Описание дымковской игрушки петуха

Обновлено: 03.05.2024

Есть в России добрый городок — Вятка. Неподалеку от него, среди полей и лесов раскинулась слобода Дымково, которая по сей день является источником зарождения новых и новых чудесных расписных игрушек.

Их нарочитая аляповатость, якобы небрежная простота лепки выдают особый стиль изготовления. Традиционно среди игрушек родом из Дымково можно найти женщину с ведрами и коромыслом, петуха и индюка. Такое добротное русское подворье, простой сельский быт.

Дымковской игрушке петуху исполнилось больше 400 лет

Да, да, да! Это самый старинный промысел на Руси и в современной России. И по-прежнему находятся мастера, которые из века в век передают секреты изготовления игрушек своим детям, внукам и правнукам. Может, потому каждая игрушка хранит в себе тепло и красоту, которой нет внятного описания. Она считывается и в цветных пятнах узоров на платьях пышных молодок, и в хорохористых головках петушков, и в задиристых позах индюшат.

Считается, что знаковым событием, которое увязывается с зарождением промысла, является праздник свистуньей. Женщины рода к этому дню лепили из глины незамысловатые фигурки, лишь очертаниями напоминающие барашков и лошадок, козликов, уточек, домашний скот и птицу. Раскрашивались такие свистульки в яркие цвета. Немножко по-детски, но тем милее они были сердцам малышей. Праздник канул в небытие, а традиции создавать игрушки из глины сохранились и перешагнула вековой рубеж, затем следующий, потом еще и еще.

Удивительно, что традиционные формы дымковской игрушки петуха точь-в-точь повторяют те, что впоследствии рисовались на лубочных картинках. Коллекционные игрушки и современные изделия из Дымково похожи, как братья-близнецы, и ничуть не зазорно купить изделие современно мастера: оно пронизано не меньшей теплотой души и искристой задорной энергии.

Словно этот милый петушок хочет сказать миру: «Купи меня, не пожалеешь».

Игрушка, которую предлагает вашему вниманию магазин промыслов Кузаранда, расписана мягкими анилиновыми красками в радужных оттенках: желтых, красных, синих, зеленых. Сочная, привлекательная, яркая. Она станет чудесным подарком или сувениром для вашей семьи.

Бумажная радуга ремёсел

Дымковские игрушки - петушки, курочки и индюки.
Аппликация из "ладошек" + декоративная роспись и аппликация. Выполнили дети 5-6 лет. На 1 фото - образец педагога.

Дымковские игрушки - петушки, курочки и индюки. Аппликация из

Лепили дымковскую игрушку в Дымковской слободе, которая располагалась в окрестностях города Вятки, затем переименованного в город Киров. Отсюда и название - дымковская, вятская, кировская.
Излюбленными образами дымковских мастеров являлись сказочные, необычные , незабываемые петухи с расписными хвостами, индюки.

Лепили дымковскую игрушку в Дымковской слободе, которая располагалась в окрестностях города Вятки, затем переименованного в город Киров. Отсюда и название - дымковская, вятская, кировская. Излюбленными образами дымковских мастеров являлись сказочные, необычные , незабываемые петухи с расписными хвостами, индюки. (фото 2)

У каждого мастера свое видение, свой почерк.

У каждого мастера свое видение, свой почерк. (фото 3)

Все фигурки, как будто одеты в яркую ткань. Орнамент ритмичный, четко прослеживается чередование полос, кругов, колец.

Все фигурки, как будто одеты в яркую ткань. Орнамент ритмичный, четко прослеживается чередование полос, кругов, колец. (фото 4)

Особенно характерен образ индюка или петуха с большим, распущенным, как у павлина, хвостом. Края и середина хвоста украшены кольцами и кругами, грудь и крылья выделены узором.

Особенно характерен образ индюка или петуха с большим, распущенным, как у павлина, хвостом. Края и середина хвоста украшены кольцами и кругами, грудь и крылья выделены узором. (фото 5)

Лепят фигурки из красной глины, они имеют обобщенную статичную форму, характерную для дымковской игрушки.

Лепят фигурки из красной глины, они имеют обобщенную статичную форму, характерную для дымковской игрушки. (фото 6)

После обжига все фигурки покрываются белым цветом. Когда набирается много игрушек, начинают их расписывать.

После обжига все фигурки покрываются белым цветом. Когда набирается много игрушек, начинают их расписывать. (фото 7)

Геометрический орнамент состоит из широких и тонких полос, волнистых линий, колец, кругов, горошин, овалов.

Геометрический орнамент состоит из широких и тонких полос, волнистых линий, колец, кругов, горошин, овалов. (фото 8)

Характерным для росписи является сочетание крупных элементов и мелких. Мелкие элементы украшают крупные - кольца, круги, полосы - или рассыпаются между ними - точки, черточки, тонкие линии.

Характерным для росписи является сочетание крупных элементов и мелких. Мелкие элементы украшают крупные - кольца, круги, полосы - или рассыпаются между ними - точки, черточки, тонкие линии. (фото 9)

Дымковская игрушка - самая яркая, нарядная, парадная из всех русских глиняных игрушек. Ее белый цвет подчеркивает красоту и яркость узора.

Дымковская игрушка - самая яркая, нарядная, парадная из всех русских глиняных игрушек. Ее белый цвет подчеркивает красоту и яркость узора. (фото 10)

Такой праздничности узора дымковские мастера добились благодаря контрастному сочетанию цветов (красный - зеленый, синий - оранжевый или желтый).Остается много незаполненного белого цвета, поэтому узор кажется легче, светлее, наряднее. Присутствует и черный цвет, подчеркивающий яркость крупных элементов узора - колец, кругов, полос, горошинки, рассыпанные между ними.

Такой праздничности узора дымковские мастера добились благодаря контрастному сочетанию цветов (красный - зеленый, синий - оранжевый или желтый).Остается много незаполненного белого цвета, поэтому узор кажется легче, светлее, наряднее. Присутствует и черный цвет, подчеркивающий яркость крупных элементов узора - колец, кругов, полос, горошинки, рассыпанные между ними. (фото 11)

Роспись веселая, жизнерадостная.

Роспись веселая, жизнерадостная. (фото 12)

У каждого дымковского мастера свои любимые образы, свои сочетания цветов, но все строго сохраняют традиции русского древнего промысла.

У каждого дымковского мастера свои любимые образы, свои сочетания цветов, но все строго сохраняют традиции русского древнего промысла. (фото 13)

Хорошо подготовились к работе.

Хорошо подготовились к работе. (фото 14)

Мастера за работой.

Мастера за работой. (фото 15)

ДЫМКОВСКАЯ ГЛИНЯНАЯ ИГРУШКА


Дымковская игрушка - глиняная скульптура, отдельный вид искусства. Для нее характерно определенное обеливание и яркая роспись.

Глина для изготовления традиционно добывалась в слободе Дымково, что на низменном берегу реки Вятки у города Кирова. Собранную красную глину в слободе раньше рубили лопатой, смешивали с мелким речным песком - рядом есть огромный речной пляж. Так вот, глину, после смешивания, много раз переворачивали, смачивали водой. В старину так вообще ногами месили.

Сейчас мастерица не копает глину и не месит ее. Подготовка материала происходит машинным способом, на одном из керамических производств. Глина приходит в мастерские в готовом виде - полиэтиленовые упаковки-брикеты по 10 килограмм.


Лепка игрушки.

Каждая игрушка от куска глины до готовой скульптуры выполняется одним мастером. Если раньше много времени тратилось мастерицей на подготовку глины и побелки, то сейчас уделяется больше внимания именно процессу лепки и росписи игрушки.

Куски глины разделяют и раскатывают в шарики. Из шариков делают отдельные детали игрушки. Дымковская игрушка тем и отличается, что она делается не из одного куска глины, а из нескольких. Шарик глины раскатывают в блин, из блина делают конус - готова юбка барыни. Она полая внутри со стенками толщиной 4-6 мм. Стенки конуса выравнивают - вертя заготовку в руках. Затем, смачивая водой, прикрепляют ручки-колбаски, шарик головы. Все из небольших кусков глины.

Все основные элементы игрушки делают в первую очередь. Все стыки разглаживают влажной тряпочкой. Получается словно единое целое. Затем украшают игрушку деталями - кокошник, муфта, сумочка, собачка, косички, шляпка и т.д.


Сушка и обжиг.

Сушат слепленную заготовку в течение 3-5 дней, иногда дольше, на воздухе.

В старые времена игрушку обжигали в русских печах. Ставили прямо на дрова, либо на железный противень.

Глина начинает разогреваться и скоро становится как бы прозрачной - светится ровным красным цветом в огне. На этом процесс обжига заканчивался, и игрушки медленно остывали в потухшей печи.

Сейчас игрушки обжигают в муфельных печах при температуре более 1000 градусов. Такая высокая температура придает глине еще большую прочность. Печи довольно большие, в них игрушки загружают партиями. Опять же у мастериц не отнимается драгоценное время на нетворческие процессы.


Обеливание и роспись игрушки.

После печи заготовка получается коричнево-красной. Для побелки в старину использовали раствор мела на молоке - окунали игрушку целиком. Молоко на поверхности скисает и образует прочную яркую пленку козеинового клея. Обеливание - это характерная черта Дымковской игрушки.

Сейчас обеливание производят с помощью темперных белил, которые наносят кистью.

Финальная часть процесса - роспись.
В старину сухие краски растирались с яйцом, добавлялся перекисший квас или уксус. Цветовая гамма была небогатая, только основные тона. Использовались составы от сажи до фуксина и хрома. Эти краски как будто отдавали заготовке часть своего цвета и звучали приглушено. В XX веке использовали гуашь, также разведенную на яйце. Сейчас используют яркие акриловые краски - очень стойкие.


Кисти используют преимущественно мягкие, разного размера. Тонкие кисти позволяют мастерице привносить в сюжет мелкие детали - это не всегда хорошо, так как приводит к перенасыщению сюжета.

Поверх краски наклеивают кусочки сусального золота или потали - смеси цинка и меди. Они блестят и придают вместе с яркими красками ослепительное очарование Дымковской игрушке.

Дымковская игрушка

Дымковские игрушки – это уникальные глиняные игрушки разных форм, раскрашенные яркими красками и не имеющие аналогов в мире. Этот русский народный промысел возник в XV-XVI веках в слободе Дымково близ города Вятка (сейчас это город Киров). Отсюда и название – «дымковская» или «кировская» игрушка. В процессе приготовления игрушки были задействованы целые семьи – все вместе месили глину, лепили, сушили и обжигали получившиеся фигурки.

Поначалу игрушки продавали на ярмарке во время праздника «Свистуньи», который устраивался через месяц после Пасхи в честь поминовения погибших во время битвы 1418 года, известной как Хлыновское побоище. По традиции в эти дни проводились массовые гуляния, когда вятские жители пели, плясали и свистели в глиняные расписные свистульки. Яркие статуэтки так понравились детям и взрослым, что их стали изготавливать круглогодично. В XIX веке производство игрушки в Вятской губернии стало массовым. Тогда их стали вывозить на продажу в Оренбургскую область, Москву и прочие крупные города.

В Советском Союзе всячески поддерживали промысел дымковской игрушки с целью передачи знаний и опыта следующим поколениям. Все фигурки изготавливаются только вручную, затем раскрашиваются и покрываются яичными белками для яркости. Хотя технический прогресс внес свои коррективы в само производство: теперь мастерицы сами не копают глину и не месят ее. Все расходные материалы поступают уже упакованными и готовыми к работе. Во время Второй мировой войны производство дымковской игрушки практически прекратилось, однако благодаря художнику-энтузиасту Алексею Деньшину в 1942 году дымковский промысел получил новый импульс к развитию для поднятия духа горожан.

Описание игрушки

Дымковскую игрушку делают из ярко-красной глины, которую перемешивают с мелким коричневым речным песком. Из полученного материала лепят целые фигурки или их части, затем собирают их и заканчивают лепку. Чтобы соединить две части фигурки, вместо клея используют жидкую красную глину. Следы лепки заглаживают для придания изделию ровной и аккуратной поверхности. Затем получившееся изделие сушат в течение от двух до пятидесяти дней и обжигают при температуре 700—900 °C и после того, как игрушка полностью высохла, ее покрывают темперными белилами в два-три слоя (прежде побелку осуществляли мелом, разведённым на молоке).

Раньше игрушки расписывали темперными красками, замешанными на яйце с квасом, используя вместо кистей палочки и перья. Расписанную игрушку вновь покрывали взбитым яйцом, что придавало блёклым краскам блеск и яркость. Сегодня для росписи применяются анилиновые красители и мягкие колонковые кисти. Использование широкой гаммы цветов, в которой много красного, жёлтого, синего, зелёного, алого, придаёт дымковской игрушке особую яркость и нарядность. Строго геометрический орнамент строится по разнообразным композиционным схемам: клетки, полоски, круги, точки наносятся в различных сочетаниях. Завершают украшение игрушки-ромбики из потали или сусального золота, наклеенные поверх узора. Наиболее распространённые сюжеты: няньки с детьми, водоноски, бараны с золотыми рогами, индюшки, петухи, олени, молодые люди, скоморохи, барыни.

Тематика современной дымковской игрушки разнообразна: это могут быть фигурки животных, любимые сказочные герои, исторические сюжеты, фигурки детей и их семей, различных профессий и предметов старины.

Как играть?

Дымковскую игрушку можно использовать для сюжетно-ролевых игр. Придумывать с глиняными игрушками сюжеты и разыгрывать их с друзьями или родителями. Однако материал, из которого сделана игрушка, недолговечен, именно поэтому сегодня дымковские игрушки чаще используются в качестве сувениров.

Плюсы и минусы

Играя в сюжетно-ролевые игры развивается личность малыша, активизируется развитие его познавательных процессов, закладываются основы для овладения новыми, более сложными видами деятельности. Играя, малыши отражают в ролях, которые они на себя примеряют, всё, что видят вокруг: события, модели поведения взрослых и пр. Участие в сюжетно-ролевой игре позволяет почувствовать себя частью коллектива.

Новый век

Сейчас дымковская игрушка – это визитная карточка всей Кировской области. К 650-летию Кирова, которое наступит в 2024 году планируется раскрасить в Дымку 30 объектов. 9 объектов уже раскрашено, начиная с 2013 года. В октябре 2017 года проект «Раскрасим город в Дымку» получил 1 место в Национальной премии в области территориального маркетинга и брендинга, где обошёл многих сильных конкурентов

В 2010 году в центре Кирова установлена скульптурная группа «Семья», выполненная по канонам дымковской игрушки и представляющая собой группу из барыни с младенцем, мужичка с гармошкой, ребёнка со свистулькой, кошки и собаки. В 2011 году в городе Кирове был открыт музей «Дымковская игрушка: история и современность», фонд которого насчитывает более 700 уникальных экспонатов, большая часть из которых представлена в экспозиции.

Производство

Сегодня дымковскую игрушку производят мастера своего дела вручную. Массового фабричного производства этой игрушки нет, тем она и ценна. Известные мастера, которые до сих пор сохранили традиции и делают дымковские игрушки, являются Борнякова, Верещагина, Ворожцова, Скопина и другие мастера.

Встречаем Огненного Петуха

Здравствуйте, дорогие мастера и мастерицы! Хочу представить вам еще одну свою работу на конкурс - народного дымковского петушка!
Когда я увидела в конкурсе тему "петушок народный", то появилось огромное желание слепить фигурку петушка. Пересмотрев разные народные стили, очень мне приглянулась дымковская роспись.
Перечитав и изучив это мастерство, отметила для себя то, что этому ремеслу уже свыше 400 лет! Вот это да, неправда ли? :-)

Здравствуйте, дорогие мастера и мастерицы! Хочу представить вам еще одну свою работу на конкурс - народного дымковского петушка! Когда я увидела в конкурсе тему

Ну вот, нашла я в магазине такую глину и решила ее опробовать.

Ну вот, нашла я в магазине такую глину и решила ее опробовать. (фото 2)

Поделила глину на три части. Одну побольше для тела петушка, а две поменьше - для хвоста и украшений.
Вот слепила тулрвище, шею и годову из одного цельного кусочка. Не отдельно заметьте!

Поделила глину на три части. Одну побольше для тела петушка, а две поменьше - для хвоста и украшений. Вот слепила тулрвище, шею и годову из одного цельного кусочка. Не отдельно заметьте! (фото 3)

Из второго кусочка слепила плоский кружок и с одной стороны немного придавила. Это будет хвост петушка.

Из второго кусочка слепила плоский кружок и с одной стороны немного придавила. Это будет хвост петушка. (фото 4)

Далее к телу петушка приделала ножки и подставочку, чтобы петух стоял устойчиво!

Далее к телу петушка приделала ножки и подставочку, чтобы петух стоял устойчиво! (фото 5)

Прикрепила хвост к телу. Все части, прикрепляя к телу к петуха, смачиваем водой и затем водой заглаживаем стыки, чтобы не было трещин.

Прикрепила хвост к телу. Все части, прикрепляя к телу к петуха, смачиваем водой и затем водой заглаживаем стыки, чтобы не было трещин. (фото 6)

Затем делаем два таких плоских круга из третьего кусочка для крыльев, но не из всего, чтобы осталось для украшений, гребешка и бородушки петуха.

Затем делаем два таких плоских круга из третьего кусочка для крыльев, но не из всего, чтобы осталось для украшений, гребешка и бородушки петуха. (фото 7)

Затем немного срезаем кусочек с одной стороны. И вот этой срезанной стороной крепим к петуху по бокам.

Затем немного срезаем кусочек с одной стороны. И вот этой срезанной стороной крепим к петуху по бокам. (фото 8)

Вот такие крылья получились! :-) Из маленьких шариков делаем гребень и бородку.

Вот такие крылья получились! :-) Из маленьких шариков делаем гребень и бородку. (фото 9)

Затем делаем маленькие шарики, незабывая смачивать их водой, чтобы не потрескались, и сдавливается в лепешечки и украшаем хвост и крылья.
Когда петух готов, оставляем его сушиться три дня. :-)

Затем делаем маленькие шарики, незабывая смачивать их водой, чтобы не потрескались, и сдавливается в лепешечки и украшаем хвост и крылья. Когда петух готов, оставляем его сушиться три дня. :-) (фото 10)

На третий день. Я подсушила петуха еще в духовке. Сушила 2 часа, нагревая постепенно до 250 градусов.

На третий день. Я подсушила петуха еще в духовке. Сушила 2 часа, нагревая постепенно до 250 градусов. (фото 11)

Теперь можно и разукрашивать! :-)
Я использовала акриловые краски.

Теперь можно и разукрашивать! :-) Я использовала акриловые краски. (фото 12)

Сначала покрасила петуха полностью белой краской.

Сначала покрасила петуха полностью белой краской. (фото 13)

Затем скрутила из бумаги рулик, как на фото внизу, и использовала его в качестве круглого штампа. Окунала штамп в краску и разукрашивала хвост.

Затем скрутила из бумаги рулик, как на фото внизу, и использовала его в качестве круглого штампа. Окунала штамп в краску и разукрашивала хвост. (фото 14)

Для того чтобы нарисовать глаза, я сначала сделала желтую точечку. Затем взяла зубочистку, окунула ее в черную краску и нарисовала бровь, а затем в красную краску и нарисрвала контур глаза снизу.

Для того чтобы нарисовать глаза, я сначала сделала желтую точечку. Затем взяла зубочистку, окунула ее в черную краску и нарисовала бровь, а затем в красную краску и нарисрвала контур глаза снизу. (фото 15)

Прочие рисунки на петухе наносила кистью.

Прочие рисунки на петухе наносила кистью. (фото 16)

Вот петушок мой готов!

Вот петушок мой готов! (фото 17)

Дымковские игрушки делались женщинами на весенний праздник "свестунья". Население Дымково делали свистульки в виде разных животных - коней, баранов, уток, гусей. Каждая игрушка была уникальной, поскольку рисунок был неповторим и индивидуален.

Дымковская игрушка

На Руси гончарное искусство зародилось еще в давние времена. В тот период наши предки большое значение уделяли обрядовым праздникам. Не стала исключением и «свистопляска» — торжество, почитающее бога солнца Ярила. В этот день участники праздника перекидывались расписными шариками из глины и вовсю использовали глиняные свистульки. Именно это и стало причиной появления обрядовых аксессуаров, среди которых почетное место заняла дымковская игрушка.

Содержание:

История промысла


Дымковская игрушка «родилась» в Кирове. Пять столетий назад за речкой Вяткой находилась небольшая слобода Дымково, куда царь Иван III приказал переселить жителей из северных регионов России. Среди них оказалось много талантливых мастеров гончарного дела, которые на новом месте развернули активную деятельность по производству игрушек. Целые семьи были вовлечены в рабочий процесс: одни добывали глину и делали смеси из комового мела; другие — лепили игрушки; третьи — их обжигали; четвертые — белили и разрисовывали.

Четыреста лет развивался дымковский промысел. За это время сложились свои темы, образы, характерные рисунки. Тут не нашлось места невыразительным орнаментам или тусклым оттенкам. Дымковская игрушка — это воплощение жизни в самых радостных красках. Не удивительно, что к началу 19 века свистульки из Дымкова завоевали любовь жителей всей России. В год производилось больше 100 тысяч игрушек, которые продавались в столице и Оренбургской губернии. Над их созданием работали 59 семей из Дымково. Среди самых известных фамилий звучали Кошкины, Никулины.

Мезрина Анна Афанасьевна

(Мезрина Анна Афанасьевна - мастерица дымковской игрушки)

В начале 20 века для дымковской игрушки настали «черные времена». Они перестали пользоваться былой популярностью, поэтому знаменитые семьи гончарных ремесленников начали искать другие варианты заработка. Эксклюзивные свистульки начали вытесняться дешевыми гипсовыми вариантами. Только одна мастерица, Анна Мезрина, осталась верной традиционному изготовлению из глины. Именно ей потомки могут быть благодарными за сохранение дымковского промысла.

мастера дымковской игрушки

(Мастер Е. А. Кошкина и художник А. Деньшин)

Не менее важную роль в продолжение традиций предков сыграл и художник Алексей Деньшин. С юных лет он увлекался дымковской игрушкой, тщательно зарисовывая все известные орнаменты. Даже после Октябрьской революции не терял надежды привлечь внимание к народному искусству: выпускал рукописные альбомы, собирал коллекции игрушек. Его старания увенчались успехом: в 30-х годах 20 века в Кирове начал возрождаться дымковский промысел.

Виды дымковской игрушки

различные виды дымковских игрушек

Традиционные образы дымковских игрушек — барыня, домашние животные, индюк. Все они выполнены в ярких цветах, призывающих показать радость жизни. Коллекционеры ценят фигурки, при помощи которых можно создавать определенные сюжетные композиции.

Дымковская игрушка, несмотря на каноничность, является эксклюзивной. Дело в том, то каждая мастерица пытается привнести в изделие свои авторские наработки. Поэтому невозможно найти две абсолютно идентичные игрушки.

Среди самых популярных образов, которые «обыграны» в дымковской игрушке, есть следующие:

Дымковский индюк

Индюк — красочный, словно павлин, с характерной бородкой, украшенной золотой поталью. Размеры могут быть разными: от крошечных 5 см до внушительных 40 см;

Дымковская барыня

Барыня — это и изысканная городская дама, и традиционная барышня в кокошнике. Рядом с ней могут быть дети. Золотая поталь также украшает отдельные детали;

Дымковский барашек

Барашек — фигурки этого животного могут быть с разным размером рогов. Отличительной чертой является их позолота. Барашки бывают обычными или же в нарядных потешных одеждах;

Дымковская лошадка

Лошадка — традиционное изображение животного в ярко-голубых тонах или же «в яблочко».


Мужские образы в дымковской игрушке обыгрываются чаще всего в виде всадника на коне, гуляющего городского или деревенского «кавалера». Популярны фигурки свинок, птичек, колокольчиков.

Технология изготовления

схема изготовления дымковской игрушки

Процесс создания дымковской игрушки состоит из двух этапов: формирование фигурки и ее раскраска.

Для создания фигурки используется глина и речной песок. По правилам, это должна быть вятская красная глина. Каждая деталь игрушки создается отдельно: из шарообразного комка глины формируется тело, на которое «собираются» остальные части (ножки, ручки, голова, аксессуары и т.д.). Все детали должны скрепляться с плавными переходами. Это помогает избегать сколов в будущем.

Готовый образ сушиться на открытом воздухе несколько суток. Затем обжигается на огне. Раньше для этого использовали русскую печь. Сегодня — муфельную, где температура достигает 1000С.

Когда заготовка остывает, ее отбеливают темперными красками. Наши предки для этой цели использовали молоко.

На следующем этапе создания игрушки — раскраске, используются только чистые цвета без смешивания. В старину для этого брали естественные красители на основе яиц, молока, сажи, уксуса, темперы. Сегодня есть готовые акриловые краски. Главное требование: яркость и естественность. Обязательно использование золотой потали для отдельных деталей.

Роспись дымковской игрушки

росписная дымковская игрушка

Дымковская игрушка — символ радости, жизненной силы. Орнаменты, которые на ней изображены — это гладкая роспись в сочетании с геометрическими узорами. Цвета подобраны по принципу контрастности и выгодного подчеркивания друг друга. Хвосты птиц, рога животных, детали гардероба людей покрываются медной поталью (в старину для этого брали тонкие листы сусального золота).

Традиционные цвета дымковской игрушки: синий, красный, желтый, изумрудный, голубой, зеленый, оранжевый. Белая и черная краска используются в минимальном количестве для придания акцента на отдельных участках.

Каждый цвет, который задействован в дымковской игрушке, имеет свое значение: белый — символизирует чистоту; черный — ложь; зеленый — природу; красный — силу, здоровье; синий — небо.

зарисовка Алексея Деньшина дымковской игрушки

(Зарисовка художника Алексей Деньшина для игрушки)

Давние мастера разводили краски на яичном желтке. Рецепты хранились в секрете.

Раскраска велась в строгой последовательности:

самые разные дымковские игрушки

Узоры в дымковской игрушке тесно связаны с оберегами, символикой природы. Есть солнечные и лунные знаки как символ зарождения жизни; ромбы — как знак плодородия; волны — как знак неба и влаги.

Окончательным штрихом в росписи было нанесение сусального золота.

Сегодня дымковская игрушка продолжает свое развитие. Появляются новые технологии, рождаются свежие идеи. Но традиции производства остаются неизменными.

Читайте также: