Нод составление рассказа по набору игрушек старшая группа

Обновлено: 08.05.2024

Обращаем Ваше внимание, что в соответствии с Федеральным законом N 273-ФЗ «Об образовании в Российской Федерации» в организациях, осуществляющих образовательную деятельность, организовывается обучение и воспитание обучающихся с ОВЗ как совместно с другими обучающимися, так и в отдельных классах или группах.

ООД по развитию речи на тему:

«Составление рассказа по набору игрушек»

(старший дошкольный возраст)

Цель: побуждать детей к самостоятельному составлению рассказа с использованием набора игрушек, развивать монологическую речь детей.

Связная речь: познакомить детей с игрушками, дать небольшое описание каждой; учить детей составлять небольшой рассказ по набору игрушек;

Словарь: активизировать в речи детей глаголы, прилагательные, объяснение значения слов остроносый, бесхвостый, за пазуху;

Грамматика: учить согласовывать прилагательные и существительные в роде и числе;

Звуковая культура речи: учить детей слышать и правильно произносить звук [ш] изолированный, в словах и фразах, правильно регулировать темп и силу голоса, учить вслушиваться в слова.

Материал: мягкая игрушка (щенок), кукла, бабочка, настолькое панно в виде поляны с ручейком, технические средства обучения.

Ход деятельности:

Воспитатель: Ребята, сегодня мы поговорим об игрушках (Стук в дверь).

- Кто это может быть? Войдите.

Я человечек деревянный

На воде и под водой

Ищу ключик золотой,

Всюду нос сую свой длинный,

Кто же я? (Буратино)

Я знаю, что вы уже стали большими, умными и все знаете. Сейчас я загадаю вам загадки, а вы попробуйте их отгадать.

Ползун ползет, иголки везет. (Ёжик)

С хозяином дружит,

Живет под крылечком,

Кто это? (Собака)

Воспитатель: Буратино, а теперь ты отгадай загадку.

Пушистый, бодрый, шустрый, веселый, лает.

Буратино: собака, конечно.

Воспитатель: ребята, правильно Буратино отгадал? (ответ детей: нет). Как мы скажем о собаке, какая она? (Пушистая, бодрая, шустрая, веселая). А как называется детеныш собаки? (щенок) Это один щенок, а если их много, как мы скажем? (Много щенков, щенят). А щенок, какой? (Пушистый, веселый, игривый, добрый). Молодцы! Посмотри, Буратино, что я приготовила. Садись.

- Смотрите, здесь на стуле игрушки, а вот тут – полянка с ручейком. Давайте рассмотрим эти игрушки.

Подбор нескольких определений к существительному.

-Это щенок, назовем его Бишка. Какой Бишка? (маленький, смешной, беспомощный, шустрый, красивый);

-Что он умеет делать? (ответы детей)

-Это ежик? Какой он? (колючий, остроносый, серый, бесхвостый);

Это кукла Катя. Какая она?

Какая поляна? Ручей?

А сейчас мы вместе придумаем рассказ о щенке Бишке.

«Щенок Бишка»

Убежал из дома щенок (кто?)…Бишка. Пролез под забором и оказался на поляне. Здесь ему встретился….ежик. Тронул его Бишка – колется.

Вдруг Бишка увидел …бабочку – пеструю, красивую, воздушную – и побежал за ней. Бежал, бежал и свалился в ручей. Запищал Бишка, завертелся на месте и выскочил на сушу.

Тут слышит голос: «Бишка, Бишка! Где ты?» Это бежала и кричала Катя, хозяйка щенка. Девочка подняла Бишку, погладила, посадила за пазуху и понесла домой.

Уточнение понятий: за пазуху, отряхнулся, остроносый, бесхвостый.

Воспитатель: устали ребята? Буратино хочет поиграть с вами.

Физкультминутка «Буратино»

Буратино потянулся,

Раз – нагнулся, два – нагнулся!

Руки в стороны развел,

Ключик, видно, не нашел.

Чтобы ключик нам достать,
Нужно на носочки встать.

Воспитатель: Молодцы, ребята! Садитесь. А теперь, кто хочет рассказать о Бишке?

Буратино: Я!

Из дома Бишка щенок убежал…

Забором под пролез щенок…

Поляне на ежика увидел щенок…

Его лапой Бишка тронул…

Бабочку Бишка увидел вдруг…

На выскочил сушу щенок…

Щенка Катя домой понесла…

Воспитатель: Ай-ай-ай, Буратино все слова перепутал в предложениях.

( просит детей навести порядок в предложениях).

-Буратино, послушай, как надо правильно рассказывать.

(Дети рассказывают группами из 3-х человек, заслушиваются 3-4 рассказа). Дается позитивная оценка каждому рассказу, с указанием на недостатки, если таковые имеются.

Воспитатель: А теперь угадайте, как лает Бишка? (имитирует лай: жалобно, сердито, радостно).

- Покажите сами, как лает щенок (дети имитируют лай щенка: жалобно, сердито, весело).

- А как водичка в ручейке шумит? [ш-ш-ш]. Произнесите звук [ш] громко и протяжно. Кто сможет произнести этот звук длительно и на одном выдохе?

- Я назову слова, а вы, услышав звук [ш] , хлопните один раз. Если в слове нет звука, хлопать не надо. (Шишка, зайка, кошка, замок, мишка, зонт, машина, танк, карандаш, ваза).

Игра «Волшебные превращения»

Цель: развивать воображение, выразительность речи и движений.

Воспитатель: дети, представьте, что вы превратились в щенят. Что вы будете делать? (дети под музыку изображают щенят).

- А теперь вы стали бабочками.

И последнее превращение, вы снова стали детьми.

- Молодцы! С заданием справились. Давайте скажем Буратино «спасибо» за интересную игру и попрощаемся с ним.

После занятия можно оставить игрушки на видном месте, чтобы дети продолжали играть с ними и упражнялись в составлении различных инсценировок.

Цели: учить детей составлять описательные рассказы об игрушках, используя при этом план – схему, продолжать учить связности, развернутости, непрерывности высказывания.

Задачи:

  1. Закрепить навыки описывания игрушки, называть её характерные признаки; подводить к составлению короткого рассказа.
  2. Закреплять умения детей определять и называть местоположение предмета (слева, около, рядом, между, сзади). Упражнять в употреблении в речи наречий.
  3. Упражнять детей в употреблении собственных имен существительных в единственном числе, именительном падеже.
  4. Развивать связную речь. Упражнять в умении пользоваться схемой при составлении описательного рассказа по игрушке.
  5. Развивать мышление, воображение, наблюдательность, зрительную память.
  6. Воспитывать любовь, доброжелательное отношение игрушкам, желание помогать.
ВложениеРазмер
razvitie_rechi.docx 57.33 КБ

Предварительный просмотр:

Развитие речи. Тема: «Составление описательного рассказа по игрушкам» в старшей группе.

Цели: учить детей составлять описательные рассказы об игрушках, используя при этом план – схему, продолжать учить связности, развернутости, непрерывности высказывания.

  1. Закрепить навыки описывания игрушки, называть её характерные признаки; подводить к составлению короткого рассказа.
  2. Закреплять умения детей определять и называть местоположение предмета (слева, около, рядом, между, сзади). Упражнять в употреблении в речи наречий.
  3. Упражнять детей в употреблении собственных имен существительных в единственном числе, именительном падеже.
  4. Развивать связную речь. Упражнять в умении пользоваться схемой при составлении описательного рассказа по игрушке.
  5. Развивать мышление, воображение, наблюдательность, зрительную память.
  6. Воспитывать любовь, доброжелательное отношение игрушкам, желание помогать.

Ход образовательной деятельности.

Воспитатель: Ребята, сегодня к нам в гости пришли новые игрушки. Появление игрушек.

Давайте назовем только те предметы, с которыми можно играть? (лошадь, неваляшка, пирамидка, мяч, паровоз)

Дети рассказывают заученное стихотворение с опорой на мнемотаблицу.

F:\Новая папка\toys.jpg

II. Основная часть. Ребята, а вы знаете, как делают игрушки?

Сегодня мы с вами узнаем о том, где и как делают игрушки, и будем учиться составлять рассказ об игрушках с помощью плана – схемы.

1. Рассказ воспитателя : «Игрушки делают на фабриках игрушек. Сначала – художник долго думает, как сделать игрушку красивой, и чтобы с ней было интересно играть. Такой художник называется - дизайнер.

2. Игра «Художники» моделирование игрушек из геометрических фигур.

3. Игра «Мастерская» После того, как потрудились дизайнеры за работу принимаются рабочие, они смотрят на рисунки – чертежи художника и на умных машинах – станках делают разные детали игрушек. Сделают рабочие все детали, а потом из них собирают игрушки. Делают игрушки из разных материалов: резины, пластмассы, металла, искусственного меха, плюша.

4. Игра «Чудесный мешочек» отгадывание из чего сделана игрушка. Какая игрушка? (резиновая, пластмассовая, металлическая, плюшевая). Скажи, что вам поможет узнать о предмете рука? С помощью чего мы узнали, что игрушки сделаны из разных материалов? Правильно. (Размещают картинку, изображающую руку, и символы, обозначающие признаки гладкие, твердые)

5. Физминутка «Любимые куклы»

Куклам платье дружно шили.

Кукол очень мы любили

Долго нитку продевали, узелок потом вязали,

Прошивали вдоль стежок.

Утюгом горячий шов

Распрямили, чтобы лег.

Кукол поскорей позвали,

Нарядили. Не узнали!

Воспитатель: Ребята пока мы с вами играли, наши новые игрушки спрятались, давайте их найдем?

6. Игра "Найди игрушку" (объяснение правил игры). Педагог прячет игрушки в группе. Ребенок ищет ее по словесному описанию направлений.

1. Между двумя креслами (Кукла)

2. На зеленом стуле под бело-красной полке (Юла)

3. В уголке железнодорожника на верхней полке за журналами (мяч или кот)

4. Около доски, на полу, за цветком на полу (Жираф)

5. В приемной, в кабинке Семена (Матрешка)

Дети находят игрушки. Выставляют их в ряд на столе.

7. Игра «Кто на каком месте?» Внимательно посмотрите, как сидят игрушки?

В: кто сидит рядом с куклой?

В: кто находится между черным котом и куклой?

В: кто сидит слева от жирафа?

В: А теперь закройте глаза, не подсматривайте? (Меняются игрушки

В: что находится сзади куклы?

В: что находится между матрешкой и юлой?

В: молодцы. Все были внимательны.

Воспитатель: Мы с вами немного отвлеклись, давайте вспомним как делают игрушки! Художник – рисует, мастера – делаю. Готовые игрушки отвозят в магазин игрушек! Чтобы игрушки быстро продавались нужно придумать хорошую рекламу – рассказ.

1. « Это игрушка кошка. Кошка серая, с белой грудкой. Кошка сделана из искусственного меха, поэтому мягкая и пушистая. У кошки маленькие треугольные уши и длинные жесткие усики. С кошкой можно играть в дом, кормить, гулять, спать».

2.«Это игрушка кошка. Ёе зовут Муркой. Она серая с белой грудкой. Кошка сделана из искусственного меха, поэтому мягкая и пушистая. У неё маленькие треугольные ушки и длинные жесткие усы, длинный пушистый хвост, а на лапках мягкие подушечки. С кошкой можно играть в дом, кормить, гулять, спать»

Воспитатель обращает внимание на то, что и в том, и в другом рассказе предложения «дружат». Но в первом рассказе слово «кошка повторяется очень часто – рассказ воспринимается хуже. Предлагает вспомнить, какие слова прозвучали во втором рассказе вместо слова «кошка».

Рассказ – описание (реклама) игрушек детьми с помощью плана - схемы по уточненной модели.

Связная речь: учить детей составлять рассказ об игрушке, описывать ее внешний вид, действия. Составлять небольшой сюжетный рассказ с использованием данных игрушек без образца воспитателя, а только по намеченной сюжетной линии.

Словарь и грамматика: учить подбирать определения к словам, использовать в речи сложноподчиненные предложения, активизировать использование антонимов (сильный - слабый, маленький - большой, быстро - медленно и т. д.).

Коррекционная работа: упражнять детей в умении прослеживать глазами за движением рук, ориентироваться в пространстве, имитировать различные движения.

ВложениеРазмер
Конспект занятия 14.19 КБ

Предварительный просмотр:

Государственное бюджетное образовательное учреждение города Москвы

детский сад № 872

Конспект занятия по развитию речи

в старшей группе на тему: «Составление сюжетного рассказа по набору игрушек».

Составил и провёл воспитатель

Москва 2012 год

ЗАНЯТИЕ ПО РАЗВИТИЮ РЕЧИ В СТАРШЕЙ ГРУППЕ.

РАССКАЗЫВАНИЕ ПО НАБОРУ ИГРУШЕК. СОСТАВЛЕНИЕ СЮЖЕТНОГО РАССКАЗА ПО ИГРУШКАМ.

Связная речь: учить детей составлять рассказ об игрушке, описывать ее внешний вид, действия. Составлять небольшой сюжетный рассказ с использованием данных игрушек без образца воспитателя, а только по намеченной сюжетной линии.

Словарь и грамматика: учить подбирать определения к словам, использовать в речи сложноподчиненные предложения, активизировать использование антонимов (сильный - слабый, маленький - большой, быстро - медленно и т. д.).

Коррекционная работа: упражнять детей в умении прослеживать глазами за движением рук, ориентироваться в пространстве, имитировать различные движения.

В начале занятия воспитатель предлагает детям выполнить упражнения: «Свеча», «Погаси свечу, «Надоедливый комар» (с целью отработки умения правильно «посылать» дыхание, находить «опору» для дыхания).

Затем обращает внимание детей на игрушки, расположенные на столе. Это кукла в образе девочки, медведь, заяц, лиса, белка. По поводу каждой игрушки воспитатель задает ряд вопросов:

Какая это игрушка? А какая она по характеру? (Дети составляют рассказ о каждой игрушке. Лиса яркая, рыжая. Мех у нее пушистый, золотистый, длинный хвост. Мордочка у лисы маленькая, остренькая. Она ловкая, хитрая; умеет неслышно подкрадываться.

Заяц - маленький, похож на комочек, уши у него длинные, короткий хвост. Передние лапы у зайца короче задних, но это ему не мешает быстро и ловко прыгать и бегать. Заяц трусливый, всех боится). Таким образом, подробно дети рассказывают о каждой игрушке.

-Все эти зверята живут где? (В лесу). Давайте и мы представим себе, что оказались тоже в лесу. Физкультминутка: дети распределяются свободно по группе.

Мы листочки приподняли, (приседают, имити-

В ладошку ягодки собрали. руют сбор ягод)

Одна, две, три, четыре, пять, (кладут ягодки в

Шесть, семь, восемь, девять, десять, рот, прослеживая
Ох, как ягодки вкусны! глазами, покачива-

Хорошо мы погуляли! ют головой, разво-

И немножечко устали. дят руки в стороны

и садятся на места).

А теперь, давайте, придумаем рассказ или сказку с нашими игрушками. Начало будет таким: «Девочка взяла корзиночку для ягод и пошла в лес. » Кого она там могла встретить и что могло произойти дальше, вы расскажите сами.

Дети придумывают рассказ или сказку. В свои истории они могут включать не все представленные игрушки, а по своему выбору. Лучшие рассказы следует записать, а детям предложить нарисовать к ним иллюстрации.

По теме: методические разработки, презентации и конспекты


Конспект ННОД по образовательной области «Коммуникация» в средней группе детского сада. Тема: составление сюжетного рассказа по набору игрушек «Таня, Жучка и котенок» Воспитатель Навоева Т. Ю. МАДОУ ЦРР детский сад №14 г. Кропоткин

Конспект ННОД по образовательной области «Коммуникация» в средней группе детского сада. Тема: составление сюжетного рассказа по набору игрушек «Таня, Жучка и котенок»Воспитатель Навоева Т. .


Конспект образовательной ситуации по развитию речи в средней группе детского сада. Тема: составление сюжетного рассказа по набору игрушек «Таня, Жучка и котенок» Воспитатель Быченко Наталья Викторовна МАДОУ ЦРР детский сад №14 г. Кропоткин

Конспект образовательной ситуации по развитию речи в средней группе детского сада.Тема: составление сюжетного рассказа по набору игрушек «Таня, Жучка и котенок»Воспитатель Быченко Нат.


Конспект НОД по развитию речи во 2 младшей группе «Составление сюжетного рассказа по набору игрушек совместно с воспитателем»

Конспект НОД по развитию речи во 2 младшей группе«Составление сюжетного рассказа по набору игрушек совместно с воспитателем».

Конспект занятия по речевому развитию «Составление сюжетного рассказа по набору игрушек «Таня, Жучка и котенок».

План-конспект по речевому развитию в средней группе.


Конспект НОД. Тема: составление сюжетного рассказа по набору игрушек «Таня, Жучка и котенок».

Учить составлять рассказ исходя из набора игрушек, активизировать в речи слова, обозначающие качества и действия предметов.


Составление сюжетного рассказа по набору игрушек совместно с воспитателем

Составление сюжетного рассказа по набору игрушек совместно с воспитателемПодготовила: воспитатель Зайцева Марина Владимировна Цель: развивать коммуникативные уменияЗадачи:- Связная речь: учить.

Непосредственная образовательная деятельность по развитию речи на тему:

«Составление рассказа по набору игрушек»

Образовательная область «Коммуникация»

(старший дошкольный возраст)

Автор: Гасанова М. Ф.

Цель: побуждать детей к самостоятельному составлению рассказа с использованием набора игрушек, развивать монологическую речь детей.

Связная речь: познакомить детей с игрушками, дать небольшое описание каждой; учить детей составлять небольшой рассказ по набору игрушек;

Словарь: активизировать в речи детей глаголы, прилагательные, объяснение значения слов остроносый, бесхвостый, за пазуху ;

Грамматика: учить согласовывать прилагательные и существительные в роде и числе;

Звуковая культура речи: учить детей слышать и правильно произносить звук [ш] изолированный, в словах и фразах, правильно регулировать темп и силу голоса, учить вслушиваться в слова.

Материал: мягкая игрушка (щенок), кукла, бабочка, настолькое панно в виде поляны с ручейком, технические средства обучения.

Воспитатель: Ребята, сегодня мы поговорим об игрушках (Стук в дверь).

- Кто это может быть? Войдите.

Я человечек деревянный

На воде и под водой

Ищу ключик золотой,

Всюду нос сую свой длинный,

Кто же я? (Буратино)

Я знаю, что вы уже стали большими, умными и все знаете. Сейчас я загадаю вам загадки, а вы попробуйте их отгадать.

Ползун ползет, иголки везет. (Ёжик)

С хозяином дружит,

Живет под крылечком,

Воспитатель: Буратино, а теперь ты отгадай загадку.

Пушист ый , бодр ый , шустр ый , весел ый , лает.

Буратино: собака, конечно.

Воспитатель: ребята, правильно Буратино отгадал? ( ответ детей: нет ). Как мы скажем о собаке, какая она? ( Пушист ая , бодр ая , шустр ая , весел ая ). А как называется детеныш собаки? ( щенок ) Это один щенок, а если их много, как мы скажем? ( Много щенк ов , щен ят ) . А щенок, какой? ( Пушист ый, весел ый , игрив ый , добр ый ). Молодцы! Посмотри, Буратино, что я приготовила. Садись.

- Смотрите, здесь на стуле игрушки, а вот тут – полянка с ручейком. Давайте рассмотрим эти игрушки.

Подбор нескольких определений к существительному.

-Это щенок, назовем его Бишка. Какой Бишка? (маленьк ий , смешн ой , беспомощн ый , шустр ый , красив ый );

-Что он умеет делать? ( ответы детей)

-Это ежик? Какой он? ( колючий, остроносый, серый, бесхвостый );

Это кукла Катя. Какая она?

Какая поляна? Ручей?

А сейчас мы вместе придумаем рассказ о щенке Бишке.

Убежал из дома щенок (кто?)…Бишка. Пролез под забором и оказался на поляне. Здесь ему встретился….ежик. Тронул его Бишка – колется.

Вдруг Бишка увидел …бабочку – пеструю, красивую, воздушную – и побежал за ней. Бежал, бежал и свалился в ручей. Запищал Бишка, завертелся на месте и выскочил на сушу.

Тут слышит голос: «Бишка, Бишка! Где ты?» Это бежала и кричала Катя, хозяйка щенка. Девочка подняла Бишку, погладила, посадила за пазуху и понесла домой.

Уточнение понятий: за пазуху, отряхнулся, остроносый, бесхвостый.

Воспитатель: устали ребята? Буратино хочет поиграть с вами.

Раз – нагнулся, два – нагнулся!

Руки в стороны развел,

Ключик, видно, не нашел.

Чтобы ключик нам достать,
Нужно на носочки встать.

Воспитатель: Молодцы, ребята! Садитесь. А теперь, кто хочет рассказать о Бишке?

Из дома Бишка щенок убежал…

Забором под пролез щенок…

Поляне на ежика увидел щенок…

Его лапой Бишка тронул…

Бабочку Бишка увидел вдруг…

На выскочил сушу щенок…

Щенка Катя домой понесла…

Воспитатель: Ай-ай-ай, Буратино все слова перепутал в предложениях.

( просит детей навести порядок в предложениях).

-Буратино, послушай, как надо правильно рассказывать.

(Дети рассказывают группами из 3-х человек, заслушиваются 3-4 рассказа). Дается позитивная оценка каждому рассказу, с указанием на недостатки, если таковые имеются.

Воспитатель: А теперь угадайте, как лает Бишка? (имитирует лай: жалобно, сердито, радостно).

- Покажите сами, как лает щенок (дети имитируют лай щенка: жалобно, сердито, весело).

- А как водичка в ручейке шумит? [ш-ш-ш]. Произнесите звук [ш] громко и протяжно. Кто сможет произнести этот звук длительно и на одном выдохе?

- Я назову слова, а вы, услышав звук [ш] , хлопните один раз. Если в слове нет звука, хлопать не надо. (Шишка, зайка, кошка, замок, мишка, зонт, машина, танк, карандаш, ваза).

Игра «Волшебные превращения»

Цель: развивать воображение, выразительность речи и движений.

Воспитатель: дети, представьте, что вы превратились в щенят. Что вы будете делать? ( дети под музыку изображают щенят ).

- А теперь вы стали бабочками.

И последнее превращение, вы снова стали детьми.

- Молодцы! С заданием справились. Давайте скажем Буратино «спасибо» за интересную игру и попрощаемся с ним.

После занятия можно оставить игрушки на видном месте, чтобы дети продолжали играть с ними и упражнялись в составлении различных инсценировок.

По теме: методические разработки, презентации и конспекты


Конспект непосредственно образовательной деятельности по развитию речи "Магазин игрушек"

Упражнять детей в последовательном и подробном описании игрушки с использованием схем.


Конспект непосредственной образовательной деятельности по развитию речи на тему: ПЕРЕСКАЗ РАССКАЗА К. УШИНСКОГО «ЧЕТЫРЕ ЖЕЛАНИЯ» Подготовительная группа

Цель: развитие умения связно, последовательно, выразительно и грамматически правильно передавать содержание текста, используя наглядную основу в виде картинно-графического плана. Задачи: 1. Актив.


Конспект непосредственно образовательной деятельности по развитию речи на тему «Составление рассказа о лопате будущего» для детей старшего дошкольного возраста

1. Продолжать учить детей составлять рассказ, используя типовые приемы фантазирования.2. Формировать целостное представление объектов с помо.


Конспект непосредственной образовательной деятельности по развитию речи в 1 младшей группе «Приключения в магазине игрушек».


Конспект непосредственной образовательной деятельности по развитию речи в старшей группе Рассказ В. Драгунского «Друг детства».

Показать нравственно – духовное значение дружбы в человеческих взаимоотношениях: способствовать развитию конструктивного взаимодействия, повышению уверенности в себе.


Конспект непосредственно образовательной деятельности по развитию речи «Описание игрушек» в средней группе

Обучение детей составлению описательных рассказов об игрушках.


ПУТЕШЕСТВИЕ В СТРАНУ ИГРУШЕК. Конспект непосредственной образовательной деятельности по развитию речи с использованием мнемотаблиц

Задачи: Познакомить с прошлым и настоящим куклы.Формировать умение давать описание внешнего вида игрушки, рассказывать о том, как с ней можно играть.Развивать умение пользоваться мнемотаблицами при ра.

Обращаем Ваше внимание, что в соответствии с Федеральным законом N 273-ФЗ «Об образовании в Российской Федерации» в организациях, осуществляющих образовательную деятельность, организовывается обучение и воспитание обучающихся с ОВЗ как совместно с другими обучающимися, так и в отдельных классах или группах.

Конспект ООД по развитию речи

Составление рассказа по набору игрушек

Цель: познакомить детей с приемами составления сюжетного рассказа, выбирая для него соответствующих персонажей (игрушки).

Задачи: учить детей давать описание и характеристику персонажей, вводить в повествование диалог;

- учить подбирать определения к заданным словам;

- упражнять в составлении предложений из набора слов, самостоятельно придумывать предложения из двух-трех слов.

Материал: игрушки (кукла, зайчонок, котенок, щенок, медвежонок, елочка), картинки (сова, поросенок, слоненок, щенок, щегол, щетка).

Ход занятия

Наблюдение у окна

Определение состояния погоды. Наблюдение за деревьями за окном: какие это деревья, чем отличаются друг от друга.

- Можем ли мы назвать деревья за окном лесом? Почему?

- Что растет на лугу? В поле? (Ответы детей.)

Работа с коромыслами

Отгадайте, о чем идет речь, отыщите отгадки на коромыслах.

Сядет – песенку поет.

По лесочку прыг, прыг,

По снежочку тык, тык.

Летом плод приношу,

Осенью не увядаю,

Зимой не умираю.

Я – забавная игрушка:

Не пила, не погремушка.

Девочки со мной играют,

На руках меня качают.

По каждой картинке воспитатель задает вопросы.

- Какая кукла (девочка)? (Описание внешнего вида.)

- Какая она по характеру? (Перечисление возможных черт характера.)

- Как зовут девочку? (Ответы детей.)

- Теперь составьте рассказ про девочку. Девочка пошла в лес. Кого она встретила? (Зайчика, медвежонка.) А что произошло дальше, вы расскажете сами.

- А если бы девочка пошла не в лес, кого она могла встретить? (Котенка, щенка.)

- Когда будете рассказывать, берите эти игрушки и показывайте то, что про них придумали. Подумайте, о чем разговаривала девочка со зверятами. Какой был день?

Работа у экологического панно

Педагог предлагает детям объединиться для рассказывания в группы по несколько человек. Спрашивает: «О чем надо договориться?» (Кто о чем будет рассказывать, кто начнет рассказ и т.д.)

Дети выбирают персонажи, сочиняют рассказ и показывают его, используя экологическое панно в качестве декораций. Остальные выслушивают рассказ, придумывают для него название и дают оценку.

Физкультминутка с офтальмотренажером

Педагог обращается к группе:

- Пусть ко мне подойдут шесть человек. Они будут разными словами.

Педагог говорит каждому ребенку, какое он слово. После этого проверяет, как все запомнили слова. Набор слов: котенок, девочка, весело, быстро, бежит, прыгает.

Детям дается задание:

- Из этих слов можно составить различные предложения про девочку или про котенка. Предложение должно состоять из двух-трех слов. Кто придумает предложение, поднимет руку. Заранее говорить, какое предложение, не следует – нужно выстроить слова по порядку, а потом уже «прочитать».

Ребенок выходит к детям-словам и, не называя слов, составляет предложение.

- Теперь скажи, какое предложение ты придумал, - предлагает педагог. (Ребенок называет предложение.) Проверим, правильно ли ты поставил слова. Слова, называйте себя по порядку (таким образом проверяется соответствие названного ребенком предложения тому, которое он составил из «живых слов».)

Выслушиваются все варианты, придуманные детьми.

Подведя итог, педагог обращает внимание детей на то, как много предложений можно придумать из этих слов: Девочка бежит; Девочка бежит быстро; Девочка весело прыгает; Весело прыгает котенок и др.

Работа за конторками

Детям предлагается обвести по точкам контуры предметов, которые будут использованы в игре на внимание. Обратить снимание детей на необходимость аккуратного выполнения задания.

Работа с держалками

Проводится игра на внимание. Педагог обращается к детям: «Посмотрите на картинки. Алина, перечисли, что на них нарисовано (сова, поросенок, слоненок, щенок, щегол, щетка).

- Я буду прятать по одной картинке, а вы отгадывайте, кого или чего не стало. Например, не стало щегла. Послушайте, как звучит это слово: щщщегол. Какой звук слышится в этом слове? (Звук щ.) Руслан, скажи это слово так, чтобы слышался звук щ.

- Посмотрите на картинки и скажите, какой звук – с или щ – вы слышите в названиях картинок (например: ссова. ).

Читайте также: