Николай васильевич денисов филимоновская игрушка

Обновлено: 12.05.2024

Ярким символом, отображающим красоту и богатое культурно-историческое наследие Тульского края, является филимоновская игрушка.

Неиссякаемый источник талантов таит в себе тульская земля. Русской культуре она дала Льва Толстого, В. Жуковского, В. Поленова и А. Даргомыжского, К. Ушинского и Глеба Успенского. Издавна славились на Руси тульские оружейники, самоварщики, пряничники. Филимоновская игрушка из этого же ряда. Это один из старейших промыслов России, который впервые упоминается ещё в древних летописях XVI века. Коллекции филимоновской игрушки постоянно экспонируются в Русском музее Санкт-Петербурга, Музее игрушки в Сергиевом Посаде и на родине промысла — в Одоеве, где создан для неё специальный музей. Отдельные экспозиции филимоновской игрушки путешествуют по многим музеям России и зарубежья, побывали, к примеру, в Париже, Будапеште, Монреале, Токио и других известных городах мира.

История филимоновской игрушки

В энциклопедическом словаре-справочнике «Тульские древности» есть статья, посвящённая филимоновскому гончарному промыслу: «Филимоново — село в Одоевском районе — один из древнейших центров производства Филимоновской игрушки в России. Расположено в 7-8 км от Одоева. Недалеко от реки Оки. История села восходит к середине. XVI в., когда маленькую деревеньку владетельные воротынские князья подарили в числе других своих владений основанному ими незадолго до этого Анастасову монастырю. Гончары из Филимоново вывозили глиняную посуду и игрушки в соседние уезды на продажу: в Тулу, Епифань, Калугу и т. д.».

Примерно в 1550 году князь Иван Михайлович Воротынский и его жена Анастасия, в честь которой и назван знаменитый монастырь, отдали под монастырское кормление деревни Рымнино и Мартыновскую. Позже их сын Владимир подарил обители ещё и деревню Филимоново.

Почти все монастырские филимоновские крестьяне жили «в скудости», голодали, поэтому находка в окрестностях села огнеупорной глины и разработка её для производства различных гончарных изделий были счастливым выходом из нищенского существования. Филимоновские мужчины на гончарных кругах изготавливали посуду, печные трубы, различную домашнюю утварь. Женщины в основном занимались лепкой игрушек. Для этого использовали нежирную, но пластичную глину «синику», которая после обжига приобретала белый цвет. Уникальная по своим свойствам глина, позволяла всю скульптурку лепить из одного куска, добиваясь красивых по пластике, выразительных форм. После сушки изделия обжигались в горне, который каждый мастер вырывал на склоне бугра недалеко от дома.

Особенности филимоновской игрушки

Сюжеты филимоновских игрушек весьма разнообразны и насчитывают более пятидесяти наименований, но при этом стилистические особенности, выработанные многими поколениями народных мастеров, остаются неизменными.

Филимоновская стилистика в лепке — это вытянутые пропорции фигур, длинные шеи у людей и животных, а главная особенность в росписи — трёхцветный геометрический орнамент. Словом, удлинённые, изящные силуэты фигур гармонично сочетаются с жизнерадостной, яркой, но в то же время лаконичной росписью.

Кажущаяся простота изготовления филимоновской игрушки и неизменный спрос на неё не раз побуждали отдельных мастеров и даже целые предприятия в других регионах наладить у себя массовое производство подобных изделий. Но даже не знатоки филимоновского гончарного промысла различали настоящую игрушку от поделок «под Филимоново».

В чём же секрет филимоновской игрушки? Почему не снижается интерес к ней вот уже несколько веков? В очерке «Добрый зверь из Филимонова», опубликованном в еженедельнике «Литературная Россия» (04.04.1969), искусствовед Яков Зубарев приоткрыл некоторые тайны филимоновского чуда: «Я смотрю на причудливых зверей-великанов, и передо мною встают фантастические образы из детских сказок. Ведь фантазия ребёнка гиперболична, и в филимоновской игрушке нет места дотошному натурализму. В этих удивительных зверях подчёркнуты только главные, наиболее характерные детали, и это придаёт им особую лаконичность и убедительность. Козёл — потому что «борода», заяц — потому что «косой», корова —потому что «рога».

Кроме того, как подметил искусствовед, каждая игрушка несёт в себе едва уловимые индивидуальные черты мастера. Например, у зверей знаменитой мастерицы Анны Ивановны Князевой живой, весёлый, смешливый взгляд, как и у самой хозяйки. Много доброты, улыбки, озорства в работах мастериц Анны Иосифовны Дербенёвой, Антонины Ильиничны Карповой, Александры Фёдоровны Масленниковой. Их игрушки похожи внешне, но каждая всё-таки неповторима, поскольку раскрывает образ своим, ни на что не похожим поэтическим языком.

Возрождение филимоновской игрушки

Пройдя долгий и сложный путь от мифа-сказки до детской забавы, игрушка сейчас превратилась в самостоятельное произведение скульптуры. Огромный вклад в возрождение и развитие филимоновского гончарного промысла внесли художник Николай Васильевич Денисов и его жена Римма Васильевна. С 1965 по 1984 год Н. В. Денисов работал во Всесоюзном НИИ игрушки в Загорске (г. Сергиев Посад). А с 1984 более семи лет за счёт своих собственных средств занимался восстановлением филимоновской игрушки. Николай Васильевич собрал и сплотил талантливых молодых людей, так же как и он влюбленных в игрушку.

С 1990 года в Одоевской школе искусств народные мастера России, супруги Елена и Константин Кехаиди преподают лепку Филимоновской игрушки и гончарное мастерство. Четыре года учащиеся школы осваивают приёмы лепки, последовательность работы и стилистические особенности промысловой игрушки. Изделия, выполненные гончарным способом, декорируются налепкой и тиснением, обваркой и глазуровкой. Многие ученики активно и результативно участвуют со своими изделиями в конкурсах и ярмарках.

Сегодня в Одоеве лепят филимоновскую игрушку несколько семей, продолжающих художественные традиции старинного промысла: Елена Ивановна, Константин Николаевич и Платон Константинович Кехаиди, Елена Алексеевна Орлова, Владимир Борисович Першин, Роман Вячеславович Орлов, Валентина Николаевна Масленникова, Ирина Константиновна Левитина, Елизавета Артёмовна Дроздовская.

Музей филимоновской игрушки

В Одоеве, на улице Сильверстова, 11, при поддержке администрации предприниматель и меценат Сергей Кузнецов открыл Музей филимоновской игрушки, уже насчитывающий более двух тысяч экспонатов! Представлены в музее и образцы гончарного игрушечного искусства из сорока регионов России и десяти стран мира. Посетители музея пишут не только восторженные отзывы, игрушка вдохновляет и на стихи, и даже песни.

Вот одна из них, написанная поэтессой Натальей Мурко.

Как будто бы из детства моего:
лошадки скачут, вьются завитушки,
И сердцу моему милей всего
Свирели филимоновской игрушки.

Припев:
Свистит пастушек в глиняный рожок,
И эту песнь, как весть разносит ветер:
Игрушка филимоновская есть!
И мастера её живут на свете!

На книжной полке, в городской пыли,
Как занесло вас в этот мир рутинный?
Из края, где поля, да ковыли.
И мудрость мастеров старинных.

Так всё воздушно, св`етло и легко!
Узорочье и стройные осанки.
И глина ослепительней снегов
Сияет как алмаз в огранке!

В душе своей я тайну берегу:
Расправит крылья сказочная птица —
И по росе за ней я побегу,
Чтоб снова в детство возвратиться.

Филимоновская игрушка вдохновляла на творчество поэтов, художников, мастеров декоративно-прикладного искусства.



Журов Е.П.
«Филимоновские мастерицы», 1996 год

Слева направо: Елена Кузьминична Евдокимова, Евдокия Ильинична Лукьянова


Тюрина Валентина Ивановна, 2011 год


Скворцова Ольга Александровна

Панно по мотивам Филимоновской игрушки

Владимир Лазарев

О том немало сказано
И нынче говорят:
Они свистульки разные
Из глины той творят –
Все пастухов да конников,
Ребят да молодух;
В ряду медведь с гармоникой,
Собака и петух.

Стоят – горят по полочкам,
От красок горячи:
В рисунке солнце с елочкой,
Да грабли и грачи.
Ах, эти грабли-грабельки
Да елочки мои,
Свистулечницы – бабоньки,
Игрушки-соловьи!

Николай Васильевич Денисов

Творчество

Я привык с малолетства к труду,
Проявляя упорство, отвагу.
И к стихам своим долго иду
Из глубин светлых чувств на бумагу.

С тайной живописи я в ладу.
Вдохновенье рождается в звуках.
На холсты краски жизни кладу,
И блуждает душа моя в муках.

Яркость древних ремесел люблю.
Я народной игрушкой взволнован.
Моих пращуров дух я леплю,
Светлой сказкой навек околдован.

Филимоновская игрушка

Ты откуда пришла к нам такая?
Вся простая, без хитрых затей.
С длинной шеей и расписная,
Для игры и забавы детей.

Я тебя полюбил в раннем детстве –
Мастерицею бабка была.
Ты ко мне перешла по наследству
От красивых людей из села.

Для тебя не страшны расстоянья.
Ты – от предков далеких времен.
Эти глиняные изваянья –
Колокольной Руси перезвон.

Филимоновская игрушка

Я переехал засеки границу.
Знакомую тропинку нахожу.
Иду к своим любимым мастерицам,
Как в терема, я в их дома вхожу.

Смотрю, как виртуозны, чутки руки,
И в сердце много воли, теплоты.
Они, как тайна, для большой науки,
Игрушки древней в ней живут черты.

Передо мною образы и краски.
А в глине отсвет замыслов труда.
Живут в селе, как мудрецы из сказки,
Волшебных дел России мастера.

Денисова Римма Васильевна

Как сказку недосказанную где-то,
Держу в ладонях отзвук старины,
И слышу я у сердца рядом где-то,
Открылась дверь к игрушке и любви.

Лепите их! Нужны эти свистульки,
Их сердце чувством, творчеством звенит,
Наш вечный друг, народные игрушки,
Дорогой нужных дел идут в зенит.

Пусть символичен будет образ мишки,
И ум и сила, мудрость простоты
Игрушки также святы, что и книжки
Несут в себе познанье красоты.

Живописные работы


художник Ковтунова Надежда Исакиевна.

Народная мастерица филимоновской игрушки Зайцева А.Г. - заслуженный художник РСФСР

Николай Васильевич Денисов
Филимоновская игрушка

Ты откуда пришла к нам такая?
Вся простая, без хитрых затей.
С длинной шеей и расписная,
Для игры и забавы детей.

Я тебя полюбил в раннем детстве –
Мастерицею бабка была.
Ты ко мне перешла по наследству
От красивых людей из села.

Для тебя не страшны расстоянья.
Ты – от предков далеких времен.
Эти глиняные изваянья –
Колокольной Руси перезвон.

Филимоновская игрушка зародилась в самом сердце России, недалеко от старинного города Одоева, Тульской области, на высоком берегу реки Упы в деревне Филимоново. В глубокой древности (исследователи пишут об эпохе верхнего палеолита) в этих местах были поселения древних людей, которые использовали местную глину для создания ритуальных фигур, это подтверждают археологические находки. При раскопках Жемчужниковского и Снедковского курганов, городищ в Одоеве обнаружены черепки гончарных изделий, относящиеся к IX–XI векам. С рисунками и знаками, которыми расписывают сегодня филимоновскую игрушку. Позже на этой территории поселились племена вятичей, которые имели оседлое поселение на филимоновском холме, о чем говорят найденные образцы вятической керамики, украшения и остатки одежд. Показательно, что орнаментика и символика этих предметов схожа с отголосками языческих узоров в росписи филимоновской игрушки.

Во времена Ивана Грозного в ХVI веке деревня упоминается в письменных исторических источниках, как собственность князя И.В.Воротынского, подарившего деревню Анастасову монастырю. В кормовой монастырской книге записано: «А даяние князя Володимера Иоанонича к Рождеству Пречистый в Анастасов монастырь деревня Филимоново ".

Существует легенда о том, что именно жена князя Воротынского выписала в одну из своих деревень гончара по имени Филимон, который и положил начало гончарному промыслу в этих местах. С тех пор, говорит молва, деревню зовут его именем.

О том, что в деревне Филимоново существует гончарное производство, упомянуто в 1871 году в «Тульских губернских ведомостях»: «Жители подгородных селений казенного ведомства: Красенок, Татьева, Филимонова, Нестерова, Апухтина, кроме хлебопашества, занимаются плотничеством и гончарством…

Филимоновские игрушки – это свистульки, даже барыни и кавалеры. Свисток всегда находится в хвосте зверей и птиц. Игрушка отличается особым изяществом форм, своеобразной пластикой, вытянутой пропорцией. Это потому, что природные свойства местной глины, жирной и пластичной, отразились в облике игрушек. Лепится игрушка из старинной глины, зародившейся во времена, когда по земле ходили динозавры. Она очень древняя, в ней очень много пегмента, который её окрашивает, органики. Поэтому она практически черная. Добывают её в карьере на глубине 2-3 метров. Отливает она ультрамариновым цветом. В отличие от синего ультрамарин более насыщен. Филимоновская глина – природная массозаготовка. С ней ничего не надо делать. Её взял размочил, перемял как тесто и лепишь.
Филимоновская глина при сушке быстро покрывается трещинами, ее приходится постоянно заглаживать влажной рукой, невольно сужая и вытягивая туловище фигуры. Пока глина сохнет, игрушку много раз оглаживают, "подтягивают”, выравнивая ее поверхность. "Подтягивать” и подглаживать ее приходится дней пять. С каждым таким подтягиванием игрушки удлиняются в пропорциях. Но красота и оригинальность игрушки не только в особых качествах местной глины, а также в форме и росписи. Народная игрушка в своем первородном виде культовая и обрядовая скульптура, инструмент магии. Она представляет собой явление народного искусства, в котором эстетическое и культовое начала были слиты воедино, и непременно учитывались мастером.

Филимоновская игрушка зародилась в самом сердце России, недалеко от старинного города Одоева, Тульской области, на высоком берегу реки Упы в деревне Филимоново. В глубокой древности (исследователи пишут об эпохе верхнего палеолита) в этих местах были поселения древних людей, которые использовали местную глину для создания ритуальных фигур, это подтверждают археологические находки. При раскопках Жемчужниковского и Снедковского курганов, городищ в Одоеве обнаружены черепки гончарных изделий, относ

Бумажная радуга ремёсел

Фольклор Есть под Тулой деревенька, Филимоново зовут. И живут там мастерицы, Что добро в дома несут. И добро там не простое, И не злато, серебро. Филимоновской игрушкой Называется оно. Сильно вытянуты шеи И корова, как жираф, И медведь, что Змей Горыныч, Только это просто так. Чтобы звери, птицы, кони, Барышни, солдаты, И коровы, и медведи Нравились ребятам. Чтоб добром и красотою сердце согревало И чтоб сказка никогда нас не покидала. http://www.metodkabinet.eu/arxiv/NP_stixi.pdf (фото 1)

Фольклор С переливами поет, утром будит весь народ. Золотистый гребешок гордо носит … (Петушок) http://www.metodkabinet.eu/arxiv/NP_stixi.pdf (фото 2)

Из папье-маше Даниил сделал основу будущей игрушки-петушка.

Из папье-маше Даниил сделал основу будущей игрушки-петушка. (фото 5)

Для создания солнышка Даниил обклеил тарелку салфетками.

Для создания солнышка Даниил обклеил тарелку салфетками. (фото 6)

Затем, заготовки были покрыты белой акриловой краской и Даниил приступил к из раскрашиванию.

Затем, заготовки были покрыты белой акриловой краской и Даниил приступил к из раскрашиванию. (фото 7)

Вот игрушки и готовы!

Вот игрушки и готовы! (фото 8)

Вот они - яркие и необычно солнечные Филимоновские игрушки!



А это игрушки Даниил взял за основу своей конкурсной работы. Сначала Даниил решил сделать из бумаги петушка, но увидев такое необыкновенно радостное солнышко, решил его тоже сделать.



Филимоновская игрушка, сияя своими яркими красками, не раз вдохновляла на творчество поэтов, художников, мастеров декоративно-прикладного искусства.

О ней пишут стихи, например:

Николай Васильевич Денисов

Филимоновская игрушка

Ты откуда пришла к нам такая?
Вся простая, без хитрых затей.
С длинной шеей и расписная,
Для игры и забавы детей.

Я тебя полюбил в раннем детстве –
Мастерицею бабка была.
Ты ко мне перешла по наследству
От красивых людей из села.

Для тебя не страшны расстоянья.
Ты – от предков далеких времен.
Эти глиняные изваянья –
Колокольной Руси перезвон.

Ее изображают на картинах , например:


Тюрина Валентина Ивановна, 2011 год

Ее изображают на изделиях декоративно-прикладного творчества , например:


Скворцова Ольга Александровна

Панно по мотивам Филимоновской игрушки

Филимоновская игрушка зародилась в самом сердце России, недалеко от старинного города Одоева, Тульской области, на высоком берегу реки Упы в деревне Филимоново. В глубокой древности (исследователи пишут об эпохе верхнего палеолита) в этих местах были поселения древних людей, которые использовали местную глину для создания ритуальных фигур, это подтверждают археологические находки. При раскопках Жемчужниковского и Снедковского курганов, городищ в Одоеве обнаружены черепки гончарных изделий, относящиеся к IX–XI векам. С рисунками и знаками, которыми расписывают сегодня филимоновскую игрушку. Позже на этой территории поселились племена вятичей, которые имели оседлое поселение на филимоновском холме, о чем говорят найденные образцы вятической керамики, украшения и остатки одежд. Показательно, что орнаментика и символика этих предметов схожа с отголосками языческих узоров в росписи филимоновской игрушки.

Во времена Ивана Грозного в ХVI веке деревня упоминается в письменных исторических источниках, как собственность князя И.В.Воротынского, подарившего деревню Анастасову монастырю. В кормовой монастырской книге записано: «А даяние князя Володимера Иоанонича к Рождеству Пречистый в Анастасов монастырь деревня Филимоново ".

Существует легенда о том, что именно жена князя Воротынского выписала в одну из своих деревень гончара по имени Филимон, который и положил начало гончарному промыслу в этих местах. С тех пор, говорит молва, деревню зовут его именем.

О том, что в деревне Филимоново существует гончарное производство, упомянуто в 1871 году в «Тульских губернских ведомостях»: «Жители подгородных селений казенного ведомства: Красенок, Татьева, Филимонова, Нестерова, Апухтина, кроме хлебопашества, занимаются плотничеством и гончарством…

Филимоновские игрушки – это свистульки, даже барыни и кавалеры. Свисток всегда находится в хвосте зверей и птиц. Игрушка отличается особым изяществом форм, своеобразной пластикой, вытянутой пропорцией. Это потому, что природные свойства местной глины, жирной и пластичной, отразились в облике игрушек. Лепится игрушка из старинной глины, зародившейся во времена, когда по земле ходили динозавры. Она очень древняя, в ней очень много пегмента, который её окрашивает, органики. Поэтому она практически черная. Добывают её в карьере на глубине 2-3 метров. Отливает она ультрамариновым цветом. В отличие от синего ультрамарин более насыщен. Филимоновская глина – природная массозаготовка. С ней ничего не надо делать. Её взял размочил, перемял как тесто и лепишь.

Филимоновская глина при сушке быстро покрывается трещинами, ее приходится постоянно заглаживать влажной рукой, невольно сужая и вытягивая туловище фигуры. Пока глина сохнет, игрушку много раз оглаживают, "подтягивают”, выравнивая ее поверхность. "Подтягивать” и подглаживать ее приходится дней пять. С каждым таким подтягиванием игрушки удлиняются в пропорциях. Но красота и оригинальность игрушки не только в особых качествах местной глины, а также в форме и росписи. Народная игрушка в своем первородном виде культовая и обрядовая скульптура, инструмент магии. Она представляет собой явление народного искусства, в котором эстетическое и культовое начала были слиты воедино, и непременно учитывались мастером.


В нашей области много интересных мест, музеев, исторических зданий, посетить которые одно удовольствие. Сегодня мы расскажем о некоторых из них. Одоев. Старый небольшой городок. В двух километрах от него Анастасов Богородице-Рождественский мужской монастырь.


19 лет назад на монастырские руины приехали три монаха из Оптина-пустыни. Окна выбиты, дверей нет, с потолка свисают корни деревьев. Пригласили оптинских каменщиков, отделочников. Теперь он и летом красив, и весной. и осенью, а в Зимнем убранстве – сказка с видом на реку. Атмосфера здесь, открывающая душу: теплая и уютная. Напротив Анастасова монастыря на берегу Упы одна из самых главных достопримечательностей – городище XII-XVIII веков «Соборная гора». С неё начинался город.

А вот и сам Одоев. Гуляя по нему теряешь ощущение времени. Такая в нём спокойная, светлая аура.

Идём в Краеведческий музей в стенах бывшего дома купца Каширина. Экспозиция – история развития края: город-крепость, не сохранившиеся храмы Одоева, крестьянский быт, русская печь, прялка, ткацкий станок, необычные музыкальные инструменты, панорама древнего городища, бивни и зубы мамонта. Очень нескучно.

Невиданные зверюшки

А теперь – в музей Филимоновской игрушки, который открылся в 2009 году, через несколько лет с начала возрождения филимоновского промысла в одноимённой деревушке, соседствующей с Одоевым.


Знаю историю, когда солнечная, оптимистичная, желто-зелёно-красная филимоновская игрушка Олень здорово помогла тяжело большому человеку. Как бы ни было ему тяжело, когда он на неё смотрел, он начинал улыбаться и глаза его оживали. Эта игрушка теперь стоит в его доме на видном месте. А в музее показывают множество работ. Тут и невиданные зверюшки из обожжённой и расписанной глины, и человечки. Причём каждый узор на них имеет свой смысл. Нам рассказывают какой именно. А вам мы советуем самим это узнать в музее. Так нагляднее и интереснее. Да и послушать игрушки можно. А голоса у них у всех разные. От тонких и заливистых, до глубоких. Говорят, звучат они голосами птиц, обитающих в местных лесах. Только основная экспозиция музея насчитывает больше 2000 работ. Есть здесь и старинные игрушки. Некоторым исполнилось 100 лет, а выглядят, словно их сделали года два назад. Например, лошадка, мастера Анны Зайцевой, жившей в 1897-1985 годы, никого не оставит равнодушным. А вот миниатюрные карусельки и самые популярные игрушки - Любота и Медведь с зеркалом. Около них останавливаешься и рассматриваешь каждый штрих, долго, тщательно.


Мастер даёт нам подготовленный цельный кусочек оригинальной глины - синики. Предлагает попробовать сделать самим игрушку. Синика очень мягкая и приятная, иссиня-чёрного цвета, тягучая, совсем не похожа на горшечную глину или на глину, из которой лепят игрушки в Кирове, Каргополе, в других местах. Масса легко мнётся, формуется, позволяет свободно вытянуть форму игрушки целиком, и нет необходимости лепить её по частям. Поэтому поможет даже обычному человеку создать свой маленький шедевр. Нам предлагают слепить, что попроще: котика, собачку, барашка, лошадку. На создание игрушки ушло примерно 50 минут, но это того стоило. Процесс захватывающий, а слепленного нами котика нам подарили. В январские выходные привезём сюда детей, благо музей работает со 2 по 9 января.


Дорога в детство

А для тех, кому хочется поностальгировать по советскому детству, дорога в музей, который так и называется «В детство» и находится рядом с музеем филимоновской игрушки. Сейчас в нём представлены атрибуты и украшения советского Нового года. Здесь более 20 экспонатов, выпущенных советской промышленностью с 50-х по 90 годы прошлого века. Они разные, отражающие время и выполненные из разнообразных материалов: папье-маше, ваты, прессованных опилок, пластмассы, полиэтилена, пенопласта. Об одной из самых ранних Снегурочек в коллекции музея нам рассказывает дизайнер-декоратор, коллекционер Татьяны Кравец.

«Очаровательная девочка, созданная автором по эталонам женской красоты 50-х. Её лицо из папье-маше и ваты, покрытой клеем с серебристыми блестками. Круглолицая, розовощёкая с ясными голубыми глазами, она являлась олицетворением здоровья, счастья и красоты советской девушки. Индивидуальность каждой Снегурочки зависела от мастерицы, расписывающей вручную лицо. Все игрушки ручной работы, но стоили относительно недорого, почти каждая семья могла приобрести себе и Деда Мороза и Снегурочку, которые радовали много лет. Наша ватная Снегурочка очень нравится гостям старшего поколения. Многие говорят, что и у них в детстве была точно такая. Кстати, это самая большая Снегурочка в коллекции нашего музея».

А вот гипсовые прототипы игровых кукол.

Гипсовый прототип игровой куклы.

«Мастер создает скульптурный образ игрушки из пластической массы, затем с этого образца делают оттиски и отливают игрушку в гипсе, - поясняет Татьяна Александровна. - Гипсовой игрушке придают вид будущей пластмассовой или полиэтиленовой с помощью краски, вставляют глазки, если это кукла, делают паричок, шьют наряд, создают обувь. И вот когда образ закончен, она предлагается на утверждение художественному совету, и если её утвердили к выпуску в массовое производство, то гипсовый прототип становится эталоном, образцом для последующего тиражирования. Нашему музею очень повезло, наш земляк Николай Васильевич Денисов скульптор-кукольник, создавший очень много советских игрушек, оставил нам в наследие уникальные «мастер - модели» своих работ».

Некоторые запущены в производство и радовали советских детей, некоторые так и остались в гипсе и хранятся в нашем музее в единственном экземпляре, что делает нашу экспозицию поистине уникальной.

Талисманом музея стала очень милая своеобразная куколка 1954 года создания. Её назвали Любочкой, она очень отличается от привычных кукол ярко выраженной индивидуальностью, авторской фантазией. Создатель этой игрушки Лев Наумович Сморгон - живописец, скульптор, график и автор замечательных советских игрушек. Сейчас Льву Наумовичу 92 года, а его куколке 67 лет.

Любочка.

«Кружевная сказка»

И напоследок музей «Кружевная сказка», посвящённый одному из брендов Тульского края - кружеву, бытовавшему на одоевской земле во второй половине XIX - начале XX века. В экспозиции более 200 кружевных изделий в стиле одоевского и белёвского кружева, а также сколки, коклюшки, куфтыри и многое другое.

Мы не упускаем случая пробовать себя в роли кружевниц. Выходит не здорово, но у нас есть оправдание: дело это очень тонкое, требующее большого терпения и, конечно, умения. Программа получилась насыщенная, хотя не все достопримечательности мы успели посмотреть. Идём в кафе через дорогу. Ого! Здесь готовят вкусные блинчики с начинкой. Даже нашему водителю, мужчине крупному, хватило одного из них. Добрый блин, добрый город и внимательные, открытые одоевцы. До новой встречи!

Читайте также: