Основные направления оценки безопасности детских игрушек

Обновлено: 06.05.2024

Аннотация научной статьи по психологическим наукам, автор научной работы — Виноградова И.А.

В статье представлены результаты исследования представлений участников образовательного процесса (педагогов и родителей) о критериях оценивания игрушек детей дошкольного возраста . Было выявлено, что значимым критерием в оценке детских игрушек педагогами и родителями является безопасность (непсихологическая).

Похожие темы научных работ по психологическим наукам , автор научной работы — Виноградова И.А.

Текст научной работы на тему «Критерии оценивания детских игрушек участниками образовательного процесса»

КРИТЕРИИ ОЦЕНИВАНИЯ ДЕТСКИХ ИГРУШЕК УЧАСТНИКАМИ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОГО ПРОЦЕССА

Московский городской педагогический университет, г. Москва

В статье представлены результаты исследования представлений участников образовательного процесса (педагогов и родителей) о критериях оценивания игрушек детей дошкольного возраста. Было выявлено, что значимым критерием в оценке детских игрушек педагогами и родителями является безопасность (непсихологическая).

Ключевые слова: дети дошкольного возраста, дошкольное образование, детская игрушка, критерии оценивания детской игрушки.

Среди требований к компетентностям педагога дошкольного образования отмечается умение организовывать игры дошкольников, создавать условия для развития свободной игры детей, в том числе обеспечение игрового времени и пространства. На поддержку детской игры также направлены требования к развивающей предметно-пространственной среде, отраженные в Федеральном государственном образовательном стандарте дошкольного образования [2]. В образовательной организации и в домашних условиях важно создать игровую среду, стимулирующую игровую деятельность детей. Необходимость создания развивающего игрового пространства определяет важность изучения психолого-педагогических критериев оценки и подбора детских игр и игрушек участниками образовательного процесса.

С целью выявления особенностей оценивания детских игрушек педагогам и родителям было предложено ответить на вопрос: «Какими критериями Вы руководствуетесь при выборе детских игрушек?»

Вначале обратимся к анализу критериев оценки детских игрушек педагогами.

В ходе опроса педагогов было выделено 20 критериев оценки игрушек детей дошкольного возраста: дидактические свойства, расширение кругозора, развивающая функция игрушки, безопасность (психологическая и непсихологическая), прочность, соответствие гигиеническим требованиям, использование экологически чистых материалов, качество цвета и запаха, возможность вызывать интерес, привлекательность, соответствие эстетическим требованиям, полифункциональность, становление совместной деятельности, побудитель к коллективной игре, гендерные особенности, соответствие опыту ребёнка, реалистичность, развитие самостоятельности детей, трансформируемость, отсутствие признаков, провоцирующих ребёнка на агрессию и жестокость или вызывающих страх и тревогу.

* Ведущий научный сотрудник лаборатории образовательных инфраструктур.

Выделенные критерии были определены в 13 блоков и определены рейтинговые места выделенных блоков (табл. 1).

Критерии оценки игр и игрушек детей дошкольного возраста педагогами

Рейтинговое место Название блока % опрошенных

1. Блок «Безопасность (непсихологическая)» 22,3 %

2. Блок «Развивающая функция игр и игрушек» 14,4 %

3. Блок «Интерес к игрушке» 10,4 %

4. Блок «Обучающая функция игр и игрушек» 9,2 %

5. Блок «Эстетичность оформления» 6,5 %

6. Блок «Полифункциональность» 6,5 %

7. Блок «Возможность организовать совместную деятельность» 5,2 %

8. Блок «Психологическая безопасность» 5,2 %

9. Блок «Учет гендерных особенностей» 4 %

11. Блок «Реалистичность» 4 %

12. Блок «Возможность самостоятельного использования» 2,6 %

13. Блок «Трансформируемость» 2,6 %

14. Блок «Агрессивные действия» 2,6 %

Как видно из таблицы часто встречающимися критериями при выборе детских игрушек для педагогов стал блок «Безопасность (непсихололигче-ская)». Содержанием данного блока стали следующие составляющие:

- безопасность - (10,5 %). Безопасность игр и игрушек обеспечивает защиту организма детей при пользовании ими от опасных и вредных воздействий. Показателями безопасности игрушек являются следующие: прочность игрушек, эффективность действия защитных устройств, отсутствие нефункционально острых углов (особенно в металлических игрушках);

- соответствие гигиеническим требованиям;

- прочность. Прочность игрушек определяется стойкостью к возгоранию, противоударная стойкостью, устойчивостью защитно-декоративных покрытий к действию слюны, пота и влажной обработке и др;

- экологически чистый материал;

- качество цвета и запаха. Игрушка, изготовленная из некачественных и небезопасных материалов, будет иметь резкий запах. Слишком яркие неестественные цвета могут быть признаком того, что использован краситель на основе токсичных металлов.

Вторым блоком критериев оценки детских игр и игрушек стал - блок «Развивающая функция игр и игрушек». Игрушки обеспечивают развитие зрительно-моторной координации, пространственного мышления, развиваются способности синтеза целого из частей, концентрация и устойчивость внимания.

Третий блок критериев - блок «Интерес к игрушке». Содержанием данного блока стали следующие составляющие критерии оценки игр и игрушек: интерес, привлекательность.

Привлекательность игрушки связана с различными характеристиками игрушки и социокультурной ситуацией развития конкретного ребенка. Во-первых, это сенсорная, перцептивная привлекательность, связанная с внешними физическими качествами. Внешне игрушки не должны раздражать своим цветом. Сенсорная агрессия окружающей ребенка среды нарушает стабильность и устойчивость мира, формирует страх и тревогу. Также привлекательность игрушки определяется степенью знакомства с ней. Оптимальное сочетание новизны и узнаваемости - важное качество игрушки, делающее привлекательной и стимулирующее детскую активность. Привлекательность игрушки определяется ее рейтингом в детской субкультуре. Как бы ни противоречили вкусы детей эстетическим и этическим представлениям взрослых, при оценке привлекательности игрушки необходимо учитывать ее современность и популярность в детской субкультуре. Так, например, взрослые (педагоги и родители) часто негативно высказываются в адрес игрушек серии «Monster High», указывая, что данная игрушка не является безопасной для психологического здоровья ребенка (социального и эмоционального), носит явный асоциальный характер (монстр). Данная игрушка в символической форме агрессивна. Игрушка не соответствует культурным традициям нашей страны и особенностям российской ментальности, декларирует не свойственные нашей культуре принципы, не способна вызывать гуманные чувства. Игрушка может стимулировать игровые действия в рамках определенной тематики (загробной, мифической жизни), развивает интерес к оккультному, мистическому, уводит ребенка в мифический мир. Но для многих детей дошкольного возраста она становится особо привлекательной. Некоторые дети имеют целые коллекции кукол из данной серии.

Блок «Обучающая функция игр и игрушек» представлен следующими критериями: дидактические свойства игрушек, расширение кругозора.

Блок критериев оценки игр и игрушек «Возможность организовать совместную деятельность» выявлен 5,2 % опрошенных педагогов.

В качестве критерия важного при оценивании игр и игрушек педагоги отметили блок «Эстетичность оформления».

Блок «Полифункциональность» выявлен у 6,5 % опрошенных педагогов. Полифункциональсть предполагает гибкое использование игр и игрушек в соответствии с замыслом ребенка, сюжетом игры в разных функциях. Тем самым игрушка способствует развитию творчества, воображения, знаковой символической функции мышления.

в игрушке не должно быть явных признаков, провоцирующих ребёнка на агрессию и жестокость или вызывающих страх и тревогу; в игрушке или её описании не должно быть грубого натурализма, в том числе сексуального контекста, выходящего за рамки возрастной компетенции ребёнка; игрушка не должна унижать человеческое достоинство или оскорблять религиозные чувства, вызывать негативное отношение к расовым особенностям и физическим недостаткам людей; игрушка не должна вызывать психологической зависимости в ущерб полноценному развитию ребёнка [1].

Блоки «Самостоятельная деятельность», «Трансформируемость», «Агрессия» встречались с наименьшей частотой в ответах педагогов.

Таким образом, анализируя данные опроса педагогов, мы видим, что для опрошенных педагогов наиболее важными критериями являются безопасность (непсихологическая) и развивающая функция игр и игрушек.

Далее обратимся к анализу выделенных критериев оценки игр и игрушек родителями. Анализируя данные опроса родителей о критериях оценки игрушек, можно отметить, что для опрошенных родителей, также как и для педагогов, наиболее важным критерием является безопасность (непсихологическая), эстетичность оформления игрушки.

Менее значимым у опрошенных родителей оказался критерий - психологическая безопасность. Критерии - «Учет гендерных особенностей» и «Возможность организации коллективной игры» - имеют наименьший рейтинг в ответах родителей. Сравнительный анализ критериев оценки детских игрушек в группах педагогов и родителей представлен в табл. 2.

Сравнительный анализ критериев оценки детских игрушек в группах педагогов и родителей (в %)

Критерий оценки детской игрушки Педагоги Родители

1. Безопасность(непсихологическая) 22.3 % 30,6 %

2. Развивающая функция игр и игрушек 14,4 % 9.3 %

3. Интерес к игрушке 10,4 % 10 %

4. Обучающая функция игр и игрушек 9,2 % 9,2 %

5. Психологическая безопасность 5,2 % 2,6 %

6. Эстетичность оформления 6,5 % 11,3 %

8. Полифункциональность 6,5 % 4,6 %

9. Учет гендерных особенностей 4 % 1,3 %

10. Агрессивные действия 2,6 % 4,6 %

12. Реалистичность 4 % -

13. Коллективная игра - 1,3 %

14. Возможность организовать совместную деятельность 5,2 % -

15. Возможность самостоятельного использования 2,6 % -

16. Трансформируемость 2,6 % -

Таким образом, полученные данные позволяют нам утверждать, что значимыми критериями при оценке и подборе игрушек для детей дошкольного возраста участники образовательного процесса считают безопасность игрушек, представленную комплексом характеристик (соответствие гигиеническим требованиям, прочность, экологически чистый материал, качество цвета и запаха и т.п.) и развивающую функцию игрушек. Полученные данные вполне согласуются с теми ориентирами, которые постулируются в практике деятельности дошкольных образовательных организаций.

АНАЛИЗ ЛИТЕРАТУРНЫХ ИСТОЧНИКОВ ПО ПРОБЛЕМЕ ОЦЕНИВАНИЯ РЕЗУЛЬТАТОВ ОБУЧЕНИЯ В НАЧАЛЬНОЙ ШКОЛЕ

Школа педагогики Дальневосточного федерального университета,

В статье представлен анализ имеющейся научной и методической литературы посвященной осуществлению контроля и оценки результатов обучения в начальной школе.

Ключевые слова: контроль и оценка результатов; система оценивания; предметные результаты; метапредметные результаты.

Оценивание результатов обучения школьников по-прежнему продолжает оставаться одной из проблем современной школы. Связано это с тем, что до сегодняшнего дня окончательно не разрешены многие вопросы организации и осуществления контроля, например: необъективность оценивания знаний, отсутствие четких критериев, узость шкалы оценивания, субъективизм. Все эти вопросы начинают звучать только острее при переходе системы образования на новые образовательные Стандарты.

ГОСТ Р 53906-2010

НАЦИОНАЛЬНЫЙ СТАНДАРТ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ

Общие требования безопасности и методы испытаний. Механические и физические свойства

Toys. General safety requirements and test methods. Mechanical and physical properties

Дата введения 2012-01-01

Цели и принципы стандартизации в Российской Федерации установлены Федеральным законом от 27 декабря 2002 г. N 184-ФЗ "О техническом регулировании", а правила применения национальных стандартов Российской Федерации - ГОСТ Р 1.0-2004 "Стандартизация в Российской Федерации. Основные положения"

Сведения о стандарте

1 РАЗРАБОТАН Обществом с ограниченной ответственностью "Тест-Пром" на основании требований технического регламента о безопасности продукции, предназначенной для детей и подростков

2 ВНЕСЕН Управлением технического регулирования и стандартизации Федерального агентства по техническому регулированию и метрологии

Информация об изменениях к настоящему стандарту публикуется в ежегодно издаваемом информационном указателе "Национальные стандарты", а текст изменений и поправок - в ежемесячно издаваемых информационных указателях "Национальные стандарты". В случае пересмотра (замены) или отмены настоящего стандарта соответствующее уведомление будет опубликовано в ежемесячно издаваемом информационном указателе "Национальные стандарты". Соответствующая информация, уведомление и тексты размещаются также в информационной системе общего пользования - на официальном сайте Федерального агентства по техническому регулированию и метрологии в сети Интернет

1 Область применения

Настоящий стандарт вводит национальные нормы безопасности игрушек и методы их контроля, которые в полной мере соответствуют требованиям технического регламента о безопасности продукции, предназначенной для детей и подростков.

Настоящий стандарт устанавливает требования к физическим и механическим свойствам игрушек и методы испытания этих свойств. Стандарт распространяется на игрушки, предназначенные для детей в возрасте до 14 лет. Стандарт распространяется на новые игрушки с учетом назначения, прогнозируемой продолжительности нормального использования и предполагаемого поведения ребенка.

Стандарт не распространяется на продукцию, используемую не в соответствии с ее назначением, а также на следующие изделия, которые к игрушкам не относят:

- елочные украшения, искусственные елки и принадлежности к ним, электрогирлянды;

- фольклорные и декоративные куклы, не предназначенные для детей до 14 лет;

- точные масштабные модели для взрослых коллекционеров;

- снаряды и устройства, которые применяют для коллективного пользования на игровых площадках;

- спортивный инвентарь, в том числе глубоководный;

- пиротехнические устройства и ударные капсюли, за исключением ударных капсюлей (пистонов), специально предусмотренных для создания звуковых эффектов в игрушках, имитирующих огнестрельное оружие, в комплекте с игрушкой;

- катапульты и устройства для метания камней;

- снаряды для стрельбы из лука и стрелы для метания в цель с металлическими наконечниками;

- электропечи, утюги и прочие функциональные изделия с номинальным напряжением более 24 В;

- изделия, содержащие нагревательные элементы и предназначенные для пользования в присутствии взрослых в дидактических целях;

- транспортные средства с двигателем внутреннего сгорания;

- игрушечные машины с паровыми двигателями;

- велосипеды спортивные, дорожные, туристические и др., предназначенные для движения по дорогам общего пользования;

- видеоигры, которые подключают к устройству с видеоэкраном и которые рассчитаны на номинальное напряжение более 24 В;

- трансформаторы для игрушек, питающиеся от сети, зарядные устройства для аккумуляторных батарей;

- средства спасания на воде, приспособления для плавания, в том числе надувные жилеты, манжеты и другие аналогичные изделия;

- защитные средства, предназначенные для занятий спортом, в том числе очки для плавания, солнечные очки и другие средства защиты глаз, а также велосипедные шлемы и шлемы для скейтборда (кроме имитаций, используемых для игр);

- летающие игрушки, которые запускают с помощью резинового шнура (например, ракеты и самолеты);

- луки для стрельбы, длины которых в ненатянутом состоянии превышают 120 см;

- "профессиональные" игрушки, выставляемые в общедоступных местах (универмаги, вокзалы и др.);

- пазл-мозаики (головоломки), включающие более чем 500 деталей;

- соски и пустышки для младенцев;

- копии огнестрельного оружия, имеющие высокое сходство с оригиналами;

- украшения для детей.

Если игрушка предназначена для сборки ребенком, то требования относятся отдельно к каждой детали, с которой имеет дело ребенок, и к собранной в целом игрушке. Если игрушка должна быть собрана взрослым, то требования относятся к собранной игрушке.

2 Нормативные ссылки

В настоящем стандарте использованы нормативные ссылки на следующие стандарты:

ГОСТ Р 51555-99 Игрушки. Общие требования безопасности и методы испытаний. Механические и физические свойства

ГОСТ 8.154-75 Государственная система обеспечения единства измерений. Приборы измерительные типа "Ухо искусственное". Методы и средства проверки

ГОСТ 12.1.050-86 Система стандартов безопасности труда. Методы определения шума на рабочих местах

ГОСТ 166-89 Штангенциркули. Технические условия

ГОСТ 263-75 Резина. Метод определения твердости по Шору А

ГОСТ 427-75 Линейки измерительные металлические. Технические условия

ГОСТ 490-2006 Кислота молочная пищевая. Технические условия

ГОСТ 2405-88 Манометры, вакуумметры, мановакуумметры, напоромеры, тягомеры и тягонапоромеры. Общие технические условия

ГОСТ 3520-92 Материалы оптические. Методы определения показателей ослабления

ГОСТ 3773-76* Реактивы. Аммоний хлористый. Технические условия

* Вероятно ошибка оригинала. Следует читать: ГОСТ 3773-72. - Примечание изготовителя базы данных.

ГОСТ 4166-76 Реактивы. Натрий сернокислый. Технические условия

ГОСТ 4201-79 Реактивы. Натрий углекислый кислый. Технические условия

ГОСТ 4221-76 Реактивы. Калий углекислый. Технические условия

ГОСТ 4233-77 Реактивы. Натрий хлористый. Технические условия

ГОСТ 4234-77 Реактивы. Калий хлористый. Технические условия

ГОСТ 6592-73 Краски печатные. Метод определения закрепления краски на бумаге

ГОСТ 6691-77 Реактивы. Карбамид. Технические условия

ГОСТ 6709-72 Вода дистиллированная. Технические условия

ГОСТ 8074-82 Микроскопы инструментальные. Типы, основные параметры и размеры. Технические требования

ГОСТ 9013-59 Металлы. Метод измерения твердости по Роквеллу

ГОСТ 13837-79 Динамометры общего назначения. Технические условия

ГОСТ 17035-86 Пластмассы. Методы определения толщины пленок и листов

ГОСТ 17187-81 Шумомеры. Общие технические требования и методы испытаний

ГОСТ 19300-86 Средства измерений шероховатости поверхности профильным методом. Профилографы-профилометры контактные. Типы и основные параметры

ГОСТ 20403-75 Резина. Метод определения твердости в международных единицах (от 30 до 100 IRHD)

ГОСТ 25779-90 Игрушки. Общие требования безопасности и методы контроля

ГОСТ 30782-2001 Игрушки. Общие требования безопасности и методы испытаний. Графическое условное обозначение возраста

Примечание - При пользовании настоящим стандартом целесообразно проверить действие ссылочных стандартов в информационной системе общего пользования - на офицальном сайте Федерального агентства по техническому регулированию и метрологии в сети Интернет или по ежегодно издаваемому информационному указателю "Национальные стандарты", который опубликован по состоянию на 1 января текущего года и по соответствующим ежемесячно издаваемым информационным указателям, опубликованным в текущем году. Если ссылочный стандарт заменен (изменен), то при пользовании настоящим стандартом следует руководствоваться заменяющим (измененным) стандартом. Если ссылочный стандарт отменен без замены, то положение в котором дана ссылка на него, применяется в части, не затрагивающей эту ссылку.

3 Термины и определения

В настоящем стандарте применены следующие термины с соответствующими определениями:

3.1 винтовая пружина: Пружина в форме спирали, которая может быть пружиной сжатия или пружиной растяжения (см. рисунок 1).


Рисунок 1 - Винтовая пружина

3.2 волокно: Волокнистый материал, части которого могут быть удалены с ворсовой поверхности игрушек.

3.3 доступность: Возможность касания ребенком всей детали или ее части, установленная по результатам испытаний.

3.4 заусенец: Острая неровность, образующаяся на кромках или поверхности материала при его некачественной резке или обработке.

3.5 зубные кольца: Игрушка, которую ребенок грызет при прорезывании зубов, предназначенная для облегчения состояния ребенка, связанного с ростом зубов.

3.6 игрушка для игры на воде: Надувная или ненадувная игрушка, несущая нагрузку массы ребенка и предназначенная для игр на мелководье под наблюдением взрослых.

3.7 игрушка, которую держат в руке: Игрушка, предназначенная для имитации звуков, которую необходимо держать в руке (например, трещотка, музыкальные игрушки и игрушечные пистолеты) за исключением околоушных игрушек, игрушек, которые заводит ребенок, и губных (духовых) игрушек.

Технический регламент Таможенного союза

О безопасности игрушек

(с изменениями на 17 марта 2017 года)

Документ с изменениями, внесенными:

- Примечание изготовителя базы данных.

Предисловие

2. Настоящий технический регламент Таможенного союза разработан с целью установления на единой таможенной территории Таможенного союза единых обязательных для применения и исполнения требований к игрушкам, обеспечения свободного перемещения игрушек, выпускаемых в обращение на единой таможенной территории Таможенного союза.

3. Если в отношении игрушек будут приняты иные технические регламенты Таможенного союза, Евразийского экономического сообщества (далее - ЕврАзЭС), устанавливающие требования к игрушкам, то игрушки должны соответствовать требованиям этих технических регламентов Таможенного союза, ЕврАзЭС, действие которых на них распространяется.

Статья 1. Область применения

1. Настоящий технический регламент Таможенного союза распространяется на выпускаемые в обращение на единой таможенной территории Таможенного союза игрушки, ранее не находившиеся в эксплуатации.

2. Настоящий технический регламент Таможенного союза не распространяется на изделия, указанные в приложении 1 к настоящему техническому регламенту Таможенного союза, которые не рассматриваются как игрушки, а также на игрушки, изготовленные по индивидуальному заказу, выставочные образцы.

3. Настоящий технический регламент Таможенного союза устанавливает требования к игрушкам в целях защиты жизни и здоровья детей и лиц, присматривающих за ними, а также предупреждения действий, вводящих в заблуждение приобретателей (потребителей) игрушек относительно их назначения и безопасности.

Статья 2. Определения

В настоящем техническом регламенте Таможенного союза применяются следующие термины и их определения:

воспламенение - возникновение горения под воздействием источника зажигания, сопровождающееся пламенем;

воспламеняемость - способность веществ и материалов к воспламенению;

игровой комплект, включающий химические вещества (не относящийся к комплектам для химических опытов), - набор для производства гипсовых слепков; керамические материалы и эмали для стеклования, поставляемые в наборах для оборудования художественных мини-мастерских; наборы, включающие формующиеся массы на основе пластифицированного поливинилхлорида (с последующим закаливанием в печи); наборы для художественного литья; наборы для заливки; наборы для проявления фотографий; клеящее вещество, краски, лаки, разбавители и очистители (растворители), поставляемые в конструкторских наборах;

игровой набор - игрушка, состоящая из различных предметов, материалов, веществ, предназначенная для развития детского творчества и навыков ручного труда;

игрушка - изделие или материал, предназначенные для игры ребенка (детей) в возрасте до 14 лет;

игрушка для игры на воде - игрушка (надувная или ненадувная), несущая нагрузку массы тела ребенка при плавании и (или) предназначенная для игр на мелководье;

игрушка настольно-печатная - игрушка, выполненная полиграфическим способом, с использованием или без использования дополнительных игровых элементов;

игрушка магнитная - игрушка, имеющая в своей конструкции 1 или более магнитов и (или) магнитных элементов;

(Абзац дополнительно включен с 30 марта 2018 года решением Совета ЕЭК от 17 марта 2017 года N 12)

игрушка мягконабивная - игрушка, с каркасом или без каркаса, с мягкой поверхностью и наполнителем;

игрушка модель-копия - игрушка, размеры которой определяются в масштабе уменьшения по сравнению с реальными размерами прообраза;

изготовитель - юридическое лицо или физическое лицо в качестве индивидуального предпринимателя, осуществляющие от своего имени производство и реализацию игрушек и ответственные за их соответствие требованиям безопасности настоящего технического регламента Таможенного союза;

импортер - резидент государства - члена Таможенного союза, который заключил с нерезидентом государства - члена Таможенного союза внешнеторговый договор на передачу игрушек, осуществляет реализацию этих игрушек и несет ответственность за их соответствие требованиям безопасности настоящего технического регламента Таможенного союза;

конструкторский набор - набор механических и (или) электрических (электронных) составных частей, предназначенных для сборки из него различных игрушек;

магнитный элемент игрушки - часть игрушки, включающая в себя закрепленный магнит или полностью либо частично вставленный магнит;

(Абзац дополнительно включен с 30 марта 2018 года решением Совета ЕЭК от 17 марта 2017 года N 12)

материал игрушки - все материалы, входящие в состав игрушки;

обращение игрушки на рынке - процессы перехода игрушки от изготовителя к пользователю (приобретателю) на единой таможенной территории Таможенного союза, которые проходит игрушка после завершения ее изготовления;

оптическая игрушка - игрушка, принцип действия которой основан на использовании принципов геометрической оптики;

пользователь - ребенок, использующий игрушку по назначению, и лицо, присматривающее за ним;

приобретатель (потребитель) - физическое или юридическое лицо, имеющее намерение приобрести игрушку или приобретающее ее;

применение по назначению - использование игрушки в соответствии с ее назначением, указанным изготовителем на игрушке и (или) в эксплуатационных документах;

ребенок - человек в возрасте до 14 лет;

риск - сочетание вероятности причинения вреда и последствий этого вреда для жизни и здоровья ребенка и лица, присматривающего за ним;

типовой образец игрушки - игрушка, выбранная из группы однородных игрушек одной возрастной адресованности (для детей до 3 лет, от 3 лет и старше), изготовленных по одному техническому документу, технологическому процессу, из одних и тех же материалов и к которой предъявляются одни и те же требования безопасности;

функциональная игрушка - игрушка, которая является моделью используемого взрослыми изделия или устройства, имитирующая назначение и выполнение его функций;

функциональный магнит - магнит, предназначенный для работы моторов, реле, динамиков и других электрических или электронных деталей игрушки (в случае если магнитные свойства не относятся к игровым характеристикам игрушки);

(Абзац дополнительно включен с 30 марта 2018 года решением Совета ЕЭК от 17 марта 2017 года N 12)

химическая игрушка - набор для проведения химических опытов детьми, состоящий из одного или нескольких химических веществ и (или) реактивов, поставляемых вместе с оборудованием или без него;

электрическая игрушка - игрушка, у которой хотя бы одна функция осуществляется за счет электрической энергии.

Статья 3. Правила обращения на рынке

1. Игрушки выпускаются в обращение на рынке при их соответствии настоящему техническому регламенту Таможенного союза, а также другим техническим регламентам Таможенного союза, ЕврАзЭС, действие которых на них распространяется, и при условии, что они прошли подтверждение соответствия согласно статьи 6 настоящего технического регламента Таможенного союза, а также другим техническим регламентам Таможенного союза, ЕврАзЭС, действие которых на них распространяется.

2. Игрушки, соответствие которых требованиям настоящего технического регламента Таможенного союза не подтверждено, не должны быть маркированы единым знаком обращения продукции на рынке государств - членов Таможенного союза и не допускаются к выпуску в обращение на рынке.

3. Игрушки, не маркированные единым знаком обращения на рынке государств - членов Таможенного союза, не допускаются к выпуску в обращение на рынке.

Статья 4. Требования безопасности

1. Игрушка должна быть разработана и изготовлена таким образом, чтобы при ее применении по назначению она не представляла опасности для жизни и здоровья детей и лиц, присматривающих за ними, и обеспечивала отсутствие риска:

обусловленного конструкцией игрушки;

обусловленного применяемыми материалами;

связанного с использованием игрушки, который невозможно исключить при изменении конструкции игрушки без изменения ее функции и основных характеристик, замене материала.

Риск при использовании игрушек должен соотноситься с возрастными особенностями детей.

Материалы, из которых изготовлены игрушки, должны быть чистыми (без загрязнений), неинфицированными и соответствовать требованиям настоящего технического регламента и стандартам, указанным в подпункте 1.2 статьи 5 настоящего технического регламента Таможенного союза.

В игрушках для детей до 3 лет не допускается применение натурального меха, натуральной кожи, стекла, фарфора, ворсованных материалов (резины, картона и бумаги), набивочных гранул размером 3 мм и менее без внутреннего чехла, наполнителей игрушек, подобных погремушкам, размер которых во влажной среде увеличивается более чем на 5%.

(Абзац в редакции, введенной в действие с 30 марта 2018 года решением Совета ЕЭК от 17 марта 2017 года N 12. - См. предыдущую редакцию)

В игрушках для детей до 3 лет не допускается миграция химических веществ 1-го класса опасности.

В игрушках не допускается применение вторичного сырья, полученного в результате повторной переработки материалов, бывших в употреблении. Для производства игрушек допускается применение отходов собственного производства.

Защитно-декоративное покрытие игрушек должно быть стойким к влажной обработке, действию слюны и пота.

3. Игрушки должны быть сконструированы и изготовлены таким образом, чтобы при применении их по назначению они не представляли опасность для жизни и здоровья детей, лиц, присматривающих за ними.

3.1. Органолептические показатели

Игрушки по органолептическим показателям гигиенической безопасности должны соответствовать требованиям, установленным в приложении 2 к настоящему техническому регламенту Таможенного союза.

3.2. Физические и механические свойства

Игрушка и ее составные части, включая крепежные детали, должны выдерживать механические нагрузки, возникающие при использовании игрушки по назначению, при этом она не должна разрушаться и должна сохранять свои потребительские свойства.

Доступные кромки, острые концы, жесткие детали, пружины, крепежные детали, зазоры, углы, выступы, шнуры, канаты и крепления игрушек должны исключать риск травмирования ребенка.

Утечка жидкого наполнителя в игрушках не допускается.

Движущиеся составные части игрушки должны исключать риск травмирования детей. Приводные механизмы должны быть не доступны для ребенка.

Игрушка и съемные детали игрушки, предназначенной для детей в возрасте до 3 лет, а также игрушки, непосредственно закрепляемые на пищевых продуктах, должны иметь такие размеры, чтобы избежать попадания в верхние дыхательные пути.

Мягконабивная игрушка не должна содержать в наполнителе твердых или острых инородных предметов. Швы мягконабивной игрушки должны быть прочными.

Игрушка, находящаяся в пищевых продуктах и (или) поступающая в розничную торговлю вместе с пищевым продуктом, должна иметь собственную упаковку. Размеры этой упаковки не должны вызывать риск удушья ребенка. Допускается наружное размещение игрушки пластмассовой без упаковки на упаковке пищевого продукта.

Игрушка и ее составные части должны исключать риск, связанный с удушьем ребенка.

Маски и шлемы для игры из воздухонепроницаемого материала, полностью покрывающие голову ребенка, должны быть разработаны и изготовлены таким образом, чтобы исключить риск удушья в результате недостаточной вентиляции.

Игрушка, предназначенная для поддерживания тела ребенка на поверхности воды, должна быть разработана и изготовлена таким образом, чтобы быть герметичной, прочной.

Игрушка, внутри которой может поместиться ребенок и представляет для него замкнутое пространство, должна иметь отверстие для выхода, легко открываемое изнутри, а также иметь поверхность с вентиляционными отверстиями.

Игрушка, несущая массу ребенка и предназначенная для езды, должна быть прочной и устойчивой (кроме двухколесных велосипедов). Игрушки с механическим или электрическим приводом, имеющие механизм свободного хода или нейтральное положение коробки передач, должны иметь тормозное устройство. Игрушки, несущие на себе массу тела ребенка и предназначенные для езды, в которых движение колесу сообщается непосредственно рукой или ногой ребенка или через механическую передачу и игрушки с электрическим приводом допускается изготавливать без тормозных устройств. Игрушки с цепной передачей должны быть оборудованы защитными щитками. Опорные поверхности должны иметь элементы, предотвращающие соскальзывание.

Игрушка, несущая на себе массу ребенка и не предназначенная для езды, должна быть прочной и устойчивой к опрокидыванию. Подвесные качели должны быть прочными, сиденья качелей для детей до 3 лет должны иметь конструкцию, препятствующую падению ребенка.

В Испытательный лабораторный центр при ФБУЗ «Центр гигиены и эпидемиологии»г.М.направленытиповыеобразцыкрасок,наносимыхпальцами,для детей до 3 лет.

Протокол испытаний типового образца.

Вопросы:

1.Укажитезаконодательные,нормативные,методическиеииные документы, необходимыедля оценкибезопасностидетских игрушек.2.Укажитеосновныенаправленияоценкибезопасностикрасок,наносимых пальцами.

4. Составьте экспертноезаключение по исследованномуобразцу.

5.Перечислитесанитарно-эпидемиологическиетребованиякусловиямреализации детских игрушек на территории РФ.

ОТВЕТ

Ситуационная задача 189 [K005390]

1. Законодательными документами являются ФЗ «О санитарно- эпидемиологическом благополучии населения РФ», законодательным и нормативным документом – технический регламент Таможенного союза «О безопасности игрушек», методическими документами – методические указания «Санитарно-эпидемиологическая оценка игрушек», методические указания, рекомендации, ГОСТы на методы испытаний, для проведения санитарно-химического исследования необходима также нормативно- техническая документация на продукцию с указанием химического состава сырья и красителей.

2. Основные направления оценки безопасности красок, наносимых пальцами: идентификация продукции (определение возрастной адресованности); органолептические исследования; санитарно-химические исследования; токсиколого-гигиенические исследования; микробиологические исследования.

3. Определение микробиологических показателей обязательно для игрушек с наполнителями для детей до года, красок, наносимых пальцами, и формующихся масс.

4. Исследованный образец красок, наносимых пальцами, для детей до 3 лет не соответствует требованиям технического регламента Таможенного союза «О безопасности игрушек» по миграции ацетона и индексу токсичности. Методический центр аккредитации специалистов_МПД_2018 154

5. Перед выпуском в обращение на рынок детские игрушки должны быть подвергнуты обязательной процедуре оценки соответствия требованиям технического регламента, которая осуществляется в форме сертификации. Реализация детских игрушек без сертификатов соответствия и маркировки единым знаком обращения продукции на рынке государств-членов Таможенного союза запрещена. Игрушка, представляющая опасность для детей и(или) для лиц, присматривающих за ними, должна сопровождаться информацией об опасностях и мерах, предпринимаемых при использовании игрушки. Реализация детских игрушек должна осуществляться в помещениях, архитектурно- планировочное решение, санитарное состояние и содержание которых соответствует требованиям санитарного законодательства. Продавцы должны проходить предварительные и периодические медицинские осмотры, профессиональную гигиеническую подготовку и аттестацию, иметь личную медицинскую книжку.

Ситуационнаязадача182[K005391]

Инструкция:ОЗНАКОМЬТЕСЬССИТУАЦИЕЙИДАЙТЕРАЗВЕРНУТЫЕОТВЕТЫНАВОПРОСЫ

Основнаячасть

В Испытательный лабораторный центр при ФБУЗ «Центр гигиены и эпидемиологии»г.М.направленытиповыеобразцыигрынастольной«Башня»издерева, с элементами картона, без механизмов.

Протокол испытаний типового образца.

Вопросы:

1.Укажитезаконодательные,нормативные,методическиеииные документы, необходимыедля оценкибезопасностидетских игрушек.

2. Укажите основные направления оценки безопасностидетских игрушек.

3.Укажитематериалыигрушек,длякоторыхобязательноопределениепоказателей радиационной безопасности.

4. Составьте экспертноезаключение по исследованномуобразцу.

5.Перечислитесанитарно-эпидемиологическиетребованиякусловиямреализации детских игрушек на территории РФ.

ОТВЕТ

Ситуационная задача 190 [K005391]

1. Законодательными документами являются ФЗ «О санитарно- эпидемиологическом благополучии населения РФ», законодательным и нормативным документом – технический регламент Таможенного союза «О безопасности игрушек», методическими документами – методические указания «Санитарно-эпидемиологическая оценка игрушек», методические указания, рекомендации, ГОСТы на методы испытаний, для проведения санитарно-химического исследования необходима также нормативно- техническая документация на продукцию с указанием химического состава сырья и красителей.

2. Основные направления оценки безопасности детских игрушек: идентификация продукции (определение возрастной адресованности); исследование механической безопасности; исследование воспламеняемости; органолептические исследования; исследование физических факторов; санитарно-химические исследования; токсиколого-гигиенические исследования; микробиологические исследования.

3. Определение показателей радиационной безопасности обязательно для игрушек, изготовленных из природных материалов: дерево, глина, песок.

4. Исследованный образец игры настольной «Башня» из дерева, с элементами картона, без механизмов не соответствует требованиям технического регламента Таможенного союза «О безопасности игрушек» по миграции формальдегида и ацетальдегида. Методический центр аккредитации специалистов_МПД_2018 155 5. Перед выпуском в обращение на рынок детские игрушки должны быть подвергнуты обязательной процедуре оценки соответствия требованиям технического регламента, которая осуществляется в форме сертификации. Реализация детских игрушек без сертификатов соответствия и маркировки единым знаком обращения продукции на рынке государств-членов Таможенного союза запрещена. Игрушка, представляющая опасность для детей и(или) для лиц, присматривающих за ними, должна сопровождаться информацией об опасностях и мерах, предпринимаемых при использовании игрушки. Реализация детских игрушек должна осуществляться в помещениях, архитектурно- планировочное решение, санитарное состояние и содержание которых соответствует требованиям санитарного законодательства. Продавцы должны проходить предварительные и периодические медицинские осмотры, профессиональную гигиеническую подготовку и аттестацию, иметь личную медицинскую книжку.

Ситуационнаязадача183[K005392]

ГОСТ Р 56039-2014

НАЦИОНАЛЬНЫЙ СТАНДАРТ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ

ПОРЯДОК ОБЯЗАТЕЛЬНОГО ПОДТВЕРЖДЕНИЯ СООТВЕТСТВИЯ ПРОДУКЦИИ ТРЕБОВАНИЯМ ТЕХНИЧЕСКОГО РЕГЛАМЕНТА ТАМОЖЕННОГО СОЮЗА "О БЕЗОПАСНОСТИ ИГРУШЕК"

Conformity assessment. Procedure for confirmation of product compliance to requirements of technical regulation of the Customs Union "On the safety of toys"

Дата введения 2015-07-01

Предисловие

1 РАЗРАБОТАН Открытым акционерным обществом "Всероссийский научно-исследовательский институт сертификации" (ОАО "ВНИИС")

2 ВНЕСЕН Техническим комитетом по стандартизации ТК 079 "Оценка соответствия"

4 ВВЕДЕН ВПЕРВЫЕ

5 ПЕРЕИЗДАНИЕ. Февраль 2020 г.

Введение

Настоящий стандарт входит в Систему национальных стандартов в области оценки соответствия, основные положения и структура которых определены ГОСТ 31893-2012 "Оценка соответствия. Система стандартов в области оценки соответствия".

Система стандартов в области оценки соответствия аналогична по целям и принципам международной системе стандартов ИСО/МЭК серии 17000*.

* Доступ к международным и зарубежным документам, упомянутым в тексте, можно получить, обратившись в Службу поддержки пользователей. - Примечание изготовителя базы данных.

Национальные стандарты, входящие в Систему стандартов по оценке соответствия, гармонизированы с соответствующими международными стандартами ИСО/МЭК серии 17000 по возможности их эффективного применения на территории Российской Федерации.

Под оценкой соответствия в международном стандарте ИСО/МЭК 17000:2004 "Оценка соответствия. Словарь и общие принципы" (ГОСТ Р ИСО/МЭК 17000-2009) понимается доказательство того, что заданные требования к продукции, процессу, системе, лицу или органу выполнены.

Согласно ГОСТ 31893-2012 настоящий стандарт относится к четвертой классификационной группе стандартов системы, которые разрабатываются целевым назначением для содействия выполнению требований конкретных технических регламентов в части оценки соответствия.

Настоящий стандарт разработан в целях реализации Технического регламента Таможенного союза "О безопасности игрушек" и других нормативных документов Таможенного союза в области оценки (подтверждения) соответствия.

Настоящий стандарт предназначен для заявителей (изготовителей, лиц, выполняющих функции иностранного изготовителя, импортеров), органов по сертификации, испытательных лабораторий (центров).

1 Область применения

Настоящий стандарт устанавливает порядок проведения работ по подтверждению соответствия продукции требованиям Технического регламента Таможенного союза "О безопасности игрушек" (далее - технический регламент).

Настоящий стандарт распространяется на работы, проводимые участниками подтверждения соответствия при сертификации игрушек, предусмотренные техническим регламентом.

Настоящий стандарт предназначен для применения органами по сертификации, испытательными лабораториями (центрами) и заявителями (изготовителями, лицами, выполняющими функции иностранного изготовителя, импортерами).

2 Нормативные ссылки

В настоящем стандарте использованы нормативные ссылки на следующие стандарты:

ГОСТ 31814 Оценка соответствия. Общие правила отбора образцов для испытаний продукции при подтверждении соответствия

ГОСТ 31815 Оценка соответствия. Порядок проведения инспекционного контроля в процедурах сертификации

ГОСТ 31893 Оценка соответствия. Система стандартов в области оценки соответствия

ГОСТ Р 54293 Анализ состояния производства при подтверждении соответствия

Примечание - При пользовании настоящим стандартом целесообразно проверить действие ссылочных стандартов в информационной системе общего пользования - на официальном сайте Федерального агентства по техническому регулированию и метрологии в сети Интернет или по ежегодному информационному указателю "Национальные стандарты", который опубликован по состоянию на 1 января текущего года, и по выпускам ежемесячного информационного указателя "Национальные стандарты" за текущий год. Если заменен ссылочный стандарт, на который дана недатированная ссылка, то рекомендуется использовать действующую версию этого стандарта с учетом всех внесенных в данную версию изменений. Если заменен ссылочный стандарт, на который дана датированная ссылка, то рекомендуется использовать версию этого стандарта с указанным выше годом утверждения (принятия). Если после утверждения настоящего стандарта в ссылочный стандарт, на который дана датированная ссылка, внесено изменение, затрагивающее положение, на которое дана ссылка, то это положение рекомендуется применять без учета данного изменения. Если ссылочный стандарт отменен без замены, то положение, в котором дана ссылка на него, рекомендуется применять в части, не затрагивающей эту ссылку.

3 Термины и определения

В настоящем стандарте применены следующие термины с соответствующими определениями:

3.1 схема подтверждения соответствия: Перечень действий участников подтверждения соответствия, результаты которых рассматриваются ими в качестве доказательств соответствия продукции требованиям, установленным ТР ТС 008/2011.

3.3 заявка на сертификацию: Исходный документ заявителя, содержащий просьбу органу по сертификации провести сертификацию заявленной продукции на соответствие требованиям, установленным техническим регламентом Таможенного союза.

3.4 анализ состояния производства: Операция, проводимая органом по сертификации с целью установления наличия у заявителя необходимых условий для обеспечения постоянного соответствия выпускаемой продукции требованиям, подтверждаемым (подтвержденным) при сертификации.

3.5 инспекционный контроль: Систематическая контрольная оценка соответствия, осуществляемая с целью установления того, что продукция продолжает соответствовать установленным требованиям, подтвержденным при сертификации, для поддержания правомерности сертификата соответствия.

3.6 система менеджмента: Совокупность взаимосвязанных и взаимодействующих элементов для разработки политики и целей и достижения этих целей.

3.7 единый знак обращения продукции на рынке государств - членов Таможенного союза: Обозначение, служащее для информирования приобретателей и потребителей о соответствии выпускаемой в обращение продукции требованиям технических регламентов Таможенного союза (Соглашение о единых принципах и правилах технического регулирования в Республике Беларусь, Республике Казахстан и Российской Федерации от 18 ноября 2010 г).

3.8 доказательственные материалы: Документы, прямо или косвенно, частично или полностью свидетельствующие о соответствии продукции требованиям, установленным ТР ТС 008/2011, и применяемые как основание для подтверждения соответствия продукции этим требованиям.

3.9 обобщенное требование: Требование ТР ТС 008/2011 к конкретным видам продукции, содержащееся в его определенном разделе технического регламента и представленное в виде цели обеспечения необходимой безопасности, без детализации конкретных способов (параметров) обеспечения безопасности.

3.10 презумпция соответствия: Положение, согласно которому выполнение конкретных (детальных) требований взаимосвязанных (с ТР ТС 008/2011) стандартов считается соблюдением соответствующих обобщенных требований ТР ТС 008/2011.

3.11 идентификация продукции: Процедура отнесения изделия к области применения ТР ТС 008/2011 и установления соответствия продукции технической документации к ней.

3.12 взаимосвязанный стандарт: Стандарт, требования которого признаны эквивалентными соответствующим обобщенным требованиям ТР ТС 008/2011 и включенный в Перечень стандартов, в результате применения которых на добровольной основе обеспечивается соблюдение требований ТР ТС 008/2011.

4 Общие положения

4.1 В соответствии с ТР ТС 008/2011 обязательному подтверждению соответствия в форме сертификации подлежат игрушки, ранее не находившиеся в эксплуатации, на которые не распространяются требования ТР ТС 008/2011, и не рассматриваемые как игрушки, указанные в приложении 1 к ТР ТС 008/2011.

1 В настоящем стандарте для увязки его положений с требованиями ТР ТС 008/2011 приводятся ссылки на его соответствующие структурные элементы (пункты, подпункты, приложения и т.п.).

2 В тексте стандарта наряду с термином "игрушка" используется термин "продукция" или "изделие" в том же значении.

4.2 Участниками работ по подтверждению соответствия являются:

б) заявитель-импортер - резидент государства - члена Таможенного союза, который заключил с нерезидентом государства - члена Таможенного союза внешнеторговый договор на передачу игрушек, осуществляет реализацию этих игрушек и несет ответственность за их соответствие требованиям ТР ТС 008/2011;

в) орган по сертификации, аккредитованный на проведение работ по подтверждению соответствия игрушек в утвержденной области аккредитации и включенный в Единый реестр органов по сертификации и испытательных лабораторий (центров) Таможенного союза;

г) испытательная лаборатория (центр), аккредитованная на проведение испытаний игрушек в утвержденной области аккредитации, включенная в Единый реестр органов по сертификации и испытательных лабораторий (центров) Таможенного союза.

4.3 Подтверждение соответствия игрушек требованиям ТР ТС 008/2011 осуществляется в форме сертификации.

4.4 Процедуры сертификации реализуют в соответствии со схемами сертификации 1с, 2с и 3с, выбранными из числа утвержденных типовых схем по [1].

4.5 Игрушки должны соответствовать требованиям ТР ТС 008/2011, санитарно-гигиеническим требованиям (содержащимся в приложении 2 к ТР ТС 008/2011), требованиям к игрушкам, представляющим опасность (см. приложение 3 к ТР ТС 008/2011), либо требованиям стандартов, включенных в Перечень стандартов, в результате применения которых на добровольной основе обеспечивается соблюдение требований ТР ТС 008/2011 путем их соответствия взаимосвязанным стандартам.

Примечание - Если на игрушку распространяются требования нескольких технических регламентов Таможенного союза, устанавливающих требования на игрушку, то игрушка должна соответствовать требованиям этих технических регламентов Таможенного союза, действие которых на нее распространяется.

Основываясь на обобщенных требованиях, требования к конкретной продукции следует выбирать из утвержденного совместно с принятым ТР ТС 008/2011 Перечнем стандартов, в результате применения которых на добровольной основе обеспечивается соблюдение установленных требований. Выполнение данных требований свидетельствует о соответствии игрушек требованиям безопасности ТР ТС 008/2011.

В тех случаях, когда заявитель не применяет стандарты, включенные в Перечень стандартов, в результате применения которых на добровольной основе обеспечивается соблюдение требований ТР ТС 008/2011, используя иные технические решения, или при их отсутствии, заявитель формирует комплект документов, подтверждающих соответствие продукции требованиям безопасности ТР ТС 008/2011.

4.6 Для проведения подтверждения соответствия продукции используются стандарты, из числа включенных в утвержденный совместно с принятым ТР ТС 008/2011 Перечень стандартов, содержащих правила и методы исследований (испытаний) и измерений, в том числе правила отбора образцов, необходимые для применения и использования требований ТР ТС 008/2011 и осуществления оценки (подтверждения) соответствия продукции.

При отсутствии или недостаточной информации о правилах отбора образцов продукции в стандартах указанного перечня следует использовать положения ГОСТ 31814.

4.7 Игрушки, соответствующие требованиям ТР ТС 008/2011 и прошедшие процедуру подтверждения соответствия, маркируют единым знаком обращения продукции на рынке государств - членов Таможенного союза (далее - знак обращения ТС) [2].

Маркировка знаком обращения ТС осуществляется перед выпуском игрушек в обращение на рынок, при соответствии требованиям всех технических регламентов Таможенного союза, действие которых на нее распространяется.

При нанесении знака обращения ТС следует исходить из принципов, изложенных в пункте 3 статьи 7 ТР ТС 008/2011.

5 Сертификация

5.1 Сертификацию продукции проводит аккредитованный орган по сертификации, включенный в Единый реестр органов по сертификации и испытательных лабораторий (центров) Таможенного союза (далее - орган по сертификации), по схемам сертификации, состав которых приведен в приложении А. Процедуры проведения сертификации и формы применяемых документов устанавливаются органом по сертификации на основании ТР ТС 008/2011 и в Руководстве по качеству.

5.2 Заявитель выбирает любой орган по сертификации, аккредитованный на проведение работ по подтверждению соответствия, в утвержденную область аккредитации которых входит продукция, попадающая под действие ТР ТС 008/2011 и иных технических регламентов, устанавливающих требования к игрушкам.

5.3 Заявитель выбирает схему сертификации исходя из объекта подтверждения соответствия: серийно выпускаемая продукция (см. схема 1с, 2с приложения А), партия продукции (см. схему 3с приложения А).

Заявителем при сертификации серийно выпускаемой продукции, изготовленной на единой таможенной территории Таможенного союза, является изготовитель или уполномоченное изготовителем лицо, обеспечивающее соответствие изготавливаемой продукции требованиям ТР ТС 008/2011 и несущее ответственность за несоответствие изготавливаемой продукции требованиям ТР ТС 008/2011.

Читайте также: