О чем могут рассказать елочные игрушки

Обновлено: 05.05.2024

Гармоничный ребенок — это играющий ребенок. Вы согласны?

"Как у тебя дела? — Нормально". Знакомая ситуация, не правда ли? Порой кажется, что узнать, что чувствует малыш, просто невозможно. Тем не менее, ключ к пониманию находится совсем рядом. Для этого попробуйте внимательным взглядом окинуть детский уголок своего сына или дочери. Плюшевые мишки и резиновые зайчата расскажут о переживаниях ребенка значительно больше, чем мы можем себе представить.

Игрушка занимает значительное место в жизни ребенка. Это простое, казалось бы, развлечение является необходимым и важным этапом в процессе становления человека. Существует целое направление в психологии, которое изучает закономерности и стадии развития детской игры. Специалисты по-разному объясняют значение игры и игрушки, но все они сходятся в одном — для того, чтобы развитие ребенка было гармоничным и полноценным, дети должны играть!

Игрушка в жизни ребенка

С одной стороны, детская игра является прообразом будущего. Например, пеленая пупса, дочка проигрывает ситуацию, с которой ей предстоит встретиться, когда она вырастет. Так девочка готовится к будущему материнству. Работая игрушечным молотком или рубанком, маленький строитель примеряет роль взрослого-созидателя. Одним словом, игра мягко и гармонично подготавливает почву для принятия определенной роли во взрослой жизни. Именно поэтому в игровом арсенале ребенка должны быть игрушки, позволяющие попробовать себя в различных социальных ролях из жизни взрослых людей.

С другой стороны, игрушка для ребенка является отражением реального мира — не только предметного "мира вещей", но и живого "мира людей". Игрушка в глазах ребенка не просто одушевленный объект или друг, который не предаст, которому можно доверить свои секреты. Часто дети прямо отождествляют себя с любимой игрушкой и стараются подражать ей. Есть данные, согласно которым некачественные игрушки с искаженными пропорциями или плохо спаянными швами приводят к искривлению осанки, соматическим отклонениям и даже к заболеванию ребенка.

Страшные игрушки

Очень часто родителей волнует вопрос — как быть, если ребенок просит купить "человека-паука", "черепашку-ниндзя" или какого-нибудь монстра из мультфильма, очень популярного в детской среде. У большинства взрослых вызывает недоумение увлечение современных детей подобными "ужастиками". Родители интуитивно чувствуют неприятие к этим персонажам, ведь в нашем детстве ничего подобного не было. Тем не менее, не каждый способен устоять перед настойчивыми просьбами и уговорами, и страшные роботы все-таки приобретаются и затем поселяются в детской. При этом объяснения находятся самые благие — ведь руководством к действию было желание доставить удовольствие ребенку. Но будет ли это удовольствие полезным?

Оказывается, страшные игрушки существовали во все времена. К примеру, в русской народной игрушке (филимоновской, дымковской и других) можно встретить не только прекрасных барышень и отважных всадников, но и волка, медведя, дракона или других фантастических чудовищ. При этом их изображения совсем не реалистичны, а, напротив, в них гиперболически усилены устрашающие детали — например, огромная пасть, непропорционально большие клыки, глаза, когти. Такие персонажи хорошо знакомы детям по сказкам и былинам, в которых зло всегда наказывается, а добро побеждает. Эти игрушки способствовали преодолению страхов, позволяли "отыграть" негативные эмоции.

Но сегодня в игрушечной индустрии ситуация кардинальным образом изменилась. Современные дети, получая в подарок очередного обезображенного человека-робота со зверским выражением лица, совершенно не пугаются. Более того, эти чудовища, герои мультфильмов, настолько прочно закрепились в жизни ребенка, что вытеснили других — добрых, мирных персонажей. Опасность, о которой говорят психологи, заключается в том, что дети перестали чувствовать грань между добром и злом. И если для взрослого сюжет мультфильма ясен и понятен, то для ребенка совершенно не очевидны критерии, по которым можно отличить этих монстров. Ведь нет внешних отличий между "добрыми" и "злыми" персонажами, которые постоянно сражаются друг с другом. Характеристики "добрый" и "злой" в таких фильмах очень условны и в любой момент могут измениться на противоположные — "хороший" монстр вдруг становится "плохим" и наоборот.

Тем не менее, страшные игрушки в некоторых случаях даже полезны. С их помощью ребенок может проиграть или, как говорят психологи, "отреагировать" свои агрессивные эмоции. Главное при этом — не упустить ситуацию и строго ее контролировать. Самое общее правило — общение с такими игрушками должно быть регламентировано. Это не значит, что должны быть установлены какой-то график или расписание для игр. Вовсе нет. Речь о том, что игра должна протекать под наблюдением родителей. Не допустима ситуация, когда страшная или агрессивная игрушка поселяется в детской "насовсем". Ведь в этом случае ребенок полностью попадет под ее влияние и надежды на положительный эффект будут сведены к нулю. Неплохой вариант, когда такие игрушки хранятся в определенном, недоступном, известном исключительно взрослым месте и достаются только на определенное время по просьбе ребенка. В раннем возрасте агрессивных игрушек не должно быть вообще. Вред, который нанесет такая игрушка, может оказаться непоправимымым.

Ключ к пониманию детской души

Игра для ребенка — это естественный способ рассказать о себе, своих чувствах, мыслях, пережитом опыте, о том, о чем взрослые могут поведать с помощью слов. Можно сказать, что игрушки для детей — это слова, а игра — речь. Ребенку чрезвычайно сложно открыть свои чувства и рассказать другим о своих глубоких переживаниях. Все это ребенок выражает в игре. Но как понять то, о чем он хочет рассказать? Есть несколько простых приемов, с помощью которых внимательные родители обязательно поймут то, что тревожит малыша или вызывает его беспокойство.

Прежде всего, позвольте ребенку самому организовать свое игровое пространство, выбрать нужные ему предметы и игрушки. Основная задача взрослого — не торопить, не оценивать и не ломать детские фантазии. Одним словом, необходимо, находясь рядом, постараться стать незаметным внешним наблюдателем.

Обратите внимание, как ребенок приступает к выбору игрового материала, какие игрушки преобладают. Например, бывает так, что ребенок, выбрав какого-нибудь персонажа, скажем, зайца, поиграв с ним некоторое время, отбрасывает в сторону и бросается к другой игрушке, затем ситуация повторяется — игрушки откладываются одна за другой, внимание ни на одной из них не задерживается надолго, малыш затрудняется сделать окончательный выбор. Это свойственно детям, испытывающим сложности в установлении контакта и поддержания общения с другими людьми. Причины могут быть самыми разными — и природная робость, и негативный опыт жизни в коллективе, и неприятие другими детьми. Помогите малышу. Пусть в игру включатся герои, которые хотят, во что бы то ни стало, подружиться с главным персонажем. Как сделать первый шаг к знакомству? Как договориться и играть так, чтобы всем было интересно, как не огорчить других и не обижаться самому? Малыш получит опыт успешного социального взаимодействия и поймет, что играть вместе совсем не страшно, а напротив, очень интересно и увлекательно. Главное — не торопите события. Пусть все идет своим чередом — так, как это видится ребенку. Ваша задача просто стать участником действа, главный режиссер которого — ваш ребенок.

Не менее важно и то, какой сюжет разворачивается в игре, как взаимодействуют персонажи. Что преобладает — мирная, доброжелательная атмосфера или бесконечные раздоры и войны? Каковы причины конфликтов и споров — вторжение главного героя на территорию противника или нападение неприятеля извне? Какую стратегию выбирает малыш для разрешения создавшегося противостояния — открытую конфронтацию, бегство или компромисс? Можно попробовать взять на себя роль соперника — к примеру, предводителя вражеского отряда, который направляет свои войска на позиции сына, или капризной куклы, которая всегда командует и обижает жителей игрушечного городка. Понаблюдайте — как ребенок станет действовать в сложившихся обстоятельствах.

Случается, что на определенном этапе дети сворачивают игру, не доведя ее до логического завершения. Со стороны может показаться, что ребенок бросил начатое и оставил его незаконченным. Это не совсем так. Дело в том, что в игре ребенок проживает очень значимую в психологическом плане ситуацию. Ему важно самому прийти к нужному решению. Часто дети возвращаются и повторяют один и тот же сюжет, как бы застревая на нем. Ситуация, которая проигрывается в этот момент, наиболее значима для малыша. Когда-нибудь она разрешится и исчезнет из игрового репертуара ребенка, или история получит дальнейшее развитие. Таким образом, ребенок приобретает очень ценный психологический опыт, который обязательно пригодится в будущем.

Интересны наблюдения психологов во время Второй мировой войны. Ими было проанализировано поведение людей, переживших атаку вражеских бомбардировщиков. Оказалось, что, в отличие от взрослых, дети, которые были вместе с ними, совсем не обсуждали свои переживания, казалось даже, что ужас бомбежки совершенно не коснулся их душ. Тем не менее, было замечено, как изменилась детская игра. Теперь основным сюжетом стала тема разрушения, страдания и боли. Эти моменты проигрывались детьми снова и снова. Такие изменения в игровом поведении позволили детям выразить свои субъективные переживания ужаса и страха доступным им способом.

Эти ценные свидетельства ушедшей эпохи способны многое рассказать об истории нашей страны. Сотрудники музея имени Алабина Анна Ратнер и Майя Диомидова посвятили елочным игрушкам отдельную статью. Возможно, эта информация заставит самарцев по-новому взглянуть на хранящиеся дома новогодние украшения.

Подсвечники на ветках

Как отмечают Ратнер и Диомидова, сегодня в коллекции музея более 1 100 елочных игрушек. Речь идет об изделиях из стекла, картона, бумаги и ваты. Большинство из них — свидетельства советского прошлого нашей страны. Но есть и настоящие раритеты — игрушки, изготовленные в первой четверти ХХ века. Среди них — миниатюрные подсвечники, выполненные в форме звезд. Их закрепляли на еловых лапах с помощью острых штырей. Такие подсвечники были в обиходе самарских семей вплоть до появления электрогирлянд. До революции в богатых домах наряду с ними на елку вешали дорогие стеклянные игрушки. Однако тяжелые годы Гражданской войны и разрухи заставили многих перейти на более дешевые украшения — из ваты и бумаги. На елке они соседствовали с горящими свечами. Можно представить себе степень пожароопасности такого сооружения.

В 1848 году князь Александр Меншиков, внук соратника Петра I, открыл в своем имении Александрово близ Клина стекольный завод. Вскоре рабочие из крепостных поняли, что могут и в домашних условиях создавать небольшие изделия из стекла. В 1887 году крестьяне Егор Векшин и Яков Орлов освоили секрет изготовления дутых стеклянных бус для елки.

Из подручных средств

Среди елочных игрушек начала прошлого века, хранящихся в музее, много золотистых и серебристых картонных звезд. Другие бумажные украшения, например, вырезанные из салфеток снежинки, были менее долговечны. Картонные же дольше сохраняют свой внешний вид. Их производство продолжается до сих пор. Те, что находятся в коллекции музея имени Алабина, можно разделить на несколько групп: штампованный и клееный картонаж, хлопушки, флажки и фонарики. Наверное, только старшее поколение помнит гирлянды из разноцветных бумажных треугольников, которые вместе со стеклянными бусами опоясывали зеленую красавицу. Резные фонарики из бумаги школьники 60-70-х годов регулярно делали на уроках труда.

Недолгая жизнь была и у ватных фигурок. Но в собрании музея они все же есть. Изначально их делали дома, обматывая каркас из проволоки слоями ваты. Затем заготовку раскрашивали, обмазывали клеем и обсыпали битым стеклом. В моей новогодней коробке есть несколько морковок, сделанных таким способом. Помню, как мы с бабушкой изготавливали одну из них. Причем на ее посыпку пошла размельченная молотком старая разбитая игрушка. Ничего тогда не пропадало, все ценилось. И каждый испорченный шарик, вырвавшийся из рук во время украшения елки, был поводом для искренних сожалений.

Шедевры из ваты

В коллекции музея находятся и более сложные ватные конструкции. Это клоуны, Деды Морозы и Снегурочки. Их производство было налажено в нашей стране артелью «Изокульт». Выпускали такие игрушки вплоть до середины 50-х годов. Фигурки очень выразительны. Сейчас подобные вряд ли у кого сохранились. Но чтобы получить представление о том, насколько качественно они могут быть сделаны, сходите в Детскую картинную галерею. Ее сотрудники изготовили несколько великолепных ватных изображений сказочных персонажей — барона Мюнхгаузена, Принцессы на горошине, Трубочиста из сказки Андерсена. Они выглядят очень реалистично.

Еще одним распространенным материалом было папье-маше. Это французское слово переводится как «жеваная бумага». Из слоев газеты и белой бумаги, соединенных клеем, нанесенных на глиняную или пластилиновую форму, делали не только карнавальные маски, но и фигурки Деда Мороза и Снегурочки. Несколько таких игрушек самарцы передали в дар музею.

Стеклянные яблоки

Однако основу коллекции музея составляют стеклянные игрушки. К сожалению, старинных, сделанных еще до революции, вещей в ней нет. Хотя такие ценные украшения использовали в России издавна. Существует интересная легенда об истории их возникновения. Когда-то елку наряжали преимущественно фруктами и орехами. Детворе во время праздника позволяли «ощипывать» новогоднее дерево. Но однажды в Германии выдался неурожай яблок, которыми всегда украшали елку. Тогда жители пришли к стеклодувам с просьбой сделать для праздника стеклянные фрукты. С тех пор шары стали главными среди елочных игрушек. Со временем немецкие мастера научились делать для украшения и различные фигурки. Их привозили в Россию, но они были по карману далеко не всем.

Лишь после открытия стеклодувного производства в Клину в период Первой мировой войны игрушки стали более доступными. Прежде мастера выдували там стеклянные изделия для аптек и прочих нужд. Но в военные годы пленные немцы научили их создавать новогодние игрушки. Клинская фабрика «Елочка» по сей день остается единственной в России, которая делает бусы для праздничных деревьев.

Дирижабли и парашюты

Мода на игрушки менялась в зависимости от политических процессов в стране. И эту тенденцию отражает коллекция музея. В 1925 году празднование Нового года в России было запрещено. Праздник признали церковным и вредным для детей. Однако в декабре 1935 года в газете «Правда» появилась статья «Давайте организуем к Новому году детям хорошую елку!». Ее автором был Павел Постышев — будущий секретарь Куйбышевского обкома ВКП(б). В статье он говорил о том, что нужно сделать праздник, который раньше был только у буржуев, доступным пролетарским детям. Елку реабилитировали. Но новогодние игрушки изменились: сказочных героев потеснили красноармейцы, парашютисты, пионеры, буденновцы, женщины в красных косынках. Были выпущены даже елочные украшения с портретами Ленина и Сталина, членов Политбюро. Появились подвески в виде дирижаблей, самолетов, танков. А макушку елки в то время могла украшать только красная звезда.

Из статьи «О коллекции елочных игрушек из собрания Самарского областного историко- краеведческого музея»: «История елочных игрушек — очень интересная тема, которая может рассматриваться с разных аспектов. В последнее время появляются специальные исследования. Но не менее важно изучать и отдельные коллекции елочных украшений, которые сохраняются в музейных и частных собраниях».

На чердаке в коробках лежат ёлочные игрушки и ждут, когда придёт их звёздный час — их сказочное время. Тихо-тихо перезваниваясь в течение всего года между собой, они вспоминают прошедший праздник. Как ярко и весело им было висеть на ёлке, как любовались ими все, особенно детишки.

Как бережно и нежно их сначала вешали на елочные веточки, одну игрушку за другой, шарик за шариком, сосульку за сосулькой. Первой на ёлке всегда появлялась гирлянда — она гордилась этим, мигала и переливалась от гордости и удовольствия. А самой главной на ёлке, на макушке, как на троне, восседала пика. Последний штрих — мишура — и ёлка готова. Выключается свет, зажигаются гирлянды, и елка во всей своей красе вызывает бурю восторга у всех, кто украшал её.

И вот игрушки слышат шаги и чувствуют нежное прикосновение человеческих рук. Новая сказка начинается!

Сказка первая, про новогодние игрушки

Дни бежали за днями, неумолимо приближая праздники — Рождество и Новый год. Снежный покров уже давно лёг на землю, укрыв её своим нежным одеялом. А сказка витает везде и повсюду.

— Ба, а мы когда ёлочку наряжать будем? — как-то в один из дней спросил Мальчик.

— Как чем? — удивилась Девочка. — Новогодними игрушками!

— Да, это понятно! Но какими?

— Как всегда — теми, что на чердаке в коробках! — дети недоуменно смотрели на Бабушку, не понимая её.

— А вы знаете, что раньше не ёлке не было игрушек — на нее вешали фрукты, сладости, орехи?

— Зачем? — всё больше не понимая, спросил Мальчик.

— Так в старину задабривали духов леса.

— Бабушка — это что, твоя новая сказка?! — радостным эхом разлетелось по комнате.

— Можно сказать и так. Главное — увидеть и услышать её, — загадочно произнесла Бабушка. — Так вот. В те дальние времена считали, что ёлка обладает чудесным даром — даром вечности. Она одна во все времена была зелёной. Зимой, среди деревьев, сбросивших свою листву, она красовалась своей вечнозелёной одёжкой. Люди считали, что в ёлке обитают духи леса, поэтому и вешали дары природы, задабривая их, чтобы год был добрым и плодородным. Только потом, спустя много-много веков, стали вешать игрушки, но всё равно они напоминают те дары. Ну-ка, подскажите, какая новогодняя игрушка похожа на дар?

— Шарики! — громко выкрикнул Мальчик. — Они похожи на яблоки!

— Сосулька! — добавила Девочка. — Она на морковку похожа!

— А хотите мы в этом году украсим нашу ёлочку достоинствами?

— Это как? — удивился Мальчик.

— Мы сделаем их игрушками. Например, если ты мечтаешь о любви, то сделай своим близким что-то доброе, или скажи ласковые, нежные слова, или сделай подарок любимому человеку. И только потом, изобразив любовь в игрушке, повесь на ёлку. Так и появились первые игрушки!

— Ой, — восторженно вскрикнула Девочка, — а я знаю, как изобразить!

— А ещё можно лебедя, голубя. Кто как хочет. Ну что, делаем?

В течение нескольких дней дети что-то вырезали, клеили у себя в комнате, а по вечерам Бабушка им рассказывала интересные истории.

— Можно сказать, что первая гирлянда появилась на ёлке вместе с дарами. Задабривая духов леса, люди не забывали о злом духе, который мог помешать им жить в добре. Чтобы победить его и помешать творить зло в новом году, ёлку подсвечивали тлеющими головешками. Они светили в темноте, и злой дух убегал прочь, на радость всем.

Время шло, и вот на смену головешкам пришли свечи. Когда свечи зажигаются, в доме создаётся особая атмосфера — атмосфера праздника, уюта, тепла и, можно сказать, таинственности.

Сейчас, конечно, много разных современных гирлянд из лампочек, но они так же, как и их предки — свечи и головешки, оберегают дом от сил зла. Когда зажигается гирлянда, она подмигивает, давая нам знать, что ночью происходит главное волшебство!

— Какое! — охнули все.

— Игрушки рассказывают сказки. Она у каждого своя, и пока стоит ёлка, они успевают поведать свою сказку соседям.

Глаза у всех загорелись — так хотелось услышать новую сказку.

Сказка вторая, история старой игрушки

— Чья сегодня очередь рассказывать? — заструившись, пропела гирлянда.

— Тише, тише! — зашептали сосульки. — А то не услышим её историю!

— Моя, — еле слышно промолвила старая почерневшая игрушка, висевшая в самой середине ёлки. Это был ангел, когда-то белый. Только в некоторых местах ещё остался его прежний цвет. В руках он держал непонятную ношу. Можно было, если приглядеться, увидеть её цвет — серебряный.

— Я не сразу был таким, каким вы меня сейчас видите. Очень давно меня вырезала из картона маленькая девочка и повесила на ветку елочки.

— Какой красивый ангелочек у меня получился! — порадовалась она.

Рядом висел красивый шар и, посмотревшись в него, я увидел своё отражение, и мне оно очень понравилось. Только я не мог понять, что это такое торчит у меня за спиной. На следующий день рядом со мной повесили похожего на меня ангела.

— Вот как хорошо получилось! — захлопала в ладошки девочка. — Посмотрите, что у меня получилось. Два ангела, на счастье нам!

Мы с ним подружились и весело раскачивались, когда морозный ветерок из окошка дул на нас.

Я слышал, что взрослые называли меня «Белым ангелом — ангелом спасения», а моего друга — «Серебряным ангелом — ангелом любви». Радовались мы, радовалась девочка и все, кто подходил на нас посмотреть. Но радость была омрачена в один из предпраздничных дней, испортив его, как мне тогда показалось.

В один из вечеров в окно влетел колючий ветер и стал раскачивать ёлку. Все игрушки кричали от страха, а некоторые ещё и от испуга, что упадут и разобьются навсегда. Ветер зло смеялся и, подлетев к нам, рывком стянул с ветки. Мы, как могли, схватились крепко за руки, поддерживая друг друга. Ветер ещё больше рассердился и подтолкнул нас к огню свечи. Огонёк пытался уклониться, что вконец так разозлило колючий ветер, что он сильнейшим рывком разъединил нас и понёс моего друга к огню в очаге.

Я не знаю, как это получилось, но то, что было у меня за спиной, расправилось, и я полетел. В последнюю секунду вырвал друга из пламени, но, увы, было уже поздно. Он стал таять.

— Ох, — вздохнули игрушки, и даже гирлянда немного потухла.

— Я прижал его к груди, не давая пропасть одному. Погибать, так вместе! И мы рухнули на пол. Суматоха и непонятные крики привели меня чувство.

— Смотрите! Смотрите! — кричали все вокруг. — Он держит серебряное сердечко в руках!

Я снова висел на веточке и, посмотрев в шар, увидел себя, а в руках вот это самое сердечко. Сердце моего друга.

Произошло чудо, как они это назвали. Чудо в такой долгожданный день!

— Бабуля, — тихо прошептала Девочка, — а о каком дне они говорили!

— Чудо произошло в канун Рождества! Спаситель родился во имя любви!

— Ба, я тебя очень люблю! — бросившись к ней и обнимая, нежно сказал Мальчик.

— Бабулечка, и я тебя очень-очень люблю! — прошептала Девочка. А Котёнок и Щенок уже давно мысленно сказали ей о своей любви. Бабушка, собрав всех в охапку, чмокала каждого, приговаривая:

— Хорошие вы мои, любимые!

Ёлка в этом году стояла усыпанная сердечками разных цветов и размеров. А поверх игрушек и гирлянды светился серебром «дождик», сверкая в лучах нового дня.

На чердаке в коробках лежат ёлочные игрушки и ждут, когда придёт их звёздный час — их сказочное время. Тихо-тихо перезваниваясь в течение всего года между собой, они вспоминают прошедший праздник. Как ярко и весело им было висеть на ёлке, как любовались ими все, особенно детишки.

Как бережно и нежно их сначала вешали на елочные веточки, одну игрушку за другой, шарик за шариком, сосульку за сосулькой. Первой на ёлке всегда появлялась гирлянда — она гордилась этим, мигала и переливалась от гордости и удовольствия. А самой главной на ёлке, на макушке, как на троне, восседала пика. Последний штрих — мишура — и ёлка готова. Выключается свет, зажигаются гирлянды, и елка во всей своей красе вызывает бурю восторга у всех, кто украшал её.

И вот игрушки слышат шаги и чувствуют нежное прикосновение человеческих рук. Новая сказка начинается!

Сказка первая, про новогодние игрушки

Дни бежали за днями, неумолимо приближая праздники — Рождество и Новый год. Снежный покров уже давно лёг на землю, укрыв её своим нежным одеялом. А сказка витает везде и повсюду.

— Ба, а мы когда ёлочку наряжать будем? — как-то в один из дней спросил Мальчик.

— Как чем? — удивилась Девочка. — Новогодними игрушками!

— Да, это понятно! Но какими?

— Как всегда — теми, что на чердаке в коробках! — дети недоуменно смотрели на Бабушку, не понимая её.

— А вы знаете, что раньше не ёлке не было игрушек — на нее вешали фрукты, сладости, орехи?

— Зачем? — всё больше не понимая, спросил Мальчик.

— Так в старину задабривали духов леса.

— Бабушка — это что, твоя новая сказка?! — радостным эхом разлетелось по комнате.

— Можно сказать и так. Главное — увидеть и услышать её, — загадочно произнесла Бабушка. — Так вот. В те дальние времена считали, что ёлка обладает чудесным даром — даром вечности. Она одна во все времена была зелёной. Зимой, среди деревьев, сбросивших свою листву, она красовалась своей вечнозелёной одёжкой. Люди считали, что в ёлке обитают духи леса, поэтому и вешали дары природы, задабривая их, чтобы год был добрым и плодородным. Только потом, спустя много-много веков, стали вешать игрушки, но всё равно они напоминают те дары. Ну-ка, подскажите, какая новогодняя игрушка похожа на дар?

— Шарики! — громко выкрикнул Мальчик. — Они похожи на яблоки!

— Сосулька! — добавила Девочка. — Она на морковку похожа!

— А хотите мы в этом году украсим нашу ёлочку достоинствами?

— Это как? — удивился Мальчик.

— Мы сделаем их игрушками. Например, если ты мечтаешь о любви, то сделай своим близким что-то доброе, или скажи ласковые, нежные слова, или сделай подарок любимому человеку. И только потом, изобразив любовь в игрушке, повесь на ёлку. Так и появились первые игрушки!

— Ой, — восторженно вскрикнула Девочка, — а я знаю, как изобразить!

— А ещё можно лебедя, голубя. Кто как хочет. Ну что, делаем?

В течение нескольких дней дети что-то вырезали, клеили у себя в комнате, а по вечерам Бабушка им рассказывала интересные истории.

— Можно сказать, что первая гирлянда появилась на ёлке вместе с дарами. Задабривая духов леса, люди не забывали о злом духе, который мог помешать им жить в добре. Чтобы победить его и помешать творить зло в новом году, ёлку подсвечивали тлеющими головешками. Они светили в темноте, и злой дух убегал прочь, на радость всем.

Время шло, и вот на смену головешкам пришли свечи. Когда свечи зажигаются, в доме создаётся особая атмосфера — атмосфера праздника, уюта, тепла и, можно сказать, таинственности.

Сейчас, конечно, много разных современных гирлянд из лампочек, но они так же, как и их предки — свечи и головешки, оберегают дом от сил зла. Когда зажигается гирлянда, она подмигивает, давая нам знать, что ночью происходит главное волшебство!

— Какое! — охнули все.

— Игрушки рассказывают сказки. Она у каждого своя, и пока стоит ёлка, они успевают поведать свою сказку соседям.

Глаза у всех загорелись — так хотелось услышать новую сказку.

Сказка вторая, история старой игрушки

— Чья сегодня очередь рассказывать? — заструившись, пропела гирлянда.

— Тише, тише! — зашептали сосульки. — А то не услышим её историю!

— Моя, — еле слышно промолвила старая почерневшая игрушка, висевшая в самой середине ёлки. Это был ангел, когда-то белый. Только в некоторых местах ещё остался его прежний цвет. В руках он держал непонятную ношу. Можно было, если приглядеться, увидеть её цвет — серебряный.

— Я не сразу был таким, каким вы меня сейчас видите. Очень давно меня вырезала из картона маленькая девочка и повесила на ветку елочки.

— Какой красивый ангелочек у меня получился! — порадовалась она.

Рядом висел красивый шар и, посмотревшись в него, я увидел своё отражение, и мне оно очень понравилось. Только я не мог понять, что это такое торчит у меня за спиной. На следующий день рядом со мной повесили похожего на меня ангела.

— Вот как хорошо получилось! — захлопала в ладошки девочка. — Посмотрите, что у меня получилось. Два ангела, на счастье нам!

Мы с ним подружились и весело раскачивались, когда морозный ветерок из окошка дул на нас.

Я слышал, что взрослые называли меня «Белым ангелом — ангелом спасения», а моего друга — «Серебряным ангелом — ангелом любви». Радовались мы, радовалась девочка и все, кто подходил на нас посмотреть. Но радость была омрачена в один из предпраздничных дней, испортив его, как мне тогда показалось.

В один из вечеров в окно влетел колючий ветер и стал раскачивать ёлку. Все игрушки кричали от страха, а некоторые ещё и от испуга, что упадут и разобьются навсегда. Ветер зло смеялся и, подлетев к нам, рывком стянул с ветки. Мы, как могли, схватились крепко за руки, поддерживая друг друга. Ветер ещё больше рассердился и подтолкнул нас к огню свечи. Огонёк пытался уклониться, что вконец так разозлило колючий ветер, что он сильнейшим рывком разъединил нас и понёс моего друга к огню в очаге.

Я не знаю, как это получилось, но то, что было у меня за спиной, расправилось, и я полетел. В последнюю секунду вырвал друга из пламени, но, увы, было уже поздно. Он стал таять.

— Ох, — вздохнули игрушки, и даже гирлянда немного потухла.

— Я прижал его к груди, не давая пропасть одному. Погибать, так вместе! И мы рухнули на пол. Суматоха и непонятные крики привели меня чувство.

— Смотрите! Смотрите! — кричали все вокруг. — Он держит серебряное сердечко в руках!

Я снова висел на веточке и, посмотрев в шар, увидел себя, а в руках вот это самое сердечко. Сердце моего друга.

Произошло чудо, как они это назвали. Чудо в такой долгожданный день!

— Бабуля, — тихо прошептала Девочка, — а о каком дне они говорили!

— Чудо произошло в канун Рождества! Спаситель родился во имя любви!

— Ба, я тебя очень люблю! — бросившись к ней и обнимая, нежно сказал Мальчик.

— Бабулечка, и я тебя очень-очень люблю! — прошептала Девочка. А Котёнок и Щенок уже давно мысленно сказали ей о своей любви. Бабушка, собрав всех в охапку, чмокала каждого, приговаривая:

— Хорошие вы мои, любимые!

Ёлка в этом году стояла усыпанная сердечками разных цветов и размеров. А поверх игрушек и гирлянды светился серебром «дождик», сверкая в лучах нового дня.


Когда до Нового года осталось несколько дней, наряженная елка отправляет нас в путешествие во времени, когда все было хорошо. Именно так — «все хорошо», потому, что для главного украшения елки — игрушек плохо не может быть. Не имеет значение вид игрушки, материал или год выпуска. Это то, чистое и светлое, что будет с нами всегда. Тихие разговоры предновогодними ночами елочных игрушек напоминают нам о бурной истории или о приятных моментах жизни наших предков или нас самих.

1939 — Я немецкий ангел. Мои соотечественники, с надеждой покидают Латвию и будут строить новую жизнь в Третьем Рейхе.



1947 — Я скромный Дед Мороз. Слава богу, закончилась страшная война и всем теперь будет хорошо.



1950 — Еще есть старая школа мастеров.




1953 — А все равно звезды будут ярко над советской родиной.

1959 — «Карнавальная ночь».



1960 — Пусть послужит кукуруза для Советского союза".



1961 — «Человек-амфибия». Нам бы всем на дно —



(С поправкой на «Тайну двух океанов»).

1964 — Экономика должна быть экономной. Этот лозунг еще не опубликован, но рыбки из практичных материалов.


1965 — Все сказки в гости к нам.



1969 — Полярные экспедиции в топе. Ледокол «Ленин» сделал свое дело.


1970 — Столетие Ленина. И конечно, зеленая лампа из Симбирска.



1975 — 30 лет Победы. Любимый фильм «Старик Хоттабыч».



1980 — Олимпиада и наборы игрушек «Made in DDR» Магазин «Лейпциг».



1986 — Концепты перестройки. Дизайн, однако.


1994 — Закат кооперативов. Многие еще трепыхались.


2003 — Кооперация загнулась. Рулят банковские корпорации и корпоративы.


2004 — Америка, где я не буду никогда.



2005 — Еще нетолерантный Санта-Клаус.


2008 — Эх, взять бы и улететь в Урюпинск…


2015 — Веджвуд, который, наверное, уже не будет таким.


(В 1987 году фирма «Веджвуд» объединилась с ирландским производителем хрустальных изделий Уотерфорд Кристал (Waterford Crystal), образовав компанию Waterford Wedgwood (англ.) русск.

Эта компания в 2009 г. в связи с несостоятельностью была передана под внешнее управление [1] и в 2015 г. её активы были приобретены финской компанией Fiskars. [2]

2017 — Жизнь должна быть яркой и светлой несмотря ни на что!


Комментарии 17


Кстати об елочных игрушка: Лет так 10 назад, Ким Баллашак собирала коллекцию новогодних игрушек, в начале собирала просто все, потом пот темам, потом по цветовому окрасу типовых персонажей пошла "классификация" собранного. Вспомнил как искал персонажа "Синьора Помидора" сказочного персонажа из сказки Днанни Родари "Приключение Чипполино", не думал что будет так трудно его найти кого только не нашли к тому времени. Но ни как. И все же нашелся, а куда бы он делся, но оказалось его существование в двух наличностях, и кто есть оригинал? К сожалению поле уже не узнал, связь с ней не поддерживал, да и она по моему уезжала из России, но нашел ее каталог по ее коллекции изданный ей со всеми описаниями всех возможных и собранных ей Новогодних елочных игрушках. Коллекционирование которых дело не простое- они зачем-то могут разбиться, но по ним можно так же изучать историю их, историю станы и узнавать о сказочных персонажах.


Есть еще католог составленный Белоглазовым.


Ах,Депутат!Вы упустили целую эпоху ёлочных игрушек военных лет.А они были! Бумага,клей,коробочка акварельных красок,кисточка и стакан воды.Плюс ножницы.И совершалось волшебство.


Добрый день, Маргарита. Да это мне знакомо, как клоун из яйца, например. Но ничего из той поры у меня нет.


На елочке есть игрушки, сделанные Депутатом своими руками (когда Депутат был маленький)? А игрушки, сделанные руками детей Депутата есть на елочке?


На елке есть игрушки реставрированные своими руками, а то, что сделано своими руками присутствует в новогоднем оформлении. И не только дома.


Реставрированные.
Это хорошо. Уважаю.
С наступающим вас и вашу семью. ))

Читайте также: