Нод дымковская игрушка средняя группа рисование

Обновлено: 28.04.2024

Обращаем Ваше внимание, что в соответствии с Федеральным законом N 273-ФЗ «Об образовании в Российской Федерации» в организациях, осуществляющих образовательную деятельность, организовывается обучение и воспитание обучающихся с ОВЗ как совместно с другими обучающимися, так и в отдельных классах или группах.

Технологическая карта совместной организованной образовательной деятельности с детьми

Стеблянская Екатерина Викторовна, воспитатель ортопедической группы

Дата проведения: 29 ноября 2021 года

. Место проведения: МДОУ «Ясли-сад комбинированного типа № 123 города Донецка»

Время проведения: 9.30 – 9.50

Количество детей: 15 человек

Характеристика группы:

в группе 21 человек (14 девочек и 7 мальчиков). У всех детей сформированы и развиты навыки самообслуживания, основные знания и умения, рассчитанные на их возрастную категорию. Детям группы характерна высокая двигательная активность, любознательность, конкретность мышления, большая впечатлительность, подражательность. Большая часть группы обладает устойчивым вниманием, хорошей памятью, высокой познавательной активностью, хорошо развитым кругозором. Легко справляются с поставленными задачами, рассуждают, анализируют. Уровень развития группы на достаточном. Что позволяет ставить перед детьми задачи в разных сферах познавательных областях и закреплять полученный результат. Отношения между детьми дружелюбные, умеют помогать друг другу.

Пояснительная записка

Совместную организованную образовательную деятельности с детьми проводили воспитатели ортопедической группы.

Интегрированная образовательная деятельность разработана в соответствии с типовой образовательной программой дошкольного образования «Растим личность».

ООД было направлено на закрепление представлений детей о дымковской игрушке и ее росписи. Достижение поставленных задач осуществлялось в основных видах детской деятельности: познавательной, коммуникативной, двигательной, музыкально-художественной и продуктивной. При организации совместной деятельности педагогов и детей использовался принцип интеграции образовательных областей (ОО «Познавательное развитие», ОО «Социально-коммуникативное развитие», ОО «Речевое развитие», ОО «Художественно-эстетическое развитие»). Используемые методы (метод вопросов, мотивирование детской деятельности,) и приемы (показ видеозаписей, ответы детей, беседа) были направлены на повышение познавательной активности, развитие коммуникативных навыков, творческих способностей, самостоятельности. Подобранный материал, техническое сопровождение позволяло поддерживать интерес детей к теме на протяжении всей деятельности.

Форма организации детей: групповая

Приобщать детей к декоративному искусству. Развивать творческую активность, научить самостоятельно составлять узоры и рисовать элементы дымковской росписи . Формировать чувство цвета. Воспитывать интерес к русскому народному творчеству.

-закрепить знания о дымковских игрушках , продолжить знакомить детей с дымковской росписью ;

-научить рисовать элементы дымковской росписи (кружочки, точки, полоски, кольцо, волнистые линии) ;

-учить самостоятельно, составлять узор из знакомых элементов на готовых изделиях;

-закрепить знания цветового колорита;

-воспитывать интерес к рисованию , уважение к труду народных мастеров, восхищение их творчеством.

-активизация словаря : дымковская игрушка , кружок, точка, полоска, кольцо, волнистая линия.

Несколько иллюстраций дымковских игрушек , картинки с элементами дымковского узора ; гуашь, ватные палочки, салфетки по количеству детей, готовые фигурки дымковской игрушки , проектор, русская народная музыка.

Рассказ воспитателя, рассматривание альбомов, открыток, картин о дымковских игрушках , раскрашивание книжек-раскрасок, беседы о дымковской игрушке , чтение и заучивание стихотворений о народных умельцах и дымковских игрушках . Чтение русских потешек, песенок,загадок. Беседы с родителями о готовности принять участие в занятии их детей по росписи игрушки . Лепка с детьми Дымковских лошадок , покрытие их белой гуашью.

Форма проведения: открытое занятие

Оборудование и материалы:

Гуашь, ватные палочки, салфетки по количеству детей, видеоматериал о дымковской игрушке, сладкие угощения, демонстрационный материал, заготовки дымковского коня, образцы коней на каждый стол, проектор.

Этап, его продолжительность

Задачи этапа

Деятельность педагога

Деятельность воспитанников

Методы, формы, приемы, возможные виды деятельности

Вводно-организационный, 1- мин Интеграция ОО «социально-коммуникативное развитие», ОО «Познавательное развитие»

Организация направленного внимания.

Приветствие, установление зрительного контакта.

Приветствие, дети становятся в полукруг, просматривают видеозапись.

Воспитатель : Что-то таинственное происходит у нас в группе…

Ребята! Нам пришло электронное письмо! Откуда же? Из города Вятки! Да не простое! А видеописьмо! Давайте его откроем….

Привлечение направленного внимания. Внутренняя мотивация на деятельность

Актуализация, 5мин Интеграция ОО «Социально-коммуникативное развитие»,

ОО «Речевое развитие»

Актуализация имеющихся знаний

Воспитатель предлагает детям просмотреть видео о дымковской игрушке

Дети просматривают видео о дымковской игрушке

Воспитатель: здравствуйте, гостям мы всегда рады! И промысел ваш старинный знаем и любим!

Видео : Барыня рассказывает про дымковскую игрушку. Это творческий процесс и каждая игрушка неповторима.

Воспитатель: Восхитительно… уже шестое столетие делают эти игрушки! Древний промысел. А как же появилась дымковская игрушка? С чего все началось?

Видео : игрушка эта появилась весной, в день праздника Свистунья. Через века нарядная игрушка стала символом земли вятской.

Воспитатель : Уважаемая дымковская барыня, ваш рассказ такой интересный и познавательный!

Дети, давайте пригласим барыню к нам в детский сад в гости? (да)

Уважаемая барыня, мы с детьми нашей группы приглашаем Вас к нам в гости.

Наш адрес: ДНР, город Донецк, ул. Оглоблина, 2,

дет сад «Зайчата», группа «Солнышко»

Видео : Благодарю!

Пробуждение в детях чувства очарования от созерцания дымковской игрушки

Воспроизведение информации, необходимой для успешного усвоения

Интеграция ОО «Познавательное развитие», ОО «Социально-коммуникативное развитие»

Приветствие героини Барыни и обращение внимания детей на узоры на одежде героини

Дети внимательно рассматривают узоры на одежде героини

Стук в дверь. Появление гостьи с подарками

Барыня: Здравствуйте, дорогие мои! А вот и я!

Воспитатель: Здравствуй! Какой у тебя красивый наряд! Наверное, ваши вятские мастера расписывали?

Обратите внимание, дети, на элементы узора: и волны, и бублики, кружочки и точечки, листочки, клетки. А цвета какие яркие использованы! Оранжевый, красный, синий. Зеленый…

Привлечение направленного внимания на узоры в одежде героини

Закрепление имеющихся представлений 5мин Интеграция ОО «Познавательное развитие», ОО «Социально-коммуникативное развитие»

Закреплять знания детей об узорах дымковской росписи

Воспитатель рассказывает стихотворения о дымковской росписи и показывает демонстрационный материал по теме

Внимательно слушают и рассматривают материал

Барыня: а я к вам не с пустыми руками:

Наши вятские игрушки

Словно радуга весной:

Посмотрите, вот индюшка,

Хвост как веер расписной.

Рядом барышня – красотка,

Фартук, юбка и кокошник:

Все сверкает и горит.

Барыни и петухи-

Украшают их полоски,

Клетки, точки и круги.

Красный, желтый и зеленый,

Алый, синий, голубой-

Все цвета на белом фоне

Этой дымки расписной.

Формирование представлений о узорах дымковской росписи.

Любознательность и активность детей

Пальчиковая гимнастика, 1 мин Интеграция ОО «Речевое развитие», ОО «Социально-коммуникативное развитие»,

Тренировка пластики рук, развитие речи

Воспитатель проводит пальчиковую гимнастику, проговаривает слова и показывает действия.

Выполняют вместе с воспитателем предложенные действия, проговаривая слова

Хлопают в ладошки – дружные матрешки

На ногах сапожки – топают матрешки

Влево, вправо повернитесь

Всем знакомым поклонитесь

Развитие мелкой моторики пальцев рук, подготовка пальцев рук к работе.

Практическая работа, 10мин Интеграция ОО «Познавательное развитие», ОО «Социально-коммуникативное развитие», ОО «Художественно-эстетическое развитие».

Овладение способами нетрадиционной техники рисования.

Объяснение воспитателем техники

рисования Организация практической работы. Оказание необходимой помощи и эмоциональной поддержки. Орга низация взаимодействия в достижении результата.

Работа проводится под произведение

Выполняют практическую работу. Взаимодействуют с другими детьми и педагогом (задают вопросы).

Воспитатель: милая барышня, научи и нас так красиво расписывать игрушки!

Барыня : с удовольствием! Я для вас и заготовки коней приготовила.

Показ барыней способа нанесения орнамента ватными палочками.

Воспитатель: Дети, хотите расписать своих коней таким орнаментом?

Приглашаю вас за столы.

Овладение умениями работать по правилу и по образцу, слушать взрослого и выполнять его инструкции.

Рефлексия, 1 мин Интеграция ОО «Социально-коммуникативное развитие», ОО «Художественно-эстетическое развитие»

Подведение итогов ООД, обобщение полученных ребёнком знаний, умений и навыков.

Оформление выставки творческих работ. Подведение итогов ООД с разных точек зрения: качества усвоения новых знаний, качества выполненной работы, эмоционального состояния, обсуждение особенностей индивидуальной и совместной работы.

Высказываются по поводу полученной информации, качества выполненной работы и воплощения собственного замысла, своего эмоционального состояния .

Похвала воспитателем и Барыней всех работ и выставление работ на стенд. Любование работами детей.

Воспитатель: ребята, какие же замечательные лошадки у вас получились! Как вы постарались! настоящие народные умельцы!

Осознание себя как участника познавательного, творческого процесса. Сформированность элементарных навыков росписи.

Заключительный этап.2 мин Закрепление полученных и имеющихся знаний. Интеграция ОО «Познавательное развитие», ОО «Социально-коммуникативное развитие»

направление внимания детей; формирование интереса к содержанию ООД.

Воспитатель танцует с детьми, задает вопросы по прошедшему занятию, Барыня дарит угощения

Танцы с Барыней, ответы на вопросы воспитателя Получение подарков и благодарение за сладкие угощения

Барыня : у меня для таких художников и награда есть! Сладости на палочке! Получайте!

А коней своих расписных я вам оставляю на память о нашей дымковской игрушке!

Задачи: Продолжать учить детей составлять узор из элементов дымковской росписи (точки, колечки, кружочки, полоски). Закреплять умения: концом кисти наносить точки, прямые и волнистые линии, всей кистью рисовать круги, дуги, кольца, правильно держать кисть. Развивать эстетическое восприятие, чувство цвета, творчество. Вызывать интерес к народной игрушке. Воспитывать самостоятельность, аккуратность в работе, уважение к работе народных мастеров.

-рассматривание дымковских игрушек и беседа о них;

-рассматривание альбома «Дымковские игрушки»;

-рисование элементов дымковского узора;

-составление рассказов и сказок, действующими лицами которых являются дымковские игрушки;

-разучивание стихотворений о дымке.

Материал, инструменты, оборудование:

Картина зимнего пейзажа (старинные избы, из труб идёт дым, деревья в зимнем наряде);

-дымковские игрушки (индюк, барышня, птичка, конь);

-образцы элементов дымковской росписи.

-силуэты игрушек (индюк, барышня, птичка, конь, козлик)-на выбор ребёнка;

-гуашь, кисти, салфетки, стаканчики с водой.

Методические приё мы:

-показ и объяснение воспитателя;

-напоминание о технике рисования;

-наблюдение за работой детей;

-анализ работы воспитателем и детьми.

Музыкальное сопровождение: запись русских народных мелодий.

Ход занятия:

-Ребята, я приглашаю вас в мини-музей дымковской игрушки (выставка дымковских игрушек).

-На севере нашей страны, в селе Дымково живут замечательные мастера, которые умеют делать из глины забавные игрушки и украшать их яркими узорами (показать картинку зимнего села Дымково)

Дым идёт из труб столбом,

Точно в дымке всё кругом.

И село большое Дымково назвали!

-В древние времена жители села от мало до велика лепили глиняную игрушку к весенней ярмарке. Зимой всё село в дыму от того, что топят печи, обжигают игрушки. Возможно, от этого и возникло название Дымково, а игрушки стали называть дымковскими.

Вот эти игрушки! (показать)

Игрушки не простые, а дымковские, расписные!

-Посмотрите, какие разные игрушки делают дымковские мастера!

-Назовите, кого вы видите? (олень, барашек, конь).

-У всех одинаковые ноги, тело. Вместо шерсти нарисованы узоры. Мастера выделили у каждого животного самое главное, что отличает их от других: у оленя - ветвистые рога, у барашка – рога загнутые кольцами.

-Давайте рассмотрим, какими узорами украшены животные? (из кругов, колец, полос, кругов)

-Ребята, круги, кольца, полосы называются элементами узора (крупные и мелкие элементы сочетаются)

-Необычные сказочные птицы. Кто это? (уточка, петушок, индюк)

-Узоры у птиц более сложные, че у животных. Особенно красив и наряден индюк! Его большой круглый хвост и крылья похожи на сказочные цветы. На них не только нарисованы различные круги, кольца, волнистые линии, но и налепы, пышные оборки (показать).

-Самой известной дымковской игрушкой была женская фигура - Барышня, Водоноска, Няня с малышами на руках… Они носили яркие расписные юбки, украшенные оборками фартуки, на шее бусы. Разнообразные узорчатые юбки (клетчатый узор, а в каждой клетке кольца, круги, точки)

-Из каких элементов составлен узор на этой юбке? (из полос)

-Что надето на голове? (кокошники, шляпки)

-Своими игрушками дымковские мастера радуют и веселят людей.

-Посмотрите и назовите все цвета красок, которыми рисуют узоры дымковские мастера (красный, оранжевый, синий)

-Они хорошо выделяются на белом фоне игрушек. Много разных ярких красок в узорах! Поэтому игрушки такие радостные и весёлые даже в пасмурный день!

-Для чего нужны дымковские игрушки? (есть игрушки с которыми играют, а есть те, которыми жилища украшают)

-Игрушки лепят из глины, затем несколько дней подсыхают в комнате, затем обжигают в специальных печах. Игрушки становятся твёрдыми. Когда игрушки остынут, их покрывают белой краской, затем «наряжают». Расписывают яркими красками с помощью мягких кисточек.

-Ребята, вы тоже попробуете украшать дымковскими узорами силуэты животных, птиц или барышень.

Динамическая пауза «Мы в музее побывали»

Мы в музее побывали, очень многое узнали (шагаем на месте)

Хорошо всё рассмотрели и, конечно, поумнели, (развести руки,

дотронуться до головы)

Но пора нам отдохнуть, разомнёмся снова в путь (шагаем)

Для начала мы с тобой крутим только головой,

Корпусом вращаем тоже, это мы, конечно, сможем.

А теперь мы приседаем, мы прекрасно понимаем-

Ноги нужно укреплять, 1, 2, 3, 4, 5. (приседаем)

Напоследок потянулись, вверх и в стороны, прогнулись!

-Предлагаю вам стать дымковскими мастерами! Давайте украсим дымковским узором силуэты игрушек. Согласны быть дымковскими мастерами?

1, 2, 3, 4, 5 начинаем мы играть!

Вправо, влево повернись,

В мастеров все превратись!

-Приглашаю в художественную мастерскую!

-Возьмите любую игрушку и пройдите на свои места.

-Чтобы кисточка стала волшебной, нарисуем элементы узора в воздухе (изображаем в воздухе)

-Закройте глаза, придумайте узор…начинайте рисовать красиво, ярко, аккуратно.

Обращать внимание на осанку, на количество набранной краски, о правильном смывании в воде краски с кисти.

Вот помощники мои

Их, как хочешь поверни!

Так и эдак, эдак-так,

Не обидятся никак!

Можешь пальцы сосчитать:

10 пальцев - пара рук! Вот твоё богатство, друг!

(Продолжаем работать)

Выставить рисунки детей.

-Вот он дымковский хоровод! Сколько в нём много разных игрушек! Но объединяет их цвета красок и узоры! А вам нравятся ваши работы?

На них смотреть нам всем интересно!

Игрушки украшены просто чудесно!

Планирование НОД по рисованию в средней группе: «Дымка»

Планирование НОД по рисованию в средней группе: «Дымка» «Узор на полосе – дымковская игрушка».Предварительная работа: Рассказ воспитателя о создании дымковской игрушки, о мастерах, особенностях.

Знакомство с дымковской игрушкой. Декоративное рисование. Знакомство детей с дымковской игрушкой. (2002г) (младшая группа). Занятие 1. «Украшение платочка». Программное содержание. 1. Познакомить.

-воспитывать самостоятельность, уверенность в себе, желание творить.

ОО «Познавательное развитие» :

-закреплять знания о дымковской росписи, истории её происхождения.

-закреплять цвета, формы, используемые в дымковской росписи;

-развивать память, внимание.

ОО «Речевое развитие» :

-развивать умение внимательно слушать текст, отвечать на вопросы по содержанию;

-активизировать словарный запас детей.

ОО «Социально-коммуникативное развитие» :

-формировать умение работать в коллективе,

-развивать трудолюбие, терпение.

ОО «Физическое развитие» :

-развивать двигательную активность детей во время физминутки,

-учить выполнять упражнения в соответствии с текстом и с инструкциями взрослого.

Оборудование: дымковские игрушки (для рассматривания); альбом с изображением дымковских узоров; плоскостные силуэты игрушек; кисточки, краски, баночки с водой, салфетки.

Ход занятия

1. Организационный момент

- Ребята, посмотрите, какой сундучок я вам принесла. Давайте посмотрим, что в нём. Обыгрывание дымковских игрушек.

2. Основная часть

- Индя – индя – индючок!

Ты похож на сундучок,

Сундучок не простой

Красный, белый, золотой.

- А вот барыня – красавица,

Как такая не понравится?

Вышла барыня гулять.

Всем наряд свой показать:

Платье красное в горошек.

Яркий расписной кокошник

Бусы красные горят

Как красив её наряд!

- Носит наш барашек

Шапку из кудряшек,

На ногах сапожки.

Не грози рогами,

Не топай ногами!

- Что за лошадь, что за конь?

Горячей, чем огонь!

Хоть вперёд, хоть назад,

Хочешь врысь. Хочешь вскок.

В жёлтых яблоках бок!

- У нас в группе тоже есть игрушки, но эти удивительные. Необыкновенно нарядные.

- Игрушки эти не простые.

Они волшебно – расписные

Простой, казалось, бы узор

Но отвести не в силах взор!

- Ребята, как вы думаете. Из чего сделаны эти игрушки? Потрогайте пальчиком. (Из глины)

- А как называются эти игрушки? (Дымковские глиняные игрушки).

- Ребята, а для чего нужны дымковские игрушки? (Высказывания детей).

- Есть игрушки, которыми играют, а есть те, которыми жилища украшают.

- Обратите внимание, какими яркими, праздничными цветами расписаны дымковские игрушки.

- Сколько различных красок использовано? (Дети перечисляют).

- А теперь рассмотрим узоры. Какие элементы узора встречаются на игрушках? (Круг, прямая, волнистая линии, клетка, точки-горошины).

- Я принесла вам табличку-подсказку с основными элементами дымковского орнамента.

- Какие инструменты вам понадобятся? (Кисть и ватные палочки).

- Что можно прорисовать кистью? (Линии, круги).

- Прорисуйте в воздухе прямую, волнистую линии.

- А ватными палочками? (Точки-горошины).

Физминутка. «Мы лошадки»

- Давайте отдохнём. Потанцуем, как лошадки (под музыку)«трясём гривой, гарцуем, скачем голопом».

- Ребята, посмотрите. На столе лежат вырезанные игрушки. Только они что-то не весёлые. (Надо их раскрасить).

- Давайте сейчас наша группа превратится в творческую мастерскую. А вы в мастеров.

Начинаем рисовать

Вправо, влево повернитесь

В мастеров все превратитесь.

- Приготовьте свои рабочие места. Вспомните, что вам понадобиться для работы.

- Преступайте к работе, у вас всё получится.

-Посмотрите, какие у нас красивые, расписные игрушки получились!

-Молодцы! У вас получилось.

Конспект НОД в средней группе «Дымковская игрушка» НОД в средней группе. Тема недели: «Народное творчество» Виды деятельности: познавательно-исследовательская, социально-коммуникативная,.

Конспект НОД «Дымковская игрушка». Подготовительная группа Цель: Продолжать знакомить детей с народной дымковской игрушкой. Учить видеть ее красоту и самобытность. Закрепить знания о промысле. Задачи:.

Конспект НОД «Дымковская игрушка» в старшей группе • Закрепить знания детей о дымковских игрушках, рассматривать их, называя детали узора. • Закрепить умения рассматривать дымковских барышень.

Конспект НОД по художественно-эстетическому развитию в средней группе «Дымковская игрушка» Коспект НОД в средней группе по художественно-эстетическому развитию: Рисование на тему: “Дымковская игрушка” Нигмятуллиной Галии.

Конспект ООД по развитию речи в средней группе «Дымковская игрушка» Цель: Познакомить детей с народной игрушкой (дымковская игрушка). Задачи: Расширять представления детей о дымковской игрушке. Продолжать.

Конспект открытого интегрированного занятия по декоративному рисованию для детей средней группы «Дымковская лошадка» Цель: Познакомить детей с основными элементами дымковской росписи и цветами. Задачи: • Обучающая: учить называть и отображать (использовать.

Конспект занятия по рисованию «Дымковская игрушка». Вторая младшая группа Конспект занятий по рисованию «Дымковская игрушка»Цель: Знакомство детей с русским народным промыслом «Дымковская роспись» Задачи Образовательные:.

Конспект занятия по художественно-эстетическому развитию «Дымковская игрушка» в подготовительной группе

Конспект занятия по художественно-эстетическому развитию «Дымковская игрушка» в подготовительной группе Конспект занятия по художественно-эстетическому развитию (лепка + декоративное рисование) в подготовительной группе. "Дымковская игрушка".

Фотоотчет о занятии по лепке и декоративному рисованию в подготовительной группе «Дымковская игрушка»

Фотоотчет о занятии по лепке и декоративному рисованию в подготовительной группе «Дымковская игрушка» Конспект занятия по художественно-эстетическому развитию (лепка + декоративное рисование) в подготовительной группе Родом этот промысел.

Перспективное планирование рисование по декоративному рисованию — дымковская игрушка. Средний дошкольный возраст 1. Конспект занятия по ознакомлению детей с дымковской игрушкой, рисование на полосе. Цель: знакомить детей с дымковскими игрушками. задачи:учить.

Россия славится своими художественными промыслами, имеющими многовековую традицию. Один из старейших – дымковская игрушка, рассказ для детей об этом удивительном промысле уместен будет уже в детском саду.

ВложениеРазмер
Народная игрушка. Дымковская игрушка 21.62 КБ

Предварительный просмотр:

Тема недели: Народные игрушки.

Цель недели: Расширять представления о народной игрушке.

Тема : Дымковская игрушка.

Цель: Расширять представления детей о дымковской игрушке.

Задачи: Расширять представления детей о народной игрушке села Дымково, о её назначении и о том, что к ней следует относиться бережно;

Развивать эстетическое восприятие, чувство цвета, творчество. Вызывать интерес к народной игрушке;

Воспитывать уважение к труду народных мастеров, восхищение их творчеством;

Формировать представления о последовательности трудовых операций при изготовлении дымковской игрушки.

Вызвать желание самим попробовать нарисовать элементы росписи, использовать в работе нетрадиционную технику рисования.

Совершенствовать умение рисовать элементы дымковской росписи.

Активизировать словарь за счёт слов :промыслы, дымковские игрушки, глиняные, барыня, свистульки, обжигали.

Интеграция образовательных областей: познавательное развитие, речевое развитие, физическое развитие, художественно-эстетическое развитие, социально-коммуникативное.

Материал: несколько иллюстраций дымковских игрушек, картинки с элементами дымковского узора, карусель с игрушками; гуашь, баночки с водой, пуговицы, ватные палочки, салфетки, готовые фигурки дымковской игрушки.

Предварительная работа: Рассказ воспитателя, рассматривание альбомов, картин о народных игрушках, раскрашивание книжек-раскрасок. Чтение русских потешек, песенок, загадок.

Голос за ширмой Внимание, внимание!

Торопись, честной народ,

Всех вас ярмарка зовет!

Кто на ярмарку пойдет,

Много полезного найдет,

А кто не пойдет,

Тот со скуки помрет!

Воспитатель: Ребята, мы много говорили о народных традициях.

Яркой страницей народного быта на Руси были ярмарки. Обычно во время ярмарок возводились огромное количество каруселей и качелей. На ярмарках не только торговали и покупали, но и обязательно веселились, как могли: песни пели, плясали, силой мерялись, ремеслом хвалились, подарки дарили!

Воспитатель: - Народ веселили скоморохи с дрессированным, “учёным”медведем, остроумный русский весельчак Петрушка.

Воспитатель: Ребята, хотели ли вы посетить ярмарку?

Звучит музыка «Ярмарка», появляется игрушка Петрушка.

Вы меня узнали?(Да)

я Петрушка – веселушка ,

Я игрушки для вас взял и встречать вас прибежал!

– А у ребят есть игрушки в детском саду!

Мои игрушки не простые,
Они чудесно расписные.

(Детям дает из сумочки)

И Колесо свое, друзья,

Взял сюда не просто я,

Раз, другой перевернется -

В карусельку обернется!

Воспитатель предлагает детям самостоятельно (называет имена)расставить игрушки на карусели.

- Сколько игрушек на карусели?(5)

Петрушка: Вот на карусели все игрушки сели,
По кругу помчались, все цвета смешались.

Воспит: Посмотрите, какие красивые.

- назовите, кого вы видите (конь,баран, петух)

-расскажите, какие цвета использованы игрушках (яркие, разноцветные, удивительные, красочные, Красной, жёлтой, синей, чёрной, зелёной, белой, розовой.)

- назовите, какие элементы узора ( точки, кружки, клетка, колечки, прямые, волнистые линии).

К как вы думаете, к какому виду промыслов их можно отнести? И прежде чем мы ответим с вами на этот вопрос, давайте вспомним, с какими промыслами вы знакомы?

(Здесь дети самостоятельно определяют дымковскую игрушку (по изучен.матер) по характерным для них узорам- Кружочки, точечки, полоски)

Давайте вместе скажем:

Дети: дымковские игрушки.

Воспитатель: Ребята, а кто сделал эти игрушки?

Дети рассматривают иллюстрацию «Слобода Дымково».

Далеко-далеко, за дремучими лесами, за зелёными полями, на берегу голубой речки стояло большое село. Каждое утро вставали люди, затапливали печи, и из трубы домов вился голубой дымок. Домов в селе было много. Вот и прозвали то село Дымково. Жили в том селе весёлые и озорные люди-мастера. Любили они лепить весёлые, яркие, красочные игрушки, – кукол, музыкальных инструментов, разных забав.

Много их наделают за долгую зиму. А когда приходила весна, мастера выносили свои игрушки на ярмарку. А по имени этого села и игрушки стали называть дымковскими.
Воспитатель : Какое настроение создают эти игрушки?
Воспитатель: Для чего еще нужны дымковские игрушки? (высказывание детей)

Воспитатель: Есть игрушки, которыми жилища украшают, а есть те,

Воспитатель: Для детей делали специально маленькие игрушки: лошадки, свинки, барашки. Красивые игрушки? Давайте ненадолго в них превратимся. Становитесь в круг. Как только я буду называть какую-нибудь игрушку, нужно постараться изобразить её в движении.

Дети становятся в круг. Звучит музыка. Воспитатель произносит: «Барыня!», и дети стараются двигаться так, как, по их представлениям, ходит дымковская барыня, придерживая длинную воображаемую юбку, поводя плечиками. «Баран» и дети стараются двигаться так, как, по их представлениям, ходит баран(показывают рожки). Воспитатель произносит: «Конь!», дети скачут, как лошадка. Воспитатель произносит: «Индюк!», дети идут, высоко поднимая ноги, хлопая руками – крыльями, надувая щёки.

А так же мастерицы делали маленьких птичек – дети в них не только играли, но и свистели. Поэтому их называли свистуньи. А иногда устраивали такие праздники, на которых свистели в свистуньи не только дети, но и взрослые. А вы хотите посвистеть?

Дети берут игрушки – свистуньи и свистят.

Воспитатель: Весело у вас на каруселях кататься.

А можно ли на ярмарке ремеслу обучаться?

Петр. На нашей ярмарке есть площадь мастеров.

Там ремеслу обучат — будь здоров!

Воспитатель: Охота бы и нам с ребятами там побывать,

Чему-нибудь поучиться да свое уменье показать.

Ребята, интересно вам посмотреть, как создавалась дымковская игрушка мастерицами? Проходите на площадь мастеров. Здесь мастерицы приготовили подсказки(картинки),как они работают над игрушкой.

Беседа по 1-й иллюстрации.

Воспитатель: Что вы видите на картинке? (лепить из глины).

Воспитатель предлагает детям засучить рукава - приготовить руки для работы и поставить локти на стол.

Пальчиковая гимнастика: (дети выполняют имитационные движения руками в соответствии с текстом).

Глину мягкую замесим,
И получше разомнем.
На кусочки все разделим,
Барышню лепить начнем:
Мы скатаем голову,
Юбку - раскатаем.
Юбка словно колокол,

Прищипнём вверху кокошник,

Руки ей приладим,
А затем возьмем в ладошки,
Пальчиком загладим.

Воспитатель: Вот и готова наша глиняная барышня. Глина еще сырая, игрушку нужно немного подсушить. Давайте подуем на нее (дети дуют на воображаемую поделку, свои ладошки).

  • А что дальше делают с вылепленными игрушками?(2-я иллюстрация)
  • Правильно, ставят в специальную печь - обжигают. Для чего? (чтобы глина стала крепче, игрушки не рассыпались).

Воспитатель: А как вы думаете, они могут разбиться?

Дети: Если их уронить, то они разобьются.

Воспитатель: Как с ними надо обращаться?

Дети: С ними надо обращаться аккуратно, бережно.

  • А что дальше делают с в игрушками?(3-я иллюстрация)

Затем покрывали белой краской

Воспитатель: А затем? мастерицы. правильно, расписывали. (4-я иллюстрация)

Узоры были особенные и неповторимые.

Вот и задание от мастериц «Собери узор» (узор ,который будет на юбке барыни)

Воспитатель: Ребята, а вы знаете, что обозначают элементы дымковской игрушки? Круг обозначает солнце, волнистые линии – воду, пересечённые прямые линии – землю.

-5-я иллюстрация – готовая работа мастеров -барышня расписная.

Воспитатель : Самой известной дымковской игрушкой была женская фигура – «Барыня водоноска» и «Девушка в кокошнике». Они носили яркие расписные юбки, украшенные оборками фартуки, жёлтые кофты и малиновые кокошники, на шее были бусы. Наряды их были неповторимы, и мастера своей росписью пытались это передать. Дымковская роспись очень славна тем, что она сказочно красива, а узоры просты, цвета яркие и сочные.

Рядом, на столе лежат несколько барынь- незаконченная работа мастеров.

Воспитатель Посмотрите Мастера не успели расписать своих барышень! Обратили ли вы внимание , что у барынь на юбке нет украшений?

(Дети рассматривают варианты)

Воспитатель: Как же барышни без красивой юбки?

Воспитатель ненавязчиво побуждает детей помочь мастерам - украсить наряд барышень.

Дети предлагают помощь.

Петрушка: У меня есть в сумочке украшения.

Дети высыпают пуговицы (украшения).

Обращаю внимание на таблицу «Дымковская роспись».

Воспитатель: Прежде чем начать рисовать, давайте вспомним- какие узоры мы будем рисовать.

Украшать будем по-особенному, печатать пуговицами круги, а точки и линии нарисуем ватной палочкой.

Дети украшают юбки, звучит народная музыка. После выполнения работы дети надевают барынь на правую руку и становятся на импровизированную улицу (в круг).

Воспитатель: Дети, вам понравилось быть мастерами? Какие наряды у нас получились?! Какие они красивые! А вам нравятся ваши работы? Какая юбочка вам понравилась больше всех? Обязательно обращается внимание на то, что все дети помогли мастерам.

Воспитатель: Ребята, есть народный танец «Барыня». Давайте вместе с нашими барышнями его исполним .

Конспект организованной образовательной деятельности в средней группе «Дымковская игрушка».

Интеграция образовательных областей: художественно-эстетическое развитие, познавательное развитие, речевое развитие, социально-коммуникативное развитие, физическое развитие.

Цель: эстетически воспитывать детей с помощью народного искусства.

- расширить знания детей о дымковской игрушке: продолжать знакомить детей с дымковскими игрушками, элементами росписи, цветовой гаммой;

- учить украшать силуэты дымковских игрушек. Закреплять навыки рисования элементов дымковской росписи (кружочки, полоски, волнистые линии, точки),

вызывать желание что-то сделать самим, перенимая у народных умельцев несложные приемы.

- развивать интерес у детей к народному декоративно-прикладному искусству; приобщать к национальным – культурным традициям, расширяя и углубляя знания о народных игрушках.

- способствовать развитию речи, зрительной памяти, наблюдательности, внимания;

- расширять и активизировать словарный запас детей;

- развивать чувство цвета, эстетические чувства;

- развивать умение внимательно слушать воспитателя и отвечать на вопросы;

- развивать общую и мелкую моторику;

- воспитывать интерес к народной игрушке, уважение к труду народных мастеров, восхищение их творчеством;

- воспитывать самостоятельность, активность;

- формировать эстетическое восприятие и воображение, приучать детей к вежливости (учить здороваться, прощаться, благодарить за помощь);

просмотр презентации «Дымковская игрушка», разгадывание загадок о матрешке, рассматривание дымковской игрушки, игры с матрёшками.

Форма организации: подгрупповая, индивидуальная.

Активизировать употребление в речи названий элементов дымковской росписи.

Закрепление: дымковская игрушка: индюк, петух, козлик, барышня; нарядная, радостная, веселая, праздничная, румяная.

Материалы и оборудование:

• иллюстрации с изображением дымковских игрушек;

• трафареты лошадок, гуашь, кисточки, ватные палочки, краски и кисточки, салфеточки (по количеству детей);

• элементы росписи дымковской игрушки;

• образцы, украшенных росписью силуэтов барышень;

• просмотр презентации «Дымковская игрушка»;

• рассматривание дымковской игрушки;

• узоров, используемых для украшения дымковской игрушки;

Методы и приемы: психологический настрой (установление эмоционального контакта); приветствие в стихах «Здравствуй»; демонстрация игрушек и иллюстраций дымковских игрушек; рассказ о том, как появились дымковские игрушки; словесная игра; динамическая пауза - игра «Что вышло?»; сюрпризный момент; игра с Королевой-кисточкой «Назови узор и цвет»; загадка Королевы-кисточки; имитационное упражнение; пальчиковая гимнастика; самостоятельная работа детей (рисование); гимнастика для глаз «Лучик солнца»; выставка детских работ, обсуждение; рефлексия.

Содержание организованной образовательной деятельности

I. Организационный момент.

(установление эмоционального контакта)

Дети становятся в круг

Глаза закрываем и представляем,

Здесь и сейчас себя представляем.

Что было вчера, мы забываем

Думаем только о том, что сейчас.

Хороший, красивый каждый из вас,

Вы самые лучшее, что есть на свете.

Воспитатель: Ребята посмотрите, сколько у нас сегодня гостей, давайте поздороваемся с гостями.

Приветствие в стихах «Здравствуй»

Дети: Здравствуй, солнце золотое!

Здравствуй, небо голубое!

Здравствуй, вольный ветерок,

Здравствуй, маленький дубок!

Мы живем в одном краю –

Всех я вас приветствую!

II. Основная часть

Воспитатель: Ой смотрите, что это за девочка к нам пришла, плачет и одета не так как мы. Давайте спросим что у нее случилось и почему она грустит.

Девочка Аленка (переодетый младший воспитатель, в народном сарафане и красивом платке с узорами) отвечает: я Аленка, я потеряла свою любимую игрушку и без нее мне грустно.

Воспитатель : ребята а давайте подарим девочке Аленке свои игрушки.

Девочка Аленка : спасибо большое, вы очень добры, но мне нужна моя игрушка, помогите мне ее найти. Мою любимую игрушку зовут барыня.

Славилась Россия чудо-мастерами,

Дерево и глину в сказку превращали.

Красками и кистью красоту творили,

Своему искусству молодых учили.

Эти игрушки называются дымковские, они сделаны из глины и раскрашены яркими красками. Послушайте рассказ о том, как появились дымковские игрушки.

Живу я в одном селе. Когда на улице холодно и зимний мороз сковывает землю, в домах затапливаливают печи, дым окутывает крыши, да, так, что ничего не видно, один дым. Вот и назвали мое село Дымково.

Трудятся взрослые в том селе с утра до позднего вечера: сеят хлеб, готовят еду, пасут домашних животных: коров, овец. А дети играют на лугу, пеют песни. Нет у нас таких игрушек, как у вас. И задумались взрослые: чем порадовать детишек? Набрали на берегу реки глины, вылепили разные забавные фигурки, обожгли их в печи, покрыли мелом и расписали красками.

Так и появились дымковские игрушки: барыни, козлики, лошадки, свиньи, олени. Яркие, веселые, задорные – полюбились они детям.

А давайте поиграем в игру «Вставь словечко»

«. Дым идет из труб столбом,

Точно в дымке все кругом,

И село большое … („Дымково") назвали.

Там любили песни, пляски,

Там рождались чудо-… (сказки),

И лепили там из … (глины)

Все игрушки не простые,

А волшебно-… (расписные),

Белоснежны, как березки

(Кружочки, клеточки, полоски —) воспитатель показывает

Простой, казалось бы узор, соответствующие узоры,

Но отвести не в силах взор». а так же изображения

Из глины … (козлик) в яблоках, животных и людей

Собою хорош, очень пригож. на иллюстрациях

А вот … (олень) на стройных ногах,

Вся краса у оленя в … (рогах).

А вот дымковские … (барыни):

У них руки крендельком,

Щеки будто яблоки.

С ними издавна знаком

Весь народ на ярмарке.

Динамическая пауза - игра «Что вышло?»

Подними ладошки выше и сложи над головой.

Вышла крыша, а под крышей – мы с тобой.

Подними ладошки выше, а потом согни дугой.

Вышли гуси – вот один, а вот другой.

Подними ладошки выше и сложи перед собой.

Вышел мостик, мостик крепкий и прямой.

Воспитатель: Молодцы, ребята!

Звучит мелодия Королевы-кисточки. Ребята, а теперь Королева-кисточка приглашает вас подойти к столам и нарисовать для Аленки ее игрушку - барышню.

Игра с Королевой-кисточкой «Назови узор и цвет»

Королева-кисточка напоминает нам, что дымковские игрушки всегда бывают только белыми. А мастера расписывали свои игрушки яркими красками и предлагает назвать цвета, которыми пользовались дымковские мастера (красный, синий, зеленый, желтый, оранжевый, черный, голубой). Воспитатель: Какие цвета используют мастера, украшая свои игрушки? (Ответы детей) Как, одним словом можно сказать про эти цвета? (Ответы детей: яркие, нарядные, веселые, праздничные).

Ребята, Королева-кисточка спрашивает, какими узорами дымковские мастера расписывают свои игрушки? (Ответы детей: прямая линия, волнистая линия, точка, круг, кольцо, клетка, решётка)

А что обозначают элементы росписи (круг – символ солнца, точки – звезды, прямая линия – дорога, волнистая линия – вода, елочка – символ здоровья), а затем найти и показать эти элементы на изображениях игрушек.

У дымковской игрушки есть свои цвета есть свой орнамент своя форма, которая придает игрушке индивидуальность, что делает ее не похожей на другие игрушки.

Королева- кисточка предлагает вам попробовать самим стать народными умельцами. А сначала угадайте загадку:

Румянец на лице,

Стоит не дыша. (барышня)

Давайте изобразим, как ходит барышня

Ой, люли, ой, люли,

Барыни на луг пошли (идут на месте)

Покружились и цветочки собирать пошли. (выполняют пружинку и собирают цветы в корзинку).

Королева-кисточка приготовила для вас барышень, только они еще не расписаны. Давайте и мы попробуем расписать их. (Дети подходят к столам, заранее подготовленным к рисованию, занимают места). Давайте вспомним, как будем расписывать ее. Какие части мы закрашиваем полностью? (волосы). А узор где расположим? (вдоль туловища, юбки).

А сейчас закройте глаза, представьте, каким узором вы будете расписывать свою дымковскую барышню, цвет узора, как расположите, с чего начнете рисовать. Теперь открыли глаза разомнем пальчики и приступим к рисованию.

Прежде, чем рисовать.

Нужно пальчики размять.

Указательный и средний,

Безымянный и последний.

Поздоровались с большим.

А теперь потрем ладошки.

Друг о друга мы немножко.

Кулачки разжали – сжали,

Кулачки разжали – сжали.

Вот и пальчики размяли.

А сейчас мастера.

За работу всем пора.

Самостоятельная работа детей.

Негромко звучит русская народная музыка. Дети работают самостоятельно. В ходе работы, воспитатель закрепляет название геометрических фигур, цветов, элементов росписи, проводит индивидуальную работу, напоминает технические приемы рисования.

Гимнастика для глаз «Лучик солнца»

Лучик, лучик озорной, поиграй-ка ты со мной.

Ну-ка, лучик, повернись, на глаза мне покажись.

(делают круговые движения глазами)

Взгляд я влево отведу, лучик солнца я найду.

(отводят взгляд влево)

Теперь вправо посмотрю, снова лучик я найду.

(отводят взгляд вправо)

Из выполненных работ предложить детям сделать выставку «Красивая дымковская барышня». При анализе отметить расположение узоров, цвет, аккуратность работы. Воспитатель обращает внимание на яркость барышень, их красоту, предлагает детям ответить на вопросы: «Чья работа больше нравится? Почему? Какая барышня самая аккуратная?»

Ш. Заключительная часть.

Воспитатель: (Держит в руках Королеву кисточку) Вот наши барышни засветились. На душе становиться радостно, празднично. Спасибо за вашу работу, мастера. И Аленка повеселела, вон сколько барынь у нее есть, любой играть можно. Аленка решила вас отблагодарить и приготовила для вас сладкий сюрприз.

На этом занятие окончено.

Воспитатель: Ребята, Вы сегодня – молодцы, отлично поработали! Но пора нам прощаться с нашей гостьей Аленкой и пожелать ей счастливого пути!

По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Рассказ о дымковской игрушке «В мастерской дымковской игрушки»

Программное содержаниеВоспитывать у детей уважение и интерес к народным промысламЗакреплять представления о процессе создания игрушекУчить создавать образ, используя полученные навыки и приемы лепки.Ф.

Конспект занятия по рисованию с детьми 2 средней группы на тему конек – дымковская игрушка Конек – дымковская игрушка

Составила Боричевская Наталья Викторовна. ГБДОУ № 69 Конек Дымковский:Цель: - воспитывать желание рассматривать народные игрушки (лошадка)- понимать настроение, выраженное в народной игрушке;- уч.


Памятки для родителей "Дымковская глиняная игрушка", "Как познакомить ребёнка с Дымковской игрушкой"

Дымковская глиняная игрушка – один из самый ярких и самобытных народных промыслов Вятского края. Зародился промысел в вятской заречной слободе Дымково, отсюда и название игрушки. Первыми дымковскими и.


Конспект открытого занятия в подготовительной группе «Дымковская игрушка».(роспись дымковской игрушки)

Конспект занятия по кружковой деятельности«Дымковская игрушка».(роспись дымковской игрушки).


Знакомство с росписью дымковской игрушки (дымковская лошадка). (младшая группа)


Знакомство с росписью дымковской игрушки (дымковский петушок).

Знакомство с росписью дымковской игрушки (дымковская лошадка). Открытое интегрированное занятие в младшей группеОбразовательные области : художественное творчество, познание, коммуникация, социализаци.

Рассказ о дымковской игрушке для дошкольников «В мастерской дымковской игрушки»

Рассказ о дымковской игрушке для дошкольников «В мастерской дымковской игрушки».

Читайте также: