Описать русскую народную игрушку окружающий мир 3 класс

Обновлено: 14.05.2024

Привитие детям любви и интереса к народной игрушке; воспитание чувства гордости за свой народ, за народное творчество.

ВложениеРазмер
narodnaya_igrushka.pptx 1.65 МБ
narodnaya_igrushka_slaydy.docx 15.42 КБ
stihi_o_narodnoy_igrushke.docx 13.15 КБ

Предварительный просмотр:

Подписи к слайдам:

Народная игрушка г . Рязань МБОУ «Школа №64» 1А класс Кл. руководитель Петрухина Е. А.

Несколько месяцев мы собирали материал о народной игрушке: х одили в библиотеку, спрашивали у бабушек, искали в интернете. Узнали, что игрушки делали для детей из любого материала, который был под рукой: солома, лён, трава, ветки, мочало, ткань, нитки. Игрушки также вырезали из дерева, мастерили из бересты, лепили из глины. На уроках труда мы сами попробовали сделать игрушки своими руками – из соломы, ниток, ткани (тряпочек).

Выяснили, что игрушки бывают: тряпичные, глиняные, деревянные

Дымковская игрушка Чем знаменито Дымково? Игрушкою своей. В ней нету света дымного, А есть любовь людей. Ах! Чуть жив от восхищенья! Чудо всем на удивленье: Расписные медвежата, Барыни, коньки, утята, Расписные даже хрюшки – Царство дымковской игрушки!

Филимоновская игрушка Филимоновская деревушка! Синий лес, холмы – простор. Лепят там из глины игрушку И расписывают до сих пор. Да, из красной обычной глины Появляются вдруг на свет Зайцы, конники, павлины И красавицы – маков цвет.

Богородская игрушка Тук-тук, щёлк-щёлк. Медведь, мужик, лиса и волк. Деревянные игрушки И медведи, и старушки, То сидят, а то стучат. Ребятишек всех смешат.

Каргопольская игрушка Барыни красивы, Да беда - спесивы. Мужики – молодцы, На все руки удальцы – Хоть зверя ловить, Хоть рыбу удить.

Семёновская матрёшка Прогремела на весь мир Русская матрёшка! Мастер выточил её Из бруска берёзы. До чего ж румяна, Щёки, словно розы.

Загорская матрёшка Кто матрёшку сделал, я не знаю. Но известно мне, что сотни лет Вместе с Ванькой-встанькой как живая, Покоряет кукла белый свет.

Полхов-Майданская матрёшка Восемь кукол деревянных, Круглолицых и румяных, В разноцветных сарафанах На столе у нас живут, Всех матрёшками зовут.

Новые знания Из бесед с нашими бабушками и прабабушками мы узнали, что Рязанская земля всегда славилась народными глиняными игрушками. Игрушки из глины делали в селе Пощупово и в городе Скопин Рязанской области.

Познавательная экскурсия 10 февраля, во время каникул, мы съездили на экскурсию в город Скопин Рязанской области. М ы увидели много интересных изделий из глины, прослушали увлекательнейший рассказ о народном промысле.

Скопинская собачка-свистулька Побывав в музее скопинской керамики, увидели глиняные игрушки-свистульки, а также другие игрушки, в которые играли дети: фигурки зверей, баба, мужик и др.

Игрушки – свистульки из пластилина

Рисунки дымковской игрушки и скопинской свистульки

Мастер-класс по изготовлению народной игрушки 6 февраля побывали в детской картинной галерее на мастер-классе по изготовлению народной игрушки, который провела Светлана Юрьевна. Мы узнали, что кукла – это самая древняя игрушка. Делали кукол для игры, для обрядов, куклы-обереги.

Это интересно! Играли в куклы до 7-8 лет все дети, пока ходили в рубахах. Когда мальчики начинали носить порты, а девочки – юбки, то игры строго разделялись. Кроваткой для куклы служил старый лапоть. Кукол делали из старых тряпок, которые рвали, а не резали. Поэтому таких кукол иногда называли « рванки ».

Главные условия при изготовлении тряпичных кукол Не использовать режущих и колющих предметов (ножниц, иголок). Если нужно было обрезать ткань, то сделать это лучше за несколько дней до создания куклы. Не рисовать куклам лицо, чтобы в изделие не вселился злой дух.

Попробовали и получилось!

Теперь мы многое знаем о народной игрушке, умеем её делать и сможем порадовать своих маленьких друзей из детского сада №136 «Журавлик»

Благодарим за внимание! Пусть вам лучшею подружкой Станет русская игрушка. И недаром все музеи Дорожат, гордятся ею!

русская народная игрушка

Русская народная игрушка отличается образностью, красочностью и оригинальностью. Благодаря своему лаконичному содержанию, они характеризуются доступностью для детского восприятия. Выполненные из натуральных материалов (глина, дерево, керамика, солома) они представляют собой различные сказочные персонажи, фигурки и изображения людей и животных.

Каждая народность, живущая в определенном регионе нашей страны, на протяжении многих веков создавала и передавала из поколения в поколение уникальные традиции создания народной игрушки, отличающейся своеобразностью, оригинальностью и сочетающей в себе национальные особенности каждого отдельно взятого региона России. Именно по игрушке можно определить, в какой именно местности она сделана. Там, где были богатые залежи глины, создавались удивительные глиняные фигурки животных и людей, в регионах богатых древесиной мастера-умельцы делали игрушки из дерева.

Основные игрушки русского народного промысла:

Абашевская глиняная игрушка

Абашевская игрушка

Игрушка, сделанная из глины, названа в честь своей исторической Родины — села Абашева Пензенской губернии, которое славилось своим гончарным промыслом и наравне с глиняной посудой торговало игрушками из глины, пользовавшиеся большим спросом. Большая часть населения была старообрядцами, поэтому их верования нашли свое отражение в игрушках-свистульках, визитная карточка абашевской игрушки — фигурка оленя с огромными как будто упирающимися в небо рогами, который считался символом изобилия и достатка. Большая часть игрушек были фигурками животных, являвшихся у древних славян символами различных аспектов человеческой жизни: птицы символизировали счастье и удачу, кони — солнце, медведи — силу, могущество и власть, бараны и коровы — плодородие. Отличительная особенность этой игрушки — удлиненная форма тела, короткие, широко расставленные ноги, очень длинные, толстые шеи и маленькая голова, четко проработанные черты лица и прически людей.

Дымковская глиняная игрушка

Дымковская игрушка

Игрушка носит название одноименной слободы Дымково, которая располагается вблизи города Кирова. Всем хорошо известны красочные, пышно оформленные и расписные фигурки кукол-барышень, козликов, петушков с яркими, пышными хвостами, коней, поросяток, мишек и уточек-свистулек. В селе Дымково существовали целые семьи мастеров, которые копали глину, мешали её с песком, тщательно вымешивали, лепили фигурки, обжигали их в русских печах, а затем расписывали вручную яркими цветами, причем в процессе изготовления принимали участие и женщины, и дети. Дымковская игрушка отличается своей особенной специфичностью, она статична, имеет пышные формы и яркую окраску, обладает особой жизнерадостной энергией и тонким юмором, привлекающим внимание детей, которые очень любят их рассматривать и слушать занимательные истории об их создании.

Богородская деревянная игрушка

Богородская игрушка

Игрушка создавалась талантливыми руками мастеров села Богородского Московской области, это шутливые, затейливые и подвижные искусно вырезанные из дерева фигурки курочек, которые увлеченно клюют зернышки, медведей, бьющих по наковальне, различные сюжетные и жанровые композиции.

Главный материал для игрушек - тщательно высушенная липа и её отходы в виде щепок, чаще всего изделия из неё не окрашивались. Выразительная фактура дерева позволяла мастерам сочетать в игрушках, как гладкую поверхность, так и небольшие выемки и вырезки, передающие некоторые тонкости и нюансы различных деталей. Детям нравится не только их рассматривать, а еще и приводить в движение механические пружины, спрятанные внутри них, заставляющие бравых солдат маршировать, а добродушного мишку заниматься тяжелым физическим трудом.

Филимоновская глиняная игрушка

Филимоновская игрушка

В Тульской области в деревне Филимоново изготовляли удивительные глиняные игрушки, получившие одноименное название филимоновских. Здесь находились залежи пластичной и качественной белой глины, из которой по легенде местный старожила дед Филимон лепил свои смешные, причудливые и не похожие на другие фигурки-свистульки животных и людей. Игрушки отличаются особой формой: короткие ножки, вытянутые тела и длинные шеи с маленькой головой, сюжеты традиционны — барыни и солдаты, различные композиции (чаепития, заигрывания, тройка), баранчики и петушки, коровы и лошадки, а и даже порой абсолютно фантастические создания, которые трудно отнести к какому-либо существующему виду. Расписаны эти игрушки яркими, сочными цветами, среди которых преобладает малиновый, ярко-желтый, зеленый, оранжевый, синий и белый, часто они наносились полосками в самых различных сочетаниях, причем лицо было всегда чисто белым с едва очерченными контурами глаз и губ.

Каргопольская игрушка

Каргопольская игрушка

Маленький городок под Архангельском под названием Каргаполь, дал имя знаменитым каргапольским игрушкам, которые делали здесь талантливые мастера гончарного искусства из обожженной глины, изображавшие различные фигурки животных и людей. Отличаются они некоторой суровостью образов, вследствие применения исключительно натуральных красителей (сажа, мел, известь, разновидности цветной глины, различные минералы) темными, насыщенными цветами: коричневым, бежевым, темно-зеленым и даже черным. Представляли собой эти игрушки фигурки сказочных героев, птиц, собак, медведей, приземистых мужичков с бородой-лопатой или крупных женщиных с новорожденными на руках.

Плешковская игрушка-свистулька

Плешковская игрушка

Еще одним знаменитым русским промыслом, зародившимся в селе Плешково Орловской губернии, являются плешковские игрушки. Это разнообразные глиняные свистульки, сделанные из местных залежей глины, приобретавшей во время обжига интересный розоватый оттенок. Отличались игрушки простотой и лаконичностью, окрашивались в синие, красные и зеленые цвета натурального происхождения (сок бузины и лопуха, битый кирпич), которые наносились на поверхность в виде произвольно разбросанных пятен. Это были фигурки разных животных (коней, баранов, коров, оленей, петухов, уточек) людей (солдат, барыней), и фантастических существ (русалки, птицы-сирин). Типичный образ плешковской игрушки — фигурка женщины, держащей левой рукой младенца.

Богородская игрушка

История богородской деревянной игрушки насчитывает больше 350 лет. Известны изделия во всем мире, и по достоинству их в свое время оценили не только дети, но и скульпторы с мировым именем. Отличительная особенность богородской игрушки – это отсутствие явных деталей и строгих резных форм в изделиях скульптурного плана. Благодаря такому способу изготовления игрушка развивала у детей творчество и фантазию, и в течение длительного времени не надоедала им.

Не менее интересными были подвижные игрушки. Их продуманная конструкция длительное время работала и не ломалась.

Богородская игрушка получила свое название от села, в котором проживали мастера, делающие деревянные заготовки. Богородская игрушка настолько прочно вошла в жизнь местного населения, что одно из изделий стало символом поселка и изображено на его гербе. Это подвижная игрушка с мужиком и медведем.

Содержание:

История промысла


Изготовлением богородской игрушки начали заниматься в XV – XVI веках, в одноименном селе близ Сергиева Посада, Московской области. Изначально мастера по обработке и художественной резке дерева трудились по заказам скупщиков. Они готовили основу, которую уже после раскрашивали в Сергиевом Посаде.

Окончательно, как промысел, изготовление богородских игрушек сформировалось в конце XVIII – начале XIX века, когда весь процесс изготовления игрушек был передан мастерам из села Богородское. Их они разрабатывали, определяясь с тематикой, изготавливали основы и при необходимости расписывали.

Вначале XX века в этом же селе организовали артель, в которой готовили мастеров резки игрушек, передавая им накопленные знания, техники и умения. Из-за войны и экономических неурядиц, артель временно закрывалась, и после с новой силой заработала уже в советское время.

Богородские деревянные игрушки активно экспортировали в страны Европы. Вначале тематики были представлены бытом простого народа, позже, после окончания Второй мировой войны, мастера ушли в сказочную тематику. В более поздние годы на появление сюжетов для изготовления игрушек, влияние оказывали события, происходящие в стране, например, отправка человека в космос, популяризация спорта и т.д.

Виды богородских игрушек

Богородские деревянные игрушки были двух видов:

1. Скульптурная игрушка

скульптурная богородская игрушка

2. Подвижная игрушка

подвижная богородская игрушка

Фигурки скульптурного плана отличались отсутствием четко выраженных черт. В них дети, ввиду развития собственной фантазии, могли видеть мишку, лису и прочих животных.

Также вырезались богородскими мастерами игрушки с движущимися конструкциями. Фигурки крепились мастерами на плашки, которые двигались относительно друг друга, также внутрь их отправлялись пружины с кнопками, а еще одна часть игрушек представляла собой фигурки, закрепленные на плашке с противовесом на нитях.

Наиболее известные богородские деревянные игрушки – это:

Богородские кузнецы

Кузнецы, закрепленные на плашках;

Богородский мужичок

Пляшущий мужичок с пружиной внутри;

Богородские курочки

Курочки, клюющие зерна на кругу с противовесом.

Сюжетом для изготовления игрушек выбирались эпизоды из обычной жизни, нередко освещались ремесла и профессии того времени. Например, сапожник изображался в момент изготовления сапог, пряха сидела с веретеном за прялкой, лесорубы рубили дрова, гусары восседали на конях, барышни изображались с цветками в руке. В более поздних сюжетах появлялись медведи в сопровождении космических спутников, пылесосы, футболисты и т.д.

Технология изготовления

изготовление богородских игрушек

Традиционно богородские деревянные игрушки вырезали из массива липы. Среди всех деревьев, эта древесина наиболее мягкая и податливая.

Вначале заготовленные и высушенные стволы распиливали на небольшие брусочки и только после этого они отправлялись в работу к мастерам.

Брусочки ремесленники раскалывали самостоятельно, парой взмахов на четыре части. Именно такой формы заготовки были наиболее удобными для работы. Вырезали фигурки с помощью специальных богородских ножей и напильников. Из цельного куска делались дорогие виды игрушек, а из оставшихся щеп изготавливали игрушки попроще.

При отборе дерева старались брать те, в которых сучков было наименьшее количество, так как древесина с сучками сложна в обработке для данного вида промысла. Мастерами по резьбе дерева выступали, как правило, мужчины.

Роспись богородской игрушки

росписные богорордские игрушки

(Цветные (росписные) богородские игрушки)

После заготовки всех элементов игрушки, она собиралась и отправлялась на роспись. Если композиция представляла собой не единую конструкцию, а была собрано из множества фигур либо щеп, крепили элементы между собой при помощи клея ПВА и деревянных штапиков.

Чаще всего встречались богородские игрушки, которые не были окрашены вовсе. Они позволяли детям развивать фантазию. Если же игрушки расписывались, краски мастерами брались яркие, насыщенные и очень сочные. В игрушках прослеживались элементы хохломской и городецкой росписи, но при этом они были лишены характерных для данных техник мелких деталей, так как игрушки были рассчитаны на детей.

Дымковская игрушка

На Руси гончарное искусство зародилось еще в давние времена. В тот период наши предки большое значение уделяли обрядовым праздникам. Не стала исключением и «свистопляска» — торжество, почитающее бога солнца Ярила. В этот день участники праздника перекидывались расписными шариками из глины и вовсю использовали глиняные свистульки. Именно это и стало причиной появления обрядовых аксессуаров, среди которых почетное место заняла дымковская игрушка.

Содержание:

История промысла


Дымковская игрушка «родилась» в Кирове. Пять столетий назад за речкой Вяткой находилась небольшая слобода Дымково, куда царь Иван III приказал переселить жителей из северных регионов России. Среди них оказалось много талантливых мастеров гончарного дела, которые на новом месте развернули активную деятельность по производству игрушек. Целые семьи были вовлечены в рабочий процесс: одни добывали глину и делали смеси из комового мела; другие — лепили игрушки; третьи — их обжигали; четвертые — белили и разрисовывали.

Четыреста лет развивался дымковский промысел. За это время сложились свои темы, образы, характерные рисунки. Тут не нашлось места невыразительным орнаментам или тусклым оттенкам. Дымковская игрушка — это воплощение жизни в самых радостных красках. Не удивительно, что к началу 19 века свистульки из Дымкова завоевали любовь жителей всей России. В год производилось больше 100 тысяч игрушек, которые продавались в столице и Оренбургской губернии. Над их созданием работали 59 семей из Дымково. Среди самых известных фамилий звучали Кошкины, Никулины.

Мезрина Анна Афанасьевна

(Мезрина Анна Афанасьевна - мастерица дымковской игрушки)

В начале 20 века для дымковской игрушки настали «черные времена». Они перестали пользоваться былой популярностью, поэтому знаменитые семьи гончарных ремесленников начали искать другие варианты заработка. Эксклюзивные свистульки начали вытесняться дешевыми гипсовыми вариантами. Только одна мастерица, Анна Мезрина, осталась верной традиционному изготовлению из глины. Именно ей потомки могут быть благодарными за сохранение дымковского промысла.

мастера дымковской игрушки

(Мастер Е. А. Кошкина и художник А. Деньшин)

Не менее важную роль в продолжение традиций предков сыграл и художник Алексей Деньшин. С юных лет он увлекался дымковской игрушкой, тщательно зарисовывая все известные орнаменты. Даже после Октябрьской революции не терял надежды привлечь внимание к народному искусству: выпускал рукописные альбомы, собирал коллекции игрушек. Его старания увенчались успехом: в 30-х годах 20 века в Кирове начал возрождаться дымковский промысел.

Виды дымковской игрушки

различные виды дымковских игрушек

Традиционные образы дымковских игрушек — барыня, домашние животные, индюк. Все они выполнены в ярких цветах, призывающих показать радость жизни. Коллекционеры ценят фигурки, при помощи которых можно создавать определенные сюжетные композиции.

Дымковская игрушка, несмотря на каноничность, является эксклюзивной. Дело в том, то каждая мастерица пытается привнести в изделие свои авторские наработки. Поэтому невозможно найти две абсолютно идентичные игрушки.

Среди самых популярных образов, которые «обыграны» в дымковской игрушке, есть следующие:

Дымковский индюк

Индюк — красочный, словно павлин, с характерной бородкой, украшенной золотой поталью. Размеры могут быть разными: от крошечных 5 см до внушительных 40 см;

Дымковская барыня

Барыня — это и изысканная городская дама, и традиционная барышня в кокошнике. Рядом с ней могут быть дети. Золотая поталь также украшает отдельные детали;

Дымковский барашек

Барашек — фигурки этого животного могут быть с разным размером рогов. Отличительной чертой является их позолота. Барашки бывают обычными или же в нарядных потешных одеждах;

Дымковская лошадка

Лошадка — традиционное изображение животного в ярко-голубых тонах или же «в яблочко».


Мужские образы в дымковской игрушке обыгрываются чаще всего в виде всадника на коне, гуляющего городского или деревенского «кавалера». Популярны фигурки свинок, птичек, колокольчиков.

Технология изготовления

схема изготовления дымковской игрушки

Процесс создания дымковской игрушки состоит из двух этапов: формирование фигурки и ее раскраска.

Для создания фигурки используется глина и речной песок. По правилам, это должна быть вятская красная глина. Каждая деталь игрушки создается отдельно: из шарообразного комка глины формируется тело, на которое «собираются» остальные части (ножки, ручки, голова, аксессуары и т.д.). Все детали должны скрепляться с плавными переходами. Это помогает избегать сколов в будущем.

Готовый образ сушиться на открытом воздухе несколько суток. Затем обжигается на огне. Раньше для этого использовали русскую печь. Сегодня — муфельную, где температура достигает 1000С.

Когда заготовка остывает, ее отбеливают темперными красками. Наши предки для этой цели использовали молоко.

На следующем этапе создания игрушки — раскраске, используются только чистые цвета без смешивания. В старину для этого брали естественные красители на основе яиц, молока, сажи, уксуса, темперы. Сегодня есть готовые акриловые краски. Главное требование: яркость и естественность. Обязательно использование золотой потали для отдельных деталей.

Роспись дымковской игрушки

росписная дымковская игрушка

Дымковская игрушка — символ радости, жизненной силы. Орнаменты, которые на ней изображены — это гладкая роспись в сочетании с геометрическими узорами. Цвета подобраны по принципу контрастности и выгодного подчеркивания друг друга. Хвосты птиц, рога животных, детали гардероба людей покрываются медной поталью (в старину для этого брали тонкие листы сусального золота).

Традиционные цвета дымковской игрушки: синий, красный, желтый, изумрудный, голубой, зеленый, оранжевый. Белая и черная краска используются в минимальном количестве для придания акцента на отдельных участках.

Каждый цвет, который задействован в дымковской игрушке, имеет свое значение: белый — символизирует чистоту; черный — ложь; зеленый — природу; красный — силу, здоровье; синий — небо.

зарисовка Алексея Деньшина дымковской игрушки

(Зарисовка художника Алексей Деньшина для игрушки)

Давние мастера разводили краски на яичном желтке. Рецепты хранились в секрете.

Раскраска велась в строгой последовательности:

самые разные дымковские игрушки

Узоры в дымковской игрушке тесно связаны с оберегами, символикой природы. Есть солнечные и лунные знаки как символ зарождения жизни; ромбы — как знак плодородия; волны — как знак неба и влаги.

Окончательным штрихом в росписи было нанесение сусального золота.

Сегодня дымковская игрушка продолжает свое развитие. Появляются новые технологии, рождаются свежие идеи. Но традиции производства остаются неизменными.

Данный ЭОР составлен к уроку окружающего мира в 3 классе ("Начальная школа ХХI века") и знакомит учащихся с историей создания народной игрушки, с игрушечными промыслами России.

ВложениеРазмер
russkie_narodnye_igrushki.pptx 698.41 КБ

Предварительный просмотр:

Подписи к слайдам:

РУССКИЕ НАРОДНЫЕ ИГРУШКИ ПРЕЗЕНТАЦИЯ К УРОКУ ОКРУЖАЮЩЕГО МИРА В 3 КЛАССЕ АВТОР: УЧИТЕЛЬ НАЧАЛЬНЫХ КЛАССОВ ВЫСШЕЙ КАТЕГОРИИ К оноплёва Г А МОУ СОШ с Сторожевка

Ростом разные подружки, Но похожи друг на дружку, Все они сидят друг в дружке, А всего одна игрушка

РУССКАЯ МАТРЁШКА У каждого народа свои замечательные куклы. Подобно людям, некоторые из них стали знаменитыми на весь мир. Одна такая перед вами – русская матрешка. Вот они «подружки, сидящие друг в дружке»: все веселые, нарядные, деревянные русские куклы модницы, известные теперь во многих странах мира Дуйте в дудки, бейте в ложки! В гости к нам пришли матрёшки! Ложки деревянные, Матрёшечки румяные

Кукла эта, понятно, была японкой, точнее даже, японцем - сердитым на вид, узкоглазым стариком.

Первую матрёшку сделали в Москве более ста лет назад. Эскиз матрёшки нарисовал художник Сергей Васильевич Малютин. А дело было так. В художественную мастерскую под Москвой привезли из Японии фигурку игрушечного лысого старичка – Фукуруму . Кукла раскрывалась, в ней находились еще несколько фигурок, вложенных одна в другую. Игрушка всем понравилась, и наши мастера решили сделать свою деревянную куклу. Первая матрешка состояла из восьми фигурок. Изображала она девочку в платке и сарафане с черным петухом в руках На Всемирной выставке в Брюсселе в 1958 году наша матрешка получила золотую медаль. Формочки для матрёшек вытачивались из берёзовых и липовых чурок. Токарь должен быть искусным, ведь есть матрёшки, состоящие из пятидесяти и даже из шестидесяти кукол. Самая крупная матрёшка – ростом с первоклассницу; самая маленькая не больше семечка подсолнуха.

Первая матрёшка изображала девочку в платке и сарафане с чёрным петухом на руках

ПЕРЕОДЕЛИ В РУССКИЙ КОСтюм , заморская пришелица прижилась у нас на диво быстро. Яблоками лёг на щёки румянец, прикрыл голову Переодели в русский косалый платочек, свесилась из-под него толстая коса. Так и хотелось назвать куклу русским именем. Дуняша? Маняша ? Матрёша ?

полховско - майдановская матрёшка

вя́тская игрушка , ки́ровская игрушка — один из русских народных глиняных художественных промыслов. Возник в заречной слободе Дымково близ г. Вятка (ныне на территории г. Кирова ). Дымковская игрушка существует на вятской земле более четырёхсот лет. Её возникновение связывают с весенним праздником Свистунья («свистопляска»), к которому женское население слободы Дымково лепило глиняные свистульки в виде коней, баранов , козлов, уточек. Позднее, когда праздник потерял своё значение, промысел не только сохранился, но и получил дальнейшее развитие. Дымковская игрушка изготавливается из местной пластичной красной глины с добавлением речного песка. Ей присущ несложный геометрический рисунок орнамента, росписи, яркий колорит, в котором много красного, жёлтого, синего, зелёного, алого.

В большой деревне Федосеево , расположенной недалеко от г. Семенова, занимаются изготовлением деревянных игрушек. Игрушечный промысел, в его современном виде, возник здесь в конце XIX века. Эти игрушки ласково называли "балясы", что означало веселые, забавные, сделанные остряком и балагуром. Мастера настолько умелы , что при изготовлении этой игрушки используют всего два инструмента - нож и топор. Игрушки крепко сколочены из гладких дощечек, раскрашенных в ярко-желтый цвет, с простым узором из тонких веточек с алыми цветами и зелеными листьями. Из глубокой древности пришли в игрушку образы всадников на конях, повозки запряженной лошадьми, деревенские сани и сделанные из дерева крестьянские топоры и молотки. Позднее появились игрушки - мельница, карусель, пильщики досок, домики, мебель.

Лысково один из интереснейших центров деревянной народной игрушки в Нижегородской области. С середины XIX века известна семья лысковских игрушечников Ягненковых . В лысковской игрушке, изготовленной из осины и сосны с помощью топора и ножа, сочетались в гармоничном единстве столярные, резные и токарные детали. Набор игрушек разнообразен: коньки, куклы, кузнецы на подвижных планках, каталки-вертушки с птичками, разные зверюшки, карусели со зверями, лошадки в упряжке, водовозы и кукольная мебель - столы, стулья, кресла, диванчики.

ФЕДОСЕЕВСКАЯ ТОПОРЩИНА Или балясы. Ящечный стиль – еще и так его называли. Делалась такая игрушка в богатом лесом месте (Нижегородская область) из щепы и всяких отходов, вырубалась топором. Замечательной была не техника исполнения, а механическая идея. Кораблик не просто катился на колесиках, а еще и приводил в движение другие детали внутри. Карусель закручивалась – и раскручивалась обратно сама. Сейчас уже нет таких мастеров

Владимирская игрушка XIX век Три главных образа – это женщина, конек и птица. Любимый цвет – красный. Обязательный элемент росписи – Солнце. Владимирская игрушка XIX век.

Русский художественный промысел , сформировавшийся в Одоевском районе Тульской области . Своё название получил от деревни Филимоново , где жили в 1960-х годах последние мастерицы, возродившие забытое ремесло. Промысел игрушки возник в середине XIX века в среде местных гончаров . Благодаря отличным по качеству белым глинам в районе Одоева с XVI века производили гончарную посуду, продавая её на местных базарах. Как и в большинстве гончарных промыслов, мастера работали семейно, сдавая продукцию перекупщикам или самостоятельно продавая её на базаре. При этом мужчины делали только посуду, а женщины лепили и расписывали игрушки.

За века филимоновская игрушка не утратила ни одного из своих элементов. Главное в ней свисток. С его помощью предки-язычники отпугивали дьявола, нечистую силу. Полна языческих символов и красочная роспись игрушки. Создавали филимоновскую игрушку женщины крестьянки. Искусство передавалось из поколения в поколение: с раннего детства мама или бабушка сажали девочку рядом с собой и приучали ее к лепке. Девочек, занимающихся лепкой игрушек, здесь называли свистульками. Готовые игрушки возили продавать на ярмарки, а вырученные от продажи деньги откладывались для приданого. Девушки из деревни Филимоново считались очень выгодными невестами. Во-первых, благодаря ремеслу люди в деревеньке были достаточно зажиточными. А во-вторых, филимоновские девушки среди парней пользовались популярностью и назывались беленькими. В этом названии было нечто барское. И правда, девушки работали не в поле-огороде, а в избе. В результате, как и барские дети, были светленькие, незагорелые. При раскрашивании игрушки мастерицы использовали всего три цвета: малиновый (в народе фуксиновый), желтый и синий. Чтобы добиться более интересного цветового решения, женщины шли на хитрость. Игрушку сначала в нужных местах прокрашивали желтой краской, а сверху накладывали традиционный малиновый или синий. В сочетании с желтым эти цвета становились красным и зеленым. Так, используя три цвета, игрушку раскрашивали в пять цветов

Пёстрые деревянные курочки на подставке, фигурки кузнецов, мужика и медведя, - потяни за планку, и они застучат молоточками по маленькой наковальне. Забавные игрушки, известные на Руси с незапамятных времен, стали основным народным промыслом для жителей подмосковного села Богородское .

История богородской игрушки начинается с легенды. Говорят, в маленькой деревеньке близ современного Сергиева Посада жила крестьянская семья. Людьми они были бедными и многодетными. Мать решила позабавить ребятишек и сделать им куклу. Сшила из ткани, но через несколько дней дети разорвали игрушку. Сплела из соломы, да уже к вечеру кукла рассыпалась. Тогда взяла женщина щепку и вырезала игрушку из дерева, а дети прозвали ее Аука . Долго забавлялась ребятня, а потом кукла им наскучила. И отец отвез ее на ярмарку. Там нашелся купец, которому игрушка показалась занятной, и заказал крестьянину целую партию. С тех пор, рассказывают, большинство жителей деревни Богородское и занялись “игрушечным” ремеслом. А если серьезно, народный промысел зародился под влиянием Троице-Сергиева монастыря - одного из крупнейших центров художественных ремесел Московской Руси еще 350 лет назад. Традиционная богородская игрушка - это неокрашенные фигурки людей, животных и птиц из липы, композиции из жизни русского крестьянина. Символом промысла до сих пор считаются “мужик и медведь” в различных сюжетных постановках, первой из которых стала подвижная игрушка “Кузнецы”.

По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Учебно-исследовательская работа «Является ли народная игрушка проводником к русской народной культуре»

Тема:«Является ли народная игрушка проводником к русской народной культуре» Цель исследования:Пробудить интерес детей к русской народной культуре.Задачи исследования:Познакомит.


Конспект урока музыки, проведенного в 3 «А» классе на тему «Русское народное творчество». Разучивание русской народной песни «Посмотрите как у нас, да в мастерской»

Тема: «Русское народное творчество». Разучивание русской народной песни «Посмотрите как у нас, да в мастерской».Цель урока:Познакомить учащихся с русскими народными песнями, их видами, оркестром .

Проект учащихся 2 «Б» класса «Мудрость русских народных пословиц и поговорок в русских народных сказках глазами детей». «Создание учебного диафильма для чтения учащихся 2 класса "

Проект учащихся 2 «Б» класса ГОУ СОШ №141 с этнокультурным русским компонентом образования «Мудрость русских народных пословиц и поговорок в русских народных сказках глазами детей».«Создание уче.


Внеклассное чтение "Русское народное творчество" "Русские народные сказки.

Конспект урока внеклассного чтения.


Викторина на знание русских народных сказок: «Путешествие в страну русских народных сказок».

Викторина проводится с целью закрепления знаний детей о русских народных сказках. Решаются задачи по коррекции связной речи, развитию воображения, логического мышления, внимания, общей моторики.


Русская народная сказка «Лиса и тетерев». Особенности русской народной сказки. Характеристика героев сказки.

Создать условия для понимания восприятия русской народной сказки «Лиса и тетерев».

Технологическая карта урока .Литературное чтение. 2 класс.Тема: "Русская народная сказка «Лисичка-сестричка и волк», презентация "Русская народная сказка «Лисичка-сестричка и волк»

Технологическая карта урока УМК : «Перспектива», авторы учебника: Л. Ф.Климанова, Л.А. Виноградская, В.Г. Горецкий. 2 класс.Пред.

Читайте также: