Основы богородской резьбы и изготовления деревянной игрушки заложили

Обновлено: 05.05.2024

Резьба своё начало берет в Средневековье. Первые «резчики» — жители Сергиева Посада, которые объяснили крестьянам, технологию изготовления. Узор наносили сами сергиевопосадцы. Раньше остальных были обучены жители села Богородского, позже резьба получила распространение на всей территории государства.

Особенность игрушки – плавность деталей и отсутствие острых элементов. Именно поэтому, богородская игрушка получила признание на внутреннем и внешнем рынке.

Европейские купцы покупали эти изделия у крестьян, отдавав немаленькие деньги. Для жителей Сергиева Посада торговля стала одним из основных источников заработка.

Технологию богородской резьбы также использовали скульпторы, которые создавали более масштабные и не менее любопытные вещи. Один из таких примеров — скульптура «Медведь на тройке». Подобные работы и в наше время одни из самых дорогих на рынке.

Богородской игрушки уже несколько столетий, но внешний вид и особенности остаются прежними. Можно выделить два типа – статичные и подвижные игрушки.

Первый тип — это разные скульптуры, детские фигурки и погремушки, изображения, резные часы и элементы мебели.

Второй тип игрушки предназначается для детей по-старше, содержит движущиеся и съёмные детали. Наиболее яркие примеры — мужик и медведь, по очереди ударяющие молотком по наковальне, и цыплята, клюющие зерно.

Такие фигурки в своей конструкции имеют пружины, кнопки или рычажки. Эти игрушки высокого качества, прочные и долговечные.

Технология

Изображение богородских фигурок изготавливаются ножичком «Щучка». Им мастера распиливают чурки на несколько частей и начинают тонкую и кропотливую работу.

Из материала где не было гнили, сучков делались дорогие игрушки, которые выставляли на продажу, а из обрезков вырезали домашние фигурки.

Далее игрушку «оживляли», то есть создавали полноценный цветной персонаж. Нанесением узора занимались наиболее квалифицированные мастера.

Роспись

Если фигурка состояла из нескольких деталей, то её собирал также народный умелец.

Он склеивал отдельные части, затем начинал раскрашивать. Вначале наносили основной слой, а затем: для людей рисовалась одежда, для животных — шерсть и мордочка, к сюжетным игрушкам добавляли окружающую обстановку.

Такие расписанные фигурки изготавливались на продажу. Домашние игрушки оставались просто деревянными, чтобы развивалась фантазия и мышление ребенка. Малыш таким образом учился создавать образы.

Заключение

Да, безусловно в век высоких технологий существуют попытки по созданию станков и приборов, чтобы заменить работу мастера, но ручная резьба по-прежнему самая красивая и дорогостоящая.

Мальчик на лыжах с собакой. Подвижная игрушка.

В православном сердце России недалеко от города Сергиев Посад, на живописном холме на берегу реки Куньи, стоит село Богородское — родина знаменитого народного промысла резных деревянных игрушек и скульптур.

Легенда

Когда была вырезана из липы первая игрушка в селе Богородском — точно никто не знает, однако существует легенда о том, что первую фигурку «Ауку» сделала для своих детей мама, чтобы их позабавить. Позже куклу продали купцу, а он поставил её в своей лавке для украшения, но игрушка ту же была куплена с выгодой для купца.

Богородское

Богородское — село старинное. Уже в XV–XVI веках местные крестьяне, в то время крепостные Троице-Сергиева монастыря, заложили основы развившегося впоследствии художественного промысла обработки дерева. Село стало одним из центров народного творчества в истории русского прикладного искусства.

Артель «Богородский резчик»

В 1913 году мастера объединились в артель «Богородский резчик», была открыта профессионально-техническая школа, основной задачей которой была подготовка новых кадров — мастеров художественной резьбы по дереву.

В 1960 году, в канун 300-летия зарождения народного промысла, артель была преобразована в фабрику.

Направления деятельности

К 2001 году на предприятии определилось несколько направлений деятельности:

  • участок резной белой игрушки,
  • участок скульптуры,
  • участок токарной расписной игрушки с движением, основанной на старинных принципах сборки и росписи,
  • участок смешанных стилей и направлений, в основном щепая и крашеная игрушка,
  • матрешка.

С 1999 года на предприятии в сотрудничестве с Троице — Сергиевой Лаврой возрождается иконостасная резьба.

Известность

Богородские игрушки можно встретить в магазинах, музеях, выставках, во многих домах не только наших городов, но и за рубежом.

Далеко за пределами Московской области известны богородские мастера-чудодеи: А.Н. Варганов, Н.И. Максимов, М.А. Пронин, А.Я. Чушкин, А.А. Рыжов, И.К. Стулов, С.А. Паутов, И.М. Польский, М.Я. Дворников, Я.В. Аршинов.

Богородские резчики — участники многочисленных выставок: их произведения отмечались золотыми медалями на всемирных выставках в Париже, Нью-Йорке,Брюсселе.

Игрушка «Крестьянин и курочка» находится в Историческом музее Москвы, в Русском музее Санкт-Петербурга работает постоянная выставка, где экспонируются известные композиции «Как мыши кота хоронили», «Чудо-Юдо Рыба-Кит» и многие другие произведения.

Адрес

Московская область, Сергиево-Посадский район, п. Богородское, д. 79б

Как дораться

Проезд общественным транспортом: до станции г. Сергиев Посад, далее маршрутным такси № 49, остановка Богородское.

Часы работы

пн-пт 08:00-17:00
обед 12:00-13:00

https://upload.wikimedia.org/wikipedia/commons/4/41/Mice_burying_a_Cat_01_Cropped.jpg?uselang=ru

Богородская резьба (Богородская игрушка) — русский народный промысел, состоящий в изготовлении резных игрушек и скульптуры из мягких пород дерева (липы, осины). Его центром является посёлок Богородское Сергиево-Посадского района Московской области России.

богор1

История богородской деревянной игрушки насчитывает больше 350 лет. Известны изделия во всем мире, и по достоинству их в свое время оценили не только дети, но и скульпторы с мировым именем.

File:Bogorodskoe toy fabric.JPG

Отличительная особенность богородской игрушки – это отсутствие явных деталей и строгих резных форм в изделиях скульптурного плана. Благодаря такому способу изготовления игрушка развивала у детей творчество и фантазию, и в течение длительного времени не надоедала им.

богор4

Не менее интересными были подвижные игрушки. Их продуманная конструкция длительное время работала и не ломалась.

богор3

Богородская игрушка получила свое название от села, в котором проживали мастера, делающие деревянные заготовки.

Богородская игрушка

Богородская игрушка настолько прочно вошла в жизнь местного населения, что одно из изделий стало символом поселка и изображено на его гербе. Это подвижная игрушка с мужиком и медведем.

История промысла

Изготовлением богородской игрушки начали заниматься в XV – XVI веках, в одноименном селе близ Сергиева Посада, Московской области.

Изначально мастера по обработке и художественной резке дерева трудились по заказам скупщиков. Они готовили основу, которую уже после раскрашивали в Сергиевом Посаде.

https://ds05.infourok.ru/uploads/ex/01a0/0012d9d7-ebfc0662/hello_html_m167ddf02.jpg

Окончательно, как промысел, изготовление богородских игрушек сформировалось в конце XVIII – начале XIX века, когда весь процесс изготовления игрушек был передан мастерам из села Богородское. Их они разрабатывали, определяясь с тематикой, изготавливали основы и при необходимости расписывали.

File:Bogorodskoye toy fabric building.JPG

Вначале XX века в этом же селе организовали артель, в которой готовили мастеров резки игрушек, передавая им накопленные знания, техники и умения. Из-за войны и экономических неурядиц, артель временно закрывалась, и после с новой силой заработала уже в советское время.

богор2

Богородские деревянные игрушки активно экспортировали в страны Европы. Вначале тематики были представлены бытом простого народа, позже, после окончания Второй мировой войны, мастера ушли в сказочную тематику. В более поздние годы на появление сюжетов для изготовления игрушек, влияние оказывали события, происходящие в стране, например, отправка человека в космос, популяризация спорта и т.д.

Богородские деревянные игрушки бывают двух видов: скульптурная и подвижная.

скульптурная богородская игрушка

Фигурки скульптурного плана отличались отсутствием четко выраженных черт. В них дети, ввиду развития собственной фантазии, могли видеть мишку, лису и прочих животных.

подвижная богородская игрушка

Также вырезались богородскими мастерами игрушки с движущимися конструкциями. Фигурки крепились мастерами на плашки, которые двигались относительно друг друга.

https://i.pinimg.com/originals/97/1f/db/971fdbb17132c2e5a54067c70526d1cc.jpg

Также внутрь их отправлялись пружины с кнопками, а еще одна часть игрушек представляла собой фигурки, закрепленные на плашке с противовесом на нитях.

https://sun9-27.userapi.com/impf/c852220/v852220876/fb72b/X65W9I4fiUg.jpg?size=807x558&quality=96&sign=4723ea4cd239ad47cf1760e9aaffd0b4&type=album

Сюжетом для изготовления игрушек выбирались эпизоды из обычной жизни, нередко освещались ремесла и профессии того времени.

https://static-sl.insales.ru/images/products/1/8003/378945347/3fb926dc-30e5-499f-bb64-b9d476a3c7a4.jpg

Например, сапожник изображался в момент изготовления сапог, пряха сидела с веретеном за прялкой, лесорубы рубили дрова, гусары восседали на конях, барышни изображались с цветками в руке.

https://sun9-7.userapi.com/impg/kJHkUXOYCr0lUA1GT101lCCgr0uwjtkDV4MGDg/fWrU96utNA4.jpg?size=807x807&quality=96&sign=4f9259b4d4f604fedd360eb4182f03fb&type=album

В более поздних сюжетах появлялись медведи в сопровождении космических спутников, пылесосы, футболисты и т.д.

Технология изготовления

изготовление богородских игрушек

Традиционно богородские деревянные игрушки вырезали из массива липы. Среди всех деревьев, эта древесина наиболее мягкая и податливая.

Вначале заготовленные и высушенные стволы распиливали на небольшие брусочки и только после этого они отправлялись в работу к мастерам.

Брусочки ремесленники раскалывали самостоятельно, парой взмахов на четыре части. Именно такой формы заготовки были наиболее удобными для работы. Вырезали фигурки с помощью специальных богородских ножей и напильников. Из цельного куска делались дорогие виды игрушек, а из оставшихся щеп изготавливали игрушки попроще.

При отборе дерева старались брать те, в которых сучков было наименьшее количество, так как древесина с сучками сложна в обработке для данного вида промысла. Мастерами по резьбе дерева выступали, как правило, мужчины.

Как создают Богородскую игрушку

Богородская резьба.

Для богородской игрушки нужна хорошо просушенная на открытом воздухе древесина липы, дерева мягкого и податливого. Можно также использовать осину и ольху, отличающиеся такой же мягкой и однородной древесиной. Предназначенный для резьбы материал должен быть хорошо высушенным. Сушить древесину очень хлопотно. На открытом воздухе под навесом дерево сохнет от нескольких месяцев до трех лет. Сушку можно во много раз ускорить, если обработать древесину запариванием. Старые мастера запаривали древесину в русской печи на вольном жару (то есть после выгреба углей).

Запаренная древесина не только противостоит растрескиванию, но и приобретает глубокий коричневато-золотистый цвет.

Игрушки бывают токарной и ручной обработки. С первой все проще - детали будущих игрушек вытачивают на станке, выпиливаются по шаблону, сборщики их соединяют, а живописцы делают роспись, если необходимо, и покрывают лаком.

А вот ручная работа гораздо сложней. Ствол пилят на части, которые потом разрубают вдоль волокон на треугольные поленья в зависимости от необходимого размера игрушки. Потом игрушку "зарубают", т.е. придают ей самые общие очертания будущего произведения.

Богородская резьба.

Острейшим прямым богородским ножом («щучкой») снимают всю лишнюю древесину и моделируют форму. Окончательная отделка игрушки связана с работой мелкими полукруглыми стамесками (описка), с помощью которых изображается шерсть животного, перья птицы или детали одежды людей, тяжелые и легкие ткани, мех, кружева, ленты.

Богородская резьба.

Работа богородским ножом

Другой прием окончательной отделки игрушки связан с ошкуриванием формы мелкой наждачной бумагой. Этим приемом обычно пользуются, чтобы передать гладкие поверхности. Затем деревянное чудо расписывается красками или покрывается лаком. Но чаще игрушки оставляют неокрашенными, сохраняя природный цвет и структуру дерева.

Отличить ручную работу от фабричной просто. Для ручной работы характерна проработка мельчайших деталей, точное соблюдение пропорций. Да и ценится такая игрушка значительно дороже.

Самыми традиционными куклами, сделанными в Богородском, были барыни и гусары, няньки, кормилицы с детьми, солдаты, пастушки, мужики.

Вырезанная фигурка имела трехгранную форму, так как выполнялась из чурки, полученной при разрубании полена на несколько частей.

Сначала игрушки раскрашивались, позже богородская скульптура остается неокрашенной — фактура и характер резьбы прекрасно передают форму и движение, и потому цвет может здесь помешать.

Богородская резьба.

Раскрашенная богородская игрушка

Игрушка становится скульптурой и требует от мастера своего стиля резьбы, а это меняет характер резьбы. Вместо традиционной угловатой она становится сложной узорчатой. Мастер пытается передать оперение у птиц и шерсть у животных.

Богородскую резьбу всегда можно узнать по знаменитому следу от инструмента резчика в виде желобка и кругу изображаемых персонажей — людей, животных, сюжетов.

Богородская резьба.

Большое место занимало изображение животных, среди которых самым любимым был медведь. Волею богородских мастеров он наравне с человеком активно участвовал в различных работах — гнул дуги (правда неудачно), ковал металл, а в часы досуга играл на музыкальных инструментах.

Среди прочих игрушек были небольшие фигурки в виде солдата или барина, так называемые щелкуны. Они не только служили настольным украшением, но и имели определенное практическое назначение - щелкали орехи. Нижняя челюсть щелкуна была частью рычага, поднимая который в рот щелкуна вкладывали орех. При нажатии на рычаг орех легко раскалывался. Подобный щелкун (щелкунчик) стал героем знаменитой сказки Гофмана и балета Чайковского.

Богородская резьба.

Щелкуны. XIX в. Троице-Сергиев посад

Особенно интересны подвижные богородские игрушки. Они всегда пользовались особенной любовью детей и взрослых, приводя детей и их родителей в неописуемый восторг. Заставляют игрушки двигаться с помощью нехитрых приспособлений. Встречаются игрушки на планках, с пружинкой, с балансом и кнопкой.

Некоторые фигурки укреплены на параллельно расположенных подвижных планках, скрепленных гвоздиками. Так сделана, например, игрушка "Кузнецы".

Богородская резьба.

Потянешь планки за концы в стороны, и фигурки оживают: хитрый и добродушный медведь дружно стучат молоточками по маленькой наковальне, зайцы лакомятся морковкой, рыбак ловит рыбку.

Когда известному французскому скульптору Огюсту Родену подарили популярную богородскую игрушку "Кузнецы", он сказал: "Народ, который создал эту игрушку, - великий народ".

Богородская резьба.

Игрушка на кругу «курочки»

И игрушка "Курочки" - тоже долгожитель. Ею играли дети еще во времена Пушкина и Лермонтова. Но и в наше время при всем изобилии игрушек незатейливая игра с расписными курочками по-прежнему радует и детей, и взрослых. Устроена она так: расписные курочки укреплены на подставке, под ней - круглый баланс, связанный веревочками с головками курочек. Натягивается веревочка – наклоняется головка курочки. Стоит слегка покачать игрушку в руках, как курочки начнут клевать зернышки. Раскрутишь посильнее, и курочки стучат клювами дружнее. Чем сильнее качаешь игрушку - тем активнее курочки клюют. Приостановишь покачивание, и движения курочек становятся замедленными, ленивыми – курочки "наелись". И только горка пшена на подставочке все не убывает, как "неразменный" пятак.

Аналогичны им игрушки с подвешенным внизу шариком, например барабанщики

Богородская резьба.

Игрушки-дергуны. Изготавливаются в виде с совы или медведя. Стоит медведь спокойно, лапы вниз опущены, но стоит дернуть за веревочку, начнет ими махать.

Богородская резьба.

Некоторые игрушки крепятся на подставках-тумбочках, а внутрь вставляется спиральная пружинка, она и приводит фигурку в действие ("Лыжники", "Как яблоньку сажают", "Мишка-дровосек").

Богородская резьба.

У других с помощью вставленной внутрь пружинки "оживает" только определенная деталь. Качает головой "русская красавица", дрожат листья на березке и зонтики в руках "дам".

Богородская резьба.

Листья на пружинках

Остроумна и занимательна игрушка "акробатик" с легкостью и динамичностью выделывающая невообразимые пируэты на турнике. А есть и медведь-акробат.

Богородская резьба.

Еще одним традиционным механизмом считается развод, когда фигурки прикрепляют к раздвигающимся планкам. Так устроены "Солдаты на разводе".

Богородская резьба.

«Развод» всадники на подвижных планках. Начало ХХ в.

В более сложных композиционных богородских игрушках оживает и движется каждый персонаж.

Делают и целые композиции: «Крестьянская изба», «Крестьянский двор». На "Крестьянском дворе" все герои заняты своим делом: мать доит коров, отец колет дрова, дочка кормит кур, и они стучат клювами, а маленький сынишка качается на качелях. Фигурки приводит в движение кнопочный механизм. Детали крепятся на суровой нитке к внутренней планке. Сдвинулась планка - и фигурки "оживают".

Подвижная композиция «Крестьянская изба»

Незамысловатые, но всегда остроумные по конструкции приспособления, "оживляют" игрушку, делают ее подвижной, более выразительной и привлекательной.

Для маленьких детей эти игрушки - самые лучшие: приводишь игрушку в движение - развивается рука, и материал естественный не какая-то пластмасса.

Роспись богородской игрушки

https://obj.mosregtoday.ru/img/articles/items/inline_153752394292590997186.jpg

После заготовки всех элементов игрушки, она собиралась и отправлялась на роспись. Если композиция представляла собой не единую конструкцию, а была собрано из множества фигур либо щеп, крепили элементы между собой при помощи клея ПВА и деревянных штапиков.

росписные богорордские игрушки

Чаще всего встречались богородские игрушки, которые не были окрашены вовсе.

https://www.goldencockerel.com/product/544000-G/m_544000-G_b.jpg

Они позволяли детям развивать фантазию. Если же игрушки расписывались, краски мастерами брались яркие, насыщенные и очень сочные.

https://spo.mosmetod.ru/news/8f1527bcdd3c1bc2a4510fb7a7153088.jpg

В игрушках прослеживались элементы хохломской и городецкой росписи, но при этом они были лишены характерных для данных техник мелких деталей, так как игрушки были рассчитаны на детей.

Понравилась статья? Подпишитесь на канал, чтобы быть в курсе самых интересных материалов

Богородская игрушка

История богородской деревянной игрушки насчитывает больше 350 лет. Известны изделия во всем мире, и по достоинству их в свое время оценили не только дети, но и скульпторы с мировым именем. Отличительная особенность богородской игрушки – это отсутствие явных деталей и строгих резных форм в изделиях скульптурного плана. Благодаря такому способу изготовления игрушка развивала у детей творчество и фантазию, и в течение длительного времени не надоедала им.

Не менее интересными были подвижные игрушки. Их продуманная конструкция длительное время работала и не ломалась.

Богородская игрушка получила свое название от села, в котором проживали мастера, делающие деревянные заготовки. Богородская игрушка настолько прочно вошла в жизнь местного населения, что одно из изделий стало символом поселка и изображено на его гербе. Это подвижная игрушка с мужиком и медведем.

Содержание:

История промысла


Изготовлением богородской игрушки начали заниматься в XV – XVI веках, в одноименном селе близ Сергиева Посада, Московской области. Изначально мастера по обработке и художественной резке дерева трудились по заказам скупщиков. Они готовили основу, которую уже после раскрашивали в Сергиевом Посаде.

Окончательно, как промысел, изготовление богородских игрушек сформировалось в конце XVIII – начале XIX века, когда весь процесс изготовления игрушек был передан мастерам из села Богородское. Их они разрабатывали, определяясь с тематикой, изготавливали основы и при необходимости расписывали.

Вначале XX века в этом же селе организовали артель, в которой готовили мастеров резки игрушек, передавая им накопленные знания, техники и умения. Из-за войны и экономических неурядиц, артель временно закрывалась, и после с новой силой заработала уже в советское время.

Богородские деревянные игрушки активно экспортировали в страны Европы. Вначале тематики были представлены бытом простого народа, позже, после окончания Второй мировой войны, мастера ушли в сказочную тематику. В более поздние годы на появление сюжетов для изготовления игрушек, влияние оказывали события, происходящие в стране, например, отправка человека в космос, популяризация спорта и т.д.

Виды богородских игрушек

Богородские деревянные игрушки были двух видов:

1. Скульптурная игрушка

скульптурная богородская игрушка

2. Подвижная игрушка

подвижная богородская игрушка

Фигурки скульптурного плана отличались отсутствием четко выраженных черт. В них дети, ввиду развития собственной фантазии, могли видеть мишку, лису и прочих животных.

Также вырезались богородскими мастерами игрушки с движущимися конструкциями. Фигурки крепились мастерами на плашки, которые двигались относительно друг друга, также внутрь их отправлялись пружины с кнопками, а еще одна часть игрушек представляла собой фигурки, закрепленные на плашке с противовесом на нитях.

Наиболее известные богородские деревянные игрушки – это:

Богородские кузнецы

Кузнецы, закрепленные на плашках;

Богородский мужичок

Пляшущий мужичок с пружиной внутри;

Богородские курочки

Курочки, клюющие зерна на кругу с противовесом.

Сюжетом для изготовления игрушек выбирались эпизоды из обычной жизни, нередко освещались ремесла и профессии того времени. Например, сапожник изображался в момент изготовления сапог, пряха сидела с веретеном за прялкой, лесорубы рубили дрова, гусары восседали на конях, барышни изображались с цветками в руке. В более поздних сюжетах появлялись медведи в сопровождении космических спутников, пылесосы, футболисты и т.д.

Технология изготовления

изготовление богородских игрушек

Традиционно богородские деревянные игрушки вырезали из массива липы. Среди всех деревьев, эта древесина наиболее мягкая и податливая.

Вначале заготовленные и высушенные стволы распиливали на небольшие брусочки и только после этого они отправлялись в работу к мастерам.

Брусочки ремесленники раскалывали самостоятельно, парой взмахов на четыре части. Именно такой формы заготовки были наиболее удобными для работы. Вырезали фигурки с помощью специальных богородских ножей и напильников. Из цельного куска делались дорогие виды игрушек, а из оставшихся щеп изготавливали игрушки попроще.

При отборе дерева старались брать те, в которых сучков было наименьшее количество, так как древесина с сучками сложна в обработке для данного вида промысла. Мастерами по резьбе дерева выступали, как правило, мужчины.

Роспись богородской игрушки

росписные богорордские игрушки

(Цветные (росписные) богородские игрушки)

После заготовки всех элементов игрушки, она собиралась и отправлялась на роспись. Если композиция представляла собой не единую конструкцию, а была собрано из множества фигур либо щеп, крепили элементы между собой при помощи клея ПВА и деревянных штапиков.

Чаще всего встречались богородские игрушки, которые не были окрашены вовсе. Они позволяли детям развивать фантазию. Если же игрушки расписывались, краски мастерами брались яркие, насыщенные и очень сочные. В игрушках прослеживались элементы хохломской и городецкой росписи, но при этом они были лишены характерных для данных техник мелких деталей, так как игрушки были рассчитаны на детей.

русский народный промысел резных игрушек и скульптуры из мягких пород дерева (липы, ольхи, осины). Существует в деревне Богородское (ныне в Загорском районе Московской области), вероятно, с XVI-XVIII вв. В начале XX в. мастера объединились в артель (с 1923 - "Богородский резчик", в 1960 преобразована в Богородскую фабрику художественной резьбы). До конца XIX в. сохранялась традиционная для богородской резьбы техника неглубоких порезок, которыми выявлялись в фигурках людей, животных и в игрушках с движением ("дергуны", "кузнецы" и пр.) лишь детали, необходимые для характеристики персонажей. Нередко эти детали подчёркивались яркой раскраской. В конце XIX - начале XX вв. техника порезок сменяется более детальной проработкой фигур, объединённых в композиции и бытовые сцены на сюжеты басен, сказок, стихов, а в советское время - также на темы современных событий и истории. Мастера: Ф. С. Балаев, А. Г. Чушкин, В. С. Зинин, И. К. Стулов и др.

И. К. Стулов.


И. К. Стулов. "Царь Додон и Звездочёт". 1944. Русский музей. Ленинград.

Литература: Л. Розова, Богородская игрушка и скульптура. (Альбом), М., (1970).

(Источник: «Популярная художественная энциклопедия.» Под ред. Полевого В.М.; М.: Издательство "Советская энциклопедия", 1986.)

Смотреть что такое "Богородская резьба" в других словарях:

Богородская резьба — Богородская резьба. И.К. Стулов. Царь Додон и Звездочет . 1944. Русский музей. БОГОРОДСКАЯ РЕЗЬБА, русский народный художественный промысел резных игрушек и скульптуры из мягких пород дерева (липы, ольхи, осины) в деревне Богородское Московской… … Иллюстрированный энциклопедический словарь

БОГОРОДСКАЯ РЕЗЬБА — народный промысел игрушек и скульптуры из дерева (вероятно, с 16 17 вв.) в с. Богородское, ныне Сергиев Посадского р на Московской обл. Из детально проработанных фигурок людей и животных (неокрашенных и окрашенных) часто составляются композиции… … Большой Энциклопедический словарь

Богородская резьба — народный промысел резных игрушек и скульптуры из мягких пород дерева (липы, ольхи, осины). Существует в деревня Богородское (ныне в Загорском районе Московской области), вероятно, с 16 17 вв. В начале 20 в. мастера объединились в артель… … Большая советская энциклопедия

Богородская резьба — Марка СССР, 1979 г. Богородская резьба, богородская игрушка русский народный промысел, состоящий в изготовлении резных игрушек и скульптуры из мягких пород дерева (липы … Википедия

Богородская резьба — рус. нар. промысел игрушек и скульптуры из дерева (с 16 в.) в с. Богородское Моск. обл. Характеризуется сочетанием орнамент. тонкой резьбы с гладкой рубленой поверхностью, использованием брусков древесины треугольного сечения. Темы и сюжеты… … Российский гуманитарный энциклопедический словарь

богородская резьба — народный промысел игрушек и скульптуры из дерева (вероятно, с XVI XVII вв.) в селе Богородское, ныне Сергиев Посадского района Московской области. Из обобщённых по формам фигурок людей и животных (главным образом неокрашенных) часто составляются… … Энциклопедический словарь

Резьба (художеств.) — Резьба художественная, один из древнейших и наиболее распространённых видов декоративного искусства, способ художественной обработки дерева, камня, кости, ганча, терракоты, лака и др. путём вырезания. Р. употребляется для украшения предметов быта … Большая советская энциклопедия

Резьба — один из древнейших и наиболее распространённых видов декоративного искусства, способ художественной обработки дерева, камня, кости, стука, терракоты, лака и др. путём вырезания. Резьба бывает: объёмная, высокорельефная, плоскорельефная,… … Художественная энциклопедия

Резьба по дереву — В данной статье или разделе имеется список источников или внешних ссылок, но источники отдельных утверждений остаются неясными из за отсутствия сносок … Википедия

Резьба — I Резьба чередующиеся винтовые канавки и выступы постоянного сечения (нарезка), образованные на поверхности детали. Контур сечения канавок и выступов в плоскости, проходящей через её ось, называется профилем Р. По этому признаку различают … Большая советская энциклопедия

Читайте также: