Объясни в чем красота и привлекательность народной игрушки

Обновлено: 26.04.2024

Мы все в свое время играли в куклы. Даже мальчики. Кукла для ребенка имеет огромное значение. Она учит играть определенные социальные роли: матери и отца, старшей сестры, учительницы, подружки. С куклой ребенок делится своими радостями и переживаниями, для нее готовит и шьет "одежку".

Во все времена кукла была и остается главной игрушкой почти с первых дней жизни ребенка. Анималистические игрушки приходят уже в более взрослом возрасте и несут несколько иное значение. Кукла - это воплощение человека, она живая и требует к себе отношения как к личности.

Народная игрушка помимо социальной роли играет и защитную роль. Это в своем роде оберег. Часто бывает так, что кукла олицетворяет умершего родственника, душа которого в нее переселилась. Народная кукла несет в себе ключевые символы культуры, поэтому любая деталь в ней не случайна.

Русская народная игрушка - это как правило символическое изображение женской фигуры. Если обобщить, то изготавливалась она из скрученного жгутом куска ткани, лицо из белого льна, коса, груди из лоскутных шариков, соответствующий региону и назначению костюм.

Лоскутки красивых тканей, оставшихся после пошива одежды или домашнего текстиля, хранились специально для кукол. Особенно ценились красные ткани, этот цвет издавна имел обережное значение. Кукол дарили родственникам по праздникам и на крестины. В семьях же куклы для детей "крутили" из старого тряпья. Считалось, что материя пропитывается жизненными силами рода, и кукла из ношеной одежды способна защитить ребенка (по той же причине новорожденных кутали в нательные рубахи матери). Наибольшее сакральное значение имели подолы фартуков, так как они соприкасались с землей, вбирая ее силу.Примечательно, что лоскутки на кукольный наряд никогда не резались ножницами, но только рвались руками по долевой нитке. Считалось, что это гарантирует владелице целостность без изъянов.

Кукольная одежда не снималась. Здесь важно понимать, что народная кукла - это не манекен для переодевания, а цельный образ, в котором костюм имеет решающее значение. Костюм в народной кукле как правило в точности повторяет одежду данного региона. Он искусно декорируется в соответствии с традициями. Однако зачастую мастерицы прибегали к упрощению, например поневу шили из цельного куска, тогда как женская понева была четырехклинной. Из сложных головных уборов бралась только самая эффектная часть. Однако это работало на особую выразительность образа куклы, нисколько не умаляя ее достоинств.

Кукла являлась также и олицетворением мифологического мира. Простейшая кукла из жгута, перетянутого в месте шеи и пререпоясонного, была символом триединства мира: верхнего (голова), земного (туловище) и нижнего (нижняя часть). Крестовидные куклы указывали на четыре стороны света. Являясь переходным мостом между материей и духом, кукла несла в себе понятия о жизни и смерти.

Безликость народной куклы имеет сакральное значение. На вопрос о том, почему у куклы нет лица, крестьянские женщины говорили, что в доме не должно быть лишних глаз. Действительно, глаза, нос, рот, являясь символическими вратами, давали путь как для добрых, так и для злых сил. Зрячая кукла опасна для ребенка. Кукла, лишенная бытовой конкретики, сама в себе, полноценна. Только в таком случае можно сохранить тайну рода. В южных регионах России кукольные лица перетянуты крестом. Крестообразное перетягивание частей тела кулы также имеет символическое значение. Крест - символ солнца, мощный оберег и источник энергии.

Непременным элементом красоты куклы была коса. Как правило коса плелась из льняной кудели, а иногда и из настоящих волос. Сплетенная из трех прядей, коса была символом гармонии триединого мира. Настоящие волосы на кукле были элементом приобщения последней к роду. Женские волосы не только роскошное украшение, но и сакрально значимый элемент. Обрезанные волосы никогда не выбрасывали, а только сжигали, считая, что через волосы можно сглазить человека.

Предлагаю вашему вниманию иллюстрации. Большинство из них - это копии или авторские народные куклы. Иллюстрации взяты из замечательной книжки про народную куклу, однажды попавшую ко мне в руки. К сожалению, мне не хватило ума записать автора и название книжки, удалось толко сфотографировать картинки. Возможно, среди моих читателей найдется счастливый обладатель экземпляра этой книги. Просьба дополнить мое эссе указанием авторства. Спасибо за внимание и возможные дополнения!

Особенности народной игрушки и ее задачи, фото № 1

Особенности народной игрушки и ее задачи, фото № 2

Особенности народной игрушки и ее задачи, фото № 3

Особенности народной игрушки и ее задачи, фото № 4

Особенности народной игрушки и ее задачи, фото № 5

Грудастые девки - символ материнства и плодородия. Крест на груди также символизирует плодородие.

Кажется, что радуга щедро поделилась с художниками своим многоцветием – каждая фигурка восхищает яркостью и сочностью красок. Барыни в пышных платьях, петухи и индюки с хвостами, похожими на павлиньи, фантастические двуглавые кони в узорах – эти самобытные персонажи заставляют вспомнить народные сказки. Дымковская игрушка – явление поистине уникальное. Её невозможно спутать с глиняными изделиями из других краёв.

Загадочный праздник

Сейчас слобода Дымково – это часть города Кирова (прежние названия – Хлынов, Вятка). История знаменитой на весь мир игрушки насчитывает около 400 лет. Лепкой занимались женщины. Глиняные фигурки неразрывно связаны с весенним праздником, известным как Свистопляска, или Вятская свистунья. Его отмечали в четвёртую субботу после Пасхи. Корни у него очень древние – он связан с культом земли и посвящён пробуждению природы после зимнего сна.

Праздник наполнен не только радостью. Это ещё и воспоминание о Хлыновском побоище. Трагическое событие произошло в XV веке. Когда к городу Хлынову подошли враги, жители поняли, что сами не смогут одолеть такую силу. Было решено позвать на помощь устюжан. Подмога пришла, однако в ночной темноте хлыновцы приняли друзей за врагов. Началось сражение, и лишь под утро стало ясно, что «своя своих не познаша».

В память о погибших на месте тех событий была построена часовня. Там ежегодно служилась панихида. Только после этого начинался праздник. Такое сочетание скорби и радости несло в себе смысл – оно олицетворяло торжество жизни над смертью. На протяжении долгой зимы мастерицы лепили свистульки специально к празднику. Он продолжался три дня, расписные игрушки продавались на весёлых ярмарках.

Возрождение красочной сказки

В конце XIX века рукотворные глиняные фигурки были вытеснены фабричными гипсовыми изделиями. Однако известный вятский художник Алексей Иванович Деньшин взялся за возрождение промысла. Тщательно изучались особенности уникального ремесла, собирались материалы. В 30-е годы XX столетия была организована артель «Вятская игрушка». Она объединила замечательных мастериц, в числе которых – Зоя Васильевна Пенкина, Анна Афанасьевна Мезрина, Елизавета Александровна Кошкина.

Возрождение промысла было прервано началом войны, однако в 1942 году производство ярких изделий возобновилось. По словам Алексея Деньшина, «дымковская игрушка в эти дни играла роль какого-то светлого жизнерадостного фактора неувядаемости творческих сил народа, его гения». В 50-60-е годы промысел активно развивался. Искусство выдающихся мастериц было отмечено многочисленными наградами. Сейчас в Кирове действует творческое объединение «Дымковская игрушка».

Точки, линии, круги…

Прежде чем изделия предстанут перед зрителями во всём своём великолепии, мастерам необходимо проделать сложную, кропотливую работу. Ярко-красная глина тщательно перемешивается с мелким песком. Игрушки нередко состоят из множества деталей, каждая из которых лепится по отдельности. Затем фигурка собирается – для склеивания используется жидкая глина. Все неровности на поверхности аккуратно сглаживаются.

Игрушка вначале просушивается на воздухе, затем обжигается. После этого она покрывается белилами и расписывается. В былые времена для побелки использовался мел, разведённый в молоке. Краски делались на основе яйца с квасом. Иногда в конце вся фигурка покрывалась взбитым белком для блеска. Рисунки наносились птичьими перьями. Сейчас для росписи используются анилиновые красители. Иногда приклеиваются квадратики из сусального золота или его имитации – потали.

Одна из особенностей дымковской игрушки – богатая цветовая гамма. Нарядная палитра делает изделия очень узнаваемыми. Преобладающие цвета – красный, синий, зелёный, жёлтый. Существуют определённые каноны для росписей. Каждый элемент узора несёт в себе конкретный смысл. Круги символизируют Солнце, волнистые линии – воду. Точки изображают человеческие следы. Перекрещенные прямые линии означают колодец. Эти символы очень древние.

Летние краски посреди зимы

Небезынтересно, что яркие, многоцветные фигурки помогают лечить такое явление, как цветовой голод. Природа в вятских землях достаточно суровая, в холодное время года пейзаж лишён обилия красок. Сейчас психологи подтверждают, что в таких условиях очень важно вносить в обстановку яркие цвета. Люди издавна чувствовали это – задолго до научных изысканий. Нарядные игрушки поднимали настроение посреди суровой зимы. Каждая из них была напоминанием о лете.

В 1968 году на Кировской студии телевидения был снят документальный фильм «Дымковская игрушка», посвящённый уникальному промыслу. Авторы оживили фигурки – перед зрителями на экране предстал целый город, населённый весёлым народом. Закачались качели, закрутились карусели, по дорогам помчались быстрые тройки. Игрушки как будто зажили своей жизнью.

Красочные фигурки действительно выглядят живыми – достаточно лишь повнимательнее присмотреться к ним. Они похожи на народные песни – задорные, весёлые, наполненные тёплым юмором. Это настоящий фейерверк красочных фантазий. Каждая игрушка несёт на себе отпечаток минувших столетий. Она вобрала в себя мудрость, которую мастера стараются передать будущим поколениям.

Народная игрушка является важным этническим элементом и памятником традиционной культуры русского народа. Она представляет собой синтетический вид народного творчества, в котором соединяются средства декоративно-прикладного и изобразительного искусства, музыкальные элементы. Игрушка — это также традиционный элемент воспитания детей. Дети познают мир и социализируются в обществе через игру. Традиционные народные игрушки различаются по типу, материалу и способу изготовления. Кроме того, существует взаимосвязь народной игрушки с разными видами хозяйственной деятельности людей, орудиями труда и религиозными верованиями. Народная игрушка являлась важным элементом социализации и воспитания детей.

Русская народная игрушка привлекательна своей многозначностью, глубиной, символичностью изображения, декоративностью, лаконичностью, чувством материала и его природных свойств, традиционностью технологических приемов, условностью образов и многим другим. Народные игрушки изображают людей, объекты фауны: птиц, оленей и лосей, медведей, коней, козлов и других животных. Русские традиционные игрушки выполняются в основном из глины, дерева, соломы, бересты.

Русская народная игрушка имеет различную символику. Например, игрушка в форме солнца, коня-качалки, качелей является символом благополучия. Игрушка в форме яйца, петуха — символом Неба. Олень символизирует солнечный свет, мир на земле и счастливый брак. Медведь является символом силы и богатства.

Русская народная игрушка из глины

Жители определенного региона на протяжении столетий создавали и передавали из поколения в поколение самобытные традиции изготовления народной игрушки, которая являлась своеобразной, оригинальной и сочетала в себе национальные особенности определенного региона России. По внешним особенностям русской народной игрушки можно было понять, в какой именно местности ее смастерили. Как уже выше говорилось, игрушки в основном изготавливались из двух материалов: глины (Абашевская, Дымковская, Каргопольская, Плешковская и Филимоновская игрушка) и дерева (Богородская Мазыкская игрушка, матрешка, птица счастья).

Абашевская русская народная игрушка

Абашевская русская народная игрушка выполняется из глины. Ее название происходит от села Абашево Пензенской губернии. В XIX–XX вв. в селе Абашево проживали лучшие мастера гончарного дела, работы которых ценились по всей России. В Пензенской губернии в селе Абашево были богатые месторождения глины, которую изначально использовали для изготовления красивой посуды. Впервые абашевские игрушки начали делать в середине XIX века для детских игр. Но спустя время игрушкам стали придавать сатирический характер, с целью высмеивания лжецов и тех, кто наживается на ближних.

Пик развития абашевской игрушки пришелся на XX век, когда многие умельцы по изготовлению посуды из глины уже не могли соперничать с фабриками и заводами. Как раз в этот период большинство мастеров занялось изготовлением свистулек, которые вызывали неподдельный интерес и даже восторг у детей. Одним из знаменитых мастеров того периода являлся Тимофей Зоткин . Его работы оказали немалое влияние на последующие поколения.

Сюжеты абашевской игрушки разнообразны, среди основных — животные и птицы, главная особенность которых — чересчур длинное туловище с шеей и короткие лапы. У животных часто изображали пышные кудри и бороды. В основном лепили баранов, оленей, коз. По виду они напоминают фантастических кентавров, которым присуща некоторая сатиричность.

Абашевская игрушка призвана высмеивать человеческие пороки, в особенности сребролюбие и обман. Именно поэтому вместе с необычными фигурками животных можно увидеть нарядную барышню, лихого всадника и князя в образе барана с человеческим лицом.

При изготовлении игрушки мастер применяет глину и несколько стеков, с помощью которых формирует фигурку, проделывает отверстия и узоры. После изделие обжигают и расписывают. Для росписи абашевской игрушки мастера использовали масляные и эмалевые краски, которые обеспечивали долговечность и насыщенность рисунков. Тематика росписи — это прежде всего природа и окружающий мир, не лишенные символизма. В абашевской игрушке преобладают красный, зеленый и синий цвета.

Дымковская русская народная игрушка

Широко известна и по сей день дымковская русская народная игрушка, которая также делается из глины. Дымковскую игрушку мастерят уже не одно столетие. Изготовляли такую игрушку в слободе Дымково, расположенной неподалеку от города Кирова. Умельцы трудились в слободе Дымково в одиночку и семьями. К началу XIX века игрушки из Дымкова распространились по всей России.

В те времена в год изготовлялось более 100 тысяч игрушек, которые поступали на продажу, в том числе и в столицу и в Оренбургскую губернию. Над их созданием работали 59 семей из Дымково. Самыми известными мастерами были Кошкины и Никулины . В начале XX века дымковские игрушки потеряли былую популярность, хотя уже в 1930-е годы в Кирове начал возрождаться дымковский промысел.

Дымковская игрушка традиционно выполняется в форме барыни, всадников, гусаров, фантастических птиц и животных, а также существуют многофигурные сюжетные композиции. Процесс изготовления дымковской игрушки состоит из двух этапов: лепки изделия и росписи его. В создании формы игрушки и в оформлении существуют свои традиции, выражающиеся прежде всего в статичности, пышности форм и яркости росписи. Например, в композиции «Мать с детьми» фигура женщины смотрит прямо перед собой, она как бы замерла в этом положении. Эта же статичность присутствует в игрушках, изображающих птиц и животных.

Особенно популярны следующие образы дымковской игрушки :

  • Индюк — красочный, словно павлин.
  • Барыня — это и изящная городская особа, и традиционная крестьянская женщина в кокошнике. Рядом с ней могут изображаться ребятишки.
  • Барашек — фигурки этого животного могут быть с разным размером рогов. Отметим, что они всегда позолоченные. Барашков изображают обычными или в нарядной одежде.
  • Лошадь — традиционно в ярко-голубых тонах.
  • Мужчины в дымковской игрушке изображаются чаще всего в виде всадника на коне, гуляющего городского или деревенского кавалера.
  • Свинки, птицы, колокольчики. Изображаются в разных вариациях и тонах.

Для изготовления дымковской игрушки используется вятская красная глина и речной песок. Каждая деталь игрушки создается отдельно: из круглого куска глины лепится тело, на которое прикрепляются остальные части игрушки. Далее изделие несколько суток сушится на открытом воздухе. Затем обжигается на огне. На Руси для этого использовали печь. Сегодня это муфельная печь, где температура достигает 1000 °С. Когда фигурка остывает, ее подвергают отбеливанию. На Руси для этого использовали в том числе и молоко. Следующий этап — раскрашивание. В давние года для этого использовали натуральные красители на основе яиц, молока, сажи, уксуса, темперы. В наши дни чаще всего применяют акриловые краски. Хвосты птиц, рога животных, одежда людей покрываются медной поталью (тонкой фольгой). Для дымковской игрушки характерно использование красного, синего, желтого, изумрудного, голубого, зеленого и оранжевого цветов. Белая и черная краска применяется в небольшом количестве. Каждый цвет, которым окрашена игрушка, имеет свое значение: белый — символ чистоты; черный — лжи; зеленый — природа; красный — силы, здоровья; синий — неба.

Узоры, используемые при росписи дымковской игрушки, тесно связаны с народными верованиями, символами природы. Например, солнце и луна — символ зарождения жизни; ромбы — знак плодородия; волны — знак неба и влаги. Заключительным моментом росписи является нанесение сусального золота. В настоящее время дымковская игрушка развивается, возникают новые технологии, появляются свежие идеи, но традиции изготовления остаются неизменными.

Каргопольская русская народная игрушка

По всей России и в зарубежье известна глиняная Каргопольская игрушка. Название изделия происходит от древнего города Каргополь Архангельской губернии, являвшимся в старину одним из центров старообрядчества. Известно, что жители этого города и его окрестностей издавна занимались гончарным делом, делали традиционную игрушку.

По сравнению с яркими по цвету дымковскими и филимоновскими игрушками, каргопольская игрушка на вид сурова. Для нее характерна многофигурность композиции (веселые тройки с седоками в санях, танцующие фигуры, катания на лодке, сказочные сюжеты и другое). Все фигурки немного приземистые, с короткими руками и ногами, туловище у них удлиненное, толстая и короткая шея и сравнительно большая голова. Интересно, что животные изображаются с толстыми лапами.

Каргопольской игрушке свойственна тема деревни. Герои местных мастеров — простые русские люди, работающие в поле, пахари и сеятели, которые отдыхают в период обеда, женщины, которые стирают белью и нянчат детишек. Часто мастера создавали не только существующих, но и вымышленных зверей. Например, полуконя-получеловека, которого изображают в военной форме с орденами; двухголового коня или птицу Сирин.

Настоящих животных каргопольские умельцы очеловечивали, то есть рисовали им одежду, бытовые предметы, музыкальные инструменты. Изображали медведей, лосей, баранов, лошадей, кошек, собак, птиц.

Женщин изображали в длинных сарафанах, волосы заплетали в косу, на шее рисовали бусы, а в руки помещали сверток с младенцем или блюдо с пищей. Мужчина изображался обязательно с густой бородой, в расписной рубахе, свободных шароварах и высоких сапогах на небольшом каблуке. На голове шапка или шляпа для защиты от солнца. Каждая игрушка имеет свою символику, скрытый смысл. Женщина является символом Земли, плодородия, кормилицы. Медведь — символом хозяина леса, олень или баран — символом неба и солнца.

Каргопольскую игрушку делали из цельного куска глины, иногда добавляли дополнительные элементы. После обжига фигурку помещали в густой раствор из муки. Благодаря пригоревшей муке на поверхности возникали причудливые темные узоры, которые в дальнейшем покрывали красками. Подобная технология придавала фигурке рельефность и объем. При росписи наибольшей популярностью пользовались следующие цвета: красный, зеленый, желтый и синий.

Игрушку всегда украшали узором: на изображениях людей это был орнамент на одежде, а животным украшали рога или конечности. Узор был простым и незамысловатым: волнистые линии, геометрические фигуры и цветы. Кроме того, в качестве узора служили изображения на игрушке солнца, неба, луны, огня, земли и воды.

Плешковская русская народная игрушка

Игрушки из Плешково лепятся из смеси глины со слюдой. После обжига игрушки слюдовые вкрапления придают изделию дополнительный серебристый блеск и искорки по всей поверхности. У обожженных свистулек пористая структура и розовый оттенок. Мастера окрашивают глину в свободной манере и распределяют натуральную краску пятнами. Изначально при изготовлении плешковских игрушек краска не применялась вообще, но более современные мастера растирают для полноценного покрытия свистульки кирпич и смешивают его с выжимкой из лопуха или конопли. Ранее было достаточно найти необходимое количество местной золотистой глины и провести 2-3 полоски вдоль фигурки.

Название игрушки происходит от села Плешково Орловской губернии. Игрушки отличаются простотой и лаконичностью. Основные цвета плешковской игрушки: синий, красный, зеленый. При окрашивании изделия использовали натуральные красители — сок бузины и лопуха, которые наносили на поверхность фигурки в форме пятнышек. Сюжеты плешковской игрушки различны: звери (кони, бараны, коровы, олени, петухи), птицы (утки), люди (солдаты, барыни), фантастические существа (русалки, птицы — сирин).

Задание: декоративно оформить выполненную на предыдущем уроке фигуру одного из промыслов народной игрушки, сохраняя традиции промысла.

  1. для учащихся: гуашь, кисти, баночка с водой, тряпочка, вылепленные фигуры.
  2. для учителя: мультимедиа проектор, экран, таблицы с образцами росписи, компьютерная презентация (см. Приложение 1).

Зрительный ряд: иллюстрации народных глиняных игрушек, таблицы с элементами росписи.

Музыкальный ряд: русская народная музыка.

  1. Организационный момент.
  2. Актуализация опорных знаний.
  3. Формирование новых знаний.
  4. Творческая практическая деятельность учащихся.
  5. Итог урока:
    • выставка и анализ работ;
    • обобщение темы урока.
  6. Домашнее задание.

I. Оргмомент

Проверь, дружок,
Готов ли ты начать урок?
Всё ль на месте, всё ль в порядке:
Игрушки, кисти, краски,
Проверили? Садитесь.
С усердием трудитесь!

II. Актуализация опорных знаний

Ребята, на прошлом уроке мы с вами совершили путешествие в далёкое прошлое, к мастерам народных глиняных игрушек (слайд 2). Побывав в качестве таких мастеров, создали пластический образ одной из этих игрушек. Давайте вспомним эти игрушки, а также чем они отличаются по своей форме. Все отличия занесем в таблицу (на доске).

Заполняем таблицу (первую колонку).

Очень большое разнообразие образов воплотила в себя эта игрушка. Здесь и удивительные кони с длинными как у жирафа, шеями, коровки, петухи, бараны, олени - растопырки, птицы-курицы, собаки, свиньи (слайд 3).

Крепкие деревенские мужики и бабы рождают добрую усмешку: большеголовые, с короткими руками и ногами, с чуть сплющенным лицом, переходящим у мужиков в бороду-лопату (слайд 4).

Эти игрушки – настоящее чудо. Здесь можно увидеть и разнаряженных щеголих, и нянек-кормилок с детьми на руках, и лихих всадников. И важных индюков, и другие образы (слайд 5).

Отличительные особенности народных глиняных игрушек

основные цвета,
используемые в росписи

имеют вытянутые пропорции, мягкие очертания формы, они выглядят изящными, стройными.

приземисты. Они кажутся неуклюжими и тяжеловатыми.

монолитны, силуэт фигурок отличается мягкой плавностью и округлостью.

III. Формирование новых знаний

Дополнение учителя:

1. Филимоновская игрушка (слайд 6)

Орнамент росписи филимоновских игрушек простой: чередующиеся полоски, точки, круги, овалы, звездочки, треугольники. Детали росписи можно расшифровать: круг - это солнце, треугольник - это земля, елочки и ростки - символ растительности и жизни. Простой и легкий узор хорошо сочетается с изящными, вытянутыми формами свистульки. Все узоры напоминают нам о связях человека и природы.

Любимые цвета филимоновской игрушки – интенсивный красный и малиновый. Они горят еще ярче от соседства темно-синего и зеленого.

Пестрые декоративные узоры наносят куриным перышком прямо на поверхность обожженной глины, так как с кисточки краска к чистой глине не пристает.

2. Каргопольская игрушка (слайд 7)

Роспись каргопольской игрушки очень выразительна и проста. Традиционный набор элементов и цветов данного промысла сохраняет прочную связь с древними мотивами. Символы солнца – большие огненные круги, кресты, кольца, мотивы зерен, хлебных колосьев и веточек растений. Все эти элементы изображены в естественных тонах, приближенных к натуральным природным оттенкам.

3. Дымковская игрушка (слайд 8, 9)

Дымковскую игрушку, покоряющую своей простотой и незамысловатостью образа, нельзя спутать с другими лепными народными игрушками благодаря ее колориту. Это, прежде всего, снежной белизны фон, по которому написан простой узор геометрического характера: кружки, точки, полоски. В декоре преобладают насыщенные цвета: красно-алый, малиновый, синий, золотисто-желтый, фиолетовый, особенно празднично сияющие на белом фоне игрушек.

Если внимательно присмотреться к глиняным фигуркам птиц, зверей, людей, можно увидеть, как экономно и продуманно использует мастер выразительные средства орнамента, чтобы рассказать о красоте оперения птиц, нарядной одежде барынь. Кажется, что в облике дымковской игрушки невольно находит отражение природа тех мест, где родились эти удивительные произведения искусства. Невольно представляешь заснеженные сугробы, белизну которых подчеркивают синие птицы.

На морозе лица людей украшает румянец. На фоне освещенного снега особенно ярко звучит цвет одежды.

Отличительные особенности народных глиняных игрушек

основные цвета,
используемые в росписи

имеют вытянутые пропорции, мягкие очертания формы, они выглядят изящными, стройными

чередующиеся полоски, точки, круги, овалы, звездочки, треугольники;

бывают и сложные узоры, особенно на юбках у барынь: ветвистая «елочка», яркая «ягодка», лучистая «звездочка» или яркое «солнышко»

малиново-красный, желтый, темно-синий, изумрудно-зеленый

приземисты; они кажутся неуклюжими и тяжеловатыми

древние символы Солнца – большие огненно-красные круги, кольца, мотивы зерен, хлебных колосьев, веточек растений, точки, перекрещивающиеся линии, разноцветные черточки

черный, красный, желтый, бледно-зеленый, синий

монолитны, силуэт фигурок отличается мягкой плавностью и округлостью

кружочки, прямые и волнистые полоски, клеточки, пятна, точки

малиновый, красный, зеленый, желтый, оранжевый, синий и даже золотой

IV. Творческая практическая деятельность учащихся

Давайте мы с вами представим себя мастерами по росписи народных глиняных игрушек (класс разделен на три группы: 1 группа - «Мастера Дымковских игрушек», 2 группа – «Мастера Филимоновских игрушек», 3 группа – «Мастера Каргопольских игрушек») и декоративно оформим вылепленную на предыдущем уроке фигуру.

Последовательность выполнения работы (слайд 10)

Вначале распределите по поверхности игрушки цветовые пятна, сохранив, где это возможно, белую основу. Белый в сочетании с другими цветами придаст игрушке праздничную нарядность. Все мелкие детали росписи выполняйте после того, как основные цветовые пятна уже будут найдены. Украшая игрушку декоративными элементами, ритмически выстраивая их, фантазируйте, но старайтесь делать роспись в традициях промысла.

Перед работой хочу пожелать вам, чтобы ваша игрушка была не только красивой, а еще доброй и веселой. Украсьте так, чтобы глядя на нее, душа радовалась.

Во время практической работы учитель делает целевые обходы:

  1. контроль организации рабочего места;
  2. контроль правильности выполнения приемов работы;
  3. оказание помощи учащимся, испытывающим затруднения;
  4. контроль объема и качества выполненной работы.

V. Итог урока

Выставка и анализ работ

Ребята, перед вами расположены «Ступеньки творчества».

Вы должны подумать и сами оценить свою работу. Каким образом? Если вам не нравится ваша игрушка, как вы ее расписали, то ставите игрушку на низкую ступень. Если вы считаете, что работа выполнена хорошо, то ставите на вторую ступень, а если у вас получилась отличная игрушка, то ставите на самую высокую ступень.

Какие нарядные и весёлые получились у вас игрушки.

Работы учителем оцениваются по следующим критериям:

  1. правильность выбора цвета;
  2. правильность рисования элементов;
  3. композиция;
  4. аккуратность выполнения.

Хороша игрушка расписная!
Вся поет, бесхитростна, светла.
И видна в ней радость молодая,
Ставшего искусством ремесла.

Цель урока: Выполнение творческой работы на примере Филимоновской, Дымковской и Каргопольской глиняной игрушки.

  • личностные – активизация учебной, познавательной деятельности;
  • метапредметные – выполнение творческой работы и заданий в группе;
  • предметные – закрепление и применение знаний, полученных на прошлом уроке.

Оборудование: компьютер, мультимедийный проектор, экран.

Зрительный ряд: образцы элементов росписи игрушек, игрушки.

1. Организационный момент. Проверка готовности к уроку.

Сегодня у нас не обычный урок, а народная ярмарка, на которой будут представлены разнообразные игрушки трех известных художественных промыслов.

Вопрос. Вспомните, что это за художественные промыслы, как они называются?

Ответы. Дымковская, Филимоновская и Каргопольская глиняные игрушки.

На прошлом уроке вы лепили игрушки из глины и пластилина. Посмотрите, чего не хватает на ваших поделках?

Ответы. Узоров, цвета, красок.

Вопрос. Как вы думаете, в чем заключается цель сегодняшнего урока?

Ответы. Расписать игрушки узорами и орнаментом.

Так как предмет изобразительное искусство является творчеством, то и работа ваша будет заключаться в выполнение творческой работы на примере Филимоновской, Дымковской и Каргопольской глиняной игрушки. Презентация.

Ребята разделились на 3 группы, это художественные мастерские, каждая из которых представляет свой промысел.

Прошу представиться группам.

1. Дымковская игрушка – самый известный из глиняных промыслов России. Дымковские игрушки мастерят в Кировской области под г. Вяткой. (Презентация. Слайд 2)

2. В живописном уголке Нечерноземья, в Тульской области, над речкой Упой стоит русская деревня Филимоново, в которой издавна живут гончары. Там лепят Филимоновские игрушки. (Слайд 3)

3. Каргопольские игрушки родом из Архангельской области, из деревни Каргополье, что на севере России. (Слайд 4)

Вопрос. Давайте вспомним, кого изображали в игрушках мастера?

1. Ассортимент Дымковских игрушек разнообразен: барыни под зонтиком, румяные кавалеры, кони, медведи, олени, уточки, петухи. Корова, баран, козел очень похожи между собой, а отличаются друг от друга только формой рогов. (Слайд 5)

Наездник может быть не только на коне, но и на козле, свинье или петухе.

2. Филимоновские игрушки разнообразны: барыни и кавалеры, невеста с женихом, солдат всадники, птицы, петухи, собачки, лошади, свиньи, коровы, медведи. (Слайд 6)

3. Каргопольские игрушки– сцены из повседневной жизни: баба, мужик, пахарь, сеятель, кузнец. (Слайд 7)

Не забыты и праздничные темы: бражники в лодке, бородатый старик играет на балалайке, гармонист. Есть и сказочные герои: лиса, медведь – одетые как люди, лошади, тройки, сани.

Вопрос: Какой цвет использовали художники для росписи игрушек? (Слайд 8)

Ответ: Для росписи Дымковских игрушек художники брали все цвета радуги: красный, желтый, оранжевый, синий, голубой, зеленый, фиолетовый, розовый.

Ответ: Для росписи Филимоновских игрушек брали три главные цвета – малиново-красный, желтый и зеленый. Иногда применяли синий или фиолетовый цвета.

Ответ: Для Каргопольских игрушек использовали красный, оранжевый, синий, зеленый, коричневый, черный.

Вопрос: А какое значение имели цвета в росписи? (Слайд 9)

белый – чистота, правда, добро;
красный – огонь, красота, здоровье, сила, слава;
желтый – солнце, свет, радость;
синий – небо, вода;
зеленый – жизнь, молодость;
черный – земля.

В глубокой древности глиняные игрушки создавались не забавы ради – они были участниками древних обрядов. Один из них – весенний праздник “свистопляска”, который был посвящен солнцу. Чтобы принять участие в празднике, нужна была глиняная свистулька и расписной глиняный шарик, которым можно было перекидываться.

Им приписывали особую силу: охранять, оберегать людей от всякого зла. Яркий цвет и пронзительный свист играли магическую роль. Присмотритесь к игрушкам. У каждого промысла есть похожие игрушки. Назовите их.

Ответ: это конь, птица и баба.

Вопрос: Какой смысл выражают эти образы? (Слайд 10, 11, 12)

конь – кормилец, защитник,
птица – счастье, удача,
баба – плодородие, продолжение рода, берегиня, женщина, мать, хранительница семейного очага.

В них живут память народа, его древние традиции. Все глиняные игрушки имеют обобщенную форму, очень пластичны, а расписаны традиционным орнаментом.

Вопрос: Вспомните, какое значение имеют символы орнамента росписи? (Слайд 13)

Ответ: Роспись очень проста: сочетание цветных полосок, точек, кругов, овалов, звездочек, треугольников. Детали росписи можно расшифровать. Круг – это солнце, треугольник – земля, елочки и ростки – символ растительности и жизни, синяя волнистая полоса – это вода, перекрещенные полоски – сруб колодца. Все эти узоры напоминают нам о связях человека и природы.

Орнаменты, используемые при росписи глиняной игрушки.


Вопрос: Где еще можно встретить древние знаки орнамента, которым украшены игрушки?

Ответ: Знаки орнамента можно встретить и в вышивке, и в росписи, и в резьбе.

3. Динамическая пауза.

Вижу, вы сидеть устали, ну-ка, дружненько все встали!

Раз – подняться, потянуться,
Два – нагнуть, разогнуться,
Три – в ладоши, три хлопка,
Головою три кивка.
На четыре – руки шире,
Пять – руками помахали,
Друг на друга посмотрели,
Шесть – на место тихо сели.

4. Знание темы урока вы усвоили хорошо, молодцы. А сейчас приступайте к выполнению росписи игрушек, которых вы представите на нашей ярмарке.

Учащиеся приступают к выполнению росписи, звучит музыка, сборник русских народных наигрышей. Перед показом игрушек, когда все закончили работу, включается песня В. Леонтьева “Ярмарка”.

Учащиеся выставляют свои игрушки на стол. Просмотр работ.

5. Завершение урока.

Посмотрите, какая замечательная ярмарка игрушек у нас получилась!

Какими эпитетами можно охарактеризовать эти поделки?

Ответы: яркие, нарядные, красивые, праздничные, веселые.

Продолжите фразу: – я сегодня на уроке…

Какое применение вашим игрушкам вы бы нашли?

Что нового вы узнали на уроке?

Понравилось вам расписывать игрушки?

Мы с вами будем расписывать другие народные игрушки, об этом вы узнаете на следующем уроке.

Читайте также: