Нод дымковская игрушка старшая группа

Обновлено: 02.05.2024

Цель: Закрепление ранее полученных знаний детей о художественном промысле России дымковской игрушке через логико-математические настольные и интерактивные игры.

Задачи:

Образовательная

Закрепить порядковый счёт пределах 10; состав числа в пределах 10; навыки ориентировки в пространстве и на листе бумаги; закрепить умение соотносить количество предметов с цифрой;

Развивающая

Способствовать формированию мыслительных операций, умению аргументировать свои высказывания; способность производить действия в уме.

Воспитательная

Воспитывать самостоятельность, умение понимать учебную задачу и выполнять её самостоятельно; поддерживать интерес к интеллектуальной деятельности, желание играть в игры с математическим содержанием, проявляя настойчивость, целеустремленность, взаимопомощь.

Материал: Карточки с изображением дымковских игрушек (Загадка - ответ),

ободки, мольберты, раздаточный материал для игр, математический планшет, фишки, наклейки.

Ход игры

Воспитатель: Ребята! Сегодня в наш сад пришло письмо по электронной почте, давайте посмотрим, что в нем?

Обращение детей на экране телевизора. (Дети обратились с просьбой помочь им поучаствовать в международном математическом конкурсе «Лучшие знатоки дымковской игрушки», но для этого нужно выполнить задания, они сложные, но очень интересные и правильные ответы поместить в интернете)

Воспитатель: Я предлагаю принять участия в этом конкурсе! Поможем ребятам выполнить задания.

Воспитатель: Сейчас мы разделимся на две команды, петушки и свистульки. Подойдите к той картинке, где ваш ободок с элементами росписи похож на игрушку свистульку или петушка. Ребята за каждый правильный ответ вы будете награждаться фишкой.

1 задание: «Разминка» (игра Вопрос-ответ», дети отвечают на вопросы все вместе)

Ведущий: Отгадайте загадку:
Весёлая белая глина,
Кружочки, полоски на ней,
Козлы и барашки смешные,
Табун разноцветных коней.
Кормилицы и водоноски,
И всадники, и ребятня,
Собаки, гусары и рыбки,
А ну, отгадайте, кто я?
Дети: Дымковская игрушка.

  • Как называется село, где делают эти удивительные игрушки? (Дымково)
  • Из чего лепят дымковские игрушки? (из глины)
  • Кто делает дымковские игрушки? (Дымковские игрушки делают только женщины и передают своё ремесло дочерям и внучкам)
  • Какой музей в своей коллекции насчитывает наибольшее число дымковских игрушек? (Это музей «Дымковская игрушка» в городе Киров)
  • На какой фон наносят мастера яркие узоры? (белый)
  • На какие фигуры похожи дымковские узоры? (геометрические)
  • Какие формы имеют узоры? (Узоры имеют простые геометрические формы: кружки, кольца, полоски, змейки).
  • Какими цветами украшают дымковские игрушки? (красный, синий, желтый, зеленый)



2 задание: «Загадки про дымковские игрушки»

Загадки задаются каждой команде по очереди.

1. Бегут по дорожке борода, да ножки (козлик).

2.Посмотрите, пышный хвост

У него совсем не прост -

Точно солнечный цветок,

А высокий гребешок? (Петушок)

3.Красной краскою горя,

Как корона у царя (индюк)

4.Не пахарь, не столяр, не кузнец, не плотник,

а селе работник (конь)

5.Ведра красные несет,

На коромысле не спеша,

Барышня краса (Водоноска)

Статные и важные (Дымковские барышни)

Дети отгадывают загадки, выбирают отгадки картинки

с дымковскими игрушками. Картинки-игрушки крепятся на мольберт.

Давайте посчитаем, сколько всего игрушек, какой по счету

петух, назови соседей числа 5.

3 задание: Дидактическая игра: «Укрась дымковскую игрушку»

Все игрушки не простые,

а волшебно расписные!

Белоснежны, как березки,
Кружочки, полоски.
Простой, казалось бы, узор,
Но не в силах оторвать свой взор.

Дидактическая задача:

- Закреплять знания детей об основных элементах

росписи, ее колорите.

- Упражнять детей в составлении композиции из

элементов росписи на силуэте игрушки по образцу.

-Сосчитать и соотнести элемент росписи с числовой карточкой.

- Развивать внимание, память, счет в пределах 10, цветовое восприятие,

мелкую моторику рук.

Материал

Шаблон игрушек, образец, элементы росписи, числовые карточки.

Ход игры

Дымковские игрушки очень любят примерить новые наряды.

Ребята нам нужно правильно, выложить узор по образцу.

Сосчитать элементы росписи и найти числовую карточку

к данному элементу.

4 задание: «Сложи фигуру».

До чего же хороша –
Русская игрушечка!
Хоть полсвета обойдёшь –
Лучше Дымки не найдешь!

Внимательно рассмотрите части картинок и соберите

целые изображения дымковских игрушек из нужных фрагментов.



4 задание: Игра-лото «Русский сувенир»

Сувенир, сувенир, русский сувенир.

Русский сувенир покорил весь мир.

Дымковские барыни, кони, петушки!

В мастерской народной росписи Дымки предлагаю собрать

нарядный русский сувенир. Его нужно собрать при помощи

карточек с цифрами.

У вас большие карты по дымковской росписи; я буду показывать маленькие карточки, показывает по очереди, называя номер: 1,2,3,4,5 и т.д. 5 малых разрезных карт с деталями узоров, а вы находите такую цифру на своей карте, сравниваете и, если детали совпадают, закрываете карточкой пробел на большой карте. Выигрывает тот, кто первым соберет большую карту.

6 задание: Волшебный сундучок

Сундучок мы открываем,
Нашу игру продолжаем.
Сундучок наш не простой,
Весь нарядный расписной.
Что же в нём?
А в нём игрушка ?

Но игрушка не простая

В схеме зашифрована!


Какая фигура зашифрована в схеме? Рассмотрите схемы. Назовите особенности схемы, которую вы видите. Из каких геометрических фигур?

Тико – конструирование «Барашек»



7 задание: «Сосчитай сколько фишек»

В игре мы не грустили,

И не было у нас печали

На все вопросы верно отвечали!

Давайте посчитаем фишки, полученные за правильные ответы!

Выложите число, сколько фишек вы получили на математическом планшете.

Ребята, вы такие молодцы, вместе мы выполнили все задания, помогли ребятам! Правильные ответы отправим на международный математический конкурсе «Лучшие знатоки дымковской игрушки».

«Мы дружными все были!

Игру мы провели и победителей нашли!



Используемая литература и интернет-ресурсы:

1.Основная образовательная программа дошкольного образования «Детский сад 2100». Комплексные образовательные программы развития и воспитания детей младенческого, раннего и дошкольного возраста / Под науч. ред. Р.Н. Бунеева. —Изд. 3-е, переаб. — М. : Баласс, 2019. — 528 с.

Рецензия от 25.06.2019 г. Протокол № 20 от 25.06.2019 г. Института детства ГБУ ДПО «Санкт-Петербургская академия постдипломного педагогического образования».

3. «ТИКО – моделирование, как инновационная образовательная технология, в русле интеллектуального развития детей»

«Свидетельство о публикации в СМИ» Серия А № 0008925 скачать >>>

Приглашаем педагогов дошкольного образования Тюменской области, ЯНАО и ХМАО-Югры опубликовать свой методический материал:
- Педагогический опыт, авторские программы, методические пособия, презентации к занятиям, электронные игры;
- Лично разработанные конспекты и сценарии образовательной деятельности, проекты, мастер – классы (в т. ч. видео), формы работы с семьёй и педагогами.

Почему выгодно публиковаться у нас?

Знакомство детей с историей дымковской игрушки, формировать знание об особенностях росписи игрушек разным узором.

ВложениеРазмер
zanyatie_dymkovskaya_igrushka.docx 22.59 КБ

Предварительный просмотр:

Муниципальное бюджетное дошкольное образовательное учреждение детский сад № 32 «Березка» г.Туапсе

по познавательному развитию " Дымковская игрушка"для детей старшей группы

Воспитатель: Чихладзе И.А.

Виды детской деятельности: коммуникативная, продуктивная, музыкально-художественная. Восприятие художественной литературы.

Цель: познакомить с историей дымковской игрушки формировать знание об особенностях росписи игрушек основных элементах узора, воспитывать любовь и уважение к труду народных мастеров; развивать интерес к изучению народных промыслов интонационную выразительность речи восприятие ритма стихотворения.

Оборудование: дымковские игрушки, иллюстрации художников с изображением ранней весны.

Дым идет из труб столбом,

Точно в дымке все кругом,

Воспитатель:- Ребята, у вас всех есть игрушки. Давайте узнаем, какие игрушки делают в селе Дымково. Современные игрушки сделаны из пластмассы, резины, металла, меха. Но и сейчас все любят народные глиняные и деревянные игрушки. В большом селе Дымково родилась дымковская игрушка. Веселые игрушки отличаются яркими красками.

В давние времена жители этой слободы от мала до велика лепили глиняную игрушку к весенней ярмарке. Зимой вся слобода в дыму от того, что топят печи, обжигают игрушки, в пасмурные дни стелется туман от речки тонкой дымкой, возможно, от этого и возникло название Дымково, а игрушки стали называть дымковскими. Что же это за игрушки.

Рассмотривание игрушек: олень, индюк, барышня, конь.

У этого оленя золотые рога.

Через горные отроги,

Через крыши деревень,

Мчится глиняный олень.

Краше всех индюк.

Вот индюк нарядный.

Весь такой он ладный.

У большого индюка

Все расписаны бока.

Посмотрите пышный хвост

У него совсем не прост

Точно солнечный цветок.

Да алеет гребешок.

-Дымковская барыня вся в оранжевых, золотых, алых и зеленых узорах. Даже кони приобрели яркий наряд.

Что общего у всех этих игрушек? (белый фон, яркие краски, геометрические узоры.)

Как вы думаете, какой сначала краской покрывают игрушку? А знаете ли вы почему? Можно предположить, что белый фон взяли мастера от заснеженных полей. Лепили игрушку чаще всего зимой, когда все вокруг было белым бело.

В тех местах зима длинная, а снега много. Сидит мастер у окна, видит вокруг все в снегу, и хочется ему сделать игрушку такой же чистой и белой, как снег. Но ведь игрушки делались к празднику, поэтому раскрашивали их яркими красками, которые особенно хорошо выделяются на белом фоне.

- Где расположен узор на дымковской игрушке? Какие цвета использовали мастера для росписи игрушек?

- Какие образы можно увидеть в дымковских игрушках? Как украшают свои изделия мастера из Дымково?

- Давайте узнаем, как создается дымковская игрушка. Много труда надо вложить, чтобы игрушка стала такой нарядной. Она рождается три раза. Первый раз она рождается, когда ее лепят из красной глины. Игрушку надо обжечь, чтобы она стала прочной. От сильного жара игрушка раскаляется, а когда остывает, глина становится звонкой и крепкой. Так игрушка рождается во второй раз. Происходит испытание огнем. Потом ее белят мелом, разведенным молоком, и расписывают. Иногда поверх узора налепляют кусочки сусального золота, придающие еще большую нарядность игрушке. Самые любимые из них - это свистульки. Рассмотривание игрушек.

-Как можно расписать деревянные игрушки, какие элементы лучше использовать? (Кружки, полоски, волны, кольца, точки, ромбы, и др.).

- Какие цвета любят мастера Дымково? (Яркие,нарядные:красный,алый,синий,малиновый,желтый,оранжевый,

зеленый.) Дымковские игрушки изготавливались для старинного праздника (свистопляска).

- Позднее ярмарка-праздник стала называться «Свистунья». Все посетители ярмарки от мала до велика считали своим долгом посвистеть в глиняную свистульку.

Правый рог завиток,

- Вся ярмарка наполняется свистом, и от этого праздник веселей. Спрос на игрушки очень велик. После праздника глиняные расписные игрушки выставляли в окнах между рамами.

-Какие же особенности мы увидели у дымковских игрушек?

(Округлая форма, нет лишних деталей, белый фон, простой геометрический узор - полоски, кружочки, точки, волны, ромбы, кольца).

-В следующий раз мы с вами тоже будем пробовать лепить и расписывать дымковские игрушки, как настоящие мастера.

В материале представлен конспект организованной образовательной деятельности по знакомству с русской народной культурой. А именно знакомство с историей дымковской игрушки и процессе ее изготовления.

ВложениеРазмер
Конспект ООД "Дымковская игрушка" 23.68 КБ
Презентация "Дымковская игрушка" 2.29 МБ

Предварительный просмотр:

Муниципальное бюджетное образовательное учреждение

«Излучинская общеобразовательная начальная школа»

Воспитатель Пашко О.В.

Цель : Знакомство детей с русской народной культурой.

Интеграция областей: познавательное развитие, социально- коммуникативное, речевое, художественно- эстетическое, физическое.

Методы и приемы: словесный (объяснение, рассказ), наглядный (показ образца, показ предмета), практический (роспись игрушки), игровой.

- познакомить с историей дымковской игрушки;

-закрепить знания детей о процессе изготовления дымковской игрушки.

-формировать позитивные установки к творчеству;

-воспитывать любовь и уважение к труду народных мастеров, к изделиям народных промыслов.

- учить детей отвечать на поставленные вопросы;

-воспитывать любовь и интерес к художественному слову.

Художественно – эстетическое развитие:

- формировать знание о характерных особенностях росписи игрушек, умение создавать узоры по собственному замыслу;

- учить выделять элементы геометрического узора дымковской росписи (круги, прямые и волнистые линии, клетка, точки-горошины);

- учить использовать в росписи элементы дымковских узоров;

- развивать эстетическое восприятие, чувство ритма, цвета, творческие способности. Углублять эстетические познания о народном декоративно-прикладном искусстве.

-снять психическое напряжение у детей путем переключения на другой вид деятельности; внести эмоциональный заряд.

Предварительная работа: составление презентации «Дымковская игрушка»; организация выставки дымковских игрушек, беседа о том, что их создали мастера- народные умельцы; просмотр фотографий с изображением предметов народно- прикладного искусства; разучивание стихотворений по заданной тематике; грунтовка колокольчиков; изготовление тычков.

Словарная работа : слобода, печь, обжигать игрушки, символизировали, крепостная стена, половодье.

Материалы и оборудование : дымковские игрушки, фотографии, элементы росписи дымковской игрушки, интерактивная система, заготовки колокольчиков, гуашь, кисточки, поролоновые кисточки, ватные палочки, баночки с водой.

Воспитатель: Здравствуйте, дети! Сегодня мы с вами познакомимся с историей дымковской игрушки.

С высокого берега реки Вятка, на которой стоит город Киров, видно село Дымково. А почему оно так называется? В давние времена жители этой слободы от мала до велика лепили глиняные игрушки к весенней ярмарке. Зимой вся деревня в дыму от того, что топят печи, обжигают игрушки. Это одна версия происхождения названия. (слайд 2)

А еще в пасмурные дни стелется туман от речки легкой дымкой. Возможно, от этого и возникло название Дымково, а игрушки стали называться дымковскими (слайд 3). Ласковое название дымковской игрушки- дымка.

Дети рассказывают стих (слайд 4):

В Дымково любили песни, пляски,

В селе рождались чудо-сказки.

Вечера зимою длинные,

И лепили там из глины.

Все игрушки не простые,

А волшебно расписные.

И пошла о Дымке слава,

Заслужив на это право.

Мы поклонимся не раз,

О древней дымковской игрушке

Поведем сейчас рассказ.

Всю зиму женщины Дымково лепили глиняные игрушки и распродавали их на празднике проводов зимы. Многие игрушки делали как свистульки. Да и сам праздник назывался «Свистунья». Веселые игры, торговля, шум, свист символизировали приход весны и общую радость людей.

Старики рассказывают еще такую легенду: «Однажды к крепостным стенам слободы подошли враги. Городу грозила гибель. Тогда горожане придумали хитрость. Все жители, даже малые дети, получили по глиняной свистульке. Подкравшись ночью к врагам, они подняли громкий свист. Враги решили, что их окружает великое войско, и в страхе бежали».

Как же изготовляется дымковская игрушка? (слайд 5) Красную жирную глину для лепки мастерицы собирали весной после половодья на речке Вятка. Тут же на речной отмели заготовляли мелкий, чистый песок, с которым тщательно перемешивали глину. Из глиняного теста лепят сначала большие основные части игрушки и отдельно мелкие, которые затем прикрепляют и примазывают с помощью жидкой красной глины. Вылепленную игрушку сушат 2-4 дня при комнатной температуре, потом обжигают в печи. После того, как игрушка остынет, поверхность изделия белят, а затем только раскрашивают. (слайд)

Воспитатель : Дети, мы с вами смотрели иллюстрации, на которых изображены дымковские игрушки. Так же они представлены на нашей выставке. Так какие образы можно увидеть в дымковских игрушках?

Дети : (ответы: лошадка, петушок, индюк, олень, баран, барышня).

Воспитатель: Верно. Наиболее распространенные сюжеты: няньки с детьми, водоносы, бараны с золотыми рогами, индюшки, петухи, олени, и, конечно, молодые люди, скоморохи, барыни.

Деты рассказывают стихи.

(Слайд 6) Шляпка грибком,

Ходит барышня- красавица

По улице пешком.

(Слайд 7) Индя- индя- индючок

Ты похож на сундучок.

Сундучок не простой:

Красный, белый, золотой.

(Слайд 8) Уточка- марфуточка

Воспитатель : Дети, а какие цвета использовали мастера для росписи игрушек?

Дети: Они использовали яркие цвета: красный, синий, малиновый, желтый, оранжевый, зеленый.

Воспитатель : Дети, а какие узоры вы видите на игрушках?

Дети : На игрушках кружочки, точки, линии, клеточки, полоски, кривые, волны, квадраты, кольца, овалы.

Воспитатель : (слайд 9) Все верно. А еще элементы дымковской росписи «говорящие»: круг- это символ солнца, каравая хлеба. Точки- звезды, волнистые линии- вода, прямые линии- дорога.

Воспитатель : Как вы думаете, почему именно белой краской покрывают игрушку? (слайд 10).

Дети: Потому что на белом фоне узоры хорошо и красиво смотрятся.

Игра «Бабушка Маланья».

У Маланьи, у старушки, (дети движутся по кругу, держась за руки).

Жили в маленькой избушке.

Все без бровей (закрывают руками брови),

Вот с такими ушами (показывают большие уши),

Вот с такими носами (показывают большой нос),

Вот с такими усами (показывают усы).

С такой головой (показывают большую голову),

С такой бородой (показывают большую бороду),

Целый день сидели,

Движения могут быть самыми разнообразными: можно сделать рожки, попрыгать и поплясать, сделать руками длинный нос или в шутку заплакать. Движение необходимо повторить несколько раз, чтобы ребята могли войти в образ и получить удовольствие от игры.

Воспитатель: Сейчас, дети, вы сможете представить себя в роли мастеров дымковских игрушек. Мы будем с вами расписывать колокольчик дымковским узором. Я вам напоминаю, что круги нужно рисовать тычком, точки- ватной палочкой, линии- кисточкой. (слайд 11).

В процессе самостоятельной работы воспитатель предоставляет детям полную творческую свободу, оказывая индивидуальную помощь. Негромко играет народная музыка.

Воспитатель : Сегодня мы с вами познакомились с историей дымковской игрушки. Я вижу, что сегодняшнее занятие вас увлекло.

Обращаем Ваше внимание, что в соответствии с Федеральным законом N 273-ФЗ «Об образовании в Российской Федерации» в организациях, осуществляющих образовательную деятельность, организовывается обучение и воспитание обучающихся с ОВЗ как совместно с другими обучающимися, так и в отдельных классах или группах.

НОД Рисование в старшей группе

Тема: «Дымковская игрушка»

Программное содержание:

Развивающие задачи.

Продолжение знакомства с дымковской игрушкой.

Учить видеть красоту глиняной игрушки, ее выразительность, образность, яркость узора. Развитие фантазии и эстетического вкуса.

Прививать любовь и интерес к русской старине, фольклорным традициям.

Упражнение детей во фразовой речи без заикания, развитие словаря, работа над грамматическим строем.

Работа над внеречевыми процессами (память, внимание, мышление).

Образовательные задачи.

Учить самостоятельно составлять узор, выполнять узор в определенной последовательности – сначала крупные элементы, потом мелкие.

Использовать разные приемы рисования кистью: полосы рисовать всем ворсом кисти, держа ее плашмя, мелкие элементы наносить кончиком кисти, овалы выполнять приемом бокового мазка (примакиванием).

Учить соблюдать подбор цветов, характерных для дымковской росписи.

Познакомить с тремя композициями узоров на юбках кукол: узор из колец, полос и клеток.

Воспитательные задачи.

Воспитывать уважение к труду народных мастеров. Формировать у детей знания о дымковской игрушке: ее истории, характерных особенностях росписи.

Расширять знания детей о свойствах глины.

Воспитывать эстетический вкус, интерес к изучению народных промыслов, любовь и уважение к труду народных мастеров-умельцев.

Методы и приемы.

Рассказ воспитателя, рассматривание дымковских игрушек, художественное слово, музыкальное сопровождение, наблюдение за работой детей, анализ работ.

Оборудование:

- иллюстрации с дымковскими игрушками,

- диски с народными мелодиями,

- барыни из глины,

- барыни, нарисованные на бумаге,

- гуашь, кисти №3, тряпочки, вода, подставки под кисти, подносы.

Ход занятия.

Вводная беседа.

В горнице сидит хозяйка, одетая в русский национальный костюм (выставка дымковской игрушки, галерея картин).

Под русскую народную мелодию выходят дети и встают около хозяйки.

Воспитатель:

Что мы видим! Что за диво!

Сколько радости вокруг.

Ребята, правда, здесь красиво?

Аж, захватывает дух!

Здравствуй, хозяюшка, встречай гостей!

Здравствуйте, гости дорогие!

Пожалуйте в мою избу.

У меня изба просторная, светлая, всем места хватит.

Походите по моей горнице да посмотрите, какие здесь игрушки собраны.

А вот какие мастера их делали, сами догадайтесь.

«Игрушки эти не простые,

Белоснежны, как березки.

Кружочки, клеточки, полоски –

Простой, казалось бы, узор,

Но отвести не в силах взор».

Это дымковская игрушка.

Правильно. А какие вы знаете дымковские игрушки?

Лошадки, индюшки, петухи…

Присядьте, а я вам расскажу о деревне Дымково, где мастера создают такие замечательные игрушки.

Далеко-далеко, за дремучими лесами, за зелеными полями, на берегу реки Вятка, стояло большое село. Каждое утро вставали люди, затапливали печи, и из труб домой вился голубой дымок. Домов в селе было много и дымков много. Вот и прозвали то село Дымково.

Жили в том селе веселые и озорные люди. Любили они лепить веселые, яркие, красочные игрушки, свистульки. Много их наделают за долгую зиму. А когда поднимается в небо золотое весеннее солнышко, убежит снег с полей, веселые люди выносили свои веселые игрушки и ну свистеть – зиму прогонять, весну хвалить.

Веселые игрушки продавали в разных городах и деревнях. А по имени этого села и игрушки стали называть дымковскими.

И пошла о Дымке слава,

Заслужив на это право.

Говорят о ней повсюду.

Мы поклонимся не раз.

О древней дымковской игрушке

Поведу сейчас рассказ.

У барыни алые щечки и губки,

Нарядные платья и теплые шубки.

Красна девица в венце

У нее румянец на лице.

Дымковские барыни в нарядах удивительных,

Кисточкой – кружочки, полоски – тонко так написаны.

Воспитатель:

Хозяюшка, а ребята могут рассказать тебе, какие краски используют мастера при росписи дымковской игрушки.

Красную, зеленую, синюю, желтую, оранжевую.

Воспитатель:

А какие вы знаете элементы росписи?

Полоски, клетки, колечки, кружочки, точки…

Расписывание дымковских барынь.

Воспитатель:

А теперь, хозяюшка, мы приглашаем тебя в нашу мастерскую.

Перед вами на столах лежат и стоят барышни, их приглашают хоровод поводить, но что-то они не спешат в круг. Что же случилось?

Юбки у них не готовы.

Воспитатель:

Давайте поможем барышням.

Вывешивается картинка со второй куклой.

Какими элементами украшена юбка у этой куклы? Колечками.

Какой частью кисточки будем рисовать колечко? Кончиком.

Вывешивается картинка со второй куклой.

Какими элементами украшена эта юбка? Полосками.

Как нарисованы полоски? Сверху вниз.

Какой частью кисти рисуем полоски? Всем ворсом.

Какие еще элементы здесь есть? Листочки.

Как их нарисуем? Примакиванием.

Появляется третья кукла

Как расписана эта юбка? Полоски сверху вниз.

Полоски слева направо.

Здесь нарисована клетка.

Придумайте, какой узор вы нанесете на юбку своей барышни. Приступайте!

Дети расписывают юбки барынь, а воспитатель сопровождает речью их действия, помогает наводящими вопросами и уточнениями.

Физкультминутка.

Руки вверх – в кулачок – разжимай и на бочок.

Руки вперед – в кулачок – разжимай и на бочок.

Руки в стороны – в кулачок – разжимай и на бочок.

Приготовили правую руки – «Пальчики здороваются».

(Повторяем названия пальчиков).

А теперь – левая – «Пальчики здороваются».

А сейчас обе руки – «Пальчики здороваются».

Мы руки поднимаем и плавно опускаем.

Просмотр детских работ.

В конце воспитатель предлагает выбрать самые красивые работы.

Воспитатель:

Какая юбка вам понравилась больше всего?

Каким узором расписана эта игрушка?

Какие цветовые сочетания вам понравились?

У кого самые ровные линии?

Итог занятия.

Славно потрудились! Замечательные из вас получились мастера. И я каждому из вас ставлю высший бал (прикрепляет на доску смайлик).

Обращаем Ваше внимание, что в соответствии с Федеральным законом N 273-ФЗ «Об образовании в Российской Федерации» в организациях, осуществляющих образовательную деятельность, организовывается обучение и воспитание обучающихся с ОВЗ как совместно с другими обучающимися, так и в отдельных классах или группах.

Конспект занятия для детей старшего возраста.

Тема: «Дымковские игрушки»

Воспитатель: Власова Г.И.

Цель: Знакомство детей с народной культурой через знакомство с дымковской игрушкой.
Задачи:

- Воспитывать любовь и уважение к труду народных мастеров, к народному искусству России;

- Развивать эстетическое восприятие, чувство ритма, цвета, творческие способности. Углублять эстетические познания о народном декоративно-прикладном искусстве;
- Формировать знания о характерных особенностях росписи игрушек, умения создавать узоры по собственному замыслу. Учить выделять элементы геометрического узора Дымковской росписи (круги, прямые и волнистые линии, клетка, точки-горошины). Учить расписывать Дымковскими узорами;
- Закрепить знания об истории Дымковской игрушки, о процессе её изготовления.

Интегрируемые образовательные области:

- социально – коммуникативное развитие;

- художественно – эстетическое развитие.


Оборудование: ноутбук, проектор, экран.

Предварительная работа:

- знакомство детей с дымковской игрушкой (беседы, рассматривание иллюстраций, проектная деятельность и т.д.);

- слушание русских народных мелодий, чтение сказок, легенд о Дымковских игрушках, разучивание стихов, загадок, частушек о дымковских игрушках ;

- рассматривание альбомов «Декоративно-прикладное искусство».

Демонстрационный материал:

- творческая выставка «Весёлая «Дымка» (иллюстрации с изображениями дымковских игрушек, рисунки, дымковские игрушки из глины, пластилина, глина для изготовления игрушек);

- русские народные мелодии;

- медиа ресурсы (презентация «Дымковская глиняная игрушка»).

Раздаточный материал:

Шаблоны дымковских игрушек (барыня, водоноска, барашек, конь и т.д.) по выбору детей, краски акварельные, кисти разной ширины, стаканчики под воду, фломастеры.

Ход занятия:
I Вводная часть.
Воспитатель: Ребята, у вас всех есть игрушки, а из чего они сделаны?
Дети: Наши игрушки сделаны из пластмассы, резины, металла, дерева, ткани. А ещё бывают игрушки из глины.
Воспитатель: Давайте с вами поговорим о том, какие игрушки делают в селе Дымково?
(Слайд №2)
Чем знаменито Дымково?
Игрушкою своей.
В ней нет цвета дымного,
А есть любовь людей.
В ней что-то есть от радуги,
От капелек росы.
В ней что-то есть от радости,
Гремящей, как басы!
(В.Феофанов)
Воспитатель: Ласково и нежно называют в народе эту игрушку – дымка. Откуда же такое удивительное название? Родился этот промысел в заречной большой слободе Дымково, близ города Вятка. В давние времена жители этой слободы от мала, до велика, лепили глиняную игрушку к весенней ярмарке. Зимой вся слобода в дыму от того, что топят печи, обжигают игрушки. В пасмурные дни стелется туман от речки легкой дымкой. Возможно, от этого и возникло название Дымково, а игрушки стали называть дымковскими. Что же это за игрушки, давайте вспомним?
II. Основная часть

Приготовьте, детки, ушки,

Это интересно знать:

Всё о дымковской игрушке

Мы хотим вам рассказать.

В Дымково, вблизи от Вятки,

Лет четыреста назад

К празднику весны «Свистунье»,

Их лепили стар и млад.

Дымковские игрушки изготавливались для старинного праздника «Свистопляска». Позднее ярмарка-праздник стала называться «Свистунья».

Вот индюк нарядный,
Весь такой он ладный,
У большого индюка,
Все расписаны бока.
Посмотрите, пышный хвост,
У него совсем не прост,
Точно солнечный цветок,
Да алеет гребешок.
(Слайд №4)

Через горные отроги,
Через крыши деревень,
Красноногий, желторогий,
Мчится глиняный олень.

Дымковская барышня вся в оранжевых, золотых, алых и зеленых узорах.
Посмотри, как хороша,
Эта девица-душа,
Щечки алые горят,
Удивительный наряд.

Даже кони в праздничных нарядах.
Кони глиняные мчатся,
На подставках, что есть сил.
И за хвост не удержатся,
Если гриву упусти.

В кокошнике няня,

И хорош, и пригож Ваня,

За студеною водицей

Как лебедушка плывет,

Ведра красные несет

На коромысле не спеша.

Посмотри, как хороша

Тугая черная краса,

Щечки алые горят,

Сидит кокошник горделиво.

Водоноска так красива,

Как лебедушка плывет,

Песню тихую поет.

Физкультминутка
Мы игрушки расписные,
(Стойка прямо, небольшие покачивания плечами)
Хохотушки вятские
(Улыбка друг другу с поворотом)
Щеголихи слободские,
(Поворот вокруг себя)
Кумушки посадские.
(Небольшие приседания)
У нас ручки крендельком
(Показ рук вперед, на пояс)
Щёчки будто яблочки,
(Легкие прикасания к своим щекам)
С нами издавна знаком
(Стойка прямо)
Весь народ на ярмарке.
(Поклон)

Воспитатель: Что общего у всех этих игрушек?
Дети: У всех игрушек яркие краски, все на белом фоне, покрыты красивыми узорами.
Воспитатель: А как вы думаете, какой краской сначала покрывают игрушку?
Дети: Белой. На белом фоне узоры хорошо и красиво выделяются.
Воспитатель: А сможете предположить, откуда взяли мастера белый цвет?
Дети: Они взяли от снега, у зимы. Игрушки же лепили зимой.
Воспитатель: Правильно! Белый фон взяли мастера от заснеженных полей, когда зимой все вокруг белым - бело. В тех местах зима длинная, а снега много. Мастерам хочется сделать игрушку такой же чистой и белой, как снег. Почему их раскрасили в яркие цвета?
Дети: Потому что, они делались к празднику, поэтому раскрашивали их яркими красками.
Воспитатель: Какие цвета использовали мастера для росписи игрушек?
Дети: Они использовали яркие цвета: красный, синий, малиновый, желтый, оранжевый, зеленый.

Воспитатель: Какие узоры вы видите на игрушках?
( Слайд №9)
Дети: На игрушках –(кружочки, точки линии, клеточки, полоски, кривые, волны, квадраты, кольца, овалы)

Барыни и петухи –

Украшают их полоски,

Клетки, точки и круги.

Красный, жёлтый и зелёный,

Алый, синий, голубой –

Все цвета на белом фоне

Этой дымки расписной.

Воспитатель: Какие образы можно увидеть в Дымковских игрушках?
(Слайд №10)
Дети: Лошадка, петушок, олень, баран, барышня.

Воспитатель: Наиболее, распространённые сюжеты: (няньки с детьми, водоносы, бараны с золотыми рогами, индюшки, петухи, олени и, конечно, молодые люди, скоморохи, барыни.)

Чудо – всем на удивленье:
Расписные медвежата,
Барыни, коньки, утята,
Расписные даже хрюшки –
Царство дымковской игрушки!

Игра «Собери картинку»

(Дети смотрят видео на экране, воспитатель параллельно рассказывает). (Слайд №10)
Много труда надо вложить, чтобы игрушка стала такой нарядной. Технология изготовления игрушек была следующей. В теплое время года на подворье завозили красную глину и мелкий речной песок. Глину замачивали, добавляли песок и тщательно перемешивали. Когда заканчивались работы в поле и на огороде, поближе к зиме, всей семьёй принимались за лепку. Интересно, что раньше в этой работе принимали участие только женщины. Возможно поэтому мужские фигурки чаще всего изображались юмористически. Например, молодец сидит верхом на козле и играет на гармошке и т. д.

Рождается игрушка три раза. Первый раз, она рождается, ее лепят из красной глины. Фигурки лепят по частям, отдельные детали собирают и прилепливают, используя жидкую красную глину как связующий материал. Следы лепки заглаживают для придания изделию ровной и аккуратной поверхности. Игрушку надо обжечь, чтобы она стала прочной. От сильного жара игрушка раскаляется, а когда остывает, глина становится звонкой и крепкой. Так игрушка рождается во второй раз. Происходит испытание огнем. А когда рождается третий раз?
Дети: В третий раз игрушка рождается, когда ее белят и расписывают красками.
Воспитатель: Потом ее белят мелом, разведенным молоком, и расписывают. Есть еще одна особенность. Иногда поверх узора налепляют кусочки сусального золота, придающее еще большую нарядность игрушке. Эта работа так и называется «сажать золото». Мастерица смачивает кисточку в сыром яйце, легонько касается золотого квадратика или ромбика и сажает его на нужное место – барыням и водоноскам на кокошники и шляпки, петухам на гребешки, крылья. Так она рождается третий раз. Красивые яркие, нарядные игрушки продают на ярмарке. Изготовление игрушки, от лепки и до росписи — процесс уникальный и творческий, никогда не повторяющийся. Нет, и не может быть, двух абсолютно одинаковых изделий. Каждая игрушка уникальна, единственна и неповторима.

3. Практическая часть.

(Звучит негромкая мелодия «Дымковская игрушка»)
Воспитатель: Предлагаю вам стать настоящими народными мастерами и расписать трафареты Дымковской игрушки.

Физкультминутка

Сейчас мы скажем волшебные слова и превратимся в мастеров.

Один, два, три, четыре, пять

Чтобы мастерами стать

Все присели, все нагнулись

Друг другу дружно улыбнулись

Две пружинки, три прыжка

И похлопали слегка

Вокруг себя пару кругов

И превратились в мастеров.

Воспитатель: Проходите в мастерскую. Для того, чтобы начать работу необходимо: выбрать рисунок-шаблон, с которым вы будете работать: дымковская барышня, лошадка, барашек… (дети выбирают напечатанные шаблоны). Сегодня вы приобщитесь к мастерицам Дымковской игрушки. Мы будем украшать игрушку узорами.

Вспомните элементы узоров при росписи Дымковских игрушек и продумайте свой узор, состоящий из шаблонных элементов.

(звучит русская народная мелодия «Ярмарка». Управляя процессом, художественной деятельностью детей воспитатель советует и оказывает помощь индивидуально).
4.Заключительная часть. Анализ детских работ.

(Выставка детских работ)
Все игрушки не простые,

А волшебно расписные.

Белоснежны как березки,

Кружочки, клеточки, полоски.

Простой, казалось бы узор,

Но отвести не в силах взор.

Воспитатель: Вот что у нас получилось!
– Какие замечательные работы получились у всех!
– Давайте выберем, чьи работы получились самыми интересными?

Мы оформим все работы выставкой и пригласим гостей посмотреть на искусство. Им будет очень приятно, что вы помните народные ремесла наших предков и продолжаете их искусство в современной жизни.
А научили вас Дымковскому искусству украшать игрушки вятские мастерицы. Не зря говорят в народе: «Умелец да рукодельник себе и другим людям радость приносит».
Оттого и любим мы народные игрушки, что столько в них доброты и веселья.

«Соедини центр с изделием».

Задание будет заключаться в следующем: нужно соединить название центра декоративно-прикладного искусства с родным изделием.

Читайте также: