Основные цвета дымковской игрушки изо 5 класс

Обновлено: 03.05.2024

Мастер - класс. Урок по ИЗО в 5 классе по теме: роспись Дымковской игрушки. Прилагается конспект урока + презентация.

ВложениеРазмер
urok_risovaniya_v_5_klasse_po_teme.zip 1.43 МБ

Предварительный просмотр:

Урок рисования в 5 классе по теме: роспись «Дымковской игрушки»

Цель : Познакомить с росписью Дымковской игрушки. Закрепить знания о народном промысле города Вятки, о Дымковской игрушке. Воспитывать интерес к народному творчеству, бережно относится к традициям народа.

Оборудование : модели глиняных Дымковских игрушек, образцы рисунков – упражнений.

  1. Вводная беседа 7 минут.
  2. Повторение элементов росписи – 5 минут.
  3. Самостоятельная работа. Роспись выполненной игрушки 20 минут.
  4. Выставка работ, подведение итогов 5 минут.

Сегодня мы вспомним еще раз дымковские игрушки. Места, где живут эти мастера, называют центрами народных промыслов. Их много. В большом селе Дымково недалеко от Вятки и родилась дымковская игрушка.

Чем знаменито Дымково?

- Вопрос: Почему же село назвали Дымково?

В давние времена жители этого села, от мала до велика, лепили глиняную игрушку к весенней ярмарке. Зимой село в дыму от того, что топят печи, обжигают игрушки: в пасмурные дни стелется туман от речки легкой дымкой, возможно, от этого и возникло название села Дымково, а игрушки стали называть дымковскими?

Что это за игрушки? Давайте посмотрим.

Смотрим игрушки: (слайд 1,2,3)

На Вятке существовала добрая традиция веселья – праздник Свистопляска (более позднее Свистунья) – в этот день жители города с утра вспоминали предков, а во второй половине ходили по улицам и свистели в небольшие свистки. Праздник стал историей, а обычай лепить и расписывать игрушки сохранился.

Вопрос: Но почему праздник назвали: Свистуньей: кто может рассказать легенду.

Учитель: С тех пор и отмечали горожане свой особый праздник: Свистунью.

Все посетители ярмарки от мала до велика, считали своим долгом посвистеть в глиняную свистульку. Спрос на игрушки очень велик. После праздника расписные игрушки выставляли между рамами окон.

Существовал и другой обычай в воскресенье, после обедни дочери богатых горожан, ходили за водой на пруд. Вдоль дороги выстраивались женихи. Этот обычай тоже отразился в творчестве мастеров, появились глиняные водоноски. ( Слайд 4,5)

Вопрос: Что общего у всех этих игрушек? (слайд 8)

Ответ: белый фон.

Вопрос: А знаете ли вы почему? (слайд 6)

Дымковская игрушка имеет характерные отличия в росписи. Вылепленная из красной глины, она после обжига окрашивается разведенной на молоке мелом, сейчас заменой служат водоэмульсионные белила. Мы будем пользоваться гуашевыми красками, а чтоб они не пачкались:

- их смешиваем в палитре не с водой, а с яйцом;

- капаем каплю в чашечку палитры;

- добавляем нужный цвет гуаши;

- рисуем этой наведенной краской.

Что изображают дымковские мастерицы? Нянек с детьми, гусей уточек, баранов с золотыми рогами, петухов, оленей.

Какие цвета любят мастера Дымково?

Ответ: нарядные, яркие. Какие узоры вы видите на игрушках: Нравятся ли вам эти игрушки? Какая больше? Почему?

- Теперь украсим свою игрушку. Покроем его белилами. (слайд 6-7)

Затем, пока игрушка высыхает, учитель рассказывает, как расписать его, какие краски и цвета взять, показывает, как это сделать, и дает задание украсить свою игрушку самостоятельно.

- Игрушка готова! Чудо – кони начали жить!

Выставка работ, подведение итогов.

По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Тема занятия «Дымковская игрушка – Вятский народный промысел »

Развитие мотивации воспитанников к декоративно прикладному творчеству, знакомство с дымковской игрушой. .

конспект и презентация урока во 2 классе тема " Роспись Дымковской барыни"

Подробный конспект урока декоративного рисования для учащихся 2 класса по теме " Роспись Дымковской барыни",предполагает знакомство с особенностями рисования элементов и выбором цвета в.


Связь времён в народных русских игрушках. Роспись дымковской игрушки


Разработка урока "Роспись дымковской игрушки", 5 класс

Разработка урока "Роспись дымковской игрушки", 5 класс. Включает презентацию, план-конспект урока.

Роспись дымковской игрушки

Конспект совместного занятия родителей и детей логопедической группы по росписи дымковской игрушки.


План-конспект мастер-класса по теме: «Роспись кухонной лопатки».

План-конспект мастер-классапо теме: «Роспись кухонной лопатки». Ход мастер-класса. ТЕХНОЛОГИЧЕСКАЯ КАРТА РОСПИСИ КУХОННОЙ ЛОПАТКИ.Поэтапная роспись кухонной лопатки на примере кот.


Мастер-класс на тему: " Русская народная игрушка. Дымковский петушок"

Конспект мастер-класса разработан для обучающихся с тяжёлыми нарушениями в интеллектуальном развитии и учителей работающих с этими детьми.

Обращаем Ваше внимание, что в соответствии с Федеральным законом N 273-ФЗ «Об образовании в Российской Федерации» в организациях, осуществляющих образовательную деятельность, организовывается обучение и воспитание обучающихся с ОВЗ как совместно с другими обучающимися, так и в отдельных классах или группах.

МКОУ БРЕДИНСКАЯ ОБЩЕОБРАЗОВАТЕЛЬНАЯ ШКОЛА №4ДЫМКОВСКАЯ КАРУСЕЛЬУрок изобраз.


Курс повышения квалификации

Актуальные вопросы художественно-эстетического воспитания детей в деятельности педагога дополнительного образования (декоративно-прикладное и изобразительное искусство)


Курс повышения квалификации

Анализ урока как инструмент развития профессиональных компетенций учителя в соответствии с требованиями ФГОС


Курс повышения квалификации

Специфика художественно-изобразительной деятельности в условиях реализации ФГОС ДО


«Искусство детям - увлекательно и просто: Древний Китай»

Рабочие листы и материалы для учителей и воспитателей

Более 2 500 дидактических материалов для школьного и домашнего обучения

Описание презентации по отдельным слайдам:

МКОУ БРЕДИНСКАЯ ОБЩЕОБРАЗОВАТЕЛЬНАЯ ШКОЛА №4ДЫМКОВСКАЯ КАРУСЕЛЬУрок изобраз.

МКОУ БРЕДИНСКАЯ ОБЩЕОБРАЗОВАТЕЛЬНАЯ ШКОЛА №4
ДЫМКОВСКАЯ КАРУСЕЛЬ
Урок изобразительного искусства
5 класс
Учитель: Садыкова Зульфия Рашитовна
Апрель 2014

«РАБОТА ХОРОША , ЕСЛИ В НЕЙ ПОЛЬЗА И ДУША»

«РАБОТА ХОРОША ,
ЕСЛИ В НЕЙ ПОЛЬЗА И ДУША»

ЦЕЛЬ: Образовательный аспект – научиться выполнять роспись в технике мазков.

ЦЕЛЬ:
Образовательный аспект – научиться выполнять роспись в технике
мазкового письма и печаткой – тычком;
Воспитательный аспект -- способствовать эстетическому воспитанию школьников средствами народного художественной культуры;
Развивающий аспект - - закрепить знания геометрического орнамента на народной дымковской игрушке

ЗАДАЧИ:
дать обучающимся возможность выявить характерные особенности росписи дымковской игрушки;
сформировать умение создавать узоры по собственному замыслу, используя разнообразные приемы работы кистью; выделять элементы геометрического узора дымковской росписи (круги, прямые и волнистые линии, клетка, точки-горошины).
углублять эстетические познания о народном декоративно-прикладном искусстве.
воспитывать любовь к народному искусству России. Дать возможность обучающимся почувствовать себя мастером по росписи дымковской игрушки.

Планируемые результатыПредметные : Базовый уровень - умение видеть форму, цве.

Планируемые результаты
Предметные :
Базовый уровень - умение видеть форму, цвет, декор игрушки и
передавать единство этих качеств в рисунках и объёмных работах
Повышенный уровень - умение выполнять вариации орнаментальных композиций на основе дымковской росписи
Метапредметные:
Познавательные - представление о народном промысле – глиняная Дымковская (Вятская) игрушка (Кировская область)
Коммуникативные - умение эстетически подходить к любому виду деятельности
Регулятивные - умение моделировать (макетировать) объёмные формы
Личностные: - проявление познавательной активности, осознание значения знаний для человека


ДЫМКОВСКАЯ КАРУСЕЛЬ



Дымковские игрушки


Слобода ДымковоПочему же назвали слободу Дымково, а игрушки Дымковские? Дав.

Слобода Дымково
Почему же назвали слободу Дымково, а игрушки Дымковские?
Давным-давно, за дремучими лесами, за далёкими морями, на берегу голубой реки Вятка, напротив города Кирова, расположилось большое село. Здесь издавна селились печники и гончары. Чтобы обжечь игрушки, печи топили до поздней ночи, и вся слобода была в дыму, в дымке. Вот и прозвали то село Дымково, а игрушки дымковскими. Существует легенда о том кто научил жителей этому славному ремеслу…

Рядом с деревней жила волшебница. На берегу, она брала глину и из этой глины.

Рядом с деревней жила волшебница. На берегу, она брала глину и из этой глины лепила фигурки коней, индюков, барынь и многое другое. А вылепленные игрушки она обжигала в печи докрасна, остужала их и покрывала белой краской, а потом их расписывала разными красками. И узоры были разные: точки, кружочки, волнистые линии, завитки. Прослышал про это народ в деревне, и захотели они посмотреть дивное волшебство. Постучались, вошли, а как вошли и остановились, слово вымолвить не могут. Стоят, налюбоваться не могут. Расписные барыни в нарядных сарафанах, точно в пляс идут, расписные кони гарцуют, сказочные индюки выставили свои хвосты на показ. А волшебница была очень добрая, подарила им на память свои расписные игрушки и научила их своему мастерству
Вот с тех пор лепят весёлых, ярких, красочных игрушек и свистулек. Много их налепят за долгую зиму…. А когда поднимается в небе золотое, весеннее солнышко, убежит снег с полей, сельчане выносили свои игрушки на ярмарку и устраивали на горе Раздерихе весёлый праздник Свистуньи и Свистопляса, и ну свистеть (ведь первоначально дымковская игрушка была свистулькой), зиму провожать, весну встречать, славить. И слава о тех игрушках разлетелась по всему свету, и назвал народ эти игрушки дымковскими. Так и дошла эта красивая игрушка до наших дней, а слава о ней разлетелась далеко-далеко по всему свету.

Обращаем Ваше внимание, что в соответствии с Федеральным законом N 273-ФЗ «Об образовании в Российской Федерации» в организациях, осуществляющих образовательную деятельность, организовывается обучение и воспитание обучающихся с ОВЗ как совместно с другими обучающимися, так и в отдельных классах или группах.


Курс повышения квалификации

Актуальные вопросы художественно-эстетического воспитания детей в деятельности педагога дополнительного образования (декоративно-прикладное и изобразительное искусство)


Курс повышения квалификации

Анализ урока как инструмент развития профессиональных компетенций учителя в соответствии с требованиями ФГОС


Курс повышения квалификации

Специфика художественно-изобразительной деятельности в условиях реализации ФГОС ДО


«Искусство детям - увлекательно и просто: Древний Китай»

Рабочие листы и материалы для учителей и воспитателей

Более 2 500 дидактических материалов для школьного и домашнего обучения

Описание презентации по отдельным слайдам:

ДЫМКОВСКАЯ ИГРУШКА
Подготовила учитель
изобразительного искусства
МОУ «Малореченская школа»
г. Алушты
Теплякова Н.Л.

Ды́мковская игру́шка — один из русских народных глиняных художественных промыслов .
Возник в заречной слободе Дымково, близ города Вятки (ныне на территории города Кирова).
Существующий более 400 лет, дымковский промысел, не смотря ни на что, сохранил все свои традиции.

Возникновение игрушки связывают с весенним праздником Свистунья, к которому женское население слободы Дымково лепило свистульки из глины в виде коней, баранов, козлов, уток и других животных; их красили в разные яркие цвета. Позднее, когда праздник потерял своё значение, промысел не только сохранился, но и получил дальнейшее развитие.

Дымковская игрушка — изделие ручной работы. Каждая игрушка — создание одного мастера. Изготовление игрушки от лепки и до росписи — процесс творческий, никогда не повторяющийся. Нет и не может быть двух абсолютно одинаковых изделий.
(Для изготовления дымковской игрушки используется местная ярко-красная глина, тщательно перемешанная с мелким коричневым речным песком.)

Вытяжка. Основной кусок глины формуют идентично очертаниям будущей игрушки. Затем начинают вытягивать части тела — шею, руки, ноги — до требуемой длины. После этого их выгибают нужным образом, выглаживая отдельные части и в завершение украшают игрушку накладными деталями.

К следующим этапам работы относятся просушивание фигурок, их обжиг в муфельной печи и, наконец, грунтовка и роспись.


Грунтовка. Раньше мастерицы в Дымково покрывали игрушки известью, разве денной на молоке, что придавало им кроме белизны еще и водостойкость. В современных условиях для побелки используется белая водоэмульсионная краска с добавлением мела.

Роспись. Исторически краску для росписи дымки получали путем смешивания природных и анилиновых красителей с яичным белком. В настоящее время в качестве пигмента лучше всего использовать синтетическую темперу, так же разведенную на яичном белке.
.

Дополнительным украшением узора служили маленькие квадратики сусального золота, с помощью кисти, смоченной в яичном белке, их наносили на игрушку и расправляли с помощью сухой кисти.
Каждый цвет, задействованный в дымковской игрушке, имеет свое значение: белый — символизирует чистоту; черный — ложь; зеленый — природу; красный — силу, здоровье; синий — небо.

Основные дымковские элементы и узоры

Дымковская игрушка стала одним из символов Вятского края, подчеркивающим его самобытность и древнюю историю.
Наряды дымковских «барынь» нашли отражение в коллекциях современных модельеров одежды.
Дымковская игрушка заняла 13 место в рейтинге российских народных промыслов, в исследовании которого приняли участие более тысячи региональных брендов.

Краткое описание документа:

В презентации показаны слайды о дымковской игрушке: истории ее возникновения и о методах, применяемых в процессе ее создания.

  • подготовка к ЕГЭ/ОГЭ и ВПР
  • по всем предметам 1-11 классов

Рабочие листы и материалы для учителей и воспитателей

Более 2 500 дидактических материалов для школьного и домашнего обучения

«Такие разные дети: преимущества тьюторской позиции учителя»

Свидетельство и скидка на обучение каждому участнику

Дистанционные курсы для педагогов

Видеолекции для
профессионалов

  • Свидетельства для портфолио
  • Вечный доступ за 120 рублей
  • 311 видеолекции для каждого

Найдите материал к любому уроку, указав свой предмет (категорию), класс, учебник и тему:

5 919 957 материалов в базе

Материал подходит для УМК

«Изобразительное искусство (изд. «Просвещение»)», Горяева НА., Островская О.В./ Под ред. Неменского Б.М.

Древние образы в современных народных игрушках

«Интеграция современного искусства в детское творчество»

Свидетельство и скидка на обучение
каждому участнику

Ищем педагогов в команду «Инфоурок»

  • ЗП до 91 000 руб.
  • Гибкий график
  • Удаленная работа

Другие материалы

  • Учебник: «Изобразительное искусство», Сокольникова Н.М.
  • Тема: Картинная галерея
  • Учебник: «Изобразительное искусство», Шпикалова Т.Я., Ершова Л.В.
  • Учебник: «Изобразительное искусство », Савенкова Л.Г., Ермолинская Е.А. и др./ Под ред. Савенковой Л.Г.
  • Тема: Пространство и время. Многомерность мира
  • Учебник: «Изобразительное искусство », Савенкова Л.Г., Ермолинская Е.А. и др./ Под ред. Савенковой Л.Г.
  • Тема: Пространство и время. Многомерность мира

«Практический подход в работе с утратой смысла жизни: логотерапия»

Свидетельство и скидка на обучение каждому участнику

Вам будут интересны эти курсы:

  • Курс повышения квалификации «Основы туризма и гостеприимства»
  • Курс профессиональной переподготовки «Мировая художественная культура: теория и методика преподавания в образовательной организации»
  • Курс повышения квалификации «Основы управления проектами в условиях реализации ФГОС»
  • Курс профессиональной переподготовки «Изобразительное искусство: теория и методика преподавания в образовательной организации»
  • Курс профессиональной переподготовки «Клиническая психология: организация реабилитационной работы в социальной сфере»
  • Курс повышения квалификации «Изобразительное искусство как творческая составляющая развития обучающихся в системе образования в условиях реализации ФГОС»
  • Курс повышения квалификации «Изучение русской живописи второй половины XIX века на уроках МХК в свете ФГОС ООО»
  • Курс повышения квалификации «Этика делового общения»
  • Курс повышения квалификации «Основы духовно-нравственной культуры: история и теория зарубежной культуры»
  • Курс профессиональной переподготовки «Организация маркетинга в туризме»
  • Курс повышения квалификации «Формирование метапредметных компетенций учащихся на уроках ИЗО и искусства»
  • Курс повышения квалификации «Использование активных методов обучения в ВУЗе в условиях реализации ФГОС»
  • Курсы повышения квалификации «Организация проектно-исследовательской деятельности в ходе изучения курсов мировой художественной культуры в условиях реализации ФГОС»
  • Курс повышения квалификации «Художественно-эстетическое развитие детей дошкольного возраста в условиях реализации ФГОС ДО»
  • Курс профессиональной переподготовки «Риск-менеджмент организации: организация эффективной работы системы управления рисками»

Оставьте свой комментарий

  • 18.06.2021 145
  • PPTX 7.3 мбайт
  • Оцените материал:

Настоящий материал опубликован пользователем Теплякова Наталья Леонидовна. Инфоурок является информационным посредником и предоставляет пользователям возможность размещать на сайте методические материалы. Всю ответственность за опубликованные материалы, содержащиеся в них сведения, а также за соблюдение авторских прав несут пользователи, загрузившие материал на сайт

Если Вы считаете, что материал нарушает авторские права либо по каким-то другим причинам должен быть удален с сайта, Вы можете оставить жалобу на материал.

Автор материала

40%

Московский институт профессиональной
переподготовки и повышения
квалификации педагогов

Дистанционные курсы
для педагогов

663 курса от 690 рублей

Выбрать курс со скидкой

Выдаём документы
установленного образца!

60 минут

«Здоровье детям через спорт»

59 минут

«Как поддержать и уберечь подростка на первых трудовых шагах»

21 минута

«Творческая работа с детьми (3-10 лет) по теме Ежик в тумане»

Подарочные сертификаты

Ответственность за разрешение любых спорных моментов, касающихся самих материалов и их содержания, берут на себя пользователи, разместившие материал на сайте. Однако администрация сайта готова оказать всяческую поддержку в решении любых вопросов, связанных с работой и содержанием сайта. Если Вы заметили, что на данном сайте незаконно используются материалы, сообщите об этом администрации сайта через форму обратной связи.

Все материалы, размещенные на сайте, созданы авторами сайта либо размещены пользователями сайта и представлены на сайте исключительно для ознакомления. Авторские права на материалы принадлежат их законным авторам. Частичное или полное копирование материалов сайта без письменного разрешения администрации сайта запрещено! Мнение администрации может не совпадать с точкой зрения авторов.

Обращаем Ваше внимание, что в соответствии с Федеральным законом N 273-ФЗ «Об образовании в Российской Федерации» в организациях, осуществляющих образовательную деятельность, организовывается обучение и воспитание обучающихся с ОВЗ как совместно с другими обучающимися, так и в отдельных классах или группах.


Курс повышения квалификации

Актуальные вопросы художественно-эстетического воспитания детей в деятельности педагога дополнительного образования (декоративно-прикладное и изобразительное искусство)


Курс повышения квалификации

Анализ урока как инструмент развития профессиональных компетенций учителя в соответствии с требованиями ФГОС


Курс повышения квалификации

Специфика художественно-изобразительной деятельности в условиях реализации ФГОС ДО


«Искусство детям - увлекательно и просто: Древний Китай»

Рабочие листы и материалы для учителей и воспитателей

Более 2 500 дидактических материалов для школьного и домашнего обучения

Описание презентации по отдельным слайдам:

Элементы и мотивы росписи дымковских игрушек
Подготовила
Студентка
группы 2 ш ЗО
Тесля И.В

Дымковская игрушка – один из старейших промыслов России. Ремесло существует более четырехсот лет, но до сих пор не утратило популярности. Напротив, пользуется продукция из глины пользуется спросом у потребителей не только в нашей стране, но и за ее пределами. Искусство зародилось в Дымковской слободе, которая впоследствии вошла в состав города Киров.

История промысла
Пять веков назад за речушкой Вяткой раскинула свои просторы небольшая слобода, куда царь Иван Третий приказал переселять обитателей северных районов России. Среди новых граждан оказалось большое количество талантливых мастеров, которые были настоящими асами гончарного дела.
В Дымково они развили активную деятельность по производству игрушек из глины. В рабочем процессе участвовали целые семейства. Одни занимались добычей сырья и готовили смесь из комкового мела, вторые лепили фигурки, третьи специализировались на обжиге, а четвертые – белили и раскрашивали готовые изделия. Как видите, каждому находилось полезное занятие.
Промысел активно развивался на протяжении четырехсот лет. За это время сформировалась уникальная техника, специфические рисунки, неповторимые образы. Дымковская продукция и тусклые оттенки либо смазанный орнамент – это несовместимые вещи. Изделие являлось воплощением яркости и жизни.
На Руси гончарное искусство зародилось еще в давние времена. В тот период наши предки большое значение уделяли обрядовым праздникам. Не стала исключением и «свистопляска» — торжество, почитающее бога солнца Ярила. В этот день участники праздника перекидывались расписными шариками из глины и вовсю использовали глиняные свистульки. Именно это и стало причиной появления обрядовых аксессуаров, среди которых почетное место заняла дымковская игрушка.

Дымковская игрушка

На Руси гончарное искусство зародилось еще в давние времена. В тот период наши предки большое значение уделяли обрядовым праздникам. Не стала исключением и «свистопляска» — торжество, почитающее бога солнца Ярила. В этот день участники праздника перекидывались расписными шариками из глины и вовсю использовали глиняные свистульки. Именно это и стало причиной появления обрядовых аксессуаров, среди которых почетное место заняла дымковская игрушка.

Содержание:

История промысла


Дымковская игрушка «родилась» в Кирове. Пять столетий назад за речкой Вяткой находилась небольшая слобода Дымково, куда царь Иван III приказал переселить жителей из северных регионов России. Среди них оказалось много талантливых мастеров гончарного дела, которые на новом месте развернули активную деятельность по производству игрушек. Целые семьи были вовлечены в рабочий процесс: одни добывали глину и делали смеси из комового мела; другие — лепили игрушки; третьи — их обжигали; четвертые — белили и разрисовывали.

Четыреста лет развивался дымковский промысел. За это время сложились свои темы, образы, характерные рисунки. Тут не нашлось места невыразительным орнаментам или тусклым оттенкам. Дымковская игрушка — это воплощение жизни в самых радостных красках. Не удивительно, что к началу 19 века свистульки из Дымкова завоевали любовь жителей всей России. В год производилось больше 100 тысяч игрушек, которые продавались в столице и Оренбургской губернии. Над их созданием работали 59 семей из Дымково. Среди самых известных фамилий звучали Кошкины, Никулины.

Мезрина Анна Афанасьевна

(Мезрина Анна Афанасьевна - мастерица дымковской игрушки)

В начале 20 века для дымковской игрушки настали «черные времена». Они перестали пользоваться былой популярностью, поэтому знаменитые семьи гончарных ремесленников начали искать другие варианты заработка. Эксклюзивные свистульки начали вытесняться дешевыми гипсовыми вариантами. Только одна мастерица, Анна Мезрина, осталась верной традиционному изготовлению из глины. Именно ей потомки могут быть благодарными за сохранение дымковского промысла.

мастера дымковской игрушки

(Мастер Е. А. Кошкина и художник А. Деньшин)

Не менее важную роль в продолжение традиций предков сыграл и художник Алексей Деньшин. С юных лет он увлекался дымковской игрушкой, тщательно зарисовывая все известные орнаменты. Даже после Октябрьской революции не терял надежды привлечь внимание к народному искусству: выпускал рукописные альбомы, собирал коллекции игрушек. Его старания увенчались успехом: в 30-х годах 20 века в Кирове начал возрождаться дымковский промысел.

Виды дымковской игрушки

различные виды дымковских игрушек

Традиционные образы дымковских игрушек — барыня, домашние животные, индюк. Все они выполнены в ярких цветах, призывающих показать радость жизни. Коллекционеры ценят фигурки, при помощи которых можно создавать определенные сюжетные композиции.

Дымковская игрушка, несмотря на каноничность, является эксклюзивной. Дело в том, то каждая мастерица пытается привнести в изделие свои авторские наработки. Поэтому невозможно найти две абсолютно идентичные игрушки.

Среди самых популярных образов, которые «обыграны» в дымковской игрушке, есть следующие:

Дымковский индюк

Индюк — красочный, словно павлин, с характерной бородкой, украшенной золотой поталью. Размеры могут быть разными: от крошечных 5 см до внушительных 40 см;

Дымковская барыня

Барыня — это и изысканная городская дама, и традиционная барышня в кокошнике. Рядом с ней могут быть дети. Золотая поталь также украшает отдельные детали;

Дымковский барашек

Барашек — фигурки этого животного могут быть с разным размером рогов. Отличительной чертой является их позолота. Барашки бывают обычными или же в нарядных потешных одеждах;

Дымковская лошадка

Лошадка — традиционное изображение животного в ярко-голубых тонах или же «в яблочко».


Мужские образы в дымковской игрушке обыгрываются чаще всего в виде всадника на коне, гуляющего городского или деревенского «кавалера». Популярны фигурки свинок, птичек, колокольчиков.

Технология изготовления

схема изготовления дымковской игрушки

Процесс создания дымковской игрушки состоит из двух этапов: формирование фигурки и ее раскраска.

Для создания фигурки используется глина и речной песок. По правилам, это должна быть вятская красная глина. Каждая деталь игрушки создается отдельно: из шарообразного комка глины формируется тело, на которое «собираются» остальные части (ножки, ручки, голова, аксессуары и т.д.). Все детали должны скрепляться с плавными переходами. Это помогает избегать сколов в будущем.

Готовый образ сушиться на открытом воздухе несколько суток. Затем обжигается на огне. Раньше для этого использовали русскую печь. Сегодня — муфельную, где температура достигает 1000С.

Когда заготовка остывает, ее отбеливают темперными красками. Наши предки для этой цели использовали молоко.

На следующем этапе создания игрушки — раскраске, используются только чистые цвета без смешивания. В старину для этого брали естественные красители на основе яиц, молока, сажи, уксуса, темперы. Сегодня есть готовые акриловые краски. Главное требование: яркость и естественность. Обязательно использование золотой потали для отдельных деталей.

Роспись дымковской игрушки

росписная дымковская игрушка

Дымковская игрушка — символ радости, жизненной силы. Орнаменты, которые на ней изображены — это гладкая роспись в сочетании с геометрическими узорами. Цвета подобраны по принципу контрастности и выгодного подчеркивания друг друга. Хвосты птиц, рога животных, детали гардероба людей покрываются медной поталью (в старину для этого брали тонкие листы сусального золота).

Традиционные цвета дымковской игрушки: синий, красный, желтый, изумрудный, голубой, зеленый, оранжевый. Белая и черная краска используются в минимальном количестве для придания акцента на отдельных участках.

Каждый цвет, который задействован в дымковской игрушке, имеет свое значение: белый — символизирует чистоту; черный — ложь; зеленый — природу; красный — силу, здоровье; синий — небо.

зарисовка Алексея Деньшина дымковской игрушки

(Зарисовка художника Алексей Деньшина для игрушки)

Давние мастера разводили краски на яичном желтке. Рецепты хранились в секрете.

Раскраска велась в строгой последовательности:

самые разные дымковские игрушки

Узоры в дымковской игрушке тесно связаны с оберегами, символикой природы. Есть солнечные и лунные знаки как символ зарождения жизни; ромбы — как знак плодородия; волны — как знак неба и влаги.

Окончательным штрихом в росписи было нанесение сусального золота.

Сегодня дымковская игрушка продолжает свое развитие. Появляются новые технологии, рождаются свежие идеи. Но традиции производства остаются неизменными.

Читайте также: