Нод русская народная игрушка

Обновлено: 28.04.2024

Обращаем Ваше внимание, что в соответствии с Федеральным законом N 273-ФЗ «Об образовании в Российской Федерации» в организациях, осуществляющих образовательную деятельность, организовывается обучение и воспитание обучающихся с ОВЗ как совместно с другими обучающимися, так и в отдельных классах или группах.

МБДОУ «Детский сад №81 « Островок»

Конспект занятия

"Народная игрушка"

Конспект разработала:

Старший воспитатель:

Конспект занятия в старшей группе : Экскурсия в музей «Русской народной игрушки»

Цель : Формировать у детей «образ музея», как храма искусства, в котором хранятся художественные коллекции. Уточнить и расширить представление детей о русских народных игрушках, формирование знаний о народном творчестве.

Задачи:

Образовательные :

• Познакомить с популярной русской народной деревянной игрушкой – матрешка

• Познакомить с историей Богородского промысла

• Закреплять знания детей о дымковских игрушках

Воспитательные :

• Продолжать воспитывать детей на русских народных традициях, углублять их знания о народном творчестве

Воспитывать бережное отношение к игрушкам.

Воспитывать уважительное отношение к труду народных мастеров.

Материалы для занятия

• Выставка игрушек – дымковских, филимоновских, богородских; матрешек – сергиево-посадских, полхов – майдановских, семеновских. (картинки использованные в конспекте взяты из интернета, к сожалению нет фото с занятия)

Предварительная работа : беседы, рассматривание русских народных игрушек, разучивание подвижных игр.

Словарная работа: матрешка, народный промысел, филимоновские игрушки, богородские игрушки, орнамент.

Ход занятия

-Сегодня я приглашаю вас совершить виртуальную экскурсию в музей «Русской народной игрушки»,

-кто знает, что такое музей? (ответы детей)

Музей – это учреждение, занимающееся собиранием, изучением, хранением и экспонированием предметов — памятников естественной истории, материальной и духовной культуры, а также просветительской и популяризаторской деятельностью.

-скажите, люди, каких профессий работают в музее? (ответе детей)

-в музее трудится очень много людей. Давайте их перечислим.

Экскурсовод – это тот, кто проводит экскурсии.

Научный сотрудник - собирает материал по выставке ( в архиве, библиотеке, в интернете, документах)

Смотритель – смотрит за порядком и поведением, проверяет билеты у посетителей.

Реставратор – человек, который ремонтирует изделия старины.

-но, прежде чем мы начнем нашу экскурсию, надо решить, кто будем экскурсоводом.

-Ребята, а вы мне разрешите быть экскурсоводом? Тогда начнем нашу экскурсию.

-Только сначала давайте вспомним правила поведения в музее.

Правила: Не кричать и не шуметь, не трогать экспонаты руками.

Не перебивать экскурсовода, вопросы задавать с поднятой рукой. По залам музея следует передвигаться бесшумно. Громко разговаривать недопустимо. В конце мероприятия необходимо поблагодарить экскурсовода за экскурсию.

-ну, вот правила, мы повторили, теперь можно начать экскурсию.

Дети останавливаются около выставки игрушек.

Воспитатель-экскурсовод: Здравствуйте, ребята. Как я рада, что вы ко мне в гости зашли. Знаю я великое множество сказок и могу вам рассказать. Только сегодня я хочу вам сказки не рассказать, а показать. Вот здесь они у меня все и стоят.

Дети рассматривают игрушки. Воспитатель обращает внимание детей на дымковские игрушки

Вот здесь живут сказки из Дымково.

Рассказ воспитателя-экскурсовода: «Дымковская игрушка – самая известная глиняная игрушка. Родом она из Дымковской слободы под Вяткой – ныне в городе Кирове. Технология изготовления этих глиняных сувениров зародилась в Вятской губернии (сейчас Кировская область), в гончарной слободе под названием Дымково, порядка 400 лет назад. Лепили игрушки из красной глины, затем просушивали (в течение 20-25 дней), а после в печи обжигали. Готовые фигурки покрывали мелом, разведенным коровьим молоком, расписывали яичными красками, дополняли ромбиками из потали (имитация золота). Традиционные цвета: ярко-красный, желтый, синий, зеленый. Рисунок - геометрический (круги, ромбы, полоски, клетки) с добавлением цветочных мотивов. Чтобы цвета были ярче, разрисованную игрушку смазывали взбитым яйцом.

Самыми популярными были - козлик, петух, баран, баба в ярком сарафане, женщины и животные . Позже сюжеты расширились, появились мужские фигурки и детские, карусели и целые скульптурные группы. Технология изготовления передавалась по наследству. Поначалу промысел этот был семейным делом, а позже им стали заниматься исключительно женщины».

Воспитатель: Кого вы узнали? Здесь и барышня-водоноска, и олень золотые рога, и петушок-золотой гребешок. Вот их сколько, и про каждого сказочка своя есть.

Дети рассматривают дымковские игрушки, и переходят к следующему столу.

hello_html_1e75a0fc.jpg

Воспитатель-экскурсовод: «А рядышком поселились филимоновские игрушки – тоже яркие, веселые, добрые и шумные. Уж как они свистеть-свиристеть умеют! А вы спросите, зачем эти игрушки? Да видно, такая уж душа у нашего народа, что не только работать он горазд, а и веселиться умеет. А что за веселье без игрушек, без забав?

Филимоновская игрушка — старейший народный художественный промысел России. Ро¬дина промысла - деревня Филимоново. Лепить игрушки считалось делом легким, занимались им женщины, а обучать начинали девочек уже с семи лет. Для игрушки использовали нежирную, но пластичную глину «синику», которая после обжига приобретала белый цвет. Все игрушки можно разделить на несколько групп:

люди – солдат, барыня, гармонист, мальчик на петухе, всадник, солдат с гусем.

животные – олень, корова, конь, баран, козел, собака, кот, лиса.

птицы - петух, наседка, павлин, утка.

многофигурные композиции – чаепитие, тройка, карусель, древо, на лавочке. (Рассказ сопровождается показом игрушек, картинок с изображением русских народных игрушек)

Русский народ богат любовью своей – к родной земле, к детям своим. Вот для них, для детишек, и придумывали народные мастера всякие игрушки да забавы. И делали их из разных материалов: и из глины, и из дерева, и из ткани женщины куколок мастерили для своих доченек, и из соломы игрушки делали. Больше всего любили делать забавные фигурки животных и птиц .

hello_html_7ef9b1a6.jpg

А вот на этом столе собрались игрушки из села Богородское московской области.

А вот эти игрушки сделаны из липы. Берет мастер липовую чурку, приглядывается к ней внимательно, словно прикидывает что-то. А потом вырезает острым ножом круглые ушки и короткий нос, в середине – мохнатый живот, внизу – толстые медвежьи лапы. И вот уже готов Михаил Потапыч – людям на забаву. Медведей особенно любят делать богородские мастера. И каких только медведей у них нет – вот мишка медом лакомиться, вот дрова рубит. А здесь, посмотрите-ка, мужик и медведь делят вершки и корешки. Помните эту сказку? А вот тут мишка с мужиком вместе дрова пилят.

Такую хитрость придумали богородские мастера, что игрушки их двигаться умеют: потянешь за две планочки – и вот уже медведь дрова рубит. А на этой дощечке куры быстро-быстро зерно клюют. А здесь медведь с мужиком в кузнице работают, молотами стучат. Чудные игрушки, правда? Много радости они людям приносят, и те большое спасибо мастерам богородским говорят.

hello_html_44d555e0.jpg

ь:

Воспитатель: Дальше дети подходят к столу накрытым платком

здесь под платком накрыто вы узнаете, если отгадаете загадку?

Словно репка, она крутобока,

А под алым платочком на нас

Смотрит весело, бойко, широко

Парой черных смородинок-глаз.

Алый шелковый платочек,

Яркий сарафан в цветочек,

Упирается рука в деревянные бока.

А внутри секреты есть:

Может, три, а может, шесть.

Наша русская… .(матрешка)

Воспитатель открывает платок. Под платком стоят матрешки

Воспитатель: Правильно, самыми любимыми игрушками в народе, у детей были матрешки. Вот еще, какая загадка про матрешек есть, послушайте.

Ростом разные подружки,

Но похожи друг на дружку.

Все они живут друг в дружке,

А всего одна игрушка.

Воспитатель: Вот сколько есть интересных игрушек. Но сначала давайте отдохнем, прежде, чем познакомимся этими игрушками.

hello_html_m393587d7.jpg

Физминутка:

Ну, ребятки не зевайте

А в кружочек все вставайте.

Хотите поиграть немножно?

Нарядитесь, тогда матрешкой.

Из детей выбирают 3-х матрешек. Им на голову завязывают платочки. Они приседают в центре круга, который образуют другие дети. Дети идут по кругу и поют песню «Матрешка» на мотив русской народной песни «Колпачок»:

Ах, матрешечка, матрешка

Сарафан в цветочек.

Мы тебя кормили,

На ноги поставили

Танцуй сколько хочешь,

Выбирай, кого захочешь

После игры дети садятся на стульчики. Воспитатель продолжает рассказ о матрешках, сопровождая показом матрешек.

Воспитатель: Фигурки матрешки вырезана из деревянного бруска. Она разнимается на две части, а в ней оказывается еще одна фигурка, и так до 10-12 куколок. Вначале делается самая маленькая, неразъемная фигурка. Затем фигурки обрабатываются шкуркой и расписывают, иногда покрывают лаком.

Наиболее известны Семеновские и Загорские матрешки, а также Полхов-Майданские. Все они отличаются элементами росписи, но каждая была одета в крестьянский костюм: расписной сарафан, платок, полушалок, передник.

Восемь кукол деревянных, круглолицых и румяных,

В разноцветных сарафанах на столе у нас живут,

Всех матрешками зовут!

Кукла первая толста, а внутри она пуста.

Разнимается она на две половинки,

В ней живет еще одна кукла в серединке.

Эту куколку открой – будет третья во второй!

Половинку отвинти плотную, притертую –

И сумеешь ты найти куколку четвертую.

Вынь ее да посмотри, кто в ней прячется внутри.

Прячется в ней пятая куколка пузатая.

А внутри пустая, в ней куколка шестая.

А в шестой – седьмая, а седьмой – восьмая.

Это куколка меньше всех, чуть побольше, чем орех.

Вот поставленные в ряд сестры – куколки стоят.

– Сколько вас? – у них мы спросим.

И ответят куклы – восемь!

Воспитатель: Кажется, что матрешка пришла к нам из мира легенд и сказок, из седой древности. На самом деле ей всего немногим больше ста лет. Много есть версий, как и когда то она родилась. Но доподлинно известно, что ее прообразом послужили ярко раскрашенные пасхальные яйца, которые издавна вытачивали из дерева и расписывали русские мастера. Эти яйца были полыми внутри, в большое вкладывалось малое. Отсюда и пошла матрешка – присмотритесь, даже ее форма в чем-то напоминает яйцо.

Воспитатель: Ну что, понравились вам в нашем музее игрушки? А что вам особенно понравилось и запомнилось, вы можете нарисовать. Спасибо за внимание.

Подготовила воспитатель-Цыряпкина Наталья Александровна.

Цель:приобщать детей к русскому народному творчеству.

Задачи:

- познакомить детей с историей народной игрушки, с историей рождения русской деревянной матрёшки;

- закрепить знания о разнообразии народной игрушки;

- дать понятие о богородской,филимоновской, дымковской, каргопольской, городецкой игрушке.

Ход:

Ребята, сегодня мы с вами поговорим о русских народных игрушках.

Народная игрушка образна, красочна, оригинальна по своему замыслу. Это знакомые детям сказочные образы, люди и животные, выполненные из соломы, ткани,дерева, глины.

Мастерили также игрушки и из соломы, мха, еловых шишек, льна. Как глиняные, так и изготавливались во многих местах России. (№2)сюрпризный момент.

Тряпичная (№3,4)

Традиционная тряпичная кукла без лица - безлика. Лицо у всех кукла оставалось белым. Кукла без лица считалась предметом неодушевленным, недоступным для вселения недобрых сил, злых, а значит, и безвредных для ребёнка. Она должна была принести здоровье, радость, благополучие. Это было чудо: из нескольких тряпочек, без рук, без ног, без лица передавался характер куклы. Кукла была многолика, она могла смеяться и плакать.

делались, чтобы во время игры научить ребенка жизни. Такие куклы служили развлечением для ребенка.

Обереговые куклы

призваны оберегать жителей дома (домашних животных) от голода, от болезней, от плохих людей. (обереги жилища, достатка, обереги здоровья, детства)

У каждого народа есть свои обряды. Наши предки использовали куклы при проведении сезонных праздников, свадьбы, рождения ребенка. Например, масленицу сжигали, прося ухода зимы и приближения весны «Уходи зима снежная, приходи лето красное». Считалось, что с дымом уходят в небо все горести, болезни и неприятности.

Соломенная кукла(№5,6)

Матрешка русская и ее история(№7,8,9,10)

(№7)Русскую деревянную куклу назвали матрёшкой. Она явилась символом материнства и плодородия. Матрёшка — русская деревянная игрушка в виде расписной куклы, внутри которой находятся подобные ей куклы меньшего размера. Число вложенных кукол обычно от трех и более. Почти всегда они имеют («яйцеподобную») форму с плоским донцем и состоят из двух частей — верхней и нижней. По традиции рисуется женщина в красном сарафане и желтом платке. Темы для росписи могут быть очень разными.

(№8) Точная история происхождения матрёшки неизвестна. Существует предположение о том, что матрёшка имеет японские корни. (№9)Изобретение формы русской матрёшки приписывается токарю из подмосковного города Подольска В. П. Звёздочкину в 1890-х годах, а автором первой росписи был профессиональный художник С. В. Малютин.

Наша первая матрешка игрушка представляла собой детскую группу: восемь кукол изображали девочек разных возрастов, от самой старшей (большой) девушки с петухом до завернутого в пеленки младенца.

(№10) Интересно и то, что после появления первой детской матрешки в разных районах России художники начали расписывать матрешек, так понравилась им эта кукла!

Дымковская игрушка(№11)

Название игрушек пошло от названия села Дымково, в котором с давних времен делали русские народные игрушки. На гулянье, «Свистопляску», люди приносили с собой небольшие свистульки и целый день свистели в них. Так и повелось, что «в Вятке делают игрушки для свиста». Раньше эти игрушки делали семьями, дети и женщины также принимали участие в изготовлении дымковских игрушек. Местные жители копали глину, месили ее с песком ногами и руками, обжигали в печи и затем разрисовывали. Из печи игрушка выходит красно-коричневой, но затем цвет глины скрывается побелкой.

Роспись дымковской игрушки(№12)

• Побеленная игрушка расписывается. Узор строго геометрический, состоящий из комбинаций полос, клеток, кругов, круглых пятен.

• Характер одежды – желтый, синий, зеленый, красный, малиновый, черный.

В настоящее время мастера изготовляют эти игрушки в мастерских. (№13)

Филимоновские игрушки(№14,15)

Известным народным промыслом славится деревня Филимоново Тульской области, где делают удивительную глиняную игрушку. Деревня находится около залежей хорошей белой глины. Легенда говорит, что жил в этих местах дед Филимон, он и делал игрушки.

(№16,17)Роспись яркая, и в основном преобладает желтый, красный, оранжевый, зеленый, синий и белый цвета. Роспись игрушек традиционна: коней, коров баранов окрашивают полосами, а фигурки людей расписывают, используя все элементы в самых различных сочетаниях. Лица фигурок всегда остаются белыми, только небольшими штрихами и точками намечаются глаза, рот, нос.

(№18)Игрушки смешные, причудливые и в то же время просты по исполнению и очень выразительны. Сюжеты филимоновской игрушки традиционны — это барыни, крестьянки, наездники на лошадях, солдаты с эполетами, танцующие пары; из животных — коровы, бараны, с туго закрученными рогами, лиса с петухом и таинственные существа, прообраз которых трудно определить.

П. И. «Карусели»

Каргополь — древний русский город, окруженный лесом. С давних времен жители этого города и его окрестностей занимались гончарным делом, изготовляли глиняную игрушку. Рядом с яркими, звонкими по цвету дымковскими и филимоновскими игрушками пластика фигурок этого северного края может показаться суровой.

(№20)Это первое впечатление создается из-за того, что в цветовую гамму росписи входят черные, темно-зеленые и коричневые цвета. Что касается сюжетов, то среди них много забавных образов, вылепленных просто, с большой теплотой и народным юмором.

(№21)Каргопольской игрушке свойственны и многофигурные композиции — веселые тройки с седоками в санях, танцующие фигуры, катания на лодке и многие другие сцены, точно подмеченные мастерами. Помимо фигурок людей каргопольцы лепят коней, коров, медведей, оленей, героев сказок и былин. Одним из самых популярных персонажей в каргопольской игрушке был и остается полкан полуконь-получеловек (могучий богатырь)с окладистой бородой, при орденах и эполетах. (№22)

Любят каргопольские мастера изображать и животных, встречаются сюжеты на темы народных сказок. Все фигурки несколько приземистые, с короткими руками и ногами, туловище удлиненное, толстая и короткая шея и сравнительно большая голова. Каргопольские мастера, изображают зверей толстоногими и порой динамичными.

Cейчас мастера для оживления игрушек вносят желтый, голубой и оранжевый цвета.

Богородская игрушка (№23)

Еще один вид русских народных игрушек. В отличие от других русских народных игрушек, эти изготавливаются из резного дерева.

По одному из преданий первые игрушки из дерева стал резать основатель Троице-Сергиева монастыря, Сергий Радонежский, оделявший ими приходивших к нему крестьянских детей.

А еще говорят, что в маленькой деревеньке около современного Сергиева Посада жила крестьянская семья. Людьми они были бедными и многодетными. Мать решила позабавить ребятишек и сделать им куклу. Сшила из ткани, но через несколько дней дети разорвали игрушку. Сплела из соломы, да уже к вечеру кукла рассыпалась. Тогда взяла женщина щепку и вырезала игрушку из дерева, а дети прозвали ее Аука. Долго забавлялась ребятня, а потом кукла им наскучила. И отец отвез ее на ярмарку. Там нашелся купец, которому игрушка показалась занятной, и заказал крестьянину целую партию. С тех пор, рассказывают, большинство жителей деревни Богородское и занялись "игрушечным" ремеслом

Богородские игрушки более 300 лет изготавливаются. Их редко раскрашивают и расписывают. Два года должна сохнуть липа, прежде чем из нее изготовят игрушки.

(№24,25)Народными мастерами в селе Богородское Московской области создаются деревянные резные игрушки (медведи, бьющие по наковальне, курочки, клюющие зернышки; фигурки кузнецов( №26), мужика и медведя, - потяни за планку, и они застучат молоточками по маленькой наковальне.)

Все богородские игрушки – шутейные, юмористические, подвижные забавы.

Ребята, я предлагаю вам сейчас поиграть в игру «Найди элемент росписи».

Дети делятся на 3 команды. 1– собирает элементы филимоновской росписи, 2 – дымковской, 3 - каргопольской.

Воспитатель: Как много интересного мы увидели сегодня. Вам понравилось? О чём вы расскажете дома? (Ответы детей). Мы не только увидели изделия мастеров, но и выяснили, где они живут. Мастеров на Руси очень много, сегодня узнали только о некоторых, но впереди у нас ещё много интересных путешествий и встреч.

Цель: Прививать интерес к русским народным промыслам.

Задачи:

Образовательные: Продолжать знакомить детей с русскими народными игрушками, сделанными из разных материалов. Помочь установить связь между поделками и людьми, сделавшими их.

Развивающие: Учить сравнивать игрушки, находить сходства и различия. Обогащать речь яркими эпитетами, сравнениями.

Воспитательные: Воспитывать любовь к русской народной игрушке и людям, сделавшими её. Формировать желание самим создавать и творить по мотивам русского народного творчества.

Предварительная работа: Беседы с детьми о народных промыслах, рассматривание предметов прикладного творчества, чтение потешек, загадывание загадок по теме.

Материал: Оформленная изба, игрушки, выполненные из различных материалов. Старинное вышитое полотенце. Большая матрёшка. Трафареты матрёшек. Краски гуашевые. Кисточки.

Ход занятия.

Поедем на автобусе.

Дом по улице бежит,

Дом подошвами шуршит,

Подбегает к остановке (идут по кругу друг за другом, притопывая пятками, одновременно «крутят руль»)

Всех желающих берет

И опять бежит вперед.

(Продолжая движение, притопывая пятками и «крутят руль»)

Вот мы и приехали. А приехали мы в русскую избу. Давайте зайдём.

(Дети подходят к столу, на котором разложено вышитое полотенце).

Хотите узнать, что лежит под полотенцем? Тогда садитесь на лавочки.

Воспитатель приподнимает полотенце. Что вы видите?

Вот игрушки так игрушки!

Нынче в гости к нам пришли,

Чтоб поведать нам секреты

Древней чудной красоты,

Чтоб ввести нас в мир России,

В мир преданий и добра,

Чтоб сказать, что есть в России

Как вы думаете, какой человек их смастерил: добрый или злой?

Дети: Конечно, добрый и его доброта поселилась в каждой игрушке.

Воспитатель: Поэтому их хочется взять в руки, прикоснуться к ним.

Ребята, из каких материалов сделаны ваши игрушки в группе?

Дети: из пластмассы, из резины, из металла.

Игрушки из пластмассы – пластмассовые, из резины – резиновые, из металла – металлические.

Давайте вспомним из каких материалов изготавливали игрушки в старину.

Дети: из дерева, из соломы, из глины.

Найдите игрушку из глины. Это дымковская барышня. Вначале делали свистульки, а потом и кошки, индюки, жар-птицы, барышни, кавалеры. Их сделали в селе Дымково. Ласково и нежно их называют «дымка». Зимой, когда топятся печи, летом в пасмурные дни деревня вся как будто в дымке.

Отгадайте загадки об этих игрушках.

Он копытом бьёт, удила грызёт (конь).

Мои руки крендельком, Щеки будто яблоки.

Со мной издавна знаком,

Весь народ на ярмарке (барыня).

По улице мостовой

Шла девица за водой,

Шла девица за водой,

За холодной ключевой (водоноска).

Всех нарядом удивил,

Крыльца важно распустил,

Хвост, как солнечный цветок,

Ярко-красный гребешок! (индюк).

Воспитатель: Молодцы ребята! Какие цвета использовали мастера, расписывая эти игрушки.

Ответы детей (малиновые, желтые, красные, зеленые, оранжевые, синие).

Воспитатель: Найдите, ребята, ещё одну глиняную игрушку.

(дети находят филимоновскую игрушку).

Ой, свистулечка какая,

И чуть-чуть пузатая!

Ты откуда уточка?

Уточка свистит моя:

Лесов вокруг деревни Филимоново мало, но зато много оврагов, а в них полно глины – белой, красной, черной, розовой. Какая отличительная черта у этих игрушек?

Дети: они веселые, разноцветные, красивые.

Русский народ не только умеет создавать замечательные игрушки. А ещё на Руси любили играть.

- А какие народные игры вы знаете?

- Давайте поиграем в забавную игру «У Маланьи».

У Маланьи у старушки (хлопки в ладоши,

Жили в маленькой избушке (присесть, сложить руки домиком,

Семь сыновей (семь пальцев,

Все без бровей (очертить брови пальцем,

Вот с такими ушами (растопырить ладоши, поднести к ушам,

Вот с такими носами (показать нос растопыренными руками,

Вот с такими усами (нарисовать пальцем усы, развести руки в стороны,

Вот с такой головой (очертить большую голову,

Вот с такой бородой (показать руками с наклоном вниз,

Ничего не ели, на неё глядели

И все делали вот так … (любое движение).

Ребята, под полотенцем вы не увидели ещё одну игрушку, с которой раньше очень любили играть дети. Отгадайте, что же это?

Алый шёлковый платочек,

Яркий сарафан в цветочек,

Упирается рука в деревянные бока,

А внутри секреты есть:

А может три, а может шесть,

Наша русская (матрёшка).

Из какого материала сделана эта красивая матрёшка?

Давайте посмотрим, что за секреты есть у матрёшки.

Ростом разные подружки,

Но похожи друг на дружку.

Приглядитесь внимательнее. Что вы заметили?

Дети: Они разные, у них разные платочки, губки бантиком, но у каждой по-своему нарисованы щечки – у одной розовые, у другой – красные.

Ребята, я расскажу вам, когда появилась первая матрёшка. Более ста лет назад в художественную мастерскую под Москвой привезли из Японии фигурку лысого старичка. Кукла раскрывалась, в ней находились ещё несколько фигурок, вложенных одна в другую. Игрушка всем понравилась, и наши мастера решили сделать свою деревянную куклу. Первая матрёшка состояла из восьми фигурок. Изображала она девочку в сарафане с черным петухом в руках.

Сегодня матрёшек делают в городе Семенове Нижегородской области и в Сергиевом посаде под Москвой. Различаются они росписью и формой. Сергиево-Посадская матрёшка более приземистая. Мастера используют красную, синюю и зеленую краски. Семеновские матрёшки имеют более вытянутую форму. Их фартуки украшены ярко-красными цветами, между которыми вьются ветки с бутонами.

Вот такие были мастера на Руси. А какие пословицы знали мастера, оттого они, наверно, и работали хорошо.

«Делу время, а потехе час»,

«Не спеши языком, а спеши делом»,

«Сделал дело – гуляй смело»,

«Каков мастер, такова и работа»,

«Не будет скуки, коли заняты руки».

Ребята, а вам хотелось бы превратиться в мастеров – народных умельцев?

Предлагаю вам расписать матрешек, а затем покажем их большой матрешке.

Самостоятельная работа детей. Показывают свои работы большой матрешке.

Молодцы, ребята! Матрёшка улыбается, значит, ей понравились ваши работы.

Где мы сегодня были? (в русской избе). Мы говорили о русских народных игрушках. Какие игрушки были в старину, из каких материалов их изготавливали?

Нам пора возвращаться в группу. Поедем снова на автобусе.

Конспект занятия по развитию речи в старшей группе по теме «Игрушки»

Конспект занятия по развитию речи в старшей группе по теме «Игрушки» Обучающие задачи: расширять знания детей по теме «Игрушки»; развивать речевой слух, формировать развитие элементарных.

Конспект НОД по развитию речи «Любимые игрушки ребят» для детей младшей группы

Конспект НОД по развитию речи «Любимые игрушки ребят» для детей младшей группы Тема: «Любимые игрушки ребят». Рассматривание и описание игрушек. Образовательные области: познавательное, речевое, физическое. Задачи:.

Конспект НОД по развитию речи «Выбираем игрушки для прогулки» для детей младшей группы Тема «Выбираем игрушки для прогулки» Образовательные области: познавательное, речевое, физическое, социально – коммуникативное. Задачи:.

Конспект занятия по развитию речи для детей старшей группы «От весны до зимы»

Конспект занятия по развитию речи для детей старшей группы «От весны до зимы» Цель: развивать речь детей с опорой на экологическую тематику. Задачи: - закрепить приметы разных времен года, учить видеть отличия;.

Конспект занятия по развитию речи для старшей группы «Детский сад» Цель : Расширять и закреплять знания детей о своем детском саде. Задачи : 1. Воспитывать любовь и уважение к сотрудникам детского сада;.

Конспект занятия по развитию речи «Из чего сделаны игрушки» для детей младшей группы

Конспект занятия по развитию речи «Из чего сделаны игрушки» для детей младшей группы Тема: «Из чего сделаны игрушки» Задачи: учить определять название игрушек и материал, из которого сделаны; развивать слуховое восприятие,.

Продолжать знакомить детей с народной игрушкой.

Подвести к мысли о неоднозначности куклы в народной традиции (кукла-игрушка, кукла-оберег, кукла обрядовая).

Через игрушку познакомить с историей и традициями на Руси.

Познакомить детей с изготовлением традиционной куклы. Познакомить с работой мастера.

Познакомить с новыми словами и их значением: «тулово», «кукла-оберег», «кукла-обрядовая», «безликая».

Воспитывать любовь к народному творчеству, уважение к труду народных мастеров. Воспитывать желание самим сделать тряпичную куклу. :

Предварительная работа:чтение Русской народной сказки «Василиса Прекрасная», заучивание колыбельных песен и потешек.

Материалы и оборудование: сундук; куклы тряпичные («Зайчик на пальчик», «День и ночь», «Пеленашка», «Нянюшка») ; соломенные, деревянные и глиняные игрушки; современные куклы; фото - презентация русских народных кукол «Пеленашка», «Неразлучники», «Зайчик на пальчик», «Нянюшка», «День и Ночь», «Ангел», «Масленица», «Купавка».

Ход НОД

Организационный момент. (Утреннее приветствие)

Встанем рядышком, по кругу,

Скажем "Здравствуйте!" друг другу.

Нам здороваться ни лень:

Всем "Привет!" и "Добрый день!";

Если каждый улыбнётся –

Утро доброе начнётся.

А теперь давайте мы с вами присядем на поляну знаний.

Уши слушают – и все слышат

Глаза смотрят – и все видят.

Ноги не мешают, руки помогают.

А голова – хорошо думает.

Посмотрите, что это такое? (воспитатель обращает внимание детей на сундук)

Это сундук, он не простой, а волшебный. Чтобы узнать, что в нем лежит, мы с вами попробуем отгадать загадку:

Глазки голубые, кудри золотые.

Губки розовые, что все это значит?

Дочка, а не плачет, спать уложишь –

Будет спать день, и два, и даже пять. (Кукла)

Молодцы, правильно, это кукла. (воспитатель из сундука достает красивую современную куклу)

- Скажите, а такие куклы у вас есть (Ответы детей)

Посмотрите, внимательно, что есть у этих кукол? (глаза, волосы, руки, ноги, платье)

-А из какого материала они сделаны? (Ответы детей)

Сундук у нас волшебный, в нем есть еще куклы. ( воспитатель достает куклы: тряпичные и соломенные)

- Посмотрите, на этих кукол, скажите, они отличаются от современных кукол? Чем? А чем они похожи? Что у них общего (Ответы детей)

- Правильно, эти куклы отличаются друг от друга. У современных кукол есть лицо, а тряпичных и соломенных кукол лица нет. Также они отличаются материалом, из которого изготовлены. Современные куклы изготовлены из пластмасса, эти куклы из соломы (показ соломенных кукол, эти куклы из тряпок (показ тряпичных кукол). Но у них есть и общее, все эти куклы создавались для игры, чтобы ими играли.

Сегодня я расскажу вам и покажу, как создавалась первая игрушка-кукла. Посмотрите, перед вами игрушки – самоделки. Как вы думаете, почему они так называются?

- Это значит, что их не покупали, а родители сами мастерили такие игрушки для своих детей. Изготавливали игрушки из подручного материала: соломы, бересты, тряпки, мочалки и даже из ложки.

- Как вы думает, что значит подручный материал (Ответы детей)

- Подручный, это значит материал, который всегда под рукой.

Куклы в основном делались из мягких материалов – шерстяных, льняных тканей, ниток, хлопка, мочала. Давным–давно были вот именно такие куклы.

- Куклы делились на 3 группы : куклы – обереги, обрядовые, игровые.

Как вы думаете для чего нужны куклы – обереги (Кукла-оберег, это, кукла, которая оберегала человека от несчастья.)

- Куклы обереги делались по разным поводам, для разных случаев.

Самые первые куклы назывались ласково «Пеленашка» и «Нянюшка», их делали при рождении ребенка. (Воспитатель демонстрирует куклы-обереги)

«Пеленашку» укладывали в люльку (колыбельку, чтобы та согрела ее для новорожденного. Кукла- оберег «Нянюшка» делалась не для младенца, а малыша постарше, самостоятельно выходящего из дому. Это было лет с двух. Куколка тоже небольшая, в ладошке помещается. И вяжется одной нитью. Она вешалась ребёнку на шею, и без оберега он никуда не выходил.

- Вот кукла «День и Ночь». Они оберегают дом – жилище. Изготавливается две одинаковых куклы из темного и светлого материала, и соединяются вместе поясом или тесемкой. Когда наступает рассвет, ночную куклу отправляют отдыхать, а ее дневную сестру ставят на видное место. Ночью, тот, кто ложится спать последним, меняет кукол местами, позволяя ночной труженице заступить на вахту. В таком порядке оберег надежно защищает свой дом.

- В подарок на именины делали куклу - оберег «Ангелочек».(презентация)

-Куклу-оберег наряжали, но никогда ей ни рисовали лицо. По народным поверьям кукла с лицом как бы приобретала душу и могла навредить.

- Как вы думаете, называлась такая кукла без лица (Ответы детей)

- Таких кукол называли «безликая». Обратите внимание куклы все «безликие».

- Еще куклы были игровые. Как вы думаете игровые, для чего они?

Конечно, для того, чтобы использовать их для игры. Воспитатель демонстрирует игровые куклы : «Зайчик на пальчик», «Кукла из деревянной ложки, обмотаная лоскутками ткани», деревянные и глиняные игрушки. (Воспитатель с детьми рассматривают игрушки)

На Руси любили играть в подвижные игры.

Предлагаю Вам поиграть в русскую народную игру «Домовой».

Русская народная игра «Домовой»

Дети встают в круг и, взявшись за руки, двигаются по кругу под песню. Водящий в кругу.

Мы хотим играть с тобой.

Ты на месте повернись,

Вправо, влево наклонись,

Приседай и вставай,

Да и нам задание дай.

Ты на печке не лежи,

Что нам делать покажи.

Домовой в центре круга выполняет разные движения. Дети повторяют движения, которые им показал Домовой.

После окончания игры дети садятся на поляну знаний.

- Ребята, вспомните, когда у нас с вами бывает Масленичная неделя, какую куклу мы с вами делаем (Ответы детей) Правильно, чучело Масленицы, наряженное в женские одежды.

- На каждый праздник изготавливалась своя кукла. Называли ее обрядовая.

-На праздник Ивана Купала делали куклу «Купавка». Ее опускали в воду, и тесемки, привязанные к ее рукам, по людским поверьям забирали с собой людские болезни и невзгоды. (презентация)

- Давайте вспомним, какие куклы бывают (Игровые,куклы-оберег и обрядовые куклы.

- Напомните мне, какая русская народная сказка поведала нам про куклу-оберег? (Сказка «Василиса Прекрасная».)

- Что дала матушка Василисе?

- Зачем она дала куклу?

- Что она при этом сказала Василисе? (чтобы никому не показывала, прежде чем попросить помощи, покормить ее)

- Получив от матушки по наследству куклу, Василиса приобрела помощницу, которая ее всегда выручала из беды.

Мы с вами сегодня узнали много нового о народных куклах. Наша Родина богата талантами, наверняка и из вас вырастут хорошие мастера. И не важно, где вы будете трудится, когда станете мастерами своего дела, главное, чтобы вы вкладывали в свой труд, всю душу, старания и умения.

Хотите сами попробовать сделать тряпичную куклу? Предлагаю вечером отрыть мастерскую по изготовлению тряпичных кукол.

«Зайчик на пальчик»

Конспект НОД в подготовительной к школе группе «Традиционная русская народная игрушка»

Конспект занятия по ознакомлению с окружающим в средней группе «Русская народная игрушка — матрешка» Конспект занятия по ознакомлению с окружающим в средней группе «Русская народная игрушка - матрешка» (с применением ИКТ) Образовательные.

Конспект занятия-экскурсии «Русская народная игрушка» Конспект совместной образовательной деятельности в разновозрастной группе компенсирующей направленности. Экскурсия-занятие в мини-музее.

Консультация «Традиционная русская народная культура как средство современного духовно-нравственного воспитания» КОНСУЛЬТАЦИЯ ДЛЯ ПЕДАГОГОВ Традиционная русская народная культура как средство современного духовно-нравственного воспитания детей «Тот,.

Консультация «Русская народная игрушка и её дидактическое значение» Получить в детстве начало эстетического воспитания – значит на всю жизнь приобрести чувство прекрасного, умение понимать и ценить произведения.

Конспект занятия в детском саду на тему «Русская народная игрушка кукла-хороводница» для старших детей Конспект занятия в детском саду на тему «Русская народная игрушка» для старших детей (4-5 лет) Воспитатель: Э. В. Бапанина.

Мини-музей «Русская народная игрушка-Свистулька»

Мини-музей «Русская народная игрушка-Свистулька» Мини-музей "Русская народная игрушка- Свистулька" Воспитанник нашей группы принес игрушку-свистульку, соловей. Всех заинтересовала эта маленькая.

Проект «Матрешка — русская народная игрушка» Проект «Матрешка-русская народная игрушка» Вид проекта: краткосрочный, творческий, познавательный. Участники проекта: Дети, воспитатели,.

Проект «Русская народная игрушка» в средней группе Проект «РУССКАЯ НАРОДНАЯ ИГРУШКА» Средняя группа Автор – составитель Герлиц Н. И. Март 2017 «Как нет человека без самолюбия, так нет человека.

Презентация взросло-детского проекта «Традиционная русская игрушка своими руками» "Игрушки своими руками" Подобно тому, как птицы из всяких вещей сооружают гнездо, так дети из всего, что попадает им в руки, делают игрушку.».

Обращаем Ваше внимание, что в соответствии с Федеральным законом N 273-ФЗ «Об образовании в Российской Федерации» в организациях, осуществляющих образовательную деятельность, организовывается обучение и воспитание обучающихся с ОВЗ как совместно с другими обучающимися, так и в отдельных классах или группах.

Конспект НОД «Русские народные деревянные игрушки»


Конспект подготовила

Воспитатель МКДОУ д/с №30

Майданюк О.Н.

Конспект НОД «Русские народные деревянные игрушки»

НОД в областях «Социализация», «Коммуникация», «Художественно – эстетическое».

Тема: «Русская народные деревянные игрушки».

Цель: продолжать формировать знания детей о народной игрушке.

Образовательные:

- Продолжать расширять знания детей о русских народных промыслах, об изготовлении народной игрушки из дерева;

- Закрепить, уточнить, знания детей об игрушке матрешке - как символе России; О разновидностях матрешек и их мастерах (Сергиево-Посадская, Семеновская, Полхов - Майданская, авторская), с этапами изготовления матрешки;

- Дать некоторые доступные для ребёнка исторические сведения о матрёшке;

- Развивать общения и взаимодействия ребенка со взрослыми и сверстниками;

- Обогащать словарный запас детей, пользоваться знакомыми и новыми словами в диалогической речи.

- Развивать умение украшать силуэт матрешки разнообразными узорами;

- Развивать творческое мышление, воображение, фантазию ребёнка, умение доводить начатое дело до конца.

- Воспитывать эмоциональную отзывчивость на восприятие деревянной матрешки, как символ русского народного искусства;

- Воспитывать уважение к мастерам и создателям, народными умельцами их предметами творчества;

- Стараться вызывать у детей желание самостоятельно творить, воспитывать аккуратность в работе;

- Продолжать воспитывать интерес к устному народному творчеству;

- Совершенствовать знания, умения и навыки в художественно - эстетической деятельности.

Виды деятельности : коммуникативная, двигательная, продуктивная.

Оборудование: Картинки с разнообразными матрёшками, мнемотаблица по изготовлению матрёшки, гуашь, кисточки, стаканчики для воды, салфетки по количеству детей тканевые и влажные одноразовые, трафарет матрешек для рисования, игрушка матрешка, деревянная лошадка, петушок, мишка, свистулька, книжка – «Матрешка раскраска».

Словарная работа – Матреначурбачок, токарный станок, шлифовка, грунтовка, роспись.

Методы и приемы - словесный (худ, слово, беседа), наглядный, информативно - рецептивный (осмысление), практический.

Ожидаемый результат - повышение знаний у детей о народной культуре, развития интеллекта, творческих способностей, сформировано наглядно-образное мышление, навыков взаимоотношений с взрослыми и сверстниками.

Ход образовательной деятельности:

В: Ребята вы любите играть с игрушками? (ответы детей). Ребята, у вас дома есть игрушки? А откуда они у вас? ( Ответы детей - родители купили в «Детском мире»)

В: Ребята, сегодня я расскажу вам об игрушках, которыми играли в давние-давние времена бабушки ваших бабушек и дедушки ваших дедушек, когда были такими же маленькими, как и вы сейчас. Магазинов с детскими игрушками тогда не было и родители своим детям сами мастерили игрушки. Хотите узнать, чем интересны эти игрушки? (Ответы детей)

В: Тогда, я приглашаю вас подойти к столу и посмотреть на мою выставку. Да не простую. (Воспитатель обводит рукой выставку русских народных деревянных игрушек.) Все игрушки не простые – да деревянные. Что это значит? …сделаны из дерева .

Итак, в давние времена все делали из дерева – и мебель, и посуду, и даже игрушки. Как вы думаете почему? Конечно потому что, дерево легко поддаётся обработке. Ну, а теперь я хочу вас поближе познакомить с особенной игрушкой – матрёшкой, которая является символом России.

Психологический настрой:

«Доброе утро»

Дети стоят в кругу.

Доброе утро улыбчивым лицам!

Доброе утро солнцу и птицам!

Пусть каждый становится добрым, доверчивым.

Пусть доброе утро продлится до вечера!

Вводно-организационный:

В : Скажите ребята, вам интересно узнать, как появилась матрешка, и кто её изготовил? Ответы.

В: Тогда присаживайтесь на стульчики и внимательно слушайте и смотрите.

Самую первую матрешку создали в Японии. В России матрешка была изготовлена мастером по фамилии В.П. Звездочкин, а семеновскую игрушку изготовил мастер Арсений Майоров. Умелец, побывав в Нижнем Новгороде, привез нераскрашенную деревянную заготовку домой. Его дочка Любаша посмотрела на игрушку взяла гусиное перо и нанесла все контуры, а затем раскрасила ее кисточкой анилиновыми красками. Деревянную куколку украшал большой ярко-красный цветок на сарафане. Из деревни куколка перебирается в г. Семенов. Ее имя стало символическим для куклы, у которой может быть от пятнадцати до восемнадцати дочек. Столько их часто содержит семеновская матрешка.

Головка покрыта платком со сложным рисунком и орнаментом по краям. Платье имеет рисунок по кругу. На переднике расположены крупные цветы. Ее ручки опущены вниз. Мастерицы выбирают для росписи яркие краски: красную, синюю, зеленую. Это верные приметы, элементы семеновской матрешки. А как изготавливают матрешку?

В : Я предлагаю вам рассмотреть мнемотаблицу. Посмотрите на первый картинку.

Мы видим, что игрушку матрешку изготавливали и дерева липы, осины или березы. Дерево распиливали их на чурбачки, снимали часть коры, а концы обмазывали глиной, чтобы древесина не трескалась. Когда чурбачок, готов к работе мастер брал чурбачок, и вытачивал на станке фигурку матрешки. Готовую игрушку шлифовали (затирали наждачной бумагой), грунтовали. Грунтовка - это эмульсия, которая образует выравнивание поверхности, подготавливая его к окрашиванию. Когда фигурка матрешки высыхала, рисовали карандашом лицо, платочек, сарафан, затем гуашью расписывали матрешку. Готовую матрешку покрывали лаком, чтоб она блестела и не покрывалась пылью.

И стала игрушка матрешка символом России, потому что ею играли не только дети, но и взрослые покупали для себя и люди из других городов и стран мира.

В: Задаёт вопросы о рассказанном: Из какого дерева изготавливают матрешку? Когда дерево просохнет, кто вытачивает фигурку матрешки? Зачем шлифуют фигурку матрешку? Для чего грунтуют матрешку? Что делают после грунтовки? Кто расписывает матрешек? Зачем покрывают лаком матрешку? Ответы.

Молодцы ! Вы, наверное, устали, ну тогда все дружно встали.

Раз - подняться, подтянуться

Два - согнуться, разогнуться

Три - в ладоши три хлопка, головою три кивка.

На четыре - ноги шире.

Пять - руками помахать.

Шесть - за стол тихонько сесть.

Мотивационно – побудительный:

Ребята, а вы бы хотели, на минутку превратится в народных мастеров, и создать свою коллекцию матрешек? А как вы думаете, что нужно сделать? Ответы детей. Правильно можно расписать, разрисовать матрешку. Я вам предлагаю расписать семеновскую матрешку. Ту самую матрешку, которая является символом России. Посмотрите, а вот и она игрушка – матрешка. Посмотрите, что находится внутри? Правильно - это матрешка, но фартук матрёшки не расписан. Я предлагаю вам расписать фартук матрешки. Возьмите каждый из вас и проходите за столы.

Практическая работа: На столе стоит матрёшка. Давайте рассмотрим и уточним. На голове платок, какого цвета? Сарафан, какого цвета? Что в середине сарафана? Цветы ярко красного, синего и зеленого цвета. Обратите внимание на образец, нарисуйте только фартук матрешке. Не забудьте, что для росписи фартука используется три цвета: красного, синего и зеленого цвета. Прежде чем начать расписывать матрешку, мы с вами разомнем пальчики.

Сопровождение практической деятельности под музыку. Помощь воспитателя детям.

В : Выходите из - за столов и покажите по очереди друг другу своих матрешек.

Посмотрите, какие замечательные получились у вас матрешки. Давайте помести наших матрёшек на стенде для работ.

Заключительный этап. Что вы узнали нового о матрешке? Что вы сможете рассказать по мнемотаблице? Какое задание было самым трудным для вас? О чем бы вы хотели узнать в следующий раз?

Вы все хорошо поработали, и за хорошую работу на занятии я хочу вам подарить книжку « Матрешка раскраска». Занятие окончено.

Схема составления описательного рассказа о матрёшке

Схема составления описательного рассказа о матрёшке

1. В России есть несколько городов и сёл, где производятся матрёшки : Загорск, Семенов, Полховский Майдан, везде эти куклы имеют свои особенности.

2. Прообразом русской матрёшки послужила фигурка японского бога мудрости Фукурумы.

Первая русская матрешка - девочка в сарафане и платке с черным петушком в руках.

3. Матрёшек делают из древесины липы или березы.

4.Последовательность изготовления матрешки: чурбачок, вытачивание «бельё» ,шлифовка, грунтовка, роспись.

5. В качестве красок для росписи используется гуашь.

6. Разнообразие ассортимента матрешек: традиционные и авторские /матрешки с памятниками архитектуры, с живописными пейзажами, с цветочными мотивами, с сюжетами из народных сказок, зверюшки, богатыри, домики, новогодние и т. д.

Читайте также: