Общие сведения об игрушках

Обновлено: 11.05.2024

По педагогическому назначению игрушки условно объединяют в следующие группы: игрушки развивающие первоначальные движения и восприятия; знакомящие детей с предметами и образами окружающего мира; способствующие умственному развитию; знакомящие детей с трудовыми процессами и развивающие первоначальные трудовые навыки; способствующие художественному и музыкальному развитию детей; знакомящие детей с элементами науки и техники; способствующие физическому развитию; развивающие жизнерадостность и чувство юмора. Некоторые игрушки, объединяющие в себе признаки и свойства разных групп, становятся не просто функциональными, а многофункциональными, реализуя комплексный подход к задаче развития ребенка, стремятся воздействовать одновременно на все его чувства. В последнее время в продаже появились и развивающие игровые центры, или детские комплексы, которые объединяют игрушки разного педагогического назначения. Игрушки, способствующие развитию первоначальных движений и восприятий (зрения, осязания, слуха), являются самыми первыми в жизни детей. Игрушки, способствующие развитию органов чувств, называют сенсорными игрушками. К ним относят погремушки, пищалки, подвески, простые сборно-разборные игрушки, кубики, шарики, кольца, привлекающие внимание ребенка яркими цветами, звучанием, формой. Погремушка, у которой внутри прозрачного корпуса находятся цветные пластмассовые шарики, приучает малыша следить не только за большими, но и за маленькими предметами, позволяет установить причину возникновения звука, дает представление об объеме.

Игрушки, знакомящие детей с предметами и образами окружающего мира (образные), дают представление детям о людях, животных и растительном мире, технике, предметах домашнего обихода. Ассортимент этих игрушек наиболее разнообразен: это куклы (их одежда, мебель, предметы быта, жилище); фигурки, изображающие людей и животных; транспортные средства и др. В играх с ними расширяются и уточняются представления ребенка об окружающем мире, развиваются мышление, речь и воображение.

Игрушки, способствующие умственному развитию (дидактические), объединяют игрушки, содержащие обучающий элемент. К этой группе относятся многочисленные настольные и компьютерные игры, игры-головоломки: наборы ребусов, кроссвордов, чайнвордов, развивающие интерес к знаниям, кругозор, внимание, память, мышление, речь, сообразительность, наблюдательность. По тематике они подразделяются на исторические, географические, астрономические, зоологические, ботанические, математические, литературно-художественные и др.

Игрушки, знакомящие детей с трудовыми процессами и развивающие первоначальные трудовые навыки, включают садово-огородный инвентарь, наборы посуды, различных инструментов (столярных, слесарных, для выпиливания лобзиком, выжигания по дереву, гравирования), наборы для лепки, вышивания, кроя и шитья одежды, а также разнообразные строительные и транспортные конструкторы. Они знакомят детей с различными инструментами, материалами (их свойствами и способами обработки), воспитывают у них интерес к разнообразным профессиям, трудолюбие, трудовые навыки.

К игрушкам, способствующим художественному и музыкальному развитию детей, относятся калейдоскопы, мозаика, альбомы для раскрашивания картинок, наборы пластилина для лепки, наборы по художественным ремеслам (выжиганию, резьбе по дереву), конструктивно-художественные, музыкальные и театральные игрушки. Музыкальные игрушки знакомят детей с различными видами музыкальных инструментов, с основами музыкальной грамоты, развивают музыкальный слух, чувство ритма. Театральные игрушки знакомят детей с театральным искусством, приобщают к самостоятельной игре, способствуют обогащению речи.

К игрушкам, знакомящим детей с элементами науки и техники, относятся наборы для сборки технически сложных, электронных игрушек: моделей автомобилей, самолетов, судов, телефона, радиоприемника; различные конструкторы, электронные игры и игрушки, микроскопы, наборы для опытов по физике, химии. Они знакомят детей с устройством и принципом действия машин, приборов, техническими чертежами, физическими и химическими явлениями, способствуют формированию навыков самостоятельного конструирования, развивают техническую грамотность и творчество, способствуют политехническому образованию детей.

К игрушкам, способствующим физическому развитию детей (спортивно-моторные игрушки), относятся игрушки для упражнений в ходьбе и беге (каталки, тележки, санки и др.), для прыгания (скакалки), для бросания (мячи, городки, кегли и др.), для развития и укрепления мускулатуры ног (спортроллеры, самокаты, велосипеды, педальные автомобили, лыжи, коньки и др.), для развития меткости (ружья, арбалеты, пистолеты), для развития мышц рук и пальцев, (сборно-разборные игрушки: пирамидки, матрешки, бадминтон, настольный теннис и др.), для развития координации движения, ловкости, гибкости (обручи, кольца и шары для жонглирования и др.).

К игрушкам, развивающим жизнерадостность и чувство юмора, относятся игрушки-забавы: различные электронные роботы, игрушки-сюрпризы с выскакивающими из коробочки смешными фигурками, надувные резиновые игрушки, наборы фокусов, прыгающие и клюющие птицы, кувыркающиеся обезьянки, вращающийся волчок и др.

По возрастному назначению игрушки классифицируют на три основные группы: для детей ясельного возраста (до 3 лет); для детей дошкольного возраста (от 3 до 6 лет) и для детей школьного возраста (от 6 до 14 лет). Возрастное назначение игрушек определяется соображениями как безопасности, так и уровнем развития детей и связанными с ним различными проявлениями интереса к окружающим их предметам и явлениям. Игрушки-пищалки, издающие резкий звук, могут малыша напугать, длинный мех мягких игрушек способен попасть в рот и в дыхательные пути, большой кубик ребенок просто не сумеет взять в руки и т. п.

По материалам, применяемым в производстве игрушек, они подразделяются на деревянные, пластмассовые, резиновые, меховые, металлические, керамические, бумажные, картонные и мягконабивные игрушки.

К мягконабивным относят игрушки, оболочка которых изготовлена из текстильного материала или меха с различной длиной ворса, наполненная упругими материалами (гранулами вспененного полистирола, пенополиуретана, искуственным волокном), легко сжимающимися рукой.

Дошкольное детство, уникальный возрастной период, обладающий своеобразной логикой и спецификой развития; это особый культурный мир со своими границами, ценностями, языком, образом мышления, чувствами, действиями. Понять детство - значит найти важнейшие механизмы и факторы развития ребёнка.

Как мы постигаем мир дошкольного детства? Как открываем его влияние на развитие ребёнка? Прежде всего, через детские игры, ведь игра - ведущий вид деятельности дошкольника. Игра связана со всеми сторонами воспитательной и образовательной работы. В ней отражаются и развиваются знания и умения, полученные на занятиях, закрепляются правила поведения, к которым приучают детей в жизни.

Мир детства неразрывно связан с игрой и игрушкой. Играя в песочнице, возводя замки из песка, укладывая кукол спать, «путешествуя» по разным странам, дети постигают азы жизнеустройства, моделируют пространство, познают время.

Игра - основной вид деятельности детей дошкольного возраста.

Большинство детских игр связано с использованием разнообразных игрушек. Однако значение игрушки в воспитании детей значительно шире. Игрушка - спутник жизни ребенка, источник его радости.

Игрушка важна для развития мимики и личности ребенка. Поэтому, изучением проблемы влияния игрушки на психику ребенка, занимались многие педагоги и психологи.

Игрушка - это специальный предмет, предназначенный для игры и иного жизненного назначения. В ней в обобщенной форме представлены типичные свойства предметов, которые обеспечивают воспроизведение соответствующих действий с ним.

Игрушка чрезвычайно разнообразна по типам, материалам, по технике изготовления, возрастному и воспитательному назначению. Но при всем разнообразии игрушек в них, прежде всего, изображаются реальные вещи и предметы, с которыми действует ребенок. Условность изображения предмета не исключает, а предполагает отражение типичных черт предмета, отличающих их от других.

Игрушка должна помогать детям изучать окружающую конкретную действительность. Для малыша нужна игрушка, развивающая умение различать цвет, величину предметов, их материалы и т.д.

Игрушка забавляет и радует ребенка, вызывает положительное отношение к окружающему. Симпатия и привязанность к игрушке переносится и на предметы, людей, изображенных в игрушке. Игры с куклой пробуждают у детей заботливое, бережное отношение, внимательность и нежность, помогают накопить опыт положительных нравственных переживаний. Таким образом, воздействие игрушек разносторонне. Но разностороннее воздействие может оказать не каждая отдельная игрушка, а их совокупность, соответствующий их подбор.

Игрушки известны человечеству с глубокой древности, они были обнаружены археологами при раскопках остатков древних цивилизаций. Игрушки, найденные при раскопках Индской цивилизации (3000—1500 до н. э.) включают маленькие повозки, свистки в виде птиц и игрушечных обезьянок, которые могут сползать по верёвке.

Самые древние игрушки сделаны из доступных природных материалов, камней, палок и глины. Тысячи лет назад египетские дети играли в куклы, у которых были парики и подвижные конечности, они были сделаны из камня, керамики и дерева. В Древней Греции и Древнем Риме дети играли с куклами, сделанными из воска и терраконы, луком и стрелами, йо-йо. В Греции, когда дети, особенно девочки, достигали совершеннолетия, было принято приносить игрушки детства в жертву богам. Накануне свадьбы девушки возраста около четырнадцати лет в качестве обряда посвящения во взрослую жизнь приносили свои игрушки в храм.

Технологический прогресс цивилизации повлиял и на детские игрушки. Сегодня игрушки изготовляются из пластмассы, появились игрушки с батарейками. Если раньше игрушки были самодельными, то сейчас существует целая индустрия игрушек с массовым производством и механизмами реализации.

Эволюцию игрушки можно проследить на примере кукол. Самые древние куклы были просто вырезаны из дерева или связаны из травы. В Древнем Египте куклы уже могли двигать конечностями. Куклы начала XX века уже умели говорить «мама». Сегодня уже существуют куклы, которые могут распознавать предметы, голос своего владельца, и выбирать фразы из сотен вариантов, заложенных в них программой. Изменились игрушки, технологии их изготовления, лишь тот факт, что дети любят с ними играть остаётся неизменным на протяжении всей истории человечества.

Игрушки классифицируют по материалам, из которых изготовлены игрушки, по способам изготовления, по способу использования детьми и их воспитательному воздействию.

В современной педагогической литературе классификация игрушек строится на основе их использования в разных видах игр:

  1. Виды игрушек подразделяются по принципу соотносимости с разными видами игр: сюжетными, дидактическими, спортивными, играми-развлечениями.
  1. Сюжетно-образные игрушки, прообразом которых являются одушевленные и неодушевленные объекты окружающего мира, используются преимущественно в сюжетных играх:
  2. а) куклы; б) фигурки людей; в) фигурки животных; г) предметы игрового обихода; д) театральные; е) празднично-карнавалные; ж) технические.
  3. Дидактические игрушки предназначены для дидактических игр, в содержании или конструкции которых заложены обучающие (развивающие) задачи:
  4. а) собственно дидактические — основаны на принципе самоконтроля; б) дидактические игры (наборы) с правилами — предназначены преимущественно для игр на столе (полиграфические и прочие); в) конструкторы и строительные наборы; г) игры-головоломки; д) музыкальные игрушки.
  5. Спортивные игрушки.
  6. Игрушки — забавы
  1. Игрушки по степени готовности:
  1. Готовые.
  2. Сборно-разборные, состоящие из трансформирующихся частей и деталей.
  3. Заготовки и полуфабрикаты для игрушек-самоделок.
  4. Набор различных материалов для создания игрушек-самоделок.
  1. Игрушки по виду применяемого сырья:
  1. Деревянные.
  2. Пластмассовые.
  3. Металлические.
  4. Из тканей, в том числе набивные игрушки.
  5. Резиновые.
  6. Из бумаги и картона.
  7. Из керамики, фарфора и фаянса.
  8. Из древесных материалов, папье-маше.
  9. Из новых синтетических материалов.
  1. Игрушки по величине:
  1. Мелкие (размером от 3 до 10 см).
  2. Средние (размером от 10 до 50 см).
  3. Крупногабаритные (соразмерные росту детей в разные возрастные периоды).
  1. По функциональным свойствам:
  1. Пневматические.
  2. Магнитные.
  3. Электрифицированные (в том числе электротехнические, электромеханические, радиофицированные, на электронной элементной основе).
  4. Электронные (на компьютерной основе).
  5. Наборы игрушек (или деталей) — совокупность деталей одной или нескольких игрушек, связанных между собой по назначению или функциональному признаку.
  6. Игровые комплекты, объединённые единой темой (задачей).
  1. Игрушки по художественно-образному решению:
  1. Реалистические.
  2. Условные.
  3. Конструктивные.

В дополнение к игрушкам в детских учреждениях создается разнообразное игровое оборудование: домики, макеты автомобилей, самолетов и т.д.

Игрушка в детском саду должна быть представлена во всем ее разнообразии. Учитывая многообразные функции игрушек в педагогическом процессе детского сада, необходимо отбирать их целенаправленно, в соответствии с возрастными особенностями детей. Игрушки должны способствовать развитию разных видов игр, удовлетворять индивидуальные потребности и интересы детей и вместе с тем побуждать их к коллективным играм. Подбор игрушек должен содействовать физическому, умственному, нравственному и эстетическому воспитанию детей.

Подбор игрушек для разных возрастных групп

В младших группах должны быть игрушки, обеспечивающие развитие движений и их совершенствование: крупные мячи для катания, перекатывания, бросания; разнообразные цветные грузовики, каталки, тележки.

Сюжетно-образные игрушки (куклы, животные, предметы обихода) по содержанию и оформлению отражают окружающий мир, близкий детям. Игровые действия с ними доступны, просты.

Подбор дидактических игрушек определяется задачами сенсорного воспитания и развития речи. Игрушки должны способствовать развитию восприятия предметов, их цвета, формы, величины и т. д., понимания и употребления слов, обозначающих различные свойства и качества.

С игрушками-забавами малыши ещё не умеют действовать сами, они лишь смотрят и радуются движению смешных заводных игрушек.

У детей средней группы роли в игре выделяются более отчётливо, и, кроме игрушек, им необходимы дополнительные предметы: матросские шапки, флаги, барабан, бинокль, трубка врача и т. д. Из строительного материала дети 4 лет создают более сложные постройки, чем малыши, поэтому он должен быть в разных наборах. Игрушки-забавы воспитанники средней группы сами приводят в действие.

Дети 4-5 лет умеют играть коллективно и использовать комплектные игрушки. Например, комплект игрушек «Домашние животные» вызывает желание совместно строить конюшню, стеречь стадо и т. д.

Дошкольники старшей и подготовительной групп шире соприкасаются с жизнью, их представления, опыт общения, организации игры позволяют использовать игрушки, которые дают возможность развития сложных сюжетов: игры в «путешествия», «театр», «школу», «зоологический сад» и др. Широко должны быть представлены технические игрушки с ясно выраженными признаками и способами движения (наборы комплектов «Строитель», «Маленькая портниха», «Маленький художник» и др.).

Дети 6-7 лет проявляют большой интерес к играм спортивного характера. Движения у них более координированы, поэтому необходимы не только крупные, но и небольшие мячи для игр, для попадания в цель и другие спортивные игрушки, развивающие мелкую мускулатуру, совершенствующие координацию, точность движений. Детей интересуют игры, требующие ловкости, усилия, тренировки. Для этого нужны такие игрушки, как детский крокет, бильбоке, кегли, городки. В летнее время детям дают спортроллер, а зимнее - лыжи и коньки.

Большое значение приобретают театральные игрушки, составляющие необходимый реквизит для оформления игр-представлений, игр-драматизаций: костюмы и отдельные детали их, маски, игрушки, изображающие бинокли, трубы, орудия труда и др.

В программе воспитания в детском саду даны указания о подборе игрушек по возрастным группам.

Методика ознакомления детей с новой игрушкой

Появление в группе новой игрушки всегда радостное событие. Методика ознакомления детей с нею определяется, прежде всего, теми задачами, которые хочет решить педагог. Если он ставит задачу привлечь внимание детей к тому или иному предмету, изображённому в игрушке, он показывает её и подчёркивает присущие ей свойства, качества.

Предлагая образную игрушку (изображающую взрослого, ребёнка, зверюшку), воспитатель проявляет своё положительное отношение к ней, возбуждая такое же отношение у детей.

При внесении сюжетно-моторных игрушек необходимо раскрыть их назначение, способы действия с ними. Ожидание детьми чего-то нового возбуждает их интерес, настраивает на радостное восприятие игрушки.

Если игрушка хрупкая и механизм её требует осторожного обращения, нужно предупредить об этом детей, показать способы обращения с нею.

Любую игрушку нельзя отделять от игры, превращать в наглядное пособие. Дети осваивают игрушку в игре, в игровых действиях, принимают её в свой мир.

Процесс обыгрывания игрушки, усвоения детьми способов обращения с нею неодинаков по отношению к разным игрушкам. Одни быстро входят в самостоятельные игры детей, другие требуют постепенного внедрения, неоднократного обыгрывания.

Например, при ознакомлении с куклой, в образе которой отражён привлекательный, но малознакомый человек, дети проникаются чувством симпатии к ней, но, как играть, не знают. Игры сводятся к тому, что они производят лишь типичные игровые действия: кормят куклу, укладывают спать, одевают и т. д. Чтобы расширить представления детей, педагог неоднократно показывает её одежду, предметы быта, труда. Знакомя дошкольников с новой игрушкой, воспитатель уже использует элементы игры: от имени куклы рассказывает, откуда она приехала, как и где жила, какие знает сказки, песни, игры и т. д. Вызвав интерес к игрушке, сообщив о ней всё необходимое, на что следует обратить внимание детей, педагог организует игру с новой игрушкой.

Игра имеет важное значение для ребенка. Бесспорно, игра обучает и воспитывает детей. Она является жизненной потребностью его и средством всестороннего развития.

Игрушка является не отменной частью игры. Игрушка является регулятором психического и физиологического развития ребенка. В своей работе я установила, что игрушка пережила много веков. Ведь еще в древности человек заметил, что игрушка способствует успешному развитию ребенка.

https://sueveriya.ru/wp-content/uploads/2017/10/malenkie-deti-i-kukly-kuvadki.jpg

Игрушки являются неотъемлемой частью нашего детства. И, наверняка, у каждого есть своя любимая, о которой он или она вспоминает с теплотой и трепетом.

Игрушка редко становится предметом исследований, чаще всего она понимается только как составная часть игровой реальности, как включенный в игру элемент предметного мира, хотя имеет и собственную, относительно независимую, логику развития. Игрушка существует «на пересечении» игры и предметного мира, поэтому при изучении феномена игрушки необходимо учесть опыт осмысления игры.

Мы порой даже не задумываемся о значении и роли игрушек в жизни человека. Ведь они являются не только развлечением, но также одним из элементов социализации.

В разные времена игрушки отличались друг от друга, но их назначение оставалось неизменным.

2.Археологи находят в раскопах древних поселений разнообразные фигурки в форме животных и людей. Однако многие учёные считают, что это совсем не игрушки неандертальцев, а предметы различных древних культов. Это были игрушки из металла, кости и глины. Известно, что куклы тоже появились в глубокой древности. Самым древним египетским куклам около 4000 лет. Их вырезали из тонких дощечек и раскрашивали геометрическим орнаментом, символизирующим одежду. Интересен тот факт, что эти куклы служили не детям, а были связаны с различными формами религий той культуры.

Самый древний вид деревянной русской игрушки называется «ПАНКИ». Их изготавливали умельцы в северных деревнях России вплоть до начала 20 века. Название произошло от корня «ПАНГ», что переводится «СТВОЛ», ведь игрушки изготавливали дельного дерева. Они сильно напоминали древних языческих идолов, которым поклонялись северные племена о приходе христианства. Панки выполнялись схематично, передавая только образ птицы, зверя или человеческой фигуры, без прорисовки мелких деталей. Они словно наборы лего, будили воображение малышей, развивали фантазию, позволяя выразить множество различных образов с помощью одной единственной фигуры.

Точное время начала изготовления игрушек определить очень трудно, но можно предположить, что они появились на ранних ступенях развития человеческого общества. Вопрос о происхождении игрушки не может быть решён однозначно.

Возможно, именно из предметов культа и появились игрушки для детей.

Тогда игрушка была больше чем игрушкой. Она была культовой вещью. Вы знаете, что наши предки были темными людьми и повсюду им мерещились боги. Поэтому первые игрушки тоже означали богов. Женская фигурка - богиню земли, коник - бога солнца, птицы - воздух. А мужских фигурок почему-то вообще не было. Зато наши прародители очень любили животных. Петухи, индюки, собаки, кони, медведи - вот во что тогда играли ребятишки. Делали игрушки обычно размером с ладонь. Чтобы уж взять так взять.

Игрушки, употребляемые детьми простого народа, в России немногочисленны. В некоторых областях детских игрушек в крестьянском быту почти не существовало. Для игры им служили деревянные крашеные яйца, ложки, баночки, нож, гвоздь, камни и так далее. Однако по книгам и со слов старых людей нам все-таки известны некоторые простонародные игрушки.

Пучок соломы, перевязанный жгутом, издревле служил основой традиционных крестьянских игрушек. По всей вероятности, первые соломенные игрушки родились как бы прямо в поле в страду, когда крестьянки часто вынуждены были брать с собой малых детей. Разумеется, оставшись без присмотра, они капризничали. И, быть может, как- то, чтобы унять дитя, крестьянка и сделала примитивную куклу из первого, что попало в руки, - из соломенного жгута (свясла), применяемого для перевязки снопов. Сложенный пополам жгут отдаленно напоминал голову, а расходящиеся внизу веером соломины - платье или сарафан. Затем фигурка куклы стала постепенно усложняться. Вставили пучок соломы перпендикулярно туловищу, связав его в середине и по краям так же, как перевязывают свяслом снопы.

В дальнейшем конструкцию соломенной куклы стали совершенствовать. При изготовлении таких кукол требовалось уже не только привычное умение вязать снопы, но и искусное владение приемами плетения, врожденный художественный вкус, изобретательность. Постепенно выделились талантливые мастерицы, которые уже не в поле, а в спокойной домашней обстановке стали делать кукол, фигуры коней, оленей, а также всевозможных фантастических животных. Еще в дохристианские времена были широко распространены украшения в виде подвесок с изображениями коня. Подвески служили амулетами оберегающими человека, когда он находился далеко от дома, дом же славянина со всеми его домочадцами тоже охранял конь - посланец солнца. Поэтому изображение коня имело магическое значение, служило оберегом человека и его жилища.

Как и сегодня, самой первой игрушкой детей древности была погремушка. Постукивая ими, матери, и отцы напевали колыбельные песни. Кроме того, от первобытных времён сохранилось поверье, что трещотка своим шумом отгоняет злых духов и тем самым оберегают ребёнка

Первыми куклами на Руси были куклы-обереги. Славяне верили, что они способны защитить людей от болезней и злых сил, поэтому обереговые куклы стояли на самом видном месте в каждом доме. Но обереговые куклы так и не стали национальной игрушкой, зато передали некоторые свои черты тряпичной кукле.

Традиционной игрушкой в быту русской деревни даже в самых бедных крестьянских семьях с давних времен была тряпичная кукла. В иных домах их до ста штук накапливалось, так как кукла считалась еще и символом продолжения рода.

Матерчатая кукла - простейшее изображение женской фигуры. Кусок тканины, свернутый в "скалку", тщательно обтянутое льняной белой тряпицей лицо, груди из ровных, туго набитых шариков, волосяная коса с вплетенной в нее лентой и наряд из пестрых лоскутов. Лица им либо вовсе не рисовали, либо ставили точки вместо глаз и рта. Первую куклу для девочки обязательно должна была сделать мама, а в 7-8 лет девочки и сами начинали делать кукол для своих младших братишек и сестренок.

С 7-8 лет дети начинали помогать родителям по дому и в поле, но с куклами не расставались, всюду брали их с собой. Особенно нарядные куклы могли переходить из поколения в поколение, передаваясь от матери к дочери. Куклы были не только девичьей забавой. Играли до 7-8 лет все дети, пока они ходили в рубахах. Но лишь мальчики начинали носить порты, а девочки юбку, их игровые роли и сами игры строго разделялись.

Дом без игрушек считался бездуховным. Есть такая примета: когда дети много и усердно играют, в семье будет прибыль, если небрежно обращаются с игрушками, быть в доме беде. Ребенок без игрушки вырастает пустым и жестоким.

Верили что игрушки приносят хороший урожай, особенно если с ними играют взрослые девушки.

Верили, что игрушки охраняют детский сон (до сих пор по древнему обычаю детей укладывают спать с любимой игрушкой).

Деревянные игрушки на Руси были не менее популярны. Не нужно было быть резчиком по дереву, чтобы изготовить из куска мягкой древесины небольшую фигурку, с которой дети будут с удовольствием играть.

Забавные игрушки, известные на Руси с незапамятных времен, стали основным народным промыслом.

Народный промысел зародился под влиянием Троице-Сергиева монастыря - одного из крупнейших центров художественных ремесел Московской Руси еще 350 лет назад. Традиционная богородская игрушка - это неокрашенные фигурки людей, животных и птиц из липы, композиции из жизни русского крестьянина.

Очень скоро деревянные игрушки стали делать подвижными, и появились кузнецы, по очереди бьющие молотом по наковальне, мужики, колющие дрова, курочки, клюющие зерна, фигурки зверей с двигающимися головами и лапами.

Глиняные фигурки лепили ещё до изобретения гончарного круга. Первоначально они служили талисманами, способными задобрить духов, помогающих человеку. Небольшие раскрашенные фигурки из обожжённой глины понравились детям и со временем превратились в народный промысел. В каждой местности изготавливали разные игрушки: для одних была характерна роспись яркими красками, другие оставались почти не закрашенными, третьи представляли собой свистульки, а четвёртые - погремушки. Самыми известными глиняными игрушками являются дымковские, филимоновские, каркопольские и хлуднёвские.

Двигательные игрушки начинают особенно интересовать ребёнка, когда он принимается осваивать окружающее пространство - сначала ползать, а потом ходить.

По давней традиции о популярных игрушках слагают легенды. В этом отношении матрешка не исключение. Рассказывают, что в конце 19 века в семью Мамонтовых - известных русских промышленников и меценатов - то ли из Парижа, то ли с острова Хонсю кто-то привез японскую точёную фигурку буддистсккого святого Фукуруджи, которая оказалась с "сюрпризом", - она разымалась на две части. Внутри неё была спрятана другая, поменьше, которая также состояла из двух половинок. Всего таких куколок насчитывалось пять.

Предполагалось, что именно это и натолкнуло на создание русскими мастерами нашей матрешки. Матрешка - от имени Матрена.

11. В Древней Руси разновидностей детских игрушек было не очень много. Их изготавливали из того, что было под рукой. Но не случайно человек воплощал силы стихий в наиболее знакомых и близких ему образах живых существ, трактуя их по-иному: великая богиня плодородия стала барыней, девицей; птица - утушкой, курочкой, гусем; конь - рабочей лошадкой, тянущей воз или везущей кавалера. Медведь, также участник древних обрядов, забавным, добродушным косолапым зверем из народной сказки. Время изменило условия окружающей жизни, в творчество народных мастеров проникали новые сюжеты, но эти образы и по сей день фигурируют в игрушке любого промысла.

Скорее всего, в древности и игровое, и культовое значение тесно переплетались между собой, а затем религиозные обряды были забыты, и игрушка осталась только предметом развлечения.

Утверждение Аркина о неизменности игрушки в ходе исторического развития общества логически приводит к тому, что игрушка отвечает каким-то неизменным природным особенностям ребенка и не находится ни в какой связи с жизнью общества и жизнью ребенка в обществе. Повторяя указанное в предыдущем пункте положение Г.В. Плеханова о том, что игра по своему содержанию восходит к труду взрослых, мы видим, что оно противоречит выводам Аркина, поскольку игрушка не может быть ничем иным, как воспроизведением формы предметов из жизни и деятельности бщества, пусть упрощенной, обобщенной и схематизированной формы. В изменении характера игрушек на протяжении человеческой истории наглядно отражена действительная история игрушки, обусловленная историей развития общества, историей развития ребенка в обществе.

Необходимо сделать уточнение - Е.А. Аркин пишет об изначальных игрушках, и относит к ним:

а) звуковые игрушки - трещотки, жужжалки, бубенцы, погремушки и т.д.;

б) двигательные игрушки - волчок, мяч, змей, примитивные варианты бильбоке;

в) оружие - лук, стрелы, бумеранги;

г) образные игрушки - изображения животных, кукол;

д) веревочку, из которой делают различные, порой замысловатые фигуры.

Все игрушки, которые Е.А. Аркин относит к «изначальным», являются продуктом исторического развития. Однако, раз возникнув на определенном историческом этапе развития человеческого общества, они не исчезали вместе с исчезновением тех орудий, копиями которых они являются. Отсюда вывод - игрушки живут дольше, чем орудия.

Зачем нужны игрушки

игра игрушка дети развитие

Игра имеет важное значение для ребенка. Бесспорно, игра обучает и воспитывает детей. Она является жизненной потребностью его и средством всестороннего развития.

12.Игрушка является не отменной частью игры. Игрушка является регулятором психического и физиологического развития ребенка.

- по материалам, из которых изготовлены игрушки,

- по способам изготовления,

- по способу использования детьми и их воспитательному воздействию.

В современной педагогической литературе классификация игрушек строится на основе их использования в разных видах игр:

1. сюжетные или образные игрушки (куклы, фигурки животных и т.д.),

2. технические (машины, механизмы, транспортные средства),

3. игровые строительные материалы (конструкторы),

4. дидактические игрушки (матрёшки, пирамиды, разноцветные шары, бочонки, бирюльки, мозаики, настольные и печатные игры и др.),

5. игрушки для подвижных и спортивных игр (мячи, скакалки, серсо, кегли и др.),

6. театральные и декоративные (персонажи кукольного театра, елочные украшения),

7. звучащие и музыкальные игрушки (бубны, ксилофоны и др.),

8. игрушки - самоделки (делаются самими детьми или родителями, воспитателем),

9. игрушки-забавы (смешные фигурки зверей, животных, человечков).

В дополнение к игрушкам в детских учреждениях создается разнообразное игровое оборудование: домики, макеты автомобилей, самолетов и т.д.

Игрушка в детском саду должна быть представлена во всем ее разнообразии. Учитывая многообразные функции игрушек в педагогическом процессе детского сада, необходимо отбирать их целенаправленно, в соответствии с возрастными особенностями детей. Игрушки должны способствовать развитию разных видов игр, удовлетворять индивидуальные потребности и интересы детей и вместе с тем побуждать их к коллективным играм.

Подбор игрушек должен содействовать физическому, умственному, нравственному и эстетическому воспитанию детей.

- Развитие игрушки происходило постепенно. От года к году она становилась всё качественнее и имела направленность на создание образа строителя социализма.

- Изучение игрушки, помимо всего прочего, может иметь социологический аспект, т. е. её значение для общества и отражение общества в ней.

Игрушка во все исторические эпохи была связана с игрой, с помощью которой у ребёнка формируются ум, физические и нравственные качества. Благодаря играм дети учатся доверять самим себе и всем людям, распознавать, что следует принять, а что отвергнуть в окружающем мире.

Таким образом, игрушка является средством общения и психического развития детей дошкольного возраста. Она оказывает огромное влияние на психику ребенка. Игрушка - это не только предмет для забавы. Она несет в себе огромное психологическое и педагогическое значение. На это стоит обращать более пристальное внимание как педагогам, психологам, так и родителям, ведь большую часть жизни ребенок проводит именно в игре.

1) Аркин Е. А. Из истории игрушки // Дошкольное воспитание, 1995, № 3. 815 с.

7) htt: // igrushka. kz/vip22/igsrra. Shtml.

8) Игрушка в жизни ребенка / под ред. Коссаковской Е. А. М.: Просвещение, 1980.

9) Венгер Л.А., Мухина В.С. Психология. М.: Просвещение, 1988. 336 с.

11) Абрамян Л.А., Антонова Т.В., Артемова Л.В. Игра дошкольника. Под ред. С.Л. Новоселовой. М.: Просвещение, 1989. 286 с.

13) Васильева О.К. Образная игрушка в играх дошкольников. СПб.: ДЕТСТВО - ПРЕСС, 2003. 144 с.

14) Коссаковская Е.А. Игрушка в жизни ребенка. М.: Просвещение, 1980. 64 с.

По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Игрушка в жизни ребенка

. Игрушек много, но какие выбрать? Эта консультация поможет родителям сделать правильный выбор .


"Роль игрушки в жизни ребенка. Какие игрушки нужны детям" консультация для родителей

В консультации описываютя виды игрушек, даются советы по подбору игрушек, раскрывается значение игрушки в развитии ребенка.


«Игровой зал» «Влияние современной игрушки на психику ребенка»

В программе: - Каково назначение современной игрушки- Какая должна быть современная игрушка- Какие игрушки ждут нас в будущем- Игровые упражнения- Карточки на память…Детские музыкальные зас.

Воспитательно-образовательная ценность игрушек. Виды игрушек, требования к ним.

Игрушка – предмет предназначенный для детских игр, обеспечение игровой деятельности детей и взрослых. И все игровое оборудование. История возникновения игрушки связано с развитием трудовой деятел.

Консультация для родителей "Игрушка в жизни ребенка.Как правильно выбрать игрушку"

рекомендации для родителей.


Статья "Влияние современной игрушки на личность ребенка"

Статья "Влияние современной игрушки на личность ребенка" публикации на сайте ПедМир.


«Влияние современной игрушки на развитие ребенка дошкольного возраста»

Данная статья помогает определить родителям и педагогам значение игрушки в развитии ребенка. Правильный выбор игрушки имеет огромное значение в жизни малыша.Игрушка – предназначенный предмет для.

Игрушка – неизменный спутник ребенка с первых дней рождения. Игрушка – предмет забавы, развлечения, радости, и то же время она – важнейшее средство психического развития дошкольника. Не было случайных игрушек, все они активно готовили детей к жизни, развивали их физически и духовно, соответственно возрасту.

Игрушка, несмотря на свои высокие дидактические свойства и художественно-образные достоинства, сама по себе, без активного участия взрослого, не может воспитывать ребенка. Благодаря воспитанию, в частности средствами игрушек, у ребенка формируются способы действий с предметами, знание назначения этих предметов. Игрушка в этом процессе приобретает огромное педагогическое значение.

ВложениеРазмер
виды и назначение игрушек для детей дошкольного возраста 18.56 КБ

Предварительный просмотр:

Виды и назначение игрушек для детей дошкольного возраста

Игрушка – неизменный спутник ребенка с первых дней рождения. Игрушка – предмет забавы, развлечения, радости, и то же время она – важнейшее средство психического развития дошкольника. Не было случайных игрушек, все они активно готовили детей к жизни, развивали их физически и духовно, соответственно возрасту.

Игрушка, несмотря на свои высокие дидактические свойства и художественно-образные достоинства, сама по себе, без активного участия взрослого, не может воспитывать ребенка. Благодаря воспитанию, в частности средствами игрушек, у ребенка формируются способы действий с предметами, знание назначения этих предметов. Игрушка в этом процессе приобретает огромное педагогическое значение.

Среди образных игрушек особое место занимает кукла – самая древняя и наиболее популярная игрушка. Обычно куклой называют образ ребенка (взрослого человека) в игрушке, сделанной из мастики, папье-маше, резины, целлулоида, ткани или другого материала. Типаж и размер куклы может быть самым разнообразный, одета она в матерчатый костюм или совсем не имеет платья («голым»). Руки и ноги её обычно подвижно закреплены, иногда движется голова, и закрываются глаза.

Поскольку кукла изображает человека, она выполнят разные роли, и является как бы партнером ребенка. Он действует с ней так, как ему захочется, заставляя её осуществлять все свои мысли и желания.

Кукла помогает ориентироваться в форме, величине, материале, цвете, движениях и т.д. Она подвижна, ярка, и этого вполне достаточно, чтобы поглотить внимание малыша и стать одной из любимых игрушек.

Радует и забавляет ребенка всякая игрушка. Однако созданы они для того, чтобы позабавить и развлечь ребенка. Это игрушки-забавы, которые вызывают у дошкольников любопытство, радость, положительные эмоции. Они радуют детей необычными движениями, забавны по сюжету. Игрушки-забавы развивают чувство юмора и любознательность, поддерживают доброе настроение, побуждают детей к изучению их устройства, принципа действия.

Игрушки – забавы – это смешные, забавные фигурки людей, животных с фиксированным движением. Они несут свое начало от народной игрушки. Народные мастера умели подметить смешные стороны во внешнем виде и поведении человека, животного и показать это в игрушке. Особенно это ярко представлено в игрушках богородских резчиков. Тонкий юмор, заложенный в народных игрушках, педагог должен чувствовать, понимать и учить этому детей.

Среди игрушек основное место занимают животные, стилизованные под человека: слоник в сюртучке, свинка в платьице, зайчик в штанишках и т.п. Их можно купать, кормить, водить заручку, катать в коляске, разговаривать с ними, т.е. действовать как с куклой.

Очень важны игрушки, которые используются при постановке спектаклей, в развлечениях – театрализованные игрушки.

Они не являются предметами повседневного пользования, они должны в глазах ребенка быть связаны с атмосферой праздничности, эмоциональной приподнятости

Дети наделяют их теми или иными чертами в соответствии с их внешним видом. К ним относятся игрушки: куклы перчаточные, пальчиковые («бибабо»), фигурки персонажей для настольных театров, фигурки и элементы декораций по сюжетам широко известных и любимых детьми сказок и, наконец, элементы костюмов для игры – драматизации, где участвуют сами дети.

Театральная игрушка – одна из самых живых и веселых. С ее помощью взрослый может делать буквально чудеса.

Ребенок охотно подчиняется требованию Буратино идти умываться, чистить зубы и ложиться спать. Малыш, конечно, знает, что за Буратино говорит мама, что ожил смешной человечек только в маминых руках, но слушаться при этом интересно. Поэтому молодые родители могут пользоваться таким приемом, если их малыш не слушается

Большую ценность предоставляют дидактические игрушки, которые знакомят ребят с цветом, формой, величиной и т.д. Дидактические игрушки несут в себе задачи интеллектуального плана, они способствуют развитию речи, интеллекта, волевых качеств, воспитанию семейной культуры.

Большую группу дидактических игрушек составляют народные: цветные шары, миски, матрешки, пирамидки, бочонки, башенки. Изготовленные из дерева, ярко окрашенные, они построены на доступных для маленького ребенка действиях (катать, разбирать, собирать, нанизывать, вкладывать).По таким образцам изготавливаются пластмассовые, деревянные токарные игрушки современной тематики, кремлевские башни, башни-ракеты. Сконструированные на основе автодидактизма, они обеспечивают самоконтроль ребенка за выполнением игровой задачи. В этом их особая ценность.

Большую роль в развитии движений у дошкольников играют спортивно-моторные игрушки. Такие как мячи, скакалки, обручи, каталки и другие. Особенно следует подчеркнуть значение мяча, играя с которым ребенок проделывает разнообразные движения: качает его, бросает, ловит. Активное движение не только укрепляет мышцы, совершенствует двигательный аппарат, но и также способствует нервно-психическому развитию ребенка (воспитывает волю, внимание).

По месту в играх детей близка к образной, сюжетной игрушке техническая, которая знакомит детей с внешним видом, образом предмета, имеющего непосредственное отношение к технике (машины, механизмы, виды транспорта, средства связи), и с характерными для него действиями. В дошкольном возрасте технические игрушки могут иметь большое значение для формирования умственных способностей, необходимых для любой деятельности человека. Кроме того, средствами технических игрушек можно развивать некоторые специальные способности к техническому конструированию и изобретательству.

Строительные и конструктивные материалы

Строительные и конструктивные материалы рассчитаны на детское конструирование, техническое изобретательство. В «строительные игры» можно играть бесконечно. Они ценны тем, что позволяют отобразить в игре задуманное. Всякая результативная деятельность, созданная собственными руками, дает большое удовлетворение.

«Строительство» в игре больше, чем какие-либо другие игры, сходно с трудовой деятельностью человека. Любая простейшая постройка требует от ребенка работы мысли, фантазии, умения сосредоточиться, терпеливо преодолеть трудности.

В работе детских садов большое место отводится игрушкам-самоделкам, поскольку создаются самим ребенком с заранее определенной игровой целью. Изготовление таких игрушек формирует у дошкольника умение создавать и воплощать замысел, стимулирует творчество, позволяет познавать свойства материала, формирует общественные мотивы поведения. Игрушки-самоделки – это предмет гордости и способ самовыражения ребенка. Самодельные игрушки отличаются многофункциональностью, поэтому особенно интересны малышу.

По теме: методические разработки, презентации и конспекты


«Приобщение детей дошкольного возраста к истокам русской народной культуры по теме: « Русские народные игры. Их виды, содержание, значение в воспитании детей дошкольного возраста»

В статье рассматривается вид деятельности дошкольников - игра, её виды, особенности, значение. Раскрывая данный вид деятельности, как средство самопознания, проявления лучших качеств личности че.


Виды и назначения игрушек для детей от рождения до 4-х лет

Консультация для педагогов и родителей на тему: "Виды и назначения игрушек для детей от рождения до 4-х лет".

ВИДЫ И НАЗНАЧЕНИЯ ИГРУШЕК ДЛЯ ДЕТЕЙ ОТ РОЖДЕНИЯ ДО 4-Х ЛЕТ

Обзор основных видов игрушек для детей до 4-х лет.


Статья по приобщению детей дошкольного возраста к истокам русской народной культуры по теме:" Русские народные игры. Их виды,содержание, значение в воспитании детей дошкольного возраста"

В статье по народному творчеству раскрывается игра, как основной вид деятельности дошкольников, даётся понятие игры, как средства самопознания, а также виды игр с примерами.


Виды и назначения игрушек для детей от рождения до 4-х лет

Консультация для родителей и воспитателей.

Консультация для родителей Виды и назначения игрушек для детей от рождения до 4-х лет


Причины и виды отклонений в речевом развитии детей дошкольного возраста. Основные виды нарушений.

В статье описаны основные виды нарушений в речевом развитии детей и их причины, а так же основные виды нарушения звукопроизношения.

По используемым материалам игрушки делят на деревянные, металлические, текстильные, пластмассовые, резиновые, комбинированные, полиграфические, стеклянные (елочные).

Игрушки — изделия, предназначенные для детей до 14 лет. Игрушкам принадлежит важная роль в развитии ребенка. Они являются материальной базой игр. От того, какие игры и игрушки окружают ребенка, во многом зависит его интеллектуальное и личностное развитие. Игрушки помогают ребенку познавать окружающий мир, приучают его к целенаправленной, осмысленной деятельности, развивают воображение, интуицию, формируют у ребенка нравственные ценности, любовь к труду, интерес к технике, любознательность, наблюдательность, воспитывают художественный вкус, побуждают к творчеству.

Именно с помощью игрушек и игр ребенок наиболее естественно и непосредственно открывает для себя одну за другой сферы общечеловеческого знания, получает необходимую предметную информацию. Играя, ребенок осваивает различные способы действия в определенных мыслительных или реальных ситуациях, накапливает свой первый опыт жизни. В игре развивается способность к осознанию деятельности и человеческих отношений.

Ассортимент игрушек чрезвычайно многообразен и непрерывно обновляется с учетом последних достижений в различных областях знаний. Многие игрушки оснащаются электроникой и другими механизмами, приводящими игрушки в движение, обеспечивающими выполнение голосовых команд, превращающими их в игрушки с искусственным интеллектом.

Игрушки могут быть классифицированы по педагогическому назначению, возрасту детей, материалу изготовления.

По педагогическому назначению игрушки условно объединяют в следующие группы:

• развивающие первоначальные движения и восприятия;

• знакомящие детей с предметами и образами окружающего мира;

• способствующие умственному развитию;

• знакомящие детей с трудовыми процессами и развивающие первоначальные трудовые навыки;

• способствующие художественному и музыкальному развитию детей;

• знакомящие детей с элементами науки и техники;

• способствующие физическому развитию;

• развивающие жизнерадостность и чувство юмора.

Некоторые игрушки объединяют в себе признаки и свойства разных групп, становятся не просто функциональными, а многофункциональными, реализуя комплексный подход к задаче развития ребенка, стремятся воздействовать на все его чувства. В последнее время в продаже появились и развивающие игровые центры или детские комплексы, которые объединяют игрушки разного педагогического назначения.

Игрушки, способствующие развитию первоначальных движений и восприятий (зрения, осязания, слуха), являются самыми первыми в жизни детей. Игрушки, способствующие развитию органов чувств, называют сенсорными игрушками. К ним относят погремушки, пищалки, подвески, простые сборно-разборные игрушки, кубики, шарики, кольца, привлекающие внимание ребенка яркими цветами, звучанием, формой. Прозрачная погремушка, у которой внутри прозрачного корпуса находятся цветные пластмассовые шарики, приучает малыша следить не только за большими, но и за маленькими предметами, позволяет установить причину возникновения звука, дает представление об объеме.

Игрушки, знакомящие детей с предметами и образами окружающего мира (образные), знакомят детей с людьми, животным и растительным миром, техникой, предметами домашнего обихода. Ассортимент этих игрушек наиболее разнообразен. К ним относятся куклы (с одеждой, мебелью, предметами быта, жилищем); фигурки, изображающие людей и животных, транспортные средства. В играх с ними расширяются и уточняются представления ребенка об окружающем мире, развиваются мышление, речь и воображение.

Игрушки, способствующие умственному развитию (дидактические), объединяют игрушки, содержащие обучающий элемент. К этой группе относятся многочисленные настольные и компьютерные игры, игры-головоломки: наборы ребусов, кроссвордов, чайнвордов, расширяющие кругозор, развивающие интерес к знаниям, внимание, память, мышление, речь, сообразительность, наблюдательность. По тематике они подразделяются на исторические, географические, астрономические, зоологические, ботанические, математические, литературно-художественные и др.

Игрушки, знакомящие детей с трудовыми процессами и развивающие первоначальные трудовые навыки, включают садово-огородный инвентарь, наборы посуды, различных инструментов: столярных, слесарных, для выпиливания лобзиком, выжигания по дереву, гравирования, наборы для лепки, вышивания, кроя и шитья одежды, а также разнообразные строительные и транспортные конструкторы. Они знакомят детей с разнообразными инструментами, материалами (их свойствами и способами обработки), воспитывают интерес к разнообразным профессиям, трудолюбие, трудовые навыки.

К игрушкам, способствующим художественному и музыкальному развитию детей, относятся калейдоскопы, мозаика, альбомы для раскрашивания картинок, наборы пластилина для лепки, наборы по художественным ремеслам: выжиганию, резьбе по дереву; конструктивно-художественные, театральные и музыкальные игрушки. Музыкальные игрушки знакомят детей с различными видами музыкальных инструментов, с основами музыкальной грамоты, развивают музыкальный слух, чувство ритма. Театральные игрушки знакомят детей с театральным искусством, приобщают к самостоятельной игре, способствуют обогащению речи.

К игрушкам, знакомящим детей с элементами науки и техники, относятся наборы для сборки технически сложных электронных конструкций: моделей автомобилей, самолетов, судов, телефона, радиоприемников, различные электронные игры, микроскопы, наборы для опытов по физике, химии. Они знакомят детей с устройством и принципом действия машин, приборов, техническими чертежами, физическими и химическими явлениями, способствуют формированию навыков самостоятельного конструирования, развивают техническую грамотность и творчество, помогают политехническому образованию детей.

К игрушкам, способствующим физическому развитию детей (спортивно-моторные игрушки), относятся игрушки для упражнений в ходьбе и беге (каталки, тележки, санки и др.), для прыгания (скакалки), для бросания (мячи, городки, кегли и др.), для развития и укрепления мускулатуры ног (спорт-роллеры, самокаты, велосипеды, педальные автомобили, лыжи, коньки и др.), для развития меткости (ружья, арбалеты, пистолеты), для развития мышц рук и пальцев, (сборно-разборные игрушки: пирамидки, матрешки; бадминтон, настольный теннис и др.), для развития координации движения, ловкости, гибкости (обручи, кольца и шары для жонглирования и др.).

К игрушкам, развивающим жизнерадостность и чувство юмора, относятся игрушки-забавы: различные электронные роботы, игрушки-сюрпризы с выскакивающими из коробочки смешными фигурками, надувные резиновые игрушки, наборы фокусов, прыгающие и клюющие птицы, кувыркающиеся обезьянки, вращающийся волчок и др.

По возрастному назначению игрушки подразделяют на три основные группы: для детей ясельного возраста (до 3 лет); для детей дошкольного возраста (от 3 до 6 лет) и для детей школьного возраста (от 6 до 14 лет). Возрастное назначение игрушек определяется соображениями безопасности, уровнем развития детей и связанным с ним проявлением интереса к окружающим предметам и явлениям. Игрушки-пищалки, издающие резкий звук, могут напугать малыша, длинный мех мягких игрушек способен попасть в рот и в дыхательные пути, большой кубик ребенок просто не сможет взять в руки и т. п.

По материалам, применяемым в производстве, игрушки подразделяются на деревянные, пластмассовые, резиновые, меховые, металлические, керамические, бумажные, картонные, мягконабивные.

Читайте также: