Описать народную игрушку из соломы

Обновлено: 27.04.2024

С освоением земледелия на Кубани солома сразу нашла многообразное применение. Кулями обмолоченной соломы крыли крыши, она шла на корм и подстилку скоту, а в неурожайные годы её даже подмешивали в хлеб. Солома обувала и одевала крестьян, утепляла их дома и служила постелью. Из неё крестьяне научились изготавливать шляпы, половики, корзины и множество другой хозяйственной утвари.

Сегодня же из соломки делают разнообразные сувениры и другие памятные вещицы. Посмотрите какие оригинальные поделки можно смастерить из этого материала.

Плетение из соломки на Кубани довольно популярное рукоделие. И изделия из неё получаются довольно интересные, а главное прочные.

Наши мастерицы делают из соломы и украшения. Они довольно лёгкие, словно пух, да и очень эффектно смотрятся на одежде.

Наши мастерицы делают из соломы и украшения. Они довольно лёгкие, словно пух, да и очень эффектно смотрятся на одежде.

И сегодня на Кубани плетут из соломы венки и различные поделки и панно. Общаясь с местными умельцами, я узнала о том, что впервые подобные венки стали делать ещё на востоке. Правда там они имели другие названия: «арабская клетка» или «египетский символ плодородия». А вот самое первое изображение таких венков было найдено ещё во время раскопок древнего царства Урарту.

У разных народов соломенные подвески называют по-разному.

  • Литовцы называют их «содас», что означает сад, латыши - «пузур», а финны и эстонцы «химмели» (корона).
  • В Германии распространены названия «хандекрона», «летающая корона» и «беспокойство».
  • Чехи подобные венки называют «мушиным раем» или «мушиным танцем».
  • А у удмуртов соломенные украшения называют «кадило».

В былые времена солома представляла для крестьянина не только материальную ценность. Все земледельческие народы наделяли стебли хлебных растений особой духовной сущностью. Они верили, что в них заключен дух божества хлеба, хлебного поля, сила его плодородия.

Наши прабабушки считали, что колосья и солома, сжатые при соблюдении особых ритуалов, способны оказывать воздействие на благополучное течение жизни. Часто в домах ставили колосья пшеницы, а из соломы делали всевозможные поделки.

Соломенные куклы у славянских народов дарили молодым в день свадьбы. Например у белорусов в Гродненской губернии принято было для свадебного обряда делать две соломенные фигуры – мужскую и женскую.

Их ставили у ворот, загораживая дорогу жениху, который приходил в дом невесты. Сама же солома, из которой они были сделаны, воплощала собой плодородие земли. Те соломенные куклы должны были способствовать рождению детей в новой семье.

Такие абажуры и подвески есть и сегодня во многих кубанских домах. Люди не хотят расставаться с ними, а молодёжь с удовольствием ходит на мастер-классы, чтобы научиться плести из соломки.

Искусство соломоплетения развивалось в нашем регионе с давних времён. Здесь существовал обычай украшать первый «зажиночный» и последний «дожиночный» сноп венками из различных колосьев, оставлять на ниве заплетёнными последние колоски.

Когда-то этим действиям придавали магический смысл. Вот только с течением времени обрядовые атрибуты жатвы приобрели чисто символическое значение, стали украшениями, которые мастерили по традиции.

Чтобы смастерить такое украшение важно иметь не только фантазию, но и желание творить :-)

Кто-то набивает соломой игрушки, валики и подушки, мастерит лапти. А вы знали, что в стародавние времена русские соломенные куклы называли «стригушками», потому, что пучок соломы, из которого их связывали, по низу обязательно нужно было подровнять ножницами, одним словом подстричь.

Кто из вас пробовал что-то смастерить из соломки, например цветы или какую-нибудь игрушку?

Красота золотистого цвета соломы, её светоносность и блеск похожи на солнечный свет. Раньше соломку называли крестьянским золотом, которым природа щедро одарила земледельцев.

Надеюсь вам тоже что-то понравилось. Сегодня, когда многие из нас вынуждены находиться дома, самое время заняться творчеством :-)

Попробуйте сами сплести себе бусы или сделать миниатюрный сувенир из соломы, думаю вам точно понравится.

Русская тряпичная кукла

Кукла – это фигурка, изображающая человека или животного, а также обозначающая существующий или выдуманный персонаж. Например, палка, на которой верхом скачет мальчик – предмет, обозначающий коня. Кукла может быть представлена различными материалами: деревом, тканью, фарфором, пластиком, металлом, бумагой. Родилась игрушка ещё в доисторическое время и занимала в жизни людей особое значение.

Описание игрушки

Русская тряпичная кукла – это образ и символ времени, культурное наследие страны и народа, отражение духовного развития поколений. С давних времён она является традиционной русской игрушкой, символом продолжения рода, залогом благополучия и счастья, выполняющая функции оберега. Национальная кукла в полном объёме отражала суть жизни человека. Она присутствовала практически во всех действиях, связанных не только с праздниками, но и с буднями. Именно с ними люди делились информацией, доверяли тайны, просили помощи и совета. Было поверье, что живущая в доме кукла способна забрать от человека болезни и отвести от беды, поэтому отношение к символу было особое – почтительно-уважительное.

До момента изготовления кукол из текстиля древнюю куклу–хранительницу домашнего очага делали из золы. Смешивая остаточный материал горения с водой, и скатывая из полученной массы шарики, люди оборачивали их тряпицей и получали зольную куклу. Несмотря на простоту изготовления тряпичной куклы, при её изготовлении учитывались все детали, которые придавали образу особый смысл, так как она служила маяком жизненного пути. Кукла, как правило, была женского пола, делалась из куска свернутой тряпочки, лицо плотно обтягивалось отбеленной тканью (лён). Из лоскуточков была коса и наряд для праздника или будних дней.

Рождественские колядки встречали вместе с куклой Колядой – символом солнца, добрых отношений в семье. Представляли её в образе добротной женщины в новых нарядах. Для детей страдающих расстройством сна мастерили кукол-бессониц, голову, которой зачастую набивали различными успокаивающими травками. Во время работы обязательно приговаривали «Сонница-бессонница, не играй с моим дитятком, а играй с этой куколкой». Девушки готовые выйти замуж мастерили куклу Капусток и выставляли её на окно, дабы сообщить добрым молодцам о своих намереньях и о паре присылать в дом сватов. Символом семьи была кукла под названием «Неразлучники». Она состояла сразу из двух куколок противоположного пола. У них была одна общая рука – символ единства. Кукла Зерновушка – пузатая куколка набитая зерном. Являлась гарантом будущего плодородного урожая, вешалась после уборки в амбарах. На рождество было принято дарить куклу-Кубышку с зашитой внутри копеечкой, считалось, что она притянет в дом благосостояния.

Интересную коллекцию куколок Лихоманок делали на целый год и развешивали за печкой. Это 12-100 персонажей, среди которых Драхлея, Ленея, Глупея, Гладея и многие другие, которые должны притягивать к себе определённую нечисть. А 15 января каждого года хранители этих кукол сжигали их и делали следующих. Таким образом, оберегая свой дом от потусторонних сил. В 19 столетии отношение к национальной кукле изменилось, появилось желание её очеловечить. Некоторым моделям стали рисовать лица. Это в основном касалось игровых или декоративных кукол. Но черты лица были мелкими и не прорисованными, а скорее схематичными (крестики, прямые линии).

Как играть?

Традиционно главными особенностями при изготовлении русской куклы были отсутствие носа, губ и рта. Этого избегали сознательно по нескольким причинам. Во-первых, чтобы в куклу не могли проникнуть злые духи, и она сама не стала объектом несчастий. Во-вторых, считалось, что неудачное отображение мимики лица, могло сказаться на характере куклы (испортить его). Но, при этом, фигурка не была безликой, она умела смеяться, плакать, грустить, спать и бодрствовать, ведь настроение персонажу придумывал сам автор игрушки. У куклы не было персонального имени, так как считалось, что нарекая её именем, которым зовут человека, можно ему навредить. Этим поверьем пользовались колдуны и специально давали имена тех несчастных, над которыми хотели совершить тёмный обряд, наводя тем самым на них порчи.

Изготовление оберега происходило без использования колющих и режущих приспособлений во избежание потери смысловой целостности игрушки. Именно из оторванного от одежды или рулона куска ткани и затем скрученной и скреплённой узелками вручную создавались народные приметы. Несмотря на такой способ крепежа, куклы существовали и передавались из поколения поколению десятками лет. Обрядовые куклы и обереги называли по-разному (в зависимости от назначения). Например, стало пригревать солнышко, зачирикали птички, запахло весной, тут и смастерили мастера умельцы тряпичную куколку – Веснянку. Это небольшая игровая куколка размером в ладонь. Её дарили детишкам на Пасху, её делали девушки по весне, для которых она становилась оберегом их молодости и красоты. На рождение дитя шили Кувадку – защитницу новорождённых. Это была первая игрушка малыша.

Новый век

Сейчас можно увидеть более 90 видов различных кукол. В настоящее время происходит возрождение к жизни тряпичных кукол, которые на фоне современных моделей из синтетических и химических материалов (в большинстве своём некачественно сделанных), выглядят ярко, просто, индивидуально, излучают тепло души мастера, так как игрушки делаются вручную. Тряпичная кукла – это часть русской культуры, которая становится прекрасным образом приобщения к историческому культурному наследию. Сегодня русскую тряпичную куклу производят отдельные мастера своего дела вручную. Массового производства этой игрушки нет, но тем она и ценна.

Плетение из соломки объемных фигур – кукол, животных, птиц – уходит своими корнями в далекое прошлое.

Исследователь русской крестьянской игрушки Н. Церетели подчеркивал, что в России в конце XIX – начале XX века соломенную куклу делали везде, где выращивали хлеб. Взрослые делали их для своих детей как обереги. Такие куклы не имели лица, и, следовательно, они считались предметом неодушевленным, недоступным для вселения в него злых сил, а значит, безвредным для ребенка. Вместе с тем основное значение соломенной куклы – игра, развлечение, забава не только для детей, но и взрослых. Куклы из соломы называют «стригушками» потому что, пучок соломы, из которых их связывают, понизу ровно подстригают.

Соломенные куклы - «стригушки» столетней давности можно увидеть в Русском музее в Санк-Петербурге, в Государственном музее игрушки в Сергиевом Посаде под Москвой.

Соломенные куклы лаконичны и условны в передаче женского и мужского облика. Их выразительность – в конструктивности пластики, рожденной простым и рациональным способом выполнения фигурки. Чаще всего куклы сделаны только из одного пучка соломы. Происхождение приемов скручивания, перегибания пучка соломы коренится в трудовых навыках по уборке урожая. Так женщины скручивали перевясло из пучка соломин, которыми обвязывали сноп колосьев. Русское народное название процесса изготовления кукол – «вязать кукол» , «навяжут кукол» - также ассоциируется с вязанием снопов.

На протяжении веков соломенная кукла была связана только с крестьянской культурой. Её изготовление ограничивалось рамками деревни, крестьянской семьи и в отличие от производства деревянных и глиняных игрушек не приобрело промыслового характера.

Стародавние обычаи изготовления из соломки ритуальных животных, кукол пришли в нашу жизнь. Стали темой для творчества многих современных мастеров и художников.

Из соломки можно изготовить различные декоративные скульптуры и игрушки благодаря её свойству гнуться и сохранять заданную форму.

Солома, взращенная руками человека в труде, заботе о хлебе, не могла не радовать человека красотой, согревать своим теплом. Красота ее золотистого цвета, светоносность и блеск – сродни солнечному свету и цвету драгоценных металлов . Соломка – настоящее крестьянское золото, которым природа щедро одарила земледельца. Без высокой эстетической оценки соломы как декоративного материала невозможно бы было рождение искусства соломоплетения. Именно художественные качества этого материала любовно и умело выявлены в лучших произведениях народного соломоплетения.

Куклы, животные и птицы из соломы

Соломенные куклы у многих славянских народов дарили молодым в день свадьбы. У белорусов, например, в Гродненской губернии в начале XIX века для свадебного обряда делали две соломенные фигуры – мужскую женскую. Их ставили у ворот, загораживая дорогу молодому, который приходил в дом невесты. Сама солома, из которой они были сделаны, воплощала собой плодородие земли, а, следовательно, соломенные куклы должны были способствовать рождению детей в новой семье. Существовал обычай украшать «свадебный поезд» жениха и невесты, направляющийся в церковь для венчания , соломенными куклами, которые считались оберегами от сглаза.

У русских в Московской, Калужской, Владимирской губерниях соломенных кукол делали чаще всего на Масленицу, что также было связано с прославлением брака. Так, например, в Калужском крае еще в 30-е годы XX века делали деревенское чучело из соломы для всей деревни и соломенных кукол в тех домах, где были молодожены и куда на праздник должны были приехать молодые пары.

Домашние куклы олицетворяли собой счастье, жизнь, в отличие от деревенского чучела Масленицы – воплощения уходящей зимы. Их помещали на самом видном месте: у окна, около дома, на крыльце, крыше сарая, поднимали на шестах, колышках, чтобы их лучше было видно с улицы. Во время масленичных гуляний такие соломенные куклы брали с собой на игрища в хаты, носили по домам, когда собирали блины. Куклы были женского и мужского облика, с подчеркнутыми признаками пола, так как они изображали «молодую» и «молодого» - женское и мужское начало. Их наряжали в платки, фартуки, головные уборы из соломы. С началом Великого поста масленичные домашние куклы сжигали в печи или разбирали, а солому отдавали скоту. Но зачастую эти куклы становились детскими игрушками.

Куклы – игрушки из соломы делали для детей и специально. Исследователь русской крестьянской игрушки Н. Церетели подчеркивал, что в России в конце XIX - начале XX века соломенную куклу делали везде, где выращивали хлеб. Взрослые делали их для своих детей как обереги. Такие куклы не имели лица, и, следовательно, они считались предметом неодушевленным, недоступным для вселения в него злых сил, а значит, безвредным для ребенка. Вместе с тем основное назначение соломенной куклы – игра, развлечение, забава не только для детей, но и для взрослых. Куклы выполняли роль забавной потешки. «Соломенная потеха» плясала, прыгала и вертелась, когда трясли ее на подносе, качали на шатких половицах пола или ставили на стол и мелко, дробно стучали кулаком по его крышке. Веселое, шумное было зрелище – и «деткам и взрослым утеха была».

Русские соломенные куклы называют «стригушками» потому, что пучок соломы, из которого их связывают, по низу ровно постригают. Соломенные куклы – «стригушки» столетней давности можно увидеть в Русском музее в Санкт – Петербурге, в Государственном музее игрушки в Сергиевом Посаде под Москвой. В музеях Финляндии и Эстонии также сохраняются образцы крестьянских соломенных кукол.

Соломенные куклы лаконичны и условны в передаче женского и мужского облика. Их выразительность – в конструктивности пластики, рожденной простым и рациональным способом выполнения фигурки. Чаще всего куклы сделаны из одного или двух пучков соломы. Происхождение приемов скручивания, перегибания пучка соломы коренится в трудовых навыках по уборке урожая. Так жницы скручивали перевясло из пучка соломин, которым обвязывали сноп колосьев. Русское народное название процесса изготовления кукол – «вязать кукол», «навяжут кукол» - также ассоциируется с вязанием снопов. Не случайно известная пензенская мастерица Екатерина Медянцева, в творчестве которой неожиданно воскрес едва ли не самый архаический прием изготовления соломенных кукол, говорила так: «Сноп полевой – он же раскидистый, стоит подпоясанный, как человек, он мне первые мысли и дал, как куклу сделать».

На протяжении веков соломенная кукла была связана только с крестьянской культурой. Ее изготовление ограничивалось рамками деревни и в отличие от производства деревянных и глиняных игрушек не приобрело промыслового характера. Соломенная кукла осталась первозданно – архаичной и донесла до нас простейшие, но выразительные пластические приемы создания в этом материале образа человека.

Изображение из соломы животных и птиц также связано с народными обрядами и обычаями. Во время колядования участники обязательно брали с собой соломенного козлика или маску козы. Следуя поверью, козел - символ жизненной силы, плодородия и плодовитости, которые как бы усиливаются символическим значением материала – соломки, из которой изготавливается фигурка. Соломенный козлик – фигурка, которая традиционно выполняется как украшение рождественского стола или свадебного каравая.

У древних славян конь почитался как символ солнца – божества, дарящего жизнь и процветание всему живому на земле. Поэтому изображение коня имело магическое значение, служило оберегом человека и его жилища. Еще в дохристианские времена были широко распространены украшения в виде подвесок с изображением коня. Подвески служили амулетами. Дом же славянина со всеми его домочадцами тоже охранял конь – посланец солнца. Так, многие века на Руси резным изображением коня стали называть охлупень – бревно с желобом, защищающее гребень крыши от дождя. Эта традиция осталась живучей и в наши дни деталь крыши по-прежнему называют коньком. Конь – неотъемлемая часть крестьянского быта. Люди, живущие на селе, часто рисовали лошадей на прялках, наличниках окон, вышивали на рушниках, пекли пряники в форме коней. Игрушки с изображением коня мастера изготавливали в различных материалах, в том числе и из соломы. Стремительный бег коня в народном представлении связывался с движением солнца и полетом ветра. Может быть поэтому мастера, изображавшие коня из соломы, пышным веером распускали гриву, уподобляя ее солнечным лучам.

С соломенными жаворонками, у которых в клювах был колосок, молодежь в первые весенние дни выходила на проталины звать – «гукать», «закликать» весну для того, чтобы она не запоздала, и люди вовремя провели весеннюю пахоту и сев.

Соломенных птиц часто подвешивали над столом рядом с «пауком» или подвязывали их к нему.

Подвесные конструкции из соломы

Одно из самых замечательных изобретений народного соломоплетения являются - подвесные декоративные конструкции. Это традиционное украшение интерьера крестьянского дома на Рождество известно многим народам. В будничной простоте крестьянского дома этот необычный декоративный предмет создавал особое настроение и имел символическое значение и являлся оберегом, призванным охранять дом, обеспечивать будущий урожай и благополучие семьи в новом году . В этих подвесках имеет значение и форма, и материал. Солома, из которой они традиционно выполняются, в народных обрядах и представлениях всегда связывалась с плодородием и символизировала его.

У разных народов соломенные подвески называют по-разному. Литовцы называют их «содас», что означает сад, латыши - «пузур», финны и эстонцы «химмели» (корона), в Германии распространены названия «хандекрона», «летающая корона» и такое понятие, как «беспокойство». Чехи называют их «мушиный рай» или «мушиный танец». У удмуртов, которым также известно такое соломенное украшение, оно носит название «кадило».

У белорусов, поляков наиболее часто встречается название «паук». Ажур соломенной конструкции напоминает настоящую паутину, сотканную пауком. Однако название «паук» не только ассоциативно, оно имеет более глубокое по своему смыслу значение. Живым прототипом, прообразом для соломенных подвесок мог служить именно паук, который у многих народов является героем космогонических мифов, повествующих о создании мира, а его творение – паутина – представляется образом космической ткани, первовеществом Вселенной. В фольклоре многих народов мира паутина также выступает в роли путеводной спасательной нити, соединяющей небо и землю.

Собранные из нескольких десятков или даже сотен соломенных трубочек в сложную пространственную композицию, такие конструкции подвешивались на нитке в самом почетном – красном углу дома, над столом. Почти невесомые, они находились в постоянном движении. В этих красивых соломенных подвесках остроумно использовано такое особенное качество соломки, как легкость. Поэтому они поворачиваются, вращаются в одном направлении, потом вдруг на какой-то миг замирают – и плавно начинают поворачиваться в другую сторону. Беспрестанно вращаясь под потолком, они каждое мгновение рождают для глаз новый графический рисунок.

Самая простая в изготовлении соломенная подвеска – шарообразный «паук». Круглый по форме, с отходящими от центра лучами-соломинками, он напоминает солнышко. Концы соломин закреплены в основании и свободно расходятся, создавая шарообразную поверхность. Это древний прием создания символического изображения солнца при помощи простых подручных средств.

Наиболее распространены «пауки» пирамидальной формы. Ученые пришли к выводу, что пирамида – это идеальный, энергетически завершенный объем, который транслирует человеку космическую энергию и конденсирует его энергетическое поле. Это своего рода антенна между человеком и землей, человеком и космосом. В наш век увлечения вновь открытыми древними знаниями об энергетической природе всего сущего такое объяснение кажется правдоподобным. Каждый может проверить свои ощущения от парения над головой соломенного «паука». Многие говорят, что под сенью соломенной пирамиды появляется чувство физического облегчения и спокойствия.

Создание «паука» в виде пирамиды, ромба сродни процессу конструирования. Сначала из соломенных трубочек собираются отдельные элементы – модули, которые затем, согласно замыслу, соединяются в определенном порядке.

Белорусы изготавливают «паука» в виде звезды, которая символизирует собой ту чудесную звезду, которая взошла на небе при рождении Христа и привела в Вифлеем восточных волхвов поклониться божественному младенцу.

Несмотря на свое простое крестьянское происхождение, соломка благодаря своему золотистому цвету и блеску – материал благородный и драгоценный. Эти ее качеству всегда высоко ценились. Не случайно из соломы выплетали кольца и бусы. Например, русские крестьянки в праздничные дни наряду с разноцветными стеклянными бусами носили нитки соломенных бус, и смотрелись они, как настоящие золотые ожерелья. Пальцы украшали соломенными кольцами, «где умелая рука строила в узле довольно красивую «повязь», как отметил этнограф прошлого века. Хотя такие украшения часто не переживали и суток, в народе не забывали приемов плетения, передавали из поколение в поколение. Не случайно до сих пор в деревнях немолодые уже женщины с удовольствием рассказывают про это детское развлечение и без труда вспоминают, как заплести соломину в сложный узел кольца или как из соломенной ленты сложить невесомую бусину.

П летеная соломенная шляпа

Плетеная соломенная шляпа легкая. Хорошо защищает от солнца, не намокает во время дождя. При всей своей простоте соломенная шляпа всегда являлась красивой деталью крестьянского костюма. Золотистые. С глянцевым отливом, рельефной фактурой и узорчатым рисунком переплетения, соломенные шляпы, хорошо сочетаясь с плетеным цветным поясом, вышитой рубахой, служили украшением традиционного мужского костюма. Разнообразие форм соломенных шляп свидетельствует о том, что этой части костюма уделялось большое внимание. Шляпы из соломы делали в форме «канотье» - с низкой тульей, с небольшими полями, широкополыми с высоким цилиндрическим, конусообразным или фигурным верхом. Белорусы-полешуки выплетали из соломы шляпы, по фасону очень похожие на высокие дворянские цилиндры, что были в моде в первую четверть XIX века. Праздничные капелюши были украшены плетеной тесьмой или матерчатыми лентами, которые эффектно выделялись на фоне соломки. С распространением в деревне моды на городской костюм и картуз с лаковым козырьком крестьяне стали выплетать из соломы шапки с козырьком характерной для картуза формы.

Первое письменное упоминание о соломенной шляпе относится к концу X века. Известно, что в это время большие соломенные шляпы были частью экипировки саксонских воинов. В XV-XVI веках соломенная шляпа была уже широко распространена в Европе. Этот головной убор носили как простолюдины, так и знать. В Швеции в начале XVI века соломенные шляпы назывались «шинхут», что значит «шляпа от солнца». Первоначально такие шляпы носили мужчины, позднее под тем же названием соломенная шляпа стала использоваться и женщинами. Широкое распространение в женском костюме соломенные шляпы получили на юге Европы – в Италии, Франции. В XVI – XVII веках соломенная шляпа становится одним из самых популярных головных уборов. В это время в Европе возникают ремесленные цеха ремесленников. В XVIII – XIX веках наибольшую популярность приобрело швейцарское кустарное производство соломенных шляп. Продукция его ведущих центров отличалась высоким качеством и всегда следовала направлениям моды.

И крестьянские и городские шляпы из соломки выполнены одинаково – сшиты из плетеной соломенной ленты. Лента – плетенка укладывается в по спирали и сшивается. Крестьянские капелюши и брыли сплетены из целых соломин, а более деликатные и изящные городские шляпки – из расщепленных в тонкие полоски.

В Россию, умение делать соломенные шляпы, было занесено немцами, колонистами, водворившимися по берегам р. Волги еще во времена царствования императрицы Екатерины II. Производством соломенных плетенок и шляп занимались во многих колониях Николаевского уезда Самарской губернии.

В больших семьях некоторые члены плели круглый год; в других же – менее численных семьях, занятию этому уделяли лишь свободное время от других работ по хлебопашеству и домашнему хозяйству.

Изготовление шляп в деревнях носило характер домашнего производства и для любого крестьянина сделать «капелюш» не представляло сложности.

Во второй половине XIX века в некоторых местах Белоруссии, России, Украины крестьянское производство соломенных шляп приобрело промысловые формы и стало в основном ориентироваться на городского потребителя. О внушительном размахе промысла говорит тот факт, что только за один год в Петербург было продано 16 тысяч шляп и полтора миллиона аршин плетеных заготовок.

Список используемой литературы:

Давыдова С. Очерк промысла соломоплетения в России. Кустарная промышленность России. Женские промыслы в очерках. СПб., 1913.

Когда созревала рожь, наступала страдная пора. В поле выходили все, кто только мог. Жницами становились молодые и не очень молодые женщины, ловкие в работе и не очень. Попадались среди них и те, кто слагал грустные и веселые песни, задорные частушки, кто, обладая музыкальным слухом и красивым голосом, мог случае исполнить песню. Были и неумехи, и рукодельницы, вязавшие затейливые кружева. Были мастерицы, которые ткали добротную ткань, шили красивую одежду.

Известно, что художественное начало, заложенное в человеке, проявляется не только в те часы и минуты, когда он вышивает или вяжет кружева. Рукодельница и снопы вяжет так, что залюбуешься. А красота и польза в любом труде ходят рука об руку.

Красивый сноп, ладно подпоясанный свяслом, приятно взять в руки. Такой сноп не развалился, не рассыплется по дороге на ригу, и влага ему нипочем.

Работали рукодельные жницы и все примечали. Нет сомнения, что среди жниц, имеющих богатое воображение, родилась в далекие годы, казалось бы, простая загадка: маленький Афанасий травкой подпоясан. И, конечно же, каждый сельский житель, кто с натугой, а кто и сразу, узнавал в "маленьком Афанасии" ржаной или пшеничный сноп. Травкой его подпоясывали в буквальном смысле слова, в основном, в сухмень, когда соломенное свясло было настолько хрупким, что разрывалось при первом же неосторожном движении. Под травкой подразумевали болотные растения - рогоз и камыш, которые специально замачивали по случаю жары. Когда же было не так жарко, и время от времени выпадали дожди, снопы вязали жгутами-свяслами из соломы. Так что "маленькие Афанасии" появлялись подпоясанные соломенными кушаками. Украинские крестьяне нарекли сноп в подобной загадке совсем другим именем: маленький Дорофейко подпоясан коротенько. Но важно не это, а то, что сноп в той и другой загадке уподобляется человеку. Немудрено, если вдруг среди жниц нашлась мастерица, которая в шутку сделала Дорофейке или Афанасию руки и поставила среди стерни. Этот миг вполне можно было бы считать днем рождения первой соломенной скульптуры. Хотя справедливости ради днем рождения соломенной скульптуры следовало бы считать тот, когда человек впервые научился вязать снопы.

У ловкой и аккуратной жницы снопы получаются не только ладные, но и одинаковые словно близнецы. Чтобы дорофейки и афанасии были не худы и не чересчур толсты, а в самый раз, существовала особая мера (своеобразный канон!). Захватив горсть торчащих из земли стеблей - столько, сколько может вместиться в левой руке, подрезают их под корень серпом, находящимся в правой руке. Такой пучок стеблей назывался у русских крестьян ручней, или рученькой. А поскольку все же руки взрослой женщины и подростка отличаются по величине, то соломенные пучки-рученьки получались немного разными. Но, несмотря на это, снопы все же должны быть одинаковыми на всем поле. Поэтому одна жница, чтобы получить сноп средних размеров, соединяла вместе семь рученек, а другая все восемь. Соединенные вместе пучки перевязывали жгутом (свяслом, перевяслом, скрутом). Нижнюю комлевую часть снопа называли огузком, или гузовьем, а верхнюю - бородой, или колосовищем (рис. 29а).

Если не было уверенности в погоде, навязанные за день снопы укладывали в крестцы и балки. Их нужно было уложить так, чтобы солома, а главное, колосья, достаточно хорошо проветрились, а в случае дождя не намокли. И здесь аккуратно связанные и красиво уложенные снопы тоже имели преимущество перед сделанными небрежно и наспех.

Крестцы делались двух видов. Одни из них, если посмотреть сверху, действительно были похожи на кресты (рис. 29 б). Снопы в таких крестцах укладывались так, чтобы в месте их скрещивания, то есть в середине, гузовье одного снопа лежало поверх другого гузовья. В случае дождя в основном страдал только верхний сноп. Другие крестцы напоминали колодезный сруб (рис. 29 в). Причем снопы в них укладывались так, чтобы колосья каждого из них лежали на огузке соседнего. Получался замкнутый четырехугольник - венец. Каждый крестец состоял из трех-четырех венцов.

Но все же наиболее совершенным был способ хранения снопов в суслонах. Само слово "суслон" образовано от древнерусского "суслонять", то есть прислонять. В названии очень точно отражен сам принцип составления суслонов из снопов. О количестве снопов в суслонах, а также об их устройстве можно судить по старинным загадкам. Одна из них гласит: на четыре брата пятый вверх ногами посажен. Чтобы поставить такой суслон, четыре снопа ("брата") ставили комлями вниз, а колосьями вверх, прислонив друг к другу. Пятый сноп переворачивали, расправляли его колосовье, или бороду, так, чтобы получилось некое подобие колпака, и накрывали им сверху сомкнутые вершины четырех стоящих на земле снопов. Верхний сноп был, по сути дела, крышей, которая не давала замочить находящиеся под ней колосья.

В другой загадке спрашивается, что такое - девять братьев под одной шапкой? Судя по количеству "братьев", речь идет в ней о суслоне, в котором девять снопов расставлены по кругу, соединены вершинами и накрыты как шапкой десятым снопом. Верхний сноп, поставленный огузком вверх, крестьяне называли порой клобуком, поскольку он напоминал им традиционный головной убор православных монахов, представляющий собой высокую цилиндрическую шапку с покрывалом. В сумерки суслоны напоминали стоящих на поле женщин в пышных сарафанах (рис. 30 а). Быть может, поэтому и назвали их в народе бабками.

Простой и остроумный прием защиты снопов от дождя в суслонах не обошли вниманием крестьянские строители при сооружении конька на гребне соломенной кровли (рис. 29 г). На севере, где на сырую землю ставить суслоны было нельзя, снопы насаживали на жерди изгороди, специально приспособленные для этих целей (рис. 30 б). По вечерам на фоне закатного неба они напоминали фантастических птиц, присевших отдохнуть на забор. Прием насаживания снопа на жердь в народной крестьянской архитектуре повсюду использовался при формировании стрехи соломенной кровли. Снопы, уложенные с напуском, защищали взлобки кровли от порывистых ветров и проливных дождей. Стоит ли говорить, что приемы низки снопов и сооружение из них суслонов оказали огромное влияние на народное декоративно - прикладное искусство и, в первую очередь, на художественную обработку соломы. Те же приемы используются как для изготовления гигантских соломенных фигур на Масленицу, так и небольших куколок, которых делали на потеху детишкам.

Масленичная кукла, так называемая "Кострома", олицетворявшая собой прошедшую зиму со всеми ее невзгодами, была, как правило, плодом коллективного творчества. Каждый нес в импровизированную мастерскую под открытым небом все, что мог: рваную одежду, обмолоченные снопы, куски полуистлевшей мешковины и прочий ненужный хлам. Во время совместной работы обязательно выделялся наиболее способный "ваятель", который руководил всей работой. Гигантская кукла должна была получиться смешной и неприглядной, чтобы было не жалко в конце праздника предать ее огню или же пустить на плоту вниз по реке.

Пучок соломы, перевязанный жгутом, издревле служил основой традиционных крестьянских игрушек. По всей вероятности, первые соломенные игрушки родились как бы прямо в поле в страду, когда крестьянки часто вынуждены были брать с собой малых детей. Разумеется, оставшись без присмотра, они капризничали. И, быть может, как- то, чтобы унять дитя, крестьянка и сделала примитивную куклу из первого, что попало в руки, - из соломенного жгута (свясла), применяемого для перевязки снопов. Сложенный пополам жгут отдаленно напоминал голову, а расходящиеся внизу веером соломины - платье или сарафан. Затем фигурка куклы стала постепенно усложняться. Быть может, в короткие минуты отдыха жницы ребенок попросил ее сделать кукле руки. И было найдено простейшее решение: вставить пучок соломы перпендикулярно туловищу, связав его в середине и по краям так же, как перевязывают свяслом снопы.

В дальнейшем конструкцию соломенной куклы стали совершенствовать. Появились детали с более тонкой отделкой. При изготовлении таких кукол требовалось уже не только привычное умение вязать снопы, но и искусное владение приемами плетения, врожденный художественный вкус, изобретательность. Постепенно выделились талантливые мастерицы, которые уже не в поле, а в спокойной домашней обстановке стали делать кукол, фигуры коней, оленей, а также всевозможных фантастических животных (рис. 31). В наши дни скульптура из соломы, созданная талантливыми народными мастерами, используется для украшения интерьера. Вместе с ней в жилище горожанина входят напоенный солнечными лучами природный материал, хранящий тепло человеческих рук.

Для изготовления декоративной скульптуры и игрушек используют как целые стволы злаковых растений, так и верхние их коленца, имеющие самые длинные соломины. Целые стволы идут на крупные изделия, а верхние междоузлия - на средние и мелкие. Чтобы солома стала гибкой, ее, так же как и для плетения, вымачивают в воде, а затем завертывают на время работы во влажную холстину. Готовые соломенные фигурки отделывают плетежками.

В основе любой современной игрушки для декоративной скульптуры из соломы лежат простейшие конструктивные решения, найденные еще в далеком прошлом. Пучки соломы, перевязанные в нескольких местах и соединенные друг с другом в определенном порядке, дают возможность передать в условной и лаконичной манере фигуру человека (рис. 32), зверя, птицы и многое другое. Как и в прошлом, основу куклы составляют два пучка соломы, соединенные под прямым углом друг к другу. Однако современные куклы все же имеют некоторые конструктивные особенности.

Начиная изготавливать туловище, пучок соломин как можно сильнее перевязывают прочной бечевкой недалеко от торцевого среза (рис. 33 а). Затем все соломины отгибают в сторону перевязи (рис. 33 б) и связывают другой бечевкой. Образовавшаяся округлая форма будет служить основой головы куклы. Собрав другой, более тонкий, пучок соломин, перевязывают и его бечевками недалеко от торцевых срезов. В тонкий пучок для придания прочности вставляют проволоку (рис. 33 в). Она должна быть мягкой, но в то же время хорошо сохранять форму.

В зависимости от размеров фигурки можно использовать медную, алюминиевую и стальную проволоку толщиной от 1 до 2 мм. Благодаря проволоке мастер может согнуть соломенный пучок так, как ему будет угодно. Пучок соломы, предназначенный для туловища, разделяют на две одинаковые части и в промежуток между ними вставляют тонкий пучок, армированный проволокой. Затем оба пучка перевязывают крест-накрест, а толстый пучок еще и поперек в двух местах, чтобы обозначить шею и талию фигурки. Чтобы бечевки не были видны, их обматывают сверху соломенными лента ми (рис. 33 г). Закончив обмотку, кончик оставшейся ленты засовывают осторожно под слои обмотки.

Основа куклы готова. С этого момента все зависит от желания и вкуса мастера. Он может обрядить куклу по своему усмотрению в крестьянскую или городскую одежду, надеть какой угодно головной убор, придать рукам любое положение, вложить в них нужный предмет - словом, все будет зависеть от тех задач, которые ставит перед собой мастер. На нашем рисунке показано изготовление женской фигурки в городской одежде: на ней жакет, платье с фартуком, а в руках хозяйственная корзина. Исходя из этого, фигурку вполне можно назвать "Хозяюшка".

Чтобы получить нижние линии фартука и жакета, на фигурку надевают резиновые колечки, нарезанные, например, из старой велосипедной камеры. Ориентируясь на резинки, осторожно срезают ножницами два-три слоя соломин (рис. 33 д). Если хотят сделать платье более пышным, в середину пучка со стороны торца забивают комок путаной содомы. Затем к платью, жакету и юбке пришивают нитками косички чётырехконцовки ("елочки"), имитирующие оборки и узоры (рис. 33 е). Руки обматывают соломенной лентой. Пока солома не высохла, им придают нужное положение. Чтобы сделать прическу с косой, укладывают в один ряд увлажненные соломины, переплетают их веревочкой и укрепляют на кукле, а торчащие концы заплетают косичкой (рис. 33 ж). Из разглаженных соломенных полосок плетут корзинку. В качестве шаблона используют деревянный брусок подходящих размеров или же спичечную коробку (рис. 33з).

ДЕКОРАТИВНОЕ НАСТЕННОЕ ПАННО "СОВА"

Основой панно является уплощенный снопик соломы. Его изготовляют из обычного снопика, вбив сверху клин, вырезанный из фанеры (рис. 34а). Уплощенный сноп расчесывают специальной гребенкой, укладывая соломины аккуратными рядами. Гребенку вырезают из деревянного бруска. На одной из его граней, примерно на расстоянии 1 см друг от друга, вбивают гвоздики с откушенными шляпками. Чтобы кончики гвоздей не царапали солому, каждый из них шлифуют напильником, придавая ему округлую форму. На одном из концов бруска вырезают рукоятку. На следующем этапе уплощенный снопик подстригают ножницами, как показано на рис. 34 б. Вверху соломины обрезают по крутой, а внизу по более отлогой дугообразной линии. Уступы из стриженой соломы будут имитировать в условной манере оперение птицы. Чтобы соломины не топорщились, а сноп сохранил уплощенную форму, его обрызгивают теплой водой, еще раз расчесывают и прижимают сверху доской с гнетом.

Другая крупная деталь панно тоже представляет собой снопик. Только он значительно тоньше и перевязан бечевкой не у торца, а в середине (рис. 34в). Обе половины снопика расчесывают и распускают веером. Чтобы сохранить форму вееров, соломины переплетают "веревочкой". К веерам пришивают по окружности зубчатые плетежки - четырехконцовки ("елочки"). Замкнув круг, плетежок продолжают пришивать по спирали, сместив ее центр ближе к перевязи снопика (рис. 34 г). В середине каждой спирали пришивают пуговицы или же срезы веток с выразительным текстурным рисунком. Желательно, чтобы на торце ветки хорошо различалось темное ядро и светлая заболонь. Подобная текстура как нельзя лучше имитирует глаза птицы. Такие срезы, как правило, бывают у веток плодовых деревьев - сливы, яблони, вишни и др. Все части панно соединяют вместе (рис. 34 д). В завершение из под ходящего сучка вырезают крючковатый нос совы, который тщательно шлифуют и протирают олифой.

У древних славян конь почитался как символ солнца - божества, дарящего жизнь и процветание всему живому на земле. Поэтому изображение коня имело магическое значение, служило оберегом человека и его жилища. Еще в дохристианские времена были широко распространены украшения в виде подвесок с изображениями коня. Подвески служили амулета оберегающими человека, когда находился далеко от дома, дом же славянина со всеми его домочадцами тоже охранял конь - посланец солнца. Так, многие века на Руси резным изображением коня украшали нависающий над фронтоном конец охлупня. Постепенно коньком стали называть также охлупень - бревно с желобом, защищающее гребень крыши от дождя. Эта традиция оказалась настолько живучей и в наше время, что подобные детали крыши из керамики, шифера и жести по-прежнему называются коньками. Игрушки с изображением коня можно в изобилии встретить у мастеров, работающих с самыми различными материалами, в том числе и с соломой. Стремительный бег коня в народном представлении связывался с движением солнца и полетом ветра. Быть может, поэтому в соломенных игрушках, изображавших скачущего коня, народные мастера пышным веером распускали гриву, уподобляя ее солнечным лучам.

Декоративная фигурка коня из соломы может украсить любой современный интерьер, а заодно и напомнит о древних истоках народного искусства. Собирают фигурку из двух снопиков. Один снопик как можно туже скручивают недалеко от торцевого среза мягкой проволокой, оставив свободными два длинных конца (рис. 35 а). Затем все соломины перегибают через проволочное кольцо в противоположную сторону. При этом концы проволоки должны оказаться внутри пучка соломы (рис. 35 б). Пучок, из которого будут формироваться голова, шея и передние ноги, туго перевязывают бечевкой и верхнюю часть сгибают дугой (рис. 35 в).

Сделав таким образом основу головы и шеи, приступают к изготовлению гривы (рис. 35г). У этой наиболее выразительной части декоративной фигурки намеренно утрированы пропорции и форма гривы. От коня словно исходит солнечное сияние. Такое решение гривы отвечает народным традициям, в которых конь почитался как символ солнца. Грива собирается из отдельных соломин, а иногда и из небольших пучков. Каждой соломиной поочередно огибают шею коня и переплетают "веревочкой" - специально заготовленным жгутом из соломы или пеньки.

Когда грива будет готова, берут новый пучок соломы и, обогнув его вокруг туловища, туго перетягивают бечевкой (рис. 35 д). Отступив на некоторое расстояние, пучок перетягивают бечевкой еще раз, обозначив, таким образом, туловище коня. Оставшаяся часть соломенного жгута разделяется на три части, из них будут сделаны задние ноги и хвост. Две части жгута, в которых должны оказаться концы проволоки, сгибают временно под прямым углом к туловищу и недалеко от торцевых срезов перевязывают бечевками. Третья оставшаяся часть идет на изготовление хвоста. Его окончательно отделывают на последней стадии работы. А пока делают передние ноги, разделив пополам первый пучок соломы так, чтобы концы проволоки оказались в середине каждой половины. Чтобы обозначить колени, каждую из четырех ног перекручивают в середине бечевкой, а затем полосками соломы. Концы проволоки, торчащие из соломы, либо обрезают кусачками, либо сгибают и прячут, чтобы их не было видно снаружи. Затем ноги сгибают так, чтобы создавалось впечатление стремительного бега коня.

На последней, завершающей стадии приступают к отделке фигуры. Все без исключения места, которые были перевязаны бечевкой, обматывают полосками соломы. Необходимо скрыть все инородные материалы, чтобы создавалось впечатление, что фигурка полностью изготовлена из соломы. Из отдельных соломинок вырезают глаза и уши, затем прикрепляют их к голове с помощью ниток и иголки. Изготовив из соломенных полос плетежки-двухконцовки, пришивают их к туловищу в виде всевозможных декоративных завитков. И наконец, приступают к завиванию хвоста. Солому опускают на одну - две минуты в горячую воду и расщепляют каждую соломину кончиком ножа или ножниц на две-три части. Полученные таким образом соломенные полоски завивают с помощью соломенных "бигуди" (рис. 35 е) или нагретого металлического стержня, насаженного на деревянную рукоятку. Если все же решили сделать холодную завивку, то надо изготовить примерно два или три десятка соломенных "бигуди". Они представляют собой короткие трубочки, вырезанные из толстых прикорневых междоузлий вместе с одним узлом. Трубочку слегка расщепляют ножом с одной стороны и вставляют в расщеп одну из соломенных полосок хвоста. Намотав полоску на трубочку, всовывают в расщеп оставшийся кончик полоски. Так же завивают все остальные полоски, используя заготовленные "бигуди". Через несколько часов, когда солома подсохнет, закрученные полоски осторожно снимают с "бигуди". Если после этого полоски окажутся закрученными слишком туго, завитки опускают в холодную воду или же обрызгивают из пульверизатора. Под действием влаги завитки скоро начнут раскручиваться. Поэтому нужно действовать быстро и очень осторожно. Завитки расправляют пальцами, слегка скручивают, сгибают в ту или другую сторону, чтобы хвост бегущего коня как бы развевался от потоков встречного воздуха, подчеркивая динамику движения.


Соломенных кукол можно встретить в народном творчестве многих стран мира. Природный материал издавна использовался людьми и в быту, и в религиозных ритуалах. Плетение появилось еще в период развития человеческой цивилизации. Сначала использовались гнущиеся ветви деревьев и кустарников, стебли вьющихся растений и полоски шкуры убитых животных. Плели посуду и одежду, обувь и предметы быта, мебель и даже стены домов.

История возникновения плетения из соломы

С появлением земледелия человек научился самостоятельно выращивать пшеницу и другие зерновые культуры. Собирая злаки для пропитания, люди после обработки зерна обязательно оставляли для хозяйских нужд солому. Из нее делали домашнему скоту подстилки, покрывали крышу домов, использовали в качестве корма коровам и козам. Понравился данный материал и мастерам рукоделия. Из соломы получались прекрасные шляпы и лапти, коврики под ноги и корзины или блюда для еды. Соломенные куклы делали для игр детей, а также для различных обрядов на праздники. Постепенно ремесло превращалось в искусство, ведь каждый хозяин старался сделать вещи из соломы не только практичными и удобными в использовании, но и красивыми внешне, желая превзойти мастерством соседей и односельчан.

Ценность материала

Как вы уже поняли, славянские народы всячески использовали солому в своей хозяйской деятельности, однако остатки от обмолоченного зерна имели для крестьян еще и магическое значение. Люди наделяли стебли злаков божественной силой, они верили, что в них заключена магия хлебного поля. Крестьяне проводили многочисленные ритуалы как перед посадкой пшеницы, так и во время сбора урожая, вымаливая у богов благоприятных условий для произрастания злаков, ведь от этого зависела жизнь всех членов общества.

снопы соломы

Люди украшали первый собранный ("зажиночный") и последний ("дожиночный") снопы. Существовала традиция сплетать последние стебли пшеницы между собой, оставляя их нетронутыми на поле. Они украшали их яркими лентами и цветами. Из колосков делали венки на голову девушкам, использовали их и для декорирования помещений. Вскоре жатвенная обрядовость переросла в народное творчество, сохранялись традиции из поколения в поколение. Соломенные куклы огромного размера, так называемые хлебные чучела, делали из последнего собранного снопа. Считалось, что там находится дух хлеба. У разных народов они имели свои внешние особенности. Но смысл у всех вкладывался один - задобрить богов, чтобы получить хороший урожай.

Празднование Масленицы

Многие традиции древних славян сохранились и в наше время. Так, в последнюю неделю перед Великим постом отмечается Масленица. Это традиционный праздник встречи зимы и весны. Прощание с зимними холодами отмечается с размахом. Помимо вкусных блинов и вареников, люди собираются на обряд поджигания соломенного чучела, которое символизирует зиму.

сжигание куклы на Масленицу

Последний день праздничной недели раньше отмечали по-разному, в зависимости от губернии. Одни возили соломенную куклу на санях, чтобы все могли попрощаться с зимой. У других организовывался целый масленичный поезд из сотен повозок. Есть традиция оплакивать чучело во время похоронной процессии с попами и плакальщицами сзади. Чучело зимы укладывали в корыто или даже настоящий гроб и несли через все село, чтобы все жители попрощались с ним.

В конце Масленицы соломенную куклу поджигали. Часто в костер бросали поминальную еду - отварные яйца и блины. Ритуальный обряд сжигания "хлебного духа" заканчивался тем, что солому и пепел собирали и разбрасывали по полю, что символизировало будущее воскрешение его в зернах нового хорошего урожая.

В старину люди плели кукол из соломы небольшого размера и хранили их в домах на самом видном месте, наряжая в одежды и платки. В последний день Масленицы куклы бросали в печку и тоже сжигали, а остатки соломы отдавали домашнему скоту.

Плетение кукол

Объемные фигурки издавна делали родители для своих малышей. Помимо прямого своего назначения в качестве игрушки, кукла наделялась еще и свойствами оберега или лекарственного средства. Так, в солому при плетении добавлялись душистые травы от кашля или другой напасти.

красивые фигуры из соломы

По традиции восточных славян, у такой куклы не изображали черт лица. Согласно верованиям, в фигурку с лицом может вселиться злой дух, а если его нет, то кукла считалась предметом неодушевленным, поэтому духи не станут там задерживаться.

Существовала традиция перед свадьбой делать большие фигуры жениха и невесты и ставить их у ворот при входе во двор. Так как солома символизировала плодородие, то куклы должны были способствовать появлению потомства в семье.

Соломенная кукла "Стригушка"

Это самый популярный вид кукол из соломы, которых часто называют танцующими. Основная их особенность заключается в том, что нижний край юбки не заплетается, а ровно подстригается ножницами, чтобы она хорошо удерживала вертикальное положение. Дети любили с ней играть следующим образом:

  • Кукла ставилась на ровную дощечку. Использовали поверхность стола или табуретки.
  • Ребенок стучал кулаком рядом с куклой и она пускалась в пляс - подпрыгивала на месте и крутилась в разные стороны. Было впечатление, что она действительно выполняет танцевальные движения.

кукла из соломы

Детвора всячески радовалась такому плясу, поэтому родители часто плели "стригушку" для малышей.

Изготовление кукол из соломы

Если вы решили научиться искусству плетения из природного материала, то дальше рассмотрим, как сделать соломенную куклу своими руками. Для начала нужно после уборки урожая выйти на пшеничное поле и насобирать длинную солому. Достаточно будет небольшого пучка.

куклы из соломы на выставке

Предварительно солому необходимо подержать в горячей воде или под струей пара, чтобы материал размягчился и стал гибким. Солома имеет прекрасную особенность - после скручивания фигурки влажный материал высыхает и принимает необходимую форму, хорошо удерживая углы и загибы.

Работа над фигурой куклы начинается с выкладывания пучка соломы на поверхность стола и обрезания краев, чтобы они были ровными. Дальше делается прочный каркас сгибанием пучка пополам. Влажный материал прекрасно справится с таким заданием, в отличии от сухой соломы, которая треснет в месте сгиба материала.

Схема плетения куклы-женщины

Мастер-класс по соломенной кукле начнем с укрепления пучка соломы на каркасе. Можно использовать как проволоку, так и деревянную палочку. На стержень надевается сложенный пополам подготовленный пучок соломы. Оставьте верхнюю часть нетронутой. Это будет голова персонажа. На уровне предполагаемой шеи туго оберните несколько раз влажную соломинку и завяжите узелок сзади. Длинные концы вплетите ниже в корпус туловища.

как делать куклу из соломы

Отдельно на проволоке делают руки. Пучок соломы по краям завязывают, а остальное заплетают косичкой. Между прутьями верхней части туловища, немного ниже шеи, вставьте эту оплетенную проволоку и согните ее руками вниз. Дальше можно либо просто перевязать солому на линии талии, либо создать платье со шлейками через шею. В таком случае на готовую куклу надевается еще один тонкий пучок перегибом вокруг головы. Материал перекрещивается спереди и снова завязывается на уровне талии.

Куклу можно перевязывать тонкими атласными лентами, в основном используются красные. Иногда подбирают канты с вышитым орнаментом. В конце подравняйте ножницами длину юбки и края на руках. Теперь вы знаете, как сплести своими руками соломенную куклу. Пошагово выполняя представленные выше рекомендации, можно без труда справится с поставленной задачей.

Дальше разберемся, как сделать мужского персонажа.

Как сделать куклу-мальчика

Начало работы напоминает предыдущий вариант. Если вы хотите сделать кукле округлую голову, то можно скатать из соломы шарик и вставить его при сгибании первого пучка. Каркас в данном случае не использовался, так как у мальчика снизу солома будет разделяться на два отдельных пучка для образования ног.

как сделать соломенную куклу мальчика

Когда большой пучок сложили пополам, завяжите прочно на уровне шеи пеньковую нитку или соломинку. Отдельно делают руки, только для мужского персонажа мы не будем плести косичку, а оставим пышные рукава рубашки нетронутыми. Завязывают только края, изображающие кисти рук.

Прямо под данным пучком перевяжите талию. Нижнюю "юбку" разделите пополам и в самом низу каждого пучка перевяжите соломинками, чтобы отделить стопы. В конце подравняйте все срезы ножницами и фигурка мальчика готова!

Обрядовая кукла "Десятиручка"

Такую куклу с десятью руками, по традиции, дарили девушке на свадьбу. Каждая рука символизировала какое-то умение хорошей хозяйки. Невеста должна была все уметь делать по дому - готовить кушать, убирать, стирать, ухаживать за детьми и домашней скотиной, выращивать огород и собирать урожай пшеницы в поле и многое другое.

кукла из соломы

Каждая рука перевязывалась ленточкой своего цвета и девушка заговаривала ее, чтобы кукла помогала ей в работе. Если вы захотите самостоятельно сделать "Десятиручку", то оберните вокруг туловища нитку крестом, чтобы руки держались крепко и не сдвигались.

Теперь вы знаете, как сделать соломенную куклу. Пробуйте, у вас обязательно получится. Удачи!

Читайте также: