Новогодние игрушки в японском стиле

Обновлено: 14.05.2024

Шары кимекоми делаются достаточно просто и уже завоевали популярность у многих рукодельников.

Кимекоми - kimekomi - техника создания игрушек, которая пришла к нам из Японии. Её название состоит из двух слов: kime - деревянная грань, komi - заправлять.

Суть техники кимекоми - декорирование деревянной (или пенопластовой, как в нашем случае) основы с помощью ткани, края которой заправляются в прорези на поверхности изделия. В Японии в этой технике создаются очень красивые интерьерные куклы, которые являются предметами коллекционирования.

Этот мастер-класс по изготовлению шариков-кимекоми предоставила для размещения Татьяна Lando . В нем она показывает, как можно декорировать пенопластовые шары в этой технике и сделать красивые и уникальные новогодние шары своими руками.

Ниже мы рассмотрим подробно следующие этапы:

Необходимые материалы

Для работы вам потребуются:

  • Пенопластовые шары различных диаметров – это основы нашей новогодней игрушки.
  • Острый макетный нож (нож - скальпель для рукоделия) – им мы будем делать прорези в шарике. Нож-скальпель для рукоделия обычно устроен по принципу цангового карандаша. Ручка сделана из металла, а лезвие формой, как у скальпеля и надёжно зажимается специальным устройством (винтовым креплением). Такой нож острее простого макетного и работать им удобнее. Ножом-скальпелем можно резать прочные, твёрдые материалы или же выполнять очень тонкие работы (вырезать узоры по бумаге). Нож-скальпель, как правило, дороже макетного, но служит дольше за счёт прочности корпуса и качества лезвия, которое можно заменить (обычно в комплекте идет несколько лезвий).
  • Бумага – из нее делаем лекала (выкройки) деталей, а потом переносим их на ткань. При построении выкройки обязательно учтите "припуск на шов", минимум полсантиметра. Именно эти полсантиметра и будут заправляться в прорези.
  • Понравившаяся ткань, которая составит нужный рисунок. Ткань не должна быть толстой, иначе ее будет сложно вставлять в прорези и желательно не сыпучая. Если край сыплется, то его лучше обработать зажигалкой.
  • Декоративная тесьма или шнур для отделки.
  • Гибкая лента-сантиметр – нужна для того, чтобы разметить наш шарик, а «детальки» получились ровные и одинаковые.
  • Линейка или лекало.
  • Шариковая ручка или карандаш. Мне, например, удобнее работать ручкой для разметки шарика под чистовую, ручка оставляет меньше продавленных следов. Если работаете карандашом, то он должен быть очень мягким, чтобы не продавливать основу, иначе при ошибке останутся ненужные линии. Минус ручки – неверно нанесенную линию не стереть.

ВАЖНО: чем плотнее, мельче и крепче на ощупь гранулы пенопласта, из которых «слеплен» елочный шар – тем легче будет с ним работать, пенопласт будет меньше рваться и лучше резаться. Плотность лучше проверить сразу в магазине, перед тем, как купить шар-основу. Если пенопласт будет рыхлым и мягким – от покупки лучше отказаться, как бы вам ни хотелось скорее начать работу. Итак, шарик выбран, материалы для работы приготовлены.

Начало работы. Нанесение разметки на шар

Начало работы. Нам нужно нанести на выбранный шар рисунок. Для этого используйте линейку, лекало или же гибкий сантиметр. На каждом шаре есть насечки, показывающие середину и верх/низ. Используйте их и рисунок получится ровным и симметричным (если это нужно).

Разметка пенопластового шара для создания шариков кимекоми

Нанеся разметку, убедитесь, что это то, что нужно и только потом беритесь за макетный нож. теперь наша задача аккуратно по линиям нанести разрезы. Даже если вы выбрали нож-скальпель с тонким и очень острым лезвием, прорезать пенопласт стоит медленно и осторожно, чтобы не выдернуть крупинки и не испортить линию. Пройдитесь по линии два-три раза, чтобы слегка замять пенопласт.

Разметка пенопластового шара для создания шариков кимекоми

Обтягивание шара-кимекоми тканью

Сделав разрезы по рисунку, начинаем заправлять ткань, выбранную для данной детали, в эти прорези. Удобно это делать тем же макетником, только не острой стороной лезвия, а другой, не заточенной. Обычно, ткань, если она не слишком толстая, без труда вставляется. Заправлять нужно равномерно со всех сторон, чтобы ткань плотно обтянула пенопластовую основу. Поверхность пенопластового шара перед обтяжкой можно смазать клеем (лучше использовать клей-карандаш), чтобы лучше фиксировать ткань.

Заправляем ткань в прорези на шаре макетным ножом
Заправляем ткань в прорези на шаре тупой стороной лезвия макетного ножа

Для того, чтобы не перепутать рисунок, я размечаю шарик какими-то символами (крестики/нолики/плюсики/палочки и т.п.) чтобы точно знать, на какое место какого цвета лоскуток поместить. Иначе можно запутаться в деталях и разместить лоскуток не на своем месте, нарушив рисунок.

Заправляем ткань в прорези на шаре тупой стороной лезвия макетного ножа

А вытаскивая неверно заправленный лоскуток, можно повредить основу и испортить тканевую деталь. Когда на шаре размещены все детали одного цвета, например, можно начинать вставлять точно так же другие, следую разметке.

Заправляем ткань в прорези на шаре тупой стороной лезвия макетного ножа

Украшение шара кимекоми

Когда все детали размещены на своих местах, приступаем к украшению нашего шарика. В данном случае использована металлизированная золотистая тесьма. Вставляем ее так же аккуратно и осторожно, чтобы не повредить ножом, в прорези, составляющие рисунок. Старайтесь прокладывать рисунок тесьмой так, чтобы у вас было как можно меньше кусочков, чтобы не приходилось резать тесьму. Но если все-таки так случилось, не забудьте закрепить края разреза, чтобы тесьма не осыпалась и спрятать в прорезь такой хвостик.

Заправляем ткань в прорези на шаре тупой стороной лезвия макетного ножа

Оформление петли-крепления

Заканчивая работу над шариком, нам осталось только вдеть нить или тесемку, на которой шарик будет висеть. Для этого можно отмерить нужный размер тесьмы (с учетом высоты шара и длины, на которой он будет висеть) и завязать кончики узелком.

Заправляем ткань в прорези на шаре тупой стороной лезвия макетного ножа

Протащив через шар обычный вязальный крючок, зацепить ленточку за верх и втянуть ее в шарик. Только не усердствуйте, иначе ее можно протащить насквозь, тем самым сделав канал в шаре слишком большим или вообще повредить его. Закрыть низ шарика можно, например, мебельной кнопкой, посадив ее на клей.

Схемы кимекоми, шаблоны разметок

Существует множество узоров для шаров кимекоми кроме того, что описан в мастер-классе. Ниже я выкладываю схемы кимекоми для разметки шаров, которые делаю я. Надеюсь, они вам пригодятся.

Схема 1

Вариант разметки шара кимекоми

Вариант шарика с ромбами по середине, вдоль "экватора". По линии, делящей шар ровно пополам, так называемому "экватору", делим шар на 6 равных частей, ставим "засечки", проводим линии от верхнего центра к нижнему через поставленные "засечки", делим шар на 6 равных частей. Потом каждую секцию снова делим пополам, а на проведенных вертикальных линиях откладываем по 2см от экватора вверх и вниз. Поставленные метки соединяем диагональными линиями. Только после этого всю сделанную разметку прорезаем макетным ножом.

Чтобы нарезать ткань под получившуюся разметку, надо перенести её на бумагу и получить шаблон для вырезания. Я выкладываю скан своего готового шаблона для шара 60мм. Если ваши шарики другого размера, вам придется адаптировать эти шаблоны под размер ваших шариков.

Пример разметки на шаре

Схема 2

Вариант разметки шара кимекоми

Вариант двухцветного шарика с узором, напоминающим шестиконечную звезду. Эта разметка тоже делается на основе деления шарика на шесть равных долей. По линии, делящей шар ровно пополам, так называемому "экватору", делим шар на 6 равных частей, ставим "засечки", проводим линии от верхнего центра к нижнему через поставленные "засечки", делим шар на 6 равных частей. Потом каждую секцию снова делим пополам, и от поставленных меток откладываем вверх 1,5см. В отличие от предыдущего варианта - в данном случае делаем эти метки только по одной стороне от "экватора", и потом соединяем диагоналями с экватором. Получается зигзаг по одной стороне от "экватора". Поставленные метки соединяем диагональными линиями. Только после этого всю сделанную разметку прорезаем макетным ножом.

Примеры бумажных шаблонов на шарик 60мм (повторюсь - шаблоны без припусков!).

Пример разметки на шаре

Схема 3

Вариант разметки шара кимекоми

Вариант "полосатого" шарика. Эта разметка делается на основе деления шарика на четыре равных части. По линии, делящей шар ровно пополам, так называемому "экватору", делим шар на 4 равных части, ставим "засечки", проводим линии от верхнего центра к нижнему через поставленные "засечки", делим шар на 4 равных части. Потом две секциии, расположенные напротив друг друга, делим на три равные части, и опять проводим линии от верхнего центра к нижнему через них. Получаются две большие "дольки" по одной четверти, и две дольки полосатые. После разметки шара как обычно, прорезаем по линиям макетным ножом.

Примеры бумажных шаблонов для нарезки ткани.

Пример разметки на шаре

Пример готовых шариков-кимекоми

Серебряные шарики кимекоми в ящичке

Украсить пенопластовые шары можно не только тканью и тесьмой, но и лентами, бисером, пайетками и всем, на что у вас хватит фантазии!

Больше идей по созданию елочных игрушек смотрите в моём обзоре "Новогодние шары своими руками".

Техника Кимекоми возникла в Японии, и традиционно использовалась для создания деверянных кукол. На корпусе куклы делались специальные надрезы, куда затем заправлялись края ткани (в переводе с японского киме — деревянная грань, комизаправлять). Меня эта техника привлекла своей оригинальностью и лёгкостью исполнения. Только для создания ёлочных шаров я использую пенопластовые заготовки, так как с ними проще работать чем с деревянными.

Хочу сразу оговориться, что не претендую на оригинальность идеи, так как сама училась на подобных мастер-классах, найденных в сети. Просто хочу показать всем интересующимся свой вариант создания ёлочных игрушек в этой технике.

Вам понадобиться:

Елочные шары в технике кимекоми, фото № 1

- пенопластовая заготовка (у меня 3 см в диаметре)

- два отреза ткани (у меня это хлопок)

- лента атласная (у меня 3 мм в ширину)

- пинцет, цыганская игла, спица или что-то подобное (понадобиться для заправки ткани)

- розетка для бусин

1. Размечаем шар. При помощи сантиметровой ленты находим на шаре противоположные точки (полюса) и отмечаем их. Затем между точками находим середину (экватор). Экватор делим на 8 равных частей, ставим точки. Затем от полюсов до точек на экваторе четрим кривые линии в одном и том же направлении. Должно получиться как на фото:

Елочные шары в технике кимекоми, фото № 2

Елочные шары в технике кимекоми, фото № 4

2. Делаем надрезы. Канцелярским ножом делаем неглубокие надрезы по начерченым линиям.

Елочные шары в технике кимекоми, фото № 5

3. Все свои шарики я вешаю на атласные узкие ленточки, для крепления которых я делаю в шаре дырочку при помощи тонкой длинной иглы для кукол от полюса к полюсу. Иглу пока вытаскиваем.

Елочные шары в технике кимекоми, фото № 6

(Мне такой способ крепления ленты кажеться более надежным, чем просто прикалывания банта на булавке. Но если вы делаете шары вместе с детьми, то просто прикрепите бант и ленту на клей или булавку.)

4. Режим ткань. Для шарика диаметром 3 см необходимо 8 полосок ткани 7х3 см

Елочные шары в технике кимекоми, фото № 7

5. Начинаем обклеивать наш шарик тканью. Для этого мы наносим клей-карандаш на один из сегментов (не злоупотребляйте с клеем, он может проявиться сквозь ткань!). Затем прикладываем ткань (слегка по кривой, так как сегмент неровный) и начинаем пинцетом (иглий, спицей) заправлять ткань в прорези от канцелярского ножа. Излишки ткани срезаем. Таким образом сегмент за сегментом, чередуя цвета, обклеиваем весь шар.

Елочные шары в технике кимекоми, фото № 8
Елочные шары в технике кимекоми, фото № 9
Елочные шары в технике кимекоми, фото № 10

Елочные шары в технике кимекоми, фото № 11
Елочные шары в технике кимекоми, фото № 12

6. Крепим ленту. Снова протыкаем шар иглой, в ушко иглы вставляем концы ленты (длина ленты 35-40 см) и протягиваем её через шар. Завязывает узелок на ленте и обжигаем его чтобы не распускался.

Елочные шары в технике кимекоми, фото № 13
Елочные шары в технике кимекоми, фото № 14

7. Декорируем швы. Иголкой наносим клей-карандаш в углубления между сегментами. Берем декоративный шнур, прикладываем его в месте нанесения клея, концы прячем пинцетом в шаре.

Елочные шары в технике кимекоми, фото № 15
Елочные шары в технике кимекоми, фото № 16

Елочные шары в технике кимекоми, фото № 17
Елочные шары в технике кимекоми, фото № 18

8. Последний штрих! Нанизываем на ленту розетку для бусин и вешаем шар на ёлку!!

Елочные шары в технике кимекоми, фото № 19

Надеюсь, что кому-то будет полезным мой МК! Творческих вам успехов и счастливого Нового Года!

P.S.: это мой первый мастер-класс, не судите строго =)

Подобные МК уже есть в сети, но всё же просьба при опубликации на сторонних сайтах, указавайте ссылку на автора.

Мировую культуру пополнил не один десяток изобретений восточных мудрецов. На какой стадии развития находилось бы человечество если бы в свое время в Китае не изобрели бумагу, компас, порох, книгопечатание? Как бы выглядел мир спорта без таких популярных видов японской борьбы как дзюдо и карате?


Япония подарила миру и несколько оригинальных видов рукоделия. Всем известно, как оформлять различные сувениры-оригами, но в стране восходящего солнца не менее популярна техника кимекоми, которую традиционно используют при изготовлении кукол.


В принципе кимекоми является вариантом оформления уже почти готовой вещицы, когда в специальные отверстия вставляется ткань.


Содержимое обзора

Материалы для создания кимекоми

На фотографиях кимекоми отчетливо видно, что за пределами Японии для изготовления различных поделок чаще всего используются на деревянные, а пенопластовые заготовки. Они легче, лучше поддаются обработке и с ними намного проще работать.


Особенно часто используют пенопласт при оформлении елочных украшений. Кроме основы из пенопласта необходимо подготовить:

  • Кусочки ткани разных цветов;
  • Карандаш и канцелярский нож;
  • Толстую иглу и клей.


Шарики на новогоднюю елку

  1. Вначале следует отметить две точки, находящиеся на противоположных сторонах шарика.
  2. Следующее действие – намечаем середину шарика, своеобразный экватор.
  3. Средняя линия разделается на равные части и также отмечается точками.
  4. От одного «полюса» заготовки через «экватор» проводим линии до противоположной точки.
  5. Все точки пересечения линий необходимо слегка разрезать ножом, а потом расширить толстой иголкой.
  6. Заготовку смазать клеем, но не очень густо, чтобы клей не проступал сквозь ткань.
  7. Разноцветные кусочки наклеить на шар, а излишки осторожно заткнуть в имеющиеся отверстия.
  8. Когда весь шар приобретет праздничный вид, от одного крайнего отверстия до другого следует провести либо нарядный шнурок, либо ленту.

Шар, изготовленный в технике кимекоми готов занять место на новогодней елке.







Оранжевый крокодил

Мало что изменилось с тех пор, как, покорившие сердца миллионов зрителей, персонажи кинофильма «Мимино» говорили о том, что ни в Москве, ни в Ереване, ни в Тбилиси нельзя найти в магазине зеленого крокодила.



Чтобы невзрачную магазинную собачку превратить в очаровательное создание необходимо будет:

  • Сделать несколько надрезов на ушках игрушки;
  • Те же действия провести на теле песика, над глазами и на хвосте;
  • Подобрать кусочки подходящей по цвету ткани чуть большие по размеру, чем заполняемое пространство;
  • Отрезать излишки материи;
  • Осторожно завести в разрезы ткань.


Если заготовкой служила мягкая игрушка, следует капнуть несколько капель клея в отверстия, чтобы максимально закрепить украшения на нужных местах.


Котята, совята, зайчата

Весь процесс изготовления можно взять в свои руки и из пластинок пенопласта и ваты изготовить фигурку какой-нибудь забавной зверушки.


К традиционным для техники кимекоми материалам придется добавить бусинки или бисер, которые пойдут на изготовление глаз.


Во всемирной паутине не проблема найти картинки, с изображением различных зверушек, изготовленных в технике кимекоми.













На первый взгляд выполнить их легко, но это далеко не так. Вначале следует изготовить каркас будущей игрушки, скажем зайчика. Следует учесть, что потребуется изготовить:

  • Тело;
  • Голову;
  • Конечности зверька.


  1. Начинать работу надо с самой крупной части – тела зайчонка. Отдельные детали каркаса рекомендуется скреплять между собой скотчем.
  2. Внутренность тела полой фигурки следует заполнить ватой (либо любым другим мягким материалом), чтобы она не потеряла объемную форму.
  3. Затем карандашом намечаются места надрезов. За основу лучше всего брать контуры костюма зверька.
  4. Последним действием с телом зайчонка станет нанесение клея, прикладывание кусочков ткани и заправка излишков в прорези.
  5. Конечности и головку зайчонка следует изготовить из ваты, согласно намеченному образу.
  6. Глазки зайчика изготовляются из бусинок. Это придаст необходимый объем всему изделию.


Пасхальные яйца

Традиция красить яйца в разные цвета, и украшать их самыми изысканными способами на светлый праздник Пасхи, живет уже не одно столетие.


Кроме традиционного окрашивания можно очень оригинально оформить яйца в технике кимекоми. И в этом случае лучше сделать это не с деревянной, а с пластмассовой или пенопластовой заготовкой.


Для работы потребуются:

  • Сантиметр;
  • Фломастер;
  • Нож;
  • Кусочки разноцветной ткани.











На первом этапе необходимо нанести точки в диаметрально противоположных сторонах. Затем:

  1. Сантиметр прикладываем к нанесенным точкам и проводим соединительную линию.
  2. Проводим несколько подобных линий по всей площади заготовки.
  3. С верхней части «яйца» отмеряем пять, а с нижней четыре сантиметра по каждой из линий и ставим точки.
  4. Намеченные точки соединяем между собой и получаем своеобразный узор.
  5. Линии прорезаем острым ножом (не очень глубоко).
  6. Подготовленную ткань нарезаем на кусочки чуть большего размера, чем части узора.
  7. Кусочки прикладываются, отрезается лишняя материя, а остальная часть осторожно заправляются в прорези.
  8. Таким образом «заполняются» узоры по всей площади «яйца».

Остается прикрепить бантик или красивый шнурок и эффектное пасхальное яйцо готово!


Родственная техника

В конце 80-ых годов прошлого века в Японии появилась еще одна разновидность любительского искусства кинусайга – очень напоминающая технику кимекоми.


Сам процесс основан на прикладывании и закреплении лоскутков ткани. Основное отличие – создается плоское изображение, а не объемное, как в технике кимекоми.










А самое интересное, что заставило рукодельницу из страны восходящего солнца Маэно Такаши изобрести новый вид прикладного искусства – это желание придать новую жизнь старому кимоно. Японцы придают большое значение повторному использованию вещей и считают, зачем их просто выбрасывать в мусорное ведро, когда можно создать нечто новое?


Так вот, в этом виде рукоделия сперва делается набросок рисунка на бумаге, затем каждый фрагмент раскрашивается необходимый цвет. Следующий этап – пронумеровываются все элементы картины, и их контуры наносятся на деревянную или пенопластовую доску.


Все остальное так же, как в технике кимекоми – прорезаются бороздки в которые, и заправляются лоскутки ткани, отрезанные от кимоно.

  • ОткрыткиПерерожденный каталог открыток на все случаи жизни
  • Редактор изображенийОналайновый редактор изображений с возможностью загрузки с вашего компьютера или из Интернет. По функциональным возможностям близок к Adobe Photoshop
  • Я - фотографПлагин для публикации фотографий в дневнике пользователя. Минимальные системные требования: Internet Explorer 6, Fire Fox 1.5, Opera 9.5, Safari 3.1.1 со включенным JavaScript. Возможно это будет рабо
  • Кнопки рейтинга «Яндекс.блоги»Добавляет кнопки рейтинга яндекса в профиль. Плюс еще скоро появятся графики изменения рейтинга за месяц

-Музыка

-Поиск по дневнику

-Статистика

2d83b971e81a0b2cbd632a4cde68382e (430x574, 121Kb)

Материал подготовила - Татьяна Тимофеева

Немного истории:
Наряжать елку придумали еще в средневековой Европе. Изначально на ней можно было увидеть в основном яблоки и вафли. Первое украшение символизировало запретный плод, сорванной Евой. Второе – хлебцы, которые даются во время причастия. На ветвях укреплялись свечи, как символ ангельской чистоты. Со временем люди стали разнообразнее подходить к украшению Новогоднего или Рождественского дерева. Считается, что первые елочные шары придумали в Европе, а точнее в Германии в первой половине XVII века.

Кстати, одно из преданий гласит, что причиной появления стеклянных игрушек является неурожай яблок в Германии в 1848 году. Тогда вместо обычных плодов были сделаны стеклянные «яблоки». К удивлению, их очень быстро распродали. Это и положило начало производству украшений к празднику.

В России моду на украшение ели ввел Петр Первые. Впрочем, прижилась она не сразу, став популярной только при Николае Первом, чья жена была из Пруссии, где так любили рождественские елки. Кстати, именно при ней елка становится не просто модной, но обязательной.

Стеклянные елочные игрушки также приходят в Россию из Европы. Интересно, что до 1900 года елки украшались так, что на них буквально не оставалось свободного места, и лишь в начале ХХ века появилась мода на минимализм.

Были времена в Российской Империи и когда елка была запрещена – к примеру, в 1916 Священный синод охарактеризовал ее как «немецкий обычай» и запретил. Немудрено, шла Первая мировая война, в которой врагами России были немцы. После революции в 1918 году Советская власть также запрещала елку. Впрочем, длилось это относительно недолго – уже в 30-е годы елка вновь вернулась на свое законное праздничное место.

28 декабря 1935 года выходит газета «Правда», в которой провозглашалось: «Давайте организуем к Новому году детям хорошую елку!». С тех пор в Советском Союзе ёлки наряжались, но не к Рождеству, а к Новому году.

Постепенно изменились ёлочные игрушки. Так Вифлеемскую звезду на верхушке ёлки заменяет красная пятиконечная звезда, а ангелочков – фигурки красноармейцев и пионеров.

В годы Великой Отечественной войны ёлку украшали игрушками, сделанными из подручных материалов. Химическая колба играла роль звезды для елки, а самыми популярными игрушками военных лет были парашютисты. Ко всем ёлочным игрушкам, невзирая на персонаж, привязывали кусочки ткани и получался парашютист.

Советские игрушки на прищепках


В Швеции самыми популярными и традиционными елочными игрушками являются игрушки из соломы.
Красиво и безопасно, что так важно для дома, где есть малыш. Соломенный шар конечно не разобьется и не поранит, зато находчивый малыш может попробовать его съесть.

Пробуждение сознания или деградация в электронной матрице? Нет ничего сильнее идеи, время к.

Десятка полезных сладостей: 1. Черный шоколад. Придется забыть об удивительном.

Учимся продавать ручную работу. Создание сайта Итак, приступим.. В предыдущих постах мы с .

Учимся продавать ручную работу. Как продавать свои поделки? Один из лучших вариантов на сегодн.

-Поиск по дневнику

Традиционные игрушки народов Японии


Кукла - одна из самых настоятельных потребностей и вместе с тем воплощение одного из самых очаровательных инстинктов"
В. Гюго "Отверженные"

Традиционные игрушки народов Японии

Для изготовления игрушек в Японии использовались следующие материалы:
- глина
- фарфор
- папье-маше
- дерево
- камень
- бумага
- керамика
- бамбук
- ткань
- кость
- цветы.

Существует много разных вариантов Манэкинэко (фигурка в виде кошки) , выполненных из глины и фарфора, папье-маше и дерева, сохранились даже старые каменные образцы. Имеются четыре особо значимых элемента: поднятая лапа, нагрудник, цвет и монета.

Традиционные игрушки народов Японии

Бумажная кукла, получившая название "анэ-сама" ("старшая сестра").
"анэ-сама" не имеет лица, что придает ей определенное своеобразие, и, по
мнению некоторых, благодаря этому основное внимание уделяется костюму и
прическе. Есть и другие варианты "анэ-сама", в том числе и с лицами.
Из деревянных игрушек знаменитыми являются изображения японских девочек — куколки кокэси. Эта тонкая изящная куколка немного напоминает нашу матрешку, также изображающую девочку.

Традиционные игрушки народов Японии

К ику-нингё (хризантемовые куклы) выставляют на праздниках цветов, украшают ими витрины и стенды. Для создания куклы из хризантем подбираются растения с небольшими цветками и длинными, гибкими стеблями. Чтобы цветы как можно дольше сохраняли свежесть и красоту, их не срезают, а выкапывают с корнями, очищают от земли и лишних листьев и бережно заворачивают корни во влажный мох.
Поскольку традиционный костюм японца не имел карманов, все необходимые предметы (трубку, кисет, коробочку) носили на поясе. Предметы крепили к поясу с помощью брелков в виде маленькой фигурки животного, человечка, божка. Постепенно искусство изготовления маленьких скульптурок стало самостоятельным. Такие фигурки называются нэцкэ , вырезают их из камня, кости, твердых пород дерева.

По назначению японские игрушки можно классифицировать следующим образом:
- ритуально-магические
- декоративные (для любования)
- театральные
- игровые.

В японских семьях часто изготавливают куклу хоко.
К бамбуковому кресту приспосабливают тряпичный шар «головы», а на обмотанную тряпьем крестовину надевают что-то из детской одежды. Считается, что таким образом можно обмануть дьявола, который попытается навредить ребенку, и подсунуть ему тряпичную копию Лучшим средством для ежегодного расставания с грехами и несбывшимися надеждами служит похожая на русскую неваляшку кукла Дарума. Их традиционно изготавливают в огромных количествах к Новому году в виде некоего обобщенного образа буддийского святого Бодхидхармы (или проще — Дарумы) из дерева или папье-маше с пустыми глазницами. Загадывая желание на будущий год, человек прорисовывает тушью в одной глазнице куклы точку (открывает глаз). Если желаемое сбудется, кукла будет вознаграждена открытием второго глаза, после чего ей найдется место в семейном алтаре. А если Дарума не сможет или не захочет выполнить просьбу, на следующий Новый год его ждет костер на территории ближайшего храма.

Традиционные игрушки народов Японии

К укла госе — очаровательные фигурки обнаженных малышей до 2-х лет. Эта кукла считалась обязательным подарком новорожденному и была своеобразным талисманом, охраняя ребенка до 15 лет.

Традиционные игрушки народов Японии

Известны куклы кокэси. .Их вырезают из деревянных чурбачков, раскрашивая затем в традиционные для данной местности цвета. У каждой деревни, у каждой мастерской существуют свои традиции в росписи кокэси. Поэтому желающему собрать полную коллекцию этих кукол предстоит немало трудов и расходов, ведь купить эти игрушки можно только на месте их производства. Между тем кокэси изначально изготовлялись для утешения женщин как память о невыношенном или умершем в раннем детстве ребенке.

Традиционные игрушки народов Японии

Прежде всего, к дорогим сувенирам следует отнести госё нингё (дворцовые куклы). Как правило, это были изображения голых толстощеких младенцев-крепышей. Их считали символом мужского плодородия. Изготавливали куклы из дерева или глины, а затем покрывали составом, в который входил порошок из мелко молотых устричных раковин. Такое покрытие обеспечивало молочную белизну кукол. Госё нингё считались лучшим подарком, который император мог преподнести своему придворному или куртизанке. Подобные куклы могли стать настоящим семейным сокровищем.

Традиционные игрушки народов Японии

Кукла для любования Ояма в «платье в 12 слоев». Для наряда этой куклы нужно было подобрать ткани, соответствующие поре цветения сливы (конец зимы — начало весны).

Традиционные игрушки народов Японии

Знаменитые куклы кимэкоми предназначенны исключительно для любования. Эти куклы превратились в отдельный жанр декоративно-прикладного творчества. А выставки кукол стали своеобразной формой соревнования лучших мастеров. Процесс изготовления таких кукол сложен и долог – это самые дорогостоящие куклы, над ними трудится целая «бригада»: сначала мастер изготавливает из дерева голову, туловище, затем костюмер наряжает куклу в нарядное кимоно, а еще один художник вытачивает ноги и руки. Для таких кукол ткань для кимоно - национальной одежды японцев зачастую ткалась вручную или же расписывалась ручным способом излюбленными сюжетами японцев: это цветы сакуры – японской вишни, алые листья клена, драконы. Настоящий портной одевает куклу, а затем повязывает ей непременную принадлежность национального наряда – широкий пояс оби. Кимоно не имеет пуговиц и запахивается слева направо и у мужчин, и у женщин; фиксируется поясом оби. После того, как кукла одета, обута, причесана, ее снабжают аксессуарами. Ими может стать пестрый, украшенный традиционными мотивами японского прикладного искусства зонтик, или же шелковый платок фуросаки, в котором и женщины и мужчины носят различные мелкие предметы, изящно завязывая платок. Наряд дополняет японская национальная обувь – гэта, своего рода сандалии на высокой деревянной подошве и дзори.

Традиционные игрушки народов Японии

Н ара нингё (г. Нара) и Такэда нингё (г. Эдо) — это куклы, изображающие актеров на сцене. Их драматические позы напоминают о наиболее интересных эпизодах в постановках театров Но и Кабуки. Поистине мириады фигурок мужчин и женщин, исполняющих традиционный для данной местности танец, можно обнаружить в различных уголках страны. Весьма декоративны итимацу нингё, названные так в честь актера театра Кабуки — Сонагава Итимацу, на которого первые образцы были похожи. Материалом для этих изделий служат пропитанные смолой спрессованные древесные опилки. Но красоту им придают красочные кимоно. Популярность этих поделок была столь велика, что итимацу нингё в начале прошлого века стали заметной статьей в японском экспорте.

Традиционные игрушки народов Японии

Традиционные игрушки народов Японии


К укла Окина — персонаж театра Но — в руках обязательно держала веер с изображением сосны, символа долголетия.
В еер - необходимое дополнение к костюму. Веера до сих пор – самый распространенный новогодний подарок у японцев. В то же время веер необходимый атрибут актера национального японского театра. По тому, что изображено на веере (ветка сакуры, повозка с цветами, дракон), и по тому, как держит актер веер, зрители «прочитывают» и характер персонажа, и предугадывают развитие действия.

Традиционные игрушки народов Японии

К эндама - это традиционная японская игрушка, которая состоит из молотообразного предмета, соединенного с деревянным шаром при помощи веревки. Шар (по-японски "тама") имеет отверстие и расположен на остром штыре (по-японски "кэн"). Обе стороны "молотка" имеют форму углубления: один меньшего размера, чем другой.

Т емари – традиционная игрушка с солидным стажем, которую делали своим детям мамы в Китае и Японии. Раньше для основы темари использовались старые шёлковые кимоно, которые разрезались на полосы и сворачивались в клубочек. Первоначально в Японию из Китая пришла игра в ножной мяч – «кемари» и в неё играли только знатные люди. Мячи были сделаны из кожи и не отличались богатым убранством. Впоследствии игра стала достоянием широких масс, в частности, известно, что подобные используемым в кемари шарики «участвовали» в уличных представлениях (XIII-XVI вв.).

Традиционные игрушки народов Японии

В истории храму Гото-кудзи говорится о том, что в 1615 году настоятель храма приютил бездомного кота. Храм находился в плачевном состоянии, но денег на ремонт и достойное поддержание его не было. Как-то настоятель посетовал: "Киска, я не виню тебя за то, что ты не помогаешь, в конце концов ты всего лишь кот. Вот если бы ты был человеком, тогда бы ты мог что-нибудь делать для нас". Вскоре после этого мимо храма проезжал даймё (князь) Ии Наотака (1590-1659), со славой возвращавшийся из военного похода. Внимание даймё привлек сидевший у храмовых ворот кот, манивший его лапой. Он остановился и вошел в храм, где его встретил настоятель. Мудрый монах произвел на князя впечатление, и тот дал средства для восстановления обители, которая затем стала родовым храмом семьи Ии. Храм сохранился до наших дней и проводит в начале весны церемонию, посвященную своему "кошачьему благодетелю", в связи с чем в одном из храмовых зданий продаются Манэкинэко.
Существует много разных вариантов Манэкинэко, выполненных из глины и фарфора, папье-маше и дерева, сохранились даже старые каменные образцы.
Имеются четыре особо значимых элемента: поднятая лапа, нагрудник, цвет и
монета.

С лапами так и нет точной определенности - какая что обозначает.
Наиболее распространенная версия трактует левую лапу как приманивающую деньги, а правую - удачу. Есть вариант - левая приманивает клиентов, правая - деньги. Нагрудник, нередко нарядно орнаментированный, связывается с синтоистским божеством Дзидзо - покровителем детей и путников. На каменные скульптуры Дзидзо надевают нагрудники, обычно красного цвета, обращаясь к нему с просьбами. Прежде цвета манэкинэко были не столь разнообразны, как в настоящее время, но имели определенное значение. Так, купцы Киото любили черных котов, а в Эдо (Токио) их считали не очень благоприятными. В то же время в некоторых местах черные варианты выступали талисманами против болезней, а красные - специально против кори. Есть истории про золотую Манэкинэко, так же как и про добродетельного кота, стащившего две золотые монеты у своего богатого хозяина для заболевшего соседа-торговца, который его постоянно угощал свежей рыбой. Так появилась монетка на шее манэкинэко. Созданная фольклором Манэкинэко в руках народных мастеров превратилась
в очень симпатичную игрушку-символ, доставляющую радость и детям, и
взрослым. Разница в том, что дети видят в ней просто забавное существо, а
взрослые при всем своем реализме втайне рассчитывают на ее помощь в
процветании, прибылях и удаче.

Читайте также: