Основные элементы росписи каргопольской игрушки

Обновлено: 28.04.2024

Каргопольская глиняная игрушка — традиционный промысел в Архангельской области. О том, сколько лет самой старой фигурке, как в давние времена мастера лепили и украшали игрушки и как в Каргополе возродилось ремесло — читайте в нашем материале.

История каргопольского промысла

Гончарный народный промысел в районе Каргополя зародился еще в XI–XIII веках: археологи нашли здесь фрагменты посуды и других предметов быта. В этих местах добывали красную глину, она хорошо подходила и для ручной лепки, и для работы на гончарном круге. Своего расцвета это ремесло достигло в XIX веке.

Сначала гончарное дело не было основным занятием каргопольских крестьян. Мастера садились за круг зимой, когда не нужно было работать в поле. Готовую посуду отвозили на рынки и ярмарки. За зиму умелый гончар мог сделать от 400 до 800 горшков и выручить за них до 15 рублей — немалую сумму для XIX века.

Посуду в Каргополье делали все — мужчины, женщины, дети начиная с 8–9 лет. А из остатков глины лепили разные фигурки. Мастера их особо не ценили: стоили такие игрушки очень мало, чаще всего их просто раздаривали детям. Некоторые торговцы расписывали свистульки натуральными красками и использовали как своеобразную рекламу: ребенок, увидев на прилавке яркую игрушку или услышав переливчатый свист, тянул к ней родителей: «Купи, купи свистульку!» А взрослые заодно могли приобрести и нужный в хозяйстве горшок, квашню или крынку.

Как выглядели средневековые каргопольские игрушки, неизвестно. Археологам удалось найти только одну фигурку коня, которую сделали примерно в XV–XVI веках. По ней можно судить лишь о том, что тогда «бобки» (так здесь называют игрушки) не раскрашивались, отличались простой формой и условностью деталей. Первые упоминания о «классических» фигурках относятся к 70-м годам XIX века.

От птицы до кентавра: самые популярные фигурки

Изображали в основном одиночные фигурки: женщин в широких юбках-колоколах, мужчин с окладистыми бородами, домашних и диких животных — оленей, медведей, лошадей, коров, птиц. В начале XX века появились сюжетные глиняные игрушки, которые показывали сценки из деревенской жизни: охоту и рыбалку, стирку белья и работу в кузнице, сбор урожая и праздничные гулянья.

Многие фигурки сохраняли оттенок древних верований. Например, женщина с младенцем или птицей в руках напоминала старинные изображения матери-земли, олицетворяла плодородие и достаток. Примерно такое же значение имела и фигурка медведя — популярного героя народных сказок, песен и преданий.

Некоторые игрушки изображали фантастических существ. Самое известное из них — Полкан, или Полихан, некое подобие кентавра, верхняя часть тела у которого человеческая, нижняя — конская (в самых старых вариантах — собачья). В былинах Полкан часто фигурировал как добрый богатырь, защитник слабых, бедных и обиженных.

Другое необычное существо, которое лепили каргопольские мастера, — Тянитолкай, похожий на двухголового коня. Одну голову ему красили в черный цвет, другую — в белый, а между ними сажали глиняного всадника. В такую игрушку вкладывали глубокий смысл: белая сторона Тянитолкая олицетворяла свет, добро и жизнь; черная — зло, тьму и смерть. Всадник между ними воплощал вечные метания человеческой души, однако некоторые фигурки все же изображали его прильнувшим к белой половине Тянитолкая — как бы сделавшим выбор.

Мука, свинец и охра: как лепили и чем украшали

Традиционно каргопольскую игрушку создавали из цельного небольшого куска глины, мелкие налепные детали почти не использовали. Лепили только руками, без специальных инструментов: гончар проминал глину пальцами, выбирал из нее мелкие камешки и непромешанные комки, чтобы они не испортили готовое изделие.

Вылепленные из глины игрушки оглаживали мокрыми руками, чтобы убрать неровности и придать окончательную форму. Затем их просушивали на ветру и обжигали в печи. До конца XIX века фигурки почти не раскрашивали, только украшали «обварным» методом: сразу после обжига раскаленное изделие погружали в густой мучной раствор, мука пригорала к поверхности и оставляла необычные темные разводы.

В конце XIX — начале XX века каргопольские игрушки стали лепить иначе. Теперь их нередко создавали по частям, добавляли мелкие налепные детали. На смену «обварной» керамике пришла «поливная»: перед обжигом изделие обмазывали дегтем и обсыпали свинцовым порошком. При обжиге свинец плавился, и на поверхности глины получалась красивая зеленоватая глазурь. В то же время мастера начали украшать игрушки росписью — мелом, цветной глиной, сажей, охрой. Всю фигурку целиком белили, чтобы создать фон, затем намечали лицо или морду, расписывали одежду людей или туловище животных красными, зелеными, синими, черными узорами. Элементы орнамента также происходили из древности: например, круги, кресты и стрелы олицетворяли солнце и тепло, прямые или волнистые линии — воду, колосья, зерна и другие растительные узоры — землю и богатый урожай.

Каргопольская игрушка

Каргопольская игрушка появилась в районе города Каргополя в Архангельской области. А если точнее, то в деревнях Печникова, Гринева и Токарева. Истоки промысла идут еще с 13 века, где найдены первые гончарные изделия, а характерные особенности ремесла сохранились до нашего времени.

Содержание:

История промысла

Мужчины и женщины создавали различную посуду (горшки, миски, кувшины и т.д.), а в свободное время лепили незатейливые фигурки для детей, прибегавших на производство к родителям. Изделия никогда не пользовались большим спросом, поэтому их редко вывозили на продажу и выставляли на ярмарках. Каргопольскую игрушку делали для ребятишек, да чтобы использовать излишки материала, который не пригодился для других изделий.

Традиции ремесла сохранились практически без изменений до наших дней, однако каргопольская игрушка перестала пользоваться спросом уже в середине 20-ых годов, а через десятилетие производство и вовсе сошло на нет.

история каргопольской игрушки

В 1930-ом году созданием незатейливых глиняных фигурок занималось несколько мастеров в деревне, которые считали это не работой, а хобби. К 1950-ому году осталась всего одна мастерица, создающая игрушки. Она обжигала их по-домашнему, в собственной печке, а для придания прочности засыпала углями, ожидая, когда фигурки прокалятся. Для росписи ремесленница использовала старые краски. Изменился внешний вид изделий позже, когда мастерица стала известна за пределами своей области и добрые люди начали присылать ей новые материалы. Тогда каргопольские фигурки стали красочнее, хотя стилистика не изменилась.

Сейчас ее работы выставлены во многих музеях народного промысла, а в Каргополе создан музей каргопольской глиняной игрушки, где собраны лучшие экспонаты гончарного ремесла из этой области.

Виды каргопольских игрушек

разные каргопольские игрушки

В каргопольских игрушках преобладает деревенская тематика. Местные мастера с большей охотой изображали простых русских людей – крестьян, которые работают в поле; пахарей и сеятелей, отдыхающих во время обеденного перерыва; женщин, стирающих белье и нянчащих детей. Обычно люди в этих глиняных изделиях очень трудолюбивы: они сеют поле, кормят скот, готовят еду, собирают урожай или выполняют домашние обязанности. Но было место и праздничной тематике, здесь ремесленники изображали танцующие пары, веселящихся музыкантов с гармошками и резвую детвору, радующуюся гуляниям.

о каргопольской игрушке

Создавали и животных, как настоящих, так и вымышленных. Самый известный персонаж - полуконь-получеловек Полкан, изображенный в военной форме с орденами. Были и другие герои древнерусских легенд, например, двухголовой конь или птица Сирин.

Некоторые настоящие животные также получали некое очеловечивание, им прорисовывали одежду, обустраивали быт, даже давали музыкальные инструменты. В фигурках участвовала все фауна, знакомая русскому человеку – медведи, лоси, бараны, кошки, собаки, птицы, лошади.


Каргопольские игрушки не прорабатывались детально, многие элементы одежды или аксессуары были изображены схематично. Наряды были яркими, заметными. Женщин часто наряжали в длинные сарафаны, заплетали волосы в косу, на шею вешали бусы, а в руки давали или сверток с младенцем или блюда с едой. Мужские образы обладали густой бородой, шапкой или шляпой для защиты от солнца, расписной рубахой, свободными шароварами и высокими сапогами на небольшом каблуке.


Образы традиционного каргопольского ремесла наполнены скрытым смыслом. Например, фигурка обычной женщины была символом Земли, плодородия, кормилицей-матушкой. Именно она пробуждала природу от зимней спячки, давала богатый урожай осенью и спасала в голодные времена. А медведь считался хозяином леса, который мог, как разорвать неугодного путника на части, так и щедро одарить лесными дарами и привести к выходу из чащи. Рогатые животные, как олень или баран, символизировали небо и солнце. Согласно многим преданиям, оказавшим влияние на гончарное дело, рога освещают людям путь, приводят к истине. Полкан же, являющийся скрещением человека и коня, был защитником людского народа от всех бед и напастей. При любой опасности он закрывал широкой грудью народ, отражая нападки судьбы.

Технология изготовления

изготовление игрушки

Первоначальный этап – подготовка материала. Каждый мастер сам выбирает способ: кто-то изначально подсушивает глину, а потом превращает в порошок и смешивает с водой; кто-то сперва замешивает до состояния теста и подсушивает; кто-то и вовсе обходится без сушки.

Фигурки лепятся из цельного куска, иногда с добавлением дополнительных элементов. Каргопольским игрушкам свойственна простота в исполнении, поэтому глине придают самые незатейливые формы в виде силуэта человека или животного. Образ героя передается обобщенно, несколько примитивно.

обжиг игрушки в домашней печи

После придания формы следует обжиг, которые многие мастерицы производили в домашних печах. После тепловой обработки изделие необходимо было поместить в густой раствор из муки. Пригоревшая мука создавала на поверхности причудливые темные узоры, которые в дальнейшем покрывались красками. Подобная технология давала фигурке рельефность и объем.

Завершающий этап – покраска изделия. Раньше ремесленники смешивали красящий пигмент с мелом, что придавало игрушке светлый оттенок.

Роспись каргопольской игрушки


Изделия из Архангельской области не могут похвастаться наличием богатой цветовой палитры. Чаще всего использовали оттенки красного, зеленого, желтого и синего. Предпочтение отдавали ярким и насыщенным цветам.

На фигурки всегда имелся узор - люди получали его в качестве декора к одежде, а животным орнамент наносился на рога или конечности. Сам узор был незатейливым и примитивным: простые и волнистые линии, круги, треугольники, цветочный орнамент. Присутствовала и символика из древней Руси: символичное изображение солнца, неба и луны. Были и стихийные знаки, как огонь, земля и вода.

Гончарное дело в Архангельской области зародилось в 10 – 13 веке. Здесь вели добычу глины, подходящую для ручной лепки и работы на гончарном круге. Расцвета ремесла приходится на 19 век.

Изначально промысел не являлся основным источником дохода для каргопольцев. Мастера садились за гончарный круг зимой, когда не нужно было участвовать в полевых работах. Изделия продавали на рынках и ярмарках. За зиму мастер лепил от 400 до 800 горшков. Некоторые расписывали свистульки яркими красками, привлекая внимание.

Промысел дошли до нас почти без изменений. Только в середине 20-х годов спрос на изделия упал, а через десятилетия производство совсем прекратилось. К 1950 году остался всего один мастер по созданию глиняных сувениров.

Символика

Многие фигурки сохранили оттенок древних времен.

Берегиня

Символ земли. Представлялась как облик женщины с оголенным бюстом. Земля для крестьянина была «живой», она засыпала на зиму и просыпалась весной. Пила воду и приносила урожай. Для славян земля была символом чистоты и света. Фигурку берегини окрашивали в белый цвет. Голова была увенчана светилом. В руках она держала птиц, они были подняты к небу.

Медведь

Знак плодородия. После венчания молодых встречал гость, наряженный медведем. Редко медведя изображали с птицей в лапах и декорировали большим крестом. Медведь часто топтал крестьянские посевы и задирал скот. Так и появилась игрушка, мужик борющийся с медведем.

Олень. Лось. Баран

Символы неба. Так как у оленя коричнево-красная шерсть, его часто ассоциировали с солнцем. Мастера изображали на боках рогатых животных золотистые или бурые круги, как символ вечного движения светила.

Полкан

Символ солнца. Фигурка доброго богатыря, который защищал людей от нечистой силы. Это был генерал с бородой на круглом лице и туловищем лошади. На груди защитника сияет солнце. Полкан символ непобедимого богатыря. Его изображали статным старцем.

Тяни-толкай

Внешне похожа на двухголовую лошадь. Одну часть была окрашена в белый цвет, а другая в темный. Между ними размещали всадника. Светлая сторона - жизнь и добро, а черная – зло и смерть. Всадник - воплощение душевных метаний человека.

Орнамент

Основные элементы узора: круги с пятнами другого цвета, «ёлочки», «гребёнки» и т.п. Орнамент был простотой и напоминал вышивку северных народов. Основные цвета: зеленый, белый, красный. Алый - символ солнца.

Технология

Первый этап - подготовка сырья. Кто-то глину подсушивает, потом превращает ее в порошок и смешивает с водой. Кто-то замешивать материал до консистенции теста и потом высушивают.

Фигурки изготавливают из цельного куска. Игрушки просты в изготовлении. После создания нужной формы игрушку обжигают. Затем заготовку помещают в густой раствор из муки.

Пригоревшая мука образовывала узоры темного цвета, далее их покрывали краской. Это придавало сувенирам объемность и рельефность.

Финальный этап - окрашивание. Ранее использовали смесь из красящего пигмента и перемолотого мела.

Роспись

Роспись была однообразна, цвета выбирали яркие. У фигурок был примитивный узор, который состоял из линий, геометрических форм, растительности.

Каргопольская игрушка – это сувенир, несущий в себе историю Руси и развития гончарного дела. Неуклюжие фигурки пользуются популярностью, так как они наполнены любовью к родине.

Из видеосюжета вы получите дополнительные сведения о каргопольской игрушке.

Обращаем Ваше внимание, что в соответствии с Федеральным законом N 273-ФЗ «Об образовании в Российской Федерации» в организациях, осуществляющих образовательную деятельность, организовывается обучение и воспитание обучающихся с ОВЗ как совместно с другими обучающимися, так и в отдельных классах или группах.

Столичный центр образовательных технологий г. Москва

Получите квалификацию учитель математики за 2 месяца

от 3 170 руб. 1900 руб.

Количество часов 300 ч. / 600 ч.

Успеть записаться со скидкой

Форма обучения дистанционная

муниципальное бюджетное учреждение дополнительного образования «ЦЕНТР ТВОРЧЕ.


Курс повышения квалификации

Основы разработки онлайн-курса

Курс повышения квалификации

Спортивная секция «Карате Кекусинкай» как дополнительное образование в рамках общеобразовательной школы


Курс повышения квалификации

Актуальные вопросы теории, методики и организации социально-педагогической деятельности в дополнительном образовании детей


«Кубанская свадьба»

Рабочие листы и материалы для учителей и воспитателей

Более 2 500 дидактических материалов для школьного и домашнего обучения

Описание презентации по отдельным слайдам:

муниципальное бюджетное учреждение дополнительного образования «ЦЕНТР ТВОРЧЕ.

муниципальное бюджетное учреждение
дополнительного образования
«ЦЕНТР ТВОРЧЕСТВА И РАЗВИТИЯ «ПЛАНЕТА ТАЛАНТОВ»
Ергизова Елена Александровна,
педагог дополнительного образования

г. Ачинск, 2020
Дидактический материал к занятию по изобразительному искусству «Каргопольская игрушка»

Русская народная игрушка является важным этническим элементом и памятником тр.

Русская народная игрушка является важным этническим элементом и памятником традиционной культуры русского народа. Она представляет собой синтетический вид народного творчества, в котором соединяются средства декоративно-прикладного и изобразительного искусства, музыкальные элементы. Игрушка — это также традиционный элемент воспитания детей. Дети познают мир и социализируются в обществе через игру.
Актуальность
Традиционные народные игрушки различаются по типу, материалу и способу изготовления. Кроме того, существует взаимосвязь народной игрушки с разными видами хозяйственной деятельности людей, орудиями труда и религиозными верованиями. Народная игрушка являлась важным элементом социализации и воспитания детей.

Цель: Познакомить детей с каргопольской глиняной игрушкой, историей возникнов.

Цель: Познакомить детей с каргопольской глиняной игрушкой, историей возникновения, основными элементами росписи.

Задачи:
Развивать творческое мышление и воображение;
Развивать мелкую моторику рук при работе с глиной;
Сформировать представление о возникновении и основных особенностях каргопольской игрушки;
Воспитывать нравственно-эстетическое отношение к миру, любовь и интерес к искусству

Каргопольская игрушка – одна из старейших разновидностей гончарного искусства.

Каргопольская игрушка – одна из старейших разновидностей гончарного искусства, являющегося важной частью русской культуры. Их изготовлением занимаются в окрестностях города Каргополь, который находится в Архангельской области. От этого города промысел и получил своё название.
В этом регионе издавна было распространено гончарное дело, которым крестьяне зарабатывали себе средства на жизнь. Освободившись зимой от сельскохозяйственных работ, каргопольчане целыми семьями принимались за создание глиняной посуды.

История возникновения промысла
А из остатков материала лепили маленькие незамысловатые фигурки.
Игрушки получались грубоватыми и предельно простыми по декору, но всё же пользовались спросом.

Самой древней из найденных каргопольских игрушек является фигурка коня, точне.

Самой древней из найденных каргопольских игрушек является фигурка коня, точнее её кусочек. Считается, что она создана в конце XV – начале XVI веков. Выполнена игрушка из нескольких отдельных частей и обработана раствором жидкой глины с примесью извести.
С течением времени каргопольская игрушка видоизменялась. Только в XVI - XVII веках сложились устойчивые образы и техника их исполнения. Излюбленными персонажами каргопольчан стали Полкан (человек с телом коня), Берегиня (женщина с голубями в руках) и фигурки животных, таких как медведь, конь, козлик и т.п. Красили игрушки обычно натуральными красками.
Несмотря на то, что техника обработки фигурок со временем изменялась, вид они сохраняли грубый и неотёсанный. В конце XIX века для повышения спроса игрушки начали расписывать.

История возникновения промысла

Особенности каргопольской игрушкиСтаринная каргопольская глиняная игрушка не.

Особенности каргопольской игрушки
Старинная каргопольская глиняная игрушка не обладала яркой расцветкой, ведь в качестве красок использовали мел, сажу и цветную глину. Современная вещица уже отличается более яркими оттенками, однако профессионалы стараются не делать свои творения очень пестрыми.
Красный, синий, зеленый, белый, черный цвета и охра являются самыми популярными оттенками для разрисовывания изделий.

Элементы и мотивы росписи каргопольской игрушкиДля большинства игрушек характ.

Элементы и мотивы росписи каргопольской игрушки
Для большинства игрушек характерны такие элементы росписи, как кресты, красные большие круги, кольца. Все это старинные солнечные символы. Также использовали мотивы лепестков растений, колосьев хлеба и зернышек.

Элементы и мотивы росписи каргопольской игрушки

Элементы и мотивы росписи каргопольской игрушки

Самая древняя каргопольская игрушка – это баба. Благодаря сочетанию довольно.

Самая древняя каргопольская игрушка – это баба. Благодаря сочетанию довольно древних элементов и своей архаичности она относит пользователя к эпохам мезолита, неолита и палеолита.
По своему внешнему виду фигурка напоминает бабу-идола, сделанную из камня, с невозмутимым плоским лицом. Историки считают, что она олицетворяет Великую Матерь, которая, предположительно, относится к матриархату палеолитического периода. Позже она перевоплотилась в символ Матери-Земли, основной богини Природы.
Основные фигуры карпольской игрушки: Баба (Берегиня)

Особое место в истории глиняных поделок занимает каргопольская игрушка Полкан.

Особое место в истории глиняных поделок занимает каргопольская игрушка Полкан. Специалисты в области создания сувениров считают, что слово «полкан» произошло от «полконя». Эта игрушка появилась после бабы. Она считается такой же любопытной и архаичной, содержит много разных смыслов.
Полкан – кентавр, человек-конь, носивший бороду и шляпу. В Полкане появляется очень важный символ крестьянства – конь. Он стал воплощением землепашества, богатства, знатности и силы.
Основные фигуры карпольской игрушки: Полкан

Символ солнца. Фигурка огромного и доброго богатыря, защищающего мирных людей от нечистой силы. Наполовину мужик был отважным генералом с крепкой грудью и окладистой бородой на круглом лице. На груди защитника сияет светило. У славян Полкан ассоциировался с Ярило, богом солнца.

Еще одно загадочное существо, которое часто лепили гончары. По внешнему виду.

Еще одно загадочное существо, которое часто лепили гончары. По внешнему виду напоминает двухголовую лошадь. Одну часть окрашивали в белый цвет, другую в темный. Между ними размещался всадник.
Игрушка имела глубокий смысл. Светлая сторона означала жизнь и добро, а черная – зло и смерть. Всадник являлся воплощением душевных метаний человека, который не знает, что выбрать. Правда, в некоторых изделиях, его изображают прильнувшим к белой части коня, т.е. передавая образ, выбравший жизнь.

Основные фигуры каргопольской игрушки: Тяни-толкай

К прочим древним образам относятся изображения зверей. Сначала популярностью.

К прочим древним образам относятся изображения зверей. Сначала популярностью пользовались зайцы, чуть позже их вытеснили кони. Особое почетное место занимала медведица («медвежаха») с потомством или без него. Ее могли лепить с разнообразными бытовыми предметами, например, с рыбой или зеркалом в лапах. Медведь – это один из первых символов планеты.

Основные фигуры каргопольской игрушки: Медведь

Символы неба. Об олене ходила масса легенд, сложены красивые песни и слагалис.

Символы неба. Об олене ходила масса легенд, сложены красивые песни и слагались былины. В древних преданиях рассказывают, что животное обладало серебряными копытцами, а рогами освещало все вокруг.
Поскольку олень имел коричнево-красную шерсть, его нередко ассоциировали с солнцем. В память о легендах каргопольские мастера изображали на боках «рогачей» золотистые или бурые круги, символизирующие вечное движение светила.

Основные фигуры каргопольской игрушки: Олень. Лось. Баран

К самым поздним сюжетам каргопольской глиняной игрушки относятся образы, связ.

К самым поздним сюжетам каргопольской глиняной игрушки относятся образы, связанные с сельским бытом. Так, мастера лепили тройку запряженных лошадей с наездниками. Мужики с длинными бородами, держащие гармонь, лапти или трубку, крестьянки и барыни – все это прообразы глиняных поделок.

Основные фигуры каргопольской игрушки: Сюжеты

Каргопольская игрушка традиционной росписи – это выбеленная поделка, расписан.

Каргопольская игрушка традиционной росписи – это выбеленная поделка, расписанная разными цветами, но без нанесения лишних деталей и ненужного глянца.
Несмотря на то что на фигурке присутствуют яркие оттенки, выглядит она приглушенно. Лицо расписывается довольно условно.
Техника выполнения росписи каргопольской игрушки

Каргопольская игрушка – это самобытный сувенир, который несет в себе богатейш.

Каргопольская игрушка – это самобытный сувенир, который несет в себе богатейшую историю Руси и развития гончарного дела. Неуклюжие, на первый взгляд, фигурки пользуются большой популярностью, ведь они наполнены крестьянским духом и любовью к Родине.
Послесловие

Электронный ресурс: https://ruvera.ru/russkaya_narodnaya_igrushka; Электронны.

Список использованных источников

  • подготовка к ЕГЭ/ОГЭ и ВПР
  • по всем предметам 1-11 классов

Рабочие листы и материалы для учителей и воспитателей

Более 2 500 дидактических материалов для школьного и домашнего обучения

В последние 15 лет жизни её «бобки» (так Ульяна Ивановна называла свои игрушки) показывались на всех выставках произведений народного искусства. Они хранятся во многих музеях и частных коллекциях. Игрушка «Полкан».


Классиком народного промысла каргопольской игрушки по праву считается замечательный мастер, односельчанин Бабкиной, Иван Васильевич Дружинин (1887 – 1949 гг.). Иван Васильевич Дружинин род. в 1887 г. в семье гончаров. Игрушки начал лепить ещё в детстве, посудой же почти не занимался. В 1930-е гг. Дружинин был хорошо известен в среде собирателей народного искусства. Ему заказывали игрушки многие музеи страны, о нём писали в газетах. Долгое время считалось, что все работы, хранящиеся в музеях, сделаны одним только И.В. Дружининым. Но в 1976 г. вдова мастера, Екатерина Андреевна Дружинина, рассказала, как работала вместе с мужем. Иван Васильевич трудился в колхозе, а лепил лишь вечерами да по ночам. Игрушки он раскрашивал редко, «узоры наводила» Екатерина Андреевна. Игрушками до замужества она не занималась, лепить их так и не научилась, а вот в росписи мужа превзошла, да и многих односельчан тоже.
Иногда дружининские «бабы» держат в руках младенца, блюдо с хлебами или птицу. Голова лепится в условной манере: круглое лицо с выступающим подбородком да треугольный нос, уши и причёска отсутствуют. Головной убор напоминает шляпу с полями, островерхий колпак, цилиндрическую шапочку, изредка – крест. У «баб» на лифах изображены краснокирпичный круг или миндалевидное зерно.
Часто встречаются большие налепные пуговицы, которые напоминают большие серебряные пуговицы в одежде каргополок в начале XIX в. Передник очерчивается чёрной линией и на нём пишутся красно-оранжевые круги, кресты в лучах, круг с крестом внутри, мотивы колосьев, ветви деревьев. Большинство фигурок Дружинина окрашены извёсткой, и по белому фону написан узор. Цветовая гамма приглушена и сдержанна. Для неё характерны жёлтые, зелёные, розовые, красные, сиренево-синие краски неярких оттенков.
Мужские фигурки изображают крестьян и солдат, стоящих или сидящих. Одеты они в длинные кафтаны с налепными пуговицами. Лепкой рук, головы, лица они схожи с женскими фигурками. У стариков борода «расчёсана» красными и чёрными полосками, иногда – «серебром» и киноварью.
Фигурки животных близки между собой по форме и орнаментации. Они различаются лишь деталями: у коня – небольшая головка со стоящими ушами, у коровы – рожки серпом, у оленя – рога с короткими веточками. Роспись также несложна: фигурки забеливаются известкой, голова закрашивается синим или розовым. У коровы, оленя, на спинах птиц рисуются большие красно-оранжевые круги и кресты.
Пожалуй, одним из интереснейших персонажей дружининских игрушек является медведь. Он стоит на задних лапах, а в передних держит птицу, цветок, гармонь или сосуд. Туловище медведя белили известкой, голову красили охрой, сажей рисовали глаза, киноварью – рот. На брюхе часто рисовали что-то вроде деревца или цветка. Есть также ряд фигурок, раскрашенных чёрной краской с «серебром».
Музеи приобретали в первую очередь его работы. Игрушки И.В. Дружинина известны сейчас как «классические», каргопольские.

КОММЕНТАРИЙ К СЛАЙД-ШОУ:
Для работ Дружинина характерна монументальная пластика, тонкая цветовая разработка орнамента. Среди фигурок преобладают женские, в длинной юбке колоколом. Значительно меньше мужских фигур, изображений животных и птиц. Женские фигурки, будучи размером всего в ширину ладони, напоминают древних каменных баб. При лепке основой служил торс с головой, он насаживался на юбку, к торсу присоединялись скатанные калачиком руки, шляпы, корзинки и другие детали. Руки часто бывают положены на бёдра, вытянуты вперёд или воздеты к небу. Смотрите слайд-шоу «Мастера каргопольской игрушки».

Читайте также: