Опиши любую народную игрушку кратко

Обновлено: 03.05.2024

Очень интересна тема по ознакомлению детей дошкольного возраста с культурой и бытом, традициями русского народа. Но при этом нельзя пройти мимо одной проблемы. Мы все знаем, какое место в жизни ребенка занимают игрушки. А история народных традиций не может быть не связана с историей народной игрушки. И вот что характерно: в настоящее время у детей абсолютно не развит познавательный интерес к народной игрушке, к её истории, т. к. прилавки магазинов переполнены разнообразием игрушек иностранного производства, а информационные системы активно их рекламируют. Родители не покупают современным детям народные игрушки. Хотя многовековой опыт человечества показал важность приобщения детей к культуре своего народа, поскольку обращение к наследию воспитывает уважение, гордость за землю, на которой живешь. Поэтому детям необходимо знать и изучать культуру и традиции своего народа. Если не знакомить ребенка в дошкольном детстве с народно-прикладным искусством, то ребенок не будет знаком с историей, культурой своего народа, что в дальнейшем приведет к обеднению его нравственно-патриотических чувств.

Постараемся немного увлечь родителей историей народной игрушки, чтобы они смогли рассказать об этом своим малышам.

Игрушки известны с самой глубокой древности. Нет ни одного народа, в культуре которого игрушка не занимала бы своего значимого места. На территории расселения восточных славян археологами обнаружены деревянные лодочки, волчки, птички, погремушки, дудочки, фигурки людей, свистульки, изображения животных и т. д. Согласно легенде, сам Сергей Радонежский - наиболее почитаемый русский святой - не только благословил игрушку как разумную детскую забаву, но и собственноручно делал деревянные игрушки. Игрушки всегда сопровождали детство, но в прежние времена они выполняли гораздо более значимые функции и использовались в культуре гораздо более разнообразно.

Самые ранние игрушки, обнаруженные на территории нашей страны, относятся ко II тысячелетию до н. э. Как только малыш появлялся на свет, его верным спутником становилась игрушка или "потешка", как называли ее в старину. Самые маленькие получали погремушки или "шаркуны". Это могла быть засушенная коробочка мака с семенами, трещотка, яркий лоскуток ткани с колокольчиками или пришитыми кусочками меди. Кроме развлечения, эти игрушки, по мнению родителей, служили для привлечения к малышу доброго духа, ангела-защитника, оберегающего ребенка от нечистой силы и сглаза. В игрушках русского народа не встретишь изображения злого или страшного персонажа, ведь в старину считалось, что такая игрушка может принести зло малышу.

Ребенок рос, менялись и игрушки, окружающие его. Они усложнялись, помогали ему научиться ходить, самостоятельно изучать окружающий мир. Сначала игрушка увлекала ребенка звуками, которые издавали колокольчики или трещотки, закрепленные на ней, - и малыш начинал ходить вслед за палочкой с прикрепленной игрушкой. Потом появились каталки, но уже на веревочке. Чаще всего это был конь - как символ солнца. Ребенок чувствовал, что его друг следует за ним всюду, ни на шаг не отставая от него. Таким образом, ребенок впервые мог почувствовать себя сильным и смелым другом для своей игрушки.

Наши предки были прозорливы и умны. Точно чувствуя природу ребенка, они давали ему ту детскую игрушку, которая не только развлекала, но и обучала малыша, подготавливая его к дальнейшей жизни. Игрушек было немного, но каждая из них приучала ребенка к дальнейшей жизни.

А деревенские девочки играли в тряпичных кукол. Мамы делали дочкам куколок из кусков ткани и веревок. Причем такую куклу не выбрасывали, бережно хранили в доме, передавая от дочки к дочке, ведь в крестьянских семьях традиционно было много детей. Лицо у такой куклы обычно не прорисовывалось и это позволяло ребенку самому придумать характер и внешность тряпичной подружки. Наши предки считали, что такие игры приучают девочку быть в будущем хорошей матерью и хозяйкой в доме.

Кукла всегда была самой распространённой среди игрушек. Куклы во многом были связаны со всевозможными обрядами во время проведения праздников. Существовала рождественская обрядовая кукла, символизирующая добро, процветание, богатый урожай. Пасхальную куклу-закрутку дарили в Вербное воскресенье. Кукла-плодородие и кукла-стригушка были связаны с богатым урожаем. Делали подобные куклы из соломы, лыка, отходов производства льна. Соломенные куклы, сделанные из первого "именного" снопа, считались священными. Существовала кукла - домашняя масленица, которая символизировала крепкий достаток и здоровье семьи.

Встречались детские игрушки, характерные для какой-то определенной местности. Эта особенность народной игрушки сохранились в нашей культуре и до настоящего времени.

Наибольшей известностью среди центров глиняной лепной игрушки пользуется Дымковская слобода под городом Кировом (бывшая Вятка). Это очень древний промысел. В старину праздновали "Свистопляску" - праздник, на котором люди свистели в свистульки, танцевали и веселились, отгоняя злых духов. Так и повелось, что в селе Дымково делали свистульки и игрушки. Промысел сохранился и до наших дней. Славу и известность промыслу принесли многочисленные барыни, купчихи, франты-помещики, лихие всадники, гусары, цирковые и ярмарочные сценки. Роспись делали вручную, очень красочно и оригинально. Именно этим дымковская игрушка и привлекает современных детей. Они с удовольствием слушают рассказы мастеров о способах ее изготовления и росписи.

Северная каргопольская игрушка происходит из деревни Гринёво Каргопольского уезда Олонецкой губернии. Отличительная черта каргопольской игрушки - фантастичность образов. Здесь и полканы (существа с туловищем коня и головой человека, двухголовые кони и олени.

Центр производства филимоновской игрушки находится в деревнях Филимоново и Татево Тульской области. Для филимоновской игрушки характерны образы и сюжеты - барыни, солдаты, всадники, реже крестьяне. Традиционные сюжеты: "Медведь смотрится в зеркало", "Солдат кормит курицу", "Жених и невеста".

Но наиболее крупным и известным центром Росси по производству деревянных игрушек был Сергиев Посад. Дамы и гусары, разносчики, солдатики, монахи - персонажи, характерные для сергиевских мастеров. Сергиев Посад знаменит так же своей матрёшкой, которая стала игрушкой-сувениром, визитной карточкой России. Затем появилась семеновская матрешка.

Центром развития деревянной резной игрушки в Подмосковье является село Богородское. Оно стало крупным промысловым центром по изготовлению деревянной игрушки. Вот уже более 300 лет здесь изготавливают необыкновенные игрушки, вырезанные из липы. Для богородской игрушки характерны сказочные и исторические сюжеты, детали прокрашивались очень слабо; некоторые из них, по старой традиции, делали подвижными. Вы наверняка встречали такую игрушку! Это и курочки, клюющие зернышки, и медведи, бьющие по наковальне. Подвижность достигается с помощью пружин, планок или грузиков. Все богородские игрушки - это шутейные, юмористические, динамичные, забавные. Дети обожают не только разглядывать их, но и приводить в движение. К тому же дерево - теплый, природный материал, совершенно безопасный для ребенка. Сейчас главным персонажем стал медведь - один из любимых образов богородских мастеров. Он присутствует во многих игрушечных композициях : "Маша и медведь", "Как медведь дуги гнул", "Два медведя". Изображая зверей, птиц, животных, человека, резчики очень точно передают их характерные черты.

Современные психологи считают, что игрушка - не просто развлечение, средство физического развития и обучения, игрушка - это культурный объект. Народная игрушка привлекает внимание своей простотой, но вместе с тем своим изяществом. В ней нет ничего лишнего. Характерно, что у крестьянских детей никогда не было много игрушек. Игрушки были очень просты, а порою и невыразительны. Большинство из них были самодельные. Ребёнок сам силой своего воображения и фантазии наполнял игрушку тем или иным духовным содержанием. Не зря в народе говорили : "Не то дорого, что красно золото, а то, что доброго мастерства".

Игрушка - одна из древнейших форм творчества, на протяжении веков она изменялась вместе со всей народной культурой, впитывая в себя её национальные особенности и своеобразие. Поэтому народная игрушка - всегда рассказ об истории народа, о его ценностях. Настоящая народная игрушка всегда добрая, красивая, она приносит радость, веселье, счастье. Именно поэтому, когда в наших руках оказывается народная игрушка, возникает особое, непередаваемое ощущение светлого, солнечного, гармоничного и красивого чувства и настроения.

Лепка мордовской народной игрушки «Конь» «Лепка мордовской народной игрушки “Конь”» (Конспект НОД по лепке для детей старшей группы) Цель: выяснить, каких результатов достигли дети.

Фотоотчет «Использование народной игрушки в работе с детьми младшего возраста»

Фотоотчет «Использование народной игрушки в работе с детьми младшего возраста» «Игрушка -неизменный спутник детства, друг ребенка, главное действующее лицо в его играх, пробуждая мысль, давая широкие возможности для.

Использование народной игрушки в работе с младшими дошкольниками Использование народной игрушки в работе с младшими дошкольниками. «Игрушка -неизменный спутник детства, друг ребенка, главное действующее.

Конспект беседы для детей средней группы «История игрушки» Описание материала: Предлагаю вашему вниманию конспект беседы для детей средней группы (4-5 лет) по теме «История игрушки». Данный конспект.

Презентация «История про игрушки» Игрушки старины Презентация знакомит с игрушками прошлых времен, игрушками времен наших бабушек и дедушек. пап и мам и с современными игрушками.

Проект «История новогодней игрушки» в старшей группе Проект в старшей группе «История новогодней игрушки». Автор: Минина Галина Михайловна, воспитатель 1 категории Продолжительность проекта:.

Проект «История происхождения народной куклы» Проект «История происхождения народной куклы» Старшая логопедическая группа. МБДОУ №295 город Ростов-на-Дону Автор: воспитатель высшей.

Роль народной игрушки в художественно-эстетическом развитии ребенка. Лепка Тема: «Роль народной игрушки в художественно-эстетическом развитии ребенка. Лепка». Старший воспитатель Белова Л. Н. В настоящее время в.

Влияние русской народной игрушки на формирование личности ребенка Традиционная игрушка во все времена оказывала важное и, во многом, определяющее влияние на формирование личности, души русского ребенка.

русская народная игрушка

Русская народная игрушка отличается образностью, красочностью и оригинальностью. Благодаря своему лаконичному содержанию, они характеризуются доступностью для детского восприятия. Выполненные из натуральных материалов (глина, дерево, керамика, солома) они представляют собой различные сказочные персонажи, фигурки и изображения людей и животных.

Каждая народность, живущая в определенном регионе нашей страны, на протяжении многих веков создавала и передавала из поколения в поколение уникальные традиции создания народной игрушки, отличающейся своеобразностью, оригинальностью и сочетающей в себе национальные особенности каждого отдельно взятого региона России. Именно по игрушке можно определить, в какой именно местности она сделана. Там, где были богатые залежи глины, создавались удивительные глиняные фигурки животных и людей, в регионах богатых древесиной мастера-умельцы делали игрушки из дерева.

Основные игрушки русского народного промысла:

Абашевская глиняная игрушка

Абашевская игрушка

Игрушка, сделанная из глины, названа в честь своей исторической Родины — села Абашева Пензенской губернии, которое славилось своим гончарным промыслом и наравне с глиняной посудой торговало игрушками из глины, пользовавшиеся большим спросом. Большая часть населения была старообрядцами, поэтому их верования нашли свое отражение в игрушках-свистульках, визитная карточка абашевской игрушки — фигурка оленя с огромными как будто упирающимися в небо рогами, который считался символом изобилия и достатка. Большая часть игрушек были фигурками животных, являвшихся у древних славян символами различных аспектов человеческой жизни: птицы символизировали счастье и удачу, кони — солнце, медведи — силу, могущество и власть, бараны и коровы — плодородие. Отличительная особенность этой игрушки — удлиненная форма тела, короткие, широко расставленные ноги, очень длинные, толстые шеи и маленькая голова, четко проработанные черты лица и прически людей.

Дымковская глиняная игрушка

Дымковская игрушка

Игрушка носит название одноименной слободы Дымково, которая располагается вблизи города Кирова. Всем хорошо известны красочные, пышно оформленные и расписные фигурки кукол-барышень, козликов, петушков с яркими, пышными хвостами, коней, поросяток, мишек и уточек-свистулек. В селе Дымково существовали целые семьи мастеров, которые копали глину, мешали её с песком, тщательно вымешивали, лепили фигурки, обжигали их в русских печах, а затем расписывали вручную яркими цветами, причем в процессе изготовления принимали участие и женщины, и дети. Дымковская игрушка отличается своей особенной специфичностью, она статична, имеет пышные формы и яркую окраску, обладает особой жизнерадостной энергией и тонким юмором, привлекающим внимание детей, которые очень любят их рассматривать и слушать занимательные истории об их создании.

Богородская деревянная игрушка

Богородская игрушка

Игрушка создавалась талантливыми руками мастеров села Богородского Московской области, это шутливые, затейливые и подвижные искусно вырезанные из дерева фигурки курочек, которые увлеченно клюют зернышки, медведей, бьющих по наковальне, различные сюжетные и жанровые композиции.

Главный материал для игрушек - тщательно высушенная липа и её отходы в виде щепок, чаще всего изделия из неё не окрашивались. Выразительная фактура дерева позволяла мастерам сочетать в игрушках, как гладкую поверхность, так и небольшие выемки и вырезки, передающие некоторые тонкости и нюансы различных деталей. Детям нравится не только их рассматривать, а еще и приводить в движение механические пружины, спрятанные внутри них, заставляющие бравых солдат маршировать, а добродушного мишку заниматься тяжелым физическим трудом.

Филимоновская глиняная игрушка

Филимоновская игрушка

В Тульской области в деревне Филимоново изготовляли удивительные глиняные игрушки, получившие одноименное название филимоновских. Здесь находились залежи пластичной и качественной белой глины, из которой по легенде местный старожила дед Филимон лепил свои смешные, причудливые и не похожие на другие фигурки-свистульки животных и людей. Игрушки отличаются особой формой: короткие ножки, вытянутые тела и длинные шеи с маленькой головой, сюжеты традиционны — барыни и солдаты, различные композиции (чаепития, заигрывания, тройка), баранчики и петушки, коровы и лошадки, а и даже порой абсолютно фантастические создания, которые трудно отнести к какому-либо существующему виду. Расписаны эти игрушки яркими, сочными цветами, среди которых преобладает малиновый, ярко-желтый, зеленый, оранжевый, синий и белый, часто они наносились полосками в самых различных сочетаниях, причем лицо было всегда чисто белым с едва очерченными контурами глаз и губ.

Каргопольская игрушка

Каргопольская игрушка

Маленький городок под Архангельском под названием Каргаполь, дал имя знаменитым каргапольским игрушкам, которые делали здесь талантливые мастера гончарного искусства из обожженной глины, изображавшие различные фигурки животных и людей. Отличаются они некоторой суровостью образов, вследствие применения исключительно натуральных красителей (сажа, мел, известь, разновидности цветной глины, различные минералы) темными, насыщенными цветами: коричневым, бежевым, темно-зеленым и даже черным. Представляли собой эти игрушки фигурки сказочных героев, птиц, собак, медведей, приземистых мужичков с бородой-лопатой или крупных женщиных с новорожденными на руках.

Плешковская игрушка-свистулька

Плешковская игрушка

Еще одним знаменитым русским промыслом, зародившимся в селе Плешково Орловской губернии, являются плешковские игрушки. Это разнообразные глиняные свистульки, сделанные из местных залежей глины, приобретавшей во время обжига интересный розоватый оттенок. Отличались игрушки простотой и лаконичностью, окрашивались в синие, красные и зеленые цвета натурального происхождения (сок бузины и лопуха, битый кирпич), которые наносились на поверхность в виде произвольно разбросанных пятен. Это были фигурки разных животных (коней, баранов, коров, оленей, петухов, уточек) людей (солдат, барыней), и фантастических существ (русалки, птицы-сирин). Типичный образ плешковской игрушки — фигурка женщины, держащей левой рукой младенца.

Дымковская игрушка

На Руси гончарное искусство зародилось еще в давние времена. В тот период наши предки большое значение уделяли обрядовым праздникам. Не стала исключением и «свистопляска» — торжество, почитающее бога солнца Ярила. В этот день участники праздника перекидывались расписными шариками из глины и вовсю использовали глиняные свистульки. Именно это и стало причиной появления обрядовых аксессуаров, среди которых почетное место заняла дымковская игрушка.

Содержание:

История промысла


Дымковская игрушка «родилась» в Кирове. Пять столетий назад за речкой Вяткой находилась небольшая слобода Дымково, куда царь Иван III приказал переселить жителей из северных регионов России. Среди них оказалось много талантливых мастеров гончарного дела, которые на новом месте развернули активную деятельность по производству игрушек. Целые семьи были вовлечены в рабочий процесс: одни добывали глину и делали смеси из комового мела; другие — лепили игрушки; третьи — их обжигали; четвертые — белили и разрисовывали.

Четыреста лет развивался дымковский промысел. За это время сложились свои темы, образы, характерные рисунки. Тут не нашлось места невыразительным орнаментам или тусклым оттенкам. Дымковская игрушка — это воплощение жизни в самых радостных красках. Не удивительно, что к началу 19 века свистульки из Дымкова завоевали любовь жителей всей России. В год производилось больше 100 тысяч игрушек, которые продавались в столице и Оренбургской губернии. Над их созданием работали 59 семей из Дымково. Среди самых известных фамилий звучали Кошкины, Никулины.

Мезрина Анна Афанасьевна

(Мезрина Анна Афанасьевна - мастерица дымковской игрушки)

В начале 20 века для дымковской игрушки настали «черные времена». Они перестали пользоваться былой популярностью, поэтому знаменитые семьи гончарных ремесленников начали искать другие варианты заработка. Эксклюзивные свистульки начали вытесняться дешевыми гипсовыми вариантами. Только одна мастерица, Анна Мезрина, осталась верной традиционному изготовлению из глины. Именно ей потомки могут быть благодарными за сохранение дымковского промысла.

мастера дымковской игрушки

(Мастер Е. А. Кошкина и художник А. Деньшин)

Не менее важную роль в продолжение традиций предков сыграл и художник Алексей Деньшин. С юных лет он увлекался дымковской игрушкой, тщательно зарисовывая все известные орнаменты. Даже после Октябрьской революции не терял надежды привлечь внимание к народному искусству: выпускал рукописные альбомы, собирал коллекции игрушек. Его старания увенчались успехом: в 30-х годах 20 века в Кирове начал возрождаться дымковский промысел.

Виды дымковской игрушки

различные виды дымковских игрушек

Традиционные образы дымковских игрушек — барыня, домашние животные, индюк. Все они выполнены в ярких цветах, призывающих показать радость жизни. Коллекционеры ценят фигурки, при помощи которых можно создавать определенные сюжетные композиции.

Дымковская игрушка, несмотря на каноничность, является эксклюзивной. Дело в том, то каждая мастерица пытается привнести в изделие свои авторские наработки. Поэтому невозможно найти две абсолютно идентичные игрушки.

Среди самых популярных образов, которые «обыграны» в дымковской игрушке, есть следующие:

Дымковский индюк

Индюк — красочный, словно павлин, с характерной бородкой, украшенной золотой поталью. Размеры могут быть разными: от крошечных 5 см до внушительных 40 см;

Дымковская барыня

Барыня — это и изысканная городская дама, и традиционная барышня в кокошнике. Рядом с ней могут быть дети. Золотая поталь также украшает отдельные детали;

Дымковский барашек

Барашек — фигурки этого животного могут быть с разным размером рогов. Отличительной чертой является их позолота. Барашки бывают обычными или же в нарядных потешных одеждах;

Дымковская лошадка

Лошадка — традиционное изображение животного в ярко-голубых тонах или же «в яблочко».


Мужские образы в дымковской игрушке обыгрываются чаще всего в виде всадника на коне, гуляющего городского или деревенского «кавалера». Популярны фигурки свинок, птичек, колокольчиков.

Технология изготовления

схема изготовления дымковской игрушки

Процесс создания дымковской игрушки состоит из двух этапов: формирование фигурки и ее раскраска.

Для создания фигурки используется глина и речной песок. По правилам, это должна быть вятская красная глина. Каждая деталь игрушки создается отдельно: из шарообразного комка глины формируется тело, на которое «собираются» остальные части (ножки, ручки, голова, аксессуары и т.д.). Все детали должны скрепляться с плавными переходами. Это помогает избегать сколов в будущем.

Готовый образ сушиться на открытом воздухе несколько суток. Затем обжигается на огне. Раньше для этого использовали русскую печь. Сегодня — муфельную, где температура достигает 1000С.

Когда заготовка остывает, ее отбеливают темперными красками. Наши предки для этой цели использовали молоко.

На следующем этапе создания игрушки — раскраске, используются только чистые цвета без смешивания. В старину для этого брали естественные красители на основе яиц, молока, сажи, уксуса, темперы. Сегодня есть готовые акриловые краски. Главное требование: яркость и естественность. Обязательно использование золотой потали для отдельных деталей.

Роспись дымковской игрушки

росписная дымковская игрушка

Дымковская игрушка — символ радости, жизненной силы. Орнаменты, которые на ней изображены — это гладкая роспись в сочетании с геометрическими узорами. Цвета подобраны по принципу контрастности и выгодного подчеркивания друг друга. Хвосты птиц, рога животных, детали гардероба людей покрываются медной поталью (в старину для этого брали тонкие листы сусального золота).

Традиционные цвета дымковской игрушки: синий, красный, желтый, изумрудный, голубой, зеленый, оранжевый. Белая и черная краска используются в минимальном количестве для придания акцента на отдельных участках.

Каждый цвет, который задействован в дымковской игрушке, имеет свое значение: белый — символизирует чистоту; черный — ложь; зеленый — природу; красный — силу, здоровье; синий — небо.

зарисовка Алексея Деньшина дымковской игрушки

(Зарисовка художника Алексей Деньшина для игрушки)

Давние мастера разводили краски на яичном желтке. Рецепты хранились в секрете.

Раскраска велась в строгой последовательности:

самые разные дымковские игрушки

Узоры в дымковской игрушке тесно связаны с оберегами, символикой природы. Есть солнечные и лунные знаки как символ зарождения жизни; ромбы — как знак плодородия; волны — как знак неба и влаги.

Окончательным штрихом в росписи было нанесение сусального золота.

Сегодня дымковская игрушка продолжает свое развитие. Появляются новые технологии, рождаются свежие идеи. Но традиции производства остаются неизменными.

матрёшка

Русская матрёшка – один из самых известных символов России. Это игрушка, популярность которой шагнула далеко за пределы самого государства. Родиной русской матрёшки является Сергиев Посад. Именно там впервые была изобретена деревянная барышня, из которой при раскрытии появлялись подобные игрушки разного размера.

В отличие от многих народных промыслов, популярность которых, в силу появления новых техник и материалов, была утрачена, русская матрёшка до сих пор пользуется большой популярностью во всем мире.

Содержание:

История появления промысла

токарь Василий Петрович Звездочкин

(Токарь Василий Петрович Звездочкин, создатель первой русской матрёшки)

Появление первой русской матрёшки датируется 1898 – 1900 годами. Именно в это время известный токарь, Василий Петрович Звездочкин, занимавшийся изготовлением деревянных игрушек, по просьбе Сергея Малютина изготовил из дерева болванку, в которую вкладывались такие же раскрывающиеся заготовки, но разного размера. Сюжетом для росписи самой первой игрушки стали повседневные дела, которыми занимались русские красавицы. Состояла матрёшка из восьми деревянных кукол.

классическая матрёшка

Позже появлялись различные вариации матрёшек, число кукол в которых было разным. Так, вначале XX века состояли изделия из 24 элементов, а известный токарь Никита Булычев создал куклу, состоявшую из 48 деревянных барышень. В массовых масштабах матрёшки стали производиться в артели Мамонтова в Сергиевом Посаде.

Спустя несколько лет после изготовления, русская матрёшка была представлена на выставке в Париже. Игрушка настолько понравилась иностранцам, что заказы на нее мастерам русским поступали не только с просторов Родины, но и из других государств. Не прошло и десятка лет, как появились первые прецеденты изготовления матрёшек-подделок в других странах.

Элементы промысла

Русские матрёшки отличались не только по количеству кукол, которые вкладывались в одно изделие. Различными были изображаемые сюжеты и техники росписи.

старая матрёшка из 8 куколок

(Матрёшечная семья из 8 куколок)

Самыми распространенными были куклы, состоящие из 3, 8 и 12 элементов. Также производили мастера матрёшки из 21, 24, 30 и 42 кукол.

Традиционными сюжетами для изображения на матрёшках были бытовые темы. Чаще всего отражались занятия русских барышень того или иного периода. Девушки изображались в традиционных нарядах с платками на головах. В руках они могли держать серпы для жатвы, кувшины с молоком, корзины с ягодами и т. д. Немногим позже на матрёшках стали изображать и другие сюжеты, например, персонажей сказок и басен, героев рассказов известных писателей.

Также вместо барышень могли быть изображены полководцы, политики и прочие видные деятели.

старые и современные матрёшки

(Старые конца XIX начала XX веков и современные матрёшки XX-XXI веков)

В какой-то период времени меняли даже форму матрёшек, например, появлялись конусообразные куклы, вставляющиеся одна в другую. Подобные формы не снискали популярность у простого народа, и быстро канули в лету.

Традиционные матрёшки также отличались между собой по стилю росписи. На сегодняшний день выделяют:

  • загорский стиль с яркими и насыщенными цветами и множеством мелких, четко прорисованных элементов;
  • мериновскую матрёшку с росписью из крупных цветков;
  • семеновский стиль со строгой симметричной росписью;
  • полховскую с обязательным изображением цветка шиповника;
  • вятскую куклу, изображающую барышню-северянку, скромную и застенчивую.

виды матрёшек

(Виды матрёшек разных регионов России, а также Украины)

Традиционным материалом для изготовления матрёшек служат породы лиственных деревьев, поскольку они наиболее просты в обработке. Чаще всего мастера используют липу, в качестве красок для росписи берут цветную гуашь, тушь, а также анилиновые краски. Защищает уже готовое изделие воск для обработки дерева либо прозрачный лак на масляной основе.

Техника изготовления

Изготовлением матрёшки традиционно занимается токарь. Именно в его задачи входит подготовка болванок из липы. Для выточки берутся только выдержанные и основательно просушенные образцы деревьев.

изготовление матрёшки

Вначале мастером вытачивается самая маленькая цельная фигурка. После этого он переходит к следующей по размерам фигурке и изготавливает только нижнюю ее часть. После обработки, этот элемент хорошо высушивается, и только затем проводится подгонка верхней части фигурки. По этой схеме заготавливают все составные части матрёшки.

Высушенные детали в обязательном порядке обрабатываются крахмальным клеем. Он наносится в качестве грунтового слоя и служит основой для росписи. После того как грунтовка основательно просохнет, мастера приступают к росписи матрёшек. Для этого используют гусиные перья, кисти, губки и т. д.

роспись матрёшки

(Роспись готовой матрёшки)

Техники росписи используются на сегодняшний день разные, но традиционные изображения весьма просты, так как изначально кукла предназначалась для игры детям. Мастерами рисуется простое лицо. Голова куклы обязательно изображается прикрытой платком, расписывают который в традиционных русских орнаментах. Из одежды чаще всего изображается сарафан, иногда его может дополнять передник. Украшается фигурка цветочными орнаментами.

После высыхания краски наносится финишный слой, который защищает матрёшку от воздействия влаги и сколов.

Дымковская игрушка

Дымковские игрушки – это уникальные глиняные игрушки разных форм, раскрашенные яркими красками и не имеющие аналогов в мире. Этот русский народный промысел возник в XV-XVI веках в слободе Дымково близ города Вятка (сейчас это город Киров). Отсюда и название – «дымковская» или «кировская» игрушка. В процессе приготовления игрушки были задействованы целые семьи – все вместе месили глину, лепили, сушили и обжигали получившиеся фигурки.

Поначалу игрушки продавали на ярмарке во время праздника «Свистуньи», который устраивался через месяц после Пасхи в честь поминовения погибших во время битвы 1418 года, известной как Хлыновское побоище. По традиции в эти дни проводились массовые гуляния, когда вятские жители пели, плясали и свистели в глиняные расписные свистульки. Яркие статуэтки так понравились детям и взрослым, что их стали изготавливать круглогодично. В XIX веке производство игрушки в Вятской губернии стало массовым. Тогда их стали вывозить на продажу в Оренбургскую область, Москву и прочие крупные города.

В Советском Союзе всячески поддерживали промысел дымковской игрушки с целью передачи знаний и опыта следующим поколениям. Все фигурки изготавливаются только вручную, затем раскрашиваются и покрываются яичными белками для яркости. Хотя технический прогресс внес свои коррективы в само производство: теперь мастерицы сами не копают глину и не месят ее. Все расходные материалы поступают уже упакованными и готовыми к работе. Во время Второй мировой войны производство дымковской игрушки практически прекратилось, однако благодаря художнику-энтузиасту Алексею Деньшину в 1942 году дымковский промысел получил новый импульс к развитию для поднятия духа горожан.

Описание игрушки

Дымковскую игрушку делают из ярко-красной глины, которую перемешивают с мелким коричневым речным песком. Из полученного материала лепят целые фигурки или их части, затем собирают их и заканчивают лепку. Чтобы соединить две части фигурки, вместо клея используют жидкую красную глину. Следы лепки заглаживают для придания изделию ровной и аккуратной поверхности. Затем получившееся изделие сушат в течение от двух до пятидесяти дней и обжигают при температуре 700—900 °C и после того, как игрушка полностью высохла, ее покрывают темперными белилами в два-три слоя (прежде побелку осуществляли мелом, разведённым на молоке).

Раньше игрушки расписывали темперными красками, замешанными на яйце с квасом, используя вместо кистей палочки и перья. Расписанную игрушку вновь покрывали взбитым яйцом, что придавало блёклым краскам блеск и яркость. Сегодня для росписи применяются анилиновые красители и мягкие колонковые кисти. Использование широкой гаммы цветов, в которой много красного, жёлтого, синего, зелёного, алого, придаёт дымковской игрушке особую яркость и нарядность. Строго геометрический орнамент строится по разнообразным композиционным схемам: клетки, полоски, круги, точки наносятся в различных сочетаниях. Завершают украшение игрушки-ромбики из потали или сусального золота, наклеенные поверх узора. Наиболее распространённые сюжеты: няньки с детьми, водоноски, бараны с золотыми рогами, индюшки, петухи, олени, молодые люди, скоморохи, барыни.

Тематика современной дымковской игрушки разнообразна: это могут быть фигурки животных, любимые сказочные герои, исторические сюжеты, фигурки детей и их семей, различных профессий и предметов старины.

Как играть?

Дымковскую игрушку можно использовать для сюжетно-ролевых игр. Придумывать с глиняными игрушками сюжеты и разыгрывать их с друзьями или родителями. Однако материал, из которого сделана игрушка, недолговечен, именно поэтому сегодня дымковские игрушки чаще используются в качестве сувениров.

Плюсы и минусы

Играя в сюжетно-ролевые игры развивается личность малыша, активизируется развитие его познавательных процессов, закладываются основы для овладения новыми, более сложными видами деятельности. Играя, малыши отражают в ролях, которые они на себя примеряют, всё, что видят вокруг: события, модели поведения взрослых и пр. Участие в сюжетно-ролевой игре позволяет почувствовать себя частью коллектива.

Новый век

Сейчас дымковская игрушка – это визитная карточка всей Кировской области. К 650-летию Кирова, которое наступит в 2024 году планируется раскрасить в Дымку 30 объектов. 9 объектов уже раскрашено, начиная с 2013 года. В октябре 2017 года проект «Раскрасим город в Дымку» получил 1 место в Национальной премии в области территориального маркетинга и брендинга, где обошёл многих сильных конкурентов

В 2010 году в центре Кирова установлена скульптурная группа «Семья», выполненная по канонам дымковской игрушки и представляющая собой группу из барыни с младенцем, мужичка с гармошкой, ребёнка со свистулькой, кошки и собаки. В 2011 году в городе Кирове был открыт музей «Дымковская игрушка: история и современность», фонд которого насчитывает более 700 уникальных экспонатов, большая часть из которых представлена в экспозиции.

Производство

Сегодня дымковскую игрушку производят мастера своего дела вручную. Массового фабричного производства этой игрушки нет, тем она и ценна. Известные мастера, которые до сих пор сохранили традиции и делают дымковские игрушки, являются Борнякова, Верещагина, Ворожцова, Скопина и другие мастера.

Читайте также: