Опиши любую народную игрушку 3 класс окружающий мир свистулька

Обновлено: 03.05.2024

Сегодня глиняную свистульку встретишь на каждой ярмарке, где её не только видно, но и слышно. История самого народного керамического изделия уходит в глубину веков. До того, как стать ярмарочным сувениром, глиняная свистулька (дудка, гудуха, свистун) была важным языческим инструментом для вызывания дождя, оберегом от нечистой силы, а заодно музыкальным инструментом.

Считается, для забавы свистульки начали изготавливать лишь в XIX веке. Традиции многих гончарных центров, которые тогда возникли, сохранились до сих пор, и в современной России живут и работают потомственные свистулечники. Сберечь удалось не только форму и орнамент, но и голос свистульки, который зависит от качества глины и слуха мастера.

Свистопляска из глубины веков

Когда на Руси впервые раздался глиняный свист, узнать невозможно. Историки ручаются за то, что более тысячи лет русские гончары изготавливали глиняные дудки различных форм. Самые ранние археологические находки этих изделий относятся к X веку, но мастерили свистульки гораздо раньше.

В языческие века дудки играли важную роль в обрядах и наделялись магическими свойствами. Известно, что с их помощью пытались вызвать дождь в засуху и распугать нечистую силу. Делали свистульки и в качестве музыкальных инструментов – для себя и по заказу для ярмарочных выступлений. Музыкальные дудки были нарочито неказистыми, отличаясь от всех прочих отсутствием рисунков и орнаментов.

Скоморохи

Считается, что слово «свистопляска» тоже пошло от игрушек-свистулек. Например, в Вятской губернии дети подыгрывали на глиняных дудках родителям, бравшим в руки балалайки, в дни поминовения предков, и это называлось свистопляской.

Долгое время свистульки, да и игрушки тоже, считались побочным промыслом русских гончаров – их лепили наскоро из остатков глины, которая шла, прежде всего, на изготовление посуды. Однако с XIX века они стали самостоятельным направлением и отвоевали себе часть гончарного прилавка. А когда на смену посудной керамике пришёл металл и фабричные изделия, игрушки стали залогом выживания для гончара.

О чём свистит корова?

Чаще всего русские свистульки имеют форму животного, как правило, птицы. Традиционно «поют» глиняные утки, куры, совы, голуби и пернатые неопределённых типов. Также делали свистульки в форме других животных, например, коров, которые должны были насвистеть владельцам крепкую семью и здоровье. С птичьими свистульками народные поверья связывали привлечение в дом богатства и благополучия.

Жбанниковская свистулька-корова

При сходных технологиях производства глиняных свистулек в разных регионах России существовали свои местные особенности. Например, кое-где изготавливали водяных соловьёв, которые начинали петь переливчатым голосом после наполнения водой. Для других игрушек попадание воды, напротив, было равносильно паденью на землю – свистулька могла раскрошиться в руках.

Разновидностей свистулек великое множество. Наиболее известны каргопольская, жбанниковская, абашевская, плешковская, старооскольская. И дымковская, конечно. Сегодня изготовлением традиционной игрушки-свистульки занимаются, в основном, дипломированные художники и педагоги народных студий, но и кустарей в этом деле немало. Мастера со стажем говорят, что прокормиться игрушкой можно, но разбогатеть вряд ли получится – слишком дорого свистульку не продашь, а сил и средств на её создание уходит немало.

Потомки мастеров

В Нижнем Новгороде Анну Терешину называют волшебницей и хранительницей традиций. С именем мастера связывают сохранение легендарного жбанниковской игрушки, которая родилась в местном селе Жбанниково в XVII веке. Анна – прямой потомок, по крови и ремеслу, мастеровой династии Тимофеевых, с которыми связывают развитие промысла.

Анна Терешина

Обучалась изготовлению игрушки она у матери, Прасковьи Тимофеевой, а ту научил отец. Дед был потомственным гончаром, и все его дети занимались этим ремеслом: сыновья делали горшки, дочери – игрушки-свистульки. Анна Терешина с гордостью рассказывает, что её дед торговал своими изделиями не только на ярмарках в Нижегородской области, но и в Москву возил. Благодаря чему стал по местным меркам состоятельным человеком.

А его внучка не только до столицы, но и в зарубежные страны добралась со своими свистульками. На испанском фестивале народных мастеров мэр города Теруэль, восхищённый голосом и видом терешинских-тимофеевских петушков и баранов, устроил для Анны аудиенцию.

Мастер глиняной игрушки из Каргополя Валентин Шевелёв вспоминает, что лепке игрушек его научил дед. Сначала давал поиграть, а увидев интерес у внука, взялся за обучение. «Говорил – садись, в жизни пригодиться, – вспоминает мастер. – А так не хотелось. Ребята на лыжах вышли, с горок катаются, а мне игрушку лепить. Сейчас вспоминаю это время как самое лучшее».

Свистулька из Филимоново

Потомки мастеров сыграли важную роль и в сохранении филимоновской игрушки, которая происходит из Тульской области. В середине прошлого века в Филимоново остались лишь три мастерицы, которые помнили традиции. Объединение усилий их потомков и группы выпускников Абрамцевского художественно-промышленного училища позволило сохранить промысел.

А вот в селе Абашево Пензенской области сохраняют секреты абашевской игрушки в школе. Здесь открыт музей глиняной игрушки, где можно услышать рассказ о выдающихся мастерах, проводятся и занятия по лепке. Технологию изготовления свистульки здешний житель знает так же, как алфавит – со школы.

Абашевская свистулька

Как делают свистульку

Шаг первый. Выбор глины

Глина, пригодная для изготовления горшка или тарелки, может не подойти для свистульки. Мастера берут глину, в которой не более 10 – 15 % песка. Если его больше, изделие может не слепиться, а если меньше – даст не тот звук.

Шаг второй. Лепка

После добычи и специальной подготовки глины мастер вылепливает небольшой шар, из которого делает чашу с толстыми стенками. После этого сводит концы, чтобы получился шар, полый внутри (в нём будет формироваться звук), с продолговатым свистком.

Шаг третий. Работа над свистком

Для того, чтобы игрушка зазвучала, нужно сделать несколько отверстий с помощью трубочки или палочки, которые у гончаров называются пичужками. Некоторые дают глине подсохнуть, но в этом случае есть опасность, что изделие потрескается.

Свистулька жбанниковская

Первое отверстие делается в свистке, втрое на стыке свистка и пустотелой камеры. Отверстия должны быть правильной круглой формы, для этого они тщательно вычищаются от глины, различных шероховатостей и заусенцев. Для того, чтобы игрушка могла менять голоса и исполнять музыку, мастера делают отверстия по бокам. При игре их можно будет закрывать пальцами, изменяя тональность. Принято делать до шести отверстий.

Мастер нередко настраивает звук, регулируя размер отверстий, с мягкой глиной в руках. Голос будущей свистульки уже понятен, после обжига он станет громче и звонче.

Шаг четвёртый. Завершение фигуры

Получившийся шаг со свистком может стать основанием для любой фигуры, превратиться в птицу, быка или наездника, сидящего верхом на бочонке. После того, как фигурка готова, следует обжиг и роспись.

Игрушка-свистулька

Отношение к свистульке как к детской забаве возникло сравнительно недавно. В древние, языческие времена глиняная игрушка была магическим инструментом, способным вызвать ветер и вместе с ним дождь, отпугнуть нечистую силу. В чем же заключается магическая сила свистульки? Игрушка-свистулька – это музыкальный инструмент, распространенный по всему миру и выполненный из различных материалов (дерева, глины, пластмассы, фарфора и прочих). Первые глиняные свистульки появились в VIII веке до нашей эры. В древности такие глиняные изделия использовались в религиозных культах для отпугивания нечистой силы. А с развитием культуры и утратой своего обрядового смысла, свистульки стали использоваться в качестве музыкального инструмента, а также в качестве народной игрушки.

Описание игрушки

Традиционно для изготовления свистульки использовали ту же глину, что и для гончарной посуды, тщательно выбирая все посторонние вкрапления: камешки, корешки и т.п. Из хорошо промятой глины игрушки лепили, как правило, в дни обжига, когда у гончара появлялось свободное время. Чем-либо иным, более трудоемким, ему было трудно заняться, так как горн или печь требовали постоянного внимания. Глиняные игрушки-свистульки, как правило, лепили в виде зверей, характерных для той или иной местности. Это могли быть птицы, дикие и домашние животные, а также герои народных сказок и былин. Известно три вида игрушек-свистулек:

• Сосудообразные, со свистком в подставке – самые распространенные свистульки на всех континентах.
• Водяные «свистульки-соловьи» – отличаются от других тем, что внутрь игрушки необходимо залить немного воды, и тогда издается особый свист, похожий на соловьиный.
• Глиняные свистульки, самые распространенные и характерные для всех стран постсоветского пространства, среди которых самые распространенные – это филимоновские и дымковские игрушки. Филимоновские игрушки-свистульки отличаются от дымковских более простыми орнаментами, в то время как дымковские игрушки имеют более сложные узоры, но, в то же время, кажутся более сдержанными.

Глиняные свистульки-подвесы в виде разных животных — кота, собаки, лошадки, барашка, бычка, развлекут ребенка веселым свистом и порадуют своим очаровательным видом. Для удобства игры свистульки имеют веревочки, поэтому с ними можно бегать и не бояться, что глиняная свистулька упадет и разобьется.

Как играть?

Глиняные игрушки, изображающие животных, таких как лошадки, свистульки-столбики, рогатые животные могут стать персонажами сказки или истории, которую дети изобразят прямо на столе или на полу и разыграют с ними маленький спектакль. В такие игры могут играть дети с 4-5 лет. Пусть ребенок попробует подуть в свистульку, зажмет одно отверстие, сразу два. Вскоре малыш поймет, что звуки при зажатии одного или нескольких отверстий различаются, и он сможет импровизировать и сочинять разные мелодии.

Плюсы и минусы

Игрушки-свистульки помогают детям избавиться от психической напряженности, развивают слух, чувство ритма, легкие и даже мелкую моторику рук. Однако выбирать свистульку для своего ребенка нужно очень внимательно. Потому как слишком громкий звук, наряду с некоторыми его тональностями или вибрациями могут негативно сказаться на слабой психике ребенка. Сегодня свистульки в качестве детской игрушки не очень популярны. Такие игрушки обычно привозят в качестве памятных сувениров и хранятся они преимущественно дома в шкафах или на сувенирных полках, а не среди детских игрушек. Однако по всей России проводятся выставки, посвященные глиняным свистулькам, в их числе Международная выставка глиняной свистульки «Свистульки мира», выставка «Почему свистит свистулька?» и выставка «Глиняные свистульки мира».

Новый век

Свистульки становятся предметом для коллекционирования, так в частных коллекциях можно обнаружить как самые древние экземпляры таких игрушек, так и свистульки современного производства. Главное для коллекционеров: оригинальность, уникальность и, конечно, качество изделия. Сегодня производят свистульки в самых разных местах.

Производство

На заводах дымковской и филимоновской игрушки можно найти красиво расписанные экземпляры свистулек, выполненные мастерами вручную. Есть компании, которые производят свистульки для детей, среди таких производителей Taowa, «Мастерская Сереброва» и Djeco.

Дымковская игрушка

Дымковские игрушки – это уникальные глиняные игрушки разных форм, раскрашенные яркими красками и не имеющие аналогов в мире. Этот русский народный промысел возник в XV-XVI веках в слободе Дымково близ города Вятка (сейчас это город Киров). Отсюда и название – «дымковская» или «кировская» игрушка. В процессе приготовления игрушки были задействованы целые семьи – все вместе месили глину, лепили, сушили и обжигали получившиеся фигурки.

Поначалу игрушки продавали на ярмарке во время праздника «Свистуньи», который устраивался через месяц после Пасхи в честь поминовения погибших во время битвы 1418 года, известной как Хлыновское побоище. По традиции в эти дни проводились массовые гуляния, когда вятские жители пели, плясали и свистели в глиняные расписные свистульки. Яркие статуэтки так понравились детям и взрослым, что их стали изготавливать круглогодично. В XIX веке производство игрушки в Вятской губернии стало массовым. Тогда их стали вывозить на продажу в Оренбургскую область, Москву и прочие крупные города.

В Советском Союзе всячески поддерживали промысел дымковской игрушки с целью передачи знаний и опыта следующим поколениям. Все фигурки изготавливаются только вручную, затем раскрашиваются и покрываются яичными белками для яркости. Хотя технический прогресс внес свои коррективы в само производство: теперь мастерицы сами не копают глину и не месят ее. Все расходные материалы поступают уже упакованными и готовыми к работе. Во время Второй мировой войны производство дымковской игрушки практически прекратилось, однако благодаря художнику-энтузиасту Алексею Деньшину в 1942 году дымковский промысел получил новый импульс к развитию для поднятия духа горожан.

Описание игрушки

Дымковскую игрушку делают из ярко-красной глины, которую перемешивают с мелким коричневым речным песком. Из полученного материала лепят целые фигурки или их части, затем собирают их и заканчивают лепку. Чтобы соединить две части фигурки, вместо клея используют жидкую красную глину. Следы лепки заглаживают для придания изделию ровной и аккуратной поверхности. Затем получившееся изделие сушат в течение от двух до пятидесяти дней и обжигают при температуре 700—900 °C и после того, как игрушка полностью высохла, ее покрывают темперными белилами в два-три слоя (прежде побелку осуществляли мелом, разведённым на молоке).

Раньше игрушки расписывали темперными красками, замешанными на яйце с квасом, используя вместо кистей палочки и перья. Расписанную игрушку вновь покрывали взбитым яйцом, что придавало блёклым краскам блеск и яркость. Сегодня для росписи применяются анилиновые красители и мягкие колонковые кисти. Использование широкой гаммы цветов, в которой много красного, жёлтого, синего, зелёного, алого, придаёт дымковской игрушке особую яркость и нарядность. Строго геометрический орнамент строится по разнообразным композиционным схемам: клетки, полоски, круги, точки наносятся в различных сочетаниях. Завершают украшение игрушки-ромбики из потали или сусального золота, наклеенные поверх узора. Наиболее распространённые сюжеты: няньки с детьми, водоноски, бараны с золотыми рогами, индюшки, петухи, олени, молодые люди, скоморохи, барыни.

Тематика современной дымковской игрушки разнообразна: это могут быть фигурки животных, любимые сказочные герои, исторические сюжеты, фигурки детей и их семей, различных профессий и предметов старины.

Как играть?

Дымковскую игрушку можно использовать для сюжетно-ролевых игр. Придумывать с глиняными игрушками сюжеты и разыгрывать их с друзьями или родителями. Однако материал, из которого сделана игрушка, недолговечен, именно поэтому сегодня дымковские игрушки чаще используются в качестве сувениров.

Плюсы и минусы

Играя в сюжетно-ролевые игры развивается личность малыша, активизируется развитие его познавательных процессов, закладываются основы для овладения новыми, более сложными видами деятельности. Играя, малыши отражают в ролях, которые они на себя примеряют, всё, что видят вокруг: события, модели поведения взрослых и пр. Участие в сюжетно-ролевой игре позволяет почувствовать себя частью коллектива.

Новый век

Сейчас дымковская игрушка – это визитная карточка всей Кировской области. К 650-летию Кирова, которое наступит в 2024 году планируется раскрасить в Дымку 30 объектов. 9 объектов уже раскрашено, начиная с 2013 года. В октябре 2017 года проект «Раскрасим город в Дымку» получил 1 место в Национальной премии в области территориального маркетинга и брендинга, где обошёл многих сильных конкурентов

В 2010 году в центре Кирова установлена скульптурная группа «Семья», выполненная по канонам дымковской игрушки и представляющая собой группу из барыни с младенцем, мужичка с гармошкой, ребёнка со свистулькой, кошки и собаки. В 2011 году в городе Кирове был открыт музей «Дымковская игрушка: история и современность», фонд которого насчитывает более 700 уникальных экспонатов, большая часть из которых представлена в экспозиции.

Производство

Сегодня дымковскую игрушку производят мастера своего дела вручную. Массового фабричного производства этой игрушки нет, тем она и ценна. Известные мастера, которые до сих пор сохранили традиции и делают дымковские игрушки, являются Борнякова, Верещагина, Ворожцова, Скопина и другие мастера.

Обращаем Ваше внимание, что в соответствии с Федеральным законом N 273-ФЗ «Об образовании в Российской Федерации» в организациях, осуществляющих образовательную деятельность, организовывается обучение и воспитание обучающихся с ОВЗ как совместно с другими обучающимися, так и в отдельных классах или группах.


Курс повышения квалификации

Теория и методика педагогического проектирования


Курс профессиональной переподготовки

Естествознание: теория и методика преподавания в образовательной организации

Курс повышения квалификации

Современные педтехнологии в деятельности учителя

«Тревога: инструкция по применению»

Рабочие листы и материалы для учителей и воспитателей

Более 2 500 дидактических материалов для школьного и домашнего обучения

Описание презентации по отдельным слайдам:

МОУ «СОШ ст. Курдюм им. Героя Советского Союза П.Т. Пономарева».
Проек.
Тема: Моя игрушка - свистулька.

Выполнила: ученица 3 класса.
Плетенева Александра.
Руководитель: Шевцова Н .П.

Проблема
Современные дети ,часто играют на компьютере. Их игрушки это монстры, динозавры и автоботы и другие .
Все эти игры плохо влеяют на здоровье и психику ребёнка. А игрушки должны быть источником радости.
Дети 21 века совсем забыли о русских народных игрушкам. Напомним им.

Гипотеза:
Приступая к своему исследованию, рискну выдвинуть гипотезу: что играя в русские народные игрушки, а не в современные, дети будут более счастливыми и дружелюбными. Потому, что свистулька несёт только радость и веселье.

Цель проекта:
Вызвать у детей интерес к русской народной игрушки – свистулька.

Задачи:
Изучить историю возникновения свистульки.
Выяснить, чем полезна свистулька для детей.
Рассказать одноклассникам о технологии изготовления свистульки.

Значение слова свистулька
Свистулька - народный музыкальный инструмент. Могут изготавливаться из глины, дерева, пластмассы. Получили распространение во многих странах мира , с языческих времен их использовали как магические инструменты.

История :
Известно три вида игрушек свистулек:
Водяные.
Сосудообразные.
Глиняные.

Я хочу рассказать о глиняных свистульках. Они самые распространённые. Это филимоновские и дымковские игрушки. Филимоновские игрушки – свистульки более простые, а дымковские имеют более сложные узоры.
Легенда говорит, что жил в деревне Филимоново, Тульской области, дед Филимон. Он очень любил детей и чтобы их порадовать делал для них игрушки. Игрушки делали зимой. Когда народ отдыхал от сельских работ.

Игрушки.
Филимоновская игрушка
Дымковская игрушка

Потешка о свистульках.
Ой, свистулечка какая,
Глиняная рыбка,
Необычная, смешная
Рыбка золотая.

Польза:
Игрушки – свистульки помогают детям избавиться от напряжения, развивают слух, чувства ритма, легкие и даже мелкую моторику рук. Развивают силу дыхания и укрепляет мышцы живота.

Технология изготовления глиняной игрушки - свистульки.
1. Подготовка глины.
Лепка туловища
С помощью деревянной палочки ,сделать отверстия по бокам , чтобы свистулька запела.
Делаем детали.
Сушка.
Обжиг.
Роспись.
Глазурование.

Результат:
В ходе проекта узнали о возникновении народной игрушки – свистульки.
Дети осознали пользу свистульки .
И зная технологию изготовления игрушки - свистульки. Мои одноклассники, смогут попробовать на каникулах ,сделать самостоятельно такую игрушку.

Краткое описание документа:

1.Изучить историю возникновения свистульки.

2.Выяснить, чем полезна свистулька для детей.

Рассказать

одноклассникам о технологии изготовления свистульки

Свистулька- народный музыкальный инструмент.Могут изготавливаться из глины, дерева, пластмассы.Получили распространение во многих странах мира , с языческих времен их использовали как магические инструменты.

Я хочу рассказать о глиняных свистульках. Они самые распространённые. Это филимоновские и дымковские игрушки. Филимоновские игрушки – свистульки более простые, а дымковские имеют более сложные узоры.

Значение слова СВИСТУЛЬКА. Легенда говорит, что жил в деревне Филимоново, Тульской области, дед Филимон. Он очень любил детей и чтобы их порадовать делал для них игрушки. Игрушки делали зимой. Когда народ отдыхал от сельских работ.

•Игрушки – свистульки помогают детям избавиться от напряжения, развивают слух, чувства ритма, легкие и даже мелкую моторику рук. Развивают силу дыхания и укрепляет мышцы живота.

  • подготовка к ЕГЭ/ОГЭ и ВПР
  • по всем предметам 1-11 классов

Рабочие листы и материалы для учителей и воспитателей

Более 2 500 дидактических материалов для школьного и домашнего обучения

Обращаем Ваше внимание, что в соответствии с Федеральным законом N 273-ФЗ «Об образовании в Российской Федерации» в организациях, осуществляющих образовательную деятельность, организовывается обучение и воспитание обучающихся с ОВЗ как совместно с другими обучающимися, так и в отдельных классах или группах.

Проектно - исследовательская работа на тему: «И С Т О Р И Я И Г Р У Ш К И.


Курс повышения квалификации

Методики библиотечно-консультационной работы с различными категориями пользователей: юношеством, лицами с ограниченными возможностями здоровья в условиях реализации ФГОС


Курс профессиональной переподготовки

Организация деятельности библиотекаря в профессиональном образовании


Курс профессиональной переподготовки

Библиотечно-библиографические и информационные знания в педагогическом процессе

«Организация проектно-исследовательской деятельности обучающихся в рамках реализации ФГОС»

Рабочие листы и материалы для учителей и воспитателей

Более 2 500 дидактических материалов для школьного и домашнего обучения

Описание презентации по отдельным слайдам:

Проектно - исследовательская работа на тему: «И С Т О Р И Я И Г Р У Ш К И.

Проектно - исследовательская работа
на тему:
«И С Т О Р И Я И Г Р У Ш К И.
Р У С С К И Е Н А Р О Д Н Ы Е С В И С ТУ Л Ь К И ».
Авторы работ: Трушина Мария,
Блинников Артём, Скуратова Вероника.
Ученики 2«Б» класса
Руководитель: Ирова Нелли Алексеевна
ДЕПАРТАМЕНТ ОБРАЗОВАНИЯ ГОРОДА МОСКВЫ
ВОСТОЧНОЕ ОКРУЖНОЕ УПРАВЛЕНИЕ ОБРАЗОВАНИЯ
ГОСУДАРСТВЕННОЕ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЕ УЧРЕЖДЕНИЕ
ШКОЛА № 1022
Москва 2014г.

Авторы проекта:

Свистулька в древние времена. СВИСТУЛЬКА – фигурное (обычно в виде пт.

Свистулька в древние времена.

Использование свистулек. С языческих времен их использовали, как магиче.

С языческих времен их использовали, как магические инструменты для вызывания в летнюю жару ветра и дождя.

Свистулька в современное время.Впоследствии свистульки утратили свое обрядово.

Свистулька в современное время.
Впоследствии свистульки утратили свое обрядовое значение, превратившись в детскую забаву.

Два направления развития свистулек. Развитие свистульки пошло по двум напра.

Два направления развития свистулек.
Развитие свистульки пошло по двум направлениям :
Духовой музыкальный инструмент и народная игрушка.

Духовой музыкальный инструмент. Окарина — древний духовой музыкальный инст.

Духовой музыкальный инструмент.

Окарина — древний духовой музыкальный инструмент, глиняная свистковая флейта, небольшая камера в форме яйца с отверстиями для пальцев. Выполняется в керамике.
7

Народная игрушка. Народная игрушка - свистулька является самостоятельным обра.

Народная игрушка.
Народная игрушка - свистулька является самостоятельным образом в виде птицы или какого-нибудь зверька и частью образа.

Дымковская игрушка - свистулька. (слобода Дымково, сегодня это район города.

Дымковская игрушка - свистулька.
(слобода Дымково, сегодня это район города Кирова).
Дымковская игрушка - один из самых старинных промыслов России. Название игрушки происходит от слободы Дымково.

Дымковская игрушка - свистулька. Имела формы различных животных: медведь.

Дымковская игрушка - свистулька.
Имела формы различных животных: медведь, козёл, баран, олень. Такие глиняные фигурки-свистульки лепили женщины и девочки задолго до праздника.

Суджанские свистульки (Курская обл. г.Суджа). Город Суджа Курской об.

Суджанские свистульки
(Курская обл. г.Суджа).

Город Суджа Курской области на реке Суджа. В основном свистульки: птицы, фигурки людей, фантастические животные.

Абашевская игрушка. (село Абашево Беднодемьяновского района Пензенской област.

Абашевская игрушка.
(село Абашево Беднодемьяновского района Пензенской области).
В Абашево игрушечным промыслом занимались мужчины. Отличительной особенностью абашевской игрушки является роспись.

Романовские свистульки (Липецкая обл.) Имя этим игрушкам дал город Романо.

Романовские свистульки
(Липецкая обл.)
Имя этим игрушкам дал город Романов.
Они не похожи ни на какие другие. Почти все — со свистками. Раскрашены неярко, обычно в четыре цвета — жёлтый, красный, зелёный, чёрный.

Филимоновские свистульки (Тульская обл., Одоевский район, дер.Филимоново).

Филимоновские свистульки
(Тульская обл., Одоевский район, дер.Филимоново).
Характерная особенность – вытянутые пропорции из-за свойств глины и условий обжига, роспись яркими разноцветными полосками.

Филимоновские свистульки.Для игрушки использовали нежирную, но пластичную гли.

Филимоновские свистульки.
Для игрушки использовали нежирную, но пластичную глину «синику», которая после обжига приобретала белый цвет.

Полхов-Майданские свистульки. (Нижегородская обл. Вознесенский район) На.

Полхов-Майданские свистульки.
(Нижегородская обл. Вознесенский район)
На юге области расположено село Полхов-Майдан, один из самых известных центров росписи по дереву.

Полхов-Майданские свистульки. Токарные изделия мастеров этого промысла - м.

Полхов-Майданские свистульки.
Токарные изделия мастеров этого промысла - матрешки, птички - свистульки, пасхальные яйца, грибы, солонки, кубки, подставки - щедро украшены сочной орнаментальной и сюжетной росписью.

Каргопольская свистулька. (Архангельская обл. г. Каргополь) На севере.

Каргопольская свистулька.
(Архангельская обл. г. Каргополь)

На севере, в старинном русском городе находится один из центров производства глиняной игрушки.
Каргополь был широко известный и большой культурный центр Русского Севера.

Каргопольская свистулька. Каждый элемент узора имеет свой смысл, свое знач.

Каргопольская свистулька.
Каждый элемент узора имеет свой смысл, свое значение. Так круги, кольца с крестом внутри – символ Солнца; дуги и скобки – символ Земли, пашни; точки и веточки – символы зерна и ростков.

Из чего делают свистульки. Для изготовления свистулек используют глину.

Из чего делают свистульки.
Для изготовления свистулек используют глину.
Глина — мелкозернистая осадочная горная порода.
Из хорошо промятой глины лепили игрушки.

Как появляется звук в свистульках. Звук издается за счет того, что струя во.

Как появляется звук в свистульках.

Звук издается за счет того, что струя воздуха разбивается об острый край второго отверстия, при этом часть воздуха проникает в камеру, а часть вырывается наружу.

Изготовление свистулек. Берём глиняную заготовку, кисточку и покрываем.

Изготовление свистулек.
Берём глиняную
заготовку, кисточку и
покрываем белой
акриловой краской.


Декорирование свистульки. Подбираем цветовые сочетания для дальнейшего окраши.

Подбираем цветовые сочетания для дальнейшего окрашивания.


Работа молодых мастеров почти готова.

Работа молодых мастеров почти готова.

Традиционные символы.С давних пор были распространены у славян круги с точкам.

Традиционные символы.
С давних пор были распространены у славян круги с точками, известные как земледельческий символ возделанного поля, знак самой земли, приносящей урожай. Волнообразные линии— символы воды, дождя, несущей плодородие, ровные дуги — символы радуг.

Птица-свиристелка, звонкая поделка! Свистят свистульки-утки, Свистит пету.

Птица-свиристелка, звонкая поделка!
Свистят свистульки-утки,
Свистит петух-проказник,
Ой, вы гости дорогие!
У нас игрушки расписные,
Веселы и ярки.
Покупайте их в подарки!
28

Тест.1. Филимоновскую игрушку лепят из глины: А) белой Б) красной В) голубой.

Тест.
1. Филимоновскую игрушку лепят из глины:
А) белой
Б) красной
В) голубой

2. После обжига филимоновская игрушка становится какого цвета:
А) белой
Б) красной
В) голубой

3. Глина – это материал:
А) твердый
Б) пластичный
В) упругий

4. К какому виду искусства относится глиняная игрушка: А) скульптура Б) графи.

4. К какому виду искусства относится глиняная игрушка:
А) скульптура
Б) графика
В) декоративно-прикладное искусство

5. Лепка глиняной игрушки развивает:
А) слух
Б) координацию движений
В) скорость бега

6. Глиняная игрушка – это:
А) архитектурная постройка
Б) живописная работа
В) скульптура в малой пластике

Наша творческая группа.

Наша творческая группа.

  • подготовка к ЕГЭ/ОГЭ и ВПР
  • по всем предметам 1-11 классов

Рабочие листы и материалы для учителей и воспитателей

Более 2 500 дидактических материалов для школьного и домашнего обучения

«Такие разные дети: преимущества тьюторской позиции учителя»

Свидетельство и скидка на обучение каждому участнику

Дистанционные курсы для педагогов

Видеолекции для
профессионалов

  • Свидетельства для портфолио
  • Вечный доступ за 120 рублей
  • 311 видеолекции для каждого

Найдите материал к любому уроку, указав свой предмет (категорию), класс, учебник и тему:

5 919 803 материала в базе

«Интеграция современного искусства в детское творчество»

Свидетельство и скидка на обучение
каждому участнику

Ищем педагогов в команду «Инфоурок»

  • ЗП до 91 000 руб.
  • Гибкий график
  • Удаленная работа

Другие материалы

«Практический подход в работе с утратой смысла жизни: логотерапия»

Свидетельство и скидка на обучение каждому участнику

Вам будут интересны эти курсы:

  • Курс профессиональной переподготовки «Управление персоналом и оформление трудовых отношений»
  • Курс повышения квалификации «Основы местного самоуправления и муниципальной службы»
  • Курс повышения квалификации «Формирование компетенций межкультурной коммуникации в условиях реализации ФГОС»
  • Курс профессиональной переподготовки «Клиническая психология: организация реабилитационной работы в социальной сфере»
  • Курс профессиональной переподготовки «Клиническая психология: теория и методика преподавания в образовательной организации»
  • Курс профессиональной переподготовки «Логистика: теория и методика преподавания в образовательной организации»
  • Курс повышения квалификации «Организация практики студентов в соответствии с требованиями ФГОС медицинских направлений подготовки»
  • Курс профессиональной переподготовки «Организация маркетинга в туризме»
  • Курс повышения квалификации «Использование активных методов обучения в ВУЗе в условиях реализации ФГОС»
  • Курс повышения квалификации «Методы и инструменты современного моделирования»
  • Курс профессиональной переподготовки «Деятельность по хранению музейных предметов и музейных коллекций в музеях всех видов»
  • Курс профессиональной переподготовки «Осуществление и координация продаж»
  • Курс профессиональной переподготовки «Информационная поддержка бизнес-процессов в организации»
  • Курс профессиональной переподготовки «Стандартизация и метрология»

Оставьте свой комментарий

  • 11.10.2015 2220
  • PPTX 21.3 мбайт
  • Оцените материал:

Настоящий материал опубликован пользователем Ирова Нелля Алексеевна. Инфоурок является информационным посредником и предоставляет пользователям возможность размещать на сайте методические материалы. Всю ответственность за опубликованные материалы, содержащиеся в них сведения, а также за соблюдение авторских прав несут пользователи, загрузившие материал на сайт

Если Вы считаете, что материал нарушает авторские права либо по каким-то другим причинам должен быть удален с сайта, Вы можете оставить жалобу на материал.

Автор материала

40%

Московский институт профессиональной
переподготовки и повышения
квалификации педагогов

Дистанционные курсы
для педагогов

663 курса от 690 рублей

Выбрать курс со скидкой

Выдаём документы
установленного образца!

24 минуты

«Технологии организации полевой туристско-краеведческой практики»

26 минут

«Разбор книги Людмилы Петрановской "Тайная опора. Привязанность в жизни ребенка"»

61 минута

«Влияние музыкальной и продуктивной деятельности на развитие нестандартной одаренности ребенка, выявление его уникальных способностей»

Подарочные сертификаты

Ответственность за разрешение любых спорных моментов, касающихся самих материалов и их содержания, берут на себя пользователи, разместившие материал на сайте. Однако администрация сайта готова оказать всяческую поддержку в решении любых вопросов, связанных с работой и содержанием сайта. Если Вы заметили, что на данном сайте незаконно используются материалы, сообщите об этом администрации сайта через форму обратной связи.

Все материалы, размещенные на сайте, созданы авторами сайта либо размещены пользователями сайта и представлены на сайте исключительно для ознакомления. Авторские права на материалы принадлежат их законным авторам. Частичное или полное копирование материалов сайта без письменного разрешения администрации сайта запрещено! Мнение администрации может не совпадать с точкой зрения авторов.

Читайте также: