Описание сочинение хохломской игрушки

Обновлено: 06.05.2024

Интегрированный урок русского языка в 8 классе., Развитие речи., Сочинение-описание хохломской игрушки., Тема: Добрым людям на загляденье.

  • учить художественному видению окружающего мира;
  • расширять кругозор;
  • закрепить знания, полученные на уроках изобразительного искусства;
  • развивать устную и письменную речь;
  • учить создавать тексты определенного типа речи;
  • воспитывать умение видеть прекрасное в окружающем мире, чувствовать красоту слова.

Оборудование:

записи на доске, изделия хохломских художников, репродукции с изображением села Хохлома, плясовые наигрыши, компьютер, проектор.

Эпиграф к уроку:, Кисть хохломская! Большое спасибо!, Сказывай сказку для радости жизни!, Ты, как душа у народа, красива,, Ты, как и люди, служишь Отчизне!

Какой может быть основная мысль нашего урока?

Отражена ли эта мысль в эпиграфе?

Основная часть урока

Рассказ об истории Хохломы

Экскурсия на фабрику «Хохломской художник»

Слушание плясовых наигрышей.

Подготовка к сочинению

Откуда появилось это удивительное хохломское искусство? (Чтение учителем легенд о появлении хохломского искусства)

А как же было на самом деле? (Трое учащихся рассказывают об истории Хохломы)

Почему деревянные изделия называют хохломскими? (рассказ учителя)

Чтобы поближе познакомиться с тем, как рождается деревянное золото, совершим экскурсию на фабрику «Хохломской художник». Показ презентации.

Плясовые наигрыши (жалейка, ложка, береста).

Что писали художники на изделия?

Как называется узор из цветов, трав и ягод? (Растительный орнамент)

Какой из них самый любимый? Почему? (травяной)

Каким цветом пишется травка? (красным, черным)

Диплом по ИЗО :»Формирование интереса к м изобразительного .

. уроков проводятся редко. Зато они являются составной частью при проведении всех видов работ по этому предмету. В беседах с младшими школьниками об искусства в доступной для . резьба по дереву и др. [24]. Одним из основных особенностей специфики этого искусства является . изделий, так и в элементах узоров, украшающих эти вещи, в их цветовой гамме. Образцы народного искусства надо подбирать доступными для .

Как называются самые затейливые узоры? (кудрины, всегда золотые)

Пожеланием добра, благополучия с давних пор на Руси считались изображения цветущих кустов и плодов. Какие значения имеют цвета красный, золотистый, черный? (Красный символизирует огонь, любовь, преданность. Золотистый – свет, солнце. На черном фоне великолепно смотрятся все яркие цвета, он символизирует торжественность.)

Что означает слово ХОХЛОМА?

Изделие, которое делают мастера.

Большое старинное торговое село, где продают хохлому.)

Как называется такое явление в русском языке? (многозначность)

Составьте предложения со словом хохлома в разных значениях: 1 вар.- «изделия народных мастеров», 2 вар.- «народный промысел»,

3 вар.- «село Хохлома».

У вас должен получиться маленький рассказ.

Какой тип речи будете использовать при написании сочинения о хохломе? (описание).

Что характерно для этого типа речи? ( оно как бы отвечает на вопрос «каков предмет, его признаки, отличительные черты, каково общее впечатление о предмете, человеке).

В каком стиле будете писать свою работу? (в художественном).

Чем отличается стиль художественной литературы от научного?

Скажите, перед вами научное или художественное описание? (презентация)

Так как вы выбрали художественное описание, поработаем над языком сочинения, подберем эпитеты, метафоры, сравнения.

ТРАВКА: колышется, стелется, кудрится, переплетается, тянется, золотая, зеленая, изумрудная, легкая.

ЗАВИТОК: завивается, играет, озорничает; игривый, трепещет, длинный, бегущий.

ЛИСТОК: прячется, дышит, радуется, выглядывает, золотистые, изящные, черно-зубчатые.

УЗОРЫ: затейливые, яркие, красные, удивительные, прекрасные.

СТЕБЕЛЬ: подглядывает, волнуется, колышется, тонкий, гибкий.

ЯГОДКИ: манят, рассыпаются, разбегаются, повисли на веточках, красные, пурпурные, алые, пунцовые, гранатовые.

МАСТЕР: волшебник, художник, создатель, рисует, творит, создает, расписывает.

В каком значении использованы слова? (в переносном)

Каким может быть план рассказа о Хохломе? (презентация)

Как можно начать сочинение?

Вот передо мной……

Однажды я увидела……

Говорят, что на свете жила сказочная Жар-птица…..

Какая главная мысль (идея) сочинения? (подчеркнуть красоту предмета)

Обучающие пишут сочинение

Примеры похожих учебных работ

Этюд (описание предмета с хохломской росписью,урок развития речи, 8 класс)

. Примечание ПОЭЗИЯ ХОХЛОМЫ (Примерный образец сочинения) Народное всегда красиво – песня ли, . звучный, что, чем дольше глядишь на работы, тем, кажется, глубже постигаешь всю красоту . Парень был искусный резчик. Кошки, ложки, чашки резал. Вот и затеял .

Что рассказать детям о весне? Описание весны в художественном стиле Составить небольшой .

. небе проносятся легкие перистые облачка. Сочинение Подснежник 4 класс Подснежник - красивый цветок весны. Все вокруг просыпается после . журчание ручьев, веселое щебетание птиц – все говорит о наступлении тепла и радостных перемен. Снега с каждым .

Топик на английском языке с переводом «Museums – Музеи». Описание визита .

. (38 полотен). Эта коллекция была подарена нации английским частным коллекционером сэром Джорджем Бомонтом. А какая . назад мне случилось посетить Московский музей изобразительных искусств. Его галереи произвели на меня большое впечатление, в частности, .

Презентация по русскому языку -описание «Произведения народного декоративного искусства»,6 .

. металлические подносы, украшенные декоративной цветочной росписью. Железные . брат, увлекался национальным искусством. В его . описывать в своем сочинении. 5.Словарная работа: . сарафане и платке. Темы для росписи могут . с головы, на голове трилистник .

Особенности композиции картины григорьева вратарь. Подготовка к сочинению по картине .

. речи; собрать материал для написания сочинения по картине; дать понятие о композиции картины как одном из средств . вратарь; в) мальчик в красном костюме; г) болельщики и зрители. 4. Особенности композиции картины. 5. Роль цвета и деталей в картине. .

Обращаем Ваше внимание, что в соответствии с Федеральным законом N 273-ФЗ «Об образовании в Российской Федерации» в организациях, осуществляющих образовательную деятельность, организовывается обучение и воспитание обучающихся с ОВЗ как совместно с другими обучающимися, так и в отдельных классах или группах.

Департамент образования города Москвы

ГБОУ Педагогический колледж №5

Доклад по технологии.

Тема: ”Хохломская роспись”

Студент 24 группы

Преподаватель: Ульянова С.П.

Хохломская роспись по дереву


Хохломская роспись по дереву – один из старинных самобытных русских народных промыслов, на протяжении веков формирующий быт и жизненный уклад целых поколений и являющийся неотъемлемой частью российской культуры.

Возник во 2-й половине XVII в. на территории современного Ковернинского района Горьковской области; название промыслу дало торговое с. Хохлома той же области - центр сбыта изделий хохломской росписи в XVIII - начале XX вв. (В самом селе Хохлома эти изделия никогда не производились).


В настоящее время у хохломской росписи два центра - город Семёнов, где находятся фабрики "Хохломская роспись" и "Семёновская роспись", и село Сёмино Ковернинского района, где работает предприятие "Хохломской художник", объединяющее мастеров деревень Ковернинского района: Сёмино, Кулигино, Новопокровское и др. (фабрика находится в Сёмино, в других деревнях - филиалы). Выпускается большой ассортимент изделий: столовые наборы для ухи, меда, кваса, варенья, компота, кофе и т.д.


Особенностью хохломского промысла является изготовление золоченой деревянной посуды без применения драгоценного металла и своеобразная растительно-травная роспись. Символом хохломской росписи стала огненная жар-птица, украшенная яркими цветами. Столицей золотой хохломы по праву считается город Семенов, расположенный в 80 километрах от Нижнего Новгорода.

На территории предприятия стоит памятник легендарному Семёну-ложкарю. Скульптурное изображение - это дань уважения всему трудовому люду заволжского края, тем, кто трудился, не покладая рук, развивая свое ремесло.

Приемы изготовления хохломы

Создание изделий состоит из нескольких этапов: сначала на токарном станке вытачивается заготовка, так называемое "белье".Белье изготавливают из хорошо просушенной древесины липы, осины, березы или ольхи. Затем заготовку грунтуют жидким раствором глины ("вапы") и смазывают сырым льняным маслом, на следующей стадии изделие пропитывают олифой и просушивают. Эту операцию повторяют три-четыре раза.

Следующий этап — лужение: предмет покрывают полудой — металлическим порошком алюминия (когда-то использовался порошок серебра, позднее более дешевый порошок олова).

Теперь изделие (серебристого цвета) готово к росписи, которая наносится масляными красками и закрепляется сушкой в печи, потом покрывается несколькими слоями лака, причем каждый слой сушится отдельно. Лак под воздействием высокой температуры и превращает серебристый цвет изделия в золотой.

После просушки, изделие готово для выполнения на нем росписи.





В Хохломской росписи используются три основных цвета: красный, черный и золотой, вспомогательными цветами, употребляющимися в небольших количествах, являются зеленый и желтый. Роспись наносится мастерами кистью от руки без предварительной разметки. Существуют два основных вида хохломской росписи: "верховая" (красным и черным цветом на золотистом фоне) и "под фон" (золотистый рисунок на цветном фоне). К "верховой" росписи принято относить традиционную "травку" и орнамент "под листок". "Травка" — это роспись включающая изображения травинок, веточек, написанных красной и черной краской на золотом фоне. Роспись "под листок" состоит в изображении овальных листочков, ягодок, расположенных обычно вокруг стебля. Роспись "под фон" строится на крупном золотистом рисунке на красном или черном фоне. Сначала наносится контур рисунка, затем закрашивается фон, затем выполняется мелкий узор (приписка) поверх фона. Разновидностью росписи "под фон" является роспись "кудрина" — пышный узор с затейливыми золотыми завитками, напоминающими кудри. В начале XIX века чаще встречалась "верховая" роспись, т.к. роспись "под фон" более сложная. Эта роспись ("под фон") стала популярной во второй половине XIX века, когда было налажено мебельное производство, такой росписью украшали мебель, ранее ее использовали в основном на дорогих подарочных изделиях.


Элементы хохломской росписи

Обращаем Ваше внимание, что в соответствии с Федеральным законом N 273-ФЗ «Об образовании в Российской Федерации» в организациях, осуществляющих образовательную деятельность, организовывается обучение и воспитание обучающихся с ОВЗ как совместно с другими обучающимися, так и в отдельных классах или группах.

(описание предмета с хохломской росписью)

урок развития речи, 8класс

Цели урока:

Предметные:

̶ научиться писать сочинение в форме этюда;

̶ познакомить учащихся с тайной хохломской росписи.

̶ учить самостоятельно выделять и формулировать познавательную цель, искать и выделять необходимую информацию;

̶ добывать недостающую информацию с помощью вопросов;

̶ объяснять языковые явления, процессы, связи и отношения, выявляемые в ходе исследования структуры сочинения – этюда;

̶ развивать эстетический вкус;

̶ развивать мышление, умение наблюдать.

Личностные:

̶ формирование «стартовой» мотивации к изучению нового материала;

̶ воспитывать чувство прекрасного;

̶ воспитывать любовь к русскому национальному искусству.

Оборудование: выставка предметов декоративно – прикладного искусства; предметы с хохломской росписью (для каждого учащегося); плакат с эпиграфом к теме урока:

Она, как сказка,

Празднично – прозрачна

В прощальных ласках

Златых лучей.

Медовая и светлая.

Как в старину сказали б:

П. Синяковский

Слово учителя. Сегодня я хочу ввести вас в мир декоративно – прикладного искусства. Посмотрите на нашу небольшую выставку красивых и нужных в быту предметов.

Кто из вас знает значение термина прикладное искусство? (Прикладное искусство – это особый вид искусства, задачей которого является создание предметов быта, обихода, которые одновременно являются художественными произведениями. Декоративный - служащий для украшений.)

Разговор наш сегодня будет посвящен хохломе (учитель обращает внимание учащихся на эпиграф).

Эту красивую золоченную посуду, образец которой вы видите у себя на столе, называют старинным и веселым словом хохлома. В нем слышится и смех, и восхищение, и восторженность! (учитель читает стихотворение П. Синяковского о хохломской росписи).

Хохломская роспись –

Алых ягод россыпь.

Отголоски лета

В зелени травы,

Рощи – перелески

Шелковые всплески

Солнечно – медовый

Золотой листвы.

У красы точеной

Сарафан парчовый,

Яхонты горят.

Что за чародеи

Хохлому одели

В этот несказанный

Праздничный наряд?

Роспись хохломская,

Словно колдовская,

В сказочную песню

Просится сама.

И нигде на свете

Нет таких соцветий-

Всех чудес чудесней

Наша хохлома.

Что же это за промысел? Послушайте легенду.

В стародавние времена полюбил парень девушку. Лицом он был некрасив и поэтому боялся лишний раз на глаза показываться, не то, что речи о любви заводить. Думал он, как быть, и надумал сделать ей подарок. Сделать такой подарок, чтобы она без слов поняла про его любовь.

Парень был искусный резчик. Кошки, ложки, чашки резал. Вот и затеял он вырезать ковш по форме и красоте, словно птица – утица: и по земле ходит, и по воде плавает, а захочет – в небо летит. Пусть и девица – красавица вольна будет в своих действиях. Пришелся подарок по душе. Ай, да мастер, какую красоту сотворил – как не полюбить такого.

Вскоре свадьбу сыграли. Родился у них первый сын – весь в батюшку – умелец. Отцовскую утицу повторил, да еще узорами украсил. А когда внук подрос, то к родному деду всей душой прикипел. Тому ковшу приладил маленькие ковшики – утята для малых ребят. Так и повелось: от отца к сыну передавалось мастерство, и, сохраняя отцово и дедово, добавлял каждый мастер свое умение и выдумку, душу вкладывал.

Вслед за этой семьей и вся деревня за работу принялась. Летом хлеб растят, а зимой поделки режут. Сначала для себя, а потом на продажу. Так и сложился промысел. Множество было промыслов, где с резьбой и росписью работали. Из росписей деревянной посуды наиболее знаменита хохлома. А зародилась она в деревне Хохлома на Волге. История хохломы насчитывает 3 столетия.

В чем тайна хохломы? В хохломской росписи применяется секрет золочения посуды. В чем он состоит? Когда готово белое (нераскрашенная посуда), художник натирает посуду жидким слоем глины (чтобы сгладить все шероховатости), потом олифой (сваренной на льняном масле), затем натирает алюминиевым порошком (используется так же олово, реже серебро). Когда все готово, мастер возьмет серебристую чашу, всмотрится, как лучше наложить рисунок, и рисует. Затем покроет лаком и в печь – на термическую обработку. От нагрева лак желтеет, и под янтарной пленкой серебристые узоры становятся золотыми.

Вот она какая, золотая хохлома! Разукрашенная посуда создает вокруг себя праздник. В центре рисунка помещают главный элемент: самый крупный цветок, гроздь рябины и т.д. А вокруг изгибаются, как бы вырастая друг из друга, ветки – травинки. Отсюда художников называют «травники», так как трава – главный элемент росписи.

Есть и другие виды росписи: «под фон», «кудринка»(напоминает кудри молодца). Травки, ягодки, фантастические рыбы, сказочные птицы – все это символы счастливой жизни. Набор красок скромен: красный, черный, коричневый, зеленый, желтый.

Перед каждым из вас предмет с хохломской росписью. На прошлом уроке вам было дано опережающее задание: рассмотреть его по плану.

Скажите, что вас в нем привлекает, что нравится?

Какие мысли возникают у вас, когда вы рассматриваете их?

Что бы вы сказали о мастерах хохломы?

Придумайте заголовок к будущему сочинению, чтобы в нем была выражена основная мысль, ваше отношение к предмету.

Примерный план описания предмета хохломской росписи.

1. Вступление (кратко рассказать о народно – декоративном искусстве, о хохломе).

2. Основная часть: а) описание общего вида, материала, формы, цвета, назначения; б) описание хохломской росписи (композиция букета, бутоны, травка и т.д); в) впечатления от изделия.

3. Заключение. Мое отношение к мастерству художника, к народному прикладному искусству.

Примечание . На доске – слова: народное декоративно-прикладное искусство, искусные мастера, традиции, орнамент, украшать, красота, хохлома, талантливые мастера; форма предмета: круглая, овальная, прямоугольная и т.д.; композиция росписи: букет, ветка с угла, гроздь рябины, ветки – травинки, кудрявая травка, на манер золотой парчи; цвет: традиционно чёрный цвет, красный, пурпурный, тёмно-зелёный, сочные выразительные цвета, золотистый, похожие на модный нынче ситчик в мелкий цветок или ягодку. Учитель даёт учащимся образец сочинения, написанный им самим.

(Примерный образец сочинения)

Народное всегда красиво – песня ли, игрушка ли, наряд ли. Почему так?

К примеру, вырезал человек из дерева самую первую чашу, украсил резьбой, расписал узорами. Понравилась чаша другому, и он себе сделал, но где-то чуть-чуть изменил – человек-то другой. Получается так: сотни лет разные мастера над одной чашей трудятся. Хорошее добавляют, а плохое не пускают. Вот почему чаша такая красивая. Так родилась хохломская роспись.

Конечно, в истоках хохломского искусства было ремесло – способ добывания хлеба насущного. Но как же сильна была тяга простого крестьянина к прекрасному, чтобы из века в век распространялась и совершенствовалась традиция росписи обыкновенной домашней утвари, ставшая олицетворением русского духа.

Как возник промысел – никто доподлинно не знает. Но точно известно, что родина хохломы – деревня Хохлома на Волге. Заволжская земля всегда была богата талантами. Но произведения свои русские мастера не подписывали, оттого мы почти не знаем их имён.

Передо мной подносы хохломской росписи. Красота необыкновенная! Они небольшие, разные по форме. Смотришь на них и диву даёшься: прямо-таки лирические поэмы сочиняет мастер. Дроздов в спелой рябине пишет, важных петухов, у которых хвосты подобны радуге, рыб, плывущих по чему-то среди скромных одуванчиков и кленовой листвы. Фон делает непременно красный и такой полнокровный и звучный, что, чем дольше глядишь на работы, тем, кажется, глубже постигаешь всю красоту и гармоничность мироздания. А по золотому фону, чередуясь, идут закручивающиеся тонкие, красные и чёрные листья травы. Кажется, травка вот-вот заколышется, а предмет оживет, задвигается.

У каждого подноса свой неповторимый отлив: то это золото червонное, то словно гречишный мед, то как осенние берёзовые листья, то это будто бы и не краска вовсе, а всплеск радости, каким-то чудом обретший плоть и засветившийся, задышавший. Я поняла, что народные промыслы, и всё народное искусство – это сказочно необъятная и неисчерпаемая кладовая очень и очень мудрой радости, так нужно людям, чтобы жить светло и достойно.

Мастера, создавшие эти радости, только на первый взгляд «как все люди», на самом деле они необыкновенные. Ошеломляет беспредельность человеческой фантазии, талантливость русских людей. Народное искусство потому и не увядает, переходя из поколения в поколение, и так властно берёт душу в плен, что позволяет одарённому мастеру даже в условном орнаменте выражать свои чувства, раздумья, настроения. Хохлома словно старинная песня: слова её неизменны, однако, каждый человек и каждое новое поколение поёт её по-своему.

Примечание . Учащиеся пишут сочинение на черновиках. В конце урока учитель предлагает двум-трём учащимся прочитать свои работы.

Домашнее задание . Оформить сочинение в тетради по развитию речи.

Обращаем Ваше внимание, что в соответствии с Федеральным законом N 273-ФЗ «Об образовании в Российской Федерации» в организациях, осуществляющих образовательную деятельность, организовывается обучение и воспитание обучающихся с ОВЗ как совместно с другими обучающимися, так и в отдельных классах или группах.

Выберите документ из архива для просмотра:

Выбранный для просмотра документ Интегрированный урок русского языка в 8 классе.doc

Интегрированный урок русского языка в 8 классе.

Развитие речи.

Сочинение-описание хохломской игрушки.

Тема: Добрым людям на загляденье.

- учить художественному видению окружающего мира;

- закрепить знания, полученные на уроках изобразительного искусства;

- развивать устную и письменную речь;

- учить создавать тексты определенного типа речи;

- воспитывать умение видеть прекрасное в окружающем мире, чувствовать красоту слова.

Оборудование:

записи на доске, изделия хохломских художников, репродукции с изображением села Хохлома, плясовые наигрыши, компьютер, проектор.

Эпиграф к уроку:

Кисть хохломская! Большое спасибо!

Сказывай сказку для радости жизни!

Ты, как душа у народа, красива,

Ты, как и люди, служишь Отчизне!

Прочитайте эпиграф В.Бокова

Какой может быть основная мысль нашего урока?

Отражена ли эта мысль в эпиграфе?

Основная часть урока

Рассказ об истории Хохломы

Экскурсия на фабрику «Хохломской художник»

Слушание плясовых наигрышей.

Подготовка к сочинению

Откуда появилось это удивительное хохломское искусство? (Чтение учителем легенд о появлении хохломского искусства)

А как же было на самом деле? (Трое учащихся рассказывают об истории Хохломы)

Почему деревянные изделия называют хохломскими? (рассказ учителя)

Чтобы поближе познакомиться с тем, как рождается деревянное золото, совершим экскурсию на фабрику «Хохломской художник». Показ презентации.

Плясовые наигрыши (жалейка, ложка, береста).

Что писали художники на изделия?

Как называется узор из цветов, трав и ягод? (Растительный орнамент)

Какой из них самый любимый? Почему? (травяной)

Каким цветом пишется травка? (красным, черным)

Как называются самые затейливые узоры? (кудрины, всегда золотые)

Пожеланием добра, благополучия с давних пор на Руси считались изображения цветущих кустов и плодов. Какие значения имеют цвета красный, золотистый, черный? (Красный символизирует огонь, любовь, преданность. Золотистый – свет, солнце. На черном фоне великолепно смотрятся все яркие цвета, он символизирует торжественность.)

Что означает слово ХОХЛОМА?

(1. Изделие, которое делают мастера.

(2. Народный промысел.

(3. Большое старинное торговое село, где продают хохлому.)

Как называется такое явление в русском языке? (многозначность)

Составьте предложения со словом хохлома в разных значениях: 1 вар.- «изделия народных мастеров», 2 вар.- «народный промысел»,

3 вар.- «село Хохлома».

У вас должен получиться маленький рассказ.

Какой тип речи будете использовать при написании сочинения о хохломе? (описание).

Что характерно для этого типа речи? ( оно как бы отвечает на вопрос «каков предмет, его признаки, отличительные черты, каково общее впечатление о предмете, человеке).

В каком стиле будете писать свою работу? (в художественном).

Чем отличается стиль художественной литературы от научного?

Скажите, перед вами научное или художественное описание? (презентация)

Так как вы выбрали художественное описание, поработаем над языком сочинения, подберем эпитеты, метафоры, сравнения.

ТРАВКА: колышется, стелется, кудрится, переплетается, тянется, золотая, зеленая, изумрудная, легкая.

ЗАВИТОК: завивается, играет, озорничает; игривый, трепещет, длинный, бегущий.

ЛИСТОК: прячется, дышит, радуется, выглядывает, золотистые, изящные, черно-зубчатые.

УЗОРЫ: затейливые, яркие, красные, удивительные, прекрасные.

СТЕБЕЛЬ: подглядывает, волнуется, колышется, тонкий, гибкий.

ЯГОДКИ: манят, рассыпаются, разбегаются, повисли на веточках, красные, пурпурные, алые, пунцовые, гранатовые.

МАСТЕР: волшебник, художник, создатель, рисует, творит, создает, расписывает.

В каком значении использованы слова? (в переносном)

Каким может быть план рассказа о Хохломе? (презентация)

Как можно начать сочинение?

Вот передо мной……

Однажды я увидела……

Говорят, что на свете жила сказочная Жар-птица…..

Какая главная мысль (идея) сочинения? (подчеркнуть красоту предмета)

Обучающие пишут сочинение


Курс повышения квалификации

Смешанное обучение


Курс профессиональной переподготовки

Русский язык и литературное чтение: теория и методика преподавания в сфере начального общего образования


Курс повышения квалификации

Современные педтехнологии в деятельности учителя

  • Сейчас обучается 124 человека из 40 регионов


«Домашнее обучение. Лайфхаки для родителей»

Выбранный для просмотра документ Хохлома.pptx

«Добрым людям на загляденье»

Рабочие листы и материалы для учителей и воспитателей

Более 2 500 дидактических материалов для школьного и домашнего обучения

Описание презентации по отдельным слайдам:

«Добрым людям на загляденье»

«Добрым людям на загляденье»

КИСТЬ ХОХЛОМСКАЯ! БОЛЬШОЕ СПАСИБО! СКАЗЫВАЙ СКАЗКУ ДЛЯ РАДОСТИ ЖИЗНИ! ТЫ, КАК.

КИСТЬ ХОХЛОМСКАЯ! БОЛЬШОЕ СПАСИБО!
СКАЗЫВАЙ СКАЗКУ ДЛЯ РАДОСТИ ЖИЗНИ!
ТЫ, КАК ДУША У НАРОДА, КРАСИВА,
ТЫ, КАК И ЛЮДИ, СЛУЖИШЬ ОТЧИЗНЕ!
В.БОКОВ

В Заволжье, по берегам рек Керженец и Узола издавна жили мастера.

В Заволжье, по берегам рек Керженец и Узола издавна жили мастера, изготовлявшие деревянную посуду. Свои изделия мастера делали похожими на драгоценные золотые и расписывали их орнаментом.

Хохлома - это торговое село, где продавали такую посуду. Отсюда он.

Хохлома - это торговое село, где продавали такую посуду. Отсюда она расходилась по крупнейшим ярмаркам всей России.
Изделия, выполненные с помощью техники окраски, характерной лишь для этих мест,
стали называть Хохломой. Постепенно хохломской стиль росписи стали применять и для оформления книг, шкатулок, мебели, а иногда — и целых помещений.

Посуда из дерева

Посуда из дерева

Уже в очень далёкие времена в Заволжье занимались изготовлением деревян.

Уже в очень далёкие времена в Заволжье занимались изготовлением деревянной посуды. Всем, кто селился в этих местах, приходилось заниматься ремеслами. Земли были неплодородными, урожая до весны не хватало. Близость волжского торгового пути способствовала тому, что стали изготовлять деревянную посуду для продажи.

Вначале посуда ничем не отличались от посуды из других мест. Изделия по.

Вначале посуда ничем не отличались от посуды из других мест. Изделия покрывали льняным маслом или приготовленной из него олифой. Это придавало прочность и красоту деревянной посуде. Такой способ лакировки поверхности дерева не забыт и сейчас. Еще недавно его применяли при производстве самых дешевых чашек для повседневного хозяйственного обихода.

Хохломская легенда

Рассказывают, жил в давние времена в Москве мастер - иконописец. Царь.

Рассказывают, жил в давние времена в Москве мастер - иконописец. Царь ценил его мастерство и щедро награждал за труды. Любил мастер своё ремесло, но больше всего любил он вольную жизнь, и однажды тайно покинул царский двор и перебрался в глухие керженские леса. Так и появились первые золотые расписные хохломские чашки.

Дошла слава мастера до царя, и повелел он отряду стрельцов найти бегле.

Дошла слава мастера до царя, и повелел он отряду стрельцов найти беглеца и привести. Узнал мастер о такой беде, собрал односельчан и раскрыл им секреты своего ремесла. А утром, когда вошли в село царские посланцы, увидели все, как горит ярким пламенем изба художника. Сгорела изба, а самого мастера нигде не нашли. Исчез мастер, но не исчезло его мастерство. С тех пор оно передаётся из рук в руки, от учителя к ученику.

Секрет золочения

Приёмы золочения дерева были известны русским иконописцам. Чтобы окра.

Приёмы золочения дерева были известны русским иконописцам. Чтобы окрасить фон иконы в золотистый цвет, они использовали часто не золото, а порошок серебра. После выполнения живописи икону покрывали лаком, приготовленным из льняного масла, и подвергали прогреванию в печи. Под влиянием высокой температуры пленка лака приобретала золотистый оттенок, а серебряный порошок, просвечивающий сквозь нее, делался похожим на золото.

Особенно широкое распространение этот прием получил в XVII - XVIII ве.

Особенно широкое распространение этот прием получил в XVII - XVIII веках, когда убранство русских храмов становится особенно богатым и пышным.
Использовались эти приёмы и при украшении царских палат.
Временем возникновения хохломской росписи была вторая половина XVII и начало XVIII века, когда глухие керженские леса стали местом поселения старообрядцев, спасавшихся от царского правительства и церковных властей. Среди раскольников-переселенцев были иконописцы и мастера, создававшие иллюстрации рукописных церковных книг.

На новых землях старообрядцы были вынуждены заняться ремеслом.


На новых землях старообрядцы были вынуждены заняться ремеслом. В их скитах появились мастерские, в которых точили и расписывали деревянную посуду. Занявшись росписью посуды, иконописцы применили известные им приемы окраски дерева в золотистый цвет с помощью серебра, позволившие местным мастерам изготовлять изделия, не знавшие конкуренции на рынках и ярмарках. Вместо серебряного порошка вскоре стали применять олово, а в настоящее время — алюминий. Так, очевидно, и зародилось искусство золотой Хохломы.
Вместе с техникой окраски в Хохлому проникли и рисунки травяного орнамента, известные иконописцам.

Искусство росписи

Истоки хохломской росписи — в русском декоративном искусстве XVII - начала XV.

Истоки хохломской росписи — в русском декоративном искусстве XVII - начала XVIII века. В это время при росписи стен, мебели и бытовых вещей часто выполнялись травные рисунки. Мотивы «кудрины» были подсказаны рисунками с завитками, украшавшими заставки рукописей. Оба направления имели свои сложившиеся приемы.

На основе этого наследия в Хохломе происходит формирование уже нового искусст.

На основе этого наследия в Хохломе происходит формирование уже нового искусства оформления предметов народного быта.

На смену характерным для рисунков XVII века цветам и растениям приходили друг.

На смену характерным для рисунков XVII века цветам и растениям приходили другие — более понятные и знакомые. Тюльпан становился похожим на колокольчик, лист винограда на лист клена, а рядом с ними появляются веточки с русскими северными ягодами брусники и клюквы.

С первой половины XIX века вместо серебра научились применять дешёвое олово.

С первой половины XIX века вместо серебра научились применять дешёвое олово. Теперь мастера могли почти полностью окрашивать стенки изделий в золотистый цвет.


Научное или художественное описание? Сначала изделие сушат, затем шлифуют, а.

Научное или художественное описание?
Сначала изделие сушат, затем шлифуют, а потом
оно попадает к красильщику.
Высушенное и отшлифованное изделие надо подготовить под роспись. Сначала его обмазывают льняным маслом, а затем особым составом – вапой или грунтом. Вапа красновато-коричневого цвета, потому что в ее состав входит глина.

ПЛАН СОЧИНЕНИЯ: История Хохломы. Добрым людям на загляденье. «Ты, как душа у.

ПЛАН СОЧИНЕНИЯ:
История Хохломы.
Добрым людям на загляденье.
«Ты, как душа у народа , красива…»

Matreshka

Старинный русский промысел, отсчитывающий свою историю с 17 века, зародился в Нижегородской губернии. Дух и традиции народа, мощное художественное начало умельцев-волжан передает и хохломская игрушка. О том, как она появилась, чем отличается от игрушек других направлений, наконец, как самому расписать хохломскую матрешку, читайте далее.

История

Как возникла хохломская роспись, доподлинно сказать нельзя. Но с максимальной точностью специалисты могли установить, что случилось это в 17 столетии, что связано зарождение творческого направления может быть со старообрядцами, прятавшимися от гонений в заволжских лесах. Хохломой же называлось село, ставшее главным торговым центром региона, туда свозили продукцию на реализацию. Так и закрепилось название села за одним из самых красивых промыслов России.

Matreshka

Отличительные особенности направления – золотой цвет, который делает расписное изделие настоящей роскошью. Хохломскую посуду поставляли даже на царский двор, потому ошибочно думать, что занимались ее изготовлением поголовно все жители региона. Это были настоящие умельцы, мастера, подражать которым было непросто. Спрос имела не только посуда и утварь, но и игрушка. Традиционные узоры и цвета стали покрывать фигурки животных и людей.

Достоинства хохломской игрушки

Мастера-игрушечники брали для работы подходящие породы дерева – липу, осину, березу. Из инструментов пользовались топором, ножом да долотом. Каждая такая игрушка – целый мир для малыша, который получает ее в руки. Приоритетные красный, черный и золотой цвета играли на солнце, переливались, рождали интересные фантазии в голове ребенка. Игрушки хохломы всегда нарядные, яркие, привлекательные. Они используются и непосредственно для игры, но могут быть и привлекательным интерьерным элементом.

Matreshka

Семеновское предприятие «Хохломская роспись» предлагает современному покупателю уже новые игрушки, описание которых можно найти в каталоге на их сайте. Традиционен спрос на матрешки, они различаются и по декоративному оформлению, и по размеру, и по количеству кукол в комплекте. Изготавливаются сегодня в широком ассортименте и красочные новогодние хохломские игрушки: от простых копилок до больших наборов с несколькими героями.

Хохломская матрешка

У русской матрешки – японские корни. Мудрец Фукурама с несколькими фигурками внутри, привезенный с острова Хонсю, вдохновил русских умельцев на создание отечественной адаптации. Появилась матрешка в 19 веке, а в 1900 году она завоевала медаль на Всемирной выставке в Париже. По эскизам С. Малютина в Сергиевом Посаде сделали первую матрешку, и промысел этот быстро распространился по России, так как местные мастера уже умели вытачивать предметы, вкладывающиеся друг в друга (пасхальные яйца, например).

Matreshka

Особенности матрешки из Хохломы (или как ее правильно называть, семеновскую матрешку):

  • красный, черный и золотой цвет доминируют в ее росписи;
  • желтый, зеленый и коричневый цвета помогают передать точность рисунка;
  • растительный орнамент стилизованный, но достаточно подробный, детализированный;
  • выглядит такая игрушка более нарядной, чем Вятская, например.

Но если вы сами решили нарисовать эскиз и перенести его на деревянную заготовку, которая должна стать хохломской матрешкой, начинайте с простого. Ажурная хохлома – умение, которому требуется последовательное развитие.

Как расписать хохломой матрешку?

В токарном цехе делают заготовки, которые иногда можно найти в магазинах для творчества. Семеновские мастера делают роспись в три этапа, и на каждом этапе работает свой художник.

Для работы вам понадобятся:

  • деревянная заготовка;
  • краска: анилиновые, акриловые или на водной основе – гуашь будет найти проще всего;
  • кисти беличьи разных размеров (у каждого мастера свои предпочтения, но № 2 самый ходовой);
  • лак для покрытия – акриловый, например;
  • карандаш для нанесения контуров;
  • вода для смачивания кисти;
  • палитра.

Хохломская роспись – матрешка поэтапно:

1. Прогрунтуйте матрешку с использованием клея на воде и крахмале, грунтуйте деревянную заготовку широкой кистью.

2. На деревянную заготовку вам нужно перенести рисунок – нарисовать личико, черты лица, руки и крупные элементы узора. Этот этап не всем удается сразу: нужна строгая симметрия, четкость линий. Потому вначале на заготовке можно отметить точки, по которым вы будете сверять симметрию.

Matreshka

3. Начинающим следует брать максимально простые эскизы, без детализации, чтобы работа не остановилась еще на этапе карандашного наброска. Но если вы приобрели набор для творчества, где все уже готово к росписи, то необходимый карандашный набросок уже будет нанесен на заготовку.

4. Когда вы с этим справились, пора брать в руки краски. Желтым цветом, аккуратными мазками закрашивайте платочек. Желтый платок традиционен для семеновских матрешек.

Matreshka

5. Далее переходите к росписи сарафана. Возьмите красную краску, ровными, неспешными мазками закрашивайте сарафан. Ручная работа требует усидчивости, потому не спешите сделать все быстрее.

Matreshka

6. Донышко закрашивать не нужно, фрагмент остается «пустым», дабы можно было увидеть структуру дерева. Не закрашивается и передник, так как цветочный узор рисуется сразу по деревянному основанию.

7. Рукава прокрашиваются белой краской, так наряд матрешки получится более праздничным, торжественным.

Matreshka

8. Приступайте к оформлению передника. Узор выбирайте любой, кому-то больше нравится выписывать розы, кому-то – ромашки. Цветок рисуется дугообразными движениями (двойным мазком). Для большей красоты добавьте бутоны по краям от центрального цветка.

Matreshka

9. Теперь к цветкам следует подвести зеленые листья. Прорисовывать листочки удобно тонкой кистью. Какими будут листья, зависит от ваших умений и навыков. Если они достаточные, то карандашного наброска не нужно, но если вы новичок – ориентируйтесь по наметке. Пустоты можно заполнить зелеными тонкими травинками.

Matreshka

10. Красным цветом для яркости матрешки легкими нажимами кисти можно обозначить ягодки.

11. Теперь можно выписывать личико. В основном для этого используется красный и черный цвет, глазки матрешке можно нарисовать голубые, яблочки на щечках – розовые. Волосы у игрушки разделены прямым пробором, чаще они темные.

Matreshka

12. Оцените работу – если цветовых включений больше не требуется, больших пустот нет, матрешку можно лакировать.

Мастер-класс по росписи матрешки вы также можете посмотреть в данном видео.

На создание такой матрешки много времени не уйдет. Даже новичок справится за пару часов, а то и быстрее. А дальше вы можете экспериментировать, например, расписывать лошадок или взяться за роспись ложек.

О том, как самостоятельно создать дымковскую игрушку, читайте в статье: «Пошаговое изготовление дымковской игрушки из глины своими руками».

Все это интересно и увлекательно. Помимо прекрасного результата вас ждет арт-терапия, которая поднимает настроение, уменьшает стресс и дает возможность отвлечься от суеты.

Читайте также: