Образ получеловека полуконя получивший распространение в каргопольской игрушке как назывался

Обновлено: 04.05.2024

Данная методическая разработка создана для педагогов ИЗО и декоративно-прикладного творчества, которые вводят в занятия с детьми темы по народному искусству, а также для всех , кто интересуется данной темой.

ВложениеРазмер
kopiya_obraz_konya_v_kargopolskoy_igrushke.pptx 2.32 МБ

Предварительный просмотр:

Подписи к слайдам:

Методическая разработка педагога дополнительного образования Дворца детского (юношеского) творчества Красногвардейского района Санкт-Петербурга «На Ленской» Шевелевой Ольги Валентиновны 2012 г. Образ коня в каргопольской игрушке

Комментарии. Данная методическая разработка создана для педагогов ИЗО и декоративно-прикладного творчества, которые вводят в занятия с детьми темы по народному искусству, а также для всех , кто интересуется данной темой. Презентацию можно использовать на уроках с целью дать более широкое понятие о каргопольской игрушке, её глубоких корнях и способах её изготовления. Разнообразие сюжетов с использованием коня позволит шире взглянуть на этот удивительный образ, разбудить детскую фантазию, и получить новый импульс для творчества.

История народной игрушки уходит корнями в глубокую древность. Это самая ранняя форма художественного творчества народа, населявшего Россию, которая на протяжении многих веков видоизменялась, сочетая в себе колорит и многогранность культуры нашего народа «Всадник». Каргопольская игрушка, Шевелев Вал. Д.

Народное искусство всегда понятно и любимо. Материалы для изготовления игрушки были разнообразными. Мастерили из всего, что давала человеку природа: глина, солома, еловые шишки, дерево. Каждое изделие несет в себе добро, радость, тепло рук мастера и фантазию, которая увлекает и детей, и взрослых. Народная игрушка образна, красочна, оригинальна по своему замыслу. Её содержание конкретно и лаконично.

Многие из традиционных промыслов, изготовляющих такие игрушки, существуют и в наше время. Один из таких центров - старинный город Каргополь, что расположен на севере нашей родины в Архангельской области у истока реки Онеги. Каргополь. Соборная площадь. Фото Шевелева Вл. Д.

Каргополь. Соборная площадь. Фото Шевелева Вл. Д. Здесь сохранилась великолепная белокаменная архитектура, выстроенная несколько столетий назад.

Своеобразным символом города стала каргопольская глиняная игрушка « Полкан », Бабкина У. И . «Баба с птицей», Дружинин И.В.

С давних пор жители Каргополя и его окрестностей занимались гончарным делом, лепили игрушки из глины

Этот промысел был рождён крестьянским бытом. Как и все крестьяне, каргопольские гончары пахали землю, растили на ней хлеб, держали скот. « Уборка хлеба», Грузинский П.Н. ,1883г .

Каргопольская игрушка . Шевелев Д. В.

И лишь в свободное от сельскохозяйственных работ время садились за гончарный круг. Мастера делали разную посуду, а из остатков глины - величавых баб, домашнюю живность, лесное зверье, свистульки. Фрагмент экспозиции Музея каргопольской глиняной игрушки

Среди домашних животных каргопольские крестьяне больше всего почитали коня. В облике золотого коня, бегущего по небу, им представлялось солнце. Существует миф о солнечном боге, едущем по небу на колеснице.

Образ солнца-коня сохранился в убранстве русской избы, увенчанной коньком с изображением конской головы.

Конские головы, укрепляемые на краю крыш, символизируют солнечную колесницу. В композиции русской избы кони, устремленные в небо, как бы уносят весь дом в космические дали. Солнце присутствует здесь же в разных украшениях, оно неотделимо от этого полета. Амулеты с изображением конской головы или просто подкова, подобно другим солнечным символам, считались могучими оберегами.

Летающие и скачущие до небес кони - излюбленные образы русского фольклора.

С детства и навсегда врезаются в память завораживающие строки, дошедшие из незапамятных времен и звучащие как заклинания: "Конь бежит - земля дрожит, из ушей дым валит, из ноздрей пламя пышет". "Сивка-Бурка, Вещая Каурка, стань передо мной, как лист перед травой!" "В правое ухо влезь, в левое вылезь - станешь таким красавцем, каких свет не видывал".

Многочисленные и разнообразные изображения солнечных коней встречаются в русском орнаменте, резьбе, утвари. В сюжетах древних творений кони, как правило, изображаются вместе с Солнцем. " Солнцеворот" на тульском полотенце.

Рассмотрим фрагмент русской народной вышивки. Посередине дева или баба, солярные знаки (ромб, крест), дерево. Справа и слева от нее - кони или конники. Здесь возможны варианты двух солнц, солнца восходящего, и солнца заходящего, зари утренней и зари вечерней. Или более широкое толкование этих двух коней-солнц - «весна - красна и осень - матушка» . Конники - знаки и времен года, знаки равноденствий, зимнего и летнего, которые отмечал народ праздниками и обрядами Изобразительные мотивы в русской народной вышивке, Москва, 1990 "Встреча весны" на олонецкой женской рубахе. Начало 19 века. Из коллекции Якуничковой М.Ф. и Давыдовой Н.Я

У каргопольского глиняного коня впереди обязательно нарисован или выдавлен солярный знак , обозначающий солнце, которое кони везут с востока на запад в подземный мир Каргопольская игрушка. Центр народных ремёсел « Берегиня », Каргополь

И всё же, главная функция коня, прежде всего - помощь в крестьянском хозяйстве, возделывании земли, работах по заготовке леса. А на праздники повозки лошадей украшали и разъезжали по деревне. «Тройка», Каргопольская игрушка , Шевелев Д.В.

Конь был незаменимым животным в хозяйстве, без него жизнь крестьян была тяжёлой и бедной. И не удивительно, что его образ считался символом счастья. Каргопольская игрушка. Центр народных ремёсел « Берегиня », Каргополь

Лошадок лепили в большом количестве, и дарили друг другу с пожеланиями достатка, благополучия, счастья. За многие годы разработано множество сюжетов с использованием этого прекрасного животного. Каргопольские игрушки. Центр народных ремёсел « Берегиня », Каргополь

Для каргопольской игрушки характерна условность в трактовке образа по форме, пропорциям и окраске. В течение веков многими поколениями гончаров выверялись навыки и приемы лепки, а с ними рождались наиболее выразительные и обобщенные формы игрушки. Например - соединение коня и повозки в единую композицию. «Повозка», Шевелева К.П.

Лепят игрушки из одного куска глины, постепенно распределяя её на все части изделия. Такая технология напрямую связана со свойствами глины.

Вылепленные изделия сушат и обжигают в специальных печах. Древний способ декорирования изделий - обварка . Вынутое из печи раскаленное изделие окунали в мучную "болтушку" из овсяной или гороховой муки, которая вскипала на нем темными разводами. «Кони», каргопольская игрушка. Шевелева О.В.

Также расписывают игрушки темперными красками, рисуя на поверхности различные традиционные символы

Используя сложившиеся традиционные приёмы, характерные для конкретного региона, мастера проявляют свою творческую индивидуальность, настроение и понимание в изображениях образов, создавая при этом не только предмет детской забавы, но и подлинное, своеобразное искусство, обладающее своей спецификой. « Повозка». Каргопольская игрушка, Шевелева К.П.

По теме: методические разработки, презентации и конспекты


ДРЕВНИЕ ОБРАЗЫ В СОВРЕМЕННЫХ НАРОДНЫХ ИГРУШКАХ, ЕДИНСТВО ФОРМЫ И ДЕКОРА В ИГРУШКАХ

Конспект урока ИЗО в 5 классе.


Каргопольские игрушки

Урок Декоративно-прикладное искусство . Выполнение декоративного панно « По мотивам росписи Каргопольской игрушки» Тема: Народные промыслы- неувядающая .


План-конспект занятия "Каргопольская игрушка. Лепка барыни"

План-конспект занятия по знакомству учащихся с каргопольской народный игрушкой.


План-конспект занятия педагога Жидковой Н.А. "Выполнение каргопольской игрушки "Конь".

План-конспект занятия педагога Жидковой Н.А.

Каргопольская игрушка

Издавна в деревнях Каргопольского уезда сложился сезонный гончарный промысел на местных красных глинах.


Каргопольская игрушка

Ах, игрушки Каргополья, Как люблю смотреть на вас!Развесёлое раздолье,Ярких красок перепляс.


Методическая разработка занятия «Лепка каргопольской игрушки: Полкан.»

Методическая разработка занятия «Лепка каргопольской игрушки: Полкан.».

Все мы читали в детстве греческие мифы об Олимпе, богах, кентаврах. Я помню как до дыр зачитывала небольшую с черно-красными, характерными для росписей амфор, рисунками на обложке. Моей любимой богиней была Афина - мудрая и сильная.

У меня было много книг по мифам и сказкам разных народов. Только не было в них мифов славянских - вот какой парадокс. Как будто наши предки до крещения Руси и не верили ни во что, не сочиняли мифов. А ведь они тоже были язычниками, как греки, римляне. Значит и мифы у них тоже были, надо полагать.

…Когда копаешь глубже эту тему, с удивлением узнаешь, что аналогий у всех древних мифов масса. Разные народы часто упоминают одни и те же существа, только под разными именами. Вот, например, тот же аналог кентавра - красавец Полкан.

Вдумайтесь хотя бы в этимологию слова Полкан - это "полуконь". Т.е получеловек-полуконь. Читаем в определении:

Полкан - в славянской мифологии получеловек-полуконь, в отличие от древнегреческих кентавров был великим воином и в битвах приходил славянам на помощь.

Да, тот факт, что именно он помогал людям в битвах и сражениях имеет большое отражение в легендах и мифах. Поэтому он даже изображен на обережных орнаментах древних славян и является неотъемлимым образом традиционных русских керамических игрушек. Вот что читаем в описании к игрушке: «Полкан, огромный и добрый богатырь, защитник людей от сил зла. Он наполовину бравый генерал: грудь у него крепкая, лицо круглое с большой окладистой бородой, а туловище - как у коня, и на ногах копыта. На груди Полкана - лучистое солнышко. Полкан в каргопольской игрушке - это образ неодолимо могучего богатыря. Очень редко лепили Полкана удалым и молодцеватым, обычно он статный "стар матёр человек".

Упоминания о полканах в русской письменной традиции начинаются с 11 века. Известны многочисленные изображения полканов, например на стенах Дмитриевского собора во Владимире (1194 г.) или на стенах Георгиевского собора в Юрьеве-Подольском (1230 г.). Полкана крылатого называли Китоврас. Он приобретает крылья, причем последние располагаются не в области плечевого пояса лошади (как у некоторых парфянских изображений), а за спиной человеческого торса. Такой полкан обычно изображался в короне (Новгород 1336 г.). В колдовских стихах Полкан - спаситель "солнцевой девы" от змея.

Не менее интересны изображения кентавра-полкана на монетах дмитровского князя Петра Димитриевича (1389 — 1428), князя Владимира Андреевича Серпуховского (Храбрый, 1353 — 1410) и Михаила Борисовича — великого князя Тверского. Эти изображения в геральдике монет обозначают важное значение образа полкана в княжеской среде.

Славянский кентавр - Полкан, фото № 2
Славянский кентавр - Полкан, фото № 3

И напоследок хочу сказать, что бытует мнение в народе о том, что ученые уже много раз находили скелеты кентавров, но списывали это на скелеты обезноженных всадников…Ведь кому охота признавать свои диссертации ложными, свои теории поверхностными…Кто знает? Может кентавр – это не миф вовсе.

Каргопольская игрушка

Каргопольская игрушка появилась в районе города Каргополя в Архангельской области. А если точнее, то в деревнях Печникова, Гринева и Токарева. Истоки промысла идут еще с 13 века, где найдены первые гончарные изделия, а характерные особенности ремесла сохранились до нашего времени.

Содержание:

История промысла

Мужчины и женщины создавали различную посуду (горшки, миски, кувшины и т.д.), а в свободное время лепили незатейливые фигурки для детей, прибегавших на производство к родителям. Изделия никогда не пользовались большим спросом, поэтому их редко вывозили на продажу и выставляли на ярмарках. Каргопольскую игрушку делали для ребятишек, да чтобы использовать излишки материала, который не пригодился для других изделий.

Традиции ремесла сохранились практически без изменений до наших дней, однако каргопольская игрушка перестала пользоваться спросом уже в середине 20-ых годов, а через десятилетие производство и вовсе сошло на нет.

история каргопольской игрушки

В 1930-ом году созданием незатейливых глиняных фигурок занималось несколько мастеров в деревне, которые считали это не работой, а хобби. К 1950-ому году осталась всего одна мастерица, создающая игрушки. Она обжигала их по-домашнему, в собственной печке, а для придания прочности засыпала углями, ожидая, когда фигурки прокалятся. Для росписи ремесленница использовала старые краски. Изменился внешний вид изделий позже, когда мастерица стала известна за пределами своей области и добрые люди начали присылать ей новые материалы. Тогда каргопольские фигурки стали красочнее, хотя стилистика не изменилась.

Сейчас ее работы выставлены во многих музеях народного промысла, а в Каргополе создан музей каргопольской глиняной игрушки, где собраны лучшие экспонаты гончарного ремесла из этой области.

Виды каргопольских игрушек

разные каргопольские игрушки

В каргопольских игрушках преобладает деревенская тематика. Местные мастера с большей охотой изображали простых русских людей – крестьян, которые работают в поле; пахарей и сеятелей, отдыхающих во время обеденного перерыва; женщин, стирающих белье и нянчащих детей. Обычно люди в этих глиняных изделиях очень трудолюбивы: они сеют поле, кормят скот, готовят еду, собирают урожай или выполняют домашние обязанности. Но было место и праздничной тематике, здесь ремесленники изображали танцующие пары, веселящихся музыкантов с гармошками и резвую детвору, радующуюся гуляниям.

о каргопольской игрушке

Создавали и животных, как настоящих, так и вымышленных. Самый известный персонаж - полуконь-получеловек Полкан, изображенный в военной форме с орденами. Были и другие герои древнерусских легенд, например, двухголовой конь или птица Сирин.

Некоторые настоящие животные также получали некое очеловечивание, им прорисовывали одежду, обустраивали быт, даже давали музыкальные инструменты. В фигурках участвовала все фауна, знакомая русскому человеку – медведи, лоси, бараны, кошки, собаки, птицы, лошади.


Каргопольские игрушки не прорабатывались детально, многие элементы одежды или аксессуары были изображены схематично. Наряды были яркими, заметными. Женщин часто наряжали в длинные сарафаны, заплетали волосы в косу, на шею вешали бусы, а в руки давали или сверток с младенцем или блюда с едой. Мужские образы обладали густой бородой, шапкой или шляпой для защиты от солнца, расписной рубахой, свободными шароварами и высокими сапогами на небольшом каблуке.


Образы традиционного каргопольского ремесла наполнены скрытым смыслом. Например, фигурка обычной женщины была символом Земли, плодородия, кормилицей-матушкой. Именно она пробуждала природу от зимней спячки, давала богатый урожай осенью и спасала в голодные времена. А медведь считался хозяином леса, который мог, как разорвать неугодного путника на части, так и щедро одарить лесными дарами и привести к выходу из чащи. Рогатые животные, как олень или баран, символизировали небо и солнце. Согласно многим преданиям, оказавшим влияние на гончарное дело, рога освещают людям путь, приводят к истине. Полкан же, являющийся скрещением человека и коня, был защитником людского народа от всех бед и напастей. При любой опасности он закрывал широкой грудью народ, отражая нападки судьбы.

Технология изготовления

изготовление игрушки

Первоначальный этап – подготовка материала. Каждый мастер сам выбирает способ: кто-то изначально подсушивает глину, а потом превращает в порошок и смешивает с водой; кто-то сперва замешивает до состояния теста и подсушивает; кто-то и вовсе обходится без сушки.

Фигурки лепятся из цельного куска, иногда с добавлением дополнительных элементов. Каргопольским игрушкам свойственна простота в исполнении, поэтому глине придают самые незатейливые формы в виде силуэта человека или животного. Образ героя передается обобщенно, несколько примитивно.

обжиг игрушки в домашней печи

После придания формы следует обжиг, которые многие мастерицы производили в домашних печах. После тепловой обработки изделие необходимо было поместить в густой раствор из муки. Пригоревшая мука создавала на поверхности причудливые темные узоры, которые в дальнейшем покрывались красками. Подобная технология давала фигурке рельефность и объем.

Завершающий этап – покраска изделия. Раньше ремесленники смешивали красящий пигмент с мелом, что придавало игрушке светлый оттенок.

Роспись каргопольской игрушки


Изделия из Архангельской области не могут похвастаться наличием богатой цветовой палитры. Чаще всего использовали оттенки красного, зеленого, желтого и синего. Предпочтение отдавали ярким и насыщенным цветам.

На фигурки всегда имелся узор - люди получали его в качестве декора к одежде, а животным орнамент наносился на рога или конечности. Сам узор был незатейливым и примитивным: простые и волнистые линии, круги, треугольники, цветочный орнамент. Присутствовала и символика из древней Руси: символичное изображение солнца, неба и луны. Были и стихийные знаки, как огонь, земля и вода.

Тест по изобразительному искусству, 5 класс, для проверки знаний, полученных в учебном году.

ВложениеРазмер
itogovyy_test_po_izo_5_klass.docx 17.73 КБ

Предварительный просмотр:

Итоговый тест по изобразительному искусству

на промежуточной аттестации

Какая из этих росписей – по металлу?

Декоративная композиция (в окне, двери) из цветного стекла или другого материала пропускающего свет называется

Искусство украшения предметов быта художниками и народными умельцами

В. Декоративно-прикладное искусство

Композиция из различных символов и знаков, которая отражала степень знатности рода, основные занятия и заслуги представителей рода перед государством

В женском народном костюме понева это -

Г. Головной убор

В какой части дома находился конь-охлупень?

А. На крыше дома

Что означает слово «декор» в переводе с латинского языка?

Традиционным мотивом египетского орнамента является стилизованное изображение…

А. Цветка лотоса

Б. Морской раковины

В. Цветка хризантемы

Г. Сказочного животного

Название росписи по дереву с яркими розанами, купавками, зелёными веточками

Какие цвета используют для Гжельской росписи?

А. Красный, жёлтый, чёрный

Б. Белый, зелёный, красный

Из какого материала создавали дымковские, филимоновские игрушки?

Б. Из пластмассы

Разновидность декоративно-прикладного искусства, где изображение собирается из смальты, цветного стекла, натурального камня или керамической плитки

В Древнем Китае жёлтый цвет и дракон были символами

Б. Придворной дамы

В. Военного чиновника

Выберите верное определение: «Геральдика – это…»

А. Наука о денежных знаках

Б. Наука о гербах и их прочтении

В. Наука о марках

Г. Наука об открытках

Определи по изображению, какой народной игрушке принадлежат элементы данной росписи?

А. Филимоновской игрушке

Б. Каргопольской игрушке

В. Дымковской игрушке

Г. Гжельской игрушке

Какой цвет НЕ используют в хохломской росписи?

Символические изображения солнца в виде розеток с узорами внутри окружности, земли в виде ромбов, прямоугольников, воды в форме вертикальных и горизонтальных линий. Как называются такие изображения?

А. Солярные знаки

Б. Геральдические знаки

Узор, основанный на повторе и чередовании составляющих его элементов

Образ получеловека – полуконя, получивший распространение в каргопольской игрушке

Стиль, который господствовал в интерьерах дворцов 17 века

По теме: методические разработки, презентации и конспекты


Итоговый тест по изобразительному искусству в 5 классе за 1 четверть

Данная презентация позволяет быстро проверить знания учащихся и выявить пробелы за 1 четверть по теме "древние корни народного искусства". Тест состоит из 2 вариантов по 20 вопросов в каждом. Также пр.


Итоговый тест по изобразительному искусству

Здесь показаны тесты по изобразительному искусству (Цветоведение) .


Итоговый тест по изобразительному искусству 6 класс

Итоговый тест по изобразительному искусству для 6 класса по программе Б.М.Неменского.


Итоговый тест по изобразительному искусству в 5 классе

Итоговый тест по изобразительному искусству в 5 классе можно использовать для проведения промежуточной аттестации.


Итоговый тест по изобразительному искусству в 7 классе

Итоговый тест по изобразительному искусству в 7 классе можно использовать для проведения промежуточной аттестации.


Контрольно-измерительные материалы для проведения промежуточного мониторинга и итоговой контрольной работы за 1 класс в виде теста по изобразительному искусству.

От рисования любой ребёнок получает только пользу: оно развивает память, внимание, мелкую моторику, учит ребенка думать и анализировать, соизмерять и сравнивать, сочинять и воображать. В процессе.

Итоговый тест по изобразительному искусству на промежуточной аттестации 6 класс

В конце учебного года проводим промежуточную итоговую аттестацию учащихся по каждому предмету, с целью проверки усвоенных знаний. Предлагаю тест для 6 класса по изобразительному искусству .

Полкан - славянский кентавр

ПОЛКАН (Палкан, Полкановиц, Чудище-Полканище, Полкан-Богатырь) – дух со сверхъестественной силой и невообразимой прыткостью бега, имеющий до пояса человеческое телосложение, а ниже пояса телосложение коня. Аналог греческого кентавра, хотя с существенными отличиями.

Тот факт, что он помогал людям в битвах и сражениях имеет большое отражение в легендах и мифах. Поэтому он даже изображен на обережных орнаментах древних славян и является неотъемлимым образом традиционных русских керамических игрушек.


Вот что читаем в описании к такой игрушке: «Полкан, огромный и добрый богатырь, защитник людей от сил зла. Он наполовину бравый генерал: грудь у него крепкая, лицо круглое с большой окладистой бородой, а туловище - как у коня, и на ногах копыта. На груди Полкана - лучистое солнышко. Полкан в каргопольской игрушке - это образ неодолимо могучего богатыря. Очень редко лепили Полкана удалым и молодцеватым, обычно он статный "стар матёр человек".

Упоминания о полканах в русской письменной традиции начинаются с 11 века. Известны многочисленные изображения полканов, например на стенах Дмитриевского собора во Владимире (1194 г.) или на стенах Георгиевского собора в Юрьеве-Подольском (1230 г.).


Славяне считали Полкана полубогом и приписывали этому существу неимоверные силу и прыткость. Считали, что Полкан может одним прыжком преодолеть расстояние в семь вёрст. Полкан - персонаж из рассказа о Бове-королевиче, и сначала он выступал в повести как враг Бовы, но после сражения с ним Полкан стал его верным другом и соратником во всех сражениях.

Он считается практически неуязвимым. Но герой помнит и отлично знает, что должен погибнуть от львиного когтя. Вот он и погиб, когда защищал детей и жену Бовы от когтей и клыков хищных и кровожадных львов.

Имя его, ставшее кличкой большинства русских деревенских собак, вовсе нерусское. Оно латинско-итальянское и происходит от Pulicane — «полупес» (значит, еще один псоглавец, но только на Руси?).

Полкан. Роспись на крышке сундука. Великий Устюг, XVII век


Давайте спросим у фольклористов. Полкан известен в русской литературе давно: «Азбуковник» XVII в. сообщает, что Полкан — получеловек, полуосел, и это, вероятно, отражение античных представлений о кентаврах. Помимо народного эпоса, имя Полкан стало нарицательным для людей необыкновенной силы.

Так, в лубочной сказке XVIII в. о Добрыне полканы (народ) собираются на битву целыми полками. Вид их ужасен: руки и лица в крови, глаза светятся как раскаленное железо, с дыханием их вылетает пламя; они мечут камни величиною с горы и тучи трехсаженных стрех. Лубочная сказка выводит их из «за-астраханских степей».


Проводником в народную среду представлений о богатыре Полкане были переводы итальянской повести о Бове, из которых древнейший известен по белорусской рукописи XV в., изданной академиком А. Веселовским. В XVIII в. повесть о Бове является в целом ряде лубочных картин, иллюстрирующих либо всю повесть, либо отдельный ее эпизод — борьбу Бовы с Полканом.

Из лубочной сказки о Бове Полкан переходит в такие же сказки об Илье Муромце и Добрыне, в сказку об Иване-богатыре, крестьянском сыне, где Иван побеждает Полкана, напавшего на китайское царство.


Полкана крылатого называли Китоврас. Он приобретает крылья, причем последние располагаются не в области плечевого пояса лошади (как у некоторых парфянских изображений), а за спиной человеческого торса.

Такой полкан обычно изображался в короне (Новгород 1336 г.). В колдовских стихах Полкан - спаситель "солнцевой девы" от змея.

Китоврас из Сборника Кирилло-Белозерского монастыря (книгописец Ефросин). XV в.

Существует ещё несколько древнерусских книжных легенд, связанных с именем Полкана - Китовраса. Согласно русской версии легенды, царь Соломон нуждался в помощи Китовраса для того, чтобы построить Иерусалимский храм.

При посредстве обмана и цепи с заклятием именем Божьим Китовраса ловят и приводят к Соломону. Китоврас научает его, как добыть у чудесной птицы шамир (шамур, по одним толкованиям — алмаз, по другим — волшебный червь), с помощью которого можно тесать камни, избегая согласно ритуальным предписаниям, использования железных орудий.

Характерны мотивы состязания Китовраса и Соломона в мудрости. По завершении строительства Соломон говорит Китоврасу, что его сила не превышает человеческой, так как его удалось поймать. В ответ Китоврас просит снять с него цепь с заклятием и дать ему волшебный перстень Соломона. Когда это исполняется, Китоврас забрасывает Соломона в далекую страну, наказывая его таким образом за гордыню.


Легенды о Соломоне и Китоврас получили на Руси самостоятельное развитие. В них о Китоврасе рассказывается, что он был родным братом Соломона, сыном царя Давида. Поимка Китовраса связывается с предательством его неверной жены (восточный сказочный мотив), которую Китоврас носил в ухе.

Царь Соломон и Китоврас. Клеймо Васильевских врат. 1335–1336 гг. Софийского собора в Новгороде. Надпись верху изображения: «Китоврас мече(т) братом своим Соломоном на Обетованную землю за слово»

Еще одна легенда, известная по списку 17 в., повествует о похищении Китоврасом жены царя Соломона. Здесь Китоврас также брат Соломона, царь, правящий в соседнем граде.

Он наделен чертами оборотня — днем в виде человека правит людьми, а ночью в виде “зверя Китовраса” — зверями. Китоврас обманом похищает неверную жену Соломона. Последний отправляется за ней, спрятав войско в лесу.

Жена узнает Соломона и предает его Китоврас Соломон просит казнить его по-царски, перед повешением ему разрешено сыграть на рожке. Появляется войско Соломона и освобождает царя, а на приготовленной виселице вешают Китовраса и неверную жену.

Читайте также: