампочки, предварительно удалив из них цоколь, а из остатков фольги и проволоки мастерили снежинки и некое подобие яблок.

На фронте, кстати, тоже наряжали елки, только происходило это, конечно же, не повсеместно. Солдатам как никому другому нужен был заряд положительной энергии, и праздник как нельзя лучше для этого подходил. В качестве елочных игрушек фронтовики использовали погоны, бинты, стреляные гильзы и прочее.

Несмотря на то, что ситуация в осажденном Ленинграде была очень сложной, в 1942 году было принято решение о проведении зимних школьных елок, на которых играла веселая музыка, выступали артисты театра, а маленьких гостей угощали вкусным обедом. Мальчики и девочки, пришедшие на праздник, получали небольшую порцию супа и каши, но редко когда съедали все до конца. Маленькие добытчики прятали часть полученной еды под одежду и относили домой, чтобы угостить родных.

Буду очень благодарен вашей подписке на канал и лайку под этой записью!

Обязательно подпишитесь на мой Instagram , где публикуются истории из путешествий и эксклюзивных контент со съёмок моих проектов: @snitovskii

8 сентября 1941 года вокруг Ленинграда замкнулось блокадное кольцо. 872 дня голода, страха, потерь и безысходности. 3 191 304 человек оказались в лапах вермахта. 150 тыс. снарядов, упавших на северную столицу. 13 часов и 14 минут обстрелов за период блокады. И заветные «125…». Те самые карточки на хлеб, по 125 грамм на человека в сутки. И самое страшное – 400 тыс. пар детский глаз, которые, несмотря ни на что верили, что наступит день, и их детство вернется.

Фашистская военная машина не щадила никого. Маленькие жители Ленинграда, от младенцев до подростков оказались заложниками на ровне со взрослыми. Но именно дети сплотили жителей города и дали силы, несмотря ни на что, работать и воевать. Потому что, только освобождение родного города, могло спасти подрастающее поколение от неминуемой гибели.

"Дети школьного возраста могут гордиться тем, что они отстояли Ленинград вместе со своими отцами, матерями, старшими братьями и сестрами» -писал в заметках Александр Фадеев.

Школьники, действительно, сыграли важную роль. Мальчишки и девчонки тушили пожары, дежурили ночами на смотровых вышках. Те, кто был помладше, отстаивали очереди за хлебом. Ребята, несмотря на морозы, носили ведра воды из прорубей на Неве.

Благородные и добрые мальчики прятали недоеденный сухарь в кармане и подкармливали своих младших сестер и братьев. Те, в свою очередь, делали тоже самое, только по отношению к совсем малышам.

Страшным символом блокадного Ленинграда стал дневник Тани Савичевой. Записи, которые и сегодня не оставляют равнодушных.

«Бабушка умерла 25 января…», «Мама 13 мая…», «Дядя Алеша 10 мая», «Умерли все. Осталась одна Таня».

Самой девочки не стало в 1945 года. Она умерла уже во время эвакуации.

У детей блокадного Ленинграда было свое особенное детство, непохожее на других. В их умах сложились особенные ценности и представления о добре и зле. Малыши, чей нежный возраст пришёлся на непрекращающиеся обстрелы и бомбежки. Какими были их мысли, настроения навсегда запечатлено в монографии «Рисуют дети блокады».

Однажды 3-летний Саша Игнатьев в детском саду нарисовал рисунок. Лист был зарисован черным цветом, а по середине - белый овал. Воспитательница спросила у мальчика, что означает его картина. Малыш ответил: «Это война, вот и все, а посередине булка. Больше не знаю ничего».

Единственным спасением тогда была «Дорога жизни». Транспортная магистраль, которая проходила по замерзшему Ладожскому озеру и соединяла Ленинград с тыльной частью страны. С сентября 1941 года по ноябрь 1943-го по ней советские военные смогли эвакуировать 1 миллион 376 тысяч человек. В основном это были дети, женщины и старики.

Дети блокады работали не покладая рук. Они «чинили» одежду раненных, делали бинты, носили воду, рубили дрова, разносили письма по домам и даже выступали перед семьями красногвардейцев с импровизированными концертами.

Невзирая на бомбежки и постоянные обстрелы, Ленинградский Городской Совет депутатов решил не приостанавливать работу школ. В октябре 1941-го учащиеся 1-4 классов сели за парты и продолжали учебу в бомбоубежищах.

В условиях военного времени детей учили не только грамоте, но и тому, как пережить голод, ежедневные лишения и страх. Учителя работали по двум планам. Первый предназначался на «обычный школьный день», второй – «на случай бомбежки».

Ленинградская система образования с честью выдержала этот сложный период. Дети были обучены всему необходимому и подготовлены к любому повороту сценария. Если во время урока начинался артобстрел, класс организованно устремлялся в отведенное место в бомбоубежище и продолжался урок.

Учителя преподавали только самые важные предметы. Взрослые стремились сделать занятие интересным и доступным, чтобы хоть ненадолго ребенок забыл о том ужасе, который происходит на улице.

Из дневника учительницы истории школы №239 К.В. Ползиковой: " К урокам готовлюсь по-новому. Ничего лишнего, скупой ясный рассказ. Детям трудно готовить уроки дома; значит, нужно помочь им в классе. Не ведем никаких записей в тетрадях: это тяжело. Но рассказывать надо интересно. Ох, как это надо! У детей столько тяжелого на душе, столько тревог, что слушать тусклую речь не будут. И показать им, как тебе трудно, тоже нельзя" .

Учиться в блокадном Ленинграде было подвигом, особенно в морозы. Детям и учителям приходилось самостоятельно колоть дрова, чтобы в классе стало хоть чуть-чуть теплее. Записи не велись, не только потому, что замерзали детские худые ручки, но и потому что, при минусовой температуре чернила не писали. Занятия длились не больше 25 минут.

Так или иначе, шло время. По импровизированной трассе через Ладогу вывезли десятки ленинградских школ. Наступила зима 42-го. В школах объявили каникулы. Население Ленинграда голодало и замерзало. Но наступил Новый Год – праздник, который ждал каждый ребенок, даже в те суровые дни. Учителя совершили настоящий подвиг – были организованы праздничные елки с подарками и сытным обедом. Для изнеможенных ленинградских мальчишек и девчонок это был незабываемый праздник.

Из записок одной школьницы: «6 января. Сегодня была елка, и какая великолепная! Правда, я почти не слушала пьесы: все думала об обеде. Обед был замечательный. Дети ели медленно и сосредоточенно, не теряя ни крошки. Они знали цену хлебу, на обед дали суп-лапшу, кашу, хлеб и желе, все были очень довольны. Эта елка надолго останется в памяти».

Блокада Ленинграда стала испытанием не только для взрослых, но и для детей. Но ребята брались за любую, даже самую сложную работу. Сотни юнцов были награждены наградами «За оборону Ленинграда».

Рубка дров, стирка бинтов, уход за раненными, очистка улиц от снега, доставка почты, сборка урожая – работа, которую выполняли детские руки. 872 дня блокады ленинградские девчонки и мальчишки прожили на ровне со взрослыми. Маленькие герои внесли значительный вклад в освобождение родного города.

Наташа Ситникова

Автор Юлия Друнина
БИНТЫ

Глаза бойца слезами налиты,
Лежит он, напружиненный и белый,
А я должна приросшие бинты
С него сорвать одним движеньем смелым.
Одним движеньем — так учили нас.
Одним движеньем — только в этом жалость…
Но встретившись со взглядом страшных глаз,
Я на движенье это не решалась.
На бинт я щедро перекись лила,
Стараясь отмочить его без боли.
А фельдшерица становилась зла
И повторяла: «Горе мне с тобою!
Так с каждым церемониться — беда.
Да и ему лишь прибавляешь муки».
Но раненые метили всегда
Попасть в мои медлительные руки.

Не надо рвать приросшие бинты,
Когда их можно снять почти без боли.
Я это поняла, поймешь и ты…
Как жалко, что науке доброты
Нельзя по книжкам научиться в школе!

СУРОВЫЙ ТАНЕЦ
И на току,
И в чистом поле
В войну я слышала не раз;
— А ну-ка, бабы,
Спляшем, что ли! —
И начинался сухопляс.
Без музыки.
Без вскриков звонких,
Сосредоточенны, строги,
Плясали бабы и девчонки.
По-вдовьи повязав платки.
Не павами по кругу плыли,
С ладами чуткими в ладу,
А будто дробно молотили
Цепами горе-лебеду.
Плясали,словно угрожая
Врагу:
«Хоть трижды нас убей,
Воскреснем мы и нарожаем
Отечеству богатырей!»
Наперекор нелёгкой доле,
Да так, чтобы слеза из глаз.
Плясали бабы в чистом поле
Суровый танец —
Сухопляс.
1965

Сергей Орлов
Голос первой любви моей – поздний, напрасный –
Вдруг окликнул, заставил на миг замереть,
И звучит до сих пор обещанием счастья.
Голос первой любви, как ты мог уцелеть.

Над горящей землей от Москвы до Берлина
Пыль дорог, где отстать – хуже, чем умереть,
И в бинтах все березы, в крови все рябины.
Голос первой любви, как ты мог уцелеть?

На тесовой калитке снежок тополиный,
Холодок первых губ, как ожог, не стереть.
А года пролетели, их, как горы, не сдвинуть.
Голос первой любви, как ты мог уцелеть?!

Сергей Орлов
Недели две разыскивала почта
Четырехзначный номер ППС,
И почтальон доставил темной ночью
Открытку в роту, в обожженный лес.

Но адресат погиб на переправе,
И ротный писарь написал в углу:
«Вернуть за невозможностью доставить», –
И почтальон ушел в ночную мглу.

Она вернулась, наконец, обратно…
Такой же писарь в блиндаже лесном:
«Доставить невозможно адресату», –
Отметил молча на углу другом.

Потом подумал: «Час лишь, как убит он», –
Глазами строчки пробежал и встал:
Все было как положено в открытке, –
О жизни мертвый мертвому писал.

Николай Ударов
Блокадных дней игрушки.

Замираю у этой витрины.
Лед блокадный растаял в ней.
Мы воистину непобедимы.
Вот — игрушки блокадных дней!
Самолетики из картонки
И тряпичный большой медведь.
На фанерке смешной котенок
И рисунок: «ФАШИСТАМ — СМЕРТЬ!»
На рисунках обозначались
Силуэты домов родных,
Где у каждой буржуйки ночами
Бил победы живой родник.
А над городом — бомбовозы,
Но их сверху бьют «ястребки».
Замерзали в блокаду слезы.
Шли морозов на нас полки.
Но почти что в любой квартире
(ну хотя бы в доме любом!)
Кто-то жил просто в детском мире,
Наводя этот мир с трудом.
Кто-то елочные игрушки
Из бумаги творил цветной.
Так, блокады кольцо разрушив,
Шли игрушки в смертельный бой!

Обращаем Ваше внимание, что в соответствии с Федеральным законом N 273-ФЗ «Об образовании в Российской Федерации» в организациях, осуществляющих образовательную деятельность, организовывается обучение и воспитание обучающихся с ОВЗ как совместно с другими обучающимися, так и в отдельных классах или группах.

Подготовила : ученица 5 «А» класса МАОУ «Гимназия №108» Грачева Олеся. Руково.


Курс повышения квалификации

Современные педтехнологии в деятельности учителя

  • Сейчас обучается 122 человека из 40 регионов

Курс повышения квалификации

Федеральный государственный образовательный стандарт ООО и СОО по истории: требования к современному уроку


Курс повышения квалификации

История и теория этики в условиях реализации ФГОС


«Сватовство на Кубани»

Рабочие листы и материалы для учителей и воспитателей

Более 2 500 дидактических материалов для школьного и домашнего обучения

Описание презентации по отдельным слайдам:

Подготовила : ученица 5 «А» класса МАОУ «Гимназия №108» Грачева Олеся. Руково.

Подготовила :
ученица 5 «А» класса
МАОУ «Гимназия №108»
Грачева Олеся.
Руководитель: Филиппов Александр Викторович

Проект на тему :
«Игрушки детей блокадного Ленинграда
и современности».

Я много слышала о войне от мамы и в школе на классных часах. Я очень пережива.

Я много слышала о войне от мамы и в школе на классных часах. Я очень переживала, когда узнала, что мои ровесники остались в городе, который был со всех сторон окружён фашистами. Мне стало интересно, какое детство было у моих далёких ровесников, Моя работа посвящена игрушкам детей блокадного Ленинграда.
Более 70 лет прошло со времени начала блокады города, но память о погибших детях и взрослых не даёт нам забыть тех страшных событий.


Блокада Ленинграда — трагическая страница в жизни нашего народа, нашей страны.

Блокада Ленинграда — трагическая страница в жизни нашего народа, нашей страны. Это самая продолжительная и страшная осада города за всю историю человечества. Среди жителей Ленинграда, испытавших на себе все тяготы тех горьких и страшных дней, оставались 400 тысяч детей. Трудное, холодное, голодное время, но особенно тяжело пришлось детям. Они лицом к лицу столкнулись с жестокой действительностью войны, с голодом и потерями. Ведь мир детей существует с миром взрослых в одном и том же пространстве. Блокадные дети, рано повзрослевшие, не по-детски серьёзные и мудрые, всё равно оставались детьми. Их помощниками и спутниками были игрушки. Дорогие сердцу медвежата и зайцы, куклы и обезьянки помогали своим маленьким друзьям выжить в годы блокады.

Несколько лет назад в Петербургском музее кукол открылась выставка игрушек, п.

Несколько лет назад в Петербургском музее кукол открылась выставка игрушек, принадлежавших юным жителям осажденного города.
Блокадный фонд музея насчитывает около 300 экземпляров, сохранивших энергетику своих хозяев.

Всего несколько историй игрушек детей блокадного города, сегодня бережно.

Всего несколько историй игрушек детей блокадного города, сегодня бережно хранимых в фондах музея, могут поведать немало грустных и бесконечно трогательных историй любви, дружбы, надежды и спасения. Это память для современников и будущих поколений о сложнейших этапах в жизни страны, о событиях, которые не должны быть забыты. И пока память об этих страшных днях живет в сердцах людей, такого не повторится.

Игрушки дней блокадных. Замираю у этой витрины. Лед блокадный растаял в ней.

Игрушки дней блокадных.
Замираю у этой витрины.
Лед блокадный растаял в ней.
Мы воистину непобедимы.
Вот – игрушки блокадных дней!
Самолетики из картонки,
И тряпичный большой медведь.
На фанерке смешной котенок.
И рисунок: «ФАШИСТАМ – СМЕРТЬ!»
На рисунках обозначались
Силуэты домов родных,
Где у каждой буржуйки ночами
Бил победы живой родник.
А над городом – бомбовозы,
Но их сверху бьют «ястребки».
Замерзали в блокаду слезы.
Шли морозов на нас полки.
Но почти что в любой квартире
(ну хотя бы в доме любом!)
Николай Ударов.

Я хочу представить некоторые трогательные рассказы. Обезьянка. Катен.

Я хочу представить некоторые трогательные рассказы.

Обезьянка.
Катеньке исполнилось 3 года. Их семья была дружной: мама, папа, брат и сестра. Папа Кати был футбольным арбитром. Он ездил по разным городам и судил матчи. Незадолго до начала войны из поездки в Германию папа привёз Кате игрушечную обезьянку. Игрушка из-за границы стала любимицей.
Обезьянкой восторгались все, кто её видел. Подобной игрушки не было ни у кого. Катя с ней не расставалась, обезьянка сидела рядом за столом, они вместе гуляли и ложились спать. Но вот началась блокада. Закончились все съестные запасы, вода, дрова. На родителей глядели голодные дети. Конечно, взрослые отдавали собственные крохи хлеба малышам. Но вот не стало мамы и папы, а вслед за родителями и детей.

Когда соседи нашли тело Катеньки, рядом с ней лежала обледеневшая от ленингра.

Когда соседи нашли тело Катеньки, рядом с ней лежала обледеневшая от ленинградских морозов обезьянка. Лапы у обезьянки были обкусаны. Это жутко, но обезьянка поддерживала Катю в последние часы её жизни. Опилки, которыми была набита игрушка, отсырели, и это была та влага, которой питалась малышка.
Обезьянка стала не просто игрушкой, а реликвией. Её передали девочке-соседке, которую, возможно, ожидала та же судьба, что и Катю, если бы не полуторка прадедушки, на которой ребёнка увезли из осаждённого города. И вот девочка в машине, а в руках у неё игрушка – трагическая память о блокаде.

Блокадный Мишка. В одной из семей блокадного Ленинграда захворала девочк.

В одной из семей блокадного Ленинграда захворала девочка. Медикаменты не могли помочь малышке, а родители работали и не имели возможности быть рядом с дочкой. Девочка теряла силы, и казалось, ей уже не преодолеть заболевание. Но мать принесла домой игрушечного мишку и положила возле дочки. Девочка начала разговаривать и играть с ним. С того дня малышка пошла на поправку, а спустя немного времени выздоровела. Вот такое чудо совершил лекарь-медведь.

Снегурочка. В годы блокады Снегурочка стояла в стеклянном серванте в сем.

В годы блокады Снегурочка стояла в стеклянном серванте в семье Ямпольских: ребятам было жаль играть с этой красавицей, и на неё просто смотрели. В один из дней в дом по соседству попала бомба. Сильнейшая взрывная волна вышибла стекла в окнах дома Ямпольских. Острые осколки полетели в тех, кто находился в комнате, и в малышку, сидевшую в кроватке. Внезапно дверца серванта распахнулась и защитила людей от кусков стекла. Все остались живы и невредимы. С тех времен Снегурочку стали считать талисманом семьи.

Куклы Юра и Ира. Майя Рудницкая встретила блокаду Ленинграда восьмил.

Куклы Юра и Ира.

Майя Рудницкая встретила блокаду Ленинграда восьмилетним ребенком. Во время обстрелов девчонке не раз доводилось скрываться от фашистских снарядов в бомбоубежище. Туда она брала все самое важное: кукол Иру и Юру, нитки, ножницы и кусочки ткани. В часы, проведенные в укрытии, Майя шила для кукол одежку: платьица, рубахи и комплекты для эвакуации. Малышка даже придумала индивидуальные ранцы для кукол, в них хранились их тапочки и носовые платки. Майя провела за шитьем кукольных одежек много времени и, пережив блокаду, стала дизайнером одежды.

Кукла в мамином плаще. В одной ленинградской семье заболела дочка. Ее по.

Кукла в мамином плаще.

В одной ленинградской семье заболела дочка. Ее положили в госпиталь, но мама не могла быть с ребенком: надо было работать, чтобы не остаться без продовольственных карточек. Она пошла на базар и обменяла свои вещи на куклу без одежки. Мама сшила куколке одежду и плащ из личных вещей, а затем отнесла ее дочке в госпиталь. Девочка была несказанно счастлива, получив её. В скором времени малышка выздоровела.

На первый взгляд неказистые и даже немного смешные игрушки, которым.


На первый взгляд неказистые и даже немного смешные игрушки, которыми играли дети во время блокады и в тяжелые послевоенные годы стали родными – потому что часто их делали мамы, бабушки, старшие сестры из того, что было в скудном домашнем быту. Иногда, чтобы порадовать ребенка взрослые отдавали платок, лоскутки ткани и нитки, которые были в хозяйстве наперечет, и дефицитную в ту пору бумагу, а уж когда ничего не было – в ход шли трава, веточки и любой природный и подручный материал.

Покупные игрушки тогда были редкостью, потому что выпускались в ограниченном.

Покупные игрушки тогда были редкостью, потому что выпускались в ограниченном количестве. Елочные шарики, представляли собой те же лампочки, только без цоколя. Из остатков фольги и проволоки делали снежинки и примитивные яблочки. Также из отходов производства делали домики для птиц, пятиконечные звезды с серпом и молотом внутри и многое другое.
Дети берегли довоенные игрушки. В блокадном Ленинграде во время воздушной тревоги брали с собой в бомбоубежище плюшевых медведей, которых потом обнимали во время бомбежки.

Чтобы доставить ребятишкам радость в дело шли все имеющиеся в наличии.


Чтобы доставить ребятишкам радость в дело шли все имеющиеся в наличии материалы. Игрушки-самоделки мастерили из бумаги, фантиков. Кукол для девочек мастерили сами. Самым простым выходом было – взять небольшое полено, нарисовать на нем лицо, а маленькая девочка, играя, заворачивала это поленце в разные тряпочки. Делали кукол из соломы. Ну а самой большой радостью была кукла, сшитая из холста. Голова такой куклы набивалась опилками, паклей или ватой, а лицо рисовалось химическим карандашом или просто угольком. Нашим детям химический карандаш, скорее всего, незнаком. Для того чтобы рисунок был ярче и не смывался, такой карандаш периодически приходилось смачивать слюной. Волосы куклам чаще всего делали из пакли, получалась светловолосая кукла, так как пакля имела желтый цвет. Наряжали куклу в платье, сшитое из цветных лоскутков. В качестве детской посуды использовали черепки битой посуды, которые берегли и хранили.

 Мальчишки самостоятельно или с помощью взрослых выпиливали пистолеты и авто.

Мальчишки самостоятельно или с помощью взрослых выпиливали пистолеты и автоматы из досок. Из старых тряпок мастерили мячи – скручивали их в тугой комок и перевязывали веревками. Еще мячи делали из коровьей шерсти – собирали шерсть, поглаживая корову влажной рукой, потом этот ворс смачивали в воде и скатывали в тугой комок. Получался довольно прыгучий мячик. Также мальчишки мастерили себе свистульки из дерева, из деревянных бревнышек делали коляски. Из глины летом лепили различные фигурки, которые сушили на солнышке. Играли всегда дружно, в частности, в лапту самодельным мячом, а еще делали шалаши из веток.

Дневник детской памяти. Это и моя война: [Великая Отечественная глазами детей.

Дневник детской памяти. Это и моя война: [Великая Отечественная глазами детей / сост. Лариса Машир]. – Москва : АСТ, 2014. – 234, [6] с. : ил. ; 22 см. – (СССР. Как жили, как любили, как верили в себя).
Воронов Ю.П. Блокада: Книга стихов. – М.: Сов. Россия, 1986. – 144с.
Пожедаева, Л. В. Война, блокада, я и другие. : мемуары ребенка войны / Мила Анина – Людмила Пожедаева. – Санкт-Петербург: КАРО, 2013. – 471, [2] с. : ил. ; 22 см.
Сухачев М.П. Дети блокады: повесть / Михаил Сухачев – М.: Дет.лит., 2015. – 268 с.: ил.
Смирнова Е.О. Дошкольник в современном мире. - М.: Дрофа, 2006. - 272 с.
Использованная литература:

Краткое описание документа:

Данный проект может быть использован как на уроках истории, так и про проведении воспитательных мероприятий

  • подготовка к ЕГЭ/ОГЭ и ВПР
  • по всем предметам 1-11 классов

Рабочие листы и материалы для учителей и воспитателей

Более 2 500 дидактических материалов для школьного и домашнего обучения

Читайте также: