Опишите свой любимый предмет декоративно прикладного искусства игрушку керамическую посуду

Обновлено: 19.05.2024

Обращаем Ваше внимание, что в соответствии с Федеральным законом N 273-ФЗ «Об образовании в Российской Федерации» в организациях, осуществляющих образовательную деятельность, организовывается обучение и воспитание обучающихся с ОВЗ как совместно с другими обучающимися, так и в отдельных классах или группах.

Урок развития речи. Подготовка к сочинению – описанию предмета декоративно-прикладного искусства в 6-м классе (жостовский поднос)

Знакомство учащихся с русскими народными промыслами.

Формирование читательских интересов школьников в результате чего учащиеся знакомятся с историческим прошлым своего народа, его жизнью, трудом.

Активизировать лексику по теме “Произведения народного декоративно-прикладного искусства”.

Подготовка к сочинению-описанию предмета декоративно-прикладного искусства.

Оборудование урока:

Хохломская деревянная посуда;

вещи из дерева, глины, ниток, соломы, лозы;

гжельская посуда; жостовские подносы.

Содержание урока:

1. Вступительное слово учителя.

Беседа с учащимися (цель беседы – подготовить к восприятию темы сочинения, увлечь предметом описания, объяснить задачи сочинения).

– Посмотрите на нашу небольшую выставку красивых и нужных в быту предметов народного декоративно-прикладного искусства. Здесь и хохломская деревянная посуда, здесь и павловские шали, и вещи из дерева, глины, соломы. Их делали талантливые мастера народного декоративно-прикладного искусства.

Прикладное искусство – это особый вид искусства, задачей которого является создание предметов быта, обихода, которые одновременно являются художественными произведениями.

Цель нашего урока – научиться описывать предмет с натуры, то есть писать сочинения-этюды. Предмет описания – один из жостовских подносов, которые вы здесь видите.

Жостовские подносы делают в деревне Жостово, которая находится в 25 километрах от Москвы, недалеко от города Мытищи. В 1825 году бывшие крестьяне братья Е.Ф. и Л.Ф.Вишняковы, откупившись на волю, открыли мастерские по изготовлению расписных подносов. Теперь в деревне Жостово работает фабрика, продукция которой известна всему миру.

Издавна цветы на лугу, в саду привлекали человека своей красотой, их дарили в дни радостных событий. Цветы прекрасны, но их красота недолговечна. Продлить цветение, окружить себя цветами круглый год, создать дома мир радости и красоты – вот задача жостовских мастеров.

Жостовские мастера пишут букеты цветов преимущественно на черном фоне, который дает возможность по контрасту выделить яркие краски пышных роз, пионов, георгинов и скромные и незатейливые цветочки анютиных глазок, ромашек, колокольчиков, которые их окружают. Посмотрите на цветы на подносе! Они как живые, объемные, в них чувствуется игра света.

По своей форме подносы разные: здесь и круглые, и овальные с фестончатыми краями, и прямоугольные, и треугольные, и гитарообразные. Размеры подносов тоже разные – от больших для праздничного стола до детских. Композиция росписи разная: “Букет собранный”, “Букет враскидку”, “Венок”, “Ветка с угла”. Но все подносы хороши, они привлекают своей яркостью, в чем сказывается мастерство художника, его умение творчески следовать народной традиции.

Основная мысль сочинения.

– Мастер, расписывающий поднос, в полном смысле творец: он создает особый, неповторимый мир красоты и дарит его людям. Посмотрите, как много общего в живописном рисунке жостовских мастеров, вы отличите их подносы от нижнетагильских, например, и при этом рисунок никогда не повторяется!

В каждом художественном произведении отразилась личность мастера: его видение мира, его чувство цвета и ритма, его понимание красоты и согласия с миром. В Жостове трудятся заслуженные художники, которые передают молодежи свое мастерство.

5. Беседа с учащимися:

Внимательно рассмотрите подносы, скажите, что вас в них привлекает, что нравится?

Какие мысли возникают, когда вы рассматриваете подносы?

Что бы вы сказали о мастерах Жостова, об их искусстве?

Придумайте заголовок к сочинению, чтобы в заглавии была выражена основная мысль сочинения, ваше отношение к жостовским подносам.

Обобщить ответы учащихся, отметить лучшие заголовки.

. Работа над композицией и планом сочинения.

– Чтобы описание подноса было последовательным, логичным, лучше придерживаться примерного плана. Для нашего сочинения он может быть таким:

1. Вступление.

Кратко рассказать о народном прикладном искусстве, о жостовских подносах.

2. Основная часть.

Описание жостовского подноса:

а) общий вид подноса (материал, форма, цвет), назначение подноса;

б) описание жостовской росписи (композиция букета, цветы, бутоны, травка, орнамент по борту и т.д.);

в) впечатление от подноса.

Мое отношение к жостовскому подносу, к мастерству художника, к народному прикладному искусству.

Материал для словарной работы.

1. Выяснение значения слов и составление с ними предложений: народное декоративно-прикладное искусство; искусные мастера; традиция; орнамент.

2. Работа над значением и правописанием слов: украшать; красота; Жостово; жостовский поднос; талантливые мастера; традиционные художественные промыслы.

3. Форма подноса: круглая; овальная с фестончатыми краями; прямоугольная; гитарообразная.

4. Композиция росписи: “Букет собранный”; “Букет враскидку”, “Венок”, “Ветка с угла”. Крупные и мелкие декоративные цветы: роза, мак, георгин, пион, астра, тюльпан, ромашка, васильки, анютины глазки, бутоны, травка, вьюны, лепестки.

5. Цвет: традиционный черный фон; черно-лаковый с яркой росписью; красный, пурпурный, лиловый, желтый, золотистый, зеленый, изумрудный, темно-зеленый, коричневый, синий, голубой, бирюзовый; интенсивные, сочные и выразительные цвета.

Самостоятельная работа.

Задание: описать один из жостовских подносов ( один из предметов декоративно-прикладного искусства); подобрать заголовок к сочинению-этюду.

8. Подведение итогов урока.

Чтение двух-трех работ учащихся. Класс отмечает, чему научились на уроке, что является удачным или неудачным в работах и ответах учащихся.

Возможные варианты работ учащихся:

Жостовский поднос “Дыхание лета”.

Подносы расписывают в России с 17 века. Начинался этот промысел в Нижнем Тагиле, но уже в начале прошлого века обосновался в Подмосковье. В 1825 году братья Вишняковы, откупившись от барина и получив вольную, стали свободными людьми. Они жили в подмосковной деревне Жостово, что в 25 километрах от Москвы. Там они и построили мастерскую, где уже полтора века жостовские мастера создают черные лакированные подносы разной формы, с разным орнаментом - великолепными цветочными росписями.

Жостовцы изготавливают подносы из кровельного железа. Прежде чем подносу попасть в руки художника, он проходит массу сложных операций. Когда уже готовый поднос попадает в руки мастеров по оформлению, тот дает волю своим мыслям и чувствам.

Один из таких подносов есть и у меня в доме. Он висит на стене для красоты. Форма у него овальная, по краю черного лакированного подноса вьется витиеватый орнамент в виде каймы из мазков желто-золотистого цвета. В центре подноса – композиция из разнообразных цветов: пионов, анютиных глазок, георгинов. Цветы, собранные в большой букет, словно живые. Фоном для них мастер избрал резные листья разной формы и размеров. Автором очень удачно использована богатая цветовая гамма. Мазки белого цвета на листьях и пионах создают спокойный тон, оживляя их. Когда в зимние долгие вечера смотришь на этот поднос, то ощущаешь теплое дыхание лета.

В особенные для семьи дни наш поднос покидает свое обычное место и становится украшением праздничного стола: на нем дорогим гостям подают ароматный чай.

Наша страна богата истинными талантами. Русское декоративно-прикладное искусство исстари славится своими традициями. По разнообразию материалов и цветовой окраски и фольклорных узоров оно поистине уникально. Тут и посуда, и одежда, игрушки, пряники, резные наличники, расписные платки, ювелирные украшения. На Руси издавна существовали географические центры народных промыслов – места развития декоративно-прикладного искусства. Народные мастера создали изумительные по красоте и оригинальности предметы – это: Хохлома, Жостово, Городец, Полковский Майдан, Гжель, Палех, Богородская деревянная, дымковская глиняная игрушка и другие. С некоторыми из них мы сегодня познакомимся, побываем в гостях у богородских, Загорских и хохломских мастеров.
Издревле на Руси мастерили по дереву. Оно играло в руках талантливых умельцев. В наше время есть немало изумительных мастеров, которые передают свой необыкновенный дар своим ученикам. Особенно пользуются успехом деревянные игрушки-свистульки. Они издают изумительные звуки. Русь всегда славилась своими удивительными талантами.

Наша страна богата истинными талантами. Русское декоративно-прикладное искусство исстари славится своими традициями. По разнообразию материалов и цветовой окраски и фольклорных узоров оно поистине уникально. Тут и посуда, и одежда, игрушки, пряники, резные наличники, расписные платки, ювелирные украшения. На Руси издавна существовали географические центры народных промыслов – места развития декоративно-прикладного искусства. Народные мастера создали изумительные по красоте и оригинальности предметы – это: Хохлома, Жостово, Городец, Полковский Майдан, Гжель, Палех, Богородская деревянная, дымковская глиняная игрушка и другие. С некоторыми из них мы сегодня познакомимся, побываем в гостях у богородских, Загорских и хохломских мастеров.
Издревле на Руси мастерили по дереву. Оно играло в руках талантливых умельцев. В наше время есть немало изумительных мастеров, которые передают свой необыкновенный дар своим ученикам. Особенно пользуются успехом деревянные игрушки-свистульки. Они издают изумительные звуки. Русь всегда славилась своими удивительными талантами.

Наша страна богата истинными талантами. Русское декоративно-прикладное искусство исстари славится своими традициями. По разнообразию материалов и цветовой окраски и фольклорных узоров оно поистине уникально. Тут и посуда, и одежда, игрушки, пряники, резные наличники, расписные платки, ювелирные украшения. На Руси издавна существовали географические центры народных промыслов – места развития декоративно-прикладного искусства. Народные мастера создали изумительные по красоте и оригинальности предметы – это: Хохлома, Жостово, Городец, Полковский Майдан, Гжель, Палех, Богородская деревянная, дымковская глиняная игрушка и другие. С некоторыми из них мы сегодня познакомимся, побываем в гостях у богородских, Загорских и хохломских мастеров.
Издревле на Руси мастерили по дереву. Оно играло в руках талантливых умельцев. В наше время есть немало изумительных мастеров, которые передают свой необыкновенный дар своим ученикам. Особенно пользуются успехом деревянные игрушки-свистульки. Они издают изумительные звуки. Русь всегда славилась своими удивительными талантами.
1 Нравится Пожаловаться

Введите текст ответа

Наша страна богата истинными талантами. Русское декоративно-прикладное искусство исстари славится своими традициями. По разнообразию материалов и цветовой окраски и фольклорных узоров оно поистине уникально. Тут и посуда, и одежда, игрушки, пряники, резные наличники, расписные платки, ювелирные украшения. На Руси издавна существовали географические центры народных промыслов – места развития декоративно-прикладного искусства. Народные мастера создали изумительные по красоте и оригинальности предметы – это: Хохлома, Жостово, Городец, Полковский Майдан, Гжель, Палех, Богородская деревянная, дымковская глиняная игрушка и другие. С некоторыми из них мы сегодня познакомимся, побываем в гостях у богородских, Загорских и хохломских мастеров.
Издревле на Руси мастерили по дереву. Оно играло в руках талантливых умельцев. В наше время есть немало изумительных мастеров, которые передают свой необыкновенный дар своим ученикам. Особенно пользуются успехом деревянные игрушки-свистульки. Они издают изумительные звуки. Русь всегда славилась своими удивительными талантами.
1 Нравится Пожаловаться

Наша страна богата истинными талантами. Русское декоративно-прикладное искусство исстари славится своими традициями. По разнообразию материалов и цветовой окраски и фольклорных узоров оно поистине уникально. Тут и посуда, и одежда, игрушки, пряники, резные наличники, расписные платки, ювелирные украшения. На Руси издавна существовали географические центры народных промыслов – места развития декоративно-прикладного искусства. Народные мастера создали изумительные по красоте и оригинальности предметы – это: Хохлома, Жостово, Городец, Полковский Майдан, Гжель, Палех, Богородская деревянная, дымковская глиняная игрушка и другие. С некоторыми из них мы сегодня познакомимся, побываем в гостях у богородских, Загорских и хохломских мастеров.
Издревле на Руси мастерили по дереву. Оно играло в руках талантливых умельцев. В наше время есть немало изумительных мастеров, которые передают свой необыкновенный дар своим ученикам. Особенно пользуются успехом деревянные игрушки-свистульки. Они издают изумительные звуки. Русь всегда славилась своими удивительными талантами. НЕЕЕЕЕ СКОПИРОВАЛ ПИСАЛ САААААМ

Наша страна богата истинными талантами. Русское декоративно-прикладное искусство исстари славится своими традициями. По разнообразию материалов и цветовой окраски и фольклорных узоров оно поистине уникально. Тут и посуда, и одежда, игрушки, пряники, резные наличники, расписные платки, ювелирные украшения. На Руси издавна существовали географические центры народных промыслов – места развития декоративно-прикладного искусства. Народные мастера создали изумительные по красоте и оригинальности предметы – это: Хохлома, Жостово, Городец, Полковский Майдан, Гжель, Палех, Богородская деревянная, дымковская глиняная игрушка и другие. С некоторыми из них мы сегодня познакомимся, побываем в гостях у богородских, Загорских и хохломских мастеров.
Издревле на Руси мастерили по дереву. Оно играло в руках талантливых умельцев. В наше время есть немало изумительных мастеров, которые передают свой необыкновенный дар своим ученикам. Особенно пользуются успехом деревянные игрушки-свистульки. Они издают изумительные звуки. Русь всегда славилась своими удивительными талантами.

Наша страна богата талантливыми людьми. Русское декоративно-прикладное искусство исстари славится своими удивительными традициями. Тут и удивительная посуда, и одежда, необыкновеные игрушки, и пряники, и резные наличники, и расписные платки, и изумительные ювелирные украшения. На Руси издавна существовали географические центры народных промыслов – места развития декоративно-прикладного искусства. Народные мастера создали изумительные по красоте и оригинальности предметы – это: Хохлома, Жостово, Городец, Полковский Майдан, Гжель, Палех, Богородская деревянная, дымковская глиняная игрушка и другие. С некоторыми из них мы сегодня познакомимся, побываем в гостях у богородских, Загорских и хохломских мастеров.
Издревле на Руси мастерили по дереву. Оно играло в руках талантливых умельцев. В наше время есть немало изумительных мастеров, которые передают свой необыкновенный дар своим ученикам. Особенно пользуются успехом деревянные игрушки-свистульки. Они издают изумительные звуки. Русь всегда славилась своими удивительными талантами.

Народное декоративное искусство у нас в стране является органической частью народной культуры. Поэтические образы, эмоции, присущие ему, дороги и понятны всем людям. Оно прививает чувство прекрасного, помогает сформировать гармонично развитую личность. Будучи основанным на давних художественных традициях, декоративное искусство положительно сказывается на воспитании человека будущего. Произведения, которые созданы мастерами из народа, являются отражением любви к родной земле, способности видеть и понимать красоту окружающего мира.

Наша страна богата истинными талантами. Русское декоративно-прикладное искусство исстари славится своими традициями. По разнообразию материалов и цветовой окраски и фольклорных узоров оно поистине уникально. Тут и посуда, и одежда, игрушки, пряники, резные наличники, расписные платки, ювелирные украшения. На Руси издавна существовали географические центры народных промыслов – места развития декоративно-прикладного искусства. Народные мастера создали изумительные по красоте и оригинальности предметы – это: Хохлома, Жостово, Городец, Полковский Майдан, Гжель, Палех, Богородская деревянная, дымковская глиняная игрушка и другие. С некоторыми из них мы сегодня познакомимся, побываем в гостях у богородских, Загорских и хохломских мастеров.
Издревле на Руси мастерили по дереву. Оно играло в руках талантливых умельцев. В наше время есть немало изумительных мастеров, которые передают свой необыкновенный дар своим ученикам. Особенно пользуются успехом деревянные игрушки-свистульки. Они издают изумительные звуки. Русь всегда славилась своими удивительными талантами.
1 Нравится Пожаловаться

Наша страна богата истинными талантами. Русское декоративно-прикладное искусство исстари славится своими традициями. По разнообразию материалов и цветовой окраски и фольклорных узоров оно поистине уникально. Тут и посуда, и одежда, игрушки, пряники, резные наличники, расписные платки, ювелирные украшения. На Руси издавна существовали географические центры народных промыслов – места развития декоративно-прикладного искусства. Народные мастера создали изумительные по красоте и оригинальности предметы – это: Хохлома, Жостово, Городец, Полковский Майдан, Гжель, Палех, Богородская деревянная, дымковская глиняная игрушка и другие. С некоторыми из них мы сегодня познакомимся, побываем в гостях у богородских, Загорских и хохломских мастеров.
Издревле на Руси мастерили по дереву. Оно играло в руках талантливых умельцев. В наше время есть немало изумительных мастеров, которые передают свой необыкновенный дар своим ученикам. Особенно пользуются успехом деревянные игрушки-свистульки. Они издают изумительные звуки. Русь всегда славилась своими удивительными талантами.


Беседа с учащимися (цель беседы – подготовить к восприятию темы сочинения, увлечь предметом описания, объяснить задачи сочинения).

– Посмотрите на нашу небольшую выставку красивых и нужных в быту предметов народного декоративно-прикладного искусства. Здесь и хохломская деревянная посуда, здесь и павловские шали, и вещи из дерева, глины, соломы. Их делали талантливые мастера народного декоративно-прикладного искусства.

Прикладное искусство – это особый вид искусства, задачей которого является создание предметов быта, обихода, которые одновременно являются художественными произведениями.

Цель нашего урока – научиться описывать предмет с натуры, то есть писать сочинения-этюды. Предмет описания – один из жостовских подносов, которые вы здесь видите.


Жостовские подносы делают в деревне Жостово, которая находится в 25 километрах от Москвы, недалеко от города Мытищи. В 1825 году бывшие крестьяне братья Е.Ф. и Л.Ф.Вишняковы, откупившись на волю, открыли мастерские по изготовлению расписных подносов. Теперь в деревне Жостово работает фабрика, продукция которой известна всему миру.


Издавна цветы на лугу, в саду привлекали человека своей красотой, их дарили в дни радостных событий. Цветы прекрасны, но их красота недолговечна. Продлить цветение, окружить себя цветами круглый год, создать дома мир радости и красоты – вот задача жостовских мастеров.

Жостовские мастера пишут букеты цветов преимущественно на черном фоне, который дает возможность по контрасту выделить яркие краски пышных роз, пионов, георгинов и скромные и незатейливые цветочки анютиных глазок, ромашек, колокольчиков, которые их окружают. Посмотрите на цветы на подносе! Они как живые, объемные, в них чувствуется игра света.

По своей форме подносы разные: здесь и круглые, и овальные с фестончатыми краями, и прямоугольные, и треугольные, и гитарообразные. Размеры подносов тоже разные – от больших для праздничного стола до детских. Композиция росписи разная: “Букет собранный”, “Букет враскидку”, “Венок”, “Ветка с угла”. Но все подносы хороши, они привлекают своей яркостью, в чем сказывается мастерство художника, его умение творчески следовать народной традиции.

3. Доклад учащегося о процессе изготовления жостовских подносов.

4. Основная мысль сочинения.

– Мастер, расписывающий поднос, в полном смысле творец: он создает особый, неповторимый мир красоты и дарит его людям. Посмотрите, как много общего в живописном рисунке жостовских мастеров, вы отличите их подносы от нижнетагильских, например, и при этом рисунок никогда не повторяется!



В каждом художественном произведении отразилась личность мастера: его видение мира, его чувство цвета и ритма, его понимание красоты и согласия с миром. В Жостове трудятся заслуженные художники, которые передают молодежи свое мастерство.

5. Беседа с учащимися:

  1. Внимательно рассмотрите подносы, скажите, что вас в них привлекает, что нравится?
  2. Какие мысли возникают, когда вы рассматриваете подносы?
  3. Что бы вы сказали о мастерах Жостова, об их искусстве?
  4. Придумайте заголовок к сочинению, чтобы в заглавии была выражена основная мысль сочинения, ваше отношение к жостовским подносам.

Обобщить ответы учащихся, отметить лучшие заголовки.

6. Работа над композицией и планом сочинения.

– Чтобы описание подноса было последовательным, логичным, лучше придерживаться примерного плана. Для нашего сочинения он может быть таким:

Кратко рассказать о народном прикладном искусстве, о жостовских подносах.

2. Основная часть.

Описание жостовского подноса:

а) общий вид подноса (материал, форма, цвет), назначение подноса;
б) описание жостовской росписи (композиция букета, цветы, бутоны, травка, орнамент по борту и т.д.);
в) впечатление от подноса.

Мое отношение к жостовскому подносу, к мастерству художника, к народному прикладному искусству.

7. Материал для словарной работы.

Словарная работа проводится на всех этапах работы.

1. Выяснение значения слов и составление с ними предложений: народное декоративно-прикладное искусство; искусные мастера; традиция; орнамент.

2. Работа над значением и правописанием слов: украшать; красота; Жостово; жостовский поднос; талантливые мастера; традиционные художественные промыслы.

3. Форма подноса: круглая; овальная с фестончатыми краями; прямоугольная; гитарообразная.

4. Композиция росписи: “Букет собранный”; “Букет враскидку”, “Венок”, “Ветка с угла”. Крупные и мелкие декоративные цветы: роза, мак, георгин, пион, астра, тюльпан, ромашка, васильки, анютины глазки, бутоны, травка, вьюны, лепестки.

5. Цвет: традиционный черный фон; черно-лаковый с яркой росписью; красный, пурпурный, лиловый, желтый, золотистый, зеленый, изумрудный, темно-зеленый, коричневый, синий, голубой, бирюзовый; интенсивные, сочные и выразительные цвета.

6. Самостоятельная работа.

Задание: описать один из жостовских подносов ( один из предметов декоративно-прикладного искусства); подобрать заголовок к сочинению-этюду.

8. Подведение итогов урока.

Чтение двух-трех работ учащихся. Класс отмечает, чему научились на уроке, что является удачным или неудачным в работах и ответах учащихся.


Возможные варианты работ учащихся:

Жостовский поднос “Дыхание лета”.

Подносы расписывают в России с 17 века. Начинался этот промысел в Нижнем Тагиле, но уже в начале прошлого века обосновался в Подмосковье. В 1825 году братья Вишняковы, откупившись от барина и получив вольную, стали свободными людьми. Они жили в подмосковной деревне Жостово, что в 25 километрах от Москвы. Там они и построили мастерскую, где уже полтора века жостовские мастера создают черные лакированные подносы разной формы, с разным орнаментом - великолепными цветочными росписями.

Жостовцы изготавливают подносы из кровельного железа. Прежде чем подносу попасть в руки художника, он проходит массу сложных операций. Когда уже готовый поднос попадает в руки мастеров по оформлению, тот дает волю своим мыслям и чувствам.

Один из таких подносов есть и у меня в доме. Он висит на стене для красоты. Форма у него овальная, по краю черного лакированного подноса вьется витиеватый орнамент в виде каймы из мазков желто-золотистого цвета. В центре подноса – композиция из разнообразных цветов: пионов, анютиных глазок, георгинов. Цветы, собранные в большой букет, словно живые. Фоном для них мастер избрал резные листья разной формы и размеров. Автором очень удачно использована богатая цветовая гамма. Мазки белого цвета на листьях и пионах создают спокойный тон, оживляя их. Когда в зимние долгие вечера смотришь на этот поднос, то ощущаешь теплое дыхание лета.

В особенные для семьи дни наш поднос покидает свое обычное место и становится украшением праздничного стола: на нем дорогим гостям подают ароматный чай.

Ученица 6-го класса Киселева Екатерина


Моя любимая игрушка.

Издавна славилась тульская деревня Филимоново глиняной игрушкой. Лесов вокруг Филимонова мало, но зато много оврагов, а в них полно всякой глины: белой, красной, розовой, черной. Из этой глины жители деревни делают разную посуду и игрушки, да не простые, а свистульки для праздников.

Предметом филимоновских мастеров стали игрушки, изображающие самых разных животных. У всех них сильно вытянуты шеи, так что коровы похожи на жирафов, а медведи на змей-горынычей. Все фигурки разрисовывали и по сей день разрисовывают в основном полосками. Здесь и красная, и желтая, и зеленая полоски. Сначала мастерицы вылепляют нужную форму, потом фигурки несут к печам, ставят их в ряд за рядом на березовые поленья. Дров много, и горят они долго и сильно. Игрушки раскаляются в печи сначала докрасна, потом добела. А когда дрова прогорят и игрушки остынут, оказывется, что все они стали бело-розовыми и твердыми, как камень. И только после этого начинается роспись, да не кисточкой, а гусиным пером. С кисточки краска к чистой глине не пристает, а с гусиного – пристает.

Передо мной одна из филимоновских игрушек – корова. Она раскрашена в разные цвета кружочками, точечками, полосочками. Как у всех филимоновских животных у нее вытянутая шея. Мордочка раскрашена в зеленый цвет, и только кончик носа белый. На рога нанесены три полосы – белая , розовая, желтая. Шея у коровы тоже в полосках и кружочках. На грудке – красный цветок. На туловище больше цветков и кружочков, а посередине – три полосы: две зеленые с красной посередине. На передних ногах – овалы, а копыта окольцовывают разноцветные тоненькие линии. Низ живота и вымя у коровки белые.

Сегодня в Филимонове делают и огромные игрушки. В них можно не только поиграть, но и украсить ими свое жилище, ведь народные игрушки - лучшее украшение дома: поставишь любую на полку – и вокруг сразу праздник!

  • Образовательная цель:способствовать формированию и развитию интереса у обучающихся к народным традициям и народному творчеству.
  • Воспитательная цель: способствовать формированию эстетических, патриотических и других качеств личности.
  • Развивающая цель: способствовать формированию и развитию познавательного интереса обучающихся к предмету.
  • Профориентационная цель: способствовать формированию представлений о потребности к трудовой деятельности, саморазвитию и самореализации, воспитание уважения к трудящемуся человеку.

Учитель: Испокон веков славилась Российская земля своими мастерами – одаренными людьми, создавшими самобытное искусство. Руки мастера – «золотые» так говорит народ, творят красоту, пишут историю народа. Художественные промыслы и сейчас распространены у многих народов не только нашей страны и у других народов мира. Руки мастеров превращали обычные бытовые предметы в произведение искусства. Сочетание утилитарного и художественного – вершина развития народного искусства. И сегодня мы поговорим о декоративно-прикладном искусстве, ремеслах, истории.
В игре принимают участие две команды по 5-6 человек.

(Название команды, представление команды, представление жюри.)

1 тур «Мастера и подмастерья»

Ведущий: Чтобы стать мастером своего дела, необходимо знать очень многое, в том числе материалы и инструменты, необходимые для работы, насколько вы разбираетесь в этом, мы сегодня проверим, по итогам игры лучшая команда получит звание «Мастера», а другая команда – «Подмастерья».

Вопросы:

1. За несколько связок этого материала при рабовладельческом строе можно было купить раба. Существует легенда о появлении … Кусочки слюды, попавшие в костер бедуинов-кочевников, превратились в мелкие, прозрачные капли, отсюда и вошло в историю появление этого материала для рукоделия. (Бисер) (2 слайд).

История бисера уходит корнями в далёкое прошлое. Ещё в Древнем Египте фараоны украшали свою одежду изделиями из бисера. Есть сведения, что ещё за несколько столетий до Рождества Христова племена скифов и сарматов украшали одежду и обувь бисером. Не обошла история бисера и Киевскую Русь. Первые данные об изделиях из бисера появились ещё в 9 веке. Но основным центром изготовления изделий бисера являлась Европа, а точнее Венецианская республика.

Интерес к бисеру появился в ХVII веке. В 1676 году в Москву прибыли первые венецианские мастера-стекольщики, но построенное дело просуществовало 30 лет.

А в 1724 году ещё раз в России предприняли попытку создать стекольное дело, и в частности, бисерное, но опять ненадолго. Интерес русских модниц постепенно приобретал обороты. И наконец, в 1754 году была открыта фабрика по производству бисера, стекляруса, стекла для мозаики. Особые старания приложил М.В. Ломоносов.

2. Легкий природный материал, почитаемый издавна для изготовления посуды и других изделий. Зайдя в крестьянский дом, можно было увидеть много утвари из этого материала, столь необходимой в хозяйстве: корзины, сумки, короба, туеса, солонки, плошки, ступни, брусочницы. Туеса были незаменимыми для хранения молочных продуктов, меда, рыбы и солений. Продукты в таких изделиях могли долго не портиться, на солнце в сосуде долго сохранялась прохлада а на холоде – тепло.
Использовали этот материал также при строительстве дома, клали под стропила на крышу, для тепла и от гнили. (Береста) (3 слайд).

4. Приспособление для натяжения полотна при выполнении вышивальных работ.
(Пяльцы) (5 слайд). Слово Пяльцы произошло от слова пялить – растягивать, распинать, туго натягивать. В свою очередь слов пялить происходит от пяло «рама, на которую напяливается кожа». Ранее пяльцы делали из дерева, кости, в том числе слоновой. Современные модели чаще всего изготовлены из дерева или пластмассы.

5. Специальная ткань для вышивания счетными швами. (Канва)

6. Впервые этот материал вошел в употребление у среднеазиатских народов, из него изготавливали головные уборы, обувь, ковры. И сейчас он очень распространен, особенно в нашем суровом климате. Из него по-прежнему изготавливают шапочки, варежки и другие вещи. (Шерсть)

7. Вы никогда не обращали внимание на то, что порой даже очень хорошая картина выглядит безвкусно? Приглядываешься к ней повнимательнее и понимаешь, что дело не в бездарности художника, а в непродуманности оформления. Как называется резной или крашеный деревянный брусок для изготовления рам к картинам. (Багет) (6 слайд)

8. Эволюция известного инструмента необходимого для шитья – каменная, костяная, бронзовая, железная, стальная.… Этот инструмент появился около 12 тысяч лет назад. (Иголка)

9. Баклуши, – заготовка какого изделия? (Заготовка деревянных ложек) (7 слайд)
Известные на Руси мастера по вырезанию ложек назывались ложкарями, заготовки для ложек – баклуши готовили подмастерья, раскалывали чурбан на куски – дело несложное, поэтому появилось переносное значение «бить баклуши».

2 тур« Русь мастеровая»

1. Русское название этого драгоценного камня пришло с Востока: в Индии его называли «маньяра», арабы «зеньчуг», в Китае «чжень-чжу», на Руси им издавна украшали одежду, головные уборы, церковную утварь. Особенно ценился «новгородский» речной, назовите его устаревшее название. (Перл – жемчуг) (9 слайд). На Руси речной жемчуг носили даже девочки крестьянского сословия. В старину его добычей занимались и на Ангаре, правда в незначительных количествах. Как отмечали знающие люди, жемчуг водился во всех реках, куда в избытке заходила на нерест рыба. Ангарский жемчуг был мельче морского, но весьма ценился по красоте. Со временем на лов жемчуга перестали смотреть, как на прибыльный промысел.

2. Старинное торговое село в Нижегородской губернии, куда свозили на продажу расписную деревянную посуду, позднее промысел и посуда, получившие тоже название. (Хохлома) (10 слайд) Хохлома – старинный русский народный промысел, родившийся в XVII веке в округе Нижнего Новгорода. Хохлома представляет собой декоративную роспись деревянной посуды и мебели, выполненную чёрным и красным, а также, изредка, зелёным, желтым цветом по золотистому фону.

3. Что можно изготовить с помощью коклюшек? Елецкие, Михайловские, Вятские, Вологодские, словно морозные узоры на окнах. О каких изделия декоративно-прикладного искусства идет речь? (Кружева) (11 слайд)
Вологодское кружевоплетение восходит к 16-17 вв., но как промысел существует с первой четверти XIX века. Вологодский кружевной промысел возник в 1820 году, когда крепостные местных помещиков стали плести кружева, кружева на Руси носили ещё в 13 веке. Начало промысла относится к 1820 году, когда близ Вологды в имениях помещиков крепостные стали выплетать отделки к платьям и белью, подражая западноевропейским.

4. Узорные, расписные, получившие мировую славу: накинет девушка такой подарок на плечи и плывет будто пава и кажется, что никого вокруг краше нет. (Павловопосадские платки) (12 слайд).
История платочного предприятия насчитывает больше двух столетий – датой основания производства на предприятии считают 1795 год. Но известные как павловопосадские платки и шали здесь стали выпускать не сразу. Их производство было налажено купцами Я.И.Лабзиным и В.И.Грязновым в начале 60-х годов XIX века.

5. Прообразом её является деревянная фигурка японского мудреца Фукурумы, выплненная с большим юмором, с головой вытянутой вверх от многочисленных раздумий. У мудреца было много детей мал – мала меньше. Идея создания этой игрушки прижилась на Руси, и сейчас это изделие считается исконно русским сувениром. (Матрешка) (13 слайд)

6. Полусказка – полубыль, зародившаяся на русском Севере, глиняные лепные расписные фигурки людей и животных; один из русских народных художественных промыслов, которым заняты главным образом женщины, издавна существующий в заречной слободе Дымково близ г. Вятка. Какое название получила эта игрушка? (Дымковская игрушка) (14 слайд)

7. Расписная лаковая миниатюра, выполненная на шкатулках в традиционной народной технологии. (Палехская миниатюра) (15 слайд)
Палех расположен в 65 км к востоку от города Иваново на берегах реки Палешки, протекающей среди холмов, покрытых лиственными лесами. Своеобразное и тонкое искусство лаковой миниатюры Палеха вобрало в себя принципы древнерусской живописи и народного творчества.
В настоящее время палехская миниатюра является неотъемлемой частью отечественного декоративно-прикладного искусства в целом.

8. Блестящие фарфоровые статуэтки, посуда, со своеобразными мотивами в голубовато-синих тонах. (Гжель) (16 слайд)
Гжель является основным центром отечественной высокохудожественной керамики, где сформировались и нашли отражение ее лучшие многовековые черты, связанные с высшими достижениями декоративно-прикладного искусства.
О древних корнях, о самых первых мастерах история сохранила документы, они начинаются с Духовной Грамоты князя Великого Ивана Калиты, датированной 1339 годом. В археологических раскопках найдены изделия, датированные Vl-м тыс. до нашей эры. В 1-й половине XIV века Гжель отмечается как центр керамического производства России, который являлся поставщиком гончарной посуды для царева двора.
Начало XIX века – эпоха фарфора. Фарфор частных заводов Гжели отличался большой яркостью, сочетанием контрастных красок, лубочной трактовкой мотивов, разнообразных форм бытовых предметов.

3 тур «Не красна изба углами…»

1. Чистая половина в избе в верхней части дома. (Горница)

2. Как называли угол в избе, в котором вешали иконы? (Красный угол)

3. Резное, расписное приспособление для ручного прядения. (Прялка) (18 слайд).
Длинными, зимними вечерами девушки собирались на посиделки, каждая со своим рукоделием, в том числе и прялкой, у кого красивее прялка, тому и чести больше.

4. Редкая крестьянская семья не имела этого яркого, красочного предмета, сшитого из лоскутов ткани. Сборка полотна из лоскутов, аппликация из ткани, стёганые изделия издавна существовали независимо друг от друга у многих народов мира. Шитьё из лоскутов получило широкое распространение во второй половине XIX века с появлением в продаже заграничного ситца. К ткани во все времена относились очень бережно, каждый лоскуток у умелой хозяйки шел в дело. (Лоскутное одеяло) (19 слайд)

5. Древнее искусство украшения одежды цветными нитями. (Вышивание)
Образцы вышивок были найдены в курганах скифов и сарматов, относящихся к 1 в; на Алтае к 4-3 в. до н.э.; В Китае вышивали ещё в 4-3 в. до н.э.

6. Эти изделия ценились всегда и повсюду, фрагменты этих предметов, сотканные за несколько веков до н.э., были найдены при раскопках курганов в Горном Алтае. Этими предметами взимали дань, торговали, эти предметы часто входили в посольские дары, украшали жилище – застилали сундуки, лавки, полы. (Ковры)

7. Украшения, нанизанные на нитку – первоначально из кости, камня, сейчас стеклянные пластмассовые, из полудрагоценных камней. (Бусы)

8. Коса – девичья краса, так гласит народная поговорка. Это старинное украшение для волос, прообраз современных заколок. Вид женского аксессуара для украшения девичьей косы и несущий функцию оберега девичьей чистоты, нравственного и физического здоровья невесты.
Основываясь на описаниях свадебного действа "продажи / покупки косы невесты" можно предполагать, что во время Великорусской свадьбы, как и у других народов, продается все же не сама коса невесты, как таковая, а носимый ранее незамужней девицей, косник, украшение для косы и оберег для девушки. (Косник) (20 слайд)
9. Небольшая картина тщательной и изящной отделки, с тонким изложением красок. (Миниатюра).

4 тур «Край северный»

1. Традиционный якутский сосуд из дерева или кости, украшенный резьбой. (Чорон) (22 слайд)
Чороны народные мастера Якутии делали из дерева, как, впрочем, и всю посуду. Глядя на идеальную форму чоронов, трудно себе представить, что эти кубки сделаны без применения токарного станка. Для изготовления деревянной посуды якуты использовали множество различных инструментов, но настоящие мастера своего дела пользовались только им, могли вырезать из куска цельного дерева и ложку, и тарелку, и даже чорон. (Нож)

2. Якутские кузнецы-ювелиры ценили этот металл с оттенком голубизны за его замечательные свойства: легко поддавался ковке, чеканке, резьбе, гравировке и вместе с тем был довольно твердым и весомым. (Серебро) (23 слайд)

3. С глубокой древности сохранились предметы быта, календари, наконечники стрел из этого прочного, красивого материала, который называли «голубой костью». Как называется этот вид искусства и изделия из какой кости ценятся больше всего? (Бивень мамонта, резьба по кости) (24 слайд)

4. Какими игрушками запрещалось играть якутским детям? (Фигурками людей)
Иметь деревянного или костяного идола в доме считалось великим несчастьем: культовые фигурки мог использовать только шаман для своих камланий.

5. Для изготовления этого предмета якутские мастерицы не жалели цветного сукна, щедро украшали серебряными бляшками, бисером, ручной вышивкой. Для какого животного изготавливали этот предмет? Как он называется? (Конское убранство, чепрак) (25 слайд)
Конь был священен у якутов, символизировал собой небо, поэтому женщины с особым изиском украшали конское убранство (чепраки, кычимы, покрывала на седла).

6. Этот предмет был обязательным в приданом якутской невесты и распространен повсеместно. Он мог быть круглой, квадратной формы, щедро украшенный орнаментом. Содержал все необходимое для выполнения мелких работ. (Коробка для рукоделия) (26 слайд)

7. Якутский народный эпос. (Олонхо)

5 тур « Мировое искусство»

1. Как назвать одним словом старинные ценные предметы – мебель, книги, картины. Художественные произведения? (Антиквариат)

2. Техника росписи ткани, пришедшая к нам из восточных стран – Индии, Китая. (Батик) (28 слайд) Батик – batik – индонезийское слово. В переводе с индонезийского оно означает «капля воска». Membatik – рисовать, покрывать каплями, штриховать. Техника батик основана на том, что парафин, резиновый клей, а также некоторые другие смолы и лаки, будучи нанесёнными на ткань, не пропускают через себя краску – или, как говорят художники, «резервируют» от окраски отдельные участки ткани.

3. Самая большая галерея мира находится в России и состоит из 322 залов, которые вмещают около 3 миллионов произведений искусства. (Эрмитаж) (29 слайд) Зимний дворец в Санкт-Петербурге (Дворцовая площадь, Дворцовая набережная) – бывший императорский дворец, в настоящее время входит в состав Главного музейного комплекса Государственного Эрмитажа. Нынешнее здание дворца (пятое) построено в 1754-1762 годах итальянским архитектором Б. Ф. Растрелли в стиле пышного елизаветинского барокко с элементами французского рококо в интерьерах.

4. Так французы называют любое стекло, а мы – только цветное, узорчатое. Произведение декоративного искусства изобразительного или орнаментального характера из цветного стекла, рассчитанное на сквозное освещение и предназначенное для заполнения проёма, чаще всего оконного, в каком-либо архитектурном сооружении. (Витраж) (30 слайд). Витраж (фр. vitre – оконное стекло, от лат. vitrum – стекло).

5. Греки были великолепными творцами в литературе, архитектуре, но этим
видом искусства греки овладели в совершенстве. Ярким примером этого искусства является Венера Милосская. (Скульптура) (31 слайд)

6. Около пяти тысяч лет назад китайцы сумели приручить это насекомое, при помощи
которого получили волокно, секрет производства которого хранился в строгом секрете. (Шёлк)

7. Это произведение искусства, получившее мировую известность, было создано Леонардо да Винчи. Скажите название этой картины. (Мона Лиза, Джоконда) (32 слайд). Мона Лиза (также известная как Джоконда) – портрет молодой женщины, написанный итальянским художником Леонардо да Винчи около 1503 года. Картина является одним из самых известных произведений живописи в мире. Относится к эпохе Возрождения. Выставлена в Лувре (Париж, Франция).

8. Автор известной алтарной иконы «Троица», известный русский иконописец, имя, ставшее символом Святой Руси, символом непостижимого древнерусского искусства, символом великого русского человека, каким он может и должен быть. (Андрей Рублев) (33 слайд)

Подведение итогов игры. Награждение. Присвоение звания команде: «Мастера», «Подмастерья». Рефлексия.

Список использованной литературы

1. «Прекрасное своими руками» (народные ремёсла) сост. С. Газарян. Москва «Детская литература», 1979 год.
2. «Скачи, добрый единорог» А. Милославский. Москва «Детская литература», 1982 год.

Обращаем Ваше внимание, что в соответствии с Федеральным законом N 273-ФЗ «Об образовании в Российской Федерации» в организациях, осуществляющих образовательную деятельность, организовывается обучение и воспитание обучающихся с ОВЗ как совместно с другими обучающимися, так и в отдельных классах или группах.

Художественная керамика Автор: Кирсанова Лариса Ивановна


Курс повышения квалификации

Актуальные вопросы художественно-эстетического воспитания детей в деятельности педагога дополнительного образования (декоративно-прикладное и изобразительное искусство)


Курс повышения квалификации

Мифы народов мира в культуре XX-XXI вв. (предметная область «Искусство/МХК»)


Курс профессиональной переподготовки

Изобразительное искусство: теория и методика преподавания в сфере дошкольного образования


«Творческая работа с детьми (3-10 лет) по теме Зимнее окно»

Рабочие листы и материалы для учителей и воспитателей

Более 2 500 дидактических материалов для школьного и домашнего обучения

Описание презентации по отдельным слайдам:

Художественная керамика Автор: Кирсанова Лариса Ивановна

Автор: Кирсанова Лариса Ивановна

Глина - один из древних материалов, который используется для изготовления гли.

Глина - один из древних материалов, который используется для изготовления глиняной посуды и художественных изделий.

Термин «керамика» происходит от греческого слова «керамос», что означает — гл.

Термин «керамика» происходит от греческого слова «керамос», что означает — глина.
С древнейших времён вплоть до наших дней керамические изделия занимают одно из ведущих мест в декоративно-прикладном искусстве всех народов мира.

Керамика — изделия из глины с минеральными добавками или без них, которые пол.

Керамика — изделия из глины с минеральными добавками или без них, которые получены путем формования и обжига.

Исторический очеркПластичность глины использовалось человеком еще на заре его.

Исторический очерк
Пластичность глины использовалось человеком еще на заре его существования и едва ли не первым изделием из глины стали скульптуры людей и животных, известные еще в палеолите. К позднему палеолиту некоторые исследователи относят и первые попытки обжига глины. Но широко обжиг глиняных изделий с целью придать им твердость, водоустойчивость и огнестойкость стал применяться только в неолите(около 5 тыс. лет до н. э.).

ТЕРРАКОТАТерракота – разновидность грубой керамики. Она известна с эпохи неол.

ТЕРРАКОТА
Терракота – разновидность грубой керамики. Она известна с эпохи неолита, то есть более 5 000 лет. Слово «терракота» - итальянское. Его дословный перевод обозначает «обожженная земля». Терракота выпускается промышленностью в виде неглазурованных однотонных керамических изделий с пористым черепком красного, коричневого, кремового цветов. Цветовой оттенок зависит от условий обжига.

Майолика. Майоликой называют изделия из гончарных глин, покрытые цвет.

Майолика
.
Майоликой называют изделия из гончарных глин, покрытые цветными глазурями – эмалями.
Слово произошло от названия средиземноморского острова Мальорка, где зародился этот вид керамики.

ФарфорФарфор -вид керамики, изделия из белой, обожженной при высокой температ.

Фарфор
Фарфор -вид керамики, изделия из белой, обожженной при высокой температуре глины со специальными примесями, отличающиеся непористым строением, стекловидный черепок без пор. фарфоровую массу получают в виде искусственной смеси, состоящей из белой высокосортной глины (каолина) с различными добавлениями – кварца, мела, полевого шпата, мрамора т.д.

шамотШамот – керамический бой, замешанный на глине. Шамот имеет грубозернист.

шамот
Шамот – керамический бой, замешанный на глине. Шамот имеет грубозернистый состав, глазурь на его поверх-ности растекается пят-нами, не покрывая его полностью, что придает изделию из шамота особую оригинальность.

СкопинСкопинский гончарный художественный промысел – традиционный центр народ.

Скопин
Скопинский гончарный художественный промысел – традиционный центр народного искусства на рязанской земле. Своим возникновением промысел обязан глине, залегающей в больших количествах в окрестностях города Скопина. Глиняная посуда в местах, где позднее появился город Скопин, делался еще во времена Киевской Руси.

Скопинский гончарный промысел развивался как и многие другие в России, произв.

Скопинский гончарный промысел развивался как и многие другие в России, производя гончарную посуду для крестьянского быта, печные трубы, кирпич, черепицу.

Во второй половине XIX века в Скопине появилась отрасль, прославившая его дал.

Во второй половине XIX века в Скопине появилась отрасль, прославившая его далеко за его пределами, производство глазурованных фигурных сосудов и подсвечников, многоярусных, украшенных сложной лепниной, выполненных в виде диковинного зверя или с фигурами птиц, рыб и животных.

Фантазийные фигуры возили на праздничные базары в Москву, Рязань, Липецк, а т.

Фантазийные фигуры возили на праздничные базары в Москву, Рязань, Липецк, а также в города южной России и на Украину. Их охотно покупали любители "экзотики" народного искусства, коллекционеры, иностранцы.

В 1902 и 1913 годах скопинское изделия экспонировались на кустарных выставках.

В 1902 и 1913 годах скопинское изделия экспонировались на кустарных выставках и были неоднократно отмечены наградами. В 1900 году они были представлены на выставке в Париже.

В начале XX века в городе насчитывалось около 50 мастерских. Некоторые впосле.

В начале XX века в городе насчитывалось около 50 мастерских. Некоторые впоследствии были объединены в артель "Керамик". На базе этой артели была создана Скопинская фабрика художественной керамики. Ныне это закрытое акционерное общество "Скопинская художественная керамика", численность - 160 человек, где, в основном, и сосредоточено наследие древнего народного промысла.

Дымковская игрушка

С 1780 по 1934 город – Вятка, ныне - город Киров располагался на востоке от.

С 1780 по 1934 город – Вятка, ныне - город Киров располагался на востоке от Москвы. в 16 веке население города стало пополнятся выходцами из Северной Двины и Великого Устюга.
Переселенцы основали на низком правом берегу реки вятки своё селение, дымковскую слободу, сегодня это район города Кирова. после половодья здесь обнаружились залежи красной глины, что способствовало развитию гончарного дела, а потом и игрушечного промысла. так родилась дымковская игрушка - уникальное явление в народном творчестве

Развитие игрушечного промысла связано не только с обнаружением глины, а ещё и.

Развитие игрушечного промысла связано не только с обнаружением глины, а ещё и с древним обычаем.
в глубокой древности, когда под вяткой в ночной битве, не распознав друг друга, сразилось два дружеских войска, много воинов погибло.
с тех пор каждую весну справляли тризну по погибшим. позже ритуал потерял свой драматический смысл и превратился в весеннее гулянье – «свистунью».
На этом празднике дымковские игрушки – свистульки были у всех - и у детей, и у взрослых. люди верили, что свистом смогут прогнать злые духов.
«Свистунья» в 19 веке превратилась в оживленную ярмарку с ее яркими красками и пронзительными звуками свистков.

Дымковскую игрушку лепили и раскрашивали только женщины. зимой, когда работы.

Дымковскую игрушку лепили и раскрашивали только женщины. зимой, когда работы в поле не было, курился дымок из печи в каждой избе. Там лепили и обжигали в русской печи игрушки. к весне на полках, подоконниках, на лавках и столешниках стояли незамысловатые, но столь привлекательные фигурки игрушек.
Дымковская игрушка отображает прошлый городской быт, дам и кавалеров, кормилиц. Часто встречаются многофигурные композиции, изображающие народные гуляния, праздники.

Сырье для производства дымковской игрушки – местное: красная глина. смешанная.

Сырье для производства дымковской игрушки – местное: красная глина. смешанная с просеянным песком. Процесс изготовления игрушек очень прост. Сначала из глиняного теста лепят торс фигурок, затем к нему примазывают головки и ручки.
Готовые фигурки просушивают и обжигают, после чего игрушки грунтуют белилами (раствором мела, разведенного на молоке), а по ним расписывают яркими красками, от которых фигурки приобретают веселую нарядную пестроту.

Раньше игрушки расписывали темперными красками, замешанными на яйце с квасом.

Раньше игрушки расписывали темперными красками, замешанными на яйце с квасом, используя вместо кистей палочки и перья. Расписанную игрушку вновь покрывали взбитым яйцом, что придавало блёклым анилиновым краскам блеск и яркость. Сегодня для росписи применяются анилиновые красители и мягкие колонковые кисти.

Женские образыФигурки статичные, с крупными головами, украшенными кокошниками.

Женские образы
Фигурки статичные, с крупными головами, украшенными кокошниками или модными шляпками.
Весь внешний вид выражает достоинство и величественность.

Мужские образыМужские фигурки меньше по размеру и скромнее по внешнему виду.

Мужские образы
Мужские фигурки меньше по размеру и скромнее по внешнему виду, чем женские персонажи.
Как правило, изображаются верхом на животных.

Фигурки животныхФигурки животные имеют вскинутые головы и короткие широко рас.

Фигурки животных
Фигурки животные имеют вскинутые головы и короткие широко расставленные устойчивые ножки.
Часто они изображаются в ироничной форме: в ярких костюмах и с музыкальными инструментами.

Фигурки птицИндюки и петухи изображаются с фигурными, ярко расписанными хвост.

Фигурки птиц
Индюки и петухи изображаются с фигурными, ярко расписанными хвостами, утки - в оборчатых пышных пелеринах.

Многофигурные композиции очень разнообразны, они изображают быт русских город.

Многофигурные композиции очень разнообразны, они изображают быт русских городов и деревень. Здесь и прогулки на лодках, и праздничные гулянья, и застолья, и многое другое.
Многофигурные композиции очень разнообразны, они изображают быт русских городов и деревень. Здесь и прогулки на лодках, и праздничные гулянья, и застолья, и многое другое..
композиции

  • подготовка к ЕГЭ/ОГЭ и ВПР
  • по всем предметам 1-11 классов

Рабочие листы и материалы для учителей и воспитателей

Более 2 500 дидактических материалов для школьного и домашнего обучения

Читайте также: