Описание глиняной игрушки свистульки

Обновлено: 10.05.2024

- Познакомить детей с духовым музыкальным инструментом.

- Воспитывать уважительное отношение к русской народной культуре.

Дети сидят на стульчиках. Воспитатель выходит из групповой комнаты в приёмную и начинает свистеть в свистульку-птичку. Слышится трель соловья. Затем заходит в группу, спрятав свистульку и спрашивает :

- Ребята, вы, что-нибудь слышали пока меня не было?

Дети: Да, как птичка поёт.

Воспитатель: А как вы думаете, что у меня в руках, за спиной?

Воспитатель: Живая или игрушечная?

Воспитатель показывает свистульку и спрашивает :

- Как вы думаете, что это?

Ответы детей

Воспитатель: Ребята, это у меня свистулька, народная игрушка. В далёкие времена, на потеху детям делали игрушки-свистульки не только в образе птичек, а также всадников, барышень и т. д. Делали их из дерева или из глины и расписывали красками. У нас с вами водяная свистулька – «соловей». Я немного расскажу об этой игрушке. Хотите узнать, почему они называются игрушки-свистульки?

Воспитатель: Давным-давно, у детей не было столько игрушек, сколько сейчас у вас есть. И тогда люди придумали такую забаву как игрушка-свистулька. Она очень нравилась детям, потому что издавала прекрасные звуки и веселила их. Свистульки из глины делали в основном зимой, в свободное время, а затем продавали их на ярмарках и базарах. Игрушки были смешные, причудливые в виде козликов, птиц, коней и других зверюшек. Но не все могли купить такую игрушки. Поэтому многие родители делали игрушки-свистульки сами из дерева.

Воспитатель показывает картинки со свистульками.

Рассказ воспитателя с показом презентации:

- Как же делали глиняные свистульки? Люди брали глину и лепили игрушку, затем обжигали её в специальной печи. А когда их оттуда вынимали, они становились твёрдыми как камень. Затем игрушки расписывали красками, только не кисточкой, а пёрышком. Затем краски высыхали и игрушки становились сказочно красивыми и расписными. Эти игрушки становились развлечением для детей с самого маленького возраста. Игрушка увлекала приятными звуками.

Воспитатель: Ребята, а вы хотите посвистеть нашей свистулькой?

Воспитатель: Сейчас мы в неё нальём немного воды, и тогда будет издаваться особый свист, который похож на соловьиную трель.

Воспитатель наливает воды и подносит к детям. Дети начинают свистеть.

Воспитатель: Ребята, мы сегодня познакомились с игрушкой. Как она называется?

Дети: Свистулька-соловей.

Воспитатель: Из чего делали свистульки?

Дети: Из дерева и глины.

Воспитатель: Для чего их делали?

Дети: Чтобы дети могли играть и развлекаться.

Воспитатель: А сейчас вы можете поближе рассмотреть игрушку и посвистеть в неё. Спасибо вам большое.

Конспект беседы «Крещение» для старшего дошкольного возраста 19 января Православная церковь отмечает великий праздник-Крещение Господне В этот день светят воду-проводят обряд водосвятия Воду освещают.

Конспект беседы по искусству для детей старшего дошкольного возраста «Фруктовая лавка» Тема: «ФРУКТОВАЯ ЛАВКА» Задачи: • Вызывать у детей эмоциональное отношение к художественному изображению объектов окружающего мира, развивать.

Конспект беседы с детьми «Футбол — увлекательная игра» для старшего дошкольного возраста Цель: познакомить детей со спортивной игрой - футбол; уточнить представления об основных линиях и разметке поля; простейших правилах игры;.

Конспект беседы с детьми старшего дошкольного возраста «Для чего нужна зарядка» Конспект беседы «Для чего нужна зарядка» Интеграция образовательных областей: чтение художественной литературы, коммуникация, физкультура,.

Конспект индивидуальной беседы для родителей детей старшего дошкольного возраста на тему «Агрессивные дети» Цель: оказание консультативно-профилактической помощи и повышение психолого-педагогической компетентности родителей. Что такое агрессия.

Конспект музыкальной беседы «Музыка рассказывает о животных и птицах» для детей старшего дошкольного возраста Конспект музыкальной беседы по теме «Музыка рассказывает о животных и птицах» (Для детей старшего дошкольного возраста) Задачи: • Формировать.

Конспект театрализованной деятельности для детей старшего дошкольного возраста 5–7 лет «Русская народная сказка «Репка»

Конспект театрализованной деятельности для детей старшего дошкольного возраста 5–7 лет «Русская народная сказка «Репка» Деревскова Вера Конспект театрализованной деятельности. Русская народная сказка «Репка».[/h3][/b] Описание материала: предлагаю вашему.

Конспект занятия-беседы для детей старшего дошкольного возраста «Память о героях войны в памяти наших улиц» Муниципальное бюджетное дошкольное образовательное учреждение «Детский сад №83» Методическая разработка Конспект занятия-беседы для детей.

Народная сказка как средство воспитания эстетических чувств у детей старшего дошкольного возраста Современная концепция дошкольного воспитания основана на понимании важности и необходимости работы по воспитанию эстетических чувств дошкольников.

Педагогический проект «Народная игрушка» для приобщения детей старшего дошкольного возраста к народной культуре

Педагогический проект «Народная игрушка» для приобщения детей старшего дошкольного возраста к народной культуре ПРОЕКТНАЯ ДЕЯТЕЛЬНОСТЬ «НАРОДНАЯ ИГРУШКА» Программное содержание: приобщение детей к народной культуре, через ознакомление с русской народной.

Дымковская игрушка

Дымковские игрушки – это уникальные глиняные игрушки разных форм, раскрашенные яркими красками и не имеющие аналогов в мире. Этот русский народный промысел возник в XV-XVI веках в слободе Дымково близ города Вятка (сейчас это город Киров). Отсюда и название – «дымковская» или «кировская» игрушка. В процессе приготовления игрушки были задействованы целые семьи – все вместе месили глину, лепили, сушили и обжигали получившиеся фигурки.

Поначалу игрушки продавали на ярмарке во время праздника «Свистуньи», который устраивался через месяц после Пасхи в честь поминовения погибших во время битвы 1418 года, известной как Хлыновское побоище. По традиции в эти дни проводились массовые гуляния, когда вятские жители пели, плясали и свистели в глиняные расписные свистульки. Яркие статуэтки так понравились детям и взрослым, что их стали изготавливать круглогодично. В XIX веке производство игрушки в Вятской губернии стало массовым. Тогда их стали вывозить на продажу в Оренбургскую область, Москву и прочие крупные города.

В Советском Союзе всячески поддерживали промысел дымковской игрушки с целью передачи знаний и опыта следующим поколениям. Все фигурки изготавливаются только вручную, затем раскрашиваются и покрываются яичными белками для яркости. Хотя технический прогресс внес свои коррективы в само производство: теперь мастерицы сами не копают глину и не месят ее. Все расходные материалы поступают уже упакованными и готовыми к работе. Во время Второй мировой войны производство дымковской игрушки практически прекратилось, однако благодаря художнику-энтузиасту Алексею Деньшину в 1942 году дымковский промысел получил новый импульс к развитию для поднятия духа горожан.

Описание игрушки

Дымковскую игрушку делают из ярко-красной глины, которую перемешивают с мелким коричневым речным песком. Из полученного материала лепят целые фигурки или их части, затем собирают их и заканчивают лепку. Чтобы соединить две части фигурки, вместо клея используют жидкую красную глину. Следы лепки заглаживают для придания изделию ровной и аккуратной поверхности. Затем получившееся изделие сушат в течение от двух до пятидесяти дней и обжигают при температуре 700—900 °C и после того, как игрушка полностью высохла, ее покрывают темперными белилами в два-три слоя (прежде побелку осуществляли мелом, разведённым на молоке).

Раньше игрушки расписывали темперными красками, замешанными на яйце с квасом, используя вместо кистей палочки и перья. Расписанную игрушку вновь покрывали взбитым яйцом, что придавало блёклым краскам блеск и яркость. Сегодня для росписи применяются анилиновые красители и мягкие колонковые кисти. Использование широкой гаммы цветов, в которой много красного, жёлтого, синего, зелёного, алого, придаёт дымковской игрушке особую яркость и нарядность. Строго геометрический орнамент строится по разнообразным композиционным схемам: клетки, полоски, круги, точки наносятся в различных сочетаниях. Завершают украшение игрушки-ромбики из потали или сусального золота, наклеенные поверх узора. Наиболее распространённые сюжеты: няньки с детьми, водоноски, бараны с золотыми рогами, индюшки, петухи, олени, молодые люди, скоморохи, барыни.

Тематика современной дымковской игрушки разнообразна: это могут быть фигурки животных, любимые сказочные герои, исторические сюжеты, фигурки детей и их семей, различных профессий и предметов старины.

Как играть?

Дымковскую игрушку можно использовать для сюжетно-ролевых игр. Придумывать с глиняными игрушками сюжеты и разыгрывать их с друзьями или родителями. Однако материал, из которого сделана игрушка, недолговечен, именно поэтому сегодня дымковские игрушки чаще используются в качестве сувениров.

Плюсы и минусы

Играя в сюжетно-ролевые игры развивается личность малыша, активизируется развитие его познавательных процессов, закладываются основы для овладения новыми, более сложными видами деятельности. Играя, малыши отражают в ролях, которые они на себя примеряют, всё, что видят вокруг: события, модели поведения взрослых и пр. Участие в сюжетно-ролевой игре позволяет почувствовать себя частью коллектива.

Новый век

Сейчас дымковская игрушка – это визитная карточка всей Кировской области. К 650-летию Кирова, которое наступит в 2024 году планируется раскрасить в Дымку 30 объектов. 9 объектов уже раскрашено, начиная с 2013 года. В октябре 2017 года проект «Раскрасим город в Дымку» получил 1 место в Национальной премии в области территориального маркетинга и брендинга, где обошёл многих сильных конкурентов

В 2010 году в центре Кирова установлена скульптурная группа «Семья», выполненная по канонам дымковской игрушки и представляющая собой группу из барыни с младенцем, мужичка с гармошкой, ребёнка со свистулькой, кошки и собаки. В 2011 году в городе Кирове был открыт музей «Дымковская игрушка: история и современность», фонд которого насчитывает более 700 уникальных экспонатов, большая часть из которых представлена в экспозиции.

Производство

Сегодня дымковскую игрушку производят мастера своего дела вручную. Массового фабричного производства этой игрушки нет, тем она и ценна. Известные мастера, которые до сих пор сохранили традиции и делают дымковские игрушки, являются Борнякова, Верещагина, Ворожцова, Скопина и другие мастера.

Игрушка-свистулька

Отношение к свистульке как к детской забаве возникло сравнительно недавно. В древние, языческие времена глиняная игрушка была магическим инструментом, способным вызвать ветер и вместе с ним дождь, отпугнуть нечистую силу. В чем же заключается магическая сила свистульки? Игрушка-свистулька – это музыкальный инструмент, распространенный по всему миру и выполненный из различных материалов (дерева, глины, пластмассы, фарфора и прочих). Первые глиняные свистульки появились в VIII веке до нашей эры. В древности такие глиняные изделия использовались в религиозных культах для отпугивания нечистой силы. А с развитием культуры и утратой своего обрядового смысла, свистульки стали использоваться в качестве музыкального инструмента, а также в качестве народной игрушки.

Описание игрушки

Традиционно для изготовления свистульки использовали ту же глину, что и для гончарной посуды, тщательно выбирая все посторонние вкрапления: камешки, корешки и т.п. Из хорошо промятой глины игрушки лепили, как правило, в дни обжига, когда у гончара появлялось свободное время. Чем-либо иным, более трудоемким, ему было трудно заняться, так как горн или печь требовали постоянного внимания. Глиняные игрушки-свистульки, как правило, лепили в виде зверей, характерных для той или иной местности. Это могли быть птицы, дикие и домашние животные, а также герои народных сказок и былин. Известно три вида игрушек-свистулек:

• Сосудообразные, со свистком в подставке – самые распространенные свистульки на всех континентах.
• Водяные «свистульки-соловьи» – отличаются от других тем, что внутрь игрушки необходимо залить немного воды, и тогда издается особый свист, похожий на соловьиный.
• Глиняные свистульки, самые распространенные и характерные для всех стран постсоветского пространства, среди которых самые распространенные – это филимоновские и дымковские игрушки. Филимоновские игрушки-свистульки отличаются от дымковских более простыми орнаментами, в то время как дымковские игрушки имеют более сложные узоры, но, в то же время, кажутся более сдержанными.

Глиняные свистульки-подвесы в виде разных животных — кота, собаки, лошадки, барашка, бычка, развлекут ребенка веселым свистом и порадуют своим очаровательным видом. Для удобства игры свистульки имеют веревочки, поэтому с ними можно бегать и не бояться, что глиняная свистулька упадет и разобьется.

Как играть?

Глиняные игрушки, изображающие животных, таких как лошадки, свистульки-столбики, рогатые животные могут стать персонажами сказки или истории, которую дети изобразят прямо на столе или на полу и разыграют с ними маленький спектакль. В такие игры могут играть дети с 4-5 лет. Пусть ребенок попробует подуть в свистульку, зажмет одно отверстие, сразу два. Вскоре малыш поймет, что звуки при зажатии одного или нескольких отверстий различаются, и он сможет импровизировать и сочинять разные мелодии.

Плюсы и минусы

Игрушки-свистульки помогают детям избавиться от психической напряженности, развивают слух, чувство ритма, легкие и даже мелкую моторику рук. Однако выбирать свистульку для своего ребенка нужно очень внимательно. Потому как слишком громкий звук, наряду с некоторыми его тональностями или вибрациями могут негативно сказаться на слабой психике ребенка. Сегодня свистульки в качестве детской игрушки не очень популярны. Такие игрушки обычно привозят в качестве памятных сувениров и хранятся они преимущественно дома в шкафах или на сувенирных полках, а не среди детских игрушек. Однако по всей России проводятся выставки, посвященные глиняным свистулькам, в их числе Международная выставка глиняной свистульки «Свистульки мира», выставка «Почему свистит свистулька?» и выставка «Глиняные свистульки мира».

Новый век

Свистульки становятся предметом для коллекционирования, так в частных коллекциях можно обнаружить как самые древние экземпляры таких игрушек, так и свистульки современного производства. Главное для коллекционеров: оригинальность, уникальность и, конечно, качество изделия. Сегодня производят свистульки в самых разных местах.

Производство

На заводах дымковской и филимоновской игрушки можно найти красиво расписанные экземпляры свистулек, выполненные мастерами вручную. Есть компании, которые производят свистульки для детей, среди таких производителей Taowa, «Мастерская Сереброва» и Djeco.

Сегодня глиняную свистульку встретишь на каждой ярмарке, где её не только видно, но и слышно. История самого народного керамического изделия уходит в глубину веков. До того, как стать ярмарочным сувениром, глиняная свистулька (дудка, гудуха, свистун) была важным языческим инструментом для вызывания дождя, оберегом от нечистой силы, а заодно музыкальным инструментом.

Считается, для забавы свистульки начали изготавливать лишь в XIX веке. Традиции многих гончарных центров, которые тогда возникли, сохранились до сих пор, и в современной России живут и работают потомственные свистулечники. Сберечь удалось не только форму и орнамент, но и голос свистульки, который зависит от качества глины и слуха мастера.

Свистопляска из глубины веков

Когда на Руси впервые раздался глиняный свист, узнать невозможно. Историки ручаются за то, что более тысячи лет русские гончары изготавливали глиняные дудки различных форм. Самые ранние археологические находки этих изделий относятся к X веку, но мастерили свистульки гораздо раньше.

В языческие века дудки играли важную роль в обрядах и наделялись магическими свойствами. Известно, что с их помощью пытались вызвать дождь в засуху и распугать нечистую силу. Делали свистульки и в качестве музыкальных инструментов – для себя и по заказу для ярмарочных выступлений. Музыкальные дудки были нарочито неказистыми, отличаясь от всех прочих отсутствием рисунков и орнаментов.

Скоморохи

Считается, что слово «свистопляска» тоже пошло от игрушек-свистулек. Например, в Вятской губернии дети подыгрывали на глиняных дудках родителям, бравшим в руки балалайки, в дни поминовения предков, и это называлось свистопляской.

Долгое время свистульки, да и игрушки тоже, считались побочным промыслом русских гончаров – их лепили наскоро из остатков глины, которая шла, прежде всего, на изготовление посуды. Однако с XIX века они стали самостоятельным направлением и отвоевали себе часть гончарного прилавка. А когда на смену посудной керамике пришёл металл и фабричные изделия, игрушки стали залогом выживания для гончара.

О чём свистит корова?

Чаще всего русские свистульки имеют форму животного, как правило, птицы. Традиционно «поют» глиняные утки, куры, совы, голуби и пернатые неопределённых типов. Также делали свистульки в форме других животных, например, коров, которые должны были насвистеть владельцам крепкую семью и здоровье. С птичьими свистульками народные поверья связывали привлечение в дом богатства и благополучия.

Жбанниковская свистулька-корова

При сходных технологиях производства глиняных свистулек в разных регионах России существовали свои местные особенности. Например, кое-где изготавливали водяных соловьёв, которые начинали петь переливчатым голосом после наполнения водой. Для других игрушек попадание воды, напротив, было равносильно паденью на землю – свистулька могла раскрошиться в руках.

Разновидностей свистулек великое множество. Наиболее известны каргопольская, жбанниковская, абашевская, плешковская, старооскольская. И дымковская, конечно. Сегодня изготовлением традиционной игрушки-свистульки занимаются, в основном, дипломированные художники и педагоги народных студий, но и кустарей в этом деле немало. Мастера со стажем говорят, что прокормиться игрушкой можно, но разбогатеть вряд ли получится – слишком дорого свистульку не продашь, а сил и средств на её создание уходит немало.

Потомки мастеров

В Нижнем Новгороде Анну Терешину называют волшебницей и хранительницей традиций. С именем мастера связывают сохранение легендарного жбанниковской игрушки, которая родилась в местном селе Жбанниково в XVII веке. Анна – прямой потомок, по крови и ремеслу, мастеровой династии Тимофеевых, с которыми связывают развитие промысла.

Анна Терешина

Обучалась изготовлению игрушки она у матери, Прасковьи Тимофеевой, а ту научил отец. Дед был потомственным гончаром, и все его дети занимались этим ремеслом: сыновья делали горшки, дочери – игрушки-свистульки. Анна Терешина с гордостью рассказывает, что её дед торговал своими изделиями не только на ярмарках в Нижегородской области, но и в Москву возил. Благодаря чему стал по местным меркам состоятельным человеком.

А его внучка не только до столицы, но и в зарубежные страны добралась со своими свистульками. На испанском фестивале народных мастеров мэр города Теруэль, восхищённый голосом и видом терешинских-тимофеевских петушков и баранов, устроил для Анны аудиенцию.

Мастер глиняной игрушки из Каргополя Валентин Шевелёв вспоминает, что лепке игрушек его научил дед. Сначала давал поиграть, а увидев интерес у внука, взялся за обучение. «Говорил – садись, в жизни пригодиться, – вспоминает мастер. – А так не хотелось. Ребята на лыжах вышли, с горок катаются, а мне игрушку лепить. Сейчас вспоминаю это время как самое лучшее».

Свистулька из Филимоново

Потомки мастеров сыграли важную роль и в сохранении филимоновской игрушки, которая происходит из Тульской области. В середине прошлого века в Филимоново остались лишь три мастерицы, которые помнили традиции. Объединение усилий их потомков и группы выпускников Абрамцевского художественно-промышленного училища позволило сохранить промысел.

А вот в селе Абашево Пензенской области сохраняют секреты абашевской игрушки в школе. Здесь открыт музей глиняной игрушки, где можно услышать рассказ о выдающихся мастерах, проводятся и занятия по лепке. Технологию изготовления свистульки здешний житель знает так же, как алфавит – со школы.

Абашевская свистулька

Как делают свистульку

Шаг первый. Выбор глины

Глина, пригодная для изготовления горшка или тарелки, может не подойти для свистульки. Мастера берут глину, в которой не более 10 – 15 % песка. Если его больше, изделие может не слепиться, а если меньше – даст не тот звук.

Шаг второй. Лепка

После добычи и специальной подготовки глины мастер вылепливает небольшой шар, из которого делает чашу с толстыми стенками. После этого сводит концы, чтобы получился шар, полый внутри (в нём будет формироваться звук), с продолговатым свистком.

Шаг третий. Работа над свистком

Для того, чтобы игрушка зазвучала, нужно сделать несколько отверстий с помощью трубочки или палочки, которые у гончаров называются пичужками. Некоторые дают глине подсохнуть, но в этом случае есть опасность, что изделие потрескается.

Свистулька жбанниковская

Первое отверстие делается в свистке, втрое на стыке свистка и пустотелой камеры. Отверстия должны быть правильной круглой формы, для этого они тщательно вычищаются от глины, различных шероховатостей и заусенцев. Для того, чтобы игрушка могла менять голоса и исполнять музыку, мастера делают отверстия по бокам. При игре их можно будет закрывать пальцами, изменяя тональность. Принято делать до шести отверстий.

Мастер нередко настраивает звук, регулируя размер отверстий, с мягкой глиной в руках. Голос будущей свистульки уже понятен, после обжига он станет громче и звонче.

Шаг четвёртый. Завершение фигуры

Получившийся шаг со свистком может стать основанием для любой фигуры, превратиться в птицу, быка или наездника, сидящего верхом на бочонке. После того, как фигурка готова, следует обжиг и роспись.

Дымковские игрушки

В этом году исполняется 210 лет самому раннему описанию дымковской игрушки. Генерал Николай Хитрово рассказал о народном вятском празднике «Свистопляске» и причудливых расписных игрушках из глины, в которые свистели взрослые и детвора.

В точности неясно, когда появилась дымковская игрушка (считается, что промысел возник в слободе Дымково в XV – XVI веках), зато доподлинно известно, когда он едва не умер, и имена людей, которым вятский промысел обязан своей всемирной славе.

«Русский мир» узнал, изменились ли с веками технология изготовления игрушек и образы, делают ли игрушки в Дымкове сегодня, как мастера передают секреты молодёжи. Разобраться в прошлом и настоящем промысла нам помогла руководитель старейшего профессионального объединения вятских мастеров «Дымковская игрушка» при Союзе художников России Надежда Менчикова.

Последний мастер и любопытный гимназист

Десятки династий мастериц сложились в Дымкове за сотни лет существования промысла, игрушки продавались на окрестных ярмарках и пользовались славой у местных жителей и гостей региона. Удар по промыслу в конце XIX века нанесло развитие гипсовой игрушки, которая была проще в изготовлении. Кроме того, активно развивались игрушки из дерева и папье-маше, которые были удобнее для игры, чем ломкие глиняные.

Многие мастера из Дымково перешли на гипс или вовсе покинули промысел. На рубеже веков в слободе работала всего одна мастерица, унаследовавшая традиционный промысел от живых учителей – Анна Мезрина. И хотя она обучила двух своих дочерей, дымковская игрушка, казалось, доживает последние годы или десятилетия.

Анна Мезрина

Был и ещё один человек в Вятке – Алексей Деньшин. В начале XX века, будучи учащимся вятского училища, 16-летний Алёша получил задание выбрать для изучения любой народный промысел. Он выбрал дымковскую игрушку и отправился на лодке знакомиться с Анной Мезриной. По крупицам собирал материал, делал зарисовки работ, а когда подрос и обучился в Москве, поставил изучение вятской игрушки на профессиональную основу. В 1918 году он издал первый рукотворный альбом.

Игрушка работы А. Мезриной

А вскоре трудами Алексея Деньшина Анне Мезриной назначили пенсию. Женщине! Кустарю! За глиняные игрушки! – для Вятки тех лет дело было неслыханное. После этого многие мастерицы её поколения вернулись в промысел.

Алексей Деньшин и мастер Е. А. Кошкина

Подъём промысла начался в послевоенные годы, когда в Дымкове и Кирове работали около шестидесяти мастеров. Игрушка обрела международную славу, поставлялась за рубеж, появились коллекционеры. В городе построили здание для мастериц, которые стали получать за свой труд государственные награды и высокие звания.

Дымковская игрушка – этапы создания

За века существования промысла технологически он практически не изменялся. Как и встарь, мастер выполнял все работы сам – находил и готовил глину, лепил фигуру, обжигал, расписывал. Разделения труда не предусматривалось, даже когда домашний промысел стал заводским.

Этап первый. Лепка

Для лепки фигур используется красная глина, которую требуется подготовить к работе. Ещё полвека назад мастерицы сами ездили копать глину. Сейчас кировские мастера используют готовую глину, которая поставляется с местного предприятия, занимающегося производством керамической посуды.


Красная глина очень удобна для работы – она мягкая, хорошо открывается и легко примазывается. Все детали игрушки лепятся отдельно, после чего примазываются (прикрепляются) друг к другу. Внутри игрушка полая, это делается для удобства сушки и обжига.

Этап второй. Сушка и обжиг

После лепки игрушка какое-то время сохнет в естественных условиях, затем поступает на обжиг. В прежние годы для этого использовалась русская печь (обжигали на углях, и игрушка выходила чумазая), а сейчас – электрическая. Обжиг происходит при температуре 900 градусов. Мастера стараются сделать побольше игрушек, чтобы обжечь их разом.



Этап третий. Роспись

После обжига игрушка белится меловым грунтом, после этого она расписывается современными темперными фабричными красками. Художник наводит свои цвета, поскольку, к примеру, у одного автора жёлтый цвет будет глубоким и ярким, а у другого бледным. Многие мастера старшего поколения, как и встарь, добавляют в краску яйцо. По палитре и росписи знатоки с лёгкостью узнают руку мастера. Кроме того, некоторые участки игрушек, самые яркие и значительные, декорируются сусальным золотом или поталью.


Как правило, мастера не создают эскизов, но по опыту знают, какой будет игрушка ещё на стадии лепки. У каждой мастерицы есть любимые орнаменты, которые, оставаясь традиционными, несут аромат авторства.


Ухаживать за глиняными игрушками несложно – требуется время от времени убирать пыль сухой кисточкой. Мастера используют краски, которые практически не выгорают и не блекнут. При должном уходе и аккуратности игрушку вы передадите своим внукам.

Барыни и колхозницы

Классические образы дымковской игрушки – барыня, прогулка в запряжённой повозке, индюк с разноцветным хвостом, гармонист, зайцы, медведи и многие другие. Традиция соблюдается на протяжении столетий, впрочем, современные игрушки нельзя назвать копией старинных. Реальная жизнь проникала в традиционные сюжеты. Например, в начале XX века изменения претерпела барыня – вместо юбки-колокол появился более укороченный вариант этого женского аксессуара, из-под которой видны ножки и туфельки. Такие игрушки, отразившие новую моду, делала ещё Анна Мезрина.


С возникновением колхозов дымковские герои засели за книги в избах-читальнях и занялись уборкой урожая. Также появились игрушки, воспевающие достижения отечественного технического прогресса (самолёты, например) и воинские победы красноармейцев. При этом джинсами, кроссовками и сотовыми телефонами дымковские герои так и не обзавелись. Подобные игрушки можно встретить в магазинах, но мастера их не признают и традиционными не считают.


Дымковская слобода существует и по сей день, но сохранился лишь один дом (Кошкиных), связанный с династиями мастериц. Игрушек там больше не делают. Зато их производят во многих других местах Кирова и области. В региональной столице открыто множество магазинов по продаже дымковской игрушки разного качества – ширпотреб не обошёл стороной и этот трудоёмкий промысел. За изготовление игрушки взялись самоучки, которые копируют роспись по картинкам из интернета.

По словам Надежды Менчиковой, профессионалов промысла, то есть прошедших обучение и придерживающихся традиций мастеров, сегодня в Кирове около 35 – 40 человек – это и заслуженные мастера, и молодёжь. Чтобы попасть в ученицы к профессионалам, нужно пройти собеседование и сдать экзамены по лепке и нанесению орнамента.


Учиться идут потомки мастеров? «Вовсе нет, – говорит наша собеседница. – Идут новые люди, которые в детстве познакомились с дымковской игрушкой. Приходят люди разного возраста, из разных профессий, с художественным образованием и без него».

Начиная с 1990-х постигать мастерство создания дымковской игрушки было негде, но с 2008 года обучение возобновилось, и в Кирове начали готовить смену. Традиция живёт.

Читайте также: