Образы игрушек в музыкальных произведениях

Обновлено: 01.05.2024

Презентация к уроку музыки "Игры и игрушки" в 3 классе (слайды с изображением игрушек, названиями детских муз. произведений).

ВложениеРазмер
igry_i_igrushki._muzyka_3_klass.pptx 1.54 МБ
Онлайн-тренажёры музыкального слуха

Теория музыки и у У пражнения на развитие музыкального слуха для учащихся музыкальных школ и колледжей

Современно, удобно, эффективно

Предварительный просмотр:

Подписи к слайдам:

«Игры и игрушки в музыке». 3 класс, раздел «День, полный событий». Д.Г.Малькова

Каждый человек в детстве любил играть в разные игры, любил играть с игрушками- куклами, медвежатами, солдатиками, машинками и др. Каждый день в играх проживалась какая-то жизненная ситуация- настоящая или придуманная, маленький человек учился жизни.

Композиторы разных стран, разных веков писали музыку для детей, в которой есть образы игрушек, детских игр и забав. Всем известен «Детский альбом» П.Чайковского , в котором звучат пьесы «Болезнь куклы», «Новая кукла», «Марш деревянных солдатиков», «Игра в лошадки». У композитора М.Мусоргского есть пьеса «С куклой». Пьесу «Деревянные лошадки написал Б.Дварионас , и в ней словно слышится, как стучат копытца игрушечных деревянных лошадок . Как ты думаешь, для чего композиторы- взрослые люди- писали музыку для детей?

Знакома ли вам песенка «Ёжик резиновый»? Стихи Ю.Мориц , музыка С.Никитина . По роще калиновой, по роще осиновой, На именины к щенку В шляпе малиновой шёл ёжик резиновый С дырочкой в правом боку. Были y ёжика зонтик от дождика, Шляпа и пара калош . Божьей коровке, цветочной головке Ласково кланялся ёж… Песня появилась в 20 веке, она добрая, с некоторой грустинкой, слушая или исполняя её, можно представить небольшую историю про ёжика.

А вот ещё красивая, добрая песенка о том, как вырастают дети и забывают свои любимые игрушки. Стихи Е.Крыловой , музыка В.Беляевой . Тик так тик тики так,Тик так тик тики так. Тики так. Тик так тик так. Тик так тик тики так. Тик так тик тики так. Тики так. Тик так тик так. Зайцы , белочки и мишки, Вместе мы читаем книжки, В дочки-матери играем, Вам секреты доверяем И большими вырастаем. Старые игрушки, куклы и петрушки - Наши верные друзья, Позабыть их нам нельзя. И следят за нами добрыми глазами Наши верные друзья . Старых кукол почему-то Не заменит нам компьютер. Вновь кладём мы под подушку Нашу старую игрушку, Нашу верную зверушку…

По теме: методические разработки, презентации и конспекты


презентация к уроку в 5 классе "Древние образы в современных народных игрушках"

Данная перезентация поможет учителю раскрыть тему о традиционной глиняной игрушке. Урок №1 во 2 четверти по программе Б.Неменского. .


презентация для уроков по ИЗО "Первоначальное понятие о народной игрушке"

данная презентация может использоваться для уроков по ИЗО. Для ознакомления с понятием о народной игрушке и ее видах.


презентация открытого урока "Дымковские игрушки" (История искусств)

В давние времена жители одной слободы, от мала до велика, лепили глиняную игрушку к весенней ярмарке. Зимой вся слобода в дыму оттого, что топят печи, обжигают игрушки для того, чтобы они были прочным.

Презентация к уроку изобразительного искусства "Дымковская игрушка"

Родиной дымковской игрушки является Дымковская слобода, которая находится неподалеку от города Вятка. Форма игрушек. Декор игрушки. Материал.


Презентация к уроку ИЗО "Богородская игрушка"

Презентация к уроку ИЗО в 5 классе по программе Неменского.

Презентация к уроку "Мягкая игрушка"

Цели и задачи:- расширение знаний и умений в области применения различных материалов,-познакомить с применением простейших выкроек, с приёмами вырезания и сшивания деталей с использованием.


Презентация к уроку изложения "Дымковская игрушка"

Презентация создана для проведения урока развития речи - написание изложения с элементами сочинения.

ИСКУССТВО / ART / МУЗЫКАЛЬНЫЕ ПРОИЗВЕДЕНИЯ / МУЗЫКАЛЬНЫЙ ОБРАЗ / MUSICAL IMAGE / ИГРУШКА / ДЕТСТВО / CHILDHOOD / ВООБРАЖЕНИЕ / IMAGINATION / ТВОРЧЕСТВО / CREATIVITY / ВОСПРИЯТИЕ МИРА МУЗЫКИ / PERCEPTION OF THE WORLD OF MUSIC / MUSIC TOY

Аннотация научной статьи по искусствоведению, автор научной работы — Алексеева Л.Л.

В статье рассматривается специфика воплощения детской игрушки в музыкальном творчестве некоторых отечественных и зарубежных композиторов. На примере музыкальных произведений различных форм и жанров дан обобщенный музыкальный образ детской игрушки , показана тематика и особенности, раскрыты основные средства музыкальной выразительности. Автор подчеркивает роль музыкальных сочинений об игрушке для развития у детей творческого воображения , музыкального слуха, понимания выразительных и изобразительных особенностей музыки, формирования восприятия музыки как вида искусства .

Похожие темы научных работ по искусствоведению , автор научной работы — Алексеева Л.Л.

О музыкальности русской хореографии первой трети ХХ столетия и ее диалоге с «Чистой», непрограммной музыкой

The image of children''s toys in the Works of Russian and foreign composers

The article discusses the specifics of incarnation children's toys in the musical creativity of some domestic and foreign composers. For example, musical works of various forms and genres Dan generalized musical image of children's toys, shows the subject and features, the basic means of musical expressiveness. The author emphasizes the role of musical compositions on the toy for children the creative imagination , musical ear, understanding of the expressive and fine features music, formation of the perception of music as an art form.

Текст научной работы на тему «Образ детской игрушки в творчестве отечественных и зарубежных композиторов»

Humanity space International almanac VOL. 5, No 4, 2016: 584-589

Образ детской игрушки в творчестве отечественных и зарубежных композиторов

Федеральное государственное бюджетное научное учреждение

«Институт художественного образования и культурологии Российской

119121, г. Москва, ул. Погодинская, д. 8, корп. 1

Ключевые слова: искусство, музыкальные произведения, игрушка, детство, воображение, творчество, музыкальный образ, восприятие мира музыки. Key words: art, music toy, childhood, imagination, creativity, musical image, perception of the world of music.

Резюме: В статье рассматривается специфика воплощения детской игрушки в музыкальном творчестве некоторых отечественных и зарубежных композиторов. На примере музыкальных произведений различных форм и жанров дан обобщенный музыкальный образ детской игрушки, показана тематика и особенности, раскрыты основные средства музыкальной выразительности. Автор подчеркивает роль музыкальных сочинений об игрушке для развития у детей творческого воображения, музыкального слуха, понимания выразительных и изобразительных особенностей музыки, формирования восприятия музыки как вида искусства.

Abstract: The article discusses the specifics of incarnation children's toys in the musical creativity of some domestic and foreign composers. For example, musical works of various forms and genres Dan generalized musical image of children's toys, shows the subject and features, the basic means of musical expressiveness. The author emphasizes the role of musical compositions on the toy for children the creative imagination, musical ear, understanding of the expressive and fine features music, formation of the perception of music as an art form.

[Alekseeva L.L. The image of children's toys in the Works of Russian and foreign composers]

В творческом наследии отечественных и зарубежных композиторов музыке для детей отводится важное место. Мир искусства с его красочными художественными образами, характер и содержание музыки, понятный и доступный для детского восприятия музыкальный язык широко известных сочинений не оставляет равнодушным и современное молодое поколение, увлеченное гаджетами и другими подобными

техническими «игрушками». В числе наиболее популярных и любимых сочинений для исполнения в детских музыкальных школах, а также для ознакомления на музыкальных занятиях в дошкольных учреждениях, системе общего и дополнительного музыкального образования, назовем «Детский альбом» П.И. Чайковского, «Альбом для юношества» Роберта Шумана, вокальный цикл «Детская» М.П. Мусоргского, «Лирические пьесы» Эдварда Грига, «Детский уголок» Клода Дебюсси, «Детскую музыку» С.С. Прокофьева, «Танцы кукол» и «Детскую тетрадь» Д.Д. Шостаковича, многочисленные детские пьесы Д.Б. Кабалевского, «Музыкальные игрушки» и «Песенки-считалки», «Дюймовочка» и другие фортепианные пьесы С.А. Губайдуллиной, фортепианные циклы для детей и юношества С.М. Слонимского («От пяти до пятидесяти», «Первые шаги на клавиатуре», «В виртуальном мире» и др.).

Среди удивительных и неповторимых музыкальных образов детской музыки - картин природы и быта, изображений сказочных и причудливых персонажей, воплощения переживаний, впечатлений, раздумий ребенка и т.д., - особый интерес представляют сочинения, посвященные детской игрушке как таковой, с ее характерным музыкальным обликом в плане яркости и специфики воплощения, средств музыкальной выразительности. И таковых сочинений в программной музыке, пробуждающей и «оживляющей» творческое воображение детей, тоже можно найти немало. Например: «Болезнь куклы», «Похороны куклы», «Новая кукла», «Марш деревянных солдатиков» из «Детского альбома» П.И. Чайковского; «С куклой» из вокального цикла «Детская» М.П. Мусоргского; «Серенада кукле» и «Кукольный кэйк-уок» из сюиты Клода Дебюсси «Детский уголок»; «Заводная кукла» из «Детской тетради» и «Танцы кукол» Д.Д. Шостаковича; «Дюймовочка» С.М. Слонимского, написанная по известной сказке Г.Х. Андерсена.

Напомним также и о герое театра кукол Петрушке, а также о ярком комическом персонаже французского народного театра Полишинеле, чьи причудливые образы неоднократно воплощены в музыкальном творчестве широко известных композиторов: песня «Петрушка» И. Брамса, пьеса-фантазия для

фортепиано «Полишинель» С.В. Рахманинова, интереснейшее сочинение для фортепиано «Полишинель» из сюиты «Семья малыша» Эйтора Вилла-Лобоса и др. Как правило, с самого раннего детства каждому ребенку хорошо знаком и кукольный персонаж Буратино, а также популярнейшая музыка Алексея Рыбникова к кинофильму «Приключения Буратино» (1975, режиссер Леонид Нечаев). Самобытная, оригинальная детская игрушка стала названием и своеобразной основой «очеловеченной» музыкальной истории для двух всемирно известных произведений искусства, сочинений русских композиторов - балета «Петрушка» И.Ф. Стравинского и балета «Щелкунчик» П.И. Чайковского.

Несмотря на имеющееся в мировом музыкальном искусстве разнообразие крупных и малых сочинений, так или иначе раскрывающих образ детской игрушки, все они имеют яркое, оригинальное программное название, изначально дающее мощный импульс развитию творческого воображения у детей. Это закономерно и естественно предопределяет выбор композитором соответствующей формы, жанра и необходимых средств музыкальной выразительности для воплощения замысла (темп, лад, ритм, тембр и т.д.). Например, знакомые пьесы Эдварда Грига «Шествие гномов» и «Танец эльфов» из его «Лирических пьес», «Игра в лошадки» из «Детской музыки» С.С. Прокофьева, «Скакалочка» Д.Б. Кабалевского с достаточно хорошо известными, классическими, и так называемыми традиционными, композиторскими приемами, в том числе «изобразительными интонациями», доступностью для детского восприятия, эмоциональностью и выразительностью, соответствующей мелодикой, фактурой и т.д. Или «Компьютерный робот» С.М. Слонимского, где пьесу можно исполнять сидя или стоя, при этом для изображения характерного для компьютера тембра обязательно зажимаются струны среднего регистра инструмента, к тому же не применяется педаль и вынимается пульт из рояля.

Образы счастливого детства, фантазий и мечтательности воплощены Клодом Дебюсси в сюите «Детский уголок», посвященной композитором своей дочери. Две пьесы из сюиты -«Серенада кукле» и «Кукольный кэйк-уок», - по тематике,

эмоциональной содержательности и выразительности интонаций как нельзя более гармонично и красочно передают мир всевозможных детских игрушек и первых шаловливых игр, наполненных воображаемыми и реальными героями. «Серенада» по своей мягкости и плавности как бы «распускающейся» мелодии словно «недоговаривает» что-то, увлекая при этом в мир творческих загадок и детских вымыслов. «Кэйк-уок» как афроамериканский «танец-пирожное» (или буквально «прогулка с пирогом») сохраняет у Дебюсси характерные интонации, синкопированный «острый» ритм народного танца с подражанием звучанию эстрадного оркестра. А сам по себе перевод названия для современных детей - это еще одна возможность творческой интерпретации, пластического интонирования, исполнительской, танцевальной импровизации на занятиях и уроках искусства (Кремлев, 1965).

Характерной особенностью музыкальных сочинений, так или иначе раскрывающих образ детства, детской игрушки и веселых игр, является также гениальная способность их создателей - композиторов, - видеть и воспринимать окружающий мир «глазами и душой ребенка». Это особое качество присуще выдающимся деятелям музыкального искусства, и рождается, наверное, из вдумчивых наблюдений за повседневной жизнью маленьких детей, непосредственного и простого общения с ними «на равных», непостижимого для обычных людей умения композиторов мыслить музыкальными образами как ребенок, «по-детски». Уникальным примером удивительного отражения мира детства и детской игрушки в музыкальном искусстве является вокальный цикл М.П. Мусоргского «Детская».

Все песни цикла, слова к которым написаны самим композитором, раскрывают самые разные эпизоды из детской жизни, посвящены детству, его различным приятным, неожиданным и таинственным событиям. И лишь одна песня «С куклой» (иначе «Колыбельная»), посвященная М.П. Мусоргским своим маленьким племянникам, в определенной степени несет в себе и музыкальный образ детской игрушки. Девочка, от лица которой звучит песня, укачивает свою куклу «Тяпу», напевает слова няни о «сером

волке», «буке», «что во сне увидишь, мне про то расскажешь», и постепенно погружается в сказочный сон про «остров чудный», где «цветут и зреют груши наливные», «день и ночь поют птички золотые» и т.д. Мягкий и успокаивающий ритм «баюканья», нежность и мечтательность напева, сказочность фортепианного сопровождения словно «ведут» ребенка в мир волшебства и сладких, светлых грез. Умиротворенное состояние, ласковость мелодических интонаций и их легкое покачивание создают и соответствующий, «живой» музыкальный образ детской игрушки, по-настоящему семейный и добрый (Федякин, 2009).

Примером современной музыки для детей и самобытных музыкальных образов детской игрушки могут быть фортепианные миниатюры «Музыкальные игрушки» крупнейшего композитора второй половины XX века Софии Губайдулиной. Это четырнадцать музыкальных пьес с яркими, оригинальными названиями. Каждое из этих небольших программных сочинений, будь то «Заводная гармошка», «Лесные музыканты», «Снежные сани с бубенцами», «Медведь-контрабасист и негритянка» или «Волшебная карусель», «Птичка-синичка», «Дятел», звучит как глубоко личное воспоминание композитора о своем далеком детстве, радостных и важных событиях и впечатлениях, оставивших «музыкальный отзвук». Средства выразительности пьес-миниатюр при всей интонационной характерности и специфике современного музыкального языка с его «острыми» кластерами, элементами додекафонии и атональности, гармоническими

сопоставлениями, текучестью границ формы и т.п., подчинены одному - художественному отражению мира ребенка. И этот богатый и эмоциональный мир детства показан не упрощенным, но серьезным музыкальным языком (Алексеева, Школяр, 2012). Наверное, именно поэтому, фортепианные миниатюры «Музыкальные игрушки» Софии Губайдулиной исполняют не только юные пианисты, но и включают в свой концертный репертуар именитые, сложившиеся музыканты.

Отличительной чертой музыкальных произведений, написанных с искренней любовью к детям и так или иначе раскрывающих образ игры и детской игрушки, можно считать

необычайную потребность композиторов раскрыть растущему человеку мир музыкального искусства через понятный и доступный мир художественных образов. Напомним, что Фридрих Шиллер, основываясь на кантовском определении природы прекрасного как «незаинтересованного наслаждения», в «Письмах об эстетическом воспитании человека» представил развернутое обоснование теории игры как основы происхождения эстетического чувства и всей художественной деятельности человека (Шиллер, 1935: 459). По Шиллеру, чувство наслаждения в незаинтересованной игре человеку свойственно в высшей мере, ибо только в игре своих способностей он поднимается над грубой обыденностью и получает возможность к неограниченному совершенствованию.

Вероятно, отсюда рождается у гениальных музыкантов желание порадовать детей искусством, научить воспринимать мир музыкальных звуков и понимать его выразительные и изобразительные особенности, пробудить в растущем человеке все его творческие возможности, развить воображение и музыкальный слух. По большому счету, это можно назвать принципиально важным (скорее всего - педагогическим) подходом в сочинении музыки для детей - «мир детства глазами и душой взрослого музыканта». И при талантливом воплощении данного подхода каждое созданное музыкальное произведение для детей, о детях, их забавах и жизни следует считать вечным оригинальным музыкальным памятником детской игрушке.

Кремлев Ю.А. 1965. Клод Дебюсси. М.: Музыка. 792 с. - Серия «Классики

мировой музыкальной культуры». Федякин С.Р. 2009. Мусоргский. М.: Молодая гвардия. 160 с. - Серия «Жизнь

замечательных людей». Алексеева Л.Л., Школяр Л.В. 2012. Музыка. 2 класс: учебник для

общеобразовательных учреждений. М.: Мнемозина. 98 с. Шиллер Ф. 1935. Статьи по эстетике. Статья Георга Лукача, пер. А.Г. Горнфельда и Э.Л. Радлова, примеч. А.Г. Горнфельда, А.А. Сидорова; тит. л, заставки, концовки, переплет и суперобложка И.Ф. Рерберга. М.; Л.: ACADEMIA. LXXXVIII, 671 с.

МУЗЫКА ДЛЯ ДЕТЕЙ / КУКЛА / СЕМАНТИЧЕСКИЙ АНАЛИЗ МУЗЫКАЛЬНОГО ТЕМАТИЗМА / ПСИХОЛОГИЯ ДЕТСКОГО МУЗЫКАЛЬНОГО ВОСПРИЯТИЯ / PSYCHOLOGY OF CHILDREN’S MUSICAL RECEPTION / MUSIC FOR CHILDREN / DOLL / SEMANTIC ANALYSIS OF MUSICAL THEMATISM

Аннотация научной статьи по искусствоведению, автор научной работы — Базилевич Мария Владимировна

Рассматриваются образно-содержательные планы фортепианных произведений, предназначенных для слушания и исполнения ребенком и воплощающих разнообразные образы куклы . Исследование опирается на установки семантического метода анализа музыкального тематизма и положения психологии детского музыкального восприятия .

Похожие темы научных работ по искусствоведению , автор научной работы — Базилевич Мария Владимировна

Освоение фортепианного цикла «24 прелюдии» Д. Б. Кабалевского студентами-музыкантами с использованиемхудожественно-ассоциативного метода

IMAGES OF DOLL IN CHILDREN FORTEPIANO MUSIC

The article considers image-conceptual levels of fortepiano compositions, designed for audition and performance by the child, and embodying various images of the doll . The investigation is being based on the principles of semantic analysis of musical thematism and the positions of psychology of children’s musical reception .

Текст научной работы на тему «Образы куклы в детской фортепианной музыке»

ОБРАЗЫ КУКЛЫ В ДЕТСКОЙ ФОРТЕПИАННОЙ МУЗЫКЕ

Рассматриваются образно-содержательные планы фортепианных произведений, предназначенных для слушания и исполнения ребенком и воплощающих разнообразные образы куклы. Исследование опирается на установки семантического метода анализа музыкального тематизма и положения психологии детского музыкального восприятия.

Ключевые слова: музыка для детей, кукла, семантический анализ музыкального тематизма, психология детского музыкального восприятия

The article considers image-conceptual levels of fortepiano compositions, designed for audition and performance by the child, and embodying various images of the doll. The investigation is being based on the principles of semantic analysis of musical thematism and the positions ofpsychology of children's musical reception.

Keywords: music for children, doll, semantic analysis of musical thematism, psychology of children's musical reception

Проблематика настоящей работы связана с образно-содержательной сферой музыки, изучение которой является одним из приоритетов современного музыкознания. В статье рассматриваются средства музыкальной выразительности, направленные на воплощение образов куклы в произведениях, предназначенных для слушания и исполнения детьми. Материалами исследования являются сочинения зарубежных и отечественных композиторов XIX - XX вв.: П. И. Чайковского (1840-1893), Б. Мартину (1890-1959), Ж. Дандло (1895-1975), Д. Д. Шостаковича (1906-1975), Н. М. Пузея (1915-2000), И. В. Забегина (р. 1944) и др.

С куклой - уникальным культурным феноменом, имеющим древний мифоритуальный генезис, связано широкое и сложное поле смыслов. В детской музыке актуализируются прежде всего те из них, что могут быть поняты ребенком и соотнесены им с собственной деятельностью. Поэтому из широкого круга опусов, относящихся к заявленной теме, для анализа отобраны сочинения, посвященные игровой кукле - излюбленному атрибуту детских игр.

При значительном образном и жанровом разнообразии, богатстве языка музыка, имеющая своим адресатом детскую аудиторию, обладает одним общим свойством - ориентацией на особенности детского музыкального восприятия. Исследователи, изучающие проблемы восприятия музыки, сходятся во мнении, что этот процесс имеет ярко выраженные возрастные закономерности, поскольку значительную роль в нем играют не только свойства объекта (произведения), но и качества воспринимающего субъекта (исполнителя и слушателя) [7; 8]. Таким субъектом применительно к рассматриваемым в статье произведениям является ребенок старшего дошкольного - младшего школьного возраста (от 5-6 до 7-11 лет). По наблюдениям отечественных психологов и педагогов Л. С. Выготского [3] и

Д. Б. Эльконина [14], восприятие на данных ступенях онтогенеза отличается эмоциональной окрашенностью, целостностью представляемого образа; мышление имеет наглядно-образный характер; воображение репродуктивно и апеллирует к жизненному опыту ребенка. Отмеченные свойства психики отражаются и в специфике детского музыкального восприятия, которому присущ экстрамузыкальный характер, связанный с опорой на различные внему-зыкальные ассоциации [8, с. 74].

В связи со сказанным кажется неслучайным, что все анализируемые нами произведения программны. Программные заголовки пьес отсылают к разным сторонам жизненного опыта ребенка, знакомым игровым ситуациям. Так, названия пьес В. Л. Витлина «Вышли куклы танцевать» [2] и Н. М. Пузея «Кукла в бальном платье» [9] переносят слушателей в атмосферу кукольного праздника, наименования сочинений Ж. Дандло «Марш деревянных солдатиков» [4] и И. В. Забегина «Полковой капельмейстер» [5] предлагают ребенку пофантазировать о военных походах и сражениях. Стремясь к конкретизации музыкальных образов, композиторы обращаются к разным типам программности. В трилогии П. И. Чайковского «Болезнь куклы», «Похороны куклы», «Новая кукла» [10] проявляются черты обобщенной сюжетной программности. Однако для детской музыки более характерен тип программности картинной, к которому относятся портретные зарисовки, содержащие один неизменный образ.

Вместе с тем программность - лишь один из факторов, способствующих активному восприятию ребенком образного мира рассматриваемых пьес. Другой фактор заключается в опоре их музыкального тематизма на круг типовых интонаций, повторяющихся в разных произведениях и приобретающих в силу этого статус мигрирующих интонационных формул [11]. Представляется, что изучение подобного тематизма целесообразно

проводить с помощью метода семантического анализа музыкальной темы, восходящего к асафь-евской теории интонации [1] и детально разработанного Л. Н. Шаймухаметовой [11; 12]. В основу названного метода положена идея о наличии в музыкальном тексте устойчивых смысловых структур - интонационных оборотов с закрепленными значениями, аналогичных лексемам вербальной речи. Благодаря тому, что музыкальные лексемы обладают обязательными семантическими связями с предметами и явлениями окружающего мира, т. е. имеют экстрамузыкальную семантику, они оказываются доступными для восприятия и понимания детьми. Набор интонационных лексем, представленных в детских фортепианных миниатюрах, включает все группы формул, описанных Л. Н. Шаймухаметовой [12].

Так, речевые музыкальные лексемы возгласа, восклицания присутствуют в пьесе П. И. Чайковского «Новая кукла» [10], где изображается не только сама игрушка, но и восторженное состояние ребенка, радующегося долгожданному подарку. В качестве жанрового истока тематизма избран вальс. Однако быстрый темп, нетипичная фактурная организация сопровождения, чередование в мелодии секундовых ходов с широкими скачками, а также включение в нее пауз на второй доле такта, членящих мелодическую линию на короткие взволнованные возгласы, - все это позволяет говорить о некотором видоизменении первичного жанра. Речевые интонации мольбы и жалобы содержатся в пьесе «Больная кукла» Б. Мартину [6]. Звучание неаполитанской гармонии привносит в вальсовую тему настроение болезненной меланхолии. В среднем разделе сочинения короткие, сек-вентно повторяющиеся мелодические фразы «с трудом» достигают верхнего регистра и бессильно ниспадают обратно. Подобно лихорадочному пульсу больного ускоряется метроритмическая пульсация.

Наиболее часто в анализируемых произведениях встречаются интонации бытовой музыки. Музыкальными лексемами танцевальных жанров пронизаны сочинения В. Л. Витлина «Вышли куклы танцевать» [2], Б. Мартину «Бал кукол» [6], сюита Д. Д. Шостаковича «Танцы кукол» [13]. Особенность перечисленных пьес состоит в том, что в них героини предстают танцующими. Так, у Д. Д. Шостаковича в названиях миниатюр упоминаются вальс, полька, гавот, в сочинениях Б. Мартину и В. Л. Витлина безраздельно господствует вальс, на что указывают характерные признаки метроритма и фактуры. Наряду с лексемами танцевальных жанров большой популярностью в произведениях для детей пользуются формулы бытовой вокальной лирики, характерные для опусов Б. Мартину [6],

П. И. Чайковского [10], Д. Д. Шостаковича [13] и др. Так, Н. М. Пузей (пьеса «Кукла в бальном платье» [9]) использует в мелодике чувствительные ро-мансовые интонации, которые сочетаются с кокетливой паузой-«придыханием» на сильной доле такта, мелодизированной фактурой в аккомпанементе, что способствует созданию облика грациозной, нарядной, но несколько капризной красавицы.

Иные интонационные истоки обнаруживаются в пьесах «Марш деревянных солдатиков» Ж. Дандло [4] и «Полковой капельмейстр» И. В. Забегина [5], воплощающих образы игрушечных солдатиков. Тематизм сочинений включает в себя интонационные формулы звуковых сигналов-фанфар. Жанровые истоки марша прослеживаются в названиях пьес или характеристике темпа и характера движения (Tempo di Marcia). Общими чертами подобных сочинений являются движение мелодии по аккордовым звукам, а также пунктирный ритмический рисунок.

Несколько особняком в детской музыке стоят лексемы музыкальных инструментов, движения и пластики, а также риторических фигур. Присутствие в тематизме пьесы «Застенчивая кукла» Б. Мартину [6] знака бурдона и наигрышей-имитаций вызывает ассоциации с интонационными формулами народной инструментальной музыки. Впечатление застенчивости возникает благодаря пикантному сочетанию штрихов легато-стаккато, приглушенной динамике p-mf, прихотливым сменам метра, причудливой гармонизации темы параллельными аккордами. В трио мелодическая линия приобретает орнаментальный характер, имитируя фольклорный наигрыш. Ощущение недосказанности возникает в заключительном моменте трио, когда одиноко звучащая мелодия на фоне органного пункта pp неожиданно обрывается паузой продолжительностью в целый такт, после которой вновь звучит музыкальный материал первой части. Неожиданно выглядит использование барочной фигуры tirata mezza в тематизме миниатюры «Кукла-модница» Н. М. Пузея [9]. С помощью этой фигуры, а также неквадратного строения темы, чередования контрастных штрихов изображается своенравный характер героини. Комический эффект возникает благодаря сочетанию претенциозных мелодических оборотов и бодрой напористой ритмики. Музыкальные лексемы движения и пластики обнаружены лишь в одной миниатюре - «Гавоте» Д. Д. Шостаковича [13], где этикетные формулы поклона кавалера и женского реверанса служат семантическими знаками танцевального жанра и эпохи.

Следует подчеркнуть, что всем рассмотренным музыкальным образам куклы присуща условность, отсылающая к воображаемым ситуациям

детских ролевых игр. Эффект условности создается с помощью ряда приемов, среди которых главное значение имеют повторяемость мелодических оборотов и формул аккомпанемента, использование высокого регистра фортепиано.

Таким образом, есть все основания утверждать, что произведения, созданные в опоре на типовые интонации бытовой музыки и речи, содержащие программные заголовки, актуализирующие двигательный опыт и знакомые детям иг-

ровые ситуации, оптимально соответствуют экстрамузыкальному характеру детского восприятия. Напротив, включение в тематизм пьес малоизвестных детям этикетных формул движения и пластики, риторических фигур может создавать определенные трудности в постижении ребенком образного содержания пьес и указывать на предназначенность подобных произведений следующей возрастной группе юных исполнителей и слушателей.

1. Асафьев, Б. В. Музыкальная форма как процесс. Книги первая и вторая / Б. В. Асафьев. - Л.: Музыка, 1971. - 374 с.

2. Витлин, В. Л. Вышли куклы танцевать // Музыкальная шкатулка для детей младшего возраста [Ноты]: для фортепиано / Виктор Витлин [сост. А. Волкова]. - М.: Музыка, 1979. - Вып. 3. - С. 27.

3. Выготский, Л. С. Восприятие и его развитие в детском возрасте / Л. С. Выготский // Лекции по психологии. - СПб.: Союз, 1997. - 144 с.

4. Дандло, Ж. Сад Сильвии // Детские пьесы современных французских композиторов [Ноты]: для фортепиано / Жорж Дандло. - М.: Музыка, 1973. - Вып. 5. - С. 14.

6. Мартину, Б. Избранные пьесы для детей // Избранные пьесы [Ноты] : для фортепиано / Богуслав Мартину. - М.: Совет. композитор, 1985. - С. 32-47.

7. Назайкинский, Е. В. Психология музыкального восприятия / Е. В. Назайкинский. - М.: Музыка, 1972. - 240 с.

8. Психология музыкальной деятельности: теория и практика / под ред. Г. М. Цыпина. - М.: Академия, 2003. - 186 с.

9. Пузей, Н. М. Кукольный дом // Шесть пьес [Ноты]: для фортепиано / Николай Пузей. - Екатеринбург: Ярмарка-пресс, 2000. - С. 3-7.

10. Чайковский, П. И. Детский альбом [Ноты]: для фортепиано / Пётр Чайковский. - М.: Музыка, 1978. - С. 16-17.

11. Шаймухаметова, Л. Н. Мигрирующая интонационная формула и семантический контекст музыкальной темы: мо-ногр. / Л. Н. Шаймухаметова. - М.: ГИИ, 1999. - 266 с.

12. Шаймухаметова, Л. Н. Семантический анализ музыкальной темы / Л. Н. Шаймухаметова. - М.: РАМ им. Гнеси-ных, 1998. - 265 с.

13. Шостакович, Д. Д. Танцы кукол // Альбом пьес для детей [Ноты]: для фортепиано / Дмитрий Шостакович. - М.: Совет. композитор, 1954. - С. 12-39.

14. Эльконин, Д. Б. Психология игры / Д. Б. Эльконин. - М.: Педагогика, 1978. - 304 с.

Обращаем Ваше внимание, что в соответствии с Федеральным законом N 273-ФЗ «Об образовании в Российской Федерации» в организациях, осуществляющих образовательную деятельность, организовывается обучение и воспитание обучающихся с ОВЗ как совместно с другими обучающимися, так и в отдельных классах или группах.

В детской. Игры и игрушки.


Курс повышения квалификации

Актуальные проблемы развития исполнительских навыков учащихся в деятельности педагога ДМШ, ДШИ

Курс профессиональной переподготовки

Организация деятельности педагога дополнительного образования при обучении игре на гитаре

Курс повышения квалификации

Актуальные вопросы преподавания музыки в условиях реализации ФГОС


«Музыкальная терапия при нарушении сенсорной интеграции»

Рабочие листы и материалы для учителей и воспитателей

Более 2 500 дидактических материалов для школьного и домашнего обучения

Описание презентации по отдельным слайдам:

В детской. Игры и игрушки.

В детской.
Игры и игрушки.


Модест Петрович Мусоргский (1839-1881)- русский композитор.

Модест
Петрович
Мусоргский
(1839-1881)
- русский композитор.

«Детская»так называется вокальный цикл, созданный композитором на собственные.

«Детская»
так называется вокальный цикл, созданный композитором на собственные стихи.
В этих вокальных миниатюрах воплотились далекие воспоминания деревенского детства Мусоргского, а так же чуткие наблюдения жизни маленьких друзей композитора.

Образы маленьких героев и их окружение рисуют семь музыкальных картинок: «С.

Образы маленьких героев и их окружение рисуют семь музыкальных картинок:
«С няней»,
«В углу»,
«Жук»,
«С куклой»,
«На сон грядущий»,
«Кот Матрос»,
«Поехал на палочке»

5

«С няней»

Послушай песню «С няней». - Сколько в ней исполнителей? - Кто главный рассказ.

Послушай песню «С няней».
- Сколько в ней исполнителей?
- Кто главный рассказчик?
-Как музыкальные интонации подчеркивают выразительность речи каждого персонажа?

Расскажи мне, нянюшка, расскажи мне, милая, Про того, про буку страшного, Как.

Расскажи мне, нянюшка,
расскажи мне, милая,
Про того, про буку страшного,
Как тот бука по лесам бродил,
Как тот бука в лес детей носил,
И как грыз он их белые косточки,
И как дети те, кричали, плакали.
Нянюшка! Ведь за то их, детей-то,
бука съел,
Что обидели няню старую,
Папу с мамой не послушали;
Ведь за то он съел их, нянюшка?

Или вот что: расскажи, мне лучше про царя с царицей, Что за морем жили в тере.

Или вот что: расскажи, мне лучше
про царя с царицей,
Что за морем жили в терему богатом.
Ещё царь все на ногу хромал,
Как споткнётся, так гриб вырастет.
У царицы-то всё насморк был:
Как чихнёт - стёкла вдребезги!

Знаешь, нянюшка, ты про буку-то уж не рассказывай!
Бог с ним, с букой!
Расскажи мне, няня, ту, смешную-то!

«В углу»

Ах ты проказник! Клубок размотал, прутки растерял, Ах ты! все петли спустил.

Ах ты проказник!
Клубок размотал, прутки растерял,
Ах ты! все петли спустил!
Чулок весь забрызгал чернилами!
В угол! В угол!
Пошёл в угол!
Проказник!

Я ничего не сделал, нянюшка, Я чулочек не трогал, нянюшка! Клубочек размотал.

Я ничего не сделал, нянюшка,
Я чулочек не трогал, нянюшка!
Клубочек размотал котёночек,
И пруточки разбросал котёночек,
А Мишенька был паинька,
Мишенька был умница.
А няня злая, старая,
у няни носик-то запачканный.

Миша чистенький, причёсанный, А у няни чепчик на боку. Няня Мишеньку обидела.

Миша чистенький, причёсанный,
А у няни чепчик на боку.
Няня Мишеньку обидела,
напрасно в угол поставила.
Миша больше не будет любить свою
нянюшку, вот что!


«С куклой»

Какие интонации слышны в песне? Кому подражает девочка? Укачала ли она свою к.

Какие интонации слышны в песне?
Кому подражает девочка?
Укачала ли она свою куклу Тяпу?
Что вам рассказала об этом музыка?

Тяпа, бай, бай, Тяпа, спи, усни, Угомон тебя возьми! Тяпа! Спать надо! Тяпа.

Тяпа, бай, бай, Тяпа, спи, усни,
Угомон тебя возьми! Тяпа! Спать надо!
Тяпа, спи, усни, Тяпу бука съест,
серый волк возьмёт,
В тёмный лес снесёт.
Тяпа, спи, усни!

Петр Ильич Чайковский ( 1840-1893)- русский композитор

Петр
Ильич
Чайковский
( 1840-1893)
- русский композитор

Композитор посвятил «Детский альбом» племяннику- Володе Давыдову. Музыкальны.

Композитор посвятил «Детский альбом» племяннику- Володе Давыдову.
Музыкальный альбом состоит из 24 пьес.
Какие пьесы вам знакомы?

СПАСИБО ЗА ВНИМАНИЕ.

  • подготовка к ЕГЭ/ОГЭ и ВПР
  • по всем предметам 1-11 классов

Рабочие листы и материалы для учителей и воспитателей

Более 2 500 дидактических материалов для школьного и домашнего обучения

«Такие разные дети: преимущества тьюторской позиции учителя»

Свидетельство и скидка на обучение каждому участнику

Дистанционные курсы для педагогов

Видеолекции для
профессионалов

  • Свидетельства для портфолио
  • Вечный доступ за 120 рублей
  • 311 видеолекции для каждого

Найдите материал к любому уроку, указав свой предмет (категорию), класс, учебник и тему:

5 919 751 материал в базе

Материал подходит для УМК

«Музыка», Критская Е.Д., Сергеева Г.П., Шмагина Т.С.

День, полный событий

«Интеграция современного искусства в детское творчество»

Свидетельство и скидка на обучение
каждому участнику

Ищем педагогов в команду «Инфоурок»

  • ЗП до 91 000 руб.
  • Гибкий график
  • Удаленная работа

Другие материалы

  • Учебник: «Музыка», Критская Е.Д., Сергеева Г.П., Шмагина Т.С.
  • Тема: Музыка и ты
  • Учебник: «Музыка», Критская Е.Д., Сергеева Г.П., Шмагина Т.С.
  • Тема: Музыка вокруг нас

«Практический подход в работе с утратой смысла жизни: логотерапия»

Свидетельство и скидка на обучение каждому участнику

Вам будут интересны эти курсы:

  • Курс повышения квалификации «Педагогическая риторика в условиях реализации ФГОС»
  • Курс профессиональной переподготовки «Организация и предоставление туристских услуг»
  • Курс повышения квалификации «Введение в сетевые технологии»
  • Курс повышения квалификации «Разработка бизнес-плана и анализ инвестиционных проектов»
  • Курс повышения квалификации «Финансы: управление структурой капитала»
  • Курс профессиональной переподготовки «Организация деятельности преподавателя детской хореографии»
  • Курс повышения квалификации «Музыкальное развитие детей в соответствии с ФГОС ДО»
  • Курс профессиональной переподготовки «Музыка: теория и методика преподавания в профессиональном образовании»
  • Курс профессиональной переподготовки «Теория и методика музейного дела и охраны исторических памятников»
  • Курс профессиональной переподготовки «Музыка: теория и методика преподавания в сфере начального общего, основного общего, среднего общего образования»
  • Курс профессиональной переподготовки «Музыка: теория и методика преподавания в сфере дошкольного образования»
  • Курс профессиональной переподготовки «Управление качеством»
  • Курс профессиональной переподготовки «Стандартизация и метрология»

Оставьте свой комментарий

  • 03.02.2016 19369
  • PPTX 22.7 мбайт
  • 2180 скачиваний
  • Рейтинг: 4 из 5
  • Оцените материал:

Настоящий материал опубликован пользователем Пятнова Ирина Николаевна. Инфоурок является информационным посредником и предоставляет пользователям возможность размещать на сайте методические материалы. Всю ответственность за опубликованные материалы, содержащиеся в них сведения, а также за соблюдение авторских прав несут пользователи, загрузившие материал на сайт

Если Вы считаете, что материал нарушает авторские права либо по каким-то другим причинам должен быть удален с сайта, Вы можете оставить жалобу на материал.

Автор материала

40%

Московский институт профессиональной
переподготовки и повышения
квалификации педагогов

Дистанционные курсы
для педагогов

663 курса от 690 рублей

Выбрать курс со скидкой

Выдаём документы
установленного образца!

63 минуты

«Как пережить подростковый возраст»

36 минут

«Основы коучинга как инструмент саморазвития»

36 минут

«Вспомни, что сказал учитель?. Упражнения для младших школьников на развитие памяти.»

Подарочные сертификаты

Ответственность за разрешение любых спорных моментов, касающихся самих материалов и их содержания, берут на себя пользователи, разместившие материал на сайте. Однако администрация сайта готова оказать всяческую поддержку в решении любых вопросов, связанных с работой и содержанием сайта. Если Вы заметили, что на данном сайте незаконно используются материалы, сообщите об этом администрации сайта через форму обратной связи.

Все материалы, размещенные на сайте, созданы авторами сайта либо размещены пользователями сайта и представлены на сайте исключительно для ознакомления. Авторские права на материалы принадлежат их законным авторам. Частичное или полное копирование материалов сайта без письменного разрешения администрации сайта запрещено! Мнение администрации может не совпадать с точкой зрения авторов.

Обращаем Ваше внимание, что в соответствии с Федеральным законом N 273-ФЗ «Об образовании в Российской Федерации» в организациях, осуществляющих образовательную деятельность, организовывается обучение и воспитание обучающихся с ОВЗ как совместно с другими обучающимися, так и в отдельных классах или группах.

ДЕТСКАЯ МУЗЫКА ВТОРОЙ ПОЛОВИНЫ XX ВЕКА

С.А. Губайдуллина. Фортепианный цикл «Музыкальны е игруш ки » .


Росинка упасть боится

На цветок. Печалится он,

Что век её так недолог!

японск ий поэт Соги

Сочинения композиторов второй половины ХХ века, на писанные для детей, особо притягательны тем, что их содержание формируется на грани образов музыкальных и внемузыкальных, конкретных и абстрактных, а также на основе представлений о внутреннем и внешнем мире человека. Часто ключом к «расшифровке» содержания таких сочинений становится введение в авторский текст своебразных знаков музыкальных стилей других эпох. В этой связи примечательны некоторые образцы инструментальных опусов одного из наиболее ярких композиторов Новейшего времени – Софии Губайдулиной.

Творчество С.Губайдулиной настолько индивидуально, что его трудно отнести к какому-то направлению современной музыки. Исследователь творчества С.Губайдулиной, замечательный музыковед нашего времени В. Холопова в своей статье пишет: «Музыка Софии Губайдулиной – это и мир Большого человека, с его «умножением душ», и мир тончайших ощущений, того главнейшего в искусстве «чуть-чуть», о котором говорили Карл Брюллов и Лев Толстой. Для Губайдулиной …. Очень важны идеи всесветноти и вечности. И эта вездесущность… поддерживает высоту духа в каждом ее сочинении».
Сущность искусства композитора точно выражена в ее убеждении: «Мне кажется, что музыка никуда не развивается, она просто звучит, как звучит Мир и Душа».

В музыкальном мире София Асгатовна известна как композитор-философ : «Я религиозный, православный человек и религию понимаю буквально как re - ligio , восстановление связи, восстановления legato жизни. Жизнь разрывает человека на части. Он должен восстановить свою целостность, это и есть религия. Помимо духовного восстановления нет никакой более серьезной причины для сочинения музыки».

Её музыка разноплановая и новая как по содержанию, колориту, так и по техническим приемам и методическим задачам.

Особенно сложными и в тоже время интересными для интерпретации являются ее фортепианные произведения для детей . Их содержание во многом «закрыт о » для юного музыканта и, вместе с тем, заключает неисчерпае­мые возможности вариативного исполне ния.

Однако музыка Губайдуллиной звучит нечасто. Следует добавить, что произведения для детей – это особая область творчества, по словам классиков, «для детей надо писать так же, как и для взрослых, только лучше!» К.И. Чуковский в своей книге «От 2 до 5» сформулировал заповеди, которые должны соблюдать детские поэты . М ногие рекомендации актуальны и для авторов музыкальных произведений. Вот некоторые из них:

1. Стихи должны быть графичны, так как дети обладают образным

мышлением. Нужно мыслить рисунками, так, чтобы ребенок мог увидеть происходящее.

2. Наибыстрейшая смена образов – к инематографичность ; образы должны сменять друг друга так же быстро, как кадры на киноленте.

3. Словесная живопись должна быть лирична.

4. Подвижность эмоции и подвижность ритма.

5. Повышенная музыкальность поэтической речи.

Многие критики нашего времени утверждают, что инто­национный слух ре­бёнка не всегда «настроен» на адекватное вос­при­ятие музыкаль­ного языка и стилистики музыкальных произведений современных композиторов. Од­нако , к ак показывает исполнительская практика, именно дети правильно расставляют акцент ы в музы­каль­ном тексте и находят те «скры­тые» нюансы , которые должен рас­по­знать исполни­тельский слух юного музыканта. Поэтому не случайно, что в наше врем я всё боль­ший инте­рес у педаго­гов-инструмен­талистов вызывает музыка для детей Б. Бартока, А. Ве­берна, Э. Дени­сова, С. Прокофьева, Н. Си­дельникова, В. Сильвест­рова, Р. Щед­Рина , С. Слонимского, И. Стравин­ского, П. Хиндемита, Д. Шос­таковича, и др.

Детские фортепи­анные сочинения Софии Губайдулиной были созданы в 60-е – 80-е годы прошлого столетия . По жанрам о ни очень многообразны.


Это камерные инструментальные пьесы "Дюймовочка" , «Злая шутка» ; для валторны и фортепиано – «Там вдали», «Охота»; для трубы и фортепиано – «Сказка», «Песня без слов»; для 2 труб – «Татарская песенка», «Суюмбика» ; для флейты и фортепиано «Звуки леса» ; песни "Шепталки" , "Песенки-считалки" для голоса и ф ортепиано на стихи Я. Сатуновского ; музыка к мультипликационным фильмам «Маугли», «Кошка, которая гуляет сама по себе» , а также фортепианный цикл « Музыкальные и грушки », который был написан в 1969 г оду и состоит из 14 пьес: 1. З аводная гармошка
2. Волшебная карусель
3. Трубач в лесу
4. Кузнец-колдун
5. Апрельский день
6. Песня рыбака
7. Птичка-синичка
8. Медведь-контрабасист и негритянка
9. Дятел
10. Лосиная поляна
11. Снежные сани с бубенцами
12. Эхо 13. Барабанщик
14. Лесные музыканты

Эти пьесы представляют одновременно «музыку для детей» и «музыку для взрослых». Композитор уникально воплощает в художественной форме мир ребёнка с позиции взрослого человека. В комментариях к циклу «Музыкальные игрушки» С. Губайдулина пишет: «Этот сборник я сочиняла как запоздалое посвящение своему собственному детству». Возможно поэтому автор пьес понимает м ир ребенка как «микрокосмос», который заключает в себе «макромир». Кому как ни детскому восприятию реальности присущи красота и гармония в трактовке понятия «космос».

Ц икл «Музыкальные игрушки» по образному содержанию можно разделить на три раздела: - народн ое гуляни е « нарисовано» в пьесах «Заводн ая гармошк а », «Волшебн ая карусел ь » и «Снежны е сан и с бубенцами»; - природ а и ее обитатели показаны в пьесах « Кузнец-колдун », « Птичка-синичка », « Лосиная поляна » и «Лесные музыканты»; - музык а и музыканты звучат в пьесах « Трубач в лесу » , « Песня рыбака », « Медведь-контрабасист и негритянка », « Барабанщик ».

Кажд ая пьес а имеет названи е , в котором композитор заложила расшифро в ку к интерпретации и семантики музыкальных миниатюр. Так, «Заводн ая гармошк а » завораживает своими гармошечны ми перебор ами и притоп ами; весенняя капель слышна в «Апрельском дне»; а «Снежные сани с бубенцами» колоритно передают звон бубенцов и цокание копыт . В некоторые миниатюры автор заложила « игр у пространством» , например приемами удаления и приближения , расширения и сжатия или динамически убывающего звукового пространства отличаются пьесы «Трубач в лесу», «Песн я рыбака», «Эхо», «Волшебная карусель», «Птичка-синичка» . А вот чтобы проще было понять с мелые и яркие гармонически е обороты, наделенные приемами додекафонии, кластерами, органными пунктами автор дала такие названия своим пьесам, как «Лосиная поляна», « Медведь-контрабасист и негритянка », « Лесные музыканты », «Дятел».

Также отличительной чертой цикла является в оплощение особенностей музык и разных эпох: архаическую попевку старинной музыки можно услышать в «Песне рыбака»; интонаци ей средневеково го мотива «Dies Irae» наделена пьеса «Эхо» ; музык а эпохи Б арокко воплощена в пьесах « Волшебн ая карусел ь», « Кузнец-колдун », « Песня рыбака » и « Птичка-синичка »; «Лесные музыканты» и «Веселая карусель» написаны в духе романтической музыки К.Дебюсси; «Заводной гармошке» свойственны черты музыки неофольклоризма , а именно музыке И. Стравинского и Р. Щедрина ; «Барабанщику» - модернизма и массовых «пионерских» песен XX века ; джаза – «Медведь-контрабасист и негритянка» .

Стараясь показать разнообразные сюжетные линии, порой театрализованные, композитор обращается к разнообразным жанровым зарисовкам, например, гармошечные переборы и притопы , так свойствены частуш ке, звучат в «Заводн ой гармошк е », марш слышится в «Барабанщик е » и в ср еднем раздел е пьесы «Лесные музыканты», пес ня «льется» в пьесе «Песня рыбака» , черты токкатности присущи пьесам «Барабанщик», «Кузнец-колдун», «Снежные сани с бубенцами», скерцозност ь - «Волшебн ой карусел и » и «Птичк е -синичк е » , а буги-вуги слышны в пьесе «Медведь-контрабасист и негритянка» .

Каждая пьеса – это яркая художественная зарисовка. И с точки зрения исполнительской трудности они различны: здесь можно встретить и прост ые миниатюры , которые исполняют учащиеся младших классов , и сложны е пьес ы, исполнение которых требует определенных технических навыков, которыми владеют профессиональные исполнители.

Но в целом это з анятные фортепианные миниатюры , которые в полне могут понравиться даже тем, кто равнодушен к творчеству Губайдулиной.

Читайте также: