Орфографический и пунктуационный практикум дымковская игрушка представляет собой небольшую глиняную

Обновлено: 08.05.2024

Цель: Повышение профессионального мастерства педагогов (участников семинара-практикума), расширение творческого воображения в процессе освоения дымковской росписи.

Задачи:

- Обучение участников семинара-практикума конкретным навыкам, составляющим основу дымковской росписи;

- Инициировать декоративное оформление – украшать элементами декоративной росписи: кругами, точками, прямыми и волнистыми линиями

- Развивать творческие способности, приобщать участников к творческой деятельности с выходом на конкретный продукт;

- Воспитывать общественно активную творческую личность, готовую и способную развивать свою профессиональную деятельность.

Оборудование: тонкие кисти, стаканы с водой, салфетки бумажные, влажные салфетки, краски гуашевые разных цветов; таблицы или слайды с элементами дымковской росписи;

Ход семинара-практикума:

Веселая белая глина,
Кружочки, полоски на ней.
Козлы и барашки смешные,
Табун разноцветных коней.
Кормилицы и водоноски,
И всадники, и ребятня,
Собачки, гусары и рыбы.
А ну, назови-ка меня! (Дымковская игрушка)

Дымковская игрушка – самая известная глиняная игрушка. Родом она из Дымковской слободы под Вяткой – ныне город Киров.

Когда – то очень давно на берегу реки Вятка появилось поселение – слобода. По утрам хозяйки топили печи и кудрявые дымки весело поднимались к небу. Так и назвали слободу Дымковской.

Возникновение игрушки связывают с весенним праздником Свистунья, к которому женское население слободы Дымково лепило свистульки из глины в виде коней, баранов, козлов, уток и других животных; их красили в разные яркие цвета. Позднее, когда праздник потерял своё значение, промысел не только сохранился, но и получил дальнейшее развитие.

Для производства дымковской игрушки используется местная ярко-красная глина, тщательно перемешанная с мелким коричневым речным песком. Фигурки лепят по частям, отдельные детали собирают и долепливают, используя жидкую красную глину как связующий материал. Следы лепки заглаживают для придания изделию ровной поверхности.

Дымковская игрушка — изделие ручной работы. Каждая игрушка — создание одного мастера. Изготовление игрушки от лепки и до росписи — процесс творческий, никогда не повторяющийся. Нет, и не может быть двух абсолютно одинаковых изделий.

Традиционные цвета дымковской игрушки: красный, желтый, оранжевый, голубой, синий, зеленый, черный придают дымковской игрушке особую яркость и нарядность.

Белая и черная краска используются в минимальном количестве для придания акцента на отдельных участках.

Каждый цвет, который задействован в дымковской игрушке, имеет свое значение: белый — символизирует чистоту;

черный — ложь;

зеленый — природу;

красный — силу, здоровье;

синий — небо.

Орнамент бывает, как одноцветным, так и многоцветным. Строго геометрический орнамент строится по разнообразным композиционным схемам: клетки, полоски, круги, точки наносятся в различных сочетаниях. Завершают украшение игрушки-ромбики из сусального золота, наклеенные поверх узора.

Наиболее распространённые сюжеты: няньки с детьми, водоноски, бараны с золотыми рогами, индюшки, петухи, олени, молодые люди, скоморохи, барыни.

Дымковская игрушка стала одним из символов Кировской области, подчеркивающим самобытность Вятского края, его древнюю историю.

Сегодня у Вас есть возможность представить себя в роли дымковских мастеров.

Покружились, покружились, в мастериц превратились.

Проходите к своим местам, у каждой из вас на столе есть свой набор необходимых материалов для росписи дымковской игрушки - краски, кисточки, «тычки».

А для подсказки есть вот такие слайды с дымковскими элементами. Сейчас вы создадите свой неповторимый узор игрушки, в стиле дымковских мастериц.

Хочу показать вам, что кисточку нужно держать тремя пальцами: средний палец лежит на металлической части кисточки, сверху – указательный палец, с противоположной стороны между ними – большой. Кисточку нужно держать вертикально по отношению к расписываемому объекту. Движения руки должны быть свободными, легкими и плавными.

На листах давайте попробуем нарисовать сначала элементы дымковской росписи – круг, овал, линию (прямую, волнистую или зигзагообразную, широкую или узкую, длинную или короткую и т.д.).

Начинайте рисовать кончиком, затем, плавно опуская ворс кисточки, слегка прижмите его. От силы нажима кисточки зависят размер и форма элемента.

Дайте просохнуть одной краске, прежде чем наносить другую. Также для выполнения орнаментов вы можете использовать несколько печаток – «тычков» разного размера. Для каждой краски необходимо использовать свой «тычок». Печатки – «тычки» можно сделать из бумажных лент, чем длиннее полоска бумаги, тем толще «тычок» или из поролона, с помощью ниток и палочки.

При закрашивании круга или овала старайтесь не выходить за контур, движения кисти проводите в одном направлении – слева направо, сверху вниз или по косой. Тоненькой кисточкой наберите гуашь нужного цвета и нанесите на элемент дымковской росписи дополнительную отделку (кружочки, колечки, точки, решеточки и полосы) сначала одного цвета, затем второго и т.д.

В раскраске фигурок тоже была своя последовательность. Сначала черным рисовали волосы, палочкой наносили брови и глаза, другой лучинкой — три красных или оранжевых пятна — рот и щеки. Затем красили шляпку, а завершалась роспись орнаментацией юбки. Поверх окраски для усиления блеска местами наклеивали кусочки сусального золота.

Узоры на одежде соответствовали узорам на реальных тканях — гладкоокрашенных, клетчатых, "в горошек" и в мелкий цветочек. Элементы росписи — это простейшие геометрические элементы: кружки, кольца, полоски, змейки.

Для росписи коньков-свистулек характерно сочетание вертикальных полос и рядов разноцветных горошин разного размера, выполненное в гармоничных или контрастных тонах. Аналогично расписывали коров, козлов, баранов.

Сначала тонкой кисточкой и чёрной краской аккуратно закрашивают у лошадки нос, копыта, хвост, гриву, а кончиком кисти – рисуют глаза; у птички и уточки – сначала тонкой кистью и красной краской оформляют клюв, затем чёрной краской рисуют глазки. Затем кисточку хорошо промывают и начинают изображать узор, располагая по всей фигуре.

Роспись игрушки начинают с самой светлой краски, затем более темным цветом. При этом важно знать значение цвета.

Зеленый цвет в народном представлении связан с понятием жизни, символизирует природу, землю, пашню.

Белый всегда был связан с понятием нравственной чистоты, правды и добра.

Черный говорит о горе, неправде, зле.

Красный цвет не только символ огня, но и красоты, силы, славы, здоровья.

Нажмите, чтобы узнать подробности

Учтите, что Вы должны передать главное содержание как каждой микротемы, так и всего текста в целом.

Объём изложения – не менее 70 слов. Пишите изложение аккуратно, разборчивым почерком.

Часть 2

2. Синтаксический анализ

(1)Дымковская игрушка - это одно из произведений народного декоративного искусства. (2) Возник этот народный промысел в слободе Дымково, близ города Вятки. (3) Это один из промыслов, который существует на Вятской земле более четырёхсот лет.

(4) Возникновение игрушки связывают со Свистуньей – весенним праздником, к которому женщины лепили глиняные свистульки в виде коней, баранов и других животных и раскрашивали их яркими цветами. (5) Позднее, когда праздник потерял своё значение, промысел не только сохранился, но и получил дальнейшее развитие.

Предложение 1 имеет грамматическую основу – это одно из произведений.

В предложении 2 есть уточняющий член.

В предложении 3 подлежащее выражено словосочетанием.

В предложении 4 есть обособленное приложение.

В предложении 5 есть подчинительная и сочинительная связь между частями сложного предложения.

Пунктуационный анализ.

Расставьте знаки препинания. Укажите цифры, на месте которых должно стоять тире.

«Взгляните только на белую кувшинку (1) когда она так царственно покоится на водной поверхности среди своих прелестных бутонов и массы (2) слово подёрнутых воском (3) плавающих листьев!» (4) писал ещё в 1887 году известный русский естествоиспытатель Н.Ф.Золотницкий (5) и (6) наверное (7) ни об одном из водных растений не было сложено столько легенд и преданий (8) не написано столько стихов и картин (9) а по народному поверью (10) в озёрах и тихих речках среди кувшинок живут волшебные существа (11) нимфы-русалки.

4. Синтаксический анализ.

Замените словосочетание «стальная спица», построенное на основе согласования, синонимичным словосочетанием со связью управление. Напишите получившееся словосочетание.

5. Орфографический анализ.

ГРАНИЧАЩИЙ (с другими странами) – в суффиксе действительного причастия настоящего времени, образованного от глагола I спряжения, пишется буква А.

(далеко) НЕ ГЛУПЫЙ – раздельное написание частицы НЕ с прилагательным определяется словом, усиливающим отрицание.

НЕ МЕШАЙ – деепричастие, без НЕ употребляется, поэтому пишется раздельно.

ПРОВЕТРИШЬ – в безударном личном окончании глагола II спряжения пишется буква И.

ЭКСПЕДИЦИЯ – в окончании имени существительного после Ц пишется буква И.

Прочитайте текст и выполните задания 6-9

(1)Динка огляделась. (2)Уютно белеющая в зелени хата вблизи оказалась старой, вросшей в землю, облупленной дождями и ветрами. (3)Одной стороной хата стояла на краю обрыва, и кривая тропинка, сбегая вниз, приводила к заброшенному колодцу.

(4)Яков сидел у раскрытого окна на низенькой скамеечке перед изрезанным сапожным ножом столиком и, склонившись, тачал сапоги. (5) Иоська, размахивая руками, что-то весело рассказывал отцу, на щеке его вспрыгивала лукавая ямочка. (6)Отец и сын сидели в единственной, но очень просторной комнате с огромной русской печкой.

(7)Осторожно войдя в сени и заглянув в комнату, Динка остановилась от неожиданности. (8)Прямо перед ней, в простенке между двумя окнами, где стоял сапожный столик и было светлее, возвышался портрет молодой женщины со строгой улыбкой, в городском платье, с чёрным кружевным шарфом. (9)Она была изображена во весь рост и так, как будто торопилась куда-то, накинув свой лёгкий шарф.

(10)Но больше всего поразили Динку её глаза. (11)Огромные, полные какой-то внутренней тревоги, умоляющие и требовательные. (12)Остановившись на пороге, Динка не могла оторвать глаз от этого портрета. (13)Казалось, она где-то уже видела эти глаза, улыбку и ямочку на щеке.

(14)3абывшись, она молча переводила глаза с портрета матери на сына.

(15)Иоська смолк и насторожённо смотрел на непрошеную гостью. (16)Яков тоже поднял глаза, и на лице его появилось уже знакомое Динке выражение сосредоточенной строгости.

(17)Здравствуйте, барышня! – сказал он, поднимаясь навстречу.

(18)Здравствуйте, Яков Ильич! – низко кланяясь, прошептала оробевшая Динка.

(19)Портрет Катри, её живые, горящие глаза, притихший двойник портрета, Иоська, и сам несчастный, уединившийся здесь после смерти жены скрипач – всё это внушало ей ужас. (20)Не чувствуя под собой ног и не зная, что ей делать, она жалостно попросила:

(21)Сыграйте, Яков Ильич.

(22)Иоська с готовностью подал отцу скрипку. (23)Яков кивнул сыну и, повернувшись к портрету, поднял смычок, прикоснулся к струнам.

(24)Как только полились звуки скрипки, страх Динки прошёл. (25)Играя, Яков смотрел на портрет и, двигая в такт музыке бровями, улыбался. (26)И Катря отвечала ему нежной, строгой улыбкой. (27)А Иоська сидел на сапожной табуретке и, сложив на коленях ладошки, смотрел то на отца, то на мать. (По В.А. Осеевой-Хмелёвой*)

* Осеева-Хмелёва Валентина Александровна (1902–1969) – советская детская писательница. Самыми известными её произведениями стали повести «Динка», «Динка прощается с детством».

6.Анализ содержания текста.

Динка не ожидала увидеть в хате настолько выразительный и наполненный жизнью портрет.

На портрете была изображена женщина, удивительно похожая на Иоську.

Динка удивилась, что в убогой хате вообще есть украшения и предметы искусства.

Динку поразила изысканность платья женщины на портрете.

Яков Ильич и Иоська жили в старой хате на краю обрыва.

7. Анализ средств выразительности.

Прямо перед ней, в простенке между двумя окнами, где стоял сапожный столик и было светлее, возвышался портрет молодой женщины со строгой улыбкой, в городском платье, с чёрным кружевным шарфом.

Остановившись на пороге, Динка не могла оторвать глаз от этого портрета.

Иоська смолк и вопросительно и насторожённо смотрел на непрошеную гостью.

Яков кивнул сыну и, повернувшись к портрету, поднял смычок, прикоснулся к струнам.

Не чувствуя под собой ног и не зная, что ей делать, она жалостно попросила:

– Сыграйте, Яков Ильич.

8.Лексический анализ.

Замените книжное выражение «внушало ужас» в предложении 19 стилистически нейтральным синонимом. Напишите этот синоним.

1) Напишите сочинение-рассуждение, раскрывая смысл высказывания известного современного лингвиста Нины Сергеевны Валгиной, которая считает, что пунктуационные знаки «помогают пишущему сделать очень тонкие смысловые выделения, заострить внимание на важных деталях, показать их значимость». Аргументируя свой ответ, приведите два примера из прочитанного текста.

Приводя примеры, указывайте номера нужных предложений или применяйте цитирование.

Вы можете писать работу в научном или публицистическом стиле, раскрывая тему на лингвистическом материале.

Объём сочинения должен составлять не менее 70 слов.

Работа, написанная без опоры на прочитанный текст (не по данному тексту) , не оценивается. Если сочинение представляет собой пересказанный или полностью переписанный исходный текст без каких бы то ни было комментариев, то такая работа оценивается нулём баллов.

Сочинение пишите аккуратно, разборчивым почерком.

9.2) Напишите сочинение-рассуждение. Объясните, как Вы понимаете смысл финала текста: «Как только полились звуки скрипки, страх Динки прошёл».

Приведите в сочинении два примера-иллюстрации из прочитанного текста, подтверждающих Ваши рассуждения.

Приводя примеры, указывайте номера нужных предложений или применяйте цитирование.

Объём сочинения должен составлять не менее 70 слов.

Если сочинение представляет собой пересказанный или полностью переписанный исходный текст без каких бы то ни было комментариев, то такая работа оценивается нулём баллов.

Сочинение пишите аккуратно, разборчивым почерком.

9. 3) Как Вы понимаете значение выражения НАСТОЯЩЕЕ ИСКУССТВО? Сформулируйте и прокомментируйте данное Вами определение. Напишите сочинение-рассуждение на тему «Что даёт людям настоящее искусство?», взяв в качестве тезиса данное Вами определение. Аргументируя свой тезис, приведите два примера-аргумента, подтверждающих Ваши рассуждения: один пример-аргумент приведите из прочитанного текста, а второй – из Вашего жизненного опыта.

Объём сочинения должен составлять не менее 70 слов.

Если сочинение представляет собой пересказанный или полностью переписанный исходный текст без каких бы то ни было комментариев, то такая работа оценивается нулём баллов.

Нажмите, чтобы узнать подробности

Дымковская игрушка представляет собой небольшую глиняную статуэтку, раскрашенную яркими красками. Каждая такая игрушка уникальна, ее формы и стиль росписи не имеют аналогов в мире.

История дымковской игрушки берет свое начало на Руси еще в XVI веке. Зародился этот старинный народный промысел в слободе Дымково, около города Вятка (сегодня это Кировская область). Именно по месту происхождения дымковской игрушки она и получила свое название. Изредка ее также называют кировская или вятская.


Появлением дымковской игрушки мы обязаны языческому празднику Свистунья. В этот день было принято чтить память погибших во время столкновений в 1418 году между Вятскими и Устюжскими дружинами (так называемое Хлыновское побоище). Трагедия состоит в том, что участники побоища были уверены, что сражаются с татарами, так как из-за темноты не могли рассмотреть противника. Как говорят, время лечит, и постепенно трагедия была забыта, а праздник остался. В этот день проводились массовые гуляния с песнями, плясками, и, как несложно догадаться из названия Свистунья, свистом. Специально с этой целью к празднику делали свистульки, которые, по сути, и являются первыми дымковскими игрушками. Традиция настолько полюбилась жителям слободы, что они стали делать фигурки постоянно, не приурочивая их к празднику. Интересно, что изготовлением игрушек занимались в основном женщины.


В Советском союзе поддержали народный промысел дымковской игрушки и всячески способствовали его развитию. Еще до войны лучшие мастерицы были организованы в артель по изготовлению фигурок. Это было сделано с целью, сохранить знания, традиции и опыт, чтобы передать их будущим поколениям. Одна из мастериц за свой талант получила даже звание Героя Труда СССР.


Дымковские игрушки делают исключительно вручную, и даже с развитием технических возможностей производство не было автоматизировано. Материалом для изготовления фигурок служит красная глина, тщательно вымешанная с речным песком. Изделия обжигают, покрывают так называемыми белилами (молоко с мелом), после чего раскрашивают. Краски также делают самостоятельно из яиц и кваса. В завершение игрушки покрывают яичным белком, который придает им яркость.


Дымковские игрушки отличаются контрастностью и четкостью цветовых границ, что подсознательно вызывает положительные эмоции. Орнамент хоть и кажется сложным, но делается из простых геометрических фигур – круг, клетка, полоска и точка. Возможно, поэтому создается впечатление, что игрушки расписаны детьми.


Сюжеты для дымковских сувениров могут быть взяты из различных сфер жизни. Здесь не существует никаких ограничений. Самыми распространенными являются фигурки домашних животных, водоносови детей. Дымковская игрушка стала своего рода визитной карточкой Кировской области. В центре города был даже открыт памятник «Семья» — женщина с двумя детьми, мужик с гармошкой, кошка и собака. Композиция выполнена в духе дымковской игрушки.

Дымковские игрушки — это образцы миниатюрной глиняной скульптуры, уникальные изделия одного из древних русских народных промыслов, который возник в слободе Дымково Вятской губернии. В наши дни это территория города Кирова. Поэтому дымковские глиняные фигурки иногда называют » кировскими игрушками».

Дымковские игрушки являются изделиями ручной работы, поэтому каждой из них присуща индивидуальность. Нет и не может быть двух одинаковых фигурок, потому что мастер вкладывает в свою игрушки особенные характерные черты.

Яркие дымковские фигурки

Яркие дымковские фигурки

Это касается всех этапов создания глиняных фигурок, начиная от процесса лепки до росписи. Именно уникальность, своеобразие и широкая вариативность форм и являются изюминкой дымковской игрушки.

Образцы дымковских игрушек

Образцы дымковских игрушек

История промысла

История возникновения дымковского промысла берет свое начало в XV — XVI столетиях. Изначально красочные игрушки из глины имели форму свистулек. Матери делали их для забавы своих детей из доступных в данной местности природных материалов.

Позднее изготовлением ярких забавных фигурок стали заниматься целыми семьями. Долгими зимними вечерами мастера и их домочадцы вместе замешивали пластичную массу из глины, лепили небольшие игрушки, а после высушивали их и обжигали в печи при высокой температуре. Далее изделия расписывали вручную.

Дымковская игрушка

Дымковская игрушка » Тройка».

Яркие забавные фигурки с успехом продавались на ярмарке, которая проводилась в честь весеннего праздника Свистуньи. Он устраивался через месяц после Пасхи, и был посвящен памяти погибших в Хлыновском побоище в 1418 году.

В эти дни проводились массовые гулянья. Жители Вятской губернии веселились, пели и плясали. При этом самым популярным музыкальным инструментом была яркая, мастерски расписанная глиняная свистулька.

Позднее историческое значение праздника было подзабыто, а вот традиция изготовления расписных глиняных фигурок прижилась и получила широкое распространение. Так возник известный во всем мире русский народный промысел — дымковская игрушка.

В дальнейшем мастера занялись изготовлением глиняных фигурок на постоянной основе. При этом значительно расширился ассортимент изделий.

Дымковская игрушка

Дымковская игрушка » Парочка».

В начале XIX века производство дымковской игрушки распространилось по всей Вятской губернии и стало массовым. Глиняные фигурки делали в большом количестве практически в каждом дворе, поэтому местных покупателей оставалось все меньше и меньше.

Тогда маленькие яркие статуэтки стали возить на продажу в Оренбургскую область, в Москву и другие крупные города, где часто устраивались ярмарки и были открыты специальные лавки по продаже игрушек и сувениров.

Дымковская игрушка

Дымковская игрушка » Дама с собачкой».

Материалы и технология изготовления

Основным материалом для производства дымковской игрушки является местная глина ярко — красного оттенка. Для получения мягкой пластичной массы глину тщательно перемешивали с мелким речным песком .

Все части фигурки лепят отдельно, а после собирают изделие из деталей, скрепляя их между собой жидкой красной глиной. Все соединительные швы аккуратно сглаживают до получения идеально ровной поверхности изделия.

Срок просушивания у игрушек разный ( от 2 дней до полутора месяцев) — в зависимости от размера и композиционной сложности изделия.

Далее фигурки обжигают в печи при температуре около 850* С. После процедуры обжига дымковские игрушки покрывают двумя — тремя слоями темперных белил.

В начале возникновения промысла вместо белил использовали мел, разведенный в молоке до однородной консистенции. Раньше для росписи игрушек применяли темперные краски. смешанные с куриными яйцами и разведенными квасом.

После раскрашивания поверхность изделия смазывали взбитыми яичными белками, что помогало придать глянцевый блеск, а краски выглядели ярче.

В качестве основных инструментов для нанесения рисунков вместо кистей выступали птичьи перья и тонкие заостренные палочки.

В наше время для росписи дымковских игрушек применяются яркие анилиновые красители и мягкие кисти из натурального ворса.


» Девушка с самоваром».

Цветовая гамма и орнаменты росписей

Для росписи глиняных дымковских игрушек издавна использовалась богатая цветовая палитра. Среди основных цветов, характерных для дымковской росписи, можно назвать следующие:

В схемах росписей преобладает строгий орнамент с использованием различных геометрических фигур. Можно заметить различные композиционные сочетания полосок, кругов, ромбов, клеток и точек.

В качестве дополнительного декоративного элемента на готовый цветной узор наносятся мелкие капельки или ромбики из сусального золота.

Тематика дымковских игрушек

Поначалу формы фигурок были простыми и даже примитивными, но с течением времени внешний вид и качество игрушек совершенствовались, а их ассортимент значительно расширился.

Изначально тематика дымковских игрушек была следующей:

  • Фигурки животных — кони, бараны, овцы, козлы, собаки, кошки, свиньи, медведи, олени и другие.
  • Фигурки птиц — утки, гуси, куры, петухи, индюшки.
  • Мужские фигурки — в русской национальной одежде или в старинных костюмах.
  • Женские фигурки — барыни в пышных платьях с кокошником на голове.
  • Фигурки детей — младенцы в пеленках на руках у матери, мальчики и девочки в ярких нарядах.
  • Скоморохи — очень популярными были фигурки пляшущих человечков в ярких одеждах.
  • Водоноски — игрушки в виде женщин с коромыслом на плечах.
  • Сюжетные игрушки — фигурки мужчин, женщин и детей в процессе различных видов деятельности.

Сюжетная игрушка

Сюжетная игрушка » Семья».

В советскую эпоху народный промысел по изготовлению дымковских игрушек был поставлен на производственную основу. Были организованы цеха, в которых мастера вручную делали глиняные фигурки, обжигали их, а затем раскрашивали и покрывали яичными белками для придания краскам большей яркости.

Тематика современных дымковских игрушек значительно расширилась. Так, среди наиболее распространенных образцов изделий можно выделить следующие:

  • Стилизованные фигурки животных и птиц
  • Герои народных сказок
  • Изделия на темы исторических сюжетов
  • Фигурки мужчин и женщин в народных костюмах
  • Фигурки детей
  • Представители различных профессий
  • Предметы быта
  • Предметы старины

На сегодняшний день дымковская игрушка является предметом гордости мастеров и визитной карточкой всей Кировской области. Трудно переоценить историко — культурное значение данного народного промысла, который наглядно демонстрирует творческий потенциал жителей Вятского края.

Дымковская глиняная игрушка

Дымковская глиняная игрушка

В 2010 году в центре Кирова была установлена скульптурная группа » Семья», созданная в соответствии с классическими канонами изготовления дымковской игрушки.

Эта группа состоит из мужчины с гармонью, барыни в пышной юбке с младенцем на руках, ребенка со свистулькой, а также небольших фигурок собаки и кошки.

Скульптурная группа

Скульптурная группа » Семья» в центре Кирова.

В 2011 году в Кирове открылся музей » Дымковская игрушка: история и современность», в экспозиции которого насчитывается более 700 оригинальных образцов ярких глиняных фигурок. Таким образом, каждый желающий может познакомится с уникальными изделиями народных мастеров.

В Кировском музее дымковской игрушки

В Кировском музее дымковской игрушки

Дымковская игрушка : 1 комментарий

Образы всадника-свистульки и «гуляющего кавалера» с присущими им округлыми пластическими формами, приземистыми пропорциями, кукольной важностью и серьезностью принадлежат к числу наиболее ярких и самобытных в ассортименте дымковской игрушки. Но если сюжет всадника-свистульки типичен почти для всех центров народной глиняной игрушки XIX века, то «гуляющий кавалер» и появившаяся позднее аналогичная «гуляющая дама» — дело рук и фантазии только дымковских мастериц. Обе игрушки нравились им самим. Каждая лепила их в большом количестве, варьируя положение рук, цвет одежды (у всадников — непременно с эполетами на плечах), кольца, клетки и горохи на свистках и телах коней, высоту и форму шляпы, всегда лихо надетой, то с заломом, то с нолями, то треуголки.

Обращаем Ваше внимание, что в соответствии с Федеральным законом N 273-ФЗ «Об образовании в Российской Федерации» в организациях, осуществляющих образовательную деятельность, организовывается обучение и воспитание обучающихся с ОВЗ как совместно с другими обучающимися, так и в отдельных классах или группах.

Муниципальное бюджетное дошкольное образовательное учреждение детский сад №9.


Курс повышения квалификации

Основы первой помощи в деятельности воспитателя дошкольной образовательной организации


Курс повышения квалификации

Подростковый возраст - важнейшая фаза становления личности


Курс повышения квалификации

Художественно-эстетическое развитие детей дошкольного возраста в условиях реализации ФГОС ДО


«Домашнее обучение. Лайфхаки для родителей»

  • Поможем развить концентрацию и внимание с раннего возраста
  • Повысим гибкость и раскованность в общении

Рабочие листы и материалы для учителей и воспитателей

Более 2 500 дидактических материалов для школьного и домашнего обучения

Описание презентации по отдельным слайдам:

Муниципальное бюджетное дошкольное образовательное учреждение детский сад №9.

Муниципальное бюджетное дошкольное образовательное учреждение
детский сад №9 «Рябинка»
Дымковская игрушка – история промысла для детей
Подготовила воспитатель
Соколова Лариса Юрьевна
г.Сергач , 2022 год

Дымковские игрушки — это образцы миниатюрной глиняной скульптуры, уникальные.

Дымковские игрушки — это образцы миниатюрной глиняной скульптуры, уникальные изделия одного из древних русских народных промыслов, который возник в слободе Дымково Вятской губернии. В наши дни это
территория города Кирова. Поэтому дымковские глиняные фигурки иногда называют «кировскими игрушками».

Дымковские игрушки являются изделиями ручной работы, поэтому каждой из них п.

Дымковские игрушки являются изделиями ручной работы, поэтому каждой из них присуща индивидуальность. Нет и не может быть двух одинаковых фигурок, потому что мастер вкладывает в свою игрушки особенные характерные черты.

Изначально красочные игрушки из глины имели форму свистулек. Мамы делали их.

Изначально красочные игрушки из глины имели форму свистулек. Мамы делали их для забавы своим детям из доступных в данной местности природных материалов.
Позднее изготовлением ярких забавных фигурок стали
заниматься целыми семьями. Долгими зимними вечерами
мастера и их домочадцы вместе замешивали пластичную массу из глины, лепили небольшие игрушки, а после высушивали их и обжигали в печи при высокой температуре. Далее изделия
расписывали вручную.

Характерной чертой дымковской игрушки является то, что все они могли свистет.

Характерной чертой дымковской игрушки является то, что все они могли свистеть, трещать, грохотать и издавать другой шум.
В настоящее время, это не является необходимым атрибутом дымковской игрушки, однако, способы ее изготовления и росписи остались прежними.

Процесс лепки проводится вручную и поэтому нет двух одинаковых дымковских игр.

Процесс лепки проводится вручную и поэтому нет двух
одинаковых дымковских игрушек, каждая из них уникальна и
хранит в себе частичку души мастера, ее изготовившего. Для создания поделки используется ярко-красная глина, смешанная с мелким речным песком. Игрушка создается по частям, а, затем, все детали скрепляются между собой с
помощью жидкой красной глины, стыки же для более плавного перехода заглаживают мокрой тряпицей.



После окончания процесса лепки производится сушка игрушки с последующим обжи.

После окончания процесса лепки производится сушка игрушки с последующим обжигом. Длительность сушки зависит от размеров статуэтки. Процесс сушки занимает от 3 дней до 3 недель.
После сушки наступает момент обжига. Раньше, игрушки
обжигали в деревенской печи. Их клали на металлический
противень и устанавливали непосредственно на дрова. После того, как игрушка накалялась ее остужали в той же печи. В настоящее время применяются современные печи, которые позволяют сэкономить время и делают процесс прокаливания игрушки более безопасным.

После сушки и обжига дымковская игрушка приобретает красно-коричневый цвет.

После сушки и обжига дымковская игрушка приобретает красно-коричневый цвет, поэтому перед нанесением узоров проводится ее выбеливание. Для этого статуэтку покрывают специальным раствором, состоящим из мелового порошка и молока. После того, как молоко скисает, раствор становится твердым и на поверхности игрушки создается ровный белый слой. Выбеливание фигурок позволяет не только сделать их поверхность более ровной, но и придать наносимым краскам особую живую яркость.

Весь путь создания уникальной и неповторимой дымковской игрушки сродни волшеб.

Весь путь создания уникальной и неповторимой дымковской
игрушки сродни волшебству и делится на несколько этапов.
Основными из них являются:
лепка
сушка
обжиг
побелка
роспись
Для того, чтобы придать неповторимый образ дымковской игрушке используют сочетание ярких, контрастных цветов и геометрических форм. Благодаря этому фигурки приобретают праздничный раскрас.

Раньше роспись производилась с помощью палочек с накрученными на них тряпочка.

Раньше роспись производилась с помощью палочек с
накрученными на них тряпочками, а для прорисовки глаз и бровей использовали лучинки-палочки. В настоящее время, применяются специальные краски. Наносят их на игрушку кистями.
Чаще всего при росписи игрушек использовали такие цвета, как: синий, зеленый, красный, малиновый, оранжевый, голубой, изумрудный, коричневый, черный. Настоящий мастер должен
был знать, что символизировали основные цвета. Например, зеленый — это символ природы, пашни и земли, красный — красоты, здоровья, огня, белый — доброты, правды, честности, черный — горя, зла, а голубой — цвет неба.

Наиболее ярко раскрашивали петухов, индюков, всадников, уток, козлов. Узор ч.

Наиболее ярко раскрашивали петухов, индюков, всадников, уток, козлов. Узор часто носил не только оригинальный, но и фантастический характер. Несколько реже создавали фигурки баранов, свиней и коров.

Сам узор представляет собой разнообразное сочетание различных по форме геоме.

Сам узор представляет собой разнообразное сочетание различных по форме геометрических фигур и цветовых решений, которые придают особый колорит дымковской
игрушке и помогают создать огромное множество композиций. Наиболее часто применяются такие геометрические формы, как: круги, полоски, кольца, змеи.

Дополнительным украшением узора служили маленькие квадратики сусального золо.

Дополнительным украшением узора служили маленькие квадратики сусального золота. Его использование являлось характерной и отличительной чертой дымковской игрушки.
Вырезанные из листиков сусального золота квадратики с помощью кисти, смоченной в яичном белке, наносили на игрушку и расправляли с помощью сухой кисточки.

Традиции создания дымковской игрушки живы до сих пор. Этот процесс так и не с.

Традиции создания дымковской игрушки живы до сих пор. Этот
процесс так и не стал автоматизированным и серийным.
Фигурки и сейчас расписывают вручную.
Создание дымковской игрушки было и остается женской
профессией. Полет фантазии и знание древних традиций и обычаев помогает прекрасному полу создавать невероятные
образы и передавать их целой гаммой сочных красок. Благодаря дымковской игрушке, существующей уже более 400 лет,
продолжается богатая история русского народа и его
культурного наследия. Эти яркие и необычные статуэтки непросто радуют глаз и поднимают настроение, они погружают в захватывающую сказку, неповторимый и оригинальный сюжет, которой каждый человек придумывает для себя сам.
Дымковская игрушка продолжает являться символом щедрости души, бодрости духа и безграничной доброты русского народа.

Читайте также: