Обыгрывание предметов и игрушек

Обновлено: 18.05.2024

Автор: Фасахова Гульшат Фидаилевна, Муниципальное бюджетное дошкольное образовательное учреждение детский сад N9 «Улыбка» Ульяновская область, город Димитровград.

Игра в дошкольном возрасте один из любимых видов деятельности детей. Возможность развивать у дошкольников творческие способности в игре позволяет педагогам использовать игровые приемы на занятиях по изобразительной деятельности. Игровое творчество проявляется в поисках средств и способов для изображения задуманного.
Игровые приемы педагогами применяются охотно. Трудности возникают в их самостоятельной разработке. Основной причиной этого является незнание особенностей игровых приемов обучения. Игровые приемы обучения, как и другие приемы, направлены на решение обучающих задач и связаны с организацией игры на занятия.
Подобные приемы, построенные на высокоэмоциональной основе, способствуют как решению учебных задач, так и формированию у детей интереса к учебной деятельности. Использование их позволяет развивать у дошкольников устойчивость внимания, способность к произвольному поведению, что является предпосылкой к формированию нравственно-волевых качеств.

ВложениеРазмер
konsultatsiya.docx 26.53 КБ

Предварительный просмотр:

на занятиях по изобразительной деятельности»

Значение игровых приемов обучения

Игра в дошкольном возрасте один из любимых видов деятельности детей. Возможность развивать у дошкольников творческие способности в игре позволяет педагогам использовать игровые приемы на занятиях по изобразительной деятельности. Игровое творчество проявляется в поисках средств и способов для изображения задуманного.

Игровые приемы педагогами применяются охотно. Трудности возникают в их самостоятельной разработке. Основной причиной этого является незнание особенностей игровых приемов обучения. Игровые приемы обучения, как и другие приемы, направлены на решение обучающих задач и связаны с организацией игры на занятия.

Подобные приемы, построенные на высокоэмоциональной основе, способствуют как решению учебных задач, так и формированию у детей интереса к учебной деятельности. Использование их позволяет развивать у дошкольников устойчивость внимания, способность к произвольному поведению, что является предпосылкой к формированию нравственно-волевых качеств.

Можно определить их воспитательную роль следующим образом:

  • игровые приемы помогают воспитателю сделать процесс обучения занимательным, соответствующим возрастным особенностям дошкольников (особенно это относится к младшему дошкольному возрасту),
  • позволяют представить неинтересную для детей учебную задачу в занимательной форме;
  • дают возможность многократно упражнять детей при формировании какого-либо умения;
  • играют роль мотива, побуждающего детей к качественному выполнению задания.

В то же время следует подчеркнуть, что все задания, предъявляемые детям в игровых ситуациях, вуалируют учебную задачу; ребенок не ставится в условия осознания особенностей деятельности на занятиях (необходимость в приложении усилий, старания; наличие умения сосредоточивать свое внимание на предложенном задании, стремления выполнить его как можно точнее, достичь результата, соответствующего поставленным требованиям). Поэтому игровые приемы следует сочетать с другими приемами. Варианты их сочетания должны определяться содержанием занятия, возрастом детей, степенью сложности учебного материала, а также конкретными задачами нравственного воспитания, которые могут быть реализованы в деятельности, направленной на усвоение знаний. Если в младших группах игровые приемы преобладают, то в старших, поскольку на первый план выдвигается задача воспитания у детей нравственно-волевых качеств, ответственного отношения к учебной деятельности, на смену им приходят другие, позволяющие дошкольникам осознавать, что деятельность на занятии есть выполнение учебных задач.

Следовательно, значимость игровых приемов на занятиях зависит от возраста детей и степени сформированности у них опыта учебной деятельности; они доминируют в младших группах и
сочетаются, взаимодействуют с другими в старших. Все возрастающий у детей старшего дошкольного возраста опыт деятельности на занятиях, интерес к ней позволяют педагогу ставить перед воспитанниками учебную задачу в других формах, обосновывающих необходимость выполнения заданий, приложения усилий.

Признаки и виды игровых приемов обучения

Признаки игровых приемов :

Одним из признаков игрового приема является игровая задача . Игровая задача – это определение того, для чего дети будут выполнять те или иные игровые действия. Например, воспитатель предлагает детям: «Подумайте, как зайчику перебраться через речку», дети сами ставят игровые задачи. Если правильно использовать игровые приемы можно увеличивать количество игровых задач, развивать сюжетно-игровой замысел.

Также основой любой игры является наличие игровых действий , с помощью которых и решаются игровые задачи. Иногда педагоги в начале занятия ограничиваются лишь постановкой игровой задачи, например «Сделаем игрушкам подарки», а затем продолжают обычную работу: детям пообещали игру, а она не состоялась, потому что не последовало игровых действий. Подсказанный педагогом сюжет игры дети должны развивать дальше. Важно, чтобы дети были активны при выполнении игровых действий, это развивает их творческие способности.

  • Необходимым условием активности детей является определенный запас знаний, наличие ярких впечатлений о данном явлении. В этих случаях дети увлечены происходящими на занятиях событиями, придумывают игровые действия и способы их выполнения. Если у детей нет интересной для них информации, которая бы помогала понять связь содержания изображений с тем, для кого они предназначены, то дети отвлекаются, мало интересуются полученными результатами. Регулярное применение игровых приемов без учета знаний детей приводит к потере интереса к занятиям. Поэтому, продумывая содержание игровых приемов, нужно использовать опыт детей своей группы, полученный в разных видах деятельности, в разных ситуациях, имевших место в данном коллективе. У детей есть любимые игры, игрушки, персонажи. Замечено, что наиболее эффективны игровые ситуации со знакомыми, любимыми игрушками, так как с ними связаны эмоциональные переживания детей.
  • при разработке и применении игровых приемов необходимо учитывать также уровень развития игры детей данной возрастной группы, характер тех явлений, событий, которые интересны детям этого возраста и которые они стремятся «пережить» в игре. У самых маленьких - это мир разнообразных предметов и действия с ними, у более старших – люди и их действия с предметами, а затем взаимоотношения людей. В работе с малышами более эффективен прием, включающий игровые действия с игрушкой (катает вылепленную машину), с более старшими детьми – выполнение той или иной и соответствующих действий (в роли шофера перевозит на машине)
  • использование игровых приемов зависит и от материала, который использует педагог. В зависимости от игровых умений детей педагог и должен предлагать им объемные и плоскостные предметы, игрушки, предметы-заместители или воображаемые предметы.
  • при разработке игровых приемов важно думать о логике игровых действий, соответствии их реальным жизненным ситуациям. Например, петушка приносит детям яркие платочки и дети их рисуют. Было бы правильнее нарисовать платочки для куклы или матрешки.

Включение игровых приемов в изобразительную деятельность, не должно нарушать ее естественного хода. Изображение – своеобразный центр игры. Игровые действия могут органически включаться в изобразительный процесс или завершать его. Очень похожи на «режиссерские игры» и представляют собой индивидуальную сюжетную игру, но только не с обычными игрушками, а с изображениями. Еще только создаваемые или уже выполненные рисунки ребенок наделяет определенными ролями, иногда берет роль на себя или выполняет за них разнообразные действия.

На занятиях по изобразительной деятельности педагог может применять следующие виды игровых приемов :

- обыгрывание предметов, игрушек, картин;

Обыграть можно даже изобразительный материал (кисточки, краски, карандаши и т.д.) с кисточками о карандашами можно советоваться, разговаривать, учить их рисовать («бегать по ровненькой дорожке», «кататься» с горки и т.д.)

При обыгрывании предметов, игрушек игровые действия могут быть самыми разнообразными по содержанию и способу исполнения: узнать настроение персонажа (беседа, диалог); пожалеть, погладить, поймать листочки (жест); изобразить движения (имитация движений с игрушкой). Это прием применяется во всех возрастных группах, так как позволяет учесть постепенно изменяющиеся интересы детей к окружающему и доступные им способы игрового действия. Педагог использует его перед началом занятия или в начале его в процессе беседы, направленной на формирование замысла будущего рисунка. Этот прием позволяет решить несколько задач: привлечь внимание ребенка к изображенному предмету, рассмотреть, обследовать его; заинтересовать предстоящей работой; объяснить приемы изображения. (Педагогам предлагается привести пример использования приема обыгрывания предметов, игрушек, картин)

- обыгрывание выполненного изображения;

Это прием применяется в корце занятия, когда изображение уже выполнено. Полученное изображение используется как своеобразный игровой предмет. Содержание игровых действий зависит от изображения. (Педагогам предлагается привести пример использования приема обыгрывания готового изображения). Например, дети рисовали парк: осенний, зимний, им предлагается погулять по парку, послушать птиц, попеть песенки и т.д. Если воспроизведена птица, то она может «летать», «клевать» зернышки.

- обыгрывание незаконченного изображения в момент его исполнения:

Этот прием направлен не только на развитие замысла рисунка, но и на развитие у детей умения выполнять его разными изобразительными средствами. Способы выполнения игровых действий в данном приеме также разнообразны. Они могут быть выражены словом, например, воспитатель, увидев на рисунке изображенную девочку, спрашивает ее «Ты не замерзла без шапки?». Таким образом он ненавязчиво подсказывает возможность выполнения рисунка.

- игровые ситуации с ролевым поведением детей и взрослых .

В этом случае изобразительная деятельность соотносится с соответствующей деятельностью взрослых – художников, гончаров, фотографов, строителей и тд. Такая деятельность часто носит коллективный характер. Например, дети в роли художников рисуют иллюстрации к одной сказке. При выполнении взятой на себя ребенок особенно увлечен делом, наиболее изобразителен.

Применение игровых приемов

Во второй младшей группе воспитатель ставит перед собой задачу вызвать у детей непроизвольный интерес к занятию. Игровые приемы используются, чтобы вызвать и поддержать у малышей интерес к деятельности, направленной на овладение элементарными знаниями и умениями, на развитие активности. Нередко все занятие целиком проводится в форме игры. (Педагогам предлагается привести примеры использования игровых приемов в младшем возрасте)

Например, педагог говорит: "Дети, к нам в гости пришла матрешка. Вот она, красивая, нарядная!" Матрешка здоровается с малышами, показывает свой фартучек, платок. В игровой форме воспитатель побуждает детей рассмотреть матрешку, определить, какого она цвета, формы. Обращаясь к кукле, воспитатель продолжает: "Почему ты, матрешка, такая скучная? Скажи нам. Может быть, мы тебе поможем?" - Наклоняется к матрешке, слушая ее ответ. Затем вновь обращается к детям: "Дети, оказывается, матрешке скучно одной. Давайте нарисуем ей подружек. И тогда матрешке станет 'веселее. Целый хоровод матрешек у нас получится!"

А для того чтобы дети рисовали аккуратно, проявляли старание, стремились добиться качественного результата, воспитатель предупреждает: "Матрешка обидится, если ее подружки будут некрасивыми. Вы постарайтесь, порадуйте матрешку. Посмотрите, как надо рисовать". Описанный прием приводит к положительному результату: дети внимательно слушают разъяснения педагога, а затем в самостоятельной деятельности проявляют настойчивость, аккуратность, старательность.

Можно привести еще целый ряд примеров, разнообразных заданий по изобразительной деятельности для детей младшего дошкольного возраста, которые позволяют малышам получить значимые результаты, несмотря на то, что они владеют лишь самыми элементарными умениями.
Таково, например, задание вылепить столбики для забора, который защитит животных от злого волка. Указание педагога лепить столбики прямыми, ровными, чтобы заборчик не упал, охотно принимается детьми, легко входящими в игровую ситуацию. Так в завуалированной форме перед детьми одновременно выступают две задачи: качественно выполнить задание и научиться приему раскатывания глины.

В младших группах игровые приемы широко используются на протяжении всего занятия. Это дает педагогу возможность переключать внимание детей с одной задачи на другую.

В средней группе игровые приемы также занимают большое место. Нередко весь процесс деятельности на занятии облекается в форму игры. Например, воспитатель организует игру в художественную мастерскую, изготавливающую или расписывающую дымковскую игрушку. При этом учебная задача - научить детей рисовать элементы декоративной росписи - маскируется игровым действием; входя в роль художника, ребенок стремится выполнить работу как можно лучше (он же художник!), проявляет старание, настойчиво стремится к получению качественного результата. Вот фрагмент этого занятия:
- Дети, посмотрите, какие игрушки я принесла,- говорит педагог.- Они сделаны из глины и расписаны яркими красками. Эти игрушки создали народные умельцы. Чтобы игрушки были нарядными, красивыми, радовали нас, их расписали разными узорами. (Затем следует рассматривание узоров, объяснение способов их выполнения.) Сегодня у нас в группе тоже откроется мастерская игрушек, и все вы станете мастерами-умельцами. (Дети оживленно принимают предложение воспитателя.) Вы тоже будете расписывать каждый свою игрушку.

Далее воспитатель раздает детям вырезанные из бумаги контуры дымковских игрушек. Наряду с конкретной учебной задачей он ставит задачу формирования у детей творчества. Чтобы побуждать воспитанников к самостоятельному придумыванию узоров, педагог предлагает:
- Постарайтесь придумать разные узоры. В художественной мастерской каждый мастер рисует тот узор, который придумал сам.

Игровые приемы чрезвычайно эффективны и в тех случаях, когда учебная задача требует многократных упражнений. Они обеспечивают достаточную активность детей, предупреждают утомление от однообразных действий.

В старших группах игровые приемы используются с целью вызвать у дошкольников интерес к предлагаемым заданиям.

Уже на новом программном содержании, решая новые учебные задачи, педагог продолжает предъявлять детям сложные для них задания в игровой форме; вводит мотивы, побуждающие дошкольников выполнять работу качественно.

Например, на занятии по изодеятельности, формируя у детей умение выбирать тему, узор, закрепляя навыки рисования элементов декоративной росписи, воспитатель использует следующий прием: (сначала педагогам также предлагается привести свои примеры использования игровых приемов в работе с детьми)
- Ребята, давайте представим, что мы с вами находимся в магазине "Ткани". Давайте рассмотрим рисунки на тканях, чтобы потом можно было самим придумать узор для маминых платьев.

Воспитатель отдергивает занавес, за которым развешаны лоскутки тканей (или заготовленные заранее разноцветные полоски бумаги с нарисованными на них в разном сочетании узорами, знакомыми детям).

- А теперь пусть каждый из вас подберет цвет платья для мамы (детям предлагаются вырезанные из плотной бумаги контуры платьев разного цвета) и сам составит такой красивый узор, чтобы мама полюбила это платье, чтобы оно было нарядное, красивое. Для этого надо и фон подобрать, и узор придумать, и определить сочетание красок.

В этом примере необходимость качественного выполнения задания подкрепляется предложением сделать приятное для мамы. Выдвинутый педагогом мотив вызывает у детей желание приложить усилия, постараться.

В подготовительной к школе группе также используются игровые приемы обучения, но их удельный вес значительно сокращается, уступая место другим приемам, позволяющим формировать у детей осознанное отношение к учебной задаче. Чаще используется прием игровые ситуации с ролевым поведением детей и взрослых . Игровые приемы используются в сочетании с проблемными ситуациями.

Обобщая высказанные положения о роли игровых приемов, можно определить их воспитательную функцию следующим образом:
игровые приемы помогают воспитателю сделать процесс обучения занимательным, соответствующим возрастным особенностям дошкольников (особенно это относится к младшему дошкольному возрасту), позволяют представить неинтересную для детей учебную задачу в занимательной форме;дают возможность многократно упражнять детей при формировании какого-либо умения;играют роль мотива, побуждающего детей к качественному выполнению задания.

В то же время следует подчеркнуть, что все задания, предъявляемые детям в игровых ситуациях, вуалируют учебную задачу; ребенок не ставится в условия осознания особенностей деятельности на занятиях (необходимость в приложении усилий, старания; наличие умения сосредоточивать свое внимание на предложенном задании, стремления выполнить его как можно точнее, достичь результата, соответствующего поставленным требованиям). Поэтому игровые приемы следует сочетать с другими приемами. Варианты их сочетания должны определяться содержанием занятия, возрастом детей, степенью сложности учебного материала, а также конкретными задачами нравственного воспитания, которые могут быть реализованы в деятельности, направленной на усвоение знаний. Если в младших группах игровые приемы преобладают, то в старших, поскольку на первый план выдвигается задача воспитания у детей нравственно-волевых качеств, ответственного отношения к учебной деятельности, на смену им приходят другие, позволяющие дошкольникам осознавать, что деятельность на занятии есть выполнение учебных задач.

Следовательно, значимость игровых приемов на занятиях зависит от возраста детей и степени сформированности у них опыта учебной деятельности; они доминируют в младших группах и сочетаются, взаимодействуют с другими в старших. Все возрастающий у детей старшего дошкольного возраста опыт деятельности на занятиях, интерес к ней позволяют педагогу ставить перед воспитанниками учебную задачу в других формах, обосновывающих необходимость выполнения заданий, приложения усилий.

Обращаем Ваше внимание, что в соответствии с Федеральным законом N 273-ФЗ «Об образовании в Российской Федерации» в организациях, осуществляющих образовательную деятельность, организовывается обучение и воспитание обучающихся с ОВЗ как совместно с другими обучающимися, так и в отдельных классах или группах.

Обыгрывания игрушки –забавы с детьми младшего дошкольного возраста

Обыгрывание игрушки - забавы
(индивидуально или с подгруппой детей)

Цель: порадовать детей новой игрушкой. Обеспечить полож и тельный
эмоциональный настрой. Развивать движен и е кисти рук, формировать речь
ребёнка дошкольника .

Материалы: игрушка - забава .

1. Появление игрушки. Игровой м о м е нт .
- Стук в д верь

-Ребята, прислушайтесь , кт о -т о к н а м сту ч и тся .

- Дава й т е посмотри м кто-б ы это м о г б ы ть?

- Да это же к нам в - гости пришё л( а) весёлая . . . . .

- Он( а) решила заглянуть к на м , и пос м отреть какие у нас ум не н ькие и

п ос л ушные д ет и шки ,

- Ребята посмотрите какая . он(а) (оп и сан и е особенностей внешне г о в и да
игрушки).

2. Р а ссмотре т ь игрушку . Побеседова т ь с детьми.

К т о к нам пришё л ?

Какая игрушка? Расс м отреть внешний в и д, од ежд у ( ц вет,
привлекательно с ть . . . ) .

Обратить внимание на детали и грушки.

3 . П оказа т ь, ка к прав и льно и г р ать с и г ру шкой (и грушка м оже т т а нц евать ,
прыгать, кататься . .. . )

4. Предложить ребёнку поиграть с игрушкой.

(в ходе игры рассказать потешку, загадку, спеть песенку).

5. Спросить у ребенка какие впечатления оставила игрушка.

-Ребята ,вам понравилась эта игрушка?

А хотите поиграть с ней в следующий раз?
А давайте теперь проводим ………, она устала и хочет отдохнуть.

-Ребята попрощайтесь с игрушкой.


Курс повышения квалификации

Психолого-педагогическое сопровождение детей с ТНР в условиях ДОУ


Курс профессиональной переподготовки

Сурдопедагогика в дошкольном образовании


Курс повышения квалификации

Основы общей и педагогической психологии в деятельности педагога образовательного учреждения


«Как выстроить взаимодействие игры и музыки при нарушениях сенсорной интеграции детей с ОВЗ дошкольного возраста»

  • подготовка к ЕГЭ/ОГЭ и ВПР
  • по всем предметам 1-11 классов

«Такие разные дети: преимущества тьюторской позиции учителя»

Свидетельство и скидка на обучение каждому участнику

Дистанционные курсы для педагогов

311 лекций для учителей,
воспитателей и психологов

Получите свидетельство
о просмотре прямо сейчас!

Найдите материал к любому уроку, указав свой предмет (категорию), класс, учебник и тему:

5 919 764 материала в базе

«Интеграция современного искусства в детское творчество»

Свидетельство и скидка на обучение
каждому участнику

Ищем педагогов в команду «Инфоурок»

  • ЗП до 91 000 руб.
  • Гибкий график
  • Удаленная работа

Другие материалы

«Практический подход в работе с утратой смысла жизни: логотерапия»

Свидетельство и скидка на обучение каждому участнику

Вам будут интересны эти курсы:

  • Курс повышения квалификации «Организация работы в ДОО по подготовке детей к школе»
  • Курс повышения квалификации «Система работы специалистов ОО по выявлению профессиональных предпочтений от дошкольного до подросткового возраста»
  • Курс повышения квалификации «Организация рабочего времени педагога-воспитателя с учетом требований ФГОС ДО»
  • Курс повышения квалификации «Применение методов арт-терапии в работе со старшими дошкольниками и младшими школьниками»
  • Курс повышения квалификации «Развитие элементарных математических представлений у детей дошкольного возраста»
  • Курс повышения квалификации «Экологическое образование детей дошкольного возраста: развитие кругозора и опытно-исследовательская деятельность в рамках реализации ФГОС ДО»
  • Курс повышения квалификации «Использование декоративно-прикладного искусства в работе с детьми дошкольного возраста»
  • Курс повышения квалификации «Эмоциональные нарушения у детей дошкольного возраста. Технологии индивидуальной коррекционно-развивающей работы»
  • Курс повышения квалификации «Индивидуализация образования. Сопровождение индивидуального развития ребенка-дошкольника в вариативной образовательной среде»
  • Курс повышения квалификации «Методическое обеспечение дошкольного образования в условиях реализации ФГОС»
  • Курс повышения квалификации «Внедрение технологии решения изобретательских задач в педагогический процесс дошкольной образовательной организации»
  • Курс повышения квалификации «Личностное развитие дошкольника в социальной среде в условиях реализации ФГОС ДО»
  • Курс повышения квалификации «ФГОС ДО: применение игровых практик для современного развития детей»
  • Курс повышения квалификации «Выстраивание системы психологических взаимодействий дошкольника с компьютером и интернетом»
  • Курс профессиональной переподготовки «Музыка: теория и методика преподавания в сфере дошкольного образования»

Оставьте свой комментарий

  • 11.04.2017 2006
  • DOCX 17.4 кбайт
  • Оцените материал:

Настоящий материал опубликован пользователем Алексеева Нина Евгеньевна. Инфоурок является информационным посредником и предоставляет пользователям возможность размещать на сайте методические материалы. Всю ответственность за опубликованные материалы, содержащиеся в них сведения, а также за соблюдение авторских прав несут пользователи, загрузившие материал на сайт

Если Вы считаете, что материал нарушает авторские права либо по каким-то другим причинам должен быть удален с сайта, Вы можете оставить жалобу на материал.

Автор материала

40%

Московский институт профессиональной
переподготовки и повышения
квалификации педагогов

Дистанционные курсы
для педагогов

663 курса от 690 рублей

Выбрать курс со скидкой

Выдаём документы
установленного образца!

24 минуты

«Технологии организации полевой туристско-краеведческой практики»

93 минуты

«Влияние просмотра мультфильмов на поведение и самоидентификацию ребенка»

101 минута

«Развитие творческого потенциала и личностных возможностей ребёнка в процессе обучения и воспитания»

Подарочные сертификаты

Ответственность за разрешение любых спорных моментов, касающихся самих материалов и их содержания, берут на себя пользователи, разместившие материал на сайте. Однако администрация сайта готова оказать всяческую поддержку в решении любых вопросов, связанных с работой и содержанием сайта. Если Вы заметили, что на данном сайте незаконно используются материалы, сообщите об этом администрации сайта через форму обратной связи.

Все материалы, размещенные на сайте, созданы авторами сайта либо размещены пользователями сайта и представлены на сайте исключительно для ознакомления. Авторские права на материалы принадлежат их законным авторам. Частичное или полное копирование материалов сайта без письменного разрешения администрации сайта запрещено! Мнение администрации может не совпадать с точкой зрения авторов.

Обращаем Ваше внимание, что в соответствии с Федеральным законом N 273-ФЗ «Об образовании в Российской Федерации» в организациях, осуществляющих образовательную деятельность, организовывается обучение и воспитание обучающихся с ОВЗ как совместно с другими обучающимися, так и в отдельных классах или группах.

Использование игровых приёмов при организации непосредственно организованной образовательной деятельности по художественно-эстетическому развитию детей

Основной целью образовательной области «Художественно-эстетическое развитие» является развитие у ребенка любви к прекрасному, обогащение его духовного мира, развитие воображения, эстетических чувств, эстетического отношения к окружающей действительности, приобщение к искусству как неотъемлемой части духовной и материальной культуры, эстетического средства формирования и развития личности ребенка.

В связи с введением нового ФГОС изменилось и отношение к работе воспитателя в ДОУ. Развитие современного общества предъявляет новые требования к ДОУ, к организации воспитательно-образовательного процесса, к выбору и обоснованию содержания основных и парциальных программ. Одной из основных задач является поиск и разработка новых, более эффективных методов и приемов работы с детьми.

Наиболее значимыми в дошкольном возрасте являются игровые приемы, потому что основной деятельностью дошкольников является игра. Интересный и своеобразный опыт обращения к игре при обучении изобразительной деятельности представлен в работах Е.А.Флериной, Р.Г.Казаковой, Г.Г.Григорьевой, Т.Н.Дороновой, С.Г. Якобсон.

Г.Г.Григорьева показала, что использование игровых приемов в процессе занятия повышает интерес детей к изобразительному искусству, создает положительный, эмоциональный настрой и вызывает желание рисовать, повышает эффективность процесса обучения.

Иной подход в развитии связи занятий с игрой и использование игровых приемов при обучении изобразительной деятельности характерен для Т.Н.Дороновой. Разработанные ею игровые приемы имеют обязательное продолжение в играх. Каждый ребенок рождается художником. Нужно только помочь ему разбудить в себе творческие способности.

Цель обучения изобразительной деятельности – развитие умений в рисовании, обогащение эмоционального мира ребенка. Воспитатель создает для этого все условия: обеспечивает эмоционально-образное восприятие действительности, формирует эстетические чувства и представления, развивает образное мышление и воображение, учит способам создания изображений, средствам их выразительного решения.

Применительно к изобразительной деятельности используют традиционную классификацию методов. Их делят на наглядные, словесные, игровые методы. Каждый метод состоит из определенных приемов, прием обучения направлен на решение более узкой учебной задачи. Чем разнообразнее приемы, тем содержательнее и действеннее метод, в который они входят.

Особое место в руководстве детской изобразительной деятельностью занимают игровые приемы.

Игровые приемы представляют собой игровые задачи и совокупность соответствующих им игровых действий, придуманных и используемых педагогом (исследования Г.Г.Григорьевой). Все игровые приемы можно разделить условно на две группы: сюжетно-игровые ситуации по типу режиссерских игр (развертываются по поводу каких-либо предметов или бросового материала) и сюжетно-игровые ситуации с ролевым поведением детей и взрослых.

На занятиях по изобразительной деятельности возможно использовать игровые приемы.

Игровое упражнение (Е.А.Флерина). Оно используется для более эффективного процесса обучения детей созданию простейших линейных форм и развитие формообразующих движений, различных качеств рисовальных движений - темп, сила, размах, ритм. Состоит из одной части, выполняется посредством одного и того же повторяющегося изобразительно – игрового действия (скачет зайчик, наматываем клубочки).

Например , детям предлагается пришить пуговицы на шубку кукле Маше. Шубка не застегнется, если все пуговицы не будут ровные и большие, Маша не замерзнет на улице.

Упражнения используются во всех группах детского сада. Полезно проводить некоторые упражнения руки с карандашом или кистью в воздухе, не касаясь бумаги.

Прием обыгрывания игрушек . Используется непосредственно перед началом занятия или в первой части в процессе беседы, направленной на формирование замысла будущего рисунка. Обыгрывание игрушек (предметов) помогает привлечь внимание к изображаемым предметам; мотивировать, обосновывать задание, заинтересовывать предстоящей работой, объяснить приемы работы, рассмотреть, обследовать изображаемый предмет.

Например , на занятии в подготовительной группе появился Буратино-путешественник, веселый, озорной. Оказывается, он заблудился в городе и ничего не успел увидеть, но слышал, какой это красивый и интересный город. Ему уже пора уезжать, и он огорчен тем, что ничего не увидел. Воспитатель советуется с детьми, просит подумать, как можно быстро на одном занятии показать Буратино город. Дети рисуют самые интересные и любимые места в городе, а потом семилетние дети, словно забывая, что это игрушка увлеченно рассказывают Буратино о городе.

Используя этот прием можно учесть постепенно изменяющиеся, усложняющиеся с возрастом и развитием интересы детей.

Прием обыгрывания выполненного изображения состоит из игровых действий, которые помогают раскрыть качество изображения, осознать причины успехов и неудач. Игровые действия направлены на анализ изображения по нескольким признакам: выразительность формы, передача строения, цвет и др.

Например , белочка узнает грибы по цвету шляпок (цвет), нанизывает на ветку грибы только с толстой ножкой (строение), самые маленькие грибы оставляет подрасти (величина). Старшие дошкольники могут « путешествовать» на волшебном корабле, перемещаясь в разные времена года (в зимний денек, в лето) и даже на другие планеты.

Специально организованное обыгрывание детских работ позволяет педагогу живо, убедительно и интересно провести их анализ и оценку. Самые маленькие дети понимают, почему колобок « скатился» с нарисованной дорожки,- дорожка получилась кривая. При таком анализе никто из детей не обижен, более того они не только понимают, что у них не получилось, но и охотно исправляют ошибку,

Обыгрывание незаконченного изображения . Этот прием направлен на руководство процессом изображения и поэтому он как - бы сопровождает его. Воспитатель ставит следующие задачи: игровой анализ создаваемого образа, дальнейшее развитие замысла детей, стимулирование изобразительного способа, его воплощение.

Например , «Замерзнет девочка в такой шубке, посмотри она вся в дырах, ветер продует, мороз заморозит бедняжку» (обращается внимание на неровное закрашивание); «Ты не замерзла без рукавичек и шарфика?», тем самым, подсказывая малоинициативному ребенку возможность развития замысла и более выразительного рисунка.

На занятиях рисованием возможно применение другой группы игровых приемов, приемы с ролевым поведением детей и взрослых. Детям предлагается роль художников, фотографов, продавцов и покупателей.

Например , дети-художники (подготовительная группа) могут нарисовать афиши по сказкам, оформить обложку для книги. Художники-модельеры украшают узором силуэты блузок, юбок, платьев, затем изделия продаются в магазине «ОДЕЖДА». «Продавец» должен по описанию догадаться, какое платье хочет купить покупатель, таким может быть один из фрагментов анализа детских работ. Любой прием, в котором дети и взрослые выступают в той или иной роли (волшебники, птицы и т.п.) относится к этой группе. Выделение игрового приема с элементами ролевого поведения обусловлено особенностями игры. Однако в той или иной роли ребенка привлекают или разнообразные действия человека (игрового персонажа), или взаимоотношения между персонажами или людьми.

Своеобразие использования игровых приемов в большей степени определяется задачами руководства изобразительной деятельностью, особенностями так называемых учебных и творческих задач.

В зависимости от того, какие из них занимают ведущее место, все занятия условно подразделяются на три типа:

ü занятия направленные на упражнение в применении знаний и формировании навыков;

ü творческие занятия.

Все игровые приемы можно использовать во всех типах занятий. Различие будет лишь в особенностях их применения. На специфику использования игровых приемов влияет также их место в структуре занятия. Соответственно этапам художественно - творческой деятельности четко определяют три части занятия: первая часть, во время которой организуют процесс формирования замысла рисунка.

Игровые приемы эффективны для организации ориентировочно-исследовательских действий. В процессе обследования применяется прием обыгрывания игрушек. Если предполагается большая активность детей, воспитателю важно вести разговор не столько между персонажами, сколько между персонажами и детьми или только с детьми, опираясь, на игровые персонажи. В процессе такой беседы педагог вместе с детьми рассматривает изображаемый предмет, припоминает подобные признаки у других предметов, сходные с данными. В первой части занятия сочетание игровых приемов может быть различным: обыгрывание изображаемых предметов и игрушек, сюжетно-изобразительная игра с незаконченным изображением, обыгрывание законченного изображения (результата показа способов рисования).

Во второй части занятия осуществляется руководство процессом воплощения замысла , оно всегда связано с оценкой воспитателем способов и результатов детской деятельности. Целесообразно использовать обыгрывание рисунков, а совет, указания, вопросы педагога, как бы завершают это обыгрывание. Обыгрывание незаконченного изображения помогает в интересной форме, не навязчиво дать текущий анализ, оценку создаваемого образа. Например, выросла ромашка, а лепестков мало, наверно ветер оборвал.

В третьей части занятия воспитатель ставит задачи: « оживить» образ, помочь детям увидеть достоинства и слабости своей работы, укрепить желания заниматься изобразительной деятельностью . Одной из важных задач этой части занятия является обучение детей приемам анализа. В комплексе разных методов и приемов важно использовать прием обыгрывания готового изображения. Последующее игровое использование работы обусловлено игровой мотивацией еще в начале занятия, и поэтому дети ждут этой игры-анализа. Игровое применение продукта деятельности должно быть таким, чтобы выявились его достоинства, слабости и их причины. Таким образом, на занятиях, цель которых – упражнять детей в применении усвоенных знаний, способов действия, используются все виды игровых приемов в разных сочетаниях.

Процесс обследования, выделение внешних признаков предмета осуществляется в процессе драматизированных действий, разговоров между игровыми персонажами, воспитателем и персонажами. Например, в гости к детям приходит Петрушка. Ему очень хочется узнать, что дети будут рисовать; узнав, что будут рисовать огурцы, говорит, что это очень просто и рисует. Воспитатель говорит: «Нет, Петрушка это не огурцы, а больше похоже на яблоки. Огурец овальной формы. Петрушка, проведи сам по контуру огурца пальцем, а вы ребята смотрите, правильно ли он делает, и ведите вместе с ним». Петрушка проводит пальцем по контуру, таким образом, детей подводят к пониманию необходимости обследования, установлению важной связи между обследующим жестом и формообразующим движением (исследования Т.С.Комаровой).

В тех случаях, когда воспитатель дает показ способа изображения, можно использовать прием сюжетно-изобразительной игры (наибольшее применение этот прием нашел в средней группе) с целью объяснения, сосредоточения внимания на способах действия. Например, воспитатель сопровождает показ способа рисования дерева словами: «Растет дерево. Толстая веточка выросла, а вот растет еще одна. Когда я кисточку немножко наклоняю вот - так, получается толстая веточка. А сейчас будут, тонкие веточки расти. Подскажите, как я должна держать кисть, чтобы выросли тонкие веточки?

При руководстве создания образа в данном типе занятия большое место занимают приемы прямого обучения: дополнительный показ, совет и по возможности косвенные приемы вопросы. Целесообразно использовать и обыгрывание рисунков.

Первоначальное освоение способов изображения всегда вызывает у детей затруднения. Когда дети сосредоточены на новом для них задании, не следует отвлекать их игрой. Более целесообразно обыгрывание со словесными, а не с практическими действиями, так как это не отвлекает детей от задачи и позволяет ненавязчиво, доходчиво корректировать действия ребенка.

При анализе и оценке рисунков при таком типе занятия обычно используют обыгрывание готовых детских работ. Дидактическое назначение этих игровых приемов: помочь ребенку увидеть качество работы, качество освоения нового способа изображения в тесной связи с восприятием выразительности. В данном случае особенно важно, чтобы игровые действия были разнообразны по содержанию и по форме, так как при типичных ошибках воспитателю трудно избежать однообразия в оценках. Например, дети средней группы рисовали сливы. Изображение овальной формы они усваивают не сразу, и далеко не у всех получается плавная округлая линия. Воспитатель, оценивая рисунки, вдруг удивилась: "Птицы прилетали, наверно поклевали сливы. Потом воспитатель вместе с детьми нашли сливы, которые солнышко плохо пригрело и они выросли кривые.

На занятиях творческого характера в первой части обыгрывание игрушек используется для того, чтобы объяснить творческое задание, вызвать желание придумать и выполнить рисунок по-своему, интересно.

Например, на занятие приходит печальный Иванушка. Дети узнают, что царю надо жар-птицу поймать, а Иванушка никогда ее не видел. Дети рассказывают, как она может выглядеть: « Не печалься, Иванушка, мы поможем твоему горю». Воспитатель предлагает «поймать» и подарить Иванушке красивую сказочную птицу, которую он понесет к царю. Таким образом, игровой прием в первой части занятия стимулирует творческую активность детей.

При руководстве воплощением замысла нет принципиальной разницы в используемых игровых приемах по сравнению с остальными типами занятий. Воспитатель реже использует совет, больше вопросы, поощрения. Игровые приемы оформляют постановку вопросов: «Смотри, как Барсик принюхивается, мышку, наверное, ищет. Бедный Барсик, разве можно без усов мышку найти?»; образные характеристики детских работ («Ух, какая красавица-птица прилетела!»). Смысл их использования заключается во «введении» детей в изображаемые ситуации, в образ, направлении детей на поиск своих способов изображения, поддержании интереса к деятельности. При анализе и оценке творческих работ используют те же самые игровые приемы, что и в других типах занятий, но направлены они в первую очередь на анализ и оценку разнообразия, неповторимости образов, степени выразительности в тесной связи со средствами, используемыми ребенком.

Таким образом, мы выяснили, что применение разнообразных игровых приемов стимулирует изобразительное творчество детей во всех возрастных группах, но в каждой отличается своеобразием.

Цель: порадовать детей новой игрушкой. Обеспечить положительный эмоциональный настрой. Развивать движение кисти рук, формировать речь ребёнка дошкольника.

Материалы: игрушка - забава, план-конспект.

1. Появление игрушки. Игровой момент.

Ребята, прислушайтесь, кто-то к нам стучится.

- Давайте посмотрим кто-бы это мог быть?

- Да это же к нам в гости пришёл (а) весёлая…

- Он (а) решила заглянуть к нам, и посмотреть какие у нас умненькие и послушные детишки.

- Ребята посмотрите какая он (а) (описание особенностей внешнего вида игрушки).

2. Рассмотреть игрушку. Побеседовать с детьми.

• Кто к нам пришёл?

• Какая игрушка? Рассмотреть внешний вид, одежду (цвет, привлекательность.).

• Обратить внимание на детали игрушки.

3. Показать, как правильно играть с игрушкой (игрушка может танцевать, прыгать, кататься.)

4. Предложить ребёнку поиграть с игрушкой.

(в ходе игры рассказать потешку, загадку, спеть песенку).Спросить у ребёнка, какие впечатления оставила игрушка.

- Ребята, вам понравилась эта игрушка?

- А хотите с ней поиграть в следующий раз?

- Давайте теперь проводим, она устала и хочет отдохнуть.

- Ребята попрощайтесь с игрушкой.

Ознакомление детей с чувством страха;

Обучение умению справляться с чувством страха через игру, мимику, пантомимику. Оборудование:

Карточка с изображением испуганного мальчика;

Пиктограмма «Страх»

Мягкие игрушки - щенок, медвежонок, медведь, кукла - «страшилка»;

Листы бумаги, простые и цветные карандаши.

Ход занятий

Дети приветствуют друг друга с помощью телесных прикосновений, без слов. Упражнение «Определи эмоцию»

- Давай вспомним, о каких чувствах мы с вами говорили на предъгдущих встречах (о радости, грусти, обиде, злости, гневе). Что помогало определять эТи чувства? Верно! Выражение лица, интонация голоса, телесная поза. А теперь посмотрите на картинку и на пиктограмму. (Детям предлагается карточка с изображением испуганного мальчика и пиктограмма «Страх»). Как вы думаете, какое чувство испытывает мальчик? У него широко открыты глаза, рот, он вот - вот закричит. Правильно, это - страх.

Упражнение «Закончи предложение»

Детям предлагается закончить предложение: «Я боюсь, когда.

Затем обсуждается события, наиболее часто вызывающие страх.

Этюд «Что в углу?»

Из стульев строится кровать.

Двое детей разыгрывают этюд:

Воспитатель читает стихотворение Ал. Кушнира «Что в углу»

Что виднеется в углу С черной тенью на полу,

Не пойму и сам какое.

Человек или предмет?

Ах, скорей зажгите свет!

Вдруг оно сейчас подскочит,

Утащить меня захочет?

Вдруг, издав ужасный стон,

Побежит за мной вдогон?

Схватит? Стащит одеяло?

Свет зажги - мне стыдно стало.

Я ошибся. Виноват.

Это - дедушкин халат.

Дети разыгрывают продолжение этюда:

Затем дети меняются ролями, разыгрывание этюда повторяется.

Упражнение «Изобрази эмоцию»

Дети поочередно перед зеркалом изображают эмоцию страха с помощью мимики и пантомимики.

Игра «Мы охотимся на льва»

Все садятся в круг.

Психолог читает текст и показывает выразительные движения, а дети их повторяют.

Мы охотимся на льва,'

Не боимся мы его.

У нас длинное ружье И подзорная труба.

А это - поле: топ - топ - топ.

А это - болото: чав-чав-чав.

А это - море: буль-буль-буль.

А это - тропинка: шур - шур - шур.

Вышли на полянку.

- Кто это здесь лежит? Давайте потрогаем. (Дети трогают воображаемого льва.)Да это же лев! Ой! Мамочки! Испугались его и побежали домой. По тропинке: iuyfp- шур - шур. По морю: буль - буль - буль. По болоту: чав - чав - чав. По полю: топ - топ - топ. Прибежали домой. Дверь закрыли и дрожим. (Тело напряжено, плечи подняты, руки прижаты к телу.) Устали. Ух (произносят на выдохе)

Прощание Дети встают в круг.

Ребенок поворачивает голову к тому, кто стоит справа от него, и улыбается, затем тот передает свою улыбку следующему и т. д.

Потешки, для работы с детьми младшего дошкольного возраста во время проведения режимных процессов МУНИЦИПАЛЬНОЕ ДОШКОЛЬНОЕ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЕ БЮДЖЕТНОЕ УЧРЕЖДЕНИЕ ДЕТСКИЙ САД № 72 Лазаревского района г. Сочи «Потешки, для работы с детьми.

Чтение и обыгрывание стихотворений А. Барто из цикла «Игрушки» Видео

Чтение и обыгрывание стихотворений А. Барто из цикла «Игрушки» Видео Период раннего детства является самым важным в развитии ребёнка, именно в возрасте 2-3 лет, как считают психологи, происходит сдвиг в развитии.

Фотоотчет «Новогодние забавы в группах младшего дошкольного возраста детского сада»

Фотоотчет «Новогодние забавы в группах младшего дошкольного возраста детского сада» "Елка новогодняя в комнате стоит И, блестя игрушками, с нами говорит. Вспоминает елочка с грустью зимний лес, Полный звонких песенок,.

Конспект НОД «Петрушкины игрушки» для детей младшего дошкольного возраста Цель: 1. Продолжать учить детей сравнивать и подбирать предметы по цвету и форме, соотносить их друг с другом. 2. Учить выполнять словесные.

Конспект совместной деятельности с детьми старшего дошкольного возраста с ТНР «Зимние забавы» с лэпбуком Конспект совместной образовательной деятельности по теме «Зимние забавы». Возрастная группа: подготовительная к школе группа. Тип НОД:.

План-конспект НОД по речевому развитию детей младшего дошкольного возраста «Фруктовый сад» План – конспект НОД по речевому развитию детей младшего дошкольного возраста Тема: «Фруктовый сад» Интеграция образовательных областей:.

Методика проведения утренней гимнастики у детей младшего дошкольного возраста Утренняя гимнастика одна из составляющих модели двигательного режима детей в дошкольном учреждении. Её организация направлена на решение.

Музыкально-спортивное развлечение для детей младшего дошкольного возраста «Зимние забавы со Снеговиком» Сценарий музыкально-спортивного развлечения Тема: «Зимние забавы со Снеговиком» (средняя группа) Составители: музыкальный руководитель.

Перспективное планирование проведения опытов и экспериментов с детьми младшего дошкольного возраста. Перспективное планирование проведения опытов и экспериментов с детьми младшего дошкольного возраста. Сентябрь 1. «Вода, она какая?» Цель:.

Сценарий проведения спортивного праздника для детей младшего дошкольного возраста и их родителей «Веселые старты» Сценарий проведения спортивного праздника для детей младшего дошкольного возраста и их родителей «Веселые старты» Воспитатель 1 кв. категории.

Достоинство игровых методов и приемов заключается в том, что они вызывают у детей повышенный интерес, положительные эмоции, помогают концентрировать внимание на учебной задаче, которая становится не навязанной извне, а желанной, личной целью. Решение учебной задачи в процессе игры сопряжено с меньшими затратами нервной энергии, с минимальными волевыми усилиями.

В свое время Е. А. Флерина обратила внимание на то, что игровые методы и приемы дают возможность направлять не только умственную активность детей, но и моторную. Моторная активность способствует образованию ассоциативных связей, что облегчает усвоение знаний, умений. В ситуации игры процессы восприятия протекают в сознании ребенка более быстро и точно. Игровые методы и приемы характеризуются рядом признаков. Прежде всего, они переносят учебное действие в учебный план, который задается соответствующей системой правил или сценарием. Еще одна особенность заключается в том, что от ребенка требуется полное вхождение в игровую ситуацию. Следовательно, и педагог должен играть с детьми и оказаться от прямого обучающего воздействия, замечаний и порицаний.

Игровые методы и приемы достаточно разнообразны. Наиболее распространенным является дидактическая игра. Ей присущи две функции в процессе обучения. Первая функция- совершенствование и закрепление знаний. При этом ребенок не просто воспроизводит знания в том виде, в каком они были усвоены, но и трансформирует, преобразовывает их, учится оперировать ими в зависимости от игровой ситуации. Сущность второй функции дидактической игры заключается в том, что дети усваиваю новые знания и умения разного содержания.

В качестве игрового момента используется воображаемая ситуация в развернутом виде: с ролями, игровыми действиями, соответствующим игровым оборудованием. Например, для обогащения представлений о декоративно-прикладном искусстве - игры “Выставка”, “Магазин сувениров”, “Путешествие в прошлое”. Иногда целесообразно использовать в обучении такой компонент игры, как роль. Бабушка Загадушка загадывает загадки, Человек Рассеянный, как всегда все путает, а дети его исправляют. Роль может исполнять и игрушка. Например, Петрушка просит детей научить его вежливым словам, правилам поведения.

Важное значение для повышения активности детей на занятиях имеют такие игровые приемы, как внезапное появление объектов, игрушек, выполнение воспитателем различных игровых действий. Эти приемы своей неожиданностью, необычностью вызывают острое чувство удивления, которое является прологом всякого познания (вдруг воспитатель “превратился” в лисичку со скалочкой, и от ее лица рассказывает о своих “приключениях”, вдруг раздался стук в дверь, и вошел Винни-Пуха).

На большом эмоциональном подъеме проходят занятия, включающие инсценировки коротких рассказов, стихотворений, бытовые сценки, элементы драматизации.

К игровым приемам относятся загадывание и отгадывание загадок, введение элементов соревнования (в старших группах, создание игровой ситуации (“Покажем мишке наши игрушки”; “Научим Петрушку мыть руки”; “Поможем Зайчику разложить картинки”).

Как приоритетный вид деятельности ребенка дошкольного возраста, игра имеет огромное значение для его всестороннего развития. Передавая в игре впечатления окружающей жизни, ребенок заново переживает жизненные ситуации, свое отношение к происходящему. Впечатления углубляются, уточняются, действуют по-новому.

В этом игра во многом похожа с изобразительной деятельностью. Отражая впечатления в образах игры, изобразительной деятельности, ребенок испытывает эстетические и нравственные чувства. И этот факт дает педагогу возможность воедино игру с изобразительной деятельностью. Речь идет об углублении у детей переживаний, расширении представлений о мире, обогащении творчества.

В распорядок дня детского сада включены разнообразные виды игр: сюжетно-ролевые, игры-драматизации, дидактические, подвижные. И если их связать с изобразительным творчеством, деятельность эта для ребенка станет более интересной, привлекательной, вызовет яркий эмоциональный отклик. Вот почему педагог должен заранее продумать, какие игровые приемы он может применить на занятиях во всех возрастных группах для создания творческой ситуации.

Так, по его предложению одни дети могут изображать художников, рисующих за мольбертом, другие - народных мастеров, расписывающих посуду, игрушки, одежду и т. п. Такой прием дает положительные результаты. Необычная атмосфера создает радостное настроение, повышает интерес к занятию, способствует тому, что дети более эффективно овладевают изобразительными навыками и умениями.

Игровые проявления способствуют созданию художественно- выразительного образа, обогащают содержание рисунка (аппликации, лепки). Они могут органически включаться в творческий процесс или завершать художественную деятельность.

Совпадение игровых и изобразительных действий характерно для изобразительной деятельности.

Игровые действия должны быть разнообразны по содержанию. При использовании на занятиях по изобразительной деятельности игровых персонажей воспитатель должен ориентироваться на особенности поведения людей, животных, при использовании игрушек, изображающих неодушевленные предметы, исходить из особенности их применения в реальной жизни. Педагог обращает внимание на сущность и взаимосвязь отражаемых явлений, событий, что очень важно для быстрого придумывания игровых задач, соответствующих им игровых действий и является основой для смысловых импровизаций во время занятий. Этого требует непредвиденное порой развитие рисунка, неожиданный результат детской работы.

Малыши ритмичными мазками рисуют падающий снежок. Воспитатель, проходя мимо ребенка, робко работающего кистью, почти не останавливаясь, ласково говорит: “Ну, Димочка, подсыпь снежку, а то даже на санках покататься негде”. Удивленный и обрадованный “ожившему рисунку малыш не только подсыпал снега, но и нарисовал дорожку, горку и метель.

Необходимо, чтобы педагог эмоционально, заинтересованно реагировал на изображаемую ситуацию, проявляя разнообразные чувства: удивление, печаль, радость, восхищение. При этом следует помнить о чувстве меры в проявлении эмоций, разумном сочетании игровых и деловых отношений, плавном, незаметном переходе от игры к прямому обучению и наоборот.

В младшей и средней группе целесообразно использовать два игровых приема :

- обыгрывание предметов, игрушек, картин и др. ;

- обыгрывание изображения (рисунка, лепки, аппликации, выполненного или незаконченного.

Если обыгрывается незаконченный рисунок, то изобразительные действия тесно переплетаются с игровыми, а иногда совпадают. Создаваемый рисунок (аппликация, лепка, как бы включается в игровой сюжет, изобразительные действия при этом мыслятся как игровые. В результате предметное изображение усложняется, обогащается деталями. Например, ребенок, рисуя, надевает девочке шапочку, варежки и т. д.

В том случае, если выполняется сюжетный рисунок, то его замысел передается в основном изобразительно-игровыми действиями (дети, рисуя на тему “Парк”, сажают деревья, цветы, прокладывают дорожки; в парке растет трава, сюда прилетают птицы).

Игровые приемы применяются в течение всего занятия. Вначале следует предложить детям игровой мотив деятельности. При этом условии они легко принимают, а нередко и сами ставят изобразительную задачу. Например, инсценируется ситуация: мама-курица разыскивает разбежавшихся цыплят, боясь как бы не унес их ястреб. Воспитатель вызывает у детей сочувствие, сопереживание горю персонажа. После этого ребята с интересом реализуют поставленную задачу: помочь маме-курице найти разбежавшихся цыплят (нарисовать их на зеленой “полянке”).

Другой прием- “участие” в занятии какой-либо куклы. Дети, несомненно, живо и заинтересованно воспримут предложение взрослого нарисовать, вырезать и наклеить веселого Петрушку, если к ним обращается кукла.

Есть и третий прием : воспитанников младшей группы можно заинтересовать ситуацией со зверями (с лисенком, зайкой, бельчонком, которые собрались в гости к куклам, а вот ехать не на чем. Педагог предлагает нарисовать вагончики синего, красного, желтого, зеленого цвета; затем выставляет их рядами на доске за соответствующим по цвету паровозом (нарисован заранее, быстро “рассаживает” в вагончики (приклеивает на окошки мордочки зверюшек) животных. Ситуаций подобного рода множество.

Игровая форма захватывает детей, повышает эмоциональную отзывчивость, способствует эстетическому и нравственному воспитанию. И это понятно: ведь вся группа объединена общей целью, единым положительным отношением к деятельности, результаты которой компонуются в общую композицию. Кроме того, в совместной работе каждый ребенок выполняет посильное для себя изображение.

При объяснении учебного задания можно использовать обыгрывание выполняемого изображения. Частичный показ способа рисования дерева воспитатель изображает словами : “Растет дерево…толстая веточка выросла, а вот еще тонкие веточки будут расти. Подскажите, как я должна держать кисть, чтобы выросла тоненькая веточка? и т. д.

Такое обыгрывание незаконченного действия широко используется педагогом при самостоятельном выполнении детьми рисунков в процессе занятия. Например, рисование на тему: “Расцвели цветы на поляне” педагог сопровождает словами: “Солнышко греет ласково, распустился один лепесток, другой. А этот лепесток меньше других, наверное, его солнышко мало грело. Пусть и он подрастет, сделай его побольше. Вот какой замечательный цветок расцвел. Кажется, он пахнет как живой”.

Прием обыгрывания готового изображения целесообразно применять в конце занятия, при анализе и оценке детских работ. При этом дети чувствуют выразительность образа, осмысливают способы изображения, понимают слабости и достоинства своей работы и работ других детей.

Под воздействием игровых приемов дети приобретают способность “вживаться в образ, “входить” в изображаемые обстоятельства.

Создавая тот или иной образ, дети проникаются к нему любовью. Это проявляется в их репликах во время рисования (лепки, аппликации, в поиске выразительных средств. Они стремятся сделать “подарок образу”.

Важное место в жизни ребенка как средство обогащения и развития занимает сюжетно-ролевая игра. Отсюда понятно, какое значение имеет связь изобразительной деятельности с этим видом игры. Связь эта может выражаться в создании предметов для игры, отражении игровых сюжетов в аппликациях, рисунках, лепке. Например, это лепка из пластилина “угощения” для кукол (баранки, конфеты, печенье) или “продуктов” для игры в магазин (фрукты, овощи, ягоды, сладости).

Следует подчеркнуть: изображать ход игры, игровые образы детям значительно интереснее, нежели просто рисовать, вырезать или наклеивать что-то. Пережитое в игре окрашивает художественную деятельность положительными эмоциями; своим рисунков, лепкой, аппликацией ребенок рассказывает о том, во что и как он играл. Задача педагога в этой связи - помочь своему воспитаннику вспомнить те игровые эпизоды, которые наиболее интересны, и которые он может передать. Известно, содержание игр определяется впечатлениями, полученными из разных источников. Чем богаче впечатления, тем богаче они отражаются в творчестве. Игра побуждает фантазию, рождает новые образы.

Итак, изобразительную деятельность и игру дошкольников связывает воображаемая ситуация. Воспитатель широко использует игровые приемы, с помощью которых у детей формируется замысел, развиваются воображение, самостоятельность при выборе способов работы и, самое главное, проявляется творчество.

Их деятельность становится мотивированной.

В младше - среднем дошкольном возрасте основное место занимает игра с изображением персонажей на рисунке, в лепке. Действия при этом носят активный характер, так как для ребенка образ становится “живым”. Педагогические приемы должны поддерживать стремление детей к реальному действию, развивать их фантазию, активный словарь.

Таким образом, умелое руководство со стороны педагога изобразительной деятельностью детей дошкольного возраста и целесообразное использование игровых приемов в процессе занятий с учетом возрастных особенностей, индивидуальных возможностей и желаний формирует способность дошкольников к углубленному познанию и обобщенному отражению окружающей действительности, развивает творческие способности, инициативу и самостоятельность, воспитывает интерес к художественно-творческой деятельности.

Консультация «Артикуляционная гимнастика. Игровые приемы»

Консультация «Артикуляционная гимнастика. Игровые приемы» Артикуляционная гимнастика – это специальные упражнения для тренировки органов, участвующих в образовании звуков речи: языка, губ, щек,.

Консультация для молодых логопедов «Приемы автоматизации звуков у детей» МДОУ «Детский сад № 42» г. Ярославля Приемы автоматизации звуков у детей Подготовила учитель-логопед Елисеева Т. К. 11 марта 2019 В логопедической.

Консультация для педагогов «Игровые технологии как средство экологического воспитания детей дошкольного возраста» Дошкольный возраст — это начальный этап формирования ценностной ориентации в окружающем мире, именно в этот период закладывается позитивное.

Консультация для педагогов «Приемы обучения рассказыванию детей дошкольного возраста» Учить детей рассказывать – это формировать его связную речь. У детей развитие связной речи осуществляется на занятиях и в повседневной жизни.

Консультация для педагогов «Приемы обогащения словарного запаса детей дошкольного возраста» Дошкольный возраст – период быстрого обогащения словаря. Его рост напрямую зависит от условий жизни и воспитания. Первые осмысленные слова.

Консультация для воспитателей «Своеобразие изобразительной деятельности у детей младшего и старшего дошкольного возраста» Н. П. Сакулина отмечает: «Рисование, которым ребенок так рано овладевает, оказывает влияние на формирование различных сторон личности. Поскольку.

Консультация «Организация самостоятельной изобразительной деятельности детей дошкольного возраста дома» Дорогие родители все дети любят рисовать, лепить, вырезать, мастерить. И делают это самозабвенно и искренне. Хотя конечно, детские работы.

Мастер-класс «Методы и приемы формирования трудовой деятельности у детей дошкольного возраста»

Мастер-класс «Методы и приемы формирования трудовой деятельности у детей дошкольного возраста» Трудовое воспитание является одной из важнейших сторон воспитания подрастающего поколения. В детском саду трудовое воспитание заключается.

Современные игровые методы и приемы как средство ФЭМП у детей дошкольного возраста Одной из наиболее важных и актуальных задач подготовки детей к школе является развитие логического мышления и познавательных способностей.

Условия развития исследовательской активности в изобразительной деятельности у детей дошкольного возраста. Консультация Консультация для воспитателей для создания ими успешных условий реализации исследовательской активности изобразительной деятельности у дошкольников.

Читайте также: