Новгородская игрушка народные промыслы

Обновлено: 28.04.2024

Небольшой городок Сольцы известен с XIV века. Он расположен близко к Новгороду и всегда был одним из новгородских посадов. В нём занимались выращиванием льна, а также гончарством, кустарным образом изготавливали кирпичи.

Как говорится «где глина — там и игрушка», и в Сольцах в былые времена делали игрушку в больших количествах и продавали на ярмарках по округе. Говорят, что гончарство известно в Сольцах с XVI века, а игрушки делали в XIX-XX, но потом о них на несколько десятилетий забыли.

Историческая правда и немного вымысла

Нередко бывает, что возрождение утерянного промысла начинается с интереса конкретного человека. Так было и с солецкой игрушкой. Сергей Скирнченко —офицер запаса, которого тянуло к искусству. Он выучился заочно и стал заниматься с детьми лепкой. Сергей — сотрудник местного краеведческого музея и, конечно, хорошо знает историю края.

Однажды один из учеников, мальчик лет восьми, рассказал, что видел солецкую игрушку в музее Санкт-Петербурга. Этот момент можно назвать началом поисков.

Сергей не нашёл игрушки в Петербурге и принялся опрашивать старожилов. Оказалось, что многие помнят такую игрушку и ему даже удалось познакомиться с некоторыми мастерами и поучиться.

Инициаторами проекта «Солецкая глиняная игрушка», последовательно его осуществлявшие в последние годы, были сотрудники местного краеведческого музея, т.е. специалисты. И это очень важно. Особое место среди них занимает один из авторов этого проекта, художник-керамист С. В. Скирченко, который воплотил старые образы новгородской игрушки и снова вернул их к жизни.

— Из письма А. Г. Кулешова, кандидата искусствоведения, научного сотрудника Государственного центра русского фольклора.

В результате бесед со старожилами Сергею удалось выяснить, как выглядела игрушка. Были нарисованы эскизы, и похожесть образов подтверждалась очевидцами. Это были петушки, утицы, барашки. Так же были и городские темы — барышни, солдаты, пары. Такую игрушку называют «комодная».

В послевоенные годы игрушку делали и продавали с целью подработать инвалиды, вернувшиеся с ВОВ 1941-45 гг. Зарабатывали на изготовлении свистулек и женщины.

Игрушки лепили в больших количествах и обжигали в печах, где изготавливался кирпич. Местные старожилы ещё помнят, как выглядела Солецкая глиняная игрушка, выпускавшаяся в 1930-х в цехах разнопромысловой артели инвалидов.

Помимо конкретных игрушек, которые были воссозданы по воспоминаниям, стали создаваться и другие. Так родился «мишка-варяжек», несущий на спине короб-солонку, как символ Новгородской земли и города Сольцы.

Особенности солецких игрушек

На сегодняшний день образ солецкой глиняной игрушки можно назвать сформированным. Специалисты и искусствоведы признали её в качестве восстановленного промысла.

Сюжеты были традиционными: барышни с кудрявыми волосами и зонтом в руках, кавалеры в цилиндрах, солдаты в старинных мундирах, небольшие свистульки, изображавшие птиц, и достаточно крупные в натуральную величину скульптурные изображения снегирей. Были так же и образы крестьянок-водоносок и нянюшек в синих и красных сарафанах с белыми или голубыми в мелкий горошек платками на головах.

Петушки – свистульки с пунцовыми гребнями, выпуклой «колесом» грудью, раскрытыми или сложенными крыльями. «Курочки» имели более скромный наряд –ритмичные синие или чёрные пёрышки-чешуйки по жёлтому фону.

Все игрушки в той или иной форме рассказывали о жизни и быте небольшого поселения, где ещё оставались живы и древние обычаи и заметно влияние проникающей западноевропейской моды. Но уже тогда изготавливали в Сольцах и свои оригинальные игрушки. Как рассказывали старожилы, за местными глиняными свистульками-петушками специально приезжали в Сольцы, сложилось изречение : «в Сольцу за петухами».

Как правило, игрушка должна вмещаться в ладонь, то есть быть не больше 9-12 сантиметров. По воспоминаниям хвост у «петуха» упирался в нос ребёнка во время свиста. Это немаловажно при создании образа и точных форм, определения размера изделия и определения соотношения частей.

Ещё один интересный факт: петухами называли не всех глиняных птиц, а лишь птиц «мужского рода», курицы же именовались пету́шками ( ударение на втором слоге).

К наиболее архаичным по форме относятся изделия Матвея Тимофеевича Тимофеева (1891–1967) скульптурная пластика которых восходит к образцам древней Новгородской игрушки XI-XV веков. Это установлено при анализе форм изделий — тулово птичек каплевидной формы, минимум налепов и декора поверхности.

Сейчас Сергей Владимирович добавил к прежним образам что-то своё. Но ведь так и должно быть в ремесле, мастера всегда отображали окружающую действительность и искали что-то новое. В украшении современной солецкой игрушки есть и от каргопольской, и от других глиняных промыслов.

При этом стилистику её можно считать сформировавшейся. Игрушка из города Сольцы узнаваема и имеет собственные отличия. Конечно, во многом это игрушка авторская, название дано по имени города. Она создана краеведом как память о традиционной народной игрушке Новгородчины, которая реально существовала в прежние века.

В Сольцу за петухами

Петуха можно считать шутливым символом истории Сольцов. Сам городок возник как небольшое поселение Новгородской земли, где большинство населения занималось сельским хозяйством и ремёслами – петухи и куры были в каждом дворе.

Петух — узнаваемый и распространённый образ детских сказок, положительный герой, защитник слабых.

Не раз в истории России на рубеже Сольцов враг получал решительный отпор. Это также служит в пользу «петушка-свистульки», символа истории города.

Солецкий петушок, по воспоминаниям старожилов, окрашивался в жёлтый цвет, а на поверхность поверх фона наносились красные, золотистые и синие веретёнообразные полоски-«перья». Данных о размерах, формах аутентичной Солецкой игрушки и о её точной расцветке в городе Сольцы не сохранилось. Большая часть информации собрана и документирована на основании устных рассказов коренных жителей.

Вторым видом Солецкой глиняной игрушки, которую можно отнести к традиционным, является свистулька «Рыба» — символ водной стихии.

В росписи этой игрушки используются элементы славянской символики: обозначения лучей Солнца в виде ломаной линии, состоящей из треугольников, волнообразных линий с ритмично расположенными в промежутках красными и синими точками, символизирующими лучи света и капли воды.

Комодная кукла

Термин «комодная игрушка» по всей видимости появился тогда, когда в моду вошли фарфоровые статуэтки. Фарфор был дорог, а иметь украшение на комодах хотелось всем, вот и стали местные мастера придумывать различные имитации.

Подобное наблюдается в сергиевской игрушке XIX века, в тульской городской игрушке и других. Было это, видимо, и на новгородчине.

В Сольцах лепили куклу «Шолона». Она и её имя как бы отражают легенду о происхождении названия реки, на которой находится г. Сольцы — Шелонь, по имени жены легендарного князя Словена-основателя Великого Нова города.

В основу «Шолоны» легли форма и описание орнамента женских костюмов Солецкой глиняной игрушки, изображавших «цыганок», «нянюшек», «водоносок», одетых как в сарафаны и платки, так и европейские платья и блузы, с крупной оборкой по краю подола.

Матвей Тимофеевич Тимофеев

Матвей Тимофеевич был мастером на все руки. Он хорошо знал плотницкое дело, умел изготавливать кирпич. Из обрезков глины делал игрушки.

Его внучка Нина Андреевна Сухорукова тоже переняла опыт лепки у деда. С ней посчастливилось пообщаться Сергею Скирченко, и она многому его научила, помогла воссоздать образ солецкой игрушки.


Игрушка присутствовала в жизни человека на протяжении всей истории цивилизации. Ее корни восходят к тем временам, когда кукла была идолом и была окружена магией анимистической культуры.

Археология Новгорода открыла миру деревянные и глиняные игрушки древней Руси, ставшие эталонным источником информации по истории русской культуры и искусства Х – ХV вв.

Детские игрушки древнего Новгорода представлены в образах коников, птиц и кукол. Среди находок есть примитивные, максимально обобщенные и упрощенные, а есть сделанные с профессиональным мастерством и высоким художественным вкусом.

Коллекция деревянных коников представлена тремя разными видами: плоскими профильными фигурами, объемными фигурами и фигурами вздыбленно стоящих укороченных коней. Среди них имеются фигурки «стояны» с плоским основанием и каталки на колесиках.


Коллекция глиняных игрушек состоит из лошадок, собачек, медведей и уточек, покрытых зеленой поливой. Часть из них относится к звучащим игрушкам – это погремушки и свистульки.

Подобные формы игрушек встречаются в последующих веках. Абсолютно такие же игрушки начала ХХ века имеются в собраниях ведущих музеев страны. Это свидетельствует о том, что новгородские игровые традиции выходят за границы Новгородчины и обнаруживают связь с севером и востоком России, что придает им особую значимость в становлении русской культуры в целом.

Народную игрушку стали собирать и изучать довольно поздно – во второй половине ХIХ века. Именно в это время, под влиянием идей народничества, предметы быта стали рассматривать не только как вещи материальной культуры, но и как явления художественного творчества.

Первыми собирателями были представители русской интеллигенции – историки, художники, реставраторы, актеры. Формируя свои частные собрания, они ездили по разным областям, приобретая народную игрушку непосредственно у мастеров или продавцов на ярмарках и базарах.


На Новгородчине ярмарками славились Старая Русса и Крестцы. Никитская ярмарка в Крестцах продолжалась около двух недель, почти до Покрова. В первой трети ХХ века на соборной площади стояли ряды, где торговали игрушками, в том числе и китайцы. В Старой Руссе на Крещенской и Петровской ярмарках детвора толпилась у ларьков и палаток с игрушками. Среди игрушек: «Петрушка», имевший вид молодого клоуна, деревянные куклы-кормилицы в сарафанах, расписные лошадки, баранчики с рожками.

Современная новгородская игрушка продолжает сложившиеся художественные традиции. Игрушка по-прежнему содержит в себе множество функций: как забава для детей, средство их воспитания, подарок и обрядовый культовый символ. Ее сегодняшнее предназначение обусловлено потребностями современной моды и новыми явлениями быта.

Настоящую новгородскую игрушку можно увидеть и приобрести лишь на традиционных районных ярмарках и в лавках при домах народного творчества.


Экспозиция новгородских народных промыслов была одной из лучших на выставке "Ладья - 2009".

На имя губернатора области Сергея Митина пришло письмо от председателя Правления Ассоциации «Народные художественные промыслы России» Г.А.Дрожжина, в котором выражается благодарность за поддержку в организации участия новгородских умельцев в VIII Выставке-ярмарке «Ладья – 2009», которая прошла в Москве в декабре 2009 года.

В письме, в частности, говорится: «Благодаря Вашей поддержке, одной из лучших экспозиций Выставки стала единая экспозиция художественных промыслов Новгородской области, организатором которой выступили Администрация области и ГУК «Новгородский областной Дом народного творчества». В экспозиции были представлены коллекции изделий, созданные мастерами и художниками ООО «Новгородский завод металлоизделий «Олевс», ОАО «Крестецкая строчка» (п. Крестцы) и др.

Правление Ассоциации хотело бы поблагодарить директора ГУК «Новгородский областной Дом народного творчества» А.А.Помельникову и Л.А.Ильину за большую работу по организации единой экспозиции промыслов региона, отражающей весь культурный ресурс народных традиций Новгородской земли».

Выставка- ярмарка является одним из факторов вывода промыслов из кризисного состояния. В VIII Выставке приняло участие более 900 предприятий и организаций промыслов из 60 регионов России, а также 23 учебных заведения, ведущих подготовку кадров для предприятий промыслов.

Выставка – ярмарка «Ладья» за восемь лет существования стала крупнейшим в стране мероприятием, представляющим российское народное искусство. «Ладья» - единственная в России Выставка – ярмарка, где столь широко представлены традиционные российские промыслы. Большое значение выставки подтверждается тем, что в адрес ее участников пришли поздравления от Президента России Дмитрия Медведева, заместителя Председателя Правительства России Александра Жукова, Министра культуры России Александра Авдеева, Министра промышленности и торговли России Виктора Христенко, Министра сельского хозяйства России Елены Скрынник, мэра Москвы Юрия Лужкова.

Следующая Выставка-ярмарка пройдет в Центральном выставочном комплексе «Экспоцентр» с 8 по 12 декабря 2010 года.


Добрый день, всем жителям Бейбиков!
Поздравляю с наступающими новогодними праздниками и приглашаю в гости!
Предновогодние хлопоты всегда заставляют нас побегать по магазинам и елочным базарам больше обычного, в поисках разных подарков для знакомых и близких! Наряжаем ёлочку, достаем любимые игрушки… и дорогие сердцу старинные, и новые! В ёлочных игрушках всегда помещается и праздник, и воспоминания о самом любимом празднике с детства.

«АРИЕЛЬ» — фабрика ёлочных игрушек в Нижнем Новгороде приглашает всех в гости!


(информация с интернета)
Производство стеклянных елочных игрушек в Нижнем Новгороде началось с 1936 года, когда была организована Горьковская промыслово-кооперативная артель «Детская игрушка». В ее состав входил стеклодувно-художественный цех по изготовлению елочных игрушек.
В 1946 году предприятие вошло в Союз промысловых артелей, производящих изделия художественной направленности, и получило статус предприятия художественных промыслов Горьковской области.

Путь к сегодняшнему дню нижегородской елочной игрушки был непростой. Она пережила годы военного лихолетья 1941–1945 годов, включившись в решение общих задач помощи фронту, когда наряду с игрушками стеклодувы выдували медицинские приборы и лабораторную посуду. Напряженный труд игрушечников военного времени заложил серьезный фундамент дальнейшего развития художественной промысловой, а затем фабричной игрушки.
В годы перестройки после распада СССР мастерам-стеклодувам и художникам пришлось учиться работать в новых экономических условиях. Требовалась другая конкурентно-способная игрушка.
В 1996 году началась новая история производства елочных украшений в Нижнем Новгороде. На «Фабрике стеклянных елочных украшений «Ариель» закладываются основы будущей уникальной школы художественной росписи украшений из стекла, которая спустя несколько лет принесет мировую славу нижегородским мастерам. Коллектив фабрики не только быстро освоил технические особенности трудоемкого стеклодувного производства, но и сделал решительный шаг в обновлении художественного репертуара (ассортимента изделий). Наряду с традиционным декоративным раскрашиванием игрушек, возникло новое направление – тематическая роспись по стеклу.













С годами накапливались новые выразительные средства, появились серии шаров, ставшие коллекционными. К ним относится серия шаров «Московский Метрополитен», выполненная к 75-летию Московского метрополитена,


шары и подсвечники «Маленький принц» с использованием авторских рисунков, серия «Зимние акварели» и многие другие коллекции.








Однако, основная масса продукции предназначена для убранства новогодней елки. Это стеклянные фигурки, формы для которых разрабатываются мастерами фабрики. У каждого игрушечного персонажа свой характер – горделивая купчиха с самоваром, добродушный царь, задорная плясунья, серьезный охотник и довольный уловом рыбак. Русский стиль елочных игрушек фабрики «Ариель» делает их узнаваемыми и любимыми среди взрослых и детей.






















Серия Игрушки с кракелюром


Пряничная серия





Серия «Животные»

Зимние акварели — шары и подсвечники



Кружева и морозные узоры

Вышивка крестом

Любимые мишки и символ года «Собака»



В 2013 году на фабрике «Ариель» был открыт «Дом елочной игрушки», в котором расположены музей начала 20 века до современных изделий, в котором периодически проходят тематические выставки, а также магазин игрушки, зона, где проводятся мастер-классы по росписи шаров и игрушек.














Благодарю всех за внимание и желаю самого наилучшего в наступающем Новом году! Пусть исполняются самые сокровенные желания и год принесет только СЧАСТЬЕ.

РЕМЕСЛЕННЫЙ ОНЛАЙН-ФЕСТИВАЛЬ 31/07/2020

31 июля в прямом эфире прошел Ремесленный онлайн-фестиваль, который ознаменовал ОТКРЫТИЕ РЕМЕСЛЕННОЙ СЛОБОДЫ в Великом Новгороде!

Игорь Фомин

А так же каждый день для вас:
Игры и анимация, ремесленный квест, аквагрим и фотозона!

Занятие по душе у нас найдёт для себя и стар и млад!

Режим работы:
Закрыто до весны

Находимся на территории уличного театра "Садко"

ОТЗЫВЫ

Уличный театр САДКО



РЕМЕСЛЕННАЯ СЛОБОДА | Великий Новгород

РЕМЕСЛЕННАЯ СЛОБОДА | Великий Новгород запись закреплена

Итоги проекта «Профориентационная программа „Истоки хлеба насущного“», реализованного АНО «Любава» совместно с Музеем каменных жерновов, при поддержке Фонда Президентских грантов

РЕМЕСЛЕННАЯ СЛОБОДА | Великий Новгород

РЕМЕСЛЕННАЯ СЛОБОДА | Великий Новгород запись закреплена
Уличный театр "Садко" | Великий Новгород

🎉

Настал долгожданный момент!

Уличный театр «Садко» начинает новый сезон 2022 года!
Теперь в новом месте — на Летней эстраде Кремлевского парка! В самом сердце города, в фантастической атмосфере древнего Новгорода у стен Кремля.
Показать полностью.

🎭

В течение сезона Вас ждут звездные концерты, бесподобные фестивали, ремесленные мастер-классы, театральные постановки и детские анимационные программы, а также — полюбившееся нашим гостям — легендарное Шоу «Фолк-Рок Мюзикл «Садко» — лучшее театрализованное представление в России по мнению Национальной премии Russian Travel Awards.
Подпишитесь на нашу группу, сделайте репост, порекомендуйте ее друзьям и следите за новостями! Сезон 2022 обещает быть захватывающим!

🔥

Насыщенная программа открытия на 3 дня с 10 по 12 июня:

Читайте также: